До какого возраста можно занимать руководящую должность в государственном учреждении

Опубликовано: 04.07.2024

Занятие некоторых должностей и определенных видов деятельности предполагает возрастные ограничения. Для их реализации в России, как и в большинстве остальных цивилизованных стран, введено такое понятие, как возрастной ценз. Сферы ограничений и возрастные границы определяются законодательством РФ.

Правительство РФ

Закон о возрастном цензе гласит: каждый гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, имеет право участвовать в выборах правительства страны. Предлагать свою кандидатуру вправе лица от 21 до 35 лет, что зависит от предполагаемой должности. Стать членом Совета Федерации может гражданин, достигший тридцатилетнего возраста. Депутаты Государственной думы не должны быть младше двадцати одного года.

возрастной ценз президента рф

  • законодательные органы государственной власти – от двадцати одного года;
  • органы местного самоуправления – от двадцати одного года;
  • глава исполнительной власти – от тридцати лет.

Президент РФ

Порядок выбора президента Российской Федерации предусматривает выполнение обязательных условий. В первую очередь соблюдается возрастной ценз - к выборам допускаются совершеннолетние граждане. Не могут голосовать лица, содержащиеся в местах лишения свободы, и недееспособные люди.

Занять пост президента России может любой житель страны, соответствующий некоторым условиям.

  • Ценз гражданства. Кандидат на должность должен быть гражданином РФ. При этом не учитывается способ его получения.
  • Ценз оседлости. Претендентом не может стать человек, проживший на территории страны менее десяти лет. Этот срок не должен прерываться, за исключением командировок, отпусков и иных подобных поездок за границу.
  • Возрастной ценз президента РФ. Стать Верховным Главнокомандующим может житель страны, достигший тридцати пяти лет. Верхних возрастных пределов на сегодняшний день нет.

Судьи

119 статьей Конституции РФ регулируются требования для представителей судебной власти, в том числе и обязательный возрастной ценз для судьи. Он зависит от предполагаемой ответственности и сложности работы.

  • 25 лет – арбитражный суд субъекта РФ, районный, конституционный, военный (гарнизонный), мировой.
  • 30 лет – областной, военный (окружной), краевой, арбитражный, федеральный.
  • 35 лет – Верховный суд РФ, Высший арбитражный Ссуд РФ.
  • 40 лет – Конституционный суд РФ.

Предельный возраст судьи составляет семьдесят лет.

возрастной ценз для судьи

К этой должности имеются и другие требования. Чем влиятельнее представитель судебной власти, тем больше ограничений и запретов предполагает занимаемый пост. Например, ни один судья не должен быть замечен в безнравственных поступках и деяниях, порочащих честь и доброе имя. Недоступно участие в политической жизни, вступление в партии и их материальная поддержка, занятие руководящих должностей любых общественных движений (в том числе и тех, что не связаны с политикой). Разумеется, судья обязан соблюдать закон, как и все остальные граждане. Вот только наблюдение за ним осуществляется еще более внимательное.

Руководители

С 1 января 2015 года вступили в силу изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ. Они определяют возрастной ценз для руководителей организаций, занимающихся научной деятельностью. По новому закону, должность руководителя и его заместителя может принадлежать гражданам не старше шестидесяти пяти лет. По достижении этого возраста пенсионер подлежит переводу на другую должность.

возрастной ценз для руководителей

По решению учредителя и общего собрания коллектива возможна отсрочка данного ограничения не более чем на пять лет. Ценз затрагивает сотрудников как государственных, так и муниципальных научных организаций.

Подобные меры направлены на то, чтобы «омолодить» коллектив и избавить руководителей от ответственной административной нагрузки. Благодаря этому появляется возможность посвятить все время научной деятельности.

закон о возрастном цензе

Продовольственные ограничения

В Российской Федерации действует закон об ограничении продажи алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним гражданам. Слабый алкоголь и сигареты могут продаваться лицам, достигшим восемнадцати лет, а напитки с высоким содержанием спирта доступны лишь тем, кто пересек рубеж двадцати одного года. Продажа запрещенных продуктов малолетним клиентам наказывается штрафами, их сумма может достигать трехсот тысяч рублей.

возрастной ценз

В европейских странах соблюдается подобный возрастной ценз, но возраст лиц, которым доступны вредные привычки, составляет двадцать один год и старше. В РФ планируется аналогичная поправка в Конституцию, так как проблема подросткового курения и алкоголизма очень актуальна. По мнению правительства, восемнадцатилетние подростки не могут принять осознанное решение – употреблять им алкоголь или нет, курить или не стоит. Ученые же утверждают, что к двадцати одному году жизни человек способен сделать верный выбор.

Массовая культура

С 2012 года в России введен обязательный возрастной ценз для массовой информационной продукции. Все фильмы, телепередачи, видеоигры и театральные постановки, содержащие сцены насилия, эротического содержания или демонстрации вредных привычек, доступны гражданам старше шестнадцати лет.

Особенно «пострадало» от новых ограничений телевидение. Теперь в связи с такой цензурой в начале каждой передачи, фильма или рекламного ролика должна появляться графическая маркировка, на которой содержится информация о возрастном цензе. Все культурные и информационные произведения, предназначенные только для совершеннолетних лиц, могут воспроизводиться с одиннадцати до трех часов ночи по местному времени.

Владимир Путин

Президент Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, который отменяет возрастные ограничения по нахождению на посту для гражданских чиновников, которых назначает президент. Законопроект зарегистрирован в базе нижней палаты парламента.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что сейчас предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе — 65 лет, для высших руководителей — 70 лет. После достижения предельного возраста такие лица могут продолжить работу в соответствующей структуре, но только на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы (обычно такие должности звучат как советник), пояснил РБК старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин.

«Вместе с тем в отдельных случаях возникает необходимость продления срока государственной гражданской службы наиболее опытным и высококвалифицированным руководителям и после достижения ими указанного возраста. В связи с изложенным законопроектом предусматривается, что в исключительных случаях при продлении срока государственной гражданской службы на государственных гражданских служащих, замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются президентом Российской Федерации, названное возрастное ограничение не распространяется», — говорится в пояснительной записке к документу.

Поправку предлагается внести в ст. 25.1 федерального закона «О государственной гражданской службе в России».

Владимир Путин

«На гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются президентом Российской Федерации, при продлении срока гражданской службы не распространяется ограничение, связанное с достижением ими возраста 70 лет», — гласит поправка.

Кого касается законопроект

Президент имеет право назначать многих чиновников — глав силовых ведомств, некоторых министров, в том числе главы Минюста, судей Конституционного и Верховного судов и многих других. Однако далеко не все эти должности подпадают под действие нового законопроекта.

Законопроект распространяется на представителей и сотрудников администрации президента и управделами президента, пояснил РБК профессор ВШЭ в Санкт-Петербурге Антон Ильин. Также действие документа распространяется на некоторых заместителей министров (например, замминистра юстиции и иностранных дел), а также на руководителей федеральных агентств и федеральных служб — в том числе Росфинмониторинга.

«В администрации президента законопроект большого количества людей — руководителя, замруководителя, начальников управлений, советников, — посчитал Ильин. — Думаю, это сделано именно для администрации президента. Только там под действие законопроекта попадает большое количество человек, и там много возрастных».

Среди возрастных сотрудников администрации президента — помощники президента Лариса Брычева (63 года) и Юрий Ушаков (73 года), советники президента Александра Левицкая (66 лет) и Михаил Федотов (71 год), полпреды Владимир Устинов (67 лет) и Юрий Чайка (69 лет).

По данным Росстата на 1 октября 2019 года (информация собирается раз в три года), в администрации президента было 18 человек старше 65 лет (1% от всей численности штата), а в остальных ведомствах федеральной государственной гражданской службы, подчиненных президенту, — 26 человек. Больше всего чиновников старше 65 лет было в Министерстве иностранных дел — 15. В том числе трое заместителей министра, назначаемых президентом, в возрасте 66–68 лет, следует из данных МИДа.

Фото:Антон Вергун / ТАСС

«Для военизированных ведомств и силовиков законопроект не работает, — подчеркнул Ильин. — ФСО, МВД, МЧС — все эти ведомства не попадают под действие законопроекта, то же со службой по военно-техническому сотрудничеству, куда недавно был назначен Михаил Бабич. Не попадают под действие законопроекта и послы».

Кто живет по другим законам

Не попадут под действие законопроекта федеральные министры и премьер-министр, глава ЦБ, парламентарии, главы ЦИК и Счетной палаты, уполномоченные при президенте. Все перечисленные не являются гражданскими госслужащими, сроки их пребывания на должностях регулируются «профильными» законами, а не законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», указывает Ильин.

В мае 2020 года Путин подписал закон, который повышает предельный возраст руководителей государственных и муниципальных вузов до 70 лет. Поправки внесли в Трудовой кодекс. Документ касается не только ректоров вузов, но и руководителей научных организаций, их заместителей и руководителей их филиалов. В справке к закону говорится, что в отдельных случаях срок пребывания руководителей в своей должности могут продлить и после того, как им исполнится 70 лет.

Зимой 2019 года президент подписал закон, позволяющий неограниченное количество раз продлевать полномочия ректоров МГУ (Виктору Садовничему к тому моменту исполнилось 80 лет) и СПбГУ (Николаю Кропачеву тогда было 59 лет).

Фото:Максим Шеметов / Reuters

Правительство в ноябре 2020 года внесло законопроект с предложением продлить возраст пребывания на службе для офицеров из руководящего состава уголовно-исполнительной системы. В 2010 году был отменен предельный возраст для председателя Конституционного суда (эту должность с 1991 года занимает Валерий Зорькин, ему сейчас 77 лет).

Чертков Александр

Федеральным законом от 24 марта 2021 г. № 52-ФЗ внесены важные изменения в ст. 25.1 Закона о государственной службе. Как известно, предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет. Гражданскому служащему категории «помощники (советники)» срок службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя до окончания срока полномочий должностного лица, чью деятельность он обеспечивает. Гражданскому служащему категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы срок гражданской службы с его согласия может быть продлен тем, кто его назначил (но не больше чем до достижения им возраста 70 лет). Вместе с тем на гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ, отныне при продлении срока гражданской службы не распространяется ограничение, связанное с достижением ими 70 лет.

Согласно Конституции РФ, Президент назначает на должность председателя правительства, его заместителей, федеральных министров, руководителей силового блока, федеральных судей (за исключением судей Конституционного и Верховного судов, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента), Генерального прокурора, его заместителей, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров. Кроме того, глава государства назначает сотрудников своей администрации, включая полномочных представителей. Именно данные ключевые должности в настоящее время могут замещаться без учета возраста должностного лица.

Дискуссия о пользе «омоложения» чиновничества или, напротив, сохранения опытных кадров идет не одно столетие, а на практике данные тенденции сменяют друг друга. В России после революции 1917 г. отмечалось резкое «омоложение» управленцев (вспомним Аркадия Гайдара, который в 17 лет командовал крупными воинскими соединениями). Напротив, вторая половина ХХ в. характеризовалась длительным пребыванием чиновников на государственной службе – прежде всего руководящего состава госслужащих (период 1970–1980 гг. именовался «эпохой кремлевских старцев»).

В новейшей истории также наблюдаются разнонаправленные тенденции. Так, в 2010 г. Дмитрий Медведев, занимавший пост главы государства, инициировал снижение предельного возраста госслужащих до 60 лет. Однако в 2013 г. Президент РФ Владимир Путин поднял эту планку до 65 лет, а для руководящего состава – до 70. Текущая реформа стала продолжением данного курса.

Каковы же аргументы в пользу «омоложения» управленческих кадров и против отмены предельного возраста для любых должностей? Ключевым традиционно называется повышение эффективности публичного управления.

Эффективность в данной трактовке включает как минимум три составляющие.

Первая – сменяемость власти, причем не только в персональном, но и в поколенческом плане. Обновление управленческих кадров препятствует формированию и укреплению коррупционных связей, отсекает «окружение» должностных лиц от публичных проектов, вносит дискуссию во «внутривластные» (внутриведомственные, внутрипартийные) отношения и устраняет «зашоренность» в поиске оптимальных управленческих решений.

Вторая – омоложение управленцев способствует внедрению новых технологий – как технических, так и социальных. В эпоху цифровизации и формирования «электронного государства» данный аспект эффективности управления трудно переоценить. При самых выдающихся управленческих талантах госслужащие не из «эпохи Интернета» не смогут стать «проводниками цифры», развивать «электронное государство».

Третья – длительное нахождение на публичных должностях – прежде всего руководящих, – людей одного поколения приводит к невозможности занять эти должности людьми следующего поколения. Такая ситуация разрушает социальные «лифты», что порождает оппозиционность как в широких слоях общества, так и в самом госаппарате – возникают так называемые «контрэлиты» (группы, обладающие необходимыми качествами и ресурсами для занятия элитных позиций, но не имеющие соответствующих правовых и фактических возможностей). Именно такие группы могут (и будут) стремиться к обретению власти путем смены действующей системы. Причем «демонтаж» «старой» системы государства может осуществиться и как реформа, и как «дворцовый переворот», и как революционное движение. Последние сценарии таят риски человеческих жертв, разрушения экономики и социальной системы, серьезного ухудшения жизни в стране и даже прекращения существования государства.

Очевидно, что происходящие в России корректировки законодательства о госслужбе сами по себе к подобным рискам не ведут, но явно обозначают тенденцию к сохранению опытных кадров – прежде всего руководящего звена (разумеется, с различными исключениями из общей тенденции и частичным «омоложением» управленцев низового и среднего звена).

При этом высказывается немало доводов против «омоложения» чиновничества и за отмену предельного возраста – по крайней мере, для руководящего звена. В качестве центрального аргумента выдвигают ту же эффективность публичного управления, что и в случае с «омоложением» кадров.

Вместе с тем эффективность трактуется принципиально иначе.

Во-первых, именно управленческий опыт видится основой результативности принятия и реализации управленческих решений. Очевидно, что человек, выполнявший те или иные действия много раз, будет делать их лучше, чем новичок. В сопроводительных материалах к поправкам в Закон о госслужбе, когда они находились в стадии законопроекта, отмечалось, что введение данной нормы будет способствовать сохранению на федеральной государственной гражданской службе высококвалифицированных и опытных государственных гражданских служащих, относящихся к руководящему кадровому составу.

Во-вторых, публичная служба на руководящих должностях предполагает некий карьерный путь, занимающий значительное время. Зрелые должностные лица, приближаясь к достижению предельного возраста в той или иной должности, могут оказаться в состоянии «временщиков», когда от результатов их труда, эффективности их работы ничего не зависит: через год-два они будут уволены безотносительно к ним. Даже введение правовых возможностей точечного продления полномочий для эффективных чиновников, достигших предельного возраста, на мой взгляд, проблему не решает. Такой подход ставит госслужащих в очень зависимое положение от вышестоящих должностных лиц, полностью гасит инициативу, подталкивает к конъюнктурности. В целом предельный возраст для занятия публичных должностей может рассматриваться как возрастная дискриминация, снижающая эффективность публичного управления.

В-третьих, эффективность любой деятельности во многом зависит от мотивации. Заинтересованность в занятии той или иной должности весьма зрелым чиновником нередко имеет альтруистические мотивы, является стремлением послужить обществу. Безусловно, во многих случаях нельзя не усмотреть и мотивов самовыражения, самореализации. Учитывая высокое пенсионное обеспечение госслужащих в России, сложно подозревать служащего в стремлении держаться за работу только ради материального благополучия, из-за страха нищеты и т.д.

Полагаю, что во всех перечисленных аргументах присутствует здравый смысл, а сочетание тенденций «омоложения» управленцев и сохранения опытных кадров является единственно возможным решением. Его формы должны определяться конкретной ситуацией и текущими задачами государства. Только диалектическое сочетание «молодости и опыта» способно обеспечить эффективность публичного управления, в то время как доминирование только одной из тенденций станет основой для деградации системы управления и публичной власти в целом.

И все же проблемой современной России видится не сама по себе отмена предельного возраста для руководящих кадров, а господство тенденций противоположной направленности применительно к широким слоям населения (при общем его старении). Дело в том, что руководство государства, его важнейших органов (как и различного рода элит, составляющих топ-менеджмент госкомпаний и госучреждений) в 60, 70 и даже 80 лет считается более мудрым, опытным, квалифицированным и достойным занимать любые должности сколь угодно долго. В ряде случаев, возможно, это действительно так. Одновременно с этим граждане – так называемые «представители народных масс», – работающие в бюджетной или коммерческой сферах, уже после 45–50 лет (а то и после 30) рассматриваются как «неликивид». Людям в 40–50 лет ощутимо сложнее найти работу, так называемые «новые предпенсионеры» (55–65 лет) испытывают еще большие трудности и держатся буквально за любую работу. Не лучше обстоят дела и у работающих пенсионеров, большинство которых трудятся не столько ради творческой самореализации (хотя и таких немало), сколько в связи с невысокими размерами пенсий. Подчас даже в 30–35 лет работник сталкивается с прямой или косвенной дискриминацией по возрасту: ему ставятся «в вину» якобы недостаточная энергичность, незнание некоторых современных технологий и даже «нетоварный» вид.

На мой взгляд, именно очевидные двойные стандарты оценки профпригодности в связи с достижением определенного возраста представителями «элит» и «масс» являются крайне опасной тенденцией. Безусловно, есть профессии (в частности, спортсмены), которые исключают возможность профессионального долголетия в привычном понимании (то есть с юности до старости). Вместе с тем в большинстве сфер профессиональной деятельности подходы к возрасту должны укладываться в общую тенденцию омоложения либо профессионального долголетия, а лучше всего – их разумного сочетания.

При определенном превалировании тенденции профессионального долголетия и кадрового сбережения для большинства сфер, включая публичное управление, руководящий состав может иметь некоторые привилегии в части возрастных рамок. Но эти привилегии не должны вести к так называемому «поколенческому разрыву», когда на смену пожилым руководителям приходят их дети (нередко в буквальном смысле), а не следующее профессиональное поколение.

Остается надеяться, что публичная власть (и ее органы и должностные лица, и институты гражданского общества) сможет выработать общий подход оптимального сочетания «молодости и опыта» как в публичном управлении, так и в иных сферах профессиональной деятельности. Станет ли отмена возрастных ограничений госслужащих, назначаемых президентом, началом данного пути, удастся ли распространить ценности профессионального долголетия на широкие слои населения и при этом минимизировать возникающие риски – прежде всего «поколенческого разрыва», – покажет время.

Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 46, ст. 5419; 2010, N 52, ст. 7002; 2012, N 14, ст. 1553; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 52, ст. 7554; 2015, N 1, ст. 42; N 29, ст. 4363; 2019, N 31, ст. 4451) следующие изменения:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 332. Особенности заключения и прекращения трудового договора с педагогическими работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу";

б) части двенадцатую - пятнадцатую признать утратившими силу;

2) дополнить статьей 332 1 следующего содержания:

"Статья 332 1 . Особенности заключения и прекращения трудового договора с руководителями, заместителями руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и руководителями их филиалов

С руководителями государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования заключаются трудовые договоры на срок до пяти лет.

Должности руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и руководителей их филиалов замещаются лицами в возрасте не старше семидесяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, замещающие указанные должности и достигшие возраста семидесяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

Одно и то же лицо не может замещать должность руководителя одной и той же государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования более трех сроков, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В отдельных случаях, предусмотренных федеральными законами, срок пребывания руководителя государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования в своей должности по достижении им возраста, установленного частью второй настоящей статьи, может быть продлен.

С заместителями руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования, руководителями их филиалов заключаются срочные трудовые договоры, сроки действия которых не могут превышать сроки полномочий руководителей указанных организаций.";

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 336. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником, а также руководителем, заместителем руководителя государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования и руководителем ее филиала";

б) абзац первый после слов "педагогическим работником" дополнить словами ", а также с руководителем, заместителем руководителя государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования и руководителем ее филиала";

в) в пункте 3 слова "со статьей 332" заменить словами "со статьей 332 1 ";

4) статью 336 2 изложить в следующей редакции:

"Статья 336 2 . Особенности заключения и прекращения трудового договора с руководителями, заместителями руководителей государственных и муниципальных научных организаций и руководителями их филиалов

С руководителями государственных и муниципальных научных организаций заключаются трудовые договоры на срок до пяти лет.

Должности руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных научных организаций и руководителей их филиалов замещаются лицами в возрасте не старше семидесяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, замещающие указанные должности и достигшие возраста семидесяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

Одно и то же лицо не может замещать должность руководителя одной и той же государственной или муниципальной научной организации более трех сроков, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В отдельных случаях, предусмотренных федеральными законами, срок пребывания руководителя государственной или муниципальной научной организации в своей должности по достижении им возраста, установленного частью второй настоящей статьи, может быть продлен.

С заместителями руководителей государственных и муниципальных научных организаций, руководителями их филиалов заключаются срочные трудовые договоры, сроки действия которых не могут превышать сроки полномочий руководителей указанных организаций.".

1. Установить, что:

1) для руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций, замещающих должности по срочным трудовым договорам на день вступления в силу настоящего Федерального закона, первым из трех возможных сроков замещения должности является срок замещения должности, на который они назначены (избраны) на день вступления в силу настоящего Федерального закона;

2) трудовые договоры, заключенные с руководителями государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций, а также с руководителями филиалов указанных организаций на неопределенный срок до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с требованиями статей 332 1 и 336 2 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в течение тридцати дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Уставы государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в срок до 31 декабря 2021 года.

3. Уставы государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций до приведения их в соответствие с нормами Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

с какого возраста можно заключать трудовой договор?

В Российской Федерации, как и во многих странах мира, запрещён детский труд. Трудоспособным считается гражданин, достигший совершеннолетия. В России оно достигается по исполнении 18 лет. Однако при определённых условиях заключить трудовой договор представляется возможным и с несовершеннолетними.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :


Основные положения

Третий пункт описывает случаи, в которых подписание трудового договора возможно с достигшими 14 лет подростками при соблюдении ряда условий. В четвёртом пункте говорится о законном заключении договора с подростками моложе 14 лет, однако ограничения по видам допустимой деятельности и определённые условия также присутствуют.

Трудовой договор с несовершеннолетним скачивайте здесь бесплатно.

Возрастные ограничения

Закон гласит, что каждый имеет право на труд, даже лица, не достигшие совершеннолетнего возраста. Опираясь на 63 статью ТК РФ подробнее разберёмся с ограничениями по возрасту при приёме на работу.

  1. В подаваемых документов обязательно должно присутствовать родительское разрешение или разрешение законных опекунов.
  2. Обязательно наличие среднего образования.
  3. Медицинские противопоказания должны отсутствовать.

Закон не запрещает работать и в более молодом возрасте. Это касается 14-ти и 15-ти летних подростков, вакансии которых фильтруются особым образом.

Для того, чтобы договор с 15-летним лицом имел законное основание, работа не должна мешать процессу обучения и быть тяжелой.

Если подросток получил аттестат об общем образовании, а для получения специального необходимо подписание трудового договора, такие отношения между работодателем и гражданином могут быть заключены.

Про особенности труда несовершеннолетних читайте в нашей статье.

Для подписания договора с 14-летним подростком, одновременно должны выполняться следующие требования:

ограничения

Отказ в приёме на работу

Согласно законам РФ при приёме на работу недопустима дискриминация по какому-либо признаку.

отказ
Учитывать следует только профессиональные качества работника. На практике, однако, это не всегда исполняется. Дискриминация работников по возрастному критерию не осталась в стороне.

Газеты и Интернет пестрят объявлениями о поиске работников. В некоторых из них указывается необходимый возраст кандидата. С точки зрения законодательства, не брать человека на работу из-за его возраста недопустимо.

Но можно и вполне легально отказать в вакантной должности. В случае с несовершеннолетними соискателями, можно отказать им, если те своевременно не предъявили какой-либо из необходимых документов или не достигли полагающегося возраста.

К тому же, даже если работодатель не примет их на работу, ответственности он не понесёт. Он имеет право выбирать работников для более эффективной работы компании, а не обязан принимать несовершеннолетних. К слову, такая схема работает только с этой категорией граждан.

Если же работодатель отказал в должности уже дееспособному гражданину, сославшись на возраст, то последний в праве подать иск в суд на нанимателя. В большинстве случаев суд принимает сторону истца и обязывает работодателя выплатить компенсацию, равную заработной плате, которую мог получить соискатель.

До какого возраста можно работать на государственной службе?

можно работать

Общее правило говорит, что если работник достиг пенсионного возраста, то это не повод для увольнения.

Работодатель не имеет права уволить 60-летнего мужчину или 55-летнюю женщину, основываясь лишь на возрастном признаке. Для государственных служащих, однако, существуют другие правила.

Работника могут и не уволить с госслужбы, если так решит наниматель. Срок, на который можно продлить пребывание сотрудника на службе, составляет 5 лет. После этого следует увольнение, однако лицо ещё в праве работать в государственных органах, но не занимая должность государственного служащего.

Образец контракта с госслужащим найдете здесь.

В 2013 году этот закон подвергся реформированию. Теперь лица, занимающие должности госслужащих, имеют право работать до 70 лет. Такой закон подписал Президент РФ.

Правда, продление срока их службы на 10 лет возможно только в случае соответствующего решения главы государства. Авторы закона объясняют такую инициативу тем, что необходимо сохранить высококвалифицированных работников на важных государственных должностях.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:



Это быстро и бесплатно !

Читайте также: