Какой роль играет выбор профессии в жизни человека

Опубликовано: 01.07.2024

“Все работы хороши, все профессии важны” - верно ведь? Необходима ли работа в принципе? И как определиться с выбором, когда ты такой разносторонний?

К счастью или сожалению, мир людей устроен так, что рано или поздно нам приходится узко профилировать свою деятельность, во имя зарабатывания денег, ну или самореализации - что гораздо реже случается. Эволюция подарила нам мозг, способный и ориентированный на занятость сложными\не очень вещами, эволюция общества разделила Труд на всевозможные виды деятельности. Сомневаться в естественности данного феномена не приходится, по моему. Каким бы интеллектуально развитым ты ни был (или наоборот) - всем необходимо фокусировать свои мыслительные и/или механические усилия на определенную точку, время от времени. Наверное все же, можно жить одним только потреблением, или созиданием, но я не уверен.

Что касаемо вопроса о необходимости работы для высокоинтеллектуальных личностей, тех самых созидателей, то здесь нет однозначного ответа. Увы, меня это мало касается, я бы и хотел, но не могу отречься от окружающей действительности и сопутствующих ее обязанностей. На ум приходят несколько примеров подобного человека, но почти все они сковываются вопросами о понятии слова “работа”. Один же пример из реальной жизни, всплывает от образов монахов-буддистов или других не сильно испорченных религий. Но опять же, и здесь воображаются только образы вероятных людей. Перенося все это на реальную жизнь, думается, что жизнь без заработка, тем или иным способом (или с тем или иным “заработком”), нереальна.

Однако, вовсе не значит, что не стоит стремиться к сознательной отстраненности от мирского. Как Анархизм - утопическая, невозможная концепция идеального общества, тем не менее, является ориентиром для движения в правильную сторону, при построении чего-то реалистичного, в сфере устройства масс человеческих.

Раз уж мы выяснили, что когда вы не доктор Манхэттен или будда, так или иначе придется обеспечивать себя.

Рассмотрим вопрос о приемлемости тех или иных профессий с разных точек зрения.

В плане актуальности профессий, избыточность мнений, может рассудить только рынок - если есть необходимость в той или иной деятельности, она и будет присутствовать, пусть даже если это будет перекладывания листков бумаги из одной стопки в другую.

Со стороны собственных убеждений, профессии отличаются разными степенями законности, моральных установок и вкуса. Полно людей, для которых убивать или торговать наркотиками, вполне нормально. Здесь все зависит от того, как сильно вас стукнуло головой по жизни. Что же касается вкуса, люди по тем или иным причинам, отказываются\соглашаются и ненавидят определенные виды работ. К примеру я совершенно не переношу сферу обслуживание других людей. Работая, когда-то, барменом, достаточно насмотрелся на обитателей нижнего мира, в непосредственной близости. Или же отвращение к армии, правоохранительным органам, чиновникам, всем тем кто считает дозволенным попирать права людей, без каких либо на то оснований.

Даже не было восемнадцати в то время, когда меня поставили перед, изначально ограниченным, выбором будущей профессии, сразу же после школы. Всего одно лето на это, мозг ребенка совершенно не воспринимал всю серьезность происходящего до конца. Не могу сказать, что из своего времени в вышке, не изъял ничего хорошего, но выкручиваться и искать позитив можно во всем, само собой, тем не менее, в плане самореализации в профессиональном плане это был достаточно протяженный тормоз. Все же исключений не исключаю. Однако, мне не повезло встретить людей, удовлетворенных своим выбором. В то же время, переезд от родителей, начало какой либо самостоятельности - вот, самое лучшее и важное во всем происходящем. Университет, в этом плане - лайт версия взрослой жизни. Ты вроде бы уже и один на один со своей жизнью, но все еще, время от времени, находишься под присмотром старших.

Вопрос: зачем вообще идти в высшее учебное? Ответ: исключительно для мотивации, вовлеченности, обязательств, ну и (местами) корочки. Мы живем во времена интернета, общедоступных библиотек - в универ совершенно не обязательно ходить, чтобы обучиться какому либо навыку.

“Никогда не поздно учиться!” - С возрастом все с большим трудом вбивается данная истина в голову, тем не менее логики не теряет никогда. Учиться, совершенствоваться, менять работу, должность, место жительства - дико сложные задачи, конечно, но нет в этом мире ничего важного и простого, в то же время. Единственное, что действительно всегда не во время, это - отказ от действия.

Страх смерти состоит не в том, как много ты боишься потерять, а в том сколько всего

Двадцатые! Столько интересных профессий, так много всего подсветил интернет. Действительно, иногда разрываешься на части: “куда вложить свое время?” За что основательно взяться, чтобы удовлетворить в будущем потребности и не умереть со скуки?

Хочется уяснить один момент сразу - нет ничего невозможного, ты можешь быть кем угодно, если однажды этим был другой человек. Тем не менее, любое начинание или событие подчиняется Вероятности. Самая предпочтительная работа из всех имеющихся - доступна для нас (в том или ином виде), однако вероятность ее заполучить далеко не всегда равна 99%. Не буду пытаться выводить конкретную формулу, со всеми переменными, по типу возраста, сложности в обучении и тому подобного, однако хотел бы остановиться на важности Действий. Конечно, есть миллионные доли вероятности, что на тебя свалится мешок с деньгами, или позвонит Цукерберг, попросит занять его место, но по сути, достижение цели - это результат повышения шанса на успех.

Везет лучшим! Поэтому, для получения желаемого необходимо действовать, повышая вероятность удачного стечения обстоятельств.

Каковы твои шансы научиться делать заднее сальто с места? Если, у тебя нет существенных ограничений в движениях - шанс уже не нулевой. В зависимости от стартовых значений (возраста, физических данных, ловкости) ты будешь иметь, в хорошем случае, 20% вероятности на удачный трюк с первого раза. Как повысить данное значение? Очевидно изменяя остальные переменные функции: уровня физических данных, времени практики, прочитанных и просмотренных материалов по теме. Пройдя определенный путь развития, мы повышаем шанс на успех. Абсолютно то же самое со всей нашей жизнью. У всего есть своя причина и следствие. Человек мечтающий стать художником, не станет им только от желания.

Есть несколько претендентов на выбор, куда хочется инвестировать свое время и усилия? Потрать сначала один день, одну неделю, один месяц, на то чтобы определиться с выбором, а иначе можно за всю жизнь не решить эту задачу. Лист бумаги, документ на компьютере - распиши плюсы и минусы данных проектов, оцени свои шансы на успех.

Есть две крутых фразы на памяти, в тему. Ничего нового не привносят, тем не менее, что-то красивое, можно будет запомнить из данной статьи.

“Дорогу осилит идущий”

“Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам”

Если я, идущий, стучащий, просящий определился с выбором объекта максимального вливания внимания, как же быть со всем остальным миром, таким разнообразным? Научиться любому делу можно относительно быстро, все зависит от вложенных усилий в каждую минуту обучения и общее время занятий в целом. Никто не обязывает (я конечно сомневаюсь в реальности такого) вас, с первого дня обучения и до конца жизни, без какого либо отвлечения, заниматься одним только делом и ничем другим. Можно быть и смотрителем зоопарка и преподавателем и музыкантом в одном лице.

Если ты уже дочитал до этого места, скорее всего понимаешь откуда растут ноги у подобного рода вопросов. Неопределенность в будущем, метания от одного дела к другому, с перерывами на прокрастинацию и постоянные копания в себе. Возможно у тебя уже есть какая то работа, но чертовски хочется оттуда сбежать, но не ясно куда. Быть может поздно уже что-то менять?

В нашей жизни есть только одно рано - время до нашего рождения. Есть одно поздно - когда умрем. В промежутке между этими странными событиями можно делать что угодно. Даже совершенствоваться!

Выбор своей будущей профессии для каждого человека является очень важным шагом в жизни. К данному выбору нельзя подходить необдуманно, спонтанно, или случайно: свой выбор необходимо очень хорошо обдумать; как говорится, взвесить все «за» и «против» в выборе своей будущей профессии, так как этот выбор является особо ответственным как перед самим собой, так же в будущем и перед другими людьми.

Человек при выборе профессии только сам может определить свои предпочтения к определенной области: сожжет как увидеть, так же и оценить, к чему у него душа больше лежит, так же в какой области у него имеются таланты, где и кем в будущем он себя видит. У кого – то предпочтения к профессии журналиста, у кого – то таланты в области медицины, а у кого – то имеются способности к точным наукам и преподаванию. Выбор профессии каждого человека – это его личный выбор, основанный на определенных возможностях, увлечениях, способностях и других личностных критериях.

При выборе профессии необходимо определиться с регионом работы и проживания, определить спрос на рынке труда по окончании учебного заведения (не важно, учебного заведения среднего профессионального, либо высшего профессионального образования), необходимо в приоритет так же поставить актуальность и востребованность своей будущей профессии.

Можно с уверенностью сказать, что практически половина выпускников как средних профессиональных учебных заведений, так же и высших профессиональных учебных заведений является не совсем довольными выбором своей профессии, поэтому по специальности трудоустраиваться не торопятся, либо не работают вообще.

Чем же выпускники могут объяснить данный факт; почему учиться пошли не туда, куда лежала душа, а совершенно в другое место, на другую специальность? – Ответ на данный вопрос совершенно прост: преемственность поколений, родители заставили учиться, не поступили туда, куда хотели, не прошли на бюджет, лишь бы не идти в армию, было все равно куда идти учиться. В результате данного выбора немало лет было потрачено на учёбу, а на работу выпускники устраиваются «куда получится».

Особенности профориентации

Каждый человек является личностью и обладает определенными личностными способностями, личными интересами и отличительными чертами личности, которые делают его подходящим для определенных профессий.

Данная склонность, является одной из ключевых характеристик личности человека, которую можно выявить. И чем раньше данная склонность будет выявлена, тем в более короткие сроки человек сможет определиться с будущей профессией, так же понять, насколько хорошо он соответствует ей.

Важную роль в диагностировании выбора своей будущей профессии играет психодиагностика. В современное время, профориентационную работу очень часто недооценивают, считая, что данная работа является устаревшей, и неполноценной. И зря, так как выпускники школ часто выбирают специальность, находясь под воздействием целого комплекса внешних факторов, таких как: престижность, мнение близких людей, будущая экономическая выгода, льготы различного уровня, атрибуты и др. Нужно помнить, что к выбору будущей профессии необходимо подходить максимально взвешенно, ответственно, обдуманно и серьезно, чтобы не страдать от неверного выборы профессии на «не своей» работе и не тратить лишние деньги на переобучение.

Алгоритм выбора профессии

Престиж будущей профессии и уровень заработной платы, являются основными критериями, которыми абитуриенты руководствуются при выборе будущей специальности.

Важно помнить, что удовлетворение от своей работы получают те люди, кто самостоятельно, обдуманно и ответственно подошёл к выбору своей будущей профессии, в свою очередь не подвергаясь воздействию внешних факторов.

Современное общество живёт и воспитывает новой поколение опираясь на предрассудки, например такие, как – некоторые профессии – сантехник, строитель, младший воспитатель в детском саду являются не только не престижными, но так же и недостойными, чтоб работать в данном направлении и на данных должностях. В свою очередь родители настаивают, что их ребенок должен получить только престижную профессию, такую как: доктор, экономист, юрист, педагог, что приводит к тому, что после окончания учебного заведения выпускники не стремятся работать по специальность, а полученный диплом остаётся пылиться на полку у родителей.

Поэтому при выборе профессии и учебного заведения обязательно в первую очередь очень важно учитывать личные стремления и личностные качества своего ребенка. Так как отсутствие радости от своей работы, которое выражено рутиной, ил наоборот слишком активным и бесполезным ритмом и постоянным отвлечением по различного рода вопросам когда – нибудь загонит человека в депрессию.

Значимые при выборе специальности показатели

Каждая профессия индивидуальна и предполагает наличие у каждого человека индивидуальных, определенных качеств и черт.

Таким образом, относительно популярное предпринимательство подразумевает наличие у предпринимателя предприимчивости, социальной вовлеченности в профессию, физической активности, стрессоустойчивости, определенных организаторских способностей, убедительности, уверенности в своих действиях. Нельзя не перечислить, что предприниматель обязан быть осторожным, в меру гибким, иметь силы вовремя остановиться, иногда иметь силу воли, чтобы отступить, переосмыслить стратегию дальнейшей работы и подойти к решению вопроса с иной стороны.

Когда человек понимает, что лидерские качества характера присутствуют, но интеллект в какой – то мере не дотягивает до самостоятельного руководства, можно рассмотреть альтернативные отрасли такие, как логистика, строительство и др. Работа, которая требует ручного труда, соответственно подразумевает наличие у исполняющего определенных обязанностей, например: силы, ловкости, терпения, скрупулезности, внимательности и усидчивости.

Что касается большинства офисных специальностей, то они в обязательном порядке подразумевают наличие внимательности, стрессоустойчивости, погруженности и вовлеченности в свою профессию, ответственность, самоконтроль и выдержку.

У медицинских работников, например, нет унифицированного психологического стандарта. Если при необходимости проанализировать личные качества людей, работающих в данном направлении, то все они являются во всех пониманиях абсолютно разными.

При ориентации на выбор определенной специализации необходимо иметь в виду наличие таких качеств как ответственность, скурпулезность и системность – это является малейшей частью психодиагностических показателей. Данные показатели тем не менее нельзя рассматривать в виде догмы, так как в нашем быстроменяющемся мире новые технологии появляются ежедневно, и соответственно, требования к представителям соответствующих сфер деятельности претерпевают изменения.

Правила выбора профессии

Существует специальный алгоритм, который помогает подойти к подбору будущей профессии максимально продуманно, ответственно и взвешенно.

Прежде всего необходимо составить перечень профессий, которые интересны, и именно в которых человек видит себя будущем. После чего необходимо оценить своё соответствие им по своим личностным качествам, чертам характера, своим умениям и навыкам.

Помимо всего вышеизложенного существуют так же требования, которые непосредственно предъявляются к определенной профессии. Так же необходимо самостоятельно определить соответствие интеллектуальных и психологических способностей и профкачеств, так же потенциального здоровья к выбранной профессии и будущей работе.

Когда решение выбора профессии принято окончательно, наступает необходимость выбора учебного заведения и решить, как развивать важные для специалиста определенного профиля качества, становится выбор приобретения практического опыта работы, так же как повысить конкурентоспособность и привлекательность для работодателя.

Выбор профессии условно представляется в виде формулы: «хочу – могу – надо», каждый элемент в которой является взаимо определяемым.

Таким образом, первый элемент представляет собой весьма привлекательную профессию для абитуриента, определенные занятия, от который человек будет получать, не посредственно не только материальную выгоду, на главным образом и удовлетворение.

Вторым элементом является наличие определенных черт и качеств, которые требуются в определенной профессии.

Третьим элементом является, непосредственно востребованность на рынке труда. Так же важно понимать, что рынок труда является явлением быстро изменяющимся. Поэтому необходимо на те направления, которые остаются неизменными, на которые не влияет ни экономическая, ни политическая ситуация, потому что некоторые профессии довольно оперативно теряют свою актуальность, востребованность, затем исчезают.

Итак, подводя итог необходимо запомнить, что будущая профессия – это не только определенное название, но так же и дело всей вашей будущей жизни. Поэтому к выбору будущей профессии необходимо подойти со всей серьезностью, чтобы в будущем быть влюбленным в своё дело, верить в свои успехи и своё карьерное развитие. Будущую профессию необходимо выбирать по зову своего сердца и только по своему собственному решению.

Целью данной работы было актуализация внимания на такой важной составляющей нашей жизни как профессия.

Задачей данного реферата является рассмотрение данной темы с двух позиций: позиции изначального выбора и позиции деформации внутренних и физических качеств человека под действием профессии.

Роль выбора профессии

Профессиональный путь человека, конечно, начинается с выбора самой профессии. Это первый этап профессионального развития. Каждый молодой человек начинает выбирать профессию в первую очередь из анализа собственных возможностей.

Свобода выбора профессии, которая в наше время стало панацеей, это привилегия, доступная только современному обществу. Еще сто пятьдесят лет назад все решали традиции: мужчина занимался тем, чем занимались его предки, женщины не работали вовсе. Как правило, наш современник самостоятельно принимает решение, кем быть. Конечно, на выбор влияет множество факторов (мнение родителей и друзей, социальное положение, состояние рынка труда, случай), но последнее слово обычно остается за молодым человеком. Именно отчетливое осознание того что молодой человек выбрал профессию сам, а не его заставили, очень важно для нормального формирования личности.

. когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. . личностью своих способностей, планов, поступков и эмоций. Часто человек думает: «Достижение цели очень важно, и я окажусь . эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями окружающего .

Впервые серьезно задумываться над выбором профессии мы начинаем в школе. В целом по итогам развития ребенка в школе его самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумывание, придумывание, проектирование вариантов профессиональных жизненных путей. В большинстве случаев мотивами выбора профессии становятся:

· Советы друзей (25% учащихся)

· Советы родителей (17% учащихся)

· Влияние СМИ (10% учащихся)

· Случайные факторы, например близость учебного заведения к дому (9% учащихся)

· Интерес к профессии (оставшиеся 39%)

Этап выбора профессии в жизни проходит каждый и главное выбрать правильно. Для помощи в выборе существует профессиональная ориентация.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (англ. vocational orientation ) система мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий. (БПС Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко)

Очень интенсивно она проводится в старших классах школы.

В профориентацию входят несколько пунктов это:

· Профессиональное развитие. Это помощь в возможном перевыборе профессии и профессиональной переподготовки. По большей части в ней нуждаются студенты первых курсов или более зрелые личности.

Мотивация профессиональной деятельности

Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень . процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной .

В Российской Федерации разработаны и разрабатываются различные системы профориентационных тестов, опросников, игр, компьютерных программ и систем.

Нужно заметить, что выбор профессии не является сиюминутным решением, это долгий процесс, который может начинаться еще в раннем детстве. Это процесс, формирующийся как бы из мелких, промежуточных решений жизни ребенка (какой кружок посещать, какие предметы наиболее интересны и т.д.).

На это влияет и наследственность, способности. Немаловажную роль, конечно, играет воспитание.

Например, Е. А. Климов выделяет такие факторы, определяющие профессиональный выбор:

. Позиция родителей. Часто на выбор ребенка влияет несогласие или предвзятое отношение родителей. В большинстве случаев это связано с несбывшимися мечтами и нереализованность родителей в какой-либо деятельности.

. Позиция друзей, сверстников. В подростковом возрасте большое влияние на человека производит всеобщее мнение и особенно мнение друзей, которое очень сильно может повлиять и на такую вещь, как выбор профессии.

. Позиция учителя. Каждый учитель, наблюдая за учащимся в его учебной деятельности, отмечает его способности, интересы и др. характеристики, и высказывая свое мнение об ученике в процессе обучения влияет на его выбор.

. Личные планы. Все люди строят планы как минимум ближайшего будущего, но также задумываются и о далеком будущем. В него входят жизненные цели, пути и средства их достижения. Так как профессия и может стать этим средством, то соответственно цели на будущее имеют непосредственное влияние на ее выбор.

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в . весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить . неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так .

. Способности и таланты.

. Потребность в общественном признании.

. Информированность. Возможный недостаток информации об интересующей профессии или обладание неверной информацией.

Роль профессии в жизни

Рассматривать профессию можно с разных углов, но ее влияние на нашу жизнь даже в период ее выбора не вызывает никаких сомнений. Профессия воздействует на нас как в физиологическом, так и в эмоциональном плане. Известна зависимость актов человека от его физиологического и нервно-эмоционального состояния (характера психических переживаний).

Профессия рассматривается здесь как действие. На любую нашу эмоцию (стимул) происходит определенное действие (реакция).

Это всем известная схема, выявленная бихевиористами. Но ее обратное воздействие также возможно. Например, просто улыбка может вызвать радость, а сидение в неудобной позе раздражение и злость. Действие определяет наше состояние как физиологическое, так и эмоциональное. А профессиональная деятельность это может быть многократное повторение одного и того же действия, вызывающего различные реакции, соответственно такое влияние профессии на состояние человека легко проследить.

Ее деформационная роль огромна. Профессия это длящиеся занятие человека и набор определенных действий, выполняющихся из дня в день. Если же всякое действие влияет на поведение, физическое и эмоциональное состояние исполнителя, то такая схема в первую очередь относится именно к профессиональному действию как многократно повторяющемуся.

Существуют различные формы влияния профессии на человека, например:

Существование такой деформации не подлежит сомнению. Профессиональная работа заставляет человеческий организм приспосабливаться к ней. Это может вести к большему развитию нужных органов и некоторому «атрофированию» ненужных в этой профессии органов. Соответственно это ведет к деформации организма профессионала. О том же, наконец, говорят и цифры профессиональной смертности: известно, что они довольно резко колеблются от профессии к профессии.

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в . весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить . неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так .

. Следующей категорией явлений, вызванных профессиональной деятельностью, служит изменение внешних рефлексов и внешнего облика человека. Примерами могут служить «манера держаться» людей различных профессий. Например, выправка военного или качающаяся походка моряка, плавные движения балерины и т.д. То же и в других профессиях. Особенно заметно такие профессиональные специфики проскальзывают в речи и манере говорить. Мало говорить просто о профессионализмах, прививающихся к ее членам и бессознательно применяющихся ими в нужных и ненужных случаях. Это способы выговаривания слов, например как военный выговаривает «так точно», «будет сделано» и прочее, или как это же самое может выговаривать официант. По речи человека легко определить является он представителем «мускульной» профессии или «интеллектуальной». По терминологии очень нетрудно определить профессию человека.

В таких фактах (а их тысячи) штамп профессии назойливо сам бросается в глаза и говорит яснее всяких слов.

Но не только одежда, но даже просто внешний вид или детали внешнего вида показывают нам принадлежность в профессии. Например, излишний слой макияжа у девиц легкого поведения, или бритая макушка у представителей католического духовенства, борода и длинные волосы у священников и т.д.

Чем дольше человек занимается своей профессией, тем резче эта печать профессии, тем она неизгладимее и рельефнее.

Так же сюда можно отнести и некоторые другие психологические особенности профессий. В некоторых профессиях надо проходить психологическую «цензуру». То есть должен быть определенный набор психический свойств. Например, капитан судна должен быть храбрым, умным, сообразительным и т.д. иначе он не сможет стать профессионалам своего дела. Такие барьеры, мешающие проникновению в профессию, в виде экзаменов, стажа, имущественного ценза, производства тех или иных работ (напр., диссертации, пробной работы и т.п.) существуют в большинстве профессий. При этом легко сообразить, что в определенную профессиональную группу попадают люди с определенными базовыми наборами психических свойств. Соответственно, как и при физическом отборе, эти психологические свойства в профессиональной деятельности закрепляются и дополняются.

Неврологическое и психическое состояние. Ф.И.О., возраст, пол, .

. ламба). Понимание смысла целых фраз. Понимание и выполнение инструкций, осмысленных и нелепых, например: «прикоснитесь пальцем к уху», «положите кровать на голову» и т.д. Понимание пословиц .

Так же интересна деформация внимания. Например, врач при встрече может в первую очередь замечать симптомы болезни, а психолог попытается определить, например, темперамент; историк в экскурсии по городу в первую очередь посетит исторические места памятники, а художественный критик картинные галереи; художник, выглянув из окна, в первую очередь опишет краски и тона окружающего, а, например, архитектор выделит стиль и форму виднеющегося здания. Словом один и тот же внешний объект воспринимается различными профессионалами разно, привлекает их внимание на те свои стороны, которые имеют отношение к профессии человека.

Из данной работы видно как многому человек обязан своей профессии не только с точки зрения материальных благ, но и с точки зрения становления его как части общества и как личности.

Роль профессии в жизни человека легко оценить как одну из важнейших. Профессия каждого человека деформирует его душу и тело по своему образу и подобию. От характера профессии человека в значительной мере зависит характер его идеологии, его духовного багажа, его этики, его симпатий и антипатий, вкусов и привычек, и всего мировоззрения. Мало того профессия может стать главным наполнением жизни человека. Столько людей вокруг нас посвящают всю свою жизнь профессии, двигая прогресс или помогая людям. Поистине, каждый человек штампуется и шлифуется своей профессией, при этом оставаясь неповторимой единицей человеческого общества.

Основной энергией, мотивирующей поведение человека, с точки зрения .

. стремление индивида к внутреннему росту и адаптации С точки зрения К.Роджерса, большинство проблем человека связано: с факторами эмоционального удовлетворения, которые блокируются при . консультирования К.Роджерс относил следующие: принятие консультантом позитивных чувств клиента С точки зрения К. Роджерса, в психологическом консультировании клиенту предоставляется: достаточная (а не полная) .

Большой психологический словарь под редакцией Б. Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.

Примеры похожих учебных работ

Психофизиологические механизмы адаптации человека в профессиональной деятельности

. профессия предъявляет определенные требования к организации жизни человека. В процессе профессионального обучения молодой человек . имеющих опыта профессиональной деятельности (например, выпускники учебных . характеризуется разбросом в выборе работ [6]. .

Глава 1 Современное состояние проблемы восприятия человека человеком в профессиональной .

. человека человеком в профессиональной деятельности. Задачи: 1. проанализировать современное состояния проблемы восприятия человека человеком в медицине; 2. изучить особенности профессии . альтернативны данной. Например, Р. . жизнь и восприятие жизни .

Социальные предпочтения при выборе спутника жизни

. предопределяющие нестабильность будущего супружества. В жизни почти каждого человека есть и очень важный выбор, который требует принятия весьма обдуманного решения - это выбор спутника жизни, ведь от того, с .

Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности

. жизни самого человека . жизни как преобладающего способа жизнедеятельности и основополагающего механизма сохранения здоровья для продления трудового долголетия. Ежедневно, в том числе и в процессе профессиональной . выбор, .

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. и психические силы. Из Тонкого Мира черпает человек необходимые ему для жизни энергии. Из Тонкого Мира приносит с собою . и знания для непрерываемой жизни своей в Беспредельности. Для лучшего понимания пытались делить человека на плотного, земного и .

. когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и . эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями .

Фото: Jonathan Borba / Unsplash

Согласно исследованию Бюро трудовой статистики США, люди от 35 до 44 лет работают на одном месте около пяти лет, а работники от 25 до 34 — только 2,8 года. Под воздействием Четвертой промышленной революции на рынке труда увеличивается спрос на мультикультурных и мультиязычных специалистов, работающих на стыке нескольких профессий. Например, инфостилист «Атласа новых профессий» будет работать с человеческими потребностями, программированием и мультимедиа. Адаптироваться к требованиям рынка и выбрать подходящую профессии поможет постоянное профессиональное самоопределение.

Профессиональное самоопределение — самостоятельная оценка своих возможностей, ограничений, склонностей, интересов и их сравнение с требованиями рынка. Самоопределение длится всю жизнь, поэтому потребность в нем будет возникать постоянно и зависит от людей, среды, вашей мотивации, зрелости и готовности.

Профессиональное самоопределение помогает найти смысл в работе, ответить на вопрос: «Кто вы как профессионал и какую пользу приносите миру?» При этом ответственность за выбор профессии лежит только на вас.

Елена Витчак, профессор, руководитель бизнес-практики по построению карьерной траектории, мотивации и управлению людьми Московской школы управления «Сколково»:

«Профессиональная ориентация – это всего лишь некоторый вектор движения по карьере. Вы можете не угадать с профориентацией, но стать хорошим специалистом в своей области. По мере накопления знаний и навыков рекомендую формировать понимание личной ценности. Есть прекрасные исследования о том, что на любой должности мы проходим определенные этапы. Есть теория S-кривой, которую я очень люблю. Она четко показывает, что сначала вы пройдете период новичка, затем увлечения — накачки навыков, а потом попадете на профессиональное плато. На плато мастерства сначала будете чувствовать себя гуру, а затем обязательно начнете скучать. В этом непростом мире карьеры выживут только те, кто регулярно будет перебрасывать себя на новую кривую развития. Это сложно, но неизбежно — придется отказываться от уже приобретенного. Сейчас то время, когда на свою карьеру нужно смотреть, как на главный предпринимательский проект всей жизни. К сожалению, этому нигде не учат, но каждый из нас — главный инвестор своих сил и времени».

Фото:Пресс-служба МШУ СКОЛКОВО

Профессиональное самоопределение происходит на всех этапах становления личности. Психологи выделяют пять таких этапов:

1. Оптация. В подростковом возрасте вы формируете профессиональные намерения — осознанное отношение к профессии. Выбираете учебное заведение и планируете кем-то стать, вспоминая школьные предметы, кружки и секции, которые посещали.

2. Профессиональная подготовка. С поступлением в учебное заведение: университет, колледж, училище, вы получаете больше свободы и новую социальную роль — студент. Приобретаете новые знания, умения и опыт для решения простых профессиональных задач. Этап профессиональной подготовки может закончиться за 1—2 месяца, если начнете работать сразу после школы и без специального образования.

3. Профессиональная адаптация. После окончания учебного заведения социальная ситуация меняется: вы попадаете в разновозрастный коллектив с определенной системой профессиональных отношений, меняете свою роль и принимаете новые социально-экономические условия. На этом этапе вы входите в профессию: осваиваете инструменты, самостоятельно выполняете профессиональные задачи и приобретаете опыт.

Фото:Brooke Cagle / Unsplash

4. Первичная и вторичная профессионализация. Осваивая профессию, вы формируете новое отношение к себе, работе и жизни. Сравниваете ожидания от профессии и сложившуюся ситуацию. На первой стадии профессионализации выбираете оптимальные и надежные способы выполнения задач. Повышая квалификацию, находите собственную технологию делать работу эффективно. Расширяете обязанности, меняете должности и переходите на вторую стадию профессионализации.

5. Профессиональное мастерство. Только часть работников с развитой потребностью в самореализации и творческим потенциалом становятся мастерами. На этой стадии вы получаете творческую свободу, ищете новые способы делать работу лучше, меняете сложившуюся систему взаимоотношений в коллективе. Полностью самореализуетесь и достигаете вершины профессионального развития.

Фото:Unsplash

На каждом этапе социальная ситуация меняется. Происходит переоценка ценностей и перестройка личности. Изменения порождают психологическое напряжение, трудности, конфликты с людьми и самим собой.

Что влияет на выбор профессии

Профессиональное самоопределение связано с теорией самодетерминации. Ее разработали американские психологи из Рочестерского университета — Эдвард Деци и Ричард Райан в 80-х годах. Согласно этой теории, в основе нашей внутренней мотивации лежат три базовые потребности:

  • Компетентность — мастерство в своем деле и стремление контролировать результат работы;
  • Автономность — возможность самому решать, как выполнять работу и действовать в соответствии со своим внутренним «я»;
  • Связанность — желание взаимодействовать и быть на связи с другими людьми.

Потребности определяют психологическое здоровье и благополучие человека. Если они удовлетворены — вы растете и развиваетесь. Кэл Ньюпорт подробно разбирает влияние компетентности, автономности и связанности на удовлетворенность профессией и жизнью в своей книге «Хватит мечтать, займись делом!». Автор считает, что «работа мечты» — миф. Вместо поиска идеальной профессии нужно научиться хорошо работать и стремиться к удовлетворению этих потребностей.

Согласно Pink, распространенные причины, по которым люди меняют профессию:

  1. хотят больше зарабатывать;
  2. чувствуют, что достигли карьерного потолка;
  3. надоела рутина;
  4. не устраивает атмосфера в коллективе;
  5. заинтересовала другая сфера;
  6. мигрируют в другую страну или город;
  7. хотят соблюдать баланс между работой и личной жизнью.

Елена Витчак, профессор, руководитель бизнес-практики по построению карьерной траектории, мотивации и управлению людьми Московской школы управления «Сколково»:

«Молодые люди начинают задумываться о смене работы очень быстро. Недавно меня спросили: достаточно ли двух недель, чтобы понять, твоя это работа или нет. Для них уже не существует слово «карьера» в единственном числе, они этим живут: могут менять должности, уходить на более низкие или работать параллельно, работать на фрилансе. В итоге привычные молодым людям резюме выглядят как нетипичные, рваные карьерные траектории. Я вижу ценностные конфликты в разновозрастных командах. Сглаживать их — огромная работа.

На самом деле, чтобы адаптироваться на новом рабочем месте, человеку нужно порядка шести месяцев. Молодое поколение не терпит, часто меняет места работы и профессии. Поколение предпенсионного возраста терпят до последнего, потому что не понимает, что будет дальше и боятся изменений. Людей к этому почти нигде не готовят, но изменения неизбежны. Я остаюсь при своем мнении – человек должен сам заниматься собой и своей карьерой. Это и есть главный вызов эпохи».

Фото:Dmitry Ratushny / Unsplash

Евгений Климов, советский и российский психолог, академик Российской академии образования сформулировал семь основных факторов выбора профессии:

  1. Информированность — насколько вы знакомы с подробностями разных профессий.
  2. Уровень притязаний — цель, которую вы хотите достичь, при выборе определенной профессии: деньги, слава, польза миру, самореализация.
  3. Мнение родителей — модели поведения родителей, их мнение о профессии, профессиональные династии.
  4. Мнение друзей — выбор сверстников, их кейсы и отношение к профессии.
  5. Склонность и интересы — то, что вы хотите узнать и сделать.
  6. Способности — то, что у вас получается.
  7. Потребности рынка — востребованные профессии на рынке, тенденции изменений.

В соответствии с этим психологи выделяют три блока ключевых факторов, которые помогают определиться с профессией.

  1. «Хочу» — интересы, склонности и пожелания в профессиональной сфере. Интересы — что хотите знать, склонности — что хотите делать. Интересы и склонности могут не совпадать, тогда только в одном блоке появится конфликт и выбрать подходящую профессию будет трудно. Например, вам интересна археология, но вы не любите ходить в экспедиции.
  2. «Могу» — уровень знаний, способности, возможности и навыки.
  3. «Надо» — требования рынка.

На пересечении трех блоков находится подходящая профессия — навыки будут востребованы, а цели и желания совпадут с требованиями рынка.

Что еще помогает выбрать профессию

Выбрать подходящую профессию помогают формы профессионального самоопределения — тесты, стажировки и перерыв.

Пройдите тест. Тестирование подойдет в самом начале, когда вам нужно определить отправную точку профессионального самоопределения. Используйте только научно обоснованные тесты. Например, тест 16Personalities основан на сотне научных исследований типов личности и их влияния на нашу жизнь. Результаты теста расскажут о ваших сильных и слабых сторонах и поможет их правильно использовать. 16Personalities доступен на 37 языках, в том числе на русском.

Сходите на стажировку. Практика профессиональной деятельности полезна не только школьникам и студентам первых курсов. Опыт настоящей работы помогает разобраться с блоками «Могу» и «Хочу», а также завести полезные знакомства. Если вы планируете менять профессию, сначала примерьте на себя новые обязанности. Лучше всего устроиться на стажировку и расспросить специалистов этой сферы об их работе.

Возьмите перерыв. Некоторые школьники берут год перерыва, чтобы определиться с будущим и попробовать себя в новых профессиях. Взрослому человеку трудно позволить себе год перерыва (саббатикал), но взять небольшую паузу бывает полезно. Перерыв спасет от эмоционального и профессионального выгорания и поможет разобраться в том, что вам действительно нужно. Главное — тратить время с пользой.

img14

(в помощь выбирающему профессию)

Значение правильного выбора профессии

Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание – одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и к вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и стать хоть сколько-нибудь значимым, весомым.

Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти». Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным, но и к рядовым профессиям. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач – подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество.

Между тем, по обобщенным данным, 20–30 % работников в различных сферах деятельности находятся «не на своем месте», о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьезными недугами. А 70–80 % рабочих и специалистов не удовлетворены выбранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев.

Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Скорость реакции, осознания информации и принятия решений в большой группе людей значительно разнятся; выявлены также порядка 1120 вариаций темперамента и характера. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.

У каждой профессии (а их десятки тысяч) свои требования к человеку, свой нрав, свой расчет. Как говорится, мы выбираем и нас выбирают.

Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, можно получить большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.

ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни.

Не предоставляйте выбор своей будущей профессии случаю.

Пользуйтесь информацией профессионалов.

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

  • • изучите глубже самого себя: разберитесь в своих интересах (что интересно исключительно как хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях характера и физических возможностях;
  • • подумайте, какие у вас сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества;
  • • ознакомьтесь с профессиями, которые соответствуют вашим интересам и способностям;
  • • читайте специализированные книги и журналы;
  • • наметьте предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий;
  • • побеседуйте с представителями избираемых профессий, постарайтесь побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомьтесь с характером и условиями труда;
  • • продумайте, как, где и когда можно попробовать свои силы в вы- бранной профессии;
  • • ознакомьтесь с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию;
  • • сопоставьте личные качества и возможности с характером той профессии, которую вы выбрали;
  • • приняв решение, не отступайте перед трудностями: будьте настойчивы в достижении намеченных целей.

Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию

Принцип сознательности

Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

  • • что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
  • • что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
  • • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
  • • что от него потребует работа и трудовой коллектив.

Принцип соответствия

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

Принцип активности/b>

Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль при- званы сыграть:

  • • практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах;
  • • чтение литературы, посещение экскурсий и учебных заведений в «Дни открытых дверей»;
  • • встречи со специалистами;
  • • самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

Принцип развития

Этот принцип отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это и психические процессы (мышление, память, внимание), и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

Ошибки и затруднения при выборе профессии

1. Незнание правил выбора профессии:

  • • выбор профессии за компанию;
  • • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • • отождествление учебного предмета с профессией;
  • • ориентация на профессии высокой квалификации;
  • • неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

  • • незнание или недооценка своих физических особенностей;
  • • незнание или недооценка своих психологических особенностей;
  • • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. Незнание мира профессий:

  • • увлечение только внешней стороной профессии;
  • • предубеждение в отношении престижности профессии;
  • • незнание требований профессии к человеку;
  • • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

Вопросы, на которые полезно знать ответ, планируя свою профессиональную карьеру

  • • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
  • • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • • Какие учебные предметы у вас любимые?
  • • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • • О какой работе вы мечтаете?
  • • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе. С кем вы работаете, как проводите время?
  • • Каковы ваши критерии выбора профессии (обязательные и желательные)?
  • • Какие ваши сильные стороны и навыки позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  • • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • • Если работа, идеальная для вас, недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в из- бранном направлении?
  • • С кем можно посоветоваться, что- бы получить полезную для планирования карьеры информацию?
  • • Какие ваши ближайшие и долго- срочные цели в области карьеры? Запишите их и стремитесь выполнить все пункты.

Помните!

kb02_2016-pic15

Хочу – стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

Могу – возможности личности (со- стояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

Надо – потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей

Личный профессиональный план учащегося

  1. 1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
  2. 2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

kb02_2016-pic16

Характеристика профессионального плана

  • Определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения).
  • Полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.).
  • Устойчивость плана во времени (уверенность в правильности вы- бора и стремлении к его осуществлению).
  • Реалистичность плана (опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора).
  • Логическая обоснованность и внутренняя согласованность (соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии).
  • Моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности).
  • Согласованность плана с потребностями рынка труда.

Этапы формирования профессионального плана

kb02_2016-pic17

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

  • • определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать, в какой степени выражены склонности к работе в сферах « человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знковая система», «человек-художе-ственный образ»; составить формулу интересующей профессии;
  • • выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда города, района, в котором вы живете;
  • • сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
  • • ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
  • • соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
  • • узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
  • • ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
  • • проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Профессиональная пригодность

Различают следующие степени профессиональной пригодности.

1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом это не значит, что человек не может работать, – работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

3. соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».

4. Призвание. Это – высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «Именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

kb02_2016-pic18

Что нужно знать при выборе учебного заведения

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы.

Читайте также: