Оправдано ли на ваш взгляд существование должности председателя правительства рф

Опубликовано: 04.07.2024

Вопросы экономического развития страны заботят многих ее граждан. Во время кризиса положение простых людей ухудшается, что заставляет их взглянуть на политический Олимп и поинтересоваться, кто в ответе за такое положение дел. И тут начинается путаница. Одни указывают на президента, другие утверждают, что правительство занимается экономикой. Кто из них прав? Чтобы разобраться, давайте рассмотрим, кто назначает Председателя Правительства РФ. В любом случае именно это должностное лицо принимает решения, влияющие на нашу жизнь.

кто назначает председателя правительства рф

Изучаем документальную базу

Когда речь заходит о распределении полномочий между первыми лицами государства, опираться следует на основной закон. Это справедливо для всех демократий, Россия не является исключением. О том, кто назначает Председателя Правительства РФ, детально написано в 111 статье Конституции. Этот раздел основного закона состоит из четырех пунктов, которые мы детально изучим, пользуясь подсказками опытных юристов. Торопыгам сразу скажем, что Председателя Правительства РФ назначает Президент РФ с согласия Государственной Думы. Это практически полная цитата из указанной статьи Конституции. Она содержит «пошаговую инструкцию» действий государственных институтов, задействованных в изучаемом процессе. Дело в том, что только с первого взгляда рассказать о том, кто назначает Председателя Правительства РФ, просто. На самом деле в этом вопросе множество нюансов, которые необходимо разъяснить, чтобы добраться до сути. Глава правительства в демократическом государстве имеет ряд полномочий, исполнение которых зависит от достижения консенсуса в обществе. Но это вопрос не для сегодняшнего рассмотрения, мы изучаем законодательство.

председатель правительства рф назначается на должность

Кто назначает Председателя Правительства РФ

В вопросе выбора премьер-министра инициатива принадлежит президенту. В Конституции прописан срок, когда первое лицо страны обязано озвучить свое предложение. На раздумья президенту РФ дается ровно две недели. В течение этого времени он обязан внести свою кандидатуру в Государственную Думу. Бывает два случая, когда меняется глава правительства. Они таковы:

  1. Вступление в должность нового президента РФ.
  2. Отставка старого премьера.

В первом случае двухнедельный срок отсчитывается со дня инаугурации. Хотя на практике любой человек, борющийся за право возглавить Россию, имеет уже кандидатов на основные должности. Во втором случае две недели на размышление отсчитываются с дня отставки старого главы исполнительной власти.

председатель правительства российской федерации

Обязанности Госдумы

Пойдем по порядку процедуры, чтобы не пропустить ни одного нюанса. Когда президент внес свое предложение, Госдума, руководствуясь ст. 137 своего Регламента, обязана организовать слушания. Кандидату предложат предоставить на рассмотрение парламента свою программу. То есть наши избранники заслушают этого человека, оценят его мнение по поводу перспектив развития государства, вопросы станут задавать и тому подобное. На этот «допрос» Госдуме отводится неделя. Решение депутаты примут только после того, как им станут ясны взгляды кандидата на один из высших постов. У Госдумы только два варианта: согласиться с мнением президента РФ или отказать. В первом случае, кандидат назначается указом главы страны, во втором вступает в силу следующий пункт ст. 111 Конституции. Он растолковывает, как президенту действовать дальше. Ему дается неделя для предложения следующей кандидатуры. Ее опять заслушивают и опрашивают и тому подобное, вплоть до принятия решения. Всего президент РФ может предложить на согласование Госдуме троих кандидатов.

Об ответственности депутатов

Народные избранники, конечно, имеют довольно широкие полномочия, в том числе и по изучаемому вопросу. Согласовывая кандидатуру главы исполнительной власти, они делят ответственность перед народом за его работу с президентом РФ. Однако сомневаться слишком долго для них рискованно. Дело в том, что троекратное отклонение предложений президента РФ заканчивается роспуском Государственной Думы. Согласно п. 4 указанной статьи основного закона, глава государства обязан объявить о назначении новых выборов, если депутаты так и не смогли решить вопрос о председателе правительства. То есть у депутатов задача не из простых, им необходимо и о стране думать, и о собственной судьбе не забывать.

назначение председателя правительства рф

Как было раньше?

На самом деле, процесс, которым Председатель Правительства РФ назначается на должность ныне, всегда был приблизительно таким же, однако, есть нюансы. Так, до принятия последней редакции Конституции, если парламент отказывался согласовать главу исполнительной власти, то первое лицо государства назначало единолично исполняющего обязанности. Повторно он мог инициировать назначение Председателя Правительства РФ (тогда оно называлось Советом Министров) через три месяца. Тонкость здесь заключалась в двух моментах. Во-первых, исполнительная власть работала, независимо от наличия консенсуса между властными институтами. Во-вторых, отсутствовало положение об обязательном роспуске представительского органа. Считалось, что оба указанных нюанса недемократичны, так как могут дать лишние полномочия главе страны. Это учли создатели новой редакции Конституции, когда прописывали процедуру, по которой Председатель Правительства РФ назначается на должность.

Тонкости голосования

В Государственной Думе вопрос решается простым большинством. Председатель Правительства Российской Федерации согласовывается в том случае, если за него отдали свои голоса более 50% депутатов. Процедура оформляется соответствующим документом, который передается президенту РФ. Кстати, голосование тайное. То есть мнение каждого депутата не оглашается обществу, не отражается в статистике.

назначение председателя правительства рф осуществляет президент

Нововведения

председателя правительства рф назначает президент рф с согласия

Полномочия Председателя Правительства Российской Федерации

Людям, никогда не сталкивавшимся с деятельностью госорганов, покажется, что описанные выше тонкости не имеют серьезного значения. Однако, это не так. Глава исполнительной власти РФ – фигура политическая. Этот человек влияет на развитие всей страны, от его решений зависит положение населения, рост или падение экономики и другие важные моменты. Кроме того, традиционно на главу исполнительной власти валят все шишки народ. Д.А. Медведев, председатель Правительства Российской Федерации, конечно, мелкими проблемами не занимается. Для этого есть местные чиновники. Премьер-министр организует работу государственных органов. Это его основная задача. Он осуществляет общее руководство всеми структурами исполнительной власти, созданными для развития страны, за исключением специализированных. Перечень его обязанностей не выглядит внушительно, если смотреть официальную версию. Следует обратить внимание на пункт, говорящий о том, что на премьер-министра возлагается участие в определении и реализации государственной политики. Эта фраза описывает всю сложную работу тысяч людей по организации жизни страны. Согласно статистическим данным, в РФ живет более 146 млн человек. У каждого свои потребности. Одни требуют работы, другие социальных пособий, третьи - развития технологий, культуры, образования, здравоохранения и так далее. Всеми этими вопросами занимается правительство. А его председатель в ответе за каждого федерального государственного служащего и его деятельность. Премьер-министр отчитывается о работе перед президентом РФ и народными избранниками, ему направляют жалобы и просьбы люди. Он является центром огромного механизма исполнительной власти.

медведев председатель правительства российской федерации

Заключение

Назначение премьер-министра – это политический процесс. Лицо, занимающее эту должность, должно соответствовать высоким требованиям, предъявляемым временем. Обстановка на планете стремительно меняется, и это необходимо учитывать, чтобы развивать страну. Кроме того, кандидатура должна устраивать всех участников политического процесса, именно для этого процедура назначения была так строго прописана в Конституции. Все ее этапы направлены на выработку консенсусного решения, устраивающего общество.

В своей статье «Как должна быть устроена политическая система в России?» профессор Голосов осторожно пытается натянуть на нашу реальность привычную западную классификацию политических систем, определяя нынешнюю систему как полупрезидентскую. Однако он упускает из виду, что эта классификация абсолютно бесполезна в нашей всё-еще-советской политической реальности, то есть в имитационном обществе, заполненном симулякрами.

Здешняя политическая практика по форме имитирует полупрезидентскую республику, которая может показаться менее авторитарным вариантом, чем республика президентская. Отличительная черта полупрезидентской республики – сосуществование должностей президента как имеющего реальную власть главы государства и премьер-министра как главы исполнительной власти. Но в наших условиях это лишь фикция, маскировка: в действительности у нас суперпрезидентство, доходящее до степени абсолютизма. Реальный объем власти в руках президента превосходит объем власти последних русских самодержцев: те хотя бы не имели власти судебной – как де-юре, так и де-факто – а вот как нынешние суды не зависят от Кремля, мы прекрасно знаем. Дьявольская ирония: даже проверка независимости судей «поручается» президентом Верховному суду, а председатель ВС назначается в поручении «ответственным» за его выполнение…

Суть указанной маскировки заключается именно в существовании должности премьер-министра, который формально несет ответственность как перед президентом, так и перед парламентом. Но поскольку никакого парламента у нас в действительности нет, а есть только всецело управляемая его имитация, то начальник у премьера лишь один – президент. При этом премьер играет роль громоотвода, принимая на себя ответственность за возможные неудачи и всякие непопулярные меры, а значительной частью якобы «своего» правительства («силовики»+МИД) по существу никак не руководит – это исключительная прерогатива «первого лица», вождя, хозяина.

В обличье этой якобы «полупрезидентской» системы продолжает выживать до боли знакомая советская конструкция — дуализм генерального секретаря (подлинного верховного начальника всего и вся) и председателя совета министров (главного завхоза, занимающегося только экономикой). Да и сама по себе гибридная «полупрезидентская» система является аномалией, возникшей с нелегкой руки генерала де Голля. По его расчетам, она была призвана замаскировать фактическую монархию: ведь генерал был убежденный монархист, а потому решил устроить власть наподобие любезных его сердцу дуалистических монархий XIX и начала XX веков.

Откуда вообще возникло такое явление, как премьер при реально властвующем главе государства? Ранее, в абсолютных монархиях, особой потребности в премьере не ощущалось: монархи сами руководили министрами. Должность «первого министра» если и возникала, то лишь для того, чтобы снять с правителя груз повседневной координации деятельности министров и избавить его от необходимости непременно председательствовать на их совместных совещаниях. Однако в дуалистической монархии, то есть с появлением парламентов, участвующих в законодательстве, ситуация изменилась. Кто-то должен был представлять правительство при рассмотрении в парламенте законодательных вопросов, касающихся не отдельного ведомства, а всего государства в целом, выслушивать нарекания депутатов и т.п. Понятно, что помазанникам Божиим это было не с руки, почему и понадобилась должность премьера. Скажем, Николай II лишь однажды удостоил Думу своим посещением, а критику депутатов, подчас довольно хамскую, приходилось выслушивать Столыпину и его преемникам. Кроме того, монархическая доктрина предполагала, что монарх есть особа священная, неприкосновенная и потому де-юре безответственная; следовательно, за неправильные действия правительства должен был отвечать кто-то другой, «простой смертный». Им и явился первый министр (в Германской империи именовавшийся канцлером). Но ответственность предполагает и права, поэтому премьер не мог быть пустым местом, только громоотводом: разграничение полномочий между ним и монархом регулировалось конституцией и, в немалой степени, конституционными конвенциями и прецедентами.

Французская Пятая республика, установленная де Голлем, изначально была попыткой возродить эту систему дуалистической монархии в условиях массового общества, при котором никакой настоящей монархии быть уже не могло (парламентские монархии суть скрытые республики). В итоге получилась квазимонархия, этакий демократический цезаризм, где президент парит над всеми ветвями власти, а премьер играет роль наследника престола (Жоржа Помпиду, кстати, и называли «дофином»). После де Голля этот режим эволюционировал в парламентарную сторону, однако дуализм «премьер-президент» пока что там сохраняется. Но в целом это очень специфический и даже аномальный случай.

Собственно, Франция есть единственное западное государство, где еще выживает такая модель. В остальных странах, способных послужить образцом, мы видим либо парламентаризм (реальную власть имеют премьер-министры, пользующиеся поддержкой парламента, а глава государства играет в основном церемониальную роль), либо президентскую республику, где президент избирается на всеобщих выборах, является первым лицом исполнительной власти, непосредственно возглавляет правительство и никакого премьера при нем не существует. В последнем случае разделение властей проведено наиболее строго и последовательно: это, прежде всего, США, а затем почти все страны Латинской Америки, перенявшие эту модель. Зато в Европейском Союзе доминирует модель парламентарная: «политиком номер один» является именно премьер-министр (что, в частности, хорошо демонстрирует список лиц, представляющих страны ЕС в Европейском Совете). А «двухголовая» система исполнительной власти есть удел отсталых постсоциалистических стран и явное отступление от принципа разделения властей. В сущности, это явление маргинальное.

До парламентаризма нам еще весьма далеко, условия для него пока не сложились, а потому нормальная президентская республика, упраздняющая должность премьера, была бы для нас несомненным шагом вперед — хотя бы потому, что она предполагает реальное, а не показное разделение властей. Президент перестает быть верховным начальником государства, напрямую возглавляет исполнительную власть и несет ответственность за действия правительства, не перекладывая ее на премьера и многочисленных вице-премьеров (между прочим, еще один советский рудимент – ведь нигде больше нет подобной кучи «зампредов»). Тот, у кого реально в руках вся исполнительная власть, должен нести и полноту ответственности, а не сваливать ее на других. Следует сугубо подчеркнуть: в конечном счете, цена «вопроса о премьере» – это не существование одной конкретной должности, пусть и высокой, а подлинное разделение властей, которое у нас до сих пор отсутствует. Как писал Николаю I статс-секретарь М.А.Балугъянский, «только у диких необразованных народов соединяет один начальник все власти». Этими словами первого ректора С.-Петербургского университета – alma mater нынешней политической элиты – мы и закончим.

Правоведы и политики давно подмечают, что Россия лидирует по числу проводимых реформ. Одной из таких реформ является процесс нахождения оптимального варианта системы государственных регионов.

Казалось бы, федеративная реформа должна была закончена с принятием Конституции РФ, однако, именно после этого началась активная фаза поиска такой оптимальной системы региональных органов.

В ныне действующей Конституции, в отличии от прежней, не содержится специальная глава о региональных органов власти. Поэтому, реформа, таких федеративных отношений осуществляется на основе Федерального закона «Об общих принципах организаций законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (далее – ФЗ «Об общих принципах…)[1]

Данный закон регламентирует три основных блока отношений: организации парламентских и исполнительных органов, а также порядок разграничений предметов ведения между Российской Федерации и её субъектами. Но мы обратим внимание лишь на проблему организации высших исполнительных органов субъектов

В соответствии с федеральным законом «об общих принципах организации…» и по практике в субъектах существует высший исполнительный орган. Как правило, данный орган признается коллегиальным органам и как любой коллегиальный орган он должен иметь единоличного руководителя. Здесь и начинается путаница.

Федеральный закон ввел понятие « Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)». Из этого определения и из смысла норм закона вытекает, что таким руководителем коллегиального органа является высшее должностное лицо субъекта, то есть глава субъекта[2].

Не где закон прямой не устанавливает другую руководящую должность в этом высшем исполнительном органе. Косвенные указания есть, но они не могут быть признанным доказательством легитимности наличие другого руководителей высшего исполнительного органа. Несмотря на это, некоторые регионы все-таки ввели должность Председателя Правительство наряду с высшим должностным лицом. Цель нашей работы показать не законность этих должностей.

Так в качестве аргумента за дополнительную руководящую должность в высшем исполнительном органе (Председателя Правительство субъекта РФ) может выступать следующая норма. В соответствии со статьей 19 п.9 закона «об общих принципах…» , президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Из смысла данной нормы вытекает, что таким лицом – и.о. главы субъекта, может быть тот самый председатель правительство субъекта РФ. Однако, согласитесь, вводить отдельную должность на случае мажора не следует.

Факт отсутствия должности председателя Правительство субъекта РФ подтверждается и в конкретизирующих данный закон актах. Под статьей 2.1 закона «об общих принципах…» перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации. Последний раз такой акт Президент издал 04.12.2009 в форме Указа.

Указ устанавливает следующие должности:

1. Первый заместитель, заместитель высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

2. Член высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Председатель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Первый заместитель, заместитель председателя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

7. Председатель конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.

8. Заместитель председателя конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.

9. Судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.

10. Председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

11. Заместитель председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

12. Секретарь избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

13. Член избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса.

14. Председатель, заместитель председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации.

15. Аудитор (член) контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации.

16. Уполномоченный по правам человека (ребенка, коренных малочисленных народов) в субъекте Российской Федерации.

17. Мировой судья[3].

Как видно и этот акт, во-первых, не устанавливает должность председателя Правительство субъекта, во-вторых, как и закон, передает функцию управления высшим исполнительным органам главе субъекта.

Можно подчеркнуть, что и закон «об общих принципах…» и указ Президента носит общий характер и субъекты могут вводить такие должности, как председатель Правительство. Однако, в этом случае, где резон в действии 77 статьи Конституции, которая гласит, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Поэтому введение этой должности может расцениваться как нарушение этих принципах.

Таким образом, на законодательном уровне было доказано, что должность Председателя Правительство субъекта не соответствует общим принципам организации власти в регионов.

Но данная тема имеет и достаточно большие научные основания. Начнем с того, что большинство правоведов, выступающие за введение в субъектах должности Председателя Правительство субъекта РФ. При этом они приведет два аргумента в свою пользу: 1, такие должности могут устанавливаются в обязательном порядке в республиках, а в других регионов по желанию, 2 субъекты РФ должны копировать федеральную систему власти.

Относительно первого аргумента можно сказать, что федеральный закон «об общих принципах…» не устанавливает каких либо отличий по виду субъектов в вопросе организации региональных органов государственной власти.

А относительно копирования федеральной схемы исполнительной власти на региональном уровне, очень хорошо высказался Т.А. Гришина: . Нельзя механически переносить, проецировать федеральные государственные органы на субъект Федерации. На федеральном уровне допустимо выделение высшего должностного лица как самостоятельного института в системе органов государственной власти, не входящего ни в законодательную, ни в исполнительную власть. Хотя это в какой-то степени отрицательно сказывается на реализации конституционного принципа разделения властей. Если на федеральном уровне выделению высшего должностного лица государства можно найти объяснение из-за большого объема полномочий в сфере представительства государства в международных отношениях, баланса между исполнительной и законодательной властью, делегированного законодательства и т.д., то на уровне же субъектов Федерации вышеназванный круг полномочий весьма ограничен[4].

Существует также мнение правоведов отрицающие наличие легитимность у должности Председателя Правительство регионов на основе незначительности его полномочий. Например, профессор Дзидзоев Р.М констатирует: «Если высшее должностное лицо субъекта РФ является руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта, то при такой конструкции совершенно излишне становится должность Председателя Правительства республики, во всяком случае, с самостоятельным статусом.» Между тем, в республиках в составе России эта должность функционирует весьма успешна, она не сливается с должностью главы республики. В Республике Северная Осетия-Алания должность Председателя Правительства и главы республики никогда не соединялись в одном лице, они всегда были разделены. Конституция Республики Северная Осетия-Алания формирует статус Председателя республиканского Правительства по аналогии со статусом федерального премьера, придавая ему значение государственного руководителя, второго лица республики. И эти законоположения никогда не опротестовывались органами федеральной власти. Ни прокуратура республики, ни суды никогда оспаривали правомерность подобной ситуации[5].

И действительно, если посмотреть законодательные положения конституции республик в составе России, то полномочия этого должностного лица не имеют столь важное государственное значение. Полномочие Председателя Правительство либо вообще не указываются в конституции республики (например, РСО-Алания) либо имеют чисто технический характер.

Например, Конституционный закон Республики Северной Осетии «о Правительстве РСО-Алания установил следующие обязанности Председателя Правительство Республики:

представляет Правительство Республики Северная Осетия-Алания в Российской Федерации;

ведет заседания Правительства Республики Северная Осетия-Алания, обладая правом решающего голоса;

подписывает акты Правительства Республики Северная Осетия-Алания;

представляет Главе Республики Северная Осетия-Алания предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания, министров, председателей государственных комитетов и других членов Правительства, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;

распределяет обязанности между членами Правительства Республики Северная Осетия-Алания;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные конституционными законами Республики Северная Осетия-Алания, законами Республики Северная Осетия-Алания, указами Главы Республики Северная Осетия-Алания и постановлениями Правительства Республики Северная Осетия-Алания [6]

Но мы настываем на том, что все эти полномочья имеют чисто технический характер. Например, Председатель правительство даже не имеет право созывать внеочередное заседания, не говоря уже и право контроля за деятельностью своего кабинета. А эти полномочья следовала бы зафиксировать в конституционном законе и ссылка в иным актами не помогают здесь.

Профессор Авакьян С.А классифицирует введения должности Председателя Правительство субъектов как игнорирования установок федерального закона об объединение должностей главы субъекта и главы правительство[7].

На основание и законодательных положений и научных разработок, мы попытались доказать конституционную не легитимность должности Председателя Правительство субъекта РФ. Мы считаем, что субъекты должны перевести систему своих исполнительных органов в соответствии с федеральным законодательством и ликвидировать должности Председателя Правительство субъекта РФ. Таким образам будет реализована 77-ая статья Конституции РФ и это будет элементом модернизации в региональном государственно-правовом аспекте.

Текст научной статьи на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ»

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

Конституционная самостоятельность Правительства РФ предопределяет самостоятельность Председателя Правительства, возглавляющего этот орган. Речь не идет об организационной самостоятельности, свойственной руководителю любого государственного органа, полномочного объединять и направлять работу коллектива, мы имеем в виду самостоятельность государственную, возникающую из наличия у Председателя Правительства собственного государственно-правового, конституционного статуса, позволяющего ему индивидуально взаимодействовать с иными субъектами конституционного права, формирующего фигуру второго лица государства, одного из руководителей государства.

Нашему тезису не противоречит коллективный характер Правительства, состоящего помимо Председателя из заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (ч. 2 ст. 110 Конституции), поскольку правительственные решения, на практике, принимаются преимущественно не путем голосования, а путем обсуждения, т.е. в редакции, предложенной председательствующим на заседании Правительства, которым, в отсутствии Президента РФ, оказывается Председатель Правительства.

Об этом недвусмысленно говорится в Регламенте Правительства. Согласно ст. 37 Регламента на заседаниях Правительства решения принимаются, как правило, общим согласием. На основании предложения члена Правительства по решению председательствующего может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Правительства.

Таким образом, даже при наличии предложения члена Правительства решение о проведении голосования принимает председательствующий, причем при равенстве голосов голос председательствующего на заседании является решающим.

Следует обратить внимание и на то, что ст. 28 ФКЗ «О Правительстве РФ» содержит перечень вопросов, решаемых исключительно на заседаниях Правительства РФ. Из этого можно сделать вывод, что иные вопросы решаются помимо заседаний Правительства, т.е. единолично Председателем Правительства. Данный вывод подтверждается Регламентом Правительства РФ, в соответствии с которым акты Правительства РФ по вопросам, подлежащим решению исключительно на заседаниях Правительства РФ, издаются только после их рассмотрения на заседании (п. 3 Регла-

мента). Вследствие этого иные акты Правительства РФ, т.е. не рассмотренные на заседании Правительства (а таковых большинство), представляют собой индивидуальные акты Председателя Правительства.

Председатель Правительства РФ, не являясь отдельно от Правительства в целом органом государственной власти, в то же время обладает собственным конституционно-правовым статусом, который складывается из его индивидуальных прав и обязанностей, отделимых от общей компетенции Правительства, а также из его ответственности перед Президентом РФ и Государственной Думой. Речь идет о тех полномочиях главы Правительства, которые он осуществляет лично, без принятия актов Правительства, т.е. независимо от Правительства в целом как органа государственной власти.

Так, Председатель Правительства РФ после своего назначения:

• представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112 Конституции РФ);

• предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (ч. 2 ст. 112), т.е. формулирует персональный состав Правительства;

• в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу (ст. 113 Конституции РФ);

• может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ);

• полномочен исполнять обязанности Президента РФ во всех случаях, когда Президент не в состоянии их выполнять (ч. 3 ст. 92 Конституции РФ).

Анализ условий доступа на должность главы российского Правительства свидетельствует об их недостаточности. Квалификационные требования, предъявляемые к главе Правительства, с учетом его должности должны превосходить аналогичные требования к иным членам Правительства.

С учетом возможности занятия президентской должности можно было бы предложить, чтобы Председатель Правительства РФ назначался на должность Президентом РФ (помимо иных требований) из числа граждан Российской Федерации не моложе 35 лет.

Председатель Правительства РФ, будучи вторым лицом государства, тем не менее, не обладает неприкосновенностью, что нельзя признать нормальным

с точки зрения значимости статуса и характера выполняемых функций, требующих свободы от административного и судебного произвола. Практика неприкосновенности членов Правительства существует во многих странах.

Иммунитет главы Правительства РФ оправдывается уже самой возможностью замещения им должности главы государства. Согласно Конституции он временно исполняет обязанности Президента России (ч. 3 ст. 92 Конституции), в число которых президентский иммунитет формально не входит. На практике это может вызвать ситуацию привлечения исполняющего

обязанности Президента России к уголовной и другой юридической ответственности, что может воспрепятствовать реализации им президентских полномочий.

С учетом сказанного, а также зарубежного опыта мы предлагаем предоставить Председателю Правительства РФ неприкосновенность, равную неприкосновенности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, с тем отличием, что вопрос о неприкосновенности Председателя Правительства РФ по представлению Генерального прокурора РФ должен решаться Президентом РФ, который назначает и освобождает главу федерального Правительства.

ßonfiocbt интеллектуальной собственности

СТАНОВЛЕНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА В РОССИИ

Для развития института авторского права в России характерно тяготение к романо-германской правовой семье с учетом своей национальной экономики и политической специфики.

До XVI в. о правовом институте авторского права на Руси вообще говорить не приходится. Это можно объяснить экономической, политической и культурной отсталостью нашего государства по сравнению с цивилизованными европейскими странами. Лишь в 1553 г. по приказу Иоанна III была создана первая русская типография под руководством И. Федорова и П. Мстиславцева, что во многом предопределило развитие типографского дела.

В России в то же время регулирование отношений, связанных с созданием и распространением литературных произведений, возникло отнюдь не в целях защиты интересов издателей и книготорговцев и тем более авторов.

Первый прогрессивный акт, содержащий специальные нормы в сфере авторского права, появился в России 22 апреля 1828 г. Это был Цензурный устав, имевший главу «О сочинителях и издателях книг». В 1830 г. появилось Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей. В 1845 г. — Правила о музыкальной собственности, а в 1846 г. — Положение о собственности художественной.

С 1887 г. все нормы авторского права были перенесены в Свод законов Российской империи в приложении к ст. 420, которая включала постановления о праве собственности наук и словесности, о праве

художественной собственности, о праве музыкальной собственности1.

20 марта 1911 г. был принят самостоятельный Закон об авторском праве Российской империи. «До издания этого закона авторское право конструировалось как право собственности особого рода»2.

Этот Закон распространил авторское право на географические, топологические, астрономические и иного рода карты, глобусы, атласы, рисунки по естествознанию, строительные и другие технические планы, рисунки, чертежи, драматические, музыкально-драматические, фотографические и подобные им произведения.

Следует отметить, что этот Закон был прогрессивный. Он лишь в некоторых отношениях не следовал международной практике, в частности, допускал свободный перевод зарубежных произведений, не ставил под охрану кинематографические произведения и т.д. Эти и другие особенности Закона не соответствовали некоторым принципам Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, к которой большинство интеллектуальной элиты России не считало нужным присоединиться: выгоды от членства в Бернском Союзе были не ясны, а потери для переводчиков и просветителей — понятны.

Несмотря на противоречивый путь становления и развития дореволюционного авторского права, тем не менее, все перечисленные вышеуказанные законодательные акты сыграли положительную роль в совершенствовании авторских правоотношений.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Для повышения юридической грамотности нужно знать, кто назначает председателя правительства, что это за человек, можно ли его снять с должности и какие функции он выполняет. По сути, это второй человек в государстве после президента, так как он руководит работой правительства. Все его полномочия закреплены положениями Конституции. Стоит рассмотреть вопрос с функциями и назначением председателя совета министров подробнее.

О президентском сроке в России вы можете прочитать в нашей статье -здесь.

Кто такой председатель правительства

Председатель Правительства – это человек, который представляет свой орган на различных уровнях, отвечает за его деятельность и координирует ее. Неформально его называют премьер-министром, однако в Конституции подобное наименование этой должности отсутствует.

У него есть заместители, которые выполняют функции во время отсутствия председателя. Также они помогают в организации работы министров. Сегодня их 10 человек, которые одновременно являются действующими министрами или занимают другие руководящие должности в органах исполнительной власти. В закон постоянно вносятся новые изменения, так как периодически появляются новые механизмы работы. Таким образом, он постоянно развивается и предусматривает новые вызовы современных реалий.

Стоит отметить, что до 25.12.1993 года должность была Председатель Совета Министров, поэтому сегодня можно часто встретить, как руководителя Правительства называют главой кабмина. Но при внесении корректировок в Конституцию Совет Министров был переименован в Правительство.

Дмитрий Медведев - Председатель Правительства РФ в 2019 году

Занимать эту должность может человек, который соответствует определенным требованиям:

  • гражданство РФ;
  • возраст от 21 года;
  • наличие постоянной регистрации на территории страны;
  • высшее образование;
  • отсутствие гражданства другой страны;
  • отсутствие судимости.

Это базовые требования, которые могут быть расширены, исходя из предпочтений главы государства. Так как председатель кабинета министров считается вторым человеком в государстве и постоянно работает с президентом, то необходимо, чтобы они оба хорошо понимали друг друга.

Практика показывает, что на этот пост выбирались лица, которые ранее работали на высших руководящих должностях в органах исполнительной власти.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации"

Функции председателя правительства РФ

Стоит рассмотреть основные функции главы кабмина подробнее. К ним относится следующее:

  • направление основных действий членов кабмина, реализация утвержденной стратегии развития государства и решение текущих вопросов при взаимодействии с министрами;
  • предложение президенту кандидатур на должности министров, наложение на них взыскания или, наоборот, поощрение за эффективную работу;
  • представление государства внутри страны и на мировой арене;
  • организация заседаний кабимина, а также принятие участия во время голосования с правом решающего голоса;
  • проведение совещаний с министрами руководителями федеральных служб и другими представителями исполнительной власти, контроль исполнения поручений президента и своих указаний;
  • подписание постановлений и распоряжений от имени Правительства РФ;
  • распределение обязанностей между министрами и их заместителями;
  • информирование президента о работе своего органа.

Это основные функции действующего Председателя Правительства РФ. Однако есть и другие, которые регламентируются рядом нормативно-правовых актов.

Заседание Правительства РФ

Заседание Правительства РФ

Важно! На основании КРФ председатель кабинета министров обязан замещать президента, когда он отсутствует в стране или не может исполнять свои профессиональные обязанности из-за различных причин. Во время исполнения полномочий президента второе лицо государства не может вносить изменения в Конституцию, распускать нижнюю палату парламента, а также принимать решение о проведении референдума. Подобные вопросы остаются в компетенции действующего президента. Таким образом, если срочно необходимо выполнить одно из указанных действий, нужно ждать возвращения главы государства.

Дополнительные функции председателя правительства

Начиная с 2012 года, полномочия Председателя Правительства РФ немного расширились. Это связано с тем, что гражданин, занимающий этот пост, вынужден представлять свой орган и свою страну на различных площадках. Вот куда сегодня входить руководитель кабмина в результате занимаемой им должности (соответствующие полномочия указаны в уставах этих организаций и структур):

  • Совет Безопасности РФ;
  • Совет руководителей правительств ШОС и СНГ;
  • Госсовет союзного государства России и Белоруссии;
  • Межгосударственный совет ЕАЭС;
  • Комиссия по контролю за иностранными интервенциями;
  • Совет по развитию конкурентоспособности и предпринимательства;
  • Комиссия по реализации бюджетных проектов;
  • Пограничная комиссия;

Проведение саммита Совета глав правительств СНГ

Проведение саммита Совета глав правительств СНГ

Также ему приходится следить за реализацией национальных проектов, которые действуют на территории России. Еще он следит за деятельностью Внешэкономбанка, являясь членом наблюдательного совета. Согласно действующим законам, российская сторона председательствует на заседаниях совета союзного государства.

Стоит отметить, что перечень полномочий постепенно расширяется, исходя из особенностей развития страны и ее участия в международных организациях. Часто вторые лица государства решают различные вопросы на международных площадках, а потом предоставляют результат своей работы главе страны.

Назначение председателя правительства – пошаговая инструкция

Требуется понимать, как происходит назначение председателя совета министров сегодня. Информация об этом указана в Конституции. Там же написан порядок снятия гражданина с этой должности и требования к нему.

Шаг 1

Внесение предложения о кандидате на пост премьер-министра депутатам Государственной Думы. Вносить ее должен Президент РФ.

Внесение предложения о кандидате на пост премьер-министра

Внесение предложения о кандидате на пост премьер-министра

Шаг 2

Обсуждение претендента на пост председателя правительства 7 дней и принятие решения. Если депутаты трижды отклонили предложения президента, то Дума распускается, а глава государства самостоятельно назначает председателя правительства.

Обсуждение претендента на пост председателя правительства 7 дней и принятие решения

Обсуждение претендента на пост председателя правительства 7 дней и принятие решения

Шаг 3

Утверждение главы кабмина после того, как депутаты ГД РФ одобрят кандидатуру.

Утверждение главы кабмина

Утверждение главы кабмина

Важно! По Конституции руководитель кабмина не может уволиться, оставив работать остальных министров. Если президент не удовлетворен его работой или деятельностью всего аппарата министров, то он распускает правительство согласно установленному законом порядку. Однако допускается добровольно подать прошение об отставке на основании статьи 7 ФКЗ «О Правительстве РФ». Если глава правительства не может выполнять свои обязательства из-за травмы или в силу других причин, то отстранение его от должности не предусмотрено. Вопрос остается на усмотрение президента.

Правительство отправляется в отставку не только вместе с его главой, если последний подает соответствующий рапорт. Когда депутаты ГД РФ выражают недоверие этому органу, президент также обязан распустить его и начать формировать заново. Это закреплено положениями статьи 35 ФКЗ-2. Более того, руководитель правительства может сам инициировать процесс роспуска путем постановки вопроса в ГД РФ о доверии министрам.

Не всегда глава правительства назначается официально. Например, в период, когда полномочия действующего президента уже прекращены, а новый еще не успел принять присягу, есть исполняющий обязанность Председателя Правительства. После присяги он обязан прекратить работу, так как у главы государства есть обязанность сформировать новый кабинет министров. И не исключено, что и.о. официально станет руководить этим кабинетом.

Кто был председателем Правительства в России

Стоит рассмотреть, кто занимал этот пост в течение существеннее Российской Федерации.

Таблица 1. Список Председателей Правительства РФ

ФИО и периодВажная информация
Ельцин Б.Н. 06 ноября 1991 – 15 июня 1992Не являлся главой правительства, но фактически исполнял его функции, будучи президентом (что не противоречит Конституции). Такая мера была необходима из-за проведения ряда важных реформ, чтобы быстрее принимать решения, а не растягивать процесс их принятия во времени.
Гайдар Е.Т. 15 июня 1992 – 15 декабря 1992Официально не занимал должность, считался и.о.
Черномырдин В.С. 14 декабря 1992 – 23 марта 1998Также удалось исполнять обязанности президента, когда Ельцину делали операцию и он проходил реабилитацию в 1996 году.
Кириенко С.В. 23 марта 1998 – 23 августа 1998С марта по апрель 1998 года был исполняющим обязанности.
Черномырдин В.С. 23 августа 1998 – 11 сентября 1998Официально считался исполняющим обязанности, процедура утверждения на пост не проводилась.
Примаков Е.М. 11 сентября 1998 – 12 мая 1999Известен своей неуступчивостью во время ведения переговоров с США и Европой.
Степашин С.В. 12 мая 1999 – 9 августа 1999Изначально был и.о., утвержден на пост Указом Президента № 611.
Путин В.В. 9 августа 1999 – 7 мая 2000Стал и.о. президента после того, как Ельцин ушел в отставку. После этого официально был избран президентом.
Касьянов М.М. 7 мая 2000 – 24 февраля 2004Первые Председатель Правительства, который смог отработать свой срок полностью.
Христенко В.Б. 24 февраля – 5 марта 2004Его кандидатура не вносилась на обсуждение в ГД РФ, являлся и.о.
Фрадков М.Е. 5 марта 2004 – 14 сентября 2007Сам подал прошение об отставке.
Зубков В.А. 14 сентября 2007 – 8 мая 2008
Путин В.В. 8 мая 2008 – 7 мая 2012После работы главой правительства снова стал президентом.
Медведев Д.А. 8 мая 2012 – настоящее времяПри нем значительно расширились полномочия этой должности.

Путин на посту Председателя Правительства РФ

Путин на посту Председателя Правительства РФ

Практически никто не смог продраться на своем посту полный срок. Интересно отметить, что при Ельцине депутаты ГД РФ часто пользовались возможностью отказать принять кандидатуру главы правительства. Однако после того, как главой государства стал Путин, не было прецедентов, чтобы кандидат не был утвержден.

Сайт председателя Правительства РФ

Сегодня существует официальный портал главы кабинета министров: http://premier.gov.ru. Там публикуется информация о его работе, есть календарь запланированных событий и многое другое. Любой желающий может зайти сюда, чтобы ознакомиться с правовыми документами, которые рассматривали министры во время заседания, а также изучить постановления.

На портале постоянно публикуются новости, поэтому любой желающий может узнать, чем занят второй человек государства. Сайт существует на русском и на английском языке. Это позволяет представителям других сран изучить интересующие их сведения из первоисточника.

Если интересует что-то конкретное, можно воспользоваться поисковой системой. Она работает стабильно, поэтому важно только задать поисковой запрос. Принятые правовые акты находятся в открытом источнике. Их можно прочитать онлайн или скачать себе на компьютер или на иное устройство.

Важно! На этом портале есть информация и для представителей регионов. Они знакомятся тут с решениями профильных комиссий, которые занимаются решениями вопросов из разных сфер развития субъектов или федеральных округов.

Таким образом, назначает председателя правительства президент. При этом он должен получить согласие на назначение от депутатов ГД РФ. У руководителя государства есть три попытки, чтобы предоставить кандидатуру, которая устроит народных избранников. Если три раза президент получит отказ, то депутатов придется распустить и назначить новые выборы.

Когда Россия вступает в новые международные организации, глава кабинета министров вынужден представлять интересы своей страны в них. Вопрос о расширении полномочий решается только путем изменения Конституции. Тогда необходимо внести соответствующие поправки. Для этого требуется получить конституционное большинство голосов в обеих палатах парламента, после чего президент может подписать соответствующий указ. Однако иногда не требуется меня положения основного закона страны. Например, создавая новую структуру или организацию, можно прописать в уставе, что председатель кабинета министров должен выполнять те или иные функции во время ее работы.

Читайте также: