Методика диагностики знаний детей о профессиях е и медвецкой что такое профессия

Опубликовано: 03.10.2024

Кем ты хочешь стать? Какие качества необходимы для этой профессии?

Кто что делает? ( Подбор глаголов к существительным-названиям профессий: учитель-учит; строитель-строит; шофер водит машину и т.д)

Как называется этот инструмент и кому он нужен в работе? (Подбор существительных – названий орудий труда и названий профессий)

Что можно делать с помощью этого инструмента? ( Подбор глаголов, обозначающих действия)

Составь рассказ о профессии по картинке (по схеме): название-место работы-для чего и кому нужна профессия-выполняемые трудовые действия-инструмент-результат работы)

- профессии, связанные с производством продовольственных товаров;

- профессии, связанные с обучением и воспитанием детей;

- профессии, связанные с творчеством;

-профессии, связанные с сельским хозяйством;

- самые главные профессии в нашем селе(городе)

Вывод: уровень знаний детей

Примечание к таблице.

В графе ставится знак +, если ребенок ответил (высокий уровень)

Галочка, если ответил с подсказками взрослого (средний уровень)

Знак «минус)- если ребенок не ответил или дал неправильный ответ.

Высокий уровень знаний – 1-ый уровень

Ребенок дает полный, точный ответ. Имеет четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, месте работы, трудовых действиях и результатах труда. Последовательно характеризует процесс организации труда. В беседах с воспитателем проявляет самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации .

Средний уровень знаний-2-ой уровень

Ребенок дает неточный ответ, не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата. Не всегда характеризует труд взрослых, опираясь на описание значимости труда, инструментов, трудовых действий; опускает некоторые действия при изложении последовательности организации труда. Не проявляет ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.

Низкий уровень знаний-3-й уровень

Ребенок дает неправильный ответ. Затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о рудовых действиях и результатах труда. Не владеет знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляет положительных эмоций, индифферентен в процессе общения с педагогом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская диагностика по определению знаний детей старшего дошкольного возраста о родном городе.


Диагностика знаний детей по ФГТ.

Помощь воспитателем в диагностике детей средней группы.

Таблица поможет в кратчайшие сроки составить диагностику знаний по обучению грамоте детей старшей логопедической группы.

Диагностика знаний детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Родной город».Диагности для проверки сформированности знаний о родном городе у воспитанников старшей группы.


Сообщение из опыта работы "Начальная диагностика, направленная на выявление знаний детей о профессиях"

Опыт обобщался на заседании педагогического совета "Ранняя профориентация дошкольников".


Используя синквейн,закрепляем знания детей о профессиях

Методический прием синквейн поможет сформировать у детей позитивные установки к различным видам труда и творчества «Об утверждении федерального государственного об.


Диагностика знаний детей младшего и среднего дошкольного возраста по экологическому воспитанию

Применялась методика диагностики знаний детей о профессиях Е.И. Медвецкой «Что такое профессия».

Были составлены вопросы для беседы.

Затем с детьми проводилась индивидуальная беседа.

Детям были задан вопрос: Какие ты знаешь профессии?

По каждой названной профессии ребенку было предложено рассказать, какими орудиями труда пользуется человек названной профессии.

Предложено объяснить процесс работы данной профессии.

Ответы детей занесены в Таблицу 11.

Таблица 11 - Обработка данных. Результаты по каждой беседе

Вывод: у большинства детей вопрос вызвал некоторое затруднение. Большим числом детей были названы самые простые и распространенные профессии: продавец, врач, учитель. Было отмечено, что практически все дети сразу же назвали профессии своих родителей. Вопрос об орудиях труда по каждой из профессий также вызвал некоторые замешательства у детей.

Шпак Сергей много знает о профессии папы, который работает журналистом. Он знает специальные термины «интервью», «статья», «диктофон».

Некоторые ребята смогли назвать профессии взрослых, но не смогли с легкостью рассказать о сопутствующих профессии оружиях труда. Так Воровьева Валерия не смогла ответить на вопрос чем пользуется в работе капитан и летчик, Ионова Вера – чем пользуется учитель, Шпак Сергей – не смог ответить, что делает на работе кассир.

Можно сделать вывод, что названных профессий было довольно немного, ответы о процессе работы и орудиях труда очень скудны.

По результатам диагностики выявлена проблема: низкий уровень сформированности представлений о труде взрослых. Необходимо разработать план мероприятий по ознакомлению детей с трудом взрослых по всем группам.

После индивидуальной беседы с детьми, была проведена общая беседа с ребятами о профессиях и важности труда взрослых. Выяснилось, что дети не понимают вопроса «Кем работает?», не различают сходные профессии (и няня, и воспитатель, и повар ходят в халатах, так что половина обследованных детей путали няню с поваром), соотносят профессию только с отдельным конкретным человеком. Четкое разделение понятий «труд» и «работа», «специальность» и «профессия» позволяют не только установить между ними реальную взаимосвязь, но также и ответить на вопрос о том, что выбирает человек, имея в виду профессию.

Общие выводы и рекомендации

Анализируя результаты этого исследования, можно сделать общий вывод, что у детей этой группы уровень сформированности трудолюбия и отношения к труду проявляется на среднем уровне.

Для воспитания трудолюбия, улучшения трудовых способностей детей воспитателю необходимо распределять работу между всеми, обеспечивать условия ее существования, наблюдать за детьми, своевременно направлять их действия.

Детям нужно представлять большую самостоятельность для выполнения работы, однако при этом контролировать их действия, повышая требования к качеству выполняемой работы.

Воспитателю необходимо формировать у детей самооценку, чтобы они могли сравнивать свои результаты работы с результатами сверстников.

Необходимы более доходчивые и убедительные живые образцы, подлинный пример труда. Жизненная наглядность обеспечит наибольшую отчетливость представлений. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя нужно уточнять, закреплять полученные знания, пользоваться наглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказ, беседа).

Важно так же использовать художественные произведения. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной необходимой работе важно создавать оптимальные условия.

Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении детей тем или иным умениям. Прежде чем распределить обязанности между детьми, необходимо договориться о том, кто какую работу будет выполнять, а также научили детей некоторым правилам распределения обязанностей.

Перед заданиями важно:

- рассказывать детям о пользе труда, чтобы они могли иметь представление о том, насколько нужна и важна работа;

- перечислять детям весь объем предстоящей деятельности, например: «Вы сегодня все дежурные, будем убирать нашу комнату, что же нужно сделать? На стеллажах для игрушек надо навести порядок, вымыть кукольную посуду, разложить в ящики строительный материал и т.д.». Основное внимание во время работы детей обращать на координацию работы отдельных дежурных, на помощь детям.

- выделять задания, которые стали бы содержанием труда отдельных детей. Обсуждая с детьми, какие дела еще нужно выполнить, по их мнению, чтобы в группе «все было в порядке», ставить перед ними вопрос о том, сумеют ли они выполнить эту работу за отведенное время, какие дела следует выполнять в первую очередь.

- обращать внимание на то, как дети относятся друг к другу при распределении работы между собой, в какой форме выражают свое несогласие, умеют ли корректно делать замечание товарищу, доказывать справедливость своих претензий.

Список используемой литературы

1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М.Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с.

2. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С.18.

3. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.

4. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А.Козлова. - М.: Просвещение, 2002. - 271 с.

5. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П.Кондрашов. - Балашов: изд. «Николаев», 2004. - 52 с.

6. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В.Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 160 с.

7. Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. – 2000. №7. – С.101-105.

8. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка - дошкольника / Л.В.Куцакова. - М.: Просвещение, 2004. - С.45-54.

9. Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. - М.: Детство-Пресс, 2008. - 224 с.

10. Пышьева, Н.С. Повышение творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда / Н.С. Пышьева // Преподаватель XXI век. - 2008. - №4. - С.36-40.

Критерии обследования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста

С ребенком индивидуально проводят беседу: «Что такое про­фессия? Какие ты знаешь профессии? Зачем люди трудят­ся?». После этого вопросы задают отдельно по каждой назван­ной профессии, например: «Что делает повар? Что нужно ему для труда? Зачем повар трудится? Каким он должен быть?».

Результаты по каждой беседе оформляют в таблицу:

Возраст детей Значи­мость труда Орудия труда Процесс труда Результат труда Качества, необхо­димые для профессии

Подсчитывается среднее число названных профессий и ча­стота повторения отдельных профессий в зависимости от пола и возраста. Данные заносят в таблицу:

Критерии оценки

Высокий уровень. Ребенок доказывает правильность обоб­щений, самостоятельно группируя предметы по разным при­знакам. Проявляет осознанное бережное отношение к пред­метному миру. Имеет отчетливые представления о многообра­зии профессий; ярко выражен интерес к познанию трудовой деятельности. Верно обосновывает значимость труда как со­циального явления (зачем люди трудятся?).

Средний уровень. Ребенок вычленяет существенные родо­вые признаки и осуществляет группировку предметов с не­большой помощью взрослого. Проявляет бережное отноше­ние к предметному миру неосознанно. Имеет представления о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда. Интерес к труду взрослых устойчив.

Низкий уровень. Существенные родовые особенности пред­метов ребенок вычленяет только с помощью взрослого, делает ошибки в обобщении, переходя на несущественно привлека­тельные признаки. Имеет не четкое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда. Не может объяснить, где и кем работают его родители, в чем ценность их труда. Познавательное отношение к труду неу­стойчивое.

Выводы и рекомендации по результатам проведенных диагностик.

МДК 02.03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста.

МДК 02.04. Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству

Оформление конспектов НОД.

1. Тема, название.

2. Задачи (формировать глаголами в неопределенной форме).

- обучающие или образовательные (учить, совершенствовать, знакомить и т.д.),

- развивающие (развивать, и т.д.)

- воспитательные (воспитывать, воспитывать интерес и т.д.)

3. Словарная работа (новые слова, значение которых детям необходимо объяснить).

4. Дидактические средства (демонстрационный и раздаточный материал).

5. Предварительная работа.

6.Ход НОД (методика проведения).

Примерные вопросы для самоанализа НОД (изобразительная деятельность)

1. Подготовка помещения: соблюдение гигиенических условий, правильное размещение столов к свету.

2. Готовность воспитателя:

- соответствие темы программе, времени года, изобразительным возможностям детей;

1) обучение (знания, умения, навыки);

2) развитие (творческих способностей, композиционных способностей, воссоздающего и творческого воображения, эстетической отзывчивости, наблюдательности, восприятие формы, цвета, чувств пластики формы, эстетического вкуса, эстетического восприятия искусства и окружающей действительности, зрительной памяти, пространственных представлений и т.д.);

3) воспитание (интереса к изобразительной деятельности, любви к родной природе, чувства патриотизма, нравственных качеств личности, коллективизма, чувства уверенности в собственных силах, решительности, аккуратности, бережливости и т.д.)




- оборудование занятия, наглядный материал (его качество, размер, достаточность, удобство, эстетичность, соответствие теме, своевременность демонстрации и т.д.).

3. Организация детей (вводная часть):

- эмоциональная установка на деятельность;

- сочетание работы дежурных с самообслуживанием.

- четкость и ясность постановки основной задачи перед детьми;

- методика объяснения задания;

- качество дидактического материала, целесообразность его использования.

4. Руководство деятельностью детей в ходе НОД:

- использование указаний, творческих заданий для детей, их содержание и целесообразность;

- способы побуждения к творчеству;

- приемы сохранения эмоционально-позитивного отношения к деятельности.

5. Индивидуальная работа воспитателя с детьми:

- Способность воспитателя видеть каждого ребенка;

- контроль за выполнением заданий;

- своевременность оказания помощи и поддержки детям;

6. Продолжительность каждой части и всей НОД в целом.

7. Формы проведения анализа детских работ:

- педагогическое значение анализа;

- соотношение активности детей и воспитателя (с учетом возрастных особенностей детей);

- какими критериями пользовались дети при оценке работ сверстников;

- каковы критерии оценки воспитателя;

- нетрадиционность подходов к организации анализа работ;

- характер общения педагога с детьми;

- эмоциональное состояние детей в ходе анализа.

8. Организация завершения выполнения деятельности детьми и способы оформления детских работ (выставки, объединение в единый сюжет, «ковры» и прочее).

9. Эффективность решения поставленных задач развития и воспитания детей.

Изучение и анализ уголка изобразительного творчества, материалов и оборудования; художественно-эстетической среды в группе.

1. Эстетичность и педагогическая целесообразность.

2. Рациональность размещения.

3. Разнообразие изобразительных средств, материалов и оборудования для организации различных видов творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

4. Разнообразие форм организации самостоятельной деятельности детей в уголке творческой изобразительной деятельности.

МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом.

Алгоритм подготовки мероприятия.

1. Целевая установка.

2. Дата, место и время проведения.

3. Возрастная группа ( участники, для кого проводится) .

4. Написание плана подготовки (предварительная работа)

5. Распределение ответственных за различные участки работы:

- содержание (выбор формы проведения, подбор материала, написание сценария);

- музыкальное оформление (заявка на музыкальную и мультимедийную аппаратуру, установка аппаратуры (кто и когда), звукооформление (сценарий, весь муз. материал на диск);

- работа с ведущими (текст, стиль одежды, планшеты);

- анкетирование (родители, зрители).

6. Утверждение сценария (с учетом продолжительности - от 20 минут до часа, в зависимости от возраста детей).

7. Проведение репетиций.

Структура сценария мероприятия

1. Название мероприятия.

2. Форма проведения мероприятия, возраст участников.

3. Цель и задачи мероприятия.

4. Предварительная работа.

5. Декорации, реквизит.

6. Действующие персонажи.

7. Ход мероприятия (включает в себя):

- слова ведущего, диалоги персонажей;

- стихи, сценки для участников;

- описание действий персонажей и участников;

- описание правил игр, конкурсов;

- музыкальные сопровождение (песни, танцы, музыка для игр);

Алгоритм самоанализа

(рекомендации к написанию самоанализа мероприятия)

Самоанализ предусматривает ответы на следующие вопросы:

1. Тема (мероприятия, развлечения);

3. Какие задачи ставились и решались и почему?

4. Каков замысел, план данного мероприятия и почему оно является таким?

5. Как были учтены особенности содержания при выборе формы мероприятия.

6. Какие особенности воспитанников были учтены при подготовке к

мероприятию и почему?

7. Какие условия были созданы для проведения мероприятия:

• временные (как осуществлялась экономия времени)?

8. Были ли отклонения (или усовершенствования) по отношению к плану в ходе мероприятия? Если да, то какие? Почему в них возникла необходимость? К чему привели эти отклонения и
усовершенствования?

Педагогическая диагностика как инструмент достижения результата по ознакомлению старших дошкольников с профессиями.

В связи с изменениями, происходящими в последние годы в нашей жизни и нашем обществе, изменились требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к детям дошкольного возраста, которые требуют от нас педагогов нового подхода к процессу воспитания и обучения подрастающего поколения.

Наиболее рационально будет построена траектория образовательного маршрута ребенка на основе педагогической диагностики. Педагогическая диагностика – целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности дошкольника с целью оптимального решения педагогических задач. В профессиональнойработе воспитателя она выполняет две главные функции: 1) несет достоверную информацию для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект; 2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает пути их коррекции.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) педагогическая диагностика не является обязательной, но в тоже время педагоги могут проводить оценку индивидуального развития детей для решения образовательных задач и для оптимизации работы с группой детей.

На основе результатов диагностики определяется зона образовательных потребностей ребенка и соответственно осуществляется планирование образовательного процесса. При разработке планирования учитываются все образовательные области, предусмотренные ФГОС ДО. Одной из важных задач образовательной области «социально-коммуникативное развитие» является формирование первичных представлений о труде взрослых и положительного отношения к труду, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Решающее значение для воспитания ценностного отношения детей к труду взрослых имеет их ознакомление с профессиями. Для этого очень важно уже в дошкольном возрасте показать детям многообразие профессий, их социальную значимость и на основе этих знаний воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.

В старшем дошкольном возрасте при ознакомлениис трудом взрослых ставятся следующие задачи:

1)Дать детям знания о:

- трудовой деятельности взрослых: в промышленности, на строительстве, на транспорте, в учреждении, культурно – бытовом обслуживании, в сфере образования и медицины, в сельском хозяйстве;

- знания о героических профессиях (космонавты, пожарные, спасатели);

- знания о творческих профессиях (музыканты, писатели, художники);

- знания о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы;

- знания детьми основных трудовых процессов;

- знания о взаимодействии людей разных профессий;

- бережное отношение к результатам труда взрослых.

2) Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд.

3) Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда.

4) Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда.

В соответствии с задачами образовательной области «социально-коммуникативное развитие» ФГОС ДО, на основе рекомендуемых показателей примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы и др. для построения более эффективной системы работы по ознакомлению старших дошкольников с профессиями нами была разработана диагностика по данному направлению.

Основные разделы диагностики:

1. Лексический словарь

2. Знание детьми профессий родителей.

3. Знание детьми трудовых профессиональных действий родителей.

4. Знание детьми назначения профессий, инструментов и материалов, необходимых для работы.

5. Бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

6. Собственное отношение к трудовому процессу.

Методы диагностики:

- метод непосредственного наблюдения.

Методика проведения диагностики

1. Дидактические и словесные игры "Кому что нужно для работы?", "Все профессии нужны", "Кто что делает?", " Подбери и назови" (кто что потерял) - используя данный метод, проверяем словарно-понятийный запас слов о различных профессиях, инструментах, материалах, назначении.

2. В процессе беседы выявляем знания о профессий родителей, трудовых профессиональных действиях, которые они выполняют,назначение их труда : Кем работает мама, Кем работает папа, Что делает мама (папа) на работе, Какие инструменты ей (ему) необходимы для выполнения работы, Какой результат их труда?

Здесь же задаем вопрос детям: Зачем человек работает?

3. Метод наблюдения используем для решения последних позиций диагностики - бережное отношение к результатам труда и с желанием ли ребенок выполняет трудовые действия (поручения, дежурства).

В результате проведенной диагностикибыло выявлено следующее:

- у 50 % детей низкий уровень знаний о профессиях родителей, особенно их трудовые действия, инструменты и материалы каждой профессии,

- у 65 % опрошенных - узкий активный и пассивный словарь по теме "Профессии",

- у 45 % выполнение поручений и трудовых действий без желания, только по необходимости (потому что надо, так сказал воспитатель и т. д.)

Мы убедились в необходимости разработки системы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями.

На первом этапе в группе были проанализированы и скорректированы необходимые условия: составлен перспективный план работы, пополнена предметно-развивающая среда атрибутами к сюжетно-ролевым играм, новыми дидактическими играми и пособиями по теме "Профессии", детской художественной литературой и картинками по данной теме.

Знакомство детей с профессиями мы осуществляли,используя разные виды совместной детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную и т. д.

Использовались следующие формы работы с детьми:

- беседы с детьми по теме "Профессии моей семьи",

- рассматривание иллюстраций и картинок (фотографий) по данной теме,

- чтение литературных произведений, стихов, загадок по теме "Профессии",

-проведение физкультурного развлечения "Новогоднее приключение"(почта,

- экскурсия на почту (с родителями, знакомство с профессией почтальона,

- экскурсия в краеведческий музей города, знакомство с профессией экскурсовода,

- посещение библиотеки, читального зала, знакомство с профессией библиотекарь,

- наблюдения за работой людей разных профессий: водитель автобуса (экскурсионная поездка в музей, помощник воспитателя, воспитатель (в группе, доктор (врач, медсестра (посещение профилактория, почтальон (экскурсия на почту, дворник (на территории детского сада, слесарь (ремонт сантехники в детском саду, маляр (при окраске фасада детского сада, посещение детьми рабочего места родителей (по возможности): магазин (продавец, кассир, поликлиника (процедурный кабинет, офис (менеджер, директор, дизайнер, бухгалтер, школа (учитель, группа детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, столовая (повар) и т. д. ,

- сюжетно - ролевые игры "Почта", "Семья", "Больница", "Салон красоты", "Такси" и т. д. ,

- дидактические игры "Кому что нужно для работы", "Все профессии важны…" и т. д. ,

Работу по ознакомлению детей с профессиямипроводили в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников:

- оформление выставки рисунков сотворчества детей и родителей "Профессии моей семьи"

- проведение викторины с детьми и родителями "Все профессии нужны…",

- оформление наглядной информации для родителей "Знакомство детей с профессиями",

- беседа с родителями "Расскажите ребенку о своей профессиональной деятельности".

В результате проведенной нами работы уровень знаний и умений детей повысился, изменилось и отношение детей к труду.

- у 50 % детей средний и у 50 % высокий уровень знаний о профессиях родителей, знают их трудовые действия, каков результат их труда, для чего они ходят на работу, орудия труда и инструменты,

- у всех детей повысился активный словарь по теме "Профессии" (словарь пополнился новыми словами, дети активно используют их при описании той или иной профессии,

- 85 % детей активно принимают участие в выполнении трудовых поручений, дежурствах, проявляют инициативу, помочь взрослому, бережно относятся к результатам своего и чужого труда.

Таким образом, отбор содержания образования на основе педагогической диагностики имеет высокий положительный результат.

Подводя итог всему вышесказанному можно сделать следующий вывод: если воспитатель задумывается об эффективности своей работы и хочет достичь определённых новым стандартом результатов, среди которых особое место занимает педагогическая диагностика, несомненно, она должна выходить на первое место в контрольно-оценочной деятельности педагога.

Библиографический список литературы

1. Диалоги о воспитании. / Под ред. В. Н. Столетова. - М. : Педагогика, 1985.

2. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения — Р н/Д, 1996.

4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. —Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.

5. Логинова, В. И. Формирование представлений о труде взрослых / В. И. Логинова, Л. А. Мишарина // Дошкольное воспитание. — 1978. — №10.

6. Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. – М. : Педагогика, 1987.

Третьякова Ольга Владимировна

МБДОУ № 89 «Умка»

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей Представляю вашему вниманию методическую разработку на тему «Педагогическая диагностика индивидуального развития детей». Я использую методические.

Дидактическая игра по ознакомлению старших дошкольников с полезными ископаемыми «Дары Земли»
Дидактическая игра по ознакомлению старших дошкольников с полезными ископаемыми «Дары Земли» Изготовили: педагог дополнительного образования Укачкова Надежда Васильевна методист Терёхина Алена Александровна Дидактическая игра по.

Интерактивная доска — эффективный инструмент обучения дошкольников
Интерактивная доска — эффективный инструмент обучения дошкольников Интерактивные доски в последнее время ассоциируются исключительно со школой. Действительно, чаще всего они используются именно там, но отнюдь.

Конспект интегрированной ООД по ознакомлению старших дошкольников с искусством «Кто и как создаёт рисунки в книгах» Цели: закреплять представление детей о книжной графике, о труде художников-иллюстраторов: Ю. Васнецова, Е. Чарушина, Е. Рачёва, В. Сутеева.

НОД по ознакомлению старших дошкольников с профессией портного «Кто огромный труд вложил, чтоб костюм тебе служил?» НОД по ознакомлению с трудом портного в рамках долгосрочной проектной деятельности.

Педагогическая диагностика физического развития дошкольников как условие повышения качества образования Актуальность: В общей системе образовательной работы физическое развитие детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном.

Педагогическая диагностика за 2014–2015 учебный год в старшей группе Педагогическая диагностика за 2014-2015 уч. год в старшей группе. В ходе анализа педагогической работы выявлены некоторые разделы, которые.

План работы воспитателя по разделу «Педагогическая диагностика индивидуальных достижений воспитанников» Аверьяновой Ю. В. Диагностические исследования № Содержание Сроки 1. Первичная оценка достижений детей на начало учебного года по разделам.

Представление опыта работы по ознакомлению детей с профессиями родителей
Представление опыта работы по ознакомлению детей с профессиями родителей Интерес детей к труду и необходимые трудовые навыки, и личностные качества закладываются в дошкольные годы. В быту и в игре дети стремятся.

Проект «Рукописная книга по ознакомлению с профессиями» Вид проекта: познавательно-творческий Цель: повышение педагогической грамотности родителей и вовлечение их в целенаправленный процесс развития.

Цель. Выявить особенности приобщения к труду взрослых детей 5-6 лет.

Выявить интерес к труду взрослых у детей 5-6 лет.

Выявить уровень представлений о труде взрослых у детей 5-6 лет.

Выявить уровень умений у детей 5-6 лет отражать трудовую деятельность взрослых в практической повседневной деятельности.

Для реализации поставленных задач используются методы:

3. Организация трудовой деятельности (труд в природе).

Для решения первой задачи констатирующего этапа исследования, направленного на выявление интереса к труду взрослых у детей 5 – 6 лет, используется метод выбора - детям предлагаются 3 ситуации, из которых они должны сделать свой выбор.

1 ситуация - выбор «Рассказ для ребят из другого детского сада о любимой игре».

Детям предлагалось ответить на вопрос: «Представь, что к вам в группу пришли гости, ребята из другого детского сада. О какой игре ты хотел(а) бы рассказать?»

1. Игра «Парикмахерская», которую только что поместили в группу.

2. О строительной игре «Гараж».

3. О подвижной игре «Мышеловка».

2 ситуация - выбор «Книги для чтения».

«Представь, что во время выходного дня мама предложила почитать тебе книжку. Что бы ты выбрал(а)?»

1. Книгу, в которой рассказывается о профессиях взрослых «Айболит» К.И.Чуковского?

2. Сказка П. Бажова «Серебряное копытце»?

3. Фантастический рассказ про несуществующих животных Д. Чиарди «О том, у кого три глаза»?

3 ситуация - выбор роли в сюжетно–ролевой игре «Больница».

«Представь, что воспитатель предложила детям поиграть в игру «Больница». В этой игре должны быть: доктор, медсестра, пациенты – больные, родители пациента. Какую роль ты выберешь для себя?»

Врача или медсестры.

Роль родителей больного - пациента.

Роль больного – пациента.

При выявлении уровней интереса к труду взрослых используется выбор объектов, связанных с профессиями.

Выбор из трех предложенных ситуаций оценивался в 3 балла .

Выбор из двух предложенных ситуаций оценивался в 2 балла.

Выбор «что осталось?» оценивался как минимальный 1 балл.

Для удобства расчетов по уровням используется средний оценочный балл:

Сформирован ( от 3 до 2,4 балла ) - дети проявляют выраженный и устойчивый интерес к трудовой деятельности взрослых.

Находится в стадии становления ( от 2,3 до 1,8 балла ) – дети проявляют некоторую заинтересованность к труду взрослых.

Не сформирован ( от 1,7 до 1 балла ) – интерес детей к труду взрослых отсутствует или носит поверхностный характер.

Для решения второй задачи констатирующего этапа исследования предлагается беседа по играм. Детям необходимо ответить на вопросы. Предложенные игры могут быть дифференцированы по половому признаку. Мальчикам предлагается игра «Автомастерская», а девочкам - «Швейное ателье».

Для изучения представлений о труде взрослых определены следующие показатели:

Знание названия профессии.

Представление о профессии.

Что нужно для работы (материал для труда).

Орудия труда (чем и с помощью чего работает).

Представления о трудовых действиях, которые выполняют люди, занимающиеся профессией швеи и автослесаря.

Представления о результатах труда.

Представление о пользе труда.

Особенности проявления отношений к труду взрослых.

Указанные компоненты, включая представления о существенных связях и зависимостях, необходимо раскрывать в определенной системе, в связи с этим были составлены следующие вопросы для беседы.

Инструкция: «Представь, что мы с тобой будем играть в игру «Швейное ателье» (Автомастерская). Я буду тебе задавать вопросы, а ты постарайся найти на них верные ответы».

Вопросы (отбор вопросов осуществляется на основании задач «Программы воспитания и обучения в детском саду»):

- Знакомы ли тебе профессии людей, которые работают в «Швейном ателье» (Автомастерской)?

- Чем занимается швея (автослесарь)?

- Опиши рабочее место, где швея (автослесарь) могут работать?

- Что нужно для работы швее (автослесаря)?

- Чем, с помощью чего работает швея (автослесарь)?

- Какие трудовые действия совершает швея (автослесарь)?

- Каковы результаты труда швеи (автослесаря)?

- Какую пользу труда для общества несет швея (автослесарь)?

Критерии оценки:

3 балла – ответ правильный, верный.

2 балла – ответ частично верный.

1 балл - ответ не верный, или отсутствует.

Уровни представлений о труде взрослых у детей 5-6 лет :

Сформирован (3 – 2,4 балла) – характеризуется тем, что дети имеют четкие представления о труде швеи (автослесаря). Понимают значимость труда людей. Имеют представления о структуре трудового процесса (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда, пользу труда для общества). Испытывают чувство уважения и благодарности к труду взрослых. Проявляют стремление получать знания о труде взрослых.

Находится в стадии становления (2,3–1,8 балла)– характеризуется тем, что дети имеют не достаточно полные и четкие представления о труде швеи и автослесаря. Не всегда четко могут определять значимость труда людей. Представления о структуре трудового процесса не всегда точные, поскольку может ошибаться в установлении взаимосвязи: (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда, пользу труда для общества). Испытывают чувство уважения и благодарности к труду взрослых. Проявляют стремление получать знания о труде взрослых.

Не сформирован (1,7-1 балла) – характеризуется тем, что дети имеют фрагментарное представление о труде (швеи и автослесаря). Не могут определять значимость труда людей. Представления о структуре трудового процесса не точные, поскольку часто ошибается в установлении взаимосвязи: (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда, пользу труда для общества). Не всегда испытывают чувство уважения и благодарности к труду взрослых. Не проявляют особого стремления получать знания о труде взрослых.

Для решения третьей задачи констатирующего этапа исследования организуется наблюдение за трудовой деятельностью детей (труд в природе). Детям предлагается задание: сгребать снег (листья) к стволам деревьев и кустарников.

Для оценки трудовой деятельности используются критерии умений (критерии выделяются на основании задач «Программы воспитания и обучения в детском саду»):

Планировать трудовое действие.

Самостоятельность выполнения трудового поручения.

Отбор инвентаря для выполнения поручений.

Бережное отношение к инвентарю.

Участие в совместной деятельности.

Польза (бережное отношение к окружающей природе).

Радоваться результатами своего и коллективного труда.

Оценивание критериев трудовых умений осуществлялось по 3-х бальной системе:

3 балла – умение у ребенка сформировано полностью.

2 балла – ребенок частично проявляет умение.

1 балл – ребенок не проявляет умение.

На основании показателей составлены характеристики уровней развития:

Сформирован (3-2,4 балла) – ребенок осознанно относиться к выполнению задания. При этом проявляет способность планировать трудовые действия и проявляет самостоятельность. Умеет осуществить отбор инвентаря для выполнения поручения и бережно пользоваться им. Принимает активное участие в коллективном труде. Осознает пользу выполнения трудовых действий. Радуется результатами своего и коллективного труда.

Находится в стадии становления (2,3-1,8 балла) – ребенок относиться к выполнению задания положительно. При этом не всегда самостоятелен в планировании трудовых действий. Осуществляет отбор инвентаря для выполнения поручения и бережно пользуется им. Принимает активное участие в коллективном труде. Осознает пользу выполнения трудовых действий. Радуется результатами своего и коллективного труда чаще всего, остается довольным.

Не сформирован (1,7-1 балл) – ребенок не осознанно относиться к выполнению задания. Не способен планировать трудовые действия и проявлять самостоятельность. Не умеет осуществить отбор инвентаря для выполнения поручения и бережно пользоваться им. Не принимает активное участие в коллективном труде, выполняет трудовые поручения вне коллектива. Не осознает пользу выполнения трудовых действий, не способен радоваться результатами своего и коллективного труда.

Диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик

«Представления о труде взрослых»

Характер представлений о труде взрослых.

Отношение детей к труду взрослых.

Показатели характера представлений о труде взрослых :

полнота, содержательность представлений об орудиях труда, внешнего вида, трудовых действий, результата труда.

Показатели отношения к труду взрослых:

адекватность и выразительность экспрессивных действий: мимических, жестовых, пантомимических, речевых.

Для изучения уровня информированности детей о труде взрослых проводится беседа, индивидуально каждому ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

Для чего люди ходят на работу?

Что такое профессия?

Какие ты знаешь профессии?

Какие профессии тебе нравятся больше всего?

Кем работают твои мама и папа?

Далее проводится эксперимент с использованием визуальных методик. Детям предлагается 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, регулировщик, работник почты. Ребёнок самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней рассказ.

Для получения дополнительных сведений о профессиях, которые не были выбраны детьми, необходимо в индивидуальной беседе показать детям эти изображения и попросить рассказать о данной профессии.

Ребенок дает полный, точный ответ - имеет четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах.

Ребенок дает неточный ответ - не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата.

Ребенок дает неправильный ответ - затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о трудовых действиях и результатах труда.

Три уровня развития представлений о труде взрослых и процессе его организации:

1 уровень – дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.

2 уровень – дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.

3 уровень – дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом.

Читайте также: