Может ли начальник гаража совмещать должность водителя

Опубликовано: 02.10.2024

Как бы ни был силен в компании дух товарищества и взаимовыручки, почти всегда на просьбу о помощи коллеге сотрудник формально имеет право заявить: «Это не моя работа». Совсем другое дело, если расширение функционала оформлено официально. В материале Rabota.ru вы найдете пошаговую инструкцию по оформлению совмещения и предупреждение о возможных проблемах.

Совмещение должностей часто становится неизбежным для замены важного сотрудника, ушедшего в отпуск, в особенности — в декретный. Также оно может оказаться полезным для выживания в трудные для компании времена, в особенности в условиях дефицита рабочей силы. Как правильно оформить совмещение?

Совмещение: правовой статус

Формулировка «совмещение профессий» применяется для рабочих специальностей, а «совмещение должностей» — для служащих, специалистов и руководителей.

Какие должности можно совмещать?

Ограничения на возможности совмещения должностей налагаются другими условиями. Например, новой должности может не соответствовать квалификация работника, или же работа на должности требует дополнительных документов (например, медицинского допуска).

Срок совмещения

Пошаговая инструкция

Подготовка должности

Если речь идет именно о совмещении должностей как таковом (в отличие от расширения зоны обслуживания), то необходимо соблюсти следующие условия:

  1. должность должна присутствовать в штатном расписании;
  2. должность должна быть вакантной.

Стоит помнить, что не является вакантной временно не занятая должность, то есть если замещающий ее работник находится в отпуске, в том числе в декретном. Для поручения дополнительной работы по временно не занятой должности используется формулировка «исполнение обязанностей временно отсутствующего работника».

2. Письменное согласие работника

В соответствии со статьей 60.2 ТК РФ дополнительная работа может быть поручена работнику только с его письменного согласия. Такое согласие можно оформить двумя способами:

  1. С подачи сотрудника — он пишет заявление с просьбой возложить на него в порядке совмещения обязанности по желаемой должности (Приложение 1). Как вариант: в порядке расширения зоны обслуживания или в порядке исполнения обязанностей временно отсутствующего работника. В последнем случае наряду с должностью указывается имя временно отсутствующего сотрудника. Затем руководитель организации дополняет заявление своей положительной резолюцией с поручением начальнику отдела кадров подготовить проекты соответствующих документов.
  2. С подачи руководства — составляется докладная записка руководителя отдела с просьбой возложить на сотрудника обязанности по совмещаемой должности (Приложение 2). В свою очередь сотрудник дополняет докладную записку своим письменным согласием с подписью «Согласен на совмещение должностей». Затем накладывается резолюция руководителя.

3. Дополнительное соглашение к трудовому договору

Совмещение затрагивает трудовые функции работника, а они являются предметом трудового договора. Следовательно, совмещение требует заключения с работником дополнительного соглашения к трудовому договору (Приложение 3). В соглашение обязательно должны быть включены следующие параметры:

  1. Вид дополнительной работы (совмещаемая должность, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника или зона обслуживания).
  2. Срок выполнения дополнительной работы.
  3. Содержание дополнительной работы, то есть дополнительные трудовые функции.
  4. Если основанием для подготовки дополнительного соглашения стало заявление работника, указывается, что обязанности возлагаются на сотрудника по его просьбе.

Основанием для начала работы по совмещению является соответствующий приказ по личному составу (Приложение 4). Он составляется на основании дополнительного соглашения в свободной форме на бланке приказов по личному составу. Приказ обязательно должен содержать ряд элементов:

  1. Вид дополнительной работы (совмещаемая должность, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника или зона обслуживания).
  2. Должность, по которой устанавливается совмещение (если дополнительная работа поручается именно в порядке совмещения).
  3. Срок выполнения дополнительной работы.
  4. Содержание дополнительной работы, то есть дополнительные трудовые функции.
  5. Заранее оговоренный размер вознаграждения за дополнительную работу.
  6. Особые условия (если требуются).

Оплата дополнительной работы

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА:

«Б. В. А. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью [данные изъяты] о взыскании доплаты за совмещение должностей, признании увольнения незаконным и компенсации морального вреда.

Истица работала в компании в должности менеджера. Наряду с работой, определенной трудовым договором, ответчиком ей была поручена дополнительная работа по другой профессии — кассира-операциониста. В общей сложности в ноябре-декабре 2011 года истица проработала на условиях совмещения 13 дней. Ей была положена доплата в размере 3 900 руб., однако указанные денежные средства ей ответчиком выплачены не были. Более того, под давление руководства она была вынуждена написать заявление на увольнение по собственному желанию.

Суд не удовлетворил требования истицы в части признания увольнения незаконным: каких-либо доказательств того, что это заявление было написано ею под давлением и по принуждению руководства ответчика, она не предоставила. В подтверждение же факта работы на условиях совмещения должностей истицей были представлены графики работы сотрудников приемки заказов за ноябрь и декабрь 2011 года, где согласно объяснениям истца время работы на условиях совмещения должностей менеджера и кассира-операциониста обозначено условным обозначением "НК". Также истица представила суду письменные доказательства, в том числе дополнительное соглашение к трудовому договору. Суд счел требования истицы о взыскании с ответчика доплаты за работу на условиях совмещения должностей подлежащими удовлетворению».

Решение Таганского районного суда г. Москвы от 17.07.2012 по делу № 2-1309/12

Примеры судебной практики предоставлены порталом РосПравосудие .

Оплата может быть установлена как в абсолютных, так и в относительных единицах. Например — 6 000 руб. в месяц или 40% от оклада работника в соответствии со штатным расписанием.

В соответствии со статьей 129 ТК РФ дополнительная оплата за совмещение должностей является заработной платой. Значит, в ее отношении применяются надбавки компенсационного характера. Например, за работу в районах Крайнего Севера (статьи 315-317 ТК РФ) или за работу вахтовым методом (статья 302 ТК РФ). Необходимость в начислении коэффициентов к доплате за совмещение подтверждается судебной практикой.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА:

«Б. Н. А. обратилась в суд с иском к своему работодателю о взыскании доплаты за совмещение должности. В обоснование заявленных требований истица указала, что с 07.12.2009 работает в компании ответчика в должности [данные изъяты]. С 01.03.2011 на нее с ее согласия были возложены дополнительные обязанности по вакантной должности [данные изъяты] с установлением доплаты в размере 4100 руб. Указанная компенсационная доплата в соответствии со ст.129 ТК РФ является заработной платой, на которую согласно Приказу МО РФ от 10.11.2008 № 555 подлежат начислению процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и районный коэффициент.

Ответчик же утверждал, что в приказах были указаны конкретные суммы доплат, применение к ним надбавки за работу в районах Крайнего Севера и районного коэффициента не предусматривалось.

Суд напомнил, что оплата труда работника за совмещение с учетом положений действующего законодательства, статей 60.2 и 151 ТК РФ, является обязанностью работодателя в силу прямого указания закона об этом. Также, в соответствии со ст. 315,316 и 317 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Исходя из этого, суд удовлетворил требования истца в полном объеме».

Решение Североморского городского суда от 10.01.2012 по делу № 2-1952/2011

В идеале на должности специалиста ответственного за БДД, контролера и диспетчера в организации должны быть назначены отдельные штатные сотрудники. Но как быть тем компаниям, у которых небольшой автопарк и для которых слишком накладно содержать еще нескольких сотрудников? Можно ли возложить обязанности этих специалистов на сотрудников, которые уже работают в компании?

Да, можно. И сейчас подробно это разберем, но для начала разберемся в основных вопросах.

Всем ли необходимы контролер ТС, специалист БДД и диспетчер?

  • Специалист БДД. Нужен почти всем. Исключение – ИП и организации, у которых на балансе только легковые автомобили, которые используются исключительно для собственных нужд. Если же компания занята перевозками, или владеет автобусом или грузовиком — специалист БДД необходим, этого требует законодательство.
  • Контролер технического состояния ТС. Нужен всем, даже упомянутым ИП и организациям с легковыми автомобилями.
  • Диспетчер. Строго говоря, необходимость этой должности нигде не прописана и никаких санкций за ее отсутствие не предусмотрено. Здесь всё решает производственная необходимость и здравый смысл. В крупных компаниях диспетчеры есть, иногда несколько, в маленьких – функции диспетчера исполняет, как правило, механик или бухгалтер.

Но тут важно разделять две ситуации. Первая: механик или бухгалтер только заполняет, выдаёт, принимает путевые листы и проверяет правильность их оформления. Здесь потребности в отдельном диспетчере нет, эту обязанность можно просто указать в должностной инструкции этих сотрудников.

Но если механик или бухгалтер (или любой другой сотрудник) должен еще и координировать работу водителей, составлять маршруты, контролировать погрузочно-разгрузочные работы и т.д. – то это, по факту, работа диспетчера. В этом случае в штатном расписании должна быть соответствующая должность, а у диспетчера должно быть соответствующее образование, опять же это требование законодательства.

Кого можно назначить на эти «транспортные» должности?

Любого сотрудника, который подходит под квалификационные требования, установленные в Приказе Минтранса РФ № 287. Давайте по порядку.

  • Специалист БДД. Должен иметь:
    — либо высшее образование по специальностям группы «Техника и технологии наземного транспорта»;
    — либо любое высшее образование и «корочку» специалиста БДД.
    И, в любом случае, пройти аттестацию в УГАДН.
  • Контролер ТС. Должен иметь:
    — либо образование (не ниже среднего профессионального) по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;
    — либо образование (не ниже среднего профессионального) по специальностям, входящим в группу «Техника и технологии наземного транспорта» и стаж работы по ремонту и обслуживанию автомобилей не менее 1 года;
    — либо любое образование (не ниже среднего профессионального) и диплом о переподготовке контролера технического состояния.

Нередки ситуации, когда сотрудник в компании работает уже много лет и фактически выполняет обязанности контролера ТС (или диспетчера, или специалиста БДД — требования аналогичны). «Засчитается» ли этот опыт вместо профильного образования? К сожалению, нет.

  • Диспетчер. Должен иметь:
    — либо среднее профессиональное образование по специальностям группы «Техника и технологии наземного транспорта»;
    — либо любое среднее профессиональное образование и «корочку» диспетчера.

Обратите внимание! Если ответственный за БДД, контролер и диспетчер у вас есть, а необходимого образования у них нет, то согласно Статьи 12.31.1 КоАП РФ, проверяющие органы могут наложить на вас административный штраф.

Варианты совмещения: диспетчер, водитель, контролер, специалист БДД

Итак, вы нашли и обучили сотрудников, которые, на ваш взгляд, могут нести дополнительные обязанности по вышеназванным транспортным специальностям. Какие основные варианты совмещения могут быть? Ответим на самые распространенные вопросы.

1. Может ли один человек совмещать должности специалиста БДД, диспетчера и контролера? Да.

Теоретически, может. Прямых запретов на это не установлено и во многих организациях так все и оформлено. Однако, как говорят специалисты, это бессмысленно: ведь специалист по БДД должен контролировать работу диспетчера и контролёра технического состояния ТС.

2. Может ли водитель быть контролером? Да.

Может, если подходит под квалификационные требования.

3. Может ли водитель быть специалистом БДД? Да.

Может, если подходит под квалификационные требования.

4. Может ли водитель быть диспетчером? Нет.

Этот случай подпадает под Ограничения по совместительству для работников транспорта (ст. 329 Трудового кодекса РФ). Это связано с тем, что транспорт является источником повышенной опасности.

Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

5. Может ли бухгалтер быть диспетчером?

Может, если получит соответствующую «корочку» (диплом о переподготовке). Это же касается любого другого сотрудника, у которого нет специальности, связанной с наземным транспортом.

Нужен ли трудовой договор при совместительстве?

По мнению Минтруда России, нужен. То есть помимо основного трудового договора необходимо заключить с работником второй договор о работе по совместительству. (Напомним, что мы говорим сейчас именно о внутреннем совместительстве.) На основании этого договора издается приказ о приеме на работу.

Если сотрудник хочет, то сведения о работе по совместительству вносятся в его трудовую книжку (ч. 5 ст. 66 ТК РФ).

Как оплачивается труд совместителя?

Оплата труда совместителей обязательна (ч. 1 ст. 285 ТК РФ). По каким принципам она начисляется? По тем же, по каким начисляется и всем вообще наемным работникам.

  • пропорционально отработанному времени,
  • в зависимости от выработки,
  • или на других условиях, прописанных в трудовом договоре.

Размер заработной платы работодатель определяет сам, по согласованию с работником и принимая во внимание размер МРОТ (минимального размера оплаты труда). Разумеется, с учетом всех действующих в регионе районных коэффициентов и надбавок.

При этом надо помнить, что зарплата «не ниже МРОТ» – это про тот случай, когда норма рабочего времени была отработана полностью. Допустим, заработная плата совместителю назначена в размере МРОТ. Если он работал по четыре часа ежедневно и 20 часов в неделю, ему необходимо выплатить не менее половины МРОТ.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документов, то на сайте «Транспортный отдел», в разделе «Услуги», можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.

40 комментариев

Здравствуйте подскажите я специалист по бдд и мне вменили разъездной характер ( возить сотрудников по командировкам), а совмещение делать не хотят. Должен ли работодатель делать доплату за эту работу .

Добрый день! Поясните пожалуйста. В штатном нет контролера ТС АТС, есть механик. Могу ли я приказом назначить его ответственным за контроль ТС АТС и включить в должностную обязанность все обязанности контролера! Или обязательно в штатном от дролжен называться контролером ТС АТС. Механик обучен присвоена квалификация контролера ТС АТС. заранее спасибо.

Доброго времени суток! У нас транспортное предприятие, перед выпуском автобусов и спецтехники с базы работают контролеры техн.состояния транспортных средств, они же открывают ворота днем и запускают возвращающийся транспорт вечером и ночью. Можно ввести в штатное расписание двойную профессию Контролер тех.состояния ТС-сторож?

В законодательстве нет требования назначать диспетчера, но если его назначили, то он должен соответствовать требованиям Приказа Минтранса 287.
Можете ничего не менять, так как с 1 января Приказ 287 отменяется, а в новом приказе диспетчера вообще убрали.

Если не подпадаете ни под один из перечисленных видов перевозок, то в путевом листе ничего не проставляете.
Вид сообщения проставляется один раз, при перевозке пассажиров и грузов.

Добрый день.
Подскажите, как думаете изменится ситуация по диспетчерам (требования к образованию), если с 1 января 2021 года отменят приказ 287, а в новом приказе 282, только требования к контролеру и специалисту по БДД?

Судя по приказу 282 теперь требований к диспетчеру вообще ни каких нет.

В каком документе прописано количество специалистов, контролеров и диспетчеров в зависимости от количества водителей?
В моем случае 140 водителей.

Такого документа нет. Соответственно нет и требований к количеству перечисленных специалистов.

Добрый день,спасибо большое за ответ. А подтвержденный стаж работы не менее одного года по какой специальности.

Добрый день! Транспортная организация, грузоперевозки. Вопрос заключается в следующем. Имеется работник который прошел обучение на специалиста БДД, контролера, диспетчера. Имеет ли право организация в рамках ст. 60.2. ТК РФ (Совмещение профессий должностей (не совместительство внутреннее 60.1)) возложить на него выполнение данных трудовых функций, а именно когда работник официально трудоустроен в должности специалиста БДД, а при дополнительном соглашении к трудовому договору выполняет функции контролера и диспетчера (в рамках только выдачи и приема путевых листов). Правильно ли я понимаю, что все эти должности должны быть в штатном расписании? Заранее Спасибо!

Здравствуйте, поясните пожалуйста следующее:
У работника имеется диплом об образовании по специальности 23.03.01 «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте» , без стажа работы по данной специальности. Может ли он исполнять обязанности контролера технического состояния. Если нет, то что для этого необходимо сделать. И может ли быть засчитан в стаж работы то что он проходил службу в должности «Начальника автомобильной службы» в течении 18 лет в обязанности которого входило организация эксплуатации, технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. В соответствии с п. 14.3 Пр. МТ РФ №287 одно из требований к контролеру технического состояния автотранспортных средств это, «наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года».

Может исполнять обязанности если есть документальное подтверждение стажа работы не менее одного года и есть диплом об образовании по специальности 23.03.01.
Если нет, то необходимо пройти переподготовку по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. В этом случае стаж не требуется. Как правило курсы можно пройти онлайн в течение 1-2 месяцев.

Добрый день. Совмещаю в организации должность контроллера тех. состояния, диспетчера и ответственного за ББД. В этом году должна быть повторная аттестация. В УГАДН сказали что согласно ст 329 ТК РФ совмещать эти должности я не могу. Так ли это?

Согласно Статьи 329 ТК РФ:
Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Водитель автомобиля
Водитель аэросаней
Водитель вездехода
Водитель-испытатель
Водитель мототранспортных средств
Водитель трамвая
Водитель транспортно-уборочной машины
Водитель троллейбуса
Водитель погрузчика
Водитель электро- или автотележки
Машинист автобетононасоса
Машинист автогудронатора
Машинист автокомпрессора
Машинист бетоносмесителя передвижного
Машинист битумировочной машины
Машинист бурильно-крановой самоходной машины
Машинист дорожно-транспортной машины
Машинист катка самоходного и полуприцепного на пневматических шинах
Машинист катка самоходного с гладкими вальцами
Машинист крана автомобильного
Машинист маркировочной машины для разметки автомобильных дорог
Машинист машины для нанесения пленкообразующей жидкости
Машинист машины для устройства укрепительных полос
Машинист машины для устройства швов в свежеуложенном бетоне при выполнении дорожных работ
Машинист смесителя асфальтобетона передвижного
Машинист укладчика асфальтобетона
Машинист установки передвижной автоматизированной непрерывного действия для приготовления бетонных смесей
Тракторист
Диспетчер автомобильного транспорта
Диспетчер службы движения
Диспетчер станционный

Если Вы занимаете должность или выполняете работу из этого списка, то Вам нельзя совмещать с должностью или с работой из этого же списка. Как видите в списке есть должность диспетчера автомобильного транспорта и её нельзя совмещать с работой или должностями из этого же списка, и значит можно совмещать с работой и должностями которых нет в списке. А в списке как раз отсутствуют должности ответственного за БДД и контролера техсостояния ТС.

Если имеется не большой парк офисных легковых автомобилей, использующих для собственных нужд, не требующий специалиста по БДД. То кто проводит инструктажи по БД, стажировку водителей, обучение по 20ч. программе, сверки с ГИБДД и т.п.? Или всё это не требуется?

Вот и мне интересно! Админ, не пропускай вопросы! ЗавГар в ФСС, 6 легковых по своим нуждам. Приходит проверка, первым делом требуют корки БДДшника, значит они тупые и можно бодаться? А с 21 года, получается, диспетчер не нужен, значит в путевке расписывается один только Контролер. тогда время выезда с парковки и заезда, где раньше стояла графа диспетчер_________ кто расписывается? Или убирать вообще?

Наша организация помимо Завгара хочет ввести должность механика. У нас 12 единиц автотранспорт три гаража. На основании какого закона мы можем обосновано ввести должность механика.

А есть ли в Вашей организации Контролер технического состояния автотранспортных средств?

БД-шник в данный момент нужен всем. Как можно понять, что при наличии, допустим, легковых автомобилей, водитель будет ездить единолично? Тогда теряется всякий смысл автомобиля, как транспортного средства для перемещения кого-то и т.п. Владелец конторы, получается, покупает автомобили, чтобы дать покататься кому-то и платить за это зарплату?

Как видите если в организации эксплуатируются только легковые автомобили и при этом они используются только для собственных нужд, то назначать ответственного за БДД не обязательно.
Если у Вас есть свой взгляд на этот вопрос поделитесь им с нами.

Для специалиста по БДД, если необходимость в похождении аттестации УГАДН если компания не перевозчик, и в штате нет грузовых автомобилей и автобусов?

То есть, согласно законодательства, если организация не подпадает под действие п.2 ст.20, то назначать ответственного за обеспечение БДД не требуется. А если он всё таки и назначен, то согласно законодательства, аттестацию ему проходить не требуется.

разбираем Приказ Минтранса 287

Но, я рассмотрю вопрос в разрезе именно обеспечения безопасности дорожного движения.

Неоторые думают что это очень просто: отдал служебный авто директору и все.

Теперь директору, управляющему служебным автомобилем , надо проходить стажировку, инструктажи, периодические и предрейсовые медицинские осмотры. Соответственно, и выпуск на линию необходимо осуществлять каждый день.

А если это единственный автомобиль в организации, то директор становится ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и надо подумать кому делегировать эти полномочия.

Что делать? На кого ляжет ответственность при ДТП?

Мне однажды задали еще один интересный вопрос:

ДИРЕКТОР И ДОВЕРЕННОСТЬ НА СЛУЖЕБНЫЙ АВТОМОБИЛЬ.

А есть ОБЯЗАННОСТЬ обеспечивать БДД в организации. И эту обязанность руководитель может делегировать вместе с ответственностью не по доверенности, а только Приказом на компетентное лицо.

И управление автомобилем не является мероприятием, направленным на обеспечение БДД, так как обеспечение БДД — это мероприятие направленное на предупреждение ДТП и снижение тяжести их последствий).

Поэтому неверно думать, что, если вы дали водителю доверенность на управление служебным автомобилем, значит он занимается вопросом обеспечения БДД.

  • Есть служебные авто, которыми владеет организация на праве собственности или аренды;
  • Эксплуатация авто, а именно есть сотрудники (неважно какая должность) которые выполняют функции водителя и управляют ими.
  • К сведению!
    Для специалистов, ответственных за обеспечение БДД, у нас есть готовое решение, которое немедленно упакует вашу работу на 100% . Это Пакет Готовых Шаблонов (более 90 форм, образцов и шаблонов), который успешно прошел реальные надзорные проверки. Подробнее.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДИРЕКТОР ВОДИТЕЛЕМ АВТОМОБИЛЯ

А если начальник управляет служебным авто, то это не водитель по штату, значит мероприятия по отношению к нему (стажировка, инструктаж, обучение) проводить не надо.

Это не так.

Согласно статьи 2 ФЗ-196 «О БДД» водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством. Поэтому «водителя» надо понимать не как штатного водителя, а как любого сотрудника, управляющего транспортным средством. А если точнее выполняющего функции водителя.

Директор, управляя служебным автомобилем, кроме обязанностей директора, выполняет работу водителя. Потому управление автомобилем это функции не директора, а это функции водителя.

Поэтому у любого сотрудника, управляющего служебным автомобилем (не важно директор он или начальник, или специалист или водитель), в должностной инструкции должны быть прописаны функции (обязанности) водителя.

Но мало считать директора водителем. Необходимо проводить с ним все мероприятия, предусмотренные действующим законодательством.

Поймите, что служебный автомобиль и функции управления им (то есть функции водителя) неразрывно связаны. Поэтому если любой сотрудник начинает управлять служебным автомобилем, то он автоматически принимает на себя функции водителя.

То есть он становится водителем, к которому предъявляются требования. Потому что автомобиль — это не рабочий кабинет или рабочий стол. Это источник повышенной опасности.

У ДИРЕКТОРА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ФУНКЦИИ (ОБЯЗАННОСТИ) ВОДИТЕЛЯ

А ссылки на такой закон нет. Это вытекает из логики. Приведу показательный пример из смежной области: вы принимаете на работу дворника с должностной инструкцией дворника, но по факту он у вас еще и токарь — подрабатывает на станке.

Первый момент. Спросить с него за результат его работы как токаря и за исправность станка, который он эксплуатирует, вы сможете только если у него в должностной инструкции будут обязанности токаря и ответственность токаря.

Второй момент. Для того чтобы работать на станке (опасном производственном объекте) необходимо иметь соответствующую квалификацию, пройти стажировку, инструктажи и регулярные медицинские осмотры.

  • Не имел квалификации;
  • Не проходил стажировку;
  • Не проходил инструктажи;
  • Не проходил регулярные медицинские осмотры;
  • И вообще у руководства не было основания допускать его к токарному станку, так как у него нет в должностной инструкции обязанностей, прав и ответственности токаря
  • Поэтому либо директор проходит все мероприятия как водитель (инструктажи, стажировки, медосмотры и т.д.) или нанимайте штатного водителя. Либо делайте ход конем: отдавайте служебный автомобиль в аренду директору. Только скорее всего ваша бухгалтерия не пропустит этот вопрос. Но это уже отдельная тема.

эксперт БДД


CАМЫЕ ОБСУЖДАЕМЫЕ СТАТЬИ:
комментариев 12

У нас не экономят. Вожу сам. Прохожу курсы по БДД в Специалисте: http://bdd.obrazovanie18.ru/

1) кто обязан предъявлять сотрудникам ГИБДД путевой лист?
2) кто обязан проходить предрейсовый мед осмотр? (п.23 ФЗ-196 гласит что только штатный водитель)

3) Как я понимаю что, штатному водителю надо иметь путевку с отметками медика и механика, и по идее предъявлять ее инспекторам ГИБДД, но как быть с сотрудниками не водителями которые катаются по рабочей потребности?

1. В правилах дорожного движения (ПДД) написано:
Водитель механического транспортного средства обязан:

Для точного понимания такой пример. Директор становится за токарный станок и когда он начинает вытачивать деталь, он работает как директор или как токарь? Правильно он работает в качестве токаря.

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2010 г. N 1

20. По смыслу статьи 1079 ГК РФ, лицо, в отношении которого оформлена доверенность на управление транспортным средством, признается его законным владельцем, если транспортное средство передано ему во временное пользование и он пользуется им по своему усмотрению. В случае если директор пользуется тс организации на основании доверенности в своих дичных целях ,то ответственность за вред несет именно директор как владелец источника поввшенной опасности.

С этим никто не спорит. Но пример, не корректен. В цитате которую вы приводите речь идет об использовании в личных целях. Все так и есть, если передают служебный авто в личное пользование, то отвечает за вред сам директор. Но речь то о другом, при наличии доверенности для использования в служебных целях, к личной ответственности за причиненный вред добавляется ответственность юридического лица за невыполнение мероприятий по обеспечению БДД. Это значит, что если юридическое лицо выписало доверенность директору для использования служебного авто в служебных целях, то отвечать за обеспечение БДД будет и должно юридическое лицо.

А как тогда оформлять договор с сотрудниками, которые помимо своей работы управляют служебным транспортом? ставить совмещение или как?
Верху статьи вы ссылаетесь «Если вас интересует вопрос в общем понимании: «Вправе ли директор при наличии в штате водителей в свое рабочее время управлять служебным автомобилем?», то на этот счет есть хорошая статья на ресурсе Гарант»
Но в этой статье на писано «управление автомобилем в рассматриваемом случае, как правило, будет представлять собой не трудовую функцию работника, а способ выполнения трудовых обязанностей по должности руководителя. Иными словами, руководитель получает право использовать служебный автомобиль для поездок, связанных с осуществлением трудовой функции по занимаемой должности. Само по себе управление автомобилем для служебных поездок не означает, что работник начинает осуществлять трудовую функцию водителя (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894)»

Чем больше изучаю вопрос, тем больше понимаю, что живу в стране непуганных идиотов. В компании 2,5 человека, служебный транспорт необходим, права и допуск к вождению транспорта указанной категории имеется, выдан ГИБДД. Нет, примите на работу еще 5 сотрудников, которые будут еще контролировать и допускать директора к вождению такого же как у него в личном пользовании транспорта чтобы удовлетворить все придуманные законодательством запятые. Или пусть директор платит за служебные поездки из своего кармана. Альтернатива!

Все намного проще. Если у вас в компании 2,5 человека и легковой транспорт, то не обязательно принимать еще 5 сотрудников. Законодатель требует обеспечивать БДД руководителя. А уж руководителю принимать решение: сам он будет обеспечивать БДД или поручит кому-нибудь.

Если рассмотреть такую ситуацию, в штате имеются сотрудники (специалист БДД, механик, руководители подразделений) все они управляют ТС самостоятельно. Хотелось бы уточнить, как со стороны буквы закона правильно оформить им (стажировки, инструктажи) т.е. Оформить приказ допуск к самостоятельному управлению служебным автомобилем с закрепление за сотрудником ТС с актом приема-передачи ТС. Необходимо-ли с такими сотрудниками проводить стажировки, и инструктажи (первичный, повторный,внеплановый по инструкции водителя) или же в их инструкциях прописывать часть инструкции водителя, и держать другой журнал так-как трудоустроены они по другим должностям.

В итоге, с такими сотрудниками необходимо проводить инструктажи по инструкциям для водителя, а так-же необходима ли им стажировка??

Ответ такой же: с теми кто управляет транспортными средствами (выполняет работу по профессии водитель) нужна стажировка и все остальное.


Юридические вопросы

Должностной инструкцией называется документ, определяющий производственные обязанности отдельно взятого работника. В документе кратко описываются основные обязанности, полномочия и профессиональные навыки, требуемые к отдельно взятой должности, находящейся в организации.

Основные положения являются стандартными, но каждое учреждение дополняет инструкцию специфическими пунктами, относящимися к конкретной работе. Ниже рассмотрим должностную инструкцию начальника гаража.

Какие должностные обязанности руководства гаража существуют

Круг обязанностей начальника может не ограничиваться лишь следующим текстом, организация может внести в формулировку определенные коррективы.

права и обязанности начальника

Должностная инструкция начальника.

В целом, обязанности выглядят следующим образом:

  1. Обеспечивать хранение подконтрольного автомобильного транспорта в соответствующем состоянии.
  2. Организовывать подачу вверенного ему, технически исправного, автотранспорта на маршрут по графику, утвержденному уполномоченными лицами.
  3. Контролировать, насколько корректно происходит использование автомобильного транспорта водителями, и оказывать им необходимый технический осмотр.
  4. Минимизировать простои, выходы из строя автомобилей, разработав и внедрив различные мероприятия.
  5. Производить анализ нарушения ПДД водителями, а также причины ДТП.
  6. Следить за состоянием зданий, гаражного фонда недвижимости, производить необходимый ремонт. Обеспечивать безопасность в процессе проведении работ и без опозданий предоставлять работникам льготы, соответственно условиям труда.
  7. Вовремя принимать меры, сконцентрированные на благоустройстве гаражных помещений и прилежащей территории.
  8. Обеспечивает постоянное наличие ГСМ для всего подвижного состава гаража.
  9. Подбирает и компонует кадровый состав в соответствии их целесообразностью использования.
  10. Контролирует правильность исполнения подчиненными всех пунктов охраны труда. Следит за трудовой дисциплиной и выполнениями производственных процессов. Контролирует исполнение правил внутреннего режима своими подчиненными.
  11. Вносит рекомендации о стимулировании усердных сотрудников, наказании тех, кто нарушает трудовую дисциплину, лишение премий недобросовестных работников.

Какой информацией обязан владеть руководитель гаража

Начальствующая должность является не самой простой и требует множество знаний и умений.

Для работы необходимы следующие знания:

  1. Решения, указания, предписания и другая нормативная документация, касающуюся хоздеятельности автотранспортных организаций.
  2. Устав автотранспортной организации.
  3. Технология и графики техобслуживания, ремонта вверенного ему автотранспорта.
  4. Основные экономические принципы, организации трудовой и хозяйственной активности.
  5. Актуальные распоряжения по выплате заработной платы и финансовому поощрению сотрудников автотранспортной организации.
  6. Система ведения калькуляции и умения составлять установленную отчетность.
  7. Инструкция по эксплуатации компьютерной техники.
  8. Правила дорожного движения.
  9. Трудовое законодательство. Распоряжения о внутреннем трудовом распорядке. Требования и нормативы охраны трудового распорядка.

Какая квалификация необходима

правила охраны труда

Охрана труда на предприятии.

Квалификация соискателя на должность также играет важную роль. Требования просты, одно из нижеперечисленных образований обязательно для будущего работника:

  • высшее профессиональное образование, а также продолжительность работы по профессии минимум 3 года;
  • среднее профессиональное образование, а также продолжительность работы по профессии минимум 5 лет.

Общая структура документа о должностных обязательствах

К оформлению документации есть некоторые требования. Ниже мы покажем структуру должностного листа, куда следует вписывать имена соискателя на должность и его руководителей.

Должность начальника гаража считается руководящей.

Начальник гаража вступает в должность и покидает должность ____ предприятия по представлению____.

Обязательные знания

Соискатель на должность руководителя гаража обязан иметь следующие обязательные знания:

  1. Все решения, заключения, указы и распоряжения главенствующих органов, имеющие отношения непосредственно к хозяйственной и производственной активности транспортной организации. Уставы, касающиеся сферы работы организации.
  2. Структуру, конструктивные особенности, применение транспортных средств. Процесс ремонта и наладки узлов, механизмов и технические особенности всех моделей транспорта.
  3. Иметь понятие об экономических основах, знать трудовую организацию и производство.
  4. Распоряжения о финансовом стимулировании и выплате заработной платы работникам автотранспортной организации. Он также должен хорошо знать систему ведения записей и составлять необходимые отчеты.
  5. Уметь пользоваться компьютерной и оргтехникой.
  6. Обязательные знания ПДД.
  7. Законы, касающиеся трудовой деятельности. Распоряжения и правила охраны трудовой деятельности. Внутренние правила осуществления работы отдельно взятой организации.

Руководства к действиям

В процессе работы начальник гаража руководствуется следующими основополагающими документами:

  1. Действующее законодательство Российской Федерации.
  2. Главным статутом организации.
  3. Предписания и приказы вышестоящего руководства организации.
  4. Актуальная инструкция о должности.
  5. Распоряжения о распорядке трудовой деятельности организации.

трудовой кодекс

Начальник гаража находится в подчинении руководителя, директора _____.

Во время нахождения начальника гаража в отпуске, командировке, больничном и другое, обязанности берет на себя ­­­­____. Лицо, замещающее должность начальника гаража получает равносильные права, обязанности и ответственности, оговоренные должностной инструкцией начальника гаража.

Какие обязательства накладываются на начальника гаража, вступившего в должность

Начальник гаража, обладает рядом обязательств, которые мы рассмотрим ниже:

  1. Обеспечивать и содержать вверенные ему транспортные средства в исправном состоянии.
  2. Следить за организацией автотранспорта и выезда его по утвержденному маршруту и графику. Вся техника на линии должна быть в исправном состоянии.
  3. Контролировать водителей, чтобы все соблюдали правила эксплуатации транспорта, при необходимости оказывать необходимую техническую поддержку в полном размере.
  4. Контролировать и минимизировать время простоя, ремонта автотранспорта, внедрять процедуры, направленные на полное прекращение возникновения подобных случаев.
  5. Изучать и принимать меры по предотвращению нарушений водителями правил ДД и максимальному снижению ДТП.
  6. Предоставляет все необходимое для произведения ремонта помещений, относящихся к гаражному предприятию. Создает условия для безопасной работы и, при необходимости, дает своим рабочим льготные условия труда. Следит за благоустройством прилегающей к гаражному комплексу территории, ее своевременной уборкой и насаждением растений.
  7. Контролировать расходы и приходы необходимых ГСМ, содержание и хранение автотранспорта по правилам.
  8. Рационально распределяет работы, подбирает кадры. Контролирует работников в плане соблюдения ими правил охраны труда и техники безопасности. Следит за трудовым распорядком и выполнением внутренних дисциплинарных правил.
  9. Имеет право наказать работников, нарушивших трудовую дисциплину, не выполняющих производственные задания. Рекомендует к поощрению отличившихся коллег.

Права начальника гаража

Руководитель гаража имеет следующие права:

  1. Предлагать вышестоящему руководству на рассмотрение постановки об усовершенствовании рабочих процессов, связанных с непосредственными должностными обязанностями, о поощрении отличившихся сотрудников и о материальном и дисциплинарном наказании сотрудников, нарушивших трудовую дисциплину.
  2. Делать запросы структурным подразделениям и их работникам для выдачи определенной информации, необходимой ему для выполнения своей работы.
  3. Иметь доступ к документации, определяющей его права и обязанности, знать критерии оценки его должностных обязательств.
  4. Быть ознакомленным с проектами распоряжения руководителей организации относительно его работы.
  5. Требовать от руководителей организации всесторонней поддержки, в том числе и предоставление организационных и технических условий, оформление документации, необходимой для исполнения должностных обязательств.
  6. Другие права, которые устанавливаются действующим трудовым законодательством.

В чем заключается ответственность должности

инструкция

Должностная инструкция начальника гаража.

Начальник гаража – обязанность весьма интересная, требующая множество знаний и умений. Помимо обязанностей и некоторых привилегий, должность предусматривает и ответственности за проступки любо невыполнения служебных обязанностей.

Вот, что ждет нарушителя:

  1. Трудовое законодательство РФ предусматривает отдельные пункты наказания для лиц, находящихся при должности, пренебрегающих своими функциями.
  2. Уголовный и гражданский кодексы РФ предусматривают наказание за нарушения действующего законодательства, предпринятые во время выполнении своих непосредственных обязанностей.
  3. Трудовой и гражданский кодексы Российской Федерации определяют меры наказания за порчу имущества предприятия.

Условия работы

Правила внутреннего распорядка во многом диктуют режим и условия работы.

  1. У начальника гаража могут быть служебные командировки, связанные с производственной необходимостью.
  2. В особых случаях начальник может воспользоваться служебным автомобилем с целью решения срочных производственных вопросов.
  3. Главной сферой работы начальника гаража является планирование и обеспечение транспорта организации.
  4. Начальник имеет возможность подписывать документацию по формированиям, указаниям и вопросам, непосредственно касающихся его трудовой деятельности и выполнения должностной инструкции.

Мы надеемся, что статья стала вам полезной и помогла разобраться в правах, обязанностях, ответственностях должности, а также общих положениях.

Можно ли принять на работу одного человека по основной должности водителем автомобиля на 0,75 ставки и по внутреннему совместительству трактористом на 0,25 ставки? Возможно ли совмещение в рассматриваемой ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Работник, будучи водителем автомобиля по основному месту работы, не вправе работать трактористом по совместительству. Совмещение работником должностей водителя и тракториста возможно.

Обоснование вывода:

В случаях, когда работник выполняет работу по такой же или другой должности (профессии) в свободное от основной работы время, имеет место внутреннее совместительство (при работе у того же работодателя) или внешнее совместительство (у другого работодателя) (ст. 60.1, часть первая ст. 282 ТК РФ).

По общему правилу работник имеет право заключать трудовые договоры о работе по совместительству с неограниченным числом работодателей. Однако в некоторых случаях, прямо предусмотренных ТК РФ или иным федеральным законом, работа по совместительству не допускается (часть пятая ст. 282 ТК РФ).

Так, частью первой ст. 329 ТК РФ установлен запрет на работу по совместительству (как внутреннему, так и внешнему) работникам, основная работа которых непосредственно связана с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, если работа по совместительству связана с такими же условиями.

Профессия "водитель автомобиля", а также "тракторист" поименованы в Перечне работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 N 16. Следовательно, совместительство в рассматриваемом случае не допустимо.

Таким образом, работник, будучи водителем автомобиля по основному месту работы, не вправе работать трактористом по совместительству. Тот факт, что по основному месту работы работник трудиться на условиях неполного рабочего времени*(1), по смыслу указанных норм, значения не имеет.

Статьей 60.2 ТК РФ установлено, что с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

Согласно части второй этой статьи поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей) либо в виде исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (смотрите Энциклопедию решений. Совмещение и другие виды дополнительной работы).

Как следует из разъяснений представителей Роструда, запрета на выполнение водителем автомобиля в течение своего рабочего времени большего объема работы по той же должности или на совмещение должностей законодательством не установлено. Поэтому совмещение водителем должности тракториста возможно (смотрите, соответственно ответ N 1 и ответ N 2 с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

*(1) Отметим, что такого понятия, как "ставка", трудовое законодательство не определяет, исходя из смысла, который обычно вкладывается в этот термин, работа по какой-либо должности в течение нормальной продолжительности рабочего времени считается работой на полную ставку. Соответственно, сотрудник, работающий на 0,75 ставки, должен отрабатывать часть от нормы рабочего времени, то есть работать по этой должности неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Косвенно наше мнение подтверждено в письме Минтруда РФ и Миннауки РФ от 23.08.1994 N 1623-РБ "Об установлении доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук". Исходя из этого "0,75 ставки" фактически означает установление для работника неполного рабочего времени.

Читайте также: