На что ориентирована профессия учитель культура профессиональной речи педагога

Опубликовано: 03.10.2024

Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Всё это требует развития коммуникативных возможностей современного человека. Важнейшим средством коммуникации является слово. Яркое и страстное слово во все времена, как свидетельствует история развития человеческого общества, оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки. Человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на слушателей. Выступая, он отстаивает свою точку зрения, доказывает правильность выдвинутых положений. Персидский поэт и мыслитель 13 века Саади сказал:

Умён ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока

Ты слово не сказал!

Слово – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Общение для человека – его среда обитания, без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта.

В мире существует более 2500 научных дисциплин. Более 1200 научных дисциплин изучают человека (медицина, биология, педагогика, психология и т.п.), по данным социологов в мире в настоящее время существует более 40 тысяч профессий, ежегодно появляется ещё около 500 новых. Однако цивилизованные страны давно признали, что будущее страны, её политическое, экономическое и моральное благополучие находится в руках учителей, а сила, изобретательность и качество будущих лидеров страны напрямую зависит от результатов работы учителей. По мнению многих исследователей деятельность педагога складывается из восьми ведущих сложно переплетающихся функций, исполнение которых обеспечивает эффект образования и воспитания учащихся:

информационная функция (вооружение учащихся знаниями основ наук);

развивающая функция (развитие умственных сил учащихся);

ориентационная функция (формирование социально значимых мотивов);

мобилизационная функция (мобилизация внимания и воли учащихся на выполнение учебных задач);

конструктивная функция (проектирование своей деятельности и деятельности учащихся);

организаторская функция (организация коллектива направление его деятельности);

коммуникативная функция (установление взаимоотношений в ходе деятельности);

исследовательская функция (вооружение студентов научным методом мышления и исследования педагогических процессов и явлений).

Формирование названных функций обеспечивается выполнением системы личностных и педагогических требований к педагогу, предъявляемых профессиограммой.

Каждый педагог не только обучает, но и воспитывает. Это профессиональная необходимость. Расположить личность к воспитательному воздействию можно только посредством педагогического общения, которое обеспечивает педагогический процесс. Именно, профессия учителя ориентирована на владение речью во всей её полноте и значимости. Профессиональная речь педагога является тем инструментом, с помощью которого решаются задачи обучения и воспитания. Соотнесём понятия: индивидуальная культура личности и профессиональная культура личности, как видим, понятие профессиональной культуры, в частности, культуры педагогической, объединяет в себя как личностные качества, так и такие, которые, в первую очередь, базируются на владении речью и речевой деятельностью во всех её механизмах – чтении, говорении, аудировании и письме. Речь педагога – важная часть профессиональной культуры, которая, в свою очередь, является культурой общечеловеческой. Вот почему для тех, кто решил посвятить себя педагогической профессии, так важна речевая культура. В руках педагогов – будущая культура нации. Если учитель знает, что сказать, если понимает, ради чего говорится то, что он сообщает, если использует все возможности речи и определяет тактику речевого поведения, то профессиональное речевое мастерство придёт обязательно. Живое общение учителя и учеников поможет выработать правильное поведение, отношение, личностную позицию, научит и направит. Это ли не цель обучения – совместными усилиями познавать мир!?

Коммуникативные умения позволяют устанавливать необходимые взаимоотношения, а также перестраивать их в ходе практической работы. Французский философ начала 20 века Рикёр П. писал: «Что я делаю, когда преподаю? Я говорю, я не имею иных способов жизни и иного призвания, я не имею иных способов воздействия на людей. Слово есть моя работа, есть моё царство». Обращение к проблемам коммуникативной культуры учителя вызвано чувством беспокойства за будущее в целом.

В современной лингвистике и философии определены типы речевой культуры личности. Выделяют три типа речевой культуры6 элитарный, среднелитературный и литературно-разговорный. Такое деление, конечно же, условно. Однако даже при этом условном делении чётко определена цель самосовершенствования личности учителя – стремление к элитарности при использовании богатств родного языка в процессе общения.

Как справедливо отмечает профессор Т.А. Ладыженская, научиться владеть устной речью в её «планирующей, познавательной и воздействующей функции – значит научиться владеть важнейшим профессиональным умением учителя вообще». Учитель, профессиональная деятельность которого коммуникативна по своей природе, постоянно демонстрирует умения осмысленно и эффективно использовать свой коммуникативный потенциал. Общение учителя и учащегося – многоплановая полифункциональная деятельность, формирующаяся и развивающаяся в пространстве четырёх координат: учебный процесс, общение, личность, культура. Каждый человек, который трудится в какой-либо профессиональной сфере, использует язык не только как средство общения, но и как инструмент своей деятельности. Его речь специализированна, насыщена определенными терминами и профессионализмами — словами, понятными и доступными в первую очередь, коллегам, специалистам из этой или смежной области знаний. Лингвисты и психолингвисты, давая определение профессиональной речи, предлагают разные трактовки этого понятия . При всем разнообразии подходов суть определения у всех одна, и сводится она к следующему: профессиональная речь это, прежде всего, коммуникация, осуществляемая с помощью специальных профессионально маркированных (отмеченных) средств языка .

Учитель постоянно находится в процессе живого речевого общения, именно к учителю, как никому другому подходит определение «языковая личность». Языковая личность учителя предполагает высокий уровень сформированности профессиональных умений в педагогическом общении. Чем выше коммуникативная культура учителя – ведущего субъекта педагогического общения, тем эффективнее его профессиональная деятельность. Коммуникативную компетентность учителя мы понимаем как коммуникативную культуру профессионально ориентированной языковой личности. Для характеристики коммуникативного поведения учителя значительны такие моменты, как тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращаться к ученикам, отвечать им, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих речи. Языковая личность учителя реализуется в индивидуальном стиле его деятельности. Культура речи и культура общения, являясь условиями и средствами развития учащихся, формирования их индивидуальной культуры, должны рассматриваться как цель, результат гуманизации и гуманитаризации системы образования. Достижение этой цели возможно при наличии профессонально-коммуникативной компетентности учителя, ведь «преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую» (по словам В.О. Ключевского).

В связи с этим неизмеримо возрастает значение культуры речи молодого педагога, поэтому насущной проблемой становится подготовка учителя, умеющего пользоваться всеми средствами родного языка в своей речи, обладающего высокой культурой речи.

Профессиональное владение речью важно для учителей всех ступеней, но для учителя начальной школы это умение приобретает особую значимость. Именно в младшем школьном возрасте определяются идеалы, взгляды и позиции, вырабатывается мировоззрение, усваиваются нормы поведения в контексте конкретной национальной культуры. В силу того, что на этапе начального обучения речевая самостоятельность младших школьников невелика, учителю начальных классов необходимо владеть высокой культурой речи.

На наш взгляд, профессионально-речевая культура учителя – это совокупность свойств личности, оказывающая успешное воздействие на учащихся и позволяющая наиболее эффективно организовать процесс обучения и воспитания и регулировать речевую деятельность в процессе решения педагогических задач. Данная проблема позволила провести ряд наблюдений и исследований в процессе формирования профессионально-речевой культуры учителя. Особый интерес представляет модель профессиональной культуры учителя, которая состоит из трех компонентов: профессионального, психологического, риторического. Содержание профессионального компонента включает в себя знание особенностей профессионально-направленной (дидактической) речи учителя начальных классов, знание учебных дисциплин и методик их преподавания в начальной школе, знание методов и форм самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития в сфере культуры педагогического общения, знание культуры межнационального общения. Следует отметить, что формирование данного компонента играет значительную роль в сфере общения педагога. Умение лучше организовывать взаимодействие с учащимися, использовать возможности педагогического общения, умение содержательно наполнять и индивидуализировать этот процесс позволяет педагогам-мастерам добиваться высоких достижений в реализации систем воспитания и обучения.

Представляется необходимым заметить, что педагог в процессе коммуникации должен понимать ребёнка. Для этого необходимы определённые психолого-педагогические знания и учёт возрастных особенностей школьников. Поэтому следующий важный компонент в нашей модели – психологический. Содержание психологического компонента включает в себя ориентировку в особенностях личности ученика в условиях конкретной деятельности, знание особенностей восприятия личности учителя начальных классов детьми, знание психологических приёмов привлечения и удержания внимания учеников начальной школы в процессе коммуникации, знание условий организации общения, способствующего личностному раскрытию младшего школьника, свободному выражению эмоций, стимулирующего творчества учеников.

Наконец, третьим компонентом профессионально-речевой культуры является риторический компонент. Содержание риторического компонента включает в себя владение искусной речью, которое предполагает успешное речевое взаимодействие педагога и учащихся. Под искусной речью мы имеем в виду правильную и приятную речь, при этом учитываем логичность, уместность, точность, богатство, выразительность речи, голос педагога, мимику, интонацию.

Каждый учитель должен стать носителем и распространителем истинной речевой культурой, использующей всё богатство русского языка. «Вначале было слово….» Это древнейшее изречение напрямую относимся к содержанию и стилю педагогического общения. При всей важности мимики, жеста, манеры двигаться, при огромной насыщенности и эмоциональной нагрузке «разговора глаз» словесный контакт, вербальный способ общения – ведущая форма обмена информацией между учителем и учеником. Вряд ли живое человеческое слово возможно заменить разнообразными «диалогами с компьютером», «видиками», «клипами» и «мультяшками». Потому столь высока требовательность к слову педагога как необходимейшему из компонентов его профессионального мастерства. Забота о точности, ясности, чистоте речи учителя особо важна в современных условиях повсеместного нарушения языковых норм, правил словоупотребления, при эпидемии сквернословия в быту и даже на страницах печати. Слово есть «мысль изреченная». Для того, чтобы правильно говорить, надо правильно мыслить. Как сказал поэт: «Мысль – зерно, а слово – стебель, дело – колос спелой жатвы, и в триединстве – завершенье». (К. Бальмонт). Этика общения педагога существует лишь в единстве мысли, слова, дела, она сама себя разрушает, лишившись одного из составляющих. Произнесённое слово подтверждается и проверяется поступком. Это означает запрет на ложь, лицемерие, ханжество, пустословие, двусмысленность в речевом обороте учителя. И утверждение истины, честности, доверительности, искренности, ответственности за сказанное. Словесный этикет педагога – результат его собственного труда.

Имея дело с хрупким, ранимым, впечатлительным миром детства и юности, учитель призван трепетно относиться к сокровищнице русского языка, помнить тютчевское «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся, но нам сочувствие дается, как нам дается благодать». Чувствовать ученика как партнера по диалогу, учитывать его реакцию на слово, степень понимания, ответное движение души. Научиться самому и научить других грамотно, профессионально этим оружием пользоваться, бережно расходовать и не транжирить попусту, стремиться выработать свой выразительный стиль речи – предмет специальных занятий на всех ступенях образования. Поэтому, правомерно и актуально говорить не только об экологии природы, но и экологии языка как части культуры, как ценнейшего достояния народа. Совершенствуя речь, данную нам природой, мы сможем совершенствовать и свой собственный внутренний мир. А знание языка и его особенностей откроет каждому доступ к сокровищам культуры. Слова Игоря северянина: «Родиться русским – слишком мало. Им надо быть. Им надо стать» как раз о том, что путь каждого из нас к духовным ценностям и сокровищам своего народа лежит через овладение культурой и, в первую очередь, культурой речевой.

Важнейшим компонентом педагогического мастерства является культура речи.

Анализ педагогической деятельности показывает: на занятиях, не сопровождающихся яркой и образной речью педагога, не могут быть плодотворно решены учебно-воспитательные задачи. Преподаватель должен иметь хорошую вербальную память, правильно выбирать языковые средства, логично излагать свои мысли, уметь ориентировать речь на собеседника, а также предвидеть результаты воздействия словом. Немалую роль в вербальном общении играют уровень его культуры и эрудиция.

Я. А. Коменский считал, что педагог должен владеть словом в такой степени, которая обеспечивает полное понимание со стороны учеников; что язык преподавателя должен быть точным и ясным, выразительным и привлекательным для обучаемых.

Культура речи служит важнейшим показателем духовного богатства педагога, его культуры мышления и является эффективным средством формирования и воспитания личности.

Культура речи педагога – это умение выбрать стилистически верный способ подачи учебного материала, выразительно и доходчиво излагать свои мысли. В связи с этим педагог должен владеть нормами устной и письменной речи, т.е. правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления. Обычно с этих позиций оценивают речь как правильную или неправильную, а употребление выражений – как допустимое или недопустимое. Например, правильно говорить «последний» (в очереди) и неправильно – «крайний»; правильно говорить «класть» и неправильно – «ложить».

Воздействие речи зависит от следующих факторов:

– умения убеждать, логического построения речи;

– владения техникой речи: дыханием, тембром голоса, дикцией;

– экспрессивных умений: образности речи, ее интонационной выразительности, логических акцентов и пауз, мелодики речи;

– использования вспомогательных средств: жестов, мимики, пластики, определенной позы, дистанции общения;

– перцептивных умений, связанных с учетом реакции слушателей.

Признаками хорошей речи являются:

– правильность речи, т. е. соответствие принятым литературно-языковым нормам;

– точность речи, т.е. ее соответствие мыслям говорящего;

– ясность речи, т.е. ее доступность пониманию слушателей;

– логичность речи, т.е. ее соответствие законам логики;

– простота речи, т. е. ее естественность, отсутствие вычурности и «красивостей слога»;

– богатство речи, т.е. разнообразие используемых в ней языко­вых средств;

– краткость речи, т. е. отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений;

– чистота речи, т.е. отсутствие нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных слов, употребляемых без особой необходимости;

– выразительность речи, т. е. отсутствие в ней шаблонов, словесных штампов, ее образность;

– благозвучие речи, т. е. мелодичность, приятное для слуха звучание.

Неординарные педагоги владеют магией словесного общения. Они управляют эмоциями обучаемых, активизируя удивительный механизм человеческого восприятия.

Важными компонентами речевых способностей педагога являются:

– энергетика речи. Раскрывается в единстве манеры поведения и речевого общения. Обучаемым импонирует, когда педагог четко формулирует фразы, не скрывая при этом своих убеждений и всем своим видом подчеркивая уверенность в правильности используемых аргументов. На этой психологической основе, как правило, и складывается доверие к педагогу;

– эмоциональное биополе. Обучаемые, попадающие в него, невольно включают свои эмоции, сразу фиксируют исходящие от педагога биотоки добра, незаурядности, духовности. Чем ярче личность педагога, тем сильнее ощущения обучаемых от общения с ним;

– интенсивность речи. Характеризуется изменением темпа подачи информации. Следует помнить, что медленная речь на первый взгляд облегчает восприятие учебного материала, но не стимулирует непроизвольное внимание, создает так называемую информационную пустоту. Однако слишком быстрая речь затрудняет понимание смысла сказанного, утомляет обучаемых и разрушает внимание. Педагогу следует искать «золотую середину», не зацикливаясь на каком-то одном темпе речи, взятом в начале занятия;




– ассоциативность речи. Связана со способностью педагога вызывать сопереживание у слушателей, побуждать их к размышлениям. В результате обучаемые получают удовольствие от общения с педагогом, происходит активная стимуляция их интеллектуальных резервов. Для создания соответствующих ассоциаций используются такие приемы, как метафора, сравнение, аналогия, примеры из жизни, произведения музыки, живописи, видеоклипы;

– образность речи. Образ как средство общения представляет собой специфическую форму отражения действительности, когда абстрактная идея переводится в сферу чувственного восприятия. Чувственное воспроизведение мысли может быть отражено в примерах, метафорах, сравнениях, аналогиях, символах.

В качестве примеров из жизни обычно используются случаи, произошедшие с конкретными людьми, подтверждающие, поясняющие или доказывающие какое-то положение. Метафора позволяет на уровне художественного образа представить реальное событие жизни. Повышению убедительности доводов педагога способствует использование в речи различных сравнений.

Аналогию можно назвать своеобразным видом сравнения. Посредством аналогии выявляется определенное сходство между предметами, явлениями, понятиями. При использовании такого сравнения необходимо одно условие: то, с чем сравнивают, должно быть в большей степени знакомо и понятно слушателям, чем то, что сравнивают.

Символ, являясь источником эмоциональных переживаний, может быть условен в той или иной степени. Эта условность связана с уровнем обобщения и пониманием значения символа определенной группой людей или отдельным человеком. В качестве символов могут использоваться предметы, рисунки, схемы, песни, элементы одежды, цветы, жесты и т.д.

В процессе информативно-речевого воздействия важное значение имеет интонация. Ее называют зеркалом нашей эмоциональной жизни; культура чувств и эмоциональных взаимоотношений неразрывно связана с культурой интонационного оформления высказывания.

Повышение эмоциональной окрашенности речи педагога достигается за счет ее интонационного разнообразия. Чем богаче палитра голосовых оттенков, тем выразительнее и доступнее сообщаемая информация. К примеру, А. С. Макаренко стал считать себя настоящим мастером, когда научился говорить «иди сюда» с двадцатью оттенками.

Особо следует сказать о голосовой тональности: исследованиями установлено, что психологическое доверие к низким голосам гораздо больше, чем к высоким.

Важное значение имеет логическое ударение, которое может в корне изменить смысл одной и той же фразы.

Экспрессивность речи педагога находит свое выражение в ее эмоциональной насыщенности, в использовании мимики, жестов, поз, свидетельствующих о полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание – все это конкретные формы экспрессивности.

Грамотная, логичная, лексически и интонационно богатая, образная речь педагога способствует развитию речи обучаемых.

Педагог должен также отрабатывать технику речи, т. е. систему технологических приемов дыхания, голосообразования, дикции, навыков произношения, доведенных до автоматизма. Это обеспечивает его профессиональное взаимодействие с обучаемыми.

Совершенствование педагогического мастерства неразрывно связано с постоянным стремлением преподавателя к пополнению активного словарного запаса.

Для повышения культуры устной речи важно: всегда (даже при общении с друзьями) стремиться к соблюдению норм литературного языка; вырабатывать навык правильного и логичного изложения своих мыслей; избавляться от употребления жаргонизмов и слов-«паразитов» («так сказать», «в общем», «как говорится» и т.п.), а также от привычки растягивать слова или делать неоправданно большие паузы между словами. Чтобы избавиться от этой привычки, следует вслух читать собственные лекции, прослушивать их магнитофонные записи.

Культура речи необходима и в сфере физической культуры и спорта. Изъяны в структуре речи тренера-преподавателя, неправильное произношение или ударение, «проглатывание» окончаний в словах отвлекают обучаемых от основного содержания беседы, мешают им сосредоточиться на смысловом содержании сообщаемой информации.

Сила словесного воздействия педагога связана с уместностью речи, т.е. с такими условиями его общения с обучаемыми, когда выбор языковых средств соответствует их возрасту, уровню знаний, воспитательным, эстетическим и другим задачам, обеспечивает доступность излагаемого материала.

С первых дней пребывания новичка на занятиях тренер-преподаватель изучает не только его физические данные, но и характер, темперамент, потребности, привычки, интересы, эмоциональность и коммуникабельность. С учетом свойств психики воспитанников для бесед с ними важно выбрать оптимальные место и время, тем более если нужно поговорить об устранении недостатков в технике выполнения упражнений, о методике спортивной тренировки или обсудить вопросы нравственно-этического характера. С одним спортсменом можно провести беседу в присутствии всей группы, с другим – наедине.

Очень важна эмоциональная окрашенность речи, когда тренер одобряет или порицает действия воспитанника, обсуждает его недостатки или достоинства. Желательно вести разговор спокойно, не повышая голоса; иногда при выражении похвалы или при обсуждении проступка следует изменить тон и говорить немного громче. При серьезных нарушениях дисциплины, режима спортивной тренировки, при проявлениях эгоизма, «звездной болезни», противопоставлении себя коллективу провинившийся должен чувствовать в голосе тренера нотки возмущения и негодования. В речи тренера недопустимы оскорбительные слова. Тон беседы зависит от психического состояния юного спортсмена, его переживаний, вызванных совершенным поступком или неудачным выступлением на соревнованиях. Психологи считают, что внушение достигает большего эффекта на фоне заметного утомления спортсмена.

Совершенно по-другому тренер должен разговаривать со своими подопечными на соревнованиях. Здесь уместны такие языковые средства, такой тон речи, которые могут оказать спортсмену помощь в преодолении тревоги, нервозности, неуверенности в своих силах.

Действенность слов тренера-преподавателя в работе со спортсменами зависит не только от культуры его речи, но и от других факторов – от глубины знаний в области данного вида спорта, теории физического воспитания, педагогики, динамической анатомии, физиологии, спортивной медицины, фармакологии; от уровня общей культуры; от практического опыта в подготовке спортсменов высокой квалификации. Все это внушает юным спортсменам доверие к словам и поступкам тренера, повышает его авторитет.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «педагогическое мастерство».

2. Перечислите составляющие фундамента педагогического мастерства.

3. Какие знания необходимы педагогу для успешной профессиональной деятельности?

4. В какую составную часть фундамента педагогического мастерства входят умения и навыки?

5. Какими умениями и навыками должен владеть педагог?

6. Назовите основные личностные качества педагога.

7. Назовите основные компоненты педагогического мастерства.

8. Дайте характеристику педагогической техники.

9. Дайте характеристику педагогического такта.

10. В чем заключается мастерство педагогического взаимодействия с обучаемыми?

11. Расскажите о культуре речи педагога.

Рекомендуемая литература

1. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ. – М., 1982.

2. Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. – М., 1981.

3. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.

4. Кан-Калик Б. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.

5. Кухарев Н. В. Педагог-мастер – педагог-исследователь. – Гомель, 1992.

6. Кухарев Н. В., Решетько В. С. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества. – Минск, 1996.

7. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие / Под ред. И. А. Зязюна. – М., 1989.

8. Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. – М., 1988.

Современный век информационных технологий предоставляет человеку возможность распоряжаться большими объемами разнообразной информации.

Существует множество способов ее получения, хранения передачи, изменения. На ряду с непосредственным общением, получают развитие такие формы общения,как: телефонные разговоры, смс-переписки, общение посредством видео-связи, электронной почты, социальных сетей.

С одной стороны, это расширяет возможности коммуникации, а с другой, приводит к ухудшению навыков межличностного взаимодействия, а также к деформации речи, ее искажению.

В связи с этим, актуальной становится проблема культуры речи людей в целом, и педагогов, в частности. Ведь специфика педагогической деятельности обусловлена необходимостью постоянного деятельного контакта с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, она способствует выработке определенных правил поведения, обеспечивает интеллектуальное развитие человека. Чтобы уметь правильно взаимодействовать с другими людьми, а в особенности с детьми, педагог должен обладать не только знаниями, но также и навыками общения. Мы с уверенностью можем сказать, что речь педагога – это основной инструмент педагогического воздействия и одновременно образец для людей в целом.

Несмотря на то, что в современной науке наблюдается повышенный интерес к теме, посвященной культуре речи педагога как его профессионального инструмента, она имеет ряд вопросов, требующих более подробного рассмотрения.

Задача педагога в первую очередь состоит в передаче знаний и умений своим воспитанникам. Это возможно осуществить только при помощи непосредственного речевого взаимодействия с ними. Нельзя отрицать огромную значимость роли педагога. На отношениях воспитателя и детей выстраивается сложная и многосоставная система обучения и воспитания, через которую педагог как бы проникает в личный мир каждого из детей, привнося изменения, вырабатывая у них первичные навыки развития собственной личности.

Успешный диалог педагога возможен лишь при правильном построении акта коммуникации, что является необходимой составляющей самой профессии воспитателя. Вступая во взаимодействие с другими людьми, ему всегда необходимо брать во внимание множество элементов, среди которых особенности взглядов и позиций других людей, умение вести разговор на разные темы, разграничение сфер общения, способность создавать доброжелательную атмосферу и многое другое. Поэтому одним из важных профессиональных качеств, которым должен обладать любой педагог заключается в культуре его собственной речи.

Педагогическое общение должно быть направлено не только на передачу знаний и донесение информации, но и на создание благоприятного психологического климата в детском саду. Неправильно построенное общение воспитателя может привести к возникновению у детей страха, неуверенности, ослаблению внимания, памяти, работоспособности, нарушению динамики речи.

Поэтому правильным будет сказать, что общение воспитателя с детьми должно вызывать положительные эмоции, которые будут стимулировать жажду деятельности и желание самосовершенствования. Так, А. С. Макаренко Педагогическое мастерство рассматривал как «искусство влиять на воспитанника, заставляя его переживать и осознавать необходимость определенного поведения».

Выработка культуры речи становится первостепенной задачей, современный воспитатель должен отличаться высоким уровнем ее развития.

Важно также отметить, что речь педагога является своего рода образцом. Это приводит к тому, что к ней предъявляется ряд требований.В научной литературе выделяют следующие критерии:

1. Речь должна быть максимально содержательной, точной, логически построенной. Ребёнок должен на слух воспринимать все смысловые связи слышимой им информации. Поэтому педагог должен уметь точно доносить нужную информацию, избегая второстепенных элементов, которые помешали бы восприятию.

2. Речь должна быть образцом лексической, фонетической, грамматической и орфоэпической грамотности. В наши дни, по причине высокого развития технологий, ребенок постоянно сталкивается с огромным потоком информации, которая зачастую изобилует ошибками (СМИ, реклама и проч., поэтому в его социальном кругу всегда должен быть человек, на которого он мог бы ориентироваться при выработке собственной речевой культуры.

3. Речь должна отличаться образностью и смысловой выразительностью. Воспитанникам должно быть интересно слушать информацию, а для этого речь педагога должна обладать и высоким уровнем творческого элемента. Но при том, что речь его должна быть эмоционально насыщенна, необходимо соблюдать правильные громкость и тембр речи, не торопясь и не растягивая слова, при помощи богатых интонаций создавать легкий для восприятия речевой текст.

Помимо вышеперечисленного для педагога жизненно необходимо обладание хорошей дикцией, а также владение нормами речевого этикета, умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения).

К сожалению, в речи современного педагога много штампов, речь недостаточно образна и выразительна, преобладают простые предложения, встречаются грамматические ошибки. Культура речи педагога определяется уровнем его общей культуры. Постоянная работа педагога над собой, повышение уровня общей культуры будут способствовать и росту его педагогического мастерства.

В течение всего дня педагогу следует быть более внимательным как к своей речи, так и к речи детей. Так как при любых нарушениях или отклонениях в развитии детей можно обнаружить речевые проблемы. Необходимо учить детей слышать образность речи, замечать ошибки в своей и чужой речи, исправлять их.

Таким образом, мы видим, что одной из важнейших составляющих педагогического мастерства воспитателя является его речь. Это инструмент профессиональной деятельности педагога, с помощью которого можно решить различные педагогические задачи: сделать сложную тему занятия интересной, а процесс ее изучения – привлекательным, создать искреннюю атмосферу общения в аудитории, установить контакт, достичь взаимопонимания с детьми; сформировать у них чувство эмоциональной защищенности, вселить в них веру в себя.

Умение глубоко, содержательно, образно, литературно правильно изложить собственные мысли, убедить детей в правильности своих взглядов, отстоять личное мнение в дискуссии – неотъемлемые качества квалифицированного педагога. От этого умения в значительной мере зависит эффективность обучения воспитанников, общения с ними. И владение этими умением необходимо каждому педагогу.

Активные формы методической работы как средство повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ «Активные формы методической работы как средство повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ» Составитель: старший воспитатель.

Аналитическая справка «Уровень профессионального мастерства воспитателя» Цель педагогического анализа: «Взаимодействие педагогов с детьми дошкольного возраста при проведении НОД по программе «Истоки» и воспитание.

Фотоотчёт о закрытии конкурса профессионального мастерства «Педагог года-2019»
Фотоотчёт о закрытии конкурса профессионального мастерства «Педагог года-2019» Торжественное закрытие конкурса профессионального мастерства «Педагог года 2019» Торжественное закрытие конкурса профессионального мастерства.

Консультация для воспитателей «Культура речи педагога» КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается,.

Культура речи педагога. Презентация для педагогического совета Речь – деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива или для обращения.

Мастер-класс для педагогов ДОО «Культура речи педагога как компонент профессиональной компетентности» МБДОУ № 19 «Золотая рыбка» города Искитима 23.11.2017 Мастер-класс для педагогов Подготовил: Старший воспитатель Волошина М. А. «Культура.

Муниципальный конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок-занятие по ФГОС» Пояснительная записка к методическому семинару Тема «Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста посредством.

Муниципальный конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года-2019»
Муниципальный конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года-2019» «Я очень рада, что стала участником этого замечательного конкурса, в рамках которого все педагоги могли проявить себя и посмотреть на.

Консультация «Определение путей совершенствования профессионального мастерства» СОДЕРЖАНИЕ Тема: Определение путей совершенствования профессионального мастерства. Введение…2 1. Пути совершенствования.

Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника речи учителя. Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.

Просмотр содержимого документа
«Культура речи педагога – как основа педагогического мастерства»

КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА – КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Климова Е.Ю., преподаватель общепрофессиональных дисциплин,

ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж»

Многообразие и сложность задач формирования подрастающего поколения на современном этапе делают проблемы педагогического мастерства особенно актуальными для теории и практики обучения и воспитания. Педагогическое мастерство в ходе профессиональной деятельности педагога позволяет оптимизировать все виды учебно-воспитательной работы, направлять их на всестороннее развитие и совершенствование личности обучающегося, формирование его мировоззрения и способностей. Оно проявляется в ситуациях нацеленного воздействия и тщательно организованного взаимодействия со слушателями; важнейшая форма реализации такого мастерства — коммуникативное мастерство: «Высокая техника педагогического общения — не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства» [3]. Педагог — «речевая» профессия: именно в коммуникационной деятельности в конечном счёте реализуются научность, проблемность, последовательность, природо- и культуросообразность, другие принципы педагогики.

Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом – это только первая ступень профессионализма.

Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника речи учителя. Профессиональное владение речью, как устной, так и письменной, важно для всех педагогов. Образная, грамотная, лексическая и интонационно богатая, логическая, живая речь учителя на уроке, вне его, в общении с детьми, родителями и коллегами позволяет решить многие узловые учебно-воспитательные задачи.

Культура речи педагога – понятие емкое и многогранное. Специально отобранные и использованные в конкретном акте общения элементы языка и являются по сути дела речью. Точность правильность такого отбора зависят от эрудиции автора речи, его умений осознанно выбирать и применять языковые средства, необходимые именно сейчас, в данную минуту при общении [1].

Общение – важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности. Речевое общение является одним из основных средств воспитания и развития студентов.

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата [2]. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников, ибо у них снижается желание и умение думать самостоятельно. В конечном счете – рождается устойчивое негативное отношение к учителю, а потому и к предмету.

Общение учителя с учениками должно снимать такого рода эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать «социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса» (А.Леонтьев).

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи. Педагогическая деятельность основывается, прежде всего, на основе общения. Вне этого процесса трудно представить деятельность педагога. С помощью слова учитель, как и каждый человек, выражает, утверждает это себе и одновременно влияет на других. Как сказал Тарас Шевченко «Ну, чтоб, казалось слова. Слова и голос - больше ничего. А сердце бьется - оживает, Как их услышит!». Слово педагога - это основной инструмент, орудие его деятельности. Человек, мастерски владеющий словом, способен достичь больших успехов в своей деятельности. Слово имеет такую силу, что может и ранить, и убить человека, вылечить и спасти. Народная мудрость гласит: «Сабля ранит тело, а слово – душу», «Пулей попадешь в одного, а словом попадешь - в тысячу», «Ветер горы разрушает, слово народы поднимает».

Учитель с точки зрения своих педагогических функций является в определенной степени оратором. Каждый педагог должен владеть искусством слова. AC Макаренко придавал исключительное значение умению педагога обладать своеобразным оружием слова. Он писал, «…что ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, если у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком, и не знает, в каких случаях как надо говорить».

Речевая культура в современном понимании – это область лингвистики и риторики, которая изучает осознанную речевую деятельность как целенаправленную, целесообразную и этически корректную. Речевая культура – это основной инструмент культуры в целом.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Что же такое «Культура речи»? Однозначного понимания термина не существует.

Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.

Основой для развития культуры речи является ее правильность, основанная на понятии нормы. Орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы языка помогают содержать речь в определенном равновесии, способствуют сохранению богатства языка и дальнейшему его развитию. В понятие «культура речи» входят также и такие компоненты, как чистота, точность, выразительность и др. Во многих ситуациях общения речь учителя должна быть пронизана живым отношением говорящего к тому, о чем он говорит. Вот почему порой, казалось бы, внешне безупречно грамотная речь, но «холодная изнутри», не освещенная заинтересованным отношением автора речи к предмету разговора, не доходит до слушателя, а иногда вообще дает обратный результат. Поэтому речь учителя невозможно оторвать от его личности, от стиля отношений с детьми. Учителя, чьим профессиональным кредо является демократический, личностно-гуманный подход к детям, должны постоянно совершенствовать и обновлять внешние средства педагогического общения. В центре речевого взаимодействия учителя с детьми призван стать диалог, исключающий одностороннее речевое воздействие учителя и предполагающий максимальную активность субъектов общения. Думается, что типичные недостатки в речевой деятельности (непоследовательность, отвлечение от изучаемой темы, многословие, неумение точно выразить свою мысль и др.) исходят во многом из односторонней направленности речи педагога, исключающей высокую внутреннюю культуру и профессиональное мастерство. Печально известный «учительский монотон» как раз является следствием «законсервированности» учителя в роли ментора, не умеющего вести диалог, чувствовать партнера по общению, стимулировать его к высказыванию.

Знание языка и владение его ресурсами как принципиальный фактор педагогического мастерства, коррелируется с профессиональным имиджем. Слушатели «резко отрицательно относятся к погрешностям в речи педагога, к речевым штампам, затасканным фразам… Неудачное слово старшего может дать иное направление мыслям, сделать трогательное смешным, исказить содержание сказанного» [3, с. 24]. Речь современного педагога должна быть эталонным воплощением языковой нормы, а также тех коммуникативных качеств, которые способствуют взаимопониманию участников обучения. Ошибка или оговорка, допущенная преподавателем, нередко делает невозможным его позитивный желаемый имидж.

Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.

Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.

С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.

Голос педагога должен быть достаточно вынослив.

Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.

Следующим компонентом речи является дикция.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться.

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

Педагогическая целесообразность речи педагога на разных этапах проведения урока различна: например, на этапе изучения нового материала речь педагога, прежде всего, должна активизировать мыслительную деятельность обучающихся, побуждать их к самостоятельной, активной познавательной деятельности, а не только передавать и транслировать знания. Речь педагога на этом этапе должна соответствовать следующим требованиям: быть логичной, доступной для понимания, выразительной, убедительной, увлекательной, влиять не только на умственную, но и на чувственную сферу обучающихся [4].

В процессе монолога нужно учитывать темп и ритм речи. Можно выделить три темпы речи: замедленный темп (около 50-60 слов в минуту), средний (120 слов в минуту) и ускоренный (более 160 слов в минуту). Выбор темпа речи педагога зависит от возрастных особенностей обучающихся, содержания дидактического материала. Наиболее оптимальным является средний темп речи. Один темп речи должен меняться другим, включать обучающихся в разнообразные ритмические действия (слушание, наблюдение, выполнение определенных кратковременных операций и т.д.).

Педагог должен упорно работать над формированием собственной культуры педагогической речи.

Правила речевой культуры педагога.

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать.

Однако, наверное, наибольшее значение для речевого искусства имеют особенности внутреннего мира педагога, его культура и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов. С. Л. Соловейчик писал «Сейчас много говорят о техническом мастерстве педагога, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но еще важнее нравственный облик, манера общения и поведения педагога».

Информационные источники.

Десяева Н.Д. Культура речи педагога : [учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. специальностям] / Н. Д. Десяева, Т. А. Лебедева, Л. В. Ассуирова. - 2-е изд., стер. – М. : Academia, 2006.

Соколова В.В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. - М. : Просвещение, 2005.

Станкин М.И. Психология общения. М.: МПСИ, 2006.

Стефанова Л.Н. Культура речи учителя / Л. Н. Стефанова, С. Ю. Стефанова // Открытая шк. - 2001. - № 3.

Культура речи человека говорит об эрудиции, воспитании, интеллекте. Хорошее владение словом позволяет расти по карьерной лестнице, быть душой компании и находить взаимопонимание с людьми. Культура речи педагога - важное качество в профессиональной деятельности.

Что такое культура речи

Под культурой понимают владение устной и письменной речью. Развитие культуры речи педагога, помимо языковых норм, включает в себя ненормативное речевое поведение, использование жаргонизмов или неприятных неологизмов. При этом выявляют низкую культуру.

речь педагога

Нормы языка постепенно меняются, добавляются новые слова, которые ранее были непонятными. Культура и отношение меняется под влиянием СМИ, общества, медийных личностей.

Культура речи педагога не должна искажаться под влиянием современных реалий. Этому уделяется большое внимание во время обучения профессии. Человек, работающий с детьми, должен познакомиться с нормами литературного языка, ораторскими приемами. Уметь находить общий язык с коллективом и детьми.

Аспекты профессионального языка педагога

Культура профессиональной речи педагога строится на трех аспектах:

  • нормативном;
  • коммуникативном;
  • этическом.

Нормативный предполагает знакомство с литературными нормами русского языка. Важно грамотно применять их при разговоре. Преподаватель - человек, которому необходимо наладить контакт с обучающимися, иногда с их родителями. Знание нормативного аспекта не решает эту проблему. При общении требуется учесть возраст, настроение, интересы собеседника. Правильно подобранные слова, употребление языковых средств называются коммуникативными аспектами.

Этический аспект включает в себя соблюдение правил поведения, уважение к слушателю, тактичность, доброжелательность и деликатность при общении. Соблюдение этикета позволяет определить уровень воспитанности человека.

культура речи педагога

Определение трех компонентов культуры речи педагога и умение воспользоваться ими при разговоре позволяют наладить контакт при общении с другими людьми. Под культурой понимают знания и навыки, которыми человек пользуется при коммуникации с окружающими.

Уровни культуры

Определяют два уровня культуры речи:

  • базовый - человек владеет нормами языка, не допускает грубых ошибок, правильно ставит ударение, склоняет слова;
  • высший - умение использовать выразительные слова и обороты при разговоре, вывести общение к поставленной цели.

Требования к культуре речи педагога довольно высокие. Помимо правильно построенных предложений, преподаватель должен обладать большим словарным запасом. Для развития лексических знаний необходимо много читать произведения различных форматов. Важно выделять новые слова, интересные обороты и использовать их в дальнейшем. Для этого требуется постоянная тренировка устной и письменной речи.

Общение с разными людьми позволяет включаться в интересные темы для беседы. Необходимо поддерживать культуру речи, быть внимательным и вежливым к собеседнику, разговаривать на любую тему. Высокая культура языка делает общение легким и непринужденным. Правильно построенные фразы помогают высказать свое мнение, не задев чувства собеседника.

В основе культурной речи лежит духовная основа предков, которые создали язык и заложили в него особое звучание. Но богатство слов появилось благодаря традициям народов, которым оно принадлежит.

Красивые, правильно подобранные слова оказывают значительное влияние на обучающихся. Поэтому культура речи педагога имеет столь важное значение для духовного обогащения учеников и нахождения с ними общего языка.

общение воспитателя

Качество речи

Под уровнем речевой культуры понимают качество речи. Различают культуру личности и культуру общества. Культура речи в профессиональной деятельности педагога индивидуальна. Складывается из эрудиции человека и умения перевести знания в слова. Правильное пользование языком говорит о чувстве стиля и вкуса.

На речь оказывает влияние общество. Преподаватель собирает, запоминает и применяет в разговоре лучшие образцы речевых оборотов. Знания черпают из классических и современных произведений, которые соответствуют нормам литературного языка.

Культура речи педагогов, ее элементы складываются из составляющих: речевого этикета, норм языка, стандартов, стиля, видов и форм речи. Успешное владение всеми компонентами называется коммуникативной компетенцией.

Речь педагога

Культура речи педагога оценивается способностью воспринимать информацию и понимать собеседника. Необходимо правильно выбирать отношение к собеседнику и действовать согласно ситуации.

Специфической особенностью работы учителя и воспитателя является ежедневное общение с большим количеством людей. Возраст собеседников может быть различным. Задача учителя сформировать личность подростка, помочь в трудных ситуациях. Интеллектуальное развитие и формирование правил поведения в обществе лежит на плечах педагога. Для реализации этого необходимо обладать знаниями психологии и навыками профессионального общения.

Речь - главное орудие для воздействие на обучающегося. Словом можно изменить мысли и действия человека. Чтобы донести информацию до собеседника, необходимо правильно пользоваться языковыми средствами, последовательно излагать мысли, предугадывать реакцию человека на слова, иметь хорошую память, вести себя вежливо, быть интеллектуально развитым и эрудированным.

Голос учителя должен быть развит. Хорошая дикция и артикуляция лежат в основе грамотной подачи информации. Использование синонимов улучшает качество речи. Интонация помогает передать настроение и отношение к ситуации. В разговоре педагога недопустимо использовать слова - паразиты, растягивать слова, добавлять неопределенные звуки. Произношение жаргонизмов, шаблонов ухудшают восприятие.

культура отношений

Требования к речи педагога

Речь педагога должна быть простой и ясной. Предложения - короткими и емкими. Следует исключить сложные для восприятия обороты, которые не несут смысла. Сказанное учителем должны понимать дети. Речь - соответствовать возрасту ребенка, его представлению об окружающем мире. При этом ребенок должен развиваться. От простых предложений, достаточных для малыша, педагог приходит к словам, которые воспринимает воспитанник подготовительной группы, а далее школьник.

Требование к культуре речи педагога предъявляются большие. Ученики, на основе высказываний учителя формируют представление о мире, получают навыки общения.

Опытный преподаватель должен быть знаком с приемами, воздействующими на ребенка. Уметь применять навыки с собеседником, независимо от возраста. Требования к культуре речи педагога:

  1. Логичность. Педагог должен правильно строить предложение и передавать информацию. В дошкольном возрасте ребенок учится говорить, доносить мысль. Воспитатель оказывает существенное влияние на формирование речи ребенка. В школьный период следование логики помогает ученикам структурировать запас знаний и формировать словарный запас.
  2. Точность. Использование двусмысленных предложений недопустимо. Информация не должна искажаться. Речь педагога должна быть лишена грамматических и смысловых ошибок.
  3. Уместность. Хорошим качеством учителя является чувство такта. Слова должны соответствовать ситуации, формировать поведение учащихся.
  4. Выразительность. Учитель, который умеет завлечь ребенка и удержать его внимание ценится детьми и родителями. Монолог без интонации воспитанники не услышат. Необходимо подчеркивать основные моменты при разговоре.
  5. Богатство речи педагога формирует качественное общение учащихся.
  6. Правильность. Предложения необходимо строить в соответствии с нормами языка.
  7. Чистота. При общении с детьми недопустимо использовать слова-паразиты и жаргонизмы. Речь преподавателя должна быть лишена нелитературной лексики.

Умение педагога не только говорить, но и слышать ученика является залогом успешной работы с детьми.

Формирование культуры будущих педагогов

Развитие языковой культуры является основополагающим моментом при формировании личности ребенка. Образование в современном обществе перестает быть частью культуры. При обучении будущих педагогов много времени уделяется этому вопросу. Внутренняя культура человека формирует качественную речь.

ораторское искусство

Для педагогов характерно владение определенными речевыми жанрами, определение аудитории слушателей. Общение становится важным навыком во время работы педагога. Понятие "культура речи" и "правильность речи" не являются синонимами.

Основной задачей учителя является воспитание культурного человека. Подрастающее поколение должно быстро мыслить, проявлять творческие способности. Умение найти общий язык с собеседником влияет на успехи педагога и коллектива в целом. Правильная речь педагога указывает на состояние современного образования.

Основы техники и культуры речи педагога закладываются в процессе обучения. Работая по профессии, учитель нарабатывает навыки и совершенствует язык. На работников образования лежит ответственность за формирование культуры следующего поколения.

При развитии коммуникативных навыков внимание уделяют следующим аспектам:

  1. Умению принять правильное решение во время разговора. Быстро адаптироваться к имеющимся условиям.
  2. Способности правильно строить разговор, согласно нормам общения. Избегать грубых ошибок.
  3. Обеспечению обратной связи.
  4. Управлению эмоциями.
  5. Умению стать инициатором общения.
  6. Навыку правильного преподнесения информации.

Культура педагога-психолога

Профессионализм педагога-психолога определяется в умении взаимодействовать с учениками и их родителями. Психолог должен обладать достаточной теоретической базой и практическими навыками. Культура речи педагога-психолога является важным элементом при общении с учащимися.

Психолог обладает знаниями о возрасте обучаемых, подбирает понятные выражения и сопоставляет их со своими профессиональными характеристиками. Для улучшения культуры речи психолог может самостоятельно повышать знания и умения. Чтение художественной и профессиональной литературы позволяет включать в речь обороты, повышающие эффективность сказанного.

Педагог-психолог должен корректировать речь и поведение исходя из соответствующей ситуации. Важным качеством профессии является способность гибко перестраивать разговор, используя практические методы для достижения результата с учащимися. При общении с родителями педагог-психолог проводит анализ и самоанализ. В дальнейшем совершенствуя навыки общения.

речь психолога

Формирование коммуникативно-речевой культуры

Для развития культуры речи у педагогов требуются знания общечеловеческой культуры, искусства. Взаимодействие педагога с учащимися зависит от культуры общения, саморазвития и самовоспитания. Формирование речи должно происходить по определенным правилам. При их отсутствии проявляется авторитарный стиль поведения, конфликты и напряжение между учеником и педагогом.

Для развития коммуникативных навыков преподавателю следует совершенствовать следующие навыки:

  • умение слушать;
  • дикцию;
  • выразительность;
  • общительность;
  • открытость.

Стремление к контакту с людьми, умение сопереживать - качества, необходимые педагогу. При этом существуют характеристики, которые мешают наладить контакт между педагогом и обучаемым:

  • нарушение дикции;
  • монотонность при разговоре;
  • неумение слушать, погруженность в себя;
  • замкнутость;
  • отсутствие желания общаться.

Педагогу приходится общаться долго и часто. При отсутствии желания идти на контакт педагог быстро устает, становится раздражительным, что отрицательно сказывается на учащихся.

педагог психолог

Речевые проблемы современных педагогов

Активное развитие культуры речи во время обучения происходило у учителей, которые на данный момент имеют приличный стаж. Современное образование уделяет меньшее значение совершенствованию культуры речи педагогов. Выпускники вузов не учитывают разговорную ситуацию, не имеют чувство такта, добавляют жаргонизмы.

Требования к культуре речи современного педагога возрастают, а на пороге учебных заведения появляются специалисты с низким уровнем речевого образования. Происходит такое противоречие по нескольким причинам:

  • излишнее заимствование иностранных слов;
  • обилие разговорной лексики;
  • обесценивание русского языка;
  • снижение интереса к чтению;
  • невысокий уровень речевой культуры в обществе.

Российские учебные заведения уделяют недостаточно времени обучению коммуникативным навыкам. Общение происходит стихийно. Педагоги совершенствуют природные задатки. При неумении легко и свободно начать разговор молодые преподаватели замыкаются в себе. Это негативно сказывается на обучаемых, не позволяет раскрыть способности. Педагог - профессия, требующая высокой речевой активности.

Читайте также: