Оператор профессия какие предметы сдавать

Опубликовано: 03.10.2024

Операторский факультет готовит кино- и телеоператоров, способных снимать игровые и документальные фильмы, телевизионные программы и сюжеты. Выпускники обладают творческим потенциалом и техническими знаниями, необходимыми для решения художественных задач

– искусство превращать иллюзии в реальное экранное изображение. Всё, что вы видите на экранах кинотеатров, телевизоров, мониторов, всё сперва увидел и почувствовал оператор!

Обучение операторскому мастерству поможет

  • мыслить образами, создавая изобразительное решение фильма
  • получить уверенные навыки съёмки программ разных жанров и форматов
  • быть в гуще самых захватывающих событий
  • увидеть мир самому и показать его зрителю
  • стать успешным, востребованным, реализовать себя и получить призвание на всю жизнь

Операторский факультет ждёт тех, кто

  • хочет учиться, умеет не только смотреть, но и видеть
  • хочет быть первым, а возможно, и единственным свидетелем событий
  • лёгкий на подъём и любознательный, не боится трудностей и риска
  • любит снимать фото и видео, видит красоту и соразмерность в каждом предмете
  • умеет быть искренним, терпеливым и надежным, разделяет девиз: "Никто, кроме нас!"
  • Кинооператорство
  • Кинооператор
  • Телеоператор
  • очная форма – 5 лет

Примерные вопросы
1. Почему вы хотите стать оператором?
2. Где бы Вы хотели работать в кино, на телевидении, в новых медиа? Почему?
3. Ваши любимые художники. Расскажите об одном из них.
4. Наиболее значимые направления в мировом изобразительном искусстве. Художники. Картины.
5. Отечественная живопись XIX -XX века. Наиболее интересные и яркие художники, по Вашему мнению.
6. Приведите примеры влияния изобразительного искусства на кинематограф.
7. Назовите имя художника и название картины по репродукции. Абитуриенту показывают 10-15 репродукций классических живописных произведений.
8. Назовите свои любимые фильмы, расскажите про операторскую работу в них. Чем интересно изображение?
9. Изображение каких фильмов за последние несколько лет Вас заинтересовало?
10. Назовите наиболее интересных современных российских кинооператоров.
11. Назовите наиболее ярких зарубежных кинооператоров последних лет.
12. Расскажите об основных направлениях в истории кино и об их изобразительных особенностях.
13. Назовите своих любимых операторов и расскажите об их картинах.
14. Нравится ли Вам фотографировать? Какие у Вас творческие предпочтения в этом виде искусства?
15. Технические особенности фотографии, необходимые для получения качественного изображения.
16. Влияние технических параметров на художественную сторону фотографии.
17. Особенности фотосъемки различных жанров в фотографии.
18. Особенности и основные параметры современных фотокамер.
19. Назовите Ваши любимые телеканалы или интернет-каналы. Расскажите о них.
20. Назовите телепрограммы/ телесериалы, которые Вам нравятся. Почему?

Абитуриенту предлагаются для узнавания репродукции работ известных художников и архитекторов.

Абитуриенты предоставляют на собеседование творческую папку (27-30 фоторабот):
- портрет при естественном освещении (3 штуки)
- портрет с использованием осветительных приборов (3 штуки)
- натюрморт при естественном освещении (2 штуки)
- натюрморт с использованием различных источников света (2 штуки)
- пейзаж сельский / городской и индустриальная натура (5 штук)
- жанровые снимки (6 штук)
- репортаж (7-12 штук)

Требования к творческой папке
- снимки должны быть выполнены с помощью пленочного или цифрового фотоаппарата (снимки, выполненные на телефон, не рассматриваются)
- формат снимков – не менее 30x40 см, цвет или ч/б
- снимки должны быть выполнены ЛИЧНО
- не допускается использование компьютерной графики и компиляции разных изображений
- каждый снимок должен быть наклеен на паспарту
- с обратной стороны снимка необходимо указать фамилию, имя, отчество, а также данные съемки (камера, объектив, фокусное расстояние, выдержка, диафрагма и ISO)
- абитуриент должен уметь рассказать о художественном замысле и технике исполнения снимков
- все фотоработы необходимо представить и в электронном виде на подписанном USB-флеш- накопителе, который нужно вложить в творческую папку.

Абитуриент представляет на собеседовании также грамоты, дипломы, призы, при наличии.

Подробная программа вступительных испытаний с требованиями к снимкам находится в разделе Поступление/ Высшее образование https://gitr.ru/abitur/

Абитуриенты получают
- домашнее задание (съёмка на натуре), которое приносят на творческий конкурс


Список фильмов, литературы, музеев, рекомендуемых для подготовки к поступлению
на операторский факультет (в хронологическом порядке)

Отечественный кинематограф, 16+

1. «Броненосец «Потемкин»» реж. С.Эйзенштейн, опер. К.Тиссэ, 1925.
2. «Мать» реж. В.Пудовкин, опер. А.Головня, 1926.
3. «Новый «Вавилон»» реж. Г.Козинцев и Л.Трауберг, опер. А.Москвин, 1929.
4. «Земля» реж. А.Довженко, опер. Д.Демуцкий, 1930.
5. «Веселые ребята» реж. Г.Александров, опер. В. Нильсен, 1934.
6. «Пышка» реж. М.Ромм, опер. Б.Волчек, 1934.
7. «Александр Невский» реж. С.Эйзенштейн, опер. К.Тиссэ, 1938.
8. «Богдан Хмельницкий» реж. И.Савченко, опер. Ю.Екельчик, 1941.
9. «Иван Грозный» (1 сер.), реж. С.Эйзенштейн, опер. А.Москвин и Э.Тиссэ, 1944.
10. «Иван Грозный» (2 сер., «Боярский заговор»), реж. С.Эйзенштейн, опер.: А.Москвин и Э.Тиссэ, 1945.
11. «Летят журавли» реж. М.Калатозов, опер. С.Урусевский, 1957.
12. «Судьба человека» реж. С.Бондарчук, опер. В.Монахов, 1959.
13. «Иваново детство» реж. А.Тарковский, В.Юсов, 1962.
14. «Гамлет» реж. Г.Козинцев, опер. Й.Грицюс, 1964.
15. «Я – Куба» реж. М.Калатозов, опер. С.Урусевский, 1964.
16. «Война и мир» реж. С.Бондарчук, опер. А.Петрицкий, 1965-67.
17. «Тени забытых предков» реж. С.Параджанов, опер. Ю.Ильенко, 1965.
18. «Андрей Рублев» реж. А.Тарковский, опер. В.Юсов, 1966.
19. «Анна Каренина» реж. А.Зархи, опер. Л.Калашников, 1967.
20. «Дворянское гнездо» реж. А.Кончаловский, опер. Г.Рерберг, 1969.
21. «Бег» реж. А.Алов и В.Наумов, опер. Л.Пааташвили, 1970.
22. «Зеркало» реж. А.Тарковский, опер. Г.Рерберг, 1974.
23. «Свой среди чужих, чужой среди своих» реж. Н.Михалков, опер. П.Лебешев, 1974.
24. «Восхождение» реж. Л.Шепитько, опер. В.Чухнов, 1976.
25. «Сталкер» реж. А.Тарковский, опер. А.Княжинский, 1979.
26. «Жестокий романс» реж. Э.Рязанов, опер. В.Алисов, 1984.
27. «Мой друг Иван Лапшин» реж. А.Герман, опер. В.Федосов, 1984.
28. «Сибирский цирюльник» реж. Н.Михалков, опер. П.Лебешев, 1998.
29. «Возвращение» реж. А.Звягинцев, опер. М.Кричман, 2003.
30. «Прогулка» реж. А.Учитель, опер. Ю.Клименко, П. Костомаров, 2003.
31. «Свои» реж. Д.Месхиев, опер. С.Мачильский, 2004.
32. «Остров» реж. П.Лунгин, опер. А.Жегалов, 2006.
33. «Стиляги» реж. В.Тодоровский, опер. Р.Васьянов, 2008.
34. «Высоцкий. Спасибо, что живой!» реж. П.Буслов, опер. И.Гринякин, 2011.
35. «Сибирь. Монамур», реж. С.Росс, опер. Ю.Райский, 2011.
36. «Географ глобус пропил» реж. А.Велединский, опер. В.Башта 2013.
37. «Сталинград» реж. Ф.Бондарчук, опер. М.Осадчий, 2013.
38. «Солнечный удар» реж. Н.Михалков, опер. В.Опельянц, 2014.
39. «Конец прекрасной эпохи» реж. С.Говорухин, опер. Г.Карюк, 2015.
40. «Движение вверх» реж. А.Мегирдичев, опер. И.Гринякин, 2017.


Зарубежный кинематограф, 18+

1. «Рождение нации» реж. Д.Гриффит, опер. Б.Битцер, 1914.
2. «Восход солнца» реж. В.Мурнау, опер. Ч.Рошер и К.Страсс, 1927.
3. «Большой вальс» реж. Ж.Дювивье, опер. Д.Руттенберг, 1939.
4. «Унесенные ветром» реж. В.Флеминг, опер. Э.Халлер и Р.Реннахан, 1939.
5. «Гражданин Кейн» реж. О.Уэллс, опер. Г.Толанд, 1941.
6. «Касабланка» реж. М.Кертиц, опер. А.Идисон, 1942.
7. «Пепел и алмаз» реж. А.Вайда, опер. Е.Вуйчек, 1958.
8. «На последнем дыхании» реж. Ж.-Л.Годар, опер. Р.Кутар, 1960.
9. «Восемь с половиной» реж. Ф.Феллини, опер. Д.Ди Венанцо, 1963.
10. «Фотоувеличение» реж. М.Антониони, опер. К. Ди Пальма, 1966.
11. «2001: Космическая одиссея» реж. С.Кубрик, опер. Д.Ансуорт, 1968.
12. «Крестный отец» реж. Ф.Коппола, опер. Г.Уиллис, 1972.
13. «Крестный отец 2» реж. Ф.Коппола, опер. Г.Уиллис, 1974.
14. «Пролетая над гнездом кукушки» реж. М.Форман, опер. Х.Уэкслер, 1975.
15. «Дни жатвы» реж. Т.Малик, опер. Н.Альмендрос, 1978.
16. «Чужой» реж. Р.Скотт, опер. Д.Ванлинт, 1979.
17. «Бегущий по лезвию бритвы» реж.Р.Скотт, опер. Д.Кроненвет, 1982.
18. «Последний император» реж. Ф.Коппола, опер. В.Стораро, 1987.
19. «Список Шиндлера» реж.С.Спилберг, опер. Я.Камински, 1993.
20. «Побег из Шоушенка» реж. Ф.Дарабонт, опер. Р.Дикинс, 1994.
21. «Семь» реж. Д.Финчер, опер. Д.Хонджи, 1995.
22. «Титаник» реж. Д.Кемерон, опер. Р.Карпентер, 1997.
23. «Красота по-американски» реж. С.Мендос, опер. К.Холл, 1999.
24. «Матрица» реж. Э.Вачовски и Л.Вачовски, опер. Б.Поуп, 1999.
25. «Любовное настроение» реж. В.Карвай, опер. К.Дойл, 2000.
26. «Амели» реж. Ж-П.Жене, опер. Б.Дельбонель, 2001.
27. «Властелин колец» (трилогия) реж. П.Джексон, опер. Э.Лесни 2001-2005.
28. «Девушка с жемчужной сережкой» реж. П.Уэббер, опер. Э.Серра, 2003.
29. «Дитя человеческое» реж. А.Куарон, опер. Э.Любецки, 2006.
30. «Искупление» реж. Д.Райт, опер. Ш.Макгарви, 2007.
31. «Нефть» реж. П.Т.Андерсен, опер. Р.Элсвит, 2007.
32. «Скафандр и бабочка» реж. Д.Шнабель, опер. Я.Камински, 2007.
33. «Через Вселенную» реж. Д.Тэймор, опер. Б.Дельбонель, 2007.
34. «Аватар» реж. Д.Кемерон, опер, М.Фиоре, 2009.
35. «Древо жизни» реж. Т.Малик, опер. Э.Любецки, 2010.
36. «Хранитель времени» реж. М.Скорсезе, опер. Р.Ричардсон, 2011.
37. «Гравитация» реж. А.Куарон, опер. Э.Любецки, 2013.
38. «Бердмен» реж. А.Г. Иньярриту, опер. Э.Любецки, 2014.
39. «Отель «Грандт Будапешт» реж. У.Андерсон, опер. Р. Д.Йомен, 2014.
40. «Выживший» реж. А.Г. Иньярриту, опер. Э.Любецки, 2015.
41. «Бегущий по лезвию 2049» реж. Д.Вильнев, опер. Р.Дикинс, 2017.

1. Арнхейм Рудольф «Искусство и визуальное восприятие». - М.: Прогресс, 1974.
2. Головня А. «Мастерство кинооператора». – М.: «Искусство», 1995.
3. Гонт Леонард «Экспозиция в фотографии». – М.: мир, 1984.
4. Грегори Р. «Разумный глаз». - М.: Мир, 1972.
5. Грирсон Т. и Гудридж М. «Профессия кинооператор» - М.: Рипол классик, 2014.
6. Дыко Л. «Основы композиции в фотографии» - М.: 1989.
7. Железняков В. «Cinematographer. Человек с фабрики грез». – М.: «Пробел-2000», 2004.
8. Китаев В., Шляпинтох Л. «Электротехника с основами промышленной электроники». – М.: Высшая
9. школа, 1973.
10. Ногин П. «Фотографический объектив». – М.: Искусство, 1961.
11. Онипенко М. и Медведев А. «Операторское искусство». - М.: БРЭ, 2014.
12. Петерсон Б. «Как снимать шедевры любой камерой. Сила экспозиции». – Спб.: Питер, 2011.
13. Пондопуло Г. «Фотография и современность». - М.: Искусство, 1982.
14. Фомин А. и Панфилов Н. «Краткий справочник фотолюбителя». – М.: Искусство, 1985.
15. Хеджкоу Джон «Искусство цветной фотографии». – М.: Планета, 1988.

Музеи, 6+
1. Музеи Кремля: Грановитая палата, Оружейная палата, Алмазный фонд
2. Третьяковская галерея, Лаврушенский переулок
3. Третьяковская галерея, Крымский вал
4. Центральный дом художника, Крымский вал
5. Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
6. Русский музей
7. Эрмитаж

На творческий конкурс абитуриенты приносят выполненное домашнее задание - комплект фотографий, снятых на натуре:
- жанр (3 снимка)
- постановочный портрет при естественном освещении (2 снимка)
- городской пейзаж (3 снимка)
- тематический репортаж (5-6 снимков)

Темы репортажа
- Лето – это маленькая жизнь
- Приезжие в Москве
- Одиночество в большом городе
- Городской музей
- Мои любимые места

Примерные вопросы
- Разбор комплекта фотографий, представленных на творческий конкурс. Абитуриент должен уметь объяснить свой замысел и технические особенности съёмки.
- История фотографии: основные этапы истории развития фотографии, включая цифровую фотографию, даты наиболее важных событий, имена авторов открытий и изобретений в области фотографии.
- Практическая фотография: основные жанры фотографии (постановочный портрет, документальный портрет, репортаж, натюрморт, пейзаж и т.д.). Абитуриент должен знать особенности этих видов съёмки, уметь объяснить творческую задачу при выполнении того или иного вида съёмки, описать технику и приёмы, которые следует использовать для выполнения этих видов съёмки.
- Фотографическая техника - плёночная и цифровая: основные узлы фотографических и цифровых съемочных аппаратов и их назначение.
- Фотографическая оптика: типы объективов, использующихся в фотографии и их основные характеристики; области применения различных объективов; графическое построение изображения линзами и объективами; оптические насадки и светофильтры, практическое применение в фотографии.
- Основы цифровых технологий получения и обработки изображений: физические принципы получения цифровых изображений; матрицы, использующиеся в современных цифровых фотоаппаратах; основные файловые структуры, в которых производится запись цифровых фотоизображений и различие между ними; устройства, использующиеся для записи цифровых фотоизображений.
- Основы электротехники: основные законы электротехники (в пределах школьной программы) и их применение в фотографической практике.
- Основы светотехники: физическая природа света (в пределах школьной программы); основные физические характеристики света и их значение для практической фотографии; единицы измерения света и их значение; типы естественных и искусственных источников света, использующихся в фотографии и их характеристики; типы осветительных приборов, использующихся в фотографии, их назначение и характеристики.
- Основы геометрической оптики: законы преломления и отражения света, ход луча света в линзе, отражение света от зеркальных поверхностей.
- Экспонометрия: значение экспонометрического контроля для получения качественного фотографического изображения на плёнке и в цифровой технологии. Основные методы экспонометрического контроля. Техника для осуществления экспонометрического контроля и принцип её работы.

Подробная программа вступительных испытаний находится в разделе Поступление/ Высшее образование https://gitr.ru/abitur/

Абитуриенты, имеющие результаты ЕГЭ по русскому языку, этот экзамен не сдают.
Абитуриенты, поступающие на базе профессионального образования без ЕГЭ, пишут сочинение, в котором оценивается грамотность.

Требования к сочинению
- соблюдение орфографических норм
- соблюдение пунктуационных норм
- соблюдение грамматических норм
- соблюдение речевых норм
- точность и выразительность речи

Абитуриенты, имеющие результаты ЕГЭ по литературе, этот экзамен не сдают.
Абитуриенты, поступающие на базе профессионального образования без ЕГЭ, пишут сочинение, в котором оценивается содержание.

Требования к сочинению
- соответствие текста теме
- структурированность текста, композиция
- наличие авторской идеи в тексте
- постановка проблемы и вывод
- логическая организация текста
- аргументация, подтверждающая основную идею текста
- привлечение литературного материала
- оригинальность сочинения

Высокие технологии занимают все более прочное место в нашей жизни. Они уже давно используются на производстве. Так, на предприятиях применяют станки, работающие в соответствии с загруженной в них программой. Их называют станками с числовым программным управлением (сокращенно – ЧПУ). Обучение «оператор станка с ЧПУ» можно пройти в колледже или техникуме, а также на специальных курсах.

Обучение «Оператор станков с ЧПУ»

Кто такой оператор станков с ЧПУ: что нужно знать о профессии?

Первое оборудование с ЧПУ появилось в США в 1950-х годах. Вскоре аналогичные разработки были созданы и в СССР. Сегодня они широко применяются на практике.

Станки с ЧПУ применяются в самых различных сферах. Однако чаще всего их используют, когда нужно совершить много однообразных, точных действий, которые быстро утомят живого человека (изготовление мелких деталей, резьба по дереву).

Задачи и обязанности

Обычно в должностном регламенте оператора ЧПУ содержатся следующие обязанности и задачи:

  • принимать задание от мастера или другого старшего по должности;
  • проверять техническое состояние оборудования, в случае неисправности вызывать наладчика;
  • включать устройство и проводить его подготовку к работе;
  • вводить программу в прибор;
  • помещать в станок расходные материалы;
  • принимать готовую продукцию от машины;
  • следить за надлежащим качеством готовых изделий.

Работа и зарплата

В среднем в столице России заработная плата работника, обслуживающего оборудование с ЧПУ, составляет от 30 000 до 60 000 рублей. Примерно такая же она и в Санкт-Петербурге. А вот в других регионах размер дохода оператора ЧПУ значительно ниже: он равен 25 000 – 40 000 рублей.

Карьерный рост оператора ЧПУ существенно ограничен. Пожалуй, самая высокая должность, которую он может занять – это мастер или старший на производстве. Однако возможно повышение заработка. Для этого оператор должен пройти курсы повышения квалификации и научиться делать сам:

  • проектирование моделей;
  • программы для станка;
  • наладку станка.

После этого его доход может вырасти в полтора-два раза.

Также следует сказать, что рабочим на производстве (в том числе операторам ЧПУ) присваивают разряды. Повысить их можно, сдав специальный экзамен. Чем выше разряд, тем больше заработная плата.

Найти вакансию по этой специальности не так трудно: специалисты по работе с ЧПУ нужны всегда и везде, так как станки ЧПУ используются на многих предприятиях. Есть работа и в провинции.

Плюсы и минусы профессии

К плюсам профессии можно отнести:

  • востребованность;
  • простота получения (достаточно окончить колледж или курсы);
  • небольшая нагрузка при работе (по сравнению с обычным станком);
  • возможность увеличить доход путем повышения уровня квалификации;
  • перспектива открыть собственное дело, приобретя соответствующее оборудование.

Однако у специальности есть и минусы. Вот они:

  • средний размер заработка;
  • низкие перспективы карьерного роста;
  • нередкие ночные смены;
  • частые переработки (иногда один оператор обслуживает сразу несколько станков).

Как стать оператором станков с ЧПУ?

Какие навыки нужны?

Оператору станка с ЧПУ понадобятся следующие навыки, личные качества и знания.

  • Внимательность. Она нужна как при подготовке оборудования к работе, так и при контроле за его функционированием. Любое упущение может привести к порче станка или изделий.
  • Минимальное знание принципов 3D моделирования и умение работать с моделями. Ведь именно на их основе станок изготавливает продукцию.
  • Умение читать чертежи и схемы, по которым работает устройство. Оператор должен представлять, что получится в результате.
  • Знание правил обращения с электрооборудованием и техники безопасности. Все станки работают от электричества и имеют части, способные нанести травму. Чтобы избежать вреда здоровью, оператор должен хорошо знать технику безопасности при работе с ними.
  • Готовность учиться. Технологии совершенствуются год от года. Меняются и станки ЧПУ. Поэтому их оператор всегда должен быть готов освоить работу на новом оборудовании.

Какое образование необходимо, и куда можно поступать?

Для того, чтобы работать на устройстве с числовым программным управлением, понадобится получить среднее профессиональное или среднее техническое образование. Сделать это можно в колледже или техникуме.

Какие предметы нужно сдавать?

Для поступления в среднее образовательное учреждение нужно сдать экзамены по следующим предметам:

  • русский язык;
  • математика.

Сдавать другие дисциплины, как правило, не требуется.

Перед обучением на курсах вступительные испытания вовсе не проводят. Достаточно заключить контракт с учебным центром и оплатить обучение.

Сложно ли учиться?

Обучение работе на оборудовании с ЧПУ не вызывает проблем. Об этом говорит то, что в ряде случаев на должность оператора берут людей, у которых нет за плечами ни колледжа, ни оконченных курсов. Навыки обслуживания станка они получают уже в ходе работы. Для этого их закрепляют как учеников за опытным сотрудником, который и передает им знания.

Сколько надо учиться после 9 и 11 класса?

В средних образовательных учреждениях обучение после девятого класса займет 3 года и десять месяцев, а после одиннадцатого – 2 года и десять месяцев. Срок подготовки на курсах гораздо ниже и может составлять всего несколько недель.

Возможно ли дистанционное обучение?

Существует множество онлайн-курсов, позволяющих научиться работать на станке ЧПУ дистанционно. Их главный минус – невозможность дать практические навыки. Однако эта проблема решаема. Так, несложно найти вакансии с обучением. Они есть почти на любом предприятии.

Куда пойти учиться?

ВУЗы и академии

В высших учебных заведениях не готовят операторов станков с ЧПУ.

Колледжи и техникумы

Вот 5 наиболее востребованных средних учебных заведений Москвы, где можно получить профессию оператора станка ЧПУ.

  • Политехнический колледж № 19. Бюджетная организация. Стоимость обучения – 52 000 рублей в год, а его продолжительность – 2 года и десять месяцев после одиннадцатого класса.
  • Московский технологический колледж. Это тоже государственное образовательное учреждение. Образование в нем обойдется в 48 000 рублей в год. Срок обучения составляет 2 года и десять месяцев при поступлении после одиннадцатого класса.
  • Политехнический техникум № 47 имени В. Федорова. Государственная организация. Стоимость образовательной программы – 120 000 рублей в год, а ее продолжительность – 2 года и десять месяцев при поступлении после одиннадцатого класса.
  • Колледж при Правительстве Москвы. Муниципальная образовательная организация. Цена обучения – 50 000 рублей в год. Срок обучения – 2 года и десять месяцев при поступлении после одиннадцатого класса.
  • Политехнический колледж № 39. Стоимость обучения – 68 000 рублей в год, срок – 2 года и десять месяцев при поступлении после одиннадцатого класса.

А это – техникумы и колледжи Санкт-Петербурга.

Курсы и тренинги

Вот какие столичные курсы можно окончить, чтобы научиться работать на станках с ЧПУ.

  • «Учебный центр «Специалист». Коммерческая организация, которая готовит специалистов рабочих профессий. Стоимость – 5 000 рублей. Длительность программы – три месяца. Центр проводит обучение с трудоустройством.
  • Центр «Гармония». Негосударственная организация профессиональной переподготовки. Обучение обойдется в 6 000 рублей и займет два месяца.
  • «УТЦ «Профессионал». Частная организация. Стоимость обучения в ней равна 9 000 рублей, а его срок – трем месяцам.
  • Городской центр дополнительного профессионального образования. Стоимость курсов – 7 500 рублей, а их продолжительность – от 40 часов.
  • Учебный центр «Лидер». Стоимость обучения – 10 000 рублей, а его срок – 40 часов.

Есть подобные курсы и в Санкт-Петербурге.

  • «Учебно-курсовой комбинат». Государственное учреждение, которое занимается повышением квалификации. Стоимость образовательного курса – 3 800 рублей, а его длительность – один месяц.
  • «Центр профессиональной подготовки кадров». Некоммерческая организация. Цена обучения составляет 8 000 рублей, а его срок – два с половиной месяца.
  • Образовательный центр «Статус». Цена – 11 000 рублей, срок – 48 часов.
  • «Престиж». цена обучения – 14 000 рублей, а его время обучения – 32 часа.
  • «Учебный комбинат». Автономная некоммерческая образовательная организация. Стоимость подготовки оператора ЧПУ – 9 000 рублей. Обучение занимает полтора месяца.

Оператор станка ЧПУ – востребованная профессия. Ее обладатель вряд ли останется без работы. Обучиться этой специальности совсем не сложно. Высшее образование для нее не требуется. Нужно окончить колледж или техникум. А в ряде случаев достаточно специальных курсов. Оператор ЧПУ должен быть ответственным и внимательным, постоянно получать новые знания. Один из главных минусов профессии – низкая перспектива карьерного роста.

Колледж университета Синергия

Профессия оператора связи очень уважаема, поскольку еще с древних времен люди обменивались какими-либо известиями, а осуществить прием таких новостей и обеспечить их доставку был призван специальный человек.

Сначала «операторы» били в барабаны или зажигали костры, дым которых извещал соседей о каких-либо событиях. Потом вестники начали заучивать тексты и доставлять их непосредственно адресату. Нынче услуги связи вышли далеко за пределы почтовых отделений, но до сих пор оператор связи – одна из наиболее востребованных специальностей, ведь он не только занят приемом-передачей сообщений, но выполняет и массу других полезных дел.

Каковы обязанности почтового оператора

Некоторых школьников привлекает профессия почтового служащего, а потому они со школьной парты знают, кем работать. Операторы связи – вот та должность, спрос на которую не падает даже с развитием технологий и будет востребована еще много лет. По крайне мере до тех пор, пока не изобретут телепортацию для передачи посылок и бандеролей на расстояние.

Работа оператора довольно разнообразна и увлекательна. Этот специалист в процессе профдеятельности должен:

  • предоставлять услуги классической почты;
  • пересылать электронную почту;
  • обрабатывать финансовые переводы;
  • распространять газеты и журналы в организации и частные владения и многое другое.

Но в «развернутом» виде обязанности обладателя специальности оператора связи следующие:

  1. Предоставление услуг любого вида связи;
  2. Получение и сортировка конвертов, бандеролей и разновесных посылок;
  3. Работа за ПК;
  4. Оформление-возврат неполученных корреспонденций;
  5. Учет, складирование, систематизация и группирование документов в архивах служб связи;
  6. Прием-передача, обработка и выдача ценных писем и посылок;
  7. Первичная обработка документов, их учет и составление архива;
  8. Обслуживание устройства по сортировке писем согласно почтовому индексу.

Где получить образование

Сегодня достаточно много различных учебных заведений, в которых можно получить знания, позволяющие в дальнейшем стать хорошим оператором связи. Колледжи – это главные "поставщики" профессионалов подобного профиля.

Учебные заведения, в которых можно учиться профессии оператора связи:

  • Московский колледж автоматизации и радиоэлектроники;
  • Учебно-методическим центром ВОГ;
  • Головной учебно-исследовательский и методический центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по слуху) при МГТУ имени Н.Э. Баумана;
  • Самарский техникум сервиса производственного оборудования.

Чему обучают в колледжах

Окончание обучения символизирует не только присвоение определенной квалификации и запись в трудовой книжке – 210801.01 Оператор связи, это еще и обилие знаний, облегчающих работу служащего почтового узла.

Специальность СПО оператора связи обязывает понимать:

  • деление страны на административно-территориальные единицы;
  • как организована структура органов почтовой связи;
  • существующие тарифы на виды услуг;
  • как принимать подписку с возможной переадресацией изданий;
  • каков порядок составления отчетных бумаг.

Естественное, что современному оператору связи не обойтись без умения:

  • работать на компьютеризированных средствах;
  • оперативно выполнять элементарные математические действия;
  • уметь работать со справочной литературой.

Неважно, на какой базе – 9 или 11 классов будет строиться карьера почтового оператора. В любом случае молодых людей научат:

  • получать, затем сортировать, вручать, да еще и контролировать отправление корреспонденций с оговоренным оформлением;
  • четко выполнять рекомендации по контролю всех отправлений – уведомления о состоявшемся вручении и наложенных платежах.
  • контролировать процесс прохождения внутренних и межгосударственных отправлений;
  • следить за интерактивными почтовыми сообщениями;
  • обслуживать контрольно-кассовые аппараты при оформлении операций с почтовыми и переводными документами;
  • осуществлять механико-автоматизированную обработку всевозможных отправлений;
  • хранить, учитывать и рассылать марки, финансовые средства;
  • обслуживать подписчиков – оформлять подписку, переадресовывать газеты.

Поскольку почтовая сеть в стране достаточно хорошо развита, а населенные пункты продолжают развиваться – строятся новые кварталы, открываются фирмы, создаются компании и предприятия, а нужда в квалифицированных сотрудниках почтовых отделений и узлов связи растет.

Современный оператор ЭВМ – это универсальный офисный сотрудник версии 2.0, продвинутый пользователь компьютера, обладающий навыками работы с разными операционными системами, программным обеспечением, оргтехникой, разбирающийся в документоведении, бухгалтерии и азах кадрового менеджмента. Зачем сразу столько умений? Чтобы справляться со всеми профессиональными обязанностями, предусмотренными по должности.

История профессии

Профессия оператор ЭВМ появилась в середине XX века, когда были изобретены первые устройства, способные в секунду выполнять большое количество операций по обработке информации. Прототипы таких аппаратов использовались в Германии и США с 1939 года, но первый гражданский компьютер ЭНИАК был создан американцами в 1946 году. В Советском Союзе «сверхвычислитель» МЭСМ представили в 1950 году.

Операторы ЭВМ в то время должны были обладать глубокими познаниями в радиоэлектронике, физике и математике, чтобы обслуживать габаритные устройства, занимавшие целые комнаты. С усовершенствованием персональных компьютеров термин «электронно-вычислительная машина» был почти полностью вытеснен из обихода и используется только в некоторых юридических документах.

Описание профессии

В общероссийском классификаторе профессии «оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» присвоен код 16199. Она относится ко 2–4(5) ступени квалификации рабочих специальностей. Если нанимателю нужен сотрудник 2–3 разряда, то он может не предъявлять требований к наличию стажа, а образования достаточно среднего при условии хорошего владения компьютером.

Кстати, профессия называется «оператор ЭВ и ВМ» из-за того, что понятие «вычислительная машина» довольно широкое. Устройство, производящее вычисления, может быть не только цифровым, но и аналоговым или комбинированным, поэтому в нормативной базе используется именно такая формулировка, хотя на практике должность уже давно носит название «оператор ПК».

На каких специальностях лучше учиться

Обучение ведется в средних профессиональных учебных заведениях по нескольким специальностям укрупненной группы «информатика и вычислительная техника»:

  • мастер по обработке цифровой информации;
  • автоматизированные системы обработки информации и управления;
  • вычислительные машины, комплексы, системы и сети;
  • информационные системы.

Некоторые колледжи занимаются подготовкой секретарей для руководителей организаций и в учебный курс включают раздел «Оператор электронно-вычислительных машин».

Экзамены для поступления в колледж сдавать не нужно: зачисление проходит по конкурсу аттестатов.

Лучшие ссузы и курсы для обучения

Учреждения среднего профессионального образования, в которых можно получить специальность «оператор ЭВМ», есть почти в каждом городе страны, в последнее десятилетие многие из них стали структурными подразделениями университетов или заключили партнерские соглашения с вузами. Благодаря такому подходу выпускники после получения диплома СПО на льготных условиях могут поступать в высшие учебные заведения для дальнейшего обучения.

Специалистов с квалификацией «оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» выпускают несколько десятков ссузов, например:

  • Технологический колледж № 21 (г. Москва) расположен в Восточном административном округе столицы. При учреждении действует центр содействия трудоустройству выпускников.
  • Техникум радиоэлектроники и информационных технологий им. А. В. Воскресенского (г. Ижевск) выпускает операторов ЭВМ, специалистов направления «компьютерные системы и комплексы». По этим же профилям организовываются электронные дистанционные курсы.
  • Прибалтийский судостроительный техникум (г. Калининград) готовит кадры для предприятий и организаций области. Ссуз заключил партнерские соглашения с рядом предприятий региона, которые высоко ценят уровень преподавания в учебном заведении и охотно берут на работу его выпускников.
  • Уфимский многопрофильный профессиональный колледж на коммерческой и бюджетной основе очно готовит квалифицированных специалистов для работы на ПК. Также здесь можно получить диплом по прикладной информатике или обеспечению безопасности автоматизированных систем.
  • Колледж Метростроя (г. Санкт-Петербург) выпускает специалистов по направлению «оператор ЭВ и ВМ», которые могут работать с информацией, знают мультимедиа, компьютерные сети и графику.

Многие осваивают необходимые навыки работы с вычислительными машинами, не поступая в ссуз, а оканчивая курсы оператора ЭВМ. В России есть множество учебных центров, где можно получить требующиеся для трудоустройства знания:

  • Академия АйТи открыла филиалы почти в двух десятках российских городов. На курсах для пользователей ПК все желающие могут освоить самые распространенные программы, такие как Microsoft Word, Excel, PowerPoint, Access за 4–6 тысяч рублей. Партнеры обучения – крупные IT-компании, такие как Huawei, Cisco, Oracle и др.
  • УЦ «IT-курс» поможет получить навыки работы с рядом популярных приложений на уровне продвинутого пользователя, обучит быстрой печати, информационной безопасности и делопроизводству на ПК. Здесь же есть программы подготовки секретарей.
  • Международная компьютерная академия «ШАГ» работает с 1999 года и имеет 55 филиалов в 18 странах мира. Ее деятельность поддерживается Autodesk, Cisco и Microsoft. Здесь могут учиться дети и взрослые, выпускники получают официальный сертификат.

Обучение в хороших техникумах и колледжах, а также на курсах отличается от вузовского меньшим количеством теории и большим упором на практику. Многие, хорошо зарекомендовав себя на стажировках, остаются работать в фирмах-партнерах обучения.

Обязанности на работе

Оператор электронно-вычислительных машин на рабочем месте выполняет такие функции:

  • подготовка компьютера и другой оргтехники к работе;
  • обработка и расшифровка информации и ввод ее в ПК через разные каналы связи;
  • передача данных по локальным сетям или электронной почтой;
  • систематизация, форматирование, запись сведений на носители;
  • актуализация баз данных;
  • набор текста, оцифровывание, распечатка и тиражирование информации;
  • поиск нужных сведений в Интернете;
  • построение графиков и таблиц.

Специалист по работе с ЭВМ должен знать:

  • принцип действия персонального компьютера и технику безопасности при его использовании;
  • способы обработки и ввода информации, в том числе мультимедийной;
  • основы работы с самыми распространенными программами (Microsoft Office, OpenOffice, 1С, Outlook);
  • как создаются таблицы, диаграммы, слайд-шоу и презентации;
  • азы настройки ПК под внешние устройства (принтер, сканер, проектор, ксерокс);
  • технику поиска информации в Интернете;
  • алгоритмы размещения информации в базах данных и на веб-сайтах.

Конкретные обязанности указываются в должностной инструкции и зависят от места работы. Чаще всего операторы ЭВМ трудятся в таких сферах:

  • Медицина. В учреждениях здравоохранения требуется систематизировать амбулаторные сведения о пациентах, вести учет поступления медикаментов, готовить письма в различные государственные и лечебные заведения.
  • Бухгалтерия и банковский сектор. В крупных компаниях специально выделенный сотрудник занимается вводом и упорядочиванием финансовой информации, формированием списков и ведомостей.
  • Торговля. В магазинах и на складах нужны специалисты, которые ведут учет первичной документации, готовят ведомости, накладные, расходные ордера, вносят новую продукцию в базу данных и кодируют ее.
  • Средства массовой информации. Набор текстов для последующей верстки, подготовка рекламных вставок в теле- и радиопередачи.

Также оператор электронно-вычислительных машин может трудиться в государственных органах и сфере обслуживания. Секретарь руководителя муниципальных организаций и бизнес-структур сейчас просто обязан владеть компьютером хотя бы на среднем уровне. Многие работодатели, остро нуждающиеся в кадрах, обучают новичков на курсах за счет компании.

Кому подходит

Профессия оператора ЭВМ одинаково хорошо подходит женщинам и мужчинам любого возраста, главное – обладать определенным набором личных качеств, в который входят:

  • ответственность и высокий уровень исполнительности;
  • хорошая память и аналитические способности;
  • внимательность и скрупулезность;
  • грамотность;
  • готовность к длительной однообразной работе;
  • умение быстро переключаться с одной операции на другую;
  • способность хранить в тайне конфиденциальную информацию;
  • усидчивость;
  • общительность.

К плюсам профессии можно отнести высокие шансы легко трудоустроиться в различных сферах деятельности, реальность варианта удаленной работы и ее совмещения с учебой. На должность оператора ЭВМ вполне может претендовать человек с ограниченными возможностями здоровья.

Минусы – монотонность работы (даже в самых интересных сферах деятельности), негативное влияние излучения от монитора на зрение, проблемы с позвоночником и боли в шее от долгого нахождения в неподвижном положении.

Сколько получают

Оператор электронно-вычислительных машин в России в среднем зарабатывает от 15 до 25 тысяч рублей в месяц. При этом размер дохода зависит не только от квалификации сотрудника, но и от сферы деятельности и конкретной организации, в которой он занят. В Москве, Санкт-Петербурге и крупных городах платят больше, чем в провинции, где желающих найти работу обычно больше, чем вакансий.

Как построить карьеру

Многие, особенно молодые люди, рассматривают профессию оператора ЭВМ в качестве стартовой площадки к более квалифицированному труду. И действительно, обладая хорошими навыками работы с ПК, можно пройти дополнительные курсы и освоить профессии программиста, верстальщика, веб-разработчика. Чтобы занять руководящую должность, потребуется получить в вузе образование менеджера.

Перспективы профессии

Специалисты по работе с персональными компьютерами еще долго будут востребованы на рынке труда, но рассчитывать на высокий доход не приходится. Набирающий популярность вариант с удаленной занятостью хорош для молодых мам, студентов или начинающих сотрудников. В целом же, это рабочая специальность, поэтому для того чтобы была возможность прокормить семью, нужно дополнительно учиться, специализируясь на конкретном направлении и достигая в этой области профессиональных высот.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия оператор эвм подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Как утверждают бывалые опера, прийти в профессию можно с любым высшим образованием – лишь бы понравилось и человек задержался на своей работе. Учиться тонкостям общения с людьми, в том числе и криминальными элементами, придется в процессе работы. Поскольку должность оперуполномоченного сотрудника относится к офицерской, а офицерские должности подразумевают наличие высшего образования, обучение в колледже после 11 или 9 класса придется продолжить в университете, высшей школе милиции или академии МВД.

Для начала предлагаем ознакомиться с двумя сторонами профессии оперативника, узнать, в чем заключается работа сотрудников, а затем подробнее остановимся на том, куда можно поступать. Все положительные и отрицательные стороны профессии сформулированы исключительно со слов бывших или действующих оперов.

В чем заключается работа оперативника

Легкой данную профессию не назвал ни один из опрошенных сотрудников. Все говорят приблизительно одно и то же: если вы одиночка, любите анализировать и изучать факты, разгадывать ребусы, готовы постоянно находиться на работе, то она для вас. Вдобавок – постоянное общение с людьми, которые не очень или совсем не доверяют полиции. Здесь важно расположить человека к себе и вызвать доверие, а для этого нужно самому хотеть общаться с людьми.

Когда случается какое-либо преступление, первыми на место прибывают оперативники. Они руководят всеми сотрудниками:

  • криминалистами;
  • фотографами;
  • свидетелями.

Первый опрос свидетелей делает оперативник. После того, как все улики собраны, к делу подключается следователь.

Кроме того, оперативный сотрудник проводит скрытое наблюдение, применяя все методы, чтобы его не обнаружили. Если возникает необходимость догнать преступника, это тоже задача оперативника. После проведенных мероприятий сотрудник садится за заполнение отчетов о проделанной работе. По словам оперативников – это самый скучный момент работы, но и самый ответственный.

Плюсы и минусы профессии

Из преимуществ данной должности можно назвать:

  • стабильная зарплата, премии, компенсации – все, что касается финансов;
  • оплачиваемый отпуск и больничный, но этим сейчас никого из госслужащих не удивишь;
  • ребенок оперативника имеет право без очереди пойти в детский сад;
  • лечение бесплатное в ведомственных медицинских заведениях.

Сразу после окончания полицейского или юридического вуза у выпускников есть ощущение, что они приносят пользу обществу, передавая преступников в руки правосудия. Но с возрастом и стажем, как говорят опытные оперативники, азарт впадает в депрессию, так как уровень преступности держится на одном уровне.

Больше ценится опыт общения с криминальными элементами, так как он иногда полезен в жизненных ситуациях: быстрее понимаешь, быстрее реагируешь, или наоборот – не реагируешь.

Мужской коллектив, как правило, дружный. Они вместе отмечают все праздники, повышения по службе.

  1. Работа часто бывает связана с убийствами и, соответственно, с трупами. Не все могут адекватно воспринимать ситуацию – большинство не задерживаются на этой работе и уходят в офис.
  2. Ненормированный рабочий день. У семейных мужчин часто возникают разногласия с женами и детьми. Преступления совершаются по большей части ночью, поэтому график работы может быть круглосуточный. У тех, у кого еще нет семьи, времени на личную жизнь не остается.
  3. Есть риск получить травму или огнестрельное ранение при контакте со злоумышленниками.
  4. Поскольку существуют требования к раскрываемости преступлений, руководство в жесткой форме требует соблюдать статистику, что сказывается на психологическом состоянии работников.
  5. Круг людей, с которыми по роду деятельности приходится иметь дело, чаще всего неблагополучный.

Как видно, минусов и плюсов приблизительно поровну. Поэтому для этой работы, как говорят сами опера, нужно родиться. На эти должности часто принимают студентов юридических вузов или заочных колледжей. Опыт работы получают студенты вечерних отделений.

Повышение по службе, которого так ждут оперативные работники, бывает редко. Выпускники полицейских учебных заведений приходят на работу в звании лейтенанта и первого повышения ждут 3 -5 лет.

Куда поступать, чтобы работать оперативником

Чтобы работать оперативником, можно закончить любой юридический колледж – заочное обучение после 9 класса тоже подходит. Больше шансов у тех кандидатов, кто после программы обучения в колледже учился или учится в профильном вузе.

Многие из уже опытных сотрудников оперативной службы идеальным называют дистанционное обучение . Потому что без отрыва от работы.

В академиях или университетах на специальности «Правоведение» преподают основы криминалистики, суть розыскной работы. Если у выпускника в дипломе написано, что у него специализация следователь, то он может идти работать в уголовный розыск – следователем или оперативником.

По отзывам сотрудников – самый толковый следователь получается из того работника, который некоторое время работал оперативником и знает работу изнутри.

В Москве есть, как минимум, 5 учебных заведений, куда можно поступать после 9 и 11 классов. Для этого необходимо сдать тест на физическую подготовку и пройти медицинскую комиссию при учебном заведении.

Пока абитуриент это все сдает, его биографию проверяют на предмет наличия административных или других правонарушений в прошлом. Проверяется также семья и близкие родственники поступающего.

После обучения по программам колледжей есть возможность получить высшее образование в одном из юридических вузов. Но будет хорошо, если перед поступлением или во время учебы на первом-втором курсах студент поработает в органах полиции и определится с будущей специализацией. Вероятность, что ему не понравится уголовный розыск и все, что с этим связано – очень велика. Возможно, человек заинтересуется другим видом работы. Например – экономическими преступлениями или противоправными действиями, совершенными с помощью Интернета. Тогда будет время подтянуть предметы, нужные для работы в этих структурах.

Требования к абитуриентам

Чтобы работать оперативником, необходима хорошая физическая подготовка. Это первое, на что обращают внимание при поступлении на обучение в колледж после 11 или 9 класса. Желательно, в целях собственной безопасности в будущем, владеть каким-либо видом единоборств. Оружие сотруднику выдадут на время дежурства, но пользоваться им придется в самых крайних случаях.

Поступать можно в школы полиции, обучение в которых длится от 6 месяцев до года. Этот вариант подходит людям, у которых уже есть высшее образование или если абитуриент закончил колледж заочно после 9 класса.

Читайте также: