Сколько лет оставалась в своей должности девушка избранная весталкой в древнем риме

Опубликовано: 03.10.2024

Весталки (лат. virgo vestalis) — жрицы богини Весты в Древнем Риме. Весталки имели уникальный для женщин социальный статус, в иерархии стояли выше большинства мужчин и пользовались большим уважением и почётом: человек, оскорбивший каким-либо образом весталку, мог быть приговорен к смертной казни. Девушки освобождались от отцовской власти, имели право владеть собственностью и распоряжаться ею по своему усмотрению. До завершения службы обязаны были оставаться девственницами, нарушивших табу казнили.

Весталки были неприкосновенны, в связи с чем многие отдавали им на хранение свои завещания и ценности. При выходе на улицу весталку всегда сопровождал ликтор, шедший впереди, также весталки имели право выезжать в колесницах. В случае, если им встречался на пути ведомый на казнь преступник, жрица имела право помиловать его. Этот факт указывает, что весталки могли иметь административно-государственную власть.

Главные обязанности весталок – поддержание священного огня в храме Весты, соблюдение чистоты храма, совершение жертвоприношений Весте и пенатам, охрана палладиума и других святынь. Предполагается, что они исполняли некие обряды, сохраняя таинство от непосвященных. Одеяние весталок состояло из длинной белой туники, а голову покрывала особая повязка (лат. infula).


Статуя великой весталки. Римский форум. 2-ой век н.э.
Статуя весталки из храма Антонина и Фаустины. Рим. 2-ой век н.э.
Статуя весталки. Рим. 1-2 век н.э.

Культ Весты

Создание института весталок приписывается царю Нуме Помпилию, окончательно упорядочившему всю систему государственной религии, каковой она оставалась до тех пор, пока политеизм не перестал быть религией Древнего Рима.

Ливий описывал служение Весте, учреждённое Нумой, следующим образом: «Выбрал он и дев для служения Весте; служение это происходит из Альбы и не чуждо роду основателя Рима. Чтобы они ведали храмовыми делами безотлучно, Нума назначил им жалование из казны, а, отличив их девством и прочими знаками святости, дал им всеобщее уважение и неприкосновенность».

Плутарх, также описывающий культ Весты в «Сравнительных жизнеописаниях», не ответил на важный вопрос - почему в весталки выбирали именно юных девушек и почему они должны были хранить свою чистоту в течение 30 лет. Вероятно данная особенность идет из более древних латинских традиций. Плутарх справедливо указывает на схожесть между римским и греческим обрядами поддержания негасимого огня, однако в Греции поддерживать огонь должны были старые девы, и если он все же гаснул — разводить новый можно было исключительно древним способом — зажжением от солнца. Плутарх пытался логически соотнести необходимость сохранения жрицами девственности с «бесплодностью огня». Такое верование находит себе объяснение в первобытном «посвящении себя божеству» — характерном, например, для жрецов богини Кибелы или для инкских «солнечных дев».

Изначально избрали двух весталок – Геганию и Верению, затем к ним прибавили ещё двух – Канулею и Тарпею. Позже Сервий Туллий довёл число весталок до шести, и уже это количество осталось неизменным до конца.


Храм Весты в Риме

Когда освобождалась вакансия в коллегии жриц, из двадцати девочек-кандидаток избиралась новая весталка. Изначально это делали римские цари, а в эпоху Республики и Империи - Верховный понтифик путём жеребьёвки.

Кандидаток в весталки отбирали по следующим критериям:

  • девушки должны были иметь патрицианское происхождение;
  • им должно было быть от 6 до 10 лет;
  • у девушек не должно было быть физических недостатков;
  • оба родителя должны были проживать в Италии;

Новую весталку приводили в атриум храма Весты, где ей обрезали волосы и вешали их в качестве пожертвования на священное дерево. Затем юную жрицу одевали во всё белое, нарекали именем «Возлюбленная» (лат. Amata), которое прибавлялось к её номену, и рассказывали о её новых обязанностях. Избранные весталки согласно римскому праву выходили из своей семьи и попадали под покровительство Верховного понтифика. От обязанности служению Весте девушка могла быть освобождена только по особым семейным обстоятельствам.

Срок службы богине Весте составлял 30 лет. Служба делилась на 3 равные части: обучение, непосредственно службу и наставничество. По истечении этих лет весталка становилась свободной и могла выйти замуж. Тем не менее это случалось крайне редко, так как существовало поверье, что брак с весталкой не приведет к добру. Основная же причина заключалась в том, что выходя замуж, бывшая весталка теряла свой уникальный для римской женщины статус и становилась обычной матроной, полностью зависимой от мужа, что, разумеется, было ей невыгодно.

Во главе весталок находилась самая старшая из них, называемая Великой весталкой (лат. Vestalis Maxima), которая получала указания непосредственно от верховного понтифика.

Главной обязанностью весталок было поддержание священного огня на алтаре богини Весты. Пламя гасили один раз в году — в первый день Нового года. После этого его вновь зажигали древнейшим способом — с помощью трения дерева о дерево. Случайное угасание священного огня считалось дурным предзнаменованием, если у какой-то весталки огонь угасал, то её бичевал сам Великий понтифик.

Во время празднования первого дня Нового года Великая весталка и Верховный понтифик молились о благополучии Рима, поднимаясь на Капитолий. Именно этот обряд выступает символом жизни Рима и римской цивилизации в знаменитой оде Exegi monumentum Горация: crescam laude recens, dum Capitolium scandet cum tacita virgine pontifex то есть «буду возрастать я славой, (вечно) молодой, покуда на Капитолий восходит жрец с безмолвной девой».

Весталки были очень богаты, главным образом из-за владения обширными имениями, дававшими большой доход, помимо этого каждая лично получала от своей семьи значительную сумму при посвящении. Кроме того, весталки получали от щедрые подарки императоров: так, например, в 24 году, когда Корнелия вступала в число весталок, Тиберий подарил ей 2 миллиона сестерциев.

Были и минусы у такого социального статуса. В случае нарушения обета целомудрия весталка приговаривалась к смертной казни. Разумеется, Рим не мог совершить такое страшное деяние, как убийство весталки, поэтому их наказывали погребением заживо на Злодейском поле (лат. Campus Sceleratus), находившемся в черте города у Коллинских ворот на Квиринале. Весталке давали небольшой запас пищи, и формально такое погребение не являлось смертной казнью. Соблазнителя же засекали до смерти. Нарушившую обет весталку сажали в наглухо закрытые и перевязанные ремнями носилки так, что не было слышно даже её голоса, и несли через форум. Все молча расступались и провожали её, не говоря ни слова, в глубоком горе. Для города не было ужаснее зрелища, не было дня печальнее этого. Когда носилки приносили на назначенное место, рабы развязывали ремни. Верховный жрец читал молитву, воздевал перед казнью руки к небу, приказывал подвести преступницу с густым покрывалом на лице, ставил её на лестницу, ведущую в подземелье, и удалялся затем вместе с другими жрецами. Когда весталка спускалась, лестницу поднимали, отверстие засыпали грудой земли, а место казни становилось таким же ровным, как и остальная поверхность.

Известные весталки

Жрицы богини Весты сыграли немалую роль в судьбе Рима. Данные о первых известных нам весталках носят полумифический характер: - Рея Сильвия (лат. Rhea Silvia) — мать Ромула и Рема, основателей Рима;

  • Тарпея (лат. Tarpeia), предательски открывшая ворота города осаждавшим Рим сабинянам;
  • Оппия, казнённая за нечестие в 483 году до н. э.;
  • Эмилия (лат. Aemilia);
  • Цецилия Метелла;
  • Лициния (лат. Licinia) – сестра консула 62 до н. э. Луция Мурены;
  • Корнелия – Старшая весталка, казнённая в правление императора Домициана;
  • Аквиллия Севера (лат. Aquillia Severa), вышедшая замуж за императора Гелиогабала (Марка Аврелия Антонина);
  • Целия Конкордия (лат. Coelia Concordia), считающаяся последней Великой весталкой, умерла приблизительно в 380 году;

По легенде две весталки, Тукция (лат. Tuccia) и Клавдия, были обвинены в нарушении обета целомудрия, но обе смогли доказать свою невиновность, совершив чудеса. Клавдия потянла за трос и сдвинула с места глубоко вросший в ил корабль, а Тукция смогла собрать воду в решето и донести из Тибра до Форума.


Весталка, реконструкция

Схожие темы

Литература

Весталки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.).


Как известно, с давних времен женщины считаются хранительницами очага, пусть ныне и символически. Но в античном Риме такая «должность» являлась не просто сентиментальным эпитетом, но значимым положением, которое носили определенные женщины. И как раз о таких жрицах сегодня и пойдет речь.

Почитаемость культа

В отличие от большинства римских религиозных культов, где жрецами были мужчины, поклонением Весте ведали женщины. Эти прекрасные девы, virgo Vestalis — девственницы Весты, веками верно служили богине очага, одной из трех главных богинь Рима, наряду с Минервой и Дианой. Шесть жриц-девственниц через особые обряды посвящались служению культу Весты, как полноправные святители, которые жили в собственной резиденции, Atrium Vestae на Римском Форуме. Глубоко древние традиции весталок давали римлянам возможность вести нить преемственности в глубину веков. Даже круглая форма самого храма намекает на традиционный стиль, связанный с деревенскими хижинами в древнем прошлом Города.

Обряды, проводимые весталками, оставались относительно закрепленными со времен рождения Римской республики (VI век до н.э.) до самого IV века нашей эры.


Весталки следят за священным огнем Весты, от защиты которого зависит Рим.

Место поклонения, которое лежало рядом с Atrium Vestae, являлось помещением, где жрицы ухаживали за священным огнем богини. Один раз в год, первого марта, когда по старому римскому календарю начинался новый год, жрицы украшали храм Весты и разжигали новый огонь путем трения дерева, а затем поддерживали его в течение года. Пламя, горевшее в ее храме, олицетворяло саму богиню, служило сакральным ориентиром о грядущем и центром Вселенной. Их задача считалась серьезной, так как огонь был связан с судьбой их города. Его затухание предвещало для крайне религиозного народа Ромула скорые беды.

Мнения ученых касательно природы этого культа расходятся. Даже древний историк Плутарх не может дать точного объяснения явлению почитания Негасимого Пламени: ясно одно, что культ заимствован от древних греков. Думается, можно сказать, что такое верование берет начало из самых истоков человечества, когда оно только освоило огонь, и от его состояния зависело выживание. За чем и следили женщины, пока мужчины выбирались на охоту.


Остатки храма Весты стоят на Римском Форуме. В отличие от большинства храмов, в нем не было центрального изображения богини. Это было место священного огня и хранилище различных священных артефактов.

Кроме того, в храме между Палатинским и Капитолийским холмами, что основал Нума Помпилий, хранился реликт прошлого — Палладий (талисман-оберег в виде статуэтки богини Афины), который сам прародитель римлян Эней привез из Трои. Считалось, что пока Палладий находится в городе, никто не сможет навредить ему. Именно с похищением реликвий города автор «Илиады» и «Одиссеи» Гомер связывает взятие Трои. Таким же образом этот священный предмет почитался и в Риме. Сам храм пользовался высочайшим кредитом доверия у населения, воплощая все «ангельские» качества: неподкупность, непорочность, которые высоко ценились в римском обществе. Это позволяло гражданам без лишней боязни доверять на хранение свои ценные документы, например, завещания.


Одиссей и Диомед крадут Палладий из Трои

Прекрасные избранницы

Стать весталкой было удачей жеребьевки. Captio, процесс, посредством которого девочки избирались, дабы покинуть свои семьи и стать жрицами, переводится с латинского, как «захват» — так же термин, обозначавший обряд похищения невесты, имевший место в Древнем Риме. Записи 65 года до н. э. говорят о том, что список потенциальных весталок составлялся Верховным жрецом (Pontifex Maximus), главенствовавшим над всеми культами города. Служение этому храму в римском обществе считалось крайне почетным и престижным. И хотя девушка никак не могла повлиять на свою судьбу, ею гордились и почитали. Кандидатками выступали девочки в возрасте от шести до десяти лет, рожденные от патрициев, без умственных и физических недостатков. Затем отобранные кандидатки публично отбирались по жребию. После посвящения их приводили к присяге на службу Весте в течение 30 лет.

Выбрал он и дев для служения Весте; служение это происходит из Альбы и не чуждо роду основателя Рима. Чтобы они ведали храмовыми делами безотлучно, Нума назначил им жалование из казны, а, отличив их девством и прочими знаками святости, дал им всеобщее уважение и неприкосновенность.
(Ливий, I, 20)

Теперь, в новой храмовой семье, их долгая жизнь пройдет в Атриуме Весты. В дополнение к жилью и питанию, они имели право на своего собственного телохранителя — ликтора. Первые 10 лет их посвящали и учили старшие жрицы. Затем они становились полноправными весталками в течение следующих десятилетий, прежде чем взять на себя обязанности наставниц над новыми девушками на последние 10 лет их службы.


После избрания неофиток приводили в храм, где начиналось их обучение. За процессом наблюдала главная жрица, Vestalis Maxima, которая подчинялась Верховному жрецу. Первые 10 лет тратились на подготовку к исполнению обязанностей, юные весталки изучали календарь обрядов — fastii, наблюдали за жертвоприношениями. Целомудрие жриц было отражением здоровья самого Рима. И хотя проливать кровь девственницы, чтобы убить ее, было грехом, это не исключало применения суровых телесных наказаний в случае провинности. Плутарх пишет:

Если эти Весталки совершают какую-либо незначительную ошибку, они наказываются только первосвященником, который и бичует провинившуюся.

Щедрые дары

Общественные деньги и пожертвования храму финансировали культ и жриц. Не удивительно, ведь в Риме религия и государство были тесно переплетены. Даже организация самого государства точно отражает основное римское учреждение: семья. Центром жизни римского гражданина был domus (дом), где обязательно находился очаг, за которым ухаживала матрона ради блага семьи и мужа. Точно так же весталки ухаживали за пламенем Весты на благо государства.


Серебряный динарий, относящийся ко II веку до нашей эры, изображает круглый храм Весты.

В отличие от других римских женщин, весталки пользовались определенными привилегиями: помимо возможности владеть собственностью и пользоваться некоторыми налоговыми льготами, весталки эмансипировались (от лат. emancipare) — освобождались от Patria Potestas, власти главы своей семьи. Такое исключение из семейных сетей символизировало единство римского народа. Чтобы вы понимали, насколько это серьезно, приведу отрывок из сочинений юриста Гая: «…едва ли существуют еще другие люди, которые имели бы такую власть над своими детьми, какую имеем мы, римские граждане». Формально власть главы дома над родными не прекращалась до тех пор, пока тот не потеряет дее- или право- способность в силу разных причин или не умрет.

Вопреки своему особому положению, весталки активно вмешивались в политику. К примеру, в 63 года до н.э. жрицы помогли Цицерону пролоббировать решение: в ходе празднования дня Доброй Богини в доме действующего консула горящий на алтаре храма огонь был, как положено, потушен. И внезапно он вспыхнул вновь. Присутствующие на церемонии весталки единодушно заключили, что это добрый знак, и велели хозяйке дома сообщить мужу, что принятое им решение следует немедленно исполнить, ибо богиня зажгла огонь ради его славы. Учитывая, что одна из весталок приходилась родственницей супруге Цицерона, вывод можете сделать сами. Так же весталки могли составлять собственные завещания и давать показания в суде, не будучи обязанными приносить клятву.


Марк Туллий Цицерон — политик, оратор, философ, полководец и римский консул 63 года.

Тридцать лет целомудрия

Однако за эти возможности жрицы расплачивались дорогой ценой: 30 годами принудительного целомудрия. Многие историки полагают, что целостность государства связывалась с целомудрием его женщин; поскольку чистота весталок была весьма заметной, и свято почиталась, наказания за нарушение обета были драконовскими. Поскольку проливать кровь девственницы-весталки было запрещено, методом казни было замуровывание заживо: ее закапывали в камере и оставляли умирать с голоду. Наказание для ее сексуального партнера было столь же жестоким: смерть от порки.

Интересно то, что Рея Сильвия — мать легендарных Ромула и Рема, так же была весталкой. Нарушив обет, она связалась с мужчиной и забеременела. Пытаясь оправдать сей факт, она соврала о том, что родила от самого бога Марса. Её не казнили, но бросили в темницу. А когда родились знаменитые близнецы, было приказано бросить их в Тибр.

Ревность или злоба делали женщин уязвимыми для ложных обвинений. Одна история, отмеченная несколькими римскими писателями, касается чуда Весталки Тукции, которую ложно обвинили в бесчестии. Согласно преданию, Тукция умоляла Весту о помощи и чудесным образом доказала свою невиновность, принеся сито с водой из Тибра.


Чудо весталки Тукции. Картина 17-го века Джованни Баттиста Байнаши

Обвинения в преступлениях против целомудрия весталок иногда бросались и в адрес представителей верхушки общества: эпатажный и эксцентричный император III века Элагабал потряс современников, женившись на весталке. Такие порицания означали непреходящую символическую важность культа, ведь такая ересь была одной из основных причин, приводивших к казни жриц.


Марк Лициний Красс, консул, триумвир, олигарх, любитель дешевого жилья.

Забавная история связана с Марком Лицинием Крассом. Этот полководец был одним из самых богатых и влиятельных римских граждан в I веке до н.э., но он чуть не лишился и своего имущества, и жизни, когда его обвинили в слишком интимной близости с весталкой Лицинией. Красс предстал перед судом. Как рассказывает Плутарх, Лициния владела приятной виллой в пригороде, которую он хотел получить по низкой цене, и именно по этой причине вечно бродил вокруг женщины и ухаживал за ней. К своему везению, Красс был оправдан, когда выяснились его алчные мотивы.

Ведение быта

Церемониальная одежда весталок подчеркивает их двойственное и несколько противоречивое воплощение как материнского, так и целомудренного. Внешний вид был неотъемлемой частью их роли, отличая, но также повторяя физические черты обычных женщин. Одетые в белое, цвета чистоты, весталки носили длинные платья римских матрон. Волосы и головные уборы играли важную символическую функцию, прическа весталок, называемая seni crines, описывается в римских источниках. Весталка носила suffibulum, короткую белую ткань, похожую на фату невесты, державшуюся на месте брошью. Вокруг головы оборачивалась повязка — infula, которая так же ассоциировалась с римскими матронами.


Ежедневные обряды весталок часто проводились вокруг храма. Кроме поддержания огня, типичные обязанности так же включали очистку храма водой, которую приходилось черпать из фонтанов. Готовясь к многочисленным празднествам, требовавшим их присутствия, жрицы пекли особые лепешки с солью. Несколько раз в году весталки готовили ритуальную муку из особого реликтового злака, спельты, а 13 сентября к муке добавляли два вида соли. Получалась mola salsa, «соленая мука», из которой делали жертвенный хлеб. Важным религиозным праздником были Весталии: в июньский день пепел из священного очага торжественно выносили из храма и выбрасывали в воды Тибра. Кроме этого, праздновались Луперкалии — праздник плодородия в честь Луперка, что подчеркивает двойственную роль весталок, так как она была тесно связана с плодородием.

В самой глубине храма жрицы присматривали за своими тайными талисманами. Среди этих предметов был священный фаллос, fascinus, интерпретация маленького бога с тем же именем. Фасцин тесно связывался с магией и плодородием.

Римская традиция

Согласно Титу Ливию, основание культа приписывается легендарному второму римскому царю Нуме Помпилию. Считается, что именно он упорядочил римскую систему верований, в том числе культы Юпитера и Марса. Историк Плутарх писал, что Нума, возможно, «считал природу Огня чистой и неоскверненной и поэтому доверил ее чистым и непорочным телам». Многие историки считают, что Нума — фигура легендарная, и что поклонение Весте и другим культам развивалось медленно из доримских обычаев, возможно, начиная из более древней этрусской культуры, которая доминировала в Италии до основания Рима.


Бюст Нумы Помпилия из Музея Вилла Альбани в Риме, который, как полагают, был создан в императорский период.

Сами римляне относились к жрицам с глубоким чувством благоговения. Плутарх указывает: «они были хранителями Божественных тайн, скрытых от всех, кроме них самих». Считалось, что они обладают магической силой: если кто-нибудь, приговоренный к смерти, увидит весталку на пути к казни, он должен быть освобожден, пока можно доказать, что встреча не была запланирована. Поговаривали даже, что весталки могут остановить беглого раба.

Привилегированное положение весталок в римском обществе сохранялось более тысячи лет, проходя через изменяющиеся политические системы, республиканского и имперского Рима. Однако в 394 году, с приходом главенства христианства, император Феодосий Великий запретил языческие практики, Вечное Пламя погасло. Вскоре было суждено пасть и Вечному Городу.

Кто такие весталки (11 фото)

До рождения Иисуса было еще 700 лет. В это время Древним Римом правил царь Нума Помпилиус. Жрецы сказали ему, что богиня Веста может защитить его государство от врагов. Для этого нужно зажечь магический огонь в ее честь и никогда не позволять этому огню гаснуть. Следить за этим божественным огнем должны были жрицы-девственницы, известные в истории, как весталки.

10. Весталки должны оставаться целомудренными, но всё же.
Кто такие весталки (11 фото)

Когда речь заходит о весталках, многие думают, что девственность была уделом этих жриц. Весталки, которых выбирали на эту должность еще в детском возрасте, на самом деле должны были воздерживаться от интима до тех пор , пока они имели отношение к священному огню. Святые обряды Весты могли выполнять только невинные девушки с чистым сердцем. Считалось, что если одна из весталок нарушит свой обет девственности, то огонь переметнется на улицы Рима и сожжет город дотла. Но обеты распространялись не на всю жизнь: каждая весталка служила только в течение 30 лет. После этого их освобождали от обетов и женщины могли жить обычной жизнью.

9. Весталки были наиболее влиятельными женщинами в Риме
Кто такие весталки (11 фото)

Древний Рим, которым правили весталки.

Оказывается, феминизм был не очень популярен 2500 лет назад. В то время женщины в Риме имели больше прав, чем женщины в других древних культурах, но у них не было права голоса. Также фактически их контролировали вначале отцы, а потом мужья. Из-за этого обычные римские женщины редко владели землей или имели какое-то влияние в обществе. Тем не менее, весталки были не обычными женщинами. Их ритуалы считались важнейшей вещью, которая предохраняет Рим от уничтожения.

Будучи наиболее важными женщинами в государстве, весталки обладали привилегиями, о которых обычные женщины могли только мечтать. Они были освобождены от влияния своих отцов и могли голосовать и владеть собственностью. Также они считались "достаточно надежными" для работы с важными документами, а на стадионах для них были зарезервированы места в первом ряду.

8. Шесть весталок и ни одной больше!
Кто такие весталки (11 фото)

Учитывая престиж этой должности и массу благ, которыми пользовались весталки, можно было бы подумать, что женщины выстраивались в очередь, чтобы стать жрицей. На самом деле, институт весталок был эксклюзивным, и стать священной девственницей было гораздо сложнее, чем казалось. Благородные семьи наперебой предлагали своих юных дочерей в жреческое услужение, но в последующие годы начали набирать девочек также из более низких сословий, поскольку возникла проблема с девственностью девушек. Обучали будущих весталок в течение 10 лет, после чего девушек допускали к обрядам Весты в течение еще 10 лет, а затем начинали обучать новую партию девушек.

7. Весталка - самая завидная невестка
Кто такие весталки (11 фото)

Сегодня, когда человек задумывается о жениться, в первую очередь он обращает внимание на привлекательности девушки. Во времена же древнего Рима, самой большой удачей было жениться на бывшей весталке. Несмотря на то, что их было очень мало, экс-весталки были уважаемы повсюду, имели расширенные права и получали щедрые пенсии, что делало их потенциальной мишенью для любых мужчин.

6. Гелиогабал, нарушивший запрет
Кто такие весталки (11 фото)

Гелиогабал был 25-м императором Рима. Он также был подростком, который прославился своими оргиями по всей столице, женился на пяти женщинах и двух мужчинах и заставил Сенат наблюдать за своими танцами, посвященными сирийскому богу Солнца.

Хотя Гелиогабал предпочитал компанию своего личного возницы, он заставил весталку Аквилию Севера выйти за него замуж. Он считал, что благодаря этому добьется еще большего уважения Рима, а также у него с Аквилией будут "божественные" младенцы, поскольку в весталках были явно что-то магическое. Но для жителей Рима это было неприемлемым и Гелиогабала вскоре зарезали и выбросили труп в реку Тибр.

5. Обязанности весталок
Кто такие весталки (11 фото)

Основной акцент был сделан на целомудрие и добродетель весталок. Но даже если римляне думали иначе, жрицы были всего лишь людьми, с правом на ошибку. Конечно же, случалось так, что они уклонялись от своих обязанностей. Наказания для совершивших ошибку весталок были очень суровыми. Если священный огонь попадал на улицу, то жрицу, по чьей вине это случилось, избивали палками и выгоняли из города. Еще более худшим было наказание за нарушение обета безбрачия: это означало однозначный смертный приговор. А, учитывая, что священную кровь весталок нельзя было проливать, то их закапывали живьем.

4. Привилегии и наказания
Кто такие весталки (11 фото)

Быть весталкой — это не только привилегии. Их в любой момент могли побить за ненадлежащее исполнение обязанностей, зачастую они недоедали и спали на соломе. Но при этом всем весталки очень ответственно относились к своим обязанностям. За более чем тысячу лет магический огонь так никогда и не погас, даже тогда, когда в храме Весты случался пожар.

3. Самые могущественные жрицы
Кто такие весталки (11 фото)

Поскольку, они защищали город пламенем Весты, а также их целомудрие охраняли более 100 священников, то эти девушки были самыми могущественными жрицами всего Рима. Они даже имели власть миловать приговоренных диктатором Юлием Цезарем, который был известен зачистками своих политических оппонентов. Хотя жрецы других богов также были в почете, весталок боготворили так, что даже случайное ранение одной из них наказывалось смертью. Кроме того, они были настолько "священными и непогрешимыми", что могли вмешиваться в судебные дела по собственному желанию. Если девственница прикасалась к рабу, то того немедленно освобождали. Если преступник увидел весталку по пути к казни, то ему даровали помилование.

2. Утрата огня
Кто такие весталки (11 фото)

Веками весталки хранили волшебный священный огонь в Риме. Римские язычники утверждали, что это пламя, в сочетании с верой римлян в свой пантеон, предоставляло городу защиту богини. К сожалению для язычников и огнепоклонников Рима начало набирать популярность христианство. В 394 году император Феодосий закрыл институт весталок и потушил магический огонь. Согласно легенде, его племянница затем пришла в храм Весты и украла ожерелье у статуи богини, считая, что от этого не случится ничего плохого. Шестнадцать лет спустя, Рим был разрушен неистовствующими варварами.

1. Институт весталок и христианство
Кто такие весталки (11 фото)

Вскоре после разграбления Рима, граждане империи поспешили обвинить в этом христиан. Учитывая, что город процветал в течение тысячелетия, но был разрушен после того, как эти "религиозные выскочки" попрали старых богов, неудивительно, что во всем сочли виноватыми христиан. Однако вместо возвращения к язычеству, это в конечном итоге привело к богословской революции.

Святой Августин, одна из самых известных фигур в раннем христианстве, несколько лет спустя опубликовал свою самую известную работу "Город Бога", в которой утверждал , что христианский бог защищал Рим в прошлом, но затем бросил империю на произвол судьбы "за плохое поведение". Веста и другие языческие боги были не в состоянии защитить Рим от прошлых несчастий, поскольку были "фальшивыми богами". Это в итоге переросло в верования современных христиан и помогло утвердить Августина как самого выдающегося богослова своего времени.

Весталками в древнем Риме были 6 . женщин жриц, посвященных богине Весте, богине огня каждого римского дома и всего римского государства. Да, всего лишь 6 .

Выбирались в жрицы Весты девочки в возрасте 6-10 лет. У них не должно было быть физических недостатков. Их родители должны были быть свободными гражданами Рима и быть живы.


С этого момента юная жрица обретала новый дом и покидала свою семью. Она переезжала в самое сердце Рима, в Atrium Vestae на Форуме.

Теперь ее жизнь разделялась на три этапа. Первый, когда она обучалась жреческому ремеслу. Второй, когда выполняла свои жреческие обязанности. И третий, когда уже она обучала молодых весталок.

Если жрица Весты отличилась в заслугах перед городом и пользовалась большим уважением, то в ее честь в атриуме могли установить ее статую. Такие мраморные статуи сохранились до наших дней. И мы можем посмотреть в лицо этим удивительным женщинам и попытаться разгадать тайну их жизней.

Рим открывал перед избранной девой великое будущее. Для нее это был уникальный шанс выйти из под опеки отца и не попасть под власть мужа. Получить привилегии влиять не только на общественную жизнь, но и на политическую.

Судьей и владыкой ей был только главный жрец города Pontifex Maximus -Великий Понтифик. Первым, известным нам по имени понтификом, был Нума Марций живший в Риме в 712 году до нашей эры.

После исчезновения языческих жрецов, Римские Папы взяли себе этот титул. Таким образом Pontifex Maximus существует, как минимум, с 8-го века до нашей эры и до сегодняшнего дня непрерывно.

А самый первый понтитфик, возможно, провел ритуал еще при закладке города. Так это описал Плутарх.

Видимо сработало, раз город столько столетий жив и неплохо себя чувствует. А я всегда говорю, что Ватикан много чего знает, но молчит. И титул, произнесенный 20 столетий назад, титул Великого Понифика и главного жреца города Рима и Римской империи, до сих пор произносится на этой земле с почетом и уважением. Хоть и принадлежит теперь католической вере. В непрерывности и древности сила?

Casa-delle-Vestali-Museo-Nazionale-Rome

Gestia-Rome-Museo-Torlonia.-Formerly-in-the-Palazzo-Giustiniani-Rome

JULIA-DOMNA-Rome-215-217-AD

Coin-Gestia-Rome

Но вернемся к жрицам Весты и их привилегиям.

Весталки могли передавать наследство по завещанию и свидетельствовать в суде. А это была привилегия только свободных мужчин. Поэтому воспринимали ли их как женщин в римском обществе? Или все-таки для граждан римской империи они были существа без пола? Не женщины, но девушки, которые были по правам подобны мужчинам?

Об этом может многое рассказать их одежда.

Платье весталок соединяло элементы девичьего наряда невесты, жены-матроны и даже юноши. По описаниям из римских текстов и найденным мраморным изображениям весталок мы знаем, что в одеянии весталок были стола, палла, витта, инфула, суффибулум и золотая булла.

Стола это туника до пят, которую одевали матроны поверх нижней туники. Снизу ее обшивали оторочкой instita, а шейный вырез обшивали пурпурной каймой. Рукава столы достигали до локтей, но не были сшиты, а скреплялись с помощью застежек. Столу подпоясывали поясом, создавая красивые складки. Этот пояс назывался strophium и по примеру матрон носился старшими весталками выше талии. Такие пояса можно увидеть на скульптурах.

Стола римской матроны была символом ее законного брака. Femina stolata стала даже почетным титулом замужней женщины, которая имеет право носить это одеяние, в отличии от иноземок, гетер и рабынь.

Палла имела форму квадратной или прямоугольной ткани, часто с вышивкой. Сначала палла была нижней одеждой, но уже с времен ранней республики она становится верхней одеждой. В этот кусок ткани закутывались, а во время жертвоприношений даже укрывали голову. Наверное этот вид одежды в чем-то напоминает индийское сари.

Прическа весталок six crines из шести кос , подчеркивала жреческий стан и напоминала о том, что весталок всего шесть. Прическа six crines украшала так же голову невесты в день ее бракосочетания, возможно чтобы подчеркнуть ее чистоту и невинность. Кто был первым с six crines невесты или весталки неизвестно. Но все же число 6 указывает на жриц, как первоисточник.

Витта это священная повязка которую могли носить жрицы, весталки и свободные женщины Римской империи. Снова символ чистоты. У девушки такая повязка была одиночная и она была частью убранства невесты, а замужние женщины носили две. Женщины легкого поведения не могли носить ни 6 кос ни витту.

У весталки была одна витта, как у невесты.

Инфула это шерстяная повязка , от 4х до 7ми витков, которой весталки обматывали несколько раз голову во время проведения ритуалов. Инфула также украшала голову невесты.


Золотая булла. Рим.

Голова старшей весталки покрывалась покрывалом-суффибулум (suffibulum). Прямоугольный белый кусок ткани накидывался на голову, превращаясь в капюшон, который спадал на плечи и мог закрепляться брошью -фибулой.

Необычным маскулинным артефактом весталки была золотая булла . Это амулет, который одевался мальчику, ребенку римских граждан на девятый день после рождения и носился им до достижения совершеннолетия.

Давайте посмотрим на весталку обобщая то, что мы о ней знаем:

-Она может оставить свое имущество по завещанию, как мужчина.

-Она носит золотую буллу амулет, как несовершеннолетний мальчик.

-Она может свидетельствовать в суде, как мужчина.

-Она носит одну повязку витту, как невеста.

-У нее прическа из шести кос, как у невесты.

-Во время ритуалов ее голову украшают 4-7 витков повязки инфулы, как и у невесты.

-Она повязывает пояс, как замужняя матрона.

-Она носит столу, как замужняя матрона.

-С ее головы на плечи ниспадает плат-суффибулум белого цвета.

-Все ее одежды белого цвета, отображающие ее чистоту.

-Будучи девственницей, она выполняет ритуалы, которые должны обеспечить плодородие.

-Ее обувь также белого цвета и сделана из кожи жертвенных животных.

-Она не меняет цвет одежды для траура, когда покидает мир, кто-то из ее родственников. Она формально вне любой семьи и родственных отношений.

-Единственный раз, когда весталка одевает черную одежду, это если она нарушила обет чистоты и ее закопают заживо.

Так выглядел храм Весты.

vesta-goddess-temple-3

vesta-goddess-temple-1

vesta-goddess-temple-1

vesta-goddess-temple-2

Sacrifice-to-the-goddess-Vesta.-Modern-copy-of-the-original-of-the-Imperial-time.-Rome-Museum-of-Roman-Civilization.

Campagnola-Domenico-Temple-of-Vesta-Rome-c1530-60-drawing-Teylers-Museum-Haarlem

Столь строгое отношение к чистоте весталок было связано с тем, что их считали ответственными за жизнь и безопасность Рима. Ведь эти дамы заботились о ларах и пенатах государства, которые были эквивалентами домашним божествам, что находились в каждом доме Римской империи.

Они принимали участие не только в праздниках Весты и своего святилища, но и во многих других ритуалах и процессиях. Но главное, они были причастны к каждому жертвоприношению в городе и не только. Ведь любое жертвоприношение сопровождалось посыпанием соленой мукой жертв. И эту муку, для всех религиозных церемоний, как раз и готовили весталки.

Важнейшим было участие понтифика и весталок в празднике Eordicidia или Hordicidia — празднике заклания стельной коровы (лат. forda). Здесь проводились ритуалы для обеспечения в наступающем году плодородия и благополучия. Его справляли на Капитолии и в тридцати куриях. Пепел неродившийся телят, который хранили весталки, использовался для очищения на празднике Парилий 21 апреля.


Амулет fascinus. Хранителями таких амулетов были весталки.

Поэтому столь строго следили за чистотой жриц. У них в руках был инструмент для очищения всего города. Но, несмотря на запреты, мы знаем о 15 случаев нарушения закона.

Но, при этом сама мать основателей Рима, Ромула и Ремуса, по легенде была весталкой королевской крови.

Еще одна весталка девственница дала жизнь шестому правителю Рима по имени Servius Tullius. По преданию из царского очага появился бесплотный фалос. Вот от него жрица и забеременела.

Так как под опекой весталок находились культовые амулеты fascinus-фалосы, то не удивительно, что такая история стала восприниматься как реальная.

При Августе, к обычным привилегиям для жриц, добавились почетные места на играх и в театрах. Что было очень статусно по тем временам.

Древнейший в Римской истории культ весталок просуществовал почти 1000 лет и дожил до 4-го столетия нашей эры, пока император Феодосий (346—395 гг), последний император единой страны, не погасил священный огонь Весты и опустошил ее храм, упразднив жреческий клан хранительниц лар и пенатов.

Может поэтому Римская империя и развалилась на две части, чтобы исчезнуть с лица мировой истории, как единая древняя держава Ромула и Ремуса, детей весталки?

Когда насильно уничтожают культ Богини хранительниц домашнего очага и разгоняют ее жриц, то что может ожидать правителя и его государство?

Страна распалась, сначала на Восточную и Западную. А затем Великая Римская Империя канет в лету.


Реконструкция одежды римских жещин Judith Sebesta 1990 год. На основе изображений nodus Herculaneus. Девушка, невеста, матрона и вдова.

Примечания :

Пенатов изображали две фигуры, которые хранились в специальном шкафу, возле очага. Возможно хранители того, что спрятано в кладовой.

Лары связывались с самим очагом, хотя были и лары перекрестков, фамилии (рода), моря, земли, частные и государственные. Были даже лары путешественников. Алтари им существовали и вне дома. Особенно им поклонялись на перекрестках. Более всего это похоже на духов-хранителей и защитников связанных с пересечением каких либо порогов и дверей.

Интересный обычай может характеризовать этих божеств. Так римская невеста брала три монеты, одну она подносила ларам дома мужа, одну ларам на перекрестке, а третью отдавала мужу.

Покидая дом пенаты брали с собой. А лары охраняли дом в отсутствии хозяев. Может это подобие домового?

Культ ларов и пенатов, также как и культ Весты имел долгую историю и был запрещен указами того же Феодосия. Но мы до сих пор говорим “вернутся к родным пенатам”. Возможно духи домашнего очага вечны, пусть даже сменили имя. Домовой? Не так ли их теперь зовут?

Copyright©Эжени МакКвин 2017

Н. А. Кун. Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях. М.: Республика, 1996.

Немировский А. И. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1964

Н. Міняйло. Одяг весталки у давньоримському суспільстві. Народознавчі зошити. № 5, 2014

В Древнем Риме существовало множество самых разнообразных социальных институтов, некоторые из которых в современных условиях людям совершенно непонятны или понятны частично. Одним из таких институтов являлись весталки, или, на латинском, – virgines vestales, то есть, дословно – девушки, посвящённые Весте. Название это весьма известно, а вот суть весталок, наоборот, в большинстве случаев упоминается несколько размыто.


Весталки были служительницами богини Весты, которая считалась покровительницей Рима. В первые века нашей эры и христианства, которые также были последними веками для римской державы, некоторые начали относиться к весталкам как служительницам защитницы города несерьёзно (и к самой защитнице – тоже), а император Феодосий Великий ок. 391 года даже приказал закрыть храм Весты. Не прошло и двадцати лет после этого, как Рим был разграблен варварами. Да и в принципе в эти века история Вечного города уже близилась к своему завершению. Но связь этих событий является лишь домыслами, и верить или не верить им – личное дело каждого.

Весталки. Хосе Рико Сехудо.

Весталки. Хосе Рико Сехудо.

Создание «должности» весталки традиционно приписывается второму (полумифическому) царю Рима, Нуме Помпилию. Сначала весталок было две, позже Нума увеличил их число до четырёх, а шестой царь Сервий Туллий установил окончательное число – шесть девушек, которое было неизменно до времён Феодосия. Новая весталка избиралась по жребию после освобождения места одной из предыдущих. По другим сведениям, дев у храма Весты было восемнадцать – шесть непосредственных весталок служили богине, шесть учились и ещё шесть учили, но это выглядит менее вероятным. Как бы то ни было, но у священного огня действительно бывали лишь шестеро. Также существует мнение, что в число первых весталок входили дочери царей (которых, кстати, у них было не так много), что, впрочем, тоже кажется неправдоподобным из-за срока «службы» весталок, а ведь царевны могли пригодиться отцу в качестве чьих-нибудь жён.


Изначально стать весталкой было для римской девушки большой честью, к тому же, они имели много привилегий, и потому отбор был весьма тщательным (возраст – 6-10 лет, никаких физических недостатков, оба родителям проживают в Италии, происхождение патрицианское), но уже во времена Августа судьба весталки стала считаться не такой уж престижной, и ему пришлось разрешить становиться служительницами богини не только патрицианкам, но также и плебейкам. Выбор производился из двадцати подходящих по критериям девочек посредством жребия, сначала царём, а затем, во времена Республики и Империи – Великим понтификом. Не стоит забывать и о том, что во времена Империи Великим понтификом в большинстве случаев был сам император.

Август в образе Великого понтифика.

Август в образе Великого понтифика.

Вообще, отношения императоров и весталок были очень и очень интересными. Август передал весталкам дворец Великого понтифика, расположенный непосредственно рядом с храмом Весты, Тиберий подарил одной из вновь посвящённых баснословную сумму денег в 2 млн. сестерциев, а печально известный Гелиогабал открыто спал с весталкой Аквилией, надеясь, что у них будут «божественные» младенцы. Подобные же слухи ходили о Домициане, правление которого известно казнями весталок (о них позже). Говорили, что он казнил собственных невольных наложниц. Светоний же рассказывает, что Нероном была изнасилована некая весталка Рубрия.

Руины дома весталок (бывшего дворца Великого понтифика) в Риме. Фото с сайта ru.wikipedia.org.

Руины дома весталок (бывшего дворца Великого понтифика) в Риме. Фото с сайта ru.wikipedia.org.

Но мы отвлеклись… После выбора новой весталки по жребию проводился обряд её посвящения. Девочку вводили в храм, где её облачали во всё белое и обрезали ей волосы, которые в качестве своеобразного приношения вешались на священное дерево. К её имени отныне прибавлялось прилагательное Возлюбленная (Амата, лат. Amata), а сама она переставала быть частью своей семьи и из-под опеки отца переходила под опеку Великого понтифика. Полностью белый наряд весталок состоял из длинной туники и повязки на голове, скрывавшей прическу из шести кос, которые они заплетали, когда волосы отрастали. Как говорят, обувь весталок была сделана из кожи жертвенных животных. Носили они также и золотые буллы-обереги.

Обращение к музе. Фредерик Лейтон, 1880.

Обращение к музе. Фредерик Лейтон, 1880.

Богине служили по тридцать лет. Первые десять лет девочку обучали, во вторые она непосредственно поддерживала огонь, а в последние учила младших весталок. Во время своей службы весталка обязательно должна была хранить девственность, но по прошествии 30 лет запрет снимался, и бывшая весталка даже могла выйти замуж. Впрочем, происходило это редко. Мало какая женщина хотела лишиться таких привилегий, как возможность владеть имуществом, самостоятельно распоряжаться своими делами, выступать в суде и быть особой неприкосновенной, которых лишилась бы, выйдя замуж и став обыкновенной матроной. О том, хотели ли сами мужчины иметь в женах бывшую весталку, мнения расходятся. Кто-то утверждает, что весталки были самыми завидными невестами, а кто-то, наоборот, говорит, что существовало поверье, что брак с весталкой к добру не приведет.

Гелиогабал и Аквилия. Изображение с сайта kulturologia.ru.

Гелиогабал и Аквилия. Изображение с сайта kulturologia.ru.

Служба весталок заключалась в одном относительно простом задании – поддерживать священный огонь в храме Весты, который тушился лишь один раз в год – при наступлении Нового года, и тут же зажигался вновь. Это было данью вере в то, что с началом нового года всё должно обновляться. Надо сказать, свои обязанности девы соблюдали весьма тщательно. Священный огонь в храме не погас даже после пожара в нём, когда, казалось бы, суматоха к этому вполне располагала.

Особые поручения весталки получали от великого понтифика через старшую из них, так называемую великую (старшую) весталку. Мужчинам вход в храм Весты был строго запрещён. Из храма священным девам можно было выходить только в сопровождении ликторов (осуществляли парадные и охранные функции при магистратах и весталках), однако это вовсе не значило, что всю свою молодость они проводили взаперти. Конечно, храм был основным местом их пребывания, но они также ходили по улицам (иначе откуда закон, что смертник, встреченный весталкой по пути, должен был быть помилован?), бывали на играх. Во всяком случае, игры они посещали в правление Нерона, о чём повествует Светоний.

Тукция собирает воду в решето. Луис Гектор Леру.

Тукция собирает воду в решето. Луис Гектор Леру.

Велики были привилегии весталок, но и наказания были жестоки… Помимо незначительных наказаний за какие-то бытовые прегрешения, были два проступка, за которые карали нещадно. Весталку, по чьей вине случались какие-то «накладки» с огнем, нещадно избивали, а ту, что нарушила обет безбрачия, казнили. Её облачали в чёрное, в глухо закрытых носилках, таких, что внутрь не доносились звуки улицы, а на улицу – звуки из носилок – несли на поле, прозванное даже Злодейским, где понтифик читал молитву. Затем весталку подводили к лестнице, ведущей в подземелье. Она, якобы добровольно, спускалась туда вместе с запасом еды на очень малый (обычно называется однодневный) срок, после чего подземелье засыпали землёй. Столь жестокий выбор казни был обусловлен тем, что священную кровь весталок проливать было строго запрещено. День казни весталки был днём горя для всего Вечного города. Впрочем, некоторым удавалось оправдаться, например, совершив какое-нибудь чудо. Так оправдались полумифические весталки Туккия (Тукция) и Квинта Клавдия, первая из которых донесла воду в решете от Тибра до храма Весты, а вторая сдвинула с места огромный корабль.

Все тексты в блоге моего авторства, иллюстрации взяты со свободных ресурсов интернета, из источников, не указывающих своих авторских прав (если иное не указано под иллюстрацией). При копировании прошу указывать ссылку на мой блог.

Читайте также: