Почему профессию медицинского работника принято считать лингвоактивной

Опубликовано: 03.10.2024

Петрова Алена Николаевна

Данная статья посвящена вопросу особенностям обучения студентов теме "Стилистика". В ней предлагаются новые виды работ по теме, позволяющие заинтересовать учащихся.

ВложениеРазмер
rechevaya_kultura_meditsinskoy_sestry.docx 19.07 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ:

С дисциплиной «Русский язык и культура речи» наши студенты знакомятся на 2-ом курсе для специальности «Сестринское дело» и на 3-ем для «Лечебного дела». И, знаете, наши студенты, когда видят в расписании 2-ого и 3-его курса предмет «Русский язык», очень удивляются, я бы даже сказала, возмущаются… «Почему? Зачем нам русский. Мы же уже закончили изучение общеобразовательных дисциплин. »

Профессия медицинского работника – лингвоактивная профессия. На необходимость совершенствования языка, речи посредством целенаправленного обучения указывали ещё великие мудрецы Древней Греции и Рима. Таланту целебного слова врача придавали огромное значение с глубокой древности. Академик А.Ф. Билибин писал, что решающим качеством работы является культура собственной личности медицинского работника.

Согласно положениям сестринской деонтологии, являющейся частью сестринской этики и рассматривающей культуру поведения медицинского работника, культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть грамотной , четкой, негромкой, эмоциональной, отличаться вежливостью. Если же медицинский работник не соблюдает нормы литературной речи, то его эффективность взаимодействия с пациентом будет нарушена (пациент может не проникнуться доверием, отгородиться).

Позвольте вспомнить, что же такое культура речи.

Культура речи – соблюдение в речи сложившихся в обществе норм: литературного языка, норм речевого поведения, этикета; норм, связанных с умением достигать наибольшей эффективности своей речи; норм, связанных с умением переключаться с одной сферы общения на другую, учитывать то, кому адресована речь и кто при этом присутствует, в каких условиях, в какой обстановке и с какой целью ведется речь.

Речевая культура человека – это отношение человека к знаниям о языке (и знаниям вообще), стремление (или его отсутствие) к их расширению, умение (или неумение) полученными знаниями пользоваться.

Лингвистами выделено несколько типов речевой культуры человека:

1. Обиходный (эту группу составляют люди узких и, как правило, мелких интересов, вынесшие из школы мало знаний и, по сути, не умеющие по-настоящему пользоваться литературным языком. С детства, освоив обыденно-бытовую литературную речь, они так и умеют пользоваться только ею. Но это еще не весь язык! Они могут быть душой дружеской компании, где все понимают друг друга с полуслова, но фактически не могут выстроить монолог – рассказать о чем-то без постоянных подсказок и наводящих вопросов слушателей. Им трудно что-либо написать, тем более целесообразно варьировать свою речь в зависимости от обстановки. В их разговорной речи может не быть ни одной ошибки (чаще они есть), но, например, функциональные разновидности (функциональные стили) литературного языка для них не только недоступны, они могут даже не подозревать об их существовании).

2. Среднелитературный (знаний, и умений у носителей этого типа речевой культуры больше, чем у носителей обиходного. Следствием этого является неслучайность в их речи большого количества ошибок всех видов. Ярким признаком такой речи является произношение шОфер, квАртал, средствА , употребление «престижных» (с их точки зрения) иностранных слов не в соответствии с их значением ( катаклизм об автоаварии, артефакт о загадочном, часто природном образовании) и с ошибками в произношении ( компроме Н тировать, инци Н дент, преце Н дент ). Но главный критерий отнесения человека к среднелитературному типу – его «самоуверенная безграмотность»: носители этого типа не сомневаются в своих знаниях, уверены в правильности своей речи, никогда не проверяют себя по словарям и даже «поправляют» специалистов. Такая самоуверенность мешает носителям среднелитературного типа повышать свои знания и умения, усваивать правильное произношение и употребление слов, правильно строить предложения.

3. Неполнофункциональный (не максимально возможная полнота знаний приводит к неполноте умений: носители неполнофункционального типа умеют пользоваться не всеми функциональными стилями, но четко разграничивают в зависимости от обстановки и своей профессии два-три стиля, пользуясь не только разговорной речью, но и деловым или научным, художественным или публицистическим)

4. Полнофункциональный (человек этой группы говорит и пишет, максимально полно и целесообразно используя возможности языка (а русский язык – один из богатейших!), в зависимости от ситуации и адресата речи свободно переходя от одного стиля к другому, всегда соблюдает все виды норм культуры речи.)

В каждом из 4-х типов речевой культуры человека особое внимание уделяется умению использовать все, имеющиеся в русском языке, функциональные типы речи.

Современные студенты могут ответить на вопрос, касающийся теоретической части стилистики «Сколько функциональных стилей в русском языке?» Они безошибочно указывают их количество и даже перечисляют, но на вопрос: «А какой стиль вы используете во всех сферах своей деятельности?», честно признают лидерство разговорной речи. Поэтому особое внимание в курсе «Русский язык и культура речи» мы уделяем стилистике: характеристике каждого из стилей речи, их особенностям, сфере применения. А чтобы студенты могли прочувствовать уникальность каждого стиля, я предлагаю следующие задания:

1. Для освоения на практике научного стиля, помимо обычных заданий вроде написания докладов, рефератов я предлагаю создать описание болезни, не встречающейся в природе. В рамках данного задания учащиеся должны придумать болезнь, составить её грамотное описание (этиологию, патогенез, клиническую картину, диагностику, лечение).

Как показала практика, выполнение подобного задания не вызывает ничего кроме положительных эмоций. Студенты дают волю фантазии в таком, казалось бы, не очень увлекательном деле.

Вот лишь ряд болезней, изобретённых учащимися: пиктидоз, адипиоз, серо-буро-малиновый сновидит, засыпайка, долумит, парапрогулизм, лингвалит, остеобронхома, болезнь «жадины-говядины», сенсодисплатический синдром, догопневмоз, болезнь «разбитого сердца» и другие.

2. Для отработки публицистического стиля, помимо написания статей, лозунгов, студентам предлагается создать рекламу несуществующего продукта. И вашему вниманию предлагаются: ручка Старт, хозяйственный кот, найденыш 475, антизасыпайка, плаксивин и многие другие.

3. Художественный стиль студенты представляют творческими работами: стихотворениями, рассказами, очерками.

4. Особенности официально-делового стиля студенты отрабатывают, создавая пакеты документов и инсценируя ситуации делового общения (пациент-медицинский работник).

5. Особенности разговорного стиля студенты демонстрируют, составляя письма.

Хочется верить, что подобные формы работы позволяют студентам лучше прочувствовать каждый из стилей, их особенности, сферы применения. И, когда наши студенты завершат своё обучение, навыки, приобретённые на дисциплине «Культура речи» помогут избежать стилистических ошибок.

Речь медицинского работника как показатель личностной культуры….

Специфика профессионального общения медицинского работника как важнейшая составляющая ее профессиональной деятельности…………

Правила общения с пожилым человеком…………… ………… ..…………..

Полезно воспользоваться следующими рекомендациями, относящимися к форме отношений с матерью ребенка или родственниками маленьких пациентов

Общие правила этикета при общении с инвалидами………………………..

Список использованной литературы ………………………………………

Отношения между врачом и больным являются основой любой лечебной деятельности. (И. Харди).

Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми. Общение играет немаловажную роль в жизни и деятельности людей. Без общения невозможно, например, развитие культуры, искусства, уровня жизни, т. к. только при помощи общения, накопленный опыт поколений прошлого времени передаётся новым поколениям.

Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медработника и больного. Многим из нас приходилось бывать в больнице, поликлинике или в каком-либо лечебном учреждении, где каждый из нас общался с врачом или медсестрой. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общение влияет на нас, а точнее на течение нашего заболевания, и каким образом медработник может улучшить наше состояние?

Еще во времена античности медицинские работники понимали важность речевого воздействия на душу больного, а не только на тело. „Medice, cura aegrotum, sed non morbum!“ — Врач, лечи больного, а не болезнь. В высказывании, приписываемом Гиппократу, говорится о личностном подходе к каждому пациенту. Поэтому интерес к языковой стороне медицинской деятельности всегда был свойствен участникам лечебного процесса.

Воздействие словом является важным моментом установления контакта медицинского работника с пациентом, помогает успешному лечению. Языковая культура является необходимым условием общей профессиональной компетенции медицинского работника.

Наиболее часто встречающаяся жалоба, поступающая от пациентов, - неспособность медработников внимательно выслушать, давать ясные и понятные ответы. Неэффективное общение является барьером на пути к достижению здоровья.

В своей работе мы попытались выяснить как сложности в коммуникации медицинский работник -пациент влияют на качество медицинской помощи помощи и сказываются на течении лечебного процесса.

В качестве гипотезы было взято следующее утверждение : «Речевая культура медицинского работника влияет на качество оказываемой медицинской помощи».

Цель исследования:

Изучить теоретические источники, проанализировать практические занятия и определить, как речевая культура и этикет медицинского работника влияют на лечение пациента.

Речь медицинского работника как показатель личностной культуры

Речевая деятельность занимает важное место в жизни современного медработника, без нее немыслимы ни овладение профессиональными знаниями, ни общекультурное развитие. Умение вести диалог становится одной из основных характеристик личности медработника.

"Культура речи – это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения.

Нормативный аспект культуры речи медработника – один из важнейших, но не единственный. Он предполагает знание литературных норм и умение применять их в речи. Однако эффективность общения с пациентом не всегда достигается одной правильности. Важно учитывать, кому адресован текст, принимать во внимание осведомленность и интересы адресата. Язык располагает богатым арсеналом средств, позволяющим найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку. Среди языковых средств в медицине необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения при беседе с пациентом. Навыки отбора таких средств составляют коммуникативный аспект культуры речи медработника. Соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения (пациенту, его родственникам), доброжелательность, тактичность и деликатность составляют этическую сторону общения медработника со своими больными. Этические нормы составляют необходимую часть культуры речи, а культура речи, в свою очередь, является важной частью общей культуры не только медработника, но и человека в целом.

Одно из важнейших условий для установления взаимопонимания между медицинским работником и пациентом – ощущение поддержки . Если больной осознает, что медицинский работник намерен помогать, а не заставлять, то он, вероятно, активнее будет участвовать в лечебном процессе. Когда медицинский работник проявляет понимание , человек уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании медицинского работника, и тот их обдумывает. Это чувство укрепляется, когда медицинский работник говорит: “Я Вас слышу и понимаю” – или выражает это взглядом или кивком головы. Уважение подразумевает признание ценности человека как личности. Особенно важно это на этапах сбора анамнеза , когда медицинский работник знакомится с обстоятельствами жизни пациента. Сочувствие – ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нужно суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами. Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания – все то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах.

- Проявляйте доброту и милосердие к пациенту.

- Не навязывайте свою волю пациенту, уважайте его желания.

- Не обещайте невозможного и исполняйте свои обещания.

- Доверие — основа отношений между медработником и пациентом.

- Соблюдайте тайну медицинского работника.

Деонтологические аспекты прикладного медицинского языкознания заслуживают особого внимания. Ведь больной вверяет вам самое дорогое - здоровье, а нередко и жизнь. В речи и действиях медицинского работника недопустимы формализм и бездушие. Говорить и поступать в отношении пациентов следует так, как ты бы хотел, чтобы другие относились к тебе. Эта заповедь выдержала испытание временем. Ею надо пользоваться для воспитания чувств сопереживания, сострадания и выдержки, так необходимых представителям самой гуманной профессии.
Следует постоянно иметь в виду высокую психологическую восприимчивость больных. Они прислушиваются к каждому слову медицинского работника, часто по-своему истолковывают смысл услышанного в надежде разгадать то, что, быть может, от них скрывают. Однажды больная при обследовании услышала, как рентгенолог сказал: "Вот сигма". Эти слова произвели на нее страшное впечатление. Убитая горем пациентка сообщила об этом невропатологу, полагая, что слово "сигма" означает "опухоль".

Деонтологические ошибки могут приводить к весьма тяжелым последствиям. С.Корж описал следующий трагический случай. Женщина 35 лет после гинекологического профосмотра была направлена на дообследование в онкологический диспансер. Пациентка считала, что в это учреждение направляют только больных раком, и поэтому сказала своим друзьям, что, если диагноз подтвердится, она покончит с собой. В диспансере после амбулаторного осмотра была предложена госпитализация для лечения. Психологическим состоянием этой женщины никто не занимался, необходимую беседу с ней не проводили. Она отпросилась домой на 1-2 дня и исчезла. Только через месяц ее труп был обнаружен в реке.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, как важно заботиться о душевном состоянии больных, оберегать их от психических травм, наносимых необдуманными словами, на всех этапах диагностики и лечения. Сложным искусством речевого общения с пациентами надо овладевать со студенческой скамьи и постоянно его совершенствовать.

Недопустим профессиональный медицинский жаргон, свидетельствующий о неуважительном отношении к личности больного человека. Слово "случай" вместо "больной", "пациент" недопустимо и оскорбительно для человека. Даже слово "больной" (как обращение к человеку) едва ли можно назвать этичным, поскольку оно снижает достоинство личности и наносит дополнительную психическую травму напоминанием о болезни. Предпочтительнее употреблять латинское слово "пациент" (в переводе оно означает "страдающий"). Однако иной раз можно услышать своего рода перлы словесного творения. На одной из "пятиминуток" в отчете молодой хирург-интерн заявил: "За время дежурства в отделение поступили два аппендицита, прободная язва желудка и ущемленная грыжа".

На больного человека производит весьма неблагоприятное впечатление обстановка, когда медицинский работник, разговаривая с ним, недостаточно внимателен, куда-то торопится, что-то пишет, порой даже не смотрит на собеседника. Благородные цели медицинской профессии и речевая неразборчивость совершенно несовместимы. Не пора ли в стенах лечебных учреждений при взаимном обращении использовать только местоимение "вы", оставив "ты" лишь в обращении к детям? Это - немаловажный элемент речевого этикета

Специфика профессионального общения медицинского работника как важнейшая составляющая ее профессиональной деятельности состоит в том, что:
1. Оно ориентировано на пациента, чрезвычайная сложность заключается в определении особенностей функционирования его физиологических систем в период заболевания, а так же нарушением различных социальных связей. В отличие от здорового человека личность пациента изменяется и дополняется теми особенностями, которые вносит в нее болезнь.
2. Характер поведения медработника может оказывать влияние на течение болезни и состояние пациента и тем самым профессиональное общение примыкает к таким факторам профессиональной деятельности, влияющим на пациента, как санитарно-противоэпидемический режим, лечебные и диагностические процедуры. Следовательно, медработник должен быть компетентен не только в выполнении профессиональных задач, но и в профессиональном общении.

3. Мероприятия по укреплению и поддержанию здоровья, профилактике заболеваний, обучению пациента различным умениям и навыкам, защите прав пациента обеспечиваются исключительно профессиональным общением.
4. Мероприятия по организации паллиативной, геронтологической и гериатрической помощи обеспечиваются в значительной степени средствами профессионального общения медработника и пациента.
Отсутствие у медработнику знаний, умений и навыков профессионального общения делает ее профессионально некомпетентной.

Правила разговора

Разговаривать можно стоя или сидя, но обязательно лицом к лицу, глядя в глаза пациенту ;

Медицинский работник должен своим внешним видом демонстрировать полное внимание , быть спокойным и ненапряженным;

К любому пациенту нужно относиться позитивно и доброжелательно .

Не перебивайте , необходимо дождаться паузы, чтобы начать свою речь;

Стимулируйте пациента к продолжению беседы словами: «Продолжайте…», «Интересно…», «Говорите…» и т.д. Не стоит стремиться быть рассказчиком, пусть сначала выскажется клиент;

Не позволяйте пациенту отклоняться от темы , мягко и настойчиво возвращайтесь к исходной;

Добивайтесь ответа на заданный вопрос;

Сглаживайте огорчение , говорите: «Это не ваша вина» или «Да, так случается» и т.д.

Поддерживайте обратную связь , выражая симпатию и согласие: улыбка, кивок головой или жест дадут понять пациенту, что его слушают.

Когда обратной связи нет, создается ощущение незаконченности, недослышанности и непонятости.

Простые «Да», «Так-так», «Ага» или более сложные «Я прекрасно понимаю, о чем вы говорите….», «Очень интересно, продолжайте…» помогут решить эту проблему.

Правила общения с пожилым человеком

- Избегайте споров, конфликтов, резкой критики в разговоре с пожилым человеком.

-Относитесь к пожилому пациенту, как к трудному ребенку: если он бунтует, значит, ему плохо. Выясните подлинную причину его поведения.

-Помогите ему озвучить свои страхи, рассказать о них. Это частично снимет психическое напряжение и будет служить толчком к поиску решения проблемы, вызвавшей страх.

-Выслушивайте пожилого человека при любых обстоятельствах до конца; если это невозможно, мягко остановите разговор, пообещайте продолжить его при первой же возможности.

Для установления психологического контакта, всегда будьте тактичны. Помните, что неподдельное участие и любовь могут преодолеть все трудности в общении с престарелым человеком. Всегда призывайте на помощь юмор. Обращайтесь за опытом общения к специалистам - психологам и психотерапевтам.

Для длительного общения с пожилым человеком требуется немало душевных сил и терпения. Помните, что ухаживая за пожилым, Вы готовите себя к старости.

Для установления психологического контакта, всегда будьте тактичны. Помните, что неподдельное участие и любовь могут преодолеть все трудности в общении с престарелым человеком. Всегда призывайте на помощь юмор. Обращайтесь за опытом общения к специалистам - психологам и психотерапевтам.

Для длительного общения с пожилым человеком требуется немало душевных сил и терпения. Помните, что ухаживая за пожилым, Вы готовите себя к старости.

Полезно воспользоваться следующими рекомендациями, относящимися к форме отношений с матерью ребенка или родственниками маленьких пациентов:

контакт устанавливают в первую очередь с ребенком, ибо, как только мама замечает, что ребенок не сопротивляется медработнику, она относится к нему с доверием;

доверие к медработнику вызывается его поведением, личным примером, человеческими качествами. Спокойный, внимательный, оптимистический, аккуратный медработник, сохраняющий здоровый цвет лица, правильную осанку, без избытка массы тела, не курящий служит примером, внушающим доверие;

убежденное и четкое изложение сведений о больном ребенке в доброжелательной и мягкой форме, свидетельствующее о высоком профессиональном уровне медработника, вызывает доверие к нему лично и учреждению, которое он представляет;

соблюдение известной дистанции при условии предельной доброжелательности облегчает взаимопонимание в сложных ситуациях;

проявление таких душевных качеств, как внимание, доброта, ласка вносит успокоение в сознание матери, ближайших родственников;

твердая воля при предъявлении матери, как посреднику в общении с ребенком, определенных требований, облегчает лечебный процесс, так как родители, порой теряющие самообладание, не всегда понимают, что их поведение отражается на состоянии ребенка;

. внушение ребенку и его матери мысли о том, что они сами заинтересованы и нуждаются в выполнении врачебных предписаний, снимает многие деонтологические трудности.

Общие правила этикета при общении с инвалидами

Признайте его равным

Обычно, первое, что отображается на лицах здоровых людей, когда в комнате появляется инвалид, – это страх и растерянность. Особенно, к примеру, если перед нами человек, страдающий ДЦП, который не может даже владеть мышцами лица – поздороваться или кивнуть головой. В такие моменты мы чаще всего стыдливо опускаем глаза. А делать этого не нужно! Самое худшее, что мы можем сделать для инвалида, – это лишний раз напомнить ему, что он какой-то «не такой». Лучше всего сделать вид, что все в порядке. А для этого нужно не бояться смотреть на человека с ограниченными возможностями и активно вступать с ним в контакт. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, которые присутствуют при разговоре.

Таким образом, можно констатировать огромную роль культуры речи в подготовке современных медиков. В каждой ситуации общения используется своя коммуникативная стратегия. При речевом воздействии на различные социальные группы населения следует также выбирать соответствующие коммуникативные тактики, имея в виду при этом, что ни одна из тех или иных тактик не является эффективной и универсальной. В лечебной деятельности различают несколько видов общения между медработником и больным. И только от медработника зависит то, какой вид общения будет у него с пациентом. Но в любом случае врач или медсестра должны соблюдать определённую тактику по отношению к больному и, главное, медработник, как личность, должен обладать определёнными особенностями во всех отношениях, чтобы заслужить доверие пациента к себе. Ведь без доверия невозможны нормальные взаимоотношения между медработником и больным.

Необходимо находить такую форму выражения, которая была бы убедительна только для того, кого убеждаешь. Общение с пациентом в медицинской сфере происходит чаще всего в виде диалога. В течение разговора собеседники обсуждают жалобы, телесные ощущения, душевное состояние, лечение, исход болезни, иногда и диагноз. Общение медицинского работника и пациента должно быть не простой передачей информации, а выработкой взаимопонимания, построения реабилитационной беседы. Следовательно, личность медицинской сестры, стиль и методы её работы, умение воздействовать на пациентов и обращаться с ними важный элемент не только лечебного процесса, но и психологического общения медицинского работника и больного.

Список использованной литературы

Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. Под ред. А.П. Садохина. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 352 с.

Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. – М., 2000, 606 с.

Сиротинина О.Б. Хорошая речь: сдвиги в представлении об эталоне // Активные языковые процессы конца XX века. – М., 2000.

Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995.

Ширяев Е.Н. Современная теоретическая концепция культуры речи // Культура русской речи: Учебник для вузов. – М., 2000.


Насретдинова, А. Ф. Формирование языковой компетенции будущих медицинских работников / А. Ф. Насретдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46901/ (дата обращения: 26.05.2021).

Одной из важных составляющих любой профессиональной деятельности является языковая и коммуникативная компетентность. Современный русский язык характеризуется определенными нормами его употребления, без знания которых человек не может считать себя образованным. Сегодня высокая языковая компетентность — непременное качество общественно активной личности. Ценность и востребованность специалиста на современном рынке труда во многом зависит от наличия у него грамотной устной и письменной речи, умения общаться, воздействовать на других людей посредством слова. Нарушение языковых норм, речевые ошибки в речи даже очень авторитетного в своей области специалиста субъективно снижают в сознании слушающих или читающих уровень достоверности излагаемой им информации. Психологи предупреждают, что деформация речи может вести к деформации сознания.

В подготовке медицинского работника роль изучения естественнонаучных и клинических дисциплин неоспорима, однако очень важным является и умение работника хорошо владеть своей речью, его умение слушать и слышать, грамотно излагать свои мысли в письменной форме. [4]

Профессиональный уровень специалиста медицинского профиля во многом зависит от степени его владения языковыми нормами, устной и письменной речью. Не секрет, что работники медицинских учреждений концентрируют свое внимание лишь на медицинской стороне лечения пациента и уделяют минимум времени для общения с ним, т. е. лечат заболевание, а не человека. Это приводит к сложностям в установлении контакта между медицинским работником и пациентом, что может негативно сказаться на результатах лечения, психической состоянии пациента. [4]

Актуальность темы вызвана необходимостью формирования нового поколения медицинских работников, умеющих грамотно излагать свои мысли.

Цель: повышение языковой и коммуникативной компетентности медицинского работника.

Объект исследования — языковая компетенция студентов Туймазинского медицинского коллджа

Предмет исследования — роль языковой и коммуникативной компетенции будущих медицинских работников.

  1. Изучение научной литературы по исследуемой теме.
  2. Оценка состояния языковой и коммуникативной компетенции студентов Туймазинского медицинского колледжа.
  3. Создание информационного банка методического материала.
  4. Разработка перспективного плана мероприятия по повышению языковой и коммуникативной компетенции студентов Туймазинского медицинского колледжа.

Гипотеза исследования — систематизация знаний по русскому языку способствующая формированию общей и профессиональной компетенции.

Методы исследования применялись адекватно поставленным целям: изучение, анализ, обработка информации из различных источников; сбор статистических данных; проведение анкетирования; опрос.

  1. Изучение состояния вопроса по различным источникам информации в настоящий момент (интернет, печатные издания).
  2. Экспериментальная работа (материалы анкетирования и опроса)
  3. Анализ проведенных исследований, разработка планов, рекомендаций.
  4. Практическая деятельность, подведение итогов, оценка результатов.
  5. Выводы и рекомендации.

Работа имеет теоретическую и практическую значимость, так как открывает потенциал в духовно-нравственном аспекте формирования профессиональной и общей компетенции медицинского работника, исходя из современных требований, и дает возможность использования результатов работы в практике учебных заведений, проведении внеурочных мероприятий.

Еще во времена античности медицинские работники понимали важность речевого воздействия на душу больного, а не только на тело. «Medice, cura aegrotum, sed non morbum!» — Врач, лечи больного, а не болезнь. В высказывании, приписываемом Гиппократу, говорится о личностном подходе к каждому пациенту. Воздействие словом является важным моментом установления контакта врача с пациентом, помогает успешному лечению. [2, с.5]

Речь — это деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами определенного языкового коллектива или для обращения к самому себе.

Речевой этикет обладает следующими функциями: коммуникативная, контактоустанавливающая, функции призыва, привлечения внимания, функция вежливости и др. Уровень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека к лингвоактивной деятельности. [1, с.3]

В настоящее время многие специалисты считают, что необходимо постепенно из процесса общения и лексикона вывести такие понятия, как «больной», заменив, понятием пациент, ввиду того, что само понятие «больной» несёт определённую психологическую нагрузку. А обращения к заболевшим людям типа: «Как ваши дела, больной?», применять недопустимо, и необходимо стараться повсеместно заменять такого рода обращения к пациенту обращениями по имени, имени отчеству, тем более, что само имя для человека, его произношение, является психологически комфортным. Общение с пациентом — важнейший элемент процесса лечения. [3, с.25]

Богатством, гибкостью и выразительностью отличается медицинская терминология. Целью нашего проекта было повышение языковой компетентности медицинского работника. Основные задачи: привлечь внимание к проблеме языковой и коммуникативной компетентности медицинского работника.

Чтобы выявить качество знаний студентов медицинского колледжа по орфографии, орфоэпии, психологии было проведено первоначальное тестирование.

Мы предложили 200 студентам (I-IV курсы) ответить на эти вопросы. Результаты тестирования и анкетирования нас удивили. По результатам тестирования было выявлено, что студенты первых курсов показали хорошую грамотную письменную и устную речь, но анкетирование по психологии на выявление коммуникативных качеств оказалось для них сложным. У студентов выпускных групп анкетирование по психологии на выявление коммуникативных качеств не вызвала трудностей, но результаты тестирования по орфографии, орфоэпии нас не обрадовали.

Учитывая полученные данные, кружком был разработан план работы среди студентов Туймазинского медицинского колледжа:

Оформить папку — раскладушку на тему «Нормы общения медицинского работника». Дополнить этический кодекс студента Туймазинского медицинского колледжа.

Создать сборник мультимедийных презентаций по дисциплине «Русский язык и литература»

Создать памятку «Говори правильно!»

Создать трехъязычный словарь «Медицинская терминология»

Создать памятку «Пиши правильно!»

Провести классный час на тему «Роль духовно-нравственного и воспитания в формировании будущего профессионала медицинского работника»;

Провести классные часы на тему «Языковая компетенция будущего медицинского работника»;

Снять видеоролик проведенного интервью в больницах города и в Туймазинском медицинском колледже.

Написать статью в СМИ о необходимости повышения языковой и коммуникативной компетенции

Мы решили обогатить языковую и коммуникативную компетенцию наших студентов. Ведь прав наш великий русский писатель И. С. Тургенев. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

После проведенной работы членами кружка было организовано повторное тестирование, анкетирование среди студентов Туймазинского медицинского колледжа. Опрос показал, что у студентов произошло осознание необходимости иметь высокий уровень языковой и коммуникативной компетентности. В результате опроса были получены следующие данные: из общего числа тестируемых студентов 91 % ответили правильно на все вопросы, 9 % лишь на часть вопросов. Проведя вторичное анкетирование, мы выяснили, что огромное значение уделяется профессионализму и гуманности, но теперь большинство считает, что знание русского языка на высоком уровне, а также этики и деонтологии влияет на формирование у них профессиональных качеств медицинского работника.

Учитывая проведенные исследования, мы пришли к пониманию необходимости гуманного, культурного, грамотного воспитания на опыте проектной работы в этом направлении в колледже. Воспитание духовных, языковых, нравственных, коммуникативных качеств медицинского работника необходимо начинать с изучения русского языка.

Изучение этого предмета способствует выработке профессиональных качеств будущего медицинского работника. Анализ показывает, что в современных условиях коммуникабельность, грамотность, патриотизм идентифицируется на уровне следующих личностных качеств — это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальная толерантность, общественно значимые поведения и деятельность.

В настоящее время сложились условия, когда востребованность медицинского работника на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. Именно сегодня интерес к русскому языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

Богатство, разнообразие, оригинальность и самобытность русского языка позволяют каждому сделать свою речь богатой и оригинальной. Следует помнить: серая, неграмотная наполненная словесными штампами речь не вызывает в сознании слушающих необходимых ассоциаций. Вряд ли человек, злоупотребляющий стандартными выражениями, может взволновать слушателей, убедить их в чем-то, воздействовать на них.

По итогам работы были сделаны следующие выводы:

– Грамотное изложение своих мыслей является одним из неотъемлемых направлений формирования профессиональных качеств будущего специалиста-медика.

– Высокий уровень языковой и коммуникативной компетентности способствует воспитанию профессионалов, отвечающих современным требованиям в рамках Приоритетного Национального Проекта Здоровье, и этическим представлениям населения о медицинских работниках.

– Правильное произношение профессиональных терминов способствует развитию языковой компетентности, а также обогащению общего кругозора (история, античность, этимология слов и т. д.)

Рекомендации для студентов и педагогического коллектива колледжа:

– систематизировать работу по изучению языковой и коммуникативной компетентности медицинского работника;

– уделять большое внимание воспитанию языковой компетентности будущих медицинских работников при изучении каждой клинической дисциплины;

– пополнять словарь медицинских терминов на разных языках.

Итак, мы видим, что в медицине очень много разнообразных и оригинальных понятий. Важно не только знание терминов и понятий, но и понимание их смысла, правильное применение их в своей речевой и письменной практике. Кроме того, убогая, бедная в языковом отношении речь воспринимается как отрицательная характеристика человека, свидетельствует о его поверхностных знаниях, низкой языковой и коммуникативной компетентности о недостаточном запасе слов.

29 марта 2012 года в ГБОУ ВПО Тверская ГМА Минздравсоцразвития России (ТГМА) состоялась Межрегиональная с международным участием научно-практическая конференция «Проблемы коммуникации «врач-пациент» деонтологические, психологические, лингвистические аспекты медицинского дискурса».

Сопредседателями оргкомитета конференции выступили:

М.Н. Калинкин, ректор ТГМА, д.м.н., профессор,

Е.В. Виноградова – заведующая кафедрой иностранных и латинского языков ТГМА, доцент, кандидат филологических наук

В состав оргкомитета конференции входили:

Н.Г. Гавриленко – доцент кафедры иностранных и латинского языков ТГМА, доцент, кандидат филологических наук,

И.А. Жмакин – проректор по научной работе и инновационной деятельности ТГМА, доцент, кандидат медицинских наук,

Е.А. Евстифеева – заведующая кафедрой философии и психологии с курсами биоэтики, культурологии и отечественной истории ТГМА, профессор, доктор философских наук,

Д.В. Килейников – проректор по учебной и воспитательной работе ТГМА, доцент, кандидат медицинских наук,

Ю.В. Федурко – доцент кафедры иностранных и латинского языков ТГМА, кандидат филологических наук.

Доклады представлены учеными, преподавателями, ординаторами, аспирантами и соискателями следующих учебных заведений:

1. Кафедрой иностранных и латинского языков ТГМА,

2. Кафедрой философии и психологии с курсами биоэтики, культурологии и отечественной истории ТГМА,

3. Кафедрой русского языка ТГМА,

4. Кафедрой психиатрии, наркологии и медицинской психологии ТГМА,

5. Кафедрой госпитальной терапии и профессиональной патологии ТГМА,

6. Кафедрой эндокринологии кафедра госпитальной терапии и профессиональной патологии ТГМА,

7. Кафедрой факультет иностранных языков и регионоведения Московского государственного университет имени М.В. Ломоносова,

8. Кафедрой иностранных языков Минского государственного медицинского университета (Белоруссия).

В работе конференции приняли участие: 175 человек.

врачи практического здравоохранения – 30 человек,

представители профессорско-преподавательского состава – 40 человек,

обучающиеся (слушатели ФУВ, ординаторы, аспиранты, студенты) – 105 человек.

Краткая характеристика обсуждаемых вопросов.

Основной задачей конференции явилось обсуждение проблем общения между врачами и пациентами с позиции деонтологии, психологии, социо- и психолингвистики. Актуальность поставленных вопросов продиктована изменяющимися условиями социальной практики вследствие повсеместного повышения уровня технизации и экономизации (коммерциализации) медицинского обслуживания, а также расширения общеобразовательного и медико-санитарного кругозора пациентов.

Было отмечено, что профессия врача является «лингвоактивной» и требует от него наличия коммуникативных компетенций, знания определенных речевых стратегий и моделей поведения.

Высокая коммуникативная компетенция позволяет врачу точнее идентифицировать беспокоящие пациента проблемы и психологически настроиться на их разрешение, способствуя: снижению собственной субъективной нагрузки, вызываемой болезнью пациента, повышению стрессоустойчивости, профессиональному удовлетворению, снижению склонности к депрессиям и профессиональному выгоранию.

В докладах на многочисленных примерах было показано, что осознанное применение приемов речевого воздействия и владение навыками эффективного общения «врач-пациент» является профессиональной нормой врача и одной из сторон его профессиональной компетенции. Это требует осмысления стратегически важных для врача приемов речевого поведения и овладения принципами тактического маневрирования в коммуникативно сложных ситуациях общения с пациентами.

Всего в рамках двух заседаний (пленарное и секционное) было заслушано 17 докладов.

По результатам конференции принято решение:

1. Отметить высокую теоретическую и практическую значимость поставленных на конференции вопросов для учащихся медицинских вузов и практических врачей.

2. Использовать представленные на конференции данные в курсе семинарских занятий по деонтологии.

3. Выпустить сборник материалов конференции.

4. В виду актуальности рассмотренных на конференции вопросов и вызванного их обсуждением интереса среди учащихся, преподавателей и представителей практического здравоохранения сделать проведение конференции ежегодным.

Медработник кто это такой

У большинства взрослых не возникает вопросов «Медработник кто это такой?», а вот для детей эта профессия одновременно и интересна, и не совсем понятна. К тому же людям, планирующим сменить сферу деятельности, и выпускникам также не помешает узнать детали этой специальности, ее функциональные обязанности.

Используя самый распространенный источник информации — обратившись к википедии можно узнать общее значение профессии.

Медработник — специалист с медицинским образованием, работающий в медицинских учреждениях различного типа. При этом медицинским работником принято называть как врачей любой категории, так и младший медперсонал.

Чем же занимается медработник

Как удалось выяснить ранее, специальность медработника включает в себя всех — от санитарок до главного врача. Поэтому список его занятий достаточно обширен.

Ниже представлен перечень основных обязанностей медработника:

  • мероприятия по профилактике и диагностике заболеваний человека;
  • действия по сбору и проведению биохимических анализов;
  • диагностика состояния человека по внешним признакам;
  • оказание первой помощи;
  • определение травм (растяжения, вывихи, переломы и т.д.)
  • умение проводить диагностические процедуры для обследования организма (УЗИ, кардиограмма и т.д.)
  • обеспечение и поддержание стерильности помещений, оборудования и медицинского инструмента;
  • обработка ран и осуществление перевязок;
  • умение ставить капельницы и уколы различного вида;
  • умение назначить лечение в соответствии с поставленным диагнозом и наблюдение за ходом лечения.

Для каждого специалиста в зависимости от уровня его подготовки и профессионализма существует определенный круг обязанностей. Должностные обязанности для каждого конкретного специалиста прописаны в реестре, который составляется как для младшего медицинского персонала, так и для врачей любой категории.

Личные качества, которыми должен обладать медработник

Среди внушительного перечня личностных качеств, которыми должен обладать любой медработник можно отнести следующие:

  • должен любить людей и быть милосердным;
  • независимо от ситуации, должен быть всегда готов оказать помощь;
  • должен быть бескорыстным;
  • обязательно нужно уметь сочувствовать;
  • уметь держать себя в руках в любой стрессовой ситуации;
  • обладать высокой внимательностью к мелочам;
  • иметь отличную самодисциплину;
  • осознавать уровень ответственности;
  • владеть культурой сохранения тайны, чтобы обеспечивать сохранение врачебной тайны.

Что нужно, чтобы стать медработником

Чтобы стать медицинским работником обязательно потребуется аттестат о среднем образовании. Далее необходимо окончить профильное учебное заведение в зависимости от выбранной категории.

  • Для младшего медицинского персонала достаточно будет курсов или профессионального училища. Тем, же кто решит связать свою судьбу с профессией медицинского работника более высокой категории, например, врач, обязательно нужно будет закончить высшее учебное заведение.

После завершения процесса обучения обязательно нужна практика. Чтобы не навредить пациенту и получить возможность вести самостоятельную деятельность, молодой специалист обязательно прикрепляется к более опытному коллеге. Зачастую на такую практику уходит не меньше года. Наставник должен быть уверен, что медработник готов к самостоятельной постановке диагноза и не навредил пациенту ни действиями, ни назначенным лечением.

Плюсы и минусы профессии

Медик — профессия, уважаемая в любой стране. Однако, чтобы заслужить уважение, пройти придется через многое.

К положительным сторонам профессии, кроме уважения, можно отнести следующие:

  • возможность собственными руками участвовать в процессе сохранения человеческой жизни;
  • общение с разными интересными и полезными людьми;
  • посещение различных развивающих семинаров и постоянное совершенствование своих как профессиональных, так и личностных качеств.

Естественно, в этой профессии, как и в других, не обошлось и без негативных моментов:

  • очень высокая ответственность за каждое свое действие;
  • не всегда нормированный график, переработки;
  • не каждый сможет постоянно наблюдать человеческую боль;
  • постоянное обучение и повышение квалификации;
  • не очень высокая зарплата;
  • большие психологические нагрузки.

Заключение

На вопрос «что за профессия медицинский работник?» можно сказать точно — эта специальность уважаемая. Однако не каждый может постоянно наблюдать за человеческими страданиями. Именно поэтому к будущим медработникам предъявляется так много требований.

Читайте также: