Кто выше по должности мэр или депутат

Опубликовано: 04.07.2024

Который год, а вернее сказать, уже не первое десятилетие, российские власти пытаются встроить такой, демократический по своей сути, институт как местное самоуправление в "традиционную" российскую властную вертикаль. По Конституции единственным источником власти у нас является народ, но кто на практике этот народ спрашивает?! Здесь все решает "главный демократ". И если это справедливо для большой страны, то и на уровне маленького муниципального образования закономерно возникает та же ситуация.

Вот и на этот раз, готовящиеся изменения в законе о местном самоуправлении, перекраивающемся по нескольку раз в год, стали достоянием гласности лишь благодаря журналистам, а не в ходе организованной демократической властью общественной дискуссии. Ну, хотя бы таким образом удалось узнать, что подготовленный администрацией президента законопроект "О поправках к закону об общих принципах организации местного самоуправления" значительно упрощает процедуру отрешения избранных мэров, глав муниципальных районов и городских округов от должности.

Парламентарии Северо-Запада, еще плохо осведомленные о сути и букве новой инициативы, рассуждая о ней, вспоминают о многочисленных конфликтах между мэрами, местными и региональными депутатами и губернаторами, знаменующими становление нового местного самоуправления в нашей стране. То губернатор мэра невзлюбит, то депутаты местные старый лозунг "Вся власть советам!" слишком близко к сердцу примут. А уж если какой крупный промышленник захочет территорию очередным заводом облагодетельствовать или бизнес-центр соорудить, то война начинается такая, что хоть святых выноси.

Тем временем, представители партии "Единая Россия" федерального уровня, комментируя готовящиеся изменения в законе о местном самоуправлении, открыто говорят о встраивании мэров в вертикаль власти. Им вторят и в регионах. Мурманский региональный депутат-единоросс Евгений Никора: "Я депутат с 2000 года и всегда выступал за такие нормы, которые давали бы больше полномочий народным избранникам, например, обязывали бы мэра отчитываться перед ними регулярно. Сейчас получается, что если глава избран всенародно, то механизм его отзыва населением практически отсутствует. Так что такая норма должна быть. Важно, чтобы в готовящемся законе было обеспечено равновесие исполнительной и законодательной ветвей власти и возможность отзыва мэра населением через депутатов".

Действительно, "медвежье" большинство на местном уровне уже обкатывает использование на практике возросшего при Медведеве значения местных парламентов. Вспомнить хотя бы противостояние, которое в конце истекшего года прославило на всю Россию маленький муниципалитет Рощино в Новгородской области. Правда, там депутатам из-за противостояния между исполнительной и законодательной властью пришлось объявить о самороспуске: на одном из заседаний Совета после долгих споров и дебатов бюджет депутаты принять так и не смогли и в нарушение регламента объявили о прекращении своих полномочий. Позднее, впрочем, одумались и решили вернуться к обсуждению бюджета, однако заявления о роспуске оставили, заверив, что готовы покинуть Совет после принятия главного финансового закона поселения. В региональном отделении КПРФ, к членам которой принадлежит и рощинский глава Николай Гребенщиков, не скрывают, что конфликт произошел из-за несоответствия партийной принадлежности народных избранников и всенародно избранного руководителя местной администрации.

Но стоит ли так зацикливаться на партиях, ведь в глубинке принадлежность к той или иной политической силе зачастую ограничивается партийным билетом? Вспомнить хотя бы Псков, где и мэр и большинство городского парламента и губернатор, ведущий с градоначальником региональной столицы, принадлежат к правящей партии. В рамках противостояния здесь была в сжатые сроки реализована кремлевская реформа местного самоуправления, в результате чего управление городом стало "двухголовым". Причем мэр, дорабатывающий свой срок, и выбранный из состава депутатов Гордумы глава взаимно саботировали решения и действия друг друга.

В целом региональные парламентарии, похоже, не пришли к единому мнению по поводу того, что готовит им Москва. Справоросс-одномандатник из Законодательного собрания республики Карелия Ольга Шмаеник осторожничает. "Это мое личное мнение, ведь на заседании нашей депутатской группы мы не пришли к единому мнению и в муниципалитете, который я представляю в парламенте, конфликтов между мэром и местными депутатами нет", - предваряет она свой ответ на вопрос о новой кремлевской инициативе. Тем не менее, по мнению карельской народной избранницы, в других муниципалитетах, где наблюдается подобное противостояние, могут быть организованы "надуманные импичменты" глав. "Не дай Бог, в конфликте еще и финансовые интересы будут замешаны…", - размышляет над перспективами внедрения в жизнь законопроекта она.

Под "другими муниципалитетами" вполне можно иметь в виду столичные города, где к гипотетическому противостоянию мэра с депутатским корпусом можно смело добавить команду регионального губернатора. В той же Карелии уже привычным стал конфликт между записными единороссами - мэром Петрозаводска и главой республики. В прошлый раз обострение такого конфликта закончилось роспуском городского Совета депутатов с последующей голодовкой его "антикатанандовского" большинства. Не так давно еще один раунд войны за влияние на столицу Карелии закончился добровольно-принудительной отставкой мэра, волной слухов о том, что этот пост приметил себе в качестве "пенсионной должности" сам глава республики.

Еще одна иллюстрация того, что позиция в конфликтах местного значения определяется не партийной принадлежностью, а местным же раскладом – мнение однопартийца Ольги Шмаеник из республики Коми, которую чаша противостояний между губернатором и столичным мэром пока миновала. Депутат Госсовета республики Коми Сергей Катунин по поводу инициативы Кремля высказывается предельно положительно: "Никакого негатива я в этом не вижу. Многие депутаты и так назначают мэров. Депутаты и так могут объявить недоверие мэру".

В дальнейшей беседе народный избранник все же вспомнил о традиционных схемах конфликтов между ветвями местной власти. По его мнению, возможные сценарии достаточно просты: "На практике получается очень простая ситуация – главное действующее лицо сегодня - это председатель Совета. По логике, сити-менеджер - это второе лицо в муниципалитете, а не первое. Но в руках сити-менеджера все МУПы. И я знаю, что у нас в Коми подобные высокопоставленные наемные работники присваивают себе через них лишнюю власть. Так что на практике предлагаемая инициатива, если будет такая необходимость, скорее всего, просто не сработает. Получится лишить мэра полномочий только, если будет конфликт между муниципалитетом и регионом, и регион будет иметь желание сменить мэра".

Сегодня, 4 октября, на заседании Жогорку Кенеша после принятия присяги новых членов правительства, депутаты заговорили о кадровой политике. Мол, вновь она подвергается критики экспертов и общественности. Как решить эту проблему знает нардеп от "Онугуу-Прогресс" Тынчтык Шайназаров. Он заявил, что лучшие министры, мэры городов и в принципе госуправленцы – находятся среди 120 парламентариев.

"Я предлагаю премьер-министру привлекать на высокие посты депутатов Жогорку Кенеша. Среди 120 представителей 6-ти фракций есть сильные кадры – хорошие специалисты, которые честно трудились на заводах, отчисляли и отчисляют налоги в бюджет. Среди нас есть достойные, которые не будут брать взятки, потому что даже не знают, что это такое", - на полном серьезе заявил Шайназаров.

Судить о том, насколько парламентарий и его коллеги действительно "хорошие специалисты" и взяток не берут, мы не будем. А вот насколько благородны мотивы депутатов, желающих попасть в министерское кресло, VB.KG решило узнать у эксперта по государственному управлению Шерадила Бактыгулова. В беседе с корреспондентом он заявил, что все более прозаичней.

- Должность министра – это большой лакомый кусочек. И спрос на нее увеличился после того, как в 2004 году была отменена норма закона "О госслужбе", согласно которой министр не имел права распоряжаться финансами и кадровыми ресурсами ведомства. И сейчас есть очень много вполне законных лазеек, которые дают министрам единоличные привилегии. И их гораздо больше, чем у депутатов парламента. Ведь депутаты сидят только в Жогорку Кенеше. А у министров есть подведомственные организации, территориальные подразделения в каждом уголке республики. Где есть их подчиненные, они готовятся к их приезду, встречают, возят на машинах и т.д., - пояснил эксперт.

Заработная плата министра не должна оцениваться только деньгами, отметил он. Все стоит рассматривать в купе: и расходы на транспорт, и на сотовую связь, и на медицинское обслуживание, и на курортно-санаторное лечение. Причем не только на самого главу ведомства, но и на членов его семьи.

- По документам у министра одна, ну или две машины. А на самом деле он и его семья пользуется 5-6 ведомственными авто. Вот скажем, джип Toyota Land Cruiser числится за Ошским управлением министерства, а по документам она из Оша с водителем командирована в Бишкек. Где используется министром и его семьей. Или такая приятная мелочь, как бесплатная путевка на отдых в пик сезона. Для сравнения - когда я работал преподавателем в МУКе, за 2 года нам предложили 1 путевку в декабре на весь коллектив из 40 человек. Или командировочные расходы, однодневный размер которых может достигать месячной зарплаты учителя средней школы, - перечисляет Шерадил Бактыгулов.

И это еще не все плюсы от министерского кресла, о которых, конечно, знают депутаты Жогорку Кенеша. В том числе возможность получения госнаград и персональной пенсии.

Бактыгулов отметил, что в правительстве, в системе местного самоуправления есть кадры, достойные занимать более высокие места. А депутаты и экс-депутаты назначались на посты и ранее. Но государство как было в категории "развивающихся стран, так и осталось там.

Кроме того, сказал эксперт, депутатский корпус достаточно вовлечен в создание качественного и эффективного правительства. Ведь он одобряет предложенные кандидатуры. Но не стоит допускать того, чтобы Жогорку Кенеш стал отделом кадров всего Кыргызстана. И чтобы при этом назначения на должности были по принципу личной преданности депутату.

- Мы знаем, что депутаты в каждом созыве принимают к себе в качестве помощников, консультантов тех, кто на профессиональную госслужбу бы не прошел. Потом получив чин госслужащего, определенный стаж, парламентарии начинают их продвигать дальше. К примеру, начальником районной налоговой инспекции. Один депутат в прошлом созыве сменил за 2 года порядка 50 помощников. Отработав 1-3 месяца их потом "рекомендовали" на разные уровни госслужбы, госуправления. И, как правило, те не справлялись с возложенными обязанностями. Участвовали в серых, коррупционных схемах и т.п., - рассказал Шерадил Джумадилович.

Нормальное функционирование всех систем населенного пункта, грамотное и своевременное выполнение поставленных задач в сфере экономического, социального и других направлений развития невозможно без контроля главы города. Но каким образом избиратели могут оценить качество работы этого человека? В соответствии с его обязанностями и полномочиями, о которых и пойдет речь в данной статье.

Мэр города: значение понятия

Глава города – это человек, занимающий высшую должность в населенном пункте и наделенный полномочиями согласно Федеральному закону, закрепленному в Конституции от 06.10.2003 года. Другое название данного поста – мэр, или глава муниципального образования.

глава города

Глава администрации города наделен правом решать задачи и заниматься урегулированием конфликтов на местном уровне.

Примечательно, что в разных странах эта должность называется по-своему. Так, например, в Польше мэра принято именовать бурмистром, в Болгарии – кметом, а в Шотландии – лордом-провостом и т. д.

Требования к мэру

В соответствии с законодательством РФ, далеко не каждый гражданин может получить должность главы города. Чтобы претендовать на этот ответственный пост, житель нашей страны должен обязательно иметь российское гражданство, то есть быть зарегистрированным на территории государства. Существует еще одно условие – мэром населенного пункта не может стать человек, не достигший 21 года.

глава администрации города

Одним из негласных правил является хорошая репутация кандидата, которая увеличивает его шансы на доверие со стороны жителей, в пользу которых и будут приниматься решения и различные законодательные акты. Будущий глава города также не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Это тоже относится к безупречной репутации.

Полномочия городского главы

Мэр выполняет многообразные управленческие функции. Так, например, глава города способствует принятию различных правовых актов и постановлений. Он также является представителем подконтрольного ему населенного пункта на встречах с региональными властями, законодательных собраниях и прочих деловых встречах. Мэр имеет право на утверждение и подписание различных документов, принятых Советом депутатов муниципального образования. Глава администрации в рамках своих полномочий также может составлять нормативные акты, к которым относятся распоряжения и постановления.

должность главы города

Занимаемая должность обязывает мэра быть подотчетным Совету народных депутатов. Именно на суд этого законодательного органа градоначальник представляет проекты различных программ по развитию муниципального образования, а также предлагает внести изменения в сумму местных налогов.

Мэр имеет право по своему усмотрению увольнять или брать на работу своих заместителей, руководителей городской администрации. В спектр полномочий градоначальника входит и составление приказов о создании, устранении и реорганизации муниципальных учреждений.

Обязанности главы города очень многообразны, и, поскольку ему подконтрольны все ведомства населенного пункта, он имеет право осуществлять проверку их работы.

Выборы мэра

Выборы главы города осуществляются, согласно уставу данного муниципального образования, в соответствии с законами Российской Федерации. Существует два наиболее распространенных вида этой процедуры.

выборы главы города

Первый тип – тайное голосование на основе равного избирательного права. В нем могут участвовать все жители города, за исключением тех, кто не достиг нужного возраста. Второй тип – голосование среди членов местной администрации и прочих управляющих органов муниципального образования. Следует отметить, что последний вид выборов характерен в основном для сельской местности, где нет необходимости в проведении границы между функциями главы администрации и представительного органа.

Все большую популярность набирает система, при которой мэр – всего лишь номинальная фигура, не имеющая фактической власти. В этой ситуации принятием решений, касающихся муниципального образования, занимаются глава администрации, а также представительный орган.

Разница между функциями сити-менеджера и главы города

О том, какие функции выполняет глава города, было рассказано выше. Теперь подробнее о работе сити-менеджера. В России эта должность пока что не получила широкого распространения. Во многих городах еще нет четко установленных критериев, по которым проводятся выборы человека на эту должность.

Сити-менеджер – профессиональный управленец, выполняющей поставленные администрацией города задачи. Его цель – работать максимально быстро и рационально, делать все для блага хозяйства и экономики муниципального образования, повышения качества жизни населения посредством сноса ветхого жилья, разработки проектов по строительству больниц и детских садов, ремонта дорог и т. д.

Один из председателей региональной Общественной палаты видит сложности во введении должности сити-менеджера в управленческий аппарат из-за отсутствия необходимых реформ. Так, планируется провести реорганизацию полномочий между властями разных уровней: местными, региональными и федеральными. Не было также горизонтальной реформы, которая позволила бы разграничить функции главы города, думы и сити-менеджера. Только после всех этих изменений станет возможным введение указанной должности в аппарат управления муниципальным образованием.

Прекращение полномочий мэра

Рано или поздно заканчивается срок, в течение которого человек занимал должность мэра. Его полномочия прекращаются, когда на данный пост выбран новый глава города. Однако возможно досрочное прекращение в следующих случаях.

пост главы города

Во-первых, мэр может уволиться по собственному желанию еще до истечения срока, на который он был избран. Во-вторых, решение об отставке действующего главы города принимает суд, если чиновник будет признан недееспособным, частично дееспособным по состоянию здоровья, пропавшим без вести или умершим.

В-третьих, должность мэра несовместима с изменением гражданства Российской Федерации на какое-либо другое, а также с переездом в другую страну для постоянного проживания.

Занимаемая должность не освобождает главу муниципального образования от военной или альтернативной гражданской службы, поэтому его полномочия прекращаются в том случае, если он получает, например, повестку из военкомата.

Термин «городской голова»

новый глава города

Слово «мэр» заимствовано из английского языка и означает «главный». Однако в Российской Империи пост главы города назывался по-другому. Первый человек в поселении назывался городским головой и избирался на три года. Эта должность была учреждена во второй половине XVIII века Екатериной II.

нижний, кириенко, скляров

У Сергея Кириенко в Нижнем прекрасное окружение.

НЕДАВНО Сергей Кириенко снова заступил на государственную службу, став полномочным представителем президента в Приволжском федеральном округе со столицей в Нижнем Новгороде (знающие люди упорно твердят о том, что округ был "нарезан" именно под бывшего нижегородца).

ПОЛПРЕД ГУБЕРНАТОРУ НЕ ВРАГ?

С назначением Кириенко полпредом президента в Нижний Новгород стало ясно, что губернатор уже не является абсолютной и последней инстанцией на своей территории - ему как минимум нужно делиться полномочиями с "оком государевым".

Борис Немцов и мэр Нижнего Юрий Лебедев (справа) "опекают" губернатора Ивана Склярова (в центре).
Фото Елены Валовой

Пока нижегородский губернатор делает это без особого надрыва - надо так надо. Хотя в проходящем на глазах нижегородцев дележе власти в регионе существует особый политический подтекст. Дело в том, что после 17 августа 1998 г. Сергей Кириенко, отвергнутый Москвой, стал все чаще появляться в родном регионе, укрепляя свои экономические тылы. И в определенный момент произошло столкновение интересов действующего губернатора и молодого "барона-изгнанника". Противостояние Скляров-Кириенко продолжалось весь 1999-й и в начале 2000 года. А затем произошло неожиданное примирение, причем не последнюю роль в этом сыграла поддержка тем и другим Владимира Путина на выборах президента 26 марта. Более того, Иван Скляров вроде бы стал рассматриваться командой Кириенко как "свой" кандидат на следующих выборах губернатора в 2001 г. Не последнюю роль в этом сыграло совпадение экономических интересов двух политических кланов, например, в совместном лоббировании интересов нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" на территории Нижегородской области, которая призвана загрузить сырьем единственный в области нефтеперерабатывающий завод "Норси". "ЛУКОЙЛ" скорее всего будет выступать главным спонсором Склярова при его избрании главой региона на второй срок и вправе рассчитывать на губернаторскую благодарность. В то же время с помощью "ЛУКОЙЛа" управленцы из команды Кириенко пытаются остаться на ключевых должностях в нижегородском нефтехимическом комплексе.

Насколько будет прочен политический союз представителя президента и губернатора Нижегородской области, не знает, наверное, никто, кроме Склярова и Кириенко. Поскольку существуют мнения, что Кириенко использует административные и информационные ресурсы губернатора, чтобы скомпрометировать мэра Нижнего Новгорода Юрия Лебедева - еще одного претендента на губернаторское кресло. Например, депутат Госдумы от Нижегородской области Вадим Булавинов убежден (или пытается убедить общественное мнение), что Кириенко вернулся в Нижний, чтобы побороться за губернаторский пост. "Для чего человек бросает Москву, Госдуму и лидерство во фракции? Чтобы вернуться в регион? - вопрошает Вадим Булавинов. - По-моему, совершенно очевидно, что, если бы Кириенко не собирался баллотироваться на пост губернатора Нижегородской области, он бы этого не сделал". И далее Вадим Евгеньевич объясняет, на чем основана его уверенность: "Под губернатором - реальные финансовые потоки". А окружной представитель президента в конце концов всего лишь - "надзирающий".

Версия Булавинова выглядит весьма правдоподобной, если бы широкой публике не было известно, к какому политическому лагерю он принадлежит.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНТЕРЕС НЕМЦОВА

На сегодняшний день неявно обозначившемуся политическому тандему Скляров-Кириенко противостоит другой вполне определенный политический клан во главе с мэром Нижнего Новгорода Юрием Лебедевым. Кроме Вадима Булавинова в него входят еще два депутата Госдумы - Борис Немцов и бывший глава концерна "Транснефть" Дмитрий Савельев. Главная надежда этих людей, - безусловно, Борис Ефимович, имеющий определенный политический вес в столице, вес гораздо больший, чем в Нижнем.

Немцову нужен свой человек во главе региона, откуда он пришел в большую политику. Борис Ефимович не устает подчеркивать это всякий раз, приезжая домой (а приезжает он сюда достаточно часто, несмотря на почти ежесуточное мелькание на центральных телеканалах). И таким человеком скорее всего станет мэр Нижнего, которого Немцов в свое время вытащил из заштатной областной глубинки и сделал своим заместителем.

По нашим данным, финансировать кампанию Лебедева будут Дмитрий Савельев и ряд московских финансовых структур, близких к Немцову. "Лебедевско-немцовский" клан прекрасно понимает, что главным соперником их кандидата на предстоящих губернаторских выборах скорее всего станет ныне действующий глава администрации Нижегородской области, поэтому информационная война между мэром и губернатором уже давно идет в регионе в полную силу. Сражение происходит с переменным успехом, хотя чаще победителем оказывается все же губернатор области. Во-первых, его административные, информационные и любые другие ресурсы куда выше, чем у нижегородского мэра. Во-вторых, Скляров возглавляет Комитет по делам федерации в верхней палате российского парламента, поэтому хорошо известен в Москве. В-третьих, нижегородский губернатор на каждом шагу клянется в верности президенту Путину, не обнаруживая даже минимума оппозиционности, что наверняка ему зачтется при повторном избрании. Достаточно большие шансы Склярова избраться на второй срок могут уменьшиться только в том случае, если свою кандидатуру на выборах губернатора все-таки выставит Сергей Кириенко. Именно он сам, потому что люди из его команды вряд ли смогут "раскрутиться" в отведенные законом сроки.

КРАСИТ ЛИ МЕСТО ЧЕЛОВЕКА?

Действительный государственный советник 1-го класса Сергей Кириенко совсем не случайно получил назначение в Нижний Новгород. В правительство Михаила Касьянова ему попасть не удалось (ему прочили пост главы Минэнерго), думские баталии - это, видимо, не совсем то, что устраивает Сергея Владиленовича (к этому больше предрасположен его сподвижник по блоку Борис Немцов). Вот и попросился Сергей Владиленович на государеву службу. Сейчас люди из окружения Кириенко в Нижнем говорят о том, что дальнейшая судьба их лидера зависит от того, сможет ли он "навести порядок" в 15 вверенных ему регионах, тем самым выполнив волю президента. Причем не просто привести местные законы в соответствие с федеральным законодательством, но и сделать свою новую должность по-настоящему значимой. Грубо говоря, если с Кириенко в дальнейшем будут считаться главы регионов Приволжского федерального округа, а он будет иметь рычаги влияния на ситуацию в округе, иными словами, обладать реальной властью, пост губернатора Нижегородской области станет ему явно ни к чему. Если же ему отведут место "свадебного генерала", Кириенко, видимо, пойдет на губернаторские выборы, тем более что сама должность полпреда президента предоставляет ему почти неограниченный административный ресурс для этого.

Некоторые люди из окружения Склярова ни минуты не сомневаются в том, что Кириенко все-таки хочет стать нижегородским губернатором.

Член движения СПС Марат Гельман говорит, что СПС - это "партия городов".

- Поэтому сам бог велит Кириенко завоевать Нижний, - полагает советник губернатора по региональной политике Сергей Калтерев. - Подготовка к этому акту идет полным ходом. В руководство градообразующих предприятий вводятся свои люди. Скупаются уже функционирующие, регистрируются новые СМИ и общественные объединения, активно ведется партийное строительство.

- Назначение является для Кириенко лишь этапом подготовки к выборам губернатора Нижегородской области, - вторит ему известный нижегородский политолог Сергей Кочеров. - Пост представителя президента - отличная стартовая площадка для этого. Ведь, если Кириенко пойдет на выборы, а тем более с согласия Путина, на его стороне будут не только часть региональных, но и федеральные СМИ. А это дорогого стоит.

У некоторых читателей может возникнуть закономерный вопрос: а как же Борис Немцов? Неужели он будет играть против своего коллеги по блоку, бывшего товарища и земляка Сергея Кириенко? Видимо, так и случится, потому что два самых известных нижегородца уже давно не воспринимаются политической элитой как единомышленники. Причина - в амбициях того и другого, которые один умный человек назвал "равновеликими". Поэтому на ближайших выборах губернатора Нижегородской области друзья-соперники по СПС, может так случиться, сойдутся как непримиримые противники.

Органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. (Из ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Далее по тексту – Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ)

Порядок формирования органов местного самоуправления, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. (Ст.34 ч.3 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ)

Примечание. До 2014 года порядок формирования органов местного самоуправления определялся только уставом муниципального образования. Изменения, внесенные в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ в 2014 году, позволили органам государственной власти субъектов РФ определять порядок выборов глав муниципальных образований и оказывать решающее влияние на их результаты, что усилило зависимость органов местного самоуправления от органов государственной власти.

Вопрос 1. Представительный орган муниципального образования

- представительный орган муниципального района и города с внутригородским делением может состоять из глав и депутатов представительных органов муниципальных образований, входящих в его состав.

Численность депутатов определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

(Ст.35 ч.6 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ)

Так, например, численность населения Архангельска составляет около 350 тыс. человек. Соответственно, Архангельская Городская Дума состоит из 30 депутатов, из них: 15 депутатов избираются по мажоритарной системе по одномандатным округам, а еще 15 - избираются по пропорциональной системе - т.е. по партийным спискам. (Статья 20 Устава МО "Город Архангельск").

В исключительной компетенции представительного органа находятся:

• принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку и т.д.

Представительный орган муниципального образования также имеет право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта федерации ( ст.6 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации")

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней.
Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен большинством не менее двух третей депутатов представительного органа, то он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней.

(Ст.35 ч.13 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ)

Структура представительного органа определяется его регламентом и уставом муниципального образования.

Например, Регламент, утверждённый решением Архангельского городского Совета депутатов (так до 01.01.2011г. назывался представительный орган МО «г.Архангельск») от 25.12.1998 N346 с последующими изменениями, предусматривает что в структуру Архангельской городской Думы входят: председатель, три его заместителя, постоянные комиссии, рабочие группы, депутатские объединения (фракции и депутатские группы), аппарат (для обеспечения работы Думы) и его руководитель.

На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов, которым запрещается заниматься предпринимательской и оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ст.40 ч.7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Так, Уставом МО «г.Архангельск» предусмотрено, что в Архангельской городской Думе на постоянной основе могут работать не более трех депутатов (10%*30=3). Решениями Архангельской городской Думы очередного созыва от 1.10.2018 года №№ 1, 2 и 5 для работы на постоянной основе избраны председатель, один из его заместителей и один депутат (руководитель фракции ЛДПР).

Представительный орган городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа обладает правами юридического лица в силу закона, а в иных муниципальных образованиях – если это предусмотрено уставом (ст.35 ч.9 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Вопрос 2. Глава муниципального образования.

- высшее должностное лицо муниципального образования ( Статья 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Полномочия главы муниципального образования:

• обеспечивает решение органами местного самоуправления вопросов местного значения и осуществление ими отдельных государственных полномочий.

Глава муниципального образования избирается:

половина которой назначается представительным органом муниципального образования, а половина - главой субъекта РФ (См. ст.36 ч.2.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ). Указанный порядок избрания главы муниципального образования был введен в 2014 году, одновременно с внесением изменений, предоставивших органам государственной власти субъектов РФ право определять порядок формирования органов местного самоуправления.

Правомерность подобных изменений, ограничивших возможность избрания главой муниципального образования кандидата, не согласованного с главой субъекта РФ, была подтверждена Решением Конституционного суда РФ от 1.12.2015г. №30-П 2015 ("Иркутское дело"). Однако двое судей КС РФ с этим решением не согласились и выступили с особым мнением.

В настоящее время в 79 из 83 городов - столиц субъектов РФ главы муниципальных образований избираются из числа лиц, отобранных конкурсной комиссией, т.е. под контролем глав соответствующих субъектов РФ.

Так, например, 17.11.2015 конкурсной комиссией для избрания Главой МО «Город Архангельск» была предложена кандидатура Годишь Игоря Викторовича, который 25.11.2015 был избран на сессии Архангельской городской Думы и с 4.12.2015 является главой муниципального образования «Город Архангельск». До 2015 года Глава МО «г.Арханегельск» избирался на муниципальных выборах. В 2008-2015 годах Главой МО (мэром) избирался Павленко Виктор Николаевич, ставший в 2015 году членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Губернатора Архангельской области.

Глава муниципального образования, помимо своей должности, всегда исполняет обязанности либо председателя представительного органа, либо главы местной администрации:

Если глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах, то (в зависимости от положений устава муниципального образования) он либо исполняет полномочия председателя представительного органа, либо возглавляет местную администрацию.

Если глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава (из числа депутатов), то он не может возглавить местную администрацию, а исполняет обязанности председателя представительного органа.

Если глава муниципального образования избирается представительным органом из числа кандидатов, отобранных конкурсной комиссией, то он не вправе стать председателем представительного органа, а возглавляет местную администрацию.

Глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа и главой местной администрации, за исключением сельских поселений и внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, где одно лицо вправе совмещать эти три должности (Ст.36 ч.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Вопрос 3. Местная администрация

- исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (Ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Полномочия местной администрации определяются уставом муниципального образования.

Читайте также: