Кто такой баянист профессия

Опубликовано: 04.07.2024


Кто такой Боян

В тексте «Слова о полку Игореве» Боян упоминается всего несколько раз, и сведения о нём довольно скупы. Вот, например, небольшой фрагмент из поэмы в переводе Николая Заболоцкого:

Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.

Образ известного в Древней Руси поэта и певца заинтересовал историков, ведь раньше о нём не находили никакой информации в летописях или других источниках. Разве что другой литературный памятник, «Задонщина», опять вскользь говорил о Бояне, но это было объяснимо тем, что автор «Задонщины» позаимствовал очень много оборотов и приёмов из «Слова о полку Игореве».

Баян. Художник Виктор Васнецов. 1910 год

Если предполагать, что Боян – это современник автора «Слова о полку Игореве», то получается, что он жил во второй половине XI века и исполнял песни собственного сочинения при дворе и дружине киевского князя. Делал он это под аккомпанемент струнного щипкового инструмента типа гуслей.

Образ Бояна пришёлся по душе читателям «Слова». Пушкин сделал его одним из персонажей своей поэмы «Руслан и Людмила», и благодаря ней за именем «Боян» закрепилось написание через «а» – «Баян»:

Слилися речи в шум невнятный:
Жужжит гостей весёлый круг;
Но вдруг раздался глас приятный
И звонких гуслей беглый звук;
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец.

Споры и дискуссии

Боян. Слава предкам! Художник Илья Глазунов. 1992 год

Скептики размышляли, мог ли существовать на самом деле человек, о котором говорил всего лишь один древнерусский автор. Некоторые учёные предположили, что он был выдуман для «Слова о полку Игореве», чтобы украсить произведение. Боян, как считалось, было именем болгарского происхождения, а значит, оно могло быть позаимствовано из какого-нибудь рассказа или легенды родственного славянского народа.

Другие критики думали, что «боян» – это своего рода синоним барда и трубадура. Имя пытались перевести, например, как «байщик», «краснобай», то есть «знающий байки», «знающий басни». Соответственно, Боян – это просто обобщённое имя для придуманного персонажа, как Мастер в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Более поздние находки опровергли сомнения: Бояны жили на Руси, причём их было немало. На стене Софийского собора была найдена надпись о покупке «Бояновой земли» (земельных владений какого-то Бояна) вдовой князя Всеволода Ольговича. О нескольких людях по имени Боян говорилось в берестяных грамотах Новгорода и Старой Руссы. А в самом Новгороде в средние века существовала «Бояна улка» – улица Бояна. Фрагменту этой улицы в 1991 году даже вернули историческое название.

Улица Бояна в Великом Новгороде

Так что, скорее всего, придворный певец под именем Боян действительно мог существовать. К сожалению, факты о его тёзках не прибавили сведений о нём самом. Но кто знает, какие открытия преподнесёт в будущем историческая наука.

От певца к музыкальному инструменту

Популярность «Слова о полку Игореве» и пушкинской поэмы «Руслан и Людмила», а также одноимённой оперы Михаила Глинки сделали имя Бояна известным по всей России. Если условный древнерусский летописец неизбежно ассоциировался с именем Нестора, то древнерусский музыкант и певец – с Бояном. Мода на старину превратила имя в бренд. Например, в честь Бояна назвали несколько русских кораблей – сначала небольшой корвет, а потом и парочку крейсеров.

Крейсер «Баян», начало XX века

В конце XIX века слово «Баян» было добавлено как фирменное название ручной кларнетной гармоники. Название стали добавлять к разным типам гармоник.

Дореволюционная реклама гармоники

А вот полноценный баян как музыкальный инструмент появился благодаря петербургскому мастеру Петру Стерлигову. В 1907 году для талантливого гармониста Якова Орланского-Титаренко он изготовил специальную конструкцию гармоники, и именно с этим инструментом, который стали называть просто «баян», Орланский-Титаренко начал гастролировать по стране.

Современный тип баяна и фотография его создателя Петра Стерлигова

Сегодня мало кто из баянистов задумывается, что они обязаны названием профессии герою «Слова о полку Игореве». Впрочем, если верить легендам, талантливый Боян без труда бы переучился и смог исполнить свои песни и под аккомпанемент русской гармоники.

Шли шестидесятые годы и баяны были очень популярны в народе. Немало было и
хороших баянистов. В нашем рабочем поселке есть фабрика, а в ней несколько цехов.
И в каждом цеху был свой хор, своя художественная самодеятельность и свой баянист.

Между цехами устраивали соревнования и конкурсы по художественной самодеятельности, выступали на праздниках. Народу это чрезвычайно нравилось и местный клуб всегда был забит до отказа во время выступлений художественной
самодеятельности фабрики. Исполняли замечательные душевные песни, которые были
популярны в то время, исполнялись танцы, сольные номера.

В одном из цехов был уникальный баянист. Его ранило на войне, и, в следствии ранения, его правая кисть была обезображена: три пальца руки, кроме мизинца и
большого пальца были обрубками, а человек изумительно играл на баяне. Звали
его Виктор Петрович. Все удивлялись искусству этого баяниста и спрашивали его:
- Как это ты научился играть с такими пальцами?
Он отвечал, что прибыв с фронта, ему очень хотелось доказать самому себе и людям,
что можно научиться играть на таком сложном инструменте и с его травмированной
кистью. Если бы не было такого ранения, то может быть он бы и не стал баянистом.
И он научился играть, да так играл душевно, что дух захватывало.

Кроме того, что Виктор Петрович был баянистом одного из цехов, его охотно приглашали на свадьбы и различные мероприятия, где требовался его талант.

Игру Виктора Петровича я услышал мальчишкой, когда он играл на баяне, сидя
вместе с неразлучным другом на высоком берегу речки, которая течет вдоль поселка.
Невозможно было наслушаться его игре, душевной и красивой. Пела его душа, а
пальцы исполняли мелодию. Вот и говорят, что человек поет душой. Виктор Петрович
играл именно душой, поражая слушателей мелодиями необыкновенной красоты.

Я учился самоучкой с семи лет на аккордеоне, а в десять лет отец принес домой
баян и сказал:
- Аккордеон сейчас не в моде, попробуй играть на баяне, может понравится.
Недели через две я научился играть на баяне простенькие мелодии, какие умел
на аккордеоне. Какое-то время у меня были оба инструмента, а потом отец сказал:
- Выбирай, какой инструмент у тебя останется! Баян все-таки популярней. А на
двух сразу учиться - ни на одном как следует не научишься. Учиться нужно на одном.

Хоть мне и жалко было аккордеон, я оставил баян. Аккордеон продали.
Музыкальная школа была только в районном городке, а ездить туда не
представлялось никакой возможности.

Как-то отец взял меня с собой. Когда зашли в дом, я увидел, что все местные
баянисты здесь в гостях, и каждый по очереди что-то исполняет. Был здесь и
Виктор Петрович. Было очень интересно послушать этих знаменитых в поселке
баянистов, а я думал, что никогда не научусь так играть, но очень хотелось
научиться. Баянисты послушали и меня, и сказали, что из меня вырастит хороший
баянист.

Когда мне исполнилось тринадцать лет, в школе открылся кружок баянистов,
которым руководил Владимир Тихонович, приятель отца. Был он также баянистом
в одном из цехов фабрики.

Научить играть человека по нотам на таком сложном инструменте далеко не просто.
Нужно время, кропотливая работа и огромное желание. Дела у ребят, впервые
взявших в руки баян, шли тяжело.

Владимир Тихонович, по просьбе отца, занимался со мной еще и индивидуально.
Это дало быстрый рост моих успехов в игре. Владимир Тихонович научил меня
играть по нотам довольно сложные вещи и на пальцах очень красивые мелодии
с вариациями и аккордами, за что я боготворил своего учителя, что я могу играть
такие прекрасные мелодии, которые под силу опытным баянистам.

Вскоре Владимира Тихоновича перевели с повышением по должности, и он уже не
мог уделять и кружку, и мне своего времени.

Эти прекрасные мелодии дали мне толчек и желание к изучению сложных вещей, они
у меня стали получаться. Однако кроме отца с матерью и деда с бабкой слушателей
у меня не было, а о моих успехах мало кто знал в поселке. Теперь меня не надо
было заставлять играть как прежде. Я сам стремился выучить красивые и сложные
мелодии, которые я слышал от баянистов в клубе, и по радио.

Шло время, я взрослел, а моя игра оставалась в неизвестности, и лишь только
по прибытию в Армию мой талант нашел применение.

Давно уже нет тех замечательных баянистов. По радио и телевидению не услышишь
игру на баяне. В моде гитары, рок, поп музыка. В магазинах не увидишь баянов,
только в комиссионках бывает встретишь как ненужный хлам.

Мне в какой-то мере повезло. Я был востребован, как баянист, помимо своей
основной профессии. Работал в разное время с двумя художественными
коллективами, играл на свадьбах и разных праздниках. Теперь играю для себя,
близких друзей и родственников.

Игра дает мне сильный положительный настрой и прекрасные эмоции, красивая
музыка буквально лечит от всяких неприятностей и облагораживает душу.
А когда случается, что нет настроения, стоит поиграть полчасика-час, куда все
девается, настроение неизменно становится хорошим, а во мне еще долго звучит
прекрасная музыка.

В последние годы баян приобрел особую популярность. Оркестры народных инструментов с успехом гастролируют в России и за рубежом. Все больше учащихся предпочитают баян при выборе специальности в музыкальной школе.

Как выбрать курс

Чтобы результат обучения соответствовал ожиданиям, при выборе занятий нужно обратить внимание на такие показатели:

  1. Образование и опыт преподавателя. Музыкальное искусство развивается, поэтому педагог должен постоянно повышать свое мастерство на курсах и мастер-классах, знать современные тенденции.
  2. Уровень группы. Многие выбирают курсы с нуля даже при исполнительском опыте на другом музыкальном инструменте. Именно в таких группах нарабатывается правильная постановка рук и корпуса во время игры. Это избавит музыкантов от болей в спине и суставах в дальнейшем.
  3. Стоимость занятий. Средняя цена за курс из 8 групповых занятий в Москве 6000 р., индивидуальные уроки обойдутся дороже. Частный репетитор возьмет от 700 до 2500 р. в час.
  4. Большинство школ предлагают скидки на абонементы в «низкий» сезон ближе к лету. Желающим сэкономить, лучше запланировать поход в музыкальную школу в это время.
  5. Концертная практика. Отчетные концерты, показательные выступления, участие в конкурсах мотивируют, дают импульс для дальнейшего развития.

Каждый ученик дополняет этот список еще рядом индивидуальных требований: близость к дому или работе, удобное расписание и др. Но на первом месте всегда индивидуальный подход и внимательный педагог.

Кому пригодятся курсы

Курсы игры на баяне будут полезны как начинающим музыкантам, так и профессионалам, желающим освоить второй музыкальный инструмент. Программы-интенсивы подготовят к поступлению на музыкальные специальности в ВУЗы.

Обучение игре на баяне

Записаться на уроки баяна могут все, кто хочет приобрести интересное хобби и приобщиться к миру искусства.

Что изучают на курсах

Программа курсов зависит от их продолжительности и уровня учеников. Базовое обучение игре на баяне для взрослых включает следующие разделы:

  • история происхождения и устройство инструмента;
  • правильная посадка и постановка рук при игре;
  • нотная грамота;
  • отработка упражнений на силу кистей и скорость пальцев;
  • игра простых этюдов по нотам;
  • упражнения на подбор нот и игра на слух.

Уроки для детей часто начинаются с основ музыкальной теории. Больший упор делается на технику игры, а не на импровизацию.

Как и где можно применить полученные знания

Занятия музыкой развивают слух и чувство ритма. Специалисты отмечают, что игра на музыкальном инструменте снимает стресс и улучшает общее психическое состояние.

Игра на баяне может принести пользу не только здоровью, но и кошельку. Работа аккомпаниатором в танцевальном коллективе, игра в ансамбле народных инструментов, репетиторство, выступление на праздничных мероприятиях станут заметной прибавкой к ежемесячному доходу.

Игра на баяне

Баян оригинально звучит в дуэте с виолончелью и саксофоном, поэтому профессиональные исполнители часто создают концертные и шоу программы на базе этих инструментов.

Если начальная цель занятий «для себя», можно порадовать своими успехами домочадцев, сыграв ультрамодные композиции на народном инструменте.

Отзывы тех, кто прошел курсы

В детстве дедушка учил меня играть на гармошке. Мне нравилось, но до серьезного увлечения наши с ним импровизации не дошли. И вот много позже, увидев в социальной сети объявление об открытом уроке игры на баяне для начинающих, решила попробовать. Выбрала занятия в малых группах по 3-4 человека, хожу три раза в неделю. Слушая игру других, лучше понимаешь и свои ошибки.

Дочка занимается баяном третий год. Изначально шли записываться на фортепиано, но в последний момент передумали. При школе организован юношеский ансамбль русских народных инструментов. Дети выступают на конкурсах, городских мероприятиях, принимают участие в мюзиклах. Под руководством хорошего педагога научиться играть на баяне, по словам дочери, не так сложно.

Два года назад ребенок окончил ДШИ по классу аккордеона. Чтобы годы занятий не прошли впустую, решили поискать частную школу для тренировки навыков. Курсы для подготовленных ребят на практике отыскать сложнее, чем для начинающих.

Недалеко от дома нашли студию с классом по баяну. Долго сомневались, думали, что перестроиться будет тяжело. Баян в музыкальной школе мы в руках держали, но, чтобы привыкнуть к кнопкам вместо клавиш, потребовалось несколько месяцев.

Играют на баянах и аккордеонах

Ребенок ходит уже второй год. Расписание подстраиваем под школьные занятия, выступаем на конкурсах, занимаем призовые места.

Как выбрать музыкальный инструмент

На время уроков баян можно брать в музыкальной школе. Но для тех, кто регулярно занимается дома или активно выступает на публике, встает вопрос о приобретении собственного инструмента.

Детям рекомендуют покупать подержанный инструмент, во время учебы его несколько раз придется сменить от самого маленького с 8 басами до профессионального со 120 кнопками в левой клавиатуре.

Подобрать баян поможет педагог в музыкальной школе. Если рядом нет специалиста, при покупке стоит обратить внимание на наличие повреждений у инструмента:

  • сколы и трещины;
  • ржавчина;
  • большое количество неисправных кнопок;
  • изогнутые меха.

Все эти изъяны, говорящие о неправильном хранении и эксплуатации инструментов, являются следствием падения или ударов и вызывают проблемы со звучанием.

Где научиться играть на баяне

Во многих школах Москвы набор детей и взрослых открыт круглый год. Можно присоединиться к продвинутой группе или начать заниматься с нуля.

Обучение игре на баяне ведут государственные и частные школы, студии при музыкальных училищах и дворцах культуры.

Обучение игре на баяне в школе

ДМШ в начале года принимают дошкольников на классовое обучение, а в частные записываются дети и взрослые любого возраста. Можно заниматься в группе или брать уроки баяна у репетитора.

Учимся играть самостоятельно

Научиться играть на баяне самостоятельно сложнее, чем под руководством педагога, но при наличии исправного инструмента все возможно. Для этого понадобятся:

  1. Учебная литература. В открытом доступе размещены «Самоучитель игры на баяне» А. Басурманова, «Начальный курс игры на баяне» А. Иванова и «Школа игры на баяне» О. Онегина.
  2. Онлайн-уроки.

Освоить баян в музыкальной школе получится за несколько месяцев. Для этого достаточно посещать курсы 2-3 раза в неделю. Чтобы научиться чисто играть на баяне с нуля дома, потребуется больше времени, но есть и плюсы. График репетиций не нужно подстраивать под занятость педагога, а сэкономленное на поездки в школу время можно потратить на отработку аккордов.

«Выступление для меня — это итог и кульминация выученной концертной программы. Профессия музыканта — это стиль жизни, причем весьма отличный от стиля жизни обычного человека». ( Кирилл Штыбин, известный баянист)

Как звучит баян с виолончелью, чем поможет русская смекалка на конкурсе в Китае и как становятся баянистами — рассказывает лауреат многочисленных международных конкурсов в Италии, Испании, Китае и России, стипендиат Министерства Культуры РФ — известный баянист Кирилл Штыбин 1 .

Кирилл, почему изначально ты выбрал для себя баян в качестве музыкального инструмента?

Когда я выбирал инструмент для обучения, мне было всего 7 лет. Поэтому сложно однозначно сказать, что именно двигало мной тогда. Как рассказывает моя мама, я всегда имитировал (уходя в детский сад), что надеваю ранец на плечи, беру с собой коньки и… баян. Вот такая история.

А потом была такая история: записываться в Детскую Музыкальную Школу мы с папой пошли достаточно поздно — , в середине сентября. Там сообщили, что с удовольствием меня примут, но вот мест на занятия по баяну уже нет. Предложили скрипку и фортепиано. Я тут же категорично заявил, что эти инструменты мне не интересны, и обучаться я не буду. Хотел баян и всё! В итоге нашли компромисс — первые полгода я ходил на общие музыкальные дисциплины, а на баян стал ходить с января.

Игра для тебя работа или стиль жизни? Какие цели ты ставишь перед собой выходя на сцену? Какие эмоции хочешь вызвать у слушателей?

Выступление для меня — это итог и кульминация выученной концертной программы. А в целом, профессия музыканта — это, безусловно, стиль жизни, причем весьма отличный от стиля жизни обычного человека.

Выходя на сцену, я прежде всего хочу передать своё вдохновение и эмоции от исполняемой музыки. Слушатель чувствует мою энергетику, проникается произведением, сопереживает. Я хочу, чтобы зритель буквально дышал вместе со мной.


Из чего состоит твой репертуар? Как ты считаешь — в нем должны преобладать современные мелодии или традиционные народные? Почему?

Репертуар разнообразен. Я играю самую разную музыку — это и классическая, и эстрадная, и народная. У меня нет определенного жанра, который доминирует над остальными. И знаете почему? Потому что, на самом деле, современный баян — инструмент безграничных возможностей! Например, я записал в концертном зале РАМ им. Гнесиных диск, который называется «Грани» — так вот, он состоит из музыки совершенно разных эпох — от Букстехуде и Моцарта до Шостаковича и Беринского. И звучит все естественно и органично. А несколько лет назад я создал эстрадный проект — в этом формате я исполняю произведения различных жанров в современных аранжировках 2 .

Знаете, еще будучи студентом, я порой сталкивался с непониманием и иронией по поводу своей профессии. Некоторые обыватели считают, что на баяне можно играть исключительно или «Во саду ли в огороде». И одной из целей моего проекта как раз является демонстрация того, что на баяне можно сыграть и многое другое, а звучать он может модно, интересно и современно!

Выступаешь ли ты совместно с другими артистами и если да, то какие инструменты или жанры видятся тебе наиболее гармоничными с баяном?

Баян гармонично сочетается и со струнными, и с духовыми. Оригинально звучит с саксофоном. В своё время для меня стало открытием, как интересно звучит баян в дуэте с виолончелью. Например, с моим другом виолончелистом Евгением Камаевым мы любим вместе исполнять Grand Tango Астора Пьяццоллы. Еще я играю совместно с группой Ярилов Зной, где звучат также ударные, клавиши, и балалайка.


Случались ли в твоей практике курьезные случаи?

Вспоминается случай, который произошёл в Китае. Я участвовал в международном конкурсе баянистов и аккордеонистов в городе Тяньцзинь (Tianjin). Дело было в августе, и в городе стояла колоссальная влажность. Стоило только выйти из отеля, и через несколько минут можно было уже выжимать футболку. Конечно, это не могло не отразиться и на инструменте. Деревянные детали баяна распухли, и начали западать кнопки! Представляете ситуацию? Мне через пару часов играть первый тур, а я сижу с разобранным баяном и не знаю, что делать. На помощь пришла русская смекалка: я высушил баян феном! Просто взял фен и минут 30 направлял поток воздуха на инструмент! И это сработало! Баян не подвел, а мне посчастливилось занять на конкурсе первое место.

Тебя можно увидеть и со звездами на Первом канале, и на фестивале российской культуре в Дрездене. Где еще выступаешь? Какой формат выступления самый любимый лично у тебя?

Выступаю на различных площадках Москвы — Дом Музыки, Концертный зал Чайковского, Центральный Академический Театр Российской Армии и других. Часто езжу по России. А не так давно подсчитал — сольно и в составе различных коллективов я гастролировал ровно в 24 странах. Так что, надеюсь, скоро будет юбилейная — двадцать пятая.

Вообще я не делаю различий между выступлением, скажем, в ледовом дворце для нескольких тысяч зрителей, и в камерном зале, рассчитанном на 100 человек. Каждый концерт для меня важный, и на каждом я выкладываюсь на сто процентов, независимо от количества слушателей.


Расскажи о выступлении, которое запомнилось тебе больше всего.

Наверное, больше всего мне запомнилось выступление на Чемпионате Мира по Футболу в Бразилии в 2014 году. Концерт проходил в Русском Доме в . На нём присутствовали как простые футбольные болельщики из разных стран, так и высокопоставленные делегаты ФИФА. Для меня же было большой честью и огромной ответственностью представлять культуру России на столь масштабном мероприятии.


Учитель и ученик на одной сцене – редкая встреча. И это особенная удача и счастье для поклонников и ценителей истинного музыкального искусства

Уникальное явление такого единения повезло наблюдать зрителям Уфимского государственного института искусств им. З. Исмагилова. Здесь в середине мая состоялись два концерта выдающихся российских музыкантов-виртуозов из Москвы – Владимира Бонакова и Дмитрия Ходановича.

Встреча двух поколений

Баян - особенный инструмент. Ему подвластны любые музыкальные жанры и направления, вся палитра эмоций, истинно русская страсть и любовь. Баян – это целый мир, философия, живой организм, обладающий огромной силой выражения человеческих чувств. Эта мощь настолько велика, что совладать с ней способен далеко не каждый, кто берет баян в руки.

Одним из лучших музыкантов, композиторов и педагогов по классу баяна в России по праву считается Заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов, композитор и педагог Владимир Бонаков — блистательный баянист и пианист, талантливейший импровизатор. Он внес большой вклад в развитие мирового баянного искусства, сочинив немало произведений для баяна: симфонии, концерты, сюиты, сонаты, транскрипции классической музыки. Владимир Михайлович еще 70-е годы прошлого века основал первую в мире академическую школу игры на баяне. Среди его учеников – такие виртуозы, как Александр Крупин, Александр Ковтун, Иван Соколов, Дмитрий Ходанович, Андрей Дмитренко.

Два дня со сцены Концертного зала имени Ф. И. Шаляпина звучал баян, и для многих это стало настоящим открытием, проникновением в целый неизведанный космос безграничных возможностей русского инструмента. Кроме этого, Владимир Михайлович продемонстрировал мастерство игры на рояле, которым владеет в совершенстве. Двухдневная программа была насыщенной. 15 мая в исполнении Дмитрия Ходановича звучала музыка Россини, Шопена, Гуно, Рахманинова, Чайковского. Концерт второго дня, 16 мая, был посвящен творчеству Владимира Бонакова – его Учителя (именно так, с большой буквы, просят называть его ученики). Прозвучали Симфония для баяна «На поле Куликовом», соната «Монолог», сюита «Старинные часы», «Вечное движение», обработки народных мелодий. А после концерта Владимир Бонаков и Дмитрий Ходанович провели творческую встречу со студентами, которые буквально засыпали двух уникальных музыкантов вопросами.

Владимир Бонаков: я сам выбрал Музыку

— Владимир Михайлович, в каком возрасте вы осознали свой музыкальный дар?

— Мои родители не были профессиональными музыкантами, а, скорее, увлеченными любителями музыки. Папа прекрасно играл на гитаре, пел. Мой старший брат был пианистом и диктором Ленинградского радио и телевидения. К сожалению, он очень рано ушел из жизни: во время войны умер в блокадном Ленинграде. Я в то время был совсем маленьким, мне тогда посчастливилось выжить… А когда война закончилась и наступило мирное время, сложилось так, что я, еще будучи ребенком, сам выбрал Музыку. Отчетливо помню тот день. Как мы шли с мамой мимо парка, а там играл духовой оркестр. Исполнение было таким ярким, что я с восхищением воскликнул, вцепившись в подол маминого платья: «Мама, хочу учиться музыке!».

Из Ленинграда мы уехали в Северодвинск. Он тогда еще только строился, и, конечно, никаких музыкальных школ там не было. Зато работал Дом культуры, где состоялось мое первое знакомство с баяном - под чутким руководством талантливого, хотя и не знавшего нот аккордеониста. А затем туда приехал профессиональный учитель музыки из Архангельска, который сразу разглядел во мне способности и сказал, что нужно заниматься всерьез, причем именно на баяне, как на инструменте, открывающем большие перспективы. Я начал мучительно изучать ноты. Постигать азы было непросто: особенно, если учесть, что рука у меня была еще совсем детская, маленькая, поэтому нужно было сделать усилие, чтоб дотянуться до клавиш. Но я не сдавался. Пока взрослел, в Архангельске проходили различные фестивали, конкурсы, в которых я все чаще стал участвовать: в то время даже снискал в Архангельске даже славу «маленького вундеркинда». А потом папу перевели по работе в Таллинн, где я поступил в музыкальное училище. Там не было класса баяна, и меня взял на обучение скрипач, Леопольд Янович Вигла. Всю свою богатую творческую жизнь он посвятил Музыке и стал для меня творческим наставником и другом, оставаясь им до конца своих дней. Метод его преподавания был направлен на филигранную работу со звуком: Леопольд Янович брал в руки скрипку, прикасался смычком к струне и говорил: «А теперь попробуй в точности повторить этот звук на баяне, так же музыкально». Именно он научил меня трепетному отношению к звуку инструмента. Когда моего учителя не стало, я посвятил ему сонату «Реквием».

Там же, в училище, я параллельно с баяном изучал еще и фортепиано. В то время у меня была замечательная учительница, которую звали Хелье Сепп. В свое время королева Бельгии даже подарила ей рояль! Хелье многому научила меня, как музыканта. На конкурсах я выступал и как баянист, и как пианист. И в 1957 году на Республиканском конкурсе исполнителей я получил гран-при и как баянист, и как пианист. Я был настолько увлечен учебой, что жизненных трудностей, вроде отсутствия места в общежитии (когда приходилось спать в училище ночью, а днем там же садиться за инструмент), совершенно не замечал.

- Зато, наверное, после Таллиннского училища легко поступили в Гнесинку?

- Да, я мог пройти по конкурсу вообще без экзаменов. Но, утаив свои лауреатские звания, поступал на общих основаниях - хотя в тот год претендентов на поступление было 60 человек на место. Не стал искать легких путей.

- А когда вы начали сочинять музыку?

- Еще в юности. Причем это мое увлечение заинтересовало известного советского композитора и педагога, профессора Генриха Литинского. Генрих Ильич был дружен с Шостаковичем, Прокофьевым. «Бросай баян и пиши музыку, — категорично сказал мне Литинский, — Даже если ты будешь при этом жить на чердаке, продолжай писать!».

Но я не послушался, потому что страстно любил инструмент, на котором играл. Продолжил учебу, потом женился, обзавелся семьей. Преподавал, чтобы обеспечить близких всем необходимым. Впрочем, давать уроки я начал еще в 14 лет – очень хотелось самому заработать себе на хороший инструмент, ведь я из небогатой семьи. Приходилось работать и концертмейстером, и преподавателем. Кстати, один из моих первых учеников тогда был младше меня всего лишь на 4 года. Ныне это известный аккордеонист Владимир Зеленецкий. Были ученики и помладше. Например, один пятилетний малыш, который перед занятиями непременно просил покатать его на закорках, стал впоследствии известным пианистом. Это хорошо известный слушателям Евгений Могилевский.

- Владимир Михайлович, баян традиционно связывают со стереотипом: если это народный инструмент, значит, баянист – это такой рубаха-парень, который играет на свадьбах и юбилеях, с цветком в кудрях и обязательно в русской рубахе. О том, что баянисты, на самом деле – серьезные музыканты с высшим образованием, международными конкурсами и академическими концертами в творческом «багаже», говорят реже. Сложно ли с таким стереотипом бороться?

— С этим стереотипом приходится бороться всю жизнь. Он был распространен даже среди руководства музыкальных вузов: считалось, что круг возможностей у баяна, как у народного инструмента, крайне ограничен. «Что? Играть на народном инструменте классику?! Да как вам это в голову могло прийти!». На самом деле, я абсолютно уверен: если сравнить баян с органом, то баян это сравнение выиграет. По диапазону так уж точно. По звукоизвлечению – тоже. Звук органа – он какой есть, такой есть. А у баяна он может быть разным, порхающим, вибрирующим, пронзительным, нежным, грозным. Как у скрипки.

Дмитрий Ходанович: золотой век баяна еще впереди!

Этот невероятный по энергетике баянист - один из любимых учеников Владимира Бонакова - уникален не только своим исполнительским искусством. Дмитрий является самым настоящим… вице-президентом! Не пугайтесь: этот статус не имеет никакого отношения к политике. Дмитрий Ходанович - победитель и призер многих российских и международных турниров по джиу-джитсу, а с 2016 года является вице-президентом Московской Федерации джиу-джитсу. Так что баян в его тренированных руках смотрится особенно колоритно.

- Дмитрий, вы выросли в музыкальной семье? От кого унаследовали талант?

— Я родился на Украине. Мои мама и папа – профессиональные музыканты. Мама – пианистка, папа – баянист. Когда мне исполнилось 8 лет, родители решили переехать на Дальний Восток, в поселок, который находился примерно в шестистах километрах от Магадана. В то время там как раз открылась музыкальная школа. Папу назначили ее директором, маму - преподавателем. В этой школе я и начал учебу по классу баяна. Уже в то время хороший инструмент стоил довольно дорого, но родители сделали все, чтобы мне его купить. С тех пор баян, подаренный мамой и папой, всегда со мной. Его можно сравнить со скрипкой Страдивари: чем старше становится, тем ярче звучит.

- По классу фортепиано в школе тоже занимались?

- Да, мама за этим строго следила. Вообще, к моему выбору родители отнеслись чутко и внимательно. Они очень поддерживали меня в стремлении заниматься музыкой профессионально, расти, как исполнитель. Им было важно из талантливого ребенка вырастить настоящего человека, разностороннюю личность.

— Оставалось ли время на что-то, кроме учебы? На детство, как у других сверстников – игры с мячом, шалости и приключения?

— У меня было прекрасное детство! За которое низкий поклон моим дорогим родителям и учителям. Школьная программа в моем детстве была вполне разумной. В современной школе детей действительно всерьез перегружают: сейчас даже у второклассников по семь уроков в день. Думаю, что это неправильно. А еще, когда я был школьником, мне повезло в том, что из общеобразовательной в музыкальную школу не нужно было далеко ходить - они находились рядом. Конечно, приходилось учить много уроков, это было непросто. Я штудировал учебники на больших переменах. А потом – полдня свободы! Детство на Севере – это вообще прекрасно: путешествия по тайге, катание на лыжах, посиделки у костра. Романтика! Мало, у кого из современных детей есть такая роскошь…

— Как судьба свела вас с вашим учителем, Владимиром Бонаковым?

— Я счастлив, что судьбе было угодно нас познакомить. Я очень люблю Владимира Михайловича - моего Учителя, наставника в творчестве и в жизни. Этот удивительный человек, как и мои родители, внес колоссальный вклад в мое развитие, как личности, музыканта и человека.

Однажды, будучи еще совсем юным, я узнал, что в Электростали есть очень известное музыкальное училище, где преподает Владимир Бонаков, о мастерстве которого уже в то время слагали легенды. А потом увидел по телевизору концерт одного из его воспитанников, Владимира Чугунова, и был просто потрясен его игрой! До того момента даже и не представлял, что баян, который я держу в руках каждый день, может ТАК звучать! То самое сильное впечатление и пробудило во мне заветную мечту: стать учеником Владимира Михайловича. Родители интуитивно эту мою мечту почувствовали и решили сделать сюрприз: ничего мне не сказав, тайком написали Бонакову письмо с просьбой прослушать их сына. Он ответил, что согласен. Папа и мама с большой радостью мне объявили: собирайся, через несколько дней летим к Бонакову! Услышав эту новость, я просто дар речи потерял!

Когда Владимир Михайлович впервые меня послушал, то задал один-единственный вопрос: «Кем ты хочешь быть, баянистом или музыкантом?». К счастью, я ответил правильно. Ведь основа основ — это музыка… И, могу сказать, мне очень повезло. Ведь на тот момент Владимир Михайлович уже принял решение прекратить заниматься преподаванием. Да и я уже был почти взрослым, шестнадцатилетним юношей… Он колебался, брать меня на обучение или нет. Решение принял, устроив мне более серьезное испытание. Мой будущий учитель дал мне сложное задание на лето. Нужно было освоить 30 инвенций (небольшая музыкальная пьеса — авт.) Баха, плюс выполнить дополнительные задачи. И каждую неделю составлять для него письмо-отчет о проделанной работе. Таким образом, мне пришлось всерьез побороться за свое будущее. Я осилил 25 инвенций. И могу сказать, что тот «экзамен» поднял меня на ступень выше, открыв те внутренние силы, о существовании которых я и не догадывался. Хотя преодолеть его было невероятно сложно: помню, что родители после тех напряженных занятий даже увезли меня восстанавливаться в Карпаты, в гости к родне. Тем не менее, я своего добился: стал учеником Владимира Бонакова. Остаюсь им и по сей день. До сих пор для меня самое большое испытание выглядит так: пришел на урок к Владимиру Михайловичу с новой программой, отыграл и вдруг… долгая-долгая пауза. Ужасно мучительная! После чего Владимир Михайлович задает вопрос: «Дима, скажи пожалуйста, а вот тебе понравилось то, что ты сейчас сыграл?». И в этот момент я понимаю: мое исполнение потерпело полное фиаско. Ведь если моя музыка не тронула - значит, я абсолютно не смог выразить суть произведения. Да, мой Учитель для меня – самый пытливый, самый серьезный, самый волнующий слушатель. Как и мои мама с папой, которые тоже зачастую очень строго мое исполнение критикуют.

- Дмитрий, как вы считаете: оценен ли по достоинству в наши дни баян, как музыкальный инструмент, раскрыта ли полностью палитра его возможностей?

- Начнем с того, что богатый диапазон баяна позволяет играть на нем любую фортепианную и органную программу. Все потому, что он умеет петь! Я исполнял на баяне музыку XV, XVI веков - и она звучала! А как звучат на баяне Шопен, Шуман, Лист! Хотя вообще, у меня, как у русского человека особый трепет вызывает именно русская музыка. Она какой-то особый отклик находит в моей душе: произведения Скрябина, Рахманинова, Чайковского, Глинки, многих других русских композиторов. Надеюсь, что в ближайших концертах мне удастся порадовать слушателей новыми произведениями, которые будут не менее прекрасно звучать на баяне.

Я твердо убежден, что «золотой век» баяна еще не наступил, он еще впереди. Хотя, пока что миру не хватает исполнителей, которые обладают мастерством, позволяющим развернуть это безграничное полотно в полном масштабе. Жаль, что на Западе в консерваториях постепенно закрываются классы обучения игре на баяне. Видимо, там пришли к выводу, что инструмент не соответствует классическому исполнительскому искусству. Либо не хватает преподавателей, умеющих раскрыть ученикам все возможности инструмента. Но, думаю, все дело в том, что Европа в последнее время делает упор в преподавании на конструктивные произведения для баяна, которые к музыке и высокому искусству имеют очень далекое отношение. Закрыты классы, в частности, в Берлинской консерватории, в Ганновере класс баяна тоже закрывают. Вот к чему привело увлечение конструктивом в музыке…

- А что обозначает это понятие - конструктив?

- Это когда в музыке нет мелодии и правильной классической формы, и когда автор профессионально не владеет этим ремеслом. Ведь композитору мало обладать даром сочинительства: нужно еще и учиться, получить соответствующее образование. А так, получается, что музыку зачастую пишут совершенно случайные люди… Про настоящую музыку люди просто забыли.

И очень жаль, что в наши дни мало, кто умеет делать профессиональные транскрипции, переложения для баяна. Владимир Бонаков является эталоном этого искусства. Так как он создает переложения, на сегодняшний день не умеет делать никто! Это абсолютно точно. Мой друг, блистательный баянист и ученик Владимира Михайловича, Андрей Дмитренко, подтвердит эти слова. Мастерство профессиональной транскрипции Бонакова основывается на фундаментальной школе: потому и симфонические произведения на баяне звучат прекрасно, и произведения, написанные для старинных инструментов (клавесина и органа), и для фортепиано – полнее, богаче и ярче.

- Дмитрий, всем известно, что исполнительское мастерство по уровню нагрузок сравнимо с профессиональным спортом. Именно поэтому в спорте у вас тоже есть успехи?

Слушатели Уфы еще долго будут делиться впечатлениями от выступления двух замечательных мастеров баянного искусства из Москвы, и, как это всегда бывает после встречи с чем-то большим и настоящим, бережно перебирать в памяти самые яркие моменты. А потом с благодарностью и надеждой ждать новых встреч.

Читайте также: