Писец профессия кто такой

Опубликовано: 17.05.2024

Кто такие писцы? Попробуем вместе найти ответ на этот вопрос. Писарем называли человека, профессионально переписывающего от руки документы и книги.

Древний писец был у каждого крупного землевладельца. Именно представители этой профессии вели царские дела, занимались составлением хроники в городах и храмах.

кто такие писцы

Интересные факты

Рассуждая о том, кто такие писцы, отметим, что именно эти люди переписывали разные тексты, в том числе и Священные писания. Однако после появления книгопечатания данная профессия утратила свою актуальность. Она трансформировалась в юриспруденцию, бухгалтерию, журналистику.

древний писец

Развитие данной профессии происходило в Средневековье, когда распространялось в Европе христианство, а в Азии шло становление ислама. Формированию ее особенно способствовало появление торговли, банковского дела, ростовщичества. В Европе на должность писца приглашались монахи. Первые скриптории, появившиеся здесь, датированы VI—VII веками, они были обнаружены в Испании, во Франции, в Ирландии.

писцы в древнем египте

Древние времена

Писцы в древнем Египте выбирались из числа мужчин, которые принадлежали к зажиточному среднему классу. Это был специально обученный искусству иероглифического письма человек, владеющий также основам арифметики.

Египетский писец вел дела в храмах и в армии, работал при дворе фараона. Данная работа передавалась по наследству. Мальчиков воспитывали так, чтобы они могли после специального обучения занять место своего отца.

Статуя писца, представленная на фото, является подтверждением значимости этой профессии в те далекие времена.

Основная часть информации о Древнем Египте, дошедшая до нашего времени, стала результатом труда многочисленных писцов.

Именно под их чутким контролем происходило строительство разнообразных монументов. Скульптура писца, сохранившаяся как памятник этой уникальной профессии, является живым доказательством ее важности и значимости. Именно писцы тщательно записывали разные указы, переписывали многочисленные экономические документы.

Часть исторической информации, которая была представлена в устной форме среди низших сословий египетского общества, а также многочисленные рассказы иноземцев, странников, стали достоянием истории благодаря самоотверженной работе писцов.

объясните значение слова писец

Смысловая особенность

В тот исторический период эта профессия считалась достаточно престижной, писцы считались представителями двора фараона, они были освобождены от службы в армии, не платили налоги.

Чем еще выделялся писец? Определение мальчиков в эту профессию было наследственным, так же, как и ремесленничество. Художественные писцы привлекались для художественной росписи усыпальниц фараонов, они расписывали иероглифами мебель, статуи.

статуя писца

Сохранившиеся факты

Для того чтобы понять, кто такие писцы Древнего Египта, отметим, что в папирусах было указано, что «нет иной должности, помимо писаря, когда человек это начальник». Историки обнаружили и древние «рекламные плакаты». На папирусах призывали быть писарями, потому как эта должность «не подлежит податям, защищает от тяжелой работы».

писец определение

Сложности профессии

Кто такие писцы? Как можно было получить эту профессию? Будем вместе искать ответы на эти вопросы. Историки убеждены в том, что получить образование в древние времена было очень сложно. В школе занятия проходили с раннего утра до позднего вечера. Непослушных учеников зачастую подвергали тяжким телесным наказаниям. Для того чтобы преуспеть в науке, школьники вынуждены были приносить в жертву мирские радости и наслаждения.

На куске папируса, сохранившегося до нашего времени, написано о том, как учителя наставляли своих воспитанников: «Встань на место! Книги уже есть перед товарищами. Ненавидь пляски и люби писание. Пиши целый день своими пальцами и читай. Не проводи день праздно. Совет всегда спрашивай у того, кто умнее тебя». Нерадивых учеников учитель обещал привязывать, поучать плетью.

египетский писец

Скульптура писца

Во время раскопок древнеегипетской гробницы был обнаружен портрет писца Каи. Для скульптур Древнего Египта свойственны строгие правила, по которым изображались люди. Спина у сидящих статуй должна была быть прямой, поза неподвижная. Руки располагались на коленях либо одна рука прижималась к груди. Глаза изображались широко открытыми, а взгляд человека устремлялся вдаль. Когда луч света проник в гробницу, оттуда засветились два «живых» глаза. Ученым удалось установить, что они были изготовлены из горного хрусталя, черного блестящего дерева, а также белого алебастра. Такие глаза «ставили» статуе только при проведении процесса «оживления». Египтяне искренне верили в то, что глаза являются вместилищем человеческой души. Вставляя в статую глаза, они искренне верили в то, что «возвращают ей душу» живого человека.

Статуя писца Каи, раскрашенная известняком, датирует 2490 годом до нашей эры. Она была установлена в погребальной камере вблизи саркофага, так как эта профессия пользовалась большим почетом и уважением.

Где учили искусству писаря?

Специальные школы появлялись во дворцах вельмож и царей, существовали при крупных храмах. В них обучение проходили дети с пятилетнего возраста. Сначала детей обучали правильному чтению, красивому написанию букв. Только после этого отбирали тех школьников, которые имеют красивый почерк, усердны и аккуратны, учили их составлять различные деловые бумаги, соблюдая правила древнего делового стиля.

Для того чтобы освоить грамоту, ученик должен был выучить около 700 сложных иероглифов, владеть упрощенным, беглым, а также классическим письмом.

Профессиональные навыки

После обучения будущий писарь владел навыками делового стиля, предназначенного для составления уставных религиозных текстов, светских приказов и распоряжений. Школяры и писцы владели своеобразным набором специальных письменных принадлежностей:

  • чашкой для холодной воды;
  • деревянной дощечкой со специальными углублениями под охру и сажу;
  • тростниковой палочкой для чистописания.

Большая часть текста наносилась черной краской. Красный цвет использовали только для выделения важных смысловых фраз, а также для обозначения в текстах пунктуации.

Престижность профессии

В древние времена профессию писца считали почитаемой и привилегированной. Писцов называли интеллектуальной элитой, которая управляла экономической и административной деятельностью Древнего Египта. Представители этой профессии являлись также библиотекарями, именно они хранили литературное наследие собственного народа.

Хранитель библиотечного фонда фараона в то время считался воспитателем наследника престола Древнего Египта.

Писцы на Руси

В XIII-XV веках представители этой профессии занимались на Руси переписыванием книг. Они служили при княжеских и архиерейских домах. В обязанности писца входило ведение канцелярских дел. Помимо основного мастера, которого на Руси называли доброписцем, у него был один или несколько помощников. Учениками мастера выбирались прилежные и аккуратные юноши, которые имели красивый почерк.

В 1284 году из Киева в Рязань по личной просьбе епископа Иосифа доставляется Кормчая книга. В ее переписывании принимали участие пять мастеров, об этом свидетельствует пять разных почерков, установленных историками. Сохранились и такие факты, которые подтверждают информацию о том, что многие духовные лица обучались грамоте у светских писцов. Мирские дьяки занимались переписывание книг не только для богатых светских лиц, они часто работали для монастырей.

В процессе работы над церковными книгами они часто дополняли монастырские писания. Постепенно и на Руси профессия писца стала передаваться по наследству. На одной из старинных иллюстраций представлена работа мастеров над созданием книги. В центре басменного оклада располагается гравированная пластинка со святым распятием, по углам композиции представлены евангелисты. Они показаны за работой по написанию святой книги. Один занимается разлиновкой пергамента, второй работает над текстом. Третий мастер посыпает записи песком, просушивающим чернила, а четвертый писец складывает тексты. Эти процессы предполагали большие временные затраты, требовали от писца твердой руки, особого внимания.

Существовали определенные требования и к почерку мастера. Буквы изображались отчетливо, аккуратно, поэтому на написание текстов уходило огромное количество времени.

Заключение

Для того чтобы создать одну рукопись, требовалось несколько месяцев непрерывной и усердной работы. После того как работа над рукописью завершалась, мастер делал небольшой перерыв, чтобы дать волю своим настроениям и переживаниям. Затем он приступал к новой работе, концентрируясь на красивой и качественной записи той информации, которая ему была предоставлена.

Подробной информации о том, какова была оплата труда писцов, не сохранилось. Лишь в некоторых исторических документах есть упоминания о том, что мастер, занимающийся переписыванием книг, записью документов, получал неплохой гонорар за свою деятельность. Например, в Изборнике 1403 года сообщалось, что писец получил за свой труд около трех рублей. Помимо текста, в книгах писарь создавал незатейливые украшения в виде заглавных букв. Некоторые мастера специально указывали свои инициалы, чтобы по ним можно было узнать автора.

Если рукопись предназначалась для торжественного прочтения во время богослужения, создавалась для особого случая, например, по заказу архиерея, в ее создании участвовали золотописцы. Эти мастера выполняли сложные орнаменты, изготавливали инициалы, создавали небольшие миниатюры.

В качестве наглядного примера роскошной исторической рукописи, для создания которой были привлечены художники, можно выделить Хронику византийского исторического деятеля девятого века Георгия Амартола. В ее написании были задействованы высококлассные писцы того времени.

Безусловно, именно благодаря качественной работе многочисленных мастеров письменности до нашего времени дошли уникальные исторические сведения о жизни и деятельности церковной элиты, научные труды древних ученых и философов.

Кто такие писцы? Попробуем вместе найти ответ на этот вопрос. Писарем называли человека, профессионально переписывающего от руки документы и книги.

Древний писец был у каждого крупного землевладельца. Именно представители этой профессии вели царские дела, занимались составлением хроники в городах и храмах.

кто такие писцы

Интересные факты

Рассуждая о том, кто такие писцы, отметим, что именно эти люди переписывали разные тексты, в том числе и Священные писания. Однако после появления книгопечатания данная профессия утратила свою актуальность. Она трансформировалась в юриспруденцию, бухгалтерию, журналистику.

древний писец

Развитие данной профессии происходило в Средневековье, когда распространялось в Европе христианство, а в Азии шло становление ислама. Формированию ее особенно способствовало появление торговли, банковского дела, ростовщичества. В Европе на должность писца приглашались монахи. Первые скриптории, появившиеся здесь, датированы VI—VII веками, они были обнаружены в Испании, во Франции, в Ирландии.

писцы в древнем египте

Древние времена

Писцы в древнем Египте выбирались из числа мужчин, которые принадлежали к зажиточному среднему классу. Это был специально обученный искусству иероглифического письма человек, владеющий также основам арифметики.

Египетский писец вел дела в храмах и в армии, работал при дворе фараона. Данная работа передавалась по наследству. Мальчиков воспитывали так, чтобы они могли после специального обучения занять место своего отца.

Статуя писца, представленная на фото, является подтверждением значимости этой профессии в те далекие времена.

Основная часть информации о Древнем Египте, дошедшая до нашего времени, стала результатом труда многочисленных писцов.

Именно под их чутким контролем происходило строительство разнообразных монументов. Скульптура писца, сохранившаяся как памятник этой уникальной профессии, является живым доказательством ее важности и значимости. Именно писцы тщательно записывали разные указы, переписывали многочисленные экономические документы.

Часть исторической информации, которая была представлена в устной форме среди низших сословий египетского общества, а также многочисленные рассказы иноземцев, странников, стали достоянием истории благодаря самоотверженной работе писцов.

объясните значение слова писец

Смысловая особенность

В тот исторический период эта профессия считалась достаточно престижной, писцы считались представителями двора фараона, они были освобождены от службы в армии, не платили налоги.

Чем еще выделялся писец? Определение мальчиков в эту профессию было наследственным, так же, как и ремесленничество. Художественные писцы привлекались для художественной росписи усыпальниц фараонов, они расписывали иероглифами мебель, статуи.

статуя писца

Сохранившиеся факты

Для того чтобы понять, кто такие писцы Древнего Египта, отметим, что в папирусах было указано, что «нет иной должности, помимо писаря, когда человек это начальник». Историки обнаружили и древние «рекламные плакаты». На папирусах призывали быть писарями, потому как эта должность «не подлежит податям, защищает от тяжелой работы».

писец определение

Сложности профессии

Кто такие писцы? Как можно было получить эту профессию? Будем вместе искать ответы на эти вопросы. Историки убеждены в том, что получить образование в древние времена было очень сложно. В школе занятия проходили с раннего утра до позднего вечера. Непослушных учеников зачастую подвергали тяжким телесным наказаниям. Для того чтобы преуспеть в науке, школьники вынуждены были приносить в жертву мирские радости и наслаждения.

На куске папируса, сохранившегося до нашего времени, написано о том, как учителя наставляли своих воспитанников: «Встань на место! Книги уже есть перед товарищами. Ненавидь пляски и люби писание. Пиши целый день своими пальцами и читай. Не проводи день праздно. Совет всегда спрашивай у того, кто умнее тебя». Нерадивых учеников учитель обещал привязывать, поучать плетью.

египетский писец

Скульптура писца

Во время раскопок древнеегипетской гробницы был обнаружен портрет писца Каи. Для скульптур Древнего Египта свойственны строгие правила, по которым изображались люди. Спина у сидящих статуй должна была быть прямой, поза неподвижная. Руки располагались на коленях либо одна рука прижималась к груди. Глаза изображались широко открытыми, а взгляд человека устремлялся вдаль. Когда луч света проник в гробницу, оттуда засветились два «живых» глаза. Ученым удалось установить, что они были изготовлены из горного хрусталя, черного блестящего дерева, а также белого алебастра. Такие глаза «ставили» статуе только при проведении процесса «оживления». Египтяне искренне верили в то, что глаза являются вместилищем человеческой души. Вставляя в статую глаза, они искренне верили в то, что «возвращают ей душу» живого человека.

Статуя писца Каи, раскрашенная известняком, датирует 2490 годом до нашей эры. Она была установлена в погребальной камере вблизи саркофага, так как эта профессия пользовалась большим почетом и уважением.

Где учили искусству писаря?

Специальные школы появлялись во дворцах вельмож и царей, существовали при крупных храмах. В них обучение проходили дети с пятилетнего возраста. Сначала детей обучали правильному чтению, красивому написанию букв. Только после этого отбирали тех школьников, которые имеют красивый почерк, усердны и аккуратны, учили их составлять различные деловые бумаги, соблюдая правила древнего делового стиля.

Для того чтобы освоить грамоту, ученик должен был выучить около 700 сложных иероглифов, владеть упрощенным, беглым, а также классическим письмом.

Профессиональные навыки

После обучения будущий писарь владел навыками делового стиля, предназначенного для составления уставных религиозных текстов, светских приказов и распоряжений. Школяры и писцы владели своеобразным набором специальных письменных принадлежностей:

  • чашкой для холодной воды;
  • деревянной дощечкой со специальными углублениями под охру и сажу;
  • тростниковой палочкой для чистописания.

Большая часть текста наносилась черной краской. Красный цвет использовали только для выделения важных смысловых фраз, а также для обозначения в текстах пунктуации.

Престижность профессии

В древние времена профессию писца считали почитаемой и привилегированной. Писцов называли интеллектуальной элитой, которая управляла экономической и административной деятельностью Древнего Египта. Представители этой профессии являлись также библиотекарями, именно они хранили литературное наследие собственного народа.

Хранитель библиотечного фонда фараона в то время считался воспитателем наследника престола Древнего Египта.

Писцы на Руси

В XIII-XV веках представители этой профессии занимались на Руси переписыванием книг. Они служили при княжеских и архиерейских домах. В обязанности писца входило ведение канцелярских дел. Помимо основного мастера, которого на Руси называли доброписцем, у него был один или несколько помощников. Учениками мастера выбирались прилежные и аккуратные юноши, которые имели красивый почерк.

В 1284 году из Киева в Рязань по личной просьбе епископа Иосифа доставляется Кормчая книга. В ее переписывании принимали участие пять мастеров, об этом свидетельствует пять разных почерков, установленных историками. Сохранились и такие факты, которые подтверждают информацию о том, что многие духовные лица обучались грамоте у светских писцов. Мирские дьяки занимались переписывание книг не только для богатых светских лиц, они часто работали для монастырей.

В процессе работы над церковными книгами они часто дополняли монастырские писания. Постепенно и на Руси профессия писца стала передаваться по наследству. На одной из старинных иллюстраций представлена работа мастеров над созданием книги. В центре басменного оклада располагается гравированная пластинка со святым распятием, по углам композиции представлены евангелисты. Они показаны за работой по написанию святой книги. Один занимается разлиновкой пергамента, второй работает над текстом. Третий мастер посыпает записи песком, просушивающим чернила, а четвертый писец складывает тексты. Эти процессы предполагали большие временные затраты, требовали от писца твердой руки, особого внимания.

Существовали определенные требования и к почерку мастера. Буквы изображались отчетливо, аккуратно, поэтому на написание текстов уходило огромное количество времени.

Заключение

Для того чтобы создать одну рукопись, требовалось несколько месяцев непрерывной и усердной работы. После того как работа над рукописью завершалась, мастер делал небольшой перерыв, чтобы дать волю своим настроениям и переживаниям. Затем он приступал к новой работе, концентрируясь на красивой и качественной записи той информации, которая ему была предоставлена.

Подробной информации о том, какова была оплата труда писцов, не сохранилось. Лишь в некоторых исторических документах есть упоминания о том, что мастер, занимающийся переписыванием книг, записью документов, получал неплохой гонорар за свою деятельность. Например, в Изборнике 1403 года сообщалось, что писец получил за свой труд около трех рублей. Помимо текста, в книгах писарь создавал незатейливые украшения в виде заглавных букв. Некоторые мастера специально указывали свои инициалы, чтобы по ним можно было узнать автора.

Если рукопись предназначалась для торжественного прочтения во время богослужения, создавалась для особого случая, например, по заказу архиерея, в ее создании участвовали золотописцы. Эти мастера выполняли сложные орнаменты, изготавливали инициалы, создавали небольшие миниатюры.

В качестве наглядного примера роскошной исторической рукописи, для создания которой были привлечены художники, можно выделить Хронику византийского исторического деятеля девятого века Георгия Амартола. В ее написании были задействованы высококлассные писцы того времени.

Безусловно, именно благодаря качественной работе многочисленных мастеров письменности до нашего времени дошли уникальные исторические сведения о жизни и деятельности церковной элиты, научные труды древних ученых и философов.

Писец, писарь - человек, который профессионально занимается переписыванием книг и документов от руки.

Профессия писца, которая раньше была распространена в том или ином виде во всех имеющих письменность культурах, утратила свою значимость с развитием книгопечатания. Изначально писцы вели дела крупных землевладельцев, царей; вели хронику при храмах и городах, переписывали различные тексты, включая священные писания. Позже из профессии писца развились такие сферы деятельности, как журналистика, бухгалтерия, юриспруденция.

1. Древний Египет

Древнеегипетский писец - это человек, специально обученный искусству письма на языке иероглифов, а также иератическому и, начиная со второй половины первого тысячелетия, демотическому письму, а также арифметике. Писцами почти всегда были мужчины, принадлежащие той части общества, которую сейчас мы бы назвали зажиточным средним классом. Основой их деятельности была бюрократия при дворе фараонов, ведение дел в армии и храмах. Работа писцов передавалась по наследству, сыновья изначально воспитывались с расчетом на то, что после нескольких лет обучения в школах займут место отца.

Собственно, большая часть информации про Древний Египет доступна нам только благодаря работе писцов: под их надзором происходило возведение различных монументов; ими тщательно записывались различные указы и экономические документы; многие истории, ходившие в устном виде среди низших классов египетского общества, рассказы иноземцев и странников дошли до нас только потому, что были записаны, зачастую случайно.

Профессия писца считалась престижной, они были частью двора фараонов и освобождались от уплаты налогов и службы в армии. Вместе с ремесленниками и художниками писцы принимали активное участие в украшении иероглифами усыпальниц, домов, реликвий, статуй, мебели.

Существовала даже отдельная богиня - Сешат, соответствующая профессии писцов.

2. Древняя Месопотамия

Письменность в Древней Месопотамии возникла, судя по всему, из необходимости документировать различные торговые сделки. Фактически ранние образцы месопотамской письменности - это длинные клинописные списки и таблицы, нанесённые на глиняные таблички специально обученными арифметике и грамоте писцами. Чуть позже стали появляться записи различных астрономических наблюдений и даже литературные произведения. Например, одно из известнейших - Эпос о Гильгамеше. Кроме глиняных табличек, месопотамские писцы активно использовали папирус.

3. Древний и современный Израиль

Древнейшим еврейским писцом считается сам пророк Моисей XIV в. до н. э., написавший 13 Свитков Торы. Заповеди пользоваться рукописными Свитками Торы, тефиллин и мезузами обеспечили непрерывное существование профессиональных переписчиков священных текстов иудаизма до наших дней. Во время Вавилонского пленения евреев Иерусалимский Храм был разграблен и сожжён, вместе с ним погибли некоторые манускрипты. Приблизительно через 70 лет евреи, возглавляемые Ездрой - писцом, учёным человеком и первосвященником, - вернулись в Иерусалим. Ездра канонизировал свод правил для писарей, благодаря которому до нас доходят точные, практически идентичные тексты.

После завоевания и разграбления Иерусалима Римской империей еврейские писцы, жившие в Европе, продолжали переписывать Танах, пользуясь этими правилами. До 1947 года самой старой копией Танаха была версия приблизительно 895 года н. э. Но в 1947 году бедуинским пастухом была обнаружена пещера с довольно большим количеством рукописей, датируемых периодом от 250 г. до н. э. до 68 г. до н. э. Поскольку манускрипты, содержащие имя Божье, не должны быть уничтожены, их всегда оставляли в различных "тайниках" либо могилах. Сравнение показывает, что копии с разрывом около тысячелетия хоть и не безошибочные, но на удивление точные.

Профессия писца во все времена пользуется у евреев особым почётом.

4. Средние века

Профессия писарей бурно развивалась на протяжении Средневековья: с распространением христианства в Европе и ислама в Азии, с распространением ростовщичества, торгового и банковского дела спрос на писцов неизменно рос. В Европе писцами становились преимущественно монахи. Первые скриптории появились в VI - VII веках на юге Италии, во Франции, в Ирландии, Испании. С развитием книгопечатания профессия писца постепенно сошла на нет.

5. Войсковой писарь

В казачьем войске одной из выборных должностей была должность войскового писаря. Он избирался Войсковым кругом вместе с атаманом. Должность считалась очень почётной, на неё выбирали казака из самых грамотных и умных. Кроме войскового писаря, никто не имел права писать и посылать бумаги от войска с его подписью. Писарь также заведовал внутренними и внешними сношениями войска, был членом войскового правления и хранителем войсковой печати.

6. Волостной писарь

В Российской империи волостной писарь являлся помощником волостного старшины, возглавлявшего волость. Волостной писарь назначался уездным Присутствием по крестьянским делам. Сначала он приобретал опыт на должности сельского писаря, затем в качестве помощника волостного писаря. Обладая определенной грамотностью и основами юридических знаний, волостной писарь зачастую являлся фактическим руководителем волостного правления.

Писарь обязан был составлять ведомости о видах на урожай, о движении народонаселения, о числе рогатого скота и лошадей, отчёты о взыскании податей и различных платежей, доклады о поставке лошадей в войска, о проведении рекрутского набора, о призыве запасных солдат на службу, ответы на запросы по розыску различных лиц, в том числе государственных преступников, сведения о нищенстве и т. д.

В обязанности писаря входила и подготовка дел для слушания в волостном суде. Поэтому нередко от него зависели судьбы крестьян, и часто коррумпированные волостные писари использовали эту должность как источник обогащения.

После хождения в народ в волостные писари запретили принимать лиц дворянского происхождения и с высшим образованием.

Египетский писец

Египетский писец с папирусным свитком. Музей в Луксоре

ревнеегипетский писец — это человек специально обученный искусству письма на языке иероглифов, а также иератическому и, начиная со второй половины первого тысячелетия, демотическому письму, а также арифметике. Писцами почти всегда были мужчины принадлежащие той части общества, которую сейчас мы бы назвали зажиточным средним классом. Основой их деятельности была бюрократия при дворе фараонов, ведение дел в армии и храмах. Работа писцов передавалась по наследству, сыновья изначально воспитывались с расчетом на то, что после нескольких лет обучения в школах займут место отца.

Собственно, большая часть информации про Древний Египет доступна нам только благодаря работе писцов: под их надзором происходило возведение различных монументов; ими тщательно записывались различные указы и экономические документы; многие истории, ходившие в устном виде среди низших классов египетского общества, рассказы иноземцев и странников дошли до нас только потому, что были записаны, часто случайно.

Профессия писца считалась престижной, они были частью двора фараонов и освобождались от уплаты налогов и службы в армии. Вместе с ремесленниками и художниками писцы принимали активное участие в украшении иероглифами усыпальниц, домов, реликвий, статуй, мебели. В папирусах нередко встречаются наставления такого рода:

"Смотри, нет другой должности, кроме должности писца, где человек всегда начальник" или «Будь писцом! Это освободит тебя от податей, защитит тебя от работ всяких, удалит тебя от мотыги. и не будешь ты носить корзину. Не будешь ты под владыками многими и под начальниками многочисленными».

Писцы принадлежали двору фараонов и освобождались от уплаты налогов и службы в армии.

Образование стоило большого труда. Ученики в школе занимались с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых жестоко наказывали. Чтобы добиться успехов в учебе, школьники жертвововали мирскими радостями. Вот что можно прочитать в одном из папирусов, как учитель наставляет своего ученика:

"Вставай на свое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой, и ты умащен благовониями. Твой венок из цветов висит у тебя на шее. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью".

Сидящий писец

Сидящий писец. V династия. Лувр, Париж

Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них детей с 5 лет. Вначале школьника учили читать и правильно и красиво писать , затем — составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль. Для освоения грамоты ученику необходимо было запомнить около 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге он должен был овладеть деловым стилем — для светских нужд и уставным — для составления религиозных текстов.

У писцов и школяров имелся своеобразный письменный прибор: чашечка для воды, деревянная дощечка с углублениями для краски из сажи и охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали для обозначения пунктуации и выделения отдельных смысловых фраз.

Профессия писца была самой привилегированной и почитаемой в древнеегипетском обществе. Писцы составляли интеллектуальную элиту, управляющую административной и экономической деятельностью страны. Будучи одновременно и библиотекарями, они сохраняли литературные памятники своего народа. В Древнем Египте должность писца и хранителя библиотеки была государственной и передавалась по наследству, так как её мог занять только тот, кто обладал «высшими знаниями».

Хранитель библиотеки фараона также являлся воспитателем наследника египетского престола.

Существовала даже отдельная богиня — Сешат, соответствующая профессии писцов.

2. Школа чиновников

В Древнем Египте при дворе фараона существовали школы подготовки чиновников. Молодые люди, готовящие себя к управленческой карьере, практиковались в переписывании различных деловых бумаг и сочинений, прославлявших преимущества такой карьеры. Славословие чиновника разворачивалось на фоне принижения других профессий.

В одном из сочинений автор пишет:

Говорят мне, что ты бросаешь книги, предаешься танцам, обращаешь лицо к сельскому хозяйству, а не к слову божьему. Неужели ты не помнишь положения земледельца во время жатвы? Черви воруют половину зерна, гиппопотамы пожирают другую, мыши умножаются в поле. ».

В следующем тексте описываются злоключения офицера:

У него множество неприятностей. С детства приводят его, чтобы запереть в казарму. Обрати сердце твое, чтобы сделаться писцом, ты будешь управлять людьми».

Статуя писца Хоремхеба

Статуя писца Хоремхеба

Высмеивание различных профессий в угоду канцелярской службе являлось действенным приемом воспитания будущих чиновников. Кроме трактатов, восхваляющих чиновную профессию, будущие египетские управленцы упражнялись в литературном сочинительстве. Они писали царям оды, деловые письма и отчеты, приветственные послания, выговоры по службе, жалобы, приказы, производили различные вычисления, например, при снабжении войска или назначении рабочих для возведения обелиска.

Особо школьные учителя следили за моральным обликом будущих чиновников. Высокое призвание и профессия, которые они должны получить в будущем, обязывают юношей вести достойный образ жизни. Мало уметь играть на флейте, читать нараспев под псалтырь или петь под аккомпанемент гуслей. Надо еще уметь заставить себя не делать того, что тебе больше всего нравится, например, пить пиво или вино, веселясь в обществе девиц. Будущие чиновники должны были в совершенстве знать придворный и служебный ритуал: кому и какие знаки приветствия оказывать, как и в каком тоне разговаривать с лицами одного ранга, выше- и нижестоящими, от кого и через кого принимать письменные доклады.

У школяров формировалась своя субкультура, обычаи и традиции, существовало особое чиновное остроумие, непонятное представителям других профессий. Много времени уделялось риторике, написанию гимнов, чтению различного рода «наставлений», «поучений» и трактатов. Например, «Наставления Птахотпа» или «Поучения Аменемхета I» читались и переписывались в школах в течение многих веков.

Чиновник древности — это, как правило, человек ученый, воспитанный, образованный. Занимаясь вопросами приличествующего поведения и хорошего тона как знаков принадлежности к высшему классу, школяры много времени посвящали религиозным и этическим проблемам. Они обсуждали проблемы благоустройства государства и общества, экономного ведения хозяйства, справедливого отношения к низшим классам, предотвращения недовольства и социального напряжения, законоведения и практической астрономии. Мудрые наставники учили их, как держать себя в обществе мудрейших людей, в гостях, в семье, с подчиненными, с начальством.

Статуя чиновника

Статуя провинциального чиновника

Школы чиновников назывались «домами учения писанию». Попасть туда было заветной мечтой представителей среднего класса. Научиться грамоте означало выбиться в люди. В «Наставлениях Дуау», египетского гражданина, устроившего своего сына Пиопи в придворную школу, говорится: «Нет ничего выше книг. Как в воде плавай в книгах — ты найдешь в них наставление: если писец находится при дворе, он не будет нищим. Я не знаю другой должности, которая могла бы дать повод к подобному изречению, потому внушаю тебе любить книги как родную мать и излагаю перед тобой все преимущества. Они выше всех других должностей: нет на земле ничего выше их».

Советник фараона пятой династии Птахотеп завещал своему потомству следовать его жизненному примеру и наставлениям, обещая за это спокойную жизнь, блестящую карьеру, добрую славу и память, долголетие, которое для египтянина составляло 110 лет. Он писал:

Если ты возвысился из ничтожества или разбогател после бедности, не превозносись и не насильничай, полагаясь на свои сокровища. Гни спину перед начальством, тогда твой дом будет в порядке, а твое жалование в исправности. Плохо тому, кто противится начальнику, но легко жить, когда он благоволит. Мудрец сыт тем, что он знает. Хорошая речь выше драгоценных камней. Будь внимателен к тому, что говоришь. Повторяй слово за словом, не пропуская, не заменяя одно слово другим».

3. Добрые и злые чиновники

Народ, ремесленники и земледельцы, страшился представителей закона даже самого низкого ранга. Их появление, как правило, возвещало о битье палками и о конфискации скромного имущества. Разумеется, моралисты советовали представителям власти проявлять умеренность и милосердие:

Не ленись при сборе налогов, но и не будь слишком суров. Если найдешь в списке большую задолженность бедняка, раздели ее на три части. Уступи две, чтобы осталась только одна часть».

Некоторые чиновники напоминают в надписях на стелах или статуях в храмах или в своих гробницах, что руководствовались не менее гуманными принципами. Везир Птахмес говорит:

Я делал то, что хвалят люди и что угодно богам. Я давал хлеб голодному. Я кормил того, кто ничего не имел».

Другой везир, Рехмира, заботливо управлял царскими владениями. Он наполнил храмы статуями и построил себе великолепную гробницу, но он также защищал слабого от сильного, покровительствовал вдове, у которой не было родни, а только дети.

Подчиненным Бакенхонсу, верховного жреца Амона, тоже не приходилось жаловаться на своего господина, если верить его словам:

Я был отцом для моих подчиненных, обучал их юношей, подавал руку несчастным, обеспечивал жизнь тех, кто впадал в нужду. Я не угрожал слугам, а был для них отцом. Я обеспечивал похороны тому, кто не имел наследника, давал гроб тому, кто не имел ничего. Я защищал сироту, который взывал ко мне, я отстаивал интересы вдовы. Я не прогонял сына с должности отца. Я не отнимал малых детей у матери. Я открывал свои уши перед всеми, кто говорил правду. Я удалил всех, отягощенных пороками».

А вот история бывшего царского писца и хранителя амбаров Хаемхата. Он «сошел» в некрополь после того, как был оправдан на земле. Против него не было выдвинуто обвинения. Когда он явился в большой зал суда, находящиеся там боги нашли, что все его поступки не отклоняют стрелки весов. И сам Тот оправдал его на суде всех богов и богинь.

Все эти рассказы весьма утешительны. Однако один властитель, хорошо знавший людей, предостерегает своего сына от судей:

Знай, немилостивы они в тот час, когда они выполняют свои обязанности»

(«Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара»)

Художник Хеви

Автопортрет художника Хеви (рельеф из Дейр-эль-Медина). Рисунок из книги П. Монтэ 'Египет Рамсесов'

Старый вояка Хоремхеб, который вклинился между потомками Эхнатона и Рамсесом I, не строил никаких иллюзий. Он знал, что в тревожные годы, последовавшие за религиозной революцией, писцы, сборщики налогов и все представители власти, до самых ничтожных, беспощадно притесняли простых людей, обкрадывая одновременно народ и фараона. Судьи без стеснения брали взятки, за деньги оправдывали преступника и осуждали невинного, слишком бедного, чтобы им заплатить. Хоремхеб нашел наконец способ покончить с несправедливостью и покарать тех, кто злостно нарушал свой долг. Он издал суровый указ — любой судья, уличенный в злоупотреблениях своим служебным положением, подвергался позорной казни: ему отрезали нос и ссылали в своего рода каторжный лагерь в Силе, на Суэцком полуострове.

Менмаатра (Сети I) в своем декрете довольно сурово обращается к везирам, знати, царскому сыну Куша, командирам лучников и хранителям золота, к вождям южных и северных племен, к колесничим и начальникам конюшен, к носителям зонта, ко всем стражникам царского дома и ко всем посланникам. Речь идет о защите от алчных чиновников «Дома миллионов лет», который он основал в Абидосе и щедро одарил его имуществом, людьми и стадами. У фараона есть все основания думать, что эти чиновники насильно уводят его пастухов, рыбаков, земледельцев и ремесленников, что они ловят рыбу в его прудах и охотятся в его охотничьих угодьях, что они конфискуют суда, особенно те, что возвращаются из Нубии с грузом товаров из южных стран. Каждый чиновник, который завладеет имуществом храма, будет наказан по крайней мере сотней палочных ударов, вернет все захваченное и заплатит штраф в стократном размере в возмещение причиненных убытков. В отдельных случаях наказание будет равняться двумстам палочным ударам и пяти «ранам». Особо провинившихся отдавали на земледельческие работы служителям храма, предварительно отрезав им нос и уши.

4. Административный аппарат

Статуи Каапера

Статуя царского чиновника Каапера ('Сельский староста'). Древесина. Высота 110 см. V династия. Саккара

В Египте с самых древних времен была очень грамотная администрация. Уже в эпоху I династии писцы оттискивали на глиняных пробках кувшинов свои имена и титулы с помощью цилиндрических печатей. Все, кого мы знаем благодаря статуе, стеле или гробнице, имели по крайней мере один титул. А кое-кто мог принести целый список из дюжины титулов. В период Древнего царства титулов и должностей развелось так много, что перечень их заполнил бы целый том. До нас дошел справочник египетской иерархии времен Рамессидов. Во главе стоят боги, богини и второстепенные божества, царствующий фараон, его супруга, божественная мать фараона и царские дети. Далее следуют судьи и советники, среди которых везир и назначенный фараоном первый советник, и все сановники, имеющие счастье жить возле солнца, крупные военачальники, писцы царской библиотеки, управляющие, глашатаи, носильщик зонта, носильщик опахала, царские писцы, начальники «белого дома», главный писец верховного суда, писцы — сборщики налогов.

Во втором списке перечислены представители фараона за границей, в «колониях» и городах, царские посланцы, хранитель печати «дома моря», ответственный за устья каналов. Одних специальных должностей — легион! Каждый из этих высших чиновников располагал собственным многочисленным штатом. Правители номов старались жить в своих резиденциях, как фараон в своей столице, и содержали массу служителей по примеру царского двора. Такой бог, как Амон, обладал несметными богатствами, которые находились в ведении жреческой администрации со строгой иерархией. У первого пророка были управляющий дома, «камергер», хранитель покоев, писцы, начальник моряков и начальник слуг. Второй пророк тоже имел штат чиновников, приставленных к его персоне. Даже четвертый пророк чувствовал бы себя несчастнейшим из смертных, если бы на всех выходах его не сопровождала маленькая свита. Далее следует перечислить целый ряд управляющих, высших чиновников и писцов, которые распределяли между собой обязанности по выполнению решений высшего совета жрецов. Главные среди этих чиновников — хранители и писцы казначейства, хранитель печати храмовой казны, хранитель большой печати дома Амона. Не столь всемогущий и прославленный, как Амон, но все же владыка Ипу (Ахмим) и Коптоса, бог Мин имел помимо многочисленных жрецов значительный административный аппарат — писцов, начальников работ, отвечавших за стада, за ткацкие мастерские, за транспорт, а кроме того, кладовщиков и счетоводов. Как и во всех странах, чиновничье племя стремилось размножиться, а не сократиться. Рамсес III за тридцать один год своего правления обогатил всех богов Египта, и каждому расширению их владений соответствовало появление новых должностей. Требовалось все больше писцов, чтобы собирать налоги, следить за их перевозкой, надзирать за рабами, содержать в порядке каналы и дороги, набережные и склады.


Писец это человек , который служит в качестве профессионального переписчика , особенно тот , кто сделал копию рукописей до изобретения автоматической печати .

Профессия писца, ранее широко распространенная в разных культурах, потеряла большую часть своей известности и статуса с появлением печатного станка . Работа писцов может включать копирование рукописей и других текстов, а также секретарские и административные обязанности, такие как снятие под диктовку и ведение деловых, судебных и исторических записей для королей , знати , храмов и городов . Эта профессия превратилась в государственных служащих , журналистов , бухгалтеров , бухгалтеров , машинисток и юристов . В обществах с низким уровнем грамотности можно найти уличных писцов (и читателей), оказывающих услуги писцов.

СОДЕРЖАНИЕ

Древний Египет


Одним из самых важных профессионалов в Древнем Египте был человек, получивший образование в области письма (как иероглифов, так и иератических шрифтов, а также демотического письма второй половины первого тысячелетия до нашей эры, которое в основном использовалось для стенографии и торговли. ) и арифметика. Сыновья писцов воспитывались в той же традиции писцов, отправлялись в школу и унаследовали положение своих отцов при поступлении на государственную службу.

Многое из того, что известно о Древнем Египте, связано с деятельностью его писцов и официальных лиц. Под их надзором возводились монументальные здания, ими документировалась административная и хозяйственная деятельность, а рассказы о низших сословиях Египта и зарубежных странах сохранились благодаря тому, что писцы записывали их.


Книжники считались частью королевского двора, не призывались в армию, не должны были платить налоги и были освобождены от тяжелого ручного труда, необходимого для низших классов ( барщинный труд). Писец работал с художниками и ремесленниками, которые украшали рельефы и другие строительные работы сценами, персонажами или иероглифическим текстом.

Демотические писцы использовали тростниковые ручки, у которых стебли были тоньше, чем у тростника (2 мм). Конец тростника был разрезан наискосок, а затем пережеван, так что волокна стали разделенными. В результате получилась короткая жесткая кисть, с которой обращались так же, как с каллиграфом.

Тоту приписывают изобретение письма древними египтянами. Он был писцом богов, обладавших знанием научных и моральных законов.

Египетские и месопотамские функции



Помимо бухгалтерского учета и правительственной политики, писцы перешли в литературу. Первые рассказы, вероятно, были рассказами о сотворении мира и религиозными текстами. Возникли и другие жанры, например, литература мудрости , представлявшая собой сборник философских высказываний мудрецов. Они содержат самые ранние записи общественной мысли и исследования идей в некоторой степени и в деталях.

В Месопотамии в период с середины до конца 3-го тысячелетия до нашей эры шумеры создали часть этой литературы в форме серии дебатов. Среди шумерских споров - « Споры между птицами и рыбами» . Другие шумерские примеры включают споры между летом и зимой, где побеждает зима, и споры между скотом и зерном, деревом и тростником, серебром и медью, киркой и плугом, а также жерновом и камнем гуль-гуль.

Древнеегипетская версия - это «Спор между человеком и его Ба» , восходящая к периоду Среднего царства.

Иудаизм

Еще в XI веке до нашей эры писцы в Древнем Израиле были выдающимися профессионалами, которые выполняли функции, которые сегодня могут быть связаны с юристами, журналистами, министрами правительства, судьями или финансистами. Некоторые писцы также копировали документы, но это не обязательно было частью их работы.


Еврейские книжники использовали следующие правила и процедуры при создании копий Торы и, в конечном итоге, других книг еврейской Библии .

  1. Они могли использовать только чистые шкуры животных как для письма, так и для переплета рукописей.
  2. В каждом столбце письма должно быть не менее 48 и не более 60 строк.
  3. Тушь должна быть черной, по особой рецептуре.
  4. Они должны произносить каждое слово вслух, пока пишут.
  5. Они должны вытереть перо и вымыть все свое тело перед тем, как писать самое святое имя Бога, ЯХВХ , каждый раз, когда они пишут его.
  6. В течение тридцати дней должна быть проведена рецензия, и если требуется исправление целых трех страниц, всю рукопись придется переделывать.
  7. Буквы, слова и абзацы приходилось считать, и документ становился недействительным, если две буквы касались друг друга. Средний абзац, слово и буква должны соответствовать таковым в исходном документе.
  8. Документы можно было хранить только в священных местах (синагоги и т. Д.).
  9. Поскольку ни один документ, содержащий Слово Бога, нельзя было уничтожить, они хранились или закапывались в генизе (на иврите: «хранилище»).

Софер

Соферы (еврейские писцы) - одни из немногих писцов, которые до сих пор занимаются своими делами от руки, работая на пергаменте . Известные каллиграфы , они производят свитки Торы на иврите и другие священные тексты.

Точность

До 1948 года самые старые известные манускрипты Библии на иврите датировались 895 годом нашей эры. В 1947 году мальчик-пастух обнаружил несколько свитков, датированных между 100 годом до нашей эры и 100 годом нашей эры, в пещере к западу от Мертвого моря . В течение следующего десятилетия в пещерах было найдено больше свитков, и эти открытия стали известны под общим названием Свитки Мертвого моря . Были представлены все книги еврейской Библии, кроме Эстер . Были обнаружены многочисленные копии каждой книги, в том числе 25 экземпляров книги Второзаконие .

Хотя среди свитков Мертвого моря были обнаружены и другие предметы, которых в настоящее время нет в еврейской Библии , и при их копировании произошло много вариаций и ошибок, тексты в целом свидетельствуют о точности писцов. Свитки Мертвого моря в настоящее время являются лучшим способом сравнения точности и последовательности перевода Библии на иврите, поскольку они являются старейшими из всех известных в настоящее время библейских текстов .

Исправления писцов и редактирование библейской литературы

Священники, взявшие на себя руководство еврейской общиной, сохраняли и редактировали библейскую литературу. Библейская литература стала инструментом, узаконившим и укрепившим политический и религиозный авторитет священников.

Исправления писцов ( Tiqqun soferim ) относятся к изменениям, которые были внесены в первоначальную формулировку еврейской Библии во время периода второго храма, возможно, где-то между 450 и 350 годами до нашей эры. Одним из самых выдающихся людей того времени был писец Ездра . Он также нанял писцов, чтобы они работали на него, чтобы они записывали и исправляли устную традицию. После того, как Ездра и книжники закончили писать, Ездра собрал евреев, которые вернулись из изгнания, все из которых принадлежали к семьям Коханим . Эзра прочитал им незнакомую версию Торы. Эта версия отличалась от Торы их отцов. Ездра не писал новую Библию. Благодаря гениальности своего «редактирования» он представил религию в новом свете.

Европа в средние века


Монашеские книжники

В средние века каждую книгу делали вручную. Специально обученные монахи или писцы должны были аккуратно разрезать листы пергамента, сделать чернила, написать сценарий, связать страницы и создать обложку для защиты сценария. Все это происходило в монашеской письменной комнате, называемой скрипторием, в которой было очень тихо, чтобы писцы могли сохранять концентрацию. В большом скриптории может работать до 40 писцов. Писцы просыпались под утренние колокола перед рассветом и работали до вечерних колоколов с перерывом на обед между ними. Они работали каждый день, кроме субботы . Основная цель этих книжников заключалась в продвижении идей христианской церкви, поэтому они в основном копировали классические и религиозные произведения. Книжники должны были переписывать произведения на латыни, греческом и иврите независимо от того, понимали они язык или нет. Эти воссоздания часто писались каллиграфией и содержали богатые иллюстрации, что делало процесс невероятно трудоемким. Писцы также должны были быть знакомы с техникой письма. Они должны были убедиться, что линии были прямыми, а буквы были одинакового размера в каждой книге, которую они копировали. Обычно писцу требовалось пятнадцать месяцев, чтобы переписать Библию. Такие книги писались на пергаменте или пергаменте, сделанном из обработанных шкур овец, коз или телят. Эти шкуры часто были от собственных животных монастыря, поскольку монастыри были самодостаточны в выращивании животных, выращивании сельскохозяйственных культур и пивоварении. Общий процесс был слишком обширным и дорогостоящим, чтобы книги получили широкое распространение в этот период. Хотя писцы могли работать только при дневном свете, из-за высокой стоимости свечей и довольно плохого освещения, которые они обеспечивали, монашеские книжники все же могли печатать от трех до четырех страниц работы в день. В среднем писец мог переписывать две книги в год. Ожидалось, что они будут делать по крайней мере одну ошибку на странице. В двенадцатом и тринадцатом веках копирование стало более специализированным видом деятельности и все чаще выполнялось специалистами. Чтобы удовлетворить растущий спрос, была введена система печей , в которой разные части одного и того же текста назначались наемным копировщикам, работающим как в монастырях , так и за их пределами .

Писцы-женщины

Женщины также играли роль писцов в англосаксонской Англии, поскольку религиозные женщины в монастырях и школах были грамотными. При раскопках в средневековых монастырях были обнаружены щупы , что указывает на то, что в этих местах делались письменные и копировальные работы. Кроме того, женские местоимения используются в молитвах в рукописях конца 8-го века, что позволяет предположить, что рукописи были первоначально написаны писцами-женщинами и для них.

Большинство свидетельств о существовании в Риме женщин-писцов в раннем средневековье носит эпиграфический характер . В Риме было обнаружено одиннадцать надписей на латинском языке, которые идентифицируют женщин как писцов. В этих надписях мы встречаемся с Хапате, который был известен как стенографист греческого языка и жил до 25 лет. Коринна была известна как кладовщик и писец. Трое были определены как литературные помощники; Тихе, Херма и Плэтории. Были также четыре женщины, которые были идентифицированы по званию библиотекари. Libraria - это термин, который обозначает не только клерка или секретаря, но, в частности, литературного переписчика. Этими женщинами были Магия, Пирр, Вергилия Евфросиния и освобожденная женщина, имя которой в надписи остается безымянным. К надписям и литературным отсылкам мы можем добавить еще один последний фрагмент свидетельств римского периода о писцах-женщинах: мраморный рельеф из Рима в начале 2-го века, на котором сохранилась иллюстрация женщины-писца. Женщина сидит на стуле и, кажется, пишет на какой-то табличке, она стоит лицом к лицу с мясником, который рубит мясо за столом.

В XII веке в бенедиктинском монастыре в Вессобрунне, Бавария, жила писательница по имени Диемут. Она жила в монастыре затворницей и профессиональным писцом. Существуют два средневековых книжных списка, в которых Димут назвал более сорока книг. Четырнадцать книг Дьемута существуют сегодня. В их состав входят четыре тома из шести томов «Нравственности в Иове» Папы Григория Великого, два тома трехтомной Библии и иллюстрированная копия Евангелий. Было обнаружено, что Диемут был писцом на протяжении пяти десятилетий. Она сотрудничала с другими писцами в производстве других книг. Поскольку в монастыре Вессобрунн была введена строгая клаустрация, предполагается, что эти другие писцы также были женщинами. Димут приписали написание такого количества томов, что она единолично пополняла библиотеку Вессобрунна. Ее преданность созданию книг на благо монахов и монахинь Вессобрунна в конечном итоге привела к тому, что ее признали местной святой. В бенедиктинском монастыре в Адмонте, Австрия, было обнаружено, что некоторые монахини писали стихи и прозу как на латыни, так и на немецком языке. Они произнесли свои собственные проповеди, диктовали на восковых дощечках, а также копировали и освещали рукописи. Они также преподавали в школе латинскую грамматику и библейское толкование. К концу XII века у них было так много книг, что им требовалось, чтобы кто-то присматривал за их скрипторием и библиотекой. В монастыре Адмонт были идентифицированы две женщины-писца; Сестры Ирмингарт и Регилинд.

В Германии было выявлено несколько сотен писцов-женщин. Эти женщины работали в женском монастыре Германии с тринадцатого до начала XVI века. Большинство этих женщин могут быть идентифицированы только по именам или инициалам, по ярлыку «scriptrix», «soror», «scrittorix», «scriba» или по колофону (идентификация писца в конце рукописи). Некоторых женщин-писцов можно найти в монастырских документах, таких как некрологи, платежные ведомости, опись книг и повествовательные биографии отдельных монахинь, найденные в монастырских хрониках и сестринских книгах. Этих женщин объединяет их вклад в библиотеки женских монастырей. Многие из них остаются неизвестными и непризнанными, но они служили интеллектуальным усилиям по сохранению, передаче и иногда созданию текстов. Книги, в которых они оставляли свое наследие, обычно отдавались сестре монастыря и посвящались настоятельнице, либо отдавались или продавались окружающему сообществу. Были обнаружены два некролога, датируемые 16 веком, оба некролога описывают умерших женщин как «писцов». В некрологе, найденном в монастыре в Рулле, Кристина фон Хальтрен описывается как написавшая много других книг.

Женские монастыри отличались от мужских в период с 13 по 16 века. Они меняли свой порядок в зависимости от настоятельницы. Если будет назначена новая настоятельница, то орден изменит их личность. Каждый раз, когда монастырь менял свой порядок, им приходилось заменять, исправлять, а иногда и переписывать свои тексты. От этого периода сохранилось много книг. Приблизительно 4000 рукописей были обнаружены в женских монастырях позднесредневековой Германии. Женщины-писцы были деловыми женщинами монастыря. Изготовили большой объем архивных и деловых материалов, записали сведения о монастыре в виде летописей и некрологов. Они несли ответственность за разработку правил, статутов и установления порядка. Они также скопировали большое количество молитвенников и других религиозных рукописей. Многие из этих писцов были обнаружены по их колофонам.

Городской писец

Писец был обычным делом в средневековых европейских городах в X и XI веках. Многие из них работали в скрипториях, принадлежащих местным учителям или лордам. Эти писцы работали в установленные сроки, чтобы завершить заказанные работы, такие как исторические хроники или стихи. Из-за того, что пергамент был дорогим, писцы часто сначала создавали черновик своей работы на восковой или меловой табличке.

Читайте также: