Кто такой портер профессия

Опубликовано: 16.05.2024

Очень часто восхождение становится первым и последним, и тот единственный подъем по узким извилистым тропам, куча неумелых, но, как тогда казалось, шедевральных фотографий и непривычное позвякивание снаряжения навсегда откладываются в памяти и становится событием номер один. Мало кто потом вспоминает людей, которые шли вместе с вами и несли сотни килограмм вещей, без которых вы бы просто не смогли прожить те несколько дней в Гималаях. Этих смуглолицых и низкорослых крепышей всех без разбора называют шерпами, но это примерно то же самое, что называть всех нелегальных гастарбайтеров — таджиками.

Подсчет восхождений, совершенный портерами, никто не ведет, их имен никто не знает, а если и знают, то не запоминают, про портеров не говорят в новостях, а если и говорят, то в контексте гибели известного альпиниста или примерного количества носильщиков, поднимающих его груз. Один из народов, живущих в Гималаях, первый научившийся зарабатывать на жизнь восхождениями — это шерпы. Именно из-за силы и выносливости этих людей, шерпами стали называть всех горных носильщиков. Маленькие люди, живущие в больших горах, даже не думающие преподносить свою жизнь как подвиг, но при этом в огромных количествах погибающие в скальных завалах и под толщами лавин, неся вперед чужие рекорды и славу. Удивительно, но первой связке, поднявшейся на Эверест, был именно портер.

Как ни странно, своим звездным восхождением непальский шерпа Тенцинг Норгей обязан английской королеве. Именно в честь ее коронации была организована английская экспедиция в мае 1953 года, результатом которой стали первые следы человека на самой высокой точке мира. И этими людьми были Тенцинг, наемный носильщик, и Эдмунд Хиллари, профессиональный альпинист. В последствии непальский портер стал народным любимцем, завершил свои восхождения и даже создал Гималайский институт альпинизма (ГИА). Это был первый и, вполне возможно, последний случай, когда простой носильщик прославился на весь мир.

Другие шерпы, кому не удалось засветится, продолжили свои «коммерческие восхождения» пока однажды не погибли под лавиной или окончательно не состарились. К слову, на туристических маршрутах большинство портеров впервые ступают на тропу бесконечных спусков и подъемов, едва достигнув 15-16 лет. При виде шагающих подростков с 50-килограммовыми грузами за спиной невольно начинаешь задумываться о крутости своего восхождения, ну и, конечно, о справедливости мира. Начинают заниматься подъемами, как правило, без какого либо специального снаряжения, а на трековых маршрутах — иногда даже в резиновых шлепанцах. Более или менее хорошая обувь — признак обеспеченного портера, а трекинговые ботинки — неправдоподобная роскошь. На высокогорных маршрутах цена портера зависит не только от его подготовки, но и от одежды и снаряжения. Если у нанятого носильщика нет необходимой обуви и теплой одежды, это проблему обязан решить человек, который его нанял. Поэтому для серьезные экспедиций стараются нанимать уже бывалых и во всех отношениях подготовленных портеров.

На «пеших» маршрутах на подходе к заснеженным вершинам среди навьюченных яков и мулов можно встретить носильщиков с грузом, превышающим самих бедолаг и по размерам, и по массе. Основным снаряжением этих портеров является корзина, но удивительна не столько она, сколько отточеная веками система переноски грузов. Основной вес ноши, загруженной в корзину приходится на голову, а точнее, на лоб носильщика, на который накидывается широкая лента, никаких привычных западным людям лямок и поясов. В верхней части нагруженной корзины есть две веревки, за которые портеры «держат» груз в особенно сложных участках. Вторым и, пожалуй, не менее важным помощником служит Т-образная короткая палка. Форма и длина этого нехитрого инструмента выбрана далеко не случайно. Согнувшийся под тяжестью портер опирается на нее не только во время перехода, но и во время «привала». В ковычках, потому что эти люди отдыхают стоя, уперев палку в специальную выемку внизу корзины. Получившийся таким образом упор позволяет останавливаться даже в самых непригодных для привала местах. Короткая передышка, и подъем продолжается.

О том, что угнаться на туристической тропе за нагруженным 50 кг грузом коротышкой-шерпом крайне сложно, а обогнать практически невозможно, вы наверное уже догадались. Есть даже такая бородатая шутка про то, что добравшись до очередного привала туристы всегда встречают там развернутый лагерь и скучающих портеров. Кому как не людям, выросшим в этих краях, знать о том, как следует подниматься. Груженые шерпы ходят небольшими шажками по очень извилистой траектории, стараясь очень экономно рассчитывать свои силы. Медленно, без остановок для фотографирования окружающих пейзажей, низко склонившись к тропе эти люди поднимают свою тяжеленную ношу практически не меняя темп.

Одним из самых посещаемых мест в Гималаях является южный базовый лагерь Эвереста. Помимо экспедиций, собирающихся на самую высокую точку планеты, ежегодно на высоту 5364 метров поднимаются тысячи горных туристов со всего мира. Соответственно, все необходимое для этих людей поднимают шерпы. Но помимо подъемов тяжеленных грузов гималайские шерпы выполняют еще множество самой разной работы. Наиболее подготовленные шерпы часто берут на себя обязанности горных гидов, выступая уже в роли проводника, а не просто носильщика. Многие шерпы занимаются более тяжелой и технической работой по обеспечению восхождений экспедиций, например, провешивания перил, установка и сворачивание промежуточных лагерей на всех этапах восхождения.

3 мая 2012 произошло очень значимое событие для всего Непала — Национальную ассоциацию горных гидов Непала включили в состав Международного союза IFMGA. Проще говоря, с людьми, без чьих усилий не было бы никакой истории гималайского альпинизма, теперь будут официально считаться. И со временем понятие «шерпа» будет восприниматься не как носильщик и подсобный рабочий, а полноценный горный гид.

В сентябре того же года Министерство внутренних дел Непала обязало всех иностранных туристов и альпинистов, путешествующих в горах, нанимать в сопровождение минимум одного горного гида, регистрировать каждого, а так же была установлена минимальная оплата в размере 10 долларов в сутки. Решение было принято из-за участившихся случаев гибели или пропажи иностранцев на территории национальных парков Непала. Как говорится нет худа без добра.


Вернуться

Портеры, которые, припевая, шагают вверх с 50-килограммовым грузом на спине, при этом ещё покуривая сигарету, в глазах задыхающихся туристов, которые еле передвигают ноги, выглядят как супер-люди. Отчасти это так. Ведь только благодаря им возможны все высотные экспедиции. Также портеры сопровождают нас на всех непальских треках, перенося наши вещи и облегчая нам походную жизнь. Кто они и почему такие выносливые? Стоит ли брать портера на трек и сколько нужно ему заплатить? Давайте попробуем разобраться.

Портер, кто это?

В современном мире профессия портера осталась только в труднодоступных горных уголках, где нет дорог и машин. Их услуги достаточно распространены в таких регионах как Киргизия, Пакистан, Индия, Китай, конечно же Непал, а также на многих высотных восхождениях.

Доставка товаров в горах

Сколько несет портер?

Портеры на мосту Хиллари

Сколько стоят услуги портеров?

Бонусом к основной оплате принято давать чаевые. Все портеры их любят, и в Непале они обязательны. Не стоит обижаться, если в конце трека вам о них напомнят. Так их приучили годами сами же путешественники. Тем более, часто портеры выполняют кучу другой дополнительной работы, которая не входит в их обязанности, как носильщиков: помощь на кухне, топка печи, прием и разноска заказов в столовой, сопровождение на радиалках и другое. Многие из них стараются выучить английский, чтобы иметь возможность общаться с туристами и быть для них более полезными. Все для вашего удобства. Делают они все это на протяжении всего похода. Поэтому, если условно разделить чаевые на количество дней трека — получится совсем небольшая сумма, которую они честно заслужили. Обычно наши группы оставляют портерам от 30$ и больше с участника.

Высотный портер на Эвересте

Как это происходит?

По прилету в Катманду в отеле вы готовите свои вещи для передачи портеру, а все ненужное на треке оставляете тут на хранение. Лучше всего для переноски вещей подходит прорезиненный баул. Мы вам такой выдадим сразу после заселения, поэтому прилететь вы можете хоть с чемоданом. Конечно, для передачи портеру также может подойти и ваш большой походный рюкзак. Но после транспортировки он будет грязным, пыльным и, возможно, немного мокрым. А баул защищает от всего этого. К тому же, баулы портеры туго стягивают между собой веревками, и если у вас новый дорогой рюкзак с хорошей спинкой, вам не очень захочется, чтобы его так сдавливали.

Вещи в баулы складывайте в пакетах, чтобы с ними точно ничего не случилось. Кстати, этот совет касается абсолютно всех походов в любом регионе.

Портер связывает баулы

Утром ваша задача как можно раньше собрать и упаковать свой баул и передать его своему портеру, потому что до выхода ему тоже нужно время, чтобы подготовить всё для переноски. Помните, что он несет не только ваши вещи. Чаще всего это 2 баула и плюс ещё небольшой рюкзак с вещами самого портера. А это тоже нужно запаковать правильным образом, чтобы было удобно нести. Все баулы связываются по два. По этой причине не рекомендуем к своим вещам добавлять бутылки с водой, так как они попросту треснут и намочат ваш спальник и всю одежду.

Во время переходов портер не идет рядом с вами беспрерывно. В течение дня вы не имеете доступа к вещам в бауле. Портеры передвигаются в своем темпе, сами выбирают себе место на обед. Хорошие стараются по возможности прийти в лоджу раньше вас. Но помните, что они несут большой груз и тоже люди. Они могут уставать, болеть, на них также действует высота. Поэтому вы должны быть готовы, что в конце дня вам, возможно, придется немного подождать свой багаж. За это время можно попить чаю, почитать меню и заказать себе ужин. По приходу в лоджию портеры баулы складывают на входе или разносят в коридоре под двери ваших комнат.

Непальские портеры

Зачем нужен портер?

Непальский портер

Предусмотреть, как поведет себя ваш организм на высоте 4000-5000 м, до этого не побывав там, невозможно. И никакие тренировки к этому вас не подготовят. Есть люди, которые легко переносят высоту, но есть и такие, кому акклиматизация дается тяжело. Причем, это не зависит от уровня физической подготовки.

Конечно, можно и не брать портера. Некоторым участникам важно самостоятельно нести свои вещи, а кто-то хочет испытать себя. Но так вы тратите намного больше сил, значит, их будет меньше, чтобы наслаждаться путешествием, вечером сходить пофотографировать закат, поиграть в игры, а не просто лежать и отдыхать после сложного подъема.


Портер , также называется носителем , это человек , который несет предметы или груз для других. Спектр услуг, предоставляемых носильщиками, обширен: от перевозки багажа в поезде ( железнодорожный носильщик ) до переноски тяжелых грузов на высоте в ненастную погоду в многомесячных альпинистских экспедициях. Они могут носить предметы на спине ( рюкзаке ) или на голове . Слово «носильщик» происходит от латинского portare (нести).

Использование людей для перевозки грузов восходит к древнему миру, до приручения животных и развития колеса. Исторически он оставался распространенным в областях, где рабство было разрешено, и существует сегодня, где современные формы механического транспорта непрактичны или невозможны, например, в гористой местности, густых джунглях или лесном покрове.

Со временем рабство уменьшилось, а технологии развивались, но роль носильщика в специализированных транспортных услугах остается сильной в 21 веке. Примеры включают посыльные в отелях, красные колпаки на вокзалах, скайдапы в аэропортах и ​​носильщики в приключенческих поездках, привлеченных иностранными путешественниками.

Содержание

Экспедиции

Носильщики, которых в Гималаях часто называют шерпами (в честь этнической группы, из которой происходит большинство гималайских носильщиков), также являются важной частью альпинизма: они, как правило, высококвалифицированные профессионалы, специализирующиеся на логистике альпинизма, а не просто люди, которым платят за перевозку грузов. (хотя ношение - неотъемлемая часть профессии). Нередко носильщики / шерпы работают в компаниях, которые нанимают их для альпинистских групп, чтобы они выполняли роль носильщиков и горных гидов ; термин «гид» часто используется как синоним «шерпа» или «носильщика», но между ними есть определенные различия. Ожидается, что носильщики подготовят маршрут до и / или во время восхождения основной экспедиции, заблаговременно поднимаясь с палатками, едой, водой и снаряжением (достаточным для себя и для основной экспедиции), которые они размещают в тщательно расположенных отложениях на горе. . Эта подготовка может занять несколько месяцев до начала основной экспедиции. Это включает в себя многочисленные походы вверх и вниз по горе, пока последнее и самое маленькое месторождение запасов не будет заложено вскоре под вершиной. Когда маршрут подготовлен полностью или поэтапно перед экспедицией, основная часть следует за ним. Последний этап часто проходит без носильщиков, они остаются в последнем лагере, в четверти мили или ниже вершины, а это означает, что только основная экспедиция получает кредит на восхождение на вершину. Во многих случаях, поскольку носильщики идут впереди, они вынуждены карабкаться со свободным лазанием, водить шипы и прокладывать страховочные тросы, которые основная экспедиция использует по мере их следования. Носильщики (такие как, например, шерпы) часто представляют собой местные этнические типы, хорошо приспособленные к жизни в разреженной атмосфере и привыкшие к жизни в горах. Хотя они не получают особой славы, носильщики или шерпы часто считаются одними из самых опытных альпинистов, и к ним обычно относятся с уважением, поскольку успех всей экспедиции возможен только благодаря их работе. Их также часто вызывают для проведения спасательных экспедиций, когда часть группы подвергается опасности или имеет место травма; Когда попытка спасения оказывается успешной, обычно вызываются несколько носильщиков, чтобы отвезти травмированных альпинистов обратно вниз с горы, чтобы экспедиция могла продолжаться. Известный инцидент, когда носильщики пытались спасти многих застрявших альпинистов и часто в результате погибали, - это катастрофа K2 2008 года . Шестнадцать шерп были убиты в ледяной лавине на Эвересте в 2014 году , что побудило все сообщество гидов шерпов отказаться от дальнейших восхождений до конца года, что сделало дальнейшие экспедиции невозможными.

История


Приспособляемость и гибкость человека привели к тому, что на раннем этапе люди стали использовать его для транспортировки снаряжения. Носильщиков обычно использовали в качестве вьючных животных в древнем мире, когда рабочая сила была дешевой, а рабство широко распространено. Например, древние шумеры порабощали женщин, чтобы они перекладывали шерсть и лен.

В ранней Америке, где было мало туземных вьючных животных, все товары перевозили носильщики, которых на языке науатль в Месоамерике называли Тламемес . В колониальные времена в некоторых районах Анд нанимали носильщиков, называемых силлеро, для перевозки людей, особенно европейцев, а также их багажа через сложные горные перевалы. Повсюду в мире носильщики служили, а в некоторых районах продолжают служить носильщиками , особенно в густонаселенных городских районах.

Многие великие инженерные произведения были созданы исключительно силой мускулов в те времена, когда еще не было машин или даже тачек и повозок; массивные рабочие и носильщики завершили бы впечатляющие земляные работы, вручную таская на спине землю, камни или кирпичи в корзинах.

Вклад в альпинистские экспедиции

Вклад носильщиков часто упускается из виду. Амир Мехди был пакистанским альпинистом и носильщиком, известным своим участием в команде, совершившей первое успешное восхождение на Нанга Парбат в 1953 году и на К2 в 1954 году с итальянской экспедицией. Он, вместе с итальянским альпинистом Вальтером Бонатти , также известен тем, что пережил ночь на самом высоком открытом бивуаке - 8 100 метров (26 600 футов) - на К2 в 1954 году. Фазал Али, родившийся в долине Шимшал на севере Пакистана, Согласно Книге рекордов Гиннеса, это единственный человек, который когда-либо преодолевал K2 (8611 м) трижды в 2014, 2017 и 2018 годах, и все это без кислорода, но его достижения остались в основном не признанными.

сегодня

Носильщикам по-прежнему платят за смену бремени во многих странах третьего мира, где моторизованный транспорт нецелесообразен или недоступен, часто вместе с вьючными животными .

В Sherpa народ Непала настолько известен , как альпинизм носильщиков , что их этноним является синонимом этой профессии. Их навыки, знание гор и местной культуры, а также способность работать на высоте делают их незаменимыми для самых высоких гималайских экспедиций.

Носильщиков на индийских железнодорожных станциях называют кули , что означает неквалифицированный азиатский рабочий, происходящий от китайского слова «носильщик».

В Северной Америке

Определенные торговые термины используются для форм носильщиков в Северной Америке, включая посыльный (носильщик отеля), красный колпак (носильщик на вокзале) и скайкап (носильщик в аэропорту).

Практика носильщиков на вокзалах, носящих красные фуражки, чтобы отличать их от персонала поездов с синими фуражками, выполняющего другие обязанности, была начата в День труда 1890 года носильщиком афроамериканского происхождения, чтобы выделиться из толпы на Центральном вокзале в Нью-Йорке. Йорк Сити. Эта тактика сразу же прижилась и со временем адаптировалась другими видами носильщиков к своим специальностям.

«Я не приезжал раньше потому, что был убежден: Россия не готова принять и услышать мои идеи». Такими словами начал свою лекцию гарвардский профессор Майкл Портер, приехавший на прошлой неделе в Москву. Раз приехал, значит, считает, что Россия уже готова.

Портер высокий, худой и очень подвижный. И с такими же горящими глазами, как на обложке единственной изданной в России его книги «Porter on Competition».

Его слушает человек двести пятьдесят. Самое большое число сотрудников на лекцию отправили ЛУКОЙЛ и «Мегафон» (кто-то, возможно, скажет, что им деньги некуда девать, но когда большинство российских компаний начнут так «беситься с жиру», обучая своих сотрудников и открывая им доступ к самым свежим менеджерским идеям, можно будет сказать, что и в нашем бизнесе все пошло на лад). Но крупным бизнесом дело вовсе не ограничилось. Был, например, генеральный директор «Кофемании» – одной из лучших московских кофеен; было много людей из региональных компаний. И Майкл Портер их подбодрил, заявив, что известный ему опыт других стран показывает, что успешные компании появляются не в столицах, а часто именно в регионах.

Ничего революционного Портер на московской лекции не говорил, зато говорил так, как и должен настоящий гуру. Особенно – про основные ошибки разработчиков корпоративных стратегий. Их, по мнению Майкла Портера, пять.

Основная и наиболее часто встречающаяся – неумение разделить операционную эффективность и стратегию. Операционная эффективность – это скорость и качество работы, то, для чего внедряются современные компьютерные системы, тратятся миллионы на обучение персонала, применяются самые современные станки. «Если вы плохи в операциях, то проиграете с любой стратегией»,– говорит Майкл Портер. Но применять передовую практику и иметь лучшее качество – не стратегия. В этой гонке невозможно оторваться, все фирмы становятся похожими друг на друга, и это ночной кошмар стратега, раз нет отличий – нет и стратегии. При этом Портер назвал разработку корпоративной миссии пустой тратой времени и процедурой, не имеющей к разработке стратегии никакого отношения.

Еще одна ошибка – это неумение определить, что компания делать не будет («все хотят быть лучшими, а надо быть уникальными»). Компании с успешными стратегиями не производят идеальный продукт, они производят продукт, который больше всего подходит под требования определенной категории покупателей. Попутно досталось двум стереотипам. Согласно Портеру, покупатель не всегда прав, и некоторые жалобы можно смело выкидывать в мусорную корзину. Несмотря на давление со стороны и собственных менеджеров, и покупателей, призывающих копировать успешный опыт, нужно помнить, что некоторые из них могут разрушить вашу стратегию. Не верит Портер и в другую максиму: «Если ты не первый и не второй на рынке, тебя просто нет». По его мнению, рыночная доля иногда важна, иногда нет.

С этим утверждением многие поспорят. Зато большинству российских менеджеров по вкусу придется идея Майкла Портера о том, что «консенсус убивает стратегию». Он считает, что в окончательной разработке должна участвовать команда из пяти-шести человек, не более. Наступает момент, когда главный говорит: «Все! У нас есть стратегия». Тот, кто после этого начинает рассуждать о ее правильности, стремительно убывает на работу в компанию с более приемлемой для него стратегией.

Четвертый смертный грех – гонка за ростом ради роста. По дороге теряется уникальность компании и прибыльность. «Зачем быть большим и неприбыльным? – спрашивает Портер.– Рост компании хорош, когда он сопровождается прибылью на вложенный капитал, превышающей среднюю по отрасли».

Наконец, стратегию нельзя держать в секрете. Чтобы она служила своей цели, босс должен как можно чаще в разговорах с работниками, поставщиками, покупателями ссылаться на нее.

«Ваш бизнес очень оппортунистичный: увидел возможность – использовал возможность,– быстро рисует портрет Портер.– Поэтому и появляются конгломераты с собственными банками, транспортными компаниями, компаниями-импортерами и фаст-фудом». Впрочем, по словам Майкла Портера, так же обстоят дела в большинстве развивающихся стран. Но это вовсе не конкуренция. Настоящее соперничество, пророчествует он, начнется совсем скоро – и очень немногие из сегодняшних лидеров смогут конкурировать на международном уровне. Если, надо добавить, не воспользуются рекомендациями главного стратега делового мира.

Да! Чуть не забыл. За теоретической частью, - сиречь информацией о том, что такое портер, как он появился, кто его пил, почему так назван и пр. - я вас отправлю в блог к Юрию Валентиновичу Катунину, хорошему человеку, прекрасному пивовару и, в хорошем смысле этого слова, пивному фанатику. Там у него все расписано подробно и качественно. Ну, а мы с вами сейчас вдарим по практике. :-)

Итак, с чего же начать?
По справедливости, я полагаю, будет начать с самого старого питерского портера. Разумеется, того, что выпускал комбинат имени Степана Разина.



Эх, скажу я вам, дорогие товарищи, большой грех лежит на менеджменте компании Хайнекен, угробившем "Степана Разина" и уконтропупившем блестящую линейку его сортов. Но самый большой и непрощаемый грех, за который перед "эффективными менеджерами" транснациональной корпорации разверзнутся ледяные бездны ада, состоит в том, что они убили разинский портер.


Это была такая портерная классика, что, по слухам, проняла даже Майкла Джексона, того, который не певец, а пивоописатель. :-) Могучий был напиток, опередивший свое время. 20% плотности, 8% алкоголя, очень характерный винно-карамельный вкус, горькое послевкусие, IBU, по моим воспоминаниям около 50-и. Пена обильная, стойкая, настолько плотная, что мелкая монетка на ней лежала. Этот портер прекрасно пился зимой, даже на морозе, а, будучи подогрет с пряностями, служил прекрасным противогриппозным средством. Ну, а в теплое время года он совершенно спокойно заменял собой легкий перекус. :-) Это был жидкий хлеб в чистом виде.
Мне действительно очень жалко, что его больше нет.

Ну, а с его производным, с прямым наследником и потомком знакомы, я думаю, практически все.





Да. Балтика-"шестерка". Пожалуй, лучший из ныне существующих портеров. Практически эталон.
По густоте и плотности - это не пиво, это мазут. Оно даже из бутылки льется медленно, тягуче. Те же самые 7-8% алкоголя, что и у "папы" - разинского портера, из которого, собственно, и выросла "шестерка". Плотность порядка 17-18%. Пены мало, а та, что есть - не стойкая. Горечи минимум, не более 20-25-и, причем она довольно хитро "заплетена" с карамелью, во вкусе кофе, довольно много жженки, но не так ярко, как у разинского. При всем этом очень умело "спрятан" во вкусе алкоголь, так, что не выпирает наружу, а коварно оказывает себя уже после второго-пятого глотка. Сегодня это - лучший портер из выпускаемых большими предприятиями, практически эталон.
Мало того, на мой малопросвещенный взгляд, - я, все-таки, не пивовар, и даже не крафтовый, а именно потребитель продукта, - на сегодня "шестерка" представляет собой еще и лучший сорт, производимый на "Балтике". Как бы маркетологи не пытались продвигать "тройку", "семерку", "Жатецкого гуся". То есть, конечно, ржаная "четверка" и пшеничная "восьмерка" тоже очень неплохи, я их люблю трепетно и нежно, но с "шестеркой" им не сравниться. Это - абсолютный лидер. И да, я тут не одинок. в ВК даже существует специальное Общество ценителей портера "Балтика-6". Айда вступать! ;-)))

В принципе, все так. Это действительно один из лучших портеров, какие мне довелось пробовать, - а мне, как вы можете себе представить, довелось попробовать немало. Периодически, кстати, слышу мнение, что "шестерка" уже не та, что по сравнению с импортными образцами она проигрывает. Но вот какая штука. В слепой дегустации портеров и стаутов, которую проводили с год назад в гастропабе "Иван-да-Марья", что на Невском проспекте, "шестерка" уверенно заняла одну из первых позиций. Даром, что вместе с ней в дегустационный сет входили признанные мировые лидеры того же жанра. Есть ощущение, что тут не в качестве пива дело, а в привившемся со времен эпохи застоя скептическом отношении ко всему отечественному. Есть у нас такая гнилая штука, ага.

Кстати, если говорить о наградах "Балтики-6", то в их списке есть одна очень забавная, вызывающая "срыв шаблона". Ну, вот прикиньте, что такое портер? Плотное, крепкое мужское пиво, да? А по версии московской "Ассоциации производителей, поставщиков, потребителей (любителей) пива" это "лучшее женское пиво" 1995 года! ;-)

Вот хоть я и обещал, что разговор будет только о массовых портерах, а не о крафтовых, а о еще одном потомке разинского портера я не рассказать не могу. Вот он:


Балтик-портер производства пивоварни Knightberg, за появление которого нужно благодарить лично прекрасную и замечательную Елену Тюкину, в прошлом - разинского пивовара-технолога.


(с)Тася Сойтонен

Ей же, кстати, спасибо и за реанимацию моего любимого "Мартовского". Вот пусть ей за портер и за "Мартовское" любые два греха простятся, правда. :-)
"Балтик-портер" от Knightberg - такой же плотный как разинский (20%), крепкий (8,5%) и значительно более горький за счет свойственного пивоварне особого, типично крафтового стиля охмеления. В целом же генезис, так сказать, прослеживается.
И, - чуть не забыл подчеркнуть, - это вкусно. Рекомендую.

Продолжить нужно, я полагаю, портером от "Афанасия".


Не могу не признать, что хотя прямого пересечения с разинским первообразцом нет, но стиль это все тот же. Это тоже балтик-портер. 20% плотности, 8% алкоголя, кофейно-лакричный вкус, горькое послевкусие. Скажем так: это очень успешная попытка воспроизвести разинский портер на другом оборудовании и другой воде. Традиционно, кстати, говорят, что водоподготовка на больших заводах практически полностью нивелирует вкусовые качества воды, ложащейся в основу пива, но по факту это не так. Водичка дает себя знать по-любому, так что питерское пиво не перепутаешь с самарским, например.

Но вернемся к афанасьевскому портеру. В наличии немножко более резкий вкус, чем у балтийской "шестерки", более высокая спиртуозность, но при этом - оттенок вкуса более винный, портвейновый даже. В общем, более чем достойный напиток. Люблю его.

Кстати говоря, напиток очень зимний. Ощутимо согревает, когда пьешь.

Дальше у нас в программе портер родом из города Брянск. Вот такой вот:


Начать нужно с того, что этот напиток заявлен как другой стиль портера - английский. Хотя, вне всякого сомнения, заявлен чисто ради красного словца, как говорится, из маркетинговаых соображений. В принципе, я понимаю, почему это сделано. Потому что, несмотря на довольно высокую плотность (16%) и крепость выше средней (6%), несмотря на буро-красноватый цвет на просвет, это не портер ну вот ни разу. По вкусовым характеристикам не попадает. Хотя, не могу не признать, что темное пиво это очень добротное и вкусное. Ну, просто не надо его пытаться запихнуть не в свой класс, - и все будет отлично.


Довольно сбалансированный ровный вкус с богатой карамельной подкладкой, хорошая питкость, - в общем, это доброе пиво на каждый день для тех, кто любит темные сорта и характерную "жженку" во вкусе. Ну. я люблю. :-) Очень, кстати, интересный винный аромат у напитка. Несколько неожиданный. Как у ординарного португальского красного porto. В общем, очень и очень приличный (и при этом бюджетный) вариант темного пива. После того, как "Мартовское" умерло, а "Оболонь" скурвилась, на этом фронте сплошные пробелы, так что брянский НЕпортер - своего рода находка.

Аналогично очень неплохое легкое темное пиво представляет собой грузинский как бы портер "Казбеги". Впрочем, о нем я буквально днями рассказывал.


Странно, кстати. До революции Тифлисский пивоваренный завод был очень продвинутым и чего только не варил. Портер, если я не ошибаюсь, в том числе. Разучились что ли за 70 лет советской власти и 20 независимости?!

Впрочем, ладно. Рассмотрим еще три образца, тоже производства ближайших соседей.
Первый - вот такой:


Да, это "Крынiца", уже довольно плотно обосновавшаяся на российском рынке. Вот забавно. ТТХ практически те же, что у брянского - 17% плотности на 6,8% алкоголя, - а при этом тут - именно портер по вкусу и вообще по всей органолептике. Это, конечно, не "шестерка" и не "Афанасий", а, скорее, то, что называется "легким портером". Но, тем не менее. Вязкий чисто портерный вкус, сладко-горький, чуть фруктовый. Хмеля очень немного, горечь буквально по краю проходит. Очень много жженого солода. Вот буквально еще чуть-чуть, и просто робуста бы поперла уже. Пожалуй, вот эту попытку стОит засчитать как успешную. Несмотря на то, что продукт массовый и, прямо скажем, адаптированный ко вкусам массового же потребителя, результат получился очень неплохой.


Второй - это "Аливария". Кстати, я был искренне удивлен, узнав, что эта компания тоже принадлежит "Карлсбергу". Все-таки датчане очень нежно и бережно относятся к местным пивным сортам. Вот уважаю. Это вам не голландцы, которые старейший российский пивзавод разорили и на йух послали. Так вот. Сорт сварен в 2008 году к 145-летию завода. И сварен чертовски неплохо.


Сразу скажем, что если у "Кринiцы" портер мигрирует в сторону темного лагера, то тут мы видим миграцию в сторону бархатного. Этот портер ощутимо сладкий. Во вкусе целая куча сухофруктов и массандровского портвейна. :-)) Ну, вот вы помните, сколько изюма в массандровских винах крепленых? Таки оно все тут. :-)) Жженка вылезает только в послевкусии. А спирт зато запрятан так глубоко, что о его присутствии догадываешься только когда понимаешь, что из-за стола после четвертой кружки встать сложно. :-) Хмеля же с его горечью почти не заметно. В общем, прекрасное пиво, чтобы пить его с мороженым. Нет, в самом деле, попробуйте этот портер с крем-брюле, не пожалеете! :-)
Да, чуть не забыл про ТТХ рассказать. 18% плотности на 6,8% алкоголя. Цвет - темный махагон. Пена обильная, плотная, но не стойкая.
Как-то так.


В общем, это - добротный портер, к которому, даже будь такое желание, не придерешься. Но. Вот если выбирать между ним и "Афанасием", - я таки выберу "Афанасия".

Ну, и третий соседский сорт. :-) Портер Лидский.

Если в варианте "Аливарии" чувствовалась миграция портера в сторону бархатного пива, то тут она идет уже просто полным ходом. В наличии целая куча несброженного сахара, так что вкус откровенно сладкий. Заявленной плотности в 17% свовершенно определенно нет. Зато 6,8% алкоголя выступают наружу всеми своими шестью целыми и восемью десятыми. Мощно так выдаются.Совершенно определенно этот напиток "проектировался" как балтик-портер, но в какой-то момент "что-то пошло не так". :-) По вкусу это что-то среднее между плотным квасом и темным пивом. Много солода, оттенки фруктов, слегка пробивается карамель, довольно определенно - жженка. Ну, и вода чувствуется. Хорошая, мягкая, добавляющая округлости вкусу. Все-таки лукавят пивовары: как воду ни подготавливай, а она чувствуется.
В общем, кому бархатное пиво нравится, - тому этот типа портер пойдет за милую душу. Но вообще как-то мне оно не очень. Уж лучше лидское бархатное тогда купить, - оно на 100% соответствует заявленному жанру. :-)

Ну. вот на этом я, пожалуй, нынешнее портерное путешествие завершу. :-)
Просто потому, что список бюджетных вариантов портера, продающихся в магазинах, как говорится, в шаговой доступности, подошел к концу.
Про "Порт Артур" от "Волковской пивоварни" я, было дело, уже рассказывал, так что я его вовсе не забыл. :-))
Ежели же кто устал читать этот лонгрид, как оно нынче называется, тот пойди, да выпей пива.
Вкусного. Черного. Плотного.
Сколь!

PS. Часть фотографий для иллюстрации обзора я нахально потырил из сети. Выражаю искреннюю признательность их авторам и с радостью укажу авторство, буде получится таковое узнать.

Читайте также: