Кто составляет луки профессия

Опубликовано: 03.10.2024

Нужно будет научиться стрелять из лука. Чтобы после смерти стать скелетом-лучником, а не попасть в ****** скелетную пехоту.

Наверное не меня одного в разное время поражали чудо-стрелки, прочно обосновавшиеся как в старинных легендах, так и в современном нашем фэнтези. Те самые, которые и белку в глаз с пятисот шагов бьют, и кирасу из закалённой стали простреливают навылет. Разве что Луну ещё с неба не сбили (Или уже? Хотя нет, вроде висит.). Ну и по этому поводу я собираюсь прикинуть, на что способен лук на самом деле.


Для начала пробежимся по основным типам луков. И так, по технологии изготовления их можно разделить на:

- Цельнодеревянные. Это которые выглядят как согнутая палка с тетивой. На самом деле, конечно, это не просто палка. Есть куча нюансов по поводу выбора породы дерева и его последующей обработки. Но, как бы то ни было, это самый древний и конструктивно самый простой тип лука.

- Композитный. Тут всё сложнее. В простейшем варианте на деревянную основу с наружной (дальней от стрелка) стороны наклеиваются сухожилия, а с внутренней (ближней к стрелку) — роговые пластины. Да, это очень замысловатое действо, требующее спецефических навыков и в разы удорожающее конструкцию. Но в итоге при равных размерах композитный лук будет значительно мощнее цельнодеревянного. И наоборот, при равном усилии натяжения композитный раза в полтора-два компактнее.

- Рекурсивный. Это уже не про материалы, а про форму. Продвинутая версия композитного лука, концы которого выгнуты вперёд (от стрелка). Долго объяснять, как это работает (Если заинтересовало - Яндекс в помощь. Ну или просто поверьте.), но при равных габаритах и усилии натяжения рекурсивный лук способен дать несколько большую начальную скорость стрелы. Теоретически, кстати, цельнодеревянный лук вроде бы тоже можно сделать рекурсивным. Но вероятность найти подходящей формы заготовку (Просто выпилить из широкой доски поперёк волокон нельзя — сразу сломается!) околонулевая, так что никто этим не занимается.

Теперь к основным характеристикам. И тут у нас есть…


1. Нежно любимое всеми усилие натяжения. Кто не знает, это то, что покажут весы-безмен, если зацепить их крюком за тетиву и натянуть лук. Усилие коррелирует с «дульной» энергией стрелы и кажется, что чем оно больше — тем лучше. Дальше выстрел, больше бронепробиваемость… Ну да, как бы ни так!

Не забываем, что наш лучник — вполне себе живой человек. Для него выстрелить из лука с натягом в 50 кгс — всё равно что поднять одной рукой и подержать навесу мешок цемента. А стрелять в бою нужно много и часто. Рука отвалится, однако! Так что вполне нормальное для боевого лука усилие натяжения составляло не более 30-40 кгс. С непривычки тяжеловато, но мало-мало тренированному воину вполне по силам.

Опять же, возвращаясь к нашему любимому фэнтези и архетипу хрупкой эльфийской девочки-лучницы. Напомню, бедняжке придётся по нескольку раз в минуту совершать усилие, эквивалентное киданию мешков с цементом. Так что (если она всё же выдержит!) мышцы на ручках нашей нежной эльфийской девы будут многим современным (и не давно не державшим ничего тяжелее мыши) мужикам на зависть, так то!

2. Дальнобойность. 600 метров… 800 метров… 1200 метров (Честно, это современный рекорд дальности стрельбы из лука. Углепластикового блочника, правда.) Ну что сказать? Это всё спорт и со своими сверхмощными луками и специальным стрелами к военному делу отношение имеет весьма слабое. Вернувшись с уютного стадиона на грязное и вонючее моле боя мы увидим цифры куда более скромные. Предельная дальность выстрела из боевого лука и стрелой, предназначенной не "лететь как можно дальше", а убивать, составляет до 300 метров.

Неплохо? Как бы ни так! Потому что реально во врага лучники с 300 метров не стреляли. Почему? Эх… Здесь придётся добавить немного скучной терминологии. И так, встречаем:

- Предельная дальность выстрела. Это максимальное расстояние, на которое вообще можно закинуть стрелу если постараться. Пробьёт ли она на излёте хотя-бы куртку и попадёт ли в сарай — никого не волнует.

- Убойная дальность (на самом деле её зовут «дальность действительного огня», но пофиг). В нашем случае это расстояние, на котором стрела ещё способна нанести противнику повреждения страшнее синяка , серьёзно угрожающие его здоровью.

- Прицельная дальность. Собственно, расстояние, на котором мы с высокой вероятностью способны попасть в отдельно стоящего противника.

Так вот, если предельная дальность для боевого лука — те самые 300 метров, то убойная — раза в полтора меньше. Прицельная же дальность, как правило, не превышала 60-80 метров для пешего лучника и 20-40 для конного. Стрелять с движущейся коняшки гораздо сложнее, да. (Не верите? Попробуйте на бегу (ну или на мотоцикле по не очень хорошей дороге) сложить пальцы пистолетиком и «подержать на мушке» какой-нибудь достаточно крупный предмет.)

Про последние цифры хочется сказать — да что это за бред, исторически лучники стреляли гораздо дальше. И… Внезапно, так и есть. Потому что в сражении лучники очень редко выцеливали отдельных вражеских воинов. Чаще всего задача ставилась другая — выпустить как можно больше стрел просто «в толпу». Шмальнуть по сплошному строю в десяток метров глубиной и сотню можно и на убойной дистанции в 150-200 метров, а там в кого-нибудь да попадёт. Решала не снайперская меткость отдельных стрелков, а плотность огня.


3. Точность (На самом деле речь о кучности, но всем пофиг). Что у нас тут? Современные спортсмены-лучники стреляют с расстояния 70-90 метров и довольно стабильно попадают в цель размером меньше человеческой головы (внутренние круги мишени имеют диаметр 12 и 6 сантиметров). Но снова «но»! Их стрелы — углепластиковые трубки со стандартными наконечниками и оперением, сделанные на заводе. Они (внимание!) абсолютно одинаковы по размеру, форме и весу.

Получится сделать такие же в кустарных условиях старинной мастерской? Чёрта с два. В итоге каждая стрела, которыми пользовались древние воины, обладала неповторимой массо-габаритной и аэродинамической индивидуальностью. И, даже натренировавшись попадать одной стрелой в яблоко со ста шагов, наш лучник-снайпер неизбежно мазал, стоило лишь заменить его «верную» стрелу на другую. Разброс характеристик стрел неизбежно оборачивался разбросом точек попадания. Так что сделать единственный меткий выстрел «напоказ» заранее выбранной стрелой - реально, а вот повторить успех случайно выбранной из пучка — уже нет. Так то.

И ещё к вопросу о точной стрельбе по биоцели живому противнику. Тут есть один тонкий момент, связанный со скоростью полёта стрелы. В момент схода с тетивы она выжимает хорошо если 50-70 м/с, а чем дальше — тем больше тормозится от трения о воздух. Так вот, получается, что до стоящего в сотне метров противника ей лететь целых две секунды. При стрельбе «в толпу» всем на это наплевать, а вот в дуэльной ситуации — нет. Противник видит стрелка и с момента выстрела имеет те самые две секунды на то, чтобы подумать — а стоит ли продолжать стоять на том же месте, или всё же лучше уйти куда-нибудь в сторону? В итоге на дистанциях более 50 метров подлый вражина будет стабильно уворачиваться от выстрелов. Так то!

4. Бронепробиваемость и прочее убойное и останавливающее действие. Вот тут всё очень неоднозначно. Но общие идеи я озвучить попробую. Из простого - чем мощнее лук (выше сила натяжения) и меньше дистанция — тем больнее будет противнику. А вот из сложного — очень многое решает тип наконечника стрелы. Если обращали внимание, на охотничьих стрелах наконечники очень широкие и «разлапистые». Они наносят наиболее тяжёлые раны, но при этом менее всего подходят против брони. Чтобы пробивать кольчуги используются острые наконечники с минимальным поперечным сечением. Такая стрела должна попасть внутрь кольца и либо расклепать (для этого нужно относительно небольшое усилие), либо проскользнуть сквозь него (если кольчуга совсем дрянная — редкого плетения и имеет внутренний диаметр колец больше пары сантиметров). Такой же наконечник неплох так же для прокалывания поддоспешников и прочих стёганок.

Латы… Ну что сказать… Мало-мало толстая пластина из закалённой стали для стрел неуязвима в принципе. А вот шайсенпанцер из жести пробить уже можно, но для этого лучше применить наконечник в виде относительно тупого конуса или похожий на гранёный наконечник пики. В отличие от шиловидного он не сомнётся и не сломается от удара о броню, что в данном случае важнее остроты.


5. Ну и наконец, скорострельность. Тут всё в руках стрелка и нет предела совершенству. Напомню только, что практическая скорострельность знаменитых английских лучников составляла порядка 10-15 выстрелов в минуту. Кстати, лайвхак от них же — если воткнуть несколько стрел в землю перед собой, ими можно будет воспользоваться быстрее, чем если придётся доставать их из колчана. Приятным бонусом будет то, что вместе с почти стерильной (Вы ведь протирали её антисептиком, правда?!) стрелой в тушку противника зайдёт ещё и немного этой самой земли с десантом голодных бактерий. Так что даже если он и переживёт само попадание — умрёт через недельку-другую от инфекций.

Ну, пока так. Может быть, напишу ещё про арбалеты, но это не точно. Всем «Мяу!» и до новых встреч.

В среду, 24 июля, депутаты Госдумы приняли в третьем чтении поправки в закон «Об оружии», которые позволяют россиянам использовать во время охоты луки со стрелами и арбалеты как холодное метательное оружие. Закон вступит в силу спустя 180 дней после его официального опубликования.

Какие правила в отношении луков и арбалетов действуют сейчас?

До принятия закона разрешительной системы лицензирования гражданского метательного оружия (кроме спортивного) не было, за исключением арбалетов и луков, предназначенных для иммобилизации и инъецирования (усыпления) животных. Охотники не могли иметь метательного оружия, даже обладая разрешением на огнестрельное. А луки, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, можно было использовать только «для занятий спортом при обязательном соблюдении требования об их хранении на спортивном объекте».


В действующих «Правилах Охоты» в пункте 53.6 говорится, что при осуществлении охоты запрещается «применение иного оружия, не отнесенного в установленном порядке к охотничьему оружию, за исключением луков и арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира».

Что изменится в связи с принятыми поправками?

Принятые парламентариями поправки выделяют луки и арбалеты в отдельный вид — стрелковое метательное оружие. Таковым, согласно п.3 ч.2 ст.3 закона, считается охотничье метательное стрелковое оружие, «не имеющее механизмов фиксации упругих элементов в напряженном состоянии (лук) и сила дуги которого составляет более 27 кгс либо имеющее механизм фиксации упругих элементов в напряженном состоянии (арбалет) и сила дуги (дуг) которого составляет более 43 кгс». Оружие, отвечающее таким характеристикам, можно будет использовать во время охоты.

Кто и как сможет купить лук и арбалет для охоты?

Приобрести лук и арбалет можно будет только по охотничьему билету и при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия. При этом технические характеристики охотничьего стрелкового оружия должны обеспечивать безопасные условия их применения для охотников и окружающих людей, а само оно должно конструктивно исключать возможность его скрытого ношения и оперативного использования. Носить с собой луки или арбалеты в целях самообороны будет запрещено.

При покупке охотничьего метательного стрелкового оружия гражданам РФ нужно будет предоставить справку об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и сдать тест на наркотики и психотропные вещества.


Нужно ли будет получать лицензию?

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, поправками предлагается закрепить безлицензионный порядок приобретения охотничьих луков с последующей регистрацией в Росгвардии в двухнедельный срок. Таким образом, приобретать такое оружие (не более пяти единиц) можно будет без лицензии, но его обязательно нужно регистрировать в Росгвардии в течение 14 дней.

Определенные модели луков и арбалетов считаются метательным оружием. Соответственно, их покупка и использование ограничиваются определенными рамками закона. Запрет, в первую очередь, определяется силой натяжения. Для арбалета разрешенным считается натяжение, которое составляет 43 кгс, а для лука — 27 кгс. Если сила натяжения не превышает указанные параметры, то такие устройства может приобрести любой совершеннолетний по охотничьему билету и при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия. Луки с силой натяжения свыше 27 кгс и арбалеты, в которых сила натяжения плеч составляет от 43 кгс, попадают под действие «Закона об оружии». Их покупка, хранение и применение сопровождаются обязательным лицензированием.

Всегда считал так, что, когда наука изолирована от народа, это плохо. Плохо, когда человек пишет так, что даже специалист и тот своего коллегу понимает с трудом. Плохо, когда есть наука для специалистов и неспециалистов. И, напротив, хорошо, когда самые последние достижения специалистов становятся доступными для всех. Собственно, именно так эта статья и появилась. Первоначально это была публикация в одном весьма узком международном научном издании, которое, кроме специалистов историков и культурологов никто и не читает. Но содержание ее представляется настолько интересным, что статья была несколько адаптирована под ВО с тем, чтобы с ней познакомились и те, кому просто интересна современная военная история. Итак… начнем с того, что отметим великое множество существующих сегодня приемов типологизации культур: воистину, сколько людей, столько и мнений, и почему так, понятно. Уж очень это явление многообразное, а раз так, то и критерии для выделения разных типов культур могут быть самими различными. Это и этнографические критерии, в качестве которых могут выступать быт, хозяйственный уклад, язык и обычаи. Пространственно-географические, в основе которых лежат самые различные региональные типологии культур: западноевропейская, африканская, сибирская и т.д. Хронологическо-временные, обусловленные временем существования той или иной культуры («культура каменного века», «культура бронзового века», культура эпохи Возрождения, постмодерн). Ну, а кто-то пытается обобщать разрозненные характеристики той или иной культуры в виде самой обобщенной типологии культур по линиям «Восток – Запад», «Север – Юг».

При этом, точно так же, как и в случае с «принципом Парето», одна и та же культура, в зависимости от точки зрения исследователя, может быть включена то в один тип культуры, то в другой. Как известно, В.И. Ленин выделял типы буржуазной и пролетарской культуры, положив в основу этой типизации классовый признак. Но разве в пролетарской культуре не было элементов культуры буржуазной, и разве практически все жители России того времени не были православными (не считая инородцев, конечно), то есть принадлежали к одной, православной культуре?


Древние фрески Тассилин-Аджер, изображающие лучников.

То есть понятно, что существует множество типологий культур, и среди них каких только их видов и разновидностей культурологами не придумано. В рамках историко-этнографической типологизации это антропологическая, хозяйственно-бытовая и этнолингвистическая. А они, в свою очередь, подразделяются на многочисленные подвиды. Есть также и культурологические модели ряда известных ученых, о которых сказано уже слишком много, чтобы повторять их еще раз. Это типологии Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, Ф. Ницше, П. Сорокина и К. Ясперса. То есть то, что современные студенты, как «технари», так и «гуманитарии», пытаются с трудом изучить, а, главное, понять и запомнить в рамках вузовского курса «Культурологии». Однако удивительно, что ни Ф. Ницше с его дионисийско-аполлонической дихотомией, ни К. Ясперс с четырьмя гетерогенными периодами истории [1] не смогли заметить еще один очень важный типологический фактор развития человеческого общества, а именно: его разделения уже в древнейшие времена на народы лукофилы и народы лукофобы. Причем и те, и другие породили свои собственные цивилизации, развивавшиеся на просторах сразу двух материков – Евразии и Африки.

К вопросу о новой типологии культур: лукофилы и лукофобы (часть первая)

Деревянный лук и стрелы айнов, живущих на острове Хоккайдо.

Здесь важно отметить те преференции, которые имеет данное деление культуры перед другими, поскольку какие-то признаки, естественно, более значимы, чем другие. Начнем с того, что отметим: согласно последним находкам археологов, в Испании лук и стрелы применялись уже в эпоху палеолита. В Сахаре изображения охотников с луком и стрелами относятся к эпохе, когда Сахара «цвела», и точно такие изображения встречаются нам на скалах у Онежского озера и на Алтае, а в Альпах стрелой из лука был убит знаменитый Отци – воин и кузнец медно-каменного века [2]. То есть когда-то лук был распространен повсеместно, использовался очень широко, и отношение к нему, как к оружию для охоты и войны, было везде одинаковым.


Рельеф из погребального храма Рамсеса III в Мединет-Абу в Верхнем Египте, изображающий морской бой с «народами моря». Современная обработка в цвете. Обратите внимание, что перед вами морское сражение, однако воины пользуются исключительно луком!

Но затем где-то в районе Центральной Азии случилось что-то такое, что у какого-то народа вызвало, скажем так, неоднозначное отношение к луку! На это очень важное обстоятельство вслед за другими обратил внимание и британский историк Т. Ньюарк в своей статье «Почему рыцари никогда не использовали луки», опубликованной в журнале «Милитари иллюстрейтид» в 1995 году. На сегодня это едва ли не самый важный вопрос, связанный с генезисом защитного и наступательного вооружения конных воинов, как в европейской части Евразии, а, следовательно, и всей ее военной культурой и – вряд ли это будет преувеличением, – культурой вообще!

Он отмечает, что в средние века самым эффективным оружием были лук и стрела, особенно композитный лук, из которого стреляли со спины лошади. Величайшими конными лучниками средних веков были, конечно, гунны, монголы и турки. Их имена воскрешают в памяти страшные образы мчащихся конных воинов, ускользающих от атаки, имитирующих отступление только для того, чтобы обернуться в седлах и спустить с тетивы смертельный град стрел. Но, несмотря на повторяющиеся поражения от рук этих восточных орд, военная эффективность таких конных лучников никогда не использовалась военной элитой Западной Европы. Рыцари никогда не использовали лук и стрелы. Почему?

«В течение всего Средневековья рыцари верили, что убивать противника стрелой из лука подло, и не делает чести хорошему воину. Истинное рыцарское благородство достается победителю в смертельной схватке один на один с копьем, мечом или булавой. Использование лука и стрел было оставлено для людей, стоящих ниже по своему социальному статусу, которые не могли сражаться так же смело или храбро, как их господа. Именно поэтому в лучники набирали крестьян, которые не могли купить себе лошадь, даже если их материальное благополучие и позволяло им это сделать; поэтому в основной своей массе европейские лучники были пешими, и только социальный и культурный снобизм не позволил конным лучникам стать характерной частью войны в Европе.

Когда Запад встречался с Востоком, на полях Западной Европы или же вдоль побережья Святой Земли, западные рыцари все еще оказывались на равных с восточными конными лучниками, но лишь до тех тор, пока они не применяли лук. Принцип честного боя – боя один на один, равное оружие – не предполагал владение луком у рыцаря. Именно неверные изменили законы боя, так почему же рыцари остались на прежнем уровне? По-видимому, поражение с достоинством выглядело лучше, чем нечестная победа. Но корни этого аристократического предрассудка лежат не в рыцарском кодексе Средневековья, подобное наблюдалось и в древних германских военных обычаях.


«Бессмертные» - личная гвардия царя Дария. Фриз из дворца Дария в Сузах. Хранится в Лувре.

Во время осады Рима остготами в 537 году греческий историк Прокопий документально зафиксировал, как уязвимы были германские варвары перед конными лучниками. Чтобы прорвать осаду, Беллисарий, византийско-римский полководец, послал несколько сотен конников, чтобы измотать готов. Им были даны четкие инструкции – не вступать с германцами в ближний бой, использовать только свои луки. Как было приказано, византийцы избегали свирепых атак готов, взбирались на холм и осыпали отряды врага градом стрел. Как только кончался запас стрел, они быстро укрывались за городскими стенами, преследуемые разозленными варварами. Эти рейды оказывались настолько успешными, что Беллисарий применял такую тактику несколько раз с большими потерями для готов. Если верить словам Прокопия, а он являлся бесспорным свидетелем осады Рима, потери готов были огромны, и указывает на то, что у готов конных лучников не было, а у византийцев они были. И это далеко не единственный такой случай.

Когда готы были окружены византийским полководцем Нарзесом в 552 году в аппенинской деревушке Тагинай, Прокопий был снова удивлен тем, что ни у кого из варваров не было лука. Он объяснял это тем, что их вождь приказал своим воинам не использовать никакого оружия кроме своих копий по какой-то мистической причине.


Восточно-римская мозаика с изображением воинов эпохи заката Империи. Обратите внимание на очень большие щиты, которыми нужно было защищаться от стрел аваров, славян и арабов.

Что бы ни являлось причиной, германские воины были убиты стрелами византийских лучников, как конных, так и пеших. Но была ли подобная катастрофическая военная политика широко распространена?

Археологические и литературные доказательства утверждают, что конные лучники были очень редки в германских варварских армиях Западной и Центральной Европы. Конная свита германских «военных лордов» пользовалась только мечом и копьем, а основная часть сражалась пешей на копьях. Некоторые из воинов-варваров, в частности, готы, жили в Восточной Европе много веков, но, несмотря на близкий контакт с конными лучниками таких народов, как гунны и сарматы, не видели надобности использовать лук у себя. Причина, по которой древние германцы не любили лук, была та же, что и у рыцарей. Стрельба из лука считалась нечестной!

Фанатизм, с которым так отрицали лук, был присущ всей Германской Европе. Римляне и византийцы не имели проблем с размещением большого числа лучников в своих армиях, были ли это иностранные наемники или императорские отряды – все они имели мощный композитный лук. На Востоке профессиональные воины считали необходимым и достойным мастерски владеть конной стрельбой из лука. Красиво украшенные луки дарили отличившимся благородным воинам. Восточные владыки имели позолоченный лук как знак власти. На Западе не было украшенных луков. Профессиональный воин-всадник или рыцарь касался лука только тогда, когда он использовал его на охоте или же в спорте.


Наконечники стрел из Метрополитен-музея в Нью-Йорке.

С исчезновением средиземноморской римской империи и политическим возвышением германской аристократии, эта мода становится широко распространенной, несмотря на все восточные уроки, извлеченные римлянами и византийцами. С этой точки зрения удивляет одно: как германцы вообще отвоевали себе место под солнцем? Ответ на этот вопрос заключается в том, что стремительная атака в ближнем бою сводила на нет любые преимущества конных лучников по сравнению с германскими всадниками. В дополнение к этой стратегии, экономическим и политическим факторам, триумф варваров не так уж и трудно понять. Тем не менее, в последующую тысячу лет необъяснимое отвращение западных всадников к луку очень дорого обошлось им в Испании и Святой Земле, где крестоносцы сильно страдали от молниеносных атак сарацинских конных лучников. Когда монголы завоевывали Европу, западное рыцарство показало себя неэффективным. Тогда только смерть великого хана спасла Европу от последующего присоединения к Восточной Империи.


Очень интересный надгробный камень, который находится у нас в России во дворе археологического музея в городе Темрюк. Надпись под рельефом гласит: «Царица Динамия (поставила изображение) Матиана, (сына) Заидара, памяти ради». Вероятно, она сама же и составила текст этой эпитафии, и сама же распорядилась и изготовить надгробный памятник начальнику отряда своих телохранителей. Поскольку Динамия (60 г. до н. э. – 12 г. до н. э.) была царицей Боспорского царства, то очевидно, что в то время в ее войске были всадники, ездившие на конях без стремян, но пользовавшиеся длинными копьями и, вдобавок, при этом не расстающиеся с луками, которые у них хранились в кожаном налучье со спущенной тетивой. (Фото автора)

имиджмейкер за работой

Поведение человека, его одежда и образ — первое на что обращают внимание другие люди. С помощью внешнего вида можно наладить новые знакомства, особенно в бизнес-кругах.

Созданием привлекательного образа занимаются стилисты, знающие как нужно правильно подавать себя другим. Стилист — это тот, кто формирует образ человека.

Стилист — кто это и чем он занимается?

стилист кто это

В общем смысле стилисты — это люди, которые помогают сформировать индивидуальный образ клиента. В первую очередь они подбирают гардероб, который бы выгодно подчеркивал характер и индивидуальность человека. Со стороны кажется, будто стилисты просто ищут нужную одежду, но на имидж влияет все: прическа, макияж, украшения и аксессуары. Всё должно гармонично сочетаться между собой.

Стилист — это тот, кто создает определенный образ для каждой ситуации, например, деловой встречи или поездки на пикник. Немалую роль играет и просветительская работа. Специалист дает советы по моде, консультирует и рассказывает клиенту о последних трендах мира моды.

Стилист – слишком общий термин. В этой профессии есть следующие специализации:

  • Имиджмейкеры – работают по контракту со звездами шоу-бизнеса, политиками и прочими публичными персонами. Разрабатывают их имидж индивидуально; ⠀
  • Парикмахеры-стилисты – занимаются созданием прически. В отличие от обычных парикмахеров, они подбирают нужную стрижку индивидуально и дают консультации по уходу за ней; ⠀
  • Стилисты-визажисты – занимаются созданием модного макияжа, готовят к фотосессиям моделей, гримируют телезвезд, ведущих и артистов перед концертами; ⠀
  • Свадебные стилисты – подбирают нужный наряд и создают образ для невесты и жениха на свадьбе.

Лучшие стилисты работают в индустрии моды, со звездами шоу-бизнеса, в различных модельных агентствах. У этих профессионалов есть опыт, авторитет и нужные связи для работы. Иногда стилисты сами разрабатывают одежду и модные аксессуары, становясь модельерами. Постигать эту профессию приходится долгие годы.

Более распространенная категория – это свадебные стилисты, которые подбирают наряды под торжество. В отдельных случаях они подбирают наряды и для гостей праздника.

Часто основными клиентами специалистов по стилю становятся женщины. Но услуги стилиста требуются и мужчинам, даже если это просто советы по внешнему виду и уходу за собой.

Качества хорошего стилиста

Работа стилиста тонкая и индивидуальная. Личного подхода требует и обсуждение образа с клиентом. Хороший стилист всегда авторитетен, но при этом ненавязчив. Профессионал может с первого взгляда определить недостатки в облике заказчика и дать ему дельный совет. Ключевые качества специалиста сводятся к нескольким обязательным пунктам:

  1. пристально следить за модой и быть в курсе модных трендов;
  2. знать методы фотосъемок, подбирать образ под освещение, интерьеры и т. д.;
  3. уметь работать с моделями, портными и фотографами;
  4. учитывать вкусы заказчика, но давать уместные советы;
  5. иметь в запасе портфолио успешных образов.

Но ключевые качества стилиста – это врожденные умения. Чувство стиля, умение подбирать цвета и стремление к гармонии. Хороший стилист, во-первых, сам выглядит модно и безукоризненно, во-вторых, прекрасно понимает, как добиться того же для любого своего клиента.

Услуги стилиста требуются не только публичным персонам. Умение правильно подать себя в обществе – залог успешности для любого человека вне зависимости от пола и профессии.

Вузы и курсы для обучения стилистов

курсы обучения стилистов

Так как основная сфера работы стилиста – это индустрия моды, то учат по этой профессии в вузах, связанных с дизайном и легкой промышленностью. Но общей специальности, связанной со стилем, нет ни в одном вузе или колледже.

Чаще учебные учреждения предлагают пройти курсы по парикмахерскому искусству и макияжу.

Более распространены специальные курсы для обучения стилистов. Обучение строится по определенной программе: теория (включая историю и теорию моды) и практика по созданию образов и цветовых композиций.

На курсах стилистов обучают многим вещам, но эта профессия отличается тем, что учиться нужно практически всю жизнь. Специалист всегда в курсе последних модных тенденций, расширяет свой кругозор, регулярно посещает мастер-классы и тренинги.

Сколько зарабатывают стилисты

Стилисты-имиджмейкеры требуются в крупных городах, например, в Москве и Санкт-Петербурге, где сосредоточены практически все популярные модельные агентства, модные бутики и шоурумы в стране.

Главная сложность в работе стилиста – невозможность трудоустроиться без опыта. В салоны красоты их берут на конкурсной основе, а в модные бутики требуется портфолио и опыт работы в индустрии моды от трех лет.

По данным интернет-сервисов по поиску сотрудников, специалисты могут рассчитывать на следующую зарплату:

  • Минимальная заработная плата стилиста — от 15 тысяч рублей.
  • Максимальная зарплата стилиста составляет более 500 тысяч рублей.

В этой профессии нет максимального уровня заработка, так как он зависит не только от умений специалиста, но и от популярности и качества работы. Часто уровень зарплаты специалистов по созданию имиджа обговаривается индивидуально.

Известные стилисты мира и России

известные стилисты

Популярные актеры, певцы и даже спортсмены прибегают к услугам профессиональных стилистов. С их помощью поддерживается образ, который создает определенное отношение к человеку.

Среди известных зарубежных стилистов можно выделить:

  • Крис Макмиллан. С 2006 года этот стилист создает образы для Дженифер Энистон (сериал «Друзья»), Майли Сайрус, Энн Хэтуэй и других.
  • Пьер Карден. Создает одежду, соединяющую классику и авангард. ⠀
  • Джанни Версаче. Начал свою карьеру с помощника модельеров. Затем создал свой бренд одежды, который известен всему миру. ⠀
  • Карин Ройтфельд. Была стилистом журнала «Vogue», потом создала собственный бренд одежды. Славится своим эстетическим чувством.⠀ ⠀
  • Урсула Стефан. Стала популярна как личный стилист певицы Рианны. Экспериментирует с образами и создает неожиданные решения.

В каждой стране есть стилисты, которые смогли создать свой стиль и стать успешными.

Известные стилисты России:

  • Влад Лисовец. Популярный российский имиджмейкер, который создал образы для группы «Блестящие», певицы Аниты Цой и других.
  • Валентин Юдашкин. Известен тем, что одна из его работ выставлена в Лувре, также участвовал в разработке новой одежды для армии России.
  • Александр Тодчук. Стаж его работы — более 30 лет. Работал даже с зарубежными знаменитостями. Придумал собственную технику стрижки.

Известный стилист — это тот, кто вводит в моду новые правила, влияет на стиль и культуру.

Мне нравится оружие, поэтому в декабре 2017 года я пошла в тир учиться стрелять.

В комплексный тур по тиру входила стрельба из пневматической винтовки, пистолета, арбалета и лука, а еще лазерный тир и метание ножей. Я ожидала, что влюблюсь в пневматику, но лук оказался интереснее. Через неделю я записалась на часовое занятие с тренером.

С тех пор прошло больше года. Я продолжаю заниматься стрельбой из лука, купила свой лук со всем оборудованием и планирую поехать на лучные соревнования. В этой статье я расскажу, как проходят тренировки и сколько денег нужно, чтобы научиться попадать по мишеням.

Какие бывают луки

Три основных вида луков — традиционный, классический и блочный. В тире дают пострелять из любого.

Традиционный лук, он же «традиция». Это деревянный лук из исторических фильмов — дуга из палки с тетивой. Никакого дополнительного оборудования вроде прицела и стабилизатора на такой лук не вешают. Стреляют из него интуитивно, без прицела.

Полочка для стрелы у традиционного лука мелкая, поэтому оперение при выстреле задевает ее или руку лучника. Спасает натуральное оперение — из традиции стреляют только с ним. В отличие от резиновых перьев, натуральные хорошо гнутся, поэтому при столкновении с полкой или рукой не портят выстрел и не травмируют лучника.

Традиционные луки могут быть рекурсивными. Это не другой вид лука, просто другой тип конструкции. Узнать и отличить рекурсивный лук можно по изгибу плеч наружу. Рекурсивность добавляет луку мощности при том же размере. Чем мощнее лук, тем быстрее и дальше летят стрелы — но и сил тратится больше.

Классический лук. Его также называют олимпийским, потому что из таких луков стреляют на Олимпийских играх. Классический лук стреляет точнее, чем традиционный. На него можно повесить прицел и стабилизаторы, с которыми проще попадать в мишень.

Все классические луки — рекурсивные. А еще они разборные: состоят из рукоятки и двух плеч. Части лука хранят отдельно, а собирают только перед стрельбой. С классических луков после тренировки обязательно снимают тетиву: постоянное натяжение для лука вредно.

Блочный лук. Это навороченная снайперская винтовка среди луков. Блочные луки — самые точные, быстрые и технически сложные из существующих.

Главный отличительный признак блочного лука — два колеса на концах плеч и перекрещенные тросы. Колеса называются блоками, или эксцентриками. Система блоков уменьшает усилие, которое нужно для удержания лука в растяжке. Она помогает лучнику спокойно прицелиться и выстрелить.

В традиционных и классических луках лучник сгибает плечи лука, когда натягивает тетиву. Выстрел происходит в момент распрямления плеч. Из этих видов лука приходится целиться с максимальным напряжением, это физически тяжело. Из блочного лука целиться и стрелять комфортнее: часть усилий берет на себя техника.

Выстрел из блочного лука также происходит при распрямлении плеч, но работает сам лук сложнее. Каждый блок состоит из двух камер: большой, на которой лежит тетива, и малой, по которой движется трос. Когда лучник растягивает лук, блоки поворачиваются, тросы наматываются на внутреннюю камеру и сжимают плечи, накапливая энергию для выстрела. При растяжении усилие на тетиве постепенно нарастает, а затем резко падает — при этом большая часть нагрузки переходит на тросы. Момент, когда напряжение падает, называется сбросом.

я потратила на свой лук

Это очень упрощенное описание того, как работает блочный лук. Подробнее об этом можно почитать в англоязычном блоге лучного магазина.

Все три вида луков подходят для развлечения, спорта и охоты. Но впечатления и техника стрельбы различаются. Понять разницу можно, только постреляв из разных луков.

В тире я тренировалась на прокатном оборудовании: первые две недели стреляла из классического лука, потом захотела попробовать блочный. Из лучной галереи в тот день я уходила с чувством, что нашла свое.

Мишени для стрельбы из лука

Спортсмены-лучники стреляют по специальным мишеням, которые крепятся на щитах. Размеры и внешний вид мишеней зависят от вида лука и дистанции, но принцип у всех один: надо попасть как можно ближе к центру.

За попадание во внутреннее кольцо лучник получает 10 очков, поэтому его называют «десятка». Чем дальше от центра мишени кольцо, тем меньше очков дают за попадание. Внешнее кольцо дает 1 очко. Если не попал в мишень, ничего не получишь. Это называют попаданием в молоко.

Полосы, разделяющие зоны мишени, называют габаритами. Попадание в габарит трактуют в пользу лучника. Например, если стрела попала в габарит между 9 и 10 очками, лучнику засчитывается 10.

Спортивные дистанции по стрельбе из лука в помещении — 18, 30 и 50 метров до мишени. В соревнованиях на открытом воздухе дистанции начинаются с 30 метров. Женщины стреляют на 30, 50, 60 и 70 метров, мужчины — на 30, 50, 70 и 90. Олимпийская дистанция — 70 метров до мишени.

Самые распространенные соревнования — это стрельба по мишеням Всемирной федерации стрельбы из лука: на 18 метров в помещении, 50 метров на воздухе для блочных луков и 70 метров на воздухе для классических.

Сколько сил тратит лучник

Со стороны может показаться, что стрельба из лука — ненапряжное дело. Кладешь стрелу, растягиваешься, стреляешь. Конечно, все не так.

Одна из главных характеристик лука — сила натяжения. Ее измеряют в килограмм-силах или в фунт-силах, которые все обычно называют просто фунтами. Сила натяжения показывает, какую силу необходимо приложить, чтобы растянуть традиционный или классический лук на расстояние в 28 дюймов. В блочных луках сила натяжения показывает, какую пиковую силу нужно будет протянуть при растяжке. В законах и сертификатах на оружие в России ставят килограмм-силы, а лучники между собой меряются фунтами.

Вот немного физики: одна килограмм-сила равна весу предмета массой в 1 кг. Один фунт равен 0,45 килограмма. Спортсмены обычно стреляют из луков с силой натяжения от 40 до 60 фунтов — это от 18 до 27 кгс. Получается, что при каждом выстреле лучник поднимает двумя руками большой арбуз.

От натяжения и удержания тетивы устаешь. После часовой тренировки я хочу есть так, словно меня не кормили сутки.

Как проходят тренировки в тире

Чтобы начать стрелять из лука в тире, нужно просто прийти туда. Сразу покупать свое оборудование нет необходимости: знакомиться со спортом можно на прокатном.

Я стреляю из блочного лука в помещении на дистанции 18 метров. Я ленивый лучник и хожу на часовую тренировку раз, максимум два раза в неделю. Профессиональные спортсмены тренируются по 3—6 часов в день.

При стрельбе из лука работают трицепсы, бицепсы, мышцы спины, груди, косые мышцы живота и пресс. Моя осанка офисного работника за девять месяцев тренировок исправилась, а еще я без труда теперь могу открывать банки с металлическими крышками. Мышцы ног без нагрузки тоже не остаются: при правильной стойке работают мышцы бедер, ягодиц и икроножные.

Стрельба из лука не очень травмоопасна. Травмируются чаще всего связки и суставы рук — из-за слишком тугого лука, неправильной техники стрельбы или несоблюдения правил безопасности. Первые два месяца тренировок у меня постоянно болели руки и спина, с непривычки забивались связки. Однажды я пять дней не могла нормально поднять руку, настолько болело плечо. Это все происходило потому, что организм не привык к нагрузке. Сейчас я уже привыкла и сильной боли после тренировки не чувствую.

Разминка до и после тренировки. Чтобы не получить травму, я делаю небольшой комплекс упражнений до тренировки. В интернете можно найти специальные разминки для лучников, обычно в них входят простые упражнения для шеи и рук. Они готовят мышцы и связки к предстоящей нагрузке.

Знакомая врач посоветовала после каждой тренировки разминать связки с помощью теннисного мячика. Нужно зажать мячик между плечом и стеной и поводить им туда-сюда по поверхности плеча. Это действительно помогает: на следующий день мышцы и связки почти не болят.

Тренировка. После разминки начинается сама тренировка. В мои тренировки в основном входит методичная стрельба: отстреляла серию из трех стрел, вытащила стрелы из щита, снова стреляю. Если устаю, делаю небольшой перерыв, чтобы не перегрузить мышцы: когда они устают, сложнее соблюдать технику стрельбы, а без нее нет стабильных результатов. А весь смысл спортивной стрельбы из лука в том, чтобы каждый раз делать одинаковые движения и получать постоянный результат.

Лучникам-новичкам важнее думать о технике стрельбы, а не о попадании в десятку, поэтому им дают мишень большего размера. Первые полгода я тренировалась на мишени диаметром 40 сантиметров вместо 20 — так проще учиться. Попал в такую мишень и не напутал в технике — молодец.

Иногда мишень и вовсе вешают на щит белой стороной, чтобы ничто не отвлекало от физической стороны тренировки. Тренировки с большой мишенью или белым листом помогают избежать target panic — психологического состояния, когда при прицеливании лучник начинает излишне переживать о попадании и портит выстрел.

Кроме стрельбы есть еще упражнения на удержание: это когда растягиваешь лук, целишься, держишь лук в растяжке какое-то время — и откладываешься, то есть складываешь лук без выстрела. У лучников-профессионалов в тренировки также входит стрельба на выносливость и общая физическая подготовка.

Через шесть месяцев я перешла на тройную мишень, стандартную для дистанции 18 метров. Каждый выстрел по ней делают в отдельную мишень: верхнюю, среднюю и нижнюю. Дважды стрелять в одну мишень нельзя: можно сломать стрелу.

В фильмах показывают, что попадание стрелой в стрелу — это вершина лучного мастерства. Для спортсмена с блочным луком сделать два выстрела, после которых стрела прилетит в одну точку, не проблема. Сложнее настрелять 30 очков, не разбив стрел. Современные луки очень точные и в руках профессионалов показывают постоянный результат.

Спортсмен Майк Шлоссер, который стреляет из блочного лука, на дистанции 18 метров настрелял 597 очков из 600 возможных за 60 выстрелов — это очень много

При переходе на тройную мишень мне казалось, что я не буду попадать ни во что. Оказалось, что я зря переживала. Конечно, до профессионалов мне далеко, но и за пределы цветных кругов меня не выносит. Сейчас я привыкаю к новому луку, поэтому о каких-то результатах судить сложно.

Я сталкивалась с мнением, что стрельба из лука — скучное занятие, потому что надо делать одно и то же. Но я нахожу его успокаивающим и медитативным. Нужно следить за всем своим телом, за дыханием и психологическим настроем, поэтому тренировки очищают голову и учат концентрироваться.

По поводу настроя у лучников есть шутка: «Что такое 28? Это 10, 10, 8». Если вы в серии дважды попали по десяткам, не время расслабляться: на третьем выстреле можно запороть результат.

Тренировки дома

Поскольку в тир я приезжаю нечасто, я дополнительно занимаюсь дома. Пострелять там, конечно, не получается. Каждый день я занимаюсь по 15 минут — повторяю упражнения на разные группы мышц из ролика с тренировкой лучников на Ютубе. После трех месяцев таких занятий меня хватает в тире на 45 минут. После них я все равно устаю.

По-хорошему, мне надо заниматься больше и чаще, потому что пока физической силы ощутимо не хватает. Я планирую получить звание кандидата в мастера спорта на дистанции 18 метров. Для этого женщинам по единой всероссийской спортивной классификации нужно настрелять на соревнованиях 525 очков за 60 выстрелов — это 20 серий по три выстрела.

Пока 20 серий для меня много: мышцы устают, техника хромает и я начинаю промахиваться.

Сколько стоят тренировки

Стрельбой я занимаюсь с декабря 2017 года. Индивидуальных тренировок в моем тире нет — получается, что я арендую одну из пяти дорожек и время инструктора.

Я занимаюсь в тире «Лабиринт». Часовое занятие с тренером на прокатном оборудовании стоит 1500 рублей. Я потратила 45 000 рублей за девять месяцев тренировок — столько мне понадобилось, чтобы научиться попадать преимущественно в желтый сектор мишени. До уровня профессиональных спортсменов мне пока далеко.

я потратила на тренировки за девять месяцев

После покупки лука тренировки обходятся мне дешевле: час стрельбы со своим оборудованием стоит 1100 рублей. В месяц трачу 5500 рублей.

Цены и условия в разных тирах различаются. Занятия длятся 60 или 90 минут, каждое стоит от 1100 до 1600 рублей. Цены на индивидуальные занятия с тренером — от 1600 до 2400 рублей. В некоторых клубах также можно платить за количество выстрелов. Например, в клубе «Варяг» 10 выстрелов обойдутся в 250 рублей.

Стрелять со своим оборудованием и без тренера дешевле всего: примерно 500—600 рублей за час.

Дети в Москве и Петербурге могут заниматься стрельбой бесплатно. Как с этим в других городах России — не знаю. Найти бесплатные школы можно в интернете по запросу «ДЮСШ стрельба из лука» и названию города. ДЮСШ — это детско-юношеская спортивная школа. Можно искать и СДЮСШОР — специализированную детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва.

Что дальше: соревнования

Следующей зимой я планирую покататься по соревнованиям. Они делятся по возрасту — на детские и взрослые. Делятся по рангу: первенства города, области, страны, Европы и мира. Обычно соревнуются в следующих классах: женщины — классический лук, женщины — блочный лук, мужчины — классический лук, мужчины — блочный лук.

Бывают еще небольшие клубные соревнования. Я, скорее всего, начну с них. Я не жду высоких результатов, но мне хочется получить этот опыт. Насколько я знаю, на таких соревнованиях нет денежных взносов за участие, но нет и призового фонда.

Из моего тира на соревнования мало кто ездит, кроме тренера: у всех работа и другие дела. Я же считаю, что дух соперничества пойдет на пользу моей мотивации. Тренер частенько рассказывает, насколько на соревнованиях сложнее стрелять из-за адреналина, эмоций и шума. Мне интересно попробовать.

Чтобы развиваться в спорте и поехать на соревнования, нужен свой лук. Я решилась на покупку через девять месяцев после начала тренировок и потратила на все необходимое оборудование 139 000 Р . На что именно ушли деньги, расскажу в следующей статье.

Читайте также: