Люди каких профессий работают в школе интернате

Опубликовано: 02.10.2024

значение профессионального самоопределения, требования к составлению профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Воспитанники должны уметь:

соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Этапы реализации Программы.

1-й этап: подготовка к реализации программы профессиональной ориентации воспитанников (сентябрь – октябрь)

  1. Обсуждение программы профессиональной ориентации школьников на педагогическом совете школы – интерната.
  2. Разработка основных направлений программы профессиональной ориентации школьников.
  3. Подготовка пакетов диагностических методик для изучения личности школьника;
    профессиональных интересов и склонностей;
    эффективности профориентационной работы.

2-й этап: практическая реализация концепции программы профессиональной ориентации воспитанников (в течение учебного года).

  1. Внедрение возрастных программ по профориентации.
  2. Мониторинг профессионального выбора в классах.
  3. Расширение и укрепление связей с учреждениями дополнительного образования, ОАО КнААПО и других предприятий города.
  4. Регулярное информирование родительской общественности, воспитателей о ходе и результатах профориентационной работы школы-интерната.
  5. Обсуждение на заседаниях МО, педагогического и методического советов результатов практической деятельности по реализации программы профессиональной ориентации школьников.

3-й этап: обобщение опыта реализации программы профессиональной ориентации школьников (май, сентябрь).

Основные направления программы на каждом возрастном этапе.

  • знакомство с миром профессий
  • формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям
  • формирование нравственных основ выбора профессии
  • развитие потребности в общественно-полезном труде
  • овладение воспитанниками доступными видами труда по разным профессиям
  1. Классные часы, беседы о профессиях.
  2. Тренинговые тематические занятия.
  3. Конкурсы рисунков
  4. Экскурсии
  5. Игры-викторины
  6. Встречи с людьми разных профессий

Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии “настоящих мужчин”: летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.

Девочки начинают ориентироваться на профессии “настоящих женщин”: топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.

Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, стремления подростков к самовыражению, самоутверждению.

Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты.

  • изучение и осознание личностных особенностей, интересов и склонностей;
  • получение подробной информации об учебных заведениях и различных профессиях;
  • получение информации о правилах выбора профессии;
  • знакомство с четырехъярусной классификацией профессий;
  • знакомство с типами обстоятельств (факторами), которые необходимо учитывать при выборе профессии;
  • анализ типичных ошибок и затруднений при выборе профессии.
  1. Классные часы: беседы о профессиях.
  2. Тренинговые тематические занятия.
  3. Неделя профориентации (игры, конкурсы, родительские собрания, театрализованные выступления, выпуск тематических газет ).
  4. Целевые экскурсии на предприятия села, города.
  5. Районные и школьные предметные олимпиады.
  6. Участие в общешкольных предметных неделях.
  7. Дополнительное образование.
  8. Окружные и районные конкурсы с целью развития творческих способностей учащихся.
  9. Участие в спортивных мероприятиях и конкурсах;
  10. Конкурсы рисунков и сочинений.

На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши, прежде всего самоопределяются относительно путей получения профессионального образования и резервных вариантов приобщения к профессиональному труду.

Дать учащимся представление о профессиях; помочь выявить способности к определенному виду деятельности; повысить интерес учащихся к профессиям и расширить их кругозор.

Развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка, стимулировать учащихся к самопознанию. Расширять знания детей о мире профессий, развивать умение работать самостоятельно и в группе.

Оказать помощи в сознательном выборе профессии.

Оборудование: проектор, ноутбук

Подготовка обучающихся к работе на занятии, создание доброжелательной рабочей обстановки

«Коробка переживаний» релаксационное упражнение

Цели: снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать и формулировать свои проблемы.

Содержание упражнения: ведущий показывает небольшую коробку и Говорит: « В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания.

К основному этапу занятия

Мотивация на усвоение знаний

Профессий много есть на свете

Но выбрать вы должны лишь ту,

Что всех дороже вам на свете,

Чтоб посвятить себя труду.

Да, профессий век не счесть

Присмотреться время есть

Кем же вы хотите стать?

Любопытно всем узнать.

Тема занятия написана по кругу: В мире профессий

Ребята, у нас на доске зашифрована тема нашего занятия. Стрелка показывает ее начало. Подумайте и озвучьте ее.

Дети дают ответ на поставленный вопрос.

Сегодняшнее занятие мы проведем, путешествуя в мире профессий. Скоро вам предстоит окунуться в этот взрослый мир и выбрать свое место в нем. Времени на выбор совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям нужно уже сейчас.

Дети определяют тему занятия.

Актуализация опорных знаний.

Многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете. Все мы, с вами, разные, со своими индивидуальными способностями, возможностями, интересами. Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты об образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас была учеба в школе, которую вы и дальше продолжите в учебных заведениях нашей области, где вы будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной профессии. И именно сейчас мы с вами серьезно задумываемся о выборе своей профессии.

В вашем возрасте это сделать нелегко. Помогают вам в этом выборе родители, близкие, воспитатели, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.

Для начала я бы хотела выяснить у вас ваши знания о профессиях.

(поднимают жетон нужного цвета)

Кто считает, что он мало знает

о профессиях, и хотел бы ещё

Кто считает, что он достаточно знает о профессиях, но ещё не всё?

Кто считает, что всё знает о профессиях?

Мир профессий насчитывает свыше 50000 профессий и продолжает динамично изменяться. Появляются и развиваются новые виды деятельности, отмирают и исчезают устаревшие. Появляется очень много новых профессий.

Дети работают с жетонами, объясняя свой выбор.

Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия и первичного запоминания знаний.

На сегодняшнем занятии мы с вами постараемся хоть немного узнать о профессиях, которые доступны вам.

Скажите, какие профессии получают выпускники нашей школы? (повар, кондитер, штукатур-маляр, каменщик)

Для того чтобы нам двигаться дальше нужно выяснить что же означает слово профессия.

Кто объяснит значение слова «ПРОФЕССИЯ»?

-Что такое профессия? (Это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования).

Профессия – это дело, которым занимается человек и получает за это деньги.

- Что необходимо для получения профессии? (Чтобы получить престижную профессию, нужно будет продолжить учебу и после школы)

- Ну а как получить желаемую профессию, вы ответите сами. Ответы девятиклассников:

Поставить перед собой цель и стремиться ее достичь,

Необходимо получить хорошие знания;

Поступить и успешно закончить техникум, училище.

Дети принимают активное участие в беседе.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.

Представьте себе, что вы уже без пяти минут специалист.

Давайте составим рассказ о типичном дне одного работника, но для рассказа используем только существительные. Например, рассказ о трудовом дне учителя мог бы выглядеть так: звонок-завтрак-звонок-урок-вопрос-ответ-оценка-звонок-учительская-звонок-урок-звонок-директор-двоечник-родители-звонок-улица-дом-кухня-уборка-уроки-дети-уроки-сон-звонок…

Итак, рассказ о типичном дне повара, штукатура, строителя, каменщика.

Назовите качества, которые необходимы для любой профессии.

Вывод: ответственность и трудолюбие – основа успеха в любой профессии.

Игра «Покажи профессию»

Задача участников: без слов изобразить любую профессию, так, чтобы другие догадались. (работа в группах)

Дети работают в группах, выполняют задания.

Закрепление знаний и способов действий.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Игра «Угадай профессию»

Следующая игра заключается в том, чтобы по нескольким словам угадать задуманную профессию:

Стройка, дом, кирпич, (Каменщик)

Кошка, шприц, лекарства. (Ветеринар.)

Зеркало, ножницы, расчески. (Парикмахер.)

Набор игл, нитки, ткань. (Швея.)

Стопка тетрадей, указка, классный журнал. (Учитель.)

Прилавок, продукты, цена. (Продавец.)

Двор, метла, урна. (Дворник)

Сумка, газета, письмо. (Почтальон.)

Фотоаппарат, плёнка, квитанция. (Фотограф.)

Дом, кирпич, цемент. (Строитель.)

Трамвай, деньги, билет. (Кондуктор.)

Книга, библиотека, читатель. (Библиотекарь.)

- Молодцы, а теперь немного юмора.

А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора

Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор )

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе . )

Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель. )

Самая красивая (парикмахер, визажист, ювелир, художник. )

Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель. )

Самая чистая (уборщица, дворник. )

Самая смешная (клоун, пародист. )

Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник. )

Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог. )

Самая железная ( металлург, токарь, литейщик. )

Самая требовательная (тренер)

Самая высокая (монтажник-высотник)

Самая быстрая (гонщик)

Дети участвуют в играх на закрепление знаний о профессиях.

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Учить анализировать и оценивать успешность.

Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, способностям, физическим возможностям, желанию.

Разработка рекомендуется воспетателям коррекционных интернатов. Проводить в 8-9 классах.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_kak_emelya_professiyu_vybiral.doc 120 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый воспитательный час

в 8 «Б», 9 «Б» классе

Тема: «Как Емеля профессию выбирал»

  • Образовательная: активизация знаний учащихся о профессиональных сферах деятельности; приобретение обучащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии; развитие способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и состояние здоровья с требованиями выбираемой профессии; содействие личностному развитию;
  • Воспитательная: трудовое воспитание учащихся; воспитание у подростков положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
  • Коррекционные задачи: активизация мыслительных процессов: памяти, внимания, восприятия, логического мышления, познавательной деятельности. Развитие речи, пополнение словаря новой терминологией, расширение кругозора.
  • Оборудование: наглядный материал, ватманы, маркеры, костюмы, книги, стенд по профориентации «Мой выбор – где я буду учиться». Музыкальное сопровождение.
  1. Организационный момент:

- Ребята, сегодня у нас открытый воспитательный час, поэтому к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

Добрый день и добрый час,

Мы приветствуем всех вас!

Да, время быстро пролетит,

Будет нам семнадцать…

Кем работать нам тогда?

Кем быть? – вопрос конечно, интересный

На свете много разных профессий.

Есть куда приложить руки

Выбирай, какая тебе интересней,

Чтобы потом не умирать от скуки,

Чтоб на работу идти,

Как на праздник!

  1. Основной этап:

- У пражнение на активизацию логического мышления

Ведущий: Внимание, внимание! Нам пришла криптограмма, что в переводе с греческого означает «тайное письмо». Расставьте буквы ключевых слов по цифрам и прочитайте народную мудрость (пословицу).

10, 7, 6, 7, 9, 5. Голова.

8, 2, 11, 9, 2, 3, 10. Четверг.

1, 5, 9, 7, 13. Завод

1 2 3 4 5 6 7 8 2 6 7 9 2 4 5 2 10 7 11 3 12 13!

(Зеркало человека его труд!)

- Определение темы и целей беседы:

Кто он, как его зовут?

Кто на свете самый главный,

Самый добрый, самый славный?

Кто на свете самый умный,

Самый старый, самый юный?

На все века и годы

- Ребята, вы отлично справились с заданием. Разгадав криптограмму, мы определили тему нашей беседы.

О чем мы будем с вами говорить? (ответы учащихся). Правильно, сегодня мы будем говорить о профессиях, о труде.

Из истории вы знаете о том, что у первобытных людей не было профессий, но мужчины охотились, строили жилище, женщины готовили пищу, содержали хозяйство, воспитывали детей. Эти знания и навыки передавались людьми из поколения в поколение. Так появились определённые профессии. Издревле люди трудились и передавали свой опыт, свою мудрость будущему поколению. Сегодня, мы можем судить о том, как человек относился к труду по пословицам и поговоркам того времени.

Какие вы знаете пословицы и поговорки? Давайте расскажем нашим гостям. Ответы учащихся:

  • Только после доброго труда наступает добрый отдых (русская).
  • Ремесло силу дает, без него человек бедствует (туркменская).
  • Работа хвалит человека (болгарская).
  • Знания и труд в тесной дружбе живут.
  • Лентяй – полчеловека, работающий – десятерых стоит (башкирская).
  • Ремесло пить – есть не просит, а само кормит.
  • Мастеру всякая работа легка (азербайджанская).
  • На свете самое большое богатство – это труд (корейская).
  • Где работа – там и хлеб (эстонская).
  • Работа и труд – все перетрут.
  • Под лежачий камень и вода не течет.

- Куда это я попал? Буквы тут, какие- то, цифры… Люди нарядные… Праздник, наверное, здесь. Ничего не понимаю…

- Здравствуй Емеля. Наконец – то ты слез со своей печи и к нам в школу пришёл. И как раз на праздник. Сегодня мы говорим о труде и профессиях. А ты знаешь, что такое труд и, какие существуют профессии?

- Да, я много чего знаю…

- Вот мы сейчас это и проверим.

ЗАГАДКИ-ОБМАНКИ ( для Емели )

Чёрный весь, как будто грач,

С нашей крыши лезет .

(Не врач, а трубочист.)

Варит кашу и бульон

(Не почтальон, а повар.)

Говорят про звуки парные

В школе нам с тобой .

(Не пожарные, а учителя.)

Кто пасёт коров, овец?

(Не продавец, а пастух.)

Подметает чисто двор

В шесть утра, конечно, .

(Не вор, а дворник.)

Лекарства нам в аптеке

(Не библиотекарь, а фармацевт.)

Стены выкрасила ярко

В нашей комнате …

(Не доярка, а маляр.)

- Ничего ты Емеля, оказывается о профессиях не знаешь… А наши ребята, проучившись 9 лет в школе, знают много разных профессий. Они уже сделали свой выбор и сейчас нам о нем расскажут.

- Стихотворения о труде и профессиях.

Строить дома – хорошее дело.

Строитель – профессия нужная,

Красиво, надежно, быстро, умело

Возводит кирпичное кружево.

Мосты через реки, дорожные трассы –

Все их рукам по силам.

И дачу вам даже построят классную

Он в синей спецовке

И в синих очках,

Он синюю молнию

Смотрите, как яростно

А сварщик коснулся её

И молния брызнула

Как будто жар-птица

Вдруг ангина или кашель,

Голова болит, хоть плачь.

Это точно знает каждый –

Здесь поможет только врач.

Он прослушает дыханье

И попросит рот открыть,

Чтобы про заболеванье

Организм ваш расспросить.

Он назначит вам лекарства,

Чтоб болезнь у вас прошла.

Тоже важные дела!

Фирмой крупной управляет

И разумно, и умело.

Деньги так распределяет,

Чтоб росло и крепло дело.

Порученья он даёт

Всем сотрудникам своим,

Чтобы фирма шла вперёд,

Приносила прибыль им.

Мы пойдём сегодня

Мне нужны такие вещи:

Очень вкусно пахнет повар,

Бел, румян, красив всегда.

У него всегда готова

Очень вкусная еда.

И суфле, и антрекоты,

Просто борщ или бульон.

Даже, может, бегемота

Накормить сумеет он.

Почетна работа учителя,

Хоть хлопотна и утомительна.

Тетрадки надо проверять

И план уроков составлять.

Учить писать, считать

А иногда – гордиться.

Нелегкий труд, почетный труд,

Но что сказать мне хочется:

Не зря учителей зовут

По имени и отчеству!

Есть бухгалтер в ресторане,

И на фабрике, и в бане.

Он деньгам ведёт учёт:

Где расход, а где приход.

Математику он знает,

Цифры быстро сосчитает,

Здесь расход, а здесь приход –

Ничего не пропадёт!

Расскажу я вам, ребята,

Фермер – это кто такой.

Он растит для нас томаты.

Весь в трудах он день-деньской!

Распевают звонко птицы,

На ветвях родных берёз,

Сеет фермер рожь, пшеницу,

И гречиху, и овёс.

Он растит в широком поле

Много разных овощей –

От капусты до фасоли

Для салатов и борщей.

Удобряет и сажает –

Ведь землица любит пот!

Фермер зеленью снабжает

Нас с тобою круглый год.

Он нам передаёт:

Снег пойдёт с утра, возможно,

Будьте очень осторожны!

Минус семь, восточный ветер.

Надевайте шубы, дети!

К вечеру – внимание!

Папа к зеркалу садится:

- Мне подстричься и побриться!

Старый мастер всё умеет:

Сорок лет стрижёт и бреет.

Он из маленького шкафа

Быстро ножницы достал,

Простынёй укутал папу,

Гребень взял, за кресло встал,

Щёлкнул ножницами звонко,

Раз другой взмахнул гребёнкой,

От затылка до висков

Выстриг много волосков,

Расчесал прямой пробор.

Зашипело в чашке мыло,

Чтобы бритва чище брила,

Фыркнул весело флакон

С надписью «Одеколон».

Красить комнату пора,

Но не с кистью и ведром

Наш маляр приходит в дом.

Вместо кисти он принёс

Брызжет краска по стене,

Солнце светится в окне.

Стали стены голубыми,

Словно небо в вышине.

Новый дом почти готов,

Примет к празднику жильцов.

Вот, кто строит этот дом –

Дом, в котором мы живём.

- Выставка поделок учащихся.

Под композицию детского хора « Школьные годы », учащиеся показывают гостям изделия сделанные своими руками за годы обучения в школе.

- Упражнение «Мозговой штурм».

- Ребята, сейчас мы с вами проведем одно упражнение, которое называется «Мозговой штурм». Перед вами таблица, в первый столбец вы записываете любую профессию, а во второй, что нужно сделать для получения данной профессии.

Что нужно для получения данной профессии?

- Сценка «Про папу и ленивого Петю».

- Молодцы. Обратите внимание, как много нужно, чтоб стать профессионалом своего дела. А самое главное учиться и не лениться. Скажите ребята, лень – это хорошее качество? (Ответы учащихся).

Сейчас посмотрите сценку, подготовленную нашими учащимися.

«Про папу и ленивого Петю».

Однажды папа попросил Петю:

– Сходи, пожалуйста, в булочную за хлебом!

– Мне лень! – ответил Петя.

– А ты, оказывается, ленивый, – сказал папа. – Это плохо!

– А разве ленивому плохо? – возразил Петя. – Лежишь на диване, ешь конфетки и читаешь книжки!

– Неплохо, – согласился папа. – Но представляешь: рабочие с фабрики вдруг скажут: «Нам лень делать конфеты!» Тогда ты останешься без них.

– Ну и пусть, – ответил Петя. – Можно читать и без конфет. Так даже полезнее для зубов.

– Хорошо, – сказал папа. –А если рабочие на станции скажут, что

им лень давать ток? Выключат свои рубильники и пойдут отдыхать. Как ты будешь читать в темноте?

– Ну и пусть, – ответил Петя. Я буду читать только днем, а вечером просто лежать. Так даже полезно для глаз.

– Ладно, – сказал папа. – Но ты забыл про писателей и художников, которые делают журналы и книжки. Однажды они скажут: «Нам лень сочинять и рисовать!» Тогда что ты будешь читать?

– Ну и пусть, ответил Петя. Я буду просто лежать. Это еще полезнее для глаз.

– Хорошо, – сказал папа. – А теперь представь, что мастерам-мебельщикам станет лень делать диваны и кровати. На чем ты будешь лежать?

– Ну и пусть, – ответил Петя. – Можно прекрасно лежать на полу.

– Ладно, сказал папа. – А если строители домов…

– Понятно, перебил Петя. – Тогда я просто буду гулять по улице. Дышать свежим воздухом еще полезнее, чем лежать.

– Вот и прекрасно! – сказал папа. – Если ты будешь гулять по улице, то зайди, пожалуйста, в булочную за хлебом!

- Очень плохо быть ленивым. И хочется сказать, что ребята нашей школы не являются лентяями. Даже малыши ежедневно трудятся и привносят свой вклад в процветание нашего интерната.

Вот и сегодня ребята младших классов, не поленились и подготовили для всех сюрприз.

Выходят учащиеся младших классов и исполняют частушки о труде и профессиях.

ЧАСТУШКИ О ТРУДЕ И ПРОФЕССИЯХ

Говорю я всем знакомым,

Что хочу быть астрономом.

Не люблю я ночью спать,

Лучше звёзды изучать.

Я люблю перед всем классом

На уроках отвечать.

Этот опыт пригодится –

Я хочу артисткой стать!

Если, Петя, ты потом

То дневник твой может стать

- Пожалей меня, мамуля,

Дай мне школу пропустить!

- Ты ж, сыночек, там директор,

Должен ты на месте быть!

Я решил, что ни к чему

Стану я зубным врачом,

Вовка хвалится ребятам,

Что он станет адвокатом.

А пока не адвокат,

Он колотит всех подряд.

Быть разведчиком хочу я,

Ведь находчив я и смел.

Мама спрятала конфеты,

Я разведал где – и съел!

Наконец до десяти-то

Научился я считать.

И теперь судьёй по боксу

Я могу уж точно стать.

Стану мастером по стрижке

И Лариске отомщу –

Обстригу аж под мальчишку,

А потом тогда прощу.

На гимнастику хожу,

Ем лишь раз в неделю.

По секрету вам скажу:

Стать хочу моделью.

- Итог беседы. Заключительная часть.

- Спасибо, ребята за ваш сюрприз. Проходите и садитесь на свои места. Вот и подошло к концу наша беседа. Молодцы ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Давайте подведем итог нашего занятия.

У каждого человека в жизни наступает момент, когда необходимо выбрать себе будущую профессию. А для этого необходимо знать, какие профессии вообще существуют.

Столько есть профессий разных,

Все их нам не перечесть:

Есть врачи и водолазы,

Токари, шахтеры есть.

Учит в школе нас учитель,

А портной костюмы шьет.

Строит новый дом строитель,

Капитан корабль ведет.

Главное – не ошибиться,

Выбирая, кем же стать?

Или на луну летать.

Воспитатель:

В мире существует более 40000 профессий и специальностей.

Каждое десятилетие технический прогресс рождает новые виды профессий, исчезают десятки старых, а некоторые и вовсе уходят в небытие.

Воспитатель:

- Ребята, а какие вы знаете профессии? (ответы)

Воспитатель:

- Давайте познакомимся со значениями слов «профессия» и «специальность»

Профессия – это род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретенных в ходе специальной подготовки и при этом служит источником дохода человека.

Специальность - комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии.

Воспитатель:

- А где нужно учиться, чтобы получить профессию?

(училище, колледж, институт, университет)

Сценка «Кем быть?»

Однажды, Ваня и Таня мечтали о том, кем они станут, когда вырастут.

- Я буду врачом, - сказала Таня, - ведь врач - самая главная профессия, потому что он лечит людей.

- А я буду строителем - ведь строитель главнее врача, потому что он строит больницы.

- Нет, наверное, повар главнее строителя. Ведь если повар не приготовит обед, то строитель не сможет работать - сказала Таня.

- Значит главнее повара продавец, если он не продаст продукты, то повар не сможет приготовить обед - подумав, заметил Ваня.

- А что будет, если продавец заболеет и не сможет продавать продукты?

- Его вылечит врач - уверенно сказал Ваня.

- Так кто же тогда главнее? - растерянно спросила Таня.

Загадку разрешила мама, вернувшись с работы.

Нет такой профессии, которую можно назвать самой главной.

Все профессии одинаково важны, потому что приносят людям пользу!

История появления профессий

Воспитатель:

Многие профессии пришли к нам из далекого прошлого.

Первобытные люди, жившие в каменном веке жили племенами. Каждое племя занималось определенным родом занятий (изготавливали орудия для охоты, охотились на крупную дичь, обрабатывали шкуры, шили из шкур одежду, занимались земледелием, собирали плоды, ягоды, коренья и тд.).

С развитием торговли и возникновением городов стали появляться новые профессии.

Воспитатель:

Сегодня все профессии можно разделить на пять типов:

Первый тип: человек-природа. Люди этих профессий имеют дело с неживой и живой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.

Второй тип: человек – техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и др. профессии, использующие технические устройства.

Третий тип: человек-человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.

Четвертый тип: человек – знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Пятый тип: человек – художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты актеры, дизайнеры и др.

Главные правила при выборе профессии:

1. профессия должна быть интересной,

2. профессия должна пользоваться спросом на рынке труда,

3. профессия должна соответствовать собственным возможностям.

Загадки о профессиях

У этой волшебницы, этой художницы,

Не кисти и краски, а гребень и ножницы.

Она обладает таинственной силой:

К кому прикоснётся, тот станет красивый. (парикмахер)

Мелом пишет и рисует,

И с ошибками воюет.

Учит думать, размышлять,

Как его, ребята, звать? (учитель)

Победит огонь коварный тот,

Кого зовут … (пожарный)

Ходит в белом колпаке

С поварешкою в руке.

Он готовит нам обед:

Кашу, щи и винегрет. (повар)

Нахожусь всегда в полёте

В белоснежном самолёте.

Прессу, кофе предлагаю.

Я воздушная принцесса

И зовусь я … (стюардесса)

За прилавком магазина

Где красивая витрина,

Покупателей он ждет

И товары продает. (продавец)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит. (строитель)

Целый день сегодня шью.

Я одела всю семью.

Погоди немножко, кошка, —

Будет и тебе одёжка. (швея)

Если заболело ухо,

Если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плач…

Ведь тебе поможет…(врач)

Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель.

Это тетя. (воспитатель)

У меня есть карандаш,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник,

Потому что я… (художник)

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит… (шофер)

На посту своем стоит,

За порядком он следит.

Строгий смелый офицер.

Кто он? (Милиционер)

Он работает, играя

(Есть профессия такая).

Он на сцене с давних пор.

Та профессия… (актер)

Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз – и помнит вас! (фотограф)

Сотни писем, телеграмм

Он разносит по домам.

А в конвертах голубых -

Вести от друзей, родных

Все из нашего района

Уважают … (почтальона)

Воспитатель:

- О труде и об отношении к труду в народе сложено немало пословиц.

- Как вы понимаете данные пословицы?

Всякий человек по делу узнаётся.

У плохого мастера всегда инструмент виноват.

Не говори, чему учился, а покажи, чему научился.

Не худое ремесло, кто умеет сделать и весло.

Терпенье даёт уменье.

Кто за всё берётся, тому ничего не удаётся.

Люби дело - мастером будешь.

Мастером нельзя родится, мастерству надо учиться.

Умение везде найдёт применение.

Динамическая пауза

«Если хочется тебе, то делай так!»

Хочешь стать ты гитаристом, делай так…

Хочешь стать ты пианистом, делай так…

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так…

Хочешь стать ты маляром, то делай так…

Хочешь поваром ты быть, то делай так…

Если нравится тебе, то и других ты научи,

Если нравится тебе, то делай так…

Игра «Кто так говорит?»

- Сейчас я буду произносить фразу, а вы должны вспомнить и сказать: человек какой профессии так говорит:

«Кому добавки?» (повар)

«Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог)

«Большое спасибо за покупку» (продавец)

«Вам посылка, распишитесь» (почтальон)

«В мою сеть попало много рыбы» (рыбак)

«Тема сегодняшнего урока «Полезные ископаемые» (учитель)

«Присаживайтесь, как будем стричься?» (парикмахер)

«Бюро находок».

- Человеку какой профессии принадлежат эти вещи?

(на экране слайды с изображением предметов)

1. Кисточка, карандаш, краски. (художнику)

2. Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы. (швее)

3. Ручка, тетрадь, книга. (учителю)

4. Молоток, гвозди, долото, отвёртка. (плотнику)

5. Лампочка, розетка, индикатор. (электрику)

6. Письма, газеты, сумка (почтальон)

7. Градусник, шприц (врач)

8. Расческа, ножницы (парикмахер)

9. Парик, костюм (актер)

Стихотворение Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?»

(читает подготовленный ученик)

У каждого дела запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идёшь мастерской-

Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Куртка шофёра пахнет бензином.

Блузка рабочего – маслом машинным.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате – лекарством приятным.

Рыхлой землёю, полем и плугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только бездельник не пахнет никак!

Сколько ни душится лодырь богатый,

Очень неважно он пахнет, ребята!

Воспитатель:

Сегодня вы еще немного расширили свои знания о разных профессиях.

Выбор будущей профессии – задача нелегкая. Профессия должна приносить удовольствие и при этом соответствовать вашему типу характера и мышления.

В заключении я хочу вам привести несколько мудрых изречений, которые помогут вам сделать в будущем правильный выбор:

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека (Древнеримский философ)

«Человек без улыбки на лице не должен открывать свой магазин»

«Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений»

«Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец» (И. А. Крылов)

Итог

Прикреплённые файлы:

Мероприятие для воспитанников школы-интерната «Мы за здоровый образ жизни»
Мероприятие для воспитанников школы-интерната «Мы за здоровый образ жизни» Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Эммаусская школа-интернат».

Открытое внеклассное мероприятие для воспитанников школы-интерната «Лев Толстой для детей»
Открытое внеклассное мероприятие для воспитанников школы-интерната «Лев Толстой для детей» Цель: - продолжать знакомить воспитанников с творчеством известного русского писателя Л. Н. Толстого, расширять знания о жизни и творчестве.

Открытое внеклассное занятие для воспитанников школы-интерната «Приготовление бутербродов»
Открытое внеклассное занятие для воспитанников школы-интерната «Приготовление бутербродов» Цели: - Познакомить воспитанников с историей возникновения бутербродов; с видами бутербродов, технологией их приготовления; способами оформления;.

Открытое внеклассное занятие для воспитанников школы-интерната «Изготовление открытки к 8 марта»
Открытое внеклассное занятие для воспитанников школы-интерната «Изготовление открытки к 8 марта» Цель: - учить приему изготовления открыток, повторить свойства бумаги, правила работы с ножницами и клеем; - развивать умения самостоятельно.

Презентация для воспитанников школы-интерната «Дикие животные леса» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию презентацию "Дикие животные леса". Данную презентацию можно использовать на внеклассных занятиях.

Презентация для воспитанников школы-интерната «Приготовление бутербродов» Представляю Вашему вниманию презентацию для воспитанников школы-интерната на тему: «Приготовление бутербродов» Данная презентация поможет.

Презентация для воспитанников школы-интерната «Заочная экскурсия в Ясную Поляну» Цели и задачи: - познакомить воспитанников с музеем-усадьбой Л Н. Толстого, его бытом и окружающей природой. - создать настроение, которое.

Сценарий праздничной линейки, посвященной празднику «Первого звонка» для воспитанников школы-интерната
Сценарий праздничной линейки, посвященной празднику «Первого звонка» для воспитанников школы-интерната Цель: создание праздничного настроения. (Звучат фанфары) Ученик 1: Лето закончилось, осень пришла, Праздник с собою к нам привела. Школа.

Сценарий внеклассного мероприятия для воспитанников школы-интерната «Театр и дети»
Сценарий внеклассного мероприятия для воспитанников школы-интерната «Театр и дети» Цель: Приобщить детей к театральной культуре. Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

Внеклассное занятие в начальной школе по профориентации, 4 класс «В мире профессий» Цель: Формирование у учеников представления о многообразии профессий. Задачи: 1. Активизировать, закрепить, уточнить и пополнить уже имеющиеся.


Лузина, О. В. Система профориентационной работы в ГКОУ СО «Краснотурьинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 6» как одна из форм выработки мотивации к дальнейшей трудовой деятельности выпускников / О. В. Лузина, Е. А. Рыжова, А. В. Зезюльчик. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 128-132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3675/ (дата обращения: 26.05.2021).

В настоящее время возникает острая проблема в выборе профессии не только нормально развивающимися школьниками, но в большей степени и умственно отсталыми выпускниками.

Профориентация по Н. Ф. Зиру — это научно обоснованная система социально экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;

неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

Вопрос профориентации учащихся интересов многих педагогов и психологов: Турчинская К. М., Виноградова М. Д., Чистякова С. Н., Дульнев Р. М., Синев В. Н. и др.

Изучая особенности личностного развития выявлено, что существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.

Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся вспомогательной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

Поэтому профориентационная работа в коррекционной школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.

В ГКОУ СО «КСКОШИ № 6» профоринтационная работа реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников за счет организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.

Развивать у обучающихся, воспитанников способность к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

У учащихся с помощью активных средств профессиональной деятельности необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание роли труда в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.

Формировать осознание интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

Формировать представление о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

В ГКОУ СО «КСКОШИ № 6» на протяжении долгого времени функционирует слаженная система профориентационного обучения в тесном взаимодействии с профессиональным техническим училищем города Краснотурьинска, с профессиональными училищами области, с Центром занятости населения. Обучающиеся в стенах школы получают начальное допрофессиональное обучение по следующим направлениям и специальностям:

Швейно — мастерское дело (ШМД).

С 5 классов в рамках ПМПк школы решается вопрос о приоритетных направлениях профессионального обучения с учётом психофизических особенностей учащихся.

Разделение труда на мальчиков и девочек происходит в рамках школьного консилиума.

На школьном консилиуме рассматриваются психофизические особенности учащихся, и учитывается востребованность на рынке труда. В процессе школьного обучения с 5 класса учащиеся проходят обучение по всем профилям, обучаясь элементарным приемам и навыкам, необходимым для данной профессии, т. е. все мальчики, посещают столярное дело, швейно — мастерское дело, штукатурно-малярное дело, сельхоз труд, а девочки посещают младший обслуживающий персонал (МОП), сельхоз труд и швейно-мастерское дело.

С 8 класса рассматриваются приоритетные направления профильного обучения детей, основываясь на их психофизических особенностях, с учетом особенностей, потребностей рынка и в дальнейшем рассматривается перспектива обучения в лицее города Краснотурьинска и в других профтехучилищах Свердловской области.

В школе работают профильные кружки «Волшебный лоскуток», «Мы все можем», «Очумелые ручки» и «Цветоводство», данные кружки способствуют личности ребёнка, творческих способностей, а также способствуют профориентационной работе.

На территории образовательного учреждения имеется садовый участок для организации обучения трудовому профилю сельскохозяйственный труд. На садовом участке находиться теплица. Учащиеся под руководством учителя высаживают рассаду (томаты, огурцы, капусту, морковь и т. д.) и высаживают картофель. Во время летней трудовой практики учащиеся с 7 по 9 классы помогают в ремонте школы, уходу за растениями, уходу за садовым участком, ремонт мебели.

В рамках профориентационной работы организованы стенды профориентации, «Лучшей по профессии» — сменяемость один раз в месяц, «Куда пойти учиться», «Вести с рынка труда». В образовательном учреждении организован кабинет по профориентационной работе, где организуются системная профориентация с учащимися, встречи с представителями разных специальностей и беседы с учащимися.

В настоящее время к проблеме профориентационной работе включён и педагог-психолог, который активно принимает участие в анкетировании учащихся и тренингах.

В системе профориентационной работы участвуют классные руководители, и педагог обществоведения в рамках данного предмета проводится ознакомление с трудовым правом, правами и обязанностями работника и работодателя, и нормативными документами.

По данным катамнеза за последние пять лет с 2006–2011г., 90 % учащихся успешно трудятся на предприятиях города.

Приведем пример профориентационной работы на примере организации деятельности в 7 и 9 классах.

Читайте также: