Кто выше прокурора по должности

Опубликовано: 04.07.2024

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

О требованиях к кандидатам, претендующим на замещение должностей федеральной государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 19 октября 2018, 16:34

Генеральной прокуратурой Российской Федерации важное значение придается отбору, расстановке кадров и их закреплению.

В соответствии с требованиями, установленными статьей 40 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Статьями 15 1 и 16 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» для лиц, назначаемых на должности руководителей органов прокуратуры, установлены ограничения по возрасту и стажу службы.

Так, на должность прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, назначается гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет и имеющий стаж службы (работы) не менее семи лет в органах и организациях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Гражданин, претендующий на замещение должности прокурора города, района или приравненного к нему прокурора должен быть не моложе 27 лет и иметь не менее пяти лет стажа службы (работы) в органах и организациях прокуратуры на соответствующих должностях.

При отборе на службу в органы прокуратуры учитываются интеллектуальный уровень кандидата (интеллект, эрудиция, творческое мышление), уровень правосознания, воспитания и культуры, аналитические способности и коммуникативные качества (умение вести деловую беседу, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения), другие моральные качества и психологические свойства личности, перечень которых определен приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 09.01.2013 № 5 «Об утверждении Квалификационной характеристики должности (квалификационных требований к должности) заместителя прокурора города, района, приравненного к ним прокурора».

Каждый кандидат в обязательном порядке проходит психологический отбор, в процессе которого изучаются его личностные качества, способные повлиять на возможность коррупционного поведения в служебной деятельности.

Препятствием для поступления на службу в органы прокуратуры является:

наличие гражданства иностранного государства;

признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

лишение по решению суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

наличие близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, в случае, если их служба будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

наличие заболевания, препятствующего исполнению служебных обязанностей прокурорского работника.

Полный перечень заболеваний, а также порядок проведения медицинского освидетельствования определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 733 «О медицинском освидетельствовании лиц на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и организации прокуратуры Российской Федерации и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника».

Гражданин не может быть принят на государственную службу и в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту). Вопросам прохождения военной службы по призыву уделяется особое внимание, что следует учитывать лицам, претендующим на замещение должностей в органах прокуратуры.

Согласно статье 40 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на прокурорских работников распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17,18, 20, 20 1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В частности для государственных служащих установлен запрет на:

занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

участие в управлении коммерческой организацией или некоммерческой организацией, за исключением предусмотренных законом случаев;

вхождение в составе органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений;

приобретение в случаях, установленных федеральным законом, ценных бумаг, по которым может быть получен доход;

занятие оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Государственному служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Прокурорские работники не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также членами общественных объединений, преследующих политические цели и принимать участие в их деятельности, что предусмотрено статьей 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации.

Вышеуказанные требования законодательства учитываются при рассмотрении вопроса о приеме на службу в органы прокуратуры.

Кроме того, в целях предупреждения коррупционных проявлений кандидаты проверяются на возможное наличие личностных и имущественных факторов, способствующих возникновению конфликта интересов.

Также проводится углубленный анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе с истребованием необходимой информации из органов контроля.

Лицами, в том числе, ранее проходившими военную службу или иную службу в государственных органах, работавшими в других организациях, учреждениях и на предприятиях различных форм собственности, при поступлении на федеральную государственную службу в органы и организации прокуратуры Российской Федерации и назначении на должность прокурорского работника представляются документы, перечень которых предусмотрен в приложении № 1 к Инструкции по учету кадров прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, и работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 13.03.2018 № 135.

Почти каждая структура правоохранительных органов и судебных подразделений имеет свою структуру и определенные должности по иерархии карьерной лестницы. Стоит знать определенные звания и должности прокуроров для правильного обращения к сотрудникам структуры и написания заявлений. Знание иерархии званий и должностей полезно также тем гражданам, которые планируют дальнейшую работу в структуре прокуратуры.

Что такое прокуратура?

В соответствии с законом от 17.01.1992 № 2202-1 Прокуратура Российской Федерации является определенной системой подразделений органов, выполняющих определенные функции.

Данная система осуществляет надзор за исполнением законодательства на территории Российской Федерации и соблюдением Конституции.

К определенным функциям прокуратуры относятся:

  • надзор за исполнением законодательства определенными министерствами и ведомствами, подразделениями военного направления и органами контроля;
  • надзор за соблюдением прав и свобод граждан Российской Федерации органами местного самоуправления, также структурами военного управления и различными министерствами;
  • контроль исполнения законодательства правоохранительными органами, осуществляющими следственную деятельность, дознание и преследование подозреваемых;
  • контроль исполнения законов органов местной администрации и судебной структуры, которые осуществляют наказание и содержание обвиняемых;
  • вынесение обращений, если приговоры, решения и меры наказаний противоречат законодательству РФ;
  • рассмотрение жалоб и обращений граждан, если выявляется нарушение законов и прав человека;
  • преследование уголовного характера, в соответствии с полномочиями сотрудников;
  • организация правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

Какова структура надзорной инстанции?

Структура органов включает внутреннюю организацию и входит в систему прокуратуры на территории РФ. Генеральная прокуратура возглавляется Генеральным прокурором Российской Федерации, имеющего первого заместителя и заместителей, помимо этого его поручения выполняют советники и помощники. Прокурор осуществляет контроль остальных органов надзорной инстанции и руководит их деятельностью. Прокурор также создает коллегию, действующую как совещательный орган, члены которого назначаются также руководителем.

В Генеральную прокуратуру входят управления главного характера, ряд управлений, осуществляющих надзор за исполнением законодательства. Проведение расследований произошедших преступлений и привлечение к ответственности преступников, осуществляется специальными подразделениями, которые существуют в каждом районе и городе РФ.

В военном подразделении прокуратуры организуется коллегия, в состав которой входит Генпрокурор и его заместители. Сотрудники военного отделения назначаются Генеральным прокурором по обращению от Главного военнослужащего.

Главное следственное управление, начальником которого выступает заместитель Генпрокурора РФ, осуществляет следственные мероприятия, оперативно-розыскную деятельность, выявление преступников и составление обвинительных актов против обвиняемых. В управление входят старшие следователи по особо важным делам, следователи. В военное подразделение входят военные следователи и военные следователи по особо важным делам, связанных с армией и преступлениями против военнослужащих или совершенных такими служащими.

Руководители отделений и подразделений на территории РФ являются помощниками высшего начальника инстанции. Рассмотрение вопросов, связанных с организацией деятельностью осуществляется Научно-Консультативным советом. В состав советам входят научные сотрудники и иные работники совета.

В субъектах Российской Федерации прокуратуры возглавляются руководителями и имеют также заместителей, которые назначаются Генпрокурором РФ. Прокуратуры городов имеют управления и отделы, осуществляющих определенные функции. Начальники отделов являются помощниками главных начальников прокуратур городов и районов, которые назначают и освобождают помощников от должностей. В каждом субъекте существуют прокуратуры в отдельных городах и районах. Также существуют печатные редакции, обслуживающие данную инстанцию.

Какие существуют прокурорские должности?

Вся должностная лестница регулируются в соответствии со статьей 54 ФЗ № 2202-1. Введены специальные термины для обозначения определенных должностей инстанции. В прокурорской системе существует несколько сотрудников, имеющих различные должности.

К таким сотрудникам относятся:

  • Прокуроры.
  • Следователи.
  • Помощники прокуроров.
  • Заместители.
  • Руководители отделений и подразделений.
  • Работники научных и исследовательских подразделений, образовательных учреждений.
  • Служащие, имеющие классный чин, аналогичный воинскому званию.

Какие есть звания у прокуроров?

Согласно статье 41 ФЗ № 2202-1 звания в инстанции характеризуют особый разряд, который присваивается сотруднику во время прохождения службы. Данные звания соответствуют стажу служащего и занимаемой должности. Повышение званий идет по мере продолжения службы. Также возможно присвоение разрядов правоохранительной структуры, но при этом обращаться к прокурору «майор» не считается верным.

Основными званиями считаются:

  • младшая категория - юристы первого, второго и третьего звена;
  • средняя категория - младшие советники, советники и советники старшего звена;
  • высшая категория - государственные советники Министерства Юстиции первого, второго и третьего класса и действующие советники юстиции.

В отделениях военного назначения служащему присваивается воинское звание и погоны, соответствующие данному званию.

Знаки различия

Все сотрудники надзорной инстанции обязаны носить специальную форму синего цвета, которая различается по сезонам и назначениям ношения: парадная или повседневная.

На уголки воротника нашиваются эмблемы и звезды, кокарды, определенного вида пуговицы, нашитые на китель форменной одежды. Также такими знаками являются погоны и петлицы.

Погоны и петлицы

Согласно Постановлению Правительства РФ № 352 существуют особые правила ношения погон для работников прокурорской системы:

  • Форма погон - шестиугольник, изготовленный из полумягкой ткани, конец пришитый ближе к воротнику имеет ровный срез, а конец ближе к плечевому шву имеет трапециевидную форму.
  • Размеры погона - 10-12 сантиметров в длину, ширина обусловлена званием 4-5 сантиметров для высших руководителей, и 4 сантиметра для младшего звена.
  • Окантовка всех погон произведена темно-зеленым сукном, примерно 2,5 мм в ширину.

Различия в погонах, соответствуя чинам:

  • юристы - имеют от двух до четырех звезд на погонах;
  • советники юстиции - от одной звезды до трех на каждом погоне, в зависимости от звена;
  • советники от третьего до первого класса - имеют от одной до трех звезд большего размера, чем иные советники;
  • действительный государственный советник, генпрокурор - на погоне изображен герб РФ и вышитая пятиконечная звезда.

Как получить чин прокурору?

Первым в очереди прокурорской системе званий идут юристы - сотрудники получают первое звание и погоны, если имеют соответствующее высшее образование и прошли необходимую аттестацию. Дальнейшие звания получаются вследствие повышения должности служащего и увеличения стажа работы, однако, им требуется пройти специально профобразование. Важно помнить, что без соответствующего профильного образования присваивания чина сотруднику невозможно.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.


Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге опубликовал аналитическую записку «Источники пополнения судейского корпуса РФ и роль аппарата судов». В работе представлен анализ профессионального и социального состава кандидатов на должность судьи, выявлены закономерности при рассмотрении кандидатур квалификационными коллегиями судей и дана оценка того, как модель назначения судей, сформировавшаяся в России, влияет на судебную систему. Источниками данных стали указы Президента о назначении судей, опросы судей, проведенные институтом, и заключения ККС о рассмотрении кандидатов на судебные должности в 2014–2015 гг.

Согласно результатам анализа заключений, из 959 рассмотренных кандидатур рекомендации ККС получили 59,1%. Исследователи обращают внимание на то, что положительное решение коллегии тесно связано с поддержкой председателя суда. По их мнению, это объясняется тем, что, хотя согласно п. 7 ст. 11 Закона об органах судейского сообщества в состав квалификационных коллегий не могут быть избраны председатели судов и их заместители, ст. 21 этого закона позволяет председателям участвовать в заседаниях и влиять на решение ККС.

Было установлено, что почти все кандидаты, о назначении на должность которых ходатайствовал председатель, получили рекомендации на должность. Напротив, более половины из тех, кого не поддержал председатель суда, не получили рекомендации.


В записке отмечено, что на решение ККС влияет также опыт работы кандидата: преимущество в отборе имеют кандидаты с опытом работы в аппарате суда и прокуратуре. Шанс получить рекомендацию для кандидатов из полиции и других госорганов равен 50%, еще меньше шансов у представителей негосударственного сектора.

Исследователи выявили, что около половины кандидатов начали свою карьеру в аппарате суда, не имея другого профессионального опыта после вуза. Наиболее типичная карьера кандидата в судьи – работа в должности секретаря суда или секретаря судебного заседания, затем переход на должность помощника судьи и далее в судьи. Для значительного числа кандидатов в судьи, начинавших карьеру не в аппарате суда, работа в должности помощника судьи становится необходимым карьерным шагом перед подачей заявления на должность судьи. Доля кандидатов, подающих заявления на должность судьи напрямую из другой профессиональной сферы, невелика.


Адвокат АП Владимирской области

Преимущество при отборе отдается кандидатам из аппарата суда, поскольку, во-первых, секретари и помощники знают «кухню» судебного делопроизводства и обладают навыками работы по «типовым» делам. Во-вторых, при крайне низкой заработной плате секретарей и помощников кадровая политика, которая наглядно демонстрирует возможности сотруднику аппарата стать судьей,позволяет избежать дефицита «аппаратных» кадров и удерживает судебную систему в работоспособном состоянии. В-третьих, сотрудник аппарата знаком тем, кто подбирает кадры, в отличие от «человека с улицы». В-четвертых, сотрудники аппарата судов и правоохранительных органов скорее оцениваются теми, кто подбирает кадры, как «свои» и «системные», чем адвокаты и юристы из частного сектора.

Основной опыт работы Число кандидатов Группировка Число кандидатов %
Аппарат суда 628 Только аппарат суда 466 48,5
Преимущественно аппарат суда 162 17
Прокурор 33 Прокуратура 119 12,4
Следователь прокуратуры 26
Аппарат прокурора 60
Следователь МВД 27 Другие правоохранительные органы 46 4,8
Полицейский 4
Оперативный уполномоченный 4
Сотрудник полиции 3
Дознаватель 3
Судебный пристав 5
Адвокат 21 Негосударственный сектор 106 11
Юрисконсульт коммерческого предприятия 71
Преподаватель вуза 13
Юрисконсульт некоммерческой организации 1
Юрист в органах государственной власти 56 Государственные органы 60 6,3
Специалист в органах государственной власти 4
ВСЕГО 959 100

«Преимущество трудового опыта в государственных организациях заключается в том, что кандидат обретает навыки работы в бюрократической системе – то есть дисциплину и умение работать в иерархизированных структурах», – делают вывод исследователи. При этом, поясняя, почему опыт работы в негосударственном секторе является наименее желательным, они указали: «Адвокатский опыт скорее рассматривается как противопоказание к получению рекомендации ККС. В интервью судьи неоднократно говорили о том, что адвокаты в ходе своей профессиональной деятельности “обрастают нежелательными связями” и, следовательно, будучи назначенными на должность судьи, могут быть уязвимы к внешнему давлению».


Согласно результатам исследования, структура судейского корпуса претерпела существенные изменения за последние 20 лет.



Адвокат АП Владимирской области

Исследователи установили, что возраст кандидатов варьируется от 26 до 59 лет. Возраст 90% кандидатов не превышает 42 лет.

Кроме того, было выявлено, что качество продемонстрированных на экзамене знаний не влияет на результаты отбора: «и троечники, и отличники имеют примерно равные шансы получить рекомендацию ККС». Определяющим фактором будет выбор председателя.

Анализ заключений ККС позволил исследователям обнаружить, что характеристики, связанные с дисциплинированностью, встречаются практически в каждом заключении. В то же время указания на независимость и беспристрастность кандидата встречаются только по одному разу. Указание на справедливость кандидата – три раза. Отсюда был сделан вывод: сейчас при приеме в судьи наиболее важными качествами личности считаются исполнительность и дисциплинированность.

В докладе указано, что профессиональный профиль типичного кандидата на должность судьи свидетельствует о том, что в России формируется карьерная модель судьи по континентальному образцу: молодой специалист, начав работу в судебной системе сразу после окончания вуза, постепенно продвигается к судейской должности и достигает ее по прошествии 9–10 лет работы в аппарате суда. Специфической чертой модели является то, что карьеру в аппарате суда может начать любой выпускник вуза независимо от качества полученного образования, а экзаменационный фильтр появляется только накануне назначения на должность.


Исследования института свидетельствуют о том, что состояние судейского корпуса катастрофично, хотя и упрощает задачи внешнего и внутреннего управления в судебной системе. Винить в этом судей нельзя, как и требовать от них героизма в защите ценностей справедливого правосудия.

Из результатов исследования следует, что идет явный отрицательный кадровый отбор, который обеспечивают реальные наниматели – члены ККС, зависящие от судейской бюрократии, и председатели судов. Притом что даже их благие кадровые пожелания при рекомендации кандидатов часто не проходят из-за засилья представителей исполнительной власти при решении вопроса в администрации Президента. Процесс рассмотрения там непрозрачен, а потому проходящие процедуру назначения судьей остаются неосведомленными и лишены возможностей возражения и обжалования.

СПЧ неоднократно представлял рекомендации по изменению этих процедур в соответствии с общемировыми практиками, чтобы был обеспечен профессиональный, а не бюрократический отбор на судейские должности. Пока же это исключено из-за отсутствия объективного конкурса на должность судьи, замены конкурсных процедур ограничениями на допуск к судейской деятельности – часто по надуманным основаниям, якобы направленным на борьбу с коррупцией, которые рождают запреты на профессию судьи не только из-за нежелательных родственных связей кандидата, но и, например, по причине осуществления в прошлом адвокатской деятельности. Такие явно неправовые практики к жизни вызывает стремление к управлению судейским корпусом. Для этого нужны послушные судьи, а не самостоятельно мыслящие и ориентированные на идеалы справедливого правосудия. Такой судья может забыть о своей главной функции – судебном контроле за правовым содержанием законов, соблюдением прав человека как высшей ценности, тем более в случаях, когда они нарушаются публичными инстанциями, в том числе правоохранительными органами. Такой судья не станет противоречить нормотворцу и правоприменителю, а будет одобрять, легитимировать получаемое от них и оспариваемое гражданами «давальческое сырье» – нарушающие закон и справедливость процедуры, решения и действия представителей власти. Это простой для судьи и судебной системы в целом способ самосохранения и развития судейской карьеры, получения финансовых ресурсов на оснащение судов и заработную плату сотрудников. Это важно не только для поддержания высокого уровня доходов судей – известно, что дешевое правосудие дорого обходится обществу. Вот только при сложившемся облике судейского сословия оказывается недостижимой конституционная задача правосудия – обеспечивать признание и защиту прав личности в ее взаимоотношениях с законодательными, исполнительными и правоохранительными структурами власти.

По просьбе «АГ» Арина Дмитриева, одна из авторов аналитической записки, суммировала статистические сведения для подготовки «портретов» кандидата на должность судьи.


Также на основе статистических данных, предоставленных Ариной Дмитриевой, был подготовлен «портрет» действующего судьи.


В завершение авторы исследования сделали вывод, что в целях повышения авторитета судьи необходимо привлекать кандидатов с широким профессиональным опытом, а для повышения независимости судей следует ограничить роль председателя в процессе отбора и назначения судей.


Отбор у нас зависит во многом от председателей судов, которые должны быть первыми среди равных, но на самом деле являются управляющими менеджерами. Рекомендация председателя является часто определяющей при выборе судей. При этом, понятно, он выбирает кадры из проверенных им людей, однако подобный отбор приводит к деградации профессии.

Судья – это человек, который может судить о жизни, опираясь не только на законы, но и на свой житейский опыт, поскольку знание норм позволяет квалифицировать отношения, а знание жизни помогает разобраться в их сути. Поэтому судья должен быть существенно старше 25 лет и обязательно должен иметь разносторонний опыт. В глазах подсудимого судья должен быть человеком, имеющим право выносить суждение о нем не только потому, что государство его управомочило, а в силу жизненного опыта и лимита уважения, заложенного при назначении его на должность. Тогда будет меньше обжалований, социального недовольства, пренебрежения и недоверия общества – и в этом цель, потому что наши судьи выносят решение именем Российской Федерации, сувереном которой является народ. Думаю, именно в этом русле должны быть изменены правила набора судей.

Судьи часто говорят, что повышение требований к кандидатам повлечет за собой проблему с комплектацией судейского корпуса. Но, на мой взгляд, людей, которые соответствуют этим требованиям, уже сейчас достаточно в адвокатуре и прокуратуре – необходимо лишь «открыть им двери», не опасаясь их привычки к самостоятельности и независимости, поскольку они всегда идут рука об руку с высокой квалификацией. Я убеждена, что это те качества, которые способны «оздоровить» отечественную судебную систему.

Текст: Оксана Оноприенко
Инфографика: Юлия Богатырева, Андрей Тронин

3.1. Требования, предъявляемые к кандидатам на службу в органы прокуратуры

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является одним из видов федеральной государственной службы. Прокурорские работники по своему правовому статусу являются государственными служащими государственной службы РФ, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований Закона о прокуратуре.

Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются трудовым законодательством РФ и законодательством государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре.

Порядок прохождения службы военными прокурорами и следователями органов военной прокуратуры регулируется Законом о прокуратуре, Федеральными законами от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Прокурорами и следователями могут быть только граждане РФ, получившие высшее юридическое образование в учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию. Кроме этого условия кандидаты на должность прокуроров и следователей прокуратуры должны обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами и быть способными по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в учреждениях высшего профессионального образования и окончившие третий курс учебного заведения.

Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования с оплатой обучения Генеральной прокуратурой РФ, а также прокурорские работники, обучающиеся в очной аспирантуре с сохранением денежного содержания, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет.

На должности прокуроров районов и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет.

На должности прокуроров субъектов РФ, а также приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет. Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы на руководящих должностях.

Ограничения, связанные с приемом и нахождением лиц на службе в органах и учреждениях прокуратуры. Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

- имеет гражданство иностранного государства;

- признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

- лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

- имело или имеет судимость;

- имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

- состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

- отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Кроме указанных ограничений для прохождения службы в органах прокуратуры Закон о прокуратуре запрещает прокурорским работникам:

- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

- быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

- состоять членом управления коммерческой организации;

- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

- использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

- получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

- получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей.

Закон о прокуратуре содержит и иные ограничения для прокурорских работников. Так, ст. 4 указанного Закона предусматривает правило, в соответствии с которым прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность не только с оплачиваемой, но и любой другой безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.


Прокуратура Приморского края проводит конкурс на включение в кадровый резерв на замещение должности:

главного специалиста прокуратуры города, района или приравненной к ней прокуратуры Приморского края.

Квалификационные требования к должности главного специалиста прокуратуры города, района или приравненной к ней прокуратуры.

высшее образование по направлению подготовки (специальности): «Документоведение и архивоведение», «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Экономика», «Психология» и другие, либо иное направление подготовки (специальность), соответствующего функциям и конкретным задачам области профессиональной служебной деятельности; без предъявления требований к стажу.

Базовые знания, которыми должен обладать главный специалист отдела:

а) знанием государственного языка Российской Федерации (русского языка);

б) знаниями основ Конституции Российской Федерации, законодательства о государственной гражданской службе, законодательства о противодействии коррупции;

в) знаниями основ делопроизводства и документооборота;

г) знаниями и умениями в области информационно-коммуникационных технологий:

- знание основ информационной безопасности и защиты информации;

- знание основных положений законодательства о персональных данных;

- знание общих принципов функционирования системы электронного документооборота;

- знание основных положений законодательства об электронной подписи;

- знания и умения по применению персонального компьютера.

Базовые, профессиональные и функциональные знания и умения:

- умение мыслить системно (стратегически); умение планировать, рационально использовать служебное время и достигать результата; коммуникативные умения; основы делопроизводства; навыки работы с периферийными устройствами компьютера и базовым программным обеспечением, в том числе в текстовом редакторе, операционной системе, сети Интернет, с электронными таблицами и электронной почтой, информационно-аналитическими системами; владеть приемами межличностных отношений; обеспечивать профессиональную и исполнительскую дисциплину, а также соответствие своего поведения общепринятым в коллективе нормам; знать правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; применять механизмы противодействия коррупции при прохождении государственной гражданской службы;

Основные права главного специалиста регулируются статьёй 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Кроме того, он имеет право:

- знакомиться с приказами, указаниями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Приморского края, относящимися к предмету его деятельности;

- получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

- вносить на рассмотрение руководства предложения по вопросам организации труда, совершенствованию своей деятельности;

- повышать квалификацию и проходить переподготовку в порядке, установленном законодательством о государственной гражданской службе.

Главный специалист за нарушение законодательства Российской Федерации, неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей, разглашение сведений, содержащих государственную и иную охраняемую федеральным законодательством тайну, а также в случае исполнения неправомерного поручения несёт дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Должностные обязанности главного специалиста: ведение делопроизводства в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 № 450; подготовка проектов организационно-распорядительных документов горрайспецпрокурора по вопросам, относящимся к компетенции гражданского служащего; в том числе сопроводительных писем о направлении в суд уголовных дел; регистрация входящей, исходящей, внутренней корреспонденции; ведение картотек; формирование и ведение номенклатурных дел, надзорных (наблюдательных) производств; заполнение карточек; иных учетных форм в целях осуществления первичного статистического учета и формирования отчетности; книг учета, составление и утверждение номенклатур дел прокуратуры города (района); подготовка актов на уничтожение документов с истекшими сроками хранения; организация архивной работы; выполнение печатных, копировально-множительных работ, сканирование документов и др.

Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего:

При оценке деятельности должны учитываться следующие количественные показатели: число подготовленных, рассмотренных и зарегистрированных служебных документов, сформированных и подшитых надзорных производств и номенклатурных дел; общее число обработанных единиц хранения архивных документов и т.д.

Качественные показатели: профессиональная компетентность, подготовка документов в соответствии с установленными требованиями; полное и логичное изложение материала; юридически грамотное составление документа; отсутствие стилистических и грамматических ошибок; соблюдение установленных сроков составления документов; отсутствие жалоб и.т.д.

Документы принимаются конкурсной комиссией прокуратуры Приморского края по адресу: ул. Фонтанная, д. 51, г. Владивосток, 690000, каб. 28. Справочная информация по тел. 240-31-37.

Начало приёма документов 14.07.2020 в 9 часов 00 минут, окончание 05.08.2020 в 18 часов 00 минут.

Предполагаемая дата проведения второго этапа конкурса – 21.08.2020 в здании прокуратуры Приморского края: ул. Фонтанная, 51, г. Владивосток.

Для участия в конкурсе представляются следующие документы:

- заполненная и подписанная анкета по форме, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 № 667-р, с фотографией;

- автобиография (подробно отразить: биографические данные гражданина, его перемещения по работе (службе), семейное положение, где учится, если получает другое образование; сведения о близких родственниках, их ФИО (в том числе изменённые фамилия, имя, отчество), полностью дата и место рождения, образование, место работы и должность супруга, отца, матери, братьев, сестёр, детей, привлекался ли кто-либо из них к уголовной ответственности, за что и др.);

- паспорт общегражданский и его копия;

- копия трудовой книжки;

- копии документов об образовании и о квалификации, документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, а также о присвоении учёной степени, учёного звания (при наличии);

- документы воинского учёта для военнообязанных (военный билет) и лиц, подлежащих призыву на военную службу (приписное свидетельство), в случае непрохождения военной службы — соответствующие документы из военкомата;

- справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемая кандидатом при приёме на федеральную государственную гражданскую службу, а также на супругу (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460;

- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; полис обязательного медицинского страхования и их копии;

- копия свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации;

- медицинское заключение об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или её прохождению, по форме № 001 -ГС/у, установленной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 12 2009 № 984н, справки из психоневрологического и наркологического диспансеров;

- характеристика с последнего места работы, службы, учёбы;

- справки о наличии (об отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям и о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию, выданные в установленном порядке и по форме;

- сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно­телекоммуникационной сети «Интернет», на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, размещал общедоступную информацию, а также данные, позволяющие его идентифицировать;

- согласие на обработку персональных данных.

Сообщение о результатах конкурса направляется кандидатам в 7-ми дневный срок.

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, тестирования и индивидуального собеседования по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по должности гражданской службы, на которую кандидат претендует.

Победитель определяется по результатам проведения конкурса открытым голосованием, простым большинством голосов членов конкурсной комиссии, присутствовавших на заседании комиссии.

Результаты конкурса могут быть обжалованы в судебном порядке.

Гражданским служащим предоставляются основные государственные гарантии, указанные в ст. 52 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а при определённых условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - дополнительные государственные гарантии в соответствии со ст. 53 названного закона, компенсации и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации за профессиональную служебную деятельность, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями.

Читайте также: