Надо ли учитывать специфику профессии в данном случае

Опубликовано: 05.07.2024

Недипломированный специалист: обяжут ли поправки в ТК работать по специальности?

Если вы работаете не по специальности, то возможно стоит поторопиться с тем, чтобы подтвердить свою квалификацию документами о профильном образовании: задуматься о том, что соответствовать занимаемой должности надо не только на деле, но и по документам, россиян призывают поправки к Трудовому кодексу. Что означают для работников новые требования по уровню образования, стажу работы и набору умений? Кого коснутся зарегистрированные стандарты и смогут ли россияне работать без профильного образования при измененном ТК?

Регулируем и стандартизируем

Поправки в Трудовой кодекс, содержащие новые требования к работникам, были приняты еще в середине 2015 года. Изначально "стандартизировать" предлагалось сотрудников госсектора – о том, что профстандарты для чиновников будут обязательными, Владимир Путин предупреждал еще в конце 2013 года, а полгода спустя соответствующие поправки в гл. 31 ТК (о подготовке работников) уже были внесены в Госдуму правительством.

"Введение профстандартов изначально преследовало цель адаптировать программы профобразования и содержание ранее утвержденных квалификационных характеристик, содержащихся в справочниках профессий и должностей, к современным требованиям, предъявляемым к квалификации работников", – объясняет Владимир Степанов, юрист практики трудового права ЕПАМ. Подобный подход законодателя ему представляется обоснованным.

Профстандарты, разработка которых должна быть завершена в первой половине 2016 года, будут применяться в организациях с госучастием, бюджетных и унитарных учреждениях. То, что для государственного и муниципального (публичного) сектора эту идею можно назвать вполне разумной, считает и Александр Ксенофонтов, руководитель группы трудового и спортивного права юридической фирмы "Юст". "Государство вправе установить квалификационные требования к людям, которых оно само нанимает на работу, поскольку в этой ситуации государство является "хозяином предприятия" и может устанавливать правила в своем хозяйстве", – говорит Ксенофонтов. Примерно такая же ситуация с муниципальным сектором, отмечает он: "Отличие только в том, что ограничение вводится не самими муниципальным властями, а федеральным законодателем. То есть здесь не "хозяин предприятия" устанавливает квалификационные требования, а государство в публичных интересах, в данном случае в интересах муниципальных образований, их жителей".

Как убеждает Максим Топилин, министр труда и социальной защиты, на всех специалистов требования о наличии соответствующего диплома распространяться не будут. Он пояснил, что есть ряд специальностей, где профильный диплом обязателен, – это врачи, педагоги, сварщики и другие. "Здесь работодатель обязан соблюдать определенные стандарты", – уточнил министр.

"Если будут разработаны законодательные рамки для специалистов, от которых напрямую зависит здоровье и уровень жизни граждан (чиновники, медицинские работники, преподаватели), то это станет шагом в нужном направлении", – соглашается Владимир Телятников, управляющий директор Brightmen Solutions. "Будет интересно наблюдать, кто останется в госсекторе, когда спортсменам, врачам, актерам придется пойти заниматься основным ремеслом, уступив места политологам и экономистам", – иронизирует он.

Грядут большие перемены

Перемены в отношении тех, кто работает на государство, – только начало большого пути. С момента вступления в силу ст. 195.3 ТК РФ будет действовать следующее правило: если требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями – в том числе и частными компаниями. По новому порядку обязать работодателя применять профстандарты можно будет путем принятия любого нормативного правового акта, пишет "Экономика и жизнь". Это означает, что есть риск того, что для каждой профессии такие акты могут появляться хаотично с подачи разных ведомств – что создаст дополнительные трудности как для работодателей, так и для сотрудников.

Перспективы трудоустраивать исключительно по специальности в экспертном сообществе вызывают обоснованные сомнения – в том числе и с точки зрения соответствия подобных предложений Конституции. "В соответствии со статьей 34 Конституции России каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Статья 37 Конституции России предусматривает, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Данные нормы означают, что каждый предприниматель вправе решать, каких работников он хочет нанять, а каждый человек, готовый работать, – кем он хочет работать", – разъясняет Александр Ксенофонтов.

"Право работодателя самостоятельно принимать кадровые решения, осуществлять подбор и расстановку персонала установлено законом, – соглашается Владимир Степанов. – То есть компания сама определяет, какая квалификация требуется для занятия определенной должности и каков размер оплаты труда. Следовательно, введение обязательных для всех профстандартов данное право ограничит".

Согласно статье 55 Конституции России права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, напоминает Ксенофонтов. В этой связи обязательное использование профессиональных стандартов в частном секторе будет оправданным, если только данное ограничение (требование) будет установлено в указанных целях, полагает он: "В противном случае такое обязательное использование будет неправомерно ограничивать конституционные свободы: предпринимательской деятельности и труда".

Различия легко проследить на примерах. Например, уже сейчас статья 330.2 Трудового кодекса России предусматривает, что лица, принимаемые на подземные работы, должны отвечать соответствующим профессиональным стандартам, приводит пример Ксенофонтов. В этом случае обязательное использование профессиональных стандартов является конституционным, поскольку подземные работы, с одной стороны, связаны с большим риском, а с другой стороны, требуют определенных знаний, умений, опыта, поясняет юрист, поэтому в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц, законодатель обоснованно обязал использовать профессиональные стандарты. "В свою очередь, отсутствие определенной квалификации, например, у официанта в кафе, парикмахера, дизайнера, повара вряд ли может создать угрозу конституционно значимым ценностям. В этой связи во многих случаях необходимо, по моему мнению, предоставить именно сторонам трудовых отношений свободу определения квалификационных требований к работнику", – заключает он.

Обоснованным представляется подход, который отражен в уже принятых поправках и будет применяться с 1 июля 2016 г., – профстандарты обязательны для применения в случаях, предусмотренных законом, полагает Степанов. В иных случаях логично применять профстандарты в качестве основы для определения требований к квалификации работников.

Профстандарт гарантирует квалификацию

Те, кто близок к академической среде, нововведения только приветствуют: специалист сможет делать работу более профессионально. Сегодня в вузах действуют образовательные стандарты третьего поколения, предусматривающие формирование у выпускников компетенций, связанных в том числе и с их специализацией, говорит Анастасия Рагулина, заместитель директора по научной работе юридической группы "Яковлев и партнеры", к. ю. н., доцент кафедры уголовного права МГЮА им. Кутафина.

"В процессе обучения студент имеет возможность применить полученные теоретические знания на практике, количество часов которой вполне достаточно для понимания существа избранной профессии, – отмечает она. – Поэтому логичным будет предположить, что выпускник, получивший соответствующие знания и умения в ходе обучения, сможет более эффективно и профессионально справляться с возложенными на него обязанностями".

Логичным считает Анастасия Рагулина и то, что требования к специалистам, обучавшимся на бюджете, выдвигает государство: "Если выпускник вуза будет работать не по специальности, то он не оправдает затрат бюджета и со временем утратит все приобретенные навыки. Такое положение вещей вряд ли можно признать оправданным". Для вчерашних школьников, которые с выбором профессии определились не до конца, необходимо создать больше возможностей для профориентации, считает Рагулина.

"Система профстандартов в государстве, по сути, должна стать одним из главных инструментов модернизации экономики и сближения потребностей рынка труда с системой образования", – уверена и Ольга Баталина, глава думского комитета по труду и соцполитике.

Практика, далекая от теорий

Впрочем, на практике не все проходит гладко. Подавляющее большинство (больше 60 %) начинают карьерный путь с выбора профессии не по специальности, говорит Телятников. "Связано это, в первую очередь, конечно, с финансовым вопросом, всем хочется быстрых денег, а карьера того же инженера займет больше времени, чем менеджера по продажам", – объясняет он. Часть специалистов в итоге возвращается в профессию через какое-то время, но нельзя сбрасывать со счетов и остальных, которые добиваются успеха в областях, не связанных напрямую с дипломом, не стоит, предостерегает он.

"Конечно, трудоустроить по специальности всех россиян невозможно, это какая-то идеальная картина мира, которая не имеет ничего общего с действительностью", – констатирует Владимир Телятников. "Во-первых, нет столько рабочих мест по специальности, например проектирование и разработка летательных аппаратов, исследование глубин океана и так далее. Во-вторых, не каждый выпускник школы отчетливо понимает, чем ему будет интересно заниматься в 23 года и в какой экономике он окажется через пять лет после поступления в вуз, будет ли его профессия востребована в тот момент? Не говоря уже о том, что жизнь все же длинная и в процессе круг профессиональных интересов может меняться", – поясняет он.

Впрочем, пока в кадровых агентствах особой проблемы в новом законодательстве не видят. В том же юридическом сегменте говорить о людях без профильного образования в профессии не приходится, признает Мария Хандрос, старший консультант Hays, да и большинство технических специалистов вряд ли испытают сложности в связи с новым законодательством – даже если допустить возможность его дальнейшего ужесточения.

Для остальных несоответствие диплома должности тоже не будет неразрешимой проблемой. Спасти ситуацию может дополнительное образование, которое может получить работник. Единственный – впрочем, немаловажный – вопрос – кто будет это оплачивать, признает Хандрос, и здесь речь будет идти о том, насколько работодатель дорожит тем или иным специалистом. "В любом случае, похоже, что допобразование ждет "золотой век", – предполагает она.

Что необходимо учитывать при выборе профессии

Выбор профессии для школьников. Советы и рекомендации

На фоне постоянно возникающих противоречий, неизменно двигающих старших школьников в стан взрослых, возникает главное, что определяет фактически их стиль взаимодействия с окружающими в эти годы. Это выбор будущего пути. Выбор профессии. Нельзя сказать, что этот вопрос возникает только в выпускном классе. Безусловно, вся жизнь ребенка до этого момента так или иначе вела к необходимости этого выбора. Просто в некоторых семьях дети с детства определяются с выбором своего пути, а в некоторых и на пороге школы не знают куда податься. Самоопределение трудная штука. Особенно профессиональное самоопределение.

Иногда юноше или девушке трудно представить, в какой области они хотят применить свои знания и силы. Иногда ими движет холодный расчет, иногда романтические настроения, иногда родительские желания. Но всегда выбор должен оставаться за выпускником! Ведь это его жизнь, и профессия занимает в ней достаточно объемное место. Подростковый возраст характеризуется периодом конструирования будущей профессии. Диапазон выборов подростков велик — от романтических профессий моряка, космонавта, путешественника и полярника до ученого, экономиста, юриста и бизнесмена.

В возрасте 15-17 лет юноши и девушки задумываются о своем предназначении в жизни. Процессы самоопределения пронизывают практически всю жизненную парадигму подростка. Его ценностные ориентации, место, которое он занимает в системе различных взаимосвязей, его ответственность перед жизнью и многое другое, чем наполнена жизнь подростка. Профессиональное самоопределение занимает среди них на данном этапе практически лидирующую позицию. Старшеклассник понимает, что времени на раздумья остается все меньше и меньше, и реальный образ профессии «маячит» перед ним в близости, иногда его пугающей. Вот в подобной ситуации очень важна помощь родителей, учителей, близких ребенку людей. Нельзя сказать, что взрослое вмешательство должно осуществляться непосредственно перед окончанием школы. Конечно, истоки профессионального самоопределения лежат еще в среднем школьном возрасте, а иногда и в младшем.

Существует много факторов, влияющих на выбор профессии. Среди значимых факторов можно назвать следующие:

Личная заинтересованность будущей профессией. Старшеклассник еще в детстве мог посмотреть фильм, где герой, владеющий той или иной профессией, так его поразил, что образ будущей профессии стабильно «застрял» в его мотивационной сфере. Интересы — это мотивы личности, через которые она познает окружающую действительность. Интересы отличаются по своему содержанию, и от этого зависит выбор профессии. Старшеклассник может иметь интерес к математике, или физике, или биологии, или к политологии. Интерес к этим областям познания может быть как устойчивым, так и неустойчивым, временным, связанным с какими-либо сильными потрясениями или обстоятельствами. Если интерес устойчивый, то выбор профессии идет по четкому вектору и по окончании школы выпускник точно знает, к чему он стремится. Если интерес неустойчивый, то он может исчезнуть, и появится новый интерес к какой-либо области. Совершенно необязательно появление нового интереса должно привести к выбору новой профессии. Возникший интерес может играть роль эмоционального удовлетворения, побуждающего к занятиям той деятельностью, к которой проявлен интерес. А может стать и фактором выбора профессии.

Профессия его родителей. Это наиболее распространенный фактор, влияющий на выбор профессии старшеклассником. Но такой выбор может осуществиться только тогда, когда о профессии родителей в доме говорят уважительно, когда ребенок видит ответственность в выполнении профессиональных обязанностей. Когда в доме постоянно обсуждаются профессиональные проблемы родителей. Если это совпадает с его личным интересом, то «родовая» профессия может стать мощным фактором ее выбора молодым поколением семьи.

Профессия значимого для старшеклассника взрослого. Есть много случаев, когда девочки выбирали профессию учителя исключительно потому, что были влюблены в свою учительницу и восхищены ее профессиональными знаниями и умениями. Но эталоном профессии может стать и друг дома, и сосед по площадке или даче. Главное — это уверенность ребенка в правильности выбора этой профессии. Для этого необходимо его научить «примирять» выбранную профессию на себя. Соотносить требования к выполнению профессиональных обязанностей и черты личности юного претендента, позволяющие или препятствующие выполнению этих требований.

Мнение близких друзей или любимых. Это мощный фактор выбора профессии, поскольку для старшеклассника дружеские и любовные связи становятся значимыми и могут определять его жизненные маршруты. В том случае, когда выбранная профессия поддерживается близкими друзьями или любимыми, у старшеклассника возникает чувство комфортности и уверенности в желаемых перспективах. Если же, наоборот, друзья активно отговаривают его от выбранной профессии или насмехаются над ней, старшеклассник начинает колебаться даже в том случае, если несколько лет он строил перспективы по овладению именно этой профессией.

Имеющиеся способности. Это достаточно сильный и целенаправленный фактор выбора профессии. Наличие способностей позволяет человеку успешно заниматься различными видами деятельности. Можно выделить специальные и общие способности. Общие способности — это возможности развития психики, человека пригодные для различных видов деятельности. Это могут быть способности к запоминанию. Это психическое свойство может быть важным в разных профессиях. Или сообразительность. Уж, конечно, сообразительность не повредит личности, чем бы она ни занималась. Специальные же способности как раз и определяют возможности ребенка к развитию у него качеств личности, пригодных для занятия определенными видами деятельности. К примеру, ребенок с младшего школьного возраста увлекается химией. Наличие у него специальных способностей делает его работу успешной и перспективной. Выбор профессии для такого человека обеспечен еще на ранних подступах.

Обобщая предложенные факторы выбора профессии старшеклассником, можно сделать вывод, что в принципе к окончанию им школы подготовлены все условия для выбора профессии. Факторы воздействовали, родители и учителя проводили профориентационные мероприятия, друзья подали заявления на посещение подготовительных курсов — все закрутилось и завертелось. И этот момент приближения

«часа икс» создает нервическую обстановку во взаимоотношениях подростка и родителей. Вот здесь родителям и необходимо проявить мудрость и не решать дела профессионального становления своего сына или дочери кавалерийским наскоком.

В старшем школьном возрасте превалирует уже произвольная мотивация поступков. Это означает, что ребенок произвольно ставит цели жизни. Он старается выбрать самостоятельные маршруты своего будущего. Если профессия уже выбрана, юноша или девушка «примеряют» к своей будущей профессии школьные предметы и уделяют им больше внимания. На это влияют и объективно происходящие процессы, характеризующие старший школьный возраст. У старшего школьника мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, занимают значительное место в системе мотивов. Они лидируют, и именно с этим связаны выбор будущей профессии, споры с родителями и позиция непримиримого борца за свою самостоятельность. К примеру, мотивы, лежащие в основе учебной деятельности, определяют интерес школьников к процессу обучения. Таким образом, познавательная мотивация может содействовать расширению знаний по любому предмету, но школьник уже выбирает приоритетные, по его мнению, для будущей профессии школьные дисциплины.

Старшеклассник отвечает одновременно на несколько насущных вопросов:

* Надо ли мне получать эту профессию?

* Принесет ли она мне удовлетворение?

* Смогу ли я освоить основные профессиональные знания и умения?

* Хочу ли я освоить профессиональные знания и умения?

Уверенность или неуверенность в ответах формирует мотивы овладения выбранной профессией. Но кроме личного участия в этих сложных выборах, в них участвуют и близкие ребенку люди — его семья. Есть семьи, где за ребенка решают, какую профессию нужно выбрать, чтобы ему в будущем было хорошо и комфортно. Трагедия заключается в том, что оценка «хорошести» и комфортности профессии у родителей и у детей не всегда совпадает.

Хорошо, если мотив овладения профессией сформирован. Ведь бывает и так, что ребенок с детства уже знает, кем он хочет быть. В этом случае все учебные устремления старшеклассника «работают» на подготовку к овладению выбранной профессией. Это значительно повышает его учебную активность. Происходит радостное совпадение мотивов школьных учителей, направленных на обучение школьников основам наук, и самих этих школьников, усваивающих в систематизированном и обобщенном виде эти основы.

Подготовка старшего школьника к выбору профессии — важная веха и в коллективе учителей, работающих в старших классах. Она решается в рамках профориентационной работы. Профориентационная деятельность определяется прежде всего статусом школы. Но в любой школе в той или иной форме она проводится. Замечательно, если в профориентационных мероприятиях принимают участие и родители. Тогда конечный продукт совместной деятельности выразится в целостной системе устойчивого предпочтения определенной профессии. В литературе они получили название «критериев эффективности профориентационного воздействия». Воспользуемся разработанными критериями (Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников) и дадим им более широкое толкование с точки зрения роли школы и родителей в использовании методов профориентационного воздействия.

Полнота учета всех факторов добровольного выбора профессии. К основным факторам можно отнести прежде всего добровольный выбор старшеклассника. Выбранная профессия должна нравиться старшекласснику, у него должна быть возможность ею овладеть. Эта возможность определяется набором определенных умений, способствующих овладению выбранной профессией. Реализация этих факторов в семье может идти по линии доверительных обсуждений с сыном или дочерью их выбора. Если выбор профессии — продолжение семейной традиции, то беседы подкрепляются сюжетными образцами применения профессиональных знаний и умений в жизни семьи. В школе учитель, классный руководитель, проводя профориентационные мероприятия, использует эти факторы в своей деятельности. Он опирается на желание старшеклассника овладеть той или иной профессией, поддерживает в нем уверенность в том, что качества его личности, его направленность и ценностные отношения содействуют овладению выбранной профессией.

Осознанность планирования личных профессиональных перспектив. Это очень важный фактор в оценке профориентационного воздействия на старшеклассника. Задумываясь о будущей профессии, старшеклассник редко мыслит широко, перспективно. Его планы обычно заканчиваются где-то на втором курсе института или колледжа. Конечно, есть дети, которые продумывают перспективы своей жизни тщательно. У них все спланировано, поставлено на определенные полки, и они уверены, что жизнь потечет по тем канавкам, которые они для нее приготовили. Вполне возможно так и будет. Но жизнь часто корректирует деятельность человека, и самые радужные перспективные планы превращаются в груду пепла. Поэтому необходимо учить старшеклассника умению не только строить свою личную перспективу, а и менять какие - то ее блоки и фрагменты в зависимости от обстоятельств.

Самостоятельность при планировании и реализации личных профессиональных перспектив. Для старшеклассника, одной из особенностей возраста которого является стремление к самостоятельности и самоопределению, принятие этого условия профориентации может показаться не таким уж и сложным. Но это только на первый взгляд. На самом деле между желанием и деятельностью может оказаться слишком большой промежуток. Для старшеклассника важно сделать первый самостоятельный шаг, подвигающий его к овладению профессией. При наличии перспективного жизненного плана, где отражено, к примеру, посещение им подготовительных курсов, подготовка по отдельным предметам, по которым необходимо сдавать вступительный экзамен в институте, ему важно самостоятельно начать действовать. К примеру, съездить в институт на подготовительный факультет и получить информации о подготовительных курсах. Не ахти какая работа, но она свидетельствует об умении ребенка делать самостоятельные шаги в соответствии со своим жизненным планом.

Относительная устойчивость профессиональных перспектив. Этот критерий реализуется в самые значимые моменты жизни старшеклассника. К примеру, при поступлении в институт он должен научиться сопротивляться внешним воздействиям, мешающим ему исполнить задуманное. Эти воздействия могут принять облик одноклассника или знакомого, начинающего отговаривать старшеклассника от поступления именно в этот институт. Внешние воздействия могут действовать на структуру мотивов и изменять ее. Потребности в получении профессии могут показаться не такими уж и значимыми, а обучение в выбранном институте не столь привлекательным. Если у ребенка выработана устойчивая жизненная перспектива, если увлеченность будущей профессией сопровождает его жизнь не один год, подобные воздействия вряд ли разрушат уже сложившуюся систему мотивов, направленных на овладение задуманной профессией.

Реалистичность и гибкость профессиональных перспектив. Гибкость в выборе профессии проявляется прежде всего умением ориентироваться на рынке труда. Всем известно, что этот рынок достаточно динамичен, и не всегда выбранная профессия может быть однозначно востребована. Умение своевременно вносить коррективы в профессиональные намерения во многом помогут молодому человеку адаптироваться к экономическим требованиям в области применения его будущих профессиональных знаний и умений.

Перспективность личных профессиональных перспектив. Этот критерий предполагает построение жизненных перспектив с учетом реальности окружающего старшеклассника, мира. Карьерный рост индивида во многом зависит от социальных, экономических, культурных и других составляющих общественной жизни. Их игнорирование может даже вначале успешного молодого профессионала вывести из поля востребованных на рынке труда фигур. Выбор остается за молодым профессионалом. Если во время профориентационных мероприятий в семье и школе выпускника обучали умению соотносить эти важные элементы жизни каждого человека, то процесс послевузовской адаптации может пройти безболезненно.

Этическая состоятельность профессиональных выборов. Состоятельность личности — самый болезненный участок личностного самоопределения старшеклассника. Всем своим видом, поступками, деятельностью, но чаще всего горячими дискуссиями и разъяснениями он доказывает свою состоятельность. Этическая же состоятельность выбора профессии может быть рассмотрена на моральном, ценностном уровне. Здесь уместны такие параметры, как совесть, честность, достоинство, нравственная зрелость. Этическая оценка профессионального выбора старшеклассника, как правило, остается на уровне здравого смысла. Есть такое понятие, как жизненная интуиция. Так вот, во многих сферах она работает достаточно эффективно. В выборе профессии можно тоже прислушаться к «голосу сердца или разума».

Оптимизм по отношению к своему будущему. Главное в реализации данного критерия это наличие веры у старшеклассника в благоприятном исходе своих профессиональных претензий. В принципе этому возрасту свойственно самокопание, поиск смысла жизни и своего места в ней. А уверенность в правильном выборе пути во многом определит правильный выбор этого места. Старшеклассник, выбирая профессию, готовит себе социальную нишу. От того, какая будет эта ниша, зависит его нравственное и материальное состояние. Задача родителей ненавязчиво, тактично, без надрыва поддерживать в ребенке уверенность в правильности жизненных перспектив.

Система предложенных критериев профориентационного воздействия может быть расширена за счет внесения дополнительных критериев, а может быть сужена. Главное в том, что эти критерии будут работать только при одном главном условии — совместной профориентационной работе семьи и школы. Когда старшеклассник чувствует поддержку не только со стороны родителей, близких ему людей, с близкими где-то взглядами на жизнь, а и со стороны чужих для него людей, с которыми его связывает пребывание в школе, то его уверенность в правильности построенного маршрута возрастает. Это позитивно воздействует и на духовную сферу старшеклассника, формируя у него мотивы нравственного самоопределения.

Советы бывалого педагога

В родительский блокнот

На заметку бабушке и дедушке

Профессия – важный выбор, который нужно сделать каждому подростку ещё со школьной скамьи. Важность его обусловлена необходимостью тщательного обдумывания, взвешивания всех обстоятельств. Для этого надо всесторонне оценить факторы выбора профессии. Их немало, важность их может меняться с течением времени и определяется с учётом особенностей личности подростка. Не страшно, если впоследствии захочется сменить сферу деятельности, нужно, чтобы человек ясно представлял, какие факторы больше всего влияют на выбор профессии.

Чертежи

Нужно оценить все факторы выбора будущей профессии

Этапы выбора

Ответственный подход к определению своего призвания предполагает поэтапную профессиональную самоидентификацию. Выделяют следующие этапы:

  1. Детский возраст, когда в процессе игры ребёнок примеряет на себя различные роли. Хорошо поступают те родители, которые отдают детей в различные кружки и секции, где дети не только физически и интеллектуально развиваются, но и осваивают азы деятельности.
  2. Средний школьный возраст ассоциируется с первыми, порой слишком романтичными представлениями о различных видах работы.
  3. Старшеклассники имеют уже относительно чёткий план своего профессионального будущего, который может постоянно корректироваться. Но это благо, т. к. тщательный анализ даёт больше шансов на успешную карьеру в дальнейшем. Нужно получить как можно больше информации об учебных заведениях, где готовят подобных специалистов.
  4. По окончании школы выпускник принимает решение о получении той или иной специальности с учётом прохождения профориентации.
  5. Обучение профессии, включающее практическую часть, – знакомство с рабочими буднями.
  6. Начало трудовой деятельности, в состав которой входит и психологическая адаптация.

Замок из песка

Перед окончательным выбором проходит несколько этапов подбора, начиная с самого детства

Важно, чтобы на каждом этапе подросток/молодой человек получал объективную информацию о работе, и если необходимо, то советы по выбору профессии.

Факторы выбора профессии

Выбор профессии – процесс двусторонний, обусловленный индивидуальными особенностями человека, часть из которых он может изменить для пользы дела.

Другие же его черты неизменны, статичны. Не менее важны объективные характеристики, которые являются значимыми при выборе рода деятельности.

На расхождении дорог

Выбор зависит от индивидуальных особенностей личности

Двусторонность также просматривается и в направленности профориентации: полученный в прошлом багаж знаний и умений поможет успешно реализоваться в будущем с учётом большого количества сторонних обстоятельств.

Факторы, влияющие на выбор профессии, многообразны. Они обусловлены целым рядом причин. На основании этого проводят различные классификации. Основные факторы делят на внутренние и внешние.

Внутренние

Они связаны с особенностями человека, стоящего перед выбором специальности. К ним относятся:

  • от состояния здоровья зависит то, работу какой тяжести сможет выполнять молодой специалист, какую интенсивность труда он приемлет (на определённых должностях существуют свои ограничения по здоровью);
  • оценка психологических особенностей личности тоже влияет на выбор профессии,
  • определённые должности предполагают наличие определённых свойств характера;
  • способности, которые обусловлены не только успеваемостью по школьным дисциплинам, но и достижениями в тех и или иных внеучебных сферах;
  • склонности показывают, на что подросток тратит своё свободное время, что приносит ему удовольствие (хобби запросто может перерасти в профессию);
  • амбиции играют не последнюю роль, благодаря их наличию специалист будет уверенно продвигаться по карьерной лестнице; в случае их отсутствия довольно будет рядовой стабильной должности;
  • профессиональные планы (имеется точное представление о будущем месте работы);
  • внутренние психологические проблемы и стремления, которые обнаружить подчас сложно; если человек был лишен в детстве возможности общаться с животными, которых он любит, он может захотеть стать ветеринаром.

Внешние

Компас

На фактор выбора оказывают влияние и социальные причины

Внешние факторы выбора профессии не зависят от субъекта, они обусловлены причинами, существующими в окружающем мире. Выделяют:

  • уровень престижа специальности – непостоянный фактор, который подвержен изменениям, может определяться уровнем полученного образования: для человека с высшим образованием не престижно становится простым рабочим;
  • нужно учитывать при выборе профессии востребованность, она изменчива, но её можно определить, изучив количество вакансий на рынке труда;
  • размер заработной платы: существует достаточно устоявшееся представление об уровне вознаграждения за ту или иную работу, основные различия между оплатой в коммерческих и государственных организациях;
  • мнение членов семьи: чаще всего родители оказывают значительное влияние на выбор профессии ребёнка, многие из них желают, чтобы он продолжил семейную династию;
  • дружеские связи, под которыми понимается поступление в институт за компанию, наличие знакомых в стенах вуза;
  • воздействие средств массовой информации, пропагандирующих занятость в той или иной сфере;
  • мнение педагогов, которые, имея представление об успеваемости ученика, рекомендуют какое-либо направление обучения;
  • наличие должности в престижной компании, приготовленной специального для этого человека после получения образования;
  • причины выбора профессии могут носит случайный характер: близость вуза, будущего места работы к дому, удобное расписание занятий, возможность пройти практику в интересных местах, удобный график работы в будущем.

Сбалансированное сочетание внутренних и внешних факторов положительно влияет на выбор профессии. Верно выбранная работа будет приносить моральное удовлетворение и материальный достаток.

Критерии выбора

Чтобы не ошибиться при выборе будущей профессии, следует тщательным образом всё узнать о ней: возможные места трудоустройства, перспективы карьерного роста. У каждого человека имеются свои критерии выбора профессии, которые он должен детально обдумать, чтобы не допустить ошибки. Эта проблема актуальна в наши дни по причине ускорения темпа жизни, появления значительного числа новых специальностей и направлений деятельности.

Чаще всего говорят о трёх значимых критериях, закладывающих базис будущего трудоустройства. Их нужно приемлемым образом соединить:

  • желание заниматься определённым делом;
  • возможность работать по той или иной специальности;
  • необходимость заниматься той или иной деятельностью из-за ситуации на рынке труда.

Оценить правильность выбора профессии можно, проверив себя и свою работу по нескольким критериям:

  • каков размер оплаты труда;
  • выплачиваются ли премии;
  • с какой скоростью происходит повышение в должности;
  • степень сложности поручаемых проектов и ставящихся задач;
  • насколько успешно воплощаются в деятельности способности и применяются знания;
  • присутствует ли в труде творческая составляющая;
  • ощущается ли моральное удовлетворение от процесса работы;
  • какова позиция в коллективе, какой характер носят отношения с коллегами;
  • признан ли авторитет со стороны родственников, друзей.

Чек лист

Ваш выбор должен отвечать все критериям

Чтобы правильно выбрать профессию, следует разложить знания о ней на 4 составляющие:

  • социально-экономическая роль подобного рода занятий в современном обществе;
  • подробный разбор механизма осуществления деятельности;
  • санитарно-гигиенические условия труда, включающие график работы, описание рабочего места;
  • требования, предъявляемые к личности кандидата на должность.

Заключение

Работа – важная составляющая жизни, для многих людей она является основополагающей частью. Это смысл их существования. Какое место работа будет занимать в жизни, необходимо решить уже при выпуске из школы. От этого зависит решение следующей проблемы: на какой профессии лучше всего остановить свое внимание, а какой пренебречь.

Выбор профессии влияет на:

  • отношение к личной жизни (некоторые специалисты вынуждены трудиться по ненормированному графику, что не даёт возможности создать семью или уделить достаточное внимание родным);
  • на физическое здоровье (вредные условия труда могут его подорвать); особенности психики, которые могут проявиться с негативной стороны (профессиональная деформация);
  • смену места жительства (иногда это нужно по долгу службы).

Скрупулёзный подход к изучению этих моментов поможет принять взвешенное решение.

Обычно в этот момент родители или психолог-профориентолог хватаются за голову и начинают придерживать дергающийся глаз. В этом материале мы публикуем совет эксперта проектов «Родительский университет: PRO-Родители!» ГК «Просвещения» и ГЕРОИ — Марии Косинец, психолога, профориентолога и создателя программы профориентации для школьников «Мой выбор».

Зачем нужен осознанный выбор?

Чтобы сделать осознанный выбор будущего, каждому подростку предстоит столкнуться с перечнем вопросов. Но что значит осознанный?

Плотно связанный с представлением, что выбранная вами профессия будет пронизывать всю жизнь, поможет реализовать мечты и амбиции, а не только заработать.

Выбор профессии – это выбор образа жизни. Учитель, бухгалтер, экономист – вы с легкостью можете представить, из чего складывается их день?

Каждая профессия несет определенную специфику. Мы выбираем не только зарплату, которую “гарантирует” профессия, но и распорядок дня. Будут ли выходные, будет ли работа, которую придется забирать на дом, будут ли нервные перегрузки. Исходя из статистики, 4 из 10 студентов отчисляются и переходит на другие направления, ведь только после знакомства и обучения они понимают, что выбранная ими сфера – совсем не то, чему хотелось бы уделять время.

smiling-blond-guy-girl-with-braces-showing-way-pointing-fingers-right.jpg

Говорят, что один из трех студентов не в курсе, сколько стоит его обучение. Мы с Леной в курсе. А ты?

Кроме причин психологического характера, добавляется финансовая. Подросток может не знать, а взрослые – забыть, что перечень бесплатного обучения гарантированного государством по профессиональным программам органичен одной специальностью в ступени СПО и ВО.

Над детьми в любом случае довлеет ситуация: родители, учителя, одноклассники – так или иначе стараются склонить к выбору. Параллельно с этим меняется мир – к нам приходит автоматизация, меняется и сам рынок профессий.

Все 20 вопросов могут быть разделены на два направления: профориентация и самоопределение. Кстати, что это?

Умение смотреть вглубь себя, определять, что интересно, чего они хотят от жизни, и как эти вещи соотносятся между собой.

Начнем мы именно с них – с вопросов, которые помогают ребятам сформировать свой список желаний.

1. Какие критерии при выборе работы для меня важны?

Кому-то важен карьерный рост, кому-то деньги, командировки или возможность проводить день с семьей. Выписывайте все критерии в столбик — это и будет основой, через которую можно смотреть на профессиональный мир.

2. Какие формы и виды деятельности для меня в приоритете?

Важно разделять индивидуальную и групповую деятельность: кому-то комфортно работать одному, а кому-то помогать коллегам. Обычно уже сейчас, в учебной деятельности, видна эта разница.

К ответу на этот же вопрос относятся:

  • Умственный или физический труд.
  • Мало или много общения со время работы
  • Роль организатора или исполнителя
  • Применение четких и стандартных решений или творческий подход

Когда мы соберем вот эти показатели, станет ясно, из чего возможно выбирать, потому что большой спектр специальностей вообще отпадает.

Например: Я хочу быть журналистом, но не хочу работать с людьми. Хочу быть актером, но люблю только индивидуальную деятельность. Получится? Нет.

students-standing-with-open-books-looking-camera.jpg

Сейчас мы с Пашей на третьем курсе. И только в этом семестре узнали, что ежедневно делают HR-менеджеры. Не надо так.

3. Хочу, могу и надо. + Не хочу и могу научиться

Если мы определяем только наши «хочу», выбор профессии может зайти в тупик, так как мечты и возможности необходимо соотносить.

Пусть подросток подумает, что он готов делать с точки зрения «могу».

Например: Кто-то не в состоянии заниматься монотонной работой, но хочет быть юристом. Получится? Нет.

Качества, которые характеризуют рабочую деятельность, — крайне важный элемент выбора. И здесь подростку потребуется помощь взрослого, способного смотреть правде в глаза.

Например: Кто-то имеет физические особенности, по зрению не проходит на военную деятельность. Не на всю, но на какую-то. Профессиональный отбор нужно также мягко учитывать.

Еще один важный вопрос – работа на перспективу. Если ребенок выбирает для себя профессию на основе того, что он может на настоящий момент, он себя сильно ограничивает. Есть масса навыков, которым можно научиться прямо сейчас. Создайте и этот список.

4. Формат интересующей меня работы

Работать в современном мире нужно тоже по-разному.

  • Компания
  • Фриланс
  • Собственный бизнес

Например: Если ребенок хочет быть “судьей”, но одновременно “фрилансером” – ничего не выйдет. Точно так же, как учитель не может приходить только во вторник и четверг. Репетитор – может. И юрист консультант – может.

5. В каких схемах и областях мне интересно работать?

Разделение на естественные и гуманитарные науки сильно упрощает. Ребятам надо объяснить, что ни одна профессия не связана на 100% с конкретным школьным предметом. Прямая связь с дисциплиной может пугать ребенка.

Например: Я хочу быть журналистом, но не хочу сдавать литературу, мне говорят, что я в ней плох. Но ведь журналист работает и с людьми, и с творчеством, и с информацией, а если пишет про науку или технику — добавляет ее.

Чем шире информация о пересечении внутри выбранной области, тем проще выбрать.

6. Действительно ли я знаю, из чего выбираю?

Ребята всегда выбирают из некоторого ограниченного списка специальностей, знакомых со школы, и важно максимально его расширять.

Осознанный выбор — это не выбор из 10 знакомых работ, это изучение того, что есть в мире. На YouTube масса разборов разной профессиональной деятельности, а в интернете – подборок современных профессий.

youngster-with-laptop-classroom.jpg

YouTube – это возможность посмотреть на разные профессии, не устраиваясь на работу.

7. Есть ли смежные специальности с интересующим меня направлением?

Фокусировать все свое внимание на одной конкретной специальности может быть ошибочным подходом. Часто ребенок решает: мне нужна физика и информатика по ЕГЭ, а больше я ничего учить не будут, литературу, биологию, географию закрою “для галочки”.

В итоге ребенок себя ограничивает, и не имеет возможности, даже в случае желания, изменить подход оперативно и без потерь.

Изучение школьных предметов помогает ребятам расширить представление о мире, о том, чем можно заниматься. Возможно, если бы мы преподносили школьную программу именно так, уровень мотивации и ее смысл были бы другими.

8. Чем занимаются представители интересующей меня профессии?

Иногда бывает, что подросток посмотрел фильм про адвоката и ему понравилось. Но дело в том, что в кино обычно показывается всего одна сторона: без подробностей и трудностей. А, возможно, наоборот, без повседневной рутины.

Понимание должно быть максимальным: вот я отучусь, приду на работу и… Что и?

Например: Некоторым детям удивительно, что учителя заполняют документы после того, как школьники уходят домой. Учитель — это не только работа с подростками, это еще и бумажная работа. Если вы к такому не готовы, задумайтесь сразу.

9. Из скольких источников я знаю про интересующую меня профессию?

Только интернет, только слова одного человека, только фильм – это не вариант.

Про одну и ту же профессию можно рассказать так, что 100% захочется стать ее представителем и так, что 100% захочется держаться подальше.

Часто школы приглашают родителей или партнеров рассказать о своей работе в рамках профориентационного трека. Но всегда важно понимать: такой человек может а) быть ситуативно неудовлетворен работой б) ситуативно вдохновлять и что-либо упускать из внимания.

Чем больше знает ребенок, тем меньше субъективное влияние на его выбор.

10. Могу ли я попробовать сейчас интересующую меня профессию?

Речь не о том, чтобы трудоустроиться на несколько месяцев сразу, хоть это и желательный исход. Не всю работу можно попробовать в 15 или со стандартным уровнем подготовки.

Тем не менее, любую деятельность можно разбить на компетенции или навыки и попробовать себя через них.

Например: Будущий юрист может попробовать почитать законы и посмотреть, не вызывает ли это отторжение. Журналист — написать в блог по законам жанра, а не просто как пост в Инстаграм.

11. Есть ли рабочие места на интересующую меня профессию в моем регионе?

На этом этапе может произойти корректировка целей. Вариантов, в принципе, не так много: а) сменить вектор, если я принципиально хочу остаться в своем регионе; б) подготовиться к переезду.

С приходом в нашу реальность цифры, некоторую работу можно перевести в онлайн, так что и переезжать не придется. Но на начальном уровне занятости соискателю очень редко дают возможность работать удаленно.

two-young-people-using-smartphone-girl-guy-texting-with-serious-faces.jpg

Алиса! А нужны вообще генетики в Салехарде?

12. Если рынок труда перенасыщен, что я буду делать?

В любой период существуют востребованные специальности, как следствие – рынок ими перенасыщен. Решение всегда есть, но окончательный выбор подростка будет зависеть от степени его мотивации.

Например: Программист – очень востребованная и очень популярная профессия. К тому же, в ней крайне много направлений и задач. Но ребята, кто готов работать на таком перенасыщенном рынке, должны сразу же обогащать себя, прокачивать навыки. Здесь чтобы быть востребованным, нужно быть в три раза более конкурентоспособным.

13. Какие знания, умения и навыки важны для данной профессии?

Вопрос связан отчасти с предыдущим. Мы выбрали профессию, она соответствует всем нашим желаниям и целям, теперь необходимо рассмотреть саму деятельность.

Готовы ли вы «прокачиваться» в такую сторону? Готовы ли начать приращение навыка прямо сейчас и потом – постоянно – в будущем? Есть профессии, “застой” в которых означает выбывание из гонки.

14. Перспективна ли эта профессия, не исчезнет ли она к завершению образования?

Изучите рынок труда, изучите университетские программы. Важно понять, будет ли эта деятельность необходима через 5 лет. Чтобы время, потраченное на образование, не было потрачено впустую.

15. Соответствует ли эта профессия всем моим пожеланиям? (1-5 пункт)

С этого момента необходимо вернуться в начало и перепроверить исходные данные. Дело в том, что желания могут корректироваться в любой момент – и это нормально.

Например: Иногда ребятам выбирают групповую деятельность, потому что она снимает индивидуальную ответственность. Якобы снимает. Изучите выбранную вами профессию еще раз.

Каждая наша проба – особенно вопрос № 10 – дает понимание, чего именно ты хочешь хочешь.

Например: Пока ты ни разу не пробовал управлять командой, ты не поймешь, можешь ли и, что важнее, нравится ли тебе отвечать за макро-процессы, но не делать что-либо руками.

16. Понимаете ли вы все минусы и плюсы интересующей профессии?

У любой профессии и любой деятельности есть минусы и плюсы. 24 часа и 7 дней в неделю нельзя получать удовольствие, как бы нас ни уверяли в обратном.

Всегда будут задачи, которые нам нравятся, и задачи, которые нам не нравятся. Осознанный выбор — это понимание всех минусов и согласие с ними.

Выпишите на лист и то, и другое, чтобы понять: перевешивают ли конкретные плюсы – минусы?

two-young-female-students-standing-with-books-bags-hallway.jpg

У тебя получилось больше плюсов хотя бы в одной профессии? Кажется, у нас не все данные, Маш.

17. Представьте, что вы занимаетесь выбранной профессией 5-10 лет

Каждый день, на протяжении длительного срока, 8 часов в день подросток будет заниматься определенной работой. Готов ли он к такому? Достаточно ли многообразны задачи внутри выбранной профессии?

18. Знаете ли вы, где и как вы можете получить интересующую вас профессию?

Мечты – это прекрасно, но в вашем плане должна быть реальность. Если после школы у вас есть возможность переехать в другу страну и там получать степень “гендерного исследователя” – это хорошо. Если нет, стоит поискать смежные профессии.

19. Какие экзамены мне предстоит сдавать? И как повысить шансы на поступление?

Необходимо разобраться не только с ЕГЭ, но и с системой поступления. Узнать, будут ли дополнительные вступительные испытания. Это особенно актуально в творческих специальностях.

Иногда для таких испытаний нужны заранее подготовленные материалы. Например, для поступления на журфак, нужны статьи в газетах. Если вы выяснили об этом весной 11 класса, можно не успеть подготовить пакет требуемых документов.

team-students-completing-task.jpg

Подготовка к Олимпиадам – мой шанс получить 100 баллов за предмет ЕГЭ. И отличная тренировка для вступительного экзамена.

20. Когда я начну выбирать?

Для большей определенности и спокойствия решите, какие сроки получения ответа вы ставите себе на каждый вопрос.

Абсурдно оставлять все 19 тем на май месяц выпускного класса. Поспешные решения или выбор по остаточному принципу чаще всего не ведут к успеху. Перед нами и так период большого стресса, а эффективно делать параллельно столько задач невозможно.

Оптимальным сроком для старта профориентационной (самоопределение) кампании является 7-8 класс. К началу 11 класса детям рекомендуется понимать, какое направление они выбирают.

Экстренные меры не всегда хороши. Например, найти первый попавшийся в интернете тест и окончательно запутаться после ответа на 7 вопросов из серии “Нравится ли вам?”.

Что еще поможет определиться?

Каждый ответ сужает список специальностей, каждая проба помогает определиться. Но что делать, если все 20 вопросов пройдены? Максимально кратко:

  1. Читайте про профессии в интернете
  2. Задавайте ребенку конкретные вопросы, не ограничиваясь общими фразами «нравится или не нравится»
  3. Смотрите ролики с представителями профессий
  4. Общайтесь с людьми, которые работают по интересующей специальности
  5. Пробуйте себя в профессии, хотя бы через отработку навыков.

Если вы читаете этот текст и вы – подросток, то запомните: к рекомендациям родителей и педагогов стоит относиться с легкостью, так как их общая цель одна — счастливое будущее. Ваше будущее. Так что ваша общая задача – быть в свободном диалоге без директив.

Материал подготовлен на основе онлайн-лектория, организованного проектом “Родительский университет: PRO-Родители” ГК “Просвещение”, проектом ГЕРОИ и при поддержке Фонда Яны Поплавской.


Девушка думает

Работа — это место, где мы проводим треть жизни. Выбор сферы деятельности самый важный из тех, что мы делаем в течение жизни. Но как выбрать, если ни к чему не тянет? Как выбрать профессию по душе?

Подросткам предоставляют первый в жизни серьезный выбор. А в голове еще ветер. И мысли, конечно, о любви. Мы поступаем в колледж за компанию или чтобы быть недалеко от своей половинки. Часто бросаем учебу, потому что осознаем, что сделали неправильный выбор. Разрываемся между тем, что нравится, и тем, что хорошо оплачивается. Как правильно выбрать профессию и потом не сожалеть? Поговорим об этом.

Критерии выбора профессии

Подростки не всегда понимают, что такое профессия. У них на этот счет поверхностное, размытое представление. Нужно где-то отучиться. Куда-то поступить после школы. Немногие серьезно подходят к делу. Но даже тогда есть шанс ошибиться, потому что у подростков недостаточно навыков и знаний.

Как выбирать профессию не стоит?

  • По удобству расположения учебного заведения.
  • Вместе с друзьями или любимым человеком.
  • По престижу.
  • По настоянию родителей.
  • По детским необдуманным мечтам.

Эти факторы учитываться не должны. Смотрите глубже.

На что стоит смотреть, при выборе профессии.

  • На собственные навыки и умения: что хорошо получается.
  • На вкусы и предпочтения. Нужно оценить, насколько они постоянны, как часто менялись, какие занятия нравятся по жизни.
  • Нужно смотреть в будущее и выяснить, какую зарплату обещает должность. Как вы будете жить. При этом не учитывать возможную помощь от родственников, не учитывать возможность брака. Есть только вы и эта специальность. Проживете ли вы с таким бюджетом? Хватит ли вам на ваши мечты?

Вот три кита, на которых держится выбор профессии:

  1. врожденные способности;
  2. пристрастия;
  3. перспектива.

Отсюда нужно отталкиваться. Но есть еще много нюансов.

  • Помните: психологи советуют менять род деятельности каждые 7 лет.
  • Люди не всегда работают по специальности.
  • Высшее образование открывает больше дверей, чем средне-специальное.
  • Вы можете получить высшее образование, но не устроиться на работу в этой области.
  • То, чем вы горите сейчас, может вам разонравиться. Скорее всего, так и будет. Вкусы человека меняются.
  • Иногда родителям и учителям действительно виднее, спросите их совета.

Что делать если нет идей

Как выбрать себе профессию по душе, если не знаешь, чего хочешь? Если в голове ни одной мысли по этому поводу? Этот вопрос часто задают себе выпускники школы. Тут есть несколько опорных точек:

  • Нужно изучить, какие профессии сегодня востребованы.
  • Отказаться от стереотипа, что чем сложнее ваша специальность, тем больше вы будете зарабатывать. Сегодня мастера маникюра получают больше, чем люди с высшим образованием. Такое время пришло.
  • Нужно отделять мечты от реальности: не все хорошие певцы сегодня много зарабатывают. Таланты просто не могут пробить себе дорогу. Нужно учитывать имеющиеся связи и возможности.
  • Подумайте, чем вам нравится заниматься. Можно ли из этого сделать профессию?

Эти критерии должны навести вас на мысли.

Инженеры

Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь

Если вас этот вопрос заинтересовал, уже хорошо. Многие думают, что это само собой разумеется. Вот несколько занимательных фактов.

  • Почти 60% людей не работает по специальности.
  • Только 30% населения имеют высшее образование.
  • Многие из тех, кто поступил в ВУЗ, не обладают никакими практическими навыками профессии, но приобретают их в ходе обучения.
  • Человек в среднем меняет от 2 до 7 специальностей за жизнь.

Психологи рекомендуют помимо работы завести хобби. Оно повышает вероятность продержаться на одном месте несколько лет. Просто приходит время, и психика устает от выполнения однотипных задач, рутины. Приходит время двигаться дальше, открывать новые грани. Старые увлечения, которыми вы раньше горели, больше не интересуют. Потому что вы их переросли. Меняются взгляды, приоритеты. И перемены в жизни необходимы. Чем их больше, тем полноценнее жизнь.

Конечно, можно выбрать занятие на всю жизнь. Но должны быть и увлечения. И профессию тоже желательно менять. Не раз в год, но хотя бы раз в десятилетие. Это не обесценивает опыт образования. Напротив. Его нужно выбирать так, чтобы с этим дипломом вас приняли и на другие места. Опыт работы вам пригодится. Он даст право выбирать. А еще вы станете специалистом в двух-трех областях.

Работа в офисе

Какие профессии будут востребованы в будущем

Выбрать профессию в соответствии с перспективой — мудро. Только нужно, чтобы вам она ещё и нравилась.

Как выбрать работу с перспективой? Рассмотрим профессии, которые всегда будут востребованы.

  • Стоматолог. Зубы у людей болеть не перестанут. Одна из самых высокооплачиваемых специальностей сегодня.
  • Врач. Но это не профессия, а образ жизни. Вы на работе всегда, до пенсии.
  • Преподаватель. Но работа учителя одна из самых тяжелых психологически.
  • Программист. В век компьютерных технологий точно не останетесь без работы.
  • Повар. Люди всегда будут кушать.
  • Парикмахер. Для информации: волосы растут в среднем на 1 см в месяц.
  • Мастера ногтевого сервиса.
  • Продавец.
  • Ветеринар.
  • Весьма востребованы психологи. Они работают не только с пациентами. Их нанимают для набора кадров в крупные компании. Универсальная профессия по сути.
  • Всегда не хватает водителей.
  • Летчик. Авиаперевозки сегодня пользуются спросом.
  • Агроном.
  • Каждой солидной фирме нужен бухгалтер. А это и частные предприятия, и государственные.
  • Воспитатели.

Врач

А еще нужны ученые. Кому, кроме них, совершать великие открытия?

Выбор профессии с помощью тестов: 4 важнейших теста

Выбрать профессию помогут тесты на профориентацию. Мы расскажем о тестах при выборе профессии, и вы сможете понять, в чем преимущество каждого из них.

Тест по соционике

Начать лучше с него. Он позволяет определить тип личности. Вы поймете, имеете склонность к гуманитарным или точным наукам. Также тест определяет, интроверт вы или экстраверт. Экстраверты нуждаются в общении. А для интровертов комфортнее общение один на один. Работа с людьми в аудитории будет их угнетать. Важный фактор в выборе профессии. Тип личности — это черта, которая всегда будет с вами. Тест по соционике откроет личность с другой стороны.

Опросник Голланда

Необычный, но точный тест. В таблице размещены 42 пары профессий. Выбирайте ту, что которая нравится больше. По ответам будет определен тип вашей личности.

Каждому типу подходят свои специальности. Именно в этих сферах вы сможете достичь успеха.

Методика Климова

«Не могу выбрать профессию» — скорее, отговорка, нежели реальная проблема. Следующим тестом будет определение склонности к роду деятельности. Методика Климова позволит определить вас в одну из категорий:

  • человек-человек;
  • человек-природа;
  • человек-художественный образ;
  • человек-техника;
  • человек-знаковая система.

Вы поймете, в каком направлении думать.

Студент

Матрица выбора профессии

Еще один тип тестирования, который стоит пройти всем, кто ищет ответ на вопрос: «Какую профессию выбрать». Матрица работает по принципу таблицы. Вы выбираете сначала то, с чем хотелось бы работать, а потом то, в каком направлении хотелось бы работать. Находите пересечение и получаете результат: профессии, соответствующие тому и другому. Объяснение сложное, но на деле все элементарно. Пройдите тест, и получите готовые варианты.

Смена профессии после 30 лет

В 30 происходит кардинальная переоценка ценностей. Первый кризис возраста, не считая детских и переходных этапов. К этому времени человек становится сформировавшейся личностью. Он пересматривает жизнь, делает выводы. Люди решаются на перемены. В том числе меняют род деятельности. И правильно, поскольку первые годы после окончания учебы приходится работать на репутацию. Мы зарабатываем рекомендации, вырабатываем навыки, получаем стаж. Дальше репутация работает на нас. Теперь остановитесь и подумайте, тем ли делом заняты.

В 30 лет начинается другая жизнь. Если вдруг решите, что занимались всю жизнь не своим делом, это не страшно. Вы уже получили образование и опыт работы. Смело пробуйте себя в другой области. Если вы оканчиваете обучение в 22-23 года, то 30 лет — это как раз то время, когда можно профессию. Прошло 7 лет и вам требуется изменить деятельность. Вам нужно понимать, что это не страшно. Вы можете вернуться к тому, в чём уже опытны. А пробовать новое необходимо для полноценной жизни. В этом помогут курсы и стажировка.

Девушка

Как выбрать правильную профессию

Суммируем вышесказанное. Стоит пройти 4 теста, которые помогут лучше узнать наклонности, способности, психотип и подходящие специальности. Далее проанализируйте возможности и наклонности. Постарайтесь выбрать специальность, отвечающую вашим потребностям.

    с людьми или уединение;
  • реализация талантов, способностей;
  • близость к дому или возможность путешествовать, находясь в командировках.

Не забудьте о зарплате. Она должна позволять жить самостоятельно, не ущемляя себя в необходимых вещах.

Учитывайте свои интересы

Помните, это основной пункт. Но он и самый изменчивый. Ориентируйтесь на прошлое. Выбирайте интересные для вас занятия. Не мимолетные, а с постоянным интересом. Если вы любите готовить и давно научились делать разные вкусняшки, а месяц назад вдруг пристрастились к танцам, то выбирать стоит кулинарию. То, что стабильно нравилось вам долгое время.

Кондитер

Проанализировать свои умения

Важно не только желание, важны навыки. О том, как выбрать будущую профессию, стоит спросить родителей, родственников, учителей. Попросите их рассказать об их опыте, попросите совета. Люди, которые давно вас знают, подскажут, к чему есть врождённые способности. Учитывайте этот фактор. Талант — это тяжёлая ноша. Реализуйте его. Иначе это будет тяготить вас. В крайнем случае сделайте из него хобби.

Проанализируйте свое сегодняшнее положение

За жизнь у вас наверняка были разные увлечения. Вы окончили школу, где в программе были любимые и нелюбимые предметы. Подумайте, чем бы вы хотели заниматься? Поразмышляйте со стороны. Представьте, что к вам пришел человек с серьезным вопросом. Он спрашивает, как правильно выбрать себе профессию. Вы будете давать советы, учитывая свои способности. Также нужно учитывать и материальное положение. Высшее образование сегодня требует больших денег. Но всегда можно попробовать поступить на бюджет.

Планируйте смело свое будущее

Какую профессию выбрать, вы уже знаете. Осталось пройти тесты, попросить совета у близких, включить в расчет навыки и желания. Будьте реалистами. Хотите стать стоматологом? Зайдите в клинику и поговорите с врачом. Пусть он расскажет об особенностях профессии. Не бойтесь трудностей. На пути к своей цели вы должны видеть не препятствия, а саму цель, ее положительные стороны.

Заключение

Выбирайте профессию, которая будет приносить удовлетворение. При этом оценивайте перспективы, учитывая худший вариант развития событий. У вас должна быть альтернатива. Не бойтесь перемен. Откройтесь навстречу чему-то новому.

Читайте также: