Керамист это что за профессия

Опубликовано: 28.06.2024

Я работаю керамистом. Преподаю проектирование художественной керамики в НГПУ им. Козьмы Минина. А так же выполняю различные изделия на заказ в своей мастерской. Работаю я по этой специальности уже около 20 лет.

– Почему вы выбрали эту профессию?

Я очень люблю глину, однажды я смотрела передачу про керамических мастеров. Меня настолько это заинтересовало и поразило, что определило мой будущий выбор профессии.

– Довольны ли вы своим выбором?

Безусловно. Я нашла свое призвание. Говорят: «Найди себе работу по душе, и тебе не придется работать ни дня в твоей жизни». Думаю, это как раз мой случай! Эта работа приносит мне только удовольствие.

– Сложно ли было освоить эту профессию, какое образование нужно получить?

Я получила художественное образование, по специальности керамист. Сложно ли освоить? Если только первое время. Всё приходит с опытом.

– Нужны ли особые качества человеку, который решил стать керамистом?

Любовь к творчеству, глине, художественный вкус и прежде всего, хорошая фантазия!

– Какие трудности возникли при освоении профессии?

Самое трудное в нашей профессии создание керамики на гончарном круге. Иногда мне кажется, что данный навык освоен не до конца. Но, опять же, всё приходит с опытом. Просто есть множество других способов создания изделий, которыми я пользуюсь намного чаще.

Самое интересное это и есть процесс работы. Глина – материал, из которого можно создать бесконечное множество эксклюзивных изделий, стоит только дать волю фантазии. Когда удается воплотить идеи, которые пришли тебе на ум, испытываешь непередаваемое чувство удовлетворения.

– Позволяет ли ваша профессия раскрыть творческие возможности?

Эта профессия и есть творчество.

– Сбылась ли детская мечта?

В детстве я очень любила лепить из пластилина, но даже и подумать не могла, кем я стану.

– Насколько ваша профессия полезна для вашей страны?

Прежде всего, это сохранение культурных ценностей

– Приносит ли ваша профессия хороший доход?

Смотря что считать, хорошим доходом. Доход, конечно, есть, но не слишком большой. Потому что очень много дополнительных затрат.

– Кому бы вы могли порекомендовать свою профессию?

Людям, которые питают особую любовь к творчеству, так же как и я.

– О чем бы вы хотели предупредить, кто собирается получить такую же профессию, как у вас?

На самом деле, процесс обучения не такой легкий, как может показаться. Нужно осознавать то, что на первых этапах очень многое будет не получаться. Нужно набраться терпения и решимости.

– Как вы видите свою профессию в будущем?

Не думаю, что что-то кардинально измениться.

– В чем плюсы и минусы вашей профессии?

Огромный плюс это творчество. Минус, пожалуй, только в том, что иногда сложно понять желания заказчика. Странно, но по одному и тому же описанию, разные люди, представляют разные вещи.

– Бывают ли моменты, когда Вас покидает вдохновение?

Конечно. Но это обычно длится недолго.

– Опишите свою рабочую обстановку?

Моя мастерская достаточно большая, поэтому в ней есть и для работы, и для отдыха. Ведь порой, приходится проводить там целый день. На стенах висят различные керамические панно, на полках стоят вазы и скульптуры. На рабочем столе различные стеки, резаки и турнетка. Рядом со столом гончарный круг, а в углу муфельная печь, где все изделия обжигаются.

– Есть ли у Вас свой девиз, миссия?

Миссия. Наверно слишком громкое словно для моей работы. А девиз прост «Расцветая сквозь пламя». Ведь все глиняные изделия становятся керамикой лишь после обжига, также как и глазурь на них обретает нужный цвет и становится стеклообразной только «пройдя огонь». Таким образом, почти бесцветное изделие расцветает прямо на глазах


Статьи

Знания о природе такого материала, как глина, передаются из поколений поколения вот уже на протяжении нескольких веков. Современное искусство, равно как и древнее ремесло, просто немыслимо без использования глины. Изначально гончарное искусство было направлено на получение предметов обихода. Со временем оно развивалось, поэтому уже в древности люди через изготовление керамических поделок могли реализовать свои духовные потребности.

Известно также и о медитативных свойствах процесса работы с глиной, поэтому гончарное ремесло и роспись по керамике часто применяется, как своеобразная терапия.

Постепенно из гончарного ремесла выделилась профессия художника-керамиста. Сейчас роспись по керамическим или фарфоровым изделиям относится к декоративно-прикладному искусству. Настоящие мастера своего дела пронесли через века все тайны и секреты своих предков. Тем не менее, сама профессия художника-керамиста считается диковинной и достаточно редкой. Она направлена не только, вернее, не столько на создание предметов обихода или декора. Керамист через роспись получает возможность воплотить в жизнь некоторые идеи, видит в этом возможность самовыражения. Действительно, в его умелых руках такой простой материал, как глина способен превращаться в настоящие шедевры, уникальные скульптуры, полотна и панно.

Художник-керамист по долгу своей профессии вынужден выполнять несколько обязательств. Он занимается подбором материала, выполнением эскизов и различных изделий, оформлением, колорированием, декорированием и сушкой. Многогранность профессии обуславливает широкий перечень требований к знаниям и умениям керамиста. Он обязан знать различные художественные методы художественно-прикладного искусства в целом и народного творчества в частности. Владеть перечисленными методиками и знать виды изобразительного искусства.

Тарелка из глины

На первый план в его работе выступают теоретические знания о технике рисунка и способах проектной графики. Помимо этого, керамист, как и гончар, обязан в совершенстве владеть технологией ручного производства фарфоровых изделий. Он должен обладать знаниями в следующих отраслях:

  • Технология росписи по керамике.
  • Свойства материалов, применяемых в декоративно-прикладном искусстве.
  • Пластические свойства глины.
  • Теоретические основы цветоведения.
  • Оценка качества керамических изделий.

Художник-керамист вполне заслуженно получил название «человек-оркестр». В нем гармонично сочетаются самые разнообразные качества. Он является скульптором, художником, портретистом и простым рабочим, умеющим замешивать глиняное тесто.

Расписанная керамическая тарелка

В крупном городе таких мастеров лишь единицы. Каждая новая поделка – результат импровизации мастера. Именно поэтому керамические изделия отличаются своей уникальностью. Ручные работы ценятся больше, чем заводские.

Где учиться

Освоить профессию художника-керамиста не так просто. История дает нам множество примеров творчества самородков по всей территории России, от древних городов до маленьких деревень. Но при желании можно получить соответствующие знания и навыки в специальных учебных заведениях. К таковым относятся, например, Красноярский государственный институт искусств, Сибирский Федеральный институт архитектуры и дизайна, Алтайский политехнический техникум, Уральский архитектурно-художественный университет. Приведен далеко не полный перечень учебных заведений, где преподается искусство росписи по керамике.

В ведущих ВУЗах страны открыты отделения «Художественная керамика» с различными вариациями образовательной программы. Изучение этих программ подразумевает овладение следующими профессиональными компетенциями:

  • Линейно-конструкторское построение.
  • Академическая живопись.
  • Навыки скульптуры и макетирования.
  • Работа с цветовыми композициями.
  • Создание художественно-графических проектов.
  • Изготовление изделий народного промысла.
  • Работа с материалом.

Керамическая картина

Большая часть современных керамистов имеет образование по декоративно-прикладному искусству. Выпускники художественно-графических факультетов без проблем могут освоить специальность при освоении дистанционных курсов. Главное, чтобы художник обладал необходимыми творческими способностями. Немало и тех, кому тайны ремесла так и не открылись.

Где востребован художник-керамист

Несмотря на то, что занятия декоративно-прикладного характера направлены на реализацию духовных потребностей человека, художник-керамист, как любой другой специалист, должен получать за свои труды материальное вознаграждение. Логично возникает вопрос о востребованности работника с такой специальностью.

В первую очередь, керамиста задействуют на фабричном производстве. Расписная керамика в виде декоративной посуды выпускается в Уфе, Москве, Санкт-Петербурге. Керамическую плитку изготавливают в Самаре, Волгограде, Нижнем Новгороде. Художник может заниматься непосредственной росписью изделий или отвечать за технологический процесс работы с материалом.

Глиняный кот

Работа в художественных мастерских – самый наглядный пример творчества художника. Он может заниматься восстановлением керамических изделий, фамильных ценностей, раритетных экземпляров. Часто керамисту приходится восстанавливать и обновлять рисунки на керамике, наносить знаки, фамильные гербы, надписи.

В системе образования работа по керамике тоже нашла свое применение. Организуются кружки, секции, курсы внеурочной деятельности. Художник может работать преподавателем при наличии соответствующего образования. Необходимо отметить, что в последнее время дополнительному образованию детей стало уделяться больше внимания.

«Свободный художник» создает свои шедевры для последующей продажи или организации выставок. Он работает на заказ или в свободном режиме. Работы востребованы любителями народного творчества и коллекционерами. Особую ценность представляет роспись по керамике в каком-либо определенном стиле. Ярким примером служить роспись Гжель.

Работа художника-керамиста

Художник в каждое свое изделие должен вдохнуть жизнь. Для этого он вынужден проводить в мастерской немало времени. У него нет плана работы, так как каждая поделка требует индивидуального подхода. Время изготовления поделки варьируется от нескольких дней до нескольких недель, но в любом случае керамисту приходится выполнять целую серию основных и вспомогательных операций.

На первом мастеру следует позаботиться о сырье, то есть найти подходящую глину с нужными качествами. Не каждый материал годен для ремесла. Для керамики подходят пластичные жирные сорта. Существует множество сортов глины, однако принято выделять красную глину или природную, майолику (белая керамика), каолин (огнеупорная глина), глину для фарфора и глину из песчаника. Та глина, которую без труда можно найти в любом карьере, без предварительной обработки для производства керамики не подойдет. Сначала нужно избавиться от посторонних примесей. Из материала извлекаются мелкие камешки, корни, трава.

Создание декоративных плакеток

Процесс подготовки глины достаточно сложный. Он включает в себя разные этапы сортировки и процеживания. Керамист готовит глину к хранению, и непосредственно перед началом работы. Гончарное искусство воплощается в формах изделия.

Затем наступает стадия декорирования. Именно здесь керамист раскрывается, как художник. Иногда мастер выполняет настолько уникальную форму, что изделие не нуждается ни в каком декоре. Сушка – важнейший этап. Для того, чтобы стать хорошим мастером, необходимо иметь под рукой специальное оборудование, в том числе, муфельную печь, где будет обжигаться глина.

Декоративная плакетка для интерьера

Художники керамисты – настоящие волшебники, которые умеют превращать неодушевленный кусок пластичного материала в живые формы, передающие тайны народных искусников, таинства природы, красоту цветов. Настоящие любители прикладного искусства ценят керамику за ту тонкую грань, которая позволяет ощутить всю красоту и хрупкость окружающего нас мира.


Дома у моей бабушки за стеклом серванта стоит керамическая лошадка, которую я слепила в старшей группе детского сада. Мой белый конь был в зеленых яблоках, отличался толстыми боками и косолапостью. Именно с его помощью состоялось мое знакомство с керамикой. Сейчас, вытирая пыль с уже пожилого и потрескавшегося скакуна, я иногда жалею о том, что он остался моим единственным произведением глиняного искусства. Ведь керамика – это увлечение, которое может стать главным и любимым делом в жизни.
Существует стереотип, что керамика – это исключительно горшки и блюда. На самом деле это совсем не так! В умелых руках обыкновенная глина превращается в оригинальные панно и посуду, изящные вазы и скульптуры, фонтаны, украшения и многое другое! Например, керамический светильник способен наполнить теплом и жизненной энергией любой интерьер, ведь глина – это «живой» материал, в отличие от пластика или металла. Если у тебя есть художественные способности, ты никогда не считала себя белоручкой и готова полжизни провести в фартуке, сидя за гончарным кругом или хлопоча у печи, то профессия керамиста будет тебе по силам и по душе. Кроме отличного вкуса мастерам в этой сфере пригодится образное мышление, хороший глазомер, а также развитая моторика пальцев и кистей рук. И естественно, чтобы приручить глину, придется очень многому научиться.

НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ
Учебных заведений, которые целенаправленно готовят художников-керамистов, в Сибири не так уж и много. В Новосибирске этой профессией можно овладеть, поступив в Новосибирскую государственную архитектурно-художественную академию. Там на факультете монументально-декоративного искусства есть специализация художественная керамика. Перед экзаменами с абитуриентами проводится собеседование с просмотром творческих работ (не менее 10 штук) по живописи и рисунку. В качестве вступительных испытаний тебе будет нужно выполнить композицию, рисунок-портрет и живопись-натюрморт, а также написать сочинение.
Обучение в НГАХА длится 6 лет, но если прибавить к этому времени еще и посещение подготовительных курсов (они могут длится от трех недель до двух лет), то на постижение керамических тайн уйдет довольно много времени. Если же найти вуз с желанной специальностью тебе не удалось, не беда. Можно получить общее художественное образование, но посещать какие-либо спецкурсы по керамике, а затем уже учиться самостоятельно, перенимая опыт у керамистов со стажем. Так, например, в Новосибирском областном колледже культуры и искусств есть отделение декоративно-прикладного искусства, на базе которого успешно работает мастерская по керамике. Чтобы поступить туда после 11-го класса, нужно сдать экзамен по специальности, тестирование по истории, а также по русскому языку и литературе. А на базе 9 классов – экзамен по специальности, диктант и литературу (устно). Керамика как учебная дисциплина есть в Новосибирском художественном училище, и на художественно-графическом факультете Новосибирского государственного педагогического университета.


Марина Локцик (30),
художник-керамист творческой группы «Желтая черепаха» (Новосибирск):

«Как это ни странно, но моя первая профессия – акушер. Шесть лет я проработала в роддоме и параллельно училась в Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии. Такая резкая смена профессии никого не удивила – все уже давно привыкли к моим "сюрпризам".
Интерес к керамике сейчас растет, и дизайнеры часто работают в тандеме с керамистами. Вот и мы с друзьями-коллегами два года назад создали творческую группу "Желтая черепаха", где трудятся и художники, и керамисты, и дизайнеры. Мы занимаемся разработкой и оформлением частных и общественных интерьеров. Кроме того, участвуем в фестивалях, выставках и даже в конкурсах снежных скульптур.
Мне нравится работать как с малыми, так и с большими формами. Иногда бывают глобальные проекты. Приходилось, например, делать межкомнатную керамическую перегородку. А самой сложной работой могу назвать изготовление печных изразцов. Когда работаешь на заказ, находишься в постоянном контакте с заказчиком, и он вносит свои коррективы. Когда творишь для себя, совсем другое дело – полностью отдаешься вдохновению, и, бывает, фантазия разыгрывается настолько, что результат сильно отличается от замысла. Так, одну из своих любимых работ я создавала по мотивам книги "Мелкие боги". Я так увлеклась, что ушла довольно далеко от сюжета.
Конечно, минусы в профессии керамиста тоже есть. Это ненормированный рабочий день – иногда приходится засидеться за работой допоздна, если заказ срочный. С другой стороны, можно взять и устроить себе выходной. Еще нужно навсегда забыть о красивом маникюре – с длинными ногтями работать неудобно. Кожа рук всегда очень сухая, поэтому для керамиста тюбик с кремом – предмет первой необходимости.
Если говорить о мечтах, то каждый художник, мне кажется, хочет иметь свою мастерскую, чтобы там можно было собирать учеников, друзей и коллег. Кстати, мы однажды устроили свой собственный мини-фестиваль, который назвали "Керамика для некерамистов". Просто пригласили своих творчески настроенных знакомых и провели для них что-то вроде мастер-класса. Некоторые из них до сих пор заглядывают к нам, пробуют что-нибудь слепить. А еще я преподаю в детской студии керамики. Ученикам моим от двух до двенадцати лет, и они меня очень радуют. Думаю, когда у нас с мужем будут дети, то они просто не смогут не лепить!»


Евгения Фитина (24),
преподаватель художественной керамики кафедры декоративно-прикладного искусства ХГУ (Абакан):

«Моя первая работа из глины – это маленький, страшненький-престрашненький дракончик, которого я слепила в пять лет и подарила своим родителям на Новый год. Мама до сих пор хранит эту смешную фигурку. А профессионально художественной керамикой я начала заниматься в студенческие годы. В расписании на втором курсе факультета декоративно-прикладного искусства Хакасского госуниверситета, где я училась, появился новый предмет – керамика. После лекций на гончарную тему нашу группу отправили на практику в село Шушенское. Там при музее-заповеднике сохранилась старинная мастерская. Именно здесь я впервые увидела гончарный круг. Признаться честно, было нелегко научиться синхронно вращать ногой нижнее колесо станка и управлять небольшим комочком глины. Но когда под моим руками впервые "родился" небольшой сосуд, восхищению и восторгу не было предела! Поначалу было очень страшно снимать горшочек с круга, казалось, что он вот-вот перекосится и сомнется.
В шушенской гончарной мастерской, кроме нас, абаканцев, практику проходили студенты из Красноярского института искусств, очень талантливые ребята. Там же я познакомилась с профессором из Красноярска Олесем Мигосом. Это мой первый сенсей и наставник. После практики я приехала домой и заявила родителям, что поеду учиться в Красноярск. Там есть отдельная специальность – художник-керамист, да и уровень образования намного выше, чем в Абакане. Дома, конечно же, без скандала не обошлось. Родители были категорически против и отпускать меня в большой город не хотели. Но я не поддалась. Не смутило и то, что в Абакане я перешла на третий курс университета, а в Красноярске меня приняли лишь на второй. Да еще пришлось шустро догонять одногруппников. Было сложно, но особой усталости я не чувствовала. Успевала всюду: и на лекции, и на выставки, и на плэнеры, и до полуночи проработать в художественных мастерских.
Спустя полтора года из-за домашних проблем мне пришлось вернуться к родителям и защищать дипломную работу уже в Абакане. Моя работа по художественной керамике попала в Москву на Всероссийскую выставку лучших дипломников. После отличной защиты завкафедрой предложила мне остаться и поработать преподавателем гончарного искусства. Я согласилась.
Студенты считают меня очень строгим учителем, но мне кажется, что я просто требовательный и справедливый человек. Кроме педагогической работы я продолжаю совершенствоваться как мастер. Сейчас мне очень нравится заниматься сувенирной продукцией и украшать ее в духе регионального хакасского колорита. Мое новаторское направление – керамическая настенная тарелка, расписанная в этно-стиле. Творю и ваяю в своей квартире на девятом этаже. Мой муж Володя хоть и далек от искусства, но к моим пристрастиям относится с пониманием и уважением. Он знает, что у профессионального мастера-керамиста должно быть собственное оборудование. Вместе с мужем мы установили у нас в квартире специальную печь для обжига глиняных изделий. Достать глину – не проблема, лепить я сама умею и неплохо обхожусь без гончарного круга, а вот без печки, как ни крути, точно не обойтись!»


Марина Ленченко (30),
скульптор-керамист (Красноярск):

Если Вы работаете с глиной, то просто создавать керамические изделия недостаточно: их нужно интенсивно продвигать. Каждый керамист хочет, чтобы его работы увидело как можно больше людей. Важный момент на пути к успеху – чтобы Ваше искусство достигло нужной аудитории и потенциальных покупателей.
До того как Вы начнете продавать свои изделия, придется проделать огромный путь: поработать над именем, оформлением работ и позиционированием на потребительском рынке.
Вид управленческой деятельности в сфере искусства, включающий создание и распространение художественной продукции, называется арт-менеджментом.

Успех различных проектов в сфере декоративно-прикладного искусства зависит от многих факторов, в том числе от правильно поставленных целей и методов их достижения, от грамотного планирования и распределения финансов, а также от занимаемой специфической ниши на рынке. Все эти факторы входят в ту область, которую изучает арт-менеджмент.
О том, как керамисту продвигать свою продукцию, составлять бизнес-план, формировать портфель заказчика, а также ответы на многие другие вопросы Вы можете узнать в Русской Академии Ремесел на тренингах по арт-менеджменту. Также вы узнаете, каким прибыльным и разносторонним может быть бизнес, если его правильно организовать.

EkuLxR7IEe0.jpg
41789493_1684066115054492_3589181796782057249_n.jpg
42593427_541985299588135_6541173634175712747_n.jpg
42795113_271002323757619_3413884608816797264_n.jpg

Работы выпускников Русской Академии Ремёсел курса "Художественная керамика"

Вот некоторые советы, которые помогут начинающему керамисту при реализации своих проектов:
- Разработайте свой уникальный и неповторимый дизайн. Создайте свой образ и стиль. Ведь важная составляющая успеха – это зрительное восприятие, то есть именно то, что привлекает покупателя в приобретаемой продукции.
- Составьте портфолио. Используйте красивые и визуально убедительные фотографии.
- Создавайте бизнес-аккаунты. С их помощью Вы будете общаться с уже существующими клиентами и сможете привлечь новых.
- Участвуйте в периодически проводимых конкурсах, посвященных керамике. Это позволит Вам проявить себя, получить новые знания и поможет Вам расти и развиваться.
- Участие в выставках и ярмарках, проводимых в сфере декоративно-прикладного искусства, способствует поддержанию контакта с другими керамистами. Новые идеи и обмен опытом будут Вам очень полезны.

Для того чтобы достичь успеха, Вам также необходимо определить, какую нишу занять на рынке.
Многие керамисты не изучают рынок декоративно-прикладного искусства и вкладывают финансы в те области, где большое количество конкурентов. Занимая свободную нишу, Вы сможете реализовать себя в полной мере, так как будете изготавливать изделия, пользующиеся большим спросом у покупателей.
В настоящее время на рынке керамики существует несколько свободных ниш.
Одна из них – ювелирная мелкая пластика с миниатюрной росписью.
Для производства ювелирных изделий в этом случае используется высокотехнологичная керамика. Она изготавливается из неорганических неметаллических материалов, которые хорошо измельчаются и уплотняются под действием высокого давления, приобретая заданную форму. Полученный материал обладает легким весом, устойчив к воздействиям окружающей среды и долговечен.
Керамика может стать оригинальным украшением для фасада здания и для отделки внутренних помещений. Она обладает неоспоримыми преимуществами по сравнению с другими материалами. Керамика хорошо переносит влажность, механические воздействия и солнечный свет, в результате чего ее красивый внешний вид на протяжении долгого времени остается неизменным.

unnamed.jpg
Фасад здания, отделанный мозаикой из керамики

Еще одна незаполненная ниша на рынке – керамика в оформлении храмов.
В России первые изразцовые керамические иконы появились еще в начале XVI века. Большое количество таких икон можно увидеть на фасаде Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря.
В ХХ веке перестали изготавливать керамические иконостасы. А сейчас это искусство опять возрождается. Ведь многие храмы нуждаются в реконструкции, и использование керамики в их оформлении является актуальным направлением.

керамика храм, керамическое убранство, фасад собора
Керамическое убранство фасада Воскресенского собора
Ново-Иерусалимского монастыря

Как известно, керамика устойчива к высоким температурам и воздействию ультрафиолетовых лучей, теплоемка и экологична. Часто на русских печах можно увидеть керамические реплики – вставки. Они изготавливаются в разных сериях: рунические орнаменты, анимация, готика, кантри, русский стиль, арт-деко и многие другие.
В последнее время все чаще керамика используется в различных областях медицины. Корундовая керамика применяется в травматологии и ортопедии, в стоматологии и отоларингологии. Вопросами применения керамики в сердечно-сосудистой хирургии сейчас занимаются во многих странах. Однако работа с керамикой в медицине требует специальных знаний и профессионализма.
Работа реставратора керамики сложная и интересная. К таким мастерам всегда относились с большим уважением. Ведь для того, чтобы отреставрировать какой-либо предмет, нужно быть хорошим специалистом. Иногда на реставрацию небольшого изделия может уйти от нескольких месяцев до нескольких лет. В России совсем немного высококлассных специалистов в этой области реставрации.
Как видите, применение керамики широко и многогранно. Какое направление выбрать? Решать Вам.
Ведь изделия из керамики всегда очень популярны. Одни люди приобретают глиняную посуду для приготовления пищи, другие - авторские работы для украшения интерьера.

Люди занимались керамическим ремеслом, начиная с древних времен. А сейчас это увлечение часто становится бизнесом.
Красивые и неповторимые изделия из керамики могут приносить их создателю хорошую прибыль. Мастер-керамист – это профессия для души. Занимаясь своим любимым делом, Вы можете сделать окружающий мир разнообразнее. К тому же это хобби принесет Вам доход и раскроет Ваш творческий потенциал.

Изучить технологию керамического производства Вы можете на курсе «Художественная керамика» под руководством опытных преподавателей в Русской Академии Ремесел , а также можете пройти обучение на курсе для продвинутых керамистов.
Фантазируйте и изготавливайте свои неповторимые керамические изделия. Ведь керамика – это увлекательная форма искусства, способная научить людей творить.


Для большинства Лиза Мельник – мастер-керамист. Но тот, кто видел ее работы, и хоть раз держал в руках ее творения, знает, что она повелитель глазурного волшебства и заклинатель фантастических существ. Она работает в самой древней технике лепки, и все прекрасные вещи выполняются ее собственными руками. Лиза – настоящее доказательство истинности слов Блейка «плуг – удел человечьих рук, но рукам не сделать рук».


Одержимость керамикой пришла к ней абсолютно неожиданно. Она училась на графическом дизайне, шел последний курс. На глаза случайно попалось объявление о дополнительных занятиях по керамике. В те времена она очень любила еду, всё, что с ней связано, эстетику подачи. И появилась мысль, не слепить ли несколько тарелок? К скульптуре и прикладному искусству ее до этого никогда не тянуло, девушка была с головой погружена в графику и живопись.



Что это за профессия вообще? Какова цель в работе? Какие задачи ставит мастер?

Не могу сказать, что я отношусь к керамике как к профессии или работе, хотя по факту это мой хлеб. Я просто не могу этим не заниматься. Меня всегда тянет в мастерскую, всегда есть идеи, которые настойчиво требуют воплощения. Целью для меня является сам процесс. А еще тот магический момент, когда достаёшь готовое изделие из печи. Каждый раз с нетерпением ждёшь, когда же можно будет открыть печку, и каждый раз, как первый, радуешься и удивляешься тому, что из неё выходит. Результат всегда непредсказуем, даже если повторяешь изделие в десятый раз.


Мне иногда кажется, что я просто проводник, кто-то вкладывает образы мне в голову, управляет моими руками. Отчасти из-за того, что в керамическом деле очень много случайностей, за которые ты не несешь прямой ответственности. Я никогда не рисую эскизов, не продумываю деталей, все рождается в процессе, непринужденно. Например, даже если я сажусь за работу с мыслью о том, что сейчас слеплю вполне конкретную кружку, через час передо мной оказывается ваза. И она прекрасна. Задачей своей я считаю давать жизнь тем вещам и существам, что жаждут появиться в материальном обличии, а потом находить людей, которые полюбят их так же, как и я.

Где этому можно научиться профессионально? Допустим, человек хочет делать керамику, как ему дальше быть? Куда идти, с чего начать?


Если говорить о профильном образовании, очень редко на факультет керамики поступают по любви, и редко после получения диплома остаются в профессии. Или выбирают самые рутинные ее отрасли. Гораздо чаще я слышу истории в духе своей – попасть на занятие и после него уже не расставаться с глиной. Сейчас в каждом городе есть масса курсов и мастер-классов по керамике. Если вы хотите глубоко узнать это ремесло, а не просто приятно провести пару вечеров, то очень важный момент – найти своего преподавателя, давно практикующего керамиста, влюблённого в свое дело.


Мне повезло, и я бесконечно благодарна своей учительнице, Ирине Анатольевне Зеляниной. Абсолютно потрясающая женщина. Она научила меня не столько теории, сколько любви и уважению к материалу. Навсегда запомню ее фразы: «Когда обрабатываешь край чашки, нужно думать о поцелуях. Тогда из нее всегда будет приятно пить» или «когда две глазури интересно ложатся друг на друга, они поженились». А еще нужно понимать – сколько бы ни продолжались занятия с преподавателем, всему он тебя не научит, вопросы будут всегда. Главное в керамике – практика, бесконечно много практики.


Какие личные качества, по-вашему, нужны, чтобы заниматься этим?


Я никогда не забуду того горя, когда я лепила еще дома, и на обжиг нужно было отвозить изделия в студию (до обжига изделия очень-очень хрупкие). Едешь с огромными сумками в маршрутке, на каждой кочке сердце замирает. В студии распаковываешь коробки – а там процентов 30 разбито, и ничего с ними уже не поделать. А ведь это были первые шаги, и в каждом разбитом кусочке – кусочек меня.


Кто основные клиенты? Кто обращается?

В основном это люди, похожие на меня. Настроениями, вкусами, интересами. Но абсолютно разных возрастов, профессий. С ними всегда интересно общаться, и я горжусь, что изделия находятся у таких замечательных людей. Горжусь, что моя керамика разлетается по миру, и она радует людей на противоположной стороне земли.

Как проходит рабочий день мастера?


Какие приспособления, инструменты нужны для работы?

У каждого мастера свои особенные инструменты. Они могут быть и совсем неожиданными – палочки от мороженного, маникюрные, зубные принадлежности, столовые приборы и еще огромное множество всего. Всем этим обрастаешь со временем, но начать можно с простого минимума – плоскость, освещение и руки.


Керамика никогда не покидает ее мысли, и если нет возможности лепить, к ней приходит бессонница. Она уверена, что невозможно к своим изделиям относиться как к просто вещам. А к каждой кружечке испытывает настоящие материнские чувства. Клиенты признаются ее рукам в любви и говорят, что, посуда Лизы – высшее эстетическое удовольствие. И мы просто не можем с этим не согласиться.


Войти в мир Лизы Мельник можно отсюда
https://vk.com/chthonicceramics
https://vk.com/lizatort
https://www.instagram.com/chthonic_ceramics/

Хотите быть в курсе самых свежих публикаций?
Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Читайте также: