Может ли кандидат наук занимать должность профессора

Опубликовано: 04.07.2024

В данном разделе описываются основные понятия и терминология применяемые при составлении штатного расписания.

Основные определения¶

Категории должностей, связанных с научным процессом¶

Должности научных работников¶

Должности научных работников — руководителей¶

Должности научно-технических работников¶

Должности работников сферы научного обслуживания¶

Категории должностей, связанных с педагогическим процессом в образовательных учреждениях высшего образования¶

Должности профессорско-преподавательского состава¶

Должности профессорско-преподавательского состава — руководителей¶

Должности административно-управленческого персонала¶

Должности административно-управленческого персонала — руководителей¶

Должности учебно-вспомогательного персонала¶

Научные работники¶

Существуют два близких по звучанию понятия: научные сотрудники и научные работники.

Первое понятие более узкое и является общим наименованием ряда должностей учёных, занятых научной деятельностью в НИИ, на предприятиях или в ВУЗах. В ряде документов: Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР); Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС); прочих классификаторах, принято выделять базовую должность — в данном случае «научный сотрудник», и ряд производных должностей, названия которых образуется при помощи модифицирующей характеристики, например, «младший», «старший» и пр. В последних редакциях ОКПДТР (утверждено постановлением Госстандарта РФ N 367 от 26.12.1994, в ред. от 19.06.2012) и ЕКС (утверждено постановлением Минтруда России N 37 от 21.08.1998, в ред. от 12.02.2014) приведены следующие производные должности научных сотрудников:

  • главный;
  • ведущий;
  • старший;
  • младший.

Второе понятие включает, помимо перечисленных, еще целый ряд должностей. Согласно закону «О науке и государственной научно-технической политике» (ФЗ от 23.08.1996 N 127, ред. от 23.05.2016), научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Другого, более четкого определения данного понятия, в нормативных документах не существует. Также не создано и единого международного реестра и правил конвертирования научных должностей. Как следует из приказа Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2008 N 305н (ред. от 19.12.2008), помимо научных сотрудников, к научным работникам относятся ещё государственные эксперты по интеллектуальной собственности разного ранга. В то же время, согласно постановлению Президиума РАН № 196 от 25.03.2008, в этот перечень входят стажер-исследователь (инженер-исследователь, старший лаборант с высшим образованием), учёный секретарь и разного уровня заведующие (начальники) научно-исследовательскими подразделениями.

Помимо научных работников, 127-ФЗ определяет также инженерно-технических работников и работников сферы научного обслуживания. Первые определены как граждане, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и способствующие получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации. В штатном расписании такие должности относятся к категории научно-вспомогательного персонала. Ко вторым относят граждан, обеспечивающих создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации. Эта группа достаточно размыта, сюда могут входить как лица занимающие различные должности в административном аппарате, так и категория прочего обслуживающего персонала.

В качестве модифицирующей характеристики в производных должностях здесь также используются I и II категории. Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование «младший» и «старший» не применяется.

  • государственный эксперт по интеллектуальной собственности;
  • государственный эксперт по интеллектуальной собственности II категории;
  • младший научный сотрудник
  • техническим архивом;
  • чертежно-копировальным бюро;
  • лабораторией (компьютерного и фото-, кинооборудования, оргтехники, средств связи)
  • государственный эксперт по интеллектуальной собственности I категории;
  • научный сотрудник;
  • старший научный сотрудник
  • аспирантурой;
  • отделом научно-технической информации
  • ведущий государственный эксперт по интеллектуальной собственности;
  • ведущий научный сотрудник,
  • научно- исследовательским сектором (лабораторией), входящим в состав научно-исследовательского отдела (лаборатории, отделения);
  • бригады (группы)
  • главный государственный эксперт по интеллектуальной собственности;
  • главный научный сотрудник,
  • научно-исследовательским отделом;
  • конструкторским отделом;
  • экспертным отделом;
  • ученый секретарь

КУ — квалификационный уровень

В последней редакции ЕКС в разделе, включающем научных работников, нет четкого разделения на категории должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей. Скорее всего, это связано с тем, что должности заведующих научно-исследовательским отделом, лабораторий и пр. могут быть отнесены не только к категории руководителей, но специалистов (в данном случае, научных работников). В итоге можно сделать вывод, что особенности квалификационных требований к должностям работников, связанных с научно-педагогическим процессом, определяются отдельными положениями о соответствующих должностях, разрабатываемыми Учеными советами организаций.

В качестве примера иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью, условного института РАН, можно предложить следующую упрощенную схему ( Рис. 298 ). На этой схеме должности работников одного квалификационного уровня расположены на одном уровне иерархии. Ряд должностей, относящихся к разным категориям, сложно соотнести строго к одному уровню. В этом случае должность располагается между двумя уровнями. Например, главный инженер и главный научный сотрудник находятся на одном уровне, а инженер I категории — между старшим и ведущим научным сотрудником.

Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью

Рис. 298 Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью

Зеленым цветом выделены должности руководящих работников, относящиеся одновременно к категории научных работников или работников сферы научного обслуживания. Научно-технические работники, в рассматриваемом примере, не входят в отдельное самостоятельное структурное подразделение, поэтому в этой категории нет руководителей. Голубым цветом на схеме обозначены должности работников, имеющих среднее общее или профессиональное образование. Все остальные работники имеют высшее образование.

На следующей схеме показана упрощенная структура условного института РАН ( Рис. 299 ). Уровень иерархии подразделений на схеме, показан разными цветами и не зависит от уровня расположения. На самом верхнем уровне должно располагаться еще одно подразделение — Дирекция института (на схеме условно названо «Институт РАН»). Но иерархическая связь его с остальными подразделениями зависит от рассматриваемого бизнес-процесса. Например, Центр коллективного пользования в приведенном примере — структура, созданная на базе данного института, но помимо исследований проводимых самим институтом, там ведутся работы и работниками других организаций. Следовательно, график работы Центра будет утверждать директор института, а тематику НИР — некий внешний орган. Аналогично, секретариат Учёного совета подчиняется непосредственно Учёному совету. На схеме не показаны многие важные отделы входящие в структуру большинства типичных институтов. Однако целью ее составления являлась демонстрация принципа построения штатного расписания для подразделений связанных с научным процессом.

Упрощенная структура условного института РАН

Рис. 299 Упрощенная структура условного института РАН

Пример штатного состава научно-исследовательского отдела ( Рис. 300 ) включает заведующего отделом и главного научного сотрудника. В структуру отдела, входят три лаборатории со своим штатом сотрудников. Если в названии должности работника присутствуют модифицирующие характеристики «старший», «ведущий» или «главный», то согласно ЕКС, работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Такая должность может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Поскольку главный научный сотрудник по уровню иерархии стоит выше, чем заведующий лабораторией, он входит непосредственно в штат отдела, а не лаборатории. При этом, он может руководить научной работой сотрудников нескольких лабораторий. Но административные функции он не выполняет — это является прерогативой заведующих отделом и лабораторий. Помимо главного научного сотрудника, непосредственно в штат отдела могут входить и сотрудники другого уровня. В этом случае они также будут подчиняться непосредственно заведующему отделом.

Пример штатного состава научно-исследовательского отдела

Рис. 300 Пример штатного состава научно-исследовательского отдела

Штатный состав научно-исследовательской лаборатории, в приведенном примере, включает, помимо заведующего лабораторией, несколько научных работников разного уровня от стажера исследователя до ведущего научного сотрудника, а также несколько лаборантов-исследователей, в качестве научно-вспомогательного персонала. Количество штатных единиц НР и НВП зависит от объема задач, стоящих перед лабораторией и текущей ситуации, определяемой объемом финансирования и наличием специалистов в кадровом резерве.

В штате секретариата Учёного совета института ( Рис. 301 -1) состоят учёный секретарь (научный работник) и несколько единиц научно-вспомогательного персонала от инспектора до инспектора I категории. Аналогичный штатный состав имеют отделы ( Рис. 301 -2) аспирантуры и научно-технической информации ( Рис. 301 -3), возглавляемые заведующими отделами.

Пример штатного состава прочих отделов

Рис. 301 Пример штатного состава прочих отделов:

  1. Секретариат Учёного совета института.
  2. Отдел аспирантуры.
  3. Отдел научно-технической информации.
  4. Центр коллективного пользования.
  5. Эксплуатационный отдел.

В штате центра коллективного пользования ( Рис. 301 -4), помимо заведующего центром (научный работник), состоят несколько единиц научно-вспомогательного персонала — инженеров-исследователей разных категорий, относящихся к научно-техническим работникам, а также техники, относящиеся к работникам сферы научного обслуживания.

Штатный состав эксплуатационного отдела ( Рис. 301 -5) целиком относится к работникам сферы научного обслуживания. Сюда входят заведующий отделом, инженеры разных категорий и техники. Все, кроме заведующего отделом (административно-управленческий персонал), относятся к категории прочего обслуживающего персонала.

Педагогические работники¶

Должности работников образовательных организаций разного уровня описываются в разделах ЕКС «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ N 761н от 26.08.2010, ред. от 31.05.2011) и «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н). В последнем из этих разделов приведены следующие должности руководителей:

  • ректор;
  • президент;
  • проректор;
  • руководитель структурного подразделения;
  • заведующий отделом аспирантуры;
  • советник при ректорате;
  • ученый секретарь совета ВУЗа;
  • ученый секретарь совета факультета;
  • заведующий отделом практики;
  • помощник ректора (проректора).

Должности профессорско-преподавательского состава:

  • ассистент;
  • преподаватель;
  • старший преподаватель;
  • доцент;
  • профессор;
  • заведующий кафедрой;
  • декан факультета (директор института).

Должности работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала:

  • диспетчер факультета;
  • тьютор;
  • специалист по учебно-методической работе;
  • учебный мастер.

В качестве примера иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом, условной образовательной организации высшего образования, можно предложить следующую упрощенную схему ( Рис. 302 ). На этой схеме должности работников одного квалификационного уровня расположены на одном уровне иерархии. Ряд должностей, относящихся к разным категориям, сложно соотнести строго к одному уровню. В этом случае должность располагается между двумя уровнями. Например, заведующий кафедрой и заместитель декана находятся на одном уровне, а тот же заведующий кафедрой — между доцентом и профессором.

Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом

Рис. 302 Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом

Зеленым цветом выделены должности руководящих работников, относящиеся одновременно к категории профессорско-преподавательского состава или административно-управленческого персонала. Учебно-вспомогательный персонал, в рассматриваемом примере, не входят в отдельное самостоятельное структурное подразделение, поэтому в этой категории нет руководителей. Голубым цветом на схеме обозначены должности работников, имеющих среднее общее или профессиональное образование. Все остальные работники имеют высшее образование.

При сравнении должностей профессорско-преподавательского состава и должностей научных работников, можно предложить следующее соотнесение: младший научный сотрудник соответствует по иерархическому уровню ассистенту, а главный — профессору.

На следующей схеме показана упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования ( Рис. 303 ). Уровень иерархии подразделений на схеме, показан разными цветами и не зависит от уровня расположения. На самом верхнем уровне должно располагаться еще одно подразделение — Ректорат (на схеме условно названо «Образовательная организации высшего образования»). На схеме не показаны многие важные отделы входящие в структуру большинства типичных ВУЗов. Однако целью её составления являлась демонстрация принципа построения штатного расписания для подразделений связанных с образовательным процессом.

Упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования

Рис. 303 Упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования

В приведенном примере штатного состава ректората ( Рис. 304 ), помимо ректора, есть еще два руководящих работника — проректора по учебной и научной работе, возглавляющие соответствующие управления. Помимо этого, в непосредственном подчинении ректора находится президент, штат советников и помощников, которые входят в административно-управленческий персонал, но не относятся к категории руководителей. В штат ректората входят также помощники проректора, которые подчиняются своему проректору и также относятся к административно-управленческому персоналу.

Пример штатного состава ректората

Рис. 304 Пример штатного состава ректората:

  1. Управление по учебной работе.
  2. Управление по научной работе.

В непосредственном подчинении проректора находятся начальники отделов, входящих в структуру его управления. Проректору по учебной работе подчиняются также деканы факультетов.

Штатный состав отделов входящих в структуру управлений ВУЗа принципиально ничем не отличается от состава аналогичных отделов института РАН, как и состав секретариатов Учёных советов.

Факультет возглавляет декан ( Рис. 305 ). В штатный состав деканата входят его заместители, а также ряд инспекторов разных категорий. Как правило, в сферу ответственности каждого из заместителей декана входит один или несколько студенческих курсов. В непосредственном подчинении декана находятся также заведующие кафедр факультета. Декан, его заместители и заведующие кафедр относятся к категории руководителей. Однако, декан и заведующие кафедр относятся также к категории профессорско-преподавательского состава, а заместители декана, как и инспектора деканата — административно-управленческого персонала.

Пример штатного состава факультета

Рис. 305 Пример штатного состава факультета:

В штатное расписание кафедры входит ряд должностей профессорско-преподавательского состава: профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель и ассистент. А также должности учебно-вспомогательного состава: учебный мастер, старший лаборант и лаборант. На тех кафедрах, в учебном процессе которых используется сложное оборудование, в этой категории может встречаться должность техник.

Рассмотренные примеры организационных структур научного и образовательного учреждения, на практике носят смешанный характер. Особенно это касается крупных университетов. Часто в составе такой образовательной организации (несмотря на название, включающее ФГБОУ ВО) находятся, помимо факультетов, еще и НИИ или другие обособленные научные подразделения. Также в структуру кафедр бывают включены исследовательские лаборатории. В научных учреждениях должности профессорско-преподавательского состава вводятся, как правило, при наличии реальных условий для осуществления образовательной деятельности (например, ВУЗов соответствующего профиля в месте расположения учреждения, наличия базовых кафедр и т.п.).


Присвоение звания профессора находится в ответственности Министерства науки и высшего образования России. Ранее этой процедурой занималась исключительно Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Сейчас она только выдает аттестаты и публикует на сайте информацию об этом.

Ученое звание профессора присваивается пожизненно и не может быть отнято ни при увольнении его носителя, ни при выходе на пенсию. Единственной причиной отнятия может стать неоспоримый факт, подтвержденный аттестационной комиссией, о его ошибочном присвоении.


Требования к профессору на 2021

Чтобы получить звание профессора, надо:

  • иметь стаж преподавательской и научной работы 10 лет и более;
  • не меньше трех лет быть доцентом;
  • работать профессором в высшем учебном заведении не менее двух лет, притом непрерывно и минимум на четверть ставки;
  • иметь в целом пятьдесят и более научных и учебных трудов в изданиях из перечня ВАК;
  • за последние 5 лет опубликовать не менее пяти работ в изданиях ВАК, сюда относятся только научные труды или три учебно-методические публикации и два – по проблематике научных интересов;
  • опубликовать один учебник в качестве его единственного автора или 3 в соавторстве (за последние 10 лет);
  • выступить научным руководителем минимум трех кандидатских диссертаций, притом хотя бы одна из них должна быть по специальности претендента на профессорскую степень; диссертации должны быть успешно защищены.

С 2014 года в перечень необходимых требований вошло и такое правило, которое предусматривает обязательное наличие у соискателя степени доктора наук. До того были возможны редкие случаи, когда профессорское звание получали ученые, являющиеся только кандидатами наук. Сейчас такое невозможно.

Документы для получения звания профессора ВАК оформляются и заверяются в том вузе, где работает соискатель.

В пакет входят такие документы:

  1. Заявление на имя ректора;
  2. Характеристика за подписью заведующего кафедрой, где работает претендент;
  3. Выписка из протокола заседания кафедры (с подписью завкафедрой);
  4. Заполненный бланк со списком публикаций;
  5. Копии дипломов о высшем образовании, кандидата и доктора наук, доцента;
  6. Список аспирантов и других лиц, у которых претендент был научным руководителем их диссертаций;
  7. Справка о представлении к присвоению ученого звания, а также о педагогической работе;
  8. В отделе кадров берутся справка о рабочем стаже, выписка из трудовой книжки, копии контракта и приказа о зачислении на должность.

Кроме того, нужно согласиться с тем, что личные данные можно обрабатывать, а также купить две почтовые карточки, одну из них адресовать на имя ученого секретаря учебного заведения, на другом – написать домашний адрес самого соискателя.

В течение полугода министерство рассмотрит аттестационное дело и примет решение.

Вопрос – ответ

Профессор – это должность или звание?

Прежде всего, стоит разделить такие понятия, как ученое звание «профессор» и одноименную должность. Ученое звание присваивается преподавателям вузов и научным сотрудникам, занимающимся научной и исследовательской деятельностью.

Его наличие подчеркивает, что человек является экспертом в своей области. Должность профессора в вузе занимают чаще всего доктора наук, реже – кандидаты. Занимать ее можно, не имея соответствующего звания.

Что означает звание почетного профессора?

Почетный профессор – титул, который может присваиваться известным представителям науки, культуры или искусства. Он дается за выдающиеся заслуги в любой области.

Решение о присвоении почетного звания принимает совет высшего учебного заведения. Почетный профессор – это не должность, и тот, кого так называют, может быть далек от педагогической или научной деятельности.

Есть ли звание выше профессора?

В вузе профессор – это самая высокая должность среди иерархии преподавателей. Чтобы ее получить, надо выполнить ряд требований. Это наличие ученой степени, стаж работы, научная и педагогическая деятельность и т.д.

Если говорить о научном звании, то высшей точкой карьеры считается академик. Академиком может стать только действительный член академии наук. Научные звания профессора и академика являются пожизненными.

Ординарный профессор, звание и должность

Ученое звание профессор — это определенно пропуск к высотам карьерной лестницы в научных и образовательных институтах. Статус и положение, приобретаемые с присвоением данного титула, очень сложно оспорить, а его обладатель имеет все шансы уйти на покой с почестями и неплохой прибавкой к пенсии.

Что такое ординарный профессор

Термин «профессор» обозначает как ученое звание, так и должность, закрепленную в штатном расписании университета или иного высшего учебного или образовательного учреждения, и даже особый (часто почетный) статус, который может присуждаться за выдающиеся заслуги.

Таковым является статус ординарного профессора, присваиваемый рядом вузов (Высшая школа экономики) сотрудникам, внесшим весомый вклад в научную, исследовательскую или педагогическую деятельность вуза, НИУ.

Статус присуждается Ученым Советом университета/НИУ штатным работникам, имеющим определенный стаж работы (5 и более лет), за особые заслуги перед учреждением. Это свидетельство высочайшего признания квалификации ученого его коллегами и руководством и сродни званию академика РАН, только для отдельно взятого учреждения, а не для всей науки.

Однако такого звания профессора можно лишиться за тяжкие проступки (нарушение этических норм) перед институтом, его присвоившим. Он также утрачивает силу в связи с прекращением трудового договора.

Таким образом, данный статус — это своего рода почетная грамота, которую вручают особо ценным и важным работникам. В известных кругах представиться таким титулом, понятно, приятнее. Никакой прибавки к зарплате данный статус официально не предполагает и никаких привилегий не дает, но социальное положение что-нибудь да значит, не говоря уже о чувстве внутреннего удовлетворения от того, что заслуги оценили по достоинству и приняли в высочайший круг самых ценных работников.

Кто может занимать должность профессора

Давайте разобраться с тем, что это вообще такое. Как уже отмечалось, различают звание профессора и должность профессора. Присуждением звания занимается Высшая Аттестационная Комиссия Российской Федерации (ВАК), и для его получения нужно соблюсти множество требований. А вот должность профессора — это штатная единица, закрепленная за определенной кафедрой вуза, института.

Какие условия необходимо выполнить желающим попасть на должность профессора? Согласно Приказу «Об утверждении Единого квалификационного справочника», на должность профессора кафедры может притязать сотрудник при соблюдении ряда условий: высшее профильное образование, степень доктора наук и стаж преподавательской деятельности 5 лет и более или ученое звание профессора.

Представим следующую ситуацию: молодой квалифицированный специалист (только аспирант либо недавно защитившийся) приходит преподавать в вуз. Можно ли ему через пять лет непрерывного стажа и с наличием степени кандидата подать документы на конкурс, чтобы занять должность профессора? Другими словами, может ли кандидат наук быть профессором (по должности)? Нет, не может, т.к. для этого он уже должен иметь ученую степень доктора наук, что за пять лет нереально. Раньше, когда требования были мягче, получить должность было проще: кандидат наук мог стать профессором по званию через определенное количество проработанных на кафедре лет и уже далее выдвигать свою кандидатуру на должность профессора. Это и давало лазейки амбициозным карьеристам, желавшим малой кровью сесть в профессорское кресло, но с недавних пор получить данное звание можно только докторам наук с большим стажем работы.

Очевидно, что должность профессора на сегодняшний день имеют право занимать только состоявшиеся ученые и преподавательский состав, которые могут предъявить уже имеющуюся степень доктора наук.

ординарный профессор_звание_должность.jpg

Кто выше: доцент или профессор

Что это вообще — профессор и доцент? Этими словами обозначаются и ученые звания, присуждаемые ВАК, и должности, числящиеся в штатном расписании вуза.

Любопытно: в странах Европы и Америки подобного разделения нет.

За границей все, кто написал научную работу после высшего образования, получают статус доктора и, соответственно, право работать на должности профессора в университете (английский термин PhD – philosophу degree, professor).

Основная карьерная лестница работника образования в вузе выглядит приблизительно так:

  • аспирант или соискатель.
  • ассистент (разрешается уже в ходе обучения в аспирантуре).
  • после защиты кандидатской диссертации можно получить должность доцента кафедры (если имеются свободные ставки). В случае, когда таковых нет, то можно проситься на старшего преподавателя (если уже есть 1 год стажа на кафедре).
  • спустя 10 лет стажа и, если защищена докторская, можно подавать документы на должность профессора. До сей ступени доходят немногие, для большинства преподавателей степень кандидата и звание доцента — потолок, с которым уходят на пенсию.

Дальнейшее карьерное продвижение возможно в направлении административно-управленческой деятельности: должности заведующего кафедрой, деканатом, каким-либо отделом или подразделением вуза, или научно-изыскательского труда (научный сотрудник, руководитель лаборатории).

Ученым, которые трудятся в составе известных научных институтов, доступны еще более высокие титулы и звания: после профессорства можно получить звание член-корреспондента академии наук, а апофеозом карьеры становится почетное звание академика (к примеру, академик РАН или РАО)

Развлечения ради: полный перечень титулов и званий именитого ученого может выглядеть ничуть не хуже списка регалий английской королевы: г-н N, доктор таких-то наук, профессор, заведующий кафедрой такой-то, член-корреспондент РАН, почетный академик. Сюда могут добавляться также и другие должности, как то: внештатный эксперт, руководитель исследовательской группы по направлению такому-то и пр. и др

Как получить звание профессора

Ранее (до 2014 года) присваивались звания (профессора и доцента) по кафедре, после 2014 — доцент или профессор по специальности. Это значит, что кафедральные титулы были упразднены, т.к. случалось, что с исчезновением кафедры человек «повисал в воздухе». Вместе с тем, в последнее время имеет место тенденция к укрупнению кафедр, а значит, все чаще возникают ситуации, когда в одном подразделении работают разномастные специалисты. Чтобы избежать путаницы, ВАК внесла предложение четко привязать ученые звания к специальностям.

Отныне необходимо в течение нескольких лет иметь опыт преподавания конкретных дисциплин и быть трудоустроенным на профильной кафедре

Таким образом, на кафедре Психологии могут одновременно работать: доцент по специальности «Общая психология», профессор по специальности «Возрастная психология» и т.п. Это облегчает переход специалиста с одной работы на другую без потери специализации.

На получение ученого звания могут притязать преподавательский состав высших учебных заведений, при предоставлении исчерпывающего перечня документов, свидетельствующих о квалификации и опыте соискателя. Обязанность проверить соответствие документов перечню, указанному на сайте ВАК, лежит на ученом секретаре вуза. Он же, кстати, обязан и получать готовые аттестаты в секретариате ВАК.

Для получения ученого звания профессора претендент должен отвечать следующим требованиям:

  1. Вузовский стаж от 10 лет.
  2. Ученая степень доктора наук.
  3. Ученое звание доцента, полученное более 3 лет назад.
  4. Соискатель может занимать административные должности, но обязан хотя бы на 0,25 ставки работать преподавателем (совместительство тоже допускается).
  5. Наличие 50 и более печатных работ (патентов) по заявленной специальности, причем за последние 5 лет – 3 и более учебных изданий (методические пособия, терминологические словари и т.п.) и от 5 научных работ (статьей). Научные труды должны быть напечатаны в изданиях, входящих в список рецензируемых журналов ВАК, соответствующих специальности заявителя, и очень желательно в зарубежных журналах (английским языком владеть необходимо).
  6. Обязательно предоставить хотя бы 1 учебник, написанный самостоятельно, или не менее трех учебников, составленных в соавторстве, - за последние 10 лет.
  7. Успешно защитившиеся аспиранты /докторанты (от трех и более), причем необходимо, чтобы темы их диссертаций по возможности близко соответствовали заявленной специальности.

Таким образом, желающим прибавить к своим титулам еще и ученое звание (должность) профессора, важно понимать, что оно достается упорным, непрерывным трудом и постоянной научно-педагогической и исследовательской деятельностью.

Получение ученого профессорского звания – это означает открыть для себя пути к высоким подъемам по карьерной лестнице в научных институтах и образовательных учреждениях. Вместе с таким титулом приобретаются высокий статус и хорошее положение. И с этим никто не поспорит. Кроме этого, обладая таким статусом, награжденный отправляется на заслуженный отдых с большими почестями и достойной материальной прибавкой.

Что такое ординарный профессор

Разберем для начала само понятие «профессор». Это может быть звание, должность либо статус. Любой университет, высшее учебное заведение практически всегда имеют в своем штатном расписании такую должность. Характерный статус чаще всего очень почетный, присуждается за какие-либо выдающиеся заслуги.

В нашем случае ординарный профессор - это тот самый статус, который присваивается некоторыми ВУЗами, такими как Высшая школа экономики, тем сотрудникам, которые проявили достаточную активность в педагогической деятельности, внесли ощутимый вклад в научно-исследовательскую деятельность этих высших учебных заведений, либо НИУ.

Такой статус свидетельствует о максимально высоком признании руководителями и коллегами квалификации такого ученого. В узких кругах приравнивается к званию академика РАН, применительно к конкретному учреждению. Ученый совет университета (научно-исследовательского тоже) присуждает этот статус работнику, если он работает в штате не менее пяти лет, и имеет выдающиеся заслуги перед этим учреждением.

Но вот потерять такое звание гораздо легче: нарушить какие-либо этические нормы поведения перед присвоившим его институтом, или расторгнув трудовой договор по собственной инициативе либо работодателя.

Самое главное, что получает носитель этого статуса, это внутреннее моральное удовлетворение от факта, что твои стремления и достижения достойно оценили и позволили вступить в клуб избранных тружеников, чью наивысшую ценность преувеличить сложно. Никаких материальных поощрений или привилегий такой статус официально не приносит. Но общественную значимость этого факта отрицать невозможно, и не менее гордо назваться таким титулом в кругах, где об этом знают достаточно. Таким образом, это звание стоит сравнить с некой грамотой, очень почетной и долгожданной, которую получают самые ценные и значимые сотрудники.

Кто может занимать должность профессора

Теперь давайте разберемся с должностью профессора, и что нужно для того, чтобы желающий мог получить ее. Как мы выяснили ранее звание присуждается, и это все курирует Высшая Аттестационная Комиссия Российской Федерации (далее по тексту – ВАК), основываясь на выполнении ряда обязательных требований. С должностью профессора все намного проще – это просто единица в штатном расписании на конкретной кафедре конкретного вуза или института.

Основываясь на Приказе «Об утверждении Единого квалификационного справочника» сотрудник, желающий получить такую должность обязан иметь высшее образование по данному профилю, ученую степень доктора наук, а также пять лет и более работы преподавателем, либо присвоенное звание профессора, о котором уже говорилось выше.

Не смотря на такие, казалось бы, простые условия с недавнего времени такое повышение стало сложным ввиду обязательного наличия докторского звания. Например, возьмем квалифицированного специалиста, но молодого (недавно защитился или вообще еще аспирант) пришедшего преподавателем в вуз. Он работает без перерыва пять лет, получает кандидатскую степень и в какой-то момент подает требование на вакантную должность профессора. Есть ли у него шансы? Немного перефразируем: имеет ли возможность кандидат наук по званию быть профессором по должности? К сожалению, ответ отрицательный, поскольку требуется наличие ученой степень доктора, но как мы все понимаем, достичь этого всего лишь за 5 лет невозможно.

Из этого мы делаем вывод, что в кресло профессора сегодня может сесть только уже состоявшийся ученый и преподаватель, заслужившие на данный момент ученую степень доктора наук.

Кто выше: доцент или профессор

Стоит упомянуть, что в странах Америки и Европы такое разделение полностью отсутствует. Если человек получил высшее образование, подготовил и защитил научную работу, он моментально становится обладателем докторской степени и всех прилагающихся к этому возможностей. В нашей же стране профессор и доцент – это и назначаемые ученые звания, и должности по штатному расписанию.

Рассмотрим примерные ступени продвижения в наших вузах. Самая нижняя должность – это аспирант, еще иначе его называют соискатель. Далее по пути обучения в аспирантуре разрешено получение должности ассистента. Если в данный момент времени есть незанятые ставки и защищена кандидатская диссертация, есть возможность получения должности доцента кафедры. Если вдруг такая возможность отсутствует, но есть год преподавательского стажа, предоставляется место старшего преподавателя. Следующая необходимая веха – это 10 лет стажа и защита докторской. Теперь есть возможность надеяться на получение должности профессора. Но стоит уточнить, что до этой ступени добираются единицы. Чаще всего получение степени кандидата и звания доцента является той планкой, на которой человек покидает вуз на заслуженную пенсию.

Последующий путь это уже несколько другие курсы следования – административно-управленческий персонал и должности заведующего каким-либо функциональным подразделением вуза (деканатом, кафедрой, отделом и прочее) или же научно-исследовательский труд (например, заведующий лабораторией).

Если же карьера ученого строится в известном по всей стране научном институте, там можно надеяться на новые высокие титулы, как, например, член-корреспондент академии наук или же венцом карьерного роста становится звание академика.

Как получить звание профессора

С 2014 года во избежание путаницы, ВАК вынесла решение о привязке ученых званий не к кафедрам, как это было ранее, а к конкретным специальностям. Таким образом, упразднились все кафедральные титулы. Для чего же это было сделано? Ранее, получив кафедральное звание, человек мог просто потерять это все из-за, например, закрытия кафедры – все годы стараний уходили впустую. Или же сейчас входит в моду объединение или расширение кафедр, в этом варианте в одной команде оказываются работники совершенно разных направлений.

Теперь обязательными условиями становятся опыт работы преподавателем определенных предметов и трудоустройство на конкретной профильной кафедре. В качестве примера возьмем кафедру Психологии, здесь единовременно могут осуществлять свою преподавательскую деятельность доцент по специальности «Общая психология» и профессор по специальности «Детская психология». Такая закономерность применима к любой сфере науки. Такой принцип дает хорошую возможность специалисту, не потеряв своих званий и специализации, сменить работу.

Обзавестись ученым званием могут работники вузов из преподавательского состава, которые предоставляют достаточный пакет необходимых документов, подтверждающих их опыт работы и квалификацию, согласно списку, опубликованному на интернет ресурсе ВАК. Далее в работу вступает ученый секретарь вуза: он проверяет все имеющиеся документы на соответствие требованиям, а также в секретариате ВАК получает готовые документы – аттестаты сотрудников.

Теперь рассмотрим основные обязательные требования к соискателю звания профессора:

  1. Обязательный вузовский стаж преподавания не менее 10 лет.
  2. Наличие ученой степени доктора наук.
  3. Владение более трех лет ученым званием доцента.
  4. Разрешается кандидату работать на административной должности, при условии, что минимум на 0,25 ставки (даже по совместительству) он работает преподавателем.
  5. Наличие не менее 50 выпущенных в печать работ по определенной специализации соискателя. Важное условие: как минимум 3 учебных издания такие, как словари, методические пособия и прочее, и минимум 5 научных статей изданы за предшествующие 5 лет до подачи документов. Все такие работы должны быть опубликованы только в одобренных ВАК журналах, которые соответствуют специальности кандидата. Большим плюсом будет выход таких статей в иностранных изданиях, ведь необходимость владения английским языком также немаловажна.
  6. За прошедшие 10 лет должен быть выпущен хотя бы один учебник, изданный единолично, либо три и более, подготовленных в соавторстве.
  7. Наличие как минимум трех аспирантов или докторантов, которые успешно защитились под руководством кандидата, а темы этих диссертаций должны быть приближены к заявленной специальности.

В заключение всего выше сказанного, хочется уточнить, что статус или должность профессора даются не просто так. Требуются годы постоянного усердного труда и не прерываемая исследовательская и научно-педагогическая работа.


Ученые звания профессора и доцента по научной специальности присваиваются Министерством образования и науки России научно-педагогическим работникам, ведущим педагогическую работу в образовательных учреждениях высшего образования и образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования специалистов, имеющих государственную аккредитацию, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности.

В качестве заявителя, представляющего научно-педагогических работников к присвоению ученого звания, выступает Ученый совет образовательного учреждения, который руководствуется ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 10 ДЕКАБРЯ 2013 Г. N 1139 «О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ».

Ученое звание ПРОФЕССОРА по научной специальности присваивается научному или научно-педагогическому работнику, претендующему на присвоение ученого звания, если он на день представления аттестационного дела в Ученый совет организации удовлетворяет следующим требованиям:

  1. Читает курс лекций на высоком профессиональном уровне.
  2. Имеет ученую степень доктора наук.
  3. Имеет ученое звание доцента, со дня присвоения которого прошло не менее 3 лет.
  4. Имеет стаж непрерывной работы по трудовому договору в организации, представляющей к званию, не менее 2 лет в должности:
  • профессора;
  • заведующего кафедрой;
  • ректора, первого проректора, проректора;
  • декана факультета;
  • руководителя или заместителя руководителя по научной (научно-исследовательской, учебной, учебно-методической) работе филиала или института образовательной организации;
  • главного научного сотрудника или заведующего научным, научно-исследовательским отделом (сектором, лабораторией).
  1. Осуществляет педагогическую деятельность не менее чем на 0,25 ставки (в т.ч. по совместительству) по программам ВО или дополнительного профессионального образования по научной специальности, указанной в аттестационном деле в организации, представившей его к присвоению ученого звания.
  2. Имеет стаж научной и педагогической деятельности не менее 10 лет в организациях, в том числе не менее 5 лет стажа педагогической работы по научной специальности, указанной в аттестационном деле.
  3. Подготовил в качестве научного руководителя или научного консультанта не менее 3 лиц (для работника образовательной организации), которым присуждены ученые степени, при этом тема диссертации хотя бы одного из них соответствует научной специальности, указанной в аттестационном деле.
  4. Имеет не менее 50 опубликованных учебных изданий и научных трудов (в том числе в соавторстве), включая патенты на изобретения и иные объекты интеллектуальной собственности, которые используются в образовательном процессе.
  5. В том числе за последние 5 лет имеет публикации по научной специальности: не менее 3 учебных изданий и не менее 5 научных трудов (публикации научных трудов в рецензируемых научных изданиях).
  6. Является автором учебника (учебного пособия) или соавтором не менее 3 учебников (учебных пособий), изданных за последние 10 лет по научной специальности, указанной в аттестационном деле.

Ученое звание ДОЦЕНТА по научной специальности присваивается научному или научно-педагогическому работнику, претендующему на присвоение ученого звания, если он на день представления аттестационного дела в совет организации удовлетворяет следующим требованиям:

  1. Читает курс лекций или проводит иные занятия на высоком профессиональном уровне.
  2. Имеет ученую степень доктора наук или кандидата наук.
  3. Имеет стаж непрерывной работы по трудовому договору в организации, представляющей к званию, не менее 2 лет в должности:
  • профессора или доцента;
  • заведующего кафедрой;
  • ректора, первого проректора, проректора;
  • декана факультета;
  • руководителя или заместителя руководителя по научной (научно-исследовательской, учебной, учебно-методической) работе филиала или института образовательной организации;
  • главного научного сотрудника, ведущего научного сотрудника, старшего научного сотрудника или заведующего научным, научно-исследовательским отделом (сектором, лабораторией).
  1. Осуществляет педагогическую деятельность не менее чем на 0,25 ставки (в т.ч. по совместительству) по программам ВПО или дополнительного профессионального образования по научной специальности, указанной в аттестационном деле в организации, представившей его к присвоению ученого звания.
  2. Имеет стаж научной и педагогической деятельности не менее 5 лет в организациях, в том числе не менее 3 лет стажа педагогической работы по научной специальности, указанной в аттестационном деле.
  3. Имеет не менее 20 опубликованных учебных изданий и научных трудов (в том числе в соавторстве), включая патенты на изобретения и иные объекты интеллектуальной собственности, которые используются в образовательном процессе.
  4. В том числе за последние 3 года имеет публикации по научной специальности: не менее 2 учебных изданий и не менее 3 научных трудов (публикации научных трудов в рецензируемых научных изданиях).

На заседание Ученого совета, рассматривающего вопрос представления к присвоению ученого звания, выносятся следующие документы:

  • выписка из решения заседания кафедры о рекомендации соискателя к присвоению ученого звания по научной специальности;
  • справка — представление соискателя (не более 3-х страниц);
  • копия трудовой книжки, копии приказов о работе по совместительству или на условиях почасовой оплаты, подтверждающие стаж научно-педагогической работы соискателя, в т.ч. стаж педагогической работы в высших учебных заведениях или учреждениях повышения квалификации;
  • список опубликованных учебных изданий и научных трудов соискателя;
  • копии документов о высшем профессиональном образовании, ученой степени и ученом звании.

Кроме данных документов соискатели ученого звания, работающие по совместительству, представляют:

  • решение ученого совета по данному вопросу с основного места работы, если таковым местом соискателя является педагогическая работа в высшем учебном заведении или учреждении повышения квалификации. Данное решение подписывается председателем Ученого совета или его заместителем и скрепляется оттиском гербовой печати учреждения.

Соискатели ученого звания профессора по научной специальности представляют список защищенных соискателей на ученую степень, которых они подготовили в качестве научных руководителей или научных консультантов.

Решение ученого совета о представлении к присвоению ученого звания принимается тайным голосованием. Заседание Ученого совета считается правомочным, если в его работе принимает участие не менее двух третей членов Ученого совета. Решение Ученого совета принимается не менее чем двумя третями членов совета, присутствующих на заседании.

Для проведения тайного голосования избирается счетная комиссия в количестве 3-х человек, которая разъясняет членам Ученого совета порядок и условия голосования, ведет подсчет голосов, оформляет протокол своего заседания и оглашает его на заседании Ученого совета. Решение Ученого совета считается положительным, если за соискателя ученого звания проголосовало не менее 2/3 членов совета, участвовавших в голосовании.

После проведения заседания Ученого совета ученым секретарем Ученого совета аттестационные документы направляются в Министерство образования и науки.

В состав аттестационных документов, направляемых Ученым советом в Министерство образования входят:

  1. Сопроводительное письмо;
  2. Заверенная копия свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения;
  3. Справка Ученого совета о представлении соискателя к присвоению ученого звания по научной специальности;
  4. Протокол заседания счетной комиссии Ученого совета;
  5. Учетная карточка с фотографией (в 2 экз.);
  6. Заверенная в установленном порядке копия трудовой книжки;
  7. Заверенные в установленном порядке выписки из приказов или копии приказов о научно-педагогической работе соискателя по совместительству (педагогической работе соискателя в образовательных организациях высшего профессионального и (или) дополнительного профессионального образования по совместительству);
  8. Справка о стаже педагогической работы соискателя на условиях почасовой оплаты труда;
  9. Справка о педагогической работе соискателя за последние 3-5 лет (для доцента 3 года, для профессора 5 лет);
  10. Список опубликованных учебных изданий и научных трудов соискателя;
  11. Заверенные в установленном порядке копии документов о высшем профессиональном образовании соискателя;
  12. Заверенные в установленном порядке копии документов об ученых степенях и ученых званиях соискателя;
  13. Согласие на обработку персональных данных, содержащихся в документах, представленных для присвоения ученого звания, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о персональных данных (в 2 экз.);
  14. Регистрационно-учетная карточка (в 2 экз.);
  15. 2 почтовые карточки с указанием адреса соискателя;
  16. 2 почтовые карточки чистые.
  • для соискателей-совместителей:
  1. Решение Ученого Совета по вопросу о рекомендации соискателя на присвоение ученого звания по научной специальности с основного места работы соискателя, если основным местом работы является организация, в которой соискатель ведет педагогическую деятельность (при наличии ученого совета в указанной организации).

Срок рассмотрения аттестационных документов соискателей ученых званий не должен превышать шести месяцев (при проведении дополнительной экспертизы — 9 месяцев).

Научно-педагогическим работникам, которым присвоено ученое звание, выдается соответствующий аттестат единого государственного образца.

Аттестаты выдаются руководителям (их заместителям) и ученым секретарям по предъявлении удостоверения о занимаемой должности.

Читайте также: