Кто составляет фоторобот в полиции профессия

Опубликовано: 04.07.2024

В Пермском крае работает более 300 экспертов-криминалистов

В Пермском крае работает более 300 экспертов-криминалистов

Экспертно-криминалистический центр ГУ МВД по Пермскому краю — одно из самых непубличных подразделений полиции. Здесь всё, как в кино — эксперты-криминалисты исследуют места преступлений, собирают отпечатки пальцев и составляют фотороботы подозреваемых в различных преступлениях. 1 марта службе исполнилось 99 лет. Чем сегодня занимаются полицейские-эксперты и как наука помогает искать опасных преступников — в нашем материале.

26 — именно такое количество экспертиз сегодня проводят в экспертно-криминалистическом центре краевой полиции. Среди основных — исследование изъятых наркотиков, баллистическая экспертиза — проверка огнестрельного оружия и патронов, экспертиза поддельных денег и документов, спиртосодержащих жидкостей и нефтепродуктов, а также новый вид экспертизы — компьютерная, которая позволяет обнаружить необходимую следователям информацию в электронных гаджетах.

В прошлом году эксперты-криминалисты провели более 30 тысяч экспертиз

Фото: ГУ МВД по Пермскому краю

— В прошлом году было расследование уголовного дела о торговле людьми, — рассказывает начальник экспертно-криминалистического центра Андрей Баранов. — Важную роль в расследовании сыграла компьютерная экспертиза, которая определила круг лиц, причастных к этому преступлению, и послужила доказательной базой по уголовному делу. Проведенные нами экспертизы часто вообще являются основанием для возбуждения уголовного дела.

Работают эксперты-криминалисты в каждом отделе полиции. Они выезжает в составе следственно-оперативной группы на места совершения преступлений. Там собирают необходимые улики. Произошла кража в квартире — сотрудник службы ищет и собирает следы пальцев рук и обуви, биологический материал, оставленный преступниками. Очень часто криминалистам приходится выезжать на места жестоких убийств. Так, в прошлом году эксперты занимались осмотром места нападения на мужчину и женщину на улице Трамвайной. Пострадавшая не смогла описать нападавшего, а рядом с местом не было ни камер, ни свидетелей.

В лаборатории центра проводят биологические экспертизы и выделяют ДНК

— В составе следственной группы был кинолог, сотрудник экспертно-криминалистического подразделения и следователь, — вспоминает Андрей Баранов. — Собака взяла след, но довела до вещи — кофты. Была назначена биологическая экспертиза. Эксперты работали круглые сутки и умудрились выделить ДНК-профиль с этой кофты, проверили по федеральной базе геномной информации и установили лицо. Оказалось, что кофта принадлежит не так давно освободившемуся из мест лишения свободы гражданину.

Для работы на месте преступления эксперты-криминалисты берут с собой специальный чемодан. В нем минимальный набор инструментов, необходимых, чтобы, например, «снять» следы, изъять с места преступления улики. В нём лежат фонарики, наборы для копирования объемных следов, порошки и инструменты для снятия отпечатков пальцев. Есть и обычные слесарные инструменты, чтобы при необходимости извлечь улики из трудных мест. Весит чемодан с минимальным набором инструментов около десяти килограммов. Существуют наборы по исследованию отдельных видов следов, они еще больше.

Минимальный набор криминалиста весит около десяти килограммов

— В чемодане есть такой прибор — следокоп, — объясняет начальник отдела профессиональной подготовки экспертно-криминалистического центра Егор Василенко. — Он работает на основе статического электричества и позволяет изъять с места невидимые человеческому глазу следы. Также в чемодане есть набор специальных указателей, которые расставляются экспертом на месте, когда необходимо собрать много улик и составить общую картину преступления.

В чемодане есть магнитный порошок для снятия следов пальцев рук

Важным направлением работы центра является составление фотороботов — субъективных портретов, которые рисуют со слов пострадавших или очевидцев преступления. Делает фоторобот специалист с художественным образованием. Рисует их и обычными карандашами, и в современных компьютерных программах.

— Мы опрашиваем очевидцев, пострадавших, выясняем, что случилось, — поясняет старший эксперт группы габитоскопических учетов Дмитрий Макаров. — Конечно, иногда делаем это не сразу — если поговорить можно только с пострадавшим, мы оцениваем, в каком состоянии он вообще находится. Можем перенести встречу. На опросе спрашиваем о внешности преступника — от общего к деталям. Это могут быть шрамы, родинки или какие-то характерные морщины. Все эти детали дорабатываются и отображаются на изображении. Если человек совсем ничего не помнит, описывается одежда, общие признаки. Этого бывает достаточно, потому что сам облик иногда может быть важнее лица. У нас есть базы фотоизображений лиц преступников. Когда составляется портрет, он кодируется по точкам и помещается в базу. Затем выдаётся определённый рекомендательный список, мы проверяем с потерпевшими или свидетелем этих лиц. С фотороботом также работают наружные наряды полиции, они осуществляю поиск людей похожих под это описание.

Портреты подозреваемых составляет человек с художественным образованием

Эксперты-криминалисты занимаются фоноскопической и лингвистической экспертизами. Во время первой по записи голоса выясняется личность человека — такие экспертизы проводятся, например, если вас терроризирует пранкер. На лингвистической экспертизе изучают, что и как сказал или написал человек. Такие исследования проводят для расследований, связанных с растлением детей, разжиганием межнациональной розни или так называемыми группами смерти.

Для экспертизы оружия в центре создана баллистическая лаборатория, где исследуют заводское и самодельное огнестрельное оружие, патроны, пули и гильзы от него. Специалисты могут по следам на патронах определить, из какого вида оружия был сделан выстрел.

В центре собрана большая коллекция оружия разных лет

— На любой пуле и гильзе при выстреле остаются следы от оружия, — рассказывает главный эксперт лаборатории Сергей Реутов. — Все они, как отпечатки пальцев, индивидуальны для каждого вида оружия. По этим следам мы устанавливаем, была ли гильза или пуля стреляна из конкретного оружия, чтобы потом следствие установило его владельца.

Еще один важный вид исследования, который проводят эксперты-криминалисты — это экспертиза денег, бумаг и документов. Фальшивые банкноты поступают на исследование в основном из банков и крупных магазинов, оборудованных специальной кассовой техникой. В лаборатории каждую фальшивку изучают и затем заносят в федеральную базу.

Фальшивые банкноты исследуют с помощью специального оборудования

— Иностранная валюта к нам поступает сейчас редко, в основном встречаются стодолларовые купюры, — объяснил заместитель начальника отдела центра Сергей Костюк. — Из рублей чаще всего попадаются пятитысячные новой и предыдущей модификации, тысячные всех модификаций, начиная с 2001 года выпуска, пятьсот рублей, но ниже уже нет. Новых двухтысячных купюр пока не было, и, скорее всего, еще они долго не будут нам попадаться. Максимум, если их только будут копировать на цветном принтере. Их степень защиты немного изменена, поэтому, чтобы добиться нужного эффекта, придется поработать. У фальшивомонетчиков это займет много времени.

Чаще всего подделывают купюры номиналом 5000 рублей

В 2017 году экспертно-криминалистический центр краевой полиции провел более 30 тысяч различных исследований. Благодаря работе сотрудников центра в Пермском крае раскрывается почти каждое третье преступление.

Ранее мы подробно рассказывали о том, как работает испытательная лаборатория МЧС, специалисты которой исследуют причины пожаров.

У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Перми и региона.

Эпопея с поиском похитительницы грудничка Матвея, который пропал из горбольницы подмосковного Дедовска, могла бы закончиться намного раньше, приглядись граждане к фотороботу предполагаемой преступницы. Сходство укравшей малыша Ирины Спаховой с ее портретом, составленным со слов очевидцев экспертами-криминалистами, оказалось практически стопроцентным.

Мы решили выяснить все тонкости работы сотрудников структуры, благодаря которой создаются фотороботы подозреваемых в совершении преступлений.

Скоро их «портреты» начнут делать трехмерными

Ирина Спахова в итоге оказалась похожа на свой фоторобот.

Методика создания фоторобота была придумана в 1952 году французским криминалистом Пьером Шабо, а первый портрет предполагаемого преступника составлялся из фрагментов разных фотографий. Впрочем, в то время фотобаза не была особенно обширной, и сходство «коллажа» с самим правонарушителем оказалось минимальным.

Несмотря на видимый провал, сама задумка подобной помощи в поиске подозреваемых была высоко оценена сотрудниками уголовного розыска всего мира, и Советский Союз не стал исключением. Работать над созданием фотороботов начали художники.

Стоит ли говорить, что этот труд был очень тяжелым: портретистам в погонах приходилось портить не один лист бумаги, неоднократно переделывая свои творения, корректируя то нос, то уши, то глаза на изображениях подозреваемых.

Работа облегчилась, когда на смену пришли прозрачные пленки, где были заранее изображены нарисованные фрагменты человеческого лица. В наработках помимо основных черт также содержались разнообразные формы бровей, причесок, бород, усов.

В начале 90 х произошло возвращение к первоначальной методике составления портретов правонарушителей из частей фотографий. Благодаря собранной к этому моменту фотокартотеке фрагментов лиц большого количества граждан были созданы альбомы с креплением нескольких отдельных элементов: причесок, лбов, глаз, носов, подбородков. И лишь в 1998 году в работу начали внедрять компьютерные технологии.

— Сейчас есть несколько различных программ для составления субъективных портретов (так называют фотороботы эксперты. — И.Б.), — рассказывает эксперт-криминалист 9 го отдела ГУ МВД России по Москве старший лейтенант Алена Загика. — И каждый сотрудник выбирает ту, в которой ему удобно работать.

Для особого удобства в отделе есть графический планшет. Он подсоединяется к компьютеру и служит для эксперта своеобразным листом бумаги. При помощи специального пера на нем наносятся нужные штрихи, а результат отображается на мониторе.

Современные программы позволяют трансформировать элементы: например, если очевидец говорит, что форма глаз не совсем похожа, то на экране ее можно растянуть в ширину или длину, увеличить расстояние между глазами. При этом набор самих шаблонов велик — количество вариаций тех же глаз может доходить до 300 элементов.

«Показываем на себе, как могли выглядеть брови»

Если кто-то полагает, что в обязанности эксперта входит лишь быстренько составить портрет подозреваемого со слов очевидца, он сильно ошибается. Специфика работы таких специалистов заключается в первую очередь в том, чтобы максимально расположить к себе человека. Ведь случаи бывают разные, и работать приходится с гражданами, которые стали свидетелями или жертвами преступлений.

— Вся работа у нас начинается с того, что мы очень аккуратно опрашиваем очевидца о том, что произошло и как это все выглядело, — продолжает Загика. — Используем обиходные слова, зачастую показывая на себе, например, как выглядели брови: шире моих, гуще, длиннее?

Внимательность в работе эксперта — также немаловажная черта. Например, специалист сразу же старается узнать, как далеко от подозреваемого находился очевидец. А когда выясняется, что между ним и преступником было очень большое расстояние, возникает вопрос: правда ли он видел это преступление? И только ли видел? В истории работы 9 го отдела был такой случай, когда человек оказался не очевидцем, а соучастником:

— Мы обратили внимание, что он сильно путается при описании внешности преступника, будто не может определиться. То разрез глаз на противоположный меняет, то форму носа. И сообщили об этом оперативникам. Оказалось, что и у них уже были подозрения на этот счет. Вскоре выяснилось, что это действительно соучастник. Были случаи, когда «очевидцы» очень быстро описывали преступника, за пятнадцать минут все было готово — а в среднем процесс создания фоторобота занимает около сорока минут. И они также оказывались соучастниками.


А вот маньяка Пичушкина узнать нереально.

«У вас ус отклеился»

Субъективные портреты — это далеко не фотографии. И фотороботы не используются в качестве досудебного доказательства, да и экспертизы по ним не проводятся.

В реальности у преступника отдельный элемент, например глаза, может выглядеть совершенно по-другому. Эксперт вспоминает случай, когда два очевидца в один и тот же момент видели преступника, только один запомнил его с усами, другой — без. Как позже оказалось, усы у правонарушителя все же присутствовали, но были не настолько ярко выражены. А второй свидетель находился дальше, чем первый, поэтому он их просто не заметил.

— При этом случаев, когда фотороботы, составляемые со слов нескольких очевидцев, получались абсолютно не похожими друг на друга, не было, — говорит Загика. — Бывают незначительные различия: у кого-то более острый подбородок получается, у кого-то пошире.

Подобные погрешности связаны с тем, что при запоминании отдельных черт лица немаловажную роль играет разница в росте. То есть если человек низкого роста смотрит на высокого, то подбородок преступника будет казаться более массивным. В противном случае (если очевидец выше подозреваемого) более массивным покажется лоб, а подбородок, наоборот, запомнится заостренным. Разница в возрасте также влияет.

— Для пожилых людей все молодые люди приблизительно на одно лицо. И порой они говорят, что преступнику лет 20–25, а на деле возраст может к 40 подходить. Или когда в роли очевидцев выступают маленькие дети — для них все «тети» и «дяди». Хоть 20 лет преступнику, хоть 50. Вот школьники в средних классах уже в состоянии описать внешность.

Некоторые очевидцы сразу говорят, что ничего не помнят. Но обычно это не так. Ведь во время стресса человек очень хорошо фиксирует в памяти лицо, а особенно индивидуальные характеристики преступника: родинки, шрамы, татуировки, асимметрию, косые глаза.

— Если человек что-то не помнит, то он может просмотреть образцы и сказать: этот нос похож, еще похож вот этот. И выбрать то, что ему кажется наиболее приближенным к оригиналу.

Примерка маски преступника

После того как субъективный портрет готов в первоначальном варианте, его распечатывают на принтере и показывают очевидцу. А чтобы придать изображению некую живость, эксперту приходится идти на некоторые ухищрения. Даже примерять маску преступника к себе в буквальном смысле слова.

— Я сама выгибаю распечатанный портрет, чтобы придать ему некую трехмерность, — объясняет Загика. — Бывает, и к своему лицу прикладываю, двигаю. Таким образом, фоторобот приобретает какую-то реальность. Или при помощи графического планшета можно быстро увеличивать и уменьшать изображение. И очевидцу кажется, что портрет как будто на него движется, порой просят повторить. Вскоре ожидается появление программы, которая будет давать возможность создавать фотороботы в трехмерной модели, чтобы все можно было покрутить. Но пока приходится обходиться своими силами.

Примечательно, что, когда лицо составляется в программе, оно выглядит как неживое именно за счет отсутствия морщин и полутонов.

После «обкатки» первого образца очевидец либо соглашается со схожестью, либо указывает на какое-то несоответствие: брови были гуще, рот шире, прическа объемнее. И эксперт начинает дорабатывать изображение, которое затем будет снова распечатано и показано свидетелю. Этот процесс может повторяться несколько раз. Очевидец может подержать в руках образец, покрутить, повертеть. А вот домой «на память» забирать образцы запрещено, несмотря на то что некоторые об этом просят. Все портреты передаются исключительно сотрудникам полиции, оперативникам или следователям.

— А однажды благодаря фотороботу удалось раскрыть преступление в считаные минуты, — рассказывает Загика. — Следователь получил портрет, рассмотрел его и, проходя мимо камеры предварительного заключения, увидел подозреваемого, лицо которого было похоже на составленный фоторобот. Он был задержан совсем за другое правонарушение.

СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА

1. В первую очередь стоит обратить внимание, есть ли у преступника примечательные черты: шрамы, родинки, татуировки. Это может существенно облегчить работу полицейских при поиске злоумышленника.

2. Отметьте, не похож ли преступник на какого-либо знаменитого человека. Если да, постарайтесь запомнить на какого.

3. Если у правонарушителя нет примечательных особенностей, постарайтесь запомнить наиболее выдающиеся черты лица: нос, глаза, лоб, прическу.

Очень сложно составить фоторобот, даже если ты видишь этого человека каждый день.


Тысячи губ, усов, глаз, подбородков — именно столько элементов лица заведено в базу специальной программы, в которой криминалисты составляют фотороботы предполагаемых преступников. Как из всех вариантов выбрать наиболее подходящий и на что обращать внимание, если вы стали жертвой преступления, рассказал сотрудник экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Свердловской области.

Как составляется фоторобот?

Через давящие со всех сторон каменные стены попадаю в кабинет эксперта-криминалиста Надежды Соловьёвой. Здесь тихо, свежо, спокойно — сотрудница ЭКЦ сделала рабочее место уютным, чтобы потерпевшим и свидетелям преступлений было легче собраться с мыслями.

Надежда Соловьёва открыла специализированную компьютерную программу, которая помогает криминалистам составить максимально приближенный к реальности субъективный портрет — фоторобот. В ней множество графических изображений бровей, глаз, губ и других элементов, из которых составляется изображение конкретного лица. Этот принцип, кстати, работает с далёких 1950-х годов, когда фоторобот составлялся из фрагментов фотографий.


«Потерпевшие и свидетели приходят в разном состоянии, — пояснила криминалист. — Кто-то — в нервозном, а кто-то до сих пор не отошёл от шока. Бывает, люди сидят и тихонечко плачут, а случается, что в истерике бьются. Важно, чтобы эксперт внимательно отнёсся к человеку: спокойно выслушал его, задал правильные вопросы, если нужно — чай предложил и поговорил на отвлечённую тему».

Сколько времени составляется фоторобот?

По словам криминалистов, фоторобот составляется в среднем от 15 минут до 1,5 часа. Время зависит не только от состояния, в котором находится человек, но и от его внимательности. «С большинством приходится просматривать все шаблоны в программе (а их тысячи!). Сложность в том, что по отдельности элементы кажутся похожими, а когда они складываются в единый образ, получается абсолютно другой человек».

Пока Надежда рассказывает о тонкостях работы эксперта-криминалиста, я пытаюсь вспомнить причёску нашего героя и вслух произношу всё, что всплывает в памяти, — это важный момент «творческого» процесса. Поэтому все свои «вот так вжух на правую сторону» сопровождаю жестами и пытаюсь объяснить, что тёмные густые волосы зачёсаны чётко в правую сторону, а слева на голове красуется ровный пробор.

После этого — выбор глаз, бровей, губ, подбородка, ушей и самого интересного: особых примет. Их вносят в уже готовый фоторобот в другой программе. По сути, на этом этапе криминалисты становятся настоящими художниками в погонах — им приходится рисовать шрамы, родинки, родимые пятна.

Что считается особыми приметами?

Когда в картотеке нет искомого лица, на помощь в ловле преступника приходит именно фоторобот. Чем точнее он будет составлен, тем проще и быстрее следствие раскроет беззаконие и найдёт обидчика. Здесь важны все детали и подробности.

«Ожоги, шрамы, родинки, родимые пятна, отсутствие частей тела, например, руки, хромота, сине-багровый нос — всё это отличительные особенности. Когда в отношении вас совершается противоправное действие или вы стали свидетелем преступления, эти элементы нужно запоминать в первую очередь. Также стоит обращать внимание на одежду и на степень её потёртости», — советует Надежда Соловьёва.

Особые приметы помогают в ловле преступников.

До того как я пришла к криминалисту, думала, что преступники — умные люди, которым и в голову не может прийти мысль нарушать закон в одной и той же одежде. Оказывается, была не права. «Жулики, как правило, не меняют одежду, как мы с вами. У нас был случай, когда мужчина регулярно нападал на бабушек. При составлении фоторобота все потерпевшие и свидетели указали на одну и ту же одежду. По ней преступника и задержали», — рассказывает криминалист.

Что запоминать, если вы стали свидетелем преступления?

«На мой взгляд, дети и старики составляют фоторобот лучше, чем люди среднего возраста. Но это личное наблюдение. В целом пол и возраст пострадавшего не так сильно влияют на работу с криминалистом, как его эмоциональное состояние. Представляете, с человеком только что произошло что-то ужасное, а мы его наводящими вопросами снова заставляем всё вспоминать. Помню, пришла женщина, в отношении которой совершили тяжкое преступление. Она пыталась вспомнить глаза, нос, рот преступника, а у неё слёзы текли ручьём. В таком случае нужен индивидуальный подход».

Если вы стали свидетелем преступления,набирайте экстренный номер 112. 112.

Так или иначе, нужно стараться запомнить все мелочи, которые помогут узнать человека из толпы, а не просто общие черты — рост, телосложение, жесты. Говорят, что творческим людям в этом смысле проще — у них хорошо развиты визуальная память и внимательность. В Свердловской области был случай, когда свидетелем преступления стала девушка с художественным образованием. Она составила фоторобот менее чем за 15 минут, а его точность была практически 100%.

Несмотря на то, что я сама представитель творческой профессии, составляла фоторобот известного политика около часа. С сожалением отмечу: не похож. Причёска не та, глаза другие, лицо надо бы поуже… С губами не ошиблась, и то радость. А каково людям, которые в считаные секунды становятся свидетелями правонарушения или того хуже — пострадавшими? Как бы то ни было, составление фоторобота — это реальная помощь следствию, хоть он и не предполагает стопроцентного сходства.

Благодарим за сотрудничество пресс-службу ГУ МВД России по Свердловской области.

Эксперты объяснили, почему люди помнят лицо преступника, но не могут воспроизвести

Догадались бы без нашей подсказки, что все эти фотороботы составлены на одного и того же человека?

Фото: УМВД по Омской области

В это сложно поверить, но на фотороботах один и тот же человек. Три корреспондента NGS55.RU попытались составить портрет коллеги, с которым работают каждый день. Также мы решили разобраться, почему портреты на ориентировках могут сильно отличаться от реальной внешности преступника, и пообщались с экспертами.

Внимание, розыск корреспондента: наш эксперимент

В качестве эксперимента мы решили составить фоторобот корреспондента Александра Зубова. Нам помогли габитоскописты Ирина Толкачёва и Алексей Кручинин.

Лицо Александра знакомо многим нашим читателям

Фото: Елена Латыпова

Как выяснилось, составление фоторобота — непростая задача. Перед походом к габитоскописту автор текста присматривалась к внешности коллеги, чтобы запомнить какие-то детали и суметь воссоздать особые приметы. Но перед монитором с огромной базой лиц и частей тела теряешься. Какой нос у Саши? Какие глаза? Цвет, форма, разрез? Губы? Ирина пояснила, что сложности в этом деле — норма. Людям бывает трудно описать даже своих близких. Что уж говорить о случаях, когда человек вспоминает преступника, которого видел первый раз в жизни, тем более в стрессовой ситуации.

Первый фоторобот автор и Ирина Толкачёва составляли в специальной программе «Облик 1.5», а затем «отшлифовали» его в «Фотошопе». В общей сумме на воссоздание образа Саши Зубова потребовалось чуть больше полутора часов.

Борода — единственное, что объединяет три наших фоторобота

Фото: УМВД по Омской области

Над вторым трудились корреспондент Антон Малахевич и габитоскопист Алексей Кручинин. Фоторобот составляли в «Фотошопе», используя лица статистов.

Справедливости ради — типаж мы смогли передать удачно

Фото: УМВД по Омской области

Третья версия Саши Зубова — работа корреспондента Анны Никитенко и Ирины Толкачёвой. На создание портрета ушло около полутора часов — 50 минут в редакторе лиц и 30 минут работы в «Фотошопе».

Не все портреты оказались похожи на Сашу, несмотря на то, что мы его видим каждый день

Фото: УМВД по Омской области

«Мы составляем не фотографии»: позиция эксперта

— Фоторобот — это его в народе называют, а вообще это субъективный портрет. Почему субъективный? Потому что всё то, что в голове у человека осталось, субъективное. <…> И это надо материализовать, — поясняет Ирина Толкачёва.

В отделе, где трудятся габитоскописты, есть три человека, окончивших худграф. На работу их взяли ещё в 1990-х годах в качестве эксперимента. Сейчас они обучают полицейских работе в редакторе и в «Фотошопе», чтобы они составляли фотороботы. Но если случай серьёзный, портрет преступника создают специалисты с художественным образованием.

Составлять фоторобот начинают с причёски, потому что на лицо обычно смотрят сверху вниз. Затем подбирают глаза, нос, уши, губы, овал лица и шею. После того, как завершается работа с лицом, выбирают одежду. Когда портрет готов, необходимо заполнить анкету с данными очевидца. Здесь же указывается образование, психоэмоциональное состояние, его зрение. Успешность портрета зависит от массы вещей, в том числе и от личности очевидца.

Для создания фотороботов используют программу «Облик 1.5», но, по словам Ирины, она уже устарела, графический редактор не помешало бы обновить и доработать. Можно составить фоторобот и в «Фотошопе». Для этого используется старая картотека со статистами, и уже по их лицам создаётся лицо преступника.

Перед проработкой внешности эксперт задаёт уточняющие вопросы: особые приметы, пол, примерный возраст, рост, телосложение и национальность. Порой людям сложно уточнить, какой национальности человек, они говорят просто «нерусский». Для этого на стене висит таблица с основными антропологическими типами: монголоидный, кавказский, цыганский и славянский. Кроме этого, предлагается схема с типами частей тела.

Встреча с преступником всегда вызывает стресс. Это усложняет составление фоторобота. Бывают случаи, когда из-за нервного состояния люди просто не могут вспомнить лицо подозреваемого и отказываются составлять фоторобот. Тогда к задачам Ирины прибавляется ещё одна — успокоить человека. У потерпевших с посттравматическим синдромом могут ожить неприятные воспоминания о произошедшим.

— Насильника девушка составляла <…>, он настолько похож получился, и она чуть ли не заплакала, — вспоминает она.

Слёзы — далеко не единственная реакция. Ирина помнит разные ситуации, в том числе, когда жертвы насилия смеялись при составлении фоторобота. По словам психолога, это защитная реакция, отрицание пережитого опыта.

Эмоциональное состояние нападавшего в момент преступления тоже имеет значение. Например, если нападение совершает психически нездоровый человек, у него может меняться поведение и взгляд. В обычной жизни выглядеть и вести себя он будет совершенно иначе. Ирина напомнила историю о педофиле, который напал на шестилетнюю девочку на улице 2-я Дачная.

В соцсетях спорили о сходстве между фотороботом и пойманным преступником

Фото: УМВД России по Омской области

— Я как раз составляла [фоторобот] <…>. Они (потерпевшие. — Прим. ред.) мне сказали, что у него были такие вытаращенные глаза <…>. Они прям настаивали, чтобы я ещё шире глаза сделала. Я им говорю: «Вы же понимаете, он был не в себе. Он же не будет такой ходить», — объяснила Ирина и добавила, что иногда из-за испуга или эмоционального потрясения потерпевшие могут преувеличить какие-то яркие детали во внешности.

На точность составления влияют и другие факторы. Например, память человека.

— Бывает ещё интересно, что человек, допустим, с мошенником мог общаться в течение месяца, он к нему доверие испытывал, но его вообще не запомнил. А был случай, когда девушка 4 секунды под дулом пистолета стояла. Она описала, куда какая морщинка пошла, — делится Ирина.

Пожилым людям сложно выбирать части лиц в программе. Им проще увидеть лица статистов, чтобы по ним подогнать портрет. Порой пенсионеры сравнивают преступников с известными людьми или героями сериалов. Для этого эксперты берут снимки из интернета и в фоторедакторах подгоняют пропорции.

Ещё одна проблема, с которой сталкиваются бабушки и дедушки, — возраст преступника. Для них возраст тех, кто моложе, как бы обнуляется. Приходится задавать наводящие вопросы: «Может быть, подозреваемому столько же лет, как и какому-нибудь вашему родственнику?». С детьми выстраивается аналогичная тактика. Например, рост преступника сравнивается с ростом кого-то из родителей.

С несовершеннолетними при составлении фоторобота чаще всего находится кто-то из родителей или официальных представителей. На работу это обычно никак не влияет.

— <…> Бывают случаи, когда мамы или папы «доминанты». Тогда приходится просить их, чтобы не давили, — отмечает Ирина.

При этом эксперту проще работать с детьми. В отличии от взрослых они не сомневаются и чётко описывают, каким был преступник. Для определения личности хороши все средства. Например, детские рисунки позволяют габитоскописту сделать качественный портрет. Единственное правило — не затягивать работу, особенно с маленькими детьми. 20 минут для них достаточно.

Фотороботы не всегда соответствуют реальной внешности преступника, но они играют важную роль — помогают сузить поиск подозреваемых.

— Когда человек приходит, обычно у него идеальное представление, что мы должны фотографию составить, а я объясняю, что нам надо составить типаж. <…> Мы составили [портрет] человека, зашли в соседний кабинет, он там сидит, и все должны сказать: «Вот, это он», — объясняет Ирина Толкачёва.

Специальная программа для составления фотороботов уже несколько устарела. На помощь приходит «Фотошоп»

Фото: Юлия Лебедева

«Это травма, которую мы не хотим помнить»: мнение психотерапевта

Не все люди понимают, что фоторобот не может выглядеть точь-в-точь как преступник. Часто можно встретить возмущение, мол, портрет не похож, куда смотрели составители. Есть несколько простых причин, в том числе и с точки зрения психологии. Мы попросили врача-психотерапевта Максима Дубовца объяснить, почему люди часто не могут вспомнить лицо нападавшего. По его словам, наш мозг фильтрует информацию, отсекая лишнее, чтобы у него была возможность эффективно функционировать.

— Когда человек попадает в стрессовую ситуацию, его сознание становится избирательным. Оно в принципе отсекает лишнюю информацию и оставляет ту, которая позволяет выжить. Поэтому часто, когда люди попадают в ситуацию, где происходит непосредственная угроза для жизни, они запоминают что? Самые яркие вещи. Что самая яркая вещь? <…> Неужели цвет глаз, форма носа, подбородок волевой или скошенный? Что самое важное? Человек фиксируется на орудии, которое ему угрожает. Он запомнит скорее нож или пистолет, он запомнит какие-то моменты. Говорят, у страха глаза велики. «Это был громадный пистолет, он мне тыкал прямо в нос им, оттуда пахло порохом». На самом деле, это мог быть дамский пистолетик какой-нибудь, но он мог показаться громадным револьвером Colt Python, и это уже будет искажение, на которое накладывают отпечаток обстоятельства, в которые человек попал, — рассуждает специалист.

Людям запоминаются какие-то особые детали во внешности — шрамы, отсутствие зубов, яркие парики или одежда. На их фоне забывается лицо человека.

Некоторым достаточно нескольких секунд, чтобы запомнить мелкие детали во внешности человека

Фото: Юлия Лебедева

Составление фоторобота вызывает эмоцию, освежая в памяти травмирующее событие.

— Поскольку мысли болезненны, и они свежи, мозг стремится уйти от ретравматизации (то есть от мысленного переживания травмирующей ситуации. — Прим. ред.), тогда он подавляет эти мысли, чтобы человек не думал, — объясняет психотерапевт. — Естественно, человек, который пережил такую травму, помнит, но старается не вспоминать эти вещи. Он старается оградить себя от повторения этих эмоций.

Это может быть причиной, по которой людям не удаётся вспомнить лицо преступника.

— Конечно, это будет накладывать отпечаток, и, более того, когда спрашивают при составлении фоторобота: «Вы помните, как он выглядел?», говорят: «Я вообще ничего не запомнил». Люди всё помнят, просто не хотят вспоминать. Нужно просто создать условия, при которых человек, собственно говоря, начнёт вспоминать. Поэтому что обычно делают люди, которые составляют портреты? Они по частям его делают. <…> Они берут проблему и разделяют её на части. Каждую отдельно из них мы можем эмоционально пережить, а в целом это травма, которую мы не хотим помнить.


Фотороботы в сознании людей давно стали привычным элементом работы полиции. Между тем создание портретов тех, кто находится в розыске — особое искусство, доступное лишь экспертам высокой квалификации, со своими сложными правилами и законами. В столичном полицейском главке запечатленные в памяти людей образы убийц и грабителей воссоздают специалисты экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ). Художники рассказали «Ленте.ру» о тонкостях своего ремесла.

Фоторобот — это один из видов так называемых субъективных портретов. Такие изображения создаются со слов очевидцев или потерпевших, на основании их представления о том, как выглядит человек, которого нужно найти. Задача экспертов, создать образ преступника, максимально приближенный к реальному.

Материалы по теме

Рождественский детектив

Михаил Попков (справа)

Чтобы не настиг злой срок

«В идеале, субъективный портрет должен полностью заменять обычный снимок — но тут есть важный нюанс: он создается но основании того образа, который есть в голове у очевидца или потерпевшего. Многие детали в нем оказываются утраченными из-за особенностей психики. Поэтому даже самый лучший фоторобот, созданный специалистами, будет не идеален», — говорит сотрудник ЭКЦ.

Именно поэтому такие портреты не используют в качестве досудебных доказательств причастности того или иного человека к преступлению: они — исключительно элемент оперативно-разыскной работы, своеобразное подспорье для полицейских, но не более того.

Все субъективные портреты делятся на три основных вида: рисованные, рисованно-композиционные (комбинированные) и фотокомпозиционные портреты. Первые появились несколько сотен лет назад. Рисованные портреты преступников или тех, кто находился в розыске без криминального подтекста, создавали при помощи штрихов или полутонов профессиональные художники на основании описаний. Это была весьма кропотливая работа, отнимавшая много времени.

Составление фоторобота человека, подозреваемого в совершении правонарушения или преступления, в экспертно-криминалистическом центре Главного управления МВД

С 1968 года на смену рисункам пришли рисованно-композиционные портреты. Их основой стали прозрачные пленки с нарисованными на них участками человеческого лица, в том числе бровями, глазами и носами. Из них очевидцы и потерпевшие, как мозаику, собирали портреты подозреваемых. Потом такой «пазл» фотографировали — и уже этот снимок раздавали милиционерам для использования в оперативно-разыскной деятельности.

В начале 90-х годов ситуация изменилась: пленки ушли в прошлое. Вместо них полицейские стали применять фотоснимки элементов лиц реальных людей (они делались так, чтобы все пропорции были сохранены и, к примеру, нос не был в пять раз больше уха). Они размещались на катушках в специальном приборе с пятью отверстиями; так и складывался человеческий портрет. А за счет того, что в основе его элементов были уже не нарисованные, а сфотографированные части лица, он воспринимался людьми более реалистично.

Компьютер для составления фотороботов полицейские стали использовать лишь в конце 90-х годов прошлого века. Программы для этого специально разрабатывались в столичном институте имени Баумана. Главный принцип — составление конкретного лица из отдельных фрагментов — остался неизменным. Зато с внедрением компьютера портреты тех, кто объявлен в розыск, стали составляться гораздо быстрее и куда более качественно. Однако, эволюция фотороботов все еще продолжается — теперь за счет совершенствования программного обеспечения, при помощи которого они изготавливаются быстрее и выглядят реалистичнее.

«Нынешние программы, которые мы используем для создания портретов разыскиваемых, позволяют не только рисовать, но трансформировать изображение, а также увеличивать или уменьшать его яркость и контрастность. Создавая фотороботы, эксперты пользуются не только программами, но и графическими планшетами, подключаемыми к компьютеру. Используя специальное перо, на планшете можно довести до ума и дорисовать выбранные из базы программ элементы человеческих лиц», — объясняет сотрудник ЭКЦ.

Работа с фотороботами в экспертно-криминалистическом центре Управления на транспорте МВД по ЦФО

На практике создание фотороботов начинается с того, что очевидец или потерпевший коротко рассказывает о том моменте, когда видел подозреваемого. Очень важно, в каких условиях это произошло: ведь они могут серьезно повлиять на формирование образа разыскиваемого в голове у человека.

«Следующий этап — непосредственно работа с программным обеспечением. Участнику исследования по очереди показывают различные элементы лица, от его формы до прически и глаз. В процессе работы очевидец или потерпевший конкретизирует их: к примеру, брови у человека, которого он видел, были широкими и густыми, прическа — короткой, лицо — вытянутым. Гость полицейских выбирает из нескольких вариантов каждого элемента лица наиболее подходящие, которые затем складываются в готовый фоторобот», — объясняет собеседник «Ленты.ру».

Отдельное внимание в этом процессе уделяется отличительным чертам объявленного в розыск. Шрам, татуировка, характерные особенности кожи или асимметрия в чертах лица способны существенно сузить круг поисков и облегчить задачу для стражей порядка.

«Понятно, что момент преступления для его жертвы — ситуация крайне стрессовая. Но все же в это тяжелое время стоит собраться и постараться запомнить, как выглядит преступник. Прежде всего обратите внимание на особые приметы — шрамы, родинки, дефекты и татуировки. Важны характерные черты внешности злоумышленника, то, как он себя ведет, как разговаривает, какая у него походка — одним словом все, что может выделить злодея из толпы. Чем больше о нем вы запомните, тем выше шанс его поимки в ближайшее время», — советует эксперт ЭКЦ.

Стена в кабинете участкового уполномоченного полиции

По данным столичного главка МВД, в 2016 году в подразделениях полиции было зарегистрировано 35 случаев раскрытия преступлений при помощи фотороботов. Конечно, не астрономическая цифра — но все же показатель того, что старания работников Экспертно-криминалистического центра не проходят даром. Впрочем, подробностей об этих случаях в полиции не раскрывают. Тем не менее некоторые истории, когда фотороботы помогали в поимке преступников, все же становятся достоянием СМИ.

Так, 10 января в Санкт-Петербурге похититель бриллианта весом в 1,5 карата был приговорен судом к 4 годам лишения свободы в колонии особого режима. Преступление было совершено 21 декабря 2015 года в салоне «Якутские бриллианты», расположенном на Петроградской стороне. Осужденный Сергей Саламатов сумел украсть оттуда бриллиант огранки «Принцесса» стоимостью почти 2 миллиона рублей. Найти злоумышленника помог фоторобот, записи камер видеонаблюдения и отпечаток пальца, который он оставил, совершая кражу бриллианта.

Еще один недавний пример успешного использования субъективного портрета — расследование стрельбы во Владикавказе.
7 января двое посетителей городского кафе повздорили во время празднования Рождества. Перепалка быстро переросла в драку, драка — в стрельбу. Участник конфликта выстрелил в своего оппонента, нанеся ему серьезное ранение, и скрылся с места преступления. Благодаря составленному фотороботу полицейские смогли быстро установить личность стрелка (им оказался 40-летний житель Алагирского района) и задержать его всего через два часа после стрельбы.

А 23 декабря минувшего года татарские полицейские в Набережных Челнах при помощи фоторобота сумели задержать подозреваемого в убийстве 45-летнего учредителя строительной фирмы. Преступление было совершено утром 16 декабря: неизвестный нанес бизнесмену несколько ножевых ранений в спину, которые оказались смертельными. Установить личность подозреваемого помог фоторобот, составленный со слов очевидцев. Им оказался 41-летний челнинец, ранее судимый за грабеж.

Читайте также: