Кто работает в заповедниках профессии

Опубликовано: 02.10.2024

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Басеги» является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

В соответствии с Положением на заповедник возлагаются следующие задачи:

1)осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
2) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;
3) осуществление экологического мониторинга;
4) экологическое просвещение;
5) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды».
«Государственный заповедник «Басеги» ведет свою работу на основании Устава.

struktura zap s2
Организационная структура заповедника

  • Директор заповедника: Ульянова Елена Михайловна.
  • Отдел охраны: заместитель директора по охране территории - Кутузов Ярослав Евгеньевич
  • Научный отдел: заместитель директора по научной работе - Зенкова Наталья Александровна
  • Отдел экологического просвещения: заместитель директора по экологическому просвещению - Ляпина Наталия Анатольевна
  • Отдел бухгалтерского учета и отчетности: заместитель директора по финансовым вопросам - главный бухгалтер - Иванова Наталья Аркадьевна
  • Отдел обеспечения основной деятельности: заместитель директора по общим вопросам - Югов Виталий Васильевич

Основные профессии сотрудников заповедника

Так как заповедники выполняют три основные функции: охрана биологического разнообразия, научные исследования и экологическое просвещение, то в заповедниках существует три основные профессии.

1. Государственный инспектор по охране территории.

Государственный инспектор должен иметь средне-специальное или высшее специальное образование.

Государственный инспектор обязан:
- знать границы, топографические, ландшафтные и лесорастительные условия и особенности территории обхода или иной закрепленной территории, места нахождения ближайших пожарно-химических станций, пожарно-наблюдательных пунктов, постов и отделений милиции, местонахождение соседних госинспекторов и других работников заповедника, ближайшие населенные пункты.
- знать режим охраны государственного природного заповедника и положение о нем, правила пожарной безопасности в лесах, правила отпуска древесины на корню, сенокошения, пастьбы скота, установленные для данного региона правила охоты, любительского и спортивного рыболовства, а также правила техники безопасности;
- знать установленные нормы дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности за нарушения заповедного режима, инструкции, приказы, распоряжения и другие руководящие документы, относящиеся к работе государственного инспектора;
- обеспечивать соблюдение установленного режима охраны на территории обхода или иной закрепленной территории, систематически проводить их патрулирование в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений заповедного режима, загораний и пожаров, ухудшения экологического состояния природных комплексов, о результатах патрулирования своевременно информировать вышестоящее должностное лицо;
- задерживать в установленном порядке лиц, допустивших нарушения режима охраны заповедника, а в тех случаях, когда личность нарушителя не может быть установлена на месте, доставлять его в ближайшее отделение милиции или местные органы власти;
- в случае обнаружения загорания или пожара немедленно принимать меры к их тушению с одновременным извещением о пожаре вышестоящего руководства либо ближайших местных органов власти;
- в случае обнаружения нарушений заповедного режима и отсутствии возможности их пресечения собственными силами незамедлительно извещать об этом руководство своего структурного подразделения или заповедника, милицию, а также других работников охраны заповедника;
- своевременно и в установленном порядке сдавать вышестоящему должностному лицу, а также в другие организации протоколы и иную документацию о нарушениях заповедного режима, изъятые орудия и продукцию незаконного природопользования;
- участвовать в проведении заповедно-режимных и противопожарных мероприятий;
- при проведении лесоустройства и других проектно-изыскательских работ на территории заповедника указывать в натуре границу, межевые, геодезические, лесохозяйственные знаки, просеки, визиры и другие объекты;
- следить за сохранностью аншлагов, квартальных, граничных, визирных, деляночных, межевых и других знаков, мостов, пожарно-наблюдательных пунктов, телефонных линий, других объектов лесохозяйственного и противопожарного назначения и поддерживать их исправное состояние;
- содержать в исправном состоянии и обеспечивать сохранность вверенного имущества, служебных и других материальных ценностей, включая принятое на временное хранение имущество, изъятое у нарушителей заповедного режима;
- вести разъяснительную работу среди населения по предупреждению нарушений заповедного режима и правил пожарной безопасности в лесах;
- по указанию вышестоящего должностного лица оказывать содействие сотрудникам заповедника и сторонних организаций в проведении научно-исследовательских работ и их обеспечении, участвовать в учетных и инвентаризационных работах, связанных с выполнением научных задач заповедника, а также мероприятия по урегулированию численности животных;
- вести служебный дневник и прочую документацию для фиксирования систематических фенологических и иных наблюдений в порядке, предусмотренном руководством заповедника;
Во время пожаронеопасного периода государственные инспектора могут привлекаться руководством заповедника также к выполнению лесохозяйственных работ, предусмотренных планом лесохозяйственных и заповедно-режимных мероприятий.

2. Научный сотрудник.
Должен иметь высшее специальное образование
Научные сотрудники назначаются, перемещаются и увольняются директором заповедника по согласованию с заместителем директора по научной работе, с учетом рекомендации Научно-технического совета заповедника. Назначение на должность научных сотрудников производится по результатам конкурса на замещение должности.
При назначении ответственным исполнителем научной темы, раздела темы или научного мероприятия, предусмотренных утвержденным планом научно-исследовательских работ, научный сотрудник обязан:
Вести полевые научные исследования, наблюдения и их камеральную обработку в полном объеме, предусмотренном применяемыми научными методиками, в том числе соответствующие картотеки, фототеки, коллекции и т.д. Принимать меры к охране постоянных пробных площадей, а также научного оборудования в полевых условиях. Представлять в установленные сроки программы, планы, сметы, отчетные материалы по закрепленным за ними темам и мероприятиям. Готовить для публикации результаты проведенных исследований по закрепленной теме.
Являясь ответственным исполнителем научной темы или научно-организационного мероприятия научный сотрудник имеет право:
Руководить работой представленного в его распоряжение научно-технического персонала. Пользоваться транспортом, оборудованием, инвентарем и материалами заповедника в соответствии с утвержденной рабочей программой и выделенными на выполнение тем и мероприятий лимитами. Через дирекцию давать задания лесной охране заповедника по сбору материалов по теме и проведению необходимых наблюдений и осуществлять контроль за выполнением этих работ. Выезжать в научные командировки по теме в соответствии с утвержденной сметой расходов и календарным планом с обязательным оформлением результатов командировки в установленном порядке.
Научный сотрудник несет ответственность за выполнение закрепленной за ним научной темы, научно-технического мероприятия, за своевременность и качество представленных им научных материалов и практических рекомендаций.

Научный сотрудник обязан:
Выполнять порученный ему раздел работ по программе "Летопись природы" и иной научной темы. Участвовать в пропаганде природоохранных знаний, по поручению дирекции проводить экскурсии в заповеднике, музее природы. Участвовать в проведении мероприятий по восстановлению и поддержанию естественного состояния экосистем в соответствии с утвержденной программой работ и профилем своей специальности. Принимать участие в охране и обеспечении режима заповедника, в борьбе с браконьерами. Принимать участие по поручению руководства заповедника в проведении совместных работ со сторонними научными учреждениями и организациями по профилю своей специальности. По поручению дирекции заповедника выполнять другие работы, связанные с реализацией научных задач заповедника.

3. Специалист отдела экологического просвещения.

Должен иметь высшее профессиональное (биологическое, географическое, экологическое, лесохозяйственное) образование.
Проводит работу по экологическому просвещению населения на базе государственного природного заповедника. Принимает участие в разработке плана методических работ по экологическому просвещению школьников и непосредственно его осуществляет на базе особо охраняемых природных территорий и детских экологических лагерей. Выполняет работы по созданию и функционированию музеев природы, постоянно действующих и передвижных выставок и экспозиций, центров экологического просвещения. Вносит предложения по созданию и обустройству экологических троп, экскурсионных маршрутов, обзорных площадок, информационных пунктов. Участвует в организации, подготовке и проведении лекций, бесед, выступлений в организациях по экологической тематике, а также других эколого-просветительских мероприятий. Выполняет работы, связанные с организацией и проведением экологических экскурсий, развитием познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях. Взаимодействует с общественными природоохранными организациями. В пределах своей компетенции вносит предложения о привлечении заинтересованных физических и юридических лиц к решению проблем заповедника и других особо охраняемых природных территорий региона. Участвует в подготовке систематических выступлений специалистов заповедника и специалистов других организаций в средствах массовой информации и разработке, выпуске и реализации буклетов, фотоальбомов, в создании слайдфильмов, кино- и видеофильмов, справочных и картографических материалов и иной информационно-издательской продукции, значков, сувениров, символики.

Должен знать: основные положения Конституции Российской Федерации; федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, определяющие направления развития особо охраняемых природных территорий; постановления, распоряжения, приказы и другие нормативные правовые акты вышестоящих и других органов, касающиеся деятельности соответствующего государственного природного заповедника; Положение о государственном природном заповеднике; основы общей экологии, ландшафтоведения и биологии зверей и птиц; основы психологии, социологии и педагогики; историю заповедного дела.

Что такое заповедник и национальный парк? Зачем они нужны, и что там делают люди, чем они занимаются. На эти вопросы попробую ответить в своей заметке. Сразу хочу сказать, я не могу говорить за все заповедники и нацпарки, что у нас есть в стране. Ситуация у них может в разы отличаться друг от друга. За 10 лет проработал в двух национальных парках и одном заповеднике Южного Урала. Посетил за это время ещё 5-6 других по стране. Это мизер конечно, но думаю, общее представление сложилось.

Сперва общие сведения. Заповедники и национальные парки это особо охраняемые природные территории (ООПТ) федерального значения. Иными словами это территории, которые охраняются специальной службой охраны. Законы и правила, действующие на территории регулируются федеральным законом об ООПТ №33 от 1995 года (с многочисленными поправками конечно). Подчиняются все ООПТ Министерству природных ресурсов РФ. А есть ещё природные парки, заказники и прочие территории регионального значения и они находятся в подчинении местной власти, там совсем другие, региональные законы. Приравнивать их между собой нельзя.

Несмотря на такое разделение, цели и задачи у них схожи. Это охрана территории (т.е. пресечение правонарушений), исследование и мониторинг природы (а ещё и объектов культурного наследия), эколого-просветительская деятельность и регулируемый туризм. Поэтому в штате заповедников и нацпарков есть большой штат инспекторов, научные сотрудники (не везде и конечно не по всем направлениям), отдел экологов-просветителей и наконец тур. отдел. Ну и конечно отделы, обеспечивающие работы вышеназванных отделов, руководство, бухгалтерия, юр. отдел, хозотдел.

Сейчас посмотрим прямые обязанности каждого отдела, и чем они дополнительно занимаются.

Отдел охраны: выявление нарушителей, оформление протоколов, таскание по судам, повышение квалификации, тушение пожаров, уборка мусора, проведение учетов животных и птиц, подкормка животных, помощь в проведении мероприятий других отделов, сопровождение туристов и приезжих ученых и даже спасение туристов. Кроме того установка аншлагов и туринфрастуктуры по территории. В других местах, может ещё что-то специфическое, например, в заповеднике «Шульган-Таш» они ещё и бортевики (смотрите в и-нете бортевое пчеловодство). Часто практикуется план по количеству протоколов, составленных и завершённых. В отчет работы отдела идут только протокола, тушение пожаров. Остальное может выполняется и за спасибо, зависит от руководства. Некоторые платят, а некоторые и спасибо не скажут.

Отдел науки: инвентаризация всех животных и растений на территории и районах к ним примыкающим, выявление новых видов, мониторинг состояния отдельных видов или групп организмов, подробное исследование отдельных видов. Участие или организация конференций, работа со студентами, повышение квалификации (редко). В год необходимо написать не менее 2 научных публикаций, минимум одну рекомендацию или пособие, а сейчас ещё нужны и научно-популярные статьи. В последние года добавилась работа и с объектами культурного наследия, то есть созданные человеком. Отдельным перлом графа стоит, сколько денег заработал научный отдел, по грантам или каким-то научным работам по договору. Это всё входит в годовой отчет. Кроме этих, прямых обязанностей, есть и другие. Подготовка различных отчетов, обычно 3-4 в год. Верстку, дизайн и даже печать публикаций делают иногда сами сотрудники. Помогают в проведении работы другим научным организациям. Проведение детских конференций и летних лагерей, работа с учителями биологами и географами, экскурсии по визит-центру или территории, участие в рейдах с инспекторами, консультация и помощь в проведении мероприятий других отделов. Оплата тоже зависит от руководства.

Эколого-просветительский отдел занимается созданием положительного имиджа среди местного населения через различные экологические, и не только, мероприятия и акции, работа с детьми. Занимаются созданием экспозиции в визит-центре, проводят экскурсии, делают выездные выставки на крупных мероприятиях. Могут издавать свою газету, работают со СМИ и съемочными группами (иногда в штате для этого есть специальный человек), издают рекламную продукцию (сувениры, полиграфию и прочее), делают дизайн плакатов установленных по территории. Это то, что входит в отчеты. К побочной деятельности можно отнести, помощь другим отделам в проведении мероприятий, например научных конференций.

Туристический отдел разрабатывает маршруты со всей сопутствующей инфраструктурой, выдает разрешения на посещения, проводит экскурсии, участвует в туристических ярмарках, работает с туроператорами, повышает квалификацию. Побочно, как и другие отделы, помогает в проведении эколого-просветительских и других мероприятий.

В целом, можно сказать так, почти каждый сотрудник ООПТ это швец, жнец и на дуде игрец. Участие одних отделов в работе других, во многом определяется способностями конкретного сотрудника. Если человек, например, хорошо снимает, он будет фотографировать на всех мероприятиях, если разбирается в компьютерах или программах, соответственно помогает и там. Это может оплачиваться руководством, а может восприниматься как должное и совсем не учитываться.

Что касается планов и отчетов, это отдельная песня, знакомая, я думаю, многим сотрудникам бюджетных учреждений . План на год, с разбивкой по человеко-дням по каждому пункту отчета, по месяцам. Например, сколько в июне у тебя будет полевых выходов, сколько проведешь экскурсий и так далее. Отдельно, заявки на гранты, спецзаявки «сверху» о потребностях (которые никогда не выполняются). Отчеты квартальные, за пол-года, за год. Отчеты тематические по несколько в год. В целом уходит прилично времени.

Ну и конечно больная тема, финансы. После отмены тарифной сетки, директора самолично могут назначать зарплаты сотрудникам. К чему это привело, многие также знают не понаслышке. Так, новые люди, пришедшие с новым директором, могут получать в разы больше, чем «старые» сотрудники с многолетним стажем. При этом первые полгода-год они только «въезжают» в свою работу. Ведь у них нет ни опыта подобной работы, ни даже профильного образования. Прежние сотрудники могут хоть 24/7 работать, зарплата у них не прибавиться. Сколько конкретно получают? Да как большинство в нашей стране, от МРОТ и до 15, редко 20 тыс.

Если вы привержены сохранению дикой природы, изучите образовательные и карьерные возможности, которые позволят вам оказаться в центре усилий в этой области:

Специалист по охране и рациональному использованию природных ресурсов

Вы любите заниматься исследованиями? В таком случае вы можете стать специалистом, который исследует природную и культурную значимость земельных участков, прежде чем рекомендовать их приобретение. Специалисты по охране и рациональному использованию природных ресурсов работают в составе некоммерческих организаций или органов государственного управления и регулярно взаимодействуют с биологами в области дикой природы, собственниками земельных участков и специалистами по недвижимости.

Общество охраны дикой природы приводит справочник с указанием многих американских вузов, предлагающих дипломы в области охраны дикой природы.

Биолог в области дикой природы

Вам легко дается наука? Получите образование по специальности биолога в области дикой природы. Вы узнаете все о животных, от физических характеристик до их взаимодействия с другими видами и средой обитания. Биологи в области дикой природы работают на открытом воздухе, в лабораториях и в офисах.

Начните поиск учебной программы в Национальной ассоциации университетских программ в области рыбного хозяйства и дикой природы, которая является консорциумом вузов и некоммерческих организаций по охране дикой природы.


Биолог в области дикой природы извлекает внешних паразитов из радужной форели. (USFWS)

Ветеринар

Если у вас есть способности к медицине, подумайте о карьере ветеринара или специалиста по реабилитации диких животных. Лицензированные ветеринары усыпляют, осматривают и вакцинируют диких животных, а также выполняют другие обязанности. Они работают со специалистами по реабилитации диких животных, которые заботятся о травмированных, больных или осиротевших животных с надеждой на возвращение их в дикую природу. Ветеринары и специалисты по реабилитации работают в заповедниках, на животноводческих фермах и в национальных парках.

Американская ассоциация сотрудников зоопарков приводит список ветеринарных факультетов, предлагающих программы по работе с экзотическими животными.

Сотрудник правоохранительных органов

Если вас интересует юридическая область, это не означает, что вы не можете работать на природе. Егеря следят за соблюдением правил, касающихся охоты и браконьерства в заказниках. Сотрудники правоохранительных органов в области дикой природы помогают егерям уяснять национальные законы и международные соглашения и обеспечивать их соблюдение.

Узнайте о сезонной программе подготовки работников правоохранительных органов Ассоциации рейнджеров национальных парков и найдите аналогичную программу по месту проживания.

Рейнджер парка

Рейнджеры охраняют парки, приветствуют гостей и обеспечивают их безопасность. Они рассказывают посетителям о природной и культурной истории парка. Они управляют ресурсами дикой природы, восстанавливают растительность и сохраняют воду. Они составляют отчеты обо всем – от собранной платы за въезд на территорию парка до замеченных диких животных.

Национальная ассоциация активного отдыха и парков приводит список учебных программ, аккредитованных Советом по аккредитации в области парков, активного отдыха, туризма и связанных с ними профессий.


Рейнджер парка работает над эскизами дикой природы с посетителями парка. (NPS/flickr)

Куратор экспозиции

Вы искусный рассказчик? Кураторы экспозиций повествуют о диких животных и среде их обитания в брошюрах, журналах, видеоматериалах и интерактивных музейных экспозициях. Кураторы сотрудничают с авторами, дизайнерами, биологами и другими специалистами.

Смитсоновский институт, крупнейший в мире музейный и исследовательский комплекс, предлагает справочник учебных программ в области музейного дела в каждом из штатов.

Фотограф дикой природы

У вас сильная склонность к визуальному искусству? Как фотограф дикой природы, вы будете делать снимки для использования в базах данных для идентификации видов, в призывах к принятию природоохранных мер, а также в новостных репортажах.

На Photo.net, веб-сайте, поддерживаемом фотографами, обсуждаются достоинства нескольких американских школ фотографии. Для прощупывания почвы рассмотрите возможность прохождения онлайн-курса Массачусетского технологического института “Введение в фотографию” или более продвинутого курса журнала National Geographic “Мастера фотографии”.

Политический консультант

Политические консультанты добиваются принятия законов, способствующих сохранению дикой природы. Они могут работать с менеджерами заказников для определения главных потребностей парка и его диких животных, а затем убеждать законодателей принимать соответствующие меры. Часто называемые лоббистами, политические консультанты могут интересоваться наукой или иметь значительный опыт работы с животными, но многие из них имеют дипломы в области политологии или связей с общественностью.

Американское общество по связям с общественностью предлагает информацию об американских вузах с программами в области связей с общественностью.


Члены американо-китайской делегации выпускают в воду детеныша аллигатора в рамках программы по реинтродукции. (USFWS/flickr)

Организатор сбора средств

Работа специалистов по охране природы может пропасть даром, если не будет организатора сбора денежных средств, который запрашивает пожертвования у частных лиц для содействия процветанию дикой природы. Организаторы сбора средств выстраивают и поддерживают отношения с донорами. Они креативны, всегда придумывают новые способы того, как их организации могут собирать деньги.

Следующие шаги

После того, как вы найдете интересующую вас профессию, изучите учебные заведения, которые предлагают дипломы в этой области. Узнайте об их сроках подачи вступительных заявок и получения финансовой помощи, а также обо всех стандартных тестах, необходимых для поступления. Начните с ближайшего центра программы EducationUSA.


Российские заповедники и национальные парки предложили десятки вакансий для соискателей, которые готовы работать на природе и для природы.

Так, в Кенозерском национальном парке появилась вакансия смотрителя в гостевом доме. А «Плейстоценовый парк» (заказник на северо-востоке Якутии в нижнем течении Колымы – прим. ред.) искал отшельника. Работник должен жить в небольшом доме у реки – хижина находится между природной территорией и поселком Черский – и заниматься полевыми и хозяйственными работами.

Первый же вопрос, который встает перед желающими получить такую работу – где искать вакансии? На привычных порталах типа HeadHunter они появляются крайне редко. Сайт «Экология России» – нацпроектэкология РФ» нашел для вас пару специализированных ресурсов, где можно поискать вакансии в заповедниках и национальных парках России и других стран. А если вы пока не уверены, действительно ли хотите связать судьбу с заповедным делом, хорошим «тест-драйвом» может стать участие в эковолонтерской программе на ООПТ. Искать программы можно на этих же ресурсах.

GOODSURFING

Сообщество «Гудсерфинг – путешествуй со смыслом» позиционирует себя как бесплатную информационную среду для активных людей, которые хотят менять мир к лучшему. Среди предложений на сайте волонтерские программы, экспедиции, походы, туризм, путешествия, интересные вакансии.

За годы существования GoodSurfing вырос из сообществ в соцсетях до полноценного портала, собрал свыше 30 000 участников из 97 стран и отправил работать в разные проекты более 10 000 человек. Этот проект не ограничивается природоохранной сферой: через GoodSurfing вы можете поехать работать и на ферму, и в музей, и администратором в гостиницу. Однако именно проекты на природе и для природы довольно популярны: сейчас из 750 опубликованных на сайте вакансий свыше 150 так или иначе связаны с заповедниками и национальными парками.

Вакансии не ограничиваются одной только Россией. Например, можно поехать в Бразилию помогать изучать животных, птиц и даже биолюминесцентные грибы. Или в парк Уоррен в США помогать местной организации, развивающей устойчивое рыболовство. Однако большинство вакансий все же внутри страны, что особенно ценно в период коронавирусных ограничений.

Если вы не очень уверены, что хотите переехать в глушь, но заповедное дело привлекает – иногда можно найти даже работу без релокации. Например, недавно на удаленную работу в Тункинский национальный парк требовался пресс-секретарь.

Если же вы готовы пока только на «тест-драйв», можно поработать одну-две недели волонтером. Сейчас, например, Шорский национальный парк приглашает волонтеров для выполнения хозяйственных работ и дежурства на кордонах (после работы можно поплавать на моторке по великолепной горной реке Мрассу).

GREEN BOARD

Ресурс Green Board позиционирует себя как «зеленая доска объявлений». Он «старше» GoodSurfing и вырос из эковолонтерского форума. Здесь предложения разделены на несколько видов: волонтерские программы, вакансии, мероприятия, лагеря и «разное».

Среди государств, с которыми работает ресурс – Россия, Украина, Беларусь, Абхазия, Армения, Грузия, Казахстан, Азербайджан, Литва, Таджикистан, Молдавия, Туркменистан, Латвия, Кыргызстан, Эстония.

Green Board, как и GoodSurfing, размещает вакансии как от федеральных, так и от региональных ООПТ. Например, перед Новым годом здесь появилась такая вакансия: «Муравьевский парк устойчивого природопользования приглашает на работу зоотехника». Это региональная ООПТ в Амурской области, где можно поработать с редчайшими краснокнижными журавлями.

Если же Амурская область – это слишком далеко, то Green Board недавно предлагал вакансию в области экопросвещения прямо в столице. Московский Экоцентр «Битцевский лес» искал сотрудника для проведения эколого-просветительских мероприятий с детьми.

Есть и интересные волонтерские проекты. Из свежих, например, вакансия от реабилитационного центра «Тюлень» в Приморском крае: он приглашает волонтеров на сезон 2021 года.

Кстати, больше вакансий можно обнаружить, если подписаться на сообщество Green Board во «ВКонтакте»: в теме «Нужны сотрудники в ООПТ и НИИ» отделы кадров заповедников и нацпарков иногда размещают свежие вакансии напрямую.

Каждый год появляются вакансии и информация о стажировках в разных заповедниках России. Студенты и выпускники вузов активно используют эту возможность, чтобы насладиться красотой природы отдаленных уголков нашей страны, получить богатый опыт научно-исследовательской деятельности и завести новых друзей. Как устроиться работать в заповедник, обсудили участники вебинара, который организовало и провело Зеленое движение России ЭКА.

Основная проблема состоит в том, что особо охраняемые природные территории и потенциальные сотрудники, волонтеры и студенты не могут друг друга найти. В России всего 108 федеральных заповедников и 63 национальных парков, а есть еще и региональные. И везде ощущается нехватка кадров, рассказала эксперт АНО «Экспоцентр "Заповедники России"» Анастасия Мирсанова.


К кандидатам предъявляются строгие требования: высшее образование, часто — опыт работы, хорошее знание английского языка, наличие научных публикаций.

Если вы устраиваетесь в службу охраны, то необходимое условие — прохождение службы в армии, хорошее здоровье и физическая форма, отсутствие вредных привычек и в некоторых случаях — права на управление автомобилем и маломерным судном, так как территории заповедников находятся в труднодоступных местах и эти навыки необходимы кандидатам.


Для тех, кто хочет развивать заповедники и нести в массы идеи защиты природы, есть отдел экологического просвещения, часто он совмещен с пресс-службой или отделом по связям с общественностью и отделом туризма. В него идут в основном студенты и выпускники гуманитарных дисциплин.


Помимо этого, существует отдел познавательного туризма, сотрудники которого знакомят посетителей с живой природой.

И, наконец, во всех заповедниках имеется отдел материально-технического обеспечения, финансовый и юридический отделы. Даже если у вас нет профильного естественно-научного или гуманитарного образования, но вы — юрист или бухгалтер, то можете устроиться работать на территорию заповедника, помогая природе в рамках своей профессии.

Своим опытом волонтерства на заповедных территориях России поделился председатель Ассоциации «зеленых» вузов России, лауреат премии «Доброволец России-2019» Андрей Руднев.


По словам Андрея, многие студенты отправляются в заповедники в качестве волонтеров, но остаться работать там готовы лишь единицы. Причины, которые многих останавливают, это — низкие зарплаты и удаленность от цивилизации. Так, например, инспектор получает в среднем 10–20 тысяч рублей в месяц. При этом требования к кандидатам довольно высоки.

Один из приемлемых вариантов – работать удаленно, совмещая учебу и работу, помогая заповеднику. Такая работа подойдет, например, дизайнерам, SMM-специалистам, считает Андрей.


Директор по развитию благотворительного фонда «Заповедное Посольство», эксперт в области волонтерских проектов и стажировок для студентов на особо охраняемых природных территориях Ксения Гаспарян рассказала о различных направлениях работы с волонтерами и сотрудниками заповедников и национальных парков.

Если вы хотите связать свою жизнь с заповедником, нужно начинать как можно раньше, считает Ксения Гаспарян. Например, даже будучи школьником, можно проводить какие-то исследования, писать исследовательские работы. В студенческие годы можно уже стать волонтером, а затем остаться там работать. По ее словам, волонтерство — это лучший способ попасть в заповедник.


С ней согласен и директор Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника, одной из самых известных и популярных заповедных территорий России Петр Шпиленок:


Устроиться в заповедник можно на сезонные работы, можно работать дистанционно — так работают многие пресс-секретари, есть внештатные сотрудники. Но для этого нужен опыт работы, предупредила Ксения.

В завершение вебинара эксперт АНО «Экспоцентр "Заповедники России"» Анастасия Мирсанова заметила, что заповедная деятельность дает возможность раскрывать таланты личности, монетизировать их в режиме онлайн: волонтеры становятся блогерами, фотографами, их работы, сделанные в заповедниках, облетают весь интернет и становятся популярными.

Читайте также: