Кем назначается на должность министр внутренних дел рк

Опубликовано: 14.05.2024

Как это было. О реформе МВД в 2003-2005 годах

23 июня казахстанская полиция отмечает очередную годовщину со Дня своего образования. Этот праздник – дань уважения профессионализму и мужеству сотрудников органов внутренних дел, лучшим традициям служения своей Родине и народу, которые закладывались многими поколениями защитников правопорядка. История становления казахстанской полиции тесно связана с историей развития нашей страны. С первых дней Независимости органы правопорядка успешно выполняют поставленные руководством страны задачи по обеспечению стабильности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

Будучи в разные годы руководителем районного и областного звеньев, Акимом области, руководителем центральных государственных органов мне часто приходилось сталкиваться с работой правоохранительных органов. Этот бесценный практический опыт и знания мне очень пригодились, когда в 2003 году Указом Президента РК Н.А. Назарбаева я был назначен Первым гражданским Министром внутренних дел. Это было огромное доверие со стороны Главы государства и в свою очередь требовало большой ответственности, самоотдачи и реальных результатов.

Была поставлена четкая задача провести кардинальную реформу в МВД, усилить доверие населения к этой важной государственной структуре.

За два года при непосредственной поддержке Нурсултана Абишевича была проведена колоссальная работа по реформе казахстанской полиции, положительное влияние которой чувствуется до сих пор. Не секрет, что многие нововведения тех лет в МВД Казахстана, активно внедряют при реформировании правоохранительной системы некоторые страны СНГ.

На одном из первых совещаний я дал установку на полную регистрацию заявлений граждан. Согласно существовавшей практике в МВД был жесткий спрос за процент раскрываемости, поэтому полицейские логически регистрировали не все совершаемые преступления. Когда пострадавшие обращались с заявлениями, полицейский делал все возможное, чтобы не допустить их регистрации. Представьте, у вас украли корову, вы приходите с заявлением в полицию с надеждой на то, что вор будет найден, а имущество возвращено. Вам же отказывают в регистрации и еще упрекают за то, что нужно было лучше следить за своей коровой. О каком уважении и доверии к полиции может быть речь после подобного отказа?

Другой вариант, когда ваше заявление зарегистрировали и предприняли все меры к раскрытию преступления. Даже если его не раскрыли, у вас это не вызовет такой агрессии, как в первом случае. Такое усиление учетно-регистрационной дисциплины, а в течение года мы увеличили регистрацию на 27%, у всех оно вызвало негативный шок. А по сути, полиция стала на 27 процентов честнее перед своим народом!

При этом был жесткий контроль за раскрываемостью тяжких и особо тяжких преступлений. Уровень их раскрываемости был на уровне 80%. Также в МВД были утверждены и действовали три специальные программы по противодействию кражам квартир, скота, сотовых телефонов. Эти преступления составляли более половины всех регистрируемых преступлений.

Серьезные реформы были проведены в службе участковых инспекторов полиции. Это главное звено полиции, которое работает непосредственно с населением. Общественное мнение о полиции в основном формируют именно они. Был реально поднят статус этой службы. Мы определили по стране 5500 участков с оптимальной нагрузкой на участкового инспектора. Ввели дополнительно 3500 должностей помощников участковых, чтобы они работали в спарке. За счет бюджета МВД им всем подняли заработную плату в 3 раза. Далее мы внесли изменения в Указ Президента по единой системе оплаты труда, тем самым узаконив достаточно высокую зарплату участковых инспекторов.

Кроме того участковые инспектора полиции получили автотранспорт, началось обеспечение их квартирами с условием дальнейшей передачи в собственность после 10-летней их добросовестной службы. Была внедрена практика отчета участковых перед населением. Эти меры позволили снизить текучесть кадров в этой службе, повысить их роль в системе МВД.

Активно начал развиваться институт консьержей. Они были хорошим подспорьем в работе участковых. Часть их работала добровольно, а другая часть получала зарплату из фонда общественных работ. Консьержи имели удостоверения и их выбирали на общих собраниях жителей.

Огромная работа была проведена по материально-техническому и социальному обеспечению органов внутренних дел.

В рамках реформ, в пилотном режиме стали создаваться базовые образцовые районные отделы внутренних дел. Этот проект предполагал хороший ремонт, полную комплектацию рабочих мест, обеспечение достаточным автотранспортом, жильем и компьютерами. Первый образцовый базовый район был создан на базе Мактаральского РОВД Южно-Казахстанской области. Только за один 2004 год по стране было создано около 40 образцовых РОВД. В них реально рядовые сотрудники полиции получили достойные условия для работы. Базовые органы стали примером и высоким стандартом для других подразделений.

Продолжалась работа по повсеместному внедрению центров оперативного управления, оснащенных по последнему слову техники. Впервые в Казахстане были внедрены системы видеофиксации нарушений правил дорожного движения.

Зная о слабом материально-техническом оснащении спецподразделения «Сункар», я настоятельно попросил Премьер-Министра страны Д.К. Ахметова ознакомиться с работой данного подразделения. Итог этого визита был настолько плодотворным, что это спецподразделение получило новое здание с соответствующим полным техническим оснащением, общежитие и квартиры. Бойцам подразделения была в 3-4 раза повышена заработная плата. Материально-техническое и финансовое укрепление спецподразделений МВД было очень своевременным и нужным шагом, ведь именно они первыми противостоят террористам и особо опасным преступникам.

В сжатые сроки во всех ДВД областных центров на уровне мировых стандартов была внедрена система оказания услуг населению по принципу одного окна.

В ходе проводимых реформ большое внимание уделялось кадровому обеспечению и вопросам мотивации сотрудников к добросовестному труду.

Была проведена аттестация руководящего состава сотрудников ОВД. Нам нужно было в короткие сроки узнать реальный потенциал руководителей областного и районного звеньев, разъяснить им суть проводимых в системе МВД реформ. Согласно графика, каждую субботу мы приглашали в МВД по десять руководителей, в воскресенье они сдавали нормативы по физической подготовке и стрельбе, в понедельник в Агентстве по делам государственной службы проходили тестирование на знание законов. Для прохождения аттестации была специально создана комиссия в состав которой вошли заместители министра МВД, авторитетные руководители подразделений органов внутренних дел и Совета ветеранов. По результатам аттестации лучшие включались в резерв кадров, а не прошедшим аттестацию давали полгода на устранение недостатков. По итогам в понедельник вечером я проводил с ними полуторачасовую беседу.

Через такую процедуру прошли более 300 руководителей. Руководителей служб, показавших во время аттестации высокие результаты, мы включали в резерв на выдвижение, части из них присуждали внеочередные звания, а часть повышали в должностях. Пятерых из них направили на обучение в Москву в Академию управления МВД Российской Федерации. Они с успехом окончили ВУЗ и сегодня работают на высоких должностях.

По договоренности с тогдашним Министром внутренних дел РФ Рашидом Гумаровичем Нургалиевым, мы провели жесткий конкурсный отбор из числа первокурсников учебных заведений системы МВД Казахстана и направили 75 слушателей в Московский Университет МВД России, Волгоградскую следственную школу, Омскую Высшую школу МВД.

Позже, работая Чрезвычайным и Полномочным Послом Казахстана в России, я принял участие в торжественной церемонии вручения дипломов выпускникам Московского Университета МВД РФ. В том году из 600 с лишним выпускников этого учебного заведения, включая ее филиалы, на «отлично» окончили всего 20 выпускников, и 11 из них были наши казахстанцы. Чувство гордости за наших талантливых ребят переполняло меня. Представьте, 11 слушателей из 20 направленных нами на учебу в Московский Университет МВД РФ окончили с отличием. По оценке кураторов Академии казахстанская группа была самая лучшая. Думаю, что это результат проведенного тщательного и объективного отбора слушателей.

Также мы впервые на конкурсной основе провели отбор кадров для дорожной полиции. Были определены конкретные квалификационные требования и строгий порядок назначения на имеющиеся вакантные должности.

На основе функционального анализа и факторно-балльной оценки работы сотрудников полиции была проведена большая работа по повышению мотивации к работе сотрудников ОВД. В результате проведенной работы по оптимизации штатной численности аппарата, сокращению хозяйственных расходов, стало возможным премировать отличившихся сотрудников полиции. Часто премии составляли 2-3 оклада. Как показала практика, правильная мотивация дисциплинирует сотрудников, повышает эффективность их труда.

Впервые с советских времен было заменено форменное обмундирование сотрудников органов внутренних дел. Для военного человека форма является особым атрибутом, с которого начинается гордость за свою профессию. Создание новой форменной одежды заняло много времени и сил. К этой работе были привлечены известные модельеры Казахстана, еженедельно обсуждали детали форменной одежды с привлечением самих полицейских, которым предстояло ее носить. В результате такой работы форма казахстанского полицейского стала современной, удобной, учитывала климатические особенности регионов.

Считаю, что эти два года в истории МВД были достаточно интересные и насыщенные. Любые реформы всегда продвигаются сложно, часто осмысление приходит с годами. Сейчас, почти через пятнадцать лет осознаешь, что те первые шаги реформы органов внутренних дел стратегически были в правильном направлении и достаточно эффективные. И это заслуга всех сотрудников МВД того времени. Многие начатые тогда дела по совершенствованию деятельности казахстанской полиции продолжаются и сегодня.

Пользуясь случаем, хотелось бы поздравить ветеранов и всех сотрудников органов внутренних дел с профессиональным праздником и пожелать благополучия и успехов в благородном деле.

Свое несогласие с постоянным реформированием полиции Казахстана выражает председатель совета ветеранов органов внутренних дел Алматы, в прошлом один из руководителей МВД РК, генерал-майор милиции Сагынжан Байболович АСЫЛ-КЕНЕЙ.

Поводом для интервью с генерал-майором Асыл-Кенеем стала информация о том, что недавно мажилис парламента РК в первом чтении одобрил очередной законопроект об изменениях в системе МВД.

Всему виной реформаторский зуд

– Новый законопроект предлагает объединить территориальные ДВД с местной полицейской службой, а правом ставить перед полицией задачи по обеспечению правопорядка наделить акимов областного уровня.

Но, главное, в случае принятия нового закона акимы по представлению МВД смогут назначать и освобождать от должности начальников департаментов полиции. Не приведет ли это к каким-либо перегибам?

– Это напоминает возврат к советской системе, когда областные управления внутренних дел были одним из структурных подразделений областных исполнительных комитетов народных депутатов. Поэтому исполкомы имели право ставить перед милицией задачи по улучшению общественного порядка и борьбе с преступностью. Руководители отделов и управлений милиции тогда назначались МВД по предварительному согласованию с облисполкомом и обкомом. Примерно то же предлагается и сейчас. Но ни партийные, ни советские органы при СССР не командовали расследованием, а лишь требовали от начальников милиции положительных результатов.

Поскольку в настоящее время акиматы являются исполнительными органами на местах, то именно они обязаны организовать правопорядок там, где находятся.

Я считаю, что органы внутренних дел должны быть в прямом подчинении МВД РК, но организационные вопросы необходимо все-таки согласовывать с акиматом.

Впрочем, ответственность за обеспечение правопорядка в первую очередь и так лежит на акимах. Ведь они должны заниматься не только хозяйственной деятельностью, но и в целом отвечать за ситуацию в своем регионе. Если же, допустим, кто-то из акимов допустит ошибку в работе с полицией, то сам за нее и ответит.

Я предлагаю вернуться к прежней системе, которая успешно функционировала в течение 70 лет.

– ОВД постоянно подвергаются реформированию, зачастую мы берем пример с некоторых европейских стран и США. Что вы думаете по этому поводу?

– Как ни странно, но реформаторский зуд всегда присутствовал в системе НКВД – МВД. Но тогда бездумно перекраивать ОВД не позволяли. Основным препятствием был финансовый вопрос, решить который в Министерстве финансов СССР было просто нереально. Помню, с 1982 по 1986 год реформаторством попробовал заняться вновь назначенный министр МВД СССР, генерал армии Виталий Васильевич Федорчук. Он пришел в милицию из КГБ и после всех своих реформ потерял должность.

В новейшей истории Казахстана ОВД тоже подвергали перестройке несколько раз. И многие преобразования, по моему мнению, окончились так же безрезультатно, как и реформы экс-министра Федорчука.

Например, в 2002 году уголовно-исполнительную систему из ведения МВД передали министерству юстиции, а в 2011 году вернули обратно. В 2010 году медицинские вытрезвители отдали в минздрав, а в 2014 году в подчинение МВД возвратили службы бывшего МЧС. Да и патрульно-постовую службу полиции объединили с дорожно-патрульной службой.

Потом создали местную полицейскую службу, которую сейчас предлагается вновь передать в подчинение территориальным ДВД.

Спрашивается, зачем было сначала менять, а потом возвращать все назад? Ведь на это тратятся государственные деньги, и немалые! Хочу обратить внимание еще на один нюанс. Уголовный розыск зачем-то переименовали в криминальную полицию. Так и звучит: управление криминальной полиции. Там, что, криминалитет служит, что ли? Если назвали полицию криминальной, то чего от нее еще ждать-то? Предлагаю срочно вернуть прежнее название.

Что касается инспекторов дорожно-патрульной службы, которых лишили жезлов. Я считаю это неправильным решением и надеюсь, что ошибка будет признана. Только вот хватит ли смелости сделать это?

Моя милиция меня бережет

– Вы служили и в советское время, и в эпоху перестройки, и в лихие 90-е, и в стабильные нулевые. Скажите, когда в правоохранительных органах было больше порядка?

– Конечно, во времена СССР! Тогда в глазах людей был создан положительный образ милиционера – выходца из самого народа. Снимались кинофильмы, издавались книги, газеты и журналы, в которых позитивно освещалась деятельность милиции. Заслуженной любовью детей пользовалось знаменитое стихотворение Сергея Михалкова “Дядя Степа – милиционер”. Художественные фильмы “Анискин”, “Рожденная революцией” и “Следствие ведут ЗнаТоКи” люди смотрели, не отрываясь от телевизора. По моему мнению, советская милиция была ближе к народу, чем сейчас полиция.

– Что больше всего мешает казахстанской полиции, а иногда даже дискредитирует ее?

– Отмечу, факты, позорящие полицию, имеются не только в органах внутренних дел, но и в других структурах. Это коррупция, кумовство, круговая порука, волокита и взяточничество. В последние годы в этом направлении были приняты серьезные меры. Возбуждены уголовные дела, одни виновные сотрудники полиции осуждены, другие уволены за дискредитацию. Бывший министр МВД Сулейменов знает, как искоренить коррупцию в казахстанской полиции

Почему из полиции уходят

– Как бороться с текучкой кадров среди участковых инспекторов, оперативников и следователей?

– Основные причины, по которым уходят сотрудники полиции, – недостаточные социальные гарантии. У них ненормированный рабочий день, нет квартир, не хватает мест в детских садиках и невысокая заработная плата… Все это приводит к семейным конфликтам, и в итоге сотрудник уходит из органов.

Приведу слова министра внутренних дел РК генерал-полковника полиции КАСЫМОВА: “У нас в год 6–6,5 тысячи полицейских увольняются. Из них 40 процентов – по собственному желанию. Основные причины – ненормированный рабочий день, большая нагрузка и, конечно же, низкая зарплата”.

При этом в российских правоохранительных органах сохранили все льготы, которыми пользовались милиционеры в СССР. Каждый сотрудник полиции РФ имеет право раз в год съездить с супругой в любую точку СНГ. Бесплатно. Почему бы и нам не перенять у соседей этот опыт?

– Когда было больше тяжких преступлений – во времена СССР или сейчас?

– Конечно, сейчас. Причина – в лихих 90-х и отсутствии нравственного воспитания у молодежи. Тех 10 христианских заповедей, которые впоследствии были преобразованы в “Моральный кодекс строителя коммунизма”, уже нет. Между прочим, в “Кодексе” говорилось, что человек человеку – друг, товарищ и брат. Теперь люди общаются между собой по принципу: ты – мне, я – тебе. Многие утратили сострадание. Поэтому преступления стали более циничными и жестокими. Вдумайтесь, с момента обретения независимости в Казахстане при исполнении служебных обязанностей погибли 938 сотрудников полиции, а 3 000 получили ранения!

– Сотрудников ГОВД города Капшагая подозревают в том, что они похитили из хранилища вещдоков изъятые у подозреваемых наркотики. Сталкивались ли вы за годы службы с чем-нибудь подобным?

– За более чем 40 лет моей службы ни о чем подобном я не слышал. На мой взгляд, ответственность за работу всех подчиненных ему подразделений несет первый руководитель. Он обязан был организовать надлежащий контроль за хранением вещественных доказательств. Думаю, суд во всем разберется.

– Существенно ли изменился перечень преступлений, которые приходилось расследовать чаще всего в наши дни, по сравнению с советским периодом?

– Да, конечно. Появились новые, такие как терроризм, экстремизм, преступления в области высоких технологий и банковской сферы, сильно возросло число мошенничеств и преступлений против личности.

Считаю, что надо вспомнить советскую систему. Например, чтобы кандидата в полицию выдвигал тот коллектив, где он трудится. А то получается, что в полицию берут тех, кто хочет стать миллионером, а тех, кто хочет бороться с преступностью, не берут!

Наша справка

Генерал-майор Сагынжан Асыл-Кеней начал службу в 1969 году и дослужился до заместителя министра ВД. Возглавлял управления внутренних дел трех областей Казахстана – Талдыкорганской, Алматинской и Жамбылской. Службу закончил в 2003-м первым заместителем руководителя Антитеррористического центра СНГ.

Министерство внутренних дел Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство системой органов внутренних дел Республики Казахстан в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Гражданской обороны, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, пожарной безопасности, обеспечения функционирования и дальнейшего развития государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации предупреждения и тушения пожаров.

Содержание

Миссия и задачи органов внутренних дел

Миссия – защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства от противоправных посягательств, защита населения, объектов и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитие системы гражданской обороны страны.

Задачами органов внутренних дел являются:

  • профилактика правонарушений
  • охрана общественного порядка
  • борьба с преступностью
  • исполнение уголовных наказаний и административных взысканий
  • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, оказание экстренной медицинской и психологической помощи населению, находящемуся в зоне чрезвычайной ситуации, обеспечение пожарной безопасности, а также определение основных задач, организационных принципов построения и функционирования гражданской обороны Республики Казахстан

Структура министерства

В подчинении Министерства находится Центральный госпиталь с поликлиникой, Кинологический центр, База военного и специального снабжения «Южная» и «Северная», Учреждение автотранспортного обслуживания, Отряд специального назначения «Сункар», Управление специализированной службы охраны (город Астана), Полк полиции по охране дипломатических представительств, Полк полиции по охране правительственных учреждений, а также Управление специализированной службы охраны в 16 областях, Алматы и Астане.

Госпитали и поликлиники для сотрудников органов внутренних дел в областях Казахстана.

Высшие учебные заведение в подчинении Министерства:

  • Алматинская академия Министерства внутренних дел Республики Казахстан;
  • Карагандинская академия Министерства внутренних дел Республики Казахстан имени Баримбека Бейсенова;
  • Костанайская академия Министерства внутренних дел Республики Казахстан имени Шракбека Кабылбаева;
  • Военный институт Национальной гвардии Республики Казахстан в Петропавловске;
  • Актюбинский юридический институт Министерства внутренних дел Республики Казахстан имени Малкеджара Букенбаева;
  • Кокшетауский технический институт Комитета по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан;
  • Учебные центры в Семее, Шымкенте, Астане, Алматы, Павлодаре, Темиртау, Костанае и Актау.

Ведомства

  • Главное командование (комитет) Национальной гвардии Республики Казахстан — Председатель Комитета Жаксылыков Руслан Фатихович
  • Комитет уголовно-исполнительной системы — Председатель Комитета Бердалин Бауржан Маратович
    • Территориальные органы: Департамент уголовно-исполнительной системы в 14 областях и 2 городах республиканского подчинения.
    • Находящиеся в ведении: «Еңбек» исправительных учреждений, «Еңбек-Оскемен» исправительных учреждений, «Еңбек-Караганда» исправительных учреждений
    • Территориальные органы: Департамент по чрезвычайным ситуациям в 14 областях и 2 городах республиканского подчинения, 30 управлений по чрезвычайным ситуациям на уровне городов областного подчинения и районов в областях, 179 отделов по чрезвычайным ситуациям на уровне районов в столице, городах республиканского и областного подчинения, районов в областях и городах районного подчинения.
    • Находящиеся в ведении: 5 региональных аэромобильных оперативно-спасательный отряда, Өрт сөндіруші, Железнодорожные госпитали медицины катастроф, Казавиаспас, Научно-исследовательский институт пожарной безопасности и гражданской обороны, Республиканский учебно-методический центр Гражданской защиты

    Департаменты

    • Департамент кадровой работы
    • Департамент оперативного планирования
    • Департамент собственной безопасности
    • Штаб департамент
    • Департамент криминальной полиции
    • Департамент по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков
    • Департамент миграционной полиции
    • Следственный департамент
    • Оперативно-криминалистический департамент
    • Юридический департамент
    • Департамент государственного языка и информации
    • Департамент финансового обеспечения
    • Департамент технической службы
    • Департамент тыла

    Управления

    • Управление «А»
    • Национальное Центральное бюро Интерпола (на правах управления)
    • Информационно-аналитический центр
    • Второе специальное управление
    • Государственные учреждения, подведомственные Министерству в форме Республиканских государственных предприятий, Акционерных обществ, Товариществ с ограниченной ответственностью

    Руководители с 1990 года

    Министр Назначение Отставка
    Берсенёв, Михаил Терентьевич апрель 1990 апрель 1992
    Шумов, Владимир Георгиевич апрель 1992 сентябрь 1994
    Баекенов, Булат Абдрахманович октябрь 1994 ноябрь 1995
    Сулейменов, Каирбек Шошанович октябрь 1995 декабрь 2000
    Искаков, Болат Газизович декабрь 2000 январь 2002
    Сулейменов, Каирбек Шошанович январь 2002 12 сентября 2013
    Турисбеков, Заутбек Каусбекович 12 сентября 2003 14 октября 2005
    Мухамеджанов, Бауржан Алимович 14 октября 2005 2 апреля 2009
    Баймаганбетов, Серик Нуртаевич 2 апреля 2009 11 апреля 2011
    Касымов, Калмуханбет Нурмуханбетович 11 апреля 2011 н.в.

    Напишите отзыв о статье "Министерство внутренних дел Казахстана"

    Ссылки

    • [mvd.gov.kz Официальный портал МВД РК]
    • [mvd.gov.kz/portal/page/portal/InternalTroops/KvvMVD Сайт Национальной гвардии Республики Казахстан]

    Примечания

    <imagemap>: неверное или отсутствующее изображение

    • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

    Отрывок, характеризующий Министерство внутренних дел Казахстана

    – Нет, матушка, разойтись, разойтись, это вы знайте, знайте! Я теперь больше не могу, – сказал он и вышел из комнаты. И как будто боясь, чтобы она не сумела как нибудь утешиться, он вернулся к ней и, стараясь принять спокойный вид, прибавил: – И не думайте, чтобы я это сказал вам в минуту сердца, а я спокоен, и я обдумал это; и это будет – разойтись, поищите себе места!… – Но он не выдержал и с тем озлоблением, которое может быть только у человека, который любит, он, видимо сам страдая, затряс кулаками и прокричал ей:
    – И хоть бы какой нибудь дурак взял ее замуж! – Он хлопнул дверью, позвал к себе m lle Bourienne и затих в кабинете.
    В два часа съехались избранные шесть персон к обеду. Гости – известный граф Ростопчин, князь Лопухин с своим племянником, генерал Чатров, старый, боевой товарищ князя, и из молодых Пьер и Борис Друбецкой – ждали его в гостиной.
    На днях приехавший в Москву в отпуск Борис пожелал быть представленным князю Николаю Андреевичу и сумел до такой степени снискать его расположение, что князь для него сделал исключение из всех холостых молодых людей, которых он не принимал к себе.
    Дом князя был не то, что называется «свет», но это был такой маленький кружок, о котором хотя и не слышно было в городе, но в котором лестнее всего было быть принятым. Это понял Борис неделю тому назад, когда при нем Ростопчин сказал главнокомандующему, звавшему графа обедать в Николин день, что он не может быть:
    – В этот день уж я всегда езжу прикладываться к мощам князя Николая Андреича.
    – Ах да, да, – отвечал главнокомандующий. – Что он.
    Небольшое общество, собравшееся в старомодной, высокой, с старой мебелью, гостиной перед обедом, было похоже на собравшийся, торжественный совет судилища. Все молчали и ежели говорили, то говорили тихо. Князь Николай Андреич вышел серьезен и молчалив. Княжна Марья еще более казалась тихою и робкою, чем обыкновенно. Гости неохотно обращались к ней, потому что видели, что ей было не до их разговоров. Граф Ростопчин один держал нить разговора, рассказывая о последних то городских, то политических новостях.
    Лопухин и старый генерал изредка принимали участие в разговоре. Князь Николай Андреич слушал, как верховный судья слушает доклад, который делают ему, только изредка молчанием или коротким словцом заявляя, что он принимает к сведению то, что ему докладывают. Тон разговора был такой, что понятно было, никто не одобрял того, что делалось в политическом мире. Рассказывали о событиях, очевидно подтверждающих то, что всё шло хуже и хуже; но во всяком рассказе и суждении было поразительно то, как рассказчик останавливался или бывал останавливаем всякий раз на той границе, где суждение могло относиться к лицу государя императора.
    За обедом разговор зашел о последней политической новости, о захвате Наполеоном владений герцога Ольденбургского и о русской враждебной Наполеону ноте, посланной ко всем европейским дворам.
    – Бонапарт поступает с Европой как пират на завоеванном корабле, – сказал граф Ростопчин, повторяя уже несколько раз говоренную им фразу. – Удивляешься только долготерпению или ослеплению государей. Теперь дело доходит до папы, и Бонапарт уже не стесняясь хочет низвергнуть главу католической религии, и все молчат! Один наш государь протестовал против захвата владений герцога Ольденбургского. И то… – Граф Ростопчин замолчал, чувствуя, что он стоял на том рубеже, где уже нельзя осуждать.
    – Предложили другие владения заместо Ольденбургского герцогства, – сказал князь Николай Андреич. – Точно я мужиков из Лысых Гор переселял в Богучарово и в рязанские, так и он герцогов.
    – Le duc d'Oldenbourg supporte son malheur avec une force de caractere et une resignation admirable, [Герцог Ольденбургский переносит свое несчастие с замечательной силой воли и покорностью судьбе,] – сказал Борис, почтительно вступая в разговор. Он сказал это потому, что проездом из Петербурга имел честь представляться герцогу. Князь Николай Андреич посмотрел на молодого человека так, как будто он хотел бы ему сказать кое что на это, но раздумал, считая его слишком для того молодым.
    – Я читал наш протест об Ольденбургском деле и удивлялся плохой редакции этой ноты, – сказал граф Ростопчин, небрежным тоном человека, судящего о деле ему хорошо знакомом.
    Пьер с наивным удивлением посмотрел на Ростопчина, не понимая, почему его беспокоила плохая редакция ноты.
    – Разве не всё равно, как написана нота, граф? – сказал он, – ежели содержание ее сильно.
    – Mon cher, avec nos 500 mille hommes de troupes, il serait facile d'avoir un beau style, [Мой милый, с нашими 500 ми тысячами войска легко, кажется, выражаться хорошим слогом,] – сказал граф Ростопчин. Пьер понял, почему графа Ростопчина беспокоила pедакция ноты.
    – Кажется, писак довольно развелось, – сказал старый князь: – там в Петербурге всё пишут, не только ноты, – новые законы всё пишут. Мой Андрюша там для России целый волюм законов написал. Нынче всё пишут! – И он неестественно засмеялся.
    Разговор замолк на минуту; старый генерал прокашливаньем обратил на себя внимание.
    – Изволили слышать о последнем событии на смотру в Петербурге? как себя новый французский посланник показал!
    – Что? Да, я слышал что то; он что то неловко сказал при Его Величестве.
    – Его Величество обратил его внимание на гренадерскую дивизию и церемониальный марш, – продолжал генерал, – и будто посланник никакого внимания не обратил и будто позволил себе сказать, что мы у себя во Франции на такие пустяки не обращаем внимания. Государь ничего не изволил сказать. На следующем смотру, говорят, государь ни разу не изволил обратиться к нему.
    Все замолчали: на этот факт, относившийся лично до государя, нельзя было заявлять никакого суждения.
    – Дерзки! – сказал князь. – Знаете Метивье? Я нынче выгнал его от себя. Он здесь был, пустили ко мне, как я ни просил никого не пускать, – сказал князь, сердито взглянув на дочь. И он рассказал весь свой разговор с французским доктором и причины, почему он убедился, что Метивье шпион. Хотя причины эти были очень недостаточны и не ясны, никто не возражал.
    За жарким подали шампанское. Гости встали с своих мест, поздравляя старого князя. Княжна Марья тоже подошла к нему.
    Он взглянул на нее холодным, злым взглядом и подставил ей сморщенную, выбритую щеку. Всё выражение его лица говорило ей, что утренний разговор им не забыт, что решенье его осталось в прежней силе, и что только благодаря присутствию гостей он не говорит ей этого теперь.
    Когда вышли в гостиную к кофе, старики сели вместе.
    Князь Николай Андреич более оживился и высказал свой образ мыслей насчет предстоящей войны.
    Он сказал, что войны наши с Бонапартом до тех пор будут несчастливы, пока мы будем искать союзов с немцами и будем соваться в европейские дела, в которые нас втянул Тильзитский мир. Нам ни за Австрию, ни против Австрии не надо было воевать. Наша политика вся на востоке, а в отношении Бонапарта одно – вооружение на границе и твердость в политике, и никогда он не посмеет переступить русскую границу, как в седьмом году.
    – И где нам, князь, воевать с французами! – сказал граф Ростопчин. – Разве мы против наших учителей и богов можем ополчиться? Посмотрите на нашу молодежь, посмотрите на наших барынь. Наши боги – французы, наше царство небесное – Париж.
    Он стал говорить громче, очевидно для того, чтобы его слышали все. – Костюмы французские, мысли французские, чувства французские! Вы вот Метивье в зашей выгнали, потому что он француз и негодяй, а наши барыни за ним ползком ползают. Вчера я на вечере был, так из пяти барынь три католички и, по разрешенью папы, в воскресенье по канве шьют. А сами чуть не голые сидят, как вывески торговых бань, с позволенья сказать. Эх, поглядишь на нашу молодежь, князь, взял бы старую дубину Петра Великого из кунсткамеры, да по русски бы обломал бока, вся бы дурь соскочила!
    Все замолчали. Старый князь с улыбкой на лице смотрел на Ростопчина и одобрительно покачивал головой.
    – Ну, прощайте, ваше сиятельство, не хворайте, – сказал Ростопчин, с свойственными ему быстрыми движениями поднимаясь и протягивая руку князю.
    – Прощай, голубчик, – гусли, всегда заслушаюсь его! – сказал старый князь, удерживая его за руку и подставляя ему для поцелуя щеку. С Ростопчиным поднялись и другие.


    Княжна Марья, сидя в гостиной и слушая эти толки и пересуды стариков, ничего не понимала из того, что она слышала; она думала только о том, не замечают ли все гости враждебных отношений ее отца к ней. Она даже не заметила особенного внимания и любезностей, которые ей во всё время этого обеда оказывал Друбецкой, уже третий раз бывший в их доме.
    Княжна Марья с рассеянным, вопросительным взглядом обратилась к Пьеру, который последний из гостей, с шляпой в руке и с улыбкой на лице, подошел к ней после того, как князь вышел, и они одни оставались в гостиной.
    – Можно еще посидеть? – сказал он, своим толстым телом валясь в кресло подле княжны Марьи.
    – Ах да, – сказала она. «Вы ничего не заметили?» сказал ее взгляд.
    Пьер находился в приятном, после обеденном состоянии духа. Он глядел перед собою и тихо улыбался.
    – Давно вы знаете этого молодого человека, княжна? – сказал он.
    – Какого?
    – Друбецкого?
    – Нет, недавно…
    – Что он вам нравится?
    – Да, он приятный молодой человек… Отчего вы меня это спрашиваете? – сказала княжна Марья, продолжая думать о своем утреннем разговоре с отцом.

    Содержание

    Миссия и задачи органов внутренних дел

    Задачами органов внутренних дел являются:

    • профилактика правонарушении
    • охрана общественного порядка.
    • борьба с преступностью
    • исполнение уголовных наказаний и административных взысканий
    • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, оказание экстренной медицинской и психологической помощи населению, находящемуся в зоне чрезвычайной ситуации, обеспечение пожарной безопасности, а также определение основных задач, организационных принципов построения и функционирования гражданской обороны Республики Казахстан.

    История

    Реформы

    С 1995 года в Республике Казахстан непрерывно осуществляется деятельность иностранных консультантов направленных в республику из США и Европы, которыми через фонды/НПО-грантополучатели продвигается реформирование государственной структуры МВД РК.

    В 1997 году по предложению руководства МВД, функции противопожарной службы были переданы из МВД в Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям, борьбой с экономической и коррупционной преступностью стало заниматься Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция). К Министерству юстиции отошли функции судебно-медицинской экспертизы, формирование уголовно-правовой статистики, документирование и регистрация населения. В 2010 году медицинские вытрезвители из МВД были отданы в Министерство здравоохранения. Освобождение органов внутренних дел от несвойственных им функций положительно повлияло на их работу.

    В 1998 году милиция Казахстана была переименована в полицию.

    В 2011 году в МВД были возвращены из Министерства юстиции функции документирования и регистрации населения в связи с ухудшением ситуации в этой сфере.

    В 2013 году по предложению иностранных консультантов осуществлено очередное реформирование системы МВД путем слияния функций дорожной (ДПС) и патрульной полиции (ППС). Были объединены в административную полицию подразделения общественной безопасности (патрульная полиция) и дорожной полиции на всех уровнях управления (комитеты, аппараты ДВД, горрайорганы, строевые подразделения). В результате этой реформы сократилась численность и плотность полицейских на улицах и в других общественных местах.

    В 2014 году по предложению иностранных консультантов было упразднено Министерство по чрезвычайным ситуациям, а его функции и полномочия переданы в МВД.

    Кампания с требованием реформы МВД

    После того, как в июле 2018 года произошло убийство фигуриста Дениса Тена, некоммерческие организации выступили с требованием реформы МВД Республики Казахстан.

    В августе 2018 года выступающие за реформу МВД некоммерческие организации и активисты представили документ с требованиями о том, как должна быть реформирована казахстанская полиция, и передали его в Правительство.

    Руководство

    Резиденция министра и всего высшего руководства министерства, а также все комитеты и департаменты расположены в Нур-Султане.

    Комитеты и департаменты

    В подчинении Министерства находится Центральный госпиталь с поликлиникой, Кинологический центр, База военного и специального снабжения «Южная» и «Северная», Учреждение автотранспортного обслуживания, Отряд специального назначения «Сункар», Управление специализированной службы охраны (город Нур-Султан), Полк полиции по охране дипломатических представительств, Полк полиции по охране правительственных учреждений, а также Управление специализированной службы охраны в 16 областях, Алма-Ате и Нур-Султане.

    Госпитали и поликлиники для сотрудников органов внутренних дел в областях Казахстана.

    Высшие учебные заведения в подчинении Министерства:

      ; ;
    • Костанайская академия Министерства внутренних дел Республики Казахстан имени Шракбека Кабылбаева;
    • Военный институт Национальной гвардии Республики Казахстан в Петропавловске;
    • Актюбинский юридический институт Министерства внутренних дел Республики Казахстан имени Малкеджара Букенбаева;
    • Кокшетауский технический институт Комитета по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан;
    • Учебные центры в Семее, Шымкенте, Нур-Султане, Алма-Ате, Павлодаре, Темиртау, Костанае и Актау.

    Ведомства

    Управления

    • Управление «А»
    • Национальное Центральное бюро Интерпола (на правах управления)
    • Информационно-аналитический центр
    • Второе специальное управление
    • Государственные учреждения, подведомственные Министерству в форме Республиканских государственных предприятий, Акционерных обществ, Товариществ с ограниченной ответственностью

    Руководители

    Наркомы

    Министры Казахской ССР

    Руководители с 1990 года

    Министр Назначение Отставка
    Берсенёв, Михаил Терентьевич апрель 1990 апрель 1992
    Шумов, Владимир Георгиевич апрель 1992 сентябрь 1994
    Баекенов, Булат Абдрахманович октябрь 1994 ноябрь 1995
    Сулейменов, Каирбек Шошанович октябрь 1995 декабрь 2000
    Искаков, Болат Газизович декабрь 2000 январь 2002
    Сулейменов, Каирбек Шошанович январь 2002 12 сентября 2003
    Турисбеков, Заутбек Каусбекович 12 сентября 2003 14 октября 2005
    Мухамеджанов, Бауржан Алимович 14 октября 2005 2 апреля 2009
    Баймаганбетов, Серик Нуртаевич 2 апреля 2009 11 апреля 2011
    Касымов, Калмуханбет Нурмуханбетович 11 апреля 2011 12 февраля 2019
    Тургумбаев Ерлан Заманбекович 12 февраля 2019 настоящее время

    Ведомственные награды

    Министерство внутренних дел ( Казахская : Ішкі істер министрлігі , Ishki Ister mınıstrligi ; русский : Министерство внутренних дел ) является правительство Казахстана министерство , которое контролирует полицию и национальную гвардию (бывший внутренних войск ) в Казахстане . Министерство возглавляет Министр внутренних дел Республики Казахстан, назначаемый указом Президента Казахстана . У министра внутренних дел 5 заместителей, в том числе первый заместитель.

    Резиденция министра и все высшее руководство министерства, а также все комитеты и ведомства находятся в Нур-Султане .

    СОДЕРЖАНИЕ

    История

    После распада Советского Союза преступность резко выросла. Районные центры и крупные промышленные города с наиболее сложной операционной средой находились под особым контролем Министерства внутренних дел. 23 июня 1992 года был принят Закон «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», который стал первым актом, определившим задачи и функции органов внутренних дел страны. В октябре 1995 года по предложению иностранных консультантов Министерство внутренних дел республики было реформировано путем создания Государственного следственного комитета - отдельного органа, которому были переданы права и функции по проведению дознания, следствия и оперативно-розыскной деятельности. дано. Деятельность Следственного комитета негативно повлияла на криминогенную обстановку в стране, что привело к его расформированию в ноябре 1997 года. В 1998 году в Казахстане была сформирована полиция. В 2002 году Министерство внутренних дел провело новую реформу: пенитенциарная система была передана из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции . В ноябре 2010 года количество сотрудников органов внутренних дел сократилось на 15%, в первую очередь затронув регионы и районы. В 2010 году медицинские вытрезвители МВД были переданы Минздраву . В 2011 году функции по учету и регистрации населения были переданы Министерству внутренних дел из Министерства юстиции в связи с ухудшением ситуации в этой сфере. В 2013 году произошло объединение функций дорожной и патрульной полиции. В 2014 году МЧС было упразднено и передано в ведение Министерства внутренних дел. В 2016 году структура территориальных органов внутренних дел (УВД) МВД была фрагментирована, в результате чего была создана местная полицейская служба, переданная в подчинение и управление исключительно местным акимам (мэрам) городов и областей. .

    Состав

    Комитеты и отделы

    Дирекции

    • Управление
    • Офис "А"
    • Национальное центральное бюро Интерпола (в качестве руководства)
    • Информационно-аналитический центр
    • Второе специальное управление
    • Подведомственные Министерству государственные учреждения в форме республиканских государственных предприятий.
    • Акционерные общества
    • Товарищество с ограниченной ответственностью

    В структуре МВД 246 территориальных подразделений, в том числе 16 отделов (ОВД) регионального уровня, включая столицу и город республиканского подчинения, 43 отдела внутренних дел на уровне городских округов.

    Командование

    • Высшее командование национальной гвардии
    • Комитет пенитенциарной системы
    • Комитет административной полиции

    Подчиненные

    В подчинение министерства входят:

    • Центральная больница
    • Центр дрессировки собак
    • Южная и Северная военно-специальные базы снабжения
    • Учреждение автотранспортного сервиса
    • Отряд особого назначения Сункар
    • Управление специализированной службы безопасности (Нур-Султан)
    • Полк полиции дипломатической защиты
    • Полк полиции по охране государственных учреждений
    • Отдел специализированной службы безопасности

    Отряд Сункаров


    Отряд специального назначения «Сункар» ( казах . Сұңқар - Сокол ) МВД выполняет функции спецподразделения правоохранительных органов Казахстана. Он был основан 11 мая 1998 года. Основные боевые задачи подразделения - поимка и уничтожение особо опасных вооруженных преступников и проведение спецопераций по освобождению заложников и объектов стратегического значения. В 2003 году коллегия МВД приняла решение использовать «Сункар» исключительно для выполнения самых сложных задач, которые могут повлечь за собой значительные потери личного состава. Их головной офис находится в Алматы, а у него 5 региональных офисов по всему Казахстану. Структурно подразделение представляет собой специализированное предприятие с общей численностью немногим более 100 человек. Система тренировок во многом схожа с российским « Витязем» . В 2004 году отрядом командовал полковник Александр Юрьев. Нынешний командующий - полковник Дулат Курмашев.

    Академии

    • Алматинская академия МВД
    • Карагандинская академия МВД
    • Костанайская академия МВД
    • Военный институт Национальной гвардии
    • Актюбинский юридический институт

    Алматинская Академия

    Академия МВД Республики Казахстан была создана 1 июля 1999 года на базе Алматинского юридического и Алматинского технического институтов МВД. День рождения Алматинской академии - 23 июля 1956 года, когда была создана Алматинская средняя специальная школа милиции. В 2002 году при Академии были созданы три института: институт подготовки руководителей органов внутренних дел, юридический институт на базе среднего специального образования и научно-исследовательский институт. После реорганизации Алматинского юридического колледжа при Академии МВД был организован специальный факультет Юридического института Академии. В сентябре 2012 года был реорганизован спецфакультет и создан технический факультет Алматинской академии.

    Карагандинская академия

    Карагандинская академия имени Баримбека Бейсенова (бывшая Карагандинская высшая школа МВД СССР) была основана в 1969 году на базе факультета Московского высшего полицейского училища МВД СССР . Постановлением правительства в 2001 году академии присвоено имя Баримбека Сарсеновича Бейсенова, первого руководителя этого учреждения и одного из учредителей академии.

    Военный институт Национальной гвардии

    Военный институт Национальной гвардии - это подразделение Национальной гвардии, занимающееся образованием. Оно было основано как Высшее военное училище внутренних войск постановлением правительства от 18 марта 1997 года. В декабре того же года Президент Назарбаев представит школе собственное торжественное знамя.

    Читайте также: