Менеджер артиста что за профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Музыкальный менеджер – продюсер, психолог, творческий человек и управленец в одном флаконе. Он занимается продвижением звезд, принимает участие в формировании репертуара и благоприятной репутации.

Музыкальный менеджер – специалист, выполняющий продвижение талантливых людей в мире шоу-бизнеса. Певец, музыкант или композитор отвечают за творческую часть работы, менеджер – за установление деловых контактов. Музыкальный менеджер должен иметь высшее образование и деловую хватку. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание

В сфере шоу-бизнеса важен не только талант, но и команда, которая занимается продвижением артиста. Талантливые певцы, музыканты, композиторы нуждаются в опытном агенте, который будет заниматься урегулированием всех спорных вопросов. Именно музыкальный менеджер ищет инвесторов, он осуществляет организацию концертов и проверку исполнения райдера. Менеджер договаривается о рекламных контрактах и гонорарах, он отстаивает права музыканта и общается с прессой. Профессиональный музыкальный менеджер по совместительству является помощником, ведь творческие люди нередко впадают в депрессию, сталкиваются с кризисами и усталостью. Менеджер помогает соблюдать баланс между творчеством и частной жизнью, они может одновременно работать с несколькими музыкантами.

Особенности профессии

Музыкальными менеджерами нередко становятся выходцы из сферы шоу-бизнеса. Они могут не достичь высоких карьерных высот на сцене, однако выбирают другой способ для реализации своих управленческих и организаторских способностей. Менеджеры во всех ситуациях отстаивают права и интересы музыкантов, с которыми работают. Они обладают колоссальными деловыми связями, поэтому могут договориться о проведении концерта, рекламных публикациях и даже о создании новых творческих групп.

Музыкальные менеджеры осуществляют кастинг, например, во время выбора танцоров для шоу-программы, осветителей, гримеров и других специалистов, которые войдут в команду певца. Список обязанностей следующий:

  • поиск артистов, которые нуждаются в менеджере;
  • оказание помощи при формировании репертуара;
  • поиск инвесторов, а также сотрудничество с прессой, радиокомпаниями;
  • заключение договоров о сотрудничестве с другими звездами;
  • курирование процесса создания музыкальных клипов;
  • выбор площадок и организация концертов, контроль соблюдения райдера;
  • заключение рекламных контрактов;
  • поиск дополнительных каналов для раскрутки, например, ток-шоу или ролей в кино;
  • организация фанатских групп.


Круг обязанностей может быть более широким, все зависит от ранга звезды и требований, прописанных в контракте. Менеджеры сопровождают звезду во время всех концертов, они оказывают психологическую и мотивационную поддержку.

Плюсы и минусы

Плюсы

  1. Профессия престижная и высокооплачиваемая.
  2. Музыкальным менеджером может стать человек, который любит творчество и имеет железную деловую хватку.
  3. Огромное количество деловых знакомств.
  4. Популярность как в узких, так и в широких кругах.
  5. Менеджер может создать собственное агентство, студию звукозаписи и т. д.

Минусы

  1. Звезды подвержены профессиональному выгоранию, они могут быть капризными – все эти проблемы должен нивелировать музыкальный менеджер.
  2. Ненормированный рабочий день и постоянные стрессы.
  3. Музыкальным менеджером могут работать лишь те люди, которые имеют связи и опыт взаимодействия с шоу-бизнесом.

Важные личные качества

Музыкальный менеджер имеет безупречные вкус и слух, он отслеживает модные новинки, знает требования целевой аудитории. Имеет ярко выраженные управленческие черты, умеет урегулировать спорные вопросы, является тонким психологом. Обладает профессиональной интуицией, которая позволяет ему вычислить будущую звезду среди тысяч неизвестных музыкантов.

Обучение на музыкального менеджера

Музыкальные менеджеры являются выпускниками творческих вузов. Нередко эту профессию выбирают певцы и музыканты, которым не удалось достичь карьерных высот, а также продюсеры. Будущие менеджеры могут пройти профессиональную переподготовку по профилю «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений», срок которой составляет 1 год. Программы реализуются в бизнес-школе RMA и Институте управления и предпринимательства в социальной сфере.

Менеджмент в музыкальной индустрии представляет собой специально разработанную образовательную программу, созданную для обучения профессионалов, которые впоследствии будут заниматься управлением коммерческой деятельностью своих клиентов, давать им советы, помогающие принять правильные решения, напрямую влияющие на развитие их карьеры.

В чем заключается необходимость присутствия помощника

Современные артисты стремятся к независимости и, оценивая ситуацию, с одной стороны, их можно понять: талантливая личность вполне может без чьих-либо советов принимать такие решения, как и где нужно выступать, в какой студии записываться и с кем заключать договоры. С другой стороны, в этой рутине нет времени на творчество, ради которого все изначально затевалось. Поэтому и существует такое понятие, как менеджмент в музыкальной индустрии. Он предназначен для выполнения работы, находящейся, скажем так, за кулисами.

Творческий менеджмент

Обычно артисты без колебаний заявляют, что их помощник должен делать все. Под этим словом подразумевается продюсирование, промоушен и координирование. На деле же у большинства начинающих музыкантов в роли незаменимого менеджера выступает лучший друг или возлюбленная солиста, которые не имеют связей и опыта. Первое время такой вариант является идеальным, но в шоу-бизнесе главное – не застопориться в таком положении и как можно скорее дать о себе знать местным специалистам, которые смогут вывести музыканта на новый уровень. В противном случае, несмотря на перспективность своего таланта, вы рискуете затеряться среди других новичков. Напрашивается вывод: музыкальный менеджер – залог успешной карьеры артиста. Выбор в пользу профессионального сотрудника сделает из вас востребованную и успешную личность в данной индустрии.

Типы и особенности

Менеджер со связями помогает подписать контракт с желаемым рекорд-лейблом, размещает цифровой материал на радио и ТВ, добивается места на разогреве уже состоявшегося артиста. Но люди, занимающие эту должность, не вовлечены в ежедневные дела исполнителя из-за большого количества других клиентов.

Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии

Обязанности менеджера

Как уже ранее упоминалось, музыкальный помощник – это специалист, контролирующий все аспекты карьеры своего клиента. Обычно в вузах, которые связаны с шоу-бизнесом, есть факультет «Менеджмент в музыкальной индустрии», где студентов обучают тонкостям их будущей работы.

Первостепенной задачей заступившего на эту должность человека является выбор лейбла звукозаписи и подписание контракта с ним. Разумеется, он должен ориентироваться в юридических аспектах составления договоров.

Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии подразумевает заботу о публичном образе своих подопечных. Человек, занимающий эту должность, умеет продвигать рекламную кампанию, так чтобы имя артиста или название группы было буквально повсюду. Менеджер может вести официальные страницы музыканта в социальных сетях или же кого-то нанять.

Факультет менеджмент в музыкальной индустрии

Коммуникабельность – важнейшая черта в этой профессии. Она поможет менеджеру формировать фан-базу, вести переговоры с журналистами и темпераментными работодателями. Специализация «Менеджмент в музыкальном шоу-бизнесе» предполагает наличие у человека тактичности. То есть ему необходимо уметь деликатно сообщать информацию о негативных ситуациях и демонстрировать свое видение решения проблемы.

Рабочего графика у менеджера как такового нет. Помощники в сфере музыкального бизнеса обязаны быть готовы к общению ночью, в выходной или праздничный день.

Творческий менеджмент: разница между профессионалом и новичком

Специалист, который жаждет помочь артисту, – идеальный вариант для начинающего исполнителя. Как показывает практика, только профессиональный менеджмент в музыкальной индустрии может в значительной мере поспособствовать высокому заработку и быстрому карьерному росту исполнителя. Эта формула была многократно проверена на практике в течение нескольких десятилетий. Однако, чтобы заполучить такого специалиста, артисту необходимо по-настоящему заинтересовать его своим проектом.

Что касается новичка, то на начальном этапе карьеры поклонник или друг - очень выгодный менеджер. Но артист должен на 100% доверять этому человеку, поскольку первые шаги в бизнесе могут стать решающими. Особенно хорошо, если ваш товарищ желает помогать и продвигать себя в этой сфере как незаменимого специалиста.

Пути к профессии музыкального менеджера

Редко когда специалисты в этой индустрии работают в одиночестве, поскольку так или иначе правой руке артиста необходимы связи и минимальный опыт работы. Поэтому чаще всего менеджеры входят в штат сотрудников музыкальных агентств и лейблов.

Для начала вы можете попробовать поработать в студии звукозаписи на стажировке и окончательно определиться, хотите ли вы быть частью развлекательного бизнеса. В большинстве учебных заведений (не столь важно, что вы выберете – вуз или специализированную школу), связанных с культурой, есть курс или программа «Менеджмент в музыкальной индустрии», выпускники которой имеют больше шансов на сотрудничество с авторитетными компаниями и артистами.

Менеджмент в музыкальной индустрии

После приобретения необходимого багажа знаний следует завести и выгодно оформить необходимой информацией официальный сайт, который станет вашей визитной карточкой. Ссылкой на него вы сможете делиться с артистами, с которыми заинтересованы работать.

Процесс сотрудничества менеджера и артиста по контракту

Рассмотрим случай, когда специалист по менеджменту сам создает музыкальную группу или отдельного вокалиста. Первым этапом становится подписание договора, в котором описаны права и обязанности сторон. Отношения между артистом и менеджером во время составления контракта – это борьба личных интересов, которые позже становятся одним целым, поскольку с помощью разногласий невозможно добиться положительных результатов. С карьерой музыканта также развивается и менеджер, что приводит к повышению его заработной платы.

Программа менеджмент в музыкальной индустрии

Стандартная программа подготовки специалистов

Первое направление обучения вводит в профессию и называется «Индустрия шоу-бизнеса». На этом этапе студенты изучают:

• структуру шоу-бизнеса страны, где проходит обучение;

• взаимодействие со СМИ;

• историю и особенности музыкальных стилей;

Во второй части студенты изучают «Правовой и концертный менеджмент в музыкальной индустрии». В этот раздел также входят основы управления и проектирования бизнеса. Третье направление содержит в себе важнейшую информацию о юридических аспектах, авторских и смежных правах.

Четвертый раздел обучения – «Медиапланирование, маркетинг и пиар в индустрии развлечений»:

• продвижение новых артистов;

• финансы и налоги в музыкальной индустрии;

• работа со спонсорами.

Шестая часть обучения посвящена концертной деятельности и состоит из нескольких пунктов:

• организации и продвижения мероприятий с помощью СМИ;

• рекламы и проведения фестивалей;

• организации концертов иностранных музыкантов;

• технического оснащения мероприятий.

Седьмое направление связано со звукозаписью:

• музыка как неотъемлемая часть рекламы, аудиобрендинг и лицензирование.

Восьмая, завершающая обучение часть, рассказывает о двух аспектах:

• планировании личного карьерного роста.

Знаменитые менеджеры

Трой Картер – руководитель коммерческой деятельности Джона Ледженда и Lady Gaga. Является инвестором компаний Summly, Uber и Votizen.

Специализация менеджмент в музыкальном шоу-бизнесе

Джей Браун – менеджер Рианны, основатель Roc Nation. Журнал Billboard назвал его одним из ключевых игроков в мире музыки из тех, кто не достиг сорока лет.

Кирк Соммер – сотрудник компании William Morris Endeavor. Является организатором туров Элли Голдинг, Адели, Arctic Monkeys и др. Paper Magazine назвал Соммера одним из самых влиятельных концертных учредителей мира.

Музыкальный менеджер залог успешной карьеры

Альберт Гроссман – скандальный менеджер Боба Дилана, который буквально сделал карьеру своего клиента. Он был известен скандальным характером и агрессией по отношению к тем, кто неуважительно относился к его подопечному.

Если думаете, что менеджер артиста — это очень творческая работа, которая сулит тусовки со звездами и свободный график, то советуем прочитать интервью Дарьи Кулик. Выпускница факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» рассказала, как променяла стабильность на хаос и стала менеджером группы Therr Maitz, а также дала несколько советов начинающим артистам.



Когда вы впервые столкнулись с шоу-бизнесом как организатор, а не как зритель?

Я ходила на уроки вокала, и моя преподавательница еще писала и исполняла песни. Она создала свой музыкальный коллектив и поняла, что не справляется с менеджментом. Артист, в принципе, не должен заниматься организаторской работой. Меня попросили помочь с продвижением, потому что я работала в рекламе и разбиралась в социальных сетях. Так как опыта ни у кого особо не было, мы вместе сидели и разбирались, как привлекать людей. Организовали один концерт, он прошел очень хорошо, казалось, что дальше будет только лучше. Но потом все пошло наперекосяк, группа распалась, а я начала думать, что делать дальше.

Мне, на самом деле, очень нравилось работать в рекламном агентстве, я быстро развивалась и работала с крупными клиентами. Но в один день мне резко стало скучно, хотя работа у меня была не монотонная. Мне не хватало драйва, хаоса, непредсказуемости. Еще я поняла, что реклама всех раздражает, а я не хочу делать то, что бесит людей. Вот музыка людям нравится: я вспомнила, как выступала, и поняла, что хочу видеть сцену, счастливых зрителей. Даже не как артист, а просто как часть всего этого.

Почему не в роли артиста?

Может когда-нибудь и буду выступать сама. Я написала одну песню, но она мне быстро разонравилась. Мне очень многого не хватает, чтобы делать качественную музыку. А сейчас надо делать либо бомбу, либо вообще не заниматься музыкой. Рынок перенасыщен, современные артисты конкурируют не только друг с другом, но и с невероятным объемом старой музыки от непревзойденных звезд. Я сама могу целыми днями слушать Queen, и мне особо не нужна новая музыка.



Мне не хотелось выпускать второсортный продукт, поэтому я решила сосредоточиться на другом аспекте шоу-бизнеса и заняться организационной работой. Если я все-таки стану певицей, знание музыкального менеджмента мне очень пригодится. Любой артист должен понимать, откуда деньги берутся, на что тратятся, как организовать концерт и так далее.

Выше вы говорили, что артист не должен заниматься менеджментом.

Все верно. Я считаю, что артист должен заниматься только творчеством, но разбираться в основах важно, хотя бы для того, чтобы тебя не обманули. Вспомните того же Элтона Джона, которого обманул собственный менеджер, казавшийся близким другом. Поэтому между творческими поисками и светской жизнью стоит хотя бы иногда спрашивать свою команду: «А почему мы делаем именно так, а не иначе?».

Итак, вы решили, что хотите работать в музыкальной индустрии, и что делали дальше?

Походила на какие-то стажировки, например, на Bosco Fresh Fest, и поняла, что кроме практики и контактов нужна минимальная база знаний о том, как работает эта индустрия. Собственно, поэтому я пошла учиться на факультет «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений».

Почему выбрали RMA?

Во-первых, я шла за знаниями, как я уже говорила, а во-вторых — за полезными контактами. В итоге получила и то, и другое. Точно не стоит идти за трудоустройством. Только потому, что вы где-то учились, вам не дадут классную должность в музыкальном агентстве с шестизначным гонораром. Это так не работает.

Идти учиться нужно именно для того, чтобы получить знания. В RMA их действительно много: больше половины из того, что я услышала на лекциях, я использую сейчас в своей работе. Например, курс авторского и смежного права мне очень пригодился, он помогает разговаривать с юристами на одном языке и понимать, что написано в договорах и запросах на лицензирование музыки. Самому такой сложный предмет изучить тяжело, должен быть человек, который вдолбит тебе в голову все эти законы и объяснит термины. Александр Кондратенко умел объяснить все так, чтобы понял даже новичок. Еще, как ни странно, полезным оказался курс по SMM и интернет-маркетингу, хотя, казалось бы, я со своим опытом работы должна была уже все знать. Но продвижение авиалиний и музыканта совсем разные вещи, и нужно применять другие инструменты. Даже то, что во время обучения казалось бесполезной ерундой, сейчас я применяю в своей работе.

И нетворкинг, конечно, важная составляющая процесса. Многие, с кем я сейчас работаю, — это мои преподаватели из RMA, и очень удобно, что у нас с ними уже есть что-то общее.

В общем, если говорить о кост-эффективности, то обучение на факультете музыкального менеджмента точно стоит своих денег. Уж не знаю стоило ли обучение в Berklee тех космических сумм, но я ни капли не жалею, что оказалась в RMA.

А на стажировки вы ходили?

Если честно, то почти нет, только на одну вроде попала. Работа в рекламном агентстве не позволяла везде успевать. К тому же я довольно быстро начала работать с Therr Maitz, и необходимость в стажировках отпала. Моя работа — одна большая стажировка.

Давайте тогда перейдем к Therr Maitz. В своем блоге вы писали, что, услышав на концерте Антона Беляева, вы сказали: «Единственный российский артист, с которым мне бы хотелось работать, — это Therr Maitz». Это была конкретная, осознанная цель или просто посыл в космос?

Нет, конечно, это не была цель, я не стремилась к ее реализации. Но это была абсолютно искренняя фраза: тогда я уже мечтала о карьере в шоу-бизнесе и на этом концерте поняла, что ни с каким другим российским артистом я работать не хочу. Я не говорю, что в России нет других достойных исполнителей, просто для меня Антон Беляев и команда — лучшие.



Расскажите про первые дни работы.

Сколько человек в менеджерской команде?

Четыре человека: директор, я, ассистент, тур-менеджер. На аутсорсе еще работают юрист и бухгалтер. Команда совсем небольшая, но сейчас у нас в планах серьезный проект, поэтому мы ищем новых людей. Для нас важны энтузиазм и искреннее желание работать с Therr Maitz, а не опыт. Вакансии уже можно посмотреть на сайте rma.ru (раздел с вакансиями).

Расскажите подробнее, чем вы занимаетесь? Я так понимаю, что список обязанностей у вас очень обширный.

Это, наверное, прозвучит странно, но я занимаюсь просто всем. От самой простой работы вроде вызова такси и заказа еды до разработки стратегии выхода на зарубежные рынки.


Можете привести какие-то конкретные примеры того, что вы делаете каждый день?

Например, телевизионный канал приглашает Антона принять участие в передаче. Мне нужно оценить, насколько это интересное предложение, просчитать, поможет ли это действие нам в увеличении охватов. Потом мне нужно все организовать, проследить, чтобы Антон вовремя приехал на съемки, в подходящей одежде. Нужно проконтролировать, чтобы в эфир не вышли несогласованные материалы.

Сейчас, как я уже говорила, мы готовим крупный проект — музыкальную передачу на интернет-платформе с Антоном в роли ведущего. Это шоу, не имеющее аналогов на российском рынке. Большая часть организации съемок на мне, и это меня пугает ужасно, потому что приходится очень быстро разбираться в новых для меня вещах.

Когда группе предлагают выступить где-то, наш директор Юлия согласовывает площадку и гонорар, а дальше все переходит ко мне: подписание договора, согласование промо-материалов и рекламной кампании.

Еще я отвечаю за сайт: слежу, чтобы на нем всегда была актуальная информация по концертам, наличию мерча. А еще я продолжаю вести все социальные сети. Занимаюсь рекламой: и в области продвижения группы и концертов, и в области сотрудничества с брендами, которые приглашают Антона рекламировать их товар. Последним, кстати, занимаюсь, с наибольшим удовольствием: видимо, сказывается прошлый опыт работы.

По каким параметрам вы выбираете с какими брендами сотрудничать?

Во-первых, должен быть интерес к продукту. Мы не хотим, чтобы социальные сети Антона превратились в рекламный проспект. Поэтому Антон старается рекламировать только то, чем сам пользуется. Простой пример: в последней рекламной кампании Uniqlo участвовало много звезд, но, кажется, только Антон действительно носит одежду этой марки.

А если это формат амбассадорства, то Антон точно должен любить бренд, лицом которого он выступает. Потому что здесь уже важны не столько рекламные посты, а то, как артист взаимодействует с брендом в офлайне. Например, Антон — амбассадор бренда российских оправ Harry Cooper, у него даже есть своя линейка оправ, и он на самом деле всегда в них ходит, всем про них рассказывает и дарит. Также Антон и Юля — представители автомобилей Cadillac, и на все светские мероприятия они приезжают именно на этой машине. В общем, бренд должен быть близок, чтобы не получилось, как с Собчак, которая была амбассадром Samsung, а фотографировала все на iPhone.


Вы упоминали про работу с иностранными рынками, расскажите об этом поподробнее.

Мы пока не очень ярко представлены за рубежом. Мы не хотим приезжать в условный Берлин и собирать на концерт русских экспатов и эмигрантов. Мы хотим завоевать иностранную аудиторию, а это очень сложно, поэтому двигаемся постепенно. Большой преградой для выхода за рубеж оказался наш большой состав команды и вес оборудования. Одно дело, когда три мальчика с гитарами сели в самолет и полетели за моря, и совсем другое, когда нужно доставить центнеры света и звука, а также двенадцать человек.

Сейчас собираемся развивать азиатские рынки. Ездили с директором Юлией на фестиваль шоукейсов в Корею, где познакомились с представителями разных музыкальных индустрий, как азиатских, так и европейских. У всех разные подходы, разное видение, какая музыка хорошая, а какая — нет. И, конечно, там мы поняли, что сложно говорить просто о выходе за рубеж, надо очень четко понимать, куда ты хочешь выйти. Способы выхода в Америку и способы выхода в Китай — это вообще разные вещи.

Почему вы выбрали азиатский рынок?

Там музыкальный рынок не так перенасыщен. В Америке, Англии, Франции очень много своих музыкантов в разных направлениях, свободных ниш не осталось. Сейчас, как ни странно, Венгрия — хороший вариант для музыкантов. Но что такое Венгрия по сравнению с Китаем? Территориально они просто не сравнимы.

Почему Therr Maitz не работает ни с одним лейблом? Это довольно необычные кейс, по крайней мере, для России.

И, конечно, с юридической точки зрения это удобно: мы владеем всеми правами на музыку, можем давать права на использование, кому и когда хотим. И с финансами выгодно: нам не нужно ни с кем делиться прибылью. Мы сами всё контролируем.

А группам, которые только начинают, посоветуете работать с лейблом?

Мне кажется, сейчас всё это отмирает потихоньку. Наступает эпоха людей, которые все делают сами. И сейчас есть все возможности сохранять независимость: рынок открыт, ты можешь найти нужные контакты в Фейбуке или Инстаграме, договориться, о чем угодно.

А как вообще молодой группе без лейбла или продюсерского центра продвигаться? Если нет денег вообще ни на что?

Сейчас столько интересных кейсов, как клипы, снятые за сто долларов, взлетали в топы ютуба, так что возможно все.

Но не буду говорить, что все так просто. Если нет богатых родителей или других родственников, то начинающему артисту в России придется иметь параллельную работу. В этом, кстати, есть разница между российским и корейским рынками: в Корее платят настолько весомые гонорары даже небольшим группам, что они могут существовать исключительно за счет музыки.

Но нельзя просто сидеть и ждать, когда на тебя свалятся миллионы. Нужно двигаться, выступать. Есть много площадок, с которыми можно договориться о концерте, не имея никаких связей. Подавать заявки на фестивали, есть много различных шоукейсов, где могут выступить совсем никому не известные группы. Так вы постепенно наращиваете количество своих слушателей. А когда уже есть лояльное комьюнити, можно и к концертным площадкам стучаться, и краудфандинговую кампанию запускать.

И напоследок расскажите про блог Music Date: почему решили вести блог о музыкальной индустрии?

Сначала, я просто чувствовала потребность выражать свои мысли, потом поняла, что лучше всего заходят интервью с представителями музыкального бизнеса, и решила сосредоточиться на них. Вообще в России не хватает профессионального издания о музыке: не со сплетнями о жизни звезд, а о том, что на самом деле происходит в индустрии. Мне было интересно говорить с теми, о ком еще не написано десяток статей в самых разных СМИ, — с начинающими артистами или работниками закулисья. У меня часто спрашивают, почему до сих пор нет интервью с Антоном, но с ним же уже сотни материалов на любой вкус, что я у него спрошу нового? «Антон, когда у меня будет отпуск?» разве что.

А как вообще с отпуском и графиком работы, кстати? Я так понимаю, очень напряженно.

Времени на себя очень мало, в блог тот же давно ничего не писала — не успеваю просто. У меня нет возможности уехать куда-то и выключить телефон, я всегда должна быть на связи. Я все пытаюсь придумать, как отделить работу от личной жизни, но, кажется, это невозможно, и я так и буду подскакивать на семейных праздниках, чтобы ответить на звонок. Это самый негативный момент этой работы, о котором все должны знать, особенно те, кто хочет работать с большим артистом. Нужно понимать, что, соглашаясь быть менеджером артиста, вы соглашаетесь на жертвы.

Как живёт, что умеет и с какими трудностями сталкивается музыкальный менеджер?

Задумываешься над тем, как это – работать с рок-звездами? Концерты, поездки, музыка, возможность делать селфи со звёздами… Но не только! Все это тяжелая работа, и не всегда такая веселая, как может показаться.

Менеджер артиста или группы ведет деловые вопросы музыкантов. Ведь большинство из них далеко не так хороши в продвижении и переговорах, как в музыке. Задача менеджера – заботиться о повседневной работе и делах музыканта, чтобы он мог сосредоточиться только на творчестве.

music manager

Кто такой музыкальный менеджер?

Музыкальный менеджер занимается карьерой групп, певцов и диджеев. Основная его задача – координировать людей и проекты, чтобы продвигать музыкантов. Менеджер должен быть организованным и коммуникабельным, обладать деловой хваткой и невероятной стрессоустойчивостью. Ему необходимо поддерживать связь с рекламными агентами, промоутерами событий и талант-агентствами.

Работа менеджера – это 24/7. Он должен быть доступен в любое время суток, без выходных и праздников, и быть готовым решить любую задачу своего клиента.

music manager

Известные менеджеры

Brian Epstein – менеджер The Beatles. Он стал менеджером группы без опыта в музыкальном бизнесе. Однако именно он открыл The Beatles миру, создав их сценический образ, приучив их к дисциплине и научив подавать свою музыку.

Kirk Sommer – один из самых влиятельных музыкальных агентов в мире. Он организовывает туры для The Killers, Adele, Pet Shop Boys, Ellie Goulding, Morrissey, The Shins и Arctic Monkeys.

Troy Carter – музыкальный менеджер Lady Gaga и John Legend.

Sharon Osbourne – жена и менеджер Ozzy Osbourne, британская телеведущая, писательница, музыкальный продюсер и предприниматель.

Tom Parker – менеджер Elvis Presley. В то время, как другие менеджеры получали 10-15 процентов от прибыли музыканта, Паркер получал до 50%. Пресли говорил о Паркере: ‘Я не думаю, что смог бы стать великим музыкантом без него. Он очень умный человек’.

music manager

Что делает музыкальный менеджер?

Музыкальный менеджер — главный фанат музыканта. Он отвечает за раскрутку и публичный образ своего артиста. Хороший менеджер часто выполняет обязанности пресс-службы, промо-группы, букинг-агента, бухгалтера, организатора гастрольного тура и даже личного консультанта.

Для неподписанных (не имеющих контракта с лейблом) музыкантов менеджер должен:

  • Отправлять демозаписи на лейблы, радиостанции, в СМИ
  • Организовывать концерты и приглашать лейблы и СМИ на шоу
  • Заниматься сайтом и страничками артиста в соцсетях и общаться с фанами
  • Бронировать время в студии для записей
  • Исследовать возможности финансирования для музыканта

Для уже подписанных на лейблы музыкантов менеджеры должны:

  • Согласовать финансовые сделки с лейблом на расходы, гастроли и записи
  • Контролировать команду (бухгалтеров, агентов, мерчандайзеров)

music manager

Как это – быть менеджером?

Simon Banks, основатель компании SB Management, рассказывает о роли менеджера:

Emma Edgar, 35-летний тур-менеджер, работает с большими мировыми группами от Placebo до Everything Everything уже 16 лет. Прошлым летом она работала на фестивале Download, крупнейшем рок-мероприятии в Великобритании с 100 000 посетителей.

‘Все что угодно – от эго артиста до несварения желудка – может испортить концерт. Решение таких ситуаций требует серьезных навыков. Это не просто управление людьми в хороший день. Это работа с людьми, когда они тоскуют по дому, или когда что-то пошло не так. Менеджер должен знать, когда оставить музыканта в покое, а когда – быть рядом.

Jill Meniketti, менеджер хард-рок группы Y&T рассказывает: ‘Управление группой – неблагодарная работа. Все музыканты постоянно чего-то хотят: больше информации, больше шоу, еще одну запись ­– и хотят это немедленно. Они часто забывают, что всеми этими вещами занимается реальный человек, а не робот. Эта работа не для слабонервных. Нужно быть настойчивым и толстокожим. Мне повезло, что ребята, с которыми я работаю – профи. Но я слышала ужасные истории от других музыкальных менеджеров’.

Tom Begley, тур менеджер группы You Me At Six рассказывает: ‘Каждый артист и тур абсолютно разные. Я участвую во всем: от бронирования гостиниц, полетов или поиске массажиста до того, чтобы накормить музыкантов тем, что они хотят. А иногда я тот парень, раздающий воду в первом ряду. Создание концертов в туре похоже на день сурка. Ты не видишь город, в котором находишься, не покидаешь концертную площадку. И шоу должно быть одинаково крутым каждый день. Все супер-масштабное: даже на репетициях задействовано столько же техники, сколько на концерте.

В дороге случается много странных вещей. Например, музыкант может взбеситься, что кто-то съел его мюсли. Ты как будто попадаешь в чужую огромную семью и отвечаешь за нее. Проблемы бывают разными. Например, как-то мы летели на фестиваль в Латвии, и авиакомпания потеряла наш багаж с инструментами. Мне пришлось звонить и искать технику в стране, где я никого не знал.

Иногда нужно везти артиста в больницу в 4 часа утра или стоять под дождем несколько часов, пока группа подписывает автографы. Ты можешь ночевать в пятизвездочном отеле, но безумно скучать по собственной кровати. И хотя время от времени работа сводит меня с ума, мне нравится то, что я делаю’.

Музыканты на виду у всех, но для того, чтобы состоялся концерт, был записан альбом, а музыкант не умер с голоду, нужны специалисты другого сорта. Музыкальные менеджеры — серые кардиналы, которые выстраивают карьеру своих клиентов, помогают организовывать выступления. Иногда это целая команда, иногда один на все руки мастер, но без грамотного менеджера артисту куда сложнее добиться известности.

Остается, правда, вопрос определения. Все понимают, чем занимается музыкант, звукорежиссер или техник, — а вот функции менеджера не так очевидны даже для людей внутри индустрии.

«Музыкальный менеджер для артиста — это в первую очередь человек, который снимает с творческого человека все нетворческие задачи: планирование, продвижение, переговоры, юридические вопросы, поиск источников дохода и так далее и тому подобное. Любая из этих задач требует погружения в тему и постоянного отслеживания, так как инструменты и индустрия меняются ежегодно: то, что было важно год назад, сегодня с большой долей вероятности либо устарело, либо приобрело новый вид. У артистов отслеживание всех тенденций, погружение в с виду незначительные детали (а их гораздо больше, чем кажется) отнимают время и энергию, которые они могли бы потратить на творчество.

В свою очередь, опыт тоже бывает ошибочным, и менеджер, успешно отработавший один проект, может завалить другой, действуя по тому же плану. Задача хорошего образования — показать весь спектр инструментов маркетинговых, аналитических и просто житейских».

«За счет развития интернета, сервисов, появления новой культуры потребления музыки и культурных подвижек в обществе стерлись границы между продюсерами, менеджерами, директорами и даже управляющими правами компаниями артиста. Сейчас каждый отдельный случай предполагает свой набор компетенции и ответственности. Бывает, что один человек выполняет все функции и несет ответственность за все. Но чаще это два-три человека, которые могут друг друга подменять, плюс привлекаемые специалисты и партнеры.

Под каждую ситуацию, под каждого артиста и его этап развития надо формировать свою команду менеджеров. Но надо четко понимать, что творчество должно быть уравновешенно юристами и людьми, которые умеют считать деньги и планировать.

Когда я пришел в 2004 году из строгой госструктуры в музыкальный бизнес, то был просто поражен низким уровнем развития рынка и специалистов. Мало кто знал и понимал, что и как надо делать, все друг друга опасались и пытались как-то по-свойски все решить, закрывались глаза на очевидные нарушения и серые схемы, на непрофессионализм. Но мне повезло: в компании «Гала Рекордз» (тогда — официальный представитель EMI в России, сейчас — Warner Music) был молодой, не испорченный бизнесом девяностых генеральный директор с юридическим образованием (как у меня), хороший новый главный юрист не из музыкального бизнеса, а весь необходимый бэкграунд музыкального бизнеса был передан нам, без ненужного засорения мозгов, совладельцем компании и парой доверенных сотрудников.

Схемы работы с артистом могут быть разными, но главное, чтобы артист четко понимал, кто и за какой круг вопросов в его окружении отвечает, кто и за что несет ответственность. Также и менеджер артиста может быть в составе лейбла, а может быть независимым игроком, который решает все вопросы от имени артиста: с кем и на каких условиях подписывать договоры на дистрибуцию или управление правами, как организовать концертное направление, как взаимодействовать с партнерами и инвесторами, с кем работать в студии и по видео, как позиционировать артиста».

Что не так с музыкальным менеджментом в России

Главная проблема с этой индустрией заключается не только в том, что в России она куда моложе, чем на Западе, но и в том, что в отличие от многих других специальностей не так просто определить, чем занимаются музыкальные менеджеры. Фактически критически важные для индустрии люди оказываются «специалистами по всяким вопросам» — и эта неопределенность тормозит развитие.

«В России музыкальный менеджмент (менеджмент артистов, музыкальных компаний, управляющих правами) находится — и еще минимум несколько лет будет находиться — в неестественном состоянии. Причин несколько и они взаимосвязаны.

Для выживания она должна незаметно подавлять здоровые инициативы по развитию локальной культуры, которая не может конкурировать без повышения качества и эффективности менеджмента. Талантливые менеджеры/управленцы перекупаются и форматируются под заданную матрицу.

Поддерживается видимость открытости, доступности, нормальной конкуренции на рынке, а на самом деле все контролируют несколько игроков. Они не просто обманывают авторов и исполнителей, артистов, забирая до 90% доходов себе, эти ребята виновны в деградации культуры. Артисты и авторы просто иногда бросают свою деятельность, так как не могут себя прокормить музыкой, обедняя нас в культурном смысле, — а отсутствие (искусственно поддерживаемое) интересных денег на уровне независимых артистов лишает этот рынок хороших специалистов и здоровых инвесторов.

Они не могут перейти от нала к безналу, привыкли все решать на словах и по мнимой «дружбе», не верят в законы и договоры, не желают понимать смысл подписываемых ими документов, экономя на адекватных юристах, а потом теряют на нелепо составленных договорах миллионы.

Все вышеперечисленное создает у талантливых менеджеров и артистов апатию или нигилистические настроения. Они либо пускают все на самотек, попадая в жесткую зависимость от нечестных музыкальных компаний и продюсеров, либо ожесточаются и замыкаются только на своем узком сегменте, не делясь опытом и знаниями с рынком, коллегами, не расширяя территорию успеха. Тупо рубят деньги здесь и сейчас, пока есть возможность, а после — хоть потоп».

Почему ситуация становится лучше

«Во-первых, все же подросло новое поколение , которое получило хорошее образование, постоянно обучается новому, не считается с авторитетом тех, кто рулил бизнесом в восьмидесятых и девяностых, не боится их и не чувствует свою зависимость от них — хотя она в той или иной степени пока еще есть.

Во-вторых, стареющим лордам от музыкального бизнеса нужно постоянно подпитываться новой «кровью», а она их меняет изнутри , привносит новые правила, делает более открытым рынок, который они пока еще контролируют.

В-третьих, молодежь уже сама берет на себя ответственность за большие направления и генерирует новые финансовые и информационные потоки, которые помогают им отвоевывать ресурсы у старых игроков, в том числе переманивая к себе артистов и авторов-мастодонтов, улучшая им условия монетизации и давая возможность вернуться на сцену, в работу.

В-четвертых, появляются серьезные инвесторы с корпоративным аудитом, строгими правилами, обезличенным контролем и сервисы, которые все больше устраняют старые коррупционные связи, приводя рынок в порядок».


Где учились своему ремеслу менеджеры прежде

Новая программа Moscow Music School — далеко не первое место, в котором можно научиться: существовали и очные программы в России, и онлайн-программы вроде Music Business Foundations на Coursera (там преподавателями выступают учителя из бостонского Музыкального колледжа Беркли). Но внушительная часть специалистов получила свои знания методом проб и ошибок, набивая шишки и изобретая велосипед. Некоторые из них теперь сами становятся преподавателями в Moscow Music School — чтобы новое поколение училось на чужих ошибках и достижениях.

«Мне кажется, что большинство менеджеров, как и я сама, пример обучения методом проб и ошибок, а иногда даже боли и страданий. Это не плохо. Во-первых, в любой сфере практика без образования я лично предпочту теоретику без опыта. Во-вторых, в этой профессии нельзя недооценивать важность того, насколько по-человечески совпадают менеджмент и артист, насколько они команда. Лучшее определение менеджера — «тот, кому не все равно» — я прочитала в телеграм-канале Жени Муродшоевой Conversations about music в контексте рассказа о том, как она стала менеджером Оксимиронa. Это цитата из сериала «Красавцы» (в России сериал также известен под названием «Антураж». — Прим. ред.), который как раз о компании друзей, один из которых стремительно становится главным молодым актером Голливуда, а второй старается в этой ситуации быть его менеджером. «Managers are the ones who care» — его ответ на вопрос режиссера о том, какая разница между агентом актера и его менеджером.

Но когда я в декабре пришла на один из воркшопов в серии Selector Pro от Британского совета и Strelka к Тиму Коллинзу (бывший тур-менеджер Muse, Captain Beefheart и Queens of the Stone Age, музыкальный директор Siouxsie and the Banshees. — Прим. ред.), я была в полном восторге. Потому что одно дело — в теории знать, что существуют учебные программы, и другое — сесть за парту, пусть и на четыре дня, почувствовать, что во многом можно было сперва потренироваться на кошечках, а потом уже найти артиста, с которым у вас случится match, и сохранить и себе, и ему много нервов и лет жизни — в первую очередь потому, что вы человек, которому «не все равно».

Конечно, этот путь снижает количество рок-н-ролла на начальном этапе. Просто я лично за тот тип рок-н-ролла, когда вы делаете солдаут на стадионе, а наутро просыпаетесь на острове, который вчера ночью выкупили, как и самолет, на котором вы туда долетели. А не за романтику перемещений автостопом по Сибири».

Как устроено обучение в Moscow Music School

Программа Music Business состоит из четырех модулей: «Музыкальная индустрия», «A&R-менеджмент» (A&R-менеджеры занимаются поиском перспективных музыкантов, например, для музыкального лейбла), «Концертный менеджмент», и «Маркетинговые коммуникации».

«Мы работаем по стандартам британской системы образования, в которой под модулем понимается конкретная дисциплина, которая обязательно дается в разных форматах. Например, модуль «A&R-менеджмент» в Moscow Music School включает в себя:
— ряд встреч с артистами, чтобы понять ключевые проблемы менеджмента с другой стороны;
— практическую работу в группах с решением задач на медиацию конфликтов;
— отработку питчинга, чтобы грамотно презентовать себя и артиста;
— решение задач, связанных с вычиткой контрактов на предмет ошибок и спорных условий.

Само собой, есть и лекционный материал, обязательный для прослушивания. Но при этом в модуль входит и работа в малых группах, персональные проекты, общение с музыкантами или экскурсии на крупные звукозаписывающие компании».


Каждый модуль включает в себя 48 часов занятий, еще 192 часа (столько же, сколько на все четыре модуля вместе) выделены под проект, на котором студенты будут оттачивать навыки, полученные в течение всего курса. В конце учебного года каждый студент защитит перед артистами и представителями звукозаписывающих компаний дипломную работу. Финальная точка — коллективный проект всех студентов специальности, которые организуют музыкальный фестиваль с привлечением спонсоров.

«Значительная часть нашего курса посвящена практической работе в реальных условиях рынка. Во время обучения студентам предстоит взять на себя менеджмент начинающего или состоявшегося артиста, разработать бренд и маркетинговую стратегию, выпустить и разместить EP на площадках в качестве музыкального издателя, стать промоутерами и букинг-агентами и организовать живое выступление. Так студенты получат возможность не только собрать собственное портфолио реализованных проектов, но и попробовать себя в разных ролях, изучив существующие в музыкальной индустрии профессии изнутри».

Читайте также: