Плюсы и минусы профессии капитана судна

Опубликовано: 05.07.2024

Мореплавание и судоходство являются популярными сферами деятельности, специалисты которых имеют интересную и высокооплачиваемую работу. Пройдя по карьерной лестнице, можно стать капитаном корабля без дополнительных усилий. Популярность такой должности обоснована престижностью и возможностью путешествовать по различным странам мира.

Как стать капитаном корабля - описание профессии, обязанности и зарплата

Сложности профессии

Брать ответственность за жизни людей и состояние судна нелёгкое дело. Обучение по морской специальности проходит в различных формах. Теоретическую и практическую части сложно освоить без упорных занятий, чтения профессиональной литературы и саморазвития. Капитан судна должен обладать навыками стратегического мышления и уметь решать проблемы в сложных ситуациях. Вся команда слушает главного человека на корабле, поэтому в процессе обучения придётся освоить концентрацию внимания для быстрого выстраивания плана действий.

Сразу капитаном стать не получится, важно набраться опыта и побывать не в одном десятке плаваний, чтобы научиться всем нюансам профессии. Пройти по карьерной лестнице до главы судна можно при условии регулярной работы моряком в течение 7−10 лет. Процесс обучения на капитана корабля включает:

Как стать капитаном корабля - описание профессии, обязанности и зарплата

  • заучивание правовой теории — морское законодательство, кодекс, юридические правила;
  • теоретическая и опытная работа с техническим оборудованием — вычисление разных данных, ведение документации, отслеживание изменений, выстраивание последовательности действий;
  • экологические правила;
  • строение судов и характеристика;
  • работа в команде — решение социальных связей;
  • управление людьми;
  • правила международных вод;
  • умение делать грамотную отчётность;
  • навигация речная и морская, а также хождение в порту;
  • способность управлять судном посредством команды и технологий.

Профессия предполагает руководство над экипажем гражданского корабля, а также управление им в штатной ситуации. За годы работы матрос проходит карьерную лестницу до третьего, второго, старшего и заместителя капитана.

Долгий процесс обучения включает умение помыть палубу, приготовить пищу на всю команду и оказать срочную медицинскую помощь в экстренной ситуации. Любой ребёнок знает, что работа капитана очень сложна.

ъПлюсы и минусы должности

Как стать капитаном корабля - описание профессии, обязанности и зарплата

В каждой профессиональной области есть преимущества и недостатки. Морское дело отличается сложной структурой, особенно тяжёлой в обучении. Всего на судне есть 3 типа рабочих — электротехники, механики и судоводители. Из основного командного состава сложно выбиться по карьерной лестнице до должности капитана.

Выбирая морскую специальность, стоит понимать, где лучше работать — в технике или с документами. Описание позитивных сторон:

Как стать капитаном корабля - описание профессии, обязанности и зарплата

Работа главы корабля имеет некоторые особенности, с которыми не все выпускники морских вузов готовы мириться. В обязанности капитана судна входят решение сложных задач и их распределение экипажу. Главные недостатки профессиональной деятельности:

Но на хорошую зарплату могут рассчитывать только капитаны дальнего плавания. У работников речных и малых судов очень скромный доход. Иногда в чрезвычайных ситуациях помощники имеют право вносить изменения в заданный курс.

Где учат судовождению

Среди морских вузов и колледжей есть выдающиеся представители, которые обеспечивают качественную профессиональную подготовку студентов со всей России. По возможности стоит поступить в колледж после 9 класса, а также пойти в высшее учебное заведение. Всё обучение на капитана корабля проходит в разной форме. Каждая академия использует специальный методологический комплекс и современную научную программу.

Среди высших учебных заведений выделяются столичные университеты и другие государственные учреждения:

Как стать капитаном корабля - описание профессии, обязанности и зарплата

  • Волжская государственная академия водного транспорта;
  • Санкт-Петербургский государственный морской технический колледж;
  • Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова;
  • Институт водного транспорта имени Г. Я. Седова;
  • Московская государственная академия водного транспорта;
  • Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского.

Поступление в академию после 11 класса позволит оперативно начать изучение узконаправленных наук. Как правило, для поступления в учебные заведения необходимо сдать математику, информатику, физику, химию и иностранный язык. Получить высшее образование и диплом недостаточно, поскольку непрофессиональные выпускники сразу уходят с работы.

Сколько зарабатывает капитан судна

Любая специальность, будь то штурман или младший персонал, оплачивается в достаточном объёме. Ценовой разброс зависит от масштаба. Если капитан речного судна получает не больше 70 тыс. рублей, то управление торговым лайнером позволит зарабатывать от нескольких тысяч долларов за один рейс.

Как стать капитаном корабля - описание профессии, обязанности и зарплата

Важно быть готовым к переезду — капитаны востребованы в городах с открытым выходом в море. Специалист на круизном лайнере, промысловом судне или частной яхте может зарабатывать и параллельно отдыхать в различных странах. Опыт также существенно меняет ставку. Начинать карьерную лестницу лучше всего с технических профессий на судне, например, инженер-судоводитель. Заниматься документами в кабинете также выгодно.

Профессиональный капитан отлично знает кодекс, разрешённые и запрещённые действия в международных и внутренних водах. В экстремальных случаях именно глава судна решает сложные вопросы. Члены команды — матросы, в первое плаванье могут получать от 40 тыс. до 60 тыс. рублей. На карьерный рост влияют не только глубокие технические знания, но и педантичность в узконаправленных делах, тактичность, вежливость и задатки лидера.

Стоит ли учиться на моряка: перспективы, плюсы и минусы

Многие родители – в особенности проживающие в приморских городах – задумываются над возможностью отдать сыновей на морское дело. Высокая заработная плата, обеспеченность работой вне зависимости от обстоятельств привлекают к профессии и родителей, и самих молодых людей. Но действительно ли всё так радужно, как хотелось бы думать?

Плюсы

  • Финансовая независимость. Находясь в плавании, моряк практически не тратит денег – только зарабатывает, и зарабатывает именно столько, сколько предписано контрактом. По возвращении из рейса, у него всегда есть деньги, ему не приходится ни у кого брать в долг – а, как только они закончатся (или как только надоест отпуск), можно снова уйти в плавание. Годичный отпуск моряка, кстати, составляет от 4 до 5 месяцев – вместе с возможностью самостоятельно отбирать контракты определённой длительности, это становится достаточно весомым аргументом.
  • Быстрый карьерный рост. Профессия моряка позволяет очень быстро продвигаться по – хотя и своеобразной, но всё-таки – карьерной лестнице и повысить заработную плату до максимума уже, например, к 30 годам. Простой юнга может превратиться в полноценного капитана за очень короткий срок.
  • Высокие заработные платы. Вкупе с быстрым карьерным ростом, логично предположить, что заработная плата будет достаточно высокой. И действительно: в начале карьеры моряк 2 класса может зарабатывать от 1000$ в месяц, в то время как с повышением и его оклад будет значительно расти. Все траты, которые могут произойти в период плавания, нанимающая компания обычно берёт на себя, а значит, и копить морякам гораздо проще. Самые высокие зарплаты сейчас предлагает нефтяная промышленность.
  • Расширение кругозора. Путешествуя по разным странам – пускай и лишь по рабочей необходимости – волей-неволей приходится общаться с разными людьми. Для этого, как правило, необходимо знание как минимум одного языка, притом изучение не будет ограничено штудированием учебников, но потребует постоянной практики. Полноценное знание языка пригодится и тогда, когда моряк уйдёт в отставку.
  • Воспитание силы воли. Бывалые моряки отмечают, что, из множества профессий, морская деятельность – едва ли не единственная, позволяющая научиться ценить жизнь и людей вокруг тебя. Подумайте сами: морякам приходится сходу, подручными средствами, решать множество проблем и всё время находиться рядом с одними и теми же людьми. Прибавить к этому тяжёлые погодные условия, удалённость от дома и невозможность быть рядом с близкими, и моряки даже со стороны покажутся сильными и волевыми личностями.
  • Романтика. Наконец, моряк – это просто-напросто романтичная профессия. Что может вызывать большую мечтательность, чем вечно колышущийся горизонт, лёгкие волны и морской бриз? Где ещё читать «Детей капитана Гранта» и Жюль Верна? Конечно, со временем это ощущение исчезает, но только со временем!

Моряк идет

Минусы

  • Разлука с семьёй. Морякам сложнее прочих заводить семейные отношения. Как становиться отцом детям, если не будет возможности видеть, как они растут? Как можно надеяться, что семья не распадётся, когда всё завязано на чистой психологии, и чувства, если они не поддерживаются, могут просто угаснуть? Короткие контракты – к примеру, на два месяца, выдаются очень редко, лишь с продвижением по службе, поэтому немногие решаются на заведение семейного очага.
  • Отсутствие житейских радостей. Стремясь быстро сделать карьеру, молодые люди уходят в море сразу после выпуска из академии – и сразу пропадают на много-много месяцев. Когда они возвращаются, жизнь уже идёт другим чередом, связи с друзьями распадаются, и характерные вылазки, свойственные молодости, уже не приносят столько радости. Отрешённость от жизни, в том числе по молодости, накладывает свой невесёлый отпечаток на психику человека, делая его мрачным и пессимистичным.
  • Большой стресс. Многие называют борт корабля психологической тюрьмой, и основания под этим есть – и немалые. Это и необходимость день за днём видеть одних и тех же людей; и невозможность куда-то уйти или спрятаться. А также – физическая нагрузка, притом немалая. Неудивительно, что романтика морских путешествий довольно скоро испаряется.
  • Вред для здоровья… Моряки не всегда высыпаются, морякам приходится регулярно кочевать из одного часового пояса в другой и раскачиваться по волнам (что, вообще-то, вредно для вестибулярного аппарата), из-за чего их здоровье изрядно портится. Казалось бы, поэтому от моряков требуют обильной физической подготовки, но здоровье и так и так одно, и, когда его становится меньше, человек быстро становится никому не нужным.
  • … и прямая зависимость от него. Когда моряку становится невмоготу ходить в море (а такое случается, потому что людям всё-таки свойственно стареть), он зачастую лишается заработка. Не имея практического опыта, начинающему моряку тяжело сказать, как долго он сможет проработать на судне, поэтому и рассчитывать на десятилетия вперёд никто не хочет. Проблема, впрочем, решается довольно просто: для этого достаточно получить профессию, по которой можно будет устроиться при окончательной высадке на сушу. Можно, например, получить заочное образование.
  • Некоторый риск для жизни. Как говорится, жить вообще вредно, потому что конец всех ожидает один, но некоторые профессии намного вреднее, чем другие. В частности, профессия моряка. Посудите сами: выходя в море, экипаж корабля рискует попасть в шторм, после которого многие останутся инвалидами (а кто-то не выживет вовсе). Существует риск попасть в плен к пиратам, подхватить малярию и не получить своевременной медицинской помощи ввиду отсутствия на судне необходимых медикаментов. Риски для жизни минимальны и, тем не менее, они есть.

Моряк выходит на работу

Выводы

Как и любая другая, профессия морока имеет свои достоинства и недостатки. Не бывает идеальных профессий, поэтому все острые углы должны сглаживаться беспрекословной и бескомпромиссной любовью к своему делу. Если любви нет, то любая деятельность будет в тягость.

Плюсы и минусы работы моряком

Работа в море привлекает романтикой и рассказами бывалых моряков, но отталкивает не всегда простыми условиями работы и разлукой с домом. Тем не менее, пока одни решают, готовы ли они кардинально изменить свою жизнь и уйти в рейс, другие активно уверенно заполняют анкеты и проходят собеседования в крюинговых агентствах.

Перспективы, жизнь в постоянном путешествии, высокая зарплата и другие плюсы работы моряком

1. Очень высокая заработная плата

Если на суше многие готовы работают за сущие копейки, то в море идут только за очень и очень высокими зарплатами. Зарплата в несколько тысяч у.е. – это не миф, а реальность. Вакансии с указанными зарплатами убедят вас в этом, как только вы взглянете на цифры. Даже если мы говорим о вакансиях на не-морские специальности, рынок зарплат тоже очень высокий. К примеру, парикмахеру на круизный лайнер предлагают 2 тыс. евро за месяц.

2. Карьерный рост моряка, реальный и быстрый

Если вы тщательно подойдёте к планированию своего будущего и грамотно спланируете карьеру, то никто не помешает вам уже к тридцати годам получить высокую должность и звание. На суше о таких перспективах можно только мечтать.

3. На время работы – полное обеспечение

Во время рейса и нахождения на судне, судовладелец морской состав обеспечивает всем необходимым. Моряки получают одежду для работы, полноценное питание, им оплачивают перелёты и гостиницы. Другими словами у моряков нет обычным ежедневных расходов, без которых жизнь на берегу сложно представить. Любители экономить и копить это, однозначно, оценят.

4. Жить в путешествии и видеть мир своими глазами

Несмотря на то, что судно в порту находится не очень долгое время, всё равно у моряков всегда есть время, чтобы выйти и ознакомиться с новым местом. При этом у моряков больше шансов просто выбрать другое место для жизни и кардинально изменить свою жизнь.

5. Долгие рейсы, но и долгий отпуск

В среднем у моряка в году 4-6 месяцев, когда он может отдыхать от рейса. Что существенно больше, чем отпуск тех, кто работает на берегу.

6. Для любознательных – возможность узнать новых людей, новые страны и новую культуру

Обычно, экипаж состоит из представителей разных национальностей, поэтому здесь реально подружиться, завести знакомства и даже выучить новый язык и даже не один.

7. На берегу реальный шанс найти работу с высоким окладом

Компании, которые работают в морской сфере при найме сотрудников выбираю тех, кто может продемонстрировать хороший опыт работы. Понятно, что с высоким окладом.

Минусы работы моряком: так ли всё безоблачно или есть подводные камни?

1. Будьте готовы к тому, что эта работа тяжёлая физически

Часто моряку приходится работать больше 12 часов без выходных и праздников. Также помни о таких факторах как постоянная качка, смена климата и смена часовых поясов.

2. Нужно внимательно следить за здоровьем

Нужно смотреть реальности в глаза и понимать, что такая работа может привести к серьёзным последствиям и травмам, особенно если не соблюдать правила безопасности.

3. Вы готовы на время разлучиться с близкими?

Благодаря интернету разлука с семьёй и близкими кажется не такой сложной, однако всё равно нужно понимать, что моряки оторваны от семьи примерно полгода.

4. Пираты – реальная опасность

Очень часто судна проходят через зоны повышенной опасности, поэтому не стоит исключать риск попасть под нападение пиратов. Торговые суда не могут хранить оружие, поэтому моряки в случае нападения оказываются практически беззащитными.

5. Корабль – это замкнутое пространство

Работать в море – это означает постоянно находиться на ограниченной площади и, не смотря на то, что чаще всего они оборудованы очень хорошо, со всех сторон вы будете окружены морем.

6. Работа моряком – это постоянное обучение

Одна из особенностей работы на судне – это необходимость регулярно проходить переподготовку и обновлять сертификаты. Также нужно своевременно подтверждать рабочие дипломы. Будьте готовы выложиться на это не только финансово, но и расплатиться временем. Но если вам повезёт, вы сможете найти работодателя, который это всё за вас оплатит.

Если вы хотите изменить свою жизнь, вас привлекает зарплата моряка и другие перспективы этой интересной, но непростой профессии, заполняйте анкету на сайте крюингового агентства и получите приглашение на собеседование.

Капитан – первый человек на плавучем судне, которому беспрекословно подчиняются как члены команды, так и пассажиры. Капитан безупречно знает международное морское и речное право, обладает задатками руководителя и организатора. Именно он определяет скорость движения судна, принимает решение в случае непредвиденных ситуаций – решает все вопросы, возникающие во время пребывания судна на воде и в порту.

Чаще всего капитанами становятся не сразу, приходится шагать по карьерной лестнице на протяжении нескольких лет, работая матросом, 3, 2 и старшим помощником капитана – все это необходимо для получения опыта. Нужно уметь выполнять любые работы – от очищения палубы до оказания первой помощи в случае катастрофы.

История профессии

История мореплавания и судоходства насчитывает почти 5000 лет. Еще в доисторические времена люди активно пытались путешествовать по воде. С развитием внешней и внутренней торговли возникла потребность наладить соединение между дальними странами и городами, расположенными на огромном расстоянии друг от друга. Позволить себе иметь личный корабль могли очень состоятельные люди.

Многие купцы арендовали судно, чтобы перевезти товары через реки, моря и океаны. Самым главным человеком на корабле являлся капитан. Он выбирал наиболее удачный маршрут и координировал действия команды на протяжении всего пути.

Важные качества

Необходимые качества, которыми должен обладать капитан:

  • любовь к водной стихии;
  • ответственность;
  • доброжелательность;
  • внимательность;
  • пунктуальность;
  • аккуратность;
  • презентабельный внешний вид;
  • хорошие манеры;
  • коммуникабельность;
  • стрессоустойчивость.

Навыки и знания

Капитан судна ― это волевая личность. Ему следует уметь находить общий язык с экипажем, оставаясь требовательным командиром. Он обязан знать имеющиеся тонкости судоходства, устройство корабля и особенности функционирования технического оснащения.

Работа предусматривает умение управлять судном и обращаться с навигационными приборами и картами. Капитан также должен быть компетентным в юридических тонкостях, связанных с оформлением необходимой документации.

Перспективы и карьера

Без капитана судна не обходятся компании, чья деятельность связана с пассажирскими и грузовыми перевозками, а также ― рыбным промыслом.

Чтобы получить лицензию на управление судном, потребуется минимум 1 год проработать матросом. После несколько лет предстоит трудиться на должности рулевого.

Особенности профессии

Капитан, что зависит от полученного образования и опыта, может специализироваться на морском, речном или смешанном судоходстве. Он может работать на гражданских (пассажирских), грузовых и грузопассажирских, рыболовных (промысловых) и других судах. В любом случае в обязанности капитана судна входят следующие работы:

  • обеспечение безопасности во время перевозки грузов, пассажиров;
  • соблюдение графика и расписания движения с учетом погодных условий, текущей обстановки;
  • соблюдение стандартов, касающихся окружающей среды и международного права в области судоходства;
  • ведение отчетности и сопроводительной документации;
  • своевременное уведомление судовладельца о форс-мажорах, порче груза и т. д.;
  • управление экипажем судна, обеспечение высокого уровня обслуживания пассажиров и сохранности грузов;
  • оценка технического состояния судов, обеспечение своевременного технического обслуживания.

Это лишь малая часть обязанностей капитана, ведь в случае нападения на судно он занимается организацией мероприятий, направленных на защиту или процесс переговоров. Также он несет ответственность за управление командой во время непредвиденных ситуаций: эвакуация, первая помощь и другие.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Профессия престижная и высокооплачиваемая.
  2. Перспективы быстрого карьерного роста в случае, когда будущий капитан начинает деятельность с более низкой должности.
  3. Капитан за годы работы посещает десятки городов и стран, поэтому профессия овеяна романтизмом и тесно связана с путешествиями.
  4. Продолжительный отпуск при условии длительных рейсов.
  5. Отличная социальная защита.
  6. Широкий выбор специализаций и компаний для успешного трудоустройства.

Минусы

  1. Работа ответственная и очень нервная.
  2. Деятельность опасная, ведь судно может попасть в шторм, его могут захватить пираты.
  3. Капитан много времени проводит в рейсах, поэтому редко бывает дома, что оказывает негативное влияние на его личную жизнь.

Важные личные качества

Капитан судна – человек с железной силой воли, который не теряет самообладание в самых сложных ситуациях. Он имеет следующие черты характера:

  • вежливость,
  • грамотная речь,
  • тактичность,
  • высокая требовательность,
  • педантичность в рабочих вопросах,
  • задатки руководителя.

Капитан судна имеет отличное здоровье и практическое мышление, он не страдает от морской болезни и хронических заболеваний.

Что нужно, чтобы стать капитаном

Есть два пути стать капитаном. Один из них: «дорасти» до капитана, начав с рядовой профессии на корабле. Второй – начать свою профессиональную деятельность с заветной должности.

Начиная свой путь с «обычной» профессии, вы получаете возможность еще до вступления в роль командира судна изучить различные тонкости, которые связаны с его жизнеобеспечением.

  • С одной стороны, такой путь получается более длительным.
  • С другой стороны – к моменту вашего назначения, вы уже будете иметь необходимый запас практических умений, которые позволяют более грамотно управлять доверенным вам судном и командой.
  • Кроме того, если вы будете работать в одной компании, то ваши шансы на то, что вам доверят управление судном, будут зависеть от того, как вы себя зарекомендуете, пока работаете мотористом, радистом, штурманом или обладаете другой профессией.

Если вы решили начать свою профессиональную карьеру с должности капитана, то вас ожидают две основных трудности.

  • Во-первых, вам будет достаточно сложно найти свою «первую» компанию и убедить ее руководство в том, что вы достойны управления судном.
  • Во-вторых, каждый выпускник любого ВУЗа на своем горьком опыте отлично понимает, что преподаваемая ему теория отличается от практики. Из-за этого, многие молодые специалисты вынуждены «забывать» полученные теоретические знания и учиться заново.

Но в целом, путь к капитанской должности мало отличается, что для человека начинающего «с низов», что для человека, который решил начинать с капитанского звания.

Как стать капитаном корабля

Путь к званию капитана чрезвычайно сложен и тернист. Это связано не только с необходимостью прохождения курса специальной подготовки, но и овладевания многими навыками. Вам необходимо:

  1. Сделать выбор, в каком именно флоте вы хотели служить. Если вас привлекает военная карьера, то вам необходимо подать документы в военно-морское училище им. Нахимова. Если вам уже исполнилось 14 – 15 лет, вы являетесь гражданином Российской Федерации, годны по состоянию здоровья и успешно прошли программу восьмилетнего обучения в средней школе с углубленным изучением английского языка, то вы можете стать курсантом этого знаменитого училища. Если же вы желаете руководить гражданским судном, то вам необходимо определиться с выбором водного пространства. Желаете быть командиром корабля, бороздящего речные просторы – подавайте документы в речное училище. Хотите путешествовать по моря и океанам – в мореходное училище.
  2. После окончания учебного заведения и получения соответствующего диплома, вы приступаете к поиску места работы. Очень не многие выпускники сразу получают заветное звание. Это касается как военно-морского, так и гражданского флота. Скорее всего, вы найдете должность третьего или второго помощника капитана.
  3. Если вас не устраивает должность помощника капитана, и вы стремитесь к продвижению по службе, вам необходимо будет сдавать разнообразные тесты и экзамены. Их успешная сдача, равно как и получение звания бакалавра или магистра наук, позволят вам претендовать на продвижение в служебной иерархии и получение лицензии более высокого уровня. Также, сдача экзаменов позволяет заработать учетные баллы для MerchantMariner (MMC) и Международной идентификации учетных данных транспортных служащих (TVICK). Данная процедура касается гражданского флота. В военно-морском флоте, ваш путь будет отличаться только знаниями, которыми вам необходимо овладеть.

По мере прохождения этого пути, который в среднем занимает около 10 лет, вы можете претендовать на золотые капитанские погоны и управление «собственным» торговым или круизным судном или военным кораблем.

Куда пойти учиться: список морских вузов и колледжей

Если вы твердо решили, что хотите связать свою жизнь с морем, нужно отдавать себе отчет, что это будет не так просто. Во-первых, у вас должно быть крепкое здоровье как физическое, так и психическое. Моряки ежегодно проходят медкомиссию, без которой их просто не допустят к работе. Без медицинской справки у вас не примут документы в вуз.

Во-вторых, вы должны отлично плавать, перед поступлением в судоходный вуз, помимо медицинской справки, вам нужно будет сдать норматив по плаванью. Если вы с успехом прошли первых 2 испытания, то можно выбирать вуз:

  • АГТУ
  • ГУМРФ им. Макарова
  • ДВФУ
  • КАИ
  • МГАВТ
  • НГТУ им. Р.Е. Алексеева
  • СГУВТ

Эти учебные заведения предлагают обучение по следующим программам:

  • 25.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
  • 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
  • 26.03.02 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры
  • 26.05.05 Судовождение
  • 26.05.07 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

Если у вас не получается поступить в университет, то вы можете начать свое обучение в среднем учебном заведении. В таблице ниже представлены колледжи и предлагаемые ими программы:

КолледжСпециальности
Ломоносовский морской колледж11.02.03 Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов
26.02.03 Судовождение
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
Морской технический колледж им. Д.Н. Сенявина23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
26.01.12 Электрик судовой
35.02.10 Обработка водных биоресурсов
26.01.08 Моторист (машинист)
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
26.01.07 Матрос
26.02.03 Судовождение
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
26.02.03 Судовождение
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
35.02.09 Ихтиология и рыбоводство
35.02.11 Промышленное рыболовство

Работа в море: кем можно стать и где учиться

Судостроение является одним из видов морских профессий

Как найти работу после вуза?

После окончания вуза вы получите международный диплом, потому что все судовладельческие компании подчиняются Международной морской организации, которая выпускает единые стандарты работы для всех стран. Но даже с международным дипломом найти работу самому сложно.

Для этого существуют крюинговые компании, от английского слова «crew – судовая команда». Эти компании являются посредниками между моряками и судовладельческими компаниями. Они занимаются поиском сотрудников на судна в соответствии с требованиями работодателя. Поэтому вам необязательно самостоятельно рассылать свое резюме по компаниям.

Долго ждать работы вам не придется, дипломированные специалисты даже без опыта очень востребованы. Поэтому в скором времени с вами свяжутся для прибытия в порт.

Какие дополнительные навыки лучше освоить, чтобы получить лучшую работу?

Во время образования по морским специальностям делается упор на изучение английского языка. Вся документация составляется на английском, поскольку он является международным языком для судовладельцев во всем мире. Помимо этого, освоив английский язык на должном уровне, вы быстрее устроитесь в иностранную компанию. Простой матрос в европейской или американской фирме получает от 3 000 у.е.

Также желательно освоить какую-нибудь специальность на суше. Дело в том, что работа в море физически тяжелая и здоровье можно подорвать. Поэтому если вы не пройдете медкомиссию, то работа с морем у вас закончится и придется искать себя на суше. Полезным будет освоение прикладной технической специальности, схожей с морской.

Работа в море для настоящих мужчин с железными нервами и отменным здоровьем. Вы сможете посмотреть разные страны, насладится красотой моря, а самое главное, заработать приличную сумму денег. При всех своих недостатках она стоит того, чтобы отучиться на моряка и покорять моря.

Актуальность морских профессий

Для того, чтобы решиться поступить в морской вуз, нужно для начала разобраться, а стоит ли игра свеч, потому что морское образование стоит недешево. Но на самом деле, стоимость образования окупится практически первым рейсом.

Моряки нужны были всегда и во все времена, потому что морские пути сообщения – это один из видов транспорта, помимо дорожного и воздушного. Поэтому морские профессии являются одними из самых востребованных не только в России, но и во всем мире. Перевозка грузов по водным пространствам – более быстрый и доступный способ транспортировки. Если вы твердо решили связать свою жизнь с морем, без работы вы точно не останетесь.

капитан на корабле за штурвалом

Капитан - это должностное лицо, которое возглавляет экипаж корабля, и несет ответственность за его действия на борту.

Содержание:

История профессии

История мореплавания и судоходства насчитывает почти 5000 лет. Еще в доисторические времена люди активно пытались путешествовать по воде. С развитием внешней и внутренней торговли возникла потребность наладить соединение между дальними странами и городами, расположенными на огромном расстоянии друг от друга. Позволить себе иметь личный корабль могли очень состоятельные люди.

Многие купцы арендовали судно, чтобы перевезти товары через реки, моря и океаны. Самым главным человеком на корабле являлся капитан. Он выбирал наиболее удачный маршрут и координировал действия команды на протяжении всего пути.

Особенности профессии

Профессия капитан судна полна неожиданностей и в определенной мере связана с риском для жизни и здоровья. Нередко в открытом море приходится противостоять разбушевавшейся стихии. При этом необходимо своевременно доставить груз в конечный пункт. Присутствие на корабле лоцмана не снимает с капитана ответственности за происходящее на корабле.

В зарубежных странах указанная профессия входит в число высокооплачиваемых. Вместе с тем, в ряде стран на хороший заработок могут рассчитывать исключительно капитаны дальнего плавания. Заработная плата варьируется в зависимости от вида судна. Более скромный доход у капитанов речных трамвайчиков и малых судов.

Будучи сугубо мужской, данная профессия имеет следующие преимущества:

  • перспектива карьерного роста;
  • возможность путешествовать по миру и совершенствовать знание иностранных языков;
  • полное обеспечение со стороны компании-судовладельца на протяжении всего рейса;
  • продолжительный отпуск.

Минусами являются постоянное нахождение в замкнутом пространстве и длительная разлука с родными и близкими.

Обязанности

Капитан судна ― это лидер, который руководит действиями всех членов экипажа. Он вправе изолировать любое лицо, действия которого угрожают безопасности корабля или команды. В случае совершения преступления на борту капитан проводит дознание.

В его обязанности входят также:

  • осуществление административных полномочий;
  • обеспечение безопасного плавания и сохранности команды корабля;
  • контроль над тем, чтобы судно и имеющееся на борту оборудование содержалось в должном виде;
  • обеспечение эффективной работы всех служб на корабле;
  • организация аварийно-спасательных работ при получении сигнала бедствия с другого корабля.

Никто из помощников не вправе внести изменения в заданные капитаном курс и скорость хода. Исключение составляют чрезвычайные ситуации, что угрожают дальнейшему безопасному передвижению судна.

В случае эвакуации капитан последним покидает борт, забирая с собой судовой, машинный и телеграфный журналы.

Важные качества

Необходимые качества, которыми должен обладать капитан:

  • любовь к водной стихии;
  • ответственность;
  • доброжелательность;
  • внимательность;
  • пунктуальность;
  • аккуратность;
  • презентабельный внешний вид;
  • хорошие манеры;
  • коммуникабельность;
  • стрессоустойчивость.

Навыки и знания

Капитан судна ― это волевая личность. Ему следует уметь находить общий язык с экипажем, оставаясь требовательным командиром. Он обязан знать имеющиеся тонкости судоходства, устройство корабля и особенности функционирования технического оснащения.

Работа предусматривает умение управлять судном и обращаться с навигационными приборами и картами. Капитан также должен быть компетентным в юридических тонкостях, связанных с оформлением необходимой документации.

Перспективы и карьера

Без капитана судна не обходятся компании, чья деятельность связана с пассажирскими и грузовыми перевозками, а также ― рыбным промыслом.

Чтобы получить лицензию на управление судном, потребуется минимум 1 год проработать матросом. После несколько лет предстоит трудиться на должности рулевого.

Обучение

Профессия капитан судна предусматривает наличие высшего образования по специальности «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства» или «Судовождение». Также можно получить среднее образование по специальности «Эксплуатация внутренних водных путей».

Читайте также: