Кто работал в румянцевском музее в должности помощника библиотекаря

Опубликовано: 02.10.2024

Профессия библиотекаря является очень древней, ей более 4,5 тысяч лет. Библиотека соединяет прошлое, настоящее и будущее, мир книг и мир людей, основная функция библиотекаря — осуществлять связь времен в истории человечества. Библиотекарь стремится к тому, чтобы возродить духовность, интеллигентность и воспитать нравственность у поколений.

Раньше на профессию библиотекаря могли претендовать только самые выдающиеся люди из сферы науки и искусства, и чаще всего это были мужчины.

Мы расскажем о наиболее известных представителях профессии всех времен, о том, какой вклад они внесли в развитие библиотечного дела.



Каллимах из Кирены (310–240 гг. до н. э.) , поэт и ученый. Его называют отцом библиографии.

Сначала Каллимах занимал должность школьного учителя и работал над созданием литературных произведений. Благодаря таланту он привлек внимание царя Птолемея II, который предложил ему пост в библиотеке Александрии. Свыше 20 лет он работал в библиотеке и за это время успел создать более 800 научных работ по истории и грамматике.

Каллимах написал уникальный труд из 120 томов, куда входили ключевые произведения греческой литературы и биографии их авторов.


Эратосфен (276–194 гг. до н. э.) , ученый и писатель, ученик Каллимаха.

В возрасте 30 лет был приглашен царем Птолемеем III в Александрийскую библиотеку. Спустя 5 лет занял пост главы библиотеки. На этой должности он занимался обучением детей царя — будущего правителя Птолемея IV и его сестры Арсинои.

Эратосфен также активно занимался расширением библиотеки, поддерживая ее репутацию в соперничестве с Пергамской библиотекой. Как глава Александрийской библиотеки он приобретал аутентичные копии произведений великих греческих авторов. Кроме того, он учредил отдел, который занимался изучением творчества Гомера.

Эратосфена считают основоположником географии, поскольку он ввел название для этой науки, а также разработал методику составления географической карты.


Во времена Древней Руси Ярослав Мудрый (978–1054 гг.) сформировал первую крупную библиотеку.

Библиотека, созданная под руководством Великого киевского князя, базировалась в Софийском соборе, который, в свою очередь, являлся центром культурной жизни государства. В помещениях собора работали школы, а также мастерские по переводу книг.

Благодаря тому, что внешние связи государства были достаточно широкими, в Киевскую Русь приезжали послы и мастера из разных стран. Они привозили книги. Писцы занимались переводом этих книг с разных языков, а также занимались их копированием и составляли «изборники». В них входили отрывки из привезенных из заграницы книг и оригинальные сочинения.

Глава государства формировал библиотеку на протяжении 25 лет и активно принимал участие в работе с книгами. Для книг он использовал дорогой и редкий пергамент. Сами книги украшались драгоценными камнями, серебром и золотом, поэтому каждая из них была произведением искусства.

Отметим, что материалы библиотеки не сохранились до настоящего времени. У историков есть разные мнения, почему это произошло. Одни полагают, что книги перешли в другие библиотеки при храмах и монастырях. Другие уверены, что произведения тех времен спрятаны в тайных местах, а часть книг увезла во Францию младшая дочь князя в качестве своего приданого.

Дальше мы расскажем о выдающихся библиотекарях, оставивших след в истории, начиная с XIII века.











Александр Филиппович Смирдин (1795–1857 гг.) , издатель и библиограф.

Александр Смирдин начал работать в книжных лавках, начиная с 13 лет. Со временем занял должность управляющего магазином
В. А. Плавильщикова. С 1825 года стал владельцем и магазина, и библиотеки.

Смирдинская книжная лавка и библиотека были главным «литературным салоном», куда наведывались известные русские литераторы. В этих местах царила творческая обстановка, и ежедневно обсуждались вопросы литературной жизни в стране.

Смирдинская библиотека внесла большой вклад в русскую культуру во многом благодаря печатному каталогу «Роспись российским книгам для чтения из библиотеки А. Смирдина». В наши дни этот каталог является очень ценным справочным материалом по истории русской книги XVIII-XIX вв.


Модест Андреевич Корф (1800–1876 гг.) , директор Императорской публичной библиотеки, председатель Бутурлинского комитета.

Корф более 10 лет был директором Императорской публичной библиотеки. За время своей работы он смог сделать ее одним из лучших учреждений как в России, так и в Европе.
Он установил часы работы библиотеки с 10 часов утра до 9 часов вечера, в то время как европейские библиотеки работали в среднем по 4–5 часов в день. Отметим, что Императорская публичная библиотека в то время была единственной бесплатной библиотекой во всем Петербурге. Посетить ее могли практически все желающие за исключением некоторых социальных групп.

Внимая запросам читателей, в библиотеке создали обширные списки литературы, а в читальных залах установили справочные столы. Именно благодаря Корфу в библиотеке стали систематически формировать книжный фонд, опираясь на принципы научности и полноты. Кроме того, впервые стали выделяться средства для покупки книг и книжных коллекций.

Корф создал дополнительный ресурс для пополнения фондов библиотеки: он учредил звание почетных членов и почетных корреспондентов библиотеки, и те, кто удостаивался этого звания, помогали пополнять библиотеку редкими изданиями. За время на должности директора объем Императорской публичной библиотеки вырос до 1 миллиона томов.

Много усилий было приложено Модестом Корфом для того, чтобы сделать библиотеку известной и посещаемой. Для этого проводились экскурсии, которые нередко проводил и сам Корф, в прессе публиковалась информация о новых поступлениях в библиотеке и выставках.

Директор не забывал заботиться и о внешнем облике книжного храма, стремился создать комфортную атмосферу для посетителей. Так, по его поручению все залы публичной библиотеки были отремонтированы, заказана новая мебель и стеллажи, полы покрыли паркетом, а в залах появились ковры, портреты и гипсовые статуи.

Такой объем работ был не под силу одному Корфу, занятому и многими другими делами, поэтому практическим руководством занимался Владимир Федорович Одоевский, назначенный помощником директора в 1846 году.

 Разумеется, в статье мы рассказали далеко не о всех выдающихся библиотекарях. В комментариях вы можете поделиться тем, каких известных библиотекарей знаете вы. Ваши знания помогут коллегам из других библиотек углубиться в историю этой важной и замечательной профессии.

До 1890 года женщин в штат библиотеки Румянцевского музея (ныне - РГБ) не брали. Первой ее сотрудницей стала Серафима Викторовна Филиппова.

Румянцевский музей и его библиотека были созданы в 1826 году в Петербурге. Основу собрания первоначально составила богатейшая коллекция рукописей, старинных книг и манускриптов графа Н.П.Румянцева. В 1861 году директор музея князь В.Ф.Одоевский, не получая в Петербурге должной поддержки от властей, добился разрешения передать экспонаты и библиотеку Московскому университету. Так Румянцевский музей, объединив свои коллекции с университетскими, стал частью единого учреждения, под которое отвели одно из красивейших зданий Москвы - знаменитый дом П.Е.Пашкова на Моховой. В советское время библиотека получила статус Государственной и имя В.И.Ленина (ныне - Российская государственная библиотека).
Довольно долго, с момента открытия Румянцевского музея в Москве (1862 год), его сотрудниками были только мужчины, причем в своем большинстве начинавшие службу вне штата - "вольнотрудящимися" (без права на повышение в должности, на отпуск, награды, пенсию и с неполным жалованьем). Лишь после годового испытательного срока "достойных" переводили в штат. Со временем библиотеке "за неимением возможности увеличить число штатных единиц. пришлось обратиться к дешевому наемному труду, позднее преимущественно женскому", как указывается в отчете Румянцевского и Публичного музеев за 1912 год. Однако в штат представительниц прекрасного пола не брали до 1917 года.
По имеющимся в архиве РГБ документам, первой женщиной-вольнотрудящейся в библиотеке Румянцевского музея стала в 1890 году Серафима Викторовна Горская, по мужу - Филиппова (1867-1959). Проработала она тут 42 года. При ней сменилось несколько директоров: В.А.Дашков, М.А.Веневитинов, И.В.Цветаев, В.Д.Голицын и другие. Ее отец, Виктор Иванович Горский, был священником села Деулина Дмитровского уезда Московской губернии; мать, София Кузьминична, - дочерью диакона московской Спиридоновской церкви, что за Никитскими воротами, Кузьмы Егоровича Тихомирова.
В 1874 году, в праздник Преображения Господня, отец Виктор Горский, отслужив литургию, упал и умер "от апоплексического удара". София Кузьминична с детьми перебралась в Москву. Жила в Палашах, неподалеку от родительского дома, получая из казны пенсию за умершего мужа и работая просвирней в палашевской Христорождественской церкви. По тем временам она была весьма образованной: после окончания московского Филаретовского (для сирот духовенства) училища имела звание домашней учительницы, знала языки, играла на фортепьяно. Две ее старшие дочери, Сима и Маша, окончили с отличием Первую Московскую женскую гимназию, тоже получив звание домашних учительниц. Надя, родившаяся после смерти отца, лет 16-ти вышла замуж за псаломщика, затем диакона палашевской церкви Георгия Ильича Муравьева; умерла 37-ми лет от заражения крови ("антонова огня") из-за случайной ранки, оставив шестерых детей.
Серафима помогала матери растить младших сестер и брата, а потом и Надиных сирот. Зеленоглазая, темно-русая, стройная, она свободно владела французским и немецким языками, читала и переводила с английского, хорошо играла на фортепьяно, рисовала. Два года работала учительницей в школе, а затем состояла "лектрисой и компаньонкой знатной дамы" - графини Е.И.Воронцовой-Дашковой. В качестве "лектрисы" она должна была читать вслух графине по вечерам и даже по ночам, запасаясь книгами в соответствии со вкусом патронессы, что и привело однажды Серафиму Викторовну в Румянцевскую библиотеку с сопроводительным письмом графини к директору, В.А.Дашкову. Постепенно она освоилась здесь, познакомилась со служащими. Осенью 1890 года в библиотеку поступила большая партия новых книг из Франции. На их обработку не хватало рук - пригласили Симу, которую графиня отпустила, взяв чтицей ее сестру Машу.
Вот прошение Серафимы Викторовны Горской, поданное 18 октября 1890 года:

"Его Сиятельству Господину Директору
Императорского Московского
Публичного и Румянцевского Музеев

прошение
Имею честь просить Ваше сиятельство принять меня в число вольнотрудящихся при библиотеке вверенного Вам Музея".

Во главе управления областью стоял “Уральский областной совет рабочих, крестьянских и армейских депутатов”, возглавлявшийся “президиумом”, с председателем рабочим Белобородовым, и “исполнительный комитет” этого совета, под председательством еврея Чуцкаева.
Белобородов — рабочий, 30 — 40 лет, с Лысвенского завода. Перед этим он работал на Надеждинском заводе, где в 1906 году вместе с Исааком Голощекиным был участником какого-то политического движения, закончившегося, однако, по-видимому, для Белобородова без особых последствий. Производил он впечатление человека необразованного, даже малограмотного, но был самолюбив и очень большого о себе мнения. Жестокий, крикливый, он выдвинулся в определенной среде рабочих еще при керенщине, в период пресловутой работы политических партий по “углублению революции”. Среди слепой массы рабочих он пользовался большой популярностью, и ловкие, хитрые и умные Голощекин, Сафаров и Войков умело пользовались этой его популярностью, льстя его грубому самолюбию и выдвигая его постоянно и всюду вперед. Он был типичный большевик из среды русского пролетариата, не столько по идее, сколько по форме проявления большевизма в грубых, зверских насилиях, не понимавшей пределы натуры, некультурного и недуховного существа.
Среднего роста, худощавый телом, но с лицом скорее полным, смуглым, светло-русые волосы, расчесанные косым пробором, без усов и бороды, светло-карие глаза, прямой, но толстый нос — таков был внешний облик этого революцией выброшенного на верхи человека — орудия в руках истинных заправил советской власти — евреев.
Один из крупных большевистских деятелей Антон Валек, встретясь с Белобородовым после убийства Царской Семьи в Перми, поинтересовался у него о судьбе Семьи бывшего Императора. “Всех прикончили”, — ответил Белобородов крайне неохотно и, видимо, отмахиваясь от подобной темы разговора. А на вопрос: принимал ли он сам участие в убийстве? — Белобородов сказал, что он в это время спал.
Это была ложь: свидетели-охранники удостоверяют, что Белобородов присутствовал при убийстве Царской Семьи и приехал в Ипатьевский дом 16 июля около 12 часов ночи вместе с Исааком Голощекиным, Петром Ермаковым и Александром Костоусовым. Он же участвовал и в грабеже Царских вещей 17 июля и в грабеже вещей, принадлежавших генералам Татищеву, Долгорукову, фрейлине Гендриковой и Е. А. Шнейдер, в помещении Волжско-Камского банка.
Чуцкаев — еврей; откуда родом, каково его прошлое — неизвестно. Женат он тоже на еврейке, урожденной Поляковой. Человек характера типичного конспиратора; пользовался большим влиянием; участвовал во всех секретных заседаниях по Царскому делу, но сам активным деятелем не выступил. Были некоторые данные, указывавшие, что он будто тоже был замешан вместе с Исааком Голощекиным и Белобородовым в политическом движении 1906 года, откуда будто бы и создалась связь между этими тремя мрачными личностями. Однако положительных сведений о Чуцкаеве, ко времени оставления нами Екатеринбурга, собрать не удалось.
В президиум областного совета входили: евреи — Голощекин, Сафаров, Войков, Хотимский, Чуцкаев, Краснов, Поляков, Юровский, Сыромолотов (кажется, еврей); латыш — Тупетул или Тундул; русские — Сакович, Анучин, Уфимцев и неизвестной национальности — Дидковский.
Голощекин Исаак, еврей; его партийная кличка была “Филипп”. Ему было около 40 лет, роста — выше среднего, коренастый, полный, с порядочным животом, “брюхатый”, как определяют его свидетели; волосы русые, с рыжеватым отливом, вьющиеся, расчесанные косым рядом, глаза темные, нос длинный, тонкий, усы очень маленькие, подстриженные, борода бритая, оставлявшая синеву на щеках; лоб большой, открытый. Он имел привычку все время ходить, и говорил, что эту привычку приобрел в тюрьме. В 1906 году он, кажется, был зубным техником на Надеждинском заводе; участвовал с Белобородовым в политическом движении; был судим и сослан в Сибирь.
Исаак Голощекин имел влияние и в Москве; там он был близок с Янкелем Свердловым и с Нахамкесом-Стекловым, а в Петрограде — с Герш Радомысльским-Апфельбаумом-Зиновьевым.
В Екатеринбурге Исаак Голощекин занимал должность областного военного комиссара и имел в своем непосредственном распоряжении отряд, носивший название “особого отряда при Уральском военном комиссариате”. Когда организовывалась “перевозка” Царской Семьи из Тобольска в Екатеринбург, то “для сопровождения” Ее в распоряжение комиссара Родионова был выделен из указанного, Исаака Голощекина, отряда особый “Екатеринбургский отряд” под непосредственной командой какого-то Шиндера (а может быть, и Шнейдера; он подписывался очень неясно. Но так как он же состоял и начальником отряда палачей при чрезвычайке, то в Американской гостинице его знали и называли Шиндер).
Вот поименный состав этого “Екатеринбургского отряда”, который до известной степени дает основание судить, что в действительности представляли собою силы советских Исааков Голощекиных, при помощи коих они и ему подобные главари советской власти вершили судьбу русского народа:

Зен
Кокоруш
Дрерве
Неброчник
Иковыек
Виксна
Гравит
Страздан
Таркун
Пурин
Освейчик
Прус
Аленкуц
Бранд
Гредзен
Лепин
Эгель
Герунас
Озолин

Плуме
Грике
Транучкис
Бильскам
Цекулит
Макон
Якубовский
Альшкин
Баранов
Рольман
Крайнев
Оявер
Киршянский
Фруль
Блуме
Мельне
Яунзем
Тиман
Дзиркал
Карсак
Ларищев
Штернберг
Гинтар

Дубульд
Аунин
Берзин
Сирсник
Табак
Штеллер
Есалнек
Сея
Рейнгольд
Байлик
Гарц
Зиферт
Таркянин

Гусоченко
Орлов
Берзин
Зильберт
Цалищ
Табак
Перланцек
Лицит
Гаусман
Диев
Задин
Лигбард
Пумпур
Гейде
Волков
Кейре

В материалах следственного производства Сергеева фигурирует еще фамилия Дидковского, который, по словам Чемадурова, часто посещал дом Ипатьева, контролируя содержание и охрану Августейших Узников. По собранным сведениям выяснилось: Дидковский Борис Владимирович, уроженец Волынской губернии, воспитывался в Женеве. На Урал он прибыл в качестве коллекционера при профессоре геологии Дюпарке и был оставлен им для работ в Николо-Павдинском горном округе. Когда произошел большевистский переворот, Дидковский был избран от этого округа в депутаты областного совдепа в Екатеринбург и занял здесь влиятельное положение. Во всех случаях отсутствия Белобородова Дидковский замещал его в областном совете депутатов, но, видимо, не принадлежал к партии коммунистов, а скорее был социал-революционером. Под конец власти советов в Екатеринбурге замечалось расхождение Дидковского с Белобородовым, и в совете образовались две партии, взаимно враждовавшие. Однако президиум стоял на стороне Белобородова, и партия Дидковского не получила значительного развития.
Несмотря на заграничное воспитание и внешний вид интеллигента, Дидковский все же остался человеком некультурным, грубым и хамоватым. В интимные совещания президиума он не приглашался и, по-видимому, не был посвящен в предположения советских главарей относительно убийства Царской Семьи, так как ни в каких материалах, относящихся к подготовке и к совершению убийства, фамилия Дидковского не встречается. Куда он делся после эвакуации из Екатеринбурга — неизвестно.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Великие библиотекари

Все, или хотя бы многие, лучшая часть населения, признают значимость и необходимость библиотек, а вот к библиотекарям относятся с некоторым пренебрежением. Не вспомнить сейчас, кто первый придумал такой карикатурный образ: женщина неопределенных лет, в очках, с неопрятной башенкой (или кукуль) на макушке, часто с неустроенной личной жизнью.
Даже если и была в этом образе доля правды, то давно уже не те библиотекари, это грамотные, творческие люди и красивые женщины, в конце-то концов! Да и не только девушки, но и все чаще молодые люди начинают работать в стенах современной библиотеки.

Но я хочу поговорить с вами не о нынешних библиотекарях, а о библиотекарях прошлого. О том, какие это были достойные люди, большая честь встать в один ряд с ними. Назвать своим коллегой…. А впрочем, давайте по порядку.
Может быть, кто-нибудь скажет, что это дерзость, но библиотекарями были некоторые монархи. Конечно, они не сидели в горностаевых мантиях на обслуживании читателей, не было на это у них времени, а вот на ряду с завоеваниями, политической стабильностью и экономическим процветанием оставляли для своего народа библиотеки, фондом которых пользуются по сей день.

Вот их славные имена:
Альбрехт V Великодушный герцог Баварии (1528 – 1579). Альбрехт был любителем искусств, меценатом и коллекционером и сделал Мюнхен одним из культурных центров Европы. Книги его личной библиотеки послужили основой для Баварской государственной библиотеки в Мюнхене.

Много раньше первую библиотеку на Руси основал Киевский князь Ярослав Мудрый (978 - 1054)

Историческое упоминание о библиотеке князя относится к 1037 году и содержится в « Повести временных лет »: «Ярослав же любим бо книгам, и многы списав положи в церкви святой Софьи, юже созда сам»
Есть предположение, что собрание книг Ярослава Мудрого послужило началом библиотеки другого русского монарха царя Иоана Васильевича Грозного. Это самые загадочные библиотеки. И вот уже не одно десятилетие не оставляют равнодушными потомков.

Слыл библиофилом и всю жизнь собирал книги император Петр I. Его личная библиотека послужила основой библиотеки Академии наук.

Екатерина II – одна образованных женщин своего времени.

По её высочайшему повелению в 1795 году была основана публичная библиотека в Санкт-Петербурге, и для неё (библиотеки) было выстроено специальное здание, в котором она находится и по сей день.

Именно она, Екатерина II, первой из российских монархов учредила должность библиотекаря. Одним из библиотекарей у неё был …. Дени Дидро.

Да, именно он, Д. Дидро философ, просветитель и писатель. После создания совместно с академиком Даламбергом «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» был буквально разорен. На помощь ему пришла русская императрица, она предложила ему приобрести его библиотеку, оставив её в пожизненное пользование и назначив Дидро ее хранителем. Остроумный подход, не правда ли?
Я заметила такую закономерность, когда монарх, князь, царь или король оставляли потомкам библиотеки, не было в истории их стран позорных страниц…
Как было сказано выше, должность библиотекаря учредила Екатерина II. Но ошибочно было бы думать, что до неё подобной профессии не существовало. И какие люди занимали эту должность!
Библиотекарем Патриаршей библиотеки был один из братьев создателей славянской азбуки Кирилл, в миру Константин. Не там ли в стенах библиотеки рождалась кириллица?

В краткой биографической справке о древнегреческом поэте Калимахе в Википедии можно прочитать: «Калимах – один из наиболее ярких представителей александрийской поэзии, ученый-критик, библиограф» .

Древнегреческий поэт Калимах возглавлял знаменитую Александрийскую библиотеку. Он проделал титаническую работу, составив каталог книг, который составлял 120 томов.

Малоизвестный факт: библиотекарем был известный авантюрист и писатель Джакомо Казанова.
Последние 13 лет своей жизни он служил библиотекарем у графа Вальдштейна в Духовицком замке. Этот господин не очень любил свою работу, даже тяготился ей. Привыкший быть всегда в вихре страстей и в центре внимания, но при дворе графа о нем забывали, не приглашали к столу, когда приходили гости. И Казанова загрустил, что ему оставалось делать? Вспоминать о своей молодости, благо свободного времени было предостаточно. Так и появились «История моей жизни», благодаря которой мир и узнал о великом соблазнителе.
А знаете ли вы, что директором Императорской Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге работал «Митрофанушка» герой комедии Д. Фонвизина «Недоросль»? Не сам Митрофанушка, конечно, а его прототип Алексей Николаевич Оленин (1763 – 1843), в юности вел себя, как Митрофанушка, потом, узнав себя в комедии, одумался, взялся за ум, начал учиться. И впоследствии в памяти потомков остался российским государственным деятелем, историком, археологом, художником. Государственный секретарь в 1814 — 1827 годах, впоследствии член Государственного совета . Действительный тайный советник .

Член Российской академии ( 1786 ), почётный член Петербургской Академии наук ( 1809 ), член (с 1804 ) и президент (с 1817 ) Академии художеств . С 1811 директор Императорской Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге. Да, такую ответственную должность «Митрофанушке» не доверишь!
Каждому словеснику известно имя Александра Христофоровича Востокова (1781- 1864) – филолог-славист, поэт, палеограф, археограф; почти тридцать лет работал в отделе рукописей (Депо манускриптов) в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге.

В стенах этой библиотеки А. Х. Востоков изучает Остромирово Евангелие, переданное на хранение Александром I. За хорошее обслуживание читателей Востокова избрали почетным профессором Тюбенгенского университета: в русской прессе, мало писавшей о библиотекарях, появились хвалебные статьи в его адрес.

Если начать перечислять басни: «Ворона и Лисица», «Слон и моська», «Волк на псарне», то вспоминается, конечно, Иван Андреевич Крылов. Великий русский баснописец. (1769 – 1844)

С 1812 года и почти до самой смерти работал в Императорской публичной библиотеке Санкт - Петербурга в должности библиотекаря. Прослужив в библиотеке почти 30 лет, И. А. Крылов составил каталог русских книг, за что был награждён Орденом святого Владимира 4-ой степени.
Под началом И. А. Крылова работали два известных русских литератора.

Михаил Николаевич Загоскин (1789 – 1852) автор исторических романов, а так же п оэт, издатель и редактор альманахов «Северные цветы» и «Подснежник» Антон Антонович Дельвиг (1798 – 1831), окончив лицей, служил помощником библиотекаря в Императорской публичной библиотеке.

Бытует мнение, что работать в библиотеке комфортнее гуманитариям. Несомненно, оно так, гуманитарию легче ориентироваться в книгах, но история знает имя выдающегося математика Николая Николаевича Любачевского (1792 -1856).

Он, будучи ректором Казанского университета и одновременно директором библиотеки, пополнил библиотеку изданиями на разных языках, ввёл строгие правила сохранения фонда и открыл библиотеку университета для посторонних читателей.
Особо хочется сказать о детских писателях, которые работали в библиотеках. Создавая прекрасные книги для детей, они заботились и о сохранении наследия своих собратьев по перу в библиотеках.
Прежде всего, хочется вспомнить Ефросинью Полоцкую (1102–1173), выдающуюся просветительницу периода Древней Руси. Можно считать её создательницей первых школьных библиотек на Руси. Впоследствии Русской Православной Церковью была причислена к лику святых.

Автор знаменитого «Конька - горбунка», Пётр Павлович Ершов (1815 – 1869), работал преподавателем в Тамбовской гимназии. При гимназии была библиотека, для которой П. Ершов много сделал: он каллиграфически переписал каталог, значительно увеличил книжный фонд.

Писатель, философ, композитор, музыкальный теоретик, изобретатель Владимир Фёдорович Одоевский (1803 – 1869), автор сказки «Городок в табакерке» проработал более 15 лет помощником директора и заведующим Румянцевского музея, который с 1818 года преобразовали в публичную библиотеку

Русский писатель Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954), окончив естественный факультет Лейпцегского университета, работал агрономом, а в течение ряда лет был сельским учителем и библиотекарем.

Русский писатель, переводчик, литературный критик и языковед Корней Иванович Чуковский (1882 – 1969) в 1957 году открыл на территории своей дачи в Переделкине детскую библиотеку, построенную на собственные сбережения. Впоследствии он подарил её поселковому Совету. К. И. Чуковский ежегодно проводил два праздника книги: «Здравствуй, лето» и «Прощай, лето».

Каждый из перечисленных выдающихся людей, работавших в библиотеке, сделал для её развития что-то особенное и чем-то преобразил её. И нам, современным библиотекарям, можно смело гордиться своими предшественниками.
А что мы можем сделать для своей работы? Какую память оставим в сердцах своих читателей? Самим любить книгу и прививать любовь к ней нашим читателем. Как говорил детский писатель С. Я Маршак: «Память о замечательной книге навсегда связана в нашей душе с воспоминаниями о человеке, который снял её для нас с книжной полки и, многообещающе улыбаясь, сказал: « Прочтите, не пожалеете!».

На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают». Сегодня мы предлагаем вашему вниманию рассказ главного библиотекаря Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе РГБ Юлии Алиевой об Иване Цветаеве — искусствоведе, профессоре Московского университета, директоре Румянцевского музея.



Владимир Сухов. Портрет Ивана Владимировича Цветаева. Холст, мел, цветные карандаши. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Иван Владимирович Цветаев — русский учёный, специалист в области античной истории, эпиграфики и искусства, отец Марины и Анастасии Цветаевых — родился 4 (17) мая 1847 года. Его имя возвратилось из небытия почти одновременно с именем поэта Марины Цветаевой. Прежде Ивана Цветаева старались не упоминать.

В мае 1881 года Цветаев начал почти тридцатилетнюю службу в Московском публичном и Румянцевском музее в должности хранителя этнографического отделения. Затем он работал хранителем отделения изящных искусств и классических древностей и, наконец, директором музея. Иван Владимирович Цветаев был действительным членом Петербургской Академии художеств, членом-корреспондентом Российской Академии наук, почётным членом Болонского университета, профессором Московского, Киевского, Варшавского университетов, основателем и первым директором Музея изящных искусств. Он был награждён орденами Св. Анны II степени, Св. Владимира III степени, Св. Станислава III, II, I степени, памятными медалями. Король Италии пожаловал Цветаеву Кавалерский крест ордена Итальянской короны, он был награждён также орденом Прусской короны II степени.



Румянцевский музей. Ссылка

Больше тридцати лет штат служащих музея состоял из 17 человек. В библиотеке, в которую с 1866 года поступали обязательные экземпляры всех издаваемых в стране книг, работали четыре человека. Не хватало людей для инвентаризации поступлений, образовывались залежи неописанных книг. В музеях не было денег для командировок, для печатания каталогов, отчётов, в библиотеке «пришлось установить очередь допущения в читальный зал. ». Возникла очевидная необходимость разделения на два самостоятельных учреждения: библиотеку и музей.

При Иване Владимировиче Цветаеве были проведены строительные работы по обновлению здания Музея: переустроено отопление, выстроены отдельные корпуса для квартир и для казарм служителей, сделаны несгораемые перекрытия.

Иван Владимирович располагал к себе многих. «Это прирожденный министр финансов. так искусно добывать деньги из совершенно неожиданных источников. да ещё настраивать дающих деньги к благодарности. за то, что он деньги от них получал, это никакому графу Витте никогда не удастся», — говорил профессор Московского университета историк Любавский. Все свои свободные деньги Иван Владимирович также отдал на музей, а сына Андрея привёл в ужас просьбой дать адрес портного, который мог бы перелицевать костюм: «Да проще новый купить! — Это вам проще. ».



Иван Владимирович Цветаев в молодости и в 1912 году

В 1907 году Иван Цветаев активно участвовал в создании проекта нового здания картинной галереи Румянцевского музея. Совместно с архитектором Клейном схематически разработал план расширения корпуса по всему свободному участку земли Музея. Речь шла о строительстве помещения для публичной библиотеки. Просил денег, тысяч 350—400. Но эти начинания не нашли поддержки, здание так и не было построено.

Несмотря на трудности существования Московского публичного и Румянцевского музея, значение их было велико. В Третьяковской галерее копировать картины не разрешалось. Поэтому профессора училища живописи рекомендовали студентам копировать картины мастеров, представленных в Румянцевском музее. В картинной галерее музея находилось полотно «Явление Мессии» («Явление Христа народу») Александра Иванова и более 50 альбомов художника.


В 1909 году, благодаря радениям Цветаева, Московское архитектурное общество объявило конкурс проекта двух новых зданий. Проектировался корпус читального зала на 400 посетителей с помещением для подручной библиотеки, раздевальни, уборной, курительной комнаты и канцелярии, а также корпус Картинной галереи площадью 772 сажени — в ней должна была размещаться отдельная «Ивановская зала».

Главным условием конкурса было сохранение архитектурно-исторического наследия: нельзя снести или сломать ворота, ограду, главный дом Московского публичного и Румянцевского музея. В ноябре 1909 года Московское архитектурное общество известило музеи о готовности представить на обсуждение публики восемь проектов. Однако критика проектов в газетах была откровенно язвительной. Цветаев читал и, конечно, переживал.

Сложность управления Румянцевским музеем в сочетании со злой волей министра народного просвещения Александра Николаевича Шварца привела к тому, что последние годы жизни Цветаева были наполнены большими неприятностями, ускорившими его смерть. Шварц не мог примириться с тем, что Цветаев стоял во главе строящегося музея и был одновременно директором Румянцевского музея. Он возбудил уголовное дело против Цветаева из-за кражи гравюр. В январе 1909 года исчезнувшие гравюры появились в букинистических магазинах. Шварц выдвинув против Цветаева обвинение в «нерадении по службе» и уволил его после 28 лет службы, не дожидаясь решения Сената, без пенсии. В письме министру народного просвещения Российской империи Льву Аристидовичу Кассо Иван Владимирович писал: «Обида, причинённая мне А. Н. Шварцем, меня разорила и подвергла публичному бесчестью».



Иван Владимирович Цветаев. Ссылка

Министр учредил 5 ревизий, проигнорировав факт, что фонды музея приросли личными библиотеками, картинами, гравюрами, этнографическими, нумизматическими коллекциями именно в период служения Цветаева на посту директора музеев. Трижды Сенат рассматривал дело, доказательства обвинения были признаны недостаточными.

В том же году произошла ещё одна неприятность: друг дочерей Цветаева, сын известного московского педагога Поливанова, поэт Эллис (Лев Львович Кобылинский) вырезал из библиотечных книг страницы. История негативно повлияла на репутацию Цветаева, хотя Эллис был оправдан присяжными.

30 августа (12 сентября) 1913 года Иван Владимирович Цветаев скончался.


Василий Васильевич Розанов, бывший в своё время студентом профессора Цветаева, в некрологе писал о его внешней заурядности, но отдавал дань утончённости и глубине его познаний:

«. Иван Владимирович Цветаев . безвидный неповоротливый профессор Московского университета, который совершенно обратно своей наружности являл внутри себя деятельность, несокрушимую энергию и настойчивость, необозримые знания самого трудного и утончённого характера. Цветаев — великое имя в древнеиталийской эпиграфике (надписи на камне) и создатель Московского Музея Изящных Искусств. ».



Иван Владимирович Цветаев (1847 — 1913)

Читайте также: