Плюсы и минусы профессии тренера по тхэквондо

Опубликовано: 26.09.2024

Интересная и творческая профессия тренер имеет немаловажное общественное значение. Специфика трудовой деятельности представителей данной профессии, независимо от того где они несут свою трудовую вахту, заключается в работе с людьми. Тренеры, нюансы работы которых будут освещены в данной статье, постоянно находятся рядом со своими учениками, передают им свои знания и опыт. Они работают с группами различающихся по темпераменту людей и бывают способны найти личный подход к каждому воспитаннику.

Значимость профессии

История профессии тренер берет свое начало с момента появления первых людей. Наши предки не сидели на месте, они открывали и изобретали, демонстрировали свои убеждения, разрабатывали инструкции по использованию трав, кореньев и различных предметов.

Работа тренера, который мотивирует людей на достижение новых высот в спорте и в жизни, не потеряла своей актуальности и в настоящее время. Представители профессии тренер приобщают молодое поколение к здоровому образу жизни. От профессионального уровня этих людей напрямую зависит успех, как каждого спортсмена, так и всей команды.

профессия спортивный тренер

Главные требования

Представители данной профессии должны:

  • Искренне любить спорт.
  • Быть уверенными, честолюбивыми и терпеливыми личностями.
  • Беспристрастно и объективно оценивать результаты своего труда.
  • Постоянно двигаться вперед в своем профессиональном развитии.
  • В совершенстве владеть методиками тренировок.
  • Владеть базовыми знаниями из области психологии и медицины.
  • Знать методы и приемы обучения мастерству в конкретных видах спорта.
  • Уметь правильно распределять физические нагрузки и оценивать потенциал возможностей каждого подопечного.
  • Применять на практике знания из сферы педагогики и психологии, оказывающие влияние на эмоциональный настрой воспитанников.

Главным плюсом профессии тренер принято считать возможность наблюдать результаты своей трудовой деятельности.

представители профессии тренер

Обязанности спортивного тренера

Первостепенная задача представителей данной профессии заключается в выявлении и раскрытии спортивных дарований своих учеников. Тренеры являются профессионалами в той области, в которой работают, имеют за плечами спортивные победы. Они осуществляют обучение воспитанников и отшлифовывают их мастерство.

Представители профессии спортивный тренер, являясь руководителями тренировочного процесса, подбирают комплекс необходимых упражнений, распределяют нагрузки, учат спортсменов использовать свои возможности по максимуму. Но, для того чтобы добиться успеха в спорте, требуются не только сила и ловкость, но и умение держать под контролем свои эмоции. Тренеры также психологически подготавливают своих воспитанников. Они обучают их дисциплине, мотивируют на высокий результат. Опытные наставники помогают людям, связавшим свою жизнь со спортом, избежать звездной болезни.

Вместе с медицинскими работниками, тренеры держат под контролем состояние здоровья своих учеников, подбирают им специальные диеты, оказывают помощь при получении спортивных травм.

плюсы профессии тренер

Минусами профессии тренер принято считать постоянные командировки и выезды на различные сборы.

Фитнес-тренеры

В наши дни большое количество людей, стремясь поддержать красоту и здоровье, занимаются фитнесом. Но без необходимого контроля данная методика оздоровления организма может не принести желаемых результатов или даже наоборот негативно повлиять на здоровье.

Представители профессии фитнес-тренер помогают людям, посещающим спортивные залы, организовать свои занятия на должном уровне, осуществляют подбор необходимых упражнений и объема нагрузок Они рассчитывают все это, с учетом состояния здоровья и определенных целей (сбросить лишний вес, накачать мускулатуру) каждого человека. Тренеры проводит как групповые, так и индивидуальные занятия.

профессия фитнес тренер

Особенности трудовой деятельности

Фитнес-тренер обычно специализируется на занятиях с тренажерами или на конкретных направлениях определенных дисциплин, таких как аэробика, пилатес и др.

Большое значение в профессии тренера имеют первые занятия, на которых его ученики овладевают наукой исполнения основных упражнений. Наставник должен: осуществить подбор необходимого комплекса упражнений, продемонстрировать подопечным их правильное выполнение, внимательно проследить за успехами любителей фитнеса.

Фитнес-тренера можно смело назвать экспертом по здоровому образу жизни. Он может порекомендовать своим ученикам наиболее подходящую диету, дать исчерпывающий ответ на вопрос, как дозировать нагрузки в перерыве между занятиями. Тренеры являются для своих подопечных настоящими учителями.

Необходимые качества

Представителя профессии тренер по фитнесу клиенты нередко оценивают по внешним данным, физической и спортивной форме. Также они очень ценят внимательность, доброжелательность и готовность в любой момент прийти на помощь.

минусы профессии тренер

Фитнес-тренер должен обладать талантом не только подобрать правильный комплекс занятий. Ему необходимо уметь наладить со своими учениками психологическую связь, способствующую приданию им уверенности в собственных силах и решимости.

Представители профессии тренер должны любить свою работу. Без этого они не смогут настраивать учеников на победу и покорение новых рубежей, а также оказывать им моральную поддержку.

Руководящая роль в процессе обучения принадлежит тренеру-преподавателю. Это проявляется в руководстве обучением (планирование, организация и контроль), руководстве в процессе обучения (управление и оптимизация процесса обучения) и руководстве через обучение (формирование личности обучаемых).
Эффективность процесса обучения зависит во многом от условий его организации. Выделяют две группы условий: социально-педагогические и психолого-дидактические.
К первой группе относят: наличие квалифицированного, творчески работающего преподавателя; наличие сплоченного, дружного коллектива учащихся; наличие материально-технических условий (учебно-методических пособий, технических средств обучения и т. п.); наличие благоприятного психологического климата, хороших отношений между обучаемыми и преподавателями, основанных на взаимном уважении, на любви педагога к детям; соблюдение правил гигиены и режима занятий и отдыха.
Ко второй группе можно отнести: высокий уровень обученности занимающихся, соответствующий данному этапу обучения; наличие достаточного уровня сформированности мотивов учения и будущей профессиональной деятельности, обеспечивающей интерес обучаемых к самостоятельной учебно-познавательной деятельности под руководством преподавателя; соблюдение дидактических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса; применение активных форм и методов обучения.
Деятельность тренера как педагогическая система. Деятельность тренера осуществляется в рамках определенной педагогической системы, в которой выделяют структурные и функциональные компоненты.
Структурные компоненты: цель; содержание (учебная и научная информация как предмет усвоения); средства, методы и формы педагогических воздействий (педагогической коммуникации); объект (преподаватель, тренер) и субъект (учащийся, спортсмен, класс, команда и т. д.) педагогических воздействий.
Функциональные компоненты включают в себя действия, направленные на решение разнообразных задач, возникающих в тренировочном процессе. Выделяют гностический, проектировочный, коммуникативный, организаторский и двигательный компоненты.
Гностический компонент включает действия, направленные на получение и накопление знаний о структурных компонентах системы спортивной тренировки:
- цели спортивной тренировки тхэквондистов на разных этапах спортивного мастерства;
- система знаний в области теории и методики тренировки тхэквондистов;
- средства достижения поставленных целей;
- объекты деятельности (боец, группа в целом), их состояние, развитие;
- все изменения, происходящие с ними, закономерности адаптации организма бойца к тренировочным и соревновательным нагрузкам;
- функции деятельности тренера и способы управления тренировочным процессом.
Гностические функции тренера включают в себя также умение получать новые знания на основе постоянного самообразования, повышения профессионального и культурного уровня, изучения, анализа и обобщения научных фактов и накопленного собственного опыта подготовки тхэквондистов, а также опыта других тренеров. Особенно важным в этом плане представляется умение перестраивать свою деятельность на основе новых знаний.
Проектировочный компонент включает действия, связанные с планированием тренировочного процесса (перспективным, текущим, оперативным) и разработкой тренировочных программ для разного контингента занимающихся.
Преподаватель должен уметь:
- проводить отбор и определять спортивную ориентацию с целью выявления исходного уровня занимающихся для рационального комплектования учебных групп;
- прогнозировать изменения в состоянии объекта педагогических воздействий;
- определять цели тренировочного процесса и промежуточные задачи для разных этапов тренировки;
- определять программно-нормативные основы планов.
Конструктивный компонент. Преподаватель должен уметь:
- отбирать и программировать содержание учебного материала на отдельных тренировочных занятиях;
- разрабатывать учебные задачи по воспитанию, образованию и обучению тхэквондистов;
- проектировать качества, которые необходимо воспитывать у тхэквондистов;
- методически разрабатывать отдельные направления деятельности спортивного коллектива в учебное и вне учебное время;
- программировать деятельность – свою и учащихся – на учебных занятиях и в процессе проведения воспитательных мероприятий;
- формировать у тхэквондистов систему специальных умений и навыков, разносторонней физической и психологической подготовки.
Коммуникативный компонент включает действия, связанные с установлением взаимоотношений:
- со спортивным коллективом, в коллективе, с каждым членом коллектива;
- с администрацией спортивной школы, родителями, спонсорами;
- с другими спортивными коллективами и организациями.
Коммуникативные умения выражают стремление тренера быть требовательным, но справедливым, учитывать психологию личности тхэквондиста, формировать у воспитанников устойчивый интерес и мотивацию к систематическим занятиям спортом и достижению высоких спортивных результатов.
Организаторский компонент. Преподаватель должен уметь:
- организовать деятельность спортивного коллектива с участием в ней каждого спортсмена для успешного решения поставленных целей и достижения необходимого результата;
- создавать и развивать в коллективе традиции;
- формировать у учащихся организаторские умения;
- обучать воспитанников руководить командой, обеспечивать взаимодействие в коллективе;
- сочетать в работе учет, контроль, системы наказания и поощрения.
Двигательный компонент. Преподаватель должен:
- квалифицированно владеть техникой физических упражнений избранного и вспомогательных видов спорта;
- владеть приемами страховки и самостраховки;
- рационально выбирать методы, формы проведения занятий, свое место в зале;
- владеть способами организации перемещений учеников в зале, на площадке;
- уметь отремонтировать и изготовить простейший спортивный инвентарь.
Наиболее существенными дидактическими умениями являются следующие (И. П. Соколова, 1979):
1) видеть ошибку;
2) видеть причину ошибки;
3) кратко и доходчиво объяснить упражнение;
4) выбрать место для наблюдения;
5) анализировать технику выполненного упражнения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей;
6) подбирать упражнения с переходом от простых к сложным, от легких к более трудным;
7) определить логическую последовательность упражнения;
8) подобрать имитационные упражнения;
9) выделить основные элементы техники;
10) предвидеть возможные затруднения в овладении техникой движения;
11) подобрать систему разнообразных упражнений для развития специальных физических качеств.
Менее существенными являются умения:
1) заставить выполнить задание;
2) образно сравнить изучаемое упражнение;
3) создать ассоциации с имеющимся двигательным опытом;
4) оказать практическую помощь ученику (вовремя подтолкнуть, поддержать, наклонить и т. д.);
5) выполнить правильно упражнение;
6) разделить упражнения на составные элементы;
7) показать упражнение в целом с различной скоростью и акцентом на узловые части и элементы;
8) показать упражнение по частям и элементам.
Деятельность педагога во многом определяется уровнем подготовленности занимающихся, с которыми он работает, и характером учебного процесса.
В работе с новичками и со спортсменами массовых разрядов важны практически все приведенные выше умения, степень выраженности которых характеризует мастерство тренера. При работе со спортсменами высокой квалификации возрастает значимость таких умений, как кратко и доходчиво объяснять, создавать ассоциации с уже имеющимся двигательным опытом, видеть причины возникающих ошибок в технике выполнения упражнений.
Выделяют эмпирический и теоретический компоненты профессиональной деятельности. Эмпирический компонент составляют умения и навыки стереотипных (уже имевших место) способов решения типичных задач в определенных ситуациях. Теоретический (творчески преобразующий) компонент составляют умения ориентироваться в неожиданных ситуациях, находить новые решения в необычных, нетипичных, проблемных ситуациях. Уровень профессионального мастерства тренера определяется его умением находить выход из проблемных ситуаций.
Личностные качества и авторитет тренера.
Преподаватель в воспитательном процессе выступает как:
- руководитель коллектива (организатор);
- учитель (теоретик и практик);
- воспитатель (психолог);
- личность, имеющая собственное мировоззрение, моральные принципы, профессиональные качества.
В структуре личности тренера выделяют четыре подструктуры.
Нравственные качества личности педагога, определяющие мотивационную направленность его деятельности:
- устойчивое желание и стремление передавать профессиональный опыт спортивной деятельности;
- увлеченность профессией, самоотверженность в труде, ответственное и творческое отношение к делу, поддержка и корректная критика учеников.
Профессиональные качества тренера:
- знание конкретного вида спорта и владение конкретными спортивными умениями;
- качество преподавания;
- организаторские способности;
- отношение к работе;
- соотношение требовательности, справедливости, принципиальности, объективности;
- способность организовать обучение и отдых;
- умение сохранять и создавать положительные традиции и привычки в коллективе.
Индивидуально-психологические черты личности тренера: уровень интеллекта, мотивация, установка, сила и устойчивость нервных процессов, эрудиция, ум, память, мышление, волевые качества, эмоциональность, жизнерадостность, опыт и интуиция, способность к обобщению уже встречавшихся в практике ситуаций и т. д.
Динамические свойства личности: возраст, пол, темперамент, состояние здоровья, уровень развития физических качеств и т. д.
Доминирующими качествами тренера, работающего с юными спортсменами, являются следующие (А. А. Деркач, А. А. Исаев, 1981):
- умение привить любовь к избранному виду спорта;
- любовь к детям;
- стремление помочь в трудную минуту;
- полная самоотдача любимому делу, способность не жалеть свободное время;
- способность оказать помощь в становлении личности, формировании характера;
- умение осуществлять контроль за поведением учеников во внеучебное время (за успеваемостью и поведением в школе, на улице, в семье);
- способность оказать помощь в решении жизненно важных вопросов.
Выделяют три основные группы факторов, определяющие пути формирования тренерского авторитета: манера общения, манера поведения и специфические профессионально-деловые качества тренера.

Женщины наравне с мужчинами тренеры


Кто такой тренер? Просто человек, обладающий необходимыми знаниями и навыками, для обучения определенному виду спорта детей или взрослых? Великие представители этой профессии признаются, что невозможно оставаться равнодушными и воспринимать выбранный путь только с точки зрения зарабатывания денег и как обычную специальность. Об особенностях мы поговорим далее.

  • 1. Особенности специализации
  • 2. Знаменитые представительницы
    • 2.1. Елена Чайковская
    • 2.2. Тихана Немчич
    • 2.3. Ольга Слуцкер
    • 2.4. Светлана Андреева
    • 3.1. Преимущества
    • 3.2. Недостатки

    Особенности специализации

    Профессия тренера разнообразна: в каждом виде спорта существуют свои нюансы и особенности. Но главной целью настоящего профессионала остается развитие существующих талантов, совершенствование навыков, воспитание характера и эмоциональной устойчивости у своих подопечных.

    Тренер выстраивает программу занятий в зависимости от уровня подготовки, целей и возможностей спортсмена. Он несет ответственность за конечный результат. В зависимости от того, работает ли специалист в системе дополнительного образования или в частной компании, выделяют основные направления работы.

    В системе дополнительного образования:

    1. Начальная подготовка.
    2. Углубленная специализация.
    3. Базовое мастерство.
    4. Высшее спортивное мастерство.
    5. Уровень высших достижений.

    В частных организациях (фитнес-клубы, коммерческие секции для детей и взрослых, оздоровительные учреждения):

    1. Обучение базовым навыкам выбранного направления детей или взрослых.
    2. Составление программ под индивидуальные задачи (похудение, наращивание мышечной массы и т. д.).

    В системе дополнительного образования не наблюдается дефицит кадров, так как многие бывшие спортсмены избирают для себя этот путь. Трудно стать настоящим профессионалом, если вы сами не занимались тем видом спорта, который хотите преподавать.

    Частные же организации демонстрируют средний спрос на фитнес-тренеров и инструкторов тренажерных залов. Дело в том, что обучиться этим специализациям можно на курсах. Не все работодатели при этом требуют высшее педагогическое образование.

    Профессия спортивного тренера подойдет людям, обладающим сдержанным характером. При этом излишнее равнодушие тоже недопустимо. Все наиболее важные качества можно разделить на три группы.

    1. Мировоззренческие. Он должен принимать на себя ответственность за будущее каждого воспитанника и подрастающее поколение в целом.
    2. Нравственный. Здесь можно отметить такие качества, как гуманизм, вежливость, требовательность, сдержанность, порядочность, честность, оптимизм, нацеленность на результат.
    3. Интеллектуальные. Находчивость, умение адаптироваться под изменяющиеся условия и стандарты, логичность помогают найти оптимальные решения для достижения максимальных результатов. Важно также уметь распределять свое внимание.

    Особенности профессии тренера

    Знаменитые представительницы

    Данную профессию сложно назвать чисто мужской или женской. Примерами достижения высоких результатов служат следующие великие представительницы слабого пола.

    Елена Чайковская

    Тренер по фигурному катанию. Она родилась в актерской семье. Детство Елены было тяжелым: это были послевоенные голодные годы. Первым ее способности заметил Т. А. Толмачев. Под его руководством она стала чемпионкой СССР в 1957 году.

    Но школа отечественного одиночного фигурного катания в те годы была несовершенна, что не позволяло конкурировать со спортсменами из других стран. Это стало причиной поступления на факультет балетмейстеров в ГИТИС. В профессиональный спорт она вернулась позже, но уже в качестве тренера. Полученное образование и профессиональные навыки позволили ей выработать собственную систему постановки ледовых выступлений и шоу. Их отличала образность, лаконичность, высокий уровень хореографии и продуманная жанровая композиция.

    Ученики Елены Чайковской 15 раз поднимались на высшую ступень пьедестала в мировых первенствах. Среди ее воспитанников Мария Бутырская, Татьяна Тарасова, Александр Горшков, Людмила Пахомова, Геннадий Карпоносов и многие другие.

    Секрет успеха заключался в невероятной любви к фигурному катанию. Ей не удалось завоевать мировое признание в качестве спортсменки, поэтому она отдала много сил, чтобы воплотить эти мечты в своих учениках.

    Тихана Немчич

    Первая женщина, ставшая тренером по футболу мужской сборной. В ней сочетается несочетаемое: она выбрала для себя исконно мужской вид спорта, при этом участвовала в конкурсах красоты и была фотомоделью. Полученная травма колена не позволила ей остаться в спорте высших достижений. Тренерской работой она занялась в 2012 году. Руководство клуба «Виктория Ваковац» пригласило ее в качестве тренера мужской команды, которым она остается и по сей день.

    Ольга Слуцкер

    Отец девочки по ошибке записал ее в секцию фехтования, но этот вид спорта увлек Ольгу. Она стала много времени уделять тренировкам. Стать знаменитой спортсменкой она не успела – раннее замужество поставило крест на ее карьере. Спорт вернулся в жизнь Слуцкер в начале 90-х. Тогда она решила открыть фитнес-клуб.

    Таких проектов в России еще не было, а сама идея была привезена ею из поездки по Испании. Очень скоро клуб стал популярным: уже в 1995 году она отдала долг мужу (деньги, которые он давал на запуск проекта) и выкупила права на бренд World Class.

    Вскоре Ольга открыла целую сеть фитнес-центров по всей стране. Позволить себе занятия в них мог не каждый. Поэтому позже она запускает в работу клубы с демократичными ценами. Происходит это при поддержке Михаила Фридмана.

    Светлана Андреева

    Женщина, доказывающая собственным примером, что разделение на мужские и женские виды спорта весьма условно. В детстве занималась тхэквондо, кикбоксингом (мастер спорта международного класса). Позже перешла в женский бокс, который пришелся ей по душе. Главным спортивным достижением считает победу в 2007 году на чемпионате мира по кикбоксингу. В настоящее время является тренером по кикбоксингу. Среди ее учениц Зульфия Кутдюсова, Светлана Рогозина и другие девушки, представляющие Россию на мировых аренах.

    Что ожидает в работе

    Плюсы и минусы работы тренером основаны на специфике данной профессии. Понять, с чем придется столкнуться, можно еще до начала трудовой деятельности.

    Преимущества

    1. Возможность заниматься любимым делом, с которым знаком с детства. Эту работу выбирают в основном люди, профессионально занимающиеся тем или иным видом спорта.
    2. Эмоциональная отдача. Радость от победы на соревнованиях, выполнения нормативов подопечными — это результат слаженной работы тренера и спортсмена.
    3. Возможность поддерживать собственную физическую форму.
    4. Ощутимые результаты труда. Многие офисные работники лишены этого. Вы ставите конкретные цели, выстраиваете план тренировок и получаете результат.
    5. График работы будет зависеть от расписания тренировок. Нет необходимости находиться на рабочем месте весь день.
    6. Признание, уважение и высокий уровень дохода при достижении спортсменами высоких результатов.

    Недостатки

    1. Необходимость вкладывать большие личностные ресурсы. При этом никто не гарантирует вам получение уважения и признания.
    2. Зависимость от результатов воспитанников. В любой момент спортсмен может решить бросить все.
    3. Необходимость передачи ведущих спортсменов. Это происходит при переходе в сборную страны или на местном уровне, когда вашей квалификации становится недостаточно, чтобы обеспечить рост результатов.
    4. Коллеги являются конкурентами, которые могут воспользоваться трудами вашей деятельности: переманить к себе перспективного воспитанника или использовать ваши профессиональные наработки.
    5. Большое количество факторов, которые вы не в силах контролировать, и влияющие на результат (мнение родителей, здоровье ученика и его личные предпочтения).
    6. Колоссальные эмоциональные нагрузки. Они присутствуют не только во время соревнований, но и на этапе тренировочного процесса.
    7. Своих чемпионов придется растить самому. На это может уйти 8–10 лет. Никто при этом не гарантирует вам положительного исхода.
    8. Постоянные командировки. Для семейных женщин это становится одной из основных проблем.

    Что ожидает в работе тренера

    Необходимые знания

    Что нужно, чтобы стать тренером? Очевидно, что для этого необходимы знания. Сферы, в которых должен неплохо разбираться профессионал, представлены ниже.

    1. Психология и педагогика. Это поможет выстроить правильные отношения, избегать конфликтных ситуаций и контролировать тренировочный процесс.
    2. Физиология. Рассчитать оптимальные нагрузки и подобрать комплекс упражнений, который приведет к желаемому результату, возможно, только зная строение и особенности человеческого организма.
    3. Основы спортивной медицины. Тренер должен уметь оказать первую помощь и оценить степень тяжести общего состояния при травмах.
    4. Комплексы упражнений по выбранной специализации. Профессионал должен не только знать все на теории, но и демонстрировать технику на собственном примере.
    5. Конфликтология и управления психическим состоянием. Это поможет избежать ссор и недопонимания как внутри коллектива, так и с подопечными.

    Профессиональные навыки

    Как стать тренером по футболу или баскетболу? Любая специализация в спорте требует не только теоретических знаний, но и практических навыков. На овладение сложных техник могут уйти годы. Именно поэтому данную профессию выбирают те, кто отдал не один год жизни занятиям определенным видом спорта.

    Кроме того, профессиональный стандарт №193 от 07.04.2014, утвержденный министерством труда и социальной защиты РФ, гласит, что, в зависимости от квалификации, тренер должен обладать определенными навыками и умениями.

    Так, для 5 уровня квалификации необходимо уметь подготавливать спортсменов и планировать их результаты на начальных этапах. Это те, кто приводят и знакомят ребят с новым для них видом спорта. Девятый уровень квалификации подразумевает руководство и подготовку к соревнованиям команды сборной Российской Федерации.

    Перечислять функции и необходимые умения для всех уровней и категорий не имеет смысла. Все они есть в официальном документе, указанном выше.

    Рассматривая профессию тренера, немногие задумываются, с кем же им придется непосредственно работать. Вам регулярно придется контактировать и взаимодействовать со следующими категориями:

    • спортсмены (ваши непосредственные ученики);
    • родители воспитанников (они играют важную роль, если вы специализируетесь на детском и юношеском спорте);
    • судьи (без них не обходится ни одно спортивное состязание);
    • медицинские работники (именно они оценивают состояние спортсмена перед серьезными соревнованиями);
    • СМИ (в том случае, если ваши подопечные будут показывать высокие результаты на уровне страны и мира);
    • другие тренеры (вы будете работать в коллективе и взаимоотношения с коллегами имеют большое значение);
    • руководство (при любом виде собственности не обойтись без руководящего звена).

    Среди основных функций спортивного тренера выделяют следующие.

    1. Осуществление набора обучающихся.
    2. Знакомство с теоретическими основами выбранного вида спорта.
    3. Обучение специализированным физическим упражнениям (различаются в зависимости от вида спорта).
    4. Планирование, учет и анализ результатов.
    5. Подготовка к соревнованиям различного уровня.
    6. Формирование и совершенствование физической подготовки спортсмена.

    Профессиональные навыки тренера

    Чем выше становится квалификация, тем более сложные и почетные функции ему доверяют выполнять.

    Карьера

    Профессия тренер как преподаватель по спорту доступна практически каждому спортсмену. Для этого требуется получить среднее профессиональное образование, а в некоторых случаях будет достаточно и специальных курсов.

    Великие тренера получаются из некогда профессиональных спортсменов. Необязательно быть Олимпийским чемпионом, чтобы воспитать выдающегося спортсмена. Важно знать, что и как необходимо делать, чтобы им стать. Этими бесценными знаниями и навыками и делятся профессионалыы со своими воспитанниками.

    Если вы не уверены в собственных силах, то начать можно с помощника. В этом случае вы не будете отвечать за разработку планов и прогнозирование результатов. Но наберетесь необходимых знаний для дальнейшей самостоятельной деятельности.

    Помимо среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта, существуют программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Повышая свой уровень и добиваясь выполнения обучающимися определенных спортивных показателей, вы будете повышать свою категорию. Это неизменно приведет к увеличению заработной платы. Так, на курсах переподготовки вы можете освоить лечебную физкультуру и набрать группу по данному направлению. Или овладеть тонкостями профессии фитнес-инструктора и уйти из муниципального учреждения в частное. Часто этот путь выбирают из-за возможности заработать.

    Но многие тренеры выбирают другой вариант. Они открывают собственные спортивные школы. Кто-то продолжает воспитывать будущих чемпионов, а кто-то выбирает физкультурно-оздоровительную форму занятий. Но и в первом, и во втором случае деятельность осуществляется на коммерческой основе.
    Что касается международного подтверждения вашего профессионализма, то это потребует дополнительных усилий. В Европе или Америке никто не посмотрит на ваш диплом о среднем профессиональном образовании и уже тем более сертификат об окончании курсов. Для устройства на работу там необходимо будет пройти сертификацию. Экзамен проходит на английском языке, но сдать его можно, будучи в России. Для этого организованы специальные пункты. К доступным системам международной сертификации можно отнести ACE (American council of exercises) и NSCA (National Strength and Conditioning Association).
    Спортивный тренер может найти работу в системе дошкольного, среднего, профессионального, дополнительного и высшего образования. Для этого понадобится диплом об окончании высшего или профессионального образования в сфере физической культуры и спорта или педагогическое. Фитнес-центры, спортивно-оздоровительные клубы, спортивно-развлекательные центры и частные спортивные секции и кружки также нуждаются в специалистах по спорту. Поэтому выбор места работы довольно широк. Все зависит от ваших профессиональных навыков и предпочтений.

    Средняя заработная плата

    Уровень заработной платы персонального тренера в Америке составляет примерно 53 000$ в год. Такой цифры российским коллегам пока достичь не удается. А если речь идет о муниципальных учреждениях, то доход будет не больше, чем у учителей и педагогов. По России средний уровень колеблется от 20 т.р. до 25 т.р. В Москве эта цифра выше, и достигает отметки в 40 т.р. в месяц. На уровень заработной платы влияет педагогический стаж и категория.

    В Канаде средний уровень дохода спортивного тренера составляет 20$ в час, а в Германии этот показатель колеблется от 19 до 23 евро за час, что составляет 250–300 т. рублей в месяц.

    Где учиться на тренера

    Для работы с детьми и подростками в системе дополнительного образования необходимо педагогическое или физкультурное образование. Его можно получить в высшем учебном или среднем профессиональных учреждениях.

    Где учиться на тренера

    Среди престижных высших учебных учреждений России можно выделить:

    • РГУФКСМиТ. Стоимость обучения на платном отделении от 70 т. р. в год.
    • УГУФК. Стоимость от 35 т. р. в год.
    • СГУФКиС. Стоимость от 44 т. р. в год.
    • МГФСиФК. Годовое обучение от 55 до 120 т. р.
    • СПбГУФК им.Лесгафта. Минимальная сумма за обучение в год — от 100 т. р. в год.

    Если же вы выбрали профессию фитнес-тренера (это может быть аэробика, степ, аквааэробика, пилатес), то достаточно будет пройти специальные курсы или программу переквалификации.

    Выгодные направления

    Трудно сказать, какая сфера преподавания является более выгодной. С одной стороны, в рамках спортивного тренера вы можете дорасти до высшей категории, и вам будет обеспечена мировая известность и соответствующий уровень заработной платы. Но этого добиваются единицы.

    С другой стороны, отдав предпочтение персональным тренировкам в спортивном клубе, вы можете обзавестись собственной базой постоянных клиентов, которая будет приносить неплохой доход. Во многом это зависит и от вашего статуса. К примеру, чемпион мира по тяжелой атлетике или пауэрлифтингу изначально будет требовать более высокую оплату. Многие центры идут на это, так как это положительно влияет на статус заведения.

    В последнее время появилось такое новое течение, как онлайн-тренировки. Такой подход удобен как для занимающихся, так и для тренера. Последний может вести трансляцию или консультировать, находясь в любой точки мира. Но это относится к фитнесу, но никак ни к спорту высших достижений.

    Профессия спортивного тренера многогранна. Этот путь не бывает скучным. Работать с подрастающим поколением и радоваться их первым успехам — это обычные трудовые будни и несомненное преимущество. Многие выдающиеся представители этой профессии признаются, что это не работа (в привычном ее понимании), а призвание.

    Занятия тхэквондо для девочек: плюсы и минусы

    Популяризация спорта в России привела к тому, что родители стремятся отдать детей в спортивные секции уже с самого раннего возраста. Выбор сделать нелегко, ведь уже недостаточно, того чтобы ребенок стал здоровым, крепким и физически развитым. Если школа, то Олимпийского резерва, если награда, то золото. Вновь открытые секции и школы, не дают родителям 100% определения, куда отдать ребенка.

    Сложнее сделать этот выбор родителям девочек, так как маленькая девочка — сегодня, это женщина — завтра. Следовательно, нельзя исходить только из популярности. Нужно выбрать, то, что укрепит тело и дух, но не даст утратить женственность.

    Что за спорт — Тхэквондо

    Корейский вид боевого искусства, который получил распространение в мире, и завоевал популярность в России. В переводе, означает тхэ — топтать, нога, квон — кулак, до — путь, учение. «Путь кулака и ноги».

    Здесь сочетаются духовные принципы и телесные практики, самооборона без применения оружия. Выполнение ударов и блоков.

    Выделяют 2 основные версии тхэквондо — WTF и ITF. У каждой свои требования, программы соревнований и принципы.

    Международная федерация таэквондо ITF:

    1. С нее началось зарождение тхэквондо.
    2. Неолимпийская дисциплина.
    3. «Легкий контакт» — удары не наносятся, а только обозначаются касанием.
    4. 70% удары ногами, 30% удары руками.
    5. Слабая экипировка спортсменов.
    6. Травматизм.
    7. Разбиваниетвёрдых предметов незащищёнными частями тела.

    Мировая Федерация Тхэквондо WTF:

    1. Носит соревновательный характер.
    2. Олимпийская дисциплина.
    3. «Полный контакт».
    4. Скоростной вид спорта, сильная техника ног.
    5. Допускаются удары ногами по туловищу, удары руками — запрещены.
    6. Полная защитная экипировка.
    7. Электронное судейство на соревнованиях.
    8. Разбивание предметов и техника самозащиты мало практикуются.

    Другие версии, такие как МФТ, ГТФ и пр., это вариации ITF. Аналогов версии WTF нет.

    Девушки занимаются тхэквондо

    Кому подойдет

    У занятий тхэквондо нет конкретной половой принадлежности. Одинаково придутся по душе мальчикам и девочкам. Каждая версия имеет свои ограничения по возрасту для начала занятий.

    Версия WTF ведет набор с раннего возраста. Но будет ребенок заниматься или нет, зависит от психофизической готовности ребенка к нагрузкам. Главное требование здесь это гибкость и растяжка, которая развивается в период с 7 до 10 лет. Но чтобы тренировки проходили не так болезненно, нужна подготовка. К ней стоит приступать в возрасте 6 лет. Поэтому началом занятий тхэквондо WTF считают 6 лет.

    На первом году тренировок дети осваивают базовые техники и только позднее учатся атаковать и защищаться. Что положительного, а что отрицательного получит девочка, обучаясь навыкам ведения боя?

    Девочка с мальчиком

    Плюсы

    • Физическое воспитание. Здоровье. Не требуется объяснять, насколько такие спортивные нагрузки полезны для организма особенно с младшего возраста. Тренировки в зале и на свежем воздухе, закаляют и укрепляют организм.
    • Дисциплина и самоконтроль. Приучают приходить вовремя и не опаздывать на тренировки, следить за состоянием тренировочного костюма и спортивного инвентаря. Соблюдение режима питания и потреблять меньше вредных продуктов. Контроль над рационом питания усиливается в период подготовки к соревнованиям, чтобы поддержать весовую категорию. В другое время, вес отпускают, но продолжают отслеживать.
    • Командный дух. На соревнованиях спортсмен выступает, как каждый за себя, так и в командных поединках. Без единства и сплоченности тут не обойтись. Результативность и достижения Тхэквондо WTF— это олимпийская дисциплина. Где у каждого спортсмена, который стремится к достижению результатов (медали, звания), будет такой шанс.
    • Безопасность. Тхэквондо WTF, считается, безопасным видом спорта среди единоборств, так как введены строгие правила ведения боя и во время поединка тело защищает амуниция.
    • Гибкость, красота, грация. Интенсивность, постоянные тренировки и упражнения, не дают набирать лишние килограммы. Благодаря чему тело остается стройным. Также укрепляются мышцы тазового дна, что положительно влияет на женское здоровье. Растяжка, которая сохраняется даже после прекращения занятий.
    • Навыки самообороны. Тхэквондо не ставит целью тренировок, отработку навыков самообороны, но участие в спарринге с мальчиками, во время них, дает отточить эти навыки.
    • Коммуникации. Участие в разнополых тренировках учит выстраивать общение, налаживать диалог, договариваться, спорить.
    • Медицинские осмотры. Прежде, чем приступить к занятиям, надо представить справку о состоянии здоровья. В последующем будет ежегодное прохождение медкомиссии.
    • Выносливость. Тренировочный процесс, который включает в себя методики тренировок из других видов спорта, например бег, ходьба на лыжах, прыжки на скакалке, подтягивание и отжимание, помимо базового комплекса, развивают выносливость.
    • Умение побеждаться и проигрывать. Без поражений нет побед. Ведь тот, кто не ошибается, ничего не достигает. Поэтому так важно научиться принимать поражение с достоинством, не опускать руки и не отказываться от мечты. Не менее важно научиться побеждать и не «взлетать» слишком высоко при первых достижениях. «Звездная болезнь» еще никого не украшала.
    • Публичные выступления. Соревнования по тхэквондо проходят на площадках с большим скоплением народа, в сопровождении громких звуков и криков. Это учит не бояться выступать на публике, концентрировать внимание, несмотря ни на какие помехи.
    • Выездные соревнования. Летние спортивные лагеря. Возможность выезда на соревнования в другие города, расширение кругозора, «себя показать, на других посмотреть». С пользой для здоровья провести лето вдали душного города.
    • «База» для других видов спорта. Мощная техника ног, растяжка, гибкость и многое другое позволит ребенку, при желании, опробовать себя в других видах спорта, таких как каратэ, хапкидо, ушу и др. И даже найти для себя другие направления и практики (йога, тай цзи).

    Боевая девушка

    Минусы

    • Травмы. Каждый спортсмен, а тем более профессионал, не застрахован получить травму. Тхэквондо, не исключение. Но благодаря усиленной экипировке, здоровье спортсмена в безопасности, насколько это возможно в профессиональном спорте.
    • «Женская красота». Запреты, касаются только длины ногтей. Нужно стричь, чтобы длина не выходила за фалангу пальца. Красить можно. Рекомендованная длина волос до лопаток. Чтобы было комфортнее тренироваться. Остальные манипуляции с волосами, разрешены. На наращивание ресниц нет запретов, но тренироваться с ними сложно, поэтому большинство девочек сами этого не делают.
    • Нагрузка. Тхэквондо WTF— это олимпийская дисциплина, направленная на достижение результата. Поэтому тренироваться придется много.
    • «Реальный бой». Техника WTF и ITF, базируется на ударах ногами, поэтому применение этой техники в драке, не действенно в одиночном исполнении.
    • Стоимость экипировки. Версия WTF отличается от ITF количеством защитной экипировки (добок, шлем, жилет, капа, перчатки, защита на колени и локти), а также инвентаря для тренировки («лапы», перчатки). Так как ребенок растет, а защита изнашивается, то это дорого.

    Вывод

    Занятия тхэквондо принесут пользу девочкам в любом случае, и неважно, будет ли это спорт ради олимпийских наград, как WTF или спорт для себя, как ITF. Тренировки научать направлять накопленную агрессию, управлять своим телом и эмоциями, помогут стать гибкой, волевой и уверенной в себе. Навыки и умения, полученные во время занятий, пригодятся, как в спорте, так и в жизни.

    Если вы любите спорт не только как болельщик, возможно, это ваше призвание? Заработать в спорте можно, будучи профессиональным атлетом, что дается не каждом, либо, на более бытовом уровне — тренером.

    Сегодня разбираем профессию тренер единоборств. Материал для Reconomica подготовила тренер по тхэквондо Школы боевых искусств «Дао Гармонии» со стажем работы 8 лет Русскова Наталья Юрьевна.

    Тренер по единоборствам— что это за профессия?

    Спортивный тренер — это человек, который обучает спортсменов специальным навыкам, с помощью которых они побеждают на соревнованиях. Определение кажется очень простым, но оно содержит всю суть тренерской работы в единоборствах. Все, чему учатся мои воспитанники на тренировках, все это, по отдельности и в комплексе, ведет к победе над соперником. Это — главная цель тренировочного процесса.

    Цели второстепенные: здоровье, общее развитие, социализация, профилактика вредных привычек среди детей и взрослых.

    Есть цели промежуточные: подготовка к аттестации — это технический экзамен, когда спортсмен повышает свою квалификацию, организация и проведение учебно-тренировочных сборов, подготовка и участие в соревнованиях.

    тренировка по тхэквандо

    Еще проще говоря, тренер — это человек, который знает, как добиться от спортсмена нужных результатов. Сначала он оценивает то, что ему досталось, находит сильные стороны новичка, опираясь на них, развивает слабые, видит перспективу и выстраивает личный план развития каждого спортсмена.

    Кто может быть тренером?

    Тренерами становятся чаще всего бывшие или действующие спортсмены, то есть люди, обладающие опытом в этом виде спорта, имеющие спортивные заслуги или разряды. Базовое образование тренера может быть любым, нужную специализацию (педагогика, психология или физическая культура) можно получить дополнительно в течение одного года. Семинары, спецкурсы — приветствуются.

    Стоит отметить, что не каждый успешный спортсмен может быть успешным тренером, это совершенно разные профессии. Тренер должен держать в поле зрения всю команду, отвечая за каждого своего подопечного, порой в ущерб своим личным интересам, в то время как спортсмен занимается только собой, вот в чем принципиальная разница между ними. Следовательно, для эффективной работы им необходимы совершенно разные личностные качества и морально-нравственные установки.

    Хочу работать тренором. С чего начать?

    Как я начала работать тренером: руководитель нашей федерации предложил мне взять под свое руководство группу детей-новичков, на которую у него стало не хватать времени. Надо сказать, что тренером я быть не собиралась никогда, и до этого предложения мысли подобной у меня не возникало. Мне просто нравилось заниматься тхэквондо , иногда я помогала обучать новеньких.

    Я согласилась, пришла на свою первую тренировку и обнаружила, что из десяти человек по списку присутствуют только пять детей. Как выяснилось потом, родители отказались водить детей на эти занятия только потому, что сменился тренер: «Мы начали ходить к мужчине, к женщине ходить не будем!» Вот такой легкий бытовой сексизм . Как связано устройство половых органов тренера и его педагогические способности, неизвестно, но для многих очевидно, что женщина быть тренером не должна. К счастью, успехи моих учеников доказывают обратное. Но факт остается фактом, у мужчины-тренера учеников всегда будет больше, и на многие его «косяки» родители будут смотреть «сквозь пальцы».

    Тренер «с нуля» — такой вариант возможен в фитнесе , там, где речь идет о красоте и здоровье, а не о победе одного спортсмена над другим. Есть множество фитнес-школ, где можно пройти курсы и стать «инструктором тренажерного зала», или инструктором по аэробике, пилатесу, йоге — все это популярные востребованные направления. Если у вас есть желание развиваться, личное обаяние и неплохая физическая форма — все получится.

    Сколько зарабатывает тренер?

    Предприимчивый человек на позиции тренера способен неплохо зарабатывать. Многие тренера, помимо оговоренных процентов от родительской платы за занятия, занимаются заказом экипировки, индивидуальными тренировками, организацией поездок на сборы и т. д. Ставка тренера в муниципальном клубе скромна — около 20 тыс. руб. В коммерческом клубе оплата труда зависит от количества учеников, и при хорошей нагрузке можно зарабатывать около 70-80 тыс. руб. В крупных городах — на два-три порядка выше.

    занятие по единоборствам

    Объясняю ученикам теорию.

    Тренировочный процесс: что это такое?

    Для родителей тренировка новичков-шестилеток — целое испытание. Поскольку я никогда не препятствую нахождению мамы или папы в зале, они имеют возможность воочию убедиться, что их наследник, как бы помягче выразиться, не такой сообразительный, как им казалось раньше. Несмотря на то, что я даю задания детям сообразно возрасту, тщательно проговариваю, демонстрирую, словом, пытаюсь задействовать максимально их органы восприятия, на первом году обучения дело идет «со скрипом».

    Я-то знаю, что это временно и верю в каждого своего ученика. Но родителям приходится тяжко, настолько, что приходится их дополнительно просить: не вклиниваться в процесс, держать комментарии при себе, не ругать детей и т. д. С другой стороны, я считаю, что чем больше знают родители, тем лучше: у них есть возможность доработать с ребенком дома то, что у него не получается или то, что ему особенно нравится. А есть папы, которые втягиваются и начинают тренироваться сами, а уж они-то они схватывают материал куда быстрее!

    Свое тренерское удовольствие начинаешь получать на втором году обучения, когда большинство группы уже сдали экзамен на свой первый пояс, базой владеют, партнера не боятся, и можно больше времени уделять спарринговой технике. Готовить маленьких бойцов к соревнованиям и выводить их на бой — смысл моей работы. Их первые победы — для меня самый главный праздник и самый лучший подарок.

    Причем «стартовый пакет» ребенка совершенно неважен: он может быть неуклюжим, плаксивым, пугливым или наоборот, несобранным «шило в попе». Если он захочет и втянется, получится все. Только захотеть! Не отпугнуть, не задавить, не перекормить — все в меру. Из любого недотепы можно вырастить чемпиона, если обеспечить его поддержкой, вниманием и верой в его силы.

    Плюсы и минусы тренерской деятельности

    работа тренера

    Минусы:

    1. Профессиональное выгорание — термин, который часто встречается когда речь идет о сфере деятельности «человек — человек», а это врачи, учителя, соцработники, менеджеры. Тренеры тоже устают от рутинной работы, перестают «гореть» своим делом, обзаводятся вредными привычками. Как следствие, отмечается снижение технического уровня и результативности спортсменов.
    2. Привязанность к месту — не можешь сорваться и уехать посреди года, даже по необходимости, кто будет вести тренировки? За все время мой работы только один раз я не успевала на тренировку и попросила меня подменить, и именно в этот раз спарринг моих учеников закончился выбитым зубом! Больше я никого не просила о замене. Дистанционно, к сожалению, спортивный тренер работать не может.
    3. Невозможность вырасти по карьерной лестнице, разве что стать «тренером тренеров», то есть проводить семинары для других тренеров, есть и такие специалисты. Став кем-то другим, например, руководителем фитнес-департамента в крупном фитнес-клубе, вам придется значительно урезать свои тренерские часы. Открывая свой спортивный клуб, вам придется погрузиться в финансы и маркетинг, времени на своих спортсменов тем более не останется.
    4. Как ни парадоксально, малоподвижный образ жизни: тренироваться вместе с детьми невозможно, а дополнительно уделять время себе не всегда получается. Поэтому многие тренеры со временем обзаводятся лишним весом и совсем не ассоциируются со спортом!

    Плюсы:

    1. Работа с детьми — это во-первых, весело, во-вторых — огромная ответственность. Именно от тренера зависит, станет ли чемпионом ребенок, хотя бы на уровне города и области, или будет бездарно «обогревать» зал. Я стараюсь, чтобы состоялся каждый мой спортсмен. Благо, тхэквондо как вид вид спорта содержит в себе большие возможности для самореализации.
    2. Возможности для саморазвития, освоения новых горизонтов. Наиболее опытных моих учеников помимо турниров по тхэквондо (олимпийская и классическая версии) я выставляла и по кикбоксингу , и по французскому боксу. Это был интересный и успешный опыт!
      если ты тренер, тебе больше не нужно платить за абонемент, приходи и тренируйся (если конечно, силы останутся!)

    Спортивный тренер — это прежде всего, педагог-психолог. Победа рождается в голове, говорят профессионалы. И самое главное условие — любовь к людям, особенно к детям. Без этого ничего не выйдет. Я изучаю биографии великих тренеров и нашла одно важное качество, которое их объединяет: это мыслящие люди, они неустанно двигаются вперед, не расслабляются даже на самой вершине.

    Читайте также: