Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе

Опубликовано: 01.07.2024


Проверочная работа по теме "Чему учит экономика". Окружающий мир. 3 класс.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме

«Чему учит экономика?»

1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

o Каменный уголь, поваренная соль.

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

o Оловянная и медные руды;

o Каменный уголь, природный газ;

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

o Мрамор, гранит;

o Природный газ, нефть;

5. Зачем мы собираем металлолом?

o Сохраняем запасы руды;

o Очищаем территорию от мусора;

o Участвуем в соревновании между классами.

6. Укажите строчку, в которой правильно указаны основные отрасли растениеводства:

o Полеводство, овцеводство, кактусоводство;

o Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;

o Полеводство, овощеводство, оленеводство.

7. Укажите строчку, в которой правильно указаны главные зерновые культуры:

o Картофель, подсолнечник, лён, земляника;

o Кабачок, патиссон, огурец, капуста;

o Овёс, рожь, ячмень, пшеница.

8. Укажи строчку, в которой правильно указаны плодовые культуры:

o Капуста, картофель, лён, овёс;

o Лук, чеснок, перец, апельсин;

o Яблоня, груша, черешня, малина.

9. Какие вы знаете сельскохозяйственные профессии?

o Ткач, газосварщик, геолог;

o Комбайнёр, овощевод, хлопкороб;

o Инженер, механик, докер.

10. Что даёт животноводство людям?

o Мясо, шерсть, пух, кожу;

o Фрукты, овощи, злаковые культуры;

o Хлопок, лён, кормовые травы.

11. Домашние сельскохозяйственные животные – это:

o Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые;

o Звери, птицы, земноводные, рыбы;

o Птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы.

12. Домашние птицы – это:

o Фазаны, куропатки, страусы;

o Павлины, орлы, беркуты;

o Индейки, куры, гуси.

13. Для корма домашним животным заготавливают:

o Картофель, зерно, тимофеевку;

o Арбузы, дыни, тыкву;

o Василёк, подснежник, гиацинт.

14. Какая цепь питания является правильной.

o Сосна - жук короед - дятел;

o Заяц - мокровка - волк;

o Трава - лягушка - аист.

15. Что такое бартер?

o Процесс купли-продажи товара;

o Прямой обмен одних товаров на другие;

o Один из видов дохода.

16. Что использовалось раньше в качестве денег?

o Телевизоры и чайники;

o Морские раковины, шкурки пушных зверей;

o Рисунки на бумаге.

17. Из чего складывается бюджет?

o Из зарплаты и стипендии;

o Из доходов и расходов.

18. Из чего складываются доходы государственного бюджета?

o Из заработной платы граждан;

o Из доходов предприятий и фирм;

o Из налогов граждан и предприятий.

19. Что такое гонорар?

20. Выигрыш по лотерейному билету – это:

o Не доход и не расход, так как не может быть запланирован.

21. Вещи и предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности, называются:

22. Всё, что сделано руками человека, называется:

o Природные богатства;

23. Отрасль промышленности металлургия обеспечивает экономику:

o Машинами и механизмами;

o Выплавкой стали.

24. Авторское вознаграждение – это:

25. Наука экология помогает:

o Делать экономику более безопасной для людей и природы;

o Подсчитать экологический ущерб.

Ответы на вопросы:

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.

Частые поездки по территории Советского Союза, длительные походы по тайге и по горам, вечерние посиделки у костра с гитарой, ночёвка в палатке. Такой в некотором роде романтический стереотип складывался у многих, не имеющих отношения к природоресурсному сегменту жителей СССР.

Геологи представлялись многим бородатыми мужчинами в свитерах, пережившими кучу приключений и повидавшими отдалённые уголки Родины. Ещё 40 лет назад мальчишки в школах не стеснялись говорить, что хотят стать геологами, а девочки не имели ничего против в будущем связать с ними свою жизнь брачными узами.

Прошла перестройка, СССР распался, молодое поколение хотело стать сплошь бизнесменами. Геология, как наука, теряла свою популярность. Изучать природные богатства планеты в России желали всё меньше подростков. Даже сейчас, согласно проведённому в 2016 году социологическому опросу, львиная доля парней желают работать в силовых структурах. Между тем, геологи остаются чрезвычайно востребованными.

Без геологоразведки не начинается разработка месторождений. Да, кажется их осталось не много, все территории уже исходили многочисленные экспедиции. Но на самом деле нет-нет, да и прибывает в полку обозначенных на карте полезных ископаемых мест. И геологи продолжают уезжать на вахты на длительное время по разным уголкам страны.

Финансовая сторона

И правда, по сравнению с временами существования СССР, неизведанных троп практически нет. Новые месторождения (по крайней мере, нефти и газа) практически не ищут, предпочитая осваивать уже известные. К тому же бизнес и государство длительное время экономили на НИОКР. По данным итогового доклада «О результатах и основных направлениях деятельности Роснедр за 2015 год и задачах на 2016 год», научно-технологическое обеспечение геолого-разведывательных работ в 2015 году выполнялось по 25 базовым темам с объёмом финансирования 138,2 млн рублей. Недропользователи вложили в геологоразведку куда больше — 299 млрд рублей, из которых 270 млрд выделили компании нефтегазового сектора.

На 2017 год Роснедра объявили конкурс на 38 объектов для предоставления в пользование в целях геологического изучения. При этом все работы по ГГР на этих участках должны проходить за счёт средств недропользователей. Вряд ли в текущих экономических условиях можно ожидать резкого увеличения инвестиций.

Ладно хоть современным геологам не приходится прозябать в бедности.

По российский меркам, достаток специалистов не так уж мал. По данным портала trud.com, средняя заработная плата геологов в стране составляет 42 000 рублей. Причём, доход зависит от региона. Например, в Мурманской области специалистам платят 200 000 рублей, в Магаданской — 93 500 рублей, в Томской — чуть больше 52 000 рублей. По состоянию на 7 февраля 2017 года в России было открыто 341 вакансий по профессии геолог.

Для 53,1% открытых вакансий работодатели указали заработную плату в размере 8 000-40 400 рублей, 32% объявлений — зарплату 40 400–72 800 рублей и 10,3% — зарплату 72 800–105 200 рублей.

Да, если сравнивать с другими странами, то российские геологи окажутся низкооплачиваемыми. Во многих развитых странах специалисты этой профессии получают от 30 000 до 50 000 долларов за одну экспедицию.

Нашёл, разведал, в лабораторию

Схема работы современных геологов практически не изменилась. После анализа предыдущих работ на определённом участке и получения лицензии на работу на перспективной площадке, геологи ищут ископаемые в полях. В случае успешного результата начинаются разведочные работы. Современные технологии, конечно, облегчили жизнь специалистам.

Немногим проще обстоят дела у геологов-нефтяников — они чаще занимаются построением карт, используя информацию, полученную от геофизиков, изучают геологическое строение месторождений углеводородов, создают двух- и трёхмерные геологические и гидродинамические модели, подсчитывают запасы углеводородов, занимаются геолого-технологическое обоснованием выработки запасов углеводородов, геологические сопровождением бурения скважин и разработки залежей нефти.

По-прежнему геологи работают в связке с теми, кто на основе их информации создаёт геологические модели для территорий — геофизиками . И, как десятки лет назад, представители обеих профессий относятся друг к другу без особой любви. Одни требуют денег за исследования, другие считают, что их обманывают. Но продолжают сотрудничать.

Я б в геологи пошёл…

Как мы упоминали выше, потребность в геологах есть. Другой вопрос, что зачастую требования к выпускникам предъявляют завышенные. К счастью, так поступают не все компании. Однако в России система устроена так, что молодым специалистам в основном предлагают работу за копейки. По крайней мере, пока не получат несколько лет опыта в экспедициях. Это становится одним из отталкивающих от получения профессии факторов.

Чиновники признают, что у молодого поколения отсутствует мотивация идти в геологи, что учебные заведения плохо взаимодействуют с успешно работающими научными и производственными геологическими организациями и компаниями-недропользователями. Более того, в России отсутствуют образовательные программы, отвечающие современным требованиям, а номенклатура специальностей подготавливаемых специалистов не соответствует реальным потребностям отрасли.

Собственно, и сами учебные заведения бьют тревогу. Так, на геологическом факультете Северо-Восточного государственного университета в 2014 году на бюджетной основе обучалось всего шесть первокурсников.

В последнее время ситуация начала выравниваться. К геологии пытаются возродить былой интерес. Например, Сибирский федеральный университет вместе с музеем геологии Центральной Сибири в 2015 году открыли школу юного геолога . Сотрудники института горного дела, геологии и геотехнологий СФУ и педагоги музея дважды в неделю в увлекательной и доступной форме знакомили школьников 4-11 классов с тайнами недр и возникновением жизни на земле. Правда, проект просуществовал всего один сезон. Теперь музей просто приглашает школьников на экскурсии.

Ещё одной причиной отсутствия престижности как геологии, так и геофизики, является отношение преподавателей к обучению студентов. Дело в том, что в последние годы большая часть поступающих на эти специальности молодых людей, идёт туда чтобы просто получить хоть какой-то диплом. Естественно, они вовсе не хотят учиться, не хотят работать по профессии. Некоторые преподаватели видят отсутствие блеска в глазах и также без энтузиазма подходят к «просветительскому» процессу.

«На мой взгляд, основная преграда между молодыми людьми и геофизикой заключается в закоренелом стереотипном образе, который сложился от неясного понимания, чем же занимаются геофизики.

В представление молодёжи сугубо мужская профессия геофизика предполагает длительные выездные командировки в районы, где не ступала нога человека.

На самом деле все далеко не так.

Безусловно, без полевой работы не обходятся не одни геофизические работы, сопряжённые с длительными командировками вдали от дома.

Однако стоит учесть, что современная геофизика не заканчивается на получении полевого материала. Венцом работы геофизика является геолого-геофизический отчёт, который в свою очередь пишется группами в «камералках», в кабинетах.

Что касается прекрасных дам, то в наше время женщины наравне с мужчинами работают на разных стадиях геолого-геофизических работ.

Популярность геофизики смогло бы возродить понимание молодёжи, что профессия не только востребована, но и способна дать карьерные перспективы, заложить крепкий фундамент для личностного развития, а в перспективе предлагает высокий уровень материального достатка.

Самым же важным является то, что геофизики не занимаются «пустым» трудом. Быть геофизиком — это вносить огромный вклад в развитие не только своего региона, но и страны в целом», — считает Ростислав Орлов.

Куда пойти, куда податься?

Однако не всё так печально. Есть среди молодого поколения те, кто действительно хотят посвятить себя изучению недр земли. Именно на них опытные геологи возлагают надежды на популяризацию профессии. Мы попросили наших экспертов дать юным падаванам наставления.


Геология появилась еще в глубокой древности, когда первобытные люди пытались мастерить разного рода орудия труда для добычи пропитания. А материалов, как мы знаем, тогда было не очень много, поэтому нужно было правильно выбирать камни, чтобы в самый ответственный момент самодельные молот и копье не рассыпались.

Однако первые записи о геологии появились лишь в работах Пифагора в 570 году до н.э. Это время и принято считать точкой отсчета профессии геолог. Но только лишь с 1657 года начались длительные научные экспедиции по поиску полезных ископаемых. Прошло достаточно времени с момента открытия этой профессии, и накопилось много материалов для изучения. В наши дни профессия геолог очень востребована: проводятся экспедиции, открываются институты, ведутся исследования для того, чтобы узнать, где еще под толщей земли спрятаны такие нужные человеку природные ресурсы.

Специализации

В геологии существует несколько направлений, на которых могут специализироваться геологи.

Геолог-нефтяник изучает залежи нефти и газа. Он проводит разведку местности, готовит оборудование для пробного бурения, проводит лабораторные исследования, а уже после оценивает результаты работы, и если месторождение не найдено, определяют новую точку для исследования. Сейчас эта специальность очень востребована, так как Россия - основной экспортер нефти и газа в Европе.

Инженер-геолог – это специалист, который ведет инженерно-геологические изыскания в строительстве. Также он занимается отбором и испытаниями грунта при возведении зданий, обследует сооружения на предмет трещин, перекосов и разрывов сейсмопояса. Сейчас эта специальность очень актуальна, так как во всем мире непрерывно идет строительство многоквартирных домов, промышленных зданий и инфраструктурных сооружений.

Техник-геолог занимается изучением движения земной коры и исследованием недр Земли. Он анализирует местность, проверяя, могут ли быть на этом участке залежи полезных ископаемых, делает замеры, исследования и наблюдает за опытными образцами грунта и минералов, а также делает описание этих образцов.

Плюсы

О работе геолога говорят, что эта одна из самых романтичных профессий. С этим трудно поспорить, ведь один из плюсов профессии геолог - частые путешествия: в экспедициях геологи посещают множество уголков нашей необъятной планеты.

Романтизма профессии добавляют ответственность и выдержка. Работа в разных природных и климатических условиях помогает натренировать терпение, выдержку, ответственность и проверить себя на прочность.

Высокая оплата труда - еще один плюс профессии геолог. Заработная плата специалистов доходит до 150 тысяч рублей в месяц.


Минусы

Несмотря на романтику, у профессии геолог есть свои минусы.

Отсутствие комфортных бытовых условий. В экспедициях геологи часто живут в лесу в палатках по несколько недель, поэтому тем, кто любит комфорт, в «полях» будет не комфортно.

Вахтовый метод работы. Не каждому он подойдет, тем более, если есть семья и дети.

Тяжелые условия труда. Нужно много ходить по лесу, по горам, по пересеченной местности с тяжелым оборудованием.

Где получить образование

Учебные заведения

В техникумы и колледжи можно поступить на базе 9 класса только на очную форму обучения. После 11 класса предусмотрено очное и заочное обучение.

Московский геологоразведочный техникум, факультет геологической съемки, поиска и разведки полезных ископаемых. Для поступления нужны результаты экзаменов по русскому языку, математике и физике. Срок обучений 3 года 10 месяцев. Предусмотрены бюджетные места, но можно учиться и на контрактной основе.

Многопрофильный колледж Тюменского государственного нефтегазового университета, факультет геологии и разведки нефтяных и газовых месторождений. Для поступления требуются результаты госэкзамена по русскому языку и математике. Стоимость обучения от 75 тысяч в год.

Факультет среднего профессионального образования Иркутского национального исследовательского технического университета. При поступлении достаточно результатов экзамена лишь по русскому языку и математике, стоимость обучения от 71 тысяча в год. Предусмотрены бюджетные места.

Курсы

Курсы повышения квалификации проводят центры дополнительного образования. Вот некоторые из них.

Центр дополнительного образования менеджмента качества и маркетинга института геологии и нефтегазовых технологий. Для того что бы пройти курсы повышения квалификации, необходимо иметь профильное образование геолога. После прохождения курсов участникам выдается сертификат.

Межрегиональный центр дополнительный профессионального образования. Здесь же могут пройти курсы повышения квалификации геологи. Эти курсы можно пройти как онлайн, так и в очной форме.

Востребованность

Устройство на работу и карьера

Во время обучения обычно предусмотрены полевые практики и стажировки на крупных месторождениях, поэтому после окончания вуза многие выпускники уже имеют практические навыки и могут пойти работать техником-геологом.

Можно построить успешную карьеру в научной среде, отучившись в аспирантуре, защитив диссертации и став исследователем и преподавателем.

Уровень зарплаты

Перспективы в будущем

Артем Васильченко, заместитель начальника отдела геологических работ ООО «ГеолХимПроект»:

– Прелесть профессии, равно как и ее недостаток, – в многообразии вариантов трудоустройства. Можно пойти в инженерную геологию – участвовать в изысканиях под строительство. Можно вахтой на Дальний Восток – ехать за туманом и искать золото. А можно в шахте за углем или рудой гоняться. Кто-то уходит в нефтяную геологию, а некоторые остаются преподавать на родных кафедрах в аспирантуре. Тут каждый сам решает, с чего начинать и куда в последующем стремиться, но почти в 90% случаев придется хоть немного поработать «в полях» и набрать опыта и исходных материалов.

Специфика работы геолога в том, что ты постоянно мыслишь категориями происхождения, преобразования и взаимосвязей пород и полезных ископаемых, с которыми работаешь, а также не забываешь что в итоге все выполненные изыскания будет необходимо защищать перед государственными органами (ГКЗ, Росгеолфонд, Ростехнадзор и други).

Мне профессия нравится за то, что при постоянном поиске новых знаний и умении ладить с людьми ты гарантированно можешь дорасти до весьма приличных должностей и интересных объектов работ, но это, наверное, как и в любой другой профессии.

Автор учебника Г.Г. Ивченкова УМК «Планета знаний»


Образовательные цели:

1. Обобщать знания, полученные из разнообразных источников.

2. Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых.

3. Обобщить знания учащихся о разнообразии окружающей нас природы.

Воспитательные цели:

1. Развивать любовь и уважения к окружающему нас миру.

2. Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе.

Развивающие цели:

Развивать коммуникативные отношения учащихся.

Самостоятельная работа по карточкам

Слушает объяснения учеников

Отвечают на вопросы

4.Рефлексия. подведение итогов

Оборудование: полезные ископаемые из раздаточного материала для начальной школы (железная руда, гранит, нефть, каменный уголь), кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых).

Ход урока

1. Постановка цели урока

- Сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные знания, выясним для чего нужно бережно относится к полезным ископаемым.

Для этого вы самостоятельно изучая учебный материал на с45-48 и дополнительную информацию на листах , отвечаете на вопросы теста.

Уровень А

1.Природные богатства , которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве называют_____________________________________________

2. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

3. На какие группы можно разделить полезные ископаемые?

1) строительные, горючие, руды, удобрения

2) горючие, руды, удобрения

3) удобрения, строительные, руды

4. Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

1) песок, глина, гранит, известняк

2) гранит, торф, магнитный железняк

3) каменный уголь, поваренная соль

5.Какие из полезных ископаемых служат топливом?

1) оловянные и медные руды

2) каменный уголь, природный газ

6. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

1) мрамор, гранит

2) природный газ, нефть

7. Зачем мы собираем металлолом?

1) мы сохраняем запасы руды

2) очищаем территорию от мусора

3) участвуем в соревновании между классами

Уровень В

1. Каменный уголь, нефть, торф, природный газ называют горючими ископаемыми, так как они

2. Определи свойства полезных ископаемых. Соедини стрелкой.

Уголь маслянистая жидкость, тёмно-бурого цвета, похожа на дёготь

Торф чёрного цвета, твёрдый, хрупкий, тяжелее воды

Нефть плотный, буро-коричневый, не блестит, в воде не растворяется

3. Основные свойства угля, нефти, торфа

4. Чем руды отличаются от других полезных ископаемых?

3) содержат металлы

5. Из какого полезного ископаемого получают металлы?

3) магнитный железняк

Уровень В

1.Что произойдёт ,если в стакан с водой налить немного нефти?

1) нефть растворится в воде

2) нефть опустится на дно

3) нефть будет плавать по поверхности воды

2.Сравни свойства торфа и нефти

(твёрдое, жидкое, газообразное)

Легче или тяжелее воды

3. Отгадайте кроссворд

Кроссворд

По горизонтали
1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек?

Глина


2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор


3. Какое слово пропущено в пословице «Куй . пока горячо».

Железо


4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля.

Торф


5. Образуется при разрушении гранита и кварца.

Песок

По вертикали
1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? Гранит


2. Без него не может обойтись учитель на уроке.Мел


3. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности - мел, мрамор. Известняк


4. это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.

- Какие вы полезные ископаемые знаете?

- Почему их называют полезными ископаемыми?

- На какие группы можно разбить полезные ископаемые?
-Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?
-Как вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?

Далее по заданиям теста.

Практическая работа .Сравните предметы из разных металлов ( алюминиевая, золотая, серебряная ложка) по цвету, запаху, цвету, наличию блеска. Сделайте вывод.

Итог
На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства. Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком! А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? - Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь.

Дидактический материал Приложение к уроку

Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Большое скопление полезного ископаемого в земле называется месторождением. Полезные ископаемые добывают в карьерах или шахтах. Карьер? Большое углубление в земле, образуется при добыче полезных ископаемых, залегающих неглубоко — сверху. Если полезное ископаемое залегает глубоко, то его добывают в шахтах. В шахтах работают шахтёры. Труд шахтёров очень почётен , но и опасен.

Полезные ископаемые можно разбить на 4 группы

  1. строительные –гранит, песок, глина, известняк, мрамор, мел
  2. горючие(топливо)—нефть, природный газ, торф, каменный уголь
  3. руды ---магнитный железняк, бурый железняк, цветные руды(свинец, боксит-алюминий, медные руды)
  4. удобрения -- калийная соль, апатиты.

Гранит - одно из самых распространённых полезных ископаемых на земле и часто образует целые горы. Гранит — слово не русское (итальянское) и переводится как «зернистый». Зёрна, из которых состоит гранит, это кварц, полевой шпат и слюда - они разного цвета. При разрушении гранита из кварца образуется песок, а полевой шпат и слюда превращаются в глину, которых много на земле. Песок и глина-это остатки разрушенных гор. Гранит очень крепок и поэтому широко применяется при строительстве мостов, зданий, дорог, памятников.

Железную руду добывают в шахтах или карьерах, откуда она привозится в доменные печи, где из неё выплавляют чугун. Затем чугун поступает в мартеновскую печь, где из него варят сталь. У мартенов работают сталевары. Труд сталевара очень тяжёл. Из готовой стали на заводах делают: станки, рельсы, поезда, автомобили, части самолётов, тракторы, комбайны, трубы, посуду, оружие и многие другие нужные предметы. Скопления руды в земле называются месторождением. Поиском месторождений занимаются геологические экспедиции. Геолог — очень нужная и интересная профессия.

Каменный уголь образовался миллионы лет назад из остатков отмерших растений. За твёрдость его называют каменным. Каменный уголь добывают в карьерах или шахтах в зависимости от глубины его залегания в земле. Работа шахтёров очень нужна людям, но она очень опасна. Чаще всего он имеет чёрный цвет. Довольно твёрдый, но хрупкий - при ударе разбивается на куски. Главное свойство каменного угля - он хорошо горит, выделяя много тепла, каменный уголь используется как топливо для получения тепла и электроэнергии.

Нефть Люди издавна находили в земле и на её поверхности тёмную маслянистую жидкость, которую на Руси называли «земляной дёготь» за сходство с дёгтем, получаемым из берёзовой коры. Эту жидкость использовали для смазки (осей телег, обуви), употребляли даже как лекарство. Жидкость эта хорошо горит, поэтому с древнейших времён применялась на войне, где зажигательными стрелами и бомбами поджигались укрепления неприятеля. Это была нефть.
Нефть — жидкость бурого или тёмного цвета, с резким запахом, она легче воды, но главное её достоинство — она хорошо горит, за что её и ценят.
Добывается нефть нефтяниками под землёй, откуда её по скважинам выкачивают насосами — качалками. Главным образом нефть идёт на изготовление горючего для машин: бензин, керосин, солярка, а также масел для смазки деталей. Из нефти также делают спирт, различные пластмассы, удобрения, полиэтиленовые плёнки, краски, ткани, одежду и даже взрывчатку для бомб и снарядов.

Известняк встречается в природе в виде залежей мела, мрамора. Белая кристаллическая порода.

– Полезные ископаемые – это богатство Земли. В нашей стране добывают свыше 80 разных видов полезных ископаемых. Но запасы их в недрах Земли не являются безграничными. Со временем они могут исчерпаться. А потому тратить их необходимо экономно. Бережливое отношение к полезным ископаемым – это бережливое отношение к вещам, которые из них изготовлены и построены. Человек получил в дар подземные богатства: из полезных ископаемых состоят некоторые горы, в недрах земли есть целые моря и реки нефти, пустоты заполнены газом, подземные дворцы полны каменного угля. Человек использует их. Как вы думаете, может ли он опустошить все подземные кладовые?

Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении. Все полезные ископаемые в нашей стране подлежат охране. Наше государство заботится о сохранении природных богатств для будущих поколений. Добытые полезные ископаемые полностью используются. Места, где залегают полезные ископаемые, оберегаются от пожаров, затоплений.

– Почему нужно беречь полезные ископаемые? (Количество полезных ископаемых постепенно уменьшается, а их запасы в недрах земли не пополняются).

VII. Закрепление изученного материала.

Тест

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину; б) гранит, торф; в) уголь, соль.

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда; б) уголь, торф; в) известняк, газ.

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

а) гранит, песок; б) уголь, руда; в) нефть, газ.

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители; б) геологи; в) шахтёры.

Ответы: 1-а. 2-б. 3-в. 4-б.

VIII. Итоги урока.

– А теперь я напомню вам вопрос, который задала в начале нашего урока: «Почему “полезные ископаемые” так называют?» (Выслушива-ются ответы учащихся.)

Домашнее задание:учебник,с. 46–50 (читать); подготовить сообщение о полезном ископаемом, добываемом в вашем крае.

О полезных ископаемых

Гранит– горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого, розового, красного цветов), полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. Слово «гранит» происходит от слова «гранум» – в переводе «зерно», то есть гранит состоит из отдельных зёрен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли. Очень прочный. Хорошо полируется.

Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.

Известняк– это обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо увидеть в известняке-ракушечнике. Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.

Особая разновидность известняка – мел, самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.

Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки,
и слышится шипение.

Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.

Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделке тротуаров.

Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.

Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.

Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1 тонны нефти расходуется 2–3 тонны каменного угля; например, ЮАР практически полностью обеспечивала себя топливом за счёт этой технологии. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также в качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.

Глина – бывает белая, красная, коричневая, серая. Непрозрачная, твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Глина – осадочная порода. Она, как и песок, образуется в результате выветривание различных горных пород, но осаждается на дне морей и озёр. Образуется при разрушении различных горных пород, например гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий: кирпича, черепицы, посуды. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Техническая керамика – большая группа керамических изделий и материалов, получаемых термической обработкой массы заданного химического состава из минерального сырья и других сырьевых материалов высокого качества, которые имеют необходимую прочность, электрические свойства.

Производство цемента.

Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств.

В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.

Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).

Песок– это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2 мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у него бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый; жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Песок представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего песок образуется из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно в песке больше всего кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавлении металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Используется в строительстве.

Железная руда – черного цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Особое свойство – плавкость. Из неё выплавляют металлы.

Нефть – жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо – бензин, керосин, машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть, люди строят буровые вышки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным путепроводам она поступает к местам переработки и потребления.

Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.

Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, красителей и др.

Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось черного золота?

В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от автомобиля – ведь бензин, без которого «железный конь» не смог бы бегать, делают из нефти. Да и не только он – практически любое современное транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам – авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам – дизельное топливо, кораблям – мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью.

Из нефти делают типографские краски – значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино у нас тоже не было бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они – продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии – вот что такое мир без нефти.

Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей – все это тоже исчезло бы с витрин магазинов.

Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть – это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир – это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.

Урок 45. Растениеводство

Цели деятельности учителя:

Образовательная: создать условия для формирования у учащихся понятий о приемах обработки почвы под весенний посев, о способах размножения овощных культур и о посадке овощей семенами.

Развивающая:способствовать развитию образовательной, социально-трудовой и коммуникативной компетентностей учащихся; формированию навыков работы ручными сельскохозяйственными инструментами при посеве овощей; актуализации и обобщению жизненного опыта учащихся.

Воспитательная:создать оптимальные условия для воспитания у учащихся уважения к труду, желания участвовать в трудовом процессе.

Оборудование: гербарий культурных растений, картинки с растениями; блюдца с крупами (гречневой, рисовой, ячневой, перловой и т. д.); тесты.

Читайте также: