Кто такой данила мастер по профессии

Опубликовано: 02.07.2024

Сказы Павла Бажова таят в себе национальный колорит, описания простых русских людей и сочетают действительность с фантастическим началом. В сочинении «Каменный цветок» главным героем стал мастер-ремесленник по имени Данила. О приключениях мужчины автор и ведет речь в произведении.

История создания персонажа

Данила Зверев — прототип литературного персонажа

Данила Зверев — прототип литературного персонажа

У персонажа Данилы-мастера существовал прототип. Им оказался Данила Зверев, виртуозно работавший с камнем. Конечно, мужчина не работал с малахитом, считающимся самоцветом, да и Хозяйка Медной горы не сводила с ним знакомства. Но этот человек познакомил писателя с таинственным миром натуральных камней.

Описывая героя-ремесленника, Бажов сочетает в его образе сразу несколько характеристик. Мастером считается человек, обладающий большим багажом знаний и умений. Работавшие на уральских заводах специалисты переняли мастерство у зарубежных коллег.

Будучи тружениками, они вызывали глубокое уважение. Без перерыва работавший Данила демонстрировал качество, типичное для работников этой области. Перфекционист, он старался создать запоминающееся творение. Связь с язычеством на Руси – еще один нюанс, на который обращает внимание автор сказки. Чтобы узнать великую тайну, Данила отправляется к мифической Хозяйке Медной горы, а не к божественному провидению.

Писатель Павел Бажов

Писатель Павел Бажов

Книга сочинений Павла Бажова объединяет истории простых работяг Урала, учившихся чувствовать «душу» камня и очищать ее от оков грубого материала, создавая уникальные вещи. Автор упоминает о тяжести такого труда, о том, как нелегко проходит жизнь простых железодобытчиков и тех, кто ваяет из бездушного камня неповторимые произведения искусства.

Любопытно, что наравне с вымышленными персонажами и героями, чьи образы сочинены по подобию знакомых писателю мастеров, в сюжете присутствуют и личности, чьи имена были известны читателям. Отдельная роль отведена Иванко Крылатко, под именем которого описан Иван Вушуев, знаменитый камнерез.

Образ в сказках

Данила-мастер в сказке

Данила-мастер в сказке

Сказка «Каменный цветок», изданная в 1938 году, создавалась с оглядкой на уральский фольклор. Сказы местных жителей дополнили сочинения Бажова традиционным колоритом. Наряду с фантастическими деталями автор делает акцент и на драматической подоплеке сюжета. Мечта и реальность, искусство и быт сталкиваются в произведении.

Биография главного героя описана подробно и становится основой сюжетной линии. Данилу с детства звали «недокормышем». Худенький мальчик отличался от сверстников мечтательностью и задумчивостью. Он был наблюдателен. Взрослые, поняв, что тяжелая работа ему не по плечу, отправили Данилушку смотреть за коровами. Это задание оказалось сложным, потому что мальчик часто засматривался на окружающие его предметы, увлекался насекомыми, растениями и всем, что попадалось на глаза.

Данила-мастер и Катя

Данила-мастер и Катя

Привычка приглядываться к деталям оказалась полезной, когда Данилу отдали на обучение к мастеру Прокопьичу. Подросток обладал удивительным чувством прекрасного, пригодившимся в профессии. Он знал, как лучше работать с камнем и видел недостатки изделия и преимущества материала. Когда Данила вырос, его вкус, стиль работы и талант стали притчей во языцех. Терпение и отдача, с которыми ваял мастер, очень ценились окружающими и стали причиной появления его незаурядных изделий.

Несмотря на похвалы, Данила стремился к большему. Он мечтал показать людям истинную мощь камня. Юноша вспомнил сказки, которые слышал от ведуньи. Они гласили о каменном цветке, раскрывающем суть прекрасного и приносящем несчастье. Чтобы раздобыть невиданное чудо, Данила отправился на поклон к Хозяйке Медной горы. Он пошла навстречу мастеру и предъявила чудесный цветок. Сознание Данилы затуманилось, он потерял голову. Мастер бросил невесту Катю и сгинул без вести. Ходили слухи, что он пошел в услужение к Хозяйке Медной горы.

Данила-мастер и Хозяйка Медной горы

Данила-мастер и Хозяйка Медной горы

Последующая жизнь Данилы описана автором в произведениях «Горный мастер» и «Хрупкая веточка». Эти сказки были изданы в сборнике под названием «Малахитовая шкатулка». Главной задачей Бажова стала идея показать муки поисков истины и гармонии в творческом деле, жажду постижения прекрасного.

Данил из сказки "Каменный цветок" описан, как трудолюбивый молодой человек, но очень задумчивый и мечтательный. Его даже убрали из слуг, так как он отличался нерасторопностью, позже его отстранили от пастушьего дела, так как и там он отвлекался и начинал мечтать глядя на природную красоту.

Так же Даниил описан, как хороший мастер своего дела, которое ему по душе. Всего парень добился сам.

К сказке подходит такая пословица: "Неторопливая работа указывает на искусного мастера".


Данила из сказа Бажова "Каменный цветок" с детства рос хоть и хиленьким, но мечтательным пареньком. Он казался неспособным к физическому труду: не мог угождать ни на службе, ни следить за коровами. В результате чего паренька изгнали и из слуг, и из пастухов, и направили в подмастерья к старому мастеру Прокопьичу.

В ученье у Прокопьича Данила проявил все свои таланты: она показал себя внимательным и трудолюбивым подмастерьем, благодаря чему смог стать уважаемым в округе мастером.

Однако такая зацикленность на работе Данилы сыграла с ним злую шутку: парень слишком увлекся тонкостями малахитового дела, в результате чего он увидел Хозяйку Медной горы и отказался от радостей земной жизни.


Данила - человек не простой, необычный, человек творческий, с богатым внутренним миром, одаренный и талантливый. В то же время он трудолюбив, ведь ни один талант не разовьется в человеке без трудолюбия. Он мечтателен и постоянно погружен в свои собственные мысли. Он очень серьезно относится к своей работе, ему нужно, чтобы все было идеально. Свой каменный цветок Данила делал очень долго, пытался добиться, чтобы он получился таким, каким он его задумал. Можно сказать, что он максималист. Он наблюдательный, любит природу, наблюдает за ней, это помогает ему в его работе, он раскрывает красоту камня. Бажов с большой любовью и уважением относится к Даниле-мастеру.



Характеристика Данилы из сказки "Каменный цветок" П.П. Бажова:

Автор показывает Данилу в детстве хилым, слабым и даже несчастным ребенком. У читателя складывается ощущение, что Данила был даже изгоем. Даже на работу его никто не брал, считая его невнимательным и никчемным человеком.

Единственное, что у него получалось - это выразить себя через камень, поэтому и стал каменорезом. Здесь он был настоящим профессионалом, мастером своего дела. В итоге стал уважаемым мастером.

Он очень любит природу, наслаждается ее красотой, даже мечтает, когда любуется природой.

Автор с уважением относится к Даниле, подбирая слова, когда характеризует его.


Данила ставил перед собой цель, добивался её упорно работая, не жалея себя, потому что он был не только настоящим профессионалом, мастером своего дела, но и очень трудолюбивым человеком, который смог действительно в своём деле добиться совершенства.

Данила рос с детства наблюдательным, мог аналитически мыслить, любил природу, умел её ценить и восхищаться ей, находя в ней особую неповторимую красоту.

Данила, герой сказа "Каменный цветок" с детских лет отличался наблюдательностью и вдумчивостью. Мальчик рос худеньким и не годился для тяжелой работы, его отрядили пасти коров, но и с этим делом Данилушка не справился. Он слишком много времени уделял наблюдением за природой,любил смотреть букашек, любил рассматривать цветы.

Однако наблюдательность Данилы пригодилась ему, когда он стал учиться у Прокопьича. Мальчик хорошо понимал камни, видел где-что убрать, чтобы получилось красиво.

Данила стал мастером, его работы отличались большим вкусом и красотой. Про него можно сказать - талант, а обязательные составляющие любого таланта - терпенье и труд.

Данила с детства проявлял такие черты характера, как: усидчивость, внимательность, он был очень любознательным ребенком.

Когда Данила вырос он стал настоящим профессионалом своего дела, его работы были настоящим искусством и отличались тонкостью и необычной красотой. Данила если уж взялся за дело, то доводил его до конца. Так и с каменным цветком мастер возился долго, он смог его сделать, но результат его совершенно не порадовал, поэтому он в отчаянии разбивает чашу.

Данила очень любит природу, он постоянно любуется цветами, находит их очень красивыми и гармоничными, также он любит камни, понимает как с ними работать.

Данила -главный герой сказки "Каменный цветок" П.П. Бажова. Он был очень трудолюбивый, целеустремленный,вни­ мательный, вдумчивый, ко всему подходил основательно и всегда доводил начатое дело до конца. Лень ему была чужда. Данила также любил мечтать, это придавало ему сил. Ради любви он преодолел множество сложных испытаний.

Поставил перед собой цель и любой ценой выполнил. Не ленивый, трудолюбивый, упрямый. Захотел каменный цветок - вырезал из камня. Конечно, ему стоило и время, и силы потратить, и любовью пожертвовать, но задуманное сделал. Для себя сделал вывод, что смог, трудности преодолел, что невозможного нет.

Касаемо характеристики Данилы, главного героя сказа Бажова- Каменный цветок, то могу сообщить следующее.

Во- первых, Данила был настоящим профессионалом и мастером своего дела, он был трудолюбив и порой одержим идеей добиться совершенства в своей профессии.

Кроме всего прочего, в сказе Бажова указывается на то, что с детских лет Данила был очень наблюдательным ребёнком и имел склонность к аналитическому мышлению, то есть пытался не просто отметить для себя какое-то явление, но и понять, отчего, по какой причине это явление может происходить.

Данила любил природу и находил в ней много прекрасного и любовался её красотой.

Кстати, кто читал сказ Бажова- Горный мастер, тот знает, что Данила всё-таки вернулся в семью к своей Катерине и зажил с ней счастливо.

Данила Кондратьевич Зверев

Данила Зверев родился в 1858 году на Урале, в деревне Колташи. Дом, где жил знаменитый мастер, не сохранился, сейчас на этом месте яма. В этой деревне Зверев прожил большую часть жизни.

В детстве он был пастухом, но справлялся с этим делом плохо, да и мечтал о другом. Не привлекало его и земледелие.

Есть версия, что горщиком Зверев стал, чтобы не попасть в армию. По семейному преданию, дед старателя попал в солдаты в зрелом возрасте и вернулся домой уже стариком. С тех пор солдатскую службу в семье Зверевых считали тяжким наказанием и старались ее избежать.

В то время старателей в солдаты не забирали, потому что хорошие специалисты приносили государственной казне хороший доход. Вот Данила и подался в горщики.


Зверев был лично знаком с Бажовым. Свидетельством этому служит фотография, сохранившаяся до сих пор в семейных архивах потомков.

Семья у Данилы Кондратьевича была большая. Он был дважды женат и от двух браков у него было девять детей. Дом у них был двухэтажный, на первом этаже располагалась мастерская. Свое мастерство Данила Кондратьевич передавал сыновьям.

Они оказались талантливыми последователями, достойными отца.


Сыновья мастера занимались подбором камней, которыми выложены звезды на башнях в Кремле. Кроме того, Григорий и Алексей Зверевы принимали участие в создании самой дорогой в мире карты - карты индустриализации Советского Союза, в которой тоже использованы самоцветы.

Однако со временем Данилу Кондратьевича стало все больше тянуть в большой город, к новым местам. В конце концов он оставил семью и уехал в Екатеринбург, но семье помогал всегда.

В 1935 году Зверев тяжело заболел, возможно, у него был инсульт, потому что у мастера повредилась речь и сознание, парализовало всю левую половину тела.

8 декабря 1938 года он скончался.

Данила-мастер

Учился "каменному" делу у Самоилы Прокопьевича Южакова, с которого списан образ Прокопьича из "Уральских сказок" Бажова.

Как и в этих сказках, местные жители часто работали на приисках и верили в приметы, указывающие на удачные места, клады, залежи камней. В отличие от большинства "коллег" Зверев полагался исключительно на собственные знания, опыт и трудолюбие. И они его не подводили. Как только сходил снег, Данила Зверев уходил из деревни, бродил в лесах, около рек, в заповедных местах - искал редкие камни.

Он не копал ямы, как многие горщики, а перебирал отвалы, оставшиеся от добычи золота, там и находил множество ценных камней. Примечал места, искал признаки, указывающие на залежи камней. Никогда Данила не возвращался домой без добычи.

В отличие от многих старателей, сразу спускавщих все, что находили, Данила был расчетлив и сметлив. Он скупал оставшийся после добычи золота песок, а в нем нередко находил крупные и ценные камни. Находки с собственных "раскопок" тоже не разбазаривал, а хранил, потом выгодно продавал. Слава о нем быстро распространилась далеко за пределы родной деревни. Мастер был известен на весь Урал.

Но богатства знаменитый мастер не нажил. Охотно помогал односельчанам, делился со многими. Известен случай, когда удачно продав заказ в Екатеринбурге, он привез в родную деревню два воза пряников и раздал соседям. Некоторые считали его чудаком, но большинство земляков любили щедрого мастера.

В 1912 году состоялось знакомство Зверева с академиком А.Е. Ферсманом, который приехал в Колташи для изучения местных месторождений. Эта встреча позднее сильно повлияла на судьбу мастера.

Перед революцией Зверев переехал в Екатеринбург, где он поселился у сына своего учителя Прокопия Южакова.

После революции Зверев продолжал свое дело. В 1920 году на южном Урале был открыт Ильинский заповедник земных недр. Одним из его основателей стал хорошо знакомый с Данилой А.Е. Ферсман. Он способствовал многочисленным разработкам новых месторождений, и здесь знания и опыт Зверева оказались незаменимы. Он стал оценщиком горных предприятий и банков. Оценивал драгоценности, оставшиеся в городе после того, как его покидали богатые люди, бежавшие от большевиков. Множество сокровищ были переданы в музеи или переданы для научных исследований.

Пока позволяли силы, Данила Зверев занимался любимым делом - оценивал и изучал камни.

Вклад в создание шедевров

Незадолго до Первой мировой войны в Париже прошла масштабная выставка произведений искусства. Специально для нее В России была изготовлена карта Франции методом флорентийской мозаики. Подбором камней занимался Данила Зверев. Он же непосредственно участвовал в создании экспоната.

Зверев консультировал специалистов при подборе камня для мавзолея Ленина.

Память


Одна из улиц Екатеринбурга носит имя Данилы Зверева. Также в городе установлена мемориальная доска в его честь.


Недалеко от Колташей находится камень со смешным названием "Ежик". Говорят, около него еще в детстве любил отдыхать Данила Зверев. Камень до сих пор на месте.

Есть легенда, что на родине мастера - в Колташах - хранится клад, состоящий из самых ценных камней, найденных мастером. Будто бы перед отъездом в Екатеринбург он на всякий случай припрятал их. Охотников найти сокровище находилось немало, но пока это никому не удалось.

Данила Зверев прообраз Данилы Мастера из сказов Бажова

Данила Зверев

Если для центральной России главные герои сказок – богатыри, то на Урале, несомненно, мастеровые и горщики. Самый известный образ уральского мастерового-горщика – Данила Мастер из сказов П. П. Бажова. Прообразом же Данилы стал наш земляк Данила Зверев, самый именитый уральский горщик (специалист по добыче самоцветов и цветных камней) из деревни Колташи и села Черемисского.

Октябрь. Вид на Господский дом, где сегодня размещается минералогический музей. Фото с правого берега пруда

Октябрь. Вид на Господский дом, где сегодня размещается минералогический музей. Фото с правого берега пруда

Как и Данила Мастер, будущий горщик рано лишился родителей, в детстве пас коров, отличался мечтательностью, не раз бывал порот за недосмотр за стадом. С детства Данила, как и бажовский герой, был слаб здоровьем, худеньким и маленьким, оттого Зверева соседи прозвали Легоньким, а героя «Каменного цветка» — Недокормышем. Но тот и другой брали свое характером. Учителем Данилы Зверева по каменному делу стал Самоила Прокопьевич из Южаково, прообраз Прокопьича из бажовского «Каменного цветка».

Павел Бажов и Данила Зверев во время одной из встреч

П. Бажов и Д. Зверев во время одной из встреч

Как и Данила Мастер Данила Зверев сотворил многие шедевры из камня, выполнял ответственные задания из Петербурга. Именно он подбирал самоцветы и цветные камни и участвовал в изготовлении методом мозаики знаменитой карты Франции, которая в 1900 году была представлена на выставке в Париже, получила Гран-при и была подарена Россией Французской республике в качестве союзнического жеста.

Любовь к камню привил Данила и своим сыновьям. Уже в советские годы они подбирали самоцветы для изготовления звезд Московского Кремля, для карты индустриализации СССР, самой дорогой карты в мире, говорят, что консультировал Данила Кондратьевич специалистов при подборе камня для Мавзолея Ленина. Сегодня одна из улиц Екатеринбурга носит имя знаменитого горщика.

В Колташах до наших дней сохранились предания и легенды, связанные с Данилой Зверевым. Рассказывают, как однажды, после получения оплаты за большой заказ, Данила привез в родную деревню два воза пряников и угощал ими всех односельчан. Еще сказывают, что где-то в Колташах припрятана шкатулка с дорогими камнями, отобранными Зверевым на черный день.

Здесь же, сразу за деревней, у скалы Ёжик, в реку Реж впадает речушка Положиха, где именно Данила Зверев намыл десятки самых дорогих в мире самоцветов, редко встречающихся на Урале: алмазов, рубинов, сапфиров. Может быть, здесь на Положихе и посчастливилось встретить Даниле Звереву Медной горы Хозяйку, которая раскрыла перед горщиком свои несметные богатства?

Данила Зверев – герой очерка «Самоцветы» уральского классика Д. Н. Мамина-Сибиряка, главный герой бажовского сказа, «Далевое глядельце». В сказе названа его малая родина, деревня Колташи, описаны жизненные перипетии знаменитого горщика в детстве и юности, забавная история, как его женили.

Кадр из фильма «Каменный цветок» (1946 год)

Кадр из фильма «Каменный цветок» (1946 год)

Еще раз про любовь

Цикл из трех сказов о жизни Данилы Мастера («Каменный цветок», «Горный мастер» и «Хрустальная веточка»), прообразом которого стал Данила Зверев, впервые вышел в 1939 году в сборнике «Малахитовая шкатулка». Сегодня для большинства эти сказы о становлении Мастера с большой буквы. На самом деле в первую очередь – они о настоящей любви, о терпении и вере, особенно это касается сказа «Горный мастер».

Данила на годы без вести пропал, а его невеста Катя, несмотря на многочисленные предложения руки и сердца, несмотря на всеобщее непонимание и осуждение ее упрямой преданности казалось погибшему жениху (чего стоит прозвище Катя Мертвякова), спасла Данилушку своим ожиданием, помогла ему покинуть царство Хозяйки Медной горы. А что же Данила? Казалось бы достиг Мастер высшего человеческого умения в своем деле, мог дальше пойти и достигнуть сверхчеловеческого мастерства, но между любовью и карьерой все ж в конце концов выбрал первое.

В 1946 году вышел фильм А. Птушко «Каменный цветок» (ставший одним из победителей первого Каннского кинофестиваля 1946 года) о жизни Данилы Мастера, о его профессиональных исканиях и о любви. Это фильм о том, как не сразу, но сделал Данила свой выбор в пользу любимой Кати, оставив возможности карьерного роста во владениях Хозяйки Медной горы. Это фильм о терпении Катеньки, которая перенесла все пересуды и сплетни (наверно, это про нее: «Ожиданием своим ты спасла меня») и, словно жена декабриста, отправилась на поиски любимого «во глубину сибирских руд». Роль Данилы Мастера в фильме сыграл замечательный актер Владимир Дружников. Его облик и стал отправным в создании образа классического уральского мастерового (как герои картины Васнецова в создании образа богатырей).

Балет «Каменный цветок»

Балет «Каменный цветок»

Тайна смерти Сергея Прокофьева

Новый фильм привел балетмейстера Л. Лавровского к мысли о создании балета на сюжет истории Данилы Мастера. Этой идеей Лавровский делится с композитором С. Прокофьевым, с которым до того в тандеме они создали великолепную балетную постановку «Ромео и Джульетта». В 1948 году Прокофьев с увлечением принимается за новую работу. К 1950 году постановка в основном была завершена. Но что-то не устраивало Прокофьева, что-то не давало поставить ему финальную точку в работе, а тут еще злые критики. Как и Данила Мастер с его каменным цветком, Сергей Сергеевич не раз готов был все бросить, сжечь и забыть. Но не мог. Все же в начале марта 1953 года приступили к репетиции. Днем 5 марта Лавровский зашел к Прокофьеву, который склонившись над партитурой, сосредоточенно вносил правки. В это время Прокофьев не видел и не слышал Лавровского, весь уйдя в работу. Через несколько часов композитора не стало. Он буквально сгорел в работе над бажовскими образами, произошло это в день смерти И. В. Сталина. А премьера «Сказа о Каменном цветке» (в дальнейшем «Каменный цветок») состоялась в апреле 1954 года на сцене Большого театра.

Фонтан «Каменный цветок» на ВДНХ в Москве

Фонтан «Каменный цветок» на ВДНХ в Москве

Один из символов Советского Союза

В этом же 1954 году закончилась глобальная реконструкция ВДНХ, одного из главных символов столицы Советского Союза. Центральными композиционными элементами новой Выставки достижений народного хозяйства становятся три фонтана. Фонтан «Дружба народов» символизировал единство многонациональной страны. Фонтан «Золотой колос» — достижения советского народа в сельском хозяйстве. А вот фонтан «Каменный цветок», созданный по мотивам бажовских сказов — творческое изобилие, мастерство советских людей. Фантастический цветок, вырастающий из уральских самоцветов, стал гимном человеку труда. Творение Данилы Мастера, чьим прообразом явился наш земляк Данила Зверев, становится олицетворением трудового подвига не только уральцев, но и советского человека вообще. «Каменный цветок» — первый в мире светомузыкальным фонтаном, для него композитор Д. Шостакович специально написал «праздничную увертюру». Название фонтана стало образцовым, в разных городах страны «вырастают» свои «Каменные цветки». К примеру, в Екатеринбурге в 1960 году на площади Труда. Появился свой каменный цветок и в Реже – на площади у ДК РМЗ (ныне ЦКиИ). Данила Зверев становится олицетворением лучших представителей трудового народа, а его каменный цветок – безграничных возможностей советского человека, его тяги к творчеству и красоте.

фонтан Каменный цветок в Реже

Свой фонтан «Каменный цветок» в советские годы появился и в
Реже (площадь перед ДК РМЗ, ныне ЦКиИ)

Малахитовую шкатулку, ларчик из красивейшего уральского камня, наполненный украшениями из других самоцветных камней, подарила на свадьбу рудобою Степану и его жене Насте Хозяйка Медной горы. Этот волшебный подарок имеет важный смысл для понимания не только одноимённого сказа, но и всей книги. Шкатулка из зелёного > камня, которую берегут и передают из поколения в поколение, напоминает о тяжёлом труде и упорстве добытчиков уральских подземных богатств, о большом искусстве народных мастеров, гранильщиков и камнерезов.

Творческий труд славных русских умельцев - основная тема творчества Бажова. Увидеть в камне душу и показать её может только настоящий мастер. Ярким примером тому служат герои бажовских сказов.

> рассказывает о творческих муках мастера по малахиту Данилы. Казалось бы, всем понравилась сделанная им на заказ чаша - >, а Данило недоволен: жизни в цветке нет. Хотелось ему, чтобы люди, глядя на его работу, забывали, что это искусно сделанная чаша, а любовались бы ею, как живым цветком. В этом видел Данило истинное мастерство резьбы по камню. Познал он и тайну камня, стремился подражать природе, но копия получилась гораздо хуже оригинала.

Конечно, парень был очень талантлив! Ещё ребёнком он интуитивно чувствовал красоту камня, помог Прокопьичу узор придумать. Работал быстро, с удовольствием, не зная ни сна, ни покоя. Но > - учеником Медной горы Хозяйки - мог стать только тот мастер, который познал красоту природы и имел фантазию, чтобы не копировать, а создавать своё произведение искусства. Должен родиться замысел, а потом уже подбирается камень. Об этом говорит Даниле Хозяйка горы: >. Вот поэтому и уничтожает мастер свою чашу, которая стала для него воплощением бескрылости, отсутствия поэтической фантазии, самостоятельной творческой мысли. Для Данилы в его изделиях важна не сложность, удивляющая других, а красота, которой будет радоваться сердце. Мастер одержим желанием понять секрет красоты, готов пожертвовать всем ради этого секрета.

После посещения каменного леса Хозяйки он чувствует себя >. Данило решил, что он ещё ничего не достиг, собственная работа, в которую он вкладывал столько сил и поисков, кажется ему ничтожной по сравнению с тем, что он видел в горе. Он разбивает свою неудачную чашу, будто уничтожает своё несовершенство. В барскую чашу он не вложил ни капли своих дум и чувств, и поэтому она недостойна даже того, чтобы быть разбитой рукой мастера. Именно каменный цветок Хозяйки Медной горы помог ему понять, в чём заключается истинная сила мастерства.

Продолжает историю династии камнерезов - Катя, героиня сказа >. Все помыслы, все мечты девушки были связаны с Данилой, который находился у Хозяйки Медной горы. Из-за него она терпела обиды и насмешки от земляков и даже от родных и близких. Из-за него она ушла к Прокопьичу, названому отцу Данилы. Чтобы хоть в мыслях быть ближе к любимому человеку, Катя стала изучать его ремесло: >. Данилушко будто посылал ей подходящие камни из Медной горы, а мысли о нём помогали девушке создавать простые, но изящные изделия. Катя смела и решительна в своих поступках, готова бороться за свою любовь: > - говорит оно Хозяйке Медной горы при встрече. Данило-мастер не в силах противостоять любви и жизни - они оказались сильнее камня, и он выбирает любовь. Образ Кати убеждает нас в мысли, что верность, терпение, смелость, любовь, доброта помогают людям пережить самые тяжёлые жизненные испытания, что красота не только в искусстве, но и в человеческих отношениях.

> - рассказ о жизни трудолюбивой и хозяйственной семье камнереза Данилы и Кати. В центре - образ Мити, который продолжает дело отца. Митя - достойный сын своих родителей. Все его любили: >. В учёбе сметлив был, хвалили его. А вот когда мастерству обучаться начал, тут-то и проявились его таланты. То, что Данило понял, побывав в >, передалось Мите по наследству. Он мастер с фантазией, с творческим >, ему удаётся достичь гармонии между замыслом и его воплощением в камне. Не случайно он работает с простым материалом: именно талантливый мастер превращает обычный камень в произведение искусства. Красота подвластна лишь настоящему художнику, который умеет в точности не только повторить живую натуру, но внести в эту натуру свой взгляд, выразить через неё мысль или чувство.

Митя сам открыл секрет красоты, сам понял, как сделать камень живым. Он-то и достиг наивысшего совершенства в работе с камнем.

Тема мастеров и мастерства, искусства и жизни, ремесленничества и служения искусству объединяет сказы Бажова. Его герои по-настоящему красивы душой: умеют и любят творить, способны самоотверженно любить и ждать, чисты и открыты сердцем добру и красоте.

Читайте также: