Основная профессия ведущего что где когда

Опубликовано: 02.07.2024

Куда ведет ведущий?

Прежде всего зададим себе вопрос: нужен ли он, нельзя ли обойтись в игре вообще без ведущего? Ведь ни в шахматах, ни в хоккее, ни в других спортивных играх ведущего нет. Есть судьи, тренеры, ассистенты, а фигура ведущего в игре отсутствует. Мне кажется, что по роли ведущего можно судить о качестве самой игры.

Существуют самодеятельные игры, где ведущий просто не умолкает. Он и объявляет условия очередного конкурса, и следит за его исполнением, и постоянно общается со зрителями, подбадривает участников, острит, балагурит, даже иногда сам включается в игру, и в то же время вместе с судьями присуждает очки и т.д. и т.п. Человек с тысячью лиц - конферансье, коверный, инспектор манежа, заведующий труппой, арбитр, судья, журналист, репортер - и все в одном лице.

При таком ведущем сам вечер в клубе может получиться очень веселым, но к игре он не будет иметь никакого отношения. Более того, попробуйте уберите ведущего из такой игры, и сразу все на сцене станет непонятным, начнет разваливаться. Мне кажется, что чем меньше игра зависит от ведущего, тем она выше, профессиональнее.

И как мы уже говорили, в идеале процесс игры происходит сам по себе, без посторонней помощи. Именно такие игры остаются на долгие годы и переживают их создателей.

Но вернемся к игре "Что? Где? Когда?". Каковы основные функции ведущего в игре? Для примера возьмем модель игры "знатоки против знатоков". Другими словами, на сцене два игровых стола и одна команда игроков борется с другой.

Как мы уже с вами договорились, мы все время будем пытаться перекладывать функцию ведущего на плечи самих игроков. Итак, самое главное - кто оглашает вопросы? Мне кажется, что само чтение вопроса должно быть нейтрально, объективно. Кем бы этот вопрос ни был придуман, противоборствующей командой или третьим, незаинтересованным лицом. Чтение вопроса - это еще "не война", это только "объявление войны", если хотите, выбор оружия. Поэтому если вопрос будет оглашать противник, да еще находящийся на сцене, то невольно путем перестановки смысловых акцентов, невнятицы он будет стараться его запутать, усложнить. Мне кажется, эта функция - функция приглашения к бою, функция выбора оружия - должна оставаться за нейтральным и профессиональным человеком, за ведущим. Итак, чтение вопроса должно быть нейтральным, объективным, но не "слепым". Ведущий сам как бы "видит" вопрос. Объявлению вопроса должен предшествовать огромный этап работы. Отбор вопроса, вернее, заявки, темы, поиск динамики, формулировки, шифра, ракурса, короче говоря, драматургическое осмысление вопроса, затем режиссерское, музыкальное, световое, декоративное решение. На всех этапах этой работы должен присутствовать, нет, не присутствовать, а участвовать ведущий, чтобы прочесть одну только фразу в игре, прочесть сам вопрос. Во время объявления вопроса ведущий "внедряет" в игроков, в зрителей не только свое видение, "картинку" вопроса, но и интонационно, пластически дает иногда ложные пути его решения. Ведущий как бы приоткрывает какую-то сторону вопроса, завлекает игроков в эту неведомую страну. Так и хочется сравнить функции ведущего с открыванием крышки кастрюли, в которой находится горячий вкусный суп. Аромат этого супа - прелесть вопроса - передает ведущий.

Оценка ответа, подведение итогов раунда, казалось бы, тоже простое дело. Ведь подлинный, единственно правильный ответ ведущему известен. Более того, этот правильный ответ находился, сверялся, подвергался всяческой проверке не без участия самого ведущего, и все же.

Информация о правилах игры. Конечно, лучше, если эти правила давно всем известны, более того, неоднократно уже апробированы в деле. Вспомните, как бывает неинтересно играть, скажем, в домино с человеком, впервые взявшим в руки кости. И тем не менее всегда в зале найдутся люди, которым нужно эти правила напомнить. И тут часто мы делаем характерную ошибку. Мы пытаемся до начала игры объяснить все правила игры, рассказать о системе подсчета очков, о методе судейства, о том, что могут и что не могут сделать знатоки в том или другом случае. Иногда эта экспозиция, этот первый разговор ведущего длится столько, что устаешь ждать саму игру. Более того, ты уже настолько нагружен самой различной информацией, настолько в курсе дела, как и что, в каком случае может произойти, что сама игра как бы уже "проиграна" в твоем воображении. Где же найти ведущему меру информации, критерий ее отбора? Посмотрите еще раз всю игру мысленно, эпизод за эпизодом, этап за этапом, просмотрите все это глазами несведущего зрителя. Вот этот эпизод вам понятен из самого действия, этот тоже, а здесь - стоп - нужно пояснить! Но, может быть, лучше пояснить этот момент во время самой игры, непосредственно перед этим эпизодом, а не перед началом всей игры.

Так сокращается "тронная речь" ведущего перед началом игры. Экспозиция - это та информация, без которой игра не может начаться, без которой не будет понятен даже первый эпизод игры. Все остальное можно и должно объяснять по ходу игры, и то если в этом будет крайняя необходимость.

Основной закон всяких пояснений, отступлений, вообще всякой дополнительной информации - создание потребности в этой информации у публики и последующее ее удовлетворение. К сожалению, мы часто делаем именно наоборот. Говорим, поясняем, когда еще не возникла необходимость в этом, а когда она, наконец, возникает, наше пояснение публикой уже забыто.

Итак, драматург придумал игру, режиссер ее поставил, овеществил идею драматурга. Игроки в эту игру играют, публика, болельщики смотрят. Кто из них лучше всех чувствует все тонкости этой игры, кто лучше всех изучил ее правила и ритуал, кто увереннее всех может выйти из любого затруднительного положения? Конечно, ведущий. Может быть, поэтому естественно и органично, когда его функцию исполняет либо сам драматург, либо режиссер, либо знающий, опытный участник игры. Пока игра идет сама собой, эта роль эксперта у ведущего на втором плане. Но разве можно в правилах предусмотреть все возможные коллизии, все неожиданности, все спорные случаи, которыми так богата игра. Конечно, нет. Тут нужно уметь мгновенно применить то или иное правило к данной игровой ситуации. Это дело ведущего. Он должен, по возможности не нарушая ритма игры, ее правил, преодолевать непредвиденные ситуации. То же самое делает судья на поле в футболе. Находясь в самой гуще игры, пристально наблюдая ее процесс, он как бы стоит на страже ее правил, ее порядка. Скажем, такой пример. Знатоки зачастую используют время ответа на дополнительное его обдумывание, осмысление. Для этого у них заготовлены специальные дежурные фразы типа: "Мы тут вместе обсудили. ". После этой пристройки, не давая ответ, знатоки начинают объяснять второстепенные детали проблемы, давать известную всем информацию по этому вопросу, а сами все время лихорадочно ищут в уме ответ принципиальный: тот, который решит исход поединка. Ведущий, видя, как используется время, отведенное на ответ, может применить соответствующий параграф правил к данной конкретной ситуации. Он может и должен потребовать от знатоков сначала давать краткий принципиальный ответ, а уж потом его аргументировать и насыщать дополнительной информацией. Как правило, тут же обнаруживается тактическая уловка знатоков. Дополнительная информация, если она стоит не перед ответом, а после него, становится для них не только бесполезной, но даже вредной, ведь она может быть тоже неправильной, и как результат - знатоки обходятся вообще без дополнительной информации, что только ускоряет ритм происходящего и делает всю ситуацию более игровой.

Координация процесса. Вообще игра - довольно сложный механизм. Сложен он не своей технической оснащенностью, не огромным обслуживающим персоналом. Сложность заключается в чрезвычайно высоких требованиях к абсолютно четкому, бесперебойному ритму его функционирования. На поверхности этот механизм должен быть совершенно не ощутим. Подача звуковых сигналов, перемены света, появление предметов на игровом столе, перемещение карточек и конвертов с вопросами и десятки, сотни других "мелких" дел должны происходить как по мановению волшебной палочки, бесшумно, четко, мгновенно.

Каждый из помощников в игре находится на своем рабочем месте, и только один человек, ведущий, имеет реальную возможность входить в любую зону действия. Поэтому функция ведущего все время находиться в контакте, следить, координировать все звенья этого механизма. Это тем более важно, так как в клубе, во Дворце культуры вся "труппа" игры состоит из людей непрофессиональных. Все эти незаметные, но тем не менее незаменимые люди в игре - все они просто энтузиасты, люди совсем других профессий, только на один вечер ставшие к "игровому станку".

Ведущий не только должен мгновенно ликвидировать их огрехи по ходу дела, но он должен предвидеть возможные "узкие места". Зная хорошо характер и деловые качества членов своей "труппы", ведущий оказывается всегда в самой острой точке игры, опасной с точки зрения возможного сбоя, ошибки, "накладки", как говорят в театре.

Здесь не должно быть никаких поблажек, никакого снисхождения к "объективным" причинам и трудностям. Почему? Потому что мы имеем дело с игроками, а не с профессиональными актерами. Актеры-профессионалы готовы к любой неурядице, к любому промаху, они смогут сохранить настрой, "кураж" и через паузу снова мгновенно включиться в действие. На то они и профессионалы.

Другое дело - самостоятельная игра. Малейшая помеха, лопнувший осветительный прибор, раздраженно сказанное слово, вовремя не поданный реквизит - все выбивает игроков из атмосферы игры. Настроение данного игрового момента тут же исчезает, исчезает безвозвратно. В документальном спектакле нет способов возродить его, повторить это прекрасное, но потерянное мгновение жизни.

Таков закон: чем импровизированнее, "случайнее" внешнее проявление самого действия, тем профессиональнее, продуманнее должна быть подготовка и обслуживание этого действия. И вот за этим следит ведущий. Это его функция, его роль. У него как бы два лица. Чем жестче он следит за "работниками", за членами своей "труппы", тем легче, мягче он должен общаться с игроками и публикой в зале. Именно они - игроки - самые главные люди в момент игры. Как только началась игра, перестали существовать и директор клуба, и пожарники, и представители общественности. Все подчинено только игре! Игрокам! Все неприятные контакты, трения ведущий берет на себя и возможно тише, втайне от игроков, ликвидирует конфликты технического и организационного порядка, не допуская, чтобы они мешали процессу самой игры. Он - главный хранитель и страж игры. И все это при самой легкой для ведущего схеме "знатоки против знатоков".

Теперь представим себе роль ведущего при схеме "знатоки против зрителей", причем если вопросы подаются во время игры из зрительного зала. Ведь нужно уметь тут же, не уходя со сцены, превратить интересную информацию, содержащуюся в вопросе, в игровой эпизод, зашифровать вопрос, сделать его достойным обсуждения - это уже работа для ведущего экстра-класса. Ведь, кроме чисто профессиональных, драматургических, режиссерских качеств, какой при этом должен быть у него кругозор, какая широта знаний во всех областях человеческой деятельности, какое мгновенное, нестандартное мышление.

Функция репортера. Документальный спектакль предполагает одновременное развитие действия как бы в двух ипостасях. На наших глазах происходит "стихийно" совершающееся событие и параллельно с ним "подача" этого события зрителю. Ведь если это подлинно документальное событие, то наиболее важные его элементы, поступки, диалоги могут оказаться в недоступном глазу зрителя пространстве и в неудобном для осмысления временном отрезке. Эти "огрехи" подлинной жизни ликвидирует репортер-ведущий. Обладая обостренным, я бы даже сказал, гипертрофированным чувством происходящего, он, репортер, выявляет сюжет игры, делает его для зрителя более острым, захватывающим, укрупняет его.

Настоящий репортер всегда не только наблюдатель, переводчик происходящего, но и в достаточной степени "провокатор", в хорошем добром смысле этого слова.

Он предвидит, "провоцирует" будущие события, будущие повороты сюжета, тем самым непосредственно вмешиваясь в сюжет, толкая его на обострение. Для этого у него есть микрофон и возможность в любой момент любому человеку в зале и на сцене задать любой вопрос, взять любое интервью. О профессии репортера много и хорошо писали, поэтому мне нет смысла еще раз останавливаться на этом. Главное - не упускать из виду, что ведущий становится репортером не для каких-то посторонних целей, проблем, а для того, чтобы еще острее, еще целенаправленнее вести игру. Репортер-ведущий не просто "раскрывает" того или иного человека, тот или иной факт на сцене, нет, он задает только те вопросы, которые в данный момент игры делают ее более понятной, захватывающей, острой.

Может быть, читатель ждет от меня рецептов. Как преуспеть в этой сложной роли - в роли ведущего? Я не знаю. Очевидно, главное в этом амплуа - честность. Честность, понятая очень широко. Прежде всего честность по отношению к самой игре. Щепетильное отношение к исполнению всех ее правил. Как только правило принято клубом, оно стало таким же законом и для тебя лично, как и для всех других. Честность по отношению к игрокам. Думаю, нереально требовать от ведущего совершенно равного отношения ко всем игрокам, без исключения. Чаще всего такое "равное" отношение бывает равнохолодным, равнодушным. Если знаток увлечен игрой, если он полезен для нее, то почему бы и ведущему не "увлечься" таким игроком. Это будет тоже полезно для игры. Ну и, конечно, честность по отношению к самому себе. Не надо пытаться казаться лучше, чем ты есть на самом деле. Не надо скрывать свои недостатки, пытаться шутить, если у тебя плохое настроение, произносить заранее подготовленные и придуманные другими остроты, заботиться, как будешь ты выглядеть в той или иной ситуации.

Главное, что дает ведущему право быть на сцене, - безусловно, это любовь, увлеченность самим процессом игры. Если вы по-настоящему заинтересованы происходящим, если в данный момент нет для вас более важного дела в жизни, не беспокойтесь, вы можете вести эту игру. И тогда вы признаете, почувствуете всем сердцем ее величие, ее бесспорный приоритет. И тогда вы подчините все окружающее вас только интересам игры. А все, что будет мешать игре, ее престижу, авторитету, вы научитесь тут же безжалостно отметать. Таково, на мой взгляд, кредо любого ведущего.

Тема студентки политехнического института Елены Соловьевой, г.Караганда.

Вопрос (с предметом).
Вы, наверное, слышали легенду о Колумбовом яйце. Именно Колумб сумел поставить яйцо на столе. Он просто сломал скорлупу и придавил яйцо к столу. Но вы знатоки, поэтому вам задача посложнее. Вы должны поставить яйцо, не сломав его скорлупы, не изменив самой формы яйца.

Минута обсуждения.
Не столько обсуждения, сколько действий. Все наши попытки установить яйцо, даже на тупой его конец, оканчиваются неудачей. Яйцо тут же падает. Пробуем вертеть яйцо, как волчок, тоже безрезультатно. Устойчивости нет. Тогда мы откладывает упрямое яйцо в сторону и пробуем подойти к этой задаче с сугубо теоретических позиций. Может быть, так будет быстрее? Во-первых, сырое это яйцо или вареное? А если вареное, то вкрутую илм "в мешочек"?
Начинаем снова вертеть яйцо, пробуем смотреть его на свет, похоже на то, что это яйцо сырое. Почему? Случайно это или нет. Думаем, чем отличается сырое яйцо от вареного. С точки зрения формы ничем. А с точки зрения физической, динамической? Подвижность содержимого мешает или нет устойчивости яйца? Да и вообще, от чего зависит устойчивость предметов.

Ответ на вопрос.
Давайте сильно взболтаем наше яйцо. Желток разорвет оболочку и разольется внутри яйца. Поставим затем яйцо на тупой конец и подержим его в этом положении некоторое время. Желток более тяжелый, чем белок, поэтому он стечет вниз. Центр тяжести яйца опустится, и оно станет в этом положении более устойчивым. Теперь мы можем осторожно опустить руки. Яйцо будет стоять.

Права на использование произведения «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» защищены на основании гражданско-правового законодательства (Свидетельство РАО № 1763 от 19 ноября 1996 года) и являются объектом интеллектуальной собственности. Любое проведение данной игры без получения предварительного согласия (лицензии) неправомерно и преследуется по закону.

Телевидение не балует разнообразием любителей интеллектуальных игр, поэтому у клуба "Что? Где? Когда?" огромная армия поклонников. Передача, созданная супругами В. Ворошиловым и Н. Стеценко, выходит в эфир с 1975 года, не теряя своей популярности у нового поколения зрителей. В ходе игры мы лишь слышим голос ведущего. "Что? Где? Когда?" фокусирует внимание на командах знатоков, следит за логикой их рассуждений в ходе поиска ответа на вопрос телезрителей. Так кто же он, человек, комментирующий происходящее, но скрытый от камер операторов?

Кто ведущий "Что? Где? Когда?"

Немного истории

Сегодня мало кто знает, что первый ведущий программы "Что? Где? Когда?", - Александр Масляков. Тогда передача была совсем не похожа на современную версию. Между собой соревновались две семьи, и съемки велись на квартире у каждой. Программа монтировалась без участия ведущего, который появился лишь в 1976-м. Игроками стали студенты МГУ, а установленный волчок определял того, кто будет отвечать на очередной интеллектуальный вопрос. Занимался их подбором сам основатель игры В. Я. Ворошилов, ставший ведущим в 1977-м.

Если поначалу это была индивидуальная игра, то с конца 1977-го знатоки стали формироваться в команды, которым предоставлялась минута на обсуждение. Это сделало передачу более зрелищной, у нее появилась целая армия поклонников. Когда знатоки стали играть против телезрителей, в студию начали приходить мешки писем с вопросами из разных уголков СССР. Игра стала всенародной. Владимир Ворошилов выбрал особенную манеру ведения "Что? Где? Когда?". Ведущий за кадром зачитывает вопросы и общается с игроками, оставаясь в тени происходящего.

День сегодняшний

Предложенная форма ведения передачи сохранилась по сей день. Мало кто знал, как выглядел В. Ворошилов, хотя в истории телеигры был момент, когда ведущий вышел к столу. Это случилось, когда волчок четырежды указал на отметку "зеро". Владимир Яковлевич при жизни превратился в легенду, а его передача в 1997 году была удостоена телевизионной награды "Тэфи". Сегодня у нее уже пять статуэток "Орфея". 25 лет зрители слышали за кадром приятный баритон Ворошилова, поэтому после его кончины в 2001-м всех волновал вопрос о судьбе телепроекта. Кто ведущий "Что? Где? Когда?" в XXI веке?

ведущий программы "Что? Где? Когда?"

Своего преемника Владимир Яковлевич подготовил при жизни. У его супруги и по совместительству редактора передачи Н. Стеценко подрастал сын. Борис Крюк был известен как ведущий "Любви с первого взгляда", развлекательного проекта, популярного у молодежи. Его соведущей была очаровательная Алла Волкова. Еще мальчишкой Борис присутствовал на эфирах и даже подавал идеи новых правил проекта. Одну из них утвердили, когда ему было всего 12. Позже он непосредственно работал над программой в качестве редактора, ассистента режиссера, занимался оргвопросами.

Кто ведущий "Что? Где? Когда?": страницы биографии

Год рождения Бориса - 1966-й. В 1989 году он получил специальность инженера-конструктора по окончании МГТУ им. Баумана. Но его профессиональная деятельность с самого начала была связана с телевидением. В 90-е годы он уже пробовал себя как режиссер, на протяжении трех лет руководя передачей "Брейн-ринг". На сегодняшний день Б. Крюк работает в руководстве телекомпании "Игра-ТВ", является вице-президентом созданной международной ассоциации "Что? Где? Когда?". Долгое время считается, что он приемный сын Ворошилова. Это не так. Родители Бориса развелись, когда ему исполнилось 4 года. Наталья Стеценко вышла замуж за В. Ворошилова, который много сделал для воспитания пасынка. И самое главное, передал ему любовь к своему детищу.

голос ведущего "Что? Где? Когда?"

Начало карьеры

В 2001 году, после смерти Владимира Яковлевича, долгое время даже сами знатоки не знали, кто ведущий "Что? Где? Когда?". В редакцию регулярно приезжал двоюродный брат основателя проекта. Многие полагали, что именно он работает у микрофона. На самом деле это была позиция руководства программы, сохранявшего интригу. Голос Крюка искажали с помощью компьютерных технологий, чтобы его невозможно было узнать. Около двух лет новый ведущий искал свою манеру диалога с игроками. Если Ворошилов использовал менторскую интонацию, исключающую возражения, то его преемник нашел себя в ироничной форме общения со знатоками.

После обретения ведущим уверенности личность Крюка была раскрыта. О нем узнали не только игроки, но и телезрители. Его фамилия была напечатана в титрах передачи, во время спорных моментов дважды ведущий появился в эфирах. Сам Б. Крюк считает, что нашел свой стиль года через два после участия в программе в новом качестве.

"Что? Где? Когда?" Ведущий за кадром

Будущий преемник

По правилам игры ведущий берет на себя функции судьи. В спорных вопросах он определяет, засчитать или нет ответ знатокам. Иногда Бориса Крюка упрекают в необъективности, но он относится к этому с пониманием. По его словам, передача с 1986 года идет без записи, поэтому у игроков часто берут верх эмоции. Впоследствии же они чаще всего признают его правоту. Итак, мы ответили на вопрос о том, кто ведущий "Что? Где? Когда?". А есть ли у него преемники? Ведь Ворошилов заранее готовил себе замену.

На это Крюк отвечает с юмором: "У меня есть еще 20 лет, чтобы решить этот вопрос". У ведущего четверо детей, никто из них не стал членом клуба знатоков. Но у старшего Михаила уже есть опыт ведения подобной игры в годы студенчества. Возможно, династия продолжится?


Пожалуй, передача «Что? Где? Когда?» является чуть ли не единственным шоу, в котором телезрители слышат только голос ведущего, но не видят его. Много лет это является особенностью этого шоу и все мы к нему привыкли. Но откуда возникла такая идея, скрывать ведущего программы и почему долгое время большинство любителей популярной передачи не знали ведущего?

В данном материале, подготовленном редакцией Интересная Россия, разберем секреты появления самой программы «Что? Где? Когда?» на телевидении и расскажем о личности ее создателя Владимира Ворошилова.

Что было до «Что? Где? Когда?»: с чего начинал Владимир Ворошилов

Владимир Ворошилов в 1966 году создал «Аукцион» — первую в истории советского телевидения рекламно-игровую передачу. Её участники в прямом эфире отвечали на вопросы, касающиеся разных товаров, от телевизоров до чая, а победитель игры получал приз, сообщает АиФ.


«Аукцион» был совершенно не похож ни на что, что до этого выходило в эфир в СССР, и пользовался бешеной популярностью. Как вспоминал друг Ворошилова, телевизионный режиссёр и продюсер Анатолий Лысенко, «за один день после его передачи «Аукцион» продавались годовые запасы товаров».

Но популярная программа вышла в эфир только шесть раз, после чего её закрыли. Руководство откровенно пугал её «несоветский» стиль, а Ворошилов все претензии начальников встречал в штыки. В итоге ему самому запретили появляться в кадре, но разрешили продолжить работу в качестве сценариста и режиссёра. При этом фамилия его чаще всего в титрах не значилась.

В начале 1970-х он придумал телевизионную игру-конкурс «А ну-ка, парни!», но и эта программа недолго продержалась в эфире. На сей раз причиной стал несчастный случай на съёмках. Позднее программу возобновили, но уже без участия Ворошилова.

Далее 4 сентября 1975 года в эфир вышла новая игровая программа под названием «Семейная викторина». В ней друг против друга играли две семьи. Игра состояла из двух раундов, снимавшихся дома у каждой из семей.


После того как программа прошла в эфире, Ворошилов остался недоволен полученным результатом. В 1976 году она изменилась радикально — теперь это был телевизионный молодёжный клуб «Что? Где? Когда?». В игре участвовали студенты МГУ. Тогда же появился и неизменный атрибут передачи — волчок.

В 1976 году состоялась только одна игра, ведущим которой стал Александр Масляков.

И этот формат тоже не устроил Ворошилова несмотря на то, что телезрителей передача заинтересовала. В 1977 году в «Что? Где? Когда» появились команды из шести человек, дававших ответ на вопрос после минуты обсуждения методом «мозгового штурма». Теперь стрелка волчка указывала на письмо телезрителя, а ведущий в программе появлялся в виде голоса за кадром.

Передачу сочли удачной, и если в 1977 году она прошла всего один раз, то уже в 1978-м — целых девять. В 1979 году игроков впервые назвали «знатоками», а в передаче появилась музыкальная пауза.

Почему ведущий «Что? Где? Когда?» не показывался зрителям


Первые пять лет существования передачи ее вел голос, и владельца этого голоса тщательно скрывали. Даже на телеканале говорили о том, что «не знают, кто ведет программу». Такой поворот добавлял программе пикантности и внимания со стороны публики.

Объяснение же оказалось простым: Владимиру Ворошилову запрещено было появляться в эфире, потому и была выдумана подобная концепция.

Зрители не видели ведущего, и это казалось фирменной фишкой передачи.

С первой же игры начались неприятности.

Председатель Гостелерадио Сергей Лапин решил, что «ЧГК» — буржуазный пережиток и по своей сути хуже, чем рулетка. Так что игру собрались закрыть. Положение спасли письма трудящихся – их поток превысил все мыслимые размеры: люди хотели еще.

Второй раз спасителем оказался американский певец Дин Рид. Он как-то принял участие в записи программы, где выступил в «Музыкальной паузе». И когда программу собрались в очередной раз убрать из эфира, идеологи напомнили, что в ней принимают участие противники империалистического строя. Вон, Дин Рид, например…


Со временем в игре появились внушительные денежные призы как для знатоков, так и для телезрителей. Потихоньку менялись правила, появлялись и исчезали игроки, пиджаки, совы, спонсоры, подсказчики.


Владимир Ворошилов за работой | Фото: 24smi.org

Настоящая фамилия Владимира Ворошилова – Калманович. Он родился в 1930 г. в Симферополе в еврейской семье. Его отец, Яков Калманович, был заведующим бюро рационализации, а затем – главным инженером наркомата легкой промышленности СССР и директором фабрики «Большевичка». В 1952 г. он был арестован и 11 месяцев находился под следствием. Его сын был уверен в том, что он пострадал только из-за своей национальности. Поэтому, когда Владимир женился, он взял фамилию жены – Ворошилов.

Владимир Ворошилов – ведущий передачи *Аукцион* | Фото: pikabu.ru

После окончания художественной школы и художественного института Владимир Ворошилов работал художником-постановщиком МХАТа, Малого театра и Театра оперетты, затем стал режиссером «Современника» и Театра на Таганке. Правда, Ворошилов нигде надолго не задерживался. Его жена Наталья об этом говорила: « Ворошилова постоянно отовсюду выгоняли. Либо из-за характера, либо из-за того, например, что он в театре Ленкома пробил потолок для спектакля. Он работал там когда-то как театральный художник, и ему нужен был столб света ночного неба. Так он взял и сломал потолок. Пришел директор театра, а там дыра. Директору плохо стало, а Ворошилов был уволен. Потом его с треском выгнали из «Современника». И то же самое было на телевидении. У него вечно были проблемы с начальством ».

Владимир Ворошилов за работой | Фото: biography-life.ru

Всесоюзное признание пришло к нему после того, как он начал работать на телевидении. В конце 1960-х гг. Центральный телеканал предложил ему создать передачу на свой вкус. Так появился «Аукцион» – первая на советском телевидении рекламно-игровая передача. Через 6 выпусков ее сняли с эфира и закрыли – говорили, причиной была прозвучавшая в программе запрещенная бардовская песня. После этого Ворошилова перевели во внештатные сотрудники и запретили появляться на экране. И когда он в 1975 г. создал новый проект – интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?», не имевшую аналогов в мире, – он по-прежнему не имел права находиться в кадре, поэтому в первых выпусках зрители только слышали его голос. То, что многие восприняли как оригинальную задумку, на самом деле было вынужденной мерой.

Создатель игры *Что? Где? Когда?* | Фото: biography-life.ru

Знаменитый ведущий телеигры *Что? Где? Когда?* | Фото: biography-life.ru

Таинственный анонимный ведущий телеигры интриговал всю страну на протяжении нескольких лет. В редакцию программы приходили мешки писем с просьбой рассекретить личность ведущего. Только спустя 5 лет имя Владимира Ворошилова впервые прозвучало в эфире. Говорят, к этому решению его подтолкнул анекдотический случай: однажды он вместе с Эльдаром Рязановым, который на тот момент вел передачу «Кинопанорама», стоял в очереди в столовой «Останкино». Рязанову дали суп с зеленью, а Ворошилову – без. Тогда Рязанов ему сказал: « Я тебе сколько раз говорил, работай в кадре. Хоть петрушку будешь получать! ». Шутки шутками, а время появиться на экранах для Ворошилова действительно наступило. Популярный телеведущий в 1994 г. стал одним из первых 12 академиков Академии российского телевидения, в 1997 г. получил за программу «Что? Где? Когда?» премию «ТЭФИ», в 2001 г. был удостоен еще одной премии «ТЭФИ» в номинации «За личный вклад в развитие российского телевидения» – к сожалению, уже посмертно.

Александр Друзь и Владимир Ворошилов | Фото: biography-life.ru

Знаменитый ведущий телеигры *Что? Где? Когда?* | Фото: chtoby-pomnili.net

Любимое детище Владимира Ворошилова пережило его создателя – телеигра пользовалась такой популярностью у зрителей, что программу решили оставить в эфире. Правда, главной проблемой стал поиск нового ведущего, ведь Ворошилов не только вел программу – он лично продумывал все детали, писал сценарии для каждой игры, выбирал вопросы для знатоков. Заменить его мог только тот человек, который так же хорошо ориентировался в рабочем процессе и знал об этой телеигре все. И такой был только один – пасынок Ворошилова Борис Крюк, которому сам он планировал передать дальнейшее ведение программы.

Создатель игры *Что? Где? Когда?* | Фото: chtoby-pomnili.net

Знаменитый ведущий телеигры *Что? Где? Когда?* | Фото: stories-of-success.ru

С матерью Бориса Натальей Стеценко Ворошилов познакомился, когда она пришла работать к нему в программу. У них начался роман, ради него Наталья ушла от мужа. С ее сыном Борисом Ворошилова связывали довольно сложные отношения. Наталья говорила, что Владимир стал для 4-хлетнего Бориса не отцом, не отчимом, а партнером, что ребенку было достаточно сложно понять и принять. Позже Борис Крюк рассказывал: « Он страшно не любил, когда дети пользуются какими-то привилегиями по сравнению со взрослыми, поэтому и со своей стороны старался максимально уравнять наши отношения. Ты, мол, как угодно имеешь право меня назвать, но и последняя конфета в коробке – не твоя ».

Борис Крюк с матерью и отчимом | Фото: chgk.tvigra.ru

Однако отношения на равных имели и свои преимущества: с раннего возраста Борис часто бывал в студии у своего отчима и не только наблюдал за созданием передачи, но и с детства сам принимал участие в творческом процессе. Когда ему было всего 9 лет, он придумал первый вопрос, прозвучавший в «Что? Где? Когда?». Это была шахматная задача, знатоки не смогли дать правильный ответ, и Борис получил приз – книгу «Эврика». Ворошилов, которого Борис называл Вовкой, часто с ним советовался – не потому, что считал его вундеркиндом, а потому, что его всегда интересовали люди, которые мыслят не так, как он. С таким же интересом он слушал советы таксистов, случайных попутчиков, лечащих врачей и всех, кто смотрел «Что? Где? Когда?» и высказывал свои замечания.

Телеведущий и режиссер Борис Крюк | Фото: mk.ru

Именно Борис Крюк в юности придумал правило, которое Ворошилов воплотил в жизнь: проигравшая команда покидает клуб навсегда. С 12 лет пасынок активно помогал ведущему в создании телеигры, на протяжении 10 лет он работал в дикторской рядом с Ворошиловым во время каждого прямого эфира. Борис был ассистентом режиссера, затем – музыкальным редактором, хотя на самом деле в круг его обязанностей входило почти все. Позже он рассказывал: « Ворошилов был не только невозможно талантливым, но и просто невозможным. Моя должность называлась «ассистент режиссера», и я должен был состоять при Ворошилове и заниматься и программой, и его личными вопросами. Первую осень я не понимал, утро сейчас или вечер, что вокруг происходит… На мне висело сразу все: ремонт ворошиловской машины, покупка продуктов, вопросы, связанные с режиссерской работой, с декорациями и реквизитом, со съемкой и монтажом. Сейчас эти вопросы решает не один человек, а несколько… ». В 1990 г. отчим поручил ему работу над еще одним своим проектом – интеллектуальной игрой «Брейн ринг», а спустя год Борис Крюк стал ведущим романтического телешоу «Любовь с первого взгляда».

Алла Волкова и Борис Крюк – ведущие программы *Любовь с первого взгляда* | Фото: tele.ru, biografii.net

Алла Волкова и Борис Крюк – ведущие программы *Любовь с первого взгляда* | Фото: itbook-project.ru

Хотя Борис Крюк хорошо знал всю «кухню» телеигры «Что? Где? Когда», после того, как Владимир Ворошилов в 2001 г. ушел из жизни, никому и в голову не приходило, что эту передачу может создавать кто-либо, кроме него самого. Тогда решили просто попробовать снять еще хотя бы одну серию. Нового ведущего выбирали по голосу – хотели, чтобы он был низким, как у Ворошилова. Похожий тембр нашли, но он звучал монотонно. А вот голос Бориса Крюка отражал все эмоции, хотя был значительно выше, чем у Ворошилова. Тогда решили обработать его на компьютере и в результате исказили до неузнаваемости. В новом формате передача не утратила популярности, и ее решили оставить в эфире.

Борис Крюк с матерью и отчимом | Фото: bolshoyvopros.ru

Пасынок Владимира Ворошилова и его творческий преемник Борис Крюк | Фото: biografii.net

Спустя 25 лет программа вновь вернулась к истокам: в ней опять появился таинственный анонимный ведущий. Его личность так тщательно скрывалась от публики, что в мистификацию даже вовлекли двоюродного брата Ворошилова – чтобы еще больше запутать публику, перед началом программы он приезжал, одетый в смокинг, и проходил в дикторскую. Этим его задачи и ограничивались. Борис Крюк в это время, как обычно, общался со знатоками и только за 5 минут до начала эфира заходил в дикторскую. И для знатоков, и для части съемочной группы личность ведущего какое-то время оставалась загадкой.

Телеведущий и режиссер Борис Крюк | Фото: tele.ru

Пасынок Владимира Ворошилова и его творческий преемник Борис Крюк | Фото: tele.ru

Путь от семейной викторины до главного интеллектуального шоу с конфликтами и скандалами.

В сентябре программе «Что? Где? Когда?» исполнилось 45 лет. За это время не раз менялись правила игры, места её проведения и участники, но две вещи остались неизменными — волчок и минута обсуждения. На момент создания программа не имела аналогов на российском ТВ и за рубежом, а сегодня игры проводятся почти в 30 странах по всему миру.

Днём создания интеллектуальной игры считают 4 сентября 1975 года. Её автором стал советский деятель телевидения и театральный режиссёр Владимир Ворошилов. Вместе с женой Натальей Стеценко он хотел создать семейную викторину. Так на экраны вышла программа, в которой сражались две семьи из Москвы, а единственное, что было схожим с нынешней игрой «Что? Где? Когда?», — название и минута обсуждения. Однако после первого выпуска Ворошилову и Стеценко стало понятно, что «семья это не та ячейка, которая может создать мозговой штурм», и от идеи отказались.

Годом позже Ворошилов добавил в игру волчок и позвал участвовать студентов МГУ. По словам Стеценко, на тот момент не было настоящих писем и она писала их от руки разными почерками. По правилам игры, отвечал человек, на которого указала стрелка волчка; времени на обсуждение не давали. Ведущим выпуска со студентами стал Александр Масляков. Позже Ворошилов заявил, что «категорически не понимает, что должен делать он, когда есть другой ведущий», поэтому от услуг Маслякова отказались. Так как самому автору игры запретили появляться в кадре, Стеценко и Ворошилов придумали формат программы с закадровым ведущим.

В те странные времена лично Ворошилову запретили появляться в кадре, и он руководил игрой, не являя своего лица, из-за чего в течение нескольких лет в программе существовала интрига. Официальный запрет, как ни странно, пошёл на пользу программе, заставив её создателей придумать оригинальный выразительный ход.

В 1977 году Ворошилов стал основным закадровым ведущим, но ему помогали ещё трое — они озвучивали письма телезрителей. Правила игры изменились: волчок стал указывать не на отвечающего игрока, а на письма, кроме того, появилась минута обсуждения. Если члены клуба проигрывали вопрос, вся шестёрка игроков менялась. В 1977 году провели всего одну игру «Что? Где? Когда?». Со следующего года Ворошилов стал единственным ведущим, а игры прошло уже две.

В 1979 году в программе впервые появился термин «знатоки». Для команды клуба назначили тренеров, которые могли брать тайм-аут, заменять отдельных игроков или всю шестёрку. В 1984 году во время минуты обсуждения знатоки могли пользоваться справочной литературой. Кроме того, появилась скамья штрафников, на которую отправлялся игрок, давший неверный ответ. Тогда же в программе появились первые «Хрустальные совы». До 1986 года телеигра «Что? Где? Когда?» выходила в записи. Но для Ворошилова, как для театрального режиссёра, было важным единство времени для героев и зрителей. Поэтому автор добился того, чтобы игра выходила в прямом эфире.

За время существования программы клуб сменил несколько мест. Сначала игры проходили в старинном московском особняке на Герцена (теперь Большая Никитская), 47. С 1988 по 1989 год программа транслировались из Совинцентра — Центра международной торговли на Красной Пресне в Москве. С 1990 года и до нынешнего времени все игры клуба «Что? Где? Когда?» проходят в Охотничьем домике в Нескучном саду.

В 1989 году Ворошилов предложил создать Международную ассоциацию клубов ЧГК (МАК ЧГК), в которой сегодня состоит около 30 стран. Под эгидой МАК с 2002 года проводятся чемпионаты мира по спортивному «Что? Где? Когда?».

Отношения у ассоциации и телекомпании сложились не сразу — в 2001 году у них возник конфликт из-за владения авторскими правами. Члены МАК собирались провести в Донецке первый экспериментальный чемпионат по ЧГК, но Стеценко выступила против. В начале того года Ворошилов ушёл из жизни, и ни сам автор, ни его супруга не согласовывали этого мероприятия.

Он (Ворошилов) считал, что такие мероприятия должны проходить на высочайшем художественном уровне, выразил сомнение о способностях выдержать этот уровень (т.к. многократно видел такого рода мероприятия) и сказал, что это невозможно без нашего участия и контроля, по меньшей мере, детального согласования сценария (как литературного, так и режиссёрского) и регламента, и поэтому такое письмо не подписал.

Стеценко подала иск в суд о защите авторского права и выиграла его. Тем не менее чемпионат в Донецке провели. После того случая товарный знак ЧГК, ранее оформленный на МАК, перерегистрировали на телекомпанию. Сейчас для проведения соревнований по игре необходимо получить лицензию.

В 1991 году концепция телеигры изменилась — она превратилась из «интеллектуального клуба» в «интеллектуальное казино», где знатоки и зрители играли на деньги. Тогда же появился слоган «Интеллектуальное казино — единственное место, где можно заработать деньги своим собственным умом». Не все согласились с такими изменениями.

Мне категорически и сразу не понравилась денежная идея. Но поскольку «Что? Где? Когда?» для меня увлекательное времяпрепровождение, несколько дней в году интересного досуга, я принял эти условия.

Кстати, деньги стимулируют и зрительский интерес — люди придумывают вопросы, чтобы заработать деньги. Если не будет зрителей, пишущих в программу, она умрёт. Увы, потому без денег, наверное, не обойтись.

Сам Ворошилов в 1998 году признавал, что из-за появления в программе денег игроки стали меньше стараться. По его мнению, главное преимущество «Что? Где? Когда?» — это минута обсуждения, за которую у знатоков «из старых знаний рождалось новое». Однако со временем они разучились рассуждать. «Деньги — огромное испытание, которого эта игра не выдержала. Тот, кто будет продолжать эту игру (а такое может произойти) лет через 20, увидит, как снова расцветёт искусство минуты обсуждения — высший этап игры».

Многие отмечали непростой характер Ворошилова. Они с женой могли поругаться прямо в студии или подраться во время прямого эфира. Стеценко называла его деспотом, но, по её мнению, таким и должен быть режиссёр.

В 2000 году Ворошилов заявил, что если в юбилейном сезоне знатоки выиграют у телезрителей, программа останется на ТВ, а если проиграют — закроется. Возможно, это из-за конфликта с ОРТ, на котором его не любили за несговорчивость, а также требования вести только прямой эфир. Позже он сказал пасынку Борису Крюку, что устал и больше не может заниматься «Что? Где? Когда?». Таким образом автор хотел передать управление программой Борису. В марте 2001 года Владимир Ворошилов ушёл из жизни. Его наследником стал Крюк, который является бессменным ведущим уже 19 лет.

В мае 2001 года ведущим, режиссёром и продюсером игры «Что? Где? Когда?» стал Борис Крюк. Первое время имя нового ведущего держали в секрете, а голос обрабатывался с помощью компьютера. Позже от него отказались, потому что звук раздражал телезрителей.

Не только знатоки, даже некоторые сотрудники телекомпании ничего не знали. Более того, поначалу было так: Борис приезжал на игру в джинсах и свитере, шёл в дикторскую, что никого не удивляло, потому что он всегда там сидел. А потом привозили человека, одетого в смокинг, который тоже проходил в дикторскую, — это был двоюродный брат Ворошилова Юрий Борисович, который некоторое время «играл роль» ведущего. И все игроки считали, что ведёт именно он.

В конце 2001 года Крюк отказался от формата «интеллектуального казино». Знатоки стали играть не на деньги, а на интерес. Денежный выигрыш с тех пор получают только телезрители. Кроме того, новый ведущий ввёл в игру «13 сектор», куда пользователи интернета могли отправлять вопросы во время прямого эфира.

Магистр ЧГК Александр Друзь в 2005 году сравнил работу Крюка и Ворошилова, отметив, что пасынок автора старается не занимать чью-либо сторону в игре.

Ворошилов всегда был на стороне телезрителей, а Крюк старается держать нейтральную позицию. Борис Александрович — больше арбитр. Ворошилов делал всё возможное, чтобы вывести игроков из себя.

Крюк более беспристрастен. И это правильно, потому что мы в менее выгодном положении. Телезритель может сколько хочет сидеть и придумывать вопрос, а мы всё должны сделать за минуту.

Некоторые игроки не смогли принять Крюка в качестве ведущего. Фёдор Двинятин, дебютировавший в игре в 1990-м году, ушёл из программы после ряда конфликтов с пасынком Ворошилова. Самым ярким тому примером считают перепалку в эфире игры 2001 года. Двинятин был уверен в правильности ответа, однако Крюк не собирался его засчитывать. В итоге ведущий заявил: «Да заберите себе это очко, 3:2! Нужна подачка? Берите!». В финале игры 2005 года титул магистра вручили Виктору Сидневу, а не Фёдору Двинятину, после чего знаток перестал появляться в программе.

Других игроков вынудили уйти из клуба по разным причинам. Александр Бялко впервые появился в телеигре в 1979 году; спустя 31 год знаток покинул ЧГК по семейным обстоятельствам: он был женат на Елене Бялко, которая длительное время работала в телекомпании «Игра», однако в 2010 году ушёл к другой девушке. Стеценко не оценила такой поступок и попросила его прекратить участие в программе.

Борис Бурда пришёл в игру в 1990 году. По словам знатока, его заставили уйти из программы в 2007 году из-за нарушения авторских прав. Бурда снял для «Хочу всё знать» Михаила Ширвиндта — другой передачи «Первого Канала» — минутный сюжет об играх знатоков в Кишиневе на молдавском языке. По словам Бурды, он поставил авторов ЧГК в известность, однако после выхода выпуска «Хочу всё знать» знатока отказались допускать до игр клуба.

Адвокат и знаток Илья Новиков играл в ЧГК с 2002 года. Он покинул программу в 2016 году из-за того, что защищал интересы украинки Надежды Савченко. Взявшись за её дело в 2014 году, он предупредил продюсеров телеигры, что в любой момент готов уйти, если потребуется. По его словам, первые полтора года проблем не возникало, однако весной 2016 года Новиков отсутствовал, а команда отказалась выступать без него. Официально пропажу знатока никак не комментировали. В августе того же года Борис Крюк в одном из интервью признался, что работа над делом Савченко и выступления в клубе знатоков несовместимы. Новиков позже высказался, что не имеет к Крюку претензий.

В июле 2020 года знатока и учителя Михаила Скипского обвинили в домогательствах к школьницам. После этого мужчина покинул комиссию по работе с детьми и молодежью в МАК ЧГК, но никакой информации об отстранении знатока из клуба пока не было.

Упоминание о том, что качество вопросов падает, можно встретить ещё в 2000 году — тогда программу вёл Ворошилов. Знатоки считали, что становилось всё больше вопросов на «догадку», а не на знание или логику. При этом сам Ворошилов отмечал, что главное в игре — не знание, а мышление, которое может привести к результату. «Интеллект — это способность рождать на базе старых знаний новые мысли. А учёных-энциклопедистов я как ненавидел в молодости, так, наверное, и помру с этим, не мои люди».

В 2005 году Стеценко говорила, что со временем вопросы, которые раньше казались достойными, померкли на фоне новых.

Вы знаете, когда мы сейчас берём эти старые вопросы, просматриваем, то оказывается, что из огромного количества вопросов за 10-15 лет мы можем выбрать, ну, в лучшем случае, 5-10 вопросов, которые действительно достойны.

В июне 2020 года пользователь Pikabu с ником Abortubil обвинил редакторов «Что? Где? Когда?» в некачественном подборе вопросов для программы. Он привёл пример из Финала летней серии игр, в котором участвовала команда Бориса Белозёрова. Киму Галачяну на суперблице достался вопрос, звучавший так: «Виталий Ваховский из Винницы попросил показать вам стилизованное изображение, размещённое в 2007 году на памятной марке. Виталий интересуется, что обозначено белым цветом?». Ким ответил, что так могут передвигаться люди по какому-либо музею. Ведущий же сказал, что «белым цветом обозначены химические элементы, которые не были открыты на момент создания таблицы Менделеева. Марка выпущена к столетию со дня смерти великого учёного».

Пользователь Pikabu отметил, что белая область сверху и два больших квадрата по углам — это вовсе не элементы, а пустующие области. Тогда речь идёт только о маленьких квадратах-элементах, которые якобы не были известны науке на момент создания таблицы: скандий, галлий, германий, технеций. Однако на рисунке ниже видно, что на момент публикации таблицы не были известны элементы зелёного, синего, серого и фиолетового цветов, а значит они тоже должны были быть изображены на схеме в виде белых квадратов.

В конце сентября Abortubil заметил ещё одну ошибку в вопросе ЧГК, который прозвучал в Первой игре осенней серии. Вопрос звучал так: «При определённых условиях некие аминокислоты превращаются в 1-пропенсульфеновую кислоту, которая, в свою очередь, при взаимодействии с ферментами превращается в 1-сульфинилпропан. Далее происходит его взаимодействие с некой жидкостью и образуется серная кислота. В чёрном ящике находятся два предмета, которые способны запустить эти химические реакции». Команда знатоков решила, что в чёрном ящике могут быть спички. Ведущий же ответил, что эта цепочка химических реакций запускается каждый раз, когда люди режут лук, после чего у них текут слёзы.

В 2007 году Стеценко и Крюк рассказывали, какую модерацию проходят поступившие на ЧГК вопросы. По словам Стеценко, сначала их приходилось читать самим, но со временем к этому привлекли дополнительных людей, которые разбирали мешки с письмами. Далее письма поступали к Борису, а от него к редакторам, которые проверяли вопросы на достоверность.

«Сейчас же в газетах пишут такие вещи. Всегда привожу в пример. В одной газете был напечатан такой факт: в Америке индейцы охотятся на сову так: они подходят к дереву и с ружьем ходят вокруг дерева, сова начинает наблюдать за охотником и у неё скручиваются шейные позвонки. Причём, это даже в не юмористической газете. [. ]

И у нас такое количество писем было на эту тему. Это нравилось зрителям, нравилось разборщикам, а я каждый раз веселился, когда до меня это доходило».

В 2020 году знатокам пришлось приспособиться к игре в условиях пандемии коронавируса. Игры проходили в пустом зале — присутствовали только игроки за столом, распорядители и защитники интересов знатоков и телезрителей. Если участники одной команды не могли прилететь на игру, их заменяли знатоки из другой. За некоторыми играми интеллектуалы наблюдали по видеосвязи.

По словам Стеценко, о том, что проводить игры придётся в пустом зале, стало известно за два дня до первой такой программы. В день эфира Константин Эрнст позвонил ей с вопросом, все ли протестированы.

У нас сидели дома резервные знатоки — в торжественных туалетах и с причёсками. Если вдруг в последний момент оказалось бы, что у кого-то всё-таки тест положительный, надо было, чтобы этот человек, например, Максим Поташёв или Лена Потанина, в течение 10 минут появились на площадке и заняли место выбывшего игрока.

Перед каждой игрой всех знатоков тестировали; ни у одного из них за всё время коронавирус не выявили. В Первой игре осенней серии, которая прошла 27 сентября 2020 года, в зале появились знатоки, но в ограниченном количестве.

В августе нынешнего года начались съёмки ЧГК в Эстонии; первый выпуск вышел в эфир 4 сентября, в день рождения российской программы. С момента старта участие в игре приняли шесть команд знатоков. В полуфинал вышли три из них, в том числе команда Андрея Коробейника, который на российском ТВ играет под руководством Елены Потаниной. Имя ведущего программы пока не разглашают, оно станет известно только в финальной игре. Правила ЧГК остались прежними: волчок, минута обсуждения, счёт ведут до шести очков. Игры выходят по пятницам на канале ETV+.

Нельзя уже сказать, что «Что? Где? Когда?» смотрят так же, как смотрели в 1970-е. В 1990-е годы мне надо было сделать справку по нашей аудитории. Я запомнила эту цифру, тогда это было 180 миллионов. Естественно, с учётом огромной страны. На сегодняшний день это далеко не так, но всё равно есть зрители, которые смотрят именно интеллектуальные игры. [. ] Для нас конкурентом являемся мы сами, потому что всё-таки существовать на телевидении в течение такого количества лет и не сойти с дистанции это достаточно сложно. И жизнь, она тоже своеобразный конкурент. Испытания, вот эта пандемия.

Читайте также: