Кто занимается продажей железнодорожных билетов профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Когда-то первый кассир складывал всю выручку в ящик. Смыслом его манипуляций было сохранение казны. Сегодня у кассира касса, через которую проходит наличность.

Кассир кассиру рознь. Если один проводит выписки по электронным счетам, то другой специалист обслуживает покупателей в супермаркетах, третий просто продает билеты – отсюда, название «билетный». Нас интересует последняя разновидность службы кассира.

Чем занимается кассир билетный?

Основное содержание деятельности кассира билетного продажа билетов клиентам. Такие кассиры нужны на вокзалах, в транспорте, в кинотеатрах. Словом, там, где надо продать билеты, появляется билетный кассир.

А вот профессиональные навыки билетного кассира такие же, как и у всякого, потому что он тоже имеет доступ к денежным поступлениям, а значит, должен быть внимательным. Ведь каждая ошибка в подсчетах приводит к уменьшению размера кошелька специалиста.

Как начать трудовую биографию билетным кассиром?

Кассир назначается на должность директором предприятия, который подписывает приказ. С момента подписания приказа и начинается отсчет трудового стажа специалиста.

Чем занимается кассир билетных касс?

  • Профессиональный деятель на своем рабочем месте должен заполнять билеты и продавать их клиенту.
  • Это основная обязанность кассира билетной кассы, но не единственная.
  • Кассир выдает квитанции уплаты за багаж, проездные документы. Перед выдачей билета кассир проверяет документы пассажира, также разрешение на приобретение билета в специальную зону.
  • Кассир должен давать соответствующую информацию клиенту о времени отправления поезда.
  • В случае возврата железнодорожного билета кассир возвращает наличность в установленном порядке.
  • Специалист не просто продает билеты, он фиксирует наличие свободных мест и передает информацию в следующую кассу.
  • Как и любой кассир, кассир билетной кассы сдает средства наличности.
  • А также заказывает бланки для отчетов.

Что должен знать жд кассир?

  • О пассажирских тарифах при передвижении на поезде;
  • Схему расположения мест в вагоне;
  • Расписание работы железнодорожных вокзалов;
  • Хорошо знает порядок продажи и оформления билетов, квитанций;
  • О действии льготного проезда и правилах продажи льготных билетов;
  • Знает, какие документы необходимы для проезда в специальные зоны, осуществляет проверку этих документов.
  • ЖД кассир после продажи билета объясняет пассажиру, чтобы он запомнил, дату и время отправления, а также номер поезда;
  • Кассир может вносить изменения в действующие тарифы по приказу соответствующего руководства.

Профессия железнодорожный кассир

Встреча с кассиром в железнодорожной кассе – начало путешествия по железной дороге, потому что для путешествия необходим билет, который продаст железнодорожный кассир.

Итак, железнодорожный кассир - специалист, в ведении которого находится продажа билетов с последующим оформлением и регистрация документов на льготный проезд. Служащий, профессионально знающий свое дело, умеет обслуживать клиента быстро и со знанием дела. Работник кассы, продающий железнодорожные билеты, знаком с системой автоматизированной продажи. Это ускоряет процесс выдачи билета и подбор варианта передвижения.

Кассир на больших железнодорожных вокзалах знаком с расписанием движения поездов в различные пункты.

Современный человек, устраивающийся кассиром, должен окончить профессиональные курсы по подготовке кассиров железнодорожных касс. Его работа, хоть и соприкасается с различными вариантами профессии кассира, но в то же время имеет свою специфику. Кассир железнодорожной кассы должен не просто уметь продавать билета, а и знать правила перевозки пассажиров и технической эксплуатации железнодорожных путей, то есть представлять работу железнодорожной инфраструктуры.

Кассир на своем рабочем месте – не просто приятный собеседник для пассажиров. Он – профессионал своего дела.

Как можно получит профессию железнодорожный кассир?

Чтобы стать железнодорожным кассиром, необходимо пройти профессиональное обучение на курсах по специальности «билетный кассир». Обучение на курсах - это 160 часов практических и теоретических занятий, на которых слушатель учиться продавать билеты на поезд и оформлять проездные документы на железнодорожном транспорте.

Теоретические вопросы, изучаемые на курсах, различны. Это и тарифная стоимость проезда, и схема железных дорог и расписания движения поездов, изучение всевозможных инструкций, необходимых в работе кассира и умение оформлять отчетные документы. Слушатели учатся работать на персональных компьютерах и другом кассовом оборудовании.

Профессиональные курсы дают знания, необходимые для работы кассиром железнодорожного вокзала.

Лет 20 назад в кассах жд работа значительно отличалась от современной продажи билетов. Кассир брал заявки у людей и звонил по прямому телефону в отделение по распределению пассажиров в поездах, где ему давали информацию о наличии свободных мест. На основании полученной информации сотрудница железной дороги оформляла необходимый проездной документ. Несмотря на кажущуюся простоту работа жд кассиром уже тогда была делом непростым – нужно было знать расположение станций на участках железных дорог, и расписание, по которому следовал жд транспорт, а также уметь работать со справочниками по тарифам.
Сегодня работа железнодорожным кассиром кардинально изменилась – внедрение в сети передачи данных (СПД) системы «Экспресс» позволило улучшить обслуживание пассажиров. У каждого кассира имеется терминал, помогающий не только увидеть наличие и распределение свободных мест, но и оформить проездной документ. Но для современного работника касс жд работа не только облегчилась – необходимым стало умение работать с терминалом, знание специальных кодов для получения необходимой информации и оформления билетов.

Особенности работы в железнодорожных кассах

Сейчас работа железнодорожным кассиром требует наличие у сотрудника определенных знаний и умение получать необходимую информацию. При продаже билета кассир должен знать:

• порядок выписки и реализации билетов; Железнодорожный кассир – человек, отправляющий в путешествие

• время отправления поезда и прибытия в пункт назначения;
• по какому тарифу нужно оформлять проездной документ;
• правила льготной продажи билетов либо квитанций;
• схему расположения в вагоне мест и классы вагонов.

Несомненно, работа жд кассиром сложна тем, что подразумевает работу с людьми. Скажем, от сотрудника билетной кассы требуется, чтобы он каждому пассажиру объяснял, когда будет отправляться поезд и его номер. А если человек желает сдать билет, необходимо правильно принять проездной документ и вернуть деньги за вычетом комиссионного сбора.

Кроме того, для провоза багажа и домашних животных оформляются перевозочные документы. Кассир должен пассажиру при необходимости объяснить, каким образом жд транспорт перевозит багаж с разными габаритами, либо как нужно перевозить животных.

Если рассматривать все железнодорожные профессии, то можно сказать, что работа жд кассиром требует от сотрудника не только определенных знаний, но и внимания, психологической устойчивости, т.к. приходится работать с разными людьми.

Оплата работы и льготы

Хотя имеется немало желающих работать в билетных кассах, средняя зарплата жд кассира в Москве составляет 30-50 тысяч рублей, а работа железнодорожным кассиром на периферии оценивается в 15-25 тысяч рублей. Скорее всего желание трудоустроится на вокзал в кассы объясняется тем, что, помогая людям оформлять билеты, кассир приобретает много хороших знакомых, которые могут оказать поддержку в различных жизненных ситуациях.

Кроме того, небольшим дополнением при продаже билетов пассажирам является оформление страховых полисов, процент от реализации которых добавляется к зарплате сотрудника жд кассы. Еще кассиру предоставляется право на ежегодное оформление одного бесплатного проезда на жд транспорте в пределах России до любого населенного пункта и обратно. Для детей работников билетных касс выделяют путевки в оздоровительные лагеря и санатории.

Кассирам, как многим сотрудникам, обслуживающим жд транспорт, нет необходимости приобретать одежду для работы – кассирам выдается специальная форма одежды установленного образца.

Железнодорожный кассир – человек, отправляющий в путешествие

Где обучают

Со стороны РЖД обеспечивается поддержка желающих получить железнодорожные профессии. Например, на сайте компании имеется раздел «Образование», где указаны 15 учебных центров, в которых готовят, в том числе, железнодорожных кассиров. Для обучения на эту специальность нет возрастных ограничений, и оно может проводиться как бесплатно, так и платно. Будущие специалисты получают знания в течении 3-х месяцев.

Каждый из нас, когда либо, пользовался услугами пассажирского железнодорожного транспорта. Будь то, пригородные сообщения или международные направления, всегда очень интересно получить новые эмоции от поездки. Конечно, не всегда они бывают положительными, но иногда выбирать не приходиться , особенно если путешествие очень длительное и совсем не на отдых . Однако, в вагоне нас обязательно встретят проводники , которые помогут найти свое место, разберутся в нестандартной ситуации, принесут постельное белье или чай. Именно о людях данной профессии и пойдет речь в нашем рассказе.

Многие считают , что профессия проводника пассажирских вагонов довольно романтична и не очень сложна. Они, всего лишь, проверяют билеты пассажиров при посадке в вагон и за определенную плату приносят чай или пастельное белье , если рейс предстоит довольно длинный. Просто остальная ,кропотливая работа , которую делают проводники , пассажирам не видна и не интересна. Так давайте же разберемся , так ли она хороша, профессия проводника пассажирских вагонов и стоит ли ее рассматривать, как прибыльную работу.

Начнем с того , где можно получить профессию проводник ЖД. Оказывается это совсем не сложно. Например на моей малой родине в городе Елец, имеется техникум ЖД транспорта , куда можно поступить , как после 9 классов общеобразовательной школы , так и после 11 классов и получить профессию проводника. Можно , имея среднее образование , закончить специальные курсы подготовки и вы уже проводник. Кстати , данное учебное заведение является самым первым ЖД образовательным учреждением в России. Оно было основано в 1869 году. Так ,что многие мои друзья и знакомые работают в сфере железных дорог и из них большое количество имют профессию проводника ЖД транспорта, именно по их рассказам я и решил написать данную статью.

В основном , профессию проводника пассажирского ЖД транспорта выбирают представительницы прекрасного пола , но бывают и исключения. Кстати, для мужчин данная профессия подходит даже в большей мере. Ведь за ширмой улыбок и радушных встреч на перроне и внутри вагона ,проводник пассажирского поезда еще имеет огромный список обязанностей.

1) Он является официантом и должен обслуживать клиентов в любое время суток, причем ему запрещается спать по ночам.

2) Проводник обязан поддерживать чистоту в вагоне в котором работает и бывает это совсем не просто , особенно в дальних рейсах. В зимнее время приходится чистить снег около вагона и скалывать лед со ступенек, для безопасной посадки и высадки пассажиров.

3) Он должен, быть своего рода, психологом , их обучают стрессоустойчивости на специальных курсах, для того чтобы улаживать различные конфликты , которые обязательно возникают среди пассажиров.

4) Самым главным пунктом является то , что проводник несет ответственность за жизнь и здоровье пассажиров в своем вагоне , по этой причине он должен знать как вести себя в чрезвычайной ситуации и уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Еще один немаловажный фактор влияющий на качество работы и соответственно на зарплату проводника - это присвоение разряда.

ВТОРОЙ разряд - у проводников пригородных поездов.

ТРЕТИЙ разряд- у тех , кто работает на поездах дальнего следования.

ЧЕТВЕРТЫЙ разряд- у проводников фирменных поездов.

ПЯТЫЙ разряд- имеют проводники работающие на поездах международного сообщения и знающие иностранный язык.

Кстати, из проводников можно , если очень постараться, дослужится до начальника поезда , который имеют соответственно с 8 по 11 разряды , в зависимости от классности поезда. Конечно и обязанностей у начальника больше и образование необходимо высшее , но и зарплата соответствующая.

Так стоит ли данная профессия тех денег , которые получают проводники. Есть неумолимая статистика , которая говорит о том , что средняя зарплата проводника - 25 тысяч рублей в месяц. Однако , пообщавшись со своими знакомыми, которые работают в данной сфере , получил вот такие цифры.

1) На зарплату влияет время проведенное в пути. Месячная норма 176 рабочих часов. Чем больше занимает рейс , тем выше в итоге зарплата проводника. У моих знакомых доходило до 35 - 40 тысяч в месяц.

2) Проводники могут и сами влиять на свой доход , если перевыполнят план по продаже напитков , сувениров и другой продукции, за это полагается премия.

3) Некоторые сотрудники подрабатывают , передавая за отдельную плату посылки или различного вида письма и документы. Кстати , если повезет на этом можно неплохо подзаработать , но и посылки тоже бывают разные. Так , что рисковать не всем хочется. Мои знакомые этим не промышляют , так как одну сотрудницу уволили за провоз какого- то контрафактного груза.

Зарплаты проводников очень сильно отличаются по регионам. Больше всех платят соответственно в Москве, Санкт- Петербурге и Грозном. В этих областях ценник начинается от 35 тысяч рублей. Еще, совсем другие зарплаты у проводников фирменных поездов - типа " Сапсан"и поездов международного значения. Там платят до 45-50 тысяч рублей в месяц. Если же , карьерная лестница довела проводника до начальника поезда , то зарплата у людей данной профессии от 50 до 75 тысяч рублей в месяц.

Конечно , если сравнить зарплаты проводников пассажирского поезда за границей , то здесь результат будет не в пользу РЖД. Так например в Германии , Англии или США людям данной профессии платят от 3 до 6 тысяч $. Вот такие не утешительный цифры. Ну что, подведем итог. Конечно данная профессия не очень романтична , хотя и позволяет путешествовать бесплатно по городам России и даже за границу. В большинстве регионов, зарплата проводников оставляет желать лучшего, но многие выбирают именно эту профессию и по моему мнению эти люди достойны уважения и хорошего отношения к себе.

Профессии в РЖД для девушек

Главные направления в сфере ЖД

  • Офисное направление. Мало чем отличается от других профессиональных отраслей: компьютер, документация, организация, отчеты, управление. Для работы в этой сфере не всегда требуется специальное (железнодорожное) образование. Достаточно владеть необходимыми профильными компетенциями, для конкретной должности.
  • Путейное направление. Специалисты подвижного состава: машинисты, проводники и т. д. При наборе персонала предпочтение отдается кандидатам с профильным дипломом, окончившим образовательные учреждения железнодорожного транспорта.
  • Рабочее направление. Обслуживание, ремонт, обеспечение работоспособности подвижного состава и железнодорожных путей. Возможно устроиться на работу без опыта и специального образования.

Топ-10 железнодорожных профессий для девушек

Проводник пассажирских вагонов

Одна из распространенных специальностей на железной дороге. В обязанности проводника входит:

  • поддержание чистоты в вагоне;
  • прием пассажиров и помощь в размещение согласно купленным билетам;
  • обеспечение чаем, постельным бельем;
  • осуществление административного контроля в вагоне.

На длительность рабочей смены влияет направление движения состава. Рабочее время может составлять от 10–12 часов до нескольких суток. В проводнице ценятся: общительность, стрессоустойчивость, порядочность, аккуратность. Для получения профессии, достаточно закончить специальные курсы, но с трудоустройством могут возникнуть сложности. По этой причине лучше учиться там, где гарантировано распределение после получения диплома.

Кассир билетный

Осуществляет продажу проездного документа. Кассир обязан убедится в том, что пассажир правильно проинформирован: о дате и времени отправления, номере поезда. При необходимости оформляет провоз багажа, уточняет о наличии потребности в дополнительной помощи нуждающимся, пожилым, инвалидам. В этой профессии работают до 90% женщин.

Приемосдатчик груза и багажа

Еще одна железнодорожная специальность, востребованная у женщин. В перечень должностных обязанностей входит: оформление, прием и выдача багажа и грузов. Приемосдатчик замеряет массу, ведет учет, осуществляет контроль за хранением грузов и багажа и т. д. Для работы необходимо пройти обучение в профильном образовательном учреждении.

Диспетчер

Ответственная профессия, это ведущий специалист от действий которого зависит согласованность работы всей железнодорожной станции. Диспетчер отслеживает расписание движения поездов, составляет маршруты и в случае необходимости, вносит изменения. Иметь профильное образование – обязательно.

Контролер–ревизор

В равной степени и мужская, и женская специальность. В обязанности контролера входит: контроль за соблюдением правил обслуживания и перевозки пассажиров, выявление нарушений. Сотрудник на этой должности проверяет наличие проездного документа, а в ряде случаев, осуществляет продажу билетов непосредственно при посадке в вагон. Контролером можно работать после окончания железнодорожного колледжа. Человек на этой должности должен быть: тактичным, исполнительным, честным, коммуникабельным и т. д.

Дежурный по станции

По этой специальности можно работать только, при наличии соответствующего железнодорожного образования. В должностные обязанности входит: управление подачей вагонов, контроль за разгрузкой и погрузкой. Дежурный по станции отслеживает движение поездов, следит за соблюдением техники безопасности на вверенном ему участке.

Начальник станции

Руководящий состав. Действует в соответствии с нормативными актами Министерства путей, сообщения железной дороги. Дополнительные обязанности могут быть указаны в Уставе железнодорожной станции. Оформление на работу только после окончания ВУЗа путей сообщения.

Дежурный по вокзалу

Руководит работой технического и обслуживающего персонала. Обеспечивает полноценную работу всех помещений, автоматизированных систем и механизмов. Организует и следит за соблюдением чистоты и порядка в залах ожидания. Отслеживает работу торговых точек на территории вокзала. Контролирует соблюдение пропускного режима. При необходимости, лично осуществляет проверку билетов.

Начальник ЖД вокзала

Выполняет весь перечень должностных обязанностей в соответствии с руководящей должностью. Координирует и руководит работой подразделений вокзала. Утверждает график работы персонала. Несет ответственность за соблюдение техники безопасности и правильную организацию условий труда служащих. Проводит собеседования и прием на работу новых сотрудников и т. д.

Сигналист

Контролирует тормозные системы. Подает звуковые и видимые сигналы, осуществляет надзор за железнодорожными путями и проходящими поездами.

Машинист. Помощник машинист

Об этих специальностях стоит упомянуть отдельно. До недавнего времени считалось, что женщинам в этих профессиях нет места. И хотя, по трудовому кодексу запрета не существовало, девушке было крайне сложно получить должность машиниста или помощника машиниста.

Важно! С 01.01.2021 года по приказу Минтруда РФ сокращен список профессий, на которые ранее не допускали девушек. Раньше этот список насчитывал 456 профессий, ограничивающих права и профессиональные возможности женщин, в том числе и в среде железнодорожников. На данный момент, в списке 100 профессий, на которые не допускаются представительницы прекрасного пола. Машинист и помощник машиниста в этот список ограничений не входят. С января 2021 года женщины получили официальное право работать по этим специальностям.

Это неполный список возможных специальностей для женщин в сфере железнодорожного транспорта. Кроме перечисленных, возможно трудоустройство: бухгалтером, экономистом, обслуживающим персоналом, работницей вагона–ресторана, кладовщиком, путевым обходчиком, электромонтером, осмотрщиком–ремонтником, секретарем и др.

Обучение

Работа в РЖД доступна выпускницам профильных колледжей и высших учебных заведений. Получить среднее специальное образование доступно уже после 9 класса. В любой железнодорожный институт можно поступить, окончив 11 класс. В ЖД техникумах также, как и в высших учебных заведениях, возможно обучение по очной и заочной форме.

Важно! На бюджет в техникум принимают абитуриентов на конкурсной основе по среднему баллу аттестата.

На 2020 год, в сфере железнодорожного транспорта действует:

  • 9 высших учебных заведений в разных городах на территории РФ.
  • 47 средне специальных образовательных учреждений: колледжи и техникумы.

Абитуриенты, выбирающие офисное и путейное направления РЖД, должны стремиться окончить ВУЗ.

Для желающих работать именно в железнодорожной отрасли, но не имеющих специального среднего или высшего образования, доступно рабочее направление.

Плюсы и минусы работы в РЖД

Плюсы и минусы

Преимущества:

  • РЖД одна из немногих сфер, где гарантировано трудоустройство в пределах РФ, после окончания обучения в профильных учебных заведениях.
  • Возможность дальнейшего обучения на корпоративных условиях.
  • Высокие оклады и достойная зарплата.
  • Соцпакет: страхование здоровья и жизни, медицинское страхование на расширенных условиях.
  • Профсоюзное обеспечение: лечение в санаториях, домах отдыха, льготные путевки в детский сад, ипотечное кредитование на привлекательных условиях и т. д.
  • Обеспечение униформой.
  • Карьерный рост.
  • Бесплатный проезд 1 раз в году во время отпуска.
  • Возможность проехать по всей стране и за ее пределами, в зависимости от маршрута поезда.

Недостатки:

  • Опасные условия работы.
  • Высокая степень вредности для здоровья при работе на путях.
  • Частые стрессовые и конфликтные ситуации.
  • Длительные рабочие смены.
  • Система лишений денежных премий и штрафов за должностные нарушения.

Важно! Российская железнодорожная отрасль — это огромная структура. Есть населенные пункты, где низкие зарплаты и скудное обеспечение. Поэтому прежде чем соглашаться на трудоустройство будет нелишним выяснить рабочую обстановку через отзывы. Несложно найти комментарии о той или иной организации в современный век Интернета.

Трудоустройство

Основные требования к кандидату:

  • Для успешной карьеры и гарантированного трудоустройства необходимо наличие ЖД образования.
  • Стажировка или практика в РЖД. Этот вариант желателен для тех, кто окончил не профильный ВУЗ. К слову, студент техникума или университета путей сообщения может быть трудоустроен на время летних каникул или в период прохождения практики.
  • Хорошее физическое здоровье и допуск после медицинского осмотра.

С чего начать:

Заключение

Отрасль железнодорожного транспорта продолжает развиваться. Улучшаются условия труда, появляются новые вакансии, меняется отношение к имеющимся специальностям. Для женщины в этой сфере открыто много перспектив.

В то же время от персонала в области ЖД требуется высокая стрессоустойчивость наряду с человеколюбием и искренним желанием обеспечить комфорт каждому пассажиру.

Все о железнодорожных профессиях

Знать все о железнодорожных профессиях полезно и для общего развития, но еще важнее это тем, кто желает заняться такой деятельностью. Пора ознакомиться с обзором железнодорожников на РЖД, со спецификой поездов на ЖД и с описанием других профессий, связанных с железной дорогой. Эти профессии делятся на вокзальные, станционные и путевые, и в каждом случае есть свои особенности.


Обзор вокзальных специальностей

Железнодорожные специалисты трудятся в большом количестве на пассажирских вокзалах. Важнейшую роль среди них играет диспетчер вокзала. Его никто из пассажиров не видит — но именно благодаря труду диспетчеров по ритму движения поездов можно сверять часы. Расписание мало составить — нужно еще и постоянно следить за тем, как оно составляется, причем с посекундной точностью. Да, диспетчеры контролируют, в какой момент можно будет увидеть прибывающий поезд с перрона, когда он должен будет полностью замереть на рельсах, и в какой момент — быть готовым к началу движения.

Железнодорожники на вокзале могут иметь и ряд других специализаций. Так, есть еще главный энергодиспетчер дорожный, который следит за снабжением всех магистральных участков на вокзале, за электроснабжением других подсобных объектов. Также стоит учесть, что справочная служба вокзала имеет и своих руководителей, которые координируют информационную работу. Дополнительно стоит упомянуть:

  • руководителя отделения обработки багажа;
  • главный начальник вокзала;
  • руководитель группы учета и отчетности по продаже билетов;
  • кассиров;
  • охранников.

Особняком стоит экспедитор доставки багажа. Нельзя его путать с носильщиком — этот специалист координирует перемещение тех вещей, которые кладут в багажные вагоны. Доставка таких предметов часто практикуется без пассажиров. И потому и нужен специальный сотрудник, чтобы перевезти все имущество в целости и сохранности на большое расстояние.

Следить за багажом приходится постоянно, потому что количество желающих завладеть им велико, да и случайностей бывает немало.


Станционные профессии

Но деятельность РЖД не ограничивается работой пассажирских вокзалов. Как на них, так и на грузовых станциях обязательно присутствует составитель поездов. Этот специалист формирует и расформирует составы. Его важнейшая функция — не только поддержание ритмичного движения, но и обеспечение безопасности. Ведь создав слишком длинный пассажирский поезд или состыковав вагоны с неподходящими грузами, можно создать серьезные риски.

Составители поездов не только руководят маневровыми работами, но иногда и непосредственно выполняют. Среди них есть четкая градация по разрядам. Так, имея 3 или 4 разряд, нельзя работать на магистральных железнодорожных путях; допуск дают только составителям 5, а иногда и 6 разряда. Главные обязанности:

  • подача распоряжений на перемещение маневровых локомотивов;
  • сцепка-расцепка подвижного состава;
  • крепление останавливаемого транспорта;
  • работы с тормозными рукавами;
  • переключение стрелок, которые не управляются централизованно;
  • координация маневровой работы с участниками маневровых бригад.


Составители поездов подчиняются:

  • дежурным по станции;
  • диспетчерам маневрам;
  • дежурным по парку или по горке.

Дежурный по станции — единственный сотрудник железной дороги, имеющий право корректировать графики движения поездов, порядок маневровой работы. Даже начальники дорог почти всегда утверждают эти решения; впрочем, они и не касаются их. Именно от дежурного зависит, когда отправится поезд, сколько он будет стоять, и будет ли принят на конкретной станции. И именно этому сотруднику подчинены еще и всевозможные ремонтные, строительные, восстановительные поезда, системы связи и обмена данными; машинист и начальник поезда на время движения по определенному участку также у него в подчинении.

Маневровый диспетчер — еще одно очень важное лицо в сфере перевозок. Как раз он распределяет, какая маневровая бригада отправится на тот или иной отрезок путей. Составители поездов подчинены маневровому диспетчеру или находятся с ним в постоянном тесном контакте.

Но отсюда же происходит и большая ответственность. Как раз диспетчеру маневра будут предъявлять в первую очередь претензии, если вагоны не уберут вовремя с определенного участка или поставят туда, где их быть не должно, или не подадут вовремя для формирования поезда.


Описание путевых специальностей

На железной дороге работают также мастера и обходчики. Именно они следят за исправностью оборачиваемого подвижного состава, контролируют его техническое состояние и следят за тем, чтобы сами рельсы и шпалы работали безупречно. Если поезд прибывает точно по расписанию, то в этом есть заслуга не только машинистов, диспетчеров, но и такого путевого персонала. За электроснабжение отвечает электромонтер. Данный специалист следит, чтобы исправно функционировали:

  • главные линии высокого напряжения;
  • механизированные стрелки;
  • системы автостопа;
  • семафоры.

Именно электромонтеры и другие аналогичные сотрудники находятся на наиболее рискованной работе с очень высокой ответственностью. Другие связанные с электричеством специалисты — это электромеханики сигнализации, централизации и блокировки. Их деятельность не настолько опасна, но все же очень ответственна. Есть на ЖД и так называемые вагонники. Это обиходное наименование тех железнодорожников, которые «стучат по колесам». Не только, впрочем, стучат — они в целом оценивают состояние вагонов, а заметив какую-либо неполадку или отклонение от нормы, передают задание ремонтной службе.

Непосредственно связан с движением, конечно же, машинист. Ответственность и скрупулезность в его работе такова, что ожидать вытеснения живых людей роботами и прочей автоматикой придется еще долго. Именно должность машиниста наиболее престижна по сравнению с другими специализациями на железной дороге.


Стоит отметить, что машинист — только мужская профессия; изменение законодательства по этой части может произойти только в 2021 году, а учитывая требования к стажу и подготовке, реальная ситуация поменяется не раньше 2025-го.

Машинистом может стать только тот, кто прежде не менее года обучался профессии и минимум 3 года отработал в должности помощника машиниста. Заместители «водителей поезда» являются их верными помощниками. Стоит также отметить должность начальника поезда. Мнение многих пассажиров, будто он работает исключительно ради урегулирования конфликтов в пассажирском поезде, неверно. Именно начальник управляет всем процессом движения, отдает распоряжения всем железнодорожникам, находящимся в поезде; от него же зависит и приготовление каждого отдельного купе к рейсу, поддержание его в образцовом порядке.

Должность начальника поезда сложна и ответственна; но она почти никогда не пустует. Но чаще всего с поездками по железной дороге ассоциируется должность проводника. Именно она овеяна романтикой. Надо, правда, понимать, что проводник — лицо ответственное, и не только материально. Как раз по его или ее работе многие судят о железнодорожных сообщениях в целом, потому что ни машинистов, ни других сотрудников почти никогда не видят.

Есть еще одна типично путевая профессия — сигналист. Они следят за тем, чтобы движение поездов происходило максимально правильно и четко. При необходимости — сигнализируют машинистам о том, что нужно делать, где затормозить, а где ускорить (отсюда и название). Сигналисты же расставляют все необходимые таблички и другие условные предупреждающие знаки. И еще они следят за тем, чтобы пути находились в хорошем состоянии, при любой неполадке и отклонении от нормы сразу поднимают тревогу.


Инженер по эксплуатации:

  • лично осматривает пути, переводы и откосы по графику, отыскивает неисправности в них;
  • при необходимости использует ручные путеизмерительные средства;
  • маркирует шпалы и рельсы, которые следует заменить;
  • составляет отчеты по всем обнаруженным недостаткам;
  • готовит финансовые планы и составляет календарные графики использования путей и применяемого оборудования.

Контролеры-ревизоры не ограничиваются поиском безбилетных ездоков. Они же отслеживают, как используется подвижной состав. Для добросовестного пассажира контролер-ревизор даже полезен. Именно он контролирует исполнение персоналом дороги норм обслуживания пассажиров.

На такой должности ждут коммуникабельных, дисциплинированных и строго принципиальных людей, умеющих тактично выходить из сложной ситуации.

Читайте также: