На какую должность сам себя короновал наполеон

Опубликовано: 04.07.2024

«Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года».Картина французского художника Жака луи Давида.Это огромное полотно.621 ; 979 см

Прошло так много времени,а эта картина даёт нам возможность поприсутствовать на коронации Наполеона.Давид создал своё полотно под впечатлением от работы «Коронация Марии Медичи» Рубенса.
Он работал над картиной три года,потом в 1808 году она была выставлена на всеобщее обозрение.Картина очень понравилась Наполеону.Он долго её рассматривал и сказал: "Что я вижу? Это не картина, можно просто зайти в нее: всюду жизнь".В этом же году он наградил Давида крестом почётного легиона.

Интересные особенности картины.

На коронации мать Наполеона не присутствовала,но он попросил художника нарисовать её.Вы видите её сидящей в кресле на балконе.
Давид рисует вокруг головы Наполеона связку золотых лавровых листьев, в то время как на момент коронации тот снял ее, чтобы взять корону. Каждый соглашался, что лавровый венок больше идет Наполеону, чем корона.


А теперь посмотрим,кто же присутствовал на коронации.

На картине находится от 152 до 200 фигур. Не все их можно узнать, но мы попробуем определить главных гостей.Для удобства разобьём всех на небольшие группы.

Сразу за Наполеоном мы видим группу Папы Римского: кардинал Феш, кардинал Капрара, греческий патриарх, различные итальянские и французские прелаты.Папа опоздал на коронацию.В момент как только Пий VII произнес: «Получают императорскую корону…», Наполеон неожиданно повернулся, жестом дал понять Папе, что сам знает, что делать дальше: сам надел «корону Карла Великого», потом заменил ее на золотой лавровый венок. Затем короновал, ставшую перед ним на колени Жозефину.Ограниченному в действиях Пию VII, ничего не оставалось, как объявить всем на латыни: «Император навсегда!"

Следующая группа наполеоновских офицеров.Они в шляпах с плюмажем:принцы Невшателя и Понте-Корво, французский архиканцлер и архиказначей, вице-король Италии, принц Мюрат, и три маршала: Монси , Серюрье и Бессьер.

Сразу за Жозефиной мы видим братьев и сестёр Наполеона,фрейлины и камергеры принцесс, и три маршала: Лефевр, Периньон и Келлерман.

Обращены лицом к зрителю( на балконе): мать Наполеона, мадам Су, мадам де Фонтанжес, месье де Коссе-Бриссак, месье де Лавилль и генерал Бомон.

Над мадам Мер: видные буржуа, художники и писатели. Некоторые говорят, что в этой группе Давид изобразил также себя (человек, делающий зарисовки?). Ясно, что его мастер, Вьен, здесь.Позади главного алтаря мы видим иностранных послов.

Наполеон и Жозефина приехали в карете ,запряжённой восьмёркой лошадей.Наполеон был в белой атласной тунике,а Жозефина в белом атласном платье,расшитом золотыми узорами.Говорят,что во время церемонии наряды менялись несколько раз.Наполеон – давний поклонник Римской империи кроме короны хотел иметь и лавровый венок. Символ доблести, обошелся казне в 8 000 франков.
Лавровый венок Наполеона в 1819 году будет уничтожен королем Луи XVIII. Существуют его многочисленные копии и единственный подлинный лист.

Ко времени коронации у жены Бонапарта был гарнитур из крупных отборных жемчужин размером с «маленький апельсин», два больших бриллиантовых комплекта из изумрудов, гарнитур из рубинов редкой красоты.
Известный ювелир изготовил для знаменитой Жозефины коронационную тиару — усыпанную 1040 бриллиантами, диадему «Лавровый венок» и пять роскошных гарнитуров (диадема, ожерелье, браслет, пояс, серьги, гребень, булавка) ко 2 декабря 1804 года.Наполеон продолжал дарить ей драгоценности.

Пий VII благословил регалии и державу, помазал священным елеем и возложил на алтарь. Наполеон, не доверяя никому, взял с алтаря корону Карла Великого и увенчал ею свою голову. Поносил, снял, и «просто» надел лавровый венок. Сверкая золотыми листиками на голове, с короной Карла Великого в руках, он приблизился к, стоящей на коленях, Жозефине и поднял корону над ее головой.

Вот этот момент и запечатлел художник.В первом варианте картины Давида, Наполеон короновал сам себя правой рукой, а в левой — держал шпагу с «Регентом», прижимая к сердцу. Но ученик художника посоветовал изобразить императора, коронующим Жозефину. Это была редкая наглость.

Ушло время Наполеона. Бурбоны вернули королевский титул .
Теперь истерично старались ликвидировать остатки культа Наполеона, искоренить память о нем во французском обществе. Для этого, в 1819 году императорские регалии были уничтожены. От роскошного лаврового венка остался единственный листок, сохраненный художником Исабеем. Ныне это бережно хранимая реликвия, заключенная в специальный футляр.

А вот, заказанную Наполеоном корону Карла Великого, оставили, взамен уничтоженного революцией древнего венца французских королей. Сегодня она вольготно живет в парижском Лувре. Больше никого не будет короновать знаменитый венец!

В 1885 году Национальное собрание Франции постановило продать большую часть королевских, императорских регалий и драгоценностей, чтобы воспрепятствовать любым попыткам реставрации монархии. Сохранились лишь несколько предметов, благодаря их исторической ценности.


Текст с иллюстрациями.http://maxpark.com/community/6782/content/2139153

Не согласна,что эта картина была неудачей Жака Луи Давида.Грандиозность этого замысла говорит само за себя.В ходе работы над «Коронацией» Давид исполнил около ста пятидесяти портретов. Однако в самой картине главное место было уделено не живой характеристике персонажей, а прославлению императора и торжественной церемонии, на которой в наилучшем свете должен был предстать его двор.Это картина -прославление Наполеона.Думаю в этом и состояла его цель.
Но и фон он изобразил очень талантливо и достоверно,какое величие архитектуры прославленного собора.И художник был очень скромен,он потребовал ничтожную сумму в 100,000 франков за картину.

Пусть ваше мнение останется мнением вашим, речь идет об угодничестве, а оно не всегда славно. Есть как раз претензия и в техническом плане, а именно: не угадан тон стен храма/особенно видно в левой части картины/, в результате чего люди, стоящие перед ней оказались просто вдавленные в нее или даже за ней. Портретов можно написать и больше, и быть в сто раз скромнее, но работа от этого не станет ценнее: писать надо ровно столько, сколько надо -главное потом распорядиться этим разумно

В этот раз наши мнения разошлись.Но у вас более профессиональный взгляд,а у меня простого зрителя.

Так и должно быть: разные люди и взгляды должны быть разными, в этом случае точнее можно определить где находится истина

Кликните по изображению, чтобы просмотреть более крупную версию изображения "Коронация Наполеона".

Название: Коронация Наполеона
Автор: Луи Давид (1748-1825)
Нарисована в 1805-1807 гг.
Масло на холсте - В: 6.21 м; Д: 9.79 м
Париж, Лувр © RMN

За два месяца перед Коронацией, запланированной на 2 декабря 1804 г., Наполеон заказал Давиду картину, увековечивающую это событие. Приказ означает, что «основание Империи должно быть увековечено». Давид, оставленный без модели после смерти Робеспьера, с энтузиазмом берется за работу.

Своей "Коронацией" Давид достигает пика мастерства, которое заключается в обновленном классицизме (в основном, основанном на старинных сюжетах) через реализм. Тщательные мазки, которые делают почти все изображенные фигуры узнаваемыми, позволяют также некоторую резкость и даже непочтительность, и, что самое важное, критические намерения со стороны художника:
- по отношению к папе и религиозной стороне сцены: роскошные драпировки, помпа, предполагаемая композицией, не создают атмосферы благоговения, но являются полной профанацией возвышенности. Это главная непочтительность картины. Давид - революционер: он превращает Нотр-Дам более в театр профанов, нежели дом Бога.
- по отношению к Наполеону, который видит законченную картину, Давид зашел еще дальше: Император заставил художника изменить сцену, в которой папа держит обе руки на коленях, совершенно пассивно относясь к происходящему. Он восклицает: "Я не заставлял его приехать из такой дали, чтобы ничего не делать!"
- по отношению к устанавливающемуся имперскому режиму: реализм Давида иногда близок к карикатуре. Некоторые находят критическое намерение в его изображении церемонии. Такая интерпретация, которая, хоть и противоречит восхищению художника Императором, остается возможной.

Давид несколько искажает реальность, хотя он присутствовал на церемонии и делал многочисленные подготовительные зарисовки. Картина в целом не отражает сцены коронации. Главным образом это касается матери Наполеона, которую можно увидеть величаво усевшейся между двумя центральными колоннами на заднем плане, и которой там на самом деле не было (она в это время находилась в Риме). Кроме того, Давид придает ей лицо со значимым встревоженно-печальным взглядом.

Еще одно легкое искажение реальности: Давид рисует вокруг головы Наполеона связку золотых лавровых листьев, в то время как на момент коронации тот снял ее, чтобы взять корону. Каждый соглашался, что лавровый венок больше идет Наполеону, чем корона. Итак, после длительного колебания, Давид выбирает листья.

Если бы Давид ограничил себя рамками классического изображения коронации, он изобразил бы Наполеона у ног Пия VII и опустил бы Жозефину пониже. Но это было бы неправдой, особенно потому, что отношения Императора и папы были сложными.

Таким образом, художник выбрал коронацию Императрицы Императором. Давид, не показывая, что Наполеон сам короновал себя, остается осторожным. Присутствие четы придает картине дополнительное эмоциональное выражение.

Лишь одна треть изображения занята персонажами. Величие архитектуры (Нотр-Дам в Париже) выражено через многочисленные вертикальные оси: три колонны, плюс высокие свечи на алтаре.

На картине находится от 152 до 200 фигур. Не все их можно узнать, но можно точно идентифицировать следующих:
- вокруг папы: кардинал Феш, кардинал Капрара, греческий патриарх, различные итальянские и французские прелаты.
- группа наполеоновских офицеров (в шляпах с плюмажем): принцы Невшателя и Понте-Корво, французский архиканцлер и архиказначей, вице-король Италии, принц Мюрат, и три маршала: Монси , Серюрье и Бессьер.
- группа Императрицы: братья и сестры Наполеона, фрейлины и камергеры принцесс, и три маршала: Лефевр, Периньон и Келлерман.
- обращены лицом к зрителю: мать Наполеона, мадам Су, мадам де Фонтанжес, месье де Коссе-Бриссак, месье де Лавилль и генерал Бомон.
- над мадам Мер: видные буржуа, художники и писатели. Некоторые говорят, что в этой группе Давид изобразил также себя (человек, делающий зарисовки?). Ясно, что его мастер, Вьен, здесь.
- позади главного алтаря: иностранные послы.

Давид потребовал ничтожную сумму в 100,000 франков за картину, что стало причиной бесконечных споров с имперской администрацией, которая не желала платить. Картина была закончена в ноябре 1807 г. Все три года, пока она создавалась, Император часто справлялся о ней.

4 января 1808 г. он посещает студию Давида и в течение часа рассматривает картину. Очарованный реализмом сцены, он объявляет: "Что я вижу? Это не картина, можно просто зайти в нее: всюду жизнь". Затем он добавляет, обращаясь к художнику: "Отлично сделано, Давид, вы читаете мои мысли; вы сделали меня французским рыцарем".

Затем Император приказывает, что картину выставили на публике: с февраля 1808 г. толпы восхищаются картиной. Во время Салона этого же года Наполеон награждает Давида крестом Почетного Легиона, добавляя: "Вы - тот, кто вернул во Францию хороший вкус. Продолжайте всегда хорошо служить вашей стране."

Давид
КОРОНАЦИЯ НАПОЛЕОНА
David: Sacre (le)

3029.jpg

Великий полководец Наполеон Бонапарт вошел в историю Франции и всего мира как очень талантливый политический деятель. Можно выделить достаточно много интересных и примечательных фактов из его жизни. В этой статье мы решили рассказать о самых интересных из них. Его деятельность тесно связана с историческими переменами, которые постигли Францию, Европу, да и в целом весь мир.

Военное будущее

Отец Наполеона мечтал о том, что его сын свяжет свою жизнь с военной деятельностью. К великой радости отца он был только рад этому. Когда он обучался в военной школе Парижа, учителя были в восторге от его буйного и независимого нрава. Между тем, их повергала в шок его враждебность по отношению к Франции и ее населению, ведь они захватили его родину - остров Корсика.

Бремя заботы о близких

Когда отец внезапно скончался, на плечи Бонапарта, который на тот момент был уже в звании лейтенанта, легла вся забота о большой семье - матери, трех сестрах и четырех братьях. Ему приходилось очень много работать, порой даже голодать, но между тем, он очень часто навещал своих близких. Это был достаточно сложный период в его жизни, и в тот момент никто и не мог подумать, что этот человек круто изменит ход мировой истории.

Гордый нрав

Как-то раз лейтенант Бонапарт, будучи девятнадцати лет от роду, решил круто поменять свою жизнь. Он подал прошение зачислить его в ряды русской армии. Ответили согласием, но только при одном условии - его понизят в звании.

Обладая гордым нравом, Наполеон счел это предложение совсем неприемлемым.

Подарок судьбы

Судьбоносное событие произошло в 1789 году, когда произошла Французская революция. Народ нуждался в лидере - решительном, смелом, умном, который сможет организовать и повести за собой толпу, а самое главное - родом из трущоб. Наполеон Бонапарт обладал всеми нужными качествами и очень хорошо подходил на эту роль. И он стал любимцем народа Франции.

Коронация Наполеона

Коронация революционера, который презирал и ненавидел власть Франции и всю монархию, состоялась в 1804 году. Эта церемония должна была стать ярче, чем все предшествующие ей. И задуманное удалось воплотить в жизнь, народ Франции ранее никогда не видел столько великолепия и роскоши. Перед коронацией случилось еще одно очень знаменательное событие - Наполеон и Жозефина Богарне обвенчались.

На церемонии коронации обязательным условием является присутствие его святейшества Папы Римского. И в этот раз, не нарушая традиции, Пий VII прибыл на это торжественное событие, чтобы возложить на голову новоиспеченного императора корону. Но старый обычай совершить не получилось. Наполеон выхватил из рук растерянного, недоумевающего понтифика корону и одел себе на голову. А после этого он возложил корону на голову своей супруги.

Великое искушение

Через «искушение короной» пришлось пройти очень многим выдающимся революционерам. Оливер Кромвель, Симон Боливар ответили отказом. Наполеон не смог устоять перед таким великим соблазном. И это решение, в конечном итоге, стало губительным для него. Его соратники были разочарованы и отвернулись от него. Монархи европейских держав не пожелали видеть его в своих рядах, ввиду низкого происхождения.

Реформы Наполеона

Однако и много положительных моментов можно выделить в период правления Бонапарта. Он провел некоторые реформы, очень повлиявшие на все сферы жизни французского народа - от налоговой до образовательной системы. В современной Франции некоторые из них до сих пор берутся за основу.

Погибель

На сегодняшний день точно не известна истинная причина его смерти. По одной из версий отравили его не сразу, а на протяжении нескольких лет подсыпали небольшие дозы яда.

Еще по теме:

Не потеряйте "Главную тему" в огромном информационном вале, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках.

18 мая 1804 г. был издан сенатус-консультум, провозгласивший Наполеона Бонапарта императором. Императорский сан объявлялся наследственным и передавался "по нисходящей линии кровному и законному потомству Наполеона Бонапарта по мужской линии в порядке первородства".

Жан-Жак Камбасерес, председатель Сената, немедленно выехал в Сен-Клу, резиденцию Первого консула, чтобы зачитать ему сенатус-консультум. Тот отреагировал сдержанно: «Я принимаю этот титул, который вы нашли полезным для славы народа». Разумеется, это не было для него новостью.

18 мая Французская Республика согласно новой Конституции прекратила свое существование, Франция отныне именовалась Французской Империей.

Как только была провозглашена Империя, Итальянская Республика должна была быть превращена в вассальное королевство. Итальянцы согласились на такое изменение, оговорив, что две короны остаются отдельными. Наполеон хотел посадить на трон своего брата Жозефа, но тот скромно отказался. Он хотел оставаться французским принцем и сохранить в Империи свои права на наследование. Наполеон в конце концов решил сам надеть железную корону (Милан, 26 мая 1805 г.) и именовал себя Императором французов, королем Италии.

Наполеон считал, что настоящий император должен получить благословение Рима, как Карл Великий за тысячу лет до этого. Следует отметить, что Карл Великий сам ездил к римскому Папе. Наполеон же вызвал понтифика в Париж. После долгих размышлений Пий VII всё-таки согласился приехать на коронацию императора. А что ему оставалось? Французские войска стояли совсем недалеко от Рима.

Crown
1. Наполеон принимает в Сен-Клу сенаторов и консулов, провозгласивших его Императором французов, Жорж Руже.

Декрет от 18 июля 1804 г. утвердил протокольный наряд всех участников церемонии. Под присмотром графа де Ремюза, мастера королевского гардероба, засуетились мастера по вышиванию, изготовители нарядов и портные. Коленкур, грандконюший, подготовил экипажи. Он отобрал 140 лошадей, 8 из которых были светло-рыжими для кареты Императора, и заказал 40 новых экипажей для членов кортежа.

По заказу Наполеона ювелир Бьенне разработал "Отличия Императора": золотую корону в виде лаврового венка; большой вермиловый скипетр, украшенный орлом, восседающим на молнии; жезл юстиции из слоновой кости с пятью растопыренными пальцами на вермиловой основе; вермиловый шар, украшенный крестом; и золотую цепь Почетного Легиона.

Crown
2. Наполеон планирует церемонию коронации, Жан Жорж Вибер.

И вот наконец 1–2 декабря состоялись долгожданные торжества. 10 фримера (1 декабря) Сенат в полном составе явился в Тюильрийский дворец, чтобы сообщить результаты плебисцита: три миллиона пятьсот семьдесят две тысячи голосов были поданы за провозглашение Наполеона императором французов и две тысячи пятьсот семьдесят девять голосов — против.

Crown
3. Репетиция Коронации, Жак Мари Гастон де Бревиль.

2 декабря 1804 г. Во внутреннем дворе Тюильри и на украшенных балконах дворца громадная толпа ждет выезда Наполеона и Жозефины. Незадолго до десяти утра появилась Императрица. Она просто сияла в своем коронационном платье, которое отлично сидело на ней и делало моложе. Жозефина была одета в белую сатиновую тогу, украшенную золотыми пчелами и бриллиантами, которые сверкали в лучах солнца в этот прекрасный, но холодный день. Вскоре вышел Император, одетый в костюм французского стиля из красного вельвета, украшенный золотом. Ровно в десять залпы артиллерии возвестили парижанам о выезде кортежа. Во главе его гарцевал маршал Мюрат, окруженный своими офицерами в полном наряде, за ними следовали эскадроны карабинеров и кирасиров. После выступали гвардейцы и мамелюки, затем герольды и десять карет с министрами, гранд-офицерами Империи или Короны и принцессами семьи. В сердце кортежа находилась карета суверенов, громадная, роскошная, отделанная золотом повозка резного дерева с восемью окнами, запряженная восемью великолепными гнедыми. Она медленно продвигалась со скоростью, приличествующей монархам.

Crown
4. 2 декабря 1804 года. Кортеж Императора направляется из Тюильри к Собору Парижской богоматери.

Кортеж с трудом пробрался сквозь извилистый лабиринт узких улочек, ведущий к Нотр-Даму. Громадная толпа - примерно 500 000 зрителей - еще более замедлила продвижение процессии. Отовсюду раздавались приветственные крики в честь Императора и Императрицы.

Был уже почти полдень, когда императорская карета остановилась перед дворцом архиепископа. Наполеон и Жозефина переоделись в большой коронационный наряд. Император повесил на бок меч, поместил на голову золотую лавровую корону и взял в руки скипетр и жезл. Императрица надела тиару из аметистов, а на плечи набросила императорскую мантию.

В заледеневшем соборе уже несколько часов ожидал папа Пий VII, выглядевший, как покорная жертва. Приветствуемая духовенством, императорская пара взошла на хоры, а папа запел "Творца".

Crown
5. Коронация Наполеона I, Жак Луи Давид.

Когда папа хотел возложить на его голову корону, Наполеон выхватил ее из рук первосвященника и вознес её над своей головой. Этот жест возложения на себя короны имел символический смысл: император не пожелал принимать корону из чьих бы то ни было рук, кроме своих собственных.

Один из свидетелей вспоминает: "Он напоминал античный медальон. Но он был сильно бледен, искренне растроган, а выражение глаз было суровым и несколько обеспокоенным". Император сошел вниз по ступенькам, подошел к Жозефине и сам короновал ее. Императрица после этого встала, чтобы занять свое место на троне, стоящем на возвышении. Но принцессы держали шлейф ее мантии с таким отвращением и злонамеренностью, что она почти споткнулась, откинувшись под весом вельвета и горностаев. Между Императрицей и ее золовками началась горячая перебранка.

Crown
6. Наполеон в полном императорском облачении, Жан Огюст Доминик Энгр.

Папа обнял Императора и запел "Vivat Imperator in aeternum!", который прогремел по всему собору, сопровождаемый "Te Deum". Затем там же, под гулкими сводами собора, император громким голосом принес присягу. Император клялся управлять единственно в целях пользы, счастья и славы французского народа.

Crown
7. Фейерверки по случаю коронации Наполеона.

С этой минуты Наполеон считался "коронованным представителем победившей Революции". Церемонию окончили герольды, возвестив: "Прославленный и августейший Наполеон, Император французов, коронован и возведен на престол, да здравствует Император!"

Crown
8. Аллегорическое изображение императора Наполеона, Андреа Аппиани.

В три часа пополудни кортеж тронулся в обратный путь к Тюильри. Празднества начались на следующий день: дневной концерт перед Тюильри, балы на Плас де ла Конкорд и на бульварах, раздача на улицах 75 000 серебряных медалей, разбрасываемых герольдами, как делали короли Франции, и фейерверк вечером.


2 декабря 1804 года генерал Наполеон Бонапарт был коронован как император Наполеон Первый. Так выполнялся план этого человека по переустройству мира – не на старый монархический лад, но и не на революционный, в котором не было места королям и церковным обрядам.

Напомню, что собор Парижской Богоматери при якобинцах был перекроен в храм Разума. А Наполеон там короновался уже почти как «добрый католик». Почти! Потому что своеволие «великого человека» ощущалось в каждом жесте. Как и преклонение перед вполне языческими традициями Рима (правда, Наполеон был далеко не первым поклонником эстетики цезарей в католической Европе).

До коронации он был первым консулом Франции и первым полководцем Западной Европы. Титулы и почести добывал огнём артиллерии и напором кавалерии. Сенат предложил ему принять титул императора. Генерал Бонапарт милостиво согласился: он уже достиг безграничной власти в своей стране, пора бы подтвердить её громким титулом.

К началу декабря город причудливо разукрасили. Повсюду полыхали флаги и факелы. Вельможи вспоминали, листая летописи, как короновали Карла Великого – и дополняли церемониал всё новыми и новыми нюансами. Парижские и итальянские ювелиры выковали копию потерянной в революционной суматохе короны Карла Великого. А заодно, выполняя волю первого консула, создали золотой лавровый венок в римском стиле.

Но вот вам особенность, в которой – размашистая манера Бонапарта. Карл Великий короновался в Риме, а Наполеон потребовал, чтобы Римский папа прибыл в Париж. Он восхищался исторической ролью Рима, но считал, что в 19 веке Париж вполне может претендовать на роль города, в который ведут все дороги.

Портрет Наполеона I, Энгр, 1806

Портрет Наполеона I, Энгр, 1806

И вот восьмёрка лошадей доставила роскошную карету к храму. Наполеон и Жозефина в золочёной парче прошествовали на глазах экзальтированной публики. На плечах будущего императора – мантия с горностаем, которую поддерживала четвёрка солидных сановников.

…И вот в соборе появился папа Римский – Пий VII. Он вовсе не был поклонником Наполеона, но не мог противостоять большим батальонам. Бонапартий его «взял силой». В кульминационный момент, когда папа произнёс: «Императорскую корону получает…», Наполеон остановил его властным жестом. И собственноручно возложил корону на себя и на Жозефину. Папа смиренно продолжил таинство. Что это – пример человеческой гордыни?

Это событие лучше всего представить под музыку Бетховена – скажем, под звуки Третьей симфонии, которую композитор писал как раз в те месяцы и посвятил Наполеону, который в те дни был для Бетховена идеалом героя. Правда, реставрацию монархии Бетховен не приветствовал и начинал разочаровываться в своём кумире.

А ещё необходимо, чтобы перед глазами стояла картина Давида, которая нравилась Наполеону. Художник залюбовался Наполеоном, коронующим Жозефину. Картина производит впечатление – как золото на бархате. А портрет Энгра – апофеоз наполеоновского культа. Человек, завоевавший корону, взлетает ещё выше, чем потомственный монарх.

Жак Луи Давид Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года, 1806—1807

Жак Луи Давид. Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины
в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года, 1806—1807

Старые республиканцы грустили. Столько крови пролито в борьбе с «королями» – и вот снова нужно кланяться великому монарху. «Быть генералом Бонапартом – и стать императором Наполеоном. Какое падение!», – повторяли они изречение одного журналиста.

Единственным, но и победительным гарантом наполеоновской власти была армия. Великая армия.

И ненавистники, и поклонники Французской революции едины в такой оценке: те события дали толчок развитию военной науки, карьере талантливых молодых полководцев, да и просто инициативных офицеров. Во всех сражениях с немцами и австрийцами проявилось это революционное преимущество.

Принять вызов у Франции могла только русская армия. Почему? Импульс петровских реформ оказался не менее сильным, чем революционная встряска. Россия превратилась в воинскую державу. Всё дворянство встало под ружьё. Да, Пётр Третий дал им лазейку, но вплоть до окончания наполеоновских войн правило балом воинское поколение дворян.

Молодой революционный генерал прославился на весь мир в 1796 году. Суворов тогда пребывал в ссылке, но старался следить за европейскими событиями. В одном из писем русский полководец тонко проанализировал саму суть Бонапарта:

«О, как шагает этот юный Бонапарт! Он герой, он чудо-богатырь, он колдун! Он побеждает и природу, и людей. Он обошел Альпы, как будто их и не было вовсе. Он спрятал в карман грозные их вершины, а войско свое затаил в правом рукаве своего мундира. Казалось, что неприятель тогда только замечал его солдат, когда он их устремлял, словно Юпитер свою молнию, сея всюду страх и поражая рассеянные толпы австрийцев и пьемонтцев.

О, как он шагает! Лишь только вступил на путь военачальства, как уж он разрубил Гордиев узел тактики. Не заботясь о числе, он везде нападает на неприятеля и разбивает его начисто. Ему ведома неодолимая сила натиска – более не надобно.

Сопротивники его будут упорствовать в вялой своей тактике, подчиненной перьям кабинетным, а у него военный совет в голове. В действиях свободен как воздух, которым дышит. Он движет полки свои, бьется и побеждает по воле своей! Вот мое заключение: пока генерал Бонапарт будет сохранять присутствие духа, он будет победителем.

Великие таланты военные достались ему в удел. Но ежели, на несчастье свое, бросится он в вихрь политический, ежели изменит единству мысли, – он погибнет».

Так и случилось. Гений тактики соблазнился политическими почестями, проиграл собственной гордыне. Поразительно, что Суворов угадал возможность такого падения задолго до коронации.

В 1812-м в России зародилась традиция демонизации Наполеона. Грабительские, даже святотатственные повадки захватчиков давали к этому повод. Но постараемся трезво разобраться в Наполеоне, осмыслить его политическое наследие.

Мог ли он стать партнёром России? Непростой вопрос. Просвещённые французы относились к нашей стране свысока. А наш царь не мог сочувствовать выдвиженцу революционеров. Да и давние торгово-политические связи с Британией имели значение.

Кроме того, к 1804-му году никто не сомневался, что Наполеон стремится к мировой гегемонии, к единоличной власти над миром. Ни Александр Павлович, ни любой другой император Всероссийский на вторые роли при парижском цезаре согласиться не мог.

Что дальше? Попытка перекроить политическую карту мира, изменить внешнеполитические традиции, смазать карту будня. Поход в Россию, который Наполеон не считал своей главной целью, обернулся катастрофой, за которой последовала война на уничтожение, в которой «великий человек» оказался обречённым на поражение.

Можно сколько угодно гадать – как сложились бы судьбы России и Европы, если бы удержался союз Наполеона с Павлом или Александром. Двум великим воинским державам тесно оказалось на континенте, да и Британия подталкивала Россию к прямому противостоянию с Бонапартием.

Но повода к началу войны Александр не подавал! И наступление Великой армии на Восток в июне 1812-го Наполеон мотивировал натянутыми, недостаточно основательными претензиями к Российской империи. И погубил свою империю, хотя и после побега из заснеженной России сопротивлялся ещё почти полтора года, демонстрируя чудеса полководческой воли.

Важным фактором стала и решимость русского императора сражаться с империей Наполеона до конца. Во время ста дней у них снова возник повод стать союзниками: Наполеон послал Александру бумагу, компрометирующую других вождей антинаполеоновской коалиции. Они вместе с Талейраном заключили тайный военный союз против России. Австрийцы и англичане готовы были в спину ударить тем, кто спас их от порабощения. Ведь именно русский солдат нёс главные тяготы кампаний 1813 и 1814-го. Не было ни одного крупного сражения, в котором среди павших русских было меньше половины…

А они – эти благодарные европейцы – уже готовили удар по Русской армии. Александр предпочёл не обращать внимания на это известие. Он не наказал союзников за коварство – просто с ещё большим презрением стал относиться к Талейрану и Меттерниху.

Как император и полководец, Наполеон погиб. Как больной, издёрганный, во всём разочарованный человек – доживал на острове Святой Елены. И всё-таки ему удалось многое. Он приспособил завоевания революции для обывателя, для будущего Европы. Кодекс Наполеона завоёвывал новые высоты и после отстранения императора.

Наполеон Бонапарт после отречения во дворце Фонтенбло. Деларош (1845)

Наполеон Бонапарт после отречения во дворце Фонтенбло. Деларош (1845)

Радикализм Французской революции не мог утвердиться надолго: страна занималась самоуничтожением. Наполеон сгладил углы, прекратил, например, гонения на Церковь, которые при якобинцах превратились в войну на уничтожение.

Конечно, он, сын века Просвещения и раб собственного честолюбия, воспринимал веру утилитарно. За проповедь идеи сверхчеловека Наполеона считали воплощением дьявола – и не беспричинно. Правда, многие монархи прежних, былинных времён, усердно посещавшие Храм и не забывавшие считать себя Помазанниками Божьими, отдавали все силы возвеличиванию собственного «Я» не менее рьяно, чем Наполеон. Он просто отбросил условности – да и как иначе в послереволюционные годы?

Известно одно из наполеоновских изречений: «Без религии человек может лишь брести в темноте; и католическая религия – единственная, которая дает человеку истинное и непогрешимое объяснение его сущности и предназначения. Общество без религии подобно кораблю без компаса».

Правда, сказано это было, чтобы переманить на свою сторону влиятельное миланское духовенство, с которым Наполеон подчас обращался непочтительно. И всё-таки от якобинских перекосов французских христиан спас именно Наполеон – неисправимый гордец и авантюрист, показавший миру такую силушку, что до сих пор мы вспоминаем его ежедневно.

Читайте также: