Кто такой скобарь профессия

Опубликовано: 05.07.2024

Удивительно, но отношение к слову "скобарь" более чем неоднозначно. В большинстве случаев его применяют к жителям Псковской области. Одни считают его унизительным, а другие гордятся таким самоназванием. Вся загвоздка в происхождении этого слова. Существуют разные версии, почему псковичи — скобари.

След Петра Первого

Это более похоже на красивую легенду, но говорят, что такое название появилось с легкой руки самого государя.

Изготовление скобяных изделий

Дело в том, что Псковская губерния издревле славилась искусными мастерами по изготовлению скобяных изделий. Однажды Петр Первый хотел разогнуть скобу, сделанную местными кузнецами, но не осилил ее. Это очень удивило его, ведь, будучи крепким мужчиной, он без особого труда справлялся даже с подковами. Вот и похвалил он псковских умельцев, назвав их скобарями. Поэтому многие уроженцы этих земель гордо именуют себя именно так в память о предках. Более того, в 2014 году даже поставили памятник скобарю в Пскове. Создатели увековечили мастеров дела кузнечного и выразили им свою признательность. Этот памятник стал неофициальным символом города.

Скобарь — это неотесанный провинциал?

Хотя предыдущая версия, скорее всего, чистой воды вымысел, но дыма без огня не бывает. Известно, что Петр Первый издал указ в 1714 году, который обязал около двухсот семей псковских рыбаков переселиться в окрестности Санкт-Петербурга. Город только строился, а хороших кузнецов там не было. Им выделили слободу для поселения, которая по понятным причинам позднее стала называться селом Рыбацким. Свою миссию — изготовление скобяных изделий — они выполняли исправно. Переселенцы снабжали молодой город гвоздями, прутьями, подковами. Поэтому скобарством стали обозначать более узкую специализацию кузнечного дела.

Памятник Скобарю в Пскове

Но жители Рыбацкого отличались провинциальностью и грубой неотесанностью, поэтому название их профессии приобрело негативный оттенок. Так стали именовать простоватых, недалеких, невоспитанных, жадных людей. Возможно, вначале это слово было арготизмом, но со временем оно перекочевало в широкую лексику, где и закрепилось. Поэтому, согласно большинству современных толковых словарей, скобарь — это деревенщина, грубиян и скупердяй.

Косвенными аргументами в пользу этой версии происхождения слова являются похожие по звучанию лексемы в других языках. Речь в первую очередь идет о тех народностях, которые жили по соседству с псковичами, например, о латышах. Теоретически, если слово все же существовало в русском, но было утеряно, его следы можно найти в других лингвистических системах. Итак, латышское skops, означающее "жадный", может служить доказательством этого. Также и в немецком существует прилагательное skeptisch ("недоверчивый"), равно как и французское sceptique с тем же значением. Но иногда, как говорят, не надо далеко ходить, ведь русское "скупой" тоже может быть отголоском того давнего прозвища переселенцев из Псковских земель.

Скобарь — это умелый воин?

Есть еще одна версия, к которой кузнечное ремесло не имеет отношения. Псковичи — потомки славянского племени кривичей — славились своей ловкостью и храбростью в ратном деле.

Почему псковичи — скобари

Отсюда и появилось их самоназвание, так как слово "скоб" обозначало военную стычку, а скобарем называли ее участника. Правда, сторонники этой версии оперируют весьма скудными доказательствами: наличием похожей лексемы с таким значением аж в сербском и хорватском языках, носители которых не живут в территориальной близости к псковичам. То есть с научной точки зрения такие аргументы шиты белыми нитками и могут расцениваться лишь как попытка облагородить обсуждаемое название и отмыть его от налета негатива, накопившегося за долгое время.

Или же предполагают, что скобарями называли людей, живших в хорошо защищенной от врагов местности. А те земли, которые потом заняла Псковская губерния, славились своими крепостями, надежно охранявшими жителей от нападений.

Псковская губерния

Опять-таки в подмогу берут созвучные слова из других языков, к примеру английское escape ("избежать", "спастись"), древнегреческое σκεπαω ("защищать", "укрывать"), итальянское scappare ("избежать"), румынское a scăpa ("избавить", "спастись"). Значения этих слов пересекаются в понятии хорошо защищённого места.

Лексический призрак

Скептиков терзают смутные сомнения насчет того, существовало ли это название вообще 300 лет назад. Ведь если да, то оно бы встречалось в летописях или других исторических документах. Но таких свидетельств нет. Также Александр Сергеевич Пушкин, который провел в Псковской губернии почти 3 года, ни разу не упомянул это слово письменно. А имя прилагательное "псковский" он употребляет 18 раз. Также нет этого слова и в "Толковом словаре великорусского языка" под редакцией Даля, изданном в 19-м веке. Выглядит, по крайней мере, странно, что такой знаток русской лексики упустил его из виду, если оно было в широком употреблении в то время, ведь в этом труде есть даже диалектизмы и простонародные слова. Все говорит против того, что существительное "скобарь", будь то название профессии или же катойконим, существовало в 18-м или 19-м столетии.

Скобарь — это

Версия фонетическая

Все может быть гораздо проще. Возможно, слово "псковский" трансформировалось в "скопский" из-за такого фонетического явления, как ассимиляция. А из этого прилагательного со временем произошло и существительное. То есть весь процесс происходил примерно так: псковский — скопский — скобский — скобарь. Много лингвистов согласны с этой версией. Если это было так, то скобарь — это всего лишь этноним. А негативный оттенок он приобрел из-за фильма "Мы из Кронштадта", снятого в 1930-х годах. Там изображены события Гражданской войны. В картине есть сцена, где малодушный матросик, наблюдая за сражением между красными и белыми, то надевает белогвардейские погоны, то сдирает их с плеч в зависимости от того, на чьей стороне преимущество. При этом он жалко твердит: "Мы псковские, мы скопские".

Вывод

Все зависит от того, как это слово воспринимать. Если как исконное название субэтноса, тогда любой псковитянин с гордостью может именовать себя скобарем. Но если брать во внимание отрицательный оттенок значения, то с этим антропонимом надо быть очень аккуратным. Ведь можно не на шутку обидеть человека, назвав его скобарем.

Внести этимологическую ясность и разобраться, как исторически называли жителей Псковщины, что миф, а что правда, я попыталась вместе с кандидатом филологических наук, старшим преподавателем кафедры филологии, коммуникаций и РКИ Псковского госуниверситета Наталией Григорьевой.


Наталию можно назвать главным лингвистическим экспертом по скобарям, благодаря ее кандидатской диссертации по этнонимам. Своими открытиями на этот счёт она поделилась и с нами.

Вся правда о скобарях

Прозвище

К сожалению, сегодня имеется недостаточно материала как лексикографического, так и историко-краеведческого, документационного, чтобы с точностью определить скобари - это автоэтноним (самоназвание) или аллоэтноним (название, данное другим этносом).

Этимология

Происхождение микроэтнонима «скобари» имеет затемненную этимологию. Существуют разные точки зрения:

По одной из версий, слово «скобарь» восходит к слову «скоба» в значении ‘изогнутое металлическое изделие’.

По другой, пройдя ступени фонетических преобразований, микроэтноним «скобари» восходит к топониму Псков (Псков → псковской → скобской → скобарь).

Ни один лексикографический, исторический источник, ни один словарь XIX столетия не фиксирует слово «скобарь».

В большинстве случаев упоминания о скобарях связывают с легендой петровских времен, сюжет которой повествует о ремесленном промысле псковичей – изготовлении скобяных изделий, но эта легенда не подкреплена документальными фактами.

Негативная коннотация

В народном миропонимании воссоздается устойчивое представление об образе скобаря как о малограмотном, невоспитанном, плутоватом представителе Псковщины. Многие указывают на особенности его несдержанного поведения, что сопровождается эмоционально-окрашенной и негативной оценкой в целом.

Образ задиристого псковича формировался под влиянием приграничного проживания, что требовало сноровки и стойкости, а иногда - чрезмерной безудержности.

Образ скобаря удачно обыграла группа «Отава Ё» в композиции «Сумецкая»

Культурный код скобаря

Здесь уместно вспомнить о танце, который называют «Ломание скобаря». Своеобразный кулачный бой, сопровождающийся встряхиванием головы, взъерошиванием волос, грубыми возгласами, притоптыванием и резким изгибом туловища, похожим на дугу или скобу. Такой танец позволял человеку входить в измененное состояние сознания, которое не поддавалось самоконтролю.


Стрижка скобой вызвала у меня ассоциацию с образом псковского писателя Валентина Курбатова. Фото: Rasfokus.ru

Псковичи ли?

Псковичи или псковитяне

Если обратиться к современным лексикографическим источникам (Например, словарь И. Л. Городецкой, Е. А. Левашова «Русские названия жителей»), то окажется, что существует не два наименования жителей от топонима Псков, а три: псковичи, псковичане и псковитяне. И все они верны, а степень их продуктивности зависит от контекста и сферы употребления.

Ершееды

Менее известными, но все же интересными являются другие названия псковичей, упоминания о которых сохранили современные псковские говоры. Жителей Псковщины называли: ершеедами, мякинниками, пелушниками, толокнянниками, лапотниками, капустниками, бобовниками, мезговниками.

Эти названия обладают высокой долей архаичности, помогают охарактеризовать исконную культуру и быт псковичей разных исторических эпох, узнать о традициях и вкусовых предпочтениях, о ремеслах и коллективных промыслах.

День скобаря

С 2011 г. в Пскове ежегодно проводится фестиваль «День скобаря» (1 октября). В преддверии праздничной даты мы решили вспомнить о происхождении и традициях фестиваля, а также рассказать об этимологии понятия «скобарь», своеобразии псковского характера, и, конечно, о псковских говорах – потрясающе интересном и уникальном явлении в истории русского языкознания.

«Псковский говор – не диалект, а самостоятельный язык, а скобари – нация»

(Владимир Винк, Великие Луки)

Псковский кузнечный двор
Издавна Псков славится своими святынями, пейзажами, историей и культурой, интересными традициями и обычаями, и еще – мастерством кузнечного дела. Именно ему посвящается ежегодный фестиваль «День Скобаря», который проводится на территории историко-этнографического центра «Псковский кузнечный двор».

Так сложилось, что фестиваль не организовался в прошлом году, в 2018 и 2019 гг. планируется возрождение и продолжение его традиций. А продолжать поистине нужно и важно!

Тематически праздник берет свое начало в истории Псковского края, который на протяжении многих веков славился кузнечным мастерством. Практически в каждой псковской семье был кузнец. По легенде, «скобарями» назвал псковичей Петр I после того, как не смог разогнуть скобу, выкованную местными кузнецами. Тогда по приказу царя псковские мастера начали изготавливать скобы для строящегося флота России.

скобарь

Однако значимость понятия кроется не только в его историческом происхождении, скобарь – это, прежде всего, характер. И, несмотря на то, что к слову «скобарь» у жителей Псковщины отношение неоднозначное, в большинстве своем бытует мнение, что оно имеет положительную семантику.

«Одна часть населения гордится самоназванием («я, мол, природный скобарь»), - пишет корреспондент газеты «Псковская правда Александр Донецкий, - другая предпочитает вообще не употреблять это словцо, приравнивая его к слову «жлоб», ибо известно, что в других регионах России «скобарями» кличут хамоватых, невоспитан­ных людей. Что, согласитесь, обидно. Кто как не скобари столетиями стояли на западной границе и защищали Русь от немцев, поляков и прочих шведов?».

Псков
Действительно, никто ведь за всю историю не взял Псков в открытом и честном бою, не вошел в священный «Дом Святой Троицы». Дело не только в том, что Псков силен мощью лучшей в Средневековой Европе крепости. Сила скобаря – в твердости Православного Духа, его глубинного, искреннего, народного верования. Скобарь – это кремень, он славится крепостью, смелостью и упорством своего характера. «Не так крепки стены, как крепок дух Псковский!», - говорится в истории славного города.

Вспоминая героические страницы древнего Пскова, один из русских писателей Леонид Федорович Зуров подчеркивал мирный характер псковичей: «Не было в Пскове желания войны, ради войны, псковичи улюбили в мире со всеми жить добре. В договорах были искренни, чистосердечны и просты, сказывали правду. И славна всегда была в Пскове крепкая любовь к своему родному, политому кровью краю. Любовь возвела без усилий чудный град, окруженный стенами, довершенный Детинцем и увенчанный златыми соборными куполами».

Об этом же говорят в своих стихотворениях псковские поэты Станислав Золотцев и Ирина Яненсон:

С детства знаю, что пскович - не ангел,
каменист бывает он и хмур.
Только ни на Кубе, ни на Ганге
не встречал я солнечней натур.
Я людей чуднее и упрямей
не встречал ни в джунглях, ни в Твери.
Я собой останусь только с вами,
братья и сестрички - скобари!

(С. Золотцев «Землякам», отрывок)

Прозвался скобарём за силу
Петром Великим неспроста;
Известен был на всю Россию
Скобарь - всем, верящим в Христа.
Известен был и иноземцам,
Своим стремленьем победить:
Литовцам, азиатам, немцам,
Что Русь хотели покорить.
Горяч, надёжен, импульсивен,
Он предан Родине навек,
Слегка упёрт, чуть-чуть наивен,
Но, в общем - добрый человек.

(И. Яненсон «Скобарь», отрывок)

Лев Успенский. Скобарь
О крепости и доброте псковского характера писали многие, даже те, кто не являлся коренным псковичом. Вспомним Льва Васильевича Успенского, у которого есть повесть «Скобарь» из цикла «Записки старого скобаря», где за живыми узорчатыми зарисовками быта, нравов, характеров Псковщины встают неповторимые, невыдуманные картины времени и вырисовывается собирательный образ «скобаря», причастность к которому писатель с гордостью носил всю свою жизнь.

Лев Успенский бывал на Псковщине, некоторое время проживал в д. Щукино Локнянского района, о чем вспоминал: «Я уже ссылался, и впредь не раз сошлюсь на топонимию крошечного, но очень мне дорогого клочка русской земли – бывшей Михайловской волости Великолукского уезда Псковской губернии. Там, в чудесных древле обжитых местах, я жил в детстве и юности. Там каждое озеро-глушанек, каждая деревнюшка знакомы и памятны мне куда б о л ь ш е, чем свои пять пальцев»…».

Об этом удивительном человеке и о Псковской земле в его судьбе можно прочесть в статье современного великолукского краеведа и писателя Владимира Винка «Скобарь – это звучит гордо!».

«Все «скопское» у нас не наносное, оно у нас в крови, привнесенное в нее с молоком матери, - говорит Владимир Иванович, - А поэтому не сиюминутное, а вечное, от которого даже если захочешь избавиться, во веки веков не избавишься, как бы ни старался».

Особенно это касается уникальных псковских говоров, знать и понимать которые необходимо, поскольку они сохранили своеобразные ответы на многие вопросы филологов, историков, даже археологов.

(Владимир Половников «Псковский говорок»)

словарь
Настоящей сокровищницей сведений о псковичах и их речи является «Псковский областной словарь с историческими данными», выпускаемый лексикографами Межкафедрального словарного кабинета им. проф. Б.А. Ларина Санкт-Петербургского государственного университета совместно с преподавателями Псковского государственного педагогического университета. На сегодняшний день вышло 26 выпусков словаря, работа по составлению следующих изданий непрерывно продолжается.

Псковские говоры — явление в истории языкознания уникальное, они представляют собой древнейшую группу говоров, берущих свое начало в XIII-XIV вв. и сохраняющих свое единство и целостность на протяжении последующих веков до наших дней. Территориально они расположены на границе с другими восточнославянскими, а также балтийскими и финскими языками, и, конечно, имеют свои особенности даже в пределах Псковского региона.

Костючук Лариса
Лариса Яковлевна Костючук, профессор кафедры русского языка Псковского педагогического университета, долгое время работающая над составлением словаря, отмечает, что «псковские говоры не являются монолитными, есть различия по ряду районов в области соответствующих языковых особенностей».

Так, в Гдовском, Плюсском, Струго-красненском районах (Северная зона) говоры характеризуются своеобразным оканьем. Тем не менее, и сюда медленно, но верно проникают и элементы аканья. Поэтому в разговорах гостей жителям этих районов области не сразу удается привыкнуть к чуждому им принципу аканья, поэтому появляется звук [О] вместо закономерного звука [А], например: тОкая, кОкая, Офтобус, трОва.

Еще одной особенностью говоров этой территории является так называемое стяжение гласных, которое образовалось в результате утраты звука [j], например: белА кофта, в новУ семью, синЕ море.

Есть особенности и в формах слов: в дательном и творительном падежах множественного числа употребляется одно окончание – АМ (идти за грибам – к грибам; ходить за ягодам – к ягодам). В гдовских говорах, в отличие от многих русских говоров, звук может отсутствовать даже в окончании третьего лица множественного числа у глаголов первого спряжения (Старики иду, т. е. «идут»; Оны там давно живу, т. е. «живут»).

Однако, особенно интересными, по мнению Л. Я. Костючук, являются лексические особенности псковских говоров. Так, на севере Псковской области есть слова «крупеник», «картофельница», «похлебуха» или «хлебанина» для названий соответствующего жидкого первого блюда, в отличие от «крупянка», «гульбениха», «подкрошка» в более южных районах области. Или: «кротовина» для названия кучки земли, нарытой кротом, в отличие от «кротина». Только в Гдовском и Плюсском районах отмечены слова «межвежаха», «межвежоныш» (с корнем медвед-), «моросичка» («мелкий дождь») и образования от корня бог – в прилагательных (и даже глаголах), обозначающих свойство бодливости у животных («Бык богастый, богливый, богальный»; «Корова забогала мальчика»).

воробей
На территории Бежаницкого и Локнянского районов бытуют «свои» слова, например, «кладушка» - то есть курица, несущая яйца или «капуста» - то есть щи. В Локнянском районе слову воробей соответствует «воробель», а в Бежаницком районе воробышка называют «воробьёныш». Большого медведя называют «медведягой». В активном употреблении находятся собирательные слова «медвежье», «грачьё», «волчье» (Бежаницкий район); «вороньяк» (Новоржевский район).

На территории Куньинского района употребляются, например, слова: «выросток» - шкура молочного телёнка, «вепрь» - кабан, «зверюга» - зверь. В Великолукском районе - «галочье» (собирательное «слову галка), «медведёнок» - медвежонок, «гадина» - змея, «бойка» - прибор для сбивания масла, «картошница» - картофельное пюре. В Великолукском и Новосокольническом районах распространено собирательное слово «курье» (куры).

медведица

В лексике северо-восточных говоров, куда входят Дедовичский, Дновский, Порховский районы, много отличий от других псковских диалектов: в Порховском районе «дятель», а не дятел; «пиавка», а не пиявка; большой медведь - «медвежуга». В этих говорах говорят: не щи, а «капуста или крошево»; не воробей, а «пасак» (Порховский район) или «быхан» (Дновский район); не мелкий дождь, а «памарга».

В Невельском районе отмечены следующие слова: «жоров» - журавль; «горобец» - воробей; «снеданье» - процесс еды. В Себежском районе особенно активны такие слова: «дятель»; «ведметяка» - большой медведь; «гульбениха» - картофельное пюре. В Усвятском районе зафиксированы слова: «слепыш» - крот, «бирюк» - волк, «бздюк» - хорёк.

сердце

Перечислять уникальные для псковской речи слова можно очень долго, ведь недаром выпускается исторический словарь. Эта тема бесконечно интересна и бескрайне удивительна. Важно то, что богатство псковских говоров свидетельствует о прозорливости и индивидуальности псковичей, которые испокон веков всё « делали по-своему, не как другие: и строили по-своему, и управляли городом, и иконы писали в собственных традициях».

День скобаря

Такую же неповторимость и уникальность имеет и упомянутый выше ежегодный псковский праздник «День скобаря». Берущий свое начало в 2011 году, год за годом он развивается и пополняется новыми смыслами и традициями. Ведь кроме поддержания и развития интереса к кузнечному делу, «День Скобаря» имеет мощную нравственную составляющую. Он смело и верно напоминает нам о том, что «Скобарь – это звучит гордо!». Скобарь – это не только кузнец, делающий скобы, а прежде всего - сильный, умный, трудолюбивый, гостеприимный, широкой и щедрой души человек.

Ты в сердцах назвал меня - скобаркой -
С жаждою обидеть…
Только знай:
Нет молве желаннее подарка,
Чем в судьбе звучащий Псковский край!

Чем просторы гордого Довмонта
И закаты цвета янтаря.
Где царь Петр, в пораженьи с фронта,
Пушки лил из бронзы. У Кремля

Прах веков лежит на светлых стенах,
По границам вновь ведя дозор.
Примиряет грешных и блаженных
Златоглавый Троицкий собор

В месте, где сошлись лучи троично.
По крещенью - праздничный елей*,
Град Небесный - Псков - во всём величье
Домом Бога признан у людей.

Сам того не ведая, признаньем,
Объяснил, что я живу в родстве
С теми, кто в сражениях бескрайних
Устоял во лжи и хвастовстве.

И теперь, как снадобится сила,
Отстоят достоинство страны
Кровью предков, в их текущей жилах,
Доблестные псковские сыны.

Слышишь пыл и гомон у Великой,
Водами вбирающей Пскову?
Станут скоро девки любых кликать,
Только я с собой не позову

Впредь тебя.
Не зря назвал назвал скобаркой -
Град мой ждёт, с реки встаёт заря.
Статься, будет лето нынче жарким -
Замуж я пойду… За скобаря!

С интересом и искренней надеждой мы будем ждать новостей от организаторов фестиваля. А пока – пополняем свои знания об истории, культуре и традициях нашей древней Псковщины.

кузнечный двор

И с грустью вспоминаем человека, который неизменно стоит у истоков этого чудесного фестиваля. Евгений Вагин. Потрясающе талантливый кузнец, многогранный художник-реставратор, поэт, замечательный человек. Человек, которого в Пскове, наверное, знали все. Он умел трудиться руками и сердцем, а труд кузнеца превратить в радостную игру.

Евгений Вагин

…И не свечи поставлю, а горн разведу,
Огнем душу согрею, беду отведу.
Я тебе скую розу алую,
Окроплю ее водой талою.
Разогрею железо до белого,

И подков я на счастье наделаю.

Чтоб хватило всем, и тебе и мне:
Я одну подкову оставил себе.
А на день Кузьмы и Демьяна
Разгуляюсь я, слегка пьяный, —
Сброшу я рукавички и фартучек:
За Кузьму приму пару чарочек.
Ты гори, уголек, не сгорай,
Не хочу я ни в ад и ни в рай,
Пусть судьба моя — узница,
И вся жизнь моя — кузница!

В ночь на 3 февраля 2018 года Евгения Вагина не стало. А его кованая роза горит алым пламенем до сих пор в сердцах людей, горячо его любивших.

Спи спокойно, кузнец,
Ты не только ковал,
Ты - поэт и певец
Души нам согревал,
Души нам согревал…
Стыл февраль,
Пел металл,
Злого рока спираль,
Горн пылал,
Горн пылал…
Спи спокойно, кузнец –
Настоящий скобарь
,
Роз узор и сердец,
Колоколил звонарь,
Колоколил звонарь…

Псковский филолог рассказала об этимологии слова «скобарь» Псковская область, Псков, Этимология

Жителей Пскова до сих пор называют скобарями и об этом прозвище ходит много легенд. Кандидат филологических наук Наталья Григорьева рассказала, что из этих историй можно считать правдой.

Любопытно, что ранее псковичей называли ершеедами, лапотниками и капустниками.

И ещё фраза, скобарь с колом страшнее танка.

Найдены возможные дубликаты

- Скобари - народ потешный!


Я это слово из ОтаваЁ узнал. (Сумецкая)

Ой кто там едет кто там едет кто там едет посмотри

а на хромой то на кобыле это наши скобари

Скобари народ потешный

Едут с ярмарки домой.

Кто раздетый, кто разутый,

Кто с разбитой головой

Вы сыграйте мне такого

Чтобы брюхо не болело

У меня, у грешного.

РЕБЯТА СКОБСКОГО ДВОРЦА

Главные герои этой книги Типка Царь, Серега Копейка, Ванюшка Чайник, Петька Цветок, Кузька Жучок и Фроська Буян — ваши сверстники, такие же мальчишки и девчонки, только жили они в другое время. Были среди них и отважные смельчаки, и малодушные. Была и настоящая дружба, когда все за одного и одни за всех, толкавшая на подвиги, и первая, незабываемая на всю жизнь любовь.

Я видел этих ребят, дружил с ними, а с некоторыми встречался и много лет спустя.

Слышал, что причина в сборе срубов с помощью скоб, а не замков на венцах.


Продолжение поста «Ответ KOT268 в "Заколоченная Россия. Побывал на Псковщине. " Обратная сторона медали»

Ладно, я думаю Псковичи прекрасно знают и старый Изборск и туворов крест возле городища.

Продолжение поста «Ответ KOT268 в "Заколоченная Россия. Побывал на Псковщине. " Обратная сторона медали» Псковская область, 2020, Провинция, Заброшенное, Псков, Длиннопост

Но есть там места не менее интересные.
Например памятный камень(знак).

Продолжение поста «Ответ KOT268 в "Заколоченная Россия. Побывал на Псковщине. " Обратная сторона медали» Псковская область, 2020, Провинция, Заброшенное, Псков, Длиннопост

Сворачивает с трассы, проезжает деревню, ещё более глухую деревню, ещё более глухую деревню.. Мы оставили авто возле пасеки последней деревни-ибо неизвестно как там с дорогой. (и не ошиблись-легковушки развернуть там мест нет). И отправились по колее по полю. Потом были межи из кустов, потом снова поля и так несколько раз. Видно-что тут ездят, но происходит это, скажем так, не часто. Но нет-нет-да и проскакивает каменная мощенка под ногами-заросло уже, и землёй присыпало-но выход породы есть и явно рукотворный.
Каких то полчаса прогулки по заброшенный полям и навигатор настаивает что я прибыл к месту назначения (тут использовал гугл мапс-на других это место не отмечено).
Странно. СЛева и справа кусты-и никаких памятных знаков не наблюдаем. Походив туда - сюда метров 20 нахожу еле приметную топку-просто примятую траву. Унлубившись метров на 15 в кусты обнаруживаю цель своего визита:

Продолжение поста «Ответ KOT268 в "Заколоченная Россия. Побывал на Псковщине. " Обратная сторона медали» Псковская область, 2020, Провинция, Заброшенное, Псков, Длиннопост

Продолжение поста «Ответ KOT268 в "Заколоченная Россия. Побывал на Псковщине. " Обратная сторона медали» Псковская область, 2020, Провинция, Заброшенное, Псков, Длиннопост

Продолжение поста «Ответ KOT268 в "Заколоченная Россия. Побывал на Псковщине. " Обратная сторона медали» Псковская область, 2020, Провинция, Заброшенное, Псков, Длиннопост

Собаку туда не за гонял-сама залезла.

Надпись гна камне еле читаем-только отдельные слова. Но гугл в помощь и полный текст перед глазами:
"по велению государя императора Николая ll построено шоссе инженером Станкевичем в 3 месяца в войну 1914-1915".

Ок, еесть ачивка.
Что уу нас дальше? А дальше древние захоронения. Люблю историю, особенно когда она сохранилась. Тем более метка на кар е интригует:

Продолжение поста «Ответ KOT268 в "Заколоченная Россия. Побывал на Псковщине. " Обратная сторона медали» Псковская область, 2020, Провинция, Заброшенное, Псков, Длиннопост

А вот с дорогой ещё интересней. Если со стороны пос. Печоры ехать в Псков - там встретите заправку лукойл. И с её территории уходит колея. Проехав минут 20 натыкаетесь на знак указывающий налево с надписью "замогилье". Так деревня называется-у этого названия своя история в советском союзе-больно оно под курс партии не подходило.
Так ввот. У этого знака следует остановиться и выйти из авто_немного побродив по грунтовке наткнетесь на еле приметную тропинку уходящую в небольшую рощу посреди поля. Роща локальная-метров 100х100 - вот вам в самое её сердце.
начала уупретесь в тыл избы-но не пугайтесь это не подворье, а часовня.

Продолжение поста «Ответ KOT268 в "Заколоченная Россия. Побывал на Псковщине. " Обратная сторона медали» Псковская область, 2020, Провинция, Заброшенное, Псков, Длиннопост

Продолжение поста «Ответ KOT268 в "Заколоченная Россия. Побывал на Псковщине. " Обратная сторона медали» Псковская область, 2020, Провинция, Заброшенное, Псков, Длиннопост

Явный новодел, относительно окружающего. Нам повезло-она была открыта в связи с "реконструкцией" _дверь там покрасили. А вообще ключи от неё находятся в самой деревне-не бойтесь сходить спросить - вам откроют и расскажут про этот жальник.
Но нне часовней известна эта роща, а захоронениями.

Продолжение поста «Ответ KOT268 в "Заколоченная Россия. Побывал на Псковщине. " Обратная сторона медали» Псковская область, 2020, Провинция, Заброшенное, Псков, Длиннопост

Продолжение поста «Ответ KOT268 в "Заколоченная Россия. Побывал на Псковщине. " Обратная сторона медали» Псковская область, 2020, Провинция, Заброшенное, Псков, Длиннопост

Продолжение поста «Ответ KOT268 в "Заколоченная Россия. Побывал на Псковщине. " Обратная сторона медали» Псковская область, 2020, Провинция, Заброшенное, Псков, Длиннопост

Продолжение поста «Ответ KOT268 в "Заколоченная Россия. Побывал на Псковщине. " Обратная сторона медали» Псковская область, 2020, Провинция, Заброшенное, Псков, Длиннопост

Ну ччтошь. Поверим.

Есть еещё город Остров, Примечательный своими подвесными мостами 1855 г постройки. Но когда мы туда приехали - там велась реконструкция. И мост закатали в асфальт. Я считаю что после этого он потерял свое очарование ввиду утраты деревянной мостовой

Продолжение поста «Ответ KOT268 в "Заколоченная Россия. Побывал на Псковщине. " Обратная сторона медали» Псковская область, 2020, Провинция, Заброшенное, Псков, Длиннопост

Но мне там не жить-может для горожан это и вправду лучше-во всяком случае парк там красивый и погулять было приятно. Но как туристу-это был плевок в душу. Очередной новодел((.

Упд. Забыл-посещали ещё трутневские пещеры. По приданию там было явление богоматери

Продолжение поста «Ответ KOT268 в "Заколоченная Россия. Побывал на Псковщине. " Обратная сторона медали» Псковская область, 2020, Провинция, Заброшенное, Псков, Длиннопост

Продолжение поста «Ответ KOT268 в "Заколоченная Россия. Побывал на Псковщине. " Обратная сторона медали» Псковская область, 2020, Провинция, Заброшенное, Псков, Длиннопост

Продолжение поста «Ответ KOT268 в "Заколоченная Россия. Побывал на Псковщине. " Обратная сторона медали» Псковская область, 2020, Провинция, Заброшенное, Псков, Длиннопост

Продолжение поста «Ответ KOT268 в "Заколоченная Россия. Побывал на Псковщине. " Обратная сторона медали» Псковская область, 2020, Провинция, Заброшенное, Псков, Длиннопост

Я человек не верующий-и мне интересно было это как природный.

А еещё я локти кусал когда реку "великая" увидел. С её перекатами. У нас голавль /язь /Жерех не в таких количествах водится. Голавля нет вообще. А я снасти ВСЕ дома оставил. ((

Можно только приветствовать инициативу нынешней администрации о намерении организовать очередное празднование - а именно, 500-летие присоединения Псковской вечевой республики к Московскому государству, что намечается на 2010 год. Объявлено о планах заранее: по словам губернатора, этим областная власть преследует откровенно корыстные цели. Но, тем не менее, эта корысть власти дает возможность нам, местным аборигенам-скобарям, публично определиться, откуда-таки и зачем мы пошли-взялись и чего такого ценного для России натворили.

Жертвы фильмов и пословиц

А нам есть чем гордиться! Например, добровольным и бескровным вхождением в состав Российского государства. Здесь мы были первыми, правда, по части присоединения к центру без борьбы с внешним врагом - последними на Руси. А до этого - почти 150 лет абсолютной самостийности: в два с лишним раза дольше, чем царила над Россией «вечная» власть большевизма!

Ее, кстати, скобари на дух не принимали. И боролись с нею: кто саблей в составе белогвардейской армии генерала Юденича, а кто - ногами: тысячи скобарей-беженцев в начале 20-х годов нашли упокоение на дне Псковского, Теплого и Чудского озер, расстрелянные красными (в спину) и белоэстонскими (в лицо) пулеметчиками…

Кого большевики ненавидели и боялись, как живую силу сопротивления, тех постоянно высмеивали в кино, книгах, пословицах и поговорках. Махновцы, казаки, тамбовские и псковские мужики всегда были жертвами большевистской идеологии. Вспомните фильмы «Мы из Кронштадта» или «Достояние республики». Все гады там - скобари… «Тамбовский волк тебе товарищ!», «Мы - пскопские!» - вот наследие тех времен среди живых и по сию пору поговорок…

Средневековый УК

До своей полноценной независимости пограничный Псков - «пригород» Великого Новгорода, его правая рука. Но и при том мы - вольная вечевая республика, которая князей для себя определяла сама, а не по нраву - да и вон пошел! Демократия не чета нынешней.

Особая ценность наша скобарская - Псковская Судная грамота. Кодекс уголовного и гражданского права, принципы которого были адекватны тому времени (что дало нам 150 лет счастливой жизни) и… противоречили «московскому» времени жестокой бесчеловечности.

Псковский кодекс перечил «московским» временам все последние 50 лет Царства Рюриковичей, все 300 лет Царства Романовых, все 80 лет Царства большевизма и последние 15 лет Царства незнамо-чего. Удивительно, но принципы псковского судного кодекса и сейчас современны, востребованы и… не осуществляются!

Пошто Петра обидели?

Наконец, есть необходимость гордиться и самим названием «скобари». Откуда мы взялись-то, такие? Общеизвестна легенда, что «скобаря» припаял нам царь Петр, крайне раздосадованный тем, что псковские кузнецы его «перековали». Тем более, что псковичей он не любил.

А дело было в нужде: возникающему российскому флоту требовались качественные железные скобы. Петр сунулся было в любимый Новгород, но тамошние кузнецы - «гущееды» - мало каши ели, и их скобы оказались слабыми даже против того, что наковал для примера сам Петр: гнулись и ломались! Он плюнул на новгородцев и поехал в Псков. У нас гнуться и ломаться стали петровские поделки, а вот с нашими скобами Петр Великий, славный своей могучестью, ничего поделать не смог. Он опять плюнул и обозвал нас «скобарями». Но петровский флот России стал держаться на псковских скобах!

Кстати, скобари дали российскому флоту удивительно большое количество моряков и флотоводцев в расчете на душу населения. Мы романтики, что ли? Или просто - скобари, то есть прирожденные защитники Родины? Оказывается, да! Есть истинное понятие слова «скобарь», которое сообразуется одновременно и с названием «Псков». В старославянском языке слово «пъскоб», «пъскоп» обозначало народное ополчение, население города, которое имеет личное вооружение и соответствующую воинскую подготовку. И постоянный воинский ранжир, то есть роспись места «по тревоге» для каждого члена ополчения - скобаря. «Ломать скобаря» круче, чем владеть дзюдо Если учесть наше вечное псковское, пограничное состояние с соседями, с их ливонскими, тевтонскими и прочими «европейскими» орденами, союзами, войнами и нашествиями, то понятно, что жители нашего Псковского края все испокон веку должны быть скобарями… И еще. Известны славянские виды рукопашной борьбы - горицкая, русбой, гопак, суев, спас, а есть - скобарь! Система рукопашной борьбы с таким названием уже былым-была, а царем Петром еще и не пахло. И вообще: Псков, Плесков, Плескава, Пихква! Даже Ленинград не может похвалиться таким количеством названий. У него их всего-то три. А у нас - четыре, и то только общеизвестных. Ну, а начинался наш град по названию - Поскоп, Пъскоп… И сколько уже названий Пскова по счету? Может, кто еще вспомнит? Александр АБРОСИМОВ.

Читайте также: