Кто является председателем национального антитеррористического комитета по должности

Опубликовано: 02.10.2024


Национальный антитеррористический комитет (НАК) — орган, обеспечивающий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющий подготовку соответствующих предложений Президента Российской Федерации.

Образован Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму». Этим же Указом утверждено Положение о Национальном антитеррористическом комитете.

В состав НАК входят руководители почти всех силовых структур, спецслужб, ключевых правительственных ведомств, а также обеих палат парламента России.

Одновременно с созданием НАК в субъектах Российской Федерации для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений образуются антитеррористические комиссии, которые возглавляют руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе НАК образуется Федеральный оперативный штаб, а для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации — оперативные штабы, которые возглавляют руководители территориальных органов ФСБ в соответствующих субъектах России.

Для организационного и материально-технического обеспечения деятельности комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации образованы: в составе ФСБ России — аппарат Национального антитеррористического комитета, в органах федеральной службы безопасности — аппараты соответствующих оперативных штабов.

Содержание

Основные задачи НАК

(в соответствии с Положением о НАК)

а) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;

б) координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;

в) разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;

г) участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;

д) подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;

е) решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму.

Права НАК

(в соответствии с Положением о НАК)

Для осуществления своих задач Комитет имеет право:

а) принимать решения, касающиеся организации, координации, совершенствования и оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму, а также осуществлять контроль за их исполнением;

б) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы и информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и должностных лиц;

в) создавать рабочие органы для изучения вопросов, касающихся противодействия терроризму, а также для подготовки проектов соответствующих решений Комитета;

г) привлекать для участия в работе Комитета должностных лиц и специалистов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представителей общественных объединений и организаций (с их согласия);

д) вносить в установленном порядке предложения по вопросам, требующим решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Состав НАК по должностям

Состав Федерального оперативного штаба по должностям

Состав Федерального оперативного штаба по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116

  1. Руководитель штаба
  2. Министр внутренних дел Российской Федерации (заместитель руководителя штаба)
  3. Заместитель директора ФСБ России, заместитель председателя Национального антитеррористического комитета — руководитель аппарата Комитета (заместитель руководителя штаба), в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 2006 г. № 832с — Заместитель директора ФСБ России — руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета (заместитель руководителя штаба)
  4. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр обороны Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2007 г. № 1470 — Министр обороны Российской Федерации
  5. Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  6. Министр иностранных дел Российской Федерации
  7. Директор СВР России
  8. Директор ФСКН России (включен Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188)
  9. Директор ФСО России
  10. Руководитель Росфинмониторинга
  11. Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации — первый заместитель Министра обороны Российской Федерации (включен Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188)
  12. Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации
  13. Главнокомандующий внутренними войсками МВД России (включен Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 2006 г. № 832с), в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2009 г. № 631 — Заместитель Министра — главнокомандующий внутренними войсками МВД России

Состав антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации по должностям

Состав антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116

  1. Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (председатель комиссии)
  2. Начальник территориального органа ФСБ России (заместитель председателя комиссии)
  3. Представитель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (по согласованию)
  4. Начальник территориального органа МВД России
  5. Начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации
  6. Начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в субъекте Российской Федерации

Состав антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 2006 г. № 832с

  1. Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (председатель комиссии)
  2. Начальник территориального органа ФСБ России (заместитель председателя комиссии)
  3. Представитель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (по согласованию)
  4. Начальник территориального органа МВД России
  5. Начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации
  6. Начальник территориального органа ФСКН России (включен Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188)
  7. Начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в субъекте Российской Федерации [1]

Состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации по должностям

Состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116

  1. Начальник территориального органа ФСБ России (руководитель штаба) [2]
  2. Начальник территориального органа МВД России (заместитель руководителя штаба)
  3. Начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации
  4. Представитель Вооруженных Сил Российской Федерации (по согласованию)
  5. Начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в субъекте Российской Федерации
  6. Заместитель высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации

Состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации, за исключением Чеченской Республики, по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 2006 г. № 832с (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. № 1267 с 1 октября 2009 г. — Состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации по должностям)

  1. Начальник территориального органа ФСБ России (руководитель штаба) [2]
  2. Начальник территориального органа МВД России (заместитель руководителя штаба)
  3. Начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации
  4. Представитель Вооруженных Сил Российской Федерации (по согласованию)
  5. Начальник территориального органа ФСКН России (включен Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188)
  6. Начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в субъекте Российской Федерации
  7. Заместитель высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации [3]

Состав оперативного штаба в Чеченской Республике по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 2006 г. № 832с (утратил силу Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. № 1267 с 1 октября 2009 г.)

  1. Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации (руководитель штаба)
  2. Президент Чеченской Республики
  3. Начальник Управления ФСБ России по Чеченской Республике (первый заместитель руководителя штаба)
  4. Командующий Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (заместитель руководителя штаба)
  5. Командующий войсками Северо-Кавказского военного округа
  6. Командующий войсками Северо-Кавказского округа внутренних войск МВД России, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 февраля 2008 г. № 284 — Командующий войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России
  7. Первый заместитель командующего Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, назначаемый от МВД России
  8. Первый заместитель командующего Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, назначаемый от Вооруженных Сил Российской Федерации
  9. Заместитель руководителя Службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом — начальник Оперативно-координационного управления по Северному Кавказу ФСБ России
  10. Заместитель руководителя Департамента – начальник временной оперативной группы в Северо-Кавказском регионе Департамента военной контрразведки ФСБ России
  11. Начальник Северо-Кавказского пограничного управления ФСБ России
  12. Начальник Южного регионального центра МЧС России
  13. Начальник Управления специальной связи и информации ФСО России в Южном федеральном округе
  14. Начальник Федерального управления Минюста России по Южному федеральному округу
  15. Военный комендант Чеченской Республики
  16. Начальник Пограничного управления ФСБ России по Чеченской Республике
  17. Начальник Главного управления МЧС России по Чеченской Республике
  18. Начальник Управления ФСКН России по Чеченской Республике (включен Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188)
  19. Начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в Чеченской Республике
  20. Начальник Управления ФСИН России по Чеченской Республике
  21. Министр внутренних дел Чеченской Республики
  22. Командир войсковой части 22536 [4]

Борьба с терроризмом на Северном Кавказе

Комиссия по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе, созданная после бесланских событий в сентябре 2004, преобразовывается в Комиссию по вопросам улучшения социально-экономического положения в ЮФО. Этой комиссией в последнее время руководил полномочный представитель Президента в ЮФО Дмитрий Козак.

В августе 2006 г. руководитель НАК Николай Патрушев на совещании глав субъектов ЮФО, которые одновременно являются руководителями антитеррористических комиссий в своих регионах, заявил, что, хотя террористическое подполье в Чечне удалось разгромить, но оперативная обстановка в ЮФО сохраняется напряжённой. По его словам, «успешные контртеррористические операции послужили толчком для переноса террористической деятельности в сопредельные с Чечней регионы». Участились теракты в Ингушетии и Северной Осетии, население которых усиленно вооружается. Возросло количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Вновь обострились отношения между Ингушетией и Северной Осетией. Летом 2006 в населённых пунктах на административной границе между республиками была совершена целая серия убийств и взрывов.

Закон «О противодействии терроризму»

Согласно Указу «О мерах по противодействию терроризму», формирование НАК начнётся лишь после вступления в силу закона «О противодействии терроризму». Законопроект «О противодействии терроризму» был принят в первом чтении ещё в декабре 2004, после терактов в Москве и Беслане, но пролежал практически без движения целый год, пока Владимир Путин не издал свой Указ. После этого Госдума спешно внесла в законопроект необходимые правки и уже 26 февраля 2006 приняла его в третьем чтении. Закон предусматривает создание государственной системы противодействия терроризму — в частности, формирование организации, которая обеспечивает предупреждение и пресечение терактов, регулирует участие Вооружённых сил в противодействии терроризму и координирует действия органов исполнительной власти.

Закон приведён в полное соответствие с президентским указом — основные полномочия по борьбе с терроризмом возлагаются на ФСБ, директор которой возглавляет оперативный штаб и координирует действия вооружённых сил, органов внутренних дел, юстиции и гражданской обороны.

В законе впервые сформулировано определение понятия «терроризм» — «идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий».

Новый закон позволяет ФСБ привлекать для борьбы с терроризмом Вооружённые Силы, которые, в частности, могут использоваться для «пресечения полётов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами» — вплоть до их полного уничтожения. В том числе, по решению президента России, военные могут быть привлечены для нанесения ударов по базам террористов за рубежом.

Терроризм считается одним из главных вызовов современности. Для противодействия ему выделяются огромные ресурсы и финансовые средства. В 2006 году в нашей стране был создан специальный орган для борьбы с подобными угрозами – Национальный антитеррористический комитет (НАК).

Состав этого органа отличается особой представительностью: в него входят руководители всех российских силовых структур и министерств, а главой является директор ФСБ .

В стране и так хватает органов и служб, в задачи которых входит борьба с терроризмом. Зачем же нужно было создавать еще одну структуру, занимающуюся тем же самым? Чем НАК РФ отличается от ФСБ , МВД или ФСО? Какие функции он выполняет?

Общая информация

НАК – орган исполнительной власти, основным предназначением которого является координация антитеррористической деятельности различных государственных служб и ведомств.

Руководителем антитеррористического комитета является глава ФСБ – сегодня эту должность занимает Александр Бортников . Также в состав руководства ведомства входят: министры обороны, МВД, МЧС, здравоохранения, транспорта, энергетики, юстиции и иностранных дел, руководители ФСО, Следственного комитета, начальник Генштаба, первые заместители руководителей обеих палат парламента и администрации президента.

Заседание НАК

В состав Национального антитеррористического комитета входит практически все высшее руководство страны

Для управления операциями в НАК имеется Федеральный оперативный штаб, начальником которого является глава комитета. В субъектах РФ развернуты оперативные штабы ведомства – их возглавляют руководители региональных подразделений ФСБ . Аппараты центрального и местных отделений комитета также образованы ФСБ . Официальный сайт ведомства – nac.gov.ru.

Задачи и полномочия

Основной задачей НАК является координация деятельности всех специальных служб, государственных учреждений и ведомств, а также органов местного самоуправления в противодействии террористической угрозы. НАК принимает решение по данному вопросу и контролирует эффективность их выполнения. Кроме того, комитет выполняет следующие функции:

  • информирование главы государства в вопросах противодействия терроризму;
  • подготовка предложений по формированию государственной политики в данном вопросе;
  • внесение предложений по совершенствованию законодательства в сфере борьбы с терроризмом;
  • устранение условий и причин, способствующих появлению террористической угрозы;
  • обеспечение надлежащей защиты объектов, которые могут стать целыми для злоумышленников;
  • координация сотрудничества с другими государствами, подготовка международных документов, касающихся совместной борьбы с угрозой.

НАК России имеет право запрашивать необходимую ему информацию у любых центральных и местных органов власти, отдельных чиновников и общественных организаций. Создавать новые рабочие органы для непосредственного противодействия угрозам или принятия необходимых решений. Привлекать «гражданских» специалистов или должностных лиц для решения проблем. Вносить предложения для рассмотрения правительству или главе державы.

История и предпосылки создания НАК

Скорее всего, мы никогда не узнаем о многих антитеррористических операций, проведенных под руководством НАК, – большинство из них находится под грифом «совершенно секретно». Лишь иногда журналистам удается выяснить, когда и какие угрозы были ликвидированы.

Теракт в Беслане

Теракт в Беслане стал главной предпосылкой создания НАК. Эта трагедия показала, что противодействие терроризму требует новых подходов

НАК был создан, как ответ на громкие и многочисленные теракты конца прошлого и начала нынешнего столетия, причиной которых стали войны на Северной Кавказе. Захваты больниц и целых городов, взрывы жилых домов в Москве , угоны самолетов – в то время подобные новости буквально шли чередой и уже не вызывали удивления.

Северный Кавказ

Непосредственным поводом для создания НАК стал теракт в Беслане – захват террористами школы, во время штурма которой погибло более 300 человек. Именно после этих событий руководство страны решило изменить подходы к борьбе с терроризмом, создав для этого единый орган, что позволило консолидировать усилия различных служб и ведомств.

Первоочередной задачей для новосозданного органа стала борьба с терроризмом на Северном Кавказе. К моменту его создания основные группировки боевиков удалось уничтожить, но террористическое подполье еще было очень сильно. Кроме того, боевики начали проникать в соседние регионы – Северную Осетию и Дагестан , что привело к значительному росту количества вооруженных нападений и других насильственных преступлений.

Скоординированные усилия разных ведомств дали хороший результат – в течение нескольких лет террористическое подполье на Кавказе было в основном подавлено, а общая обстановка в регионе нормализирована. Благодаря деятельности НАК удалось купировать угрозу в пределах Северного Кавказа и не дать ей распространиться по другим областям и регионам.

НАК на Кавказе

НАК доказал свою эффективность на Северном Кавказе

Однако работа не была остановлена, и она продолжает приносить свои плоды. Так, например, в 2014 году наблюдалось трехкратное снижение количества преступлений террористической направленности по сравнению с предыдущим годом. За время существования НАК было предотвращено десятки терактов, ликвидированы сотни боевиков, изъяты сотни единиц огнестрельного оружия и взрывных устройств.

Деятельность НАК не ограничивается только ликвидацией террористов. Комитет проводит комплексную работу, которая состоит из трех основных направлений: предупреждение терактов, устранение террористов и ликвидация возможных последствий. Под руководством НАК и ФСБ регулярно проводятся антитеррористические учения с привлечением различных российских ведомств и зарубежных партнеров.

Еще одним важным направлением работы НАК на Северном Кавказе стала работа с гражданами, которые попали под воздействие террористической идеологии. Она началась практически сразу после создания органа. Боевикам предложили сложить оружие в обмен на широкую амнистию. Эта практика показала свою эффективность – за несколько лет к мирной жизни вернулось несколько сотен боевиков.

Позже аналогичные программы были объявлены еще в нескольких регионах страны. Более того, в них появились специальные комиссии, облегчающие бывшим террористам адаптацию к нормальной жизни.

НАК и Сирия

Положение значительно усложнилось в 2015 году, после начала военной операции в Сирии . Ближний Восток уже много лет представляет собой «кипящий котел», в котором постоянно образуются новые радикальные движения.

Гражданский конфликт в Сирии начался в 2011 году, террористические организации с самого начала принимали в нем самое активное участие. В их рядах было значительное количество выходцев с Кавказа, других российских мусульманских регионов и бывших среднеазиатских советских республик. Поэтому после ввода российских войск в Сирию существовала серьезная опасность начала террористической войны на нашей территории.

Террористы из ИГИЛ

После начала сирийской кампании опасность террористических актов на территории России значительно возросла

За последние несколько лет НАК и другие специальные службы сумели предотвратить множество терактов. Так, например, в 2016 году была обезврежена группа боевиков, которые прибыли в Россию с территории Сирии с заданием совершить ряд терактов в Москве . Они были задержаны спустя несколько дней после пересечения российской границы. Ранее в нашу страну была заброшена группа боевиков ИГИЛ (запрещен в РФ ), состоящая из десяти человек. Несмотря на «чистые» документы и прекрасно подготовленную «легенду», злоумышленники были вычислены и задержаны.

Российские спецслужбы считают, что в составе ИГИЛ есть специальная группа, задачей которой является подготовка терактов в России и других странах бывшего СССР. Эти люди прекрасно знают русский язык, обучены приемам конспирации, взрывному делу, умеют отлично обращаться с оружием. В 2015 году был предотвращен выезд в Сирию около ста российских граждан, которые намеревались вступить в ряды ИГИЛ.

Электронные угрозы

Терроризм идет в ногу со временем – в последние годы радикальные организации все активнее осваивают просторы интернета. Террористы используют его не только для связи и координации своих действий, но и для вербовки новых сторонников. Подобная деятельность представляет нешуточную угрозу, ибо с помощью социальных сетей радикальные идеи могут быть донесены практически до любого человека – особенно уязвима перед ними молодежь.

Пресечение распространения радикальных идей среди подрастающего поколения – одно из основных направлений деятельности НАК. Несколько лет назад была принята комплексная программа по противодействию идеологии терроризма. В ее состав входит несколько компонентов. Во-первых, это контрпропаганда, которая представляет собой широкую разъяснительную кампанию, формирующую стойкое неприятие радикальных идей в обществе. Во-вторых, работа над созданием эффективных механизмов защиты российского информационного пространства от проникновения в него террористических идей. Другими словами, специальные службы отслеживают вредоносные аккаунты и сайты, блокируют подозрительные электронные адреса и отменяют их регистрации. Третий элемент борьбы с распространением радикальных идей в интернете – это совершенствование российского законодательства.

Параллельно с этим ведется работа над противодействием финансирования терроризма. В 2018 году президентом была утверждена соответствующая концепция, которая сможет не только перекрыть «финансовый кислород» террористам, но и повысить прозрачность российской экономики. В разработке документа также принимали участие специалисты НАК.

В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму постановляю:

1. Образовать Национальный антитеррористический комитет (далее - Комитет).

2. Установить, что председателем Национального антитеррористического комитета (далее - председатель Комитета) по должности является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

3. Образовать для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.

Руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

4. Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями образовать:

а) в составе Комитета - Федеральный оперативный штаб;

б) оперативные штабы в субъектах Российской Федерации.

(Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с)

41. Возложить функцию по непосредственному руководству специальными силами и средствами по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических актов на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, на оперативные штабы в субъектах Российской Федерации, на территориях которых дислоцируются указанные силы и средства.

Абзац. (Утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664)

Абзац. (Утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664)

Абзац. (Утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664)

(В редакции указов Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с; от 10.11.2009 № 1267 - вступает в силу с 1 октября 2009 г.)

5. Установить, что:

а) решения Федерального оперативного штаба, принятые в соответствии с его компетенцией, обязательны для всех государственных органов, представители которых входят в его состав и в состав оперативных штабов в субъектах Российской Федерации;

б) решения оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, принятые в соответствии с их компетенцией, обязательны для всех государственных органов, представители которых входят в их состав.

6. Установить, что:

а) руководителя Федерального оперативного штаба назначает председатель Комитета;

б) руководителями оперативных штабов в субъектах Российской Федерации по должности являются руководители территориальных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации в соответствующих субъектах Российской Федерации, если председателем Комитета не принято иное решение; (В редакции указов Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с; от 10.11.2009 № 1267 - вступает в силу с 1 октября 2009 г.)

в) (Утратил силу с 1 октября 2009 г. - Указ Президента Российской Федерации от 10.11.2009 № 1267)

г) (Утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 29.07.2017 № 345)

7. (Утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с)

71. Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации до 15 декабря 2006 г. представить в установленном порядке предложения по реорганизации Объединенной группировки, предусмотрев возможность поэтапного вывода в 2007 - 2008 годах подразделений внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированных в Чеченской Республике на временной основе. (Дополнен - Указ Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с)

8. (Утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664)

81. (Утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664)

9. (Утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664)

10. Утвердить прилагаемые:

а) (Утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664)

б) (Утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 02.09.2012 № 1258)

в) состав антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации по должностям;

г) состав Федерального оперативного штаба по должностям;

д) состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации по должностям; (В редакции указов Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с; от 10.11.2009 № 1267 - вступает в силу с 1 октября 2009 г.)

е) (Утратил силу с 1 октября 2009 г. - Указ Президента Российской Федерации от 10.11.2009 № 1267)

11. Образовать для организационного и материально-технического обеспечения деятельности Комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации:

а) в составе Федеральной службы безопасности Российской Федерации - аппарат Национального антитеррористического комитета;

б) в органах федеральной службы безопасности - аппараты соответствующих оперативных штабов.

12. Установить, что:

а) положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и ее регламент утверждаются председателем Комитета;

б) организационное и материально-техническое обеспечение деятельности антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации осуществляется высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

13. Увеличить штатную численность центрального аппарата:

а) Федеральной службы безопасности Российской Федерации - на 300 единиц;

б) Федеральной службы охраны Российской Федерации - на 7 единиц.

14. Установить, что:

а) структура аппаратов Комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, штатная численность указанных аппаратов и порядок их комплектования определяются директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

б) должности в аппаратах Комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации подлежат замещению федеральными государственными служащими, в том числе военнослужащими органов федеральной службы безопасности, а также прикомандированными к Федеральной службе безопасности Российской Федерации военнослужащими и сотрудниками федеральных органов исполнительной власти по согласованию с такими органами.

15. Председателю Комитета, руководителям Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации в месячный срок утвердить их персональный состав.

16. Председателю Комитета:

а) в 2-месячный срок утвердить:

положения о Федеральном оперативном штабе и оперативных штабах в субъектах Российской Федерации;

положения об аппаратах Комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, а также их структуру;

б) в 3-месячный срок внести в установленном порядке предложения по совершенствованию управления контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации;

в) в 4-месячный срок утвердить положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и ее регламент.

17. Правительству Российской Федерации:

а) в 2-месячный срок представить предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;

б) в 3-месячный срок решить в установленном порядке финансовые, материально-технические и иные вопросы, связанные с реализацией настоящего Указа;

в) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

18. Федеральной службе безопасности Российской Федерации в 2-месячный срок представить в установленном порядке предложения:

а) о внесении изменений в Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации;

б) о внесении изменений в перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в органах федеральной службы безопасности;

в) об изменении общего количества воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в органах федеральной службы безопасности.

19. Признать утратившими силу:

распоряжение Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. № 421-рп "Об образовании Комиссии по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 38, ст. 3792);

распоряжение Президента Российской Федерации от 29 октября 2004 г. № 511-рп "О внесении изменений в состав Комиссии по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. № 421-рп" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 44, ст. 4345);

распоряжение Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 62-рп "О Комиссии по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 8, ст. 646).

20. Настоящий Указ вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона "О противодействии терроризму".

Президент Российской Федерации В.Путин

15 февраля 2006 года

УТВЕРЖДЕНОУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 15 февраля 2006 г.№ 116

ПОЛОЖЕНИЕ о Национальном антитеррористическом комитете

(Утратило силу - Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664)

УТВЕРЖДЕНуказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 15 февраля 2006 г.№ 116

СОСТАВ Национального антитеррористического комитета по должностям

(Утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 02.09.2012 № 1258)

УТВЕРЖДЕН Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с)

СОСТАВ антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации по должностям

(В редакции указов Президента Российской Федерации от 08.08.2008 № 1188; от 07.12.2016 № 656)

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (председатель комиссии)

Начальник территориального органа ФСБ России (заместитель председателя комиссии)

Представитель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (по согласованию)

Начальник территориального органа МВД России

Начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации

Абзац (Утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 07.12.2016 № 656)

Начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в субъекте Российской Федерации*

* По решению председателя антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации в состав комиссии могут включаться иные должностные лица федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами.

УТВЕРЖДЕНУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 15 февраля 2006 г.№ 116

СОСТАВ Федерального оперативного штаба по должностям

(В редакции указов Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с; от 04.11.2007 № 1470; от 08.08.2008 № 1188; от 04.06.2009 № 631; от 02.09.2012 № 1258; от 26.06.2013 № 579; от 27.06.2014 № 479; от 07.12.2016 № 656; от 07.12.2016 № 657)

Министр внутренних дел Российской Федерации (заместитель руководителя штаба)

Заместитель директора ФСБ России - руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета (заместитель руководителя штаба) (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с)

Министр обороны Российской Федерации (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 04.11.2007 № 1470)

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Министр иностранных дел Российской Федерации

Директор СВР России

Абзац (Утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 07.12.2016 № 656)

Директор ФСО России

Директор Росфинмониторинга (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 02.09.2012 № 1258)

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации (Дополнен - Указ Президента Российской Федерации от 08.08.2008 № 1188)

Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 26.06.2013 № 579)

Абзац (Утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 07.12.2016 № 657)

Председатель Следственного комитета Российской Федерации (Дополнен - Указ Президента Российской Федерации от 26.06.2013 № 579)

Директор Росгвардии - главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации (Дополнен - Указ Президента Российской Федерации от 07.12.2016 № 657)

УТВЕРЖДЕН Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с)

СОСТАВ оперативного штаба в субъекте Российской Федерации по должностям

(В редакции указов Президента Российской Федерации от 08.08.2008 № 1188, от 10.11.2009 № 1267, от 07.12.2016 № 656, от 29.07.2017 № 345, от 25.11.2019 № 569)

Начальник территориального органа ФСБ России (руководитель штаба)*

Начальник территориального органа МВД России (заместитель руководителя штаба)

Начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации

Представитель Вооруженных Сил Российской Федерации (по согласованию)

Абзац (Утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 07.12.2016 № 656)

Начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в субъекте Российской Федерации

Заместитель высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации**

Начальник территориального органа Росгвардии (Дополнен - Указ Президента Российской Федерации от 29.07.2017 № 345)

Руководитель следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (Дополнен - Указ Президента Российской Федерации от 25.11.2019 № 569)

* Если председателем Национального антитеррористического комитета не принято иное решение.

** По решению руководителя оперативного штаба в субъекте Российской Федерации в состав штаба могут включаться иные должностные лица федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 10.11.2009 № 1267 - вступает в силу с 1 октября 2009 г.)

УТВЕРЖДЕН Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116

НАК

Терроризм считается одним из главных вызовов современности. Для противодействия ему выделяются огромные ресурсы и финансовые средства. В 2006 году в нашей стране был создан специальный орган для борьбы с подобными угрозами – Национальный антитеррористический комитет (НАК).

Состав этого органа отличается особой представительностью: в него входят руководители всех российских силовых структур и министерств, а главой является директор ФСБ.

В стране и так хватает органов и служб, в задачи которых входит борьба с терроризмом. Зачем же нужно было создавать еще одну структуру, занимающуюся тем же самым? Чем НАК РФ отличается от ФСБ, МВД или ФСО? Какие функции он выполняет?

Общая информация

НАК – орган исполнительной власти, основным предназначением которого является координация антитеррористической деятельности различных государственных служб и ведомств.

Руководителем антитеррористического комитета является глава ФСБ – сегодня эту должность занимает Александр Бортников. Также в состав руководства ведомства входят: министры обороны, МВД, МЧС, здравоохранения, транспорта, энергетики, юстиции и иностранных дел, руководители ФСО, Следственного комитета, начальник Генштаба, первые заместители руководителей обеих палат парламента и администрации президента.

Заседание НАК

Для управления операциями в НАК имеется Федеральный оперативный штаб, начальником которого является глава комитета. В субъектах РФ развернуты оперативные штабы ведомства – их возглавляют руководители региональных подразделений ФСБ. Аппараты центрального и местных отделений комитета также образованы ФСБ. Официальный сайт ведомства – nac.gov.ru.

Задачи и полномочия

Основной задачей НАК является координация деятельности всех специальных служб, государственных учреждений и ведомств, а также органов местного самоуправления в противодействии террористической угрозы. НАК принимает решение по данному вопросу и контролирует эффективность их выполнения. Кроме того, комитет выполняет следующие функции:

  • информирование главы государства в вопросах противодействия терроризму;
  • подготовка предложений по формированию государственной политики в данном вопросе;
  • внесение предложений по совершенствованию законодательства в сфере борьбы с терроризмом;
  • устранение условий и причин, способствующих появлению террористической угрозы;
  • обеспечение надлежащей защиты объектов, которые могут стать целыми для злоумышленников;
  • координация сотрудничества с другими государствами, подготовка международных документов, касающихся совместной борьбы с угрозой.

НАК России имеет право запрашивать необходимую ему информацию у любых центральных и местных органов власти, отдельных чиновников и общественных организаций. Создавать новые рабочие органы для непосредственного противодействия угрозам или принятия необходимых решений. Привлекать «гражданских» специалистов или должностных лиц для решения проблем. Вносить предложения для рассмотрения правительству или главе державы.

История и предпосылки создания НАК

Скорее всего, мы никогда не узнаем о многих антитеррористических операций, проведенных под руководством НАК, – большинство из них находится под грифом «совершенно секретно». Лишь иногда журналистам удается выяснить, когда и какие угрозы были ликвидированы.

Теракт в Беслане

НАК был создан, как ответ на громкие и многочисленные теракты конца прошлого и начала нынешнего столетия, причиной которых стали войны на Северной Кавказе. Захваты больниц и целых городов, взрывы жилых домов в Москве, угоны самолетов – в то время подобные новости буквально шли чередой и уже не вызывали удивления.

Северный Кавказ

Непосредственным поводом для создания НАК стал теракт в Беслане – захват террористами школы, во время штурма которой погибло более 300 человек. Именно после этих событий руководство страны решило изменить подходы к борьбе с терроризмом, создав для этого единый орган, что позволило консолидировать усилия различных служб и ведомств.

Первоочередной задачей для новосозданного органа стала борьба с терроризмом на Северном Кавказе. К моменту его создания основные группировки боевиков удалось уничтожить, но террористическое подполье еще было очень сильно. Кроме того, боевики начали проникать в соседние регионы – Северную Осетию и Дагестан, что привело к значительному росту количества вооруженных нападений и других насильственных преступлений.

Скоординированные усилия разных ведомств дали хороший результат – в течение нескольких лет террористическое подполье на Кавказе было в основном подавлено, а общая обстановка в регионе нормализирована. Благодаря деятельности НАК удалось купировать угрозу в пределах Северного Кавказа и не дать ей распространиться по другим областям и регионам.

НАК на Кавказе

Однако работа не была остановлена, и она продолжает приносить свои плоды. Так, например, в 2014 году наблюдалось трехкратное снижение количества преступлений террористической направленности по сравнению с предыдущим годом. За время существования НАК было предотвращено десятки терактов, ликвидированы сотни боевиков, изъяты сотни единиц огнестрельного оружия и взрывных устройств.

Деятельность НАК не ограничивается только ликвидацией террористов. Комитет проводит комплексную работу, которая состоит из трех основных направлений: предупреждение терактов, устранение террористов и ликвидация возможных последствий. Под руководством НАК и ФСБ регулярно проводятся антитеррористические учения с привлечением различных российских ведомств и зарубежных партнеров.

Еще одним важным направлением работы НАК на Северном Кавказе стала работа с гражданами, которые попали под воздействие террористической идеологии. Она началась практически сразу после создания органа. Боевикам предложили сложить оружие в обмен на широкую амнистию. Эта практика показала свою эффективность – за несколько лет к мирной жизни вернулось несколько сотен боевиков.

Позже аналогичные программы были объявлены еще в нескольких регионах страны. Более того, в них появились специальные комиссии, облегчающие бывшим террористам адаптацию к нормальной жизни.

НАК и Сирия

Положение значительно усложнилось в 2015 году, после начала военной операции в Сирии. Ближний Восток уже много лет представляет собой «кипящий котел», в котором постоянно образуются новые радикальные движения.

Гражданский конфликт в Сирии начался в 2011 году, террористические организации с самого начала принимали в нем самое активное участие. В их рядах было значительное количество выходцев с Кавказа, других российских мусульманских регионов и бывших среднеазиатских советских республик. Поэтому после ввода российских войск в Сирию существовала серьезная опасность начала террористической войны на нашей территории.

Террористы из ИГИЛ

За последние несколько лет НАК и другие специальные службы сумели предотвратить множество терактов. Так, например, в 2016 году была обезврежена группа боевиков, которые прибыли в Россию с территории Сирии с заданием совершить ряд терактов в Москве. Они были задержаны спустя несколько дней после пересечения российской границы. Ранее в нашу страну была заброшена группа боевиков ИГИЛ (запрещен в РФ), состоящая из десяти человек. Несмотря на «чистые» документы и прекрасно подготовленную «легенду», злоумышленники были вычислены и задержаны.

Российские спецслужбы считают, что в составе ИГИЛ есть специальная группа, задачей которой является подготовка терактов в России и других странах бывшего СССР. Эти люди прекрасно знают русский язык, обучены приемам конспирации, взрывному делу, умеют отлично обращаться с оружием. В 2015 году был предотвращен выезд в Сирию около ста российских граждан, которые намеревались вступить в ряды ИГИЛ.

Электронные угрозы

Терроризм идет в ногу со временем – в последние годы радикальные организации все активнее осваивают просторы интернета. Террористы используют его не только для связи и координации своих действий, но и для вербовки новых сторонников. Подобная деятельность представляет нешуточную угрозу, ибо с помощью социальных сетей радикальные идеи могут быть донесены практически до любого человека – особенно уязвима перед ними молодежь.

Пресечение распространения радикальных идей среди подрастающего поколения – одно из основных направлений деятельности НАК. Несколько лет назад была принята комплексная программа по противодействию идеологии терроризма. В ее состав входит несколько компонентов. Во-первых, это контрпропаганда, которая представляет собой широкую разъяснительную кампанию, формирующую стойкое неприятие радикальных идей в обществе. Во-вторых, работа над созданием эффективных механизмов защиты российского информационного пространства от проникновения в него террористических идей. Другими словами, специальные службы отслеживают вредоносные аккаунты и сайты, блокируют подозрительные электронные адреса и отменяют их регистрации. Третий элемент борьбы с распространением радикальных идей в интернете – это совершенствование российского законодательства.

Параллельно с этим ведется работа над противодействием финансирования терроризма. В 2018 году президентом была утверждена соответствующая концепция, которая сможет не только перекрыть «финансовый кислород» террористам, но и повысить прозрачность российской экономики. В разработке документа также принимали участие специалисты НАК.

НАК

Терроризм считается одним из главных вызовов современности. Для противодействия ему выделяются огромные ресурсы и финансовые средства. В 2006 году в нашей стране был создан специальный орган для борьбы с подобными угрозами – Национальный антитеррористический комитет (НАК).

Состав этого органа отличается особой представительностью: в него входят руководители всех российских силовых структур и министерств, а главой является директор ФСБ.

В стране и так хватает органов и служб, в задачи которых входит борьба с терроризмом. Зачем же нужно было создавать еще одну структуру, занимающуюся тем же самым? Чем НАК РФ отличается от ФСБ, МВД или ФСО? Какие функции он выполняет?

Общая информация

НАК – орган исполнительной власти, основным предназначением которого является координация антитеррористической деятельности различных государственных служб и ведомств.

Руководителем антитеррористического комитета является глава ФСБ – сегодня эту должность занимает Александр Бортников. Также в состав руководства ведомства входят: министры обороны, МВД, МЧС, здравоохранения, транспорта, энергетики, юстиции и иностранных дел, руководители ФСО, Следственного комитета, начальник Генштаба, первые заместители руководителей обеих палат парламента и администрации президента.

Заседание НАК

Для управления операциями в НАК имеется Федеральный оперативный штаб, начальником которого является глава комитета. В субъектах РФ развернуты оперативные штабы ведомства – их возглавляют руководители региональных подразделений ФСБ. Аппараты центрального и местных отделений комитета также образованы ФСБ. Официальный сайт ведомства – nac.gov.ru.

Задачи и полномочия

Основной задачей НАК является координация деятельности всех специальных служб, государственных учреждений и ведомств, а также органов местного самоуправления в противодействии террористической угрозы. НАК принимает решение по данному вопросу и контролирует эффективность их выполнения. Кроме того, комитет выполняет следующие функции:

  • информирование главы государства в вопросах противодействия терроризму;
  • подготовка предложений по формированию государственной политики в данном вопросе;
  • внесение предложений по совершенствованию законодательства в сфере борьбы с терроризмом;
  • устранение условий и причин, способствующих появлению террористической угрозы;
  • обеспечение надлежащей защиты объектов, которые могут стать целыми для злоумышленников;
  • координация сотрудничества с другими государствами, подготовка международных документов, касающихся совместной борьбы с угрозой.

НАК России имеет право запрашивать необходимую ему информацию у любых центральных и местных органов власти, отдельных чиновников и общественных организаций. Создавать новые рабочие органы для непосредственного противодействия угрозам или принятия необходимых решений. Привлекать «гражданских» специалистов или должностных лиц для решения проблем. Вносить предложения для рассмотрения правительству или главе державы.

История и предпосылки создания НАК

Скорее всего, мы никогда не узнаем о многих антитеррористических операций, проведенных под руководством НАК, – большинство из них находится под грифом «совершенно секретно». Лишь иногда журналистам удается выяснить, когда и какие угрозы были ликвидированы.

Теракт в Беслане

НАК был создан, как ответ на громкие и многочисленные теракты конца прошлого и начала нынешнего столетия, причиной которых стали войны на Северной Кавказе. Захваты больниц и целых городов, взрывы жилых домов в Москве, угоны самолетов – в то время подобные новости буквально шли чередой и уже не вызывали удивления.

Северный Кавказ

Непосредственным поводом для создания НАК стал теракт в Беслане – захват террористами школы, во время штурма которой погибло более 300 человек. Именно после этих событий руководство страны решило изменить подходы к борьбе с терроризмом, создав для этого единый орган, что позволило консолидировать усилия различных служб и ведомств.

Первоочередной задачей для новосозданного органа стала борьба с терроризмом на Северном Кавказе. К моменту его создания основные группировки боевиков удалось уничтожить, но террористическое подполье еще было очень сильно. Кроме того, боевики начали проникать в соседние регионы – Северную Осетию и Дагестан, что привело к значительному росту количества вооруженных нападений и других насильственных преступлений.

Скоординированные усилия разных ведомств дали хороший результат – в течение нескольких лет террористическое подполье на Кавказе было в основном подавлено, а общая обстановка в регионе нормализирована. Благодаря деятельности НАК удалось купировать угрозу в пределах Северного Кавказа и не дать ей распространиться по другим областям и регионам.

НАК на Кавказе

Однако работа не была остановлена, и она продолжает приносить свои плоды. Так, например, в 2014 году наблюдалось трехкратное снижение количества преступлений террористической направленности по сравнению с предыдущим годом. За время существования НАК было предотвращено десятки терактов, ликвидированы сотни боевиков, изъяты сотни единиц огнестрельного оружия и взрывных устройств.

Деятельность НАК не ограничивается только ликвидацией террористов. Комитет проводит комплексную работу, которая состоит из трех основных направлений: предупреждение терактов, устранение террористов и ликвидация возможных последствий. Под руководством НАК и ФСБ регулярно проводятся антитеррористические учения с привлечением различных российских ведомств и зарубежных партнеров.

Еще одним важным направлением работы НАК на Северном Кавказе стала работа с гражданами, которые попали под воздействие террористической идеологии. Она началась практически сразу после создания органа. Боевикам предложили сложить оружие в обмен на широкую амнистию. Эта практика показала свою эффективность – за несколько лет к мирной жизни вернулось несколько сотен боевиков.

Позже аналогичные программы были объявлены еще в нескольких регионах страны. Более того, в них появились специальные комиссии, облегчающие бывшим террористам адаптацию к нормальной жизни.

НАК и Сирия

Положение значительно усложнилось в 2015 году, после начала военной операции в Сирии. Ближний Восток уже много лет представляет собой «кипящий котел», в котором постоянно образуются новые радикальные движения.

Гражданский конфликт в Сирии начался в 2011 году, террористические организации с самого начала принимали в нем самое активное участие. В их рядах было значительное количество выходцев с Кавказа, других российских мусульманских регионов и бывших среднеазиатских советских республик. Поэтому после ввода российских войск в Сирию существовала серьезная опасность начала террористической войны на нашей территории.

Террористы из ИГИЛ

За последние несколько лет НАК и другие специальные службы сумели предотвратить множество терактов. Так, например, в 2016 году была обезврежена группа боевиков, которые прибыли в Россию с территории Сирии с заданием совершить ряд терактов в Москве. Они были задержаны спустя несколько дней после пересечения российской границы. Ранее в нашу страну была заброшена группа боевиков ИГИЛ (запрещен в РФ), состоящая из десяти человек. Несмотря на «чистые» документы и прекрасно подготовленную «легенду», злоумышленники были вычислены и задержаны.

Российские спецслужбы считают, что в составе ИГИЛ есть специальная группа, задачей которой является подготовка терактов в России и других странах бывшего СССР. Эти люди прекрасно знают русский язык, обучены приемам конспирации, взрывному делу, умеют отлично обращаться с оружием. В 2015 году был предотвращен выезд в Сирию около ста российских граждан, которые намеревались вступить в ряды ИГИЛ.

Электронные угрозы

Терроризм идет в ногу со временем – в последние годы радикальные организации все активнее осваивают просторы интернета. Террористы используют его не только для связи и координации своих действий, но и для вербовки новых сторонников. Подобная деятельность представляет нешуточную угрозу, ибо с помощью социальных сетей радикальные идеи могут быть донесены практически до любого человека – особенно уязвима перед ними молодежь.

Пресечение распространения радикальных идей среди подрастающего поколения – одно из основных направлений деятельности НАК. Несколько лет назад была принята комплексная программа по противодействию идеологии терроризма. В ее состав входит несколько компонентов. Во-первых, это контрпропаганда, которая представляет собой широкую разъяснительную кампанию, формирующую стойкое неприятие радикальных идей в обществе. Во-вторых, работа над созданием эффективных механизмов защиты российского информационного пространства от проникновения в него террористических идей. Другими словами, специальные службы отслеживают вредоносные аккаунты и сайты, блокируют подозрительные электронные адреса и отменяют их регистрации. Третий элемент борьбы с распространением радикальных идей в интернете – это совершенствование российского законодательства.

Параллельно с этим ведется работа над противодействием финансирования терроризма. В 2018 году президентом была утверждена соответствующая концепция, которая сможет не только перекрыть «финансовый кислород» террористам, но и повысить прозрачность российской экономики. В разработке документа также принимали участие специалисты НАК.

Читайте также: