Кто работает в театре профессии

Опубликовано: 03.07.2024

Театральные профессии – какие они? Первое, что приходит на ум, – актеры, режиссер, гардеробщик. Но есть и невидимые зрителю работники, которые выполняют организационные и технические задачи.

Помощники зрителей

Человеку, который переступил порог театра, как правило, требуется помощь. Ему нужно купить и предъявить билет, где-то оставить верхнюю одежду. Тем, кто пришел на спектакль впервые или ходит очень редко, необходимы разъяснения. Например, где находится партер, балкон и бельэтаж, как пройти в буфет или уборную, сколько длится антракт.

Для помощи зрителю предусмотрены такие профессии театра, как кассир, гардеробщик и капельдинер. В столице их представители зарабатывают порядка 15–25 тысяч рублей в месяц. Зарплата их коллег в провинциальных городах составляет от 10 до 15 тысяч рублей.

Кассир

Посещение театра начинают с покупки билета на спектакль, а не с вешалки, вопреки классической фразе, приписываемой Константину Станиславскому. Приобрести его можно у кассира, который работает в помещении театра, а также в городских павильонах и киосках.

Многие сегодня предпочитают покупать электронные билеты на сайтах официальных распространителей. Однако, несмотря на это, профессию кассира исчезающей не назовешь. Специальное образование получать для нее необязательно. Гораздо важнее знать репертуар и расположение мест в зале. Этого человека просят порекомендовать, что посмотреть ребенку, или спрашивают, какое место выбрать, чтобы было лучше видно сцену.

Гардеробщик

Для профессии гардеробщика, как и для кассира, специальное образование не требуется. Но это вовсе не значит, что работа слишком простая. Этот человек должен быть аккуратным, так как с одеждой посетителей нужно обращаться бережно. Принимать и развешивать ее надо уметь быстро, чтобы не создавать очереди. Кроме того, гардеробщик несет материальную ответственность за ее сохранность.

Желающим устроиться в театр на эту должность следует учитывать, что работать придется 6 дней в неделю. Причем суббота и воскресенье будут рабочими.

Капельдинер

В обязанности капельдинера входит:

  • проверка билетов;
  • запуск посетителей в зал;
  • комплектация программок и предложение их зрителям;
  • помощь в поиске места в зале.

Во время спектакля он должен следить за порядком и пресекать попытки его нарушения (фото- и видеосъемку, разговоры по телефону, шум). В антракте капельдинер отвечает на вопросы зрителей о репертуаре, постановке и артистах.

В регионах на эту должность трудоустраиваются в основном пенсионеры. В театрах столицы и Санкт-Петербурга на такое вакантное место претендуют и молодые люди.

Руководители-организаторы

В Москве и Санкт-Петербурге театральное начальство зарабатывает примерно 30–40 тысяч рублей. В регионах зарплата худрука и заведующих составляет порядка 20–25 тысяч рублей.

Художественный руководитель

Человек, занимающий эту должность, несет ответственность за «творческий результат». Он готовит репертуар и принимает решение о постановке спектаклей. В его обязанности также входят:

  • разработка годового бюджета (вместе с директором);
  • кадровые вопросы (наем, контроль работы, оценка деятельности);
  • ведение переговоров с партнерами и спонсорами.

В некоторых театрах обязанности худрука выполняет главный режиссер. Однако такое совмещение, часто продиктованное желанием сэкономить на зарплате, негативно сказывается на качестве работы в целом. Оно может быть оправданно лишь в маленьких региональных коллективах.

Заведующий труппой

Это своего рода связной между руководящим звеном и творческим коллективом театра. Он составляет график репетиций и обсуждает его с худруком. Заведующий труппой вносит предложения по изменению в ее составе и вводу новых исполнителей. Именно к нему обращаются артисты, когда у них возникают разного рода проблемы.

Профессия подходит для тех, кому нравится работать с людьми, и тем, у кого есть навыки психолога. Для трудоустройства требуется высшее профессиональное образование, а также опыт работы хотя бы ассистентом режиссера.

Заведующий литературной частью

Раньше его работа сводилась к поиску пьес для спектаклей. Сегодня круг обязанностей заведующего литчастью дополнили пиаром:

  • написание анонсов;
  • сотрудничество с журналистами и критиками;
  • решение вопросов рекламы.

На такую должность могут взять без опыта и даже без театрального образования (хотя оно будет преимуществом). Вполне достаточно диплома филолога.

Заведующие художественно-постановочной частью и мастерской

Эти профессии – высшие ступени в рабочей театральной карьере. Обязанности их представителей сводятся в основном к бюрократической и организационной работе:

  • подбирать кадры для мастерской и повышать их квалификационный уровень;
  • внедрять новые технологии;
  • решать текущие технические вопросы (например, касающиеся ремонта декораций, состояния реквизита, костюмов и так далее).

Заведующий костюмерной

Представитель этой профессии отвечает за то, чтобы каждый артист был обеспечен костюмами и имел запасной гардероб. Кроме того, он должен уметь делать все то же, что и рядовой костюмер:

  • правильно хранить одежду и ремонтировать ее;
  • выполнять подгонку по размерам;
  • помогать актеру быстро одеться.

Когда идет спектакль, заведующий костюмерной находится за кулисами. Если нужно срочно починить поврежденный костюм, он решает эту проблему.

Режиссеры

Режиссер-постановщик руководит работой всей труппы. Вместе с худруком он выбирает актуальный материал, который можно использовать для подготовки спектакля. Представитель этой профессии должен участвовать в организации репетиций и работать с актерами над ролями. Кроме того, в его обязанности входит контроль процесса создания декораций и оформления постановки.

Ассистент режиссера-постановщика выполняет его поручения и участвует в составлении репетиционного графика. Также он должен обеспечивать артистов рабочими материалами (текстами пьесы, ролей и так далее).

Звукорежиссер – профессия, которая предполагает наличие специального образования и отличного слуха. Он занимается звуковым оформлением постановки в соответствии с предложенной режиссером концепцией. Кроме того, он должен следить за работой оборудования.

В столице и Санкт-Петербурге театральный режиссер зарабатывает порядка 70–90 тысяч рублей. В регионах зарплата представителя этой профессии меньше – примерно 40–50 тысяч. Помимо оклада, он может рассчитывать на дополнительный доход в виде премий и грантов.

Актер

Основная обязанность актера – исполнять роли, создавая художественные образы. Стать им без соответствующего образования практически невозможно. Без диплома могут взять разве что в какую-нибудь аматорскую труппу или в маленький театр в провинции. Но даже для этого нужны яркий типаж и незаурядный талант. Причем образование все равно получать придется – заочно.

Самыми популярными учебными заведениями, в которых готовят актеров, считаются:

  • Школа-студия МХАТ;
  • Театральный институт им. Б. Щукина;
  • Российский институт театрального искусства (ГИТИС);
  • Высшее театральное училище им. М. Щепкина.

На уровень заработной платы актера влияют его занятость и стаж. Новичок в регионах получает примерно 15 тысяч рублей. В столице он может зарабатывать 25 тысяч рублей. Опытным профессионалам платят в 2-3 раза больше. Помимо этого, актеры могут подрабатывать на съемках в рекламе и на корпоративных мероприятиях.

Суфлер

Всего в России не больше 30 суфлеров. В столице эта театральная профессия сохранилась только в 3 театрах:

  • Малом;
  • Большом;
  • Московском Художественном театре им. А. Чехова.

Суфлер внимательно следит за ходом каждой репетиции и спектакля. Если вдруг актер забыл свою реплику, он шепотом подсказывает ему. Его рабочее место невидимо для зрителя, поэтому не все знают даже о существовании такой профессии. Находится суфлер за кулисами или в специальной будке, которая располагается посреди сцены. Это едва заметное возвышение в форме ракушки. Иногда он может прятаться в декорациях.

Чаще всего суфлером становится бывший актер, который по различным причинам не может выходить на сцену. На первый взгляд эта профессия кажется легкой. Однако это обманчивое впечатление. На протяжении спектакля ее представитель находится в постоянном напряжении. Он должен быстро ориентироваться, где актер делает длинную паузу, а где – молчит, потому что забыл текст.

Технические работники

Технические профессии, связанные с театром, представляют собой отдельный рабочий кластер. К ним относят осветителя и художника по свету, механика сцены, реквизитора, изготовителей декораций.

Заработная плата таких специалистов не очень высокая. В регионах они получают примерно 20 тысяч рублей. В столице и Санкт-Петербурге театральные техники могут зарабатывать 25–30 тысяч рублей. Иногда им начисляют премии.

Осветитель и художник по свету

Осветитель – это человек, занимающийся созданием световых эффектов, которыми сопровождается спектакль. Он также обязан следить за бесперебойной работой аппаратуры. У такого специалиста может не быть технического образования, но он должен хорошо понимать основы света и цвета и оперативно реагировать на форс-мажорные ситуации.

В маленьком театре осветитель может одновременно исполнять обязанности художника по свету. В его задачи входит создание так называемой «световой партитуры». Он должен знать, что, где и какими оттенками светит, когда мигает, а когда и вовсе гаснет.

Механик сцены

Он управляет механизмами декораций и сцены. Все, что опускается, поднимается, падает, летает, крутится и всячески перемещается, – это его работа. В его обязанности также входит монтаж, разборка и ремонт движущихся элементов до и после репетиций и спектакля. На гастролях механик занимается погрузкой и разгрузкой, поэтому на такую должность берут физически крепкого человека.

Специальное образование для трудоустройства не требуется. Опыт работы в театре будет преимуществом.

Реквизитор

Заменить коньяк чаем, а вино – соком. Это не совет для тех, кто борется с алкогольной зависимостью, а театральная хитрость. Ведь на сцене все должно выглядеть максимально правдоподобно, а актеры при этом – быть трезвыми. Отвечает за это реквизитор.

Работа представителя этой профессии не видна. И все же по важности она не уступает искусству актера. В арсенале реквизитора – сотни разных предметов. Он должен четко помнить, какие из них используются в каждом спектакле.

Художники и дизайнеры

К этой категории профессий относятся гримеры и постижеры, бутафоры, художники-модельеры театрального костюма. На уровень зарплаты таких специалистов влияют опыт работы и занимаемая должность. Например, заведующий получает от 35 до 50 тысяч рублей в столице и Санкт-Петербурге. В регионах его зарплата составляет примерно 25–30 тысяч рублей. Рядовой сотрудник в Москве может зарабатывать 25-–30 тысяч рублей, а в провинции – 15–20 тысяч.

Постижер и гример

Кто такой гример, знают, наверное, практически все. А вот слово «постижер» слышали немногие. Так называется специалист, который изготавливает искусственные усы, бороды и парики. Представители этих профессий должны обладать тонким художественным чутьем и вкусом, навыками парикмахера и визажиста. Кроме того, аллергические реакции на пыль, косметику, клей и шерсть закрывают путь в постижеры.

Зачастую гример сам придумывает, как «раскрасить» актера. Чтобы сделать это наилучшим образом, ему надо понимать режиссерский замысел, знать, как выставлено освещение и как персонаж будет передвигаться по сцене. Ему постоянно нужно быть начеку за кулисами, чтобы подкорректировать грим или дать актеру новый парик вместо случайно оброненного со сцены.

Опытный театральный гример может дополнительно зарабатывать, преподавая визаж, а также на профессиональных фотосессиях в модельном бизнесе.

Бутафор

Трудоустроиться в театр бутафором может выпускник художественного высшего учебного заведения. Основные требования: любить ручной труд, отлично разбираться в красках и клеевых составах.

В обязанности художника-бутафора входит изготовление эскизов, согласование их с постановщиком, руководство цехом. Рядовой бутафор работает по готовому эскизу. Он занимается завариванием клейстера и клея, нарезанием бумаги, замешиванием глины, оклеиванием и окрашиванием – словом, изготовлением декораций и реквизита.

Художник-модельер театрального костюма

Представитель этой театральной профессии отвечает за создание костюмов, эскизы которых ему предоставляет худрук или режиссер-постановщик. От уровня сложности работы и количества сотрудников мастерской зависит, будет ли он руководить швеями или заниматься кроем и шитьем самостоятельно.

Человека без соответствующего образования и хотя бы небольшого опыта в швейном деле в эту профессию не возьмут. Художник-модельер должен обладать теоретическими знаниями истории костюма, символизма цветов и орнаментов, специфики театральных спектаклей.

Кто еще работает в театре

Перечисленные профессии – далеко не полный список. В крупных театрах числятся еще театральный критик и директор PR-службы. Наличие узконаправленных цехов (реквизиторского, трикотажного, мягких декораций, столярного и так далее) предусматривает увеличение штата дополнительными заведующими и рядовыми работниками. На контрактной основе зачастую нанимают музыкантов, балетмейстеров, композиторов, драматургов, художников, репетиторов по технике речи. Такие профессии, как уборщик, буфетчик, охранник, юрист и бухгалтер, не относятся к сугубо театральными, но без них не обойтись.

Как видите, профессий достаточно много. Если вы твердо решили связать свою работу с театром, проблем с выбором не возникнет. Главное – определиться с направлением, которое будет вам по душе, и развиваться в нем.

Автор: Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии в театре подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>


Театр – искусство, которое можно называть коллективным. Это только непосвященным кажется, что театр ограничивается сценой и актёрами, находящимися на ней. На самом же деле закулисье скрывает массу людей, которые имеют различные театральные профессии. Какие? Читайте дальше!

Капельдинер

С чего начинается любой храм Мельпомены? Вспоминая изречение Константина Станиславского, можно ответить: «Театр начинается с вешалки!», но на самом деле начинается всё с капельдинера. В обиходе людей этой профессии принято называть билетёрами, однако в числе их обязанностей не только проверка билетов. Такие особи могут привести в ужас каждого Цитаты, помогающие преодолеть страх Эти законы вы нарушаете каждый день! Капельдинеры подготавливают зал к спектаклю, встречают зрителей, рассаживают их по местам и даже могут проконсультировать по поводу репертуара театра. Так что афоризм о том, что театр начинается с вешалки, не совсем верен. Кстати, в царские времена были введены основные правила, которые в некоторых театрах сохраняются и сегодня: например, внизу, в партере и бельэтаже, роль капельдинеров исполняют мужчины, а выше первого яруса работают девушки.

Актёры и актрисы

Занавес поднимается, на сцене появляются актёры. Они – настоящие мастера перевоплощения. Именно актёры принимают образы других личностей, полностью вживаясь в их характер и качества. Зародилось актёрское мастерство в Древней Греции. Изначально эта профессия была очень уважаемой. Позднее, в эпоху Средневековья, труд актёра презирали – ведь театр был признан проявлением дьявола, а люди, имевшие театральные профессии – его прислужниками. Восстановиться в глазах общества лицедеи смогли только в эпоху Возрождения. Но настоящая революция произошла в XX веке – тогда Станиславский победил шаблонность характеров, присущую актёрам. 10 признаков того, что у вас стресс Картофельное пюре: самые лучшие способы приготовления Где голуби прячут своих птенцов? Стоит отметить, что театральная деятельность подходит не всем: актёрами могут стать только люди креативные, способные запомнить и воспроизвести большое количество информации. Необходимо ежедневно перевоплощаться в своего персонажа, донося его суть до публики. Совершенным должно быть всё – и голос, и интонации, и жесты. Эта профессия – одна из самых психологически сложных.

Кукловод

Эта профессия отличается тем, что человек не выходит на сцену, он управляет куклами, озвучивает их. Очень важно, чтобы артист театра кукол обладал техникой кукловождения, сценической речью, актёрской техникой, пением.

Суфлёр

Заядлые театралы знают ответ на вопрос о том, кто такой суфлёр. Тем, кто ещё не знаком со значением этого слова, будет интересно узнать, что французское souffleur на русский язык можно перевести как «подсказчик». То есть деятельность этого театрального работника заключается в том, что он следит за ходом репетиций и спектакля. А в случае необходимости шёпотом даёт подсказки актёрам. Рабочее место суфлёра скрыто от глаз зрителя, поэтому зачастую многие даже не задумываются о том, кто такой суфлёр и где он находится. А сидит этот человек или за кулисой, или в суфлёрской будке, расположенной посреди сцены. Эта будка едва возвышается, имеет форму ракушки.

Гримёр

Мастер театральных превращений – гримёр. Он может превратить красавицу в чудовище и наоборот! Для этого он использует грим, материалы-наклейки (усы, парики, брови), гумоз – специальную вязкую массу, способную деформировать лицо. В своей работе гримёр не ограничивается одним лишь накладыванием грима. Он изготавливает парики и бороды.

Костюмер

Завершают сценический образ актёров люди, которым подошла работа костюмером. Они помогают подчеркнуть характер персонажа, его черты. Что такое театральный костюм? Это одежда, обувь, украшения и головные уборы. Информацию о том, как должны выглядеть костюмы персонажей разных эпох, берут из разных источников: музеев, книг, фотографий, открыток.

Художник

Работа над костюмом начинается с эскизов. Их выполняет художник. Он же оформляет вообще весь спектакль. Профессия театрального художника очень многогранна. Он является и дизайнером сцены, и декоратором, и художником. Немаловажно при этом и взаимодействие с режиссёром: только совместная работа позволяет реализовать творческий замысел постановки, ее задумку. Кстати, в каждом театре есть декоративно-бутафорский цех. Здесь изготавливают предметы, которые используются в спектаклях. Для создания декораций применяют самые разные материалы: папье-маше, дерево, гипс, холст.

Светооператор

За работу светового оборудования в постановках отвечает светооператор. Световые эффекты на сцене используются самые разные. Две основные категории – стационарные и динамические. К динамическим можно отнести: молнию; взрыв; пожар; дождь; снег; ход поезда. Стационарные эффекты – это: звёзды; луна; туман; радуга. Для всех световых эффектов светооператоры используют специальное оборудование. А туман получается, когда через сухой лёд в испарителях пропускается горячий пар.

Антрепренёр

Менеджер, импресарио, продюсер – все эти театральные профессии можно назвать словом антрепренёр. Этот человек является арендатором или содержателем частного театра. Кстати, самый первый контракт, заключенный антрепренёром с актрисой, был составлен в 1545 году! В России профессиональные антрепренёры появились только в XVIII веке. Первым представителем был немец Иоганн. Он был выписан в 1671 году царём Алексеем Михайловичем. 1679 год ознаменовался приездом в Москву нового антрепренёра – Сплавского. А в 1700-м по приглашению Петра I в Россию приехал Иоганн Куншт.

Заведующий труппой

Организационной деятельностью в театре занимается заведующий труппой. Этот человек принимает участие в распределении ролей, вносит предложения по составу труппы. Кроме того, он занимается составлением планов репетиций. Именно от этого человека зависит равномерная загрузка труппы. Заведующий подбирает новых актёров, приглашает исполнителей для разового участия в постановках.

Режиссёр театра

Профессия театрального режиссёра в том виде, в котором мы привыкли её видеть, сложилась ещё во второй половине XIX века. Но понятие режиссуры появилось куда раньше – в 1742 году. Режиссёр-постановщик театра определяет общую идею, которая и будет раскрыта в ходе спектакля. Этот творческий работник объединяет усилия всех остальных – декораторов и актёров, композиторов и гримёров. Именно он должен сплотить всех работников театра, заставить их проникнуться смыслом, вложить в постановку душу. Для этого режиссеру необходимо быть хорошим психологом, при этом умея управлять собой. Режиссёр театра – профессия непростая. Для того чтобы стать им, необходимо обладать напористостью, серьёзностью, грамотностью, умом и оригинальностью. Этот человек трактует пьесы – разумеется, согласно своему видению, так, что они звучат по-новому, заинтересовывают зрителей.

Существуют и другие театральные профессии. Помощника постановщика называют просто режиссёром. Он занимается повседневными репетициями. Менее ответственные задания выполняет режиссёр-ассистент.

Популярной профессией в театре считается актёр, который исполняет различные роли. Этот человек должен уметь создавать художественный образ. Это считается сложным делом, поэтому будущие актёры должны сначала получить соответствующее образование. Попасть в театр без диплома удаётся небольшому количеству людей. Кроме того, для качественного исполнения той или иной роли необходимы талант и яркий типаж.

Заработная плата актёров зависит от их стажа и занятости. В России люди с актёрским образованием зарабатывают в пределах 15−25 тысяч рублей. Профессионалы с опытом получают в несколько раз больше. В свободное время они могут подрабатывать в кино.

Другая главная театральная профессия — режиссёр. Также он называется постановщиком спектакля. Этот человек руководит работой всей труппы. Ему необходимо подбирать материал для спектакля, организовывать репетиции и работать с актёрами над их ролями. Также он принимает последнее решение в выборе костюмов, декораций и общего оформления сцены. Обычно режиссёры зарабатывают около 40−50 тысяч рублей, однако в Москве и Санкт-Петербурге их зарплата может превышать 80 тысяч рублей.

Руководители и заведующие

У режиссёра есть много помощников, которые заведуют разными службами театра и следят за выполнением обязанностей других работников. Основные руководящие должности:

  1. Художественный руководитель. Он готовит репертуар, разрабатывает годовой бюджет, занимается вопросами кадров, имеет дело со спонсорами. Также он считается ответственным за результат творческого процесса. В небольших заведениях режиссёры часто берут на себя обязанности художественного руководителя.
  2. Заведующий труппой. Этот человек выступает помощником художественного руководителя или режиссёра. Он разрабатывает график репетиций, определяет состав актёров, при необходимости увольняя и нанимая новых исполнителей. Когда у артистов возникают какие-то проблемы, они обращаются именно к этому работнику. Заведующим труппой может стать человек с высшим профессиональным образованием. Эта специальность подойдёт для личностей, которые любят общаться и умеют находить подход к окружающим.
  3. Заведующий литературной частью. Руководитель занимается поиском пьес для спектаклей, написанием анонсов и рекламой. Также он сотрудничает с журналистами и критиками. Чтобы получить эту должность, необходимо иметь диплом филолога.
  4. Руководители художественно-постановочной части и мастерской. Эти люди заведуют совокупностью театральных цехов и занимаются организационными вопросами. Заведующие нанимают работников в мастерскую и повышают уровень квалификации имеющегося персонала. Они внедряют новые технологии и решают технические проблемы.
  5. Руководитель костюмерной. Это лицо отвечает за подбор, хранение и ремонт костюмов для актёров. Заведующий костюмерной подгоняет одежду по размерам и помогает артистам быстро одеться. Во время спектакля руководитель должен находиться за кулисами, чтобы своевременно решить проблемы с испорченными костюмами.

От перечисленных руководителей зависит практически всё существование театрального искусства. Именно заведующие занимаются самыми важными вопросами. Их зарплата составляет 30−40 тысяч рублей.

Технические работники

Отдельным рабочим сегментом выступают технические профессии. В театре работают люди, отвечающие за свет, реквизит, состояние сцены и декораций:

  1. Светооператор. Специалист создаёт световые эффекты и следит за бесперебойной работой аппаратуры во время спектакля. Светооператор должен знать нюансы света и цвета и вовремя реагировать на возникающие проблемы техники.
  2. Звукорежиссёр. Он необходим для звукового оформления. Главное для профессионала — хороший слух и специальное образование. Звукорежиссёр подбирает фонограммы, подходящие сюжету. С помощью звуковых эффектов он может создать шорохи, скрип двери и многое другое.
  3. Механик сцены. Человек отвечает за работу механизмов декораций и всего места действия спектакля. Механик разрабатывает и ремонтирует любые движущиеся детали перед выступлением и после него. На гастролях специалисту приходится переносить оборудование, поэтому на эту должность берут физически крепких и активных людей.
  4. Реквизитор. Этот специалист знает многие театральные хитрости, которые позволяют сделать спектакль правдоподобным. Он подбирает предметы, которые необходимы для определённой сцены, а также отвечает за их сохранность и ремонт.

Зарплату представителей этих профессий нельзя назвать высокой, несмотря на важность их работы. Обычно они получают 20−25 тысяч рублей.

Художники и дизайнеры

В больших театрах есть несколько работников, которые связаны с творческой частью спектакля. Каждому из них отведены определённые обязанности:

  1. Гримёр. Профессионал придумывает и изменяет внешность актёра, чтобы создать необходимый образ. Гримёр должен знать техники нанесения косметических средств. Кроме того, ему надо учитывать, как будет выставлено освещение. Передвижение актёра по сцене тоже влияет на восприятие зрителями его сценического образа. Гримёр находится за кулисами во время актёрской игры и при необходимости корректирует нанесённый грим.
  2. Постижёр. Этот специалист создаёт искусственные парики, усы и бороды. Чтобы стать профессиональным постижёром, человеку необходимы навыки парикмахера и визажиста.
  3. Бутафор. Настоящий профессионал должен разбираться в различных красках и клеевых составах. Бутафоры подбирают или создают эскизы, которые затем согласовывают с режиссёром. Творческая профессия связана с изготовлением реквизита и декоративных элементов для сцены.
  4. Художник-модельер. Специалист отвечает за создание костюмов для артистов. Обычно эскизы ему предоставляет режиссёр или художественный руководитель. Модельер руководит швеями, которые занимаются кроем и пошивом одежды. В маленьких театрах он сам этим занимается. Работник театра должен быть знаком не только с основами шитья. Специалисту надо знать историю костюмов, уметь работать с оттенками и орнаментами.

Работники творческих профессий обычно зарабатывают 15−25 тысяч рублей. Опытные профессионалы получают больше 30 тысяч.

Помощники зрителей

Переступая порог театра, будущие зрители нуждаются в знакомстве с заведением. Им необходимо приобрести билеты, сдать верхнюю одежду в гардероб, а также узнать, где находится их место в зале. Помогут им в этом следующие работники:

  1. Кассир. Именно у него покупают билеты на спектакль. Также у кассира можно узнать о лучших местах и их расположении в зале. Работник рекомендует пьесы для взрослого или ребёнка. Он информирует о ценах билетов для дошкольников и учащихся разных учебных заведений. Иногда кассиры работают в киосках и павильонах, которые могут быть расположены рядом с театром или в разных местах города.
  2. Гардеробщик. Эта работа кажется лёгкой, но это не так. Не во всех заведениях гардеробщики аккуратно обращаются с одеждой посетителей. В театрах к гостям иное отношение. Чтобы человек захотел снова посетить заведение, работники бережно обращаются с его одеждой. Кроме того, гардеробщик должен быстро принимать и развешивать её, чтобы не создавать очередь. Следует учесть, что эта должность часто предполагает график без выходных.
  3. Капельдинер. Этот человек проверяет билеты и пропускает посетителей в концертный зал. Кроме того, капельдинер предлагает гостям программки, помогает им найти своё место и следит за порядком во время спектакля. В перерыве между актами он отвечает на вопросы об актёрах или самой пьесе.

Для перечисленных должностей не требуется специальное образование. Устроиться на эти вакансии могут как молодые, так и пожилые люди. Зарплата работников обычно варьируется в пределах 10−20 тысяч рублей.

Другие театральные должности

Наличие других работников зависит от вида и размера театра. В работе крупных заведений могут участвовать театральный критик или директор по рекламе. Нередко штат включает музыкантов, балетмейстеров, драматургов, композиторов. В кукольном театре не обойтись без кукловодов, а в музыкальном часто используется целый оркестр. Кроме того, стоит перечислить бухгалтеров, юристов, охранников, буфетчиков и уборщиков. Хотя они не связаны с основной работой театра, труд этих служащих тоже важен для заведения.

В некоторых театрах работают суфлёры. Во время спектаклей они внимательно следят за говорящими артистами, находясь за кулисами или в специальной будке, которая скрыта от глаз зрителей. Если исполнитель роли забывает свою реплику, суфлёр шёпотом подсказывает ему. Эта работа может показаться лёгкой, однако в течение всего спектакля специалист находится в постоянном напряжении. Суфлёру необходимо быстро ориентироваться и понимать, когда актёр молчит по сценарию или делает лишнюю паузу, потому что забыл текст.

Театр считается храмом настоящего искусства, которое создаётся коллективно. Поскольку в этой сфере творчества требуется много разных работников, многие люди смогут найти направление по душе и развиваться в нём.

Главный человек в театре - это художественный руководитель и главный режиссер, часто в одном лице. Это "капитан" по выражению В.Высоцкого, идеолог, генератор концепции театрального коллектива, имя и лицо театра.

Недаром говорят "Театр Марка Захарова", "Театр Любимова" , "Театр Товстоногова" "Театр Мейерхольда"

Наряду с главным режиссером в театре работают режиссеры-постановщики. Двое или трое в зависимости от масштаба и известности театра.

Оформление спектакля поручают художнику постановщику, наряду с режиссером постановщиком он считается полноправным создателем спектакля. Художник создает оформление сцены, а также эскизы костюмов персонажей.

Директор театра отвечает за всю административно-хозяйственную деятельность, а также формирует состав труппы, участвует в распределении ролей.

Администратор назначает время репетиций, формирует театральную афишу на месяц, на сезон, договаривается о гастролях, обеспечивает транспорт и прочее.


Музыкальное оформление действия поручают музыкальному редактору он же зачастую и звукорежиссер.

Труппа театра - актеры, могут делиться на основной и вспомогательный состав. Во вспомогательном составе часто подрабатывают студенты театральных вузов в качестве массовки.

Актерский состав - главный инструментарий режиссера постановщика, причем инструментарий творческий, выступающий соавтором режиссера в деле создания образа героя.

Помогают создать спектакль и обслуживают сцену люди следующих профессий:

Помощник режиссера - следит за канвой спектакля во время представления

Работники бутафорского цеха - создают необходимый для спектакля антураж

Работники костюмерного цеха - модельер-конструктор, раскройщик, швеи, костюмеры. Эти отвечают за воплощение задумки театрального художника и следят за сохранностью театральных костюмов.

Обслуживают спектакль машинист сцены, рабочие сцены, осветители, капельдинеры, гримеры, иногда суфлеры. Билеты продает кассир.

Отдельные театры могут себе позволить иметь в штатном расписании импрессарио.

Вот такой он - театр, много в нем профессий, и все нужные. И все работают на одну задачу - создание спектакля и исполнение представлений.


Люди работающие в театре преимущественно творческие люди.

Для того, чтобы зритель увидел спектакль и остался им доволен, в театре работает очень много людей различных профессий.


  • Начну с руководителя театра - режиссера. На его плечах лежит большой груз ответственности, от его работы зависит как будет функционировать, работать театр.
  • Так же в театре трудятся сценарист, которые занимаются постановкой спектаклей.
  • Актёры - это те люди, персонажи, которых мы видим на сцене. Именно с актёрами мы "знакомы", так как приходя в театр мы видим непосредственно их работу.
  • В театре работают художники. На плечах художников лежит оформление спектакля, сцены (художник-декоратор). Они, художники по костюмам, так же принимают непосредственное участие в изготовлении костюмов.
  • Костюмы для актёров шьют портные-костюмеры. Костюмеры занимаются с костюмами.
  • Гримёр "наводит красоту**, создаёт образ актерам - гримируют их.
  • Так же стоит отметить и людей такой профессии, как осветители. Благодаря осветителя мы видим постановку в наилучшем свете.
  • Так же в театре работают кассиры, билитеры, охрана, уборщицы.


Театр, это тоже большой "творческий цех и коллектив", и трудится здесь много людей разных профессий, должностей и образования. Над постановкой сплочённо работают десятки людей, не говоря уже о творческой труппе на сцене. Поэтому так интересно всегда смотреть премьеры и постановки. Театр насчитывает многовековую историю, и здесь свои традиции. Ходить в театр, это прежде всего духовно, и здесь вы и познакомитесь с некоторыми профессиями. Начнёте вы своё посещение с кассы продажи билетов, а это кассир, и с гардероба, а это гардеробщицы или гардерощик. Есть здесь и буфет, а значит и буфетчица. На сцене вы увидите актёров или солистов, балерин и так далее. А спереди сцены есть суфлёр, но редко. Где есть аркестровая яма, там есть и дерижер, и музыканты, целый симфонический оркестр, а может и композитор. Из далека наблюдает осветитель, который вовремя берет лучем света нужный сюжет, или красиво всё подсвечивает, а в нужный момент гасит свет. А кто построил и придумал все декорации, конечно декораторы и художник. За костюмы отвечает костюмер. И за всем этим действом стоят режиссер и драматург. Вот я недавно, например, писал о Табакове.


Профессий в театре - великое множество! Назову несколько, опираясь на опыт работы в местном дамтеатре. Во-первых, это сами артисты драмы различных категорий ( все зависит от стажа, опыта, наглости у некоторых субъектов). Самые высокооплачиваемые у нас были ведущие мастера сцены. Были доплаты и за звание, например, заслуженного артиста. Во-вторых, режиссер В-третьих, помощник режиссера. Была заведующая костюмерной со штатом костюмеров. Был в театре и пошивочный цех. Возглавлял его заведующий пошивочным цехом. В его подчинении - художник по костюмам и швеи. Был главный художник театра. В его подчинении - штат художников, создающих декорации. Художник - громко сказано! Пахали они, как маляры да разнорабочие, что-то выпиливая и строгая. Был парикмахерский цех. Возглавлял его заведующий парикмахерским цехом. В его подчинении - художники- гримеры и парикмахеры. К сожалению, за давностью не помню название цеха, где сидели так называемые, "звуковики" и осветители. Я с ними не общалась, а потому даже правильные названия их профессий сказать не могу. Композиторы и авторы песен были из других городов, с ними заключались договоры по дистанционке. Плюс ко всему уборщики помещений, гардеробщики, вахтеры, работники буфета, работники отдела кадров и бухгалтерии, секретарь. Был целый штат администраторов, кассиров. Хореографов в штате не было. Их брали со стороны. Всех не вспомню.


Театр – древнейший храм кипящей жизни, в котором рождается настоящее искусство перевоплощения. Его мир полон ярких эмоций, завораживающих дух мелодий, красочных декораций, что вознаграждается благодарными аплодисментами зрителей. Однако такой успех – не лишь результат убедительной игры актеров, а и усердный труд всех тех, кто находится за кулисами сцены. Рассмотрим детальнее театральные профессии, особенности работы и требования к ним.

Театральные профессии по списку и описание

Для того, чтобы качественно поставить спектакль, требуется задействовать массу людей, которые ответственно, компетентно и творчески подойдут к рабочему процессу. Вклад каждого участника театральной команды невозможно оценить больше или меньше, поскольку все заинтересованы в реализации общей идеи. Театральные профессии представлены в списке ниже:

  • актеры и актрисы;
  • гримеры;
  • суфлер;
  • костюмер;
  • художник-модельер;
  • реквизитор;
  • режиссер;
  • художник-постановщик;
  • руководитель труппы;
  • капельдинер;
  • импресарио;
  • звукорежиссер;
  • сотрудник бутафорского цеха;
  • администратор;
  • балетмейстер;
  • декоратор сцены;
  • художник по свету;
  • машинист сцены.

Актеры и актрисы

Именно от их подачи образа героев зависит конечное представление о картине у зрителей. Подбор актера на конкретную роль – всегда сложное решение, особенно если это касается главных ролей. Перед актерами стоит огромная задача – не уронить частичку труда каждого служителя театра и одновременно максимально правдоподобно донести до сидящих в зале воплощаемый образ, т.е. заставить зрителя поверить. Основные требования к профессии актера – наличие таланта перевоплощения, четкая дикция, уверенный голос, отсутствие боязни публики, постоянное желание творчески расти, хорошая память, умение импровизировать, лавировать эмоциями. Таким образом, профессия актера – очень сложная, требующая всецелой отдачи человека работе, но безумно интересная.

Гримеры

Правильно подобранный грим помогает актеру лучше передать характер героя на сцене, именно поэтому хорошие гримеры – на вес золота. Креативность, выносливость, чувство гармонии цветов и вкуса, острое абстрактное мышление, хорошо развитая фантазия – навыки, которыми гример должен владеть. Безусловно, он умеет рисовать и стремится научиться большему, обращает внимание на критику в свой адрес, иначе потеряет себя в профессии. Гример также составляет заказ по поводу дополнительной атрибутики персонажа (усы, парики, борода). Поскольку основным объектом работы выступает лицо актера, продумываются все детали – от формы лица до тона румянца на щеках.

Суфлер

Одной из сложных профессий в театре всегда являлась работа суфлера. Внимательность и терпеливость – его лучшие друзья. Суфлер должен одновременно подсказывать текст в случае запинки актера на сцене и оставаться незамеченным зрителями, чтобы спектакль не вызвал негативного впечатления у зрителей. В связи с этим, нужна хорошая дикция и сильный голос. В тексте у суфлера оставлялись заметки, которые помогали ему выявить, когда актер сбился и забыл текст. Важный факт, что данная профессия была востребована в прошлых столетиях и теряет свою актуальность в настоящий момент. Сегодня суфлеры сохранились в столичных театрах и театрах особого статуса. Данная работа оплачивается не слишком высоко.

Костюмер

Часто в повседневной жизни можно услышать, что не костюм красит человека, а наоборот. В театре такой подход не работает. Даже с отлично выученной ролью, грамотно подобранным гримом актер не передаст образа героя эпохи Возрождения, если выйдет на сцену в модной рубашке и джинсах. То, во что одет герой, передает визуальное сообщение о характере персонажа, его положении в обществе; это одна из самых простых подсказок зрителю, который не знаком с произведением или не может разобраться в происходящем. Костюмер должен ответственно и правдоподобно подходить к созданию роли, для этого ему недостаточно знать лишь сюжет спектакля, необходимо иметь хорошие знания из истории моды в разные века. Он также обязан гарантировать целостность костюма и его поправку при необходимости как до премьеры, так и в течение всего сезона.

Художник-модельер

Совместно с костюмером работает художник-модельер. Он набрасывает эскизы костюмов, делает заготовки. Художник должен быть ознакомлен с актерским составом, знать о всех текущих и предстоящих заменах, поскольку маленькая деталь не на той фигуре или внешности может испортить подачу героя. Профессия требует богатого творческого потенциала, сильного вдохновения, желания максимально отдавать себя делу, а также определенного мастерства в рисовании и пошиве одежды. Модельер советуется с режиссером для разрешения возникающих разногласий.

Реквизитор


Реквизитор обеспечивает сцену необходимыми атрибутами, дополняющими декорации. Например, главный герой носит с собой шпагу или пытается изобразить на холсте натюрморт. Доставить все это на сцену вовремя ложится на плечи реквизитора. Он составляет перечень необходимого реквизита и выкладывает за кулисами в строгом порядке, чтобы избежать растерянности актеров и неловких пауз. В случае пропажи недостающего элемента, реквизитор обязан в максимально короткие сроки сориентироваться, найти выход из сложившейся ситуации. Также он должен знать время выступления каждого актера, смену действий и пауз, поэтому в профессии важна внимательность. Работа с реквизитом не так проста, как кажется на первый взгляд.

Режиссер

Профессия режиссера, пожалуй, самая сложная в театре, ведь на режиссуру в полной мере ложится ответственность за исход спектакля. Режиссер должен иметь специальное образование, знать основы театральной деятельности, разбираться в литературе, искусстве. Помимо этого, профессия предполагает постоянное общение с людьми, т.е. высокие психологические нагрузки, а значит, режиссер должен быть ещё и хорошим психологом. Он выстраивает линию поведения актеров на сцене, помогает вжиться в роль, использует разные уловки для получения желаемого результата. Режиссеру необходимо тонко чувствовать события спектакля, видеть картину в целом, иначе спектаклю сулит фиаско. Современное виденье театральных выступлений часто сбивает начинающих режиссеров, и они не готовы принимать критику, отсюда в последующих постановках не идет работа над ошибками, замечания пропускаются и спектакль снова терпит поражение. Поэтому режиссеру важно отдавать себя полностью профессии.

Художник-постановщик

Художник-постановщик отвечает за атмосферу, дизайн, настроение спектакля. Он обеспечивает гармонию единства сцены и зала, работает над вниманием гостей храма искусства. Человек этой профессии заканчивает замысел режиссера и красиво обрамляет игру актеров во «вкусную конфету» зрителю. В целом, за постановщиком закрепляется функция контроля готовности актеров, их грима, реквизита, света, декораций и т.д.

Руководитель труппы

Всю тяготу организационной деятельности принимает на себя руководитель труппы. Он формирует актерский состав, занимается распределением ролей, рекомендует актеров на главные роли. В его обязанности входит планирование репетиций, составление равномерной нагрузки труппы, а также формирование массовки. Занимаемое данную должность лицо должно обладать широким кругозором, позитивным мышлением, способностями к дипломатии, разными психологическими приемами.

Капельдинер

Это один из первых людей театрального дворца, которого встречает каждый человек при входе в зал. Капельдинер проверяет наличие билета или пригласительного, помогают посетителям с поиском места, контролируют правильность рассадки в случае возникновения неловких ситуаций. Служитель театру смотрит за порядком до и вовремя спектакля, консультирует по вопросам месторасположения выходов.

Импресарио

Импресарио отвечает за денежную сторону деятельности театра. В театре часто называют его антрепренером (в переводе с французского – предприниматель) Он отвечает за аренду, за окупаемость спектакля, за рекламу. Чаще всего такая профессия востребована в частных театрах. Таким образом, импресарио гарантирует выход постановки в назначенные сроки.

Звукорежиссер


Какой же спектакль пройдет на ура, если звуковые эффекты не помогают погрузиться зрителю в события героев. За аудио восприятие в зале отвечает звукорежиссер. Это необычная профессия, которая требует определенных навыков и знаний музыкальных основ, владения тонким слухом. Звукорежиссер обращается с техникой, работает над созданием подходящих сюжету фонограмм. С помощью звуковых уловок он может передать шум приближающихся шагов, скрип двери, надвигающейся бури и многое другое. Совместно со звукооператором монтируют звуковые сопровождения, советуются с мнением режиссера, представляя ему разработанную концепцию. Данная работа предусматривает наличие специального образования, опыта работы со звуком, чувства синхронности.

Сотрудник бутафорского цеха

Часто некоторые театры позволяют совмещать профессию реквизитора и бутафора, однако на самом деле это разный труд. Если реквизитор занимается составлением перечня необходимой атрибутики для спектакля, то бутафор изготавливает предъявляемый список. Бутафорский цех трудится практически без остановки, в особенности накануне долгожданной премьеры. Бутафор знает все о материалах, тканях, несет ответственность за качество производства и безопасность предметов. Такая профессия наполнена творчеством, авторскими задумками, оригинальностью подхода.

Администратор

Администратор выступает посредником между посетителями театра и труппой. Он координирует деятельность сотрудников, отчитывается перед дирекцией за проделанную работу, решает организационные вопросы, отвечает за связи с общественностью, занимается приглашением почетных гостей, а также решает задачи, связанные с гастрольным туром. Для администратора важны сильные личные качества, среди которых умение наладить контакт, собранность, организационные способности.

Балетмейстер

Балетмейстер востребован в театре оперы и балета. В драматическом театре его заменяет хореограф. Он отвечает за создание красивого танца коллектива, наполненного красками событий на сцене. Обязателен танцевальный опыт в различных направлениях, любовь к своей работе, хорошая физическая подготовки, упорство, нацеленность на результат и способности к руководству.

Декоратор сцены

Совместно с постановщиком декоратор расставляет декорации в нужном порядке с учетом особенностей отражения света на сцене. Должность не требует проявления фантазии, так как это в большинстве случаев исполнение распоряжений художников. Декоратор несет ответственность за сохранность локаций только на сцене, которую обставляет. Эта профессия не предусматривает излишней осведомленности, но диктует выносливый характер и точное выполнение распоряжений постановщика.

Художник по свету

Правильный свет не менее важен, чем хорошо выбранный костюм, убедительность игры актера или удачно заготовленный звук. Художник должен уметь передать зрителю атмосферу грозы или знойного дня, глубину темноты или тусклые брызги рассвета. Работа со светом – капризная вещь, поэтому в театре требуется специалист, знающий свое дело. Отличное понимание физических свойств и умелое обращение с техникой – главные требования к профессии художник по свету.

Машинист сцены

Машинист знает все о правилах поведения с оборудованием сцены, особенностях монтажа. Он следит за необходимостью ремонта отдельных участков сцены, отвечает за общую безопасность выступающих. Машинист должен иметь специальное профессиональное образование, достаточной опыт работы и монтировки, относится к техническим сотрудникам театра, следовательно, обязан значить основы пожарной и технической безопасности.

Читайте также: