Кто ремонтирует жд пути профессия

Опубликовано: 06.07.2024

Главная картинка статьи Профессия Монтер пути (путеец). Незаменимый работник железной дороги

Железная дорога для России является важнейшим инфраструктурным объектом с самого момента своего появления в XIX веке. Чтобы поддерживать всё это обширное хозяйство в порядке, требуется целая армия работников, которых в народе прозвали путейцами.

Чем занимаются монтеры пути?

это специалист, занимающийся обслуживанием путей

Собственно говоря, кто такие монтеры пути (путейцы)? Это люди, которые выполняют всю самую тяжелую и рутинную работу. Их основная задача – текущее обслуживание и профилактический ремонт железнодорожных путей.

Специальность путейца естественным образом оформилась, когда в Российской империи начала активно развиваться сеть железных дорог. Характерно, что несмотря на широкую механизацию, труд путейца по-прежнему остается ручным.

Суть обязанностей монтера пути:

замена рельс и шпал;

регулировка стрелочных механизмов;

подгонка профилей стрелочных переводов;

исправление пути на пучинах (вздыбливаниях грунта);

сборка рельсовых звеньев на специальных станках звеносборочной линии.

При плановом ремонте путеец, как и сто лет назад, орудует в основном ручным инструментом: кувалдами, ломами, лапами для выдергивания костылей. Шпалы и куски рельс часто также приходится перетаскивать вручную (там, где монтаж кранами невозможен), либо с помощью специальных тележек – модеронов.

При этом работа происходит практически в любое время суток и при любой погоде: в зной, в дождь, в холод или метель.

Характерно, что подобная низкоквалифицированная работа никуда не исчезает и по-прежнему востребована у РЖД и её дочерних организаций.

Требования к квалификации монтеров пути

что нужно для работы путейцем на ржд

Кандидат в путейцы в первую очередь должен обладать хорошей физической подготовкой и выносливостью, поэтому на эту должность претендуют в основном молодые мужчины.

При этом требования к квалификации уже вторичны. На подработку в путевые бригады часто устраиваются даже студенты вузов. Правда, доверяют им самую черновую работу: закручивание и выкручивание болтов при демонтаже рельс, погрузочные и разгрузочные работы, удаление мусора, очистку путей от снега и т.д.

Но для карьерного роста все-таки неплохо получить кое-какое образование. В целом же данная специальность не относится к числу наиболее квалифицированных.

Где пройти обучение на монтёра пути

пройти обучение на монтёра пути можно в колледжах и учебных центрах

В России существует множество колледжей, где готовят рабочих-строителей железных дорог. Набор ведется после окончания 9 или 11 класса. Для выпускников 9 класса обучение занимает 4 года. Получившим полное среднее образование предстоит отучиться 3 года.

Тем не менее на монтера пути можно переучиться с иным базовым профессиональным образованием. Существует широкая сеть учебных центров, которые готовят таких специалистов.

Квалификационные разряды специальности Монтер пути по ЕТКС

разряды монтёров пути РЖД

В настоящее время действует пять ступеней подготовки монтеров пути – со 2 по 6-й.

Монтер пути 2 разряда

Монтер пути 3 разряда

Может заменять отдельные части путей (шпал и рельсов), проводить сверление, обслуживать шпалопитатель.

Монтер пути 4 разряда

Выполняет широкий круг работ от монтажа/демонтажа рельс до замены одиночных деталей на стрелочных переводах. Также в обязанности входит содержание в исправности рельсовой цепи автоблокировки, замена элементов рельсошпальной решетки на участках с железобетонными шпалами, плитами и блоками.

Монтер пути 5 разряда

Способен проводить сложный ремонт, включая монтаж и демонтаж верхнего строения пути. Может укладывать рельсы по угольнику и шаблонам, занимается промером и выправкой пути по ширине колеи, заниматься укладкой рельс бесстыковым методом.

Монтер пути 6 разряда

Занимается особо сложными работами по монтажу и демонтажу путей, включая установку рельсовых переводов, замер кривых участков пути по стрелам прогиба и т.д.

Сколько зарабатывает монтер пути в России

зарплата путейца ржд

Зарплата работника напрямую зависит от квалификации. На начальном этапе без опыта работы он может рассчитывать в лучшем случае на 20 тысяч рублей.

Специалисту с опытом до 3 лет и 3-им разрядом предложат около 25 тысяч рублей. Максимальный потолок по зарплатам, который встречается на сайтах по поиску работы – 40 тысяч рублей. Однако в среднем сумма колеблется в районе 25 – 30 тысяч.

При этом работодатель может указать в условиях работы как полный восьмичасовой рабочий день, так и посменную работу. В некоторых случаях будет указана вахтовая работа (если речь идет о строительстве или реконструкции путей вдали от населенных пунктов).

Мы редко обращаем внимание на работников железной дороги. И это хорошо: значит, они добросовестно трудятся. Называя их всех железнодорожниками, мы вряд ли догадываемся, какое разнообразие профессий скрыто за этим наименованием.

Профессия железнодорожник – это собирательное название целого ряда профессий рабочих и служащих, которые существуют на железной дороге, в метро и на предприятиях, где есть внутренняя железнодорожная сеть.

История

Первые перевозки на железной дороге на постоянной основе были организованы в начале XIX века в Великобритании и США. Сначала в качестве тягловой силы использовались кони, а позже паровая тяга. В России первая дорога для паровозов была построена в 1837 году, а в 1851 году даже появились железнодорожные войска.

В XX веке, несмотря на развитие автотранспорта, большинство перевозок грузов по суше осуществлялось с помощью железной дороги, чему способствовало использование электротяги. В России так перевозится 80% грузов и 30% пассажиров. В стране построена огромная разветвленная сеть путей, станций и обслуживающих составы предприятий. По общей протяженности путей наша страна занимает второе место в мире после США. Люди, которые обслуживают всю эту систему, носят название железнодорожников.

Описание и характеристика

Железнодорожные профессии очень многочисленны. В их число включаются:

  • рабочие (машинисты, путейцы, вагонщики, проводники);
  • служащие (инженеры, диспетчеры, начальники станций, вокзалов, участков).

По характеру работы профессии РЖД могут сильно отличаться. Некоторые предполагают тяжелый физический труд, в других нужна постоянная концентрация внимания и мгновенная реакция, существуют узкоспециализированные профессии, требующие глубоких технических знаний.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Железнодорожные специальности широко представлены в высших и средних специальных учебных заведениях, которые входят в сферу управления ОАО "Российские железные дороги". Это целый организм, который включает в себя ряд университетов, расположенных в разных регионах. Вузы, в свою очередь, сотрудничают со специализированными техникумами и колледжами. Такой подход позволяет обеспечивать кадрами все региональные отделения РЖД.

Специализация выбирается непосредственно абитуриентом. Список направлений обучения в вузах широк, пользуются популярностью такие специальности:

  • "подвижной состав железных дорог" по направлениям локомотивы, вагоны или электротранспорт,
  • "эксплуатация железных дорог",
  • "системы обеспечения движения поездов" по разным специализациям (автоматика и телемеханика, электроснабжение, телекоммуникационные системы и др.),
  • "строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей",
  • "технология транспортных процессов".

В железнодорожных техникумах и колледжах основными специальностями являются:

  • "строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство",
  • "электроснабжение",
  • "организация перевозок и управление на транспорте",
  • "техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог",
  • "автоматика и телемеханика на транспорте".

Для получения некоторых рабочих специальностей бывает достаточно пройти краткосрочные курсы. Так, 1-3 месячные курсы позволяют работать проводником в пассажирском поезде.

В системе высших учебных заведений подготовки кадров для ЖД транспорта функционирует 9 университетов:

  • Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ),
  • Дальневосточный ГУПС (г. Владивосток),
  • Иркутский ГУПС,
  • Омский ГУПС,
  • Петербургский ГУПС,
  • Ростовский ГУПС,
  • Самарский ГУПС,
  • Сибирский ГУПС (г. Новосибирск),
  • Уральский ГУПС (г. Екатеринбург).

Все университеты имеют многочисленные филиалы в крупных городах и населенных пунктах, где расположены узловые станции. Так, например, Самарский ГУПС имеет филиалы в Ижевске, Оренбурге, Орске, Рузаевке, Уфе, Казани, Пензе, Ртищеве и Алатыре.

Профессиональные обязанности

Круг обязанностей железнодорожных работников очень широк. Для примера остановимся только на тех сотрудниках, с которыми мы чаще всего встречаемся при перемещении в поездах.

  1. Дежурный по станции следит за движением всех проходящих через станцию пассажирских и грузовых поездов, а также маневровых тепловозов, ремонтных составов и дрезин. Он открывает и закрывает станционные светофоры. Это очень ответственная работа, требующая внимания и дисциплины. Малейший недосмотр может обернуться крушением поезда.
  2. Путейцы (путевые обходчики) – это рабочие, которые ежедневно контролируют состояние железнодорожного полотна и при выявлении дефектов информируют ремонтников. Для этой работы требуется сила и выносливость, поскольку осмотр проводится в любую погоду.
  3. Машинист и помощник машиниста составляют локомотивную бригаду. Они обеспечивают движение поезда согласно графику, следят за состоянием всех систем локомотива, поддерживают связь с диспетчерами по маршруту следования.
  4. Вагонники – это рабочие, проверяющие состояние вагонов, тормозов, колесных пар. Кроме того, они формируют составы из разных вагонов. Это одна из самых травмоопасных профессий на ЖД, поскольку рабочему регулярно приходится перемещаться на подножке движущегося вагона.
  5. Проводник сопровождает пассажиров на всем пути следования, обеспечивает им сервис и поддерживает порядок в вагоне.

Есть еще целый ряд профессий, без которых вагоны не будут катиться. Это электромеханики, инженеры, логисты, слесари, компьютерщики, кассиры, электромонтеры, диспетчеры и т.д. Их обязанности четко расписаны в должностных инструкциях.

Кому подходит

Работать на железной дороге могут люди, достигшие совершеннолетия и имеющие крепкое здоровье. Некоторые профессии (например, машинист) являются чисто мужскими, поскольку для женщин этот труд слишком тяжел. Вместе с тем дежурные по станции в основном женщины, так как они обладают необходимыми для такой работы качествами: усидчивостью, вниманием, пунктуальностью.

Учитывая необходимость обеспечения бесперебойной работы огромной и разветвленной сети железных дорог, чаще всего от работников всех уровней требуется:

  • физическое здоровье,
  • психологическая устойчивость,
  • ответственность, надежность и трудолюбие,
  • готовность работать посменно,
  • коммуникабельность,
  • умение быстро и адекватно реагировать на нестандартные ситуации,
  • бдительность и щепетильность в работе,
  • хорошая координация движений.

И конечно, работник должен иметь необходимое образование и в совершенстве владеть своей профессией.

Заработная плата

Уровень заработной платы железнодорожника зависит от структуры выполняемых обязанностей, уровня ответственности, квалификации. Конечно, простой путеец после школы получает меньше, чем руководящий работник или инженер с высшим образованием. Однако система распределения заработка на ЖД в целом понятна и справедлива.

Проводник зарабатывает 20-25 тысяч рублей, квалифицированный рабочий – 30-40 тысяч рублей, а опытный машинист может получить свыше 80 тысяч рублей. Также существует ряд надбавок и премий. Все сотрудники РЖД имеют достойный социальный пакет (путевки в санатории, оплачиваемый отпуск, бесплатный проезд в электричках). Работники некоторых профессий могут раньше выйти на пенсию.

Как построить карьеру

Вариантов продвижения по карьерной лестнице в системе РЖД множество. Для этого сотруднику необходимо повышать свою квалификацию, качественно выполнять должностные обязанности и демонстрировать лидерские качества. Многие в руководстве компании начинали свой трудовой путь в кабине машиниста или в депо.

Перспективы

На сегодня в перевозках грузов наземным путем конкурентов у железной дороги нет. Это самая стабильная и развитая система, способная функционировать в любых условиях. Для обеспечения ее работоспособности и обслуживания пассажиров постоянно необходимы квалифицированные кадры.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия железнодорожник подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

В предыдущей статье «Прием на работу и обучение монтера пути. Часть 2» поверхностно затронута тема с разрядами, но когда человек попадает на железную дорогу, он действительно не понимает, в чем разница.

Классификация разрядов монтера пути доступными словами

Всего разрядов шесть, но их всех можно условно поделить на три категории:

  • ученик монтера пути — не разряд, а статус, который человек получает при приеме на работу на железную дорогу и это время практики оплачивается;
  • II, III, IV разряды — золотая середина, а разница только в оплате труда и в обязанностях;
  • V, VI — выдают бригадиру и мастеру.

Следует знать, что бригадир V разряда может быть только на почасовой оплате (ставка) или работать с околотком. С другой стороны монтеру пути могут присвоить V разряд с правом замещения бригадира.

Ситуация, когда монтер пути V разряда работает одновременно в статусе бригадира, частенько практикуется. Не из-за того, что бригадир ленивый или не выполняет качественно свои обязанности. Это случается, когда бригадир на больничном, в отпуске, в отгулах, занят документацией и заполняет лист выполненной работы, чтобы люди смогли получить зарплату. Кто-то спросит — «Зачем тогда мастер?». Во время отпуска или больничного, мастер не может знать какой объем работы выполнил околоток. Рекомендуется записывать проделанную работу в блокнот или тетрадь, особенно, когда общий наряд для всей бригады и мастера нет на предприятии. Мастер отвечает за каждого сотрудника, за материалы, за инструменты, защищает интересы околотка перед руководством, добивается улучшение условий труда. Только в реальности, таких «совестных» мастеров мало.

Есть ли карьерный рост для монтера пути?

Да… Только потребуется получить специальное образование. Монтер пути — отличная профессия в плане знаний и опыта. Можно поступить в ЖД техникум или в колледж для начала, на заочную форму обучения. Сделать это для монтера пути железной дороги легче, чем сразу после школы на стационар.

Обучение иногда спасает от сокращения — процесс, когда в целях экономии, предприятие уменьшает штат. Если человек учится, а еще лучше подавал документы с направлением от организации, тогда переживать не о чем. Потому что предприятие оплачивает учебный отпуск (время учебы оплачивают независимо от ВУЗа). Об оплате монтерам пути детальное описание будет в другой статье, но вероятность сохранить рабочее место человеку, который кроме основной работы, параллельно учиться на заочном отделении, крайне велика.

Если мастера сняли за халатное отношение к своим обязанностям, то его место может занять бригадир. Зачастую временно, но если руководство видит в сотруднике потенциал, то могут предложить ему должность на постоянной основе.

Получив VI разряд, для мастера обучение не заканчивается. Предприятие направляет его на повышение квалификации, кто-то называет это классность. Там обсуждают новые технологии в работе, методы повышения эффективности в процессе ремонта пути и т.д.

После полученных знаний, повышения «классности», происходит прибавка к зарплате. Такие «бонусы» есть не у всех ЖД организаций, особенно у тех, где мало работы и не так часто доставляют материал на ремонт пути.
На ПМС мастерам повышают оплату труда после предварительного повторного обучения. Образование для монтера пути, независимо от разряда — шанс попасть в техотдел. Необходимо ездить на перегон и перед укладкой составлять расчет и схему сборки нового пути или отмечать, в каких местах требуется замена реек, шпал, деталей стрелочного перевода. Еще есть прораб и начальник ПЧ либо ПМС. Даже будучи начальником, могут предложить перейти в центральное управление.

Опыт и образование гарантировано принесут развитие. Когда меняешь шпалы летом на перегоне под солнцем, а спрятаться негде, то всегда задумываешься об улучшении собственного рабочего положения. Монтер пути — тяжелая профессия, но даже в этой сфере, при желании, можно развиваться.

Железнодорожное сообщение обеспечивает связь между городами и странами. Многие пассажиры давно оценили удобство такого вида транспорта. Однако далеко не всем известно, что бесперебойную работу поездов, которые занимаются доставкой людей и грузов, обеспечивает довольно внушительное количество сотрудников. История развития профессии железнодорожника началась несколько десятилетий назад и не теряет свою актуальность до сих пор. Давайте узнаем ее основные особенности.

физика в профессии железнодорожника

Описание

Профессии железнодорожников так или иначе связаны с обслуживанием железнодорожного транспорта, который используют для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям, а также станций и вокзалов.

Нужно сказать, что данная сфера деятельности включает в себя немало разных специальностей. Среди них обходчик, машинист, диспетчер, дежурный станции и т. д.

Важно знать, что для получения должности на железной дороге требуется наличие отменного здоровья и хорошей физической формы. Вот почему при приеме на работу требуется предоставить справку, подтверждающую полное медицинское обследование. В дальнейшем подобные процедуры должны стать регулярными.

профессия железнодорожник для детей

Особенности

Рабочие профессии железнодорожников требуют особой выносливости, так как предполагают довольно тяжелые условия труда. Нередко приходится выполнять обязанности на протяжении суток, независимо от времени дня и погодных условий. Даже в дождь или снег работы могут продолжаться. Не менее сложной можно назвать работу под палящим летним солнцем.

Работа железнодорожника требует наличия ответственности. Ведь от действия сотрудников зависит безопасность пассажиров во время передвижения.

Внимательность - важное качество в профессии железнодорожник, которое позволяет не нарушать графики движения, не допускать неисправностей железнодорожного транспорта или путей, по которым происходит его перемещение.

Некоторые железнодорожные профессии предполагают постоянное общение с потенциальными клиентами. Например, кассиры в билетных кассах. Поэтому для таких кандидатов среди требований к личным качествам работодатели называют общительность, вежливость и стрессоустойчивость. Ведь не исключено возникновение конфликтных ситуаций, которые нужно уметь улаживать.

математика в профессии железнодорожника

Основные обязанности

Конкретный перечень зависит от выбора специальности. Однако есть некоторые общие обязанности, которые объединяют профессии железнодорожников. Надо также сказать, что уровень оплаты будет отличаться. Зависит он не только от квалификации, но и спектра выполняемых обязанностей.

Профессии железнодорожников предполагают выполнение невероятного широкого спектра работ, начиная физически тяжелым трудом, который требует соответствующей подготовки, и заканчивая выполнением умственной работы, требующей наличия высокой квалификации и соответствующих знаний.

Необходимое образование

Большинство существующих профессий железнодорожников не требуют наличия высшего образования. Достаточно окончить обычную школу, колледж или специализированные курсы. Однако если потенциальный сотрудник претендует не на рабочую должность, связанную, например, с ремонтом дорог, а планирует стать управляющим станции, потребуется обучение в специализированном вузе.

Стоит сразу отметить, что длительность обучения сильно зависит от выбранной специальности. Например, будущему проводнику достаточно окончить специализированные курсы, длительность которых составляет всего три месяца.

Если вас привлекает профессия железнодорожника, которая требует обучения в вузе, будьте готовы к тому, что процесс растянется на пять-шесть лет. Однако это позволит обойти других кандидатов на собеседовании.

железнодорожные профессии

Математика и физика в профессии железнодорожника

Данные науки позволяют развивать железнодорожное сообщение, используя современные технологии. В частности, создаются электрические железные дороги, которые получают энергию от электростанций. Чтобы выстроить данную систему, используется физика в профессии железнодорожника МПМ.

Данная наука позволяет совершенствовать технологии и повышать комфорт пассажирских перевозок.

Математика в профессии железнодорожника также играет не последнюю роль. Особенно актуально ее использование при расчете времени прибытия поездов, а также проведении строительно-ремонтных работ, когда буквально каждый миллиметр может иметь значение.

Где работают?

Наиболее привлекательные вакансии для потенциальных соискателей, как правило, предлагает ОАО «Российские железные дороги». Это наиболее известная компания в данной сфере. Однако существуют и другие работодатели, которые набирают сотрудников с различными квалификациями.

РЖД предпочитает принимать в ряды собственных сотрудников бывших выпускников специализированных учебных заведений. Например, железнодорожных колледжей и университетов. Однако найдутся вакансии и для тех, кто оканчивает краткосрочные курсы. Если же вы готовы выполнять физически тяжелый труд, достаточно лишь обладать крепким здоровьем. Если вы планируете занять вакансию, связанную с общепитом, будьте готовы предоставить будущему работодателю санитарную книжку.

качество профессии железнодорожник

Перечень

Важно понимать, что железная дорога представляет собой колоссальную систему. Для обеспечения ее бесперебойного функционирования нужна целая команда специалистов, каждый из которых будет выполнять определенные обязанности.

Давайте перечислим основные профессии железнодорожников. Для детей они также могут представлять интерес. Ведь каждый из них рано или поздно будет выбирать будущую специальность.

  • Дежурный по станции.
  • Диспетчер.
  • Обслуживающий персонал.
  • Путевые обходчики.
  • Осмотрщики-ремонтники.
  • Электромонтер.
  • Машинист.
  • Начальник поезда.
  • Проводник.
  • Сигналист.

физика в профессии железнодорожника

Дежурный по станции

Обязанность данного специалиста состоит в составлении поминутного расписания, а также в контроле за движением пассажирских и грузовых составов. Довольно ответственная профессия, представитель которой фактически выполняет руководство всей станцией, принимая и отправляя поезда. Именно ему подчиняются остальные сотрудники, которые находятся на территории станции. Зарплата на данной позиции составляет от восемнадцати до сорока пяти тысяч рублей.

Диспетчер

Данный специалист координирует движение поездов, поддерживает связь с машинистами. Нужно обладать повышенной внимательностью, а также быть готовым к двенадцатичасовым сменам. Зарплата на данной позиции сильно зависит от региона и, как правило, варьируется от пятнадцати до двадцати пяти тысяч рублей.

Обслуживающий персонал

Данная категория работников включает в себя внушительное количество сотрудников, объединенных общей целью – обеспечить комфортное нахождение в здании вокзала. Это продавцы, повара, вахтеры, упаковщики и т. д. Как правило, требования к представителям данных вакансий невысоки, как и заработная плата за выполнение обязанностей.

Путевые обходчики

Представителей данной профессии, а также дорожных мастеров называют общим словом «путейцы». Основная обязанность состоит в проверке исправности дорожного полотна на отведенном участке, а также устранение неполадок. Работа данных специалистов осуществляется в несколько смен. Работодатель предоставляет экипировку, а также инвентарь. Стоит отметить, что данные специалисты большую часть рабочего времени приходится проводить на открытом воздухе, что сильно влияет на уровень комфорта. К сожалению, зарплата на данной вакансии состоит из оклада, который может не превышать двенадцати тысяч рублей.

Осмотрщики-ремонтники

Представители данной вакансии контролируют состояние пассажирских или грузовых поездов, а также отдельных вагонов. Кроме этого, они выявляют неисправности, раздают задания ремонтным бригадам или самостоятельно ликвидируют незначительные неисправности. В среднем доход на данной позиции составляет от пятнадцати до тридцати пяти тысяч рублей.

Электромонтер

Данный сотрудник следит за исправностью светофоров и прочего оборудования. Предполагает некоторую опасность, так как работать предстоит с электричеством. Как правило, требуется наличие среднего специального образования. В среднем доход составляет от восемнадцати до сорока пяти тысяч рублей.

Машинист

Отвечает за движение железнодорожного транспорта. Машинист управляет поездок, а также следит за соответствием плану передвижения. Чтобы занимать данную вакансию, нужно пройти соответствующее обучение. Средний уровень зарплат составляет от восемнадцати до сорока пяти тысяч рублей.

описание профессии железнодорожника

Начальник поезда

Следит за техническим состоянием и работой поезда. Если начальник работает на пассажирском поезде, помимо прочего, он должен руководить проводниками, а также контролировать безопасность и комфорт пассажиров. Уровень зарплаты, как правило, начинается от двадцати тысяч рублей.

Проводник

Зоной ответственности данного сотрудника становится пассажирский вагон. Проводник контролирует посадку и высадку пассажиров, отслеживает наличие необходимых бытовых принадлежностей, а также их предоставление пассажирам. Нередко представителями данной профессии становятся женщины. Уровень зарплаты колеблется от двадцати до сорока тысяч рублей.

Все о железнодорожных профессиях

Знать все о железнодорожных профессиях полезно и для общего развития, но еще важнее это тем, кто желает заняться такой деятельностью. Пора ознакомиться с обзором железнодорожников на РЖД, со спецификой поездов на ЖД и с описанием других профессий, связанных с железной дорогой. Эти профессии делятся на вокзальные, станционные и путевые, и в каждом случае есть свои особенности.


Обзор вокзальных специальностей

Железнодорожные специалисты трудятся в большом количестве на пассажирских вокзалах. Важнейшую роль среди них играет диспетчер вокзала. Его никто из пассажиров не видит — но именно благодаря труду диспетчеров по ритму движения поездов можно сверять часы. Расписание мало составить — нужно еще и постоянно следить за тем, как оно составляется, причем с посекундной точностью. Да, диспетчеры контролируют, в какой момент можно будет увидеть прибывающий поезд с перрона, когда он должен будет полностью замереть на рельсах, и в какой момент — быть готовым к началу движения.

Железнодорожники на вокзале могут иметь и ряд других специализаций. Так, есть еще главный энергодиспетчер дорожный, который следит за снабжением всех магистральных участков на вокзале, за электроснабжением других подсобных объектов. Также стоит учесть, что справочная служба вокзала имеет и своих руководителей, которые координируют информационную работу. Дополнительно стоит упомянуть:

  • руководителя отделения обработки багажа;
  • главный начальник вокзала;
  • руководитель группы учета и отчетности по продаже билетов;
  • кассиров;
  • охранников.

Особняком стоит экспедитор доставки багажа. Нельзя его путать с носильщиком — этот специалист координирует перемещение тех вещей, которые кладут в багажные вагоны. Доставка таких предметов часто практикуется без пассажиров. И потому и нужен специальный сотрудник, чтобы перевезти все имущество в целости и сохранности на большое расстояние.

Следить за багажом приходится постоянно, потому что количество желающих завладеть им велико, да и случайностей бывает немало.


Станционные профессии

Но деятельность РЖД не ограничивается работой пассажирских вокзалов. Как на них, так и на грузовых станциях обязательно присутствует составитель поездов. Этот специалист формирует и расформирует составы. Его важнейшая функция — не только поддержание ритмичного движения, но и обеспечение безопасности. Ведь создав слишком длинный пассажирский поезд или состыковав вагоны с неподходящими грузами, можно создать серьезные риски.

Составители поездов не только руководят маневровыми работами, но иногда и непосредственно выполняют. Среди них есть четкая градация по разрядам. Так, имея 3 или 4 разряд, нельзя работать на магистральных железнодорожных путях; допуск дают только составителям 5, а иногда и 6 разряда. Главные обязанности:

  • подача распоряжений на перемещение маневровых локомотивов;
  • сцепка-расцепка подвижного состава;
  • крепление останавливаемого транспорта;
  • работы с тормозными рукавами;
  • переключение стрелок, которые не управляются централизованно;
  • координация маневровой работы с участниками маневровых бригад.


Составители поездов подчиняются:

  • дежурным по станции;
  • диспетчерам маневрам;
  • дежурным по парку или по горке.

Дежурный по станции — единственный сотрудник железной дороги, имеющий право корректировать графики движения поездов, порядок маневровой работы. Даже начальники дорог почти всегда утверждают эти решения; впрочем, они и не касаются их. Именно от дежурного зависит, когда отправится поезд, сколько он будет стоять, и будет ли принят на конкретной станции. И именно этому сотруднику подчинены еще и всевозможные ремонтные, строительные, восстановительные поезда, системы связи и обмена данными; машинист и начальник поезда на время движения по определенному участку также у него в подчинении.

Маневровый диспетчер — еще одно очень важное лицо в сфере перевозок. Как раз он распределяет, какая маневровая бригада отправится на тот или иной отрезок путей. Составители поездов подчинены маневровому диспетчеру или находятся с ним в постоянном тесном контакте.

Но отсюда же происходит и большая ответственность. Как раз диспетчеру маневра будут предъявлять в первую очередь претензии, если вагоны не уберут вовремя с определенного участка или поставят туда, где их быть не должно, или не подадут вовремя для формирования поезда.


Описание путевых специальностей

На железной дороге работают также мастера и обходчики. Именно они следят за исправностью оборачиваемого подвижного состава, контролируют его техническое состояние и следят за тем, чтобы сами рельсы и шпалы работали безупречно. Если поезд прибывает точно по расписанию, то в этом есть заслуга не только машинистов, диспетчеров, но и такого путевого персонала. За электроснабжение отвечает электромонтер. Данный специалист следит, чтобы исправно функционировали:

  • главные линии высокого напряжения;
  • механизированные стрелки;
  • системы автостопа;
  • семафоры.

Именно электромонтеры и другие аналогичные сотрудники находятся на наиболее рискованной работе с очень высокой ответственностью. Другие связанные с электричеством специалисты — это электромеханики сигнализации, централизации и блокировки. Их деятельность не настолько опасна, но все же очень ответственна. Есть на ЖД и так называемые вагонники. Это обиходное наименование тех железнодорожников, которые «стучат по колесам». Не только, впрочем, стучат — они в целом оценивают состояние вагонов, а заметив какую-либо неполадку или отклонение от нормы, передают задание ремонтной службе.

Непосредственно связан с движением, конечно же, машинист. Ответственность и скрупулезность в его работе такова, что ожидать вытеснения живых людей роботами и прочей автоматикой придется еще долго. Именно должность машиниста наиболее престижна по сравнению с другими специализациями на железной дороге.


Стоит отметить, что машинист — только мужская профессия; изменение законодательства по этой части может произойти только в 2021 году, а учитывая требования к стажу и подготовке, реальная ситуация поменяется не раньше 2025-го.

Машинистом может стать только тот, кто прежде не менее года обучался профессии и минимум 3 года отработал в должности помощника машиниста. Заместители «водителей поезда» являются их верными помощниками. Стоит также отметить должность начальника поезда. Мнение многих пассажиров, будто он работает исключительно ради урегулирования конфликтов в пассажирском поезде, неверно. Именно начальник управляет всем процессом движения, отдает распоряжения всем железнодорожникам, находящимся в поезде; от него же зависит и приготовление каждого отдельного купе к рейсу, поддержание его в образцовом порядке.

Должность начальника поезда сложна и ответственна; но она почти никогда не пустует. Но чаще всего с поездками по железной дороге ассоциируется должность проводника. Именно она овеяна романтикой. Надо, правда, понимать, что проводник — лицо ответственное, и не только материально. Как раз по его или ее работе многие судят о железнодорожных сообщениях в целом, потому что ни машинистов, ни других сотрудников почти никогда не видят.

Есть еще одна типично путевая профессия — сигналист. Они следят за тем, чтобы движение поездов происходило максимально правильно и четко. При необходимости — сигнализируют машинистам о том, что нужно делать, где затормозить, а где ускорить (отсюда и название). Сигналисты же расставляют все необходимые таблички и другие условные предупреждающие знаки. И еще они следят за тем, чтобы пути находились в хорошем состоянии, при любой неполадке и отклонении от нормы сразу поднимают тревогу.


Инженер по эксплуатации:

  • лично осматривает пути, переводы и откосы по графику, отыскивает неисправности в них;
  • при необходимости использует ручные путеизмерительные средства;
  • маркирует шпалы и рельсы, которые следует заменить;
  • составляет отчеты по всем обнаруженным недостаткам;
  • готовит финансовые планы и составляет календарные графики использования путей и применяемого оборудования.

Контролеры-ревизоры не ограничиваются поиском безбилетных ездоков. Они же отслеживают, как используется подвижной состав. Для добросовестного пассажира контролер-ревизор даже полезен. Именно он контролирует исполнение персоналом дороги норм обслуживания пассажиров.

На такой должности ждут коммуникабельных, дисциплинированных и строго принципиальных людей, умеющих тактично выходить из сложной ситуации.

Читайте также: