На какие группы врачи делят профессии по условиям труда

Опубликовано: 02.05.2024

Горбунова Наталья Геннадьевна

Несмотря на все достижения цивилизации, врачи отмечают рост числа самых различных заболеваний. Очень часто эти заболевания связаны с профессией. Предприниматели, менеджеры, администраторы, руководители наиболее часто испытывают стрессовые ситуации, вызванные необходимостью принимать решения и брать ответственность на себя, обострением конкуренции и боязнью потерять свой статус. В последние годы резко возросло число менеджеров – людей, отвечающих работы других людей, организатором, управляющих. Профессия стала модной. И сразу появился новый диагноз – «синдром менеджера». Его симптомы – хроническая усталость, снижения иммунитета, плохое настроение, рассеянность, забывчивость – наблюдается у ответственных людей, которые занимаются не своим делом. Их организм таким образом сигнализирует, что надо снизить нагрузки. Если человек не прислушивается к этим сигналам, его ждут серьезные проблемы со здоровьем.

Особую группу риска составляют люди с завышенным уровнем притязания — те, которые стремятся занять место, не соответствующее их возможностям.

Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Условно все эти требования можно разделить на четыре группы:

  • двигательные: координация движений, сила и мышечная выносливость;
  • анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
  • нервно-психические: сила, подвижность, уравновешенность нервной системы;
  • интеллектуальные: свойства мышления, внимания и памяти.

Одни профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека, потому что могут быть связаны со значительным напряжением зрения (оператор, часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец, зубной врач, парикмахер), высоким нервно-психическим напряжением (учитель, администратор). Другие профессии требуют специального отбора (профотбора), который включает определение годности кандидата по состоянию здоровья, на основе социально-психологического и психофизиологического изучения личности кандидата. Профотбор абитуриентов проводят многие военные учебные заведения, учреждения МЧС, ФСБ и других федеральных служб.

По условиям труда врачи делят профессии на четыре группы:

  1. бытовые условия;
  2. умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие;
  3. одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов;
  4. тяжелые и вредные условия труда.

Выбирая профессию, задумайтесь, как она повлияет на здоровье. Подробно о медицинских противопоказаниях к работе и обучению подростков можно прочитать в справочниках, подготовленных Научно-исследовательским институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения, в котором содержится более 1400 профессий, которые можно получить в профессиональных учебных заведениях.

  • На какие группы врачи делят профессии по условиям труда?

«Медицинские ограничения профессиональной пригодности». Отметьте факторы, которые могут ограничить ваш профессиональный выбор.

Заболевания дыхательных органов

Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность, контакт с токсическими веществами, значительное физическое напряжение

Заболевания сердечно-сосудистой системы

Значительное физическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа на высоте, у движущихся механизмов

Заболевания органов зрения

Работа с мелкими деталями, значительное физическое напряжение, запыленность

Заболевания нервной системы

Нервно-эмоциональное напряжение, шум и вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами

Заболевания опорно-двигательного аппарата

Статичная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте, у движущихся механизмов

Заболевания органов пищеварения

Контакт с токсическими веществами, значительное физическое и нервное напряжение, рабочая поза, связанная с напряжением мышц живота, нарушение режима питания

Заболевания почек и мочевых путей

Неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, вынужденная рабочая поза, работа, связанная с нарушением режима питания

  • Назовите профессии, для которых характерны перечисленные условия труда.

Противопоказания могут быть не только медицинскими. Существует большая группа профессий, для которых важно не только столько здоровье, сколько наличие специальных способностей. Например, профессия музыканта или композитора. Общеизвестно, что для успешного освоения этих профессий необходим не просто хороший, а абсолютный музыкальный слух. Наличие специальных способностей может компенсировать медицинские противопоказания. Иначе каким образом мог создавать музыку потерявший слух Бетховен?

Анкета здоровья. Поставьте в клетке с номером утверждения плюс, если вы с ним согласны, и минус – если не согласны.

  1. У меня редко бывают головные боли после напряженной работы.
  2. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.
  3. Невыполненные задания или неудачи в учебе не волнуют меня.
  4. Я не волнуюсь перед экзаменом.
  5. Обычно я сдаю экзамен в числе первых и, не раздумывая, беру билет.
  6. Мне не требуется время на дополнительное задание.
  7. Насмешки одноклассников не портят мне настроение.
  8. Меня не беспокоят сны на тему предстоящих экзаменов.
  9. В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно.
  10. Я всегда делаю то, что планирую.
  11. Мне трудно сосредоточить внимание на уроке.
  12. Если преподаватель отступает от темы урока, меня это сбивает.
  13. Меня тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.
  14. Иногда мне кажется, что я почти ничего не знаю о предмете.
  15. Если у меня что-то не получается, я опускаю руки.
  16. Если я не успеваю усвоить учебный материал, я чувствую себя неуверенно.
  17. Я болезненно реагирую на критические замечания.
  18. Неожиданный вопрос приводит меня в замешательство.
  19. Меня беспокоит мое положение в классе.
  20. Мне не хватает силы воли.
  21. Мне трудно сосредоточиться на каком-либо задании или предмете.
  22. Я боюсь отвечать, даже если хорошо знаю предмет.
  23. Иногда мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал.
  24. Меня смущает необходимость отвечать перед всем классом.
  25. Меня тревожат возможные неудачи в учебе.
  26. От волнения я могу заикаться.
  27. Мое состояние во многом зависит от успеваемости.
  28. Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и потом жалею об этом.
  29. Психологический климат в классе влияет на мое состояние.
  30. После спора или ссоры я долго не могу успокоиться.

Здоровье определяется целым рядом факторов: врожденными особенностями, условиями жизни, экологической ситуацией, эмоциональным состоянием, привычками, образом жизни.

Если вы ежедневно проводите у экрана телевизора и за компьютером более трех часов, и при этом не занимаетесь спортом, то велика вероятность развития остеохондроза и ожирения.

Если вы курите и принимаете даже слабые алкогольные напитки хотя бы раз в неделю, у вас повышается вероятность возникновения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Если вы намерены выбрать работу, связанную с постоянными эмоциональными и физическими нагрузками, проконсультируйтесь с врачом.

Поведение человека может быть направлено на саморазрушение или на самосохранение. Многие ученые отмечали связь между здоровьем человека и его эмоциями и характером. Зависть, гнев и раздражение уносят жизней больше, чем эпидемии. Остатки здоровья отнимают вредные привычки: алкоголизм, курение, лень и обжорство, свойственные людям слабым и безвольным.

Здоровье – это правильное поведение, хорошие мысли и чистые чувства. Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или станок. Наш организм – больше, чем инструмент. И самое главное, он дается нам один раз на всю жизнь. Ваше здоровье – этот один из факторов успешной профессиональной карьеры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: дать учащимся знания о разнообразии профессий с учётом состояния здоровья.Задачи:Коррекционно – образовательные:информировать учащихся о разнообразии мира профессий;сформировать реальное п.


Моя профессия и здоровый образ жизни.

В статье рассказывается о встрече студентов техникума и старшеклассников.


Профессия и здоровье.

Материал для проведения классного часа на тему "Профессия и здоровье".

Сценарий городское мероприятие «Моя профессия и здоровый образ жизни»( Разработка классного руководителя 9 класса О. В. Маскаевой)Провела мероприятие: Классный руководитель 9 класса ГБОУ СОШ №11 .


Конспект воспитательского часа "Профессия и здоровье"

Задачи: показать взаимозависимость между выбором профессии и здоровьем человека;соотнести свое состояние здоровья с требованиями конкретной профессии;учить пользоваться материалом, дающим .


Урок технологии в 8 классе "Профессия и здоровье"

Тема: «Мое здоровье и будущая профессия».Дидактические цели урока:· создать условия для усвоения новых знаний;·.


Роль семьи в профессиональном определении подростка. Выбор будущей профессии и здоровье подростка. Беседа для родителей №3.

Из этой беседы родители узнают, что подросткам свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности. Пр.

Гигиеническая оценка условий труда медицинских работников, занятых в основных профессиях лечебно-профилактического учреждения, позволила выделить основные факторы риска, способные оказать повреждающие влияние на их здоровье. К группам риска по возникновению профессиональных заболеваний относятся средний медицинский персонал хирургического профиля, специалисты лабораторно-диагностического звена, врачи-хирурги, терапевты, фтизиатры, стоматологи, акушеры-гинекологи. Профессиональная заболеваемость носит явно выраженные признаки действия профессиональных факторов риска (инфекционные и химические агенты). Об этом красноречиво говорят цифры: аллергические (53%) и инфекционные (37,3%) заболевания составляют более 90% в структуре профессиональных заболеваний.

Анализ данных показал, что практически во всех изученных группах условия труда по ряду показателей являются вредными.

Ведущим фактором является биологический – контакт с инфицированными биологическими средами (кровь, слюна, мокрота и пр.), инфекционными больными. Велик риск встречи с возбудителями таких заболеваний как туберкулез, грипп, ОРВИ, СПИД, дифтерия, острых кишечных инфекции и многими другими. Риск максимален у специалистов хирургического профиля (врачи-хирурги, акушеры-гинекологи, средний медицинский персонал хирургического профиля), специалистов клинико-лабораторного звена, стоматологов.

Исследования условий труда и здоровья медиков позволили установить, что работа в медицинских учреждениях предъявляет значительные требования к организму работающих, его физическому состоянию и выносливости, объему оперативной и долговременной памяти, способности противостоять психическим, моральным и этическим перегрузкам. Повседневный труд медицинских работников связан с высоким нервно-эмоциональным напряжением, вынужденной рабочей позой, перенапряжением анализаторных систем. Высокая производственная нагрузка, применение круглосуточного режима работы с обязательными дежурствами требует высокой функциональной активности организма. В результате возникает профессиональное перенапряжение, приводящее к появлению у врачей неврозов, заболеваний сердца и сосудов, нарушений функций желудочно-кишечного тракта. Постоянное нервно-эмоциональное напряжение обусловлено высокой ответственностью за результат собственной деятельности, необходимостью быстрого принятия решения, вероятностью совершения ошибки при решении сложных клинических задач и работой в условиях ограничения и дефицита времени. Наиболее высокие показатели напряженности отмечены у хирургов, акушеров-гинекологов.

Значимыми факторами являются тяжесть трудового процесса (рабочая поза, подъем и перенос тяжести), что может приводить к заболеваниям опорно-двигательного аппарата, системы кровоснабжения и к смещению и опущению внутренних органов, в том числе половых.

Весьма значимым фактором являются химические вещества, источником которых могут быть лекарственные препараты. Наибольшее превышение допустимых уровней химических веществ отмечено на рабочих местах специалистов хирургического профиля, акушеров-гинекологов, анестезиологов-реаниматологов, специалистов стоматологичес-кого профиля, клинико-диагностических лабораторий.

Основными неблагоприятными факторами условий труда процедурных и постовых медицинских сестер ЛПУ является постоянный контакт их с лекарственными средствами, среди которых преобладают антибактериальные препараты, витамины группы “В”, анальгетики и др. Очень часто наблюдается связь загрязнения воздуха и кожных покровов у среднего медицинского персонала. Концентрации вредных веществ на рабочих местах зависят от способа введения больным медикаментов и от проводимых манипуляций, предусматривающих выполнение инъекций и вливаний (приготовление растворов лекарственных препаратов, заполнение шприцев, капельниц, а также способов обработки инструментария). Наибольшую потенциальную опасность для здоровья медицинских сестер представляет работа в аэрозоль-ингаляционных и процедурных кабинетах, где применяются высокоактивные медикаменты. Например, во время процедуры “сбрасывания” лекарственного раствора и пузырьков воздуха из шприца через инъекционную иглу в зоне дыхания медицинской сестры образуются полидисперсные аэрозоли с размерами частиц от 0,1 до 0,25 мкм, а содержание антибиотика в воздухе процедурной при многократных манипуляциях может превышать ПДК.

В основе профессиональной патологии у медицинских сестер лежит, прежде всего, аллергическое действие лекарственных веществ, особенно антибиотиков. Последние вызывают нарушение иммунитета, что способствует развитию дисбактериоза и иной патологии. Кожные проявления отличаются большой вариабильностью и полиморфностью и регистрируются в виде дерматитов, экземы, крапивницы и др. Изменения со стороны внутренних органов выражаются в астмоидных бронхитах и бронхиальной астме, хронических колитах, миокардитах и др. Патология нервной системы проявляется вегето-сосудистой дистонией, сенсорной полиневралгией.

По имеющимся на сегодняшний день данным, труд медицинских работников стоматологических специальностей связан с целым спектром профессиональных вредностей, которые необходимо знать и учитывать. По уровню профессиональной заболеваемости стоматологи занимают 3-е место после инфекционистов, фтизиатров и патологоанатомов. Среднее число случаев нетрудоспособности было максимальным у стоматологов-терапевтов и составило 97 случаев на 100 врачей, тогда как у врачей-хирургов и ортопедов-стоматологов изучаемый показатель составил соответственно 65 и 69 случаев на 100 врачей. В структуре заболеваний превалировали заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. В ходе исследований также было отмечено, что 30—35% врачей-стоматологов имеют высокий уровень индивидуального профессионального риска, который находится в прямой зависимости от условий труда, стажа и состояния здоровья. У врачей-стоматологов выявлена более высокая заболеваемость с временной утратой трудоспособности по заболеваниям, по числу дней и частоте случаев нетрудоспособности в сравнении с населением и медицинскими работниками других специальностей.

Неблагоприятными и вредными производственными факторами труда медицинских работников стоматологического профиля являются бактериальная обсемененность воздуха, большое количество химических веществ, обусловленное обработкой пломбировочного материала. Содержание таких веществ, как метилметакрилат, формальдегид, аммиак, ионы металлов, в стоматологических кабинетах и зуботехнических лабораториях иногда находится выше границы нормы в 1—1,5 раза.

Наиболее характерными физиолого-эргономическими нагрузками всех врачебных стоматологических специальностей являются нагрузки, связанные с длительным статическим напряжением мышц позвоночника и ротированного плечевого сустава в процессе работы. Использование высокооборотных насадок для стоматологических установок и аппаратов повлекло за собой рост вибрационной нагрузки на руки врача-стоматолога. К серьезным причинам заболеваний кожи рук стоматологов, в частности, профессиональных дерматозов, можно отнести постоянный контакт с влагой, гипсом, керамической пылью, композитными материалами.
В условиях современного стоматологического кабинета на врача-стоматолога действует повышенная шумовая нагрузка, приводящая к сенсорной тугоухости (наиболее опасный высокочастотный шум создают скоростные турбинные наконечники), высокая нагрузка на глаза, обусловленная ограниченностью доступа к манипуляционному полю и его размерами, а также напряженностью цветоразличительной способности глаз.
Еще одним из негативных факторов условий труда медиков является неготовность обеспечить их физическую безопасность. Известно немало случаев нападения на бригады скорой медицинской помощи, на врачей и медсестер в поликлиниках, стационарах, преимущественно лицами, находящимися в состоянии алкогольного/наркотического опьянения.

Разработка и организация профилактических мероприятий по созданию оптимальной производственной среды, определяющей жизнедеятельность и работоспособность медицинских работников, является актуальным направлением деятельности Роспотребнадзора и научных исследований.

1. Потапенко А. А. «Проблема профессионального риска и охраны репродуктивного здоровья медицинских работников»

2. И.Б.Бойко, А.В.Сашин «О состоянии здоровья медицинских работников РФ». Академия права и управления ФСИН, г.Рязань, ГУЗ Бюро судебно-медицинской экспертизы г. Рязань.

3. Федотова Ю. М., Костюкова Ю. И. «Профессиональные заболевания врача-стоматолога». Научное обозрение // Медицинские науки. — 2017. — №2: 19—21

4. Нефедов О. В., Сетко Н. П., Булычева Е. В. «Современные проблемы условий труда и состояния здоровья стоматологов» (обзор литературы) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — 1—4: 533—536
5. Крюкова В. О. «Профессиональные аспекты гигиены труда врача-стоматолога» // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2016. — №5—1. — С. 117—122.).

6. Дудинцева Н.В., Васюкова Г.Ф., Азовская Т.А. «Мониторинг риска развития профессиональных заболеваний медицинских работников в Самарской области». ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава РФ. – Гигиена, токсикология, профпатология: традиции и современность. – Москва, 2016. – С.459-463.

Любая трудовая деятельность может отрицательно сказаться на состоянии здоровья. Однако, в современном мире, есть перечень работ, на которых сотрудники максимально сильно рискуют жизнью. Для таких категорий людей на государственном уровне предусмотрены специальные льготы. Они направлены на восстановление трудоспособности, моральных сил, поднятия мотивации. Государство совместно с работодателями, пытается возместить ущерб для граждан, которые выбрали потенциально опасную занятость. В данной статье мы подробно рассмотрим, список каких профессий попадает под вредные условия труда и что за денежное вознаграждение и поощрения им полагается.

вредные и опасные производственные профессии

Правовая база

Сложные работы и должности, которые подпадают под вспомогательные материальные выплаты и иные льготные компенсации, строго определяются федеральным законодательством, а именно:

  • ТК РФ;
  • Постановлением Правительства под номером 198 и 188;
  • Законом №426.

Что это такое

Согласно нормативно-правовой базе РФ, трудовая деятельность человека, которая отрицательно сказывается на его здоровье, признается потенциально опасной. Признаки «вредности»: работник регулярно болеет, у него ослаблен иммунитет, наблюдаются сбои в репродуктивной, сердечно-сосудистой, нервной и других жизненно важных системах организма. Большинство заболеваний непосредственно связаны с особенностями выполнения конкретных задач в рамках рабочего процесса – высокое пылевыделение, холод или жара, повышенная влажность, воздействие химических реагентов, облучение и пр.

Чтобы окружающие условия деятельности были признаны, как тяжелые, специальная комиссия из членов уполномоченных государственных структур должна выдать соответствующее постановление. Проверка выявляет все факторы негативного влияния производственных процессов на жизнедеятельность человека, оценивает риски, на основе которых и делает выводы об уровне потенциальных угроз на предприятии. Затем создается список вредных и опасных профессий для конкретной организации. На базе последнего, работникам, попадающим в перечень, предоставляются государственные льготы.

Если процедура в полной мере не соблюдена, господдержка для такой компании не предусмотрена. Однако право работодателя на индивидуальные выплаты или другие виды компенсации (оздоровление в санаториях и пр.) в рамках действующего законодательства никто не ограничивает.

перечень вредных профессий и должностей

Классификация

Трудовой Кодекс и другие нормативные документы четко регламентируют, какие профессии относятся к потенциально вредным условиям труда. Всю деятельность можно условно поделить на несколько групп, каждая из которых базируется на количестве рисков для здорового образа жизни:

  • Оптимальный – производственные задачи выполняются в помещениях с отличным микроклиматом, который позитивно влияет на производительность. Территория предприятия также имеет благоприятную для рабочих атмосферу.
  • Допустимый – персонал работает в относительно нормальной среде. Факторы не выходят за рамки установленных показателей.
  • Небезопасный – наблюдается превышение нормативов, что влечет за собой урон здоровья.
  • Опасный – высшая градация угроз, трудовая активность в такой организации может причинить непоправимый вред организму.

Классификатор вредных профессий и должностей базируется на степени риска потенциального появления профзаболеваний. В зависимости от тяжести, он делится на 4 типа:

  • Первый – нарушения в жизнедеятельности человека носят обратимый характер. Они могут проявляться как на стадии выполнения рабочих задач, так и после их завершения (например, после выхода на пенсию). Такие патологии на сленге медиков называются «профессиональными» и, как правило, прекрасно лечатся или со временем исчезают сами собой.
  • Второй – более ярко выражены расстройства, иногда они могут приводить к утрате трудоспособности (неполной). Лицо, задействованное в таких производственных процессах, довольно часто бывает на больничных. У него наблюдаются болезни в хронической форме, вызванные именно работой.
  • Третий – у сотрудника присутствуют недуги, которые носят необратимый характер. Обычно они приводят к нетрудоспособности. Стойкие нарушения здоровья полностью нарушают уклад жизни человека.
  • Четвертый – сопровождается очень тяжелыми патологиями различных органов, которые достаточно плохо поддаются лечению. В некоторых случаях возможна полная потеря трудоспособности, как следствие, инвалидность.

Важно понимать, что категория и класс вредности по профессиям, четко регламентируется законодательной базой. Степень «опасности» конкретного предприятия оценивается государственными органами надзора и другими уполномоченными организациями. Стандартно такую проверку проводят сотрудники Роструда. В своей работе они руководствуются следующими документами:

  • постановлением правительства Российской Федерации;
  • статьями из ТК;
  • федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые отношения между работниками и руководителями «тяжелых» производств.

классификатор вредных профессий и должностей

Как определить вредность профессии

При выявлении уровня «опасности», госкомиссия опирается на следующие показатели:

  • Недостаточно хорошее освещение, отрицательно сказывающееся на зрительных органах, а также негативно влияющее на психосоматическое состояние.
  • Громкость шумов и степень их воздействия на слух.
  • Высокая концентрация мелкодисперсных частиц в воздухе. Повышенное пылеотделение способствует засорению легких и трахеи, что постепенно нарушает функционирование дыхательной системы.
  • Работа с высокотоксичными химическими соединениями, вирусами, болезнетворными бактериями, радионуклидами.
  • Повышенная вибрация.
  • Разные виды излучений.
  • Чрезмерная влажность, низкая или сверхвысокая температура.
  • Продолжительность трудовой деятельности, сильная загрязненность, постоянное напряжение и другие факторы, приводящие к психическим и физиологическим расстройствам.

Конечно, это достаточно неточные формулировки, под которые можно «подстроить» абсолютно любой вид занятости. Поэтому чтобы дать четкое понятие, избежать недопониманий и возможных споров, в РФ существует принятый на правительственном уровне список (перечень) основных профессий, должностей, работ и производств, связанных с опасными, тяжелыми и особо вредными условиями труда.

Врач, по определению толкового словаря Ожегова С.И., это лицо с высшим медицинским образованием, лечащее больных.
Вся деятельность врача посвящена людям, борьбе за их здоровье и долголетие.

Эмблема медицины – змея, обвивающая чашу. Эта эмблема восходит к древнему культу животных. Змея издавна считалась олицетворением мудрости. А чаша – вместилищем змеиного яда, с незапамятных времен применявшегося людьми в лечебных целях.

В государствах Древнего мира (Индии, Риме, Греции) уже за несколько веков до нашей эры были люди, которые занимались врачеванием (лечением) людей. Их называли хирургами. У греков и римлян времен Гиппократа хирургия достигла высокого уровня развития. Первым хирургом считается Хирон. В средние века хирурги-ремесленники вели кочевой образ жизни. Они раскидывали палатки прямо на площади и принимали больных.

В настоящее время в стране создана разветвленная сеть больниц, диспансеров и медицинских институтов, аптек и лабораторий, санаториев и оздоровительных комплексов, в которых трудятся сотни тысяч врачей.

В сфере медицины существует пять специальностей:

  1. «Лечебное дело» – врач-лечебник подготовлен для организации и проведения профилактической и лечебной деятельности среди взрослого населения;
  2. «Педиатрия» – врач-педиатр лечит детей;
  3. «Гигиена, санитария и эпидемиология» – врач гигиенист-эпидемиолог осуществляет мероприятия по предупреждению и снижению заболеваний;
  4. «Стоматология» – врач-стоматолог лечит заболевания зубов;
  5. «Фармация» – провизор обеспечивает население лекарственными средствами и медицинскими препаратами.

«Лечебное дело» – самая популярная медицинская специальность. Врач-лечебник занимается профилактикой и лечением заболеваний у взрослого населения.

Специалист по специальности «Лечебное дело» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
-профилактическая;
-диагностическая;
-лечебная;
-реабилитационная;
-психолого-педагогическая;
-организационно-управленческая;
-научно-исследовательская.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

По окончании обучения по специальности «Лечебное дело» наряду с квалификацией «специалист» присваивается специальное звание врача.
Преимущества профессии: большая востребованность профессии на рынке труда, самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.

Ограничения профессии: высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов (которые зависят от принятых врачом решений); необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда (препараты, медицинское оборудование), новые приемы и методы работы.

Профессия относится к типу: «Человек – Человек», ведь она связана с общением и взаимодействием с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей.

Дополнительный тип: «Человек – Природа», поскольку работа врача связана с изучением, наблюдением за объектами живой природы, с профилактикой и лечением заболеваний.

Профессия врача относится к классу эвристических. Она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.


Содержание деятельности
Область профессиональной деятельности по специальности «Лечебное дело» включает: совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения путем обеспечения надлежащего качества оказания медицинской помощи (лечебно-профилактической, медико-социальной) и диспансерного наблюдения.
Независимо от специализации и места трудовой деятельности, в обязанности врача входят:

  • Выявление причин различных заболеваний, оказание плановой и экстренной медицинской помощи.
  • Проведение диагностики и лечения больных в больнице (стационарно) либо в поликлинике (амбулаторно).
  • Оказание срочной помощи при неотложных и острых состояниях.
  • Проведение профилактической работы (своевременное выявление ранних и скрытых форм заболеваний, групп риска), а также реабилитация больных в период восстановления.
  • Проведение санитарно-просветительской работы среди населения.
  • Пропаганда среди пациентов здорового образа жизни, проведение активных мероприятий, направленных против наркотиков, алкоголизма и курения.

В научно-исследовательских институтах, в экспериментальных клиниках разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения заболеваний.

Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии «Врач-лечебник» необходимы как базовые знания по химии, биологии, анатомии человека, так и специализированные знания в областях медицины, фармакологии, экономики.

  • основы лечебного дела;
  • основы экономики и принципы организации лечебно-профилактической работы;
  • разные заболевания и их проявления, симптомы и синдромы;
  • анатомические и физиологические отличительные особенности здорового и больного человека, с учетом его возраста и пола;
  • основное, сопутствующее и побочное действие лекарственных средств, а также их использование с целью предупреждения заболевания и в ходе лечения;
  • дозировки лекарственных средств, препаратов;
  • растительные препараты, их действующие вещества и принципы использования;
  • правила проведения противоэпидемических мероприятий и организации лечения при массовых инфекционных заболеваниях;
  • основы законодательства по охране здоровья населения, структуру и основные принципы здравоохранения, права, обязанности, ответственность, принципы сотрудничества с другими специалистами и службами (социальная служба, страховая компания и т.п.);
  • принципы врачебной этики и медицинской деонтологии;
  • правила оформления медицинской документации.

заниматься организацией мероприятий по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, контроль соблюдения и обеспечения экологической безопасности;

вести учетно-отчетную медицинскую документацию в медицинских организациях;

проводить экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности;

оценивать качество оказания лечебно-диагностической и реабилитационно-профилактической помощи взрослому населению и подросткам;

вести деловую переписку (служебные записки, докладные, письма);

проводить научно-исследовательскую деятельность. хорошее развитие долговременной памяти (способность долго хранить в памяти нужную информацию);

1. Презентация профессии
Профессия врача имеет древнее происхождение. Уже в первобытном обществе существовали лекари, которые занимались врачеванием больных, применяя целебные травы, искусно диагностируя состояние больного по одному только пульсу. Зачастую им удавалось спасти жизни пациентов. Из глубины веков известны имена великих врачей, таких, как Гиппократ, Авиценна.
Современный врач – это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается диагностикой, лечением больных и профилактикой болезней.
Развитие медицины происходило от универсального целительства к подготовке специалистов все более узкого профиля. В настоящее время в профессии врача выделяют множество направлений и соответствующих им специальностей: врачей-терапевтов, педиатров, стоматологов, косметологов, протезистов, фтизиатров, аллергологов—иммунологов, хирургов, военных врачей, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертов, специалистов по врачебно-трудовой экспертизе (ВТЭК), врачей-специалистов в учреждениях госсанэпидслужбы, спортивных врачей (по контролю за спортсменами и тренерами – врачей сборной команды), ветеринарных врачей, врачей-паталогоанатомов, врачей отделений скорой медицинской помощи (горно-спасательных частей) и многих других.
В нашей стране врач – это массовая профессия, одна из самых востребованных на рынке труда. Практически нет ни одного человека, который бы никогда не обращался к врачам. Спрос на врачей устойчивый.
Преимущества профессии: разнообразие вариантов специализации, из которых можно выбрать область, наиболее близкую по интересам; самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.
Ограничения профессии: высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов (которые зависят от принятых врачом решений); необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда (препараты, медицинское оборудование), новые приемы и методы работы.

2. Тип и класс профессии
Профессия врача относится к типу: «Человек – Человек», ведь она связана с общением и взаимодействием с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей.
Дополнительный тип: «Человек – Природа», поскольку работа врача связана с изучением, наблюдением за объектами живой природы, с профилактикой и лечением заболеваний человека и животных. Поэтому врачу важно иметь высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, порой физической выносливости, а также выраженную склонность к работе с живыми организмами.
Профессия врача относится к классу эвристических. Она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

3. Содержание деятельности
Врач изучает человеческий организм, борется с болезнями, укрепляет здоровье людей, продлевает их жизнь. Оказывает непосредственную медицинскую помощь в больницах, поликлиниках, диспансерах, в клиниках учебных и научно-исследовательских институтов, в санаториях, профилакториях. Характер деятельности врача различен в зависимости от его специализации (хирург, терапевт, педиатр и т.д.) и от того, где он работает - в поликлинике или в больнице. В поликлинику обращается большинство впервые заболевших. При встрече с каждым из них врач за очень короткое время должен решить множество вопросов: проанализировать состояние больного, определить методы, средства лечения и степень его трудоспособности. Врач проводит профилактические мероприятия (прививки, медицинские осмотры, диспансерные наблюдения за больными, стоящими на учете), экспертизу трудоспособности, при необходимости направляет больных в стационар. Врач пропагандирует среди пациентов здоровый образ жизни и занимает активную позицию в борьбе с наркотиками, алкоголизмом и курением. В больницах лечащие врачи ежедневно осматривают больных, назначают лечение, выполняют всевозможные манипуляции, включая хирургические операции, организуют консультации и консилиумы. Врач (особенно в научно-исследовательских институтах, в экспериментальных клиниках) занимается разработкой и внедрением новых методов диагностики и лечения заболеваний.

4. Условия труда
Во время работы врач находится в помещении и вне помещения. В зависимости от специальности, он может работать в одном и том же здании (чаще всего в поликлинике), вести прием пациентов в кабинете, совершать обход больных по палатам, либо работать на выездах, мобильно.
В случае военного, судового, спортивного врача возможны длительные командировки.
Для врача характерна ручная работа с живыми объектами, в сочетании с использованием современных медицинских приборов и специального оборудования.
Врач анализирует информацию и принимает решения в особых условиях: повышенной моральной ответственности за здоровье и жизнь пациента.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный врач должен знать:

  • анатомию человека, нормальную и патологическую;
  • разные заболевания и их проявления, симптомы и синдромы;
  • реанимацию и интенсивную терапию;
  • анатомические и физиологические отличительные особенности здорового и больного человека, с учетом его возраста и пола;
  • правила оформления медицинской документации.
  • Квалифицированный врач должен уметь:
  • исследовать человеческий организм, проводить осмотр больных и консультировать пациентов;
  • пользоваться специальной медицинской аппаратурой;
  • расшифровывать результаты анализов;
  • ставить диагнозы и назначать подходящее больному лечение;
  • делать выводы о трудоспособности человека, прогнозировать ход выздоровления.
  • наблюдательность;
  • эмпатичность (чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека);
  • организованность;
  • отсутствие брезгливости;
  • хорошая память;
  • ответственность;
  • терпение;
  • склонность к работе с объектами природы (людьми);
  • склонность к работе в сфере общения;
  • склонность к сервисной работе;
  • склонность к работе с информацией;
  • развитые логические способности;
  • развитая способность к концентрации внимания;
  • высокая эмоциональная устойчивость.
  • хронические заразные заболевания (инфекционные, вирусоносительство, кожно-венерические, т.п.);
  • нервно-психические заболевания;
  • некорректируемые нарушения зрения и слуха;
  • слабый вестибулярный аппарат;
  • нарушения речи.
  • брезгливость и непереносимость вида крови;
  • невнимательность к людям и симптомам болезней;
  • нетерпимость, эмоциональная несдержанность;
  • жестокость, эгоистичность;
  • рассеянность и безответственность;
  • тревожность, неуверенность в себе, выраженный пессимизм.

8. Пути получения профессии
Медицинские ВУЗы. В профессию врача одни люди приходят через обучение в медицинском вузе сразу после окончания общеобразовательной школы; другие подступаются к высшему образованию, начиная свою практическую деятельность в сфере медицины с выполнения малоквалифицированного труда (нянечки, санитарки, медицинские сестры).
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.

9. Области применения профессии
Врачи работают в сфере здравоохранения. Они востребованы в следующих организациях:

  • научно-исследовательские институты;
  • медицинские учреждения (больницы, санатории, родильные дома, медсанчасти, женские консультации, травматологические пункты, частные медицинские клиники, т.п.);
  • образовательные учреждения (детские сады, школы, колледжи, училища, вузы);
  • социальные организации (детские дома, приюты, дома инвалидов, детские центры творчества и досуга);
  • производственные предприятия;
  • правоохранительные органы;
  • МЧС и службы спасения;
  • военные организации.

10. Перспективы карьерного роста
В профессии врача у каждого специалиста складывается свой, индивидуальный путь развития, в зависимости от выбранного направления работы и освоения уникальных методов и умений.
Возможные пути построения карьеры для врачей.
Специализация и освоение смежных областей
Начиная с позиций стажера, врача-лаборанта, врача-методиста, со временем врач нарабатывает знания в выбранной области и обретает бесценный опыт работы, наращивая свой профессиональный статус. Выполняя с каждый разом все более сложные задачи, он совершенствуется как уникальный специалист.
Научная карьера
Занимаясь медицинской практикой, можно параллельно участвовать в проведении научных разработок и исследований, отправляться на стажировки, выступать на профильных конференциях и защитить научную работу. Врач может получить ученую степень кандидата или даже доктора медицинских наук.
Управленческое карьерное развитие
Отдельные врачи со временем начинают руководить другими, становятся инспекторами, возглавляют отдельные подразделения в медицинском учреждении. При выборе данного карьерного пути полезно развивать у себя управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
Организация собственного дела
Профессионал с многолетним стажем практической работы, обладающий уникальным опытом, разработками в области медицины, имеющий определенный круг знакомых клиентов, может создать собственное дело (например, открыть частную клинику). В таком случае рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как: предприниматель, менеджер проекта.

11. Родственные профессии
Врачи всех клинических специализаций, медсестра, акушерка, фельдшер, санитарный врач, ветеринар, психолог, социальный работник.

Читайте также: