Кто такой сергей павлович королев профессии

Опубликовано: 29.06.2024

Королев Сергей Павлович

Королев Сергей Павлович (12.01.1907/30.12.1906 - 14.01.1966) - ученый, основоположник практической космонавтики, выдающийся конструктор и организатор работ по созданию ракетно-космической техники в СССР. Он по праву считается первопроходцем многих основных направлений развития отечественных ракетного вооружения и ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей наше государство передовой ракетно-космической державой. За выдающийся вклад в оборону Родины и в развитие практической космонавтики академик С.П. Королев дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда (в 1956 и 1961 годах), ему присуждена Ленинская премия (в 1957 году) и золотая медаль имени К.Э. Циолковского.

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года (30.12.1906) в Житомире в семье преподавателя русской словесности.

В 1923 г. вступил в организацию "Общество друзей Воздушного флота" (ОДВФ), сконструировал свой первый безмоторный планер. В 1924 г. окончил Одесскую строительную профессиональную школу. 1 июня 1924 г. Королев подал просьбу о зачислении в Академию воздушного флота, решение вопроса затянулось, и он поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение, затем перевелся в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана. В это время С.П. Королев проектировал и строил летательные аппараты: планеры "Коктебель", "Красная Звезда" и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета. Эти работы показали явные способности Королева как авиационного конструктора. Он окончил в 1930 г., получив профессию инженера-аэромеханика, МВТУ одновременно с Московской школой летчиков-планеристов, получив свидетельство пилота. Научным руководителем его дипломного проекта по конструкции легкомоторного самолета СК-4, который был построен и проходил летные испытания, был А.Н. Туполев. С 1927 г. работал на предприятиях авиационной промышленности, участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях. С июня 1930 г. - старший инженер Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).

В 1931 г. совместно с Ф.А. Цандером организовал одну из первых в стране ракетных организаций - Группу изучения реактивного движения (ГИРД) при Центральном совете Осоавиахима, которую возглавил в мае 1932 г., став также председателем ее Технического совета. Уже с апреля 1932 г. она стала по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и испытаны первые отечественные жидкостные баллистические ракеты "ГИРД-09" (конструкции М.К. Тихонравова) и "ГИРД-Х" (конструкции Ф.А. Цандера), пуск последней был осуществлен 25 ноября 1933 г. В конце 1933 г. после слияния московского ГИРДа с Ленинградской Газодинамической лабораторией (ГДЛ) и образования на их базе Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) под руководством И.Т. Клейменова, Сергей Павлович был назначен его заместителем, а с начала 1934 г. из-за расхождения во взглядах на перспективы развития ракетной техники Королев переходит на должность руководителем отдела ракетных летательных аппаратов, где ему как начальнику отдела в 1936г. удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную-217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную-212 с жидкостным ракетным двигателем.

В 1934 г. была издана работа С.П. Королева "Ракетный полет в стратосфере". Им был разработан ряд успешных проектов, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты (летавшей в 1939г.) и ракетоплана РП-318-1 с ракетным двигателем. В 1937 году участвовал в испытаниях ракетоплана с двигателем "ОРМ-65" конструкции В.П. Глушко.

В июне 1938 г. Королев С.П. был необоснованно репрессирован и осужден на 10 лет. Вначале был выслан на Колыму. За пересмотр приговора ходатайствовали прославленные летчики В.С. Гризодубова и М.М. Громов, авиаконструктор А.Н. Туполев, также находившийся в заключении в это время. В 1940 г., после пересмотра дела, С.П. Королева перевели с Колымы к А.Н. Туполеву в Московское Конструкторское Бюро при НКВД, где репрессированные авиационные специалисты создали фронтовой бомбардировщик Ту-2. В середине ноября 1942 г. С.П. Королева переводят в другую организацию такого же лагерного типа - ОКБ НКВД СССР при Казанском заводе № 16, где под руководством В.П. Глушко велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. С.П. Королев занимается воплощением в жизнь идеи практического использования ракетных двигателей в авиации. Королев, работая в ОКБ заместителем Главного конструктора двигателей, занимается проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями. Параллельно с конструированием ракетного ускорителя Сергей Павлович стремился воплотить в жизнь свою давнюю идею создания ракетоплана, оснащенного реактивным двигателем. Там родился проект самолета-перехватчика РП с реактивным двигателем "РД-1", изложенный в работе "Введение к вопросу о самолете-перехватчике РП с реактивным двигателем "РД-1". В 1943 г. Королев испытывал сконструированный ракетный ускоритель в наземных и полетных условиях на самолете "Пе-2".

В 1944 г. Королев написал работы "Объяснительная записка к эскизному проекту специальной модификации самолета-истребителя "Лавочкин 5ВИ" со вспомогательными реактивными двигателями "РД-1" и "РД-3", "Крылатые ракеты" (краткий обзор работ, проводившийся в РНИИ в 1932-1938гг.). В том же году Королев обратился в военные инстанции страны с проектом программы разработки боевых ракетных систем.

27 июля 1944 г. на заседании Президиума Верховного Совета СССР принято постановление о его досрочном освобождении.

В августе 1945 г. Сергей Павлович вернулся в Москву. В сентябре он отбыл в Германию в качестве специалиста Технической комиссии по изучению трофейной ракетной техники.

13 мая 1946 г. было принято решение о создании в СССР отрасли по разработке и производству ракетного вооружения с жидкостными ракетными двигателями. В соответствии с этим же постановлением предусматривалось объединение всех групп советских инженеров по изучению немецкого ракетного вооружения Фау-2, работавших с 1945 г. в Германии, в единый научно-исследовательский институт "Нордхаузен", директором которого был назначен генерал-майор Л.М. Гайдуков, а главным инженером-техническим руководителем - С.П. Королев. В Германии Сергей Павлович не только изучает немецкую ракету Фау-2, но и проектирует более совершенную баллистическую ракету с дальностью полета до 600 км.

9 августа 1946 г. Королев С.П. был назначен Главным конструктором "изделия №1" - баллистических ракет дальнего действия НИИ-88 и начальником отдела №3 по их разработке. Первой задачей, поставленной перед С. П. Королевым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов. 18 октября 1947 г. на полигоне Капустин Яр состоялся старт первого образца баллистической ракеты. В 1948 г. Королев С.П. занимается совершенствованием высотных геофизических ракет, созданных на базе военных, читает курс лекций по ракетной технике в МВТУ имени Баумана. Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, С. П. Королев стремился к главной цели - покорению космического пространства и космическим полетам человека. В 1949 г. Сергей Павлович еще совместно с учеными АН СССР начал исследования с использованием модификаций ракеты Р-1А путем их регулярных вертикальных запусков на высоты до 100 км, а затем с помощью более мощных ракет Р-2 и Р-5 на высоты 200 и 500 км соответственно. Целью этих полетов были изучение параметров ближнего космического пространства, солнечных и галактических излучений, магнитного поля Земли, поведения высокоразвитых животных в космических условиях (невесомости, перегрузок, больших вибраций и акустических нагрузок), а также отработка средств жизнеобеспечения и возвращение животных на Землю из космоса - было произведено около семи десятков таких пусков. Это заложило серьезные основы для штурма космоса человеком.

В 1953 г. принят в члены КПСС. В том же году избран членом-корреспондентом АН СССР.

В 1954 г. обратился в ЦК КПСС с предложением о создании и выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Инициатива была поддержана. В августе 1956 г. ОКБ-1 выходит из состава НИИ-88 и становится самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначается С. П. Королев.

В 1955 г. руководит разработкой первых образцов космических летательных аппаратов. Участвовал в строительстве наземных испытательных служб космодрома Байконур. В 1956 г. удостаивается звания Героя Социалистического Труда за разработку новых образцов боевых ракет.

4 октября 1957 г. С. П. Королев запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества Искусственный спутник Земли. Его полет имеет ошеломляющий успех и создает нашей стране высокий международный авторитет.

В июне 1958 г. избран действительным членом Академии наук СССР.

В 1958 г. он руководит разработкой и выводом в космос геофизического спутника, а затем и парных спутников "Электрон" для исследования радиационных поясов Земли.

В 1959 г. Королев руководит подготовкой и запуском автоматических межпланетных станций "Луна - 1", "Луна - 2", "Луна - 3". Последняя передала фотоснимки обратной невидимой стороны Луны. В дальнейшем С. П. Королев начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы.

12 апреля 1961 г. С.П. Королев снова одерживает победу, имеющую мировое значение. Создав первый пилотируемый космический корабль "Восток", он реализует первый орбитальный полет человека - гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина в космическом пространстве. Корабль с человеком на борту совершил один виток вокруг планеты и успешно возвратился на Землю. Далее следует череда запусков. 6 августа 1961 г. Г.С. Титовым на корабле "Восток-2" был совершен второй космический полет, который длился сутки. 11 по 12 августа 1962 г. - совместный полет космических кораблей "Восток-3" и "Восток-4", пилотируемых космонавтами А.Н. Николаевым и П.Р. Поповичем; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. 14 по 16 июня 1963 г. - совместный полет космонавтов В.Ф. Быковского и В.В. Терешковой на кораблях "Восток-5" и "Восток-6"; изучается возможность полета в космос женщины. 12 по 13 октября 1964 г. в космосе экипаж из трех человек по околоземной орбите на более сложном космическом корабле "Восход". 18 марта 1965 г. во время полета на корабле "Восход-2" с экипажем из двух человек космонавт А.А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.

Развивая программу пилотируемых околоземных полетов, Сергей Павлович начал реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС. Ее прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль "Союз", проект которого он утвердил. Параллельно с развитием пилотируемой космонавтики велись работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения.

Преждевременная смерть Сергея Павловича прервала его творческий полет. Сергей Павлович Королев скончался на шестидесятом году жизни 14 января 1966 года. Урна с его прахом установлена на Красной площади в Кремлевской стене.

Сергей Королев

Его наследие сложно переоценить. Но славы при жизни он не удостоился, его имя долго было засекреченным. Юрию Гагарину рукоплескал весь мир, а гений, обеспечивший его запуск, смотрел парад в честь полета не с главной трибуны, а по телевизору. Он мог стать Нобелевским лауреатом – за впервые в истории произведенный запуск спутника и за полет в космическое пространство человека. Однако имя создателя «звездных кораблей» при выдвижении кандидатов Никита Хрущев не сообщил, декларировав, что «их творцом был весь советский народ».

Сегодня же имя Сергея Королева носят космические объекты, город в Подмосковье, множество учреждений и улиц, а благодаря существованию космических спутников работают системы навигации, доступные каждому автомобилисту, мобильные телефоны, позволяющие позвонить в любую точку Земли, интернет, доступный в отдаленных уголках планеты, телевизоры, транслирующие каналы со всех разных концов света.

Ранние годы

Житомир - родина Сергея Королёва

Сергей Королёв в детстве

Образование

Сергей Королёв в молодости

В 1924 юный изобретатель стал студентом Киевского политеха, где проявлял неординарные способности, строил планеры, добиваясь максимальной дальности их полетов. Он также начал посещать курсы инструкторов планерного спорта.

После упразднения аэромеханического направления в КПИ в 1926 он перевелся на отделение аэромеханики в МВТУ. Наибольший интерес он теперь проявлял к изучению пилотирования самолетов, возможностям освоения стратосферы, высокоскоростным полетам на большой высоте. Вскоре он начал совмещать обучение с работой в КБ Всесоюзного авиаобъединения, а в 1928 возглавлял бригаду его конструкторов.

Сергей Павлович Королёв

В 1929 он был среди энтузиастов Всесоюзных планерных соревнований в Коктебеле, заработав свидетельство пилота. В тот же период, после знакомства с трудами Константина Циолковского о космосе и встречи с гениальным ученым, он окончательно заразился идеей строительства ракет.

В 1930 он получил в МВТУ диплом инженера-аэромеханика, защитив работу по созданию СК-4, впоследствии запущенного в производство (руководителем его был Андрей Туполев), а также квалификацию летчика в Осоавиахиме.

Развитие карьеры

Сергей Королёв (крайний справа) за работой

Трудные годы

В 1938 году Королев был арестован и осужден на 10 лет тюремного заключения

Королев был арестован и осужден на 10 лет тюремного заключения с конфискацией имущества. На допросах с пристрастием его избивали до сотрясения мозга и сломанной челюсти. Но его считали «счастливчиком», ведь многих руководителей РНИИ тогда расстреляли.

В 1939 конструктора вывезли копать золото на Колыму, где он едва не умер от голода, холода и цинги. Мать и друзья хлопотали о пересмотре дела, и в конце того же года добились решения о доставке ученого обратно на Большую Землю для дополнительного расследования. На пути в Магадан в 40-градусный мороз в судьбу изобретателя снова вмешалось провидение, когда он, замерзший и голодный, нашел на снегу теплую буханку хлеба, а затем не смог попасть на последний перед закрытием навигации пароход «Индигирка». Это расстроившее его чуть не до слез обстоятельство в действительности спасло ему жизнь – судно на четвертые сутки пути затонуло с пассажирами и экипажем в шторм в Японском море.

В столицу он добрался в марте, был повторно судим, получил 8 лет с отправкой в местную спецтюрьму, где смог работать в любимой сфере деятельности под началом осужденного Андрея Туполева. Они выпускали прогрессивные бомбардировщики, а Королев по собственной воле трудился над разработкой ракет. В июле 1941 их эвакуировали в Омск.

Узнав о проектировании ракетных систем в аналогичном КБ при авиазаводе в Казани, где главным конструктором являлся его бывший коллега по РНИИ Валентин Глушко, экспериментатор обратился с ходатайством о пересылке в Казань. Осенью 1942 он прибыл в татарскую столицу и уже зимой представил план по созданию реактивного ускорителя для пикирующего бомбардировщика Пе-2.

В 1944 году Королёв был досрочно освобождён по приказу Сталина

Ракетостроение

В 1945 Королёва удостоили ордена «Знак почета»

Затем Сергей Королев успешно занимался оптимизацией, проектированием и испытанием различных вариантов крылатых ракет (двухступенчатых, межконтинентальных, стратегических, наземного, морского базирования и пр.), координацией работ предприятий-участников их производства, действий ученых по их созданию (как глава Совета главных конструкторов) и стремился к покорению космического пространства.

В 1955 вместе со своими сподвижниками Мстиславом Келдышем и Михаилом Тихонравовым ученый вышел в верха с предложением о выводе в околоземное пространство искусственных тел. Их идею одобрили, и в 1957 Королев провел запуск посредством ракеты-носителя первого искусственного спутника планеты. Это событие имело в мире колоссальный успех, повысив авторитет страны.

В 1957 Королев провел запуск первого искусственного спутника планеты

Затем конструктором проводились работы над космическими летательными аппаратами для научных исследований межпланетной среды и прикладных задач – был осуществлен пуск ракеты к Луне, доставка на нее вымпела СССР, съемка поверхности и невидимой стороны, отправка межпланетной станции на Венеру и к Марсу.

Одновременно велись изыскания по подготовке первого полета человека в космос на пилотируемом корабле, блестяще реализованного ученым в 1961 году и ставшего эпохальным событием для всего человечества. При его жизни были успешно проведены еще ряд полетов отечественных первопроходцев космоса, включая групповой полет, запуск исследовательских станций и первый выход человека в космос.

Королёв и Гагарин

Человек

В 1907 году в Светском Союзе в семье учителя родился Сергей Павлович Королёв. Никто тогда еще не знал о том, что на свет появилась звезда ракетно-космической области. Позже он станет известен на весь мир, как выдающийся ученый и конструктор, создатель стратегического ракетного оружия.

Начало

Королёв Сергей Павлович — человек удивительной судьбы. Годы его жизни пришлись на самый нелегкий период в стране. Много невзгод пришлось пережить и ему. Однако, несмотря на все трудности он смог устоять, смог доказать свою значимость. Сергей Павлович стал дважды Героем Социалистического Труда, академиком Академии наук СССР, основателем практической космонавтики. Спустя более чем полвека его вклад в развитие ракетно-космического направления Советского Союза остается незаменимым. Именно благодаря его таланту страна стала ракетной державой.

Сергей Королёв. Биография, достижения, личная жизнь.

Сергей Королёв, Нежин. 1912 год

Сергей Павлович появился на свет в 1907 году 12 января в городе Житомир Волынской губернии. Отец, Павел Яковлевич, преподавал словесность, а мать Мария Николаевна была дочерью нежинского купца. Оба были украинцами. Они развелись, когда будущему ученому было всего три года. Мать забрала сына и увезла его к своим родителям в Черниговскую область Украины, в город Нежин.

В начале 1-ой Мировой войны они оказались на грани разорения, поэтому летом 1914 года семье пришлось переехать в Киев. Больше Сергей в Нежине за всю свою жизнь так и не был. В 1915 году мать Сергея второй раз вышла замуж и вместе с мальчиком переехала жить к отчиму — Георгию Михайловичу Баланину.

В 1917 года Королёв поступает в гимназию, но закончить обучение ему не удается, так как начинается революция. Гимназию закрывают, и Сергею приходится сначала учиться в трудовой школе, а затем и вовсе уйти на домашнее обучение. Занимались с ним мать и отчим — оба были педагогами по образованию. Отчим параллельно имел второе образование: инженерное. Именно он вложил в Королева первые знания в этой области.

Период обучения

Сергей Королёв. Биография, достижения, личная жизнь.

В юности Сергей Павлович конструировал планеры.

Еще во время обучения в школе у Королёва проявлялась тяга к авиационной технике. Решающим в выборе профессии для него стал 1921 год. В этот период в Одессе был сформирован отряд гидросамолетов. Это очень привлекло Сергея Павловича. Он познакомился с членами отряда, и первый раз полетел на гидросамолете. В этот момент у юноши зародилась необъятная страсть к небу и он принял решение, стать летчиком.

Сергею было 15 лет, когда в 1922 году он поступил в строительно-профессиональную школу. Это было лучшее образовательное учреждение, где преподавали выдающиеся педагоги. Учеба Королёву давалась легко благодаря его феноменальной памяти — он с легкостью запоминал большие объемы информации. Закончил Сергей строительную школу в 1924 году.

Сергей Королёв. Биография, достижения, личная жизнь.

Август 1925 года. Парад планеров, построенных руками студентов. Шестой справа – Сергей Королёв.

Научная карьера в биографии будущего конструктора начала развиваться полным ходом с 1923 года. В этот период в стране появилась необходимость в организации Воздушного Флота. Было создано Общество авиации, в котором начал трудиться конструктор. Много времени он проводил за самообразованием, читал книги, изучал журналы по тематике авиации. О том, кто такой Сергей Павлович Королёв, в стране узнали, когда ему было всего семнадцать лет. Он создал конструкцию летательного аппарата на основе безмоторного самолета К-5.

С 1924 года Королёв числится студентом политехнического института в Киеве. Он начинает обучение по профилю авиационной техники и уже через два года переводится в училище имени Баумана в Москве, где очень скоро становится известен как перспективный авиаконструктор. Большое влияние на его род занятий оказало знакомство с Циолковским, состоявшееся в 1929 году. После их общения Сергей Павлович мечтал уже только об одном: проектировать ракеты, а затем отправляться на них в полет.

Сергей Королёв. Биография, достижения, личная жизнь.

Циолковский Константин Эдуардович

Через год после судьбоносной встречи Сергей Павлович назначается на руководящую должность в аэрогидродинамическом институте. Первый запуск ракеты на гибридном двигателе «ГИРД-9» в Советском Союзе прошел под его руководством. Запуск состоялся в августе 1933 года, а уже в ноябре этого же года запустили ракету на жидком топливе «ГИРД-X».

Через четыре года Королёва назначают возглавить отдел летательных ракетных аппаратов в Реактивном научно-исследовательском институте. В этом же году выходит его первая книга «Ракетный полет в стратосфере». В тот момент у него было много задумок, которым не суждено было осуществиться.

Арест

В 1938 году Сергея Павлович был заключен под стражу. За что его посадили, он не знал и сам. По ложному обвинению он был включен в список осужденных первой категории, которые подлежали расстрелу. Однако, по решению суда Королёву назначили наказание в виде 10 лет отбывания в лагере. Отбывая наказание, Сергей Павлович подвергался чудовищным избиениям и пыткам. 21 апреля 1939 года он был отправлен на золотой прииск Мальдяк на Колыме.

Сергей Королёв. Биография, достижения, личная жизнь.

Мать Сергея Павловича активно добивалась пересмотра дела, и ей это удалось. 2 марта 1940 года Сергей Павлович был переведен с Колымы в Москву. Спустя четыре месяца состоялся второй суд в отношении Королёва. Его приговорили к 8 годам отбывания в лагере, затем отправили в московскую тюрьму НКВД ЦКб-29. Здесь он разрабатывал вместе с Туполевым бомбардировщик ТУ-2. Благодаря этой работе в 1942 году Сергей Павлович был переведен в КБ тюремного типа ОКБ-16 в Казани. В нем проводились работы по созданию ракетных двигателей, необходимых для авиации.

В июне 1944 года Королёв Сергей Павлович был досрочно освобожден из тюрьмы. Было подписано личное распоряжение Сталина. Год после освобождения он оставался работать в Казани.

Сергей Королёв. Биография, достижения, личная жизнь.

Старт немецкой ракеты Фау-2

После победы над фашистами Королёв был отправлен в Германию вместе с группой специалистов. Они должны были изучить до мелочей строение немецкой техники. Для Королева наибольший интерес представляла ракета Фау-2. В августе 1946 года Сергей Павлович начинает разработку ракет дальнего действия в Калининграде.

Перед советскими конструкторами стояла задача, разработать точный аналог ракеты Фау-2, однако, позже вышло новое Постановление, в котором было указано, что отечественная ракета должна превосходить по параметрам Фау-2, должна быть увеличена дальность полета с 320 до 3000 километров.

Сергей Королёв. Биография, достижения, личная жизнь.

Ракета Р-1

В 1950 году разработка Королёва в виде новой баллистической ракеты Р-1 была сдана на вооружение. Это еще не все, что изобрел знаменитый конструктор. В 54 году завершилась его работа над ракетой Р5. Ее особенность была в пяти модификациях. В этом же году завершилась работа над ракетой Р5М. В ней был встроен боевой заряд. В 1956 году ученый создает проект ракеты Р-7 межконтинентального типа.

В 1957 году 4 октября ракета, которая были спроектирована Королёвым, вывела первый искусственный спутник на земную орбиту. Именно с этого момента началась эра космонавтики. Цитаты из хроник и воспоминаний говорят о том, что Сергея Павловича называли «отцом» этой эры.

В самом начале в космос отправлялись только животные, но 12 апреля 1961 года успешно стартовал космический корабль «Восток-1» с Юрием Гагариным на борту. Этот полет бы не состоялся, если бы не было разработки Королёва Сергея Павловича.

Сергей Королёв. Биография, достижения, личная жизнь.

Ракета «Восток-1» на старте

Личная жизнь знаменитого конструктора

Судьба Сергея Павловича складывалась непросто не только в отношении профессиональной деятельности, но и в личной жизни. Со своей первой женой они познакомились в строительной профессиональной школе, где учились в 15 лет. Одноклассницы очень любили Сергея Королёва, но ему нравилась Ксения Винцентини. Она была самой красивой из всех одноклассниц. Вокруг нее постоянно находились поклонники, что вызывало в Королеве жуткую ревность.

После окончания школы Сергей сделал Ксении предложение, но услышал отказ. Девушка хотела сначала получить образование. Ксения с отцом переезжает в Харьков и поступает в медицинский институт на лечебный факультет. После окончания института она отправляется по распределению в Луганскую область и приглашает к себе Королева. Как только у него появляется такая возможность, он приезжает и добивается согласия выйти за него замуж.

Сергей Королёв. Биография, достижения, личная жизнь.

Ксения Винцентини с Сергеем Королёвым и дочерью Натальей

В 1935 году них рождается дочка Наталья, но семейное счастье длится недолго. В 1938 году Сергея арестовывают. В тюрьме он без конца терпит избиения и издевательства, ему угрожают арестом семьи. В то время супругу конструктора могли уволить из больницы из-за статьи мужа, однако главврач вошел в положение женщины, учитывая, что у нее есть маленький ребенок, поэтому Ксению оставили на работе.

Долгие восемь лет Сергей и Ксения думали, что уже никогда не увидятся. Только в заключении Королёв понял, как дорога ему супруга — он постоянно писал письма семье, но первая их встреча стала для них разочарованием. Ксения встретила его прохладно и настороженно. После освобождения Сергея Павловича они начали строить свои отношения заново. Ситуация осложнялась тем, что и один и второй очень много времени проводили на работе. Королёв занимался конструированием летательных аппаратов, а его супруга стала известным хирургом.

Сергей Королёв. Биография, достижения, личная жизнь.

Сергей Павлович и Нина Ермолаева

В одну из командировок в Германию Ксения с дочкой поехали с Сергеем Павловичем, однако эта поездка только усугубила ситуацию. Ксения почувствовала себя не нужной. Она ждала от супруга внимания, простого человеческого общения, но он был полностью погружен в свои разработки и не замечал ничего вокруг. Он поздно приходил домой с работы без сил. Поездка в Германию образовала в отношениях огромную трещину.

После возвращения в Москву Королёву предложили работу в подмосковном Калининграде. Ему предоставили квартиру, однако Ксения категорически отказалась переезжать, так как не хотела бросать работу в своей больнице. Кроме того, до нее дошли слухи, что муж увлекся своей переводчицей – Ниной Ермолаевой. Сергей Павлович стал приезжать домой все реже и реже. В те дни, когда он навещал семью, Ксения была все время подавлена. Через некоторое время супруги официально развелись. Дочь Наталья узнала об этом от матери, когда процесс уже состоялся.

Сергей Королёв. Биография, достижения, личная жизнь.

Наталья Королёва

После оформления развода она очень долго с ним не общалась. Они начал разговаривать только тогда, когда сама Наталья вышла замуж. Ксения всю свою жизнь так и не смогла забыть Сергея. Она до последнего дня хранила его письма из тюрьмы.

Причина смерти Королёва

Сергей Королёв. Биография, достижения, личная жизнь.

Сергею Павловичу необходимо было вскрывать брюшную полость. Такая операция могла быть проведена только под общим наркозом. Для этого требовалось ввести в трахею трубку. Но в период отбывания наказания в колонии во время пыток Королёву была сломана челюсть, она плохо срослась, поэтому трубку вставить не удалось. Академику пришлось делать наркоз, негативно отразившийся на состоянии сердца.

В результате вскрытия врачи обнаружили саркому, которую удалось успешно удалить, но сердце не выдержало нагрузки. Королёв умер 14 января 1966 года через полчаса после успешного завершения операции. Причиной смерти была названа острая сердечная недостаточность.

По факту его смерти до сих пор ходит много домыслов и слухов. Есть мнение, что академика убили намеренно, чтобы скрыть тайную информацию, которую он мог знать. Удивительный человек, который всю жизнь ходил по краю пропасти, не выдержал простой операции.

Одну из ярчайших страниц в истории нашей Родины вписал выдающийся советский ученый и конструктор Сергей Павлович Королев. Будучи человеком огромной энергии, он сочетал в себе мечтательность и трезвый рационализм, качества терпеливого воспитателя и жесткого руководителя.

Его трудами человечество вступило в новую эру, а СССР стал самой передовой космической державой.

Детство и отрочество

Под новый, 1907 год, 30 декабря (12 января) в Житомире у преподавателя словесности Павла Яковлевича и дочери купца Марии Николаевны Королевых родился первенец. При крещении младенца нарекли Сергеем. Семья переехала в Киев и там, к сожалению, распалась.

Мария Николаевна оставила сына у бабушки с дедушкой в Нежине и пошла учиться на Высших женских курсах.

Молодой Жуковский

После нового замужества, мать Забрала Сережу и в 1916г. переехала в Одессу к новому мужу – Баланину Г. М. В гимназии и единой трудовой школе Сереже удалось проучиться всего несколько месяцев. Революция и затем гражданская война вынудили отчима и мать учить ребенка на дому.

Родители видели, что мальчик сильно интересуется авиацией и Григорий Михайлович записывает его в авиамодельный кружок при клубе в порту. Сергей с вдохновением делает модели, читает все что найдет об авиации.

В 1921 г. в Одессу перебазировался отряд гидросамолетов ГИДРО-3. На летних каникулах Сергей заслужил у пилотов признание как грамотный механик.

После первого полета с командиром авиаотряда Королев решает стать летчиком и при любой возможности стремиться полетать.

В пятнадцать лет Сергей Королев начал учиться в стройпрофшколе, где сконцентрировались лучшие преподаватели Одессы. Сергей учился, много работал в мастерской и умудрялся находить время на дополнительные занятия математикой и астрономией, боксом и гимнастикой, музыкой и литературой. Еще он активный участник планерного кружка, изучает немецкий язык, читает лекции по планеризму рабочим.

Все вышеперечисленное позволило ему в 17 лет не просто рассчитать все параметры нового самолета К-5, но и защитить свой замысел перед комиссией с рекомендацией к постройке.

Учеба в МВТУ

Королев собирался поступать в Военно-воздушную академию, только ряд объективных препятствий помешал исполниться мечте. Пришлось ему с 1924 г. стать студентом Киевского политехнического института, который начал готовить авиационных инженеров.

Учебу пришлось совмещать с подработкой, приходилось ему чуть ли не жить в мастерских планерного кружка. У товарищей считался настоящим мастером. Не прекращал занятия планеризмом.

Однажды на планере КПИР-3 он чуть не погиб при неудачном заходе на посадку.

Следующим шагом получения образования стал перевод в МВТУ им. Баумана на вечернюю форму обучения. Днем работа на авиазаводе, вечером учеба на аэромеханическом факультете.

После окончания 4 курса Королев переходит в КБ при авиазаводе. Во время учебы внес вклад в создание планерной школы и сам заканчивает ее. Затем работа в ней инструктором, испытание новых планеров. Четырежды участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях и даже установил один рекорд по продолжительности полета. Еще за годы обучения успел закончить школу летчиков.

учеба в универе

Под руководством А. Н. Туполева, читавшего лекции по самолетостроению, у Королева состоялась защита диплома с названием «Проект самолета СК-4». Все сконструированное Королевым было построено с его непосредственным участием и подтвердило его незаурядные способности. Например, на планере СК-3 «Красная звезда» летчик В. Степанчиков выполнил петлю Нестерова.

Сделать это самому Сергею помешала тяжелая болезнь. Тиф дал осложнения с некоторой потерей памяти.

Встреча с К. Э. Циолковским и работа в ГИРД

Возвращаясь с каникул в 1929 году Королев заехал к К. Э. Циолковскому в Калугу. После этой встречи Сергей Павлович навсегда «заболел» мечтой о космических полетах. Проштудированная книга Циолковского «Реактивный аэроплан» стала еще одной ступенькой в подготовке к исполнению главной мечты.

После случайного знакомства с Ф. А. Цандером, Королев получил приглашение на работу в ГИРД (Группа изучения реактивного движения). С семи утра до обеда он в КБ Григоровича разрабатывал автопилот, а потом до полуночи в качестве заместителя Цандера создавал первые ракеты.

Такой напряженный график не помешал ему 6 августа 1931 года жениться на давно любимой Ксении Винцентини.

В ГИРДе впервые проявился организационный талант Королева. Он навел в организации порядок с делопроизводством, завел пропускной режим, наладил сотрудничество с занимающимися наукой учреждениями, составил план исследований, согласовал взаимодействие служб и укомплектовал бригады по интересам. Именно тогда его начали уважительно называть по отчеству.

Сергей Павлович в 1932г. лично испытал автопилот, который создавал в КБ авиационного завода.

На следующий год с полигона в Алабино ГИРД запустил ракету, впервые в мире использовав жидкое топливо. Немного не дожив до знакового запуска умер Ф. А. Цандер. Смерть наступила 28 марта.

молодой летчик конструктор

В 1933 году М. Н. Тухачевский издал приказ по Реввоенсовету, которым объединил ГИРД и Ленинградскую ГДЛ (Газодинамическая лаборатория) в Реактивный научно-исследовательский институт(РНИИ). С. П. Королева назначили заместителем И. Т. Клейменова по научной работе. Первое награждение знаком «За активную оборонную работу» совпало с присвоением тоже первого воинского звания – дивизионного инженера (генерал-майор).

И все это в 26 лет!

«Ракетный полет в стратосфере», первая книга Королева, получила высокую оценку Циолковского. Книга доказывала необходимость создания баллистических ракет и самолетных реактивных двигателей.

Из-за надвигающейся войны Сергею Павловичу пришлось отложить фундаментальные исследования и заняться решением срочных технических задач. Разница в подходах к дальнейшей работе РНИИ с Клейменовым привела к снятию с должности и понижению до старшего инженера.

После расстрела М. Н. Тухачевского в 1937 году волна репрессий вплотную подошла к институту. По косвенным признакам С. П. Королев понимал, что скоро могут прийти и за ним.

Арест и работа в «шарашках»

Арест произошел 27 июня 1938 года. После допросов и обвинении во вредительстве Королева включили в расстрельную категорию, однако 27 сентября осудили на десять лет ИТЛ и пять лет поражения в правах.

Арест Королева

С. П. Королеву пришлось пережить Бутырскую тюрьму, каторгу золотого прииска на Колыме, Владлаг. Повторное рассмотрение дела в 1940 году и присуждение восьми лет заключения в лагерях не сломил волю конструктора.

Он пишет письмо на имя И. В. Сталина. Сейчас невозможно разобраться, что сыграло свою роль, то ли приказ Сталина, то ли многочисленные ходатайства А. Н. Туполева, В. С. Гризодубова и М. М. Громова, но 13 сентября 1940 года Королева перевели в закрытое КБ (ЦКБ-29) Туполева.

Протокол допроса

С. П. Королев деятельно включился в создание знаменитых Ту-2 и Пе-2, проектировал авиационную торпеду и реактивный истребитель. Когда началась война, Королев стал рваться на фронт. Но Туполев не отпустил, ответив: «А кто самолеты будет строить?».

Накопленный опыт привел к переводу Сергея Павловича в другую шарашку – ОКБ-16 на авиазаводе под тем же номером в Казани. Руководил этим КБ В. П. Глушко, будущий разработчик знаменитого «Бурана». Здесь Королев занялся реактивным ускорителем для истребителей.

1 января 1943 года в качестве руководителя отдельной группы Королев занимался созданием ракетной установки для самолетов.

работа в шарашках

Август 1944 года принес С. П. Королеву и его группе по созданию АРУ (авиационной ракетной установки) долгожданное освобождение из заключения.

Создание ракетного щита

Из Казани в 1944 и 1945 годах Сергей Павлович направляет в Наркомат письма с предложением постройки баллистических ракет на твердом топливе. Аргументированное обоснование создания специального КБ убедило руководство и в августе 1945 года Королева вернули в Москву.

А уже в сентябре направили в Германию руководителем научной программы по изучению V-2 (ФАУ-2) с присвоением звания подполковника. Изучив наработки Вернера фон Брауна, Королев отказался от немецкого подхода и самостоятельно разработал ракету с дальностью полета 600 км.

сергей павлович на собрании

В октябре С. П. Королева наградили орденом «Знак почета» за плодотворную деятельность во время войны.

Постановлением Совета Министров СССР недалеко от Москвы (сейчас г. Королев) создается НИИ-88 с входящим в него особым КБ №1. С. П. Королев становится главным конструктором этого КБ. С этого момента Королев занимается только ракетостроением.

20 апреля 1956 года Сергей Павлович Королев удостаивается золотой звезды Героя социалистического труда.

С. П. Королев продолжает образование на философском факультете, посещает отдельные лекции ученых в разных институтах.

создатели ядерного щита

На созданном специальном факультете читает курс лекции на тему «Основы проектирования баллистических ракет дальнего действия».

С 1949 по 1958 год в ОКБ-1 были:

  • сконструированы (1948 г.) и поставлены на вооружение (1950 г.) ракеты Р-1;
  • построен полигон Капустин Яр;
  • произведено модифицирование Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е);
  • закончены испытания Р-5 и намечены 5 ее модификаций. Создана Р-5М с ядерной боеголовкой. Начато проектирование Р-11 и Р-11ФМ;
  • создана в 1956 г. межконтинентальная баллистическая ракета Р-7;
  • развернут полигон №5 в Казахстане (Ныне Байконур) и на нем испытана Р-7;
  • возведена в 1958-59 годах стартовая станция в Плесецке для постановки на боевое дежурство Р-7;
  • созданы в 1957 г. баллистические ракеты мобильного и морского базирования.

После модернизации ракета Р-7А, способная поразить цели на расстоянии 11000 км, до 1968года стояла на боевом дежурстве, а это целых 9 лет.

Итогом обращения в Военную прокуратуру, стала полная реабилитация С. П. Королева в апреле 1957 года.

Создание первого спутника

С. П. Королев совместно с учеными М. К. Тихонравовым и М. К. Келдышем, предложили руководству страны применить Р-7 для вывода в космическое пространство искусственного спутника. На докладе в Академии наук он заявил о возможности пилотируемого полета в космос. Результатом стало выделение ОКБ-1 в отдельную самостоятельную организацию во главе с Королевым в августе 1956 года.

Межведомственный совет во главе с академиком М. В. Келдышем разработал план исследования околоземного пространства и рекомендовал несколько вариантов внешнего вида спутника массой до 1300 кг.

Окончательно форму шара приняли по требованию самого Королева. Также он настоял на установке передатчика, что бы сигнал со спутника принимался по всему земному шару. Выбор орбиты, опять же по настоянию главного конструктора, позволял бы видеть спутник с земли в простейшие телескопы. На основе Р-7 в КБ были спроектированы носители с тремя и четырьмя ступенями.

Финалом многолетней подготовки стал запуск 4 октября 1957 года первого искусственного спутника с космодрома Байконур. Об этом событии сообщили все средства массовой информации земли. На всех материках услышали его сигнал. Такой успех поднял на недосягаемую высоту авторитет Советского Союза.

А уже 3 ноября в космический полет отправили собаку Лайку. Спутник с кабиной для собаки весил в шесть раз больше первого. Собаку не собирались возвращать, но 7 суток ученые получали ценнейшие сведения о состоянии животного в условиях невесомости.

От этого полета зависело решение о возможности полета человека.

Параллельно идет создание спутников для сугубо научных исследований («Электрон» и «Спутник-3»).

За 1959 год к Луне запустили три спутника. Результатом стало открытие солнечного ветра, фотография обратной стороны Луны и доставка вымпела на поверхность Луны.

Человек в космосе

14 марта 1959 года в недавно построенном центре подготовки начались занятия первого отряда космонавтов. В ходе подготовки был решен целый комплекс практических и теоретических задач. Например, что подготовленный человек выдерживает 26-ти кратные перегрузки.

Для отработки элементов посадки провели еще два запуска. У предтечи «Востока» с названием КП не сработала тормозная система. Через три месяца после доработки корабль-спутник с различными животными и растениями на борту покинул Землю. Собаки Белка и Стрелка после приземления стали самыми известными собаками в мире.


Весь апрель 1961 года работы на Байконуре велись круглосуточно. Шла подготовка корабля Восток-1. 38-ми метровый носитель весил 287 тонн. Запуск запланировали на 12 апреля. Космонавтом назначен Юрий Алексеевич Гагарин.

И вот старт. Впервые человек смог преодолеть земное притяжение. Полет длился 108 минут. Неприятный момент опять случился на заключительном этапе. Спускаемый модуль отделился на десять минут позже запланированного срока. Посадка под Саратовом прошла успешно, самочувствие космонавта отличное.

За подготовку этого полета главный конструктор получил вторую звезду Героя социалистического труда. Никаких сообщений о награде в прессе не было. А вот Ю. А. Гагарин мгновенно стал знаменитым во всем мире.

Королев и Гагарин

Имя главного конструктора, три десятилетия шедшего к победе над земным тяготением, узнали только после его гибели.

Следом за полетом «Востока-1» прошли запуски:

  • Германа Степановича Титова на «Востоке-2» (провел в космосе целые сутки);
  • «Востока-3» и «Востока-4» с установкой прямой радиосвязи между А. Г. Николаевым и П. Р. Поповичем соответственно;
  • В. Ф. Быковского на корабле «Восток-5» (на орбите провел чуть более 17 часов);
  • 16 июня 1963 года «Востока-6» с первой женщиной-космонавтом на борту (Валентина Терешкова);
  • на корабле «Восход» полет сразу трех человек, это были В. М. Комаров — командир корабля, К. П. Феоктистов — научный сотрудник, Б. Б. Егоров — врач. Космонавты впервые летели без скафандров;
  • корабля «Восток-2» с выходом в открытый космос А. А. Леонова. Вне корабля он провел 12 минут 9 секунд.

Орбитальная станция и марсианский проект

Для продолжения развития околоземных полетов был разработан абсолютно новый корабль, получивший название «Союз». Из него запланировали сделать так называемую ДОС (долговременную орбитальную станцию). Внутри расположили специальный отсек, предназначенный для продолжительного нахождения в нем космонавтов без скафандров.

Марсианский проект

В нем экипаж мог спать, есть, вести наблюдения. С. П. Королев планировал провести стыковку двух «Союзов», переход космонавтов из корабля в корабль через открытый космос.

Бесконечные текущие дела не помешали С. П. Королеву дать задание на проектирование марсианской экспедиции.

С конца 50-х годов по распоряжению Королева было разработано несколько проектов межпланетных кораблей:

Изучение Луны после гибели конструктора осуществлялось беспилотными аппаратами.

История болезни и смерть

Современники считали С. П. Королева человеком, которому все по плечу, что ракеты он заставлял летать своей неоспоримой убежденностью и железной волей. Имея от природы аналитический ум, организаторский талант и умение превращать мечты в конкретную программу действий, он работал больше других, практически подорвав здоровье.

Года, проведенные в лагерях, тоже не добавили здоровья.

Помимо основной болезни саркомы у него обнаружили еще ряд заболеваний. Операцию проводил министр здравоохранения СССР профессор Б. В. Петровский. В силу ряда причин спасти Королева не удалось. Ему в тюрьме сломали челюсть, срослась она неправильно. Последствия травмы помешали ввести трахеостомическую трубку.

По словам А. А. Вишневского, Королев стал несчастным случаем и трагедией медицины. Он не должен был так рано умереть.

Прощались с С. П. Королевым в Колонном зале Дома Союзов 17 января 1966 года. Урну с прахом захоронили в Кремлевской стене со всеми государственными почестями.

В знак памяти и признания заслуг этого гениального человека в стране и мире ему установлено 11 памятников.


В его честь назван город, несколько улиц и площадей, 1 астероид, кратеры на Марсе и на Луне. Выпущены марки и монеты с его именем.

Про него снято множество художественных и документальных фильмов. А его научные разработки будут еще долго актуальны в авиации и космонавтике.

Видео

Дата рождения будущего конструктора отличается по старому и новому календарю — 30 декабря 1906 года или 12 января 1907. Он появился на свет в украинском городе Житомире. Его родители: мать — Москаленко Мария Николаевна, а отец — Королев Павел Яковлевич. Женщина происходила из Нежинского купеческого рода, мужчина родился в Могилеве, работал учителем словесности.

Когда ребенок достиг трехлетнего возраста, мать оставила семью. Сергей переехал в Нежин, где он проживал с бабушкой Марией Матвеевной и дедушкой Николаем Яковлевичем. В 1915 он стал посещать подготовительные занятия в Киевской гимназии, через два года перешел в Одесскую, куда переехал вместе с Марией Николаевной и ее новым мужем Григорием Михайловичем Баланиным. Но скоро учебное заведение закрыли, мальчику пришлось получать образование дома. С этим хорошо справились мать и отчим-инженер.

Уже в юные годы Сергей проявлял интерес к авиации. С 1922 по 1924 он учился в профессиональной школе, где прошел сразу несколько курсов, получил строительную специальность и посещал разные кружки. В этот период Королев завел знакомства с летчиками Одесского гитотряда и стал активным общественным деятелем в сфере авиации. В 16 лет юноша читал лекции студентам разных курсов, а через год спроектировал безмоторный самолет К-5. Он официально защитил свою работу перед комиссией, которая рекомендовала конструкцию к постройке.

В 1924 Королев успешно сдал экзамены в Киевский политехнический институт. За два курса Сергей смог практически идеально изучить инженерные дисциплины и стать планеристом. А в начале нового учебного 1926 года он решил перевестись в МВТУ имени Баумана.

Начало работы

Будущий конструктор космических кораблей Королев в училище был известен как способный студент. Он получил звание пилота-парителя после того, как успешно сдал практические экзамены на планере под названием «Жар-птица», спроектированном М. Тихонравовым. В декабре 1929 Сергей защитил диплом, создав модель самолета СК-4.

Ему принадлежат следующие проекты:

  1. «Коктебель»;
  2. «Красная звезда»;
  3. СК-4.

Все эти аппараты показали настоящий талант Королева. СК-3 «Красная звезда» стал планером, на котором выполнили первую мертвую петлю в СССР. Но после знакомства с К. Циолковским Сергей задумался о покорении стратосферы и заинтересовался реактивным движением.

В 1931 Королев и еще один конструктор в сфере ракетостроения Ф. Цандер основали в столице общественную организацию — Группу изучения реактивного движения. Уже в 1932 она превратилась в государственную лабораторию, в которой разрабатывали ракеты. В ней и сконструировали первые советские баллистические аппараты ГИРД-09 и ГИРД-10.

Запуск одной из них состоялся 17 августа 1933. В этом же году был открыт Реактивный научно-исследовательский институт, его руководителем назначили И. Клейменова. Королев занял должность заместителя и получил ранг дивинженера. Позже его утвердили руководителем отдела ракетостроения, а в 1936 он удачно испытал два аппарата — зенитный 217 и дальнобойный 212. В его отделе были разработаны разные виды ракет:

  1. жидкостная крылатая;
  2. баллистическая дальнего действия;
  3. авиационная для уничтожения целей;
  4. твердотопливная зенитная.

Но взгляды Королева не совпадали с мнением руководителей института, поэтому ему пришлось с руководящей должности перейти на другую — старший инженер.

Арест и заключение

После того как арестовали Ивана Клейменова и еще нескольких сотрудников института, на Королева также донесли. За ним сотрудники НКВД приехали 27 июня 1938 года. В некоторых источниках указано, что его пытали — сломали верхнюю и нижнюю челюсть. Об этом сообщил хирург, который удалял полипы у конструктора. Сергей не смог достаточно широко открыть рот, что повлияло на исход операции.

Его вторая супруга Нина Ивановна также вспоминала, что супруг нервничал перед походом к стоматологу. Сам Королев писал, что следователи с фамилиями Быков и Шестаков сильно избивали его. Но доказать это у него не получилось, ведь о побоях заявить было некуда.

Причиной ареста стало донесение одного из академиков. Королева обвиняли во вредительстве. В сентябре 1938 он попал в список личностей, дела которых должен рассматривать суд Военной коллегии. Сергей стоял в первой категории — арестанты, которых должны расстрелять. 27 сентября ему выдвинули обвинение, в качестве приговора судьи определили 10 лет ИТЛ. Позже срок сократили до восьми, а освободили его в 1944.

Королев сидел и в Бутырке, и в пересыльной тюрьме Новочеркасска, был он на Колыме, золотом прииске Мальдяк, во Владлаге. В 1940 его судили вторично и отправили в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29. Но и здесь деятельность Королева Сергея Павловича не прекратилась — он участвовал в разработке бомбардировщиков Ту-2 и Пе-2. Также он спроектировал аэроторпеду и ракетный перехватчик.

Благодаря этому Королева перевели в ОКБ-16 Казанского округа. Здесь он усовершенствовал ракетные двигатели, сумел повысить динамические и скоростные характеристики военных самолетов, сократил длину разбега при взлете. В 1943 Сергей стал главным конструктором группы реактивных установок.

Воспоминания его товарищей и коллег отличаются: Л. Кербер считал его циничным, пессимистичным, скептиком; летчик А. Леонов никогда не видел его озлобленным или разочарованным в жизни. Даже после стольких лет заключения Королев остался преданным своему делу. Дочь Сергея вспоминала, что после прииска ее отец оставшуюся жизнь ненавидел золото. Освободили Королева из заключения в июле 1944 по указанию Сталина. Но его оставили еще на год работать в Казани, так как считали хорошим специалистом. Позже его полностью реабилитировали.

Баллистические ракеты

В 1946 Сергей получил должность главного конструктора в ОКБ-1, расположенном в Калининграде. На новой работе он спроектировал несколько ракет:

  1. Р-1;
  2. Р-2;
  3. Р-5;
  4. Р-7;
  5. Р-11;
  6. Фау-2.

Главное его достижение — проект и конструкция последней ракеты из советских материалов. Ее создатель на этом не остановился. Среди его проектов известен аппарат, способный пролететь на расстояние до 3000 км. В 1941 инженеры провели успешные испытания Р-1, а в 1950 ее официально сдали на вооружение. В течение 1954 года конструктор создал пять модификаций аппарата, завершил работу над Р-5м, у которой есть боевой заряд.

Еще один вклад в историю — межконтинентальная двухступенчатая баллистическая Р-7, которая может находиться в полете до 8000 км. Ее запустили на полигоне в Казахстане, а возле поселка Плесецк Архангельской области основали стартовую станцию под названием «Ангара», где проходили боевые испытания ракет. Легендарный проект Королева — конструирование аппаратов на стабильных компонентах топлива. Первые подобные ракеты своим происхождением обязаны именно Сергею Павловичу.

Запуск спутника

В 1955 году Сергей Павлович с другими инженерами сдали правительству проект об отправке в космос ИСЗ. Власти дали добро на исполнение этого плана, поэтому в августе 1956 ОКБ-1 стало самостоятельным отделом. Главой назначили Королева. Он на базе ракет разработал совершенные носители, с помощью которых запустил в 1957 году первый искусственный спутник в истории.

Полет оказался успешным и поднял авторитет СССР среди других стран. Параллельно Королев работал над спутниками оборонного, хозяйственного и научного назначения. В 1958 он вывел в космос Спутник-3 и парные аппараты «Электрон». Позже по его проекту запустили три автоматические станции «Луна-1», «Луна-2» и «Луна-3».

Первая пролетела возле Луны, вторая переместилась с Земли на ее природный спутник, третья смогла сфотографировать его обратную сторону. Затем Королев создал еще один интересный проект — разработал лунный аппарат для мягкой посадки, съемок и передачи панорамы обратно.

Полет первого космонавта

Основоположник космических полетов, Сергей Королев, прославил СССР тем, что отправил в стратосферу человека. Но конструктор не торопился запускать корабль. Сначала аппарату позволили сделать одну петлю, это помогло установить психологическое и физическое состояние космонавта.

Полет осуществился 12 апреля 1961 года, первым испытателем стал Юрий Гагарин. Вслед за ним в космос отправился Герман Титов на «Востоке-2», благодаря этому Сергей более детально изучил воздействие условий операции на работу человеческого организма. Позже космонавтами стали Николаев, Попович, Быковский, Терешкова. Но работу последней Королев не одобрил — он считал, что женщин в космосе быть не должно.

В 1964 конструктор создал более сложный корабль «Восход», на котором полет совершило уже три человека. А еще через год Леонов 20 минут провел в открытом космосе. Королев продолжал работу над созданием долговременной орбитальной станции. Первой подобной конструкцией стал «Союз», в корабле были отсеки, в которых экипаж мог находиться без скафандров. При полете планировалась автоматическое соединение двух аппаратов для свободного перехода человека через открытый космос. Но Королев не дожил до осуществления своей мечты.

Личная жизнь

Несмотря на занятость в сфере ракетостроения, Королев успел два раза жениться. Первой его супругой стала доктор-хирург Винцентини Ксения Максимилиановна. В этом браке родилась дочь Наталья — единственный и безгранично любимый ребенок Сергея Павловича. Девушка стала доктором медицинских наук, а также лауреатом Государственной премии.

Именно она предоставила много интересных фактов о личной жизни и биографии Сергея Королева. Наталья Сергеевна рассказывала также о семье своей матери — ее дед был итальянцем, в 25 лет он переехал в Бессарабию и поменял имя на Николай. Хотя родители Ксении приняли православие, она решила не менять свою фамилию.

Дочери было всего три года, когда ее отца арестовали. Мама пыталась хлопотать за главу семейства, но ее сменила бабушка. Ксения посвятила себя воспитанию Натальи. Мать конструктора постоянно писала письма властям, ездила к ним на приемы, пыталась спасти единственного сына.

Вторая жена Королева Сергея Павловича — Нина Ивановна. Наталья вспоминает, что эта женщина разрушила их семью, но она посвятила свою жизнь отцу и никогда не оставляла его одного. В последнем браке детей не было.

Последние годы

Королев страдал от полипов в прямой кишке. Их можно было удалить только хирургическим путем, доктора не боялись несложной операции. Проводил ее сам министр здравоохранения, профессор Б. Петровский. Но во время процедуры началось кровотечение, которое не удалось остановить.

Пришлось вскрывать брюшную полость, в которой обнаружили большую опухоль — саркому. Хирург удалил ее, а также часть прямой кишки. Из-за проблем с челюстями возникли проблемы при интубации трахеи. Все эти сложности привели к летальному исходу — 14 января 1966 года Королев скончался.

В 1973 газета «Вашингтон пост» обвинила хирурга Петровского во врачебной ошибке. Академик АМН Ф. Углов подтвердил это, указав на тот факт, что никакой саркомы не было, а у Королева нашли только полип. Но доказать это уже не удалось. Тело Сергея Павловича кремировали, урну с прахом захоронили в Кремлевской стене.

Конструктор Королев оставил после себя ценное наследие — ракеты и космические корабли, научные труды. О нем писали книги и снимали фильмы, его биографию разбирали историки и простые любители, а его упорная работа заложила начало космонавтике.

Читайте также: