Кто установил оплату государственных должностей в древних афинах

Опубликовано: 02.10.2024

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий, которые кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом, он пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.

Реформы Солона:

  1. сисахфия - долговая реформа, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, - выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.
  2. установление максимального размера земельного владения. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты - не произвел передела земли. Разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.
  3. цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства.
  4. провозглашалась свобода завещаний.
  5. закреплено деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку: класс пентакосиомедимнов (пятисотмерников, т.е. получающих 500 мер в совокупнос­ти сухих и жидких продуктов со своей земли); класс всадников (по­лучающих 300 мер); зевгитов (200 мер); фетов.
  6. создан новый судебный орган – гелиэя, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. Расширены функции народного собрания (принимает законы, обсуждает важные государственные дела); ареопаг надзирает за соблюдением законов и деятельностью народного собрания; гелиэя - суд присяжных.
  7. учрежден новый орган управления - Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Результат реформ Солона:

  • нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии, однако компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий;
  • вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос.

Борьба аристократии и демоса продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном.

Реформы Клисфена

После низвержения тирании к власти пришел Клисфен (510-507 гг.), обещавший народной массе политические права.

Реформы Клисфена:

  1. распределил всех граждан между десятью филами (новыми общинами) вместо старых четырех.
  2. учредил Совет пятисот (по 50 граждан от каждой новой филы).
  3. разделил страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять — из демов внутренней полосы и десять — из демов прибрежной полосы. Назвав эти части триттиями, он в каждую филу назначил по жребию три триттии, причем в состав каждой филы входили части из всех этих трех областей. Так произошло основательное "смешение народа" и возникло выражение "не считаться филами" (т.е. племенным происхождением).
  4. ввел закон об остракизме, который предусматривал возможность изгнания (после процедуры голосования остраконами - черепками для голосования) лица, пользую­щегося сильным влиянием и являющегося в силу этого претендентом на тиранство.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.

Реформы Эфиальта

После реформы Клисфена афинское государственное уст­ройство пережило еще несколько перемен — правление тира­нов, затем аристократии, — прежде чем демократические тен­денции достигли наивысшей фазы. Это произошло под началом двух вождей демоса, ставших последовательно обладателями высших и наиболее влиятельных должностей. Первым был Эфиальт (462 г. до н.э.), человек неподкупный и справедливый в глазах демократической партии и одновременно неугодный партии знати. По оценке Платона, Эфиальт "опоил демос неуме­ренной свободой".

Солон (др.-греч. Σόλων; между 640 и 635 до н. э., Афины — около 559 до н. э., Афины) — афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.

Солон происходил из знатного рода Кодридов, который ранее был царской династией. Судя по всему, ещё до начала политической деятельности был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихотворений должна была привлекать внимание слушателей. Политическая деятельность Солона началась его экспедицией на Саламин в ходе войны с Мегарами. После успешно закончившейся экспедиции инициировал Первую Священную войну. К 594 году до н. э. стал самым влиятельным и авторитетным афинским политическим деятелем.

Солон был избран архонтом-эпонимом на 594/593 год до н. э. Кроме того, ему дали чрезвычайные полномочия. Солон провёл ряд реформ (сисахфия, имущественный ценз, учреждение суда присяжных и Совета Четырёхсот и др.), которые представляют собой важнейшую веху истории архаических Афин, формирования Афинского государства. После своего архонтства реформатор отправился в путешествие, в ходе которого посетил различные регионы Восточного Средиземноморья. После своего путешествия Солон уже не принимал активного участия в политической жизни. Он умер около 559 года до н. э. в Афинах.


Бюст Солона, Musée national archéologique de Naples

Возможно, к этому времени у Солона уже сложился план преобразований. Чтобы приступить к их реализации, нужно было заручиться высокоавторитетной религиозной санкцией. Дельфийский оракул дал Солону несколько прорицаний, одобрявших его замыслы. К 594 году до н. э. Солон был самым влиятельным и авторитетным афинским политическим деятелем. Он мог рассматриваться всеми социальными слоями (аристократами, народом, торговцами и ремесленниками) как компромиссная фигура.

В 594 г. до н. э. Солон был избран архонтом-эпонимом. Кроме того, ему дали какие-то чрезвычайные полномочия. Согласно Плутарху, его назначили «примирителем и законодателем», а согласно Аристотелю, вообще «вверили ему государство». По-видимому, его чрезвычайные полномочия выражались в слове «примиритель, третейский судья». Таким образом, его задачей было разрешить конфликт и примирить враждующие стороны. В то время архонтов назначал Ареопаг, но Солона, вероятно, избрало народное собрание ввиду особой ситуации.

Первой его реформой была сисахфия, которую он считал своей главной заслугой. Отменялись все долги, освобождались из рабского статуса кабальные должники и запрещалось долговое рабство. Сисахфия должна была значительно облегчить социальную напряжённость и улучшить экономическое положение государства.

Солон проводил комплексную экономическую политику, которая характеризуется протекционизмом в отношении афинского сельского хозяйства и поддержкой ремесленного производства. Ремесленникам из других городов, прибывшим в Афины, разрешалось поселиться в городе. По другому закону родители, не обучившие своего сына ремеслу, не имели права требовать, чтобы он их поддерживал в старости. Он запретил вывоз зерна из Афин и поощрял оливководство. Благодаря мерам Солона оливководство впоследствии превратилось в процветающую отрасль сельского хозяйства. Денежная реформа Солона предполагала замену прежней эгинской монетной единицы эвбейской. Эта мера облегчила торговлю между Афинами, Эвбеей, Коринфом, Халкидикой и Малой Азией и способствовала развитию внешней торговли Афин.

Также важное значение имели социальные реформы Солона. Важнейшей из них является разделение всего гражданского коллектива полиса на четыре имущественных разряда. Критерием принадлежности к определённому разряду служил размер годового дохода, исчисляемый в сельскохозяйственных продуктах.

  • Пентакосиомедимны имеют доход более 500 медимнов зерна или 500 метретов вина или оливкового масла могут избираться архонтами и казначеями
  • Гиппеи имеют доход свыше 300 медимнов зерна могут содержать боевого коня
  • Зевгиты имеют доход свыше 200 медимнов зерна служат гоплитами
  • Феты имеют доход менее 200 медимнов зерна могут участвовать в работе народного собрания и суда присяжных

Самые бедные (феты), в отличие от афинян, входивших в первые три имущественных класса, не имели права занимать государственные должности и принимали участие только в работе народного собрания и суда присяжных (гелиеи). По наиболее распространённой версии, Солон провёл эту реформу в интересах богатых (прежде всего незнатных богачей из ремесленников и торговцев). Однако выгоду получили и бедные: теперь они могли участвовать в политической жизни.

Солон, по-видимому, и учредил гелиею. Это нововведение имело наиболее демократический характер. Солон предоставил право любому гражданину возбуждать судебный иск по делу, прямо его не касающемуся. Если ранее в Афинах существовали только частные иски и процессы, в которых истцом должно было выступать само потерпевшее лицо, то теперь появились публичные иски и процессы.

Также Солон учредил ещё один новый государственный орган — Совет Четырёхсот. Его членами были представители четырёх аттических фил, по 100 человек от каждой филы. Совет Четырёхсот был альтернативой Ареопагу. Распределение функций между ними не было точно определено. Согласно Плутарху, Совет Четырёхсот готовил и предварительно обсуждал проекты постановлений для народного собрания, а Ареопаг осуществлял «надзор за всем и охрану законов».

Солон издал закон о завещаниях. Содержание закона Плутарх передаёт так: раньше «не было позволено делать завещания; деньги и дом умершего должны были оставаться в его роде; а Солон разрешил тем, кто не имел детей, отказывать своё состояние, кому кто хочет». Солон впервые в афинской истории ввёл институт завещаний. Кроме того, был введён земельный максимум (запрещение иметь земельные владения сверх установленной законом нормы).

Солоновский законодательный свод был записан на деревянных досках (кирбах) и выставлен на всеобщее обозрение. Этот свод должен был заменить драконтовский свод; лишь драконтовские законы об убийствах по-прежнему действовали. Новый свод законов должен был оставаться в силе в течение 100 лет, но фактически действовал и после этого.

Реформы Солона представляют собой важнейшую веху истории архаических Афин, формирования Афинского государства.

Афинское государство в V - IV вв. до н. э К классическому периоду (V - IV вв. до н. э.) относится расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя. В V в. до н. э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персидских войнах (500 - 449 гг. до н. э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский союз. Была учреждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех городов - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фактически превратился в афинскую морскую державу - архе. В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внутриполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистратам, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), выбираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обязанностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные города. Таким образом, благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов.

В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекративший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу.

Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, господствовала аристократия.

Потерпев поражение в губительной для всей Греции Пелопоннесской войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны.

Государственное устройство Афин

1. Общие положения По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмезднос-ти, отсутствия иерархии. Основными органами Афинского государства являлись:

2. Народное собрание Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия.

Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт "жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специальной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы. В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

3. Совет пятисот Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ). Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.

Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.

Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или прита-нию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем Народного собрания. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

4. Органы исполнительной власти К ним относились коллегия стратегов и коллегия архонтов.

Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин.

Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.

5. Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегий архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.

Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других коллегий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.

Общественный строй Афин

1. Характеристика положения афинских граждан Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.

Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились:

· право на свободу и личную независимость от другого человека;

· право на земельный участок на полисной территории;

· право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений;

· право на ношение оружия и службу в ополчении;

· право на участие в делах государства;

· право на почитание и защиту отеческих богов;

· право на защиту и покровительство афинских законов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.

Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем:

· беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;

· приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;

· защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет);

· повиноваться законам и избранным властям;

· принимать активное участие в общественной жизни;

· почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность.

2. Положение метэков Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой - метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе:

· права приобретать недвижимость;

· права заключать браки с афинскими гражданами.

К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах.

У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повинности.

Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метэкам.

3. Рабство в Афинах Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п.

Одним из источников рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи.

Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным лицам, и рабов, принадлежавших государству.

Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею.

Основные этапы развития Афинской демократии:

Господство Афин в морском союзе (Афины становятся центром Афинского морского союза после победоносного завершения греко-персидских войн) послужило основой для их будущего возвышения в греческом мире. Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н.э. реформами Эфиальта и Перикла.

Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции.

Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет.

При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон).

Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н.э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.

Аттический (Эвбейский) стандарт VI в. до н.э — III в. н.э.

1 талант (вес) = 60 мин = 6000 драхм (вес) = 24,47 кг
1 мина = 100 драхм (вес) = 457,8 г
1 драхма (вес) = 4,578 г
1 талант (вес) = 60 мин = 6300 драхм (монет) = 27,47 кг
1 мина = 105 драхм (монет) = 457,8 г
1 драхма (монета) = 4,36 г

1 талант = 60 мин = 6000 драхм = 36,000 оболов = 25,86 кг серебра
1 мина = 100 драхм = 600 оболов = 431 г серебра
1 драхма = 6 оболов = 4,31 г серебра
1 обол = 0,72 г серебра

  • Автор: Геннадий Бордуков
  • Администратор
  • Откуда: провинция Иудея
  • Зарегистрирован : 2011-03-02
  • Сообщений: 47399
  • Уважение: [+4420/-19]
  • Позитив: [+10612/-1]
  • Возраст: 56 [1964-12-20]
  • Провел на форуме:
    11 месяцев 2 дня
  • Последний визит:
    Сегодня 12:34:42

Основной монетой Афин была тетрадрахма (4 драхмы). Во времена Солона медимн (мера веса сыпучих тел, составлявшая 52,53 л.) зерна стоил 1 драхму; бык — 5 драхм. При Перикле прожиточный минимум семьи составлял 1/3 драхмы в день.

Стоимость отдельных продуктов и товаров21

1 котила (мера жидкостей = 0,2736 л. ) оливкового масла — 0,5 драхмы
Овца — 1 драхма при Солоне (Плутарх. Солон); от 12 до 16 драхм (IV в. до н.э.)
Папирус — 2 драхмы и 4 обола за 2 листа.
1 медимн оливок — 2 драхмы (Плутарх. О спокойствии души. 470)
Стол — 4 драхмы.
1 медимн ячменя — 5 драхм (330 г. до н.э.)
Лук — 7 драхм (начало III в. до н.э., Кеос)
Обувь — 8 драхм за пару (Аристофан. Богатство. 983)
1 метретес (мера жидкостей = 39,39 л; Дорогое вино с Хиоса могло стоить до 100 драхм за 1 метретес) вина — 8 драхм (Плутарх. О спокойствии души. 470)
Коза — 12 драхм (IV в. до н.э.)
Гиматий (плащ) — 10 драхм 3 обола (329 г. до н.э.)26
Лук с колчаном — 15 драхм (начало III в. до н.э., Кеос)
Ложе — 19,6 драхм (250 г. до н.э., Делос)
Одежда из шерсти — 20 драхм (V в. до н.э.).
Щит — 20 драхм (начало III в. до н.э., Кеос)
Бык/корова — от 51 (410 г. до н.э.) до 75 драхм (274 г. до н.э., Делос)
Дом — от 200 до 300 драхм (414 г. до н.э., Афины
Щит — 600 драхм (380 г. до н.э., Дельфы)
Лошадь (ездовая) — 1200 драхм (Аристофан. Облака 21)
Загородная усадьба — от 2 до 6 тыс. драхм

  • Автор: Геннадий Бордуков
  • Администратор
  • Откуда: провинция Иудея
  • Зарегистрирован : 2011-03-02
  • Сообщений: 47399
  • Уважение: [+4420/-19]
  • Позитив: [+10612/-1]
  • Возраст: 56 [1964-12-20]
  • Провел на форуме:
    11 месяцев 2 дня
  • Последний визит:
    Сегодня 12:34:42
  • Автор: Геннадий Бордуков
  • Администратор
  • Откуда: провинция Иудея
  • Зарегистрирован : 2011-03-02
  • Сообщений: 47399
  • Уважение: [+4420/-19]
  • Позитив: [+10612/-1]
  • Возраст: 56 [1964-12-20]
  • Провел на форуме:
    11 месяцев 2 дня
  • Последний визит:
    Сегодня 12:34:42

Доходы Афинской Архэ в V веке до н.э.

В VI в. до н.э. финансы Афин были весьма ограниченными и, например, наиболее затратной статьей расходов было выделение средств в 3 таланта на проведение религиозных праздников (Лисий. Речи. 30.20). После захвата акрополя Афин персами в 480 до н.э., разграбившими все сокровищницы, финансы государства были подорваны и стали пополняться из отчислений от военной добычи (Геродот. История. VIII. 51). Одновременно, регулярно поступали 50 талантов от разработки серебряных рудников в Лаврионе (Геродот. История. VII. 144), а также от новоприобретенных серебряных и золотых рудников на фракийском побережье напротив Фасоса. (Фукидид. История. I. 100.2; IV. 105.1).
После побед в Греко-Персидских войнах ионийские города во главе с Афинами организовали в 478 до н.э. морской союз. Полисы-участники, наряду с денежными взносами в общесоюзную казну на Делосе, поставляли корабли, но со временем эти поставки были заменены денежной податью — форосом, сумма которого первоначально исчислялась в 460 талантов (Фукидид. История. I. 96.2). Между 470 до н.э. и 468 до н.э. казна была перенесена с Делоса на акрополь в Афины (Фукидид. История. I. 98-100). Во второй половине 450-х гг. до н.э. форос выплачивали около 160 государств. Данные о ежегодном форосе, вносимом союзниками Афин, известны из эпиграфических источников. После заключения Каллиева мира с Персией в 449 до н.э. был принят декрет, разрешавший использовать резервный фонд союза (5 тыс. талантов) на нужды Афинского государства. Это была колоссальная сумма. Многие союзники Афин были недовольны, пытались уклониться от уплаты (Милет, Эгина, Колофон), или вообще выйти из союза (Эвбея в 446 г. до н.э.; Милет в 442 г. до н.э.; Самос в 440 — 439 гг. до н.э.). В 439 до н.э. Афины ввели эпифору и всячески стремились увеличить дань до уровня 446 г. до н.э.
В начале Пелопонесской войны Афины располагали резервным запасом в 8 тыс. талантов (Фукидид. История. II. 13.3). К 425 до н.э., после успешной битвы при Пилосе, афинское народное собрание приняло декрет о более высоком обложении союзников (их число увеличилось до 400 государств) в сумму в 1460 — 1500 талантов. Хотя далеко не все государства подчинились, сумма фороса в эти годы достигала 1200 — 1300 талантов (Плутарх. Аристид. 24) и была уменьшена только после заключения мирного договора в 421 до н.э.. Тогда, после 10 лет войны, афиняне были вынуждены создать непрекосновенный фонд в 1 тыс. талантов (Фукидид. История. II. 24.1; Ксенофонт. Анабасис. VII. 1.27). В 405 до н.э., после поражения афинского флота при Эгоспотамах, Афинская Архэ прекратила свое существование.

Год до н.э. Вес в талантах Сумма в драхмах Источник
477 460 2 760 000 Фукидид. История. I. 96
454 500 3,000 000 Meiggs R. Athenian Empire. P. 253
431 600 3 600 000 Фукидид. История I. 99.3; II. 13.6-7
428 800 4 800 000 Meiggs R. Athenian Empire. P. 325
425 1 500 9,000 000 Meiggs R. Athenian Empire. P. 343
421 1 200 7 200 000 Андокид. Речи. III. 9

  • Автор: Геннадий Бордуков
  • Администратор
  • Откуда: провинция Иудея
  • Зарегистрирован : 2011-03-02
  • Сообщений: 47399
  • Уважение: [+4420/-19]
  • Позитив: [+10612/-1]
  • Возраст: 56 [1964-12-20]
  • Провел на форуме:
    11 месяцев 2 дня
  • Последний визит:
    Сегодня 12:34:42

Расходы греческих государств
Расходы Афин на строительство в 447 — 425 гг. до н.э.
По декрету от 449 до н.э. часть средств из резервного фонда в 5 тыс. талантов Афинского морского союза пошли на восстановление и строительство новых храмов в Афинах и в Аттике: храм Гефеста и Афины, Парфенон с хрисоэлефантинной статуей Афины. Этот храм Афины Парфенос был очень дорогим сооружением: в год только на его постройку расходовалось до 32 талантов, что равнялось содержанию 12 триер в течение 5 месяцев (. ). Кроме того, Парфенон был построен целиком из мрамора и за довольно короткое время, тогда как, например, средства для сооружения храма Зевса в Олимпии (завершен в 456 г. до н.э.) собирались всеми греческими государствами на протяжении 100 лет. Огромные храмы Великой Греции (южная Италия и Сицилия) были построены богатыми по античным меркам государствами (Селинунт, Метапонт, Акрагант, Сегеста и др.) и из обычного камня; храм Афины Победы в честь победы Делосского союза над персами (448 до н.э.); Эрехтейон на акрополе, Одеон, Пропилеи, Длинные стены, соединившие Афины с Пиреем и др.; храмы Посейдона в Сунии, Ареса в Ахарнах, Немесиды в Рамнунте.

Год до н.э. Вес в талантах Сумма в драхмах Постройка
447 — 432 700 4 200 000 Парфенон
1000 6 000 000 Статуи Афины из золота и слоновой кости
400 2 400 000 Пропилеи
3 000 18 000 000 Одеон, ангары для хранения кораблей, расширение доков
200 1 200 000 2 золотые статуи Ники
433 — 425 2 700 16 200 000 Храм Ники; завершение строительства Парфенона
Всего за 447 — 425 8 000 48 000 000

  • Автор: Геннадий Бордуков
  • Администратор
  • Откуда: провинция Иудея
  • Зарегистрирован : 2011-03-02
  • Сообщений: 47399
  • Уважение: [+4420/-19]
  • Позитив: [+10612/-1]
  • Возраст: 56 [1964-12-20]
  • Провел на форуме:
    11 месяцев 2 дня
  • Последний визит:
    Сегодня 12:34:42

Строительные расходы других греческих государств.
Крупной статьей государственных расходов было возведение и ремонт городских стен, страдавших не только во время военных действий, но и от частых землетрясений. Например, между 249 и 244 гг. до н.э. Аргосом было предпринято восстановление оборонительных сооружений. Поскольку достаточной суммой государственная казна не располагала, аргивяне отправили посольство в дружественный Родос, граждане которого постановили одолжить Аргосу 100 талантов без процентов для восстановления стен и увеличения конницы.

Военные расходы Афин в период Пелопонесской войны 431 — 401 гг. до н.э.
Флот Афинского морского союза насчитывал до 200 триер и афиняне каждый год строили по 20 новых кораблей (Плутарх. Кимон. 12). На каждой триере было 188 моряков, каждый из которых за сезон в 210 дней получал 70 драхм. Моряки каждой триеры получали за сезон 13 тыс. 160 драхм. Расходы на весь флот составляли 2 млн. 632 тыс. драхм, т.е. 439 талантов. Таким образом, первоначальный форос в 460 талантов мог покрыть расходы союзников на поддержание флота (Плутарх. Фемистокл. 10). После Каллиева мира (449 до н.э.), когда бремя военных расходов ослабло, Афины стали строить 10 вместо 20 прежних кораблей.
К началу Пелопонесской войны Афины располагали суммой в 9 тыс. 700 талантов (Фукидид. История. II. 13.3). Из них на осаду Потидеи ушло 2 тыс. талантов (Фукидид. История. II. 70.2). Флот Афин состоял из 300 триер (Фукидид. История. II. 13.9), а позднее был увеличен до 400 триер (Ксенофонт. Греческая история. III. 4), где служило не менее 20 тыс. человек, регулярно получавших выплаты. В 421 до н.э., после заключения мира, афиняне решили создать непрекосновенный фонд в 1 тыс. талантов, а военные расходы покрывать из других ресурсов (Фукидид. История. II. 24.1; Ксенофонт. Анабасис. VII. 1.27).

  • Автор: Геннадий Бордуков
  • Администратор
  • Откуда: провинция Иудея
  • Зарегистрирован : 2011-03-02
  • Сообщений: 47399
  • Уважение: [+4420/-19]
  • Позитив: [+10612/-1]
  • Возраст: 56 [1964-12-20]
  • Провел на форуме:
    11 месяцев 2 дня
  • Последний визит:
    Сегодня 12:34:42

что было в древних афинах

Реконструкция Древних Афин

как в афинах стала зарождаться демократия

Таким образом, государственный строй Афин, установленный при Солоне, стал прототипом впоследствии установившейся афинской демократии. Но сам он еще не был демократией: хотя реформы Солона ограничили произвол олигархии и предоставили простому народу право высказывать свою точку зрения, в законодательных и исполнительных органах власти из-за установленного имущественного ценза по-прежнему преобладали олигархи и аристократы, и направление государственной политики по-прежнему определялось ими. Тем не менее, реформы Солона резко облегчили положение бедных слоев населения: было отменено долговое рабство, и теперь разорившимся афинянам не грозила участь стать рабами олигархов, а кроме того, с нуждающихся списаны все долги, разоренным за долги селянам возвращались конфискованные у них земельные участки.

чем знаменит солон

Реформы Солона предотвратили разложение афинского государства и сохранили устойчивость Афин перед внешним врагом. Но настоящих стабильности и порядка они не обеспечили, так как оказались, сколько это ни странно, в целом непопулярными. Олигархи и аристократы были недовольны принудительным списанием долгов, возвращением земель, уже считавшихся их собственностью, сельской бедноте, а также тем, что их влияние в высших государственных органов было потеснено не принадлежащими к их среде просто зажиточными людьми. Простой народ же добивался разрешения участвовать в государственной жизни на равных правах с богатыми и знатными. Солона обидно критиковали, а изданные им законы, по всей видимости, нередко саботировались, что сопровождалось вспыхивавшими народными волнениями и нарастанием политической анархии. В своих стихах, сочиненных в то время, Солон говорил: «На борьбу свое мужество собрав, я точно волк вертелся среди стаи псов», «Все когда-то ликовали, а теперь меня всегда провожают злобным взором, словно я их злейший враг». Потрясенный неблагодарностью сограждан, Солон покинул Афины и отправился путешествовать по Восточному Средиземноморью. Некоторое время он находился при дворе местного царя на острове Кипр, участвуя в основании тем нового города. Через десять лет путешествий по разным странам Солон вернулся в родные Афины, в которых к тому времени вовсю шла внутренняя борьба между разными политическими группировками. В конце концов власть в полисе захватил тиран Писистрат, установивший единоличную диктатуру. Солон пытался противостоять этому и поднять народ на вооруженную борьбу, однако на этот раз поддержан не был, а приближенные Писистрата объявили его сумасшедшим. Дальнейшая судьба Солона в разных античных источниках освящается по-разному. Диоген Лаэртский пишет, что Солон уехал на Кипр и умер там, прожив до 80 лет. Плутарх же считает, что Солон впоследствии изменил свою точку зрения и поддержал Писистрата, сумевшего все-таки жесткой рукой навести в городе порядок. Как пишет Плутарх, Солон стал ближайшим советником тирана.

Несмотря на такую судьбу при жизни своего издателя, законы Солона не исчезли навсегда: в конце VI в. до н.э., когда была свергнута тирания сына Писистрата Гиппия, они были восстановлены, более того, отредактированы архонтом Клисфеном, после чего выходцы из простого народа получили, наконец, право полноценного участия в политической жизни. Ограничения по имущественному признаку при занятии большинства государственных должностей были отменены, и в Афинах был установлен, наконец, политический строй, известный как демократия (народовластие).

Читайте также: