Освобождение от должности части центральной избирательной комиссии кто осуществляет

Опубликовано: 03.07.2024

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Совет Федерации назначает пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Статья 195. Представление кандидатур для назначения членами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

(наименование статьи 195 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 февраля 2021 года № 24-СФ)

1. Кандидатуры для назначения членами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации предлагают Совету Федерации законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), которые направляют в Совет Федерации соответствующие решения (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 февраля 2021 года № 24-СФ).

2. Вопрос о назначении членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации включается Председателем Совета Федерации в проект повестки дня заседания палаты.

Статья 196. Формирование списка кандидатур для назначения членами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

1. Кандидатуры для назначения членами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, предложенные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, который готовит заключение по каждой кандидатуре.

2. На заседание Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности могут приглашаться кандидаты для назначения членами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

3. После обсуждения Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности проводит голосование отдельно по каждой кандидатуре. Очередность голосования определяется по мере убывания количества законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), предложивших кандидатуру. По результатам голосования формируется список кандидатур для назначения членами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, выносимый на рассмотрение Совета Федерации. Количество кандидатур, включаемых в указанный список, соответствует числу вакантных мест членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, назначаемых Советом Федерации.

4. Председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности доводит до сведения палаты заключения комитета по кандидатурам, включенным в список.

5. По решению Совета Федерации может быть проведено обсуждение кандидатур, включенных в список.

(Статья 196 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 февраля 2021 года № 24-СФ.)

Статья 197. Порядок голосования по кандидатурам для назначения членами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на заседании Совета Федерации

1. По каждой кандидатуре для назначения членом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на заседании Совета Федерации проводится тайное голосование.

2. Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации считается назначенным, если за кандидатуру проголосовало большинство от общего числа сенаторов Российской Федерации. Назначение члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации оформляется постановлением Совета Федерации.

3. Если по результатам голосования один член или несколько членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не назначены, процедура назначения повторяется.

(Статья 197 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 февраля 2021 года № 24-СФ.)

Статья 198. Принятие решения о назначении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

(Статья 198 утратила силу в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 февраля 2021 года № 24-СФ.)

Статья 199. Рассмотрение вопроса об освобождении от обязанностей члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

1. Вопрос об освобождении от обязанностей члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации рассматривается Советом Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Решение об освобождении от обязанностей члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации принимается тайным голосованием.

2. Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации считается освобожденным от обязанностей, если за его освобождение проголосовало более половины от общего числа сенаторов Российской Федерации. Решение Совета Федерации об освобождении от обязанностей члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации оформляется постановлением Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).



Аннотация. Статья посвящена анализу правового статуса ЦИК РФ как особого специализированного органа. Автор подчеркивает исключительную компетенцию данной комиссии, рассматривая ее полномочия на основе федерального законодательства и специального Регламента. Также внимание уделено взаимодействию ЦИК и избирательных комиссий субъектов РФ по вопросам, входящих в их компетенцию.

В России к настоящему времени сложилась четко закрепленная, строго регламентированная система разделения властей, существующая на конституционном уровне. Каждый орган власти, группа таких органов, выполняют строго определенные функции (законотворчество, исполнение законов, правосудие, надзор и т.п.), однако, наряду с ними существуют и такие органы, которые не вписываются в традиционную трехзвенную структуру разделения властей. Одним из таких обособленных органов, которому посвящена данная статья, является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Указанная комиссия не принадлежит ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Отметим, что многие государства, кроме РФ также имеют подобную структуру строения власти.

Что касается правового статуса данного органа, то он определен в статье 21 ФЗ от 12 июня 2002 г. [1]. Стоит подчеркнуть, что в Конституции РФ отсутствует специальный раздел, в котором бы регламентировалось правовое положение ЦИК и в целом вся избирательная система. Исходя из норм федерального законодательства, данная комиссия является специализированным органом, задача которого заключается в организации процесса выборов, референдумов и т.д. Особо следует обратить внимание на то, что ЦИК имеет исключительные полномочия в данной сфере, которые не могут быть переданы ни одному органу.

Основа действия ЦИК – постоянная, комиссия формируется на пятилетний срок. Статья 21 вышеупомянутого ФЗ закрепляет ее полномочия. Они состоят в следующем:

1) Контроль соблюдения избирательных прав;
2) Занимается организацией выборов, развитием избирательной системы, повышением правовой грамотности избирателей и прочей организационной деятельностью;
3) Занимается рассмотрением жалоб на действия комиссий низшего звена, разрешая их по существу.

Некоторые полномочия – производны, так как они обеспечивают соблюдение прав, которые устанавливают порядок проведения выборов. Так, в полномочиях ЦИК – организация нормативов, которые должны выполняться в отношении оборудования для голосования – кабины, ящики. Также это – организация порядка по выступлению кандидатов, финансовое обеспечение выборов, всякого рода помощь комиссиям и т.п. Но определенные полномочия рассматриваемого нами органа – особенны. Таковыми, например, является право на рассмотрение жалоб, связанных с нарушением избирательных прав.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, можно говорить о своеобразной иерархии, однако здесь есть определенные условности. Так комиссии, действующие в субъектах, не являются какими-либо подразделениями ЦИК, они организационно самостоятельны. Но комиссии субъектов и ЦИК могут взаимодействовать по ряду вопросов. Так, в совместном их ведении находится учет избирателей, участников референдума, формирование регистра, проверка отчетов о расходовании средств политическими партиями, источников их поступления, контролируют принадлежащее партиям имущество. По результатам проведения таких проверок комиссии информируют об этом граждан.

В ст. 21 названного выше ФЗ закреплено, что ЦИК вправе толковать избирательные НПА, однако данная компетенция имеет некоторые ограничения. Так, указанная статья в части 14 предусматривает право ЦИК РФ на дачу заключений по вопросу соответствия законов и иных НПА субъектов вышеназванному ФЗ, иным ФЗ, регулирующим избирательный процесс. Оцениваются только НПА субъекта на соответствие федеральным правилам, а решение принимается ЦИК коллегиально, но никак не единолично. Но стоит отметить, что такое заключение будет необязательным для представительного органа субъекта: оно будет чисто консультативным[2]. Это позволяет говорить о высокой вероятности судебного обжалования такого решения в суде. В данном случае вполне справедлива позиция В.В. Вискуловой, которая утверждает, что замечания и предложения ЦИК обладают рекомендательным характером, не имея какой-либо нормативности, однако это обстоятельство никак не умаляет доктринального значения актов, издаваемых ЦИК РФ в законодательной сфере [3].

Помимо вышеназванных полномочий, ЦИК РФ наделена правом издания инструкций, касающихся применения названного выше ФЗ. Но данные инструкции – обязательны для исполнения. Подобные полномочия дают основания некоторым авторам утверждать о наличии в нашем государстве института делегированного нормотворчества [4].

Основная форма, в которой осуществляет свою деятельность ЦИК РФ – это заседания, созываемые Председателем, либо его заместителем (по поручению Председателя). Но созыв может также состояться, если его потребуют не менее, чем 5 членов комиссии (одна треть). Само заседание будет действительным при условии присутствия на нем не менее, чем 2/3 участников, которые наделены правом решающего голоса.

Если тот или иной вопрос относится к ее компетенции, комиссия может его решить, однако исключительные вопросы для решения ЦИК закреплены в статье 31 Регламента. К таким вопросам относятся:

- назначение и освобождение от должности Председателя ЦИК, его заместителя и секретаря;
- предлагать кандидатов для комиссий субъектов;
- регистрация кандидатов;
- подавать в суд заявления об отмене регистрации кандидатов, ее аннулирование;
- вносить предложения по проектам ФЗ и ФКЗ;
- решать финансово-организационные вопросы, связанные с выборами, референдумом РФ, определять их результаты;
- утверждать текст и форму избирательных документов, устанавливая степень их защиты;
- регистрировать избирательные блоки;
- отменять решения нижестоящих комиссий (п. 10 ст. 21 названного ранее ФЗ);
- утверждение плана своей работы;
- распределение обязанностей между членами ЦИК;
- утверждение инструкций, иных НПА, право принимать обращения;
- принятие Регламента, его изменение, дополнение.

Также в указанной статье упомянут ряд обязанностей, связанных с расформированием комиссий (в судебном порядке), Аппаратом ЦИК и Контрольно-ревизионной службе при Комиссии.[6]

Отметим, что вышеприведенный список – не исчерпывающий и может быть дополнен рядом иных вопросов, которые входят в компетенцию ЦИК, устанавливаемую ФКЗ и ФЗ. Регламентом в ст. 43 части 2 установлены наиболее важные вопросы, принятие решений по которым происходит большинством голосов (не менее 8-ми), иные вопросы могут решаться не менее, чем 6-ю голосами. Решающий голос - за Председателем комиссии, в случае равного количества «за» и «против». Кроме того, у любого члена комиссии, не согласного с вынесенным ее решением, есть право на особое мнение, которое обязательно должно быть отражено в протоколе заседания. Особое мнение должно быть выражено в письменной форме, прилагается к решению Комиссии, а также подлежит обнародованию.

Таким образом, рассмотрев правовой статус ЦИК РФ, мы уточним, что данный орган является специализированным, обособленным. Его наиболее яркая особенность – исключительность, так как полномочия ЦИК не могут быть делегированы ни одному из властных органов, представляющих традиционные три ветви. Помимо данной особенности, ЦИК как орган избирательного права, также не находится в иерархии с аналогичными органами в субъектах РФ: данные комиссии не являются подразделениями ЦИК, закон устанавливает лишь их взаимодействие. Полагаем, что было бы верным расширить полномочия ЦИК в сфере законотворчества, с целью эффективного развития избирательного законодательства и процесса в РФ.

О Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

(с изменениями на 18 апреля 2018 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Центризбиркома России от 23 июня 1998 года N 150/1046-II (Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, N 6, 1998 год);

постановлением Центризбиркома России от 14 апреля 1999 года N 3/10-III (Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, N 3, 1999);

постановлением Центризбиркома России от 21 мая 1999 года N 5/28-III (Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, N 5, 1999 год);

постановлением Центризбиркома России от 25 апреля 2000 года N 101/1131-3 (Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, N 17, 2000 год);

постановлением Центризбиркома России от 1 ноября 2000 года N 114/1183-3 (Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, N 22(112), 2000 год);

постановлением Центризбиркома России от 24 января 2001 года N 120/1205-3 (Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, N 1, 2001 год);

постановлением Центризбиркома России от 14 апреля 2003 года N 3/14-4 (Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, N 3, 2003 год);

постановлением Центризбиркома России от 23 июля 2003 года N 19/139-4 (Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, N 9, 2003 год);

постановлением Центризбиркома России от 21 ноября 2005 года N 160/1054-4 (Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, N 12, 2005 год);

постановлением Центризбиркома России от 6 апреля 2007 года N 2/15-5 (Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, N 4, 2007 год);

постановлением Центризбиркома России от 28 декабря 2007 года N 83/668-5 (Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, N 4, 2008 год);

постановлением Центризбиркома России от 24 апреля 2008 года N 110/830-5 (Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, N 9, 2008 год);

постановлением ЦИК России от 10 декабря 2008 года N 140/1035-5 (Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, N 1, 2009 год);

постановлением ЦИК России от 21 августа 2009 года N 168/1201-5 (Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, N 8, 2009 год);

постановлением ЦИК России от 2 декабря 2009 года N 183/1257-5 (Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, N 12, 2009 год);

постановлением Центризбиркома России от 26 января 2011 года N 239/1558-5 (Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, N 2-3, 2011 год);

постановлением Центризбиркома России от 2 февраля 2011 года N 240/1561-5 (Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, N 2-3, 2011 год);

постановлением Центризбиркома России от 23 марта 2011 года N 252/1614-5 (Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, N 2-3, 2011 год);

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

Исполняющий обязанности
Председателя Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
А.В.Иванченко

Секретарь Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
А.А.Вешняков

28 июня 1995 года

УТВЕРЖДЕН
постановлением Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 28 июня 1995 года N 7/46-II

РЕГЛАМЕНТ
центральной избирательной комиссии Российской Федерации

I. Общие положения

Статья 1. Настоящий Регламент определяет порядок и правила работы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - Комиссия), являющейся федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами, осуществляющей в пределах своей компетенции руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами (далее - федеральные органы государственной власти), комиссий референдума Российской Федерации, контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, меры по оказанию правовой, методической, организационно-технической помощи избирательным комиссиям, комиссиям референдума в Российской Федерации, в том числе во взаимодействии с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, а также исполняющим иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами. (статья в редакции постановления ЦИК России от 21 августа 2009 года N 168/1201-5 - см. предыдущую редакцию).

Статья 2. Комиссия действует на постоянной основе и является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, другие печати и штампы, необходимые для обеспечения деятельности Комиссии, а также эмблему.

Официальное сокращенное наименование Комиссии - ЦИК России.

Статья 3. В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению, и не связана решениями политических партий и иных общественных объединений.

Статья 4. Комиссия состоит из 15 членов с правом решающего голоса, которые назначаются палатами Федерального Собрания Российской Федерации и Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

Срок полномочий Комиссии - пять лет (часть в редакции постановления Центризбиркома России от 23 марта 2011 года N 252/1614-5 - см. предыдущую редакцию).

В случае досрочного освобождения члена Комиссии с правом решающего голоса от обязанностей члена Комиссии по основаниям, предусмотренным статьей 29 Федерального закона, Председатель Комиссии в течение недели со дня указанного освобождения обращается в Государственную Думу или в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо к Президенту Российской Федерации с предложением о назначении нового члена Комиссии.

Политическая партия со дня представления в Комиссию документов для регистрации федерального списка кандидатов, а также кандидат на должность Президента Российской Федерации со дня представления в Комиссию документов для регистрации могут назначить в состав Комиссии по одному члену Комиссии с правом совещательного голоса (часть в редакции постановления Центризбиркома России от 6 апреля 2007 года N 2/15-5 - см. предыдущую редакцию).

При проведении референдума Российской Федерации инициативная группа по проведению референдума Российской Федерации после ее регистрации вправе назначить в Комиссию одного члена Комиссии с правом совещательного голоса (часть в редакции постановления Центризбиркома России от 21 ноября 2005 года N 160/1054-4 - см. предыдущую редакцию).

Членами Комиссии с правом совещательного голоса не могут быть назначены лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, судьи, прокуроры, граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, работники аппаратов комиссий, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях (часть в редакции постановления Центризбиркома России от 21 ноября 2005 года N 160/1054-4; дополнена постановлением Центризбиркома России от 6 апреля 2007 года N 2/15-5 - см. предыдущую редакцию).

Политические партии, не имеющие право назначить члена Комиссии с правом совещательного голоса, вправе назначить одного своего представителя (далее - представитель политической партии) для участия в работе Комиссии (абзац дополнительно включен постановлением ЦИК России от 2 декабря 2009 года N 183/1257-5).

Представителями политических партий не могут быть назначены лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, судьи, прокуроры, лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, лица, подвергнутые административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания, работники аппаратов комиссий, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях (абзац дополнительно включен постановлением ЦИК России от 2 декабря 2009 года N 183/1257-5).

Статья 5. Деятельность Комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного, открытого и гласного обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию.

Статья 6. Решения и иные акты Комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума, а также избирательных комиссий, комиссий референдума (часть в редакции постановления Центризбиркома России от 6 апреля 2007 года N 2/15-5 - см. предыдущую редакцию).

Решения и иные акты Комиссии не подлежат государственной регистрации.

Статья 7. Официальным печатным органом Комиссии является журнал "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Статья 7.1. Официальными сайтами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет (далее - сайт ЦИК России) являются сайты с электронными адресами: http://www.cikrf.ru и http://www.ЦИК.РФ.

Статья 8. Место постоянного нахождения Комиссии - Российская Федерация, город Москва, Большой Черкасский переулок, дом 9.

Заседания Комиссии проводятся, как правило, по месту ее постоянного нахождения. Комиссия вправе принять решение о проведении выездного заседания.

Статья 9. В Регламенте Комиссии используются следующие термины:

нижестоящие комиссии - организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные (районные, городские и другие), участковые избирательные комиссии, комиссии референдума (абзац в редакции постановления Центризбиркома России от 6 апреля 2007 года N 2/15-5 - см. предыдущую редакцию);

член Комиссии с правом решающего голоса - лицо, назначенное в состав Комиссии Государственной Думой, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Президентом Российской Федерации;

член Комиссии с правом совещательного голоса - лицо, назначенное в Комиссию политической партией, представившей в Комиссию документы для регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо лицо, назначенное в Комиссию кандидатом на должность Президента Российской Федерации, представившим в Комиссию документы для регистрации, либо лицо, назначенное инициативной группой по проведению референдума Российской Федерации (абзац в редакции постановления Центризбиркома России от 6 апреля 2007 года N 2/15-5 - см. предыдущую редакцию);

установленное число членов Комиссии - 15 ее членов с правом решающего голоса;

число присутствующих членов Комиссии - число ее членов с правом решающего голоса, участвующих в заседании Комиссии;

представитель политической партии - лицо, назначенное политической партией, зарегистрированной в установленном порядке, осуществляющей свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях", не имеющей фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, для участия в работе Комиссии (абзац дополнительно включен постановлением ЦИК России от 2 декабря 2009 года N 183/1257-5).

II. Председатель, заместитель Председателя и секретарь комиссии

Статья 10. Председатель, заместитель Председателя и секретарь Комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов Комиссии с правом решающего голоса тайным голосованием с использованием бюллетеней для голосования. Председатель, заместитель Председателя и секретарь Комиссии работают в Комиссии на постоянной (штатной) основе.

Статья 11. Кандидатов на должность Председателя Комиссии выдвигают члены комиссии с правом решающего голоса. Член Комиссии вправе выдвинуть свою кандидатуру. В бюллетень для тайного голосования по выборам на должность Председателя Комиссии вносятся фамилии, имена, отчества всех выдвинутых кандидатов на должность Председателя Комиссии, за исключением лиц, взявших самоотвод.

ЦИК назначается на 5 лет, является юр. лицом, члены ЦИК работают на постоянной основе, должны иметь высшее образование.

Назначение:

В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ст.21, СФ назначает 5 человек (всего в ЦИК 15 чел.: 5 от ГД, 5 от президента)) Совет Федерации назначает на должность пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Кандидатуры для назначения на должности членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации предлагают Совету Федерации законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые направляют в Совет Федерации соответствующие решения.

Вопрос о назначении на должность членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации включается Председателем Совета Федерации в проект повестки дня заседания палаты.

По кандидатурам, предложенным для назначения на должности членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера формирует списки кандидатур по группам субъектов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом постановлением Совета Федерации.

Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера доводит до сведения палаты заключения комитета по предложенным кандидатурам.

По решению Совета Федерации может быть проведено обсуждение предложенных кандидатур.

По кандидатурам, предложенным для назначения на должности членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, проводится тайное голосование. Голосование может проводиться в один этап или в два этапа.

Голосование проводится в один этап, если в каждом из списков кандидатур, сформированных по группам субъектов Российской Федерации, представлено не более одной кандидатуры. Голосование проводится по каждой кандидатуре отдельно, в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.

Если хотя бы в одном из списков кандидатур, сформированных по группам субъектов Российской Федерации, представлено более одной кандидатуры для назначения на должности членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, голосование проводится в два этапа.

На первом этапе проводится тайное голосование по установлению очередности включения кандидатур из списков, сформированных по группам субъектов Российской Федерации, в списки (бюллетени) для тайного голосования по назначению на должности членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

По результатам голосования на первом этапе кандидатуры в списках, сформированных по группам субъектов Российской Федерации, располагаются в порядке убывания числа голосов, поданных за каждую из кандидатур.

Голосование на втором этапе проводится в один тур или в несколько туров и считается законченным, когда:

- назначены все пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

- проведено голосование по всем предложенным кандидатурам.

В списки (бюллетени) для тайного голосования в каждом из последующих туров вносятся кандидатуры от каждой из групп субъектов Российской Федерации, по которым член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не был назначен.

Количество кандидатур, включенных в списки (бюллетени) для тайного голосования в каждом из туров, не может превышать число вакантных мест.

Голосование по каждой кандидатуре, включенной в список (бюллетень) для тайного голосования, проводится отдельно.

В каждом последующем туре в список (бюллетень) для тайного голосования не может быть внесена кандидатура, по которой проводилось голосование в предыдущем туре.

В каждом последующем туре голосование по кандидатурам из списков, сформированных по группам субъектов Российской Федерации, проводится последовательно в порядке убывания числа голосов, поданных за каждую из кандидатур на первом этапе.




Если по результатам всех проведенных голосований один член или несколько членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не назначены, процедура назначения повторяется начиная с предложения кандидатур.

Назначенным на должность члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Назначение на должность члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации оформляется постановлением Совета Федерации.

Освобождение от должности члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации:

Вопрос об освобождении от должности члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, назначенного на должность Советом Федерации, рассматривается Советом Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":

1) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

2) вступления в законную силу в отношении члена комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах;

3) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;

4) смерти члена комиссии;

5) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности;

6) замещении другой должности в органах государственной власти, государственных органах, органах местного самоуправления (при вступлении в должность должен отказаться от подобной должности, если таковая имеется);

7) занятии предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, при этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

8) членства в составе органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Российской Федерации иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

1) получение в связи с выполнением возложенных на него обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные членом избирательной комиссии в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, муниципальной собственностью и передаются членом избирательной комиссии по акту в соответствующую избирательную комиссию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Член избирательной комиссии, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) выезд в связи с выполнением возложенных на него обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе органов государственной власти, органов местного самоуправления с государственными органами (органами) иностранных государств, международными и иностранными организациями;

3) использовать в целях, не связанных с выполнением возложенных на него обязанностей, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;

4) разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением возложенных на него обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие им известными в связи с выполнением возложенных на него обязанностей.

В случае, если владение членом избирательной комиссии, приносящими доход, ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление.

Если запреты нарушены, то может быть поставлен вопрос об освобождении от занимаемой должности.

Это нужно у Терещенко на консультации уточнить (В случае, если СФ не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии в течение одного месяца, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума - в течение десяти дней со дня поступления заявления члена комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена комиссии принимается комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока.)

Решение об освобождении от должности члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации принимается тайным голосованием.

Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации считается освобожденным от должности, если за освобождение его от должности проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации. Решение Совета Федерации об освобождении от должности члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации оформляется постановлением Совета Федерации.

Полномочия ГД

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федераци

4) Направляет представителей Государственной Думы в организации, создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов;

5) Осуществляет парламентский контроль в сфере бюджетных правоотношений;

6) Участвует в работе правительственной комиссии через представителей Государственной Думы;

7) Назначает на должность членов Центральной избирательной комиссии РФ;

8) Ратифицирует, прекращает и приостановливает действия международных договоров РФ, согласие на обязательность которых для РФ выражено в форме федерального закона;

9) Дает Мотивированное заключение при назначении и отзыве дипломатических представителей;

В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Совет Федерации назначает на должность пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Статья 195. Представление кандидатур для назначения на должности членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

1. Кандидатуры для назначения на должности членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации предлагают Совету Федерации законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые направляют в Совет Федерации соответствующие решения.

2. Вопрос о назначении на должность членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации включается Председателем Совета Федерации в проект повестки дня заседания палаты.

Статья 196. Формирование списков кандидатур по группам субъектов Российской Федерации

1. По кандидатурам, предложенным для назначения на должности членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике формирует списки кандидатур по группам субъектов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом постановлением Совета Федерации.

2. Председатель Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике доводит до сведения палаты заключения комитета по предложенным кандидатурам.

3. По решению Совета Федерации может быть проведено обсуждение предложенных кандидатур.

Статья 197. Порядок голосования по кандидатурам, предложенным для назначения на должности членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

1. По кандидатурам, предложенным для назначения на должности членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, проводится тайное голосование. Голосование может проводиться в один этап или в два этапа.

2. Голосование проводится в один этап, если в каждом из списков кандидатур, сформированных по группам субъектов Российской Федерации, представлено не более одной кандидатуры. Голосование проводится по каждой кандидатуре отдельно, в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.

3. Если хотя бы в одном из списков кандидатур, сформированных по группам субъектов Российской Федерации, представлено более одной кандидатуры для назначения на должности членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, голосование проводится в два этапа.

4. На первом этапе проводится тайное голосование по установлению очередности включения кандидатур из списков, сформированных по группам субъектов Российской Федерации, в списки (бюллетени) для тайного голосования по назначению на должности членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

5. По результатам голосования на первом этапе кандидатуры в списках, сформированных по группам субъектов Российской Федерации, располагаются в порядке убывания числа голосов, поданных за каждую из кандидатур.

6. Голосование на втором этапе проводится в один тур или в несколько туров и считается законченным, когда:

назначены все пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

проведено голосование по всем предложенным кандидатурам.

7. В списки (бюллетени) для тайного голосования в каждом из последующих туров вносятся кандидатуры от каждой из групп субъектов Российской Федерации, по которым член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не был назначен.

8. Количество кандидатур, включенных в списки (бюллетени) для тайного голосования в каждом из туров, не может превышать число вакантных мест.

9. Голосование по каждой кандидатуре, включенной в список (бюллетень) для тайного голосования, проводится отдельно.

10. В каждом последующем туре в список (бюллетень) для тайного голосования не может быть внесена кандидатура, по которой проводилось голосование в предыдущем туре.

11. В каждом последующем туре голосование по кандидатурам из списков, сформированных по группам субъектов Российской Федерации, проводится последовательно в порядке убывания числа голосов, поданных за каждую из кандидатур на первом этапе.

12. Если по результатам всех проведенных голосований один член или несколько членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не назначены, процедура назначения повторяется начиная с предложения кандидатур.

Статья 198. Принятие решения о назначении на должность члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

1. Назначенным на должность члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации.

2. Назначение на должность члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации оформляется постановлением Совета Федерации.

Статья 199. Рассмотрение вопроса об освобождении от должности члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

1. Вопрос об освобождении от должности члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, назначенного на должность Советом Федерации, рассматривается Советом Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

2. Решение об освобождении от должности члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации принимается тайным голосованием.

3. Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации считается освобожденным от должности, если за освобождение его от должности проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации. Решение Совета Федерации об освобождении от должности члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации оформляется постановлением Совета Федерации.

Читайте также: