Почему при выборе профессии так важно учитывать профессиональную пригодность 8 класс технология

Опубликовано: 02.10.2024


Цель занятия
: познакомить учащихся с правилами выбора профессии.

Задачи занятия:

1) обозначить важность выбора профессии;

2) раскрыть значение интересов и склонностей в выборе профессии;

3) раскрыть значение способностей в выборе профессии;

4) дать определения понятиям «профессионально важные качества», «профессиональная пригодность»;

5) раскрыть значимость востребованности профессий на рынке труда.

Время проведения: 15 - 20 минут.

Ход занятия:

Профессия – это важная для общества и ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающую ему возможность существования и развития.

Правильный выбор профессии делает нашу жизнь намного богаче. Любимая работа позволяет раскрыться наиболее ярким сторонам нашей личности. Если вы правильно выберите профессию, то:

ü вы будете ходить на работу с удовольствием;

ü выполняя работу, вы будете чувствовать себя бодрым;

ü вы будете ощущать полезность своего труда и себя как личность;

ü будет выше результат вашего труда и вас будут уважать коллеги;

ü вы всегда будете смотреть в будущее с оптимизмом.

И, наоборот, при несерьезном подходе к выбору учебного заведения и профиля обучения, в самостоятельной трудовой деятельности человека может постичь глубокое разочарование.

Даже если разочарования не было, все равно заниматься «не своим делом» очень тяжело:

üчеловек переутомляется, перенапрягается, считает каждую минуту до конца дня;

üпритупляются способности, происходит снижение производительности труда, качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг;

üнелюбимая работа – один из факторов, увеличивающих число профессиональных заболеваний и травматизма.

Найти любимую работу, профессию – значит найти правильное соотношение между реальной жизненной ситуацией и вашими личным качествами.

Что значит правильно выбрать профессию? Прежде всего, это значит иметь обоснованныйпрофплан, в котором учтены интересы, склонности, способности, состояние здоровья и потребности общества в кадрах. Кратко эти аспекты можно обозначить формулой выбора профессии: «хочу», «могу», «надо». Сейчас мы кратко рассмотрим все эти три аспекта.

Под словом «хочу» понимаются интересы и склонности человека, которые имеют профессиональную направленность.

Интерес – это стремление человека к познанию, желание ознакомиться с каким-либо предметом, явлением, изучать его, читать о нем. Коротко: интерес – это «хочу знать». Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширяя кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Интересы различают:

по содержанию (музыкальные, технические, литературные и т.п.)

по широте (широкие, разносторонние и узкие, направленные только на один предмет);

по глубине (глубокие и поверхностные);

по длительности (устойчивые и неустойчивые)

Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов. Проявляется интерес в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Эти два признака обязательны.

Глубокие и устойчивые интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. Коротко: склонности – «хочу делать».

Можно, например, с удовольствием смотреть спортивные соревнования, но не делать даже утренней зарядки. Это говорит о том, что интересы не перешли в склонности. Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные планы, говорят о профессиональных интересах.

Интересы и склонности проявляются только в деятельности. Поэтому не ждите, когда проявится интерес, а активнее включайтесь в разнообразную деятельность. Только так можно выявить и сформировать интересы и склонности. Если проанализировать вашу учебную, внеклассную, внешкольную деятельность, то можно выделить склонности в соответствии с пятью типами профессий:

1) склонность к работе с людьми;

2) склонность к работе с техникой;

3) склонность к работе с условными знаками;

4) склонность к работе с художественными образами;

5) склонность к работе с природой.

Почему при выборе профессии так важно учитывать свои интересы и склонности? Если вам будет нравиться содержание труда, то вы охотнее будете работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать.

Рассмотрим теперь следующую составляющую формулы выбора профессии – «могу». Под словом «могу» понимаются способности, лежащие в основе успешности овладения профессией. Способности – это индивидуально-психологические особенности, которые обеспечивают успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека. Каждый человек может в той или иной степени обучаться новому, запоминать, рассуждать, воображать, анализировать, принимать решения, влиять на других людей и т.д. Иначе говоря, люди обладают многими способностями.

Выделяют общие и специальные способности. Общие способности – это умственные способности, волевые качества. Они обеспечивают легкость в овладении знаниями в различных сферах деятельности. У учащихся общие способности проявляются в успешном освоении учебных дисциплин.

Специальные способности же проявляются в определенном виде деятельности: например, воображение – важный признак литературных способностей, абсолютный слух – основа музыкальных способностей. К специальным способностям относятся организаторские, коммуникативные способности, математические и т.п.

Проявляясь в конкретной деятельности, способности в ней же развиваются и формируются, наполняясь профессиональным содержанием, превращаясь в профессиональные. Например, в работе водителя, токаря, слесаря, хирурга и других важна координация движений обеих рук, хотя содержание их деятельности разное. Качества человека, которые включаются в работу и обеспечивают ее эффективность, качество труда и надежность, относятся к профессионально-важным качествам (ПВК).

Профессионально-важные качества зависят от специфики профессиональной деятельности. Так, для токаря необходимы хорошее общее физическое развитие, тонкость цветовых восприятий, развитое суставно-мышечное чувство, острота зрения, хорошая координация движений рук.

Другими словами, ПВК (склонности, способности и личностные качества) – основа профессиональной пригодности – соответствия человека профессии. Не каждый может стать космонавтом, летчиком и т.д. Не подходит состояние здоровья, организация труда. Часто непригодность выявляется при определении личных качеств (характерологических особенностей).

Третья составляющая формулы выбора профессии - «надо» - включает в себя знание о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда и какова вероятность найти работу по выбранной профессии.

Например, в системе высшего профессионального образования в 2012 году потребность в кадрах составит 2225 человек при выпуске 5238, в том числе:

- гуманитарные науки – выпускников в два раза больше, чем спрос на рынке труда (требуется 400 специалистов, выпускников 800);

- экономика и управление – требуется 450 специалистов, готовят 2440 специалистов, что в пять раз превышает спрос на рынке труда;

В системе среднего профессионального образования при потребности в 2012 году 5238 человек будет подготовлено около 4000 специалистов;

В системе начального профессионального образования при потребности более 11100 специалистов, объем подготовки составляет 4700 человек.

Потребность общества в кадрах – это реальность, с которой любому человеку приходится считаться.

Таким образом, лишь при пересечении всех трех компонентов формулы мы можем говорить о правильном выборе профессии. Хорошо, если человек нашел свое призвание еще в юности, но так, к сожалению, бывает не всегда. Многие совершенно не имеют необходимой информации ни о своих способностях, ни о том, как их реально определить, поэтому им приходится долго искать себя. Не всегда в этом помогают и экзаменационные оценки. Они иногда случайны, слишком однозначны, оценивают только знания (какой ценой получены эти знания?), но не способности к работе.

Познать самого себя позволяют данные психологических тестов, которые дают самую разнообразную информацию о человеке. Для квалифицированной помощи в выборе профессии можно обратиться к психологу. Психологи проводят занятия по сопровождению выбора профессии, цель которых оказать молодому человеку помощь в профессиональном самоопределении, в принятии осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом профессиональных склонностей, индивидуальных возможностей и потребности общества в кадрах.

Соколова Наталья Владимировна

Тип урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, практикум, игра и т.п.

Изучение нового материала. Комбинированный урок с применением интерактивных технологий

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебных занятий

Тема раздела: Современное производство и профессиональное самоопределение. Технологии творческой и опытнической деятельности

  1. Сферы производства и разделение труда
  2. Профессия, специальность, должность
  3. Классификация профессий. Профессиограмма и психограмма профессий
  4. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение
  5. Профессиональные интересы и склонности
  6. Мотивы выбора профессии
  7. Здоровье и выбор профессии. Профессиональная пригодность
  8. Профессиональное образование и профессиональная карьера
  9. Профессиональная проба
  10. Построение плана профессионального образования и трудоустройства
  11. Защита проекта «Мой профессиональный выбор»
  12. Итоговый урок по разделу

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Базовый («обучающийся научится»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся сформулируют определение «профессиональная пригодность», рассмотрят степени профессиональной пригодности.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умениями:

  • осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации и решении ситуационных задач
  • организовывать собственную познавательную деятельность; концентрировать внимание;
  • свободно и правильно излагать свою точку зрения в процессе эвристической беседы;
  • осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности;
  • предвидеть возможные результаты своих действий.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся проведут самодиагностику наличия ограничения выбора профессии по медицинским показателям, убедятся в том, насколько важно учитывать состояние здоровья при выборе профессии

Исходное состояние обучающихся

  • Имеют опыт работы с различными источниками информации, участия в дискуссиях;
  • владеют техникой публичного выступления;
  • могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их;
  • могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности;

Формы оценки планируемых результатов

  • формулирование и запись определений в тетради
  • фронтальная работа в эвристической беседе;
  • выполнение ситуационной задачи.
  • выполнение ситуационной задачи;
  • участие в разрешении проблемной ситуации
  • участие в разрешении проблемной ситуации;
  • участив дискуссии;
  • выполнение ситуационной задачи

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Учебник «Технология: 8 класс: учебник для общеобразовательных орагнизаций/Н.В. Матяш, А.А. Электов, В.Д. Симоненко и др. – 3-е изд., стереотип. – М.: Вентана_Граф, 2019

Технология . 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопредление» по программе В.Д. Симоненко/ав.-сост. А.Н.Бобровская. - Волгоград: Учитель, 2009

Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя / авт.-сост.: Л.Н.Бобровская, О.Ю.Просихина, Е.А.Сапрыкина; под ред. Н.Н.Рождественской. – М.: Глобус, 2008 (стр.40-41)

Технология профессионального успеха: учебн. для 10-11 кл. / под ред. С.Н. Чистяковой. – 4-е изд.- М.: Проявещение, 2006

Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. От выбора профессии к успеху в жизни. Учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008

http://kinotracker.net/11986-po-semeynym-obstoyatelstvam-1977.html фрагмент художественного фильма «По семейным обстоятельствам» 1977 (логопед)

Презентация по данной теме

  • компьютер,
  • проектор.

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Организация педагогически целесообразного взаимодействия

Психолого – педагогическое обоснование

  1. Мотивационно- ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Подготовка учащихся к учебной деятельности. Фасилитационный подход. По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа). Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем

Создание комфортной психологической атмосферы урока.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока, знаниями и умениями из других предметных областей.
  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале. По характеру управления учебной работой: беседа

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика, опора на уже имеющиеся знания по предмету.

1.3. Создание проблемной ситуации

  • По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа).
  • По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация).
  • По характеру управления учебной работой: под руководством учителя.
  • Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся.

  1. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

  • Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата.
  • Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока).
  • Организационный момент (2 мин.)
  • Мотивационно-ориентировочный этап (7 мин.)
  • Операционно – исполнительский этап (19 мин.) по плану
  • Проверка усвоения знаний (5 мин.).
  • Подведение итогов урока. (5 мин)
  • Рефлексия. (5 мин)
  • Домашнее задание (2 мин.)

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет дорабатываться в дальнейшем.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире.
  • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта.
  • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности.

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково-символических средств, представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно- практических действий

  • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях.
  • Построение системы конкретно- практических задач.

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости.

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу.

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи – учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности со- держания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения.

Доступ к видеоуроку ограничен

Каждый человек обладает набором определённых качеств. И среди этих качеств есть такие, которые называют профессионально важными.

Так для водителя важны внимательность, быстрая реакция и способность чётко действовать в экстремальных ситуациях. Учитель должен обладать склонностью к работе с детьми и развитыми коммуникативными способностями. Хирург должен быть решительным, аккуратным и точным.

Но в вопросах профессиональной пригодности нужно разбираться индивидуально потому, что на одной и той же работе разные люди добиваются успеха за счёт разных сочетаний своих личных качеств.

Даже применительно к одной работе нельзя говорить о едином перечне профессионально важных качеств.

Каждый хороший работник максимально использует свои сильные стороны и преодолевает разными средствами слабые. «Всяк мастер на свой лад» – мудро замечает пословица.

Сегодня мы поговорим о том, что такое профессиональная пригодность, рассмотрим слагаемые профессиональной пригодности, её степени и типы.

Начнём с определения. Профессиональная пригодность – это совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.

Практически все профессии содержат определённый комплекс требований к функциям органов и систем человека, избыточный их уровень может ограничить профессиональную пригодность.

Способности связаны с интересами и склонностями и являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека. Наличие профессиональных способностей – необходимое, но недостаточное условие успешной профессиональной деятельности. Важное значение имеет отношение к труду, личные качества, здоровье, навыки, привычки, знания, опыт. Учитывая эти и другие факторы, различают разные слагаемые профессиональной пригодности человека. Рассмотри их.

Гражданские качества – моральный облик человека как члена общества. Есть специальности (педагогические, юридические, медицинские и прочие), в которых человек оказывается непригодным, если названная группа качеств у него не развита. Разве мыслимы аморальный врач или педагог? В целом, гражданские качества требуется каждому труженику.

Важным звеном профпригодности выступает добросовестность (отношение к труду). Например, в профессия, требующих работы в одиночку, без внешнего контроля. Добросовестность никому не повредит, но есть работы, где низкая добросовестность всё же может компенсироваться контролем окружающих.

Дееспособность. Она образуется качествами, важными в очень многих видах деятельности – это широта, глубина, гибкость ума, самодисциплина, самоконтроль, инициативность, активность. Дееспособность обеспечивается также состоянием здоровья.

Специальные способности. Это личные качества, которые важны для конкретной профессии. Например, устойчивость к действию монотонных раздражителей – для водителей. Пространственное мышление – для специалистов, изготовляющих сложные изделия по чертежам и схемам.

Также надо отметить, что человек не может обладать полной профпригодностью до того, как включится в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность. Но ряд необходимых слагаемых пригодности к профессии могут быть сформированы заранее (гражданские качества, отношение к труду и дееспособность).

Полезно различать и степени профессиональной пригодности. Здесь можно выделить четыре таких степени.

Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек совсем не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить его состояние.


Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные личные качества будут помехой для овладения определённой профессией.

Например, если у человека нет способностей к изобразительному искусству, он вряд ли станет хорошим художником, архитектором или скульптором.


Профнепригодность условно можно разделить на прямую (она видна невооружённым глазом) и скрытую, которая не так очевидна.

Например, специалист может поддерживать требуемый профессиональный уровень ценой огромного нервно-психического напряжения, замещая отсутствие одних необходимых качеств другими.

При этом степень напряжённости зависит от характера профессиональных функций, индивидуальных особенностей человека, мотивов его поведения, опыта, знаний, навыков и умений.

Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником» - такими словами можно охарактеризовать данную степень.

Соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определённым объектам труда (технике, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником» - так можно охарактеризовать данную степень.

Призвание – высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах её структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идёт о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. Эту степень можно описать словами «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

Тем не менее, не каждый может найти своё призвание. И не потому, что одни умеют искать, а другие – нет. Профессионалов своего дела всегда было немного. И если кому-то кажется, что этот уровень для него недоступен, не стоит опускать руки: во-первых, вы только в самом начале профессионального пути, во-вторых, вы ещё не знаете, на что способны, и в-третьих, выдающихся успехов такие люди добивались благодаря трудовой мотивации (побуждению к действию).

Также важно знать, что профпригодность определяет уровень требований профессии к исполнителю. Эти требования могут быть абсолютными и относительными.

Поэтому выделяют абсолютную профессиональную пригодность (профессии, где требуются специальные способности и безупречное здоровье) и относительную (профессии, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека).

Абсолютная профпригодность характеризуется некоторыми природными особенностями, которые тяжело сформировать. Они зависят от особенностей нервной системы.

Относительная профпригодность включает качества, которые поддаются формированию при благоприятных условиях и желании (мотивации) человека.

Есть профессии, где относительная профпригодность допустима, хотя и нежелательна, но в некоторых видах деятельности она неприемлема.

Так абсолютные противопоказания чаще присутствуют в тех профессиях, где могут возникнуть неожиданные ситуации, требующие срочных решений, связанных с ответственностью за жизнь и безопасность людей, за большие материальные ценности.

Например, неуравновешенным, забывчивым людям противопоказаны профессии, требующие самообладания (водитель, спасатель, полицейский).


Поэтому для определения соответствия людей требованиям групп профессий используется профессиональный отбор. Но большинство видов профессионального труда может осуществляться при относительной профессиональной пригодности.

Если же обратиться к истокам отношения человека к труду, то полезным будет рассмотреть классификацию немецкого социолога и философа Эриха Фромма, в соответствии с которой люди поделены на следующие типы.


Рецептивный (берущий). Люди этого типа считают, что все им должны: деньги, работу, внимание и прочее. Они ждут, когда всё это к ним придёт. Такие люди ищут поддержки, требуют помощи. Они дружелюбны, но зависимы, не могут принимать решения самостоятельно.

Эксплуататорский (овладевающий). Такие люди стремятся использовать возможности других в своих целях. Им нравятся люди, у которых есть что отнять: идеи, деньги и прочее, те, у кого уже ничего не осталось, им не интересны.

Стяжательский (сберегающий). Смысл жизни людей этого типа – накопительство и экономия. Они скупы и подозрительны, всё измеряют деньгами, поэтому не верят в бескорыстные отношения между людьми.

Рыночный (обменивающий). Рыночная личность воспринимает себя и других как товар, который можно выгодно продать. Главное в жизни людей этого типа – карьера и деньги. Их особенности – честолюбие, пробивные способности, умение ладить с нужными людьми.

Творческий. Этот тип личности постигает мир через любовь и разум. Человека творческого типа видит счастье в своей работе.

Интересно, что Фромм называл продуктивным только вышеназванный тип личности. А как считаете вы?

В конце нашего занятия попробуйте ответить на вопросы. Дайте краткую характеристику слагаемым профессиональной пригодности с примерами. Назовите степени профессиональной пригодности и приведите примеры профессий соответствующей или несоответствующей каждой из них. Попробуйте назвать личностные качества, делающие профнепригодными или наоборот пригодными учителя, продавца, военного, водителя, программиста. Дайте оценку классификации Эриха Фромма, в соответствии с которой люди поделены на определённые типы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда; развитие у них способности профессиональной адаптации в современных экономических условиях.

Просмотр содержимого документа
«Технология 8-й класс: "Профессиональная пригодность"»

Технология 8-класс

Тема урока: Профессиональная пригодность.

Цель урока: актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда; развитие у них способности профессиональной адаптации в современных экономических условиях.

Что такое профессия? ( Слово профессия произошло от латинского «profiteer» , что переводится как «объявлять своим делом» , «заявлять». Профессия означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования. )
Как люди принимают свое решение в выборе профессий? Что им в этом помогает?
Наиболее важными являются интересы личности. Что-то становится для человека жизненно значимым и эмоционально привлекательным.

Диагностика «Мотивы выбора профессии»

1. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чём заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.

2. Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков, умений в избираемой сфере трудовой деятельности.

3. Убеждение, что данная профессия престижна в обществе.

4. Влияние семейных традиций.

5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.

6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности.

7. Желание руководить другими людьми.

8. Привлекает индивидуальная работа.

9. Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое, неизведанное.

10. Уверенность, что избранная профессия соответствует Вашим способностям.

11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.

12. Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.

13. Возможность проявить самостоятельность в работе.

14. Привлекает предпринимательская деятельность.

15. Необходимость материально помогать семье.

16. Желание приобрести экономические знания.

17. Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.

18. Привлекает профессия, которая требует длительного обучения.

19. Желание работать в престижном месте.

20. Стремление найти удачный способ зарабатывать себе «на хлеб».

21. Привлекают модные профессии (менеджер, брокер, дизайнер).

22. Желание приносить пользу людям.

23. Интерес к материальной стороне материальной деятельности.

24. Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную форму одежды).

Ответы

Ответы

Ответы

Анализ результатов:

Подсчитайте количество плюсов в каждом столбце (А, Б, В) отдельно.

1.Если наибольшее количество плюсов в столбце А, то преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний.

2.Если наибольшее количество плюсов в столбце Б, то больше привлекает материальное благополучие, желание заработать; интересы, склонности практическая подготовленность учитывается в меньшей степени.

3.В случае если наибольшее количество плюсов в третьем столбце В, имеет место стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия.

Типичные ошибки при выборе профессии.

1. Выбор профессии «за компанию».

Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья. Такой выбор профессии редко бывает удачным (точнее, случайно может стать удачным), потому что, только «примерив» профессию к себе, именно к своим способностям и интересам, можно повысить вероятность успешного выражения самого себя в труде, вероятность удачного выбора.

2. Выбор престижной профессии.

В данный момент престижными считаются профессии экономиста, юриста, менеджера, брокера, дилера и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).

3. Отождествление учебного предмета с профессией.

Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание журналистика. Однако профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в различные сферы деятельности и взаимоотношения людей.

4. Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится.

К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности. Личная симпатия (или антипатия) к человеку одной профессии никак не может свидетельствовать о личной пригодности (или непригодности) другого человека к данной профессии.

5. Несоответствие здоровья и условий труда по избранной профессии.

Любая профессия в разной степени нагружает органы и функции человеческого организма и поэтому почти каждая профессия имеет свои противопоказания, которые известны лишь врачу-профпатологу и профконсультанту. Принимая решение о выборе профессии, не забудь проконсультироваться с врачом, если даже ты, казалось бы, здоров.

6. Выбор профессии под давлением родителей.

Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.

7. Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии.

Незнание динамики развития профессии в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.

8. Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах.

Это дело не такое простое, как порой, кажется. Кроме того, многие ребята боятся узнать о себе, возможно, и неприятную истину; для этого надо иметь мужество, большое стремление к правде и достаточно практический ум, который поможет предупредить от ошибок незнания. Помочь в самопознании могут и товарищи, и книги о самовоспитании, и близко знающие вас взрослые, и, безусловно, специалисты по профконсультации.

Знание типичных ошибок при выборе профессии оградит вас от лишних или неверных шагов, сэкономит время, поможет обрести наиболее подходящую для вас профессию.

Основные факторы или условия выбора профессии являются аспектами обоснованного профессионального плана, в котором учтены интересы, способности, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах. Условно, эти составляющие формулы профессий можно обозначить как "хочу", "могу", "надо".

"Хочу" - (интересы и склонности).

Интерес - стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его.

Склонности - стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть направлены к одному, нескольким, многим видам деятельности.

"Могу" - (способности, состояние здоровья).

Способности - индивидуальные способности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека.

"Надо" - (потребности общества в кадрах).

Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах. Сочетание этих трех важных аспектов при обдумывании профессионального плана поможет определить оптимальные пути выбора профессии для каждого человека, что крайне важно для сложившихся на сегодняшний день условий рынка труда.

Тест «Профпригодность»

Узнать к какому типу профессии Вы склонны, а какой вид деятельности Вам противопоказан.

1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего:

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

Анализ результатов:

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой

«а» оцениваются 1 баллом,

«в» - 3 баллами.

Если Вы набрали от 5 до 8 баллов – советуем подумать о профессии, где Вам не придется общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист, психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотхозяйстве, лесничестве,

зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для Вас, поскольку ваши ответы показывают, что Вы цените тишину, не любите шумных незнакомых кампаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми Вам доставляют беспокойство.

Если Вы набрали от 8 до 12 баллов – то считайте, что Вам крупно повезло, Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно себя чувствуют в любой компании. вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессий здесь практически не ограничен!

Если в Вашем активе от 12 до 15 очков – задумайтесь над выбором, стоит ли Вам человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В Вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег, Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Кто – то возможно мечтал о профессии журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о пчеловодстве, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным – учиться внимательно слушать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда и тогда любая мечта станет реальностью!

Профессию можно получить в различного рода учебных заведениях в зависимости от того, какой уровень профессионального образования вы выбираете:

Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим.

Общая структура профессионального образования в области

1.Начальное профессиональное образование – представлено лицеями, профессионально-техническими училищами, которые дают рабочую специальность.

2.Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительного или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессионально образование.

При этом, если человек уже имеет среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, то получить среднее профессиональное он может по сокращенным ускоренным программам.

3.Высшее профессиональное образование представлено государственными и негосударственными ВУЗами. При выборе негосударственного учебного заведения необходимо проверить лицензии, аккредитации и аттестации учебного заведения. Без указанных 3-х документов диплом учебного заведения не даёт общегосударственных гарантий трудоустройства.

Где можно получить информацию о профессиональных образовательных учреждениях.

в справочниках для поступающих в учебные заведения;

в телефонных справочниках;

в компьютерных информационно-поисковых программах в сети INTERNET;

в рекламных объявлениях;

в районных центрах занятости;

в беседах с представителями учебных заведений и преподавателями;

при встречах с учащимися и выпускниками;

при личных посещениях учебных заведений.

Используемая методическая литература:

1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1984., 2-е издание 1990.

2. Овчарова В.Н. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

3. Игры, обучение, тренинг, досуг. М.: Новая школа, 1994.

4. Данилова В. «Как стать собой». Психотехника индивидуальности. Харьков. ИМП «Рубикон» РИП «Оригинал», 1994.

5. Тестирование детей. Автор составитель В. Богомолов. Изд-во «Феникс», 2005.

Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология: Учебник для учителя.

Автор: Хорькова Марина Александровна

Организация: МБОУ СШ №15

Населенный пункт: город Арзамас

Дидактическое обоснование урока

Цель урока: сформировать знания обучающихся о влиянии здоровья на выбор профессии и ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

Обучающие задачи:

Дать определение понятию «здоровье».

  1. Ознакомить с классификацией профессий по влиянию неблагоприятных производственных факторов на организм человека.
  2. Ознакомить с ограничениями профессиональной пригодности при различных заболеваниях.
  3. Сформировать умение выбирать профессию с учетом состояния здоровья.

Развивающие задачи:

  1. Развивать навыки индивидуальной работы и работы в малых группах.
  2. Развивать навыки дискуссии.

Воспитывающие задачи:

  1. Воспитывать чувство ответственности за принятие решений и выбор собственной профессиональной траектории.

Формирование УУД:

Личностные:

Формирование учебно-познавательной мотивации.

Формирование готовности к выбору направления профессионального образования.

Регулятивные:

Формирование навыков целеполагания и рефлексии.

Познавательные:

Формирование навыков анализа и самоанализа.

Формирование навыков классификации явлений по определенному признаку.

Коммуникативные:

Формирование навыков учебного сотрудничества.

Здоровьесберегающие технологии:

Эффективно использовать здоровьесберегающие режимные моменты (оздоровительные паузы); использовать коррекционные упражнения (для укрепления зрения, внимания); следить за выполнением санитарно-гигиенических норм (освещённость, воздушный режим,); постоянное внимание к профилактике сколиоза, чередование позы с учетом видов деятельности

Методическое оснащение урока:

Материально – техническая база:

    1. кабинет технологии;
    2. компьютер;
    3. мультимедийный проектор;
    4. экран;
    5. таблица «Медицинские ограничения профессиональной пригодности»;
    6. индивидуальные карточки.

    Учебно – информационное обеспечение:

    Технология:8 класс:учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров и др. – 3-е изд., перераб.-М.: Вентана-Граф, 2018.

    Технология профессионального успеха 10-11 кл. / Под ред. С.Н. Чистяковой – М.: Просвещение, 2010.

    Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя / авт.-сост.: Л.Н.Бобровская, О.Ю.Просихина, Е.А.Сапрыкина; под ред. Н.Н.Рождественской. – М.: Глобус, 2008 (стр40-41)

    «Выбирая профессию, выбираем образ жизни» Е.И.Фадеева, М.В. Ясюкевич, Москва ЦГЛ

    ведущая новостей говорит скороговорки

    фрагмент художественного фильма «По семейным обстоятельствам» 1977 (логопед)

    Электронно- образовательные ресурсы:

    Презентация по данной теме

    Методы обучения:

    рассказ, беседа, опрос, работа с мультимедийными средствами (демонстрация слайдов и видео- сюжетов), дискуссия, практическая работа, анализ

    Формы обучения: групповая, индивидуальная

    Тип урока: Урок получения новых знаний . с применением интерактивных технологий

    Основные образовательные принципы урока:

    Доступность, практичность, научность

    Основные понятия и термины:

    здоровье, профессиональная карьера, медицинские противопоказания, профессиональная пригодность, группы профессий по влиянию на них производственных факторов, противопоказанные профессионально-производственные факторы, уровень физического развития.

    Психолого- педагогическая характеристика класса: Инклюзивный общеобразовательный класс, где в классе 14 девочек, из них 2 девочки с ОВЗ. Учащиеся этого класса имеют достаточно высокую мотивацию к изучению предмета. На уроках девочки активны, хорошо воспринимают материал. Девочки умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности. При решении коллективных задач быстро ориентируются. У девочек с ОВЗ омечается незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. На низком уровне находится готовность к профессиональному самоопределению. Замкнуты, ограничены в общении, склонны видеть себя с критической стороны. Поэтому очень важна работа в группах, где они могут почувствоватьнужность своих действий. Есть девочки которые им помогают в решении поставленных задач, тем самым они чувствуют себя на одном уровне с другими.

    Технологическая карта урока

    Этап урока

    Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

    Действия учителя

    Действия обучающихся

    Формы организа-ции взаимодей-ствия на уроке

    Промежу-точный контроль

    Организация самоопределения обучающихся к деятельности на уроке

    Взаимное приветствие учащихся и учителя фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку

    Девочки, усаживайтесь поудобней, мне поскорее хочется вам показать…

    Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку

    2.Постановка учебной задачи

    Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

    Учащимся предлагается посмотреть отрывок художественного фильма «По семейным обстоятельствам» (логопед)

    Согласны ли вы со словами героини сюжета, что специалисту не обязательно уметь самому, главное уметь учить других?

    Рассуждают, отвечая на поставленный вопрос

    Создание проблемной ситуации

    Задает проблемные вопросы.

    Хотели бы вы заниматься у такого специалиста?

    На что нужно обращать внимание при выборе профессии? Может быть, попытаемся разобраться в этом вместе?

    Как вы думаете, что за тема нашего урока сегодня?

    Делают предположения по формулировке темы урока. Для решения проблемы у учащихся имеется определённый минимум исходных знаний.

    3. Освоение нового материала

    Целеполагание и планирование

    Поиск способа решения проблемной ситуации

    Просмотр мультимедийной презентации

    Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

    Учитель помогает сформулировать темуи цель урока.

    И какова же цель нашего урока?

    Что мы можем с вами узнать нового на этом уроке?

    Для начала нам необходимо понять, что же такое профессиональная пригодность

    Демонстрирует слайд с определением профессиональной пригодности

    Демонстрирует слайды, иллюстрирующие степени профессиональной пригодности

    Назовите способы определения профессиональной пригодности .

    Демонстрирует слайды, отмечает особенности каждого метода

    Учитель помогает ученикам сформулировать правильные выводы по данной тематике, выступая организатором и анализируя все плюсы и минусы в ходе дискуссии совместно с учащимися

    Формулируют тему и цель урока. Готовятся к активной учебно- познавательной деятельности. Отвечают на вопросы учителя.

    Предлагают варианты формулировки определения

    Записывают определение в тетради.

    Приводят примеры , иллюстрирующие степени профпригодности. Большинство учащихся годны к профессиональной деятельности, у некоторых может есть соответствие или талант

    отвечают на поставленный вопрос

    Делают записи в рабочих тетрадях. Формулируют определения

    Использование коррекционных упражнений (для укрепления зрения, внимания)

    система разминок для глаз использование схемы зрительных траекторий (слайд 9)

    Упражнение «Росток» способствует повышению активности организма. Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пятки от пола, вернуться в и.п. Повторить 3 раза.

    Для улучшения мозгового кровообращения проводится упражнение «Гибкая шея». И.п.: сидя или стоя. 1 – руки за голову; локти развести широко, голову наклонить назад; 2 – локти вперед; 3–4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Темп медленный. Повторить 3 раза.

    Задание - для работы в группах по 4 человека

    Назовите личностные особенности, делающие профессионально непригодными следующих специалистов:

    • учителя,
    • продавца,
    • водителя,
    • повара,

    Изучают данные приведенные в таблице «Медицинские ограничения профессиональной пригодности» Если есть необходимость, делают записи в тетради.

    Работают в группах, обсуждают, записывают ответы

    4.Рефлексия деятельности (итог урока 9 мин -11 мин + 5 мин

    Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

    Выслушивает ответы групп, организует обсуждение между группами.

    Каждому специалист у в своей профессиональной деятельности приходится подтверждать свою профессиональную пригодность путем прохождения аттестации.

    Какую степень пригодности демонстрирует диктор в видео сюжете?

    Демонстрирует видео-сюжет https://www.youtube.com/watch?v=128bx2n6TYU

    ведущая новостей говорит скороговорки

    Озвучивают результаты обсуждения, отвечая на вопрос задания № 2

    Пытаются повторить хотя бы часть скороговорок.

    Оценива-ние обуча-ющихся за работу на уроке. Устные ответы

    Ситуация оценки образовательных результатов

    Где могут пригодиться знания полученные сегодня? Какие оценки вы бы поставили себе, своей группе, и уроку в целом? Интересно ли вам было? Понравилось ли само занятие?

    Предлагает обучающимся самостоятельно выставить оценки в рабочих листах согласно озвученным критериям. Оценку предлагается поставить не только себе, но оценить работу в целом всей группы. Комментирование отметок, указание на достижения и недоработки обучающихся

    По профессиограмме выбранной профессии изучить медицинские противопоказания, определить степень пригодности к профессии

    Подведение итогов урока. Записывание домашнего задания Оценивают свои достижения, достижения своей группы, обсуждение что понравилось, что не понравилось, какие вопросы вызвали затруднение, какие понравились в большей степени.

    Задание

    Отметьте факторы, которые могут ограничить ваш профессиональный выбор.

    Медицинские ограничения профессиональной пригодности

    Если вы имеете эти заболевания,

    то вам противопоказаны следующие
    условия работы:

    Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность, контакт с токсическими веществами, значительное физическое напряжение.

    Значительное физическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа на высоте у движущихся механизмов.

    Работа с мелкими деталями, значительное физическое напряжение, запыленность.

    Нервно-эмоциональное напряжение, шум и вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами.

    Статичная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте у движущихся механизмов.

    Контакт с токсическими веществами, значительное физическое и нервное напряжение, рабочая поза, связанная с напряжением мышц живота, с нарушением режима питания.

    Почек и мочевых путей

    Неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, вынужденная рабочая поза, работа, связанная с нарушением режима питания.

    Задание

    Из перечня профессий выберите и впишите в бланк по две профессии по семи предложенным типам заболеваний, которые могут быть приобретены в ходе профессиональной деятельности .

    Телемастер, токарь, шахтер, водитель, мастер литейного производства, учитель, официант, ткач, водолаз, аппаратчик химического производства, врач, монтажник-высотник, каменщик, летчик, сталевар, сборщик часов, продавец, парикмахер, ювелир, горнорудный мастер, экскурсовод

    Самоанализ урока

    Учитель: Хорькова Марина Александровна

    МБОУ СШ №15 г.Арзамас

    Тема урока: Здоровье и выбор профессии.

    Тип урока: Урок получения новых знаний с применением интерактивных технологий

    Инклюзивный общеобразовательный класс, где в классе 14 девочек, из них 2 девочки с ОВЗ. Учащиеся этого класса имеют достаточно высокую мотивацию к изучению предмета. На уроках девочки активны, хорошо воспринимают материал. Девочки умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности. Оказывают помощь девочкам с ОВЗ (работая в группах) тем самым, дают им самоутвердиться.

    Содержание урока соответствует поставленным целям: сформировать знания обучающихся о влиянии здоровья на выбор профессии и ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях . Содержание учебного материала соответствует поставленным целям и результатам обучения.

    Цели и задачи сформированы четко, в соответствии с требованиями ФГОС. Отражают формирование универсальных учебных действий. На протяжении урока прослеживалась реализация поставленных целей и достижение планируемых результатов. Обучающиеся формируют цель и задачи урока самостоятельно.

    Цель урока личностно значима для обучающихся и носит социально-направленный характер.

    Соответствие требованиям ФГОС. Урок был ориентирован на новые образовательные результаты. Деятельность учителя и обучающихся направлена на формирование универсальных учебных действий. На уроке использовались элементы разнообразных образовательных технологий: проблемное обучение, дифференцированное обучение, активное обучение, информационные технологии

    По типу урока: урок получения новых знаний с применением интерактивных технологий соответствует целевому назначению: первичное усвоение новых предметных ЗУНов,

    Количество времени, затраченное на организационное начало урока составило 1 минуту

    На уроке присутствовало 14 человек, отсутствующих нет.

    Все учащиеся готовы к уроку.

    Перед уроком проведён режим проветривания.

    Организация урока На организационном этапе урока создана комфортная психологическая атмосфера. Структура урока соответствовала его типу, целевому назначению. . Этапы урока выделены в соответствии типу, имели логические переходы, которые осуществлялись с помощью проблемных вопросов, заданий. Все этапы выдержаны во времени. Имеют по окончании их проведения определенный результат. Осуществлялась смена видов деятельности, заданий разной сложности и трудности, типов заданий для снижения утомляемости обучающихся и активации их знаний. В ходе урока в соответствии с темой была представлена презентация на данную тематику. Мотивация была на высоком уровне. Обучающиеся сами имели возможность внести в план урока изменения. Обучающимся была предоставлена возможность развивать навыки самоконтроля и самоанализа. Предусмотрено использование обучающимися опорных схем, алгоритмов. Такая форма работы позволила наглядно помочь детям в изучении нового материала.

    На уроке применялись методы обучения: объяснительно-иллюстративный – рассказ, беседа, самостоятельная работа, описание, частично-поисковый – беседа с выводом.

    Выбраны формы обучения: рассказ, беседа, самостоятельная работа, индивидуальные карточки

    На уроке отражены основные дидактические принципы: доступность, практичность, научность

    Применялись педагогические технологии: информационно-коммуникативные технологии; здоровьесберегающий подход; технология оценивания учебных успехов; педагогика сотрудничества

    Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности.

    В процессе урока формируются личностные результаты и УУД

    Личностные:

    Формирование учебно-познавательной мотивации.

    Формирование готовности к выбору направления профессионального образования.

    Регулятивные:

    Формирование навыков целеполагания и рефлексии.

    Познавательные:

    Формирование навыков анализа и самоанализа.

    Формирование навыков классификации явлений по определенному признаку.

    Коммуникативные:

    Формирование навыков учебного сотрудничества.

    Сочетается фронтальная, групповая и индивидуальная работа. На уроке реализуется дифференцированный подход : наличие заданий для детей с ОВЗ. Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию. Используется ИКТ в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач.

    Содержание урока. На уроке все учащиеся были активны, дисциплина хорошая. Мною ставились проблемные вопросы, создавались проблемные ситуации для активизации обучающихся на уроке. Используемые методы адекватны задачам, их сочетание оптимально стимулирует самостоятельную познавательную активность обучающихся, т.к. были учтены индивидуальные и возрастные особенности детей. Наряду с репродуктивными методами обоснованно были использованы продуктивные методы. Учитель творчески использовал разнообразные формы учебной деятельности (индивидуальная, групповая). Самостоятельность обучающихся в выборе форм представления. На уроке проявлялась деловая и творческая активность обучающихся. Объем продуктивной деятельности на уроке был выше репродуктивной.

    Психологические основы урока: На уроке учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей. Происходило чередование материала разной степени трудности и сложности, смена видов деятельности. Наличие психологических пауз, разрядки. Бесконфликтная, комфортная среда. Между учителем и обучающимися было тесное сотрудничество и партнерство. Расположение мебели в классе способствовало качеству групповой работе обучающихся. Наличие на уроке психологических(оздоровительных) пауз и разрядки эмоциональной сферы урока,

    Домашнее задание объяснено и задано до звонка

    Результаты урока . Поставленные цели и планируемые результаты были достигнуты. Наблюдалось продвижение обучающихся в формировании универсальных учебных действий и знаний по предмету

    Вывод по уроку. Урок соответствует современным требованиям ФГОС, насыщен разнообразными формами и методами работы, способствующими развитию личностных, предметным, метапредметных универсальных учебных действий и достижения планируемых результатов.

    Читайте также: