Стоит ли выбирать профессию врача

Опубликовано: 02.10.2024

Профессия врач

В трудные минуты жизни мы ищем помощи у своих родных и близких. Но порой для решения глобальных проблем, особенно связанных со здоровьем, простого совета недостаточно, и мы спешим к доктору. Это — единственный человек, который может помочь сохранить здоровье, а порой — и жизнь. Международный день врача — праздник для всех, кто избрал для себя самую гуманную профессию в мире — лечить людей. Традиционно этот день приходится на первый понедельник октября. Каждый год желающих поступить в медицинский ВУЗ становится всё больше. Какими качествами должен обладать будущий врач? И какие сложности могут его ожидать?

Немного истории

Профессия врача одна из древнейших — она существует ещё с доисторического периода. Уже в первобытную эпоху появились первые лекари, которые знали свойства растений и умели использовать их целительную силу. Так постепенно накопился достаточный опыт, давший толчок появлению медицины как науки.

Основоположником и «отцом» медицины считается древнегреческий целитель и врач Гиппократ. Он был первым, кто начал классифицировать заболевания, опровергать суеверия и исследовать причины возникновения различных патологий. А прародителем экспериментальной медицины принято считать Галена — древнеримского хирурга и философа. Он внёс неоценимый вклад в развитие таких дисциплин, как физиология, неврология, анатомия, патология и фармакология.

Об ответственности и трудностях

Медицинское образование

Как правило, с этой профессией дети определяются заранее, как минимум за несколько лет до окончания школы. Так и дочь моих друзей вот уже несколько лет как решила стать врачом, но родители не одобряют её выбор. Их опасения связаны с распространёнными представлениями об этой профессии: кровь, раны, слишком долгая учёба.

Прежде всего нужно понимать, что глубинный позыв, который толкает человека выбрать эту профессию, — желание помочь. Если кто-то принял для себя такое решение, тем более в школьные годы, — это прекрасно. Большинство школьников представления не имеют, кем быть после получения аттестата. Поэтому, если ваш ребёнок определился и делает какие-то шаги в сторону своей будущей профессии, это нужно всячески поощрять и поддерживать, развивать необходимые качества. Нельзя сказать, что профессия врача сложнее или тяжелее других, но, естественно, человек, который становится на этот путь, должен иметь в виду несколько важных моментов.

Во-первых, врач становится независимым в своём деле значительно позже, чем специалисты других профессий. В обычных ВУЗах человек спустя пять лет обучения может работать наравне с коллегами и быстро подняться по карьерной лестнице. В медицинских высших учебных заведениях процесс обучения действительно долгий. Студент становится врачом не в момент получения диплома, а только спустя годы работы. Институт даёт базу, фундамент, умение работать с информацией. Узкопрофильная подготовка проводится после института и занимает как минимум пять лет (два года ординатуры, три — аспирантуры). И конечно, с учётом того, что врачи несут ответственность за жизнь людей, то первые робкие шаги в профессии жёстко контролируют более опытные наставники. Поэтому в самостоятельное плавание доктор отправляется существенно позже, и это важно понимать.

Во-вторых, несмотря на высокую востребованность, профессия врача в среднем оплачивается не очень высоко, хотя доход докторов зависит от многих факторов. Нужно терпение и понимание того, что значительную часть своей жизни будущий врач будет не слишком финансово успешным. Как говорят, хороших врачей не много, а обеспеченных — ещё меньше. Если понимание этих аспектов присутствует, то можно смело поступать в медицинский ВУЗ.

О личностных качествах и выборе профессии

Врач — профессия многокомпонентная. С одной стороны, это чистая наука, с другой — наука на грани ремесленничества. Наша деятельность подразумевает постоянную коммуникацию с людьми. Специалист должен обладать базой знаний, умением общаться с пациентами и быть готовым выполнять механическую работу. Ещё одно важное качество будущего врача — способность действовать с холодной головой. Конечно, желание помочь — это локомотив профессии, но важно понимать, что ежедневно нам приходится сталкиваться со множеством разных случаев, и нельзя каждую историю пропускать через себя. Именно умение в нужный момент не поддаться эмоциям позволит принять верное решение при выборе лечебной тактики.

Существует распространённое мнение, что у врачей напряжённый график работы. Это не всегда так, но с годами грань между работой и пребыванием дома стирается, даже если проводишь на ней всего несколько смен в неделю. Ты всегда должен быть «включён» в работу. Ты отвечаешь на звонки и продолжаешь консультировать вне стен больницы. С появлением телемедицины появилась возможность постоянно обсуждать какие-то рабочие моменты с пациентами или другими врачами. Ты всегда продолжаешь держать руку на пульсе.

Я родился в медицинской семье. Мама — биолог, а папа — учёный-онколог. Он занимался изучением рака и сделал несколько важных и фундаментальных открытий в канцерогенезе, которые позволили принципиально изменить определённые алгоритмы взаимодействия с канцерогенными веществами. Я рос под разговоры о медицине, с детства проводил много времени в онкологическом центре, знаком с этой обстановкой с тех пор, как себя помню. Я просто не рассматривал другие профессии и всегда знал, кем буду — онкологом-клиницистом.

Андрей Всеволодович Кукушкин, к.м.н., эндоваскулярный хирург, рентгенолог Европейской клиники

Эндоваскулярная хирургия

— Мои родители были врачами, а часть родственников так или иначе были связаны с медициной, поэтому вопрос выбора профессии не стоял. Интервенционная радиология (эндоваскулярная хирургия) привлекла меня возможностью выполнения лечебных вмешательств максимально атравматичным способом, при этом эффект от этих вмешательств в ряде случаев либо сопоставим, либо превосходит возможности открытой хирургии. К тому же, малая инвазивность такой операции позволяет помочь пациентам, которым противопоказано обширное хирургическое вмешательство.

Когда я начал заниматься эндоваскулярной хирургией, такой специальности в России ещё не было. Большинство моих коллег переходили в эту специальность из рентгенологии или хирургии, поэтому сначала пришлось стать рентгенологом. Самое сложное в моей специализации, оно же самое интересное, — это воздействовать на очаг болезни, не затрагивая здоровые ткани и органы, что требует высокой точности и обдуманности действий. Хирург во время вмешательства видит объёмную картину, может трогать ткани, а эндоваскулярный хирург видит плоскостную картину на экране монитора и то, как и куда идёт инструмент, при практически полном отсутствии тактильных ощущений.

Если бы я не был врачом, то, наверное, выбрал бы профессию ювелира или часового мастера. Что касается абитуриентов, то, на мой взгляд, врачом не стоит становиться тем, кто хочет лёгкой жизни и не готов «Учиться, учиться и ещё раз учиться!»

Владимир Алексеевич Ошейчик, к.м.н., онколог, врач-хирург Европейской клиники

— Хирургия — одно из наиболее интересных направлений в медицинской практике. Эта специальность всегда казалась мне привлекательной, поэтому я получил соответствующее образование. Больше всего мне нравится оперировать. Но это же и самое сложное — нести ответственность за жизнь пациента.

Чтобы стать доктором, одного желания недостаточно. Профессия требует особого склада ума, развитого интеллекта и наличия определённых черт характера, например, умения настойчиво добиваться цели. Люди, сознательно выбравшие такую профессию, должны понимать, что только годы учёбы и практики способны из дилетанта сделать опытного специалиста.

Иван Вячеславович Петькиев, врач-анестезиолог-реаниматолог, заведующий отделением анестезиологии и реанимации, медицинский директор Европейской клиники

— На выбор профессии повлияло чувство собственной беспомощности перед заболеванием одного из моих родных. И в моей работе мне больше всего нравится то удовлетворение, которое получаешь, когда удалось помочь пациенту, улучшить качество его жизни, спасти в критический момент, поддержать его родственников. А сложнее всего — терять пациентов, ощущать, что ты порой бессилен перед заболеванием в последней стадии или запущенном случае.

В детстве я учился в специализированном учебном заведении, благодаря которому у меня была возможность поступить в школу полиции, но я сделал выбор в пользу медицинского образования. Наверное, если бы не медицина и не работа в правоохранительных органах, то занимался бы юридической деятельностью.

Если говорить о том, кому подходит профессия врача, то на мой взгляд, любой человек может стать медиком при желании. Но для того, чтобы стать уважаемым самодостаточным специалистом, нужно обладать усердием, дисциплинированностью и здоровыми амбициями.

Медицинское образование традиционно считалось престижным.
А остаётся ли оно таковым сегодня? Что получает сегодня выпускник медицинского ВУЗа?

Медицина всегда трактовалась, как своеобразный и уникальный сплав ремесла и искусства. Здесь было и творчество и строгие правила.
Профессия врача была уважаемой в обществе, звание врача имело высокий социальный статус и престиж, а сам врач был уверен в будущем.
Но временна изменились.
Давайте посмотрим, стоит ли сегодня получать врачебное образование.
Какая Судьба, какие жизненные перспективы ожидают новоиспечённого счастливого обладателя врачебного Диплома.

Для обучения в медицинском институте сегодня существуют два варианта:

1. Учиться "на бюджете" или по целевому направлению от учреждения. Т.е. как бы бесплатно. Понятно, что деньги всё равно потребуются; просто содержать по сути взрослого человека 6 лет - уже затраты. Если другой город - то тем более.

Сейчас президент поручил к ноябрю подготовить пакет документов о принудительном распределении выпускников медВУЗов, которые учились на бюджетной основе.

2. Учиться платно. В зависимости от города и ВУЗа цены разнятся; от 300-500 тыс за 1 год до 100 тыс.

Плюсы: по окончании волен выбирать свою работу сам. А самое главное - имеешь ПРАВО УЧИТЬСЯ далее узкой специальности.

Узкую специальность можно получить либо на первичной специализации, либо в клинической ординатуре. Минздрав планирует всю специализацию перевести в кл.ординатуру сроком от одного до пяти лет, в зависимости от специальности. На сегодня клиническая ординатура - это два года. Два года ОЧНОГО ДНЕВНОГО обучения. При этом с прежнего места работы ты увольняешься, рабочее место за тобой не сохраняется. Во время обучения врач получает не зарплату, а стипендию. На сегодня это

11 тыс рублей (повысили недавно. Ранее это было 7,5 тыс)

Попасть в ординатуру на бесплатной основе крайне сложно; скажем, на весь выпуск института это может быть одно место, а может быть и ни одного. Как правило, это обучение платное. Цена - около 500 тыс за два года.

Платно учиться медицине - абсолютно нерациональное вложение средств, если нет возможности позже работать в коммерческой медицине, или, хотя бы. устроиться в "хорошее", (т.е. "денежное" место).

Государство гарантирует врачу лишь МРОТ , а как правило, оклад начинающего врача в госмедицине составляет

20 тыс, а зарплата врача на 1 ставку (40 часов в неделю) со всеми возможными надбавками не превышает 40-50 тыс., а зачастую и меньше.

Ну а теперь - чистая арифметика:

В 18 лет закончил школу, + 6 лет институт + 3 года отработки + 2 года ординатуры. Т.е. по избранной специальности врач приходит работать
на четвёртом десятке своей жизни в статусе начинающего неопытного "молодого" врача, с соответствующей зарплатой и перспективами трудоустройства. Ещё пять лет стажа надо, чтобы начать что-то понимать в избранной специальности, и получить право на самую низшую, вторую квалификационную категорию.

Если речь идёт о женщине, то добавляем ещё 3-6 лет декрета, и специалистом она станет где-то ближе к пятому десятку.
Т.е. когда все его ровесники к 30 годам уже имеют профессию, какие-то доходы, берут ипотеку, покупают машины, путешествуют и пр., врач всё ещё никто. Он всё ещё "студент" или "курсант" или "слушатель"; он всё ещё лишь учится и лишь готовится к настоящей работе и профессиональной карьере.
И это, повторюсь, самое ранее, самый благоприятный вариант развития событий.

Добавляем в целом невысокие зарплаты, отвратительные как правило условия труда (от профессиональной вредности, ненормированного времени и ночных дежурств до прямых угроз физической расправы со стороны быдло-населения), крайне низкий социальный статус врача, травля врачей в СМИ, нездоровая активность Следственного Комитета, пытающегося ввести новые статьи в Уголовный Кодекс специально для врачей, полнейшая юридическая и физическая незащищённость врача.

Отсутствие гарантии сохранения рабочего места и трудоустройства, крайне сложная процедура смены специальности, и каждые пять, по сути, аннулирование врачебного Диплома, и необходимость каждые пять лет подтверждать своё право на работу врачом (диплом сам по себе такого права не даёт!)

Сама по себе работа врачом - это теперь в большинстве случаев скучная донельзя забюрократизированная рутина, а вовсе не творчество, как когда-то. И где шаг вправо - шаг влево, даже ради спасения больного - наказываются, в том числе и в уголовном плане.

К слову, уголовного наказания врача за неосторожную форму вины нет ни в одной стране мира, кроме России. Но власти и общество постоянно настаивают на всё большем ужесточении наказания медиков.
Результат известен: массовые увольнения, бегство из "опасных" специальностей и из профессии вообще, нарастающий кадровый дефицит в медицине (особенно первичного звена), который наконец-то вынуждены были признать и высшие должностные лица государства.
===
Буду рад, если эта статья поможет кому-нибудь определиться с выбором профессии.
Не болейте! Это смертельно опасно!

Есть профессии, которые можно освоить быстро, и есть те, которым нужно учиться десятки лет. Студенту-медику приходится пройти огонь, воду и медные трубы, прежде стать врачом. И потом еще долго учиться. Всю жизнь, не меньше. И обидно, если он разочаруется в своей профессии, уже сделав шаг к ней. Поэтому мы решили рассмотреть некоторые факты о профессии врача, которые чаще всего отпугивают абитуриентов.

Не у всех врачей высокая зарплата

Почему-то всё ещё встречаются абитуриенты, которые хотят построить карьеру врача, потому что это престижная и высокооплачиваемая профессия . Это работает не так. Деньги — не мотивация, чтобы стать врачом. И не потому, что высокая зарплата далеко не у всех врачей, а потому, что заниматься чем-то только ради денег не есть счастье. Такая работа не вдохновляет, а разрушает.

Сколько зарабатывают врачи в Беларуси? Посмотрим статистику от портала sputnik.by , который не так давно ( в середине декабря 2019 года) проанализировал вакансии для врачей-специалистов. Всего их оказалось 2935. Минимальная зарплата врача составила 82,5 BYN за 0,25 ставки в одном из райцентров, максимум — от 2000 BYN для анестезиолога-реаниматолога в столичной больнице. При этом доходы меньше 1000 BYN обещало большинство работодателей — 96,7%.

s
Более высокие зарплаты обещают врачам за рубежом, поэтому некоторые белорусские медики эмигрируют в другие страны на ПМЖ. Такая проблема как отток медицинских кадров в Беларуси и правда есть

Когда будущий врач хочет помогать людям и параллельно задумывается, как ему обеспечить для себя достойный уровень жизни, это хорошо, это правильно. Но только ради денег мечтать стать стоматологом , анестезиологом, нейрохирургом — не очень.

Учиться на врача долго и сложно

Потребуется 6 лет, чтобы отучиться в БГМУ по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Военно-медицинское дело», и 5 лет, чтобы окончить «Стоматологию» или «Фармацию». На немедицинских специальностях учатся меньше на 1−2 года. Там, конечно же, нет и понятий «интернатура» и «ординатура» , нет специфического распределения. Выпускники медицинских специальностей распределяются в два этапа — предварительный и окончательный. Причем первый проходит в университетах с участием специалистов Минздрава, а второй — с участием министра.

Выпускники медвузов, которые отучились на дневном бюджетном отделении, направляются на работу по распределению после прохождении стажировки (интернатуры) и обязаны отработать два года после ее прохождения
Выпускники медвузов, которые отучились на дневном бюджетном отделении, направляются на работу по распределению после прохождении стажировки (интернатуры) и обязаны отработать два года после ее прохождения

Объемы знаний, которые нужно осилить тем, кто хочет стать врачом, просто запредельны. За учебниками приходится сидеть часами. Поэтому будущие медики — это самые типичные студенты, вечно голодные и невыспавшиеся. Особенно во время сессии, когда каждая минутка дорога и не тратится попусту.

Еще одна сложность студенческой жизни будущего врача — подработка. Ее тяжело потянуть, не забросив при этом учебу. Дежурства в больницах и на скорой выручают, но не переутомиться в таком случае сложно.

Тем не менее, каждый год находятся абитуриенты, которые готовы превозмочь себя. Обнаружив своё призвание в медицине, они доходят до самого конца. В 2019 году, к примеру, белорусские медвузы выпустили около 3000 человек, колледжи — около 4000. Ух!

Врач не профессия, а образ жизни

Есть работа, на которую утром приходишь, а вечером уходишь, оставляя все заботы там. В медицине все сложнее, ведь врач принадлежит не только себе, но и своим пациентам. Ответственность за жизни людей намного тяжелее, чем ответственность за недописанный отчет. Врачу сложнее отвлечься от работы, ведь она становится частью его жизни.


Нередко врачам приходится жертвовать своим личным временем. Работать сверхурочно, выходить на работу в выходные и праздники, внезапно срываться на работу. И это воспринимается как должное — такая профессия. При просмотре медицинских сериалов может показаться, что в этом есть какая-то романтика. Возможно, отчасти так и есть, но в жизни всё обычно куда прозаичнее.

Любовь к людям и желание им помочь — главная мотивация врача

Желание помогать людям крепко удерживает врача в профессии. Другая мотивация не работает. А люди, конечно, не так идеальны, как хотелось бы. Медикам приходится сталкиваться с грубостью, наглостью, глупостью, неблагодарностью пациентов. Бороться с жалобщиками, симулянтами, приверженцами самолечения. Обслуживать всех людей, в том числе асоциальных — бомжей, алкоголиков, наркозависимых. Да и идеальных пациентов — которые заботятся о своем здоровье, принимают только назначенные лекарства и не лечатся по советам из гугла — не так много. Врачу же нужно быть терпеливым и снисходительным к пациенту несмотря на то, какие чувства тот вызывает.

Толерантный, любящий порядок и организованность в работе, аккуратный и чистоплотный, а также умеющий работать в команде — идеальный врач!

Работать врачом тяжело физически и психологически

Почему-то считается, что врачи — это самые здоровые люди. Но тяжелая работа накладывает серьезный отпечаток на медиков. Появляется профессиональная деформация, хроническая усталость, депрессия. Врачи нередко страдают от эмоционального выгорания: становятся безразличными и раздражительными, теряют энтузиазм к работе, начинают негативно относиться к пациентам и коллегам, изнуряют себя мыслями о недостаточном профессионализме. Будущим врачам нужно осознавать такие риски и быть готовыми бороться с ними.

Врач постоянно имеет дело со смертью и страданиями других людей. Поэтому эмоционально незрелому человеку в такой профессии будет нелегко.

Требования к врачам растут

Медицина развивается стремительными темпами. С появлением множества средств диагностики (анализы, УЗИ, КТ, МРТ) врачи могут максимально точно диагностировать заболевания. И врачебные ошибки сейчас воспринимаются иначе, нежели в глухом Средневековье. Требования к врачам продолжают расти.

Хм, надеемся, мы не запугали тебя? Ты не передумал стать врачом? Чтобы тебе ещё проще было определиться, подходит ли тебе профессия врача, советуем почитать и посмотреть интервью с медиками, которые делятся рассказами о своей профессии. Почитать медблогеров в инстаграме. Сейчас столько возможностей узнать о профессии изнутри, что ими просто глупо не воспользоваться.

Выбирая профессию, помни, что среди них нет той, которая будет устраивать тебя полностью. В любой бочке мёда есть ложка дёгтя. Просто нужно принять её. Если ты хочешь стать врачом, но тебя не смущают трудности — ты на правильном пути! Пускай у тебя всё получится!


В студентов всегда летит много копьев: и учиться они не хотят, и якобы совсем не те, что были вчера – то есть, в некие «идеальные» предыдущие времена. Мы взяли обычных студентов 3-го курса педиатрического факультета одного из старейших вузов страны – СГМУ им.Разумовского и задали им несколько простых вопросов.

В студентов всегда летит много копьев: и учиться они не хотят, и якобы совсем не те, что были вчера – то есть, в некие «идеальные» предыдущие времена. Мы взяли обычных студентов 3-го курса педиатрического факультета одного из старейших вузов страны – СГМУ им.Разумовского и задали им несколько простых вопросов.

1. Почему ты поступил именно в медицинский университет?
2. Что дает тебе учеба?
3. Определился ли ты со своей специальностью?
4. Как и где ты себя видишь после окончания обучения.

Чтобы на случай, если через 10 лет их упрекнут: «Вы знали, куда шли!», им было, что ответить. А выводы делать только вам. Кстати, а вы знали в 20 лет куда шли и зачем?

Мирам-Гуль Аленова, 20 лет, г. Ершов

  1. Еще в детском саду я сказала, что буду врачом. И не просто врачом, а педиатром. По мере взросления мечта не угасла, я поступила в мед и стала самым счастливым человеком на свете.
  2. Учеба в медицинском дает много знаний из разных областей и практических навыков.
  3. Я точно знаю, что хочу лечить детей. Но с узкой специальностью еще не определилась
  4. Сначала поеду к себе в район набираться опыта. Затем хотелось бы получить работу по контракту и поработать в новом для себя месте. Мой папа всегда хотел, чтобы я была гордостью семьи, и я стремлюсь в этом направлении. Моя первостепенная задача – стать достойным специалистом.

Светлана Теплякова, 20 лет, Тамбовская область

Александр Сафронов, 20, г.Саратов

Анастасия Леонова, 21 год, г.Саратов

  1. Решила пойти в мед, можно сказать, спонтанно, никогда в детстве не задумывалась об этом. До 9 класса вообще училась на физмате, где углублённое изучение информатики, математики и английского, а потом начала думать, куда с этим можно пойти. Идей было немного, все больше в технические науки, хотя меня особо это не привлекало. Потом как-то с мамой зашёл разговор об открытии нового корпуса медико-биологического лицея, и мы решили попробовать поступить туда. Отбор был жесткий, и после того, как меня приняли, я поняла: другой дороги, кроме как в медицину, у меня нет. Мои родители далеки от медицины, но в итоге получилось, что мама меня подтолкнула к ней, а папа наоборот был против. Он хотел, чтобы я пошла на спортфак, но потом смирился.
  2. На 1-м курсе, конечно, было трудно, но потом как-то обосновалась потихоньку. Стало затягивать, появился интерес. Ни о чем не жалею, считаю, что все сделала правильно. Хотя практически от каждого, кто узнает, где я учусь, слышу в ответ: «Вот не жилось тебе спокойно!»
  3. Ещё не определилась
  4. Хотелось бы уехать в другой город и работать по выбранной специальности.

Виктория Шабарова, 21 год, г.Саратов

Антон Чигарков, 21 год, г.Саратов

  1. Пошёл в мед, так как не пошёл в академию ФСБ.
  2. См. у жены Виктории Шабаровой.
  3. Нейрохирург, онколог или просто главный врач.
  4. После универа вижу себя одним из вышеперечисленных.

Екатерина Лапина, 21 год, г.Ставрополь

Екатерина Бачвелашвили, 20 лет, г.Балаково

Илья Рудаков, 20 лет, г.Саратов

  1. Не видел себя ни в одной другой профессии, смотрел на родных и их друзей.
    Все, что мне нужно.
    3. Нет. У меня есть время подумать.
    4. В операционной. Надеюсь, в качестве врача.

Вера Антонова, 20 лет, г.Энгельс

  1. Столкнулась с некомпетентностью врачей, захотелось все изменить.
  2. Общение и нервные срывы.
  3. Нет.
  4. В работе или науке. На данный момент я организатор и участник авторской научно-образовательской школы «Гистофизиология микроциркуляции», где мы занимаемся научно-исследовательской деятельностью. Хотя это абсолютно ни о чем не говорит. За время обучения в медицинском я поняла, что представления о будущем и своей роли в медицине могут меняться из года в год и абсолютно не соответствовать моим детским мечтам и идеалам.

Карина Исмаилова, 19 лет, г.Буденновск

  1. Боюсь врачей до ужаса, в мед отправили родители, я себя медиком никогда не представляла. Но они сочли, что это единственное место, где я никогда не останусь без работы. У нас в семье врачей нет, я буду первой.
  2. Учеба нравится, я втянулась. И да, теперь могу точно сказать, что хочу быть врачом. Я в восторге от своей группы, не люблю тяжелые сессии.
  3. Анестезиолог-реаниматолог или пластический хирург.
  4. Хочу пойти на 4-м курсе учить иностранный язык – это откроет больше возможностей в плане работы и страны проживания.

Максим Колесников, 20 лет, г.Аткарск

  1. Ради вдохновения.
    2. Категориальный аппарат, отношение к жизни.
    3. Психотерапия, психиатрия, наркология.
    4. Основатель собственной методики лечения зависимостей.

Лариса Стукалина, 20 лет, Саратовская область

  1. Основную причину выделить не могу. Наверное, определенную роль сыграла моя амбициозность. Врачи, как правило, люди с высоким интеллектом и уровнем социально-культурного развития. Я из небольшого городка, но мне всегда хотелось добиться в жизни большего. Сфера медицины показалась самой чистой и востребованной, значимой и уважаемой, где, если ты хороший врач, можно состояться, как личность.
  2. Радость и удовольствие от обретения бесценного опыта.
  3. Не могу сейчас сказать. По ходу учебы каждый раз возникает много желаний и интересов, но, считаю, нужно дождаться клинических дисциплин и увидеть на практике каждую специальность.
  4. Работа в крупном городе в частной структуре+консультирование в госучреждении.

Анастасия Алешина, 20 лет, г.Балашов

  1. После экзаменов в школе я долгое время не могла определиться, с какой профессией хочу связать жизнь. Как ни странно, я никогда не видела себя в медицине, столь ответственной и важной стезе. С самого начала казалось, что работа слишком трудная, а обучение в медвузе просто непосильная ноша для меня. Но по настоянию родителей и убеждению знакомых врачей, что я просто рождена для этой профессии, я все-таки решила подать документы в наш прекраснейший вуз.
  2. Получив учебники, по которым предстояло учиться первый год, я просто опешила. Такое количество учебной литературы, методичек и приложений приводило в ступор. «А не забрать ли мне документы, пока не поздно?» – мелькнула мысль. Но шли месяцы, и я все больше понимала, что учиться здесь на самом деле не так уж страшно, сложно и невыносимо, как мне описывали. Получая с каждым днем новую информацию, я начинала осознавать, насколько она важна в практическом отношении. И это особое чувство, когда тебя не пугают слова, произнесенные серьезными людьми в серьезных разговорах, ты понимаешь, о чем речь, и даже можешь поддержать беседу.
  3. Не могу сказать со стопроцентной уверенностью. Но то, что не буду работать врачом-педиатром – это точно. Документы на педиатрический факультет были поданы, скорее, не для того, чтобы лечить других, а для того, чтобы получить знания, которые будут важны для здоровья собственных детей и помогут избежать некомпетентности в этих вопросах.
  4. Меня больше привлекает научная деятельность. Я легко осваиваю учебный материал, но применение его на практике пока является для меня трудной задачей.

Мансур Шавхалов, 19 лет, Чеченская республика

  1. Решил со школы, что стану врачом. Стало интересно, откуда берутся патологии, понятие «нормы», как устроен человеческий организм – вплоть до мельчайшей клетки. Я считаю, что нет ничего хуже, если видишь, что человек нуждается в твоей помощи, а ты не можешь ему помочь. Бессилие и бездействие убивают.
  2. Мало свободного времени, утомление и недосып, но все это компенсируется объемом знаний, который мы тут получаем. По сравнению с тем, что было в школе – это новый и грандиозный уровень познания мира.
  3. Хирургия. Прежде всего, это та область, в которой нужна физическая выносливость, высокая работоспособность, большая ответственность и острый ум. Ты всегда в ответе за то, что делаешь своими руками. Те специальности, где надо сидеть за столом и делать записи, меня не привлекают.
  4. Хирургом в Саратове, потом посмотрим. Для хорошего врача весь мир без границ.

Эльзара Абдулова, 20 лет, республика Дагестан

Василий Токарев, 20 лет, Саратовская область

Подготовила Виктория Федорова

Как сообщалось ранее, на Урале медики поддержали всероссийский протест против травли врачей. Подробнее читайте: Уральский врач предложил сажать студентов-медиков: «Станут врачами — всё равно ошибутся»


Профессия врача одна из древнейших – она существует с незапамятных времен, еще с доисторического периода. Уже в первобытную эпоху появились первые лекари, которые знали свойства многих растений и умели применять их целительную силу. В результате их лечебной деятельности со временем накопился достаточный опыт, давший толчок появлению самой медицины как науки

Основоположником медицины был великий древнегреческий врач Гиппократ. Считается, что он первым начал классифицировать заболевания, исследуя причины их возникновения. А прародителем экспериментальной медицины принято считать Галена – древнеримского хирурга и философа. Он внес неоценимый вклад в развитие таких дисциплин как физиология, неврология, анатомия, патология и фармакология.

Описание

Специализации

Всего существует бесчисленное множество различных врачебных специализаций, поэтому для более четкого описания их следует классифицировать по следующим критериям:

Во-первых, все врачи делятся на клиницистов и диагностов.

Клиницисты — это доктора, взаимодействующие непосредственно с самим пациентом. Они осматривают больного, собирают анамнез (историю болезни), в нужных случаях направляют его на обследование, а затем ставят ему окончательный диагноз и назначают определенный курс лечения. Среди клиницистов есть такие специалисты, как терапевты, педиатры, хирурги, неврологи, психиатры, ортопеды-травматологи, гастроэнтерологи, отоларингологи, окулисты, нейрохирурги, эндокринологи, гинекологи, урологи, семейные врачи и т.д.

Диагносты же проводят сами исследования и делают пациентам описательные заключения, но без права постановки окончательного диагноза. К ним относятся рентгенологи, УЗИ-специалисты, лабораторные диагносты, врачи функциональной диагностики и т.п.

Во-вторых, все медицинские специальности также подразделяют на хирургические и нехирургические.

Врачи с хирургической специальностью - это медики, проводящие не только крупные операции, но и такие инвазивные процедуры, как резекции, пункции, взятие биопсии, или даже обыкновенные инъекции. Проведение всех этих манипуляций требует от самих докторов осуществлять прием пациентов в специально предназначенных режимных кабинетах с повышенными антисептическими требованиями.

Помимо хирургов различных направлений список врачей с данной специальностью включает в себя акушеров, гинекологов, урологов, офтальмологов, отоларингологов, стоматологов, и т. д.

Специалисты нехирургического профиля занимаются обследованием и лечением пациентов с помощью любых неинвазивных методов (например, пальпации, аускультации, разного рода томографических исследований и т.д.). К таким врачам относятся все диагносты, а также обыкновенные терапевты, педиатры, иммунологи, дерматологи, кардиологи, гастроэнтерологи, эндокринологи, неврологи, психиатры и т. д.

В-третьих, по уровню специализации выделяют врачей узкого и широкого профиля.

Ярким примером широкопрофильного специалиста является семейный врач. Он имеет базовые знания по всем специальностям, поэтому, в отличие от обычного терапевта, он может диагностировать намного больше заболеваний, но если ему не хватает квалификации для лечения пациента, он перенаправляет его уже к узкоспециализированному врачу.

Однако некоторые специальности не поддаются общей классификации, и среди них следует выделить патологоанатома и судебно-медицинского эксперта. Первый изучает влияние разного рода болезней на изменение в строении тканей и органов, второй проводит медицинскую экспертизу жертв различных преступлений. Обе этих профессии играют важнейшую роль, ведь без патологоанатомов врачи не могли бы иметь полную картину развития многих серьезных болезней, а без судмедэкспертов была бы практически невозможна криминалистика.

Плюсы

Среди особо положительных аспектов профессии хотелось бы отметить такие как:

  • врачи всегда востребованы;
  • чувство общественной значимости;
  • глубокое личное удовлетворение от помощи пациентам, а порой от спасения их жизни;
  • неограниченный спрос на хороших специалистов;
  • достаточно высокий уровень зарплаты в частных заведениях;
  • возможность неплохого карьерного роста.

Минусы

Хотя профессия во многом кажется замечательной, у нее есть и обратная сторона, которая сможет устроить далеко не всех.

  • Долговременный процесс получения образования (в целом, вместе с аккредитацией и стажировкой, занимает более 8-9 лет);
  • огромная ответственность и отсутствие права на ошибку;
  • крайне напряженный трудовой график (включая работу по ночам, часто в выходные и праздничные дни);
  • сильный стресс.

Где получить образование

Учебные заведения

Фундаментальное медицинское образование дают такие многим известные российские вузы, как:

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова

Сеченовский университет был и до сих пор остается одним из ведущих медицинских образовательных учреждений в России, где всегда готовили специалистов высочайшего класса. Программа обучения составляется в соответствии с новейшими мировыми стандартами, а потому в ВУЗе дается образование не только по привычным, но и по таким новейшим специальностям, как генный инженер или IT-медик

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова

Этот университет (бывш. 2-й Московский государственный медицинский институт) также считается одним из лучших российских медицинских ВУЗов. Здесь студентов обучают по многим направлениям, среди которых есть не только обычные терапия, сестринское дело и стоматология, но даже такие современные, как биохимия, биофизика или даже кибернетика.

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени И. П. Павлова

Павловский университет, равно как и Сеченовский с Пироговским, имеет репутацию одного из наиболее престижных научных и медицинских центров в России. Как бывший женский институт, это заведение стало первым европейским заведением, в стенах которого женщины могли получить полноценное высшее врачебное образование. Сейчас это уже общий для всех ВУЗ, где готовят высококлассных специалистов по таким специальностям, как стоматология, педиатрия, лечебное дело, спортивная медицина и т.д. Некоторые базы университета располагаются в крупных петербургских поликлиниках и больницах.

Читайте также: