Профессии которыми могут овладеть люди с ооп кластер

Опубликовано: 04.07.2024

Слово «кластер» понятно узкопрофильным профессионалам, а для большинства – то есть для нас, тех, в чьих интересах кластер обычно призван создавать условия не только хорошей работы, но и жизни, самореализации и творчества: горожан, студентов, малого бизнеса и т.д. … - кластер это что-то модное, но непонятное.

Последние 10 лет термином оперируют и в теме развития регионов и территорий, именуя «кластером» многое : то, где занимаются инновациями или производством, территории внутри городов типа Сколково, Винзавода или Флакона в Москве, Иннополис в Казании в теме ICT, маркетинга и производства - кластеры данных, кластеры продуктов. Когда говорят о кластере для развития города или региона, сложно уследить и разобраться, почему в кластеры делают столько вложений и зачем он лично нам, горожанам, представителям самых разных сфер и профессий. Кажется, может быть это просто красивое слово для получения финансирования?

Кластер – это не ассоциация или формальное объединение компаний. Хотя разные сети, объединения однозначно работают на кластер и в большинстве ситуаций не мешают. Хотя…важно отслеживать, чтобы такие ассоциации не обязывали стать участником, потому что компании малого бизнеса, например, не всегда будут стремиться куда-то вступить. Главное для кластера – чтобы люди и компании приходили в него, выбирали эту территорию или экосистему в этот период своего развития, на какое-то время оставались тут.

В традиционном понимании кластер – это территория, на которой на расстоянии 2-3 часа езды друг от друга расположено много компаний разного размера (малый, средний, крупный бизнес, стартапы), университеты, технопарки, инкубаторы, разные научно-исследовательские и другие организации, НКО, СМИ, работающих по определенной теме. Концентрация обычно составляет 130 и больше участников (даже в аэрокосмосе и авиации). Именно такой количественный размах «имеет значение» и переходит в качественный – таким образом в одном месте появляется много правильных людей по теме специализации кластера и в результате формируется разнообразие – кластеру нужны люди, которые думают и действуют по-разному. Одна корпорация или компания формируют определенный образ мышления, привычки, модели, а кластер позволяет за них выходить.

Именно поэтому кластер может и должен ежегодно (подчеркну, ежегодно) подтверждать, что он работает: в нем появляются решения по оптимизации и совершенно новым продуктам прежде всего для данной территории, сервисам и даже новые компании, стартапы, проекты, в том числе инновационные для отрасли и мира вообще.

Но важнее другое - в регионе и для него или в экосистеме кластера должны появляться новые профессии и рабочие места под них – это точное подтверждение силы кластера и это высший пилотаж. Задача кластера – ввести регион (или даже страну) в число 5-7, максимум 10 территорий мира, специализирующихся по той или иной теме, постоянно привлекая «своих» людей может быть даже со всего мира и помогать развиваться профессиональным сообществам.

Сильный кластер всегда основан на науке. Что происходит в таком кластере? В идеале в нем разрабатывают научно-производственные решения, которые производство оценивает, как рабочие и внедряет. Например, компания заказывает исследование и разработку решения в университете, и активно сотрудничает с ним в этом процессе. Сейчас это не всегда получаются – не всегда бизнес доверяет университетам. Хороший пример, где получается получить результат – Политехнический университет в Санкт-Петербурге, где умеют работать с обратным инжинирингом.

Самые объяснимые– это производственные или сервисные кластеры, они как бы «маркированы». Там производят много продуктов или сервисов по определенной специализации. В таких кластерах инновации касаются новых технологий по своей сути. Обычно по мере накопления потенциала в таких кластерах появляются свои исследовательские институты и фабрики мысли (занимаются анализом трендов и будущего). Тогда производственные или сервисные кластеры переходят в разряд научно-производственных кластеров. Примеры - автомобильный кластер в Калужской области, фармацевтический кластер в Ярославской области. Сюда же относятся гастрономические кластеры Барселоны и всего региона Каталония, отдельные регионы Италии, Франции, Перу, Санкт-Петербург. Москва и Казань очень интересны с точки зрения гастрономических кластеров. Их расцвет я надеюсь увидеть в самое ближайшее время и в Москве.

Понятные, правильные, традиционно самые сильные в мире – это научно-производственные или научно-сервисные кластеры, в которых есть и хорошее образование по специализации. Это касается, например, активно развиваемого Московского международного медицинского кластера.

Вроде бы очевидные с точки зрения формальных признаков, но не объяснимые, не очерченные – это образовательные кластеры. Там традиционно много вкладываются в науку и образование, туда надо ехать учиться, искать научные решения. Москва и Санкт-Петербург - однозначно сильные образовательные кластеры, так же, как Новосибирск и Томск. Томск – уникальные история с сильным образовательным кластером, когда большинство населения города связанно именно с образованием: 2/3 горожан либо учатся, либо работают в университетах, образовательных учреждениях. Образовательные кластеры есть в России - только как их объяснить, оценить и осознать? А это значит и нельзя «очевидным» образом ответить на вопросы - почему и по какой теме туда, а не в Оксфорд, Кэмбридж, Бостон с MIT и Гарвардом – над этим предстоит работать.

Все сильные кластеры создают инновации. Это обязательное (без исключений) условие работы кластера. Сейчас этим словом подчеркивают, что инновации должны быть или уже есть в кластере, что к этому надо стремиться, иначе без инноваций территория, город проиграют.

Именно поэтому, помимо определения специализации для мегаполиса, например, Москвы, где есть много разных кластеров, возникает задача - показывать не отдельный кластер, а всю себя как территорию инноваций – для горожан Москву, а для всего мира вскоре, скорее всего и весь российский инновационный потенциал.

Поэтому понятно и логично стремление Москвы к созданию платформы Инновационного кластера: необходимо и очертить весь потенциал, и объяснить, и представить горожанам и заявить стране\миру, то есть агрегировать инновации во всех имеющихся направлениях, развить новые.

Участникам кластеров нужны витрина и площадка для общения людей из разных отраслей, в том числе для более эффективного продвижения продукции за границей и создания кросс-отраслевых решений. Идея правильная – только слово «суперкластер» запутает людей. Я за то, чтобы найти другое слово, а использовать механизмы развития кластеров.

И так выяснили главное: кластеры - это не профанация, если их понимают те, ради кого создаются инновации и вовлекаются в них. А в нынешнее время, кластеры - это необходимое условие глобальной конкуренции для всех передовых территорий, включая города и мегаполисы. Они показывают специализацию места – что здесь сильное – и помогают ее усилить. Они создаются, для того, чтобы дать сигнал «вам сюда» и сконцентрировать у себя людей, компании, организации по своей тематике.

Это особенно критично, когда старые инструменты (территориально-промышленные комплексы с одним главным предприятием или закрытые города) перестали успевать за миром - для них он стал слишком быстрым, меняющимся, мобильным.

Кластеры же помогают конкурировать в 21 веке. И в первую очередь – конкурировать за людей! Впервые за историю человечества многие люди могут выбрать «правильный» стиль и место для жизни и работы, где они будут не только жить сами, но и перевезут свои проекты и амбиции. Модель «где родился, там и пригодился» стала слишком тесная. Поэтому все страны мира активно вкладываются в развитие кластеров, объясняя гражданам, что стоит за кластером, который «маркирует» ту или иную локацию определенным образом.

Что значит «объяснять себя» для каждого из нас? Мы (большинство из нас, а не только ограниченная группа специалистов, которые напрямую занимается кластерами) не можем точно объяснить – что сильного, инновационного, классного есть в городе/ регионе. Грубо говоря, а по какому вопросу надо сюда обращаться или что здесь хорошо развивать.

А вот, например, Кремниевая долина вкладывается в свою идентификацию, постоянно конкретизирует и объясняет, что в ней сильного, отстраивается от Сан-Франциско, где другие сильные кластеры, подтверждает, что она продолжает оставаться Меккой для CIT отрасли.

А теперь попробуйте объяснить (с примерами за последние три года), что и почему сильное есть в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Перми, Краснодаре? Ответ «всё» не принимается. Ни один мегаполис мира не может быть силен во всём – людей со всего мира просто не хватит. Поэтому: главное для кластера - привлечь «своих», «правильных» по теме и духу людей, ведь именно люди принимают решения. И именно за ними в город, регион приходят компании. Поэтому важно помнить, что кластер – это не только про работу, это и про качество жизни. И это качество, культуру жизни в городе важно формировать, развивать. Так что задача новой платформы (называемый сейчас Инновационного кластером) – сделать Москву понятной и привлекательной для людей из разных отраслей. А наша задача – в этом участвовать и не быть пассивными. Как это делать – в следующей колонке.

Цель: формирование реального представления о возможностях своего профессионального выбора.

• помочь школьникам сориентироваться в выборе своей будущей профессиональной деятельности.

• формировать у детей уважения к труду и, особенно, к рабочим профессиям (станочник, токарь, дизайнер и т. п.)

Профессия - когда люди заняты одной работой.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Способности – то, что ты умеешь делать лучше всего.

Ход занятия

1. Вступительная беседа.

Сегодня подробно рассмотрим профессии, которыми могут овладеть люди с нарушением слуха. Поиграем в игры, первая игра – конкурс «Моя профессия», вторая игра называется «Профлото».

2. Коллективное обсуждение.

1. Ребята, кто может назвать профессии, которыми могут овладеть люди с нарушением слуха? (ответы учащихся)

2. Скажите, почему не все профессии к нам подходят? (ответы учащихся).

Для того, чтобы овладеть выбранной профессией, нужно знать предъявляемые к ней требования. Кандидат должен обязательно пройти медицинскую комиссию, для подтверждения. Например, шахтеры опускаются на глубину, которая в среднем составляет до 4км, где непосредственно и происходит, добыча угля. Шахтер должен обладать крепким здоровьем, хорошим слухом и сто процентным зрением.

3. Почему мы не можем получить профессию в любом образовательном учреждении? (ответы учащихся).

Во первых не все профессии к нам подходят. Для более качественного обучения людей с нарушением слуха, необходимы специалисты, сурдопереводчики. Не во всех образовательных учреждениях, есть такие специалисты.

3. Выполнение продуктивного задания

1. Игра – конкурс «Моя профессия».

И так, первая игра называется «Моя профессия». Ребята разделитесь на две команды, первую команду предлагаю назвать «Комета», вторую команду «Молния». Выберите капитанов команды. Раздать сразу карточки.

Задание: Найдите и запишите профессии, которыми могут овладеть люди с нарушением слуха. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Чья команда это сделает лучше и быстрее получает – дополнительные 3 балла. Время выполнения – 10 минут.

Список предлагаемых профессий:

Повар - кондитер, станочник, хирург, слесарь, парикмахер, машинист, шахтер, диктор на телевидение, бухгалтер, дизайнер, врач, инженер, архитектор, художник – оформитель, мастер маникюра, каменщик, плотник, комбайнер, автослесарь, актриса театра и кино, сурдопереводчик, воспитатель, экономист, вышивальщица, художник – оформитель, тракторист, озеленитель, полицейский, массажист, декоратор одежды, портной, обувщик.

2. Игра «Профлото» (Приложение 1.)

Задание. Выберите капитанов команд. Капитаны вытягивают по одной карточке-подсказке с описанием определенной профессии. По этой подсказке команды должны угадать о какой профессии идет речь. Чья команда больше угадает профессий, та становится победителем. Время выполнения задания - 10 мин.

1. Профессии, которыми могут овладеть люди с нарушением слуха? (ответы учащихся).

2. Почему не все профессии к нам подходят? (ответы учащихся).

3. Почему мы не можем получить профессию в любом образовательном учреждении? (ответы учащихся).

Я на занятии:

1. Я всё понял, на занятии работал, мне было интересно, узнал больше, чем знал.

2. Я ничего не понял, мне было скучно, я отдыхал, мне всё равно.

1. ПРОФЕССИЯ - ОПЕРАТОР ЭВМ

1. ПРОФЕССИЯ - должен обладать усидчивостью. Он должен разбираться во всех офисных программах и специализированных приложениях предприятия.

2. ПРОФЕССИЯ – ТОКАРЬ

2. ПРОФЕССИЯ - связана с резанием вращающихся заготовок или вращающегося режущего инструмента, по обработке дерева, металла, пластмассы и т. д.

3. ПРОФЕССИЯ – ПОВАР.

3. ПРОФЕССИЯ - обязывает знать все тонкости приготовления и хранения продуктов, умея при этом отличить качественные от испорченных. В памяти должны «крутиться» множество рецептов самых разнообразных блюд.

4. ПРОФЕССИЯ – ПАРИКМАХЕР

4. ПРОФЕССИЯ - относится, к разряду творческих профессий. Квалифицированный специалист, непременно, обладает такими индивидуальными особенностями, хорошей подвижностью и гибкостью пальцев рук. Необходимо располагать сведениями, как ухаживать за волосами, как не повредить их.

5. ПРОФЕССИЯ – АВТОСЛЕСАРЬ

5. ПРОФЕССИЯ – человек этой профессии выполняющий ремонт и техническое обслуживание автомобильного транспорта, а также осуществляющий контроль над техническим состоянием автомобилей с помощью диагностического оборудования и приборов.

6. ПРОФЕССИЯ – ВОСПИТАТЕЛЬ

6. ПРОФЕССИЯ - она связана с воспитанием и обучением детей.Специалист организует времяпрепровождение детей: проводит игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

Открытое занятие с воспитанниками с ОВЗ «Секреты выбора профессии» Открытое занятие с воспитанниками с ОВЗ " Центр содействия семейному воспитанию № 8" на тему: " Секреты выбора профессии" Цель: Сформировать.

Конспект занятия «Зачем людям одежда нужна?» Цель: дать представление, для чего людям нужна одежда. Отметить, что в разные времена года человек меняет одежду в зависимости от сезонных.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию толерантного отношения к людям с ОВЗ «Мы все разные» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Мы все равные» Цели: развивать у детей терпимость к различиям между людьми, формировать.

Конспект занятия «Все профессии нужны, все профессии важны. Профессии салонов красоты» МДОБУ “Детский сад №17 «Жемчужинка» комбинированного вида» Конспект НОД в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Все профессии важны, все профессии нужны» Цель: Закреплять представление детей о разнообразии профессий, знания детей о том, кем работают родители, что они делают на работе (уметь.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Все профессии нужны, все профессии важны» (старшая группа) ЦЕЛИ: формировать представление о том, что такое профессия; вызвать интерес к разным профессиям; обогащать словарный запас детей; совершенствовать.

Конспект занятия «Профессии наших родителей» для детей с ОВЗ ОГКОУ «Шуйская коррекционная школа-интернат» Воспитатель Крылова Евгения Германовна. Конспект занятия "Профессии наших родителей" (для.

Конспект занятия в старшей группе «Нужные профессии. Профессии в детском саду» Тема: Нужные профессии. Профессии в детском саду. Предварительная работа: 1. Чтение художественной литературы. С. Чертков «Детям о профессиях».

Конспект занятия по обучению нравственности «Сострадание. Служение людям» Сострадание Игра «Добрый лесник» Дети встают в круг. Все они разные лесные обитатели. Один из детей — лесник. Каждый по очереди называет.

Здоровье школьника с ОВЗ и выбор профессии ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА с ОВЗ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ. Профессиональная ориентация школьников призвана помочь им правильно выбрать профессию, определить.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования устанавливает требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы, одним из которых является: осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов [1].

Самоопределение учащихся не может быть осуществлено только в рамках предметного содержания школьного образования, предметному образованию необходима интеграция с дополнительным, которое является одним из определяющих факторов развития у учащихся социального и профессионального самоопределения. Самоопределение личности – это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях, компонент выстраивания личностно-профессиональной и социальной траектории развития. Одна из особых форм самоопределения – профессиональное самоопределение [2]. Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся требует новых подходов к профориентационной работе в образовательных организациях с обязательным учетом потребностей рынка труда и образовательно-профессиональных запросов выпускников школ.Эффективным решением проблемы по поиску новых подходов является использование эффекта взаимодополняющей силы коллективности [3], т.е. консолидация всех организаций, заинтересованных в оказании помощи учащимся в их профессиональном самоопределении и профессиональной ориентации. Профессиональную ориентацию рассматривают как систему взаимодействия личности и общества, направленную на удовлетворение потребностей личности в профессиональном самоопределении и потребностей общества в воспроизводстве социально-профессиональной структуры [4].

При организации совместной работы организаций, заинтересованных в профессиональном самоопределении и самореализации учащихся целесообразно использовать кластерный подход и через создание образовательного кластера осуществлять подготовку учащихся к профессиональному самоопределению. Под образовательным кластером понимают систему обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука-технология-бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки [5]. О.Е. Яворский при определении образовательного кластера наделяет его отличительными чертами – это создание условий для формирования специалистов с различным уровнем профессионального образования, поднятие престижа высококвалифицированных рабочих профессий, интеграция образования с наукой и производством [6]. Т.Л. Проскурина определила образовательный кластер как инновационную агломерацию, характеризующуюся географической концентрацией образовательных учреждений различного типа, специализирующихся в общей области деятельности (например, реализующих образовательные программы профильного уровня), развивающих взаимосвязи с инфраструктурными акторами, делающих вклад в собственную конкурентоспособность в соотношении с ключевыми аспектами региональной образовательной политики, тем самым способствуя развитию конкурентоспособности региона [7, с. 59].

Учитывая вышеизложенные определения, нами выявлены основные особенности, которые необходимо учесть при создании образовательного кластера, ориентированного на развитие склонностей, способностей и интересов обучающихся, их социального и профессионального самоопределения с учетом потребностей рынка труда: консолидация географически близких групп взаимосвязанных организаций в инновационной цепочке «школа – наука – технологии – предприятия», специализирующихся в общей области деятельности, вносящие вклад в собственную конкурентоспособность в соотношении с ключевыми аспектами региональной образовательной политики, тем самым способствуя совершенствованию образования в направлении подготовки обучающихся к профессиональному самоопределению.

В качестве примера организации работы по профессиональному самоопределению учащихся в условиях социального партнерства на основе образовательного кластера рассмотрим пример сетевого взаимодействия, созданного на базе одной из школ Челябинской области (МБОУ СОШ № 1 г. Коркино), являющейся региональной инновационной площадкой. В ходе реализации задач в рамках психолого-педагогической работы в МБОУ СОШ № 1 г. Коркино была проведена диагностика, которая позволила сделать вывод о том, что только у 39 % учащихся сформирована готовность к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности, у 49 % учащихся не выявлена уверенность в профессиональных предпочтениях, у 12 % учащихся отсутствуют представления о дальнейшем жизненном пути. В этой ситуации говорить о том, что школьное образование способствует профессиональному самоопределению учащихся, нельзя [8]. Несмотря на то, что общеобразовательная организация (МБОУ СОШ № 1 г. Коркино) реализовывала профориентационную деятельность при проведении различных мероприятий, в том числе и классных часов, достичь реального успеха в мотивации и подготовке выпускников к осознанному выбору профессии подобным образом не удалось. Для изменения ситуации школой были поставлена задача по организации работы в направлении создания инновационной цепочки «школа – наука – технологии – предприятия», способствующей совершенствованию образования в направлении подготовки обучающихся к профессиональному самоопределению.

Успешная реализация поставленной задачи, обеспечивающая повышение у учащихся осознанного выбора будущей профессии стала возможной при разработке МБОУ СОШ № 1 г. Коркино модели сетевого взаимодействия в условиях социального партнерства на основе образовательного кластера. При создании модели администрация и коллектив школы руководствовались работами Чернявской Е.В. по созданию организационных и педагогических условий сетевого взаимодействия в процессе профильного обучения в рамках социального партнерства [9], а также Концепцией организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования [10]. Для создания модели, обеспечивающей профессиональное самоопределение учащихся на основе сетевого взаимодействия и социального партнерства необходимо: определить потребности современного рынка труда г. Коркино и региона в целом в специалистах и соотнести профессиональные намерения выпускников с этими потребностями; определить педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассников на основе социального партнерства в условиях сетевого взаимодействия; совершенствовать систему обучения на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Школа в образовательном кластере выполняет роль центра по ориентированию обучающихся на производства региона. Основная задача школы при реализации кластерного подхода в условиях организации сетевого взаимодействия и социального партнерства заключается в показе учебными заведениями профессионального и высшего образования, предприятиями отрасли привлекательность их кооперации, которая должна обеспечить развитие их будущего кадрового потенциала, и как следствие – развитие экономики региона.

Образовательный кластер включает четыре подкластера, ориентированных как на внутришкольное взаимодействие, так и взаимодействие школы с организациями среднего и высшего профессионального образования, предприятиями города и области, организациями дополнительного образования. Каждый подкластер в образовательном кластере обеспечивает осуществление профессионального самоопределения учащихся как целостной системы в контексте выделенных направлений:

  1. Профессиональное просвещение (ознакомление учащихся с социальными аспектами выбора профессии, расширение кругозора об отраслях и профессиях, востребованных в регионе).
  2. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление интересов и способностей обучающихся к той или иной профессии.
  3. Организация профессиональных проб с целью отбора учащихся, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить ту или иную профессиональную модель поведения и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
  4. Интеграция урочной и внеурочной деятельности, которая должна органично соединить эти виды деятельности, избавить от случайности и стихийности в профориентационной работе.

Рассмотрим каждый подкластер. Первый подкластер представляет собой внутришкольную организацию психолого-педагогических условий, направленных на процесс профессионального самоопределения учащихся, и включает в себя организацию урочной деятельности и внеурочной профориентационной деятельности. Наиболее распространенными формами внеурочной деятельности стали межпредметные кружки (теоретико-прикладного направления), научно-технический клуб, малая академия, школьное многопрофильное конструкторское бюро. В рамках внеурочной деятельности учащиеся выполняют проекты (например, «Подготовка к антикоррозийной обработке с помощью очистки металлопроката дробью», «Высокоточная плазменная резка на машине с ЧПУ», «Обработка деталей на станках с ЧПУ», «Сварка металлоконструкций на автоматических сварочных машинах с ЧПУ», «Применение двухкомпонентных эмалей для антикоррозийной защиты», «Профессии, востребованные на предприятии»), конструируют и собирают приборы и оборудование, чертят схемы, изготавливают модели. В качестве эффективных форм профессиональной ориентации школьников зарекомендовали себя конкурсы профессионального мастерства, турниры смекалистых, участие в международном движении World Skills International, объединяющим конкурсы профессионального мастерства как для студентов техникумов, колледжей и вузов, так и для школьников (KidSkills).

В рамках этого подкластера проводятся научно-практические семинары по вопросам психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся; конференция «Парад профессиональных предпочтений», ориентированная на профориентационную работу в рамках проектной деятельности учащихся; элективные курсы, имеющие профориентационную направленность, такие как: «Выбор профессии – выбор будущего. Шаги к успешной карьере», «Информационные системы и базы данных», «В мире ФЛЕШ» и др. Деятельность по организации профессионального самоопределения осуществлялась через различные формы работы: встречи – консультации, круглые столы, классные часы, работы в малых группах, тематические выставочные экспозиции «Твой выбор», «Куда пойти учиться?». Одно из важных направлений этого подкластера – работа с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам профессионального самоопределения учащихся. Работа с родителями показала, что они принимают активное участие в построении профессиональных планов своих детей, но вопросы выбора профессии и определения дальнейшего образования вызывают затруднения, как у учащихся, так и у их родителей. Это и определило необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи в подготовке детей к выбору будущей профессиональной деятельности. Для родителей в течение всего года проводится родительский всеобуч, который реализуется через общешкольные родительские собрания и школьный сайт.

Второй подкластер: взаимодействие школы с организациями высшего и среднего профессионального образования позволяет выстроить практико-ориентированную образовательную деятельность, что расширяет возможности социализации обучающихся, обеспечивает преемственность между общим, средним профессиональным и высшим образованием. Подкластер включает в себя реализацию проекта «Школьный университет» в рамках сотрудничества с ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» по программам Открытого молодёжного университета.

В рамках осуществления сетевого взаимодействия с ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов», ГБПОУ «Коркинский горно-строительный техникум», ГБПОУ Коркинский филиал «Челябинского государственного колледжа индустрии питания и торговли» проводятся научно-практические конференции, квесты, экскурсии по темам: «Современные технологии производства», «Европейские технологии для производства строительных материалов» и т.д. Специалисты предприятий являются руководителями и консультантами индивидуальных проектов обучающихся.

Для учащихся преподаватели ГБПОУ «Превомайский техникум промышленных материалов» проводят занятия по темам: «3Д-моделирование», «Введение в профессии «Электромеханик», «Сварщик», «Лаборант» и др., уроки технологии организованы на базе мастерских ГБПОУ «Коркинский горно-строительный техникум».

Работа в подкластере выстроена таким образом, что организации и предприятия, в него входящие, получают выгоды от эффекта синергии, который возникает в процессе объединения усилий участников образовательного кластера. Одним из таких преимуществ является организация и проведение Дня профориентации «Двери в мир профессий», где каждый участник (организация) представляет стендовые презентации по направлениям своей деятельности. В рамках Дня профориентации в форме контрольной закупки ГБПОУ «Первомайский техникум промышленных материалов» проводит мастер-классы: «Экспертиза качества молочных продуктов», «Виртуальная механика» и «Умный дом. Применение компьютерных технологий». ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» организует мастер-классы: «Экспертиза качества мороженого», «Искусство украшения блюд «Карвинг», ГБПОУ «Коркинский горно-строительный техникум» представляет мастер-классы «Фиксики» (компьютерные системы и комплексы) и «Спасская башня» (профессия строитель).

Третий подкластер включает в себя взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования привлекаются к таким мероприятиям, как конференция «Парад профессиональных предпочтений», День профориентации «Двери в мир профессий». Подкластер, ориентированный на взаимодействие с предприятиями города и области, центром занятости населения, дает возможность осуществлять профориентационную деятельность с учетом ситуации на рынке труда и динамики ее изменения.

Необходимо отметить, что деятельность каждого подкластера нацелена на определенный образовательный результат, который является результатом совместной деятельности все участников в инновационной цепочке «школа – наука – технологии – предприятия». Одним из результатов такой работы является создание электронного образовательного ресурса на официальном сайте образовательной организации «Виртуальная экскурсия в мир профессий». Ресурс включает интерактивную карту с изображением логотипов предприятий и компаний муниципалитета и региона в целом. Данный ресурс дает возможность перехода к описанию по каждому предприятию в следующих направлениях:

  1. Производственное содержание профессии: место и роль профессии в современном обществе и научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и результат (продукт) труда; особенности трудовой деятельности и способы ее развития; уровень механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии; взаимодействие с другими специальностями.
  2. Условия работы и требования к профессии: санитарно-гигиенические условия труда; возвратные ограничения и требования здоровью; профессиональные трудности, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека; влияние профессии на образ жизни работника; организация труда, система оплаты, отпуск.
  3. Проектирование подготовки учащихся к профессии: пути и способы получения профессии; связь профессиональной подготовки с предметными знаниями и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных компетенций, необходимых для адаптации при изменении техники, технологии, организации и условий труда.

Работа учащихся и родителей (законных представителей) с электронным образовательным ресурсом позволяет ответить на вопросы: Какие крупные предприятия есть в регионе? Какова организационная структура предприятия? Какие профессии востребованы на предприятии? Почему престижно работать на этом предприятии? Какими компетенциями должен обладать специалист предприятия? Где можно обучиться этим профессиям или специальностям? Ожидаемым результатом от работы с данным образовательным продуктом является формирование у учащихся представлений о требованиях к профессиям, получение навыков анализа значимости и перспективности профессий, способностей к сопоставлению их с собственными способностями и возможностями, а также осуществлению предварительного выбора профессии.

Главной особенностью рассматриваемого образовательного кластера на основе сетевого взаимодействия является ориентация социального партнерства на повышения качества подготовки выпускников школы для их будущей профессиональной деятельности, ориентированной на потребность в квалифицированных кадрах в регионе. Разработанная МБОУ СОШ № 1 г. Коркино модель сетевого взаимодействия в условиях социального партнерства на основе образовательного кластера позволила:

  1. Повысить качества подготовки обучающихся на всех уровнях образования, через разработку и модернизацию учебных планов и основной образовательной программы образовательной организации, адаптированной в соответствии с запросами организаций среднего профессионального и высшего образования, предприятий; создать условия для взаимодействия школы с научно-педагогическими кадрами организаций среднего профессионального и высшего образования, специалистами предприятий.
  2. Совершенствовать образовательный процесс, создать учебно-методическую и материально-техническую базы, через приведение имеющейся учебно-лабораторной и материально-технической базы в соответствие с современными требованиями к профессиональной ориентации учащихся и их профессиональному самоопределению.

Мы полагаем, что дальнейшее развитие сетевого взаимодействия в условиях социального партнерства на основе образовательного кластера будет способствовать достижению его основной цели: подготовке будущего квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией, способного быстро адаптироваться к изменениям техники и технологий, готового к постоянному профессиональному росту.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются формы и методы организации профориентационной работы с детьми ООП как средства социально-профессионального самоопределения детей. Выделяются факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья. Описываются основные мероприятия и требования к организации профориентационной работы с детьми ООП.

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации профориентационной работы с детьми с ООП в системе ТиПО»

Особенности организации профориентационной работы с детьми с ООП в системе ТиПО

Хасенова Айжан Маратовна

КГУ «Строительно-технический колледж №1, город Кокшетау»

Преподаватель черчения и спецдисциплин

Аңдатпа

Мақалада балалардың әлеуметтік-кәсіптік өзін-өзі анықтауының құралы ретінде ЕБҚ бар балалармен кәсіби бағдар беру жұмыстарын ұйымдастырудың формалары мен әдістері қарастырылады. Денсаулық ерекшеліктері бар жасөспірімдермен жұмысты ұйымдастыру кезінде ескеру қажет факторлар бөлінеді. ЕБҚ бар балаларымен кәсіптік бағдар беру жұмыстарын ұйымдастыруға қойылатын негізгі іс-шаралар мен талаптар сипатталады.

Аннотация
В статье рассматриваются формы и методы организации профориентационной работы с детьми ООП как средства социально-профессионального самоопределения детей. Выделяются факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья. Описываются основные мероприятия и требования к организации профориентационной работы с детьми ООП.

The article discusses the forms and methods of organizing career guidance work with children of special educational needs as a means of social and professional self-determination of children. The factors that must be taken into account when organizing work with teenagers with particular health conditions are identified. The main activities and requirements for the organization of career guidance work with children of special educational needs are described.

Түйінді сөздер: кәсіби өзін-өзі анықтау, ерекше білім беру қажеттіліктері, кәсіби кеңес беру.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, особые образовательные потребности, профессиональное консультирование.

Key words: professional self-determination, special educational needs, professional counseling.

Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка – одно из базовых условий его психического здоровья и развития[1]. Поэтому основной задачей, стоящей перед государством и обществом в целом в отношении детей с ограниченными образовательными потребностями, является создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной адаптации и подготовке к полноценной жизни в обществе. Для социализации в обществе детей, с ограниченными образовательными потребностями, трудовая деятельность – основа их социального приспособления, а трудоустройство – есть важная государственная задача. Причем развитие трудовой деятельности является одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта[1].

Выбор профессии всегда сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается детям с ограниченными образовательными потребностями. Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным этапом не только для самих молодых людей, но и для их родных и близких, в частности родителей. Для того чтобы профессиональное самоопределение обучающихся с особыми образовательными потребностями было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки обучающимися своих психофизиологических особенностей[2]. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, подростку с ООП нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться, правильно строить свои отношения с людьми, иметь соответствующую своим возможностям жизненную перспективу. Это нелегко дается обычным детям и тем более сложно идет процесс социально-трудовой адаптации детей с ограниченными образовательными потребностями. В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии детьми с ООП, следует иметь в виду необходимость разработки комплексного подхода к профориентационной работе, одним из важнейших аспектов которого является подбор и модификация методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья. Подбор методического инструментария с учетом специфики лиц с ООП позволяет дать более точную оценку актуального состояния обучающегося, благодаря чему с ним строится дальнейшая индивидуальная или групповая работа.

Таким образом, можно выделить следующие факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:

- учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;

- знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей

- информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям;

- поддержка со стороны педагогов.

Предлагаемые формы и методы профессионально ориентационной работы с детьми и подростками, имеющими особые образовательные потребности достаточно многообразны:

- профессионально – ориентационные беседы;

- занятия в кружках творческого мастерства;

- экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения;

- встречи со специалистами;

- участие в «днях открытых дверей»;

- участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий;

- использование средств массовой агитации: стендов, стенгазет, фотоальбомов и прочего.

В процессе профессиональной ориентации важным моментом является формирование у подростков с ООП профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:

- из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы представления о видах профессиональной деятельности; Учитывая данную особенность, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенных с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями[3]. Подросток должен осознавать свои перспективы реализации в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, во время профессионально-ориентированной беседы должен реализовываться строгий, индивидуальный и личностно ориентированный подход, преобладание индивидуальных форм работы над групповыми. Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле подростка. Необходимо так же учитывать специфику его основного нарушения.

В строительно-техническом колледже г.Кокшетау вот уже более 7 лет обучаются дети с ограниченными образовательными потребностями, а именно с нарушением слуха. Это дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или вообще невозможно (глухота).

Профессиональное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании детей с нарушением слуха. У них, чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Процесс профессионального самоопределения слабослышащих детей имеет свои особенности вследствие их дефекта. Первичное нарушение слуха (отсутствие или значительное его снижение) ведёт к отсутствию или недоразвитию словесной речи, низкому уровню познавательных способностей. Это осложняется сопутствующими заболеваниями[4]. Неумение приспособиться к новой социальной среде, незнание современных жизненных условий, в которых большое значение, имеет высокий профессионализм работника, приводит к неустроенности судеб детей. Дети с нарушением слуха, имеющие семью и живущие в интернате не опираются на профессиональный опыт родителей в выборе профессии. Родители таких детей, в большинстве случаев, слышащие и у них возникает неадекватная оценка возможностей детей. Поэтому важно готовить детей не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждёт в будущем, а к реальной борьбе за своё место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой ребёнок войдёт в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным.

В индивидуальном профессиональном консультировании подростков с ООП, как ни в каком другом, необходимо использовать различные формы работы, такие как групповые тренинги, по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, позволяющие «примерить» различные профессиональные роли, просмотр и обсуждение видеоматериалов и т.п.

Профориентационная работа в колледже ведется по двум направлениям:

- информирование о реальном или ожидаемом спросе на конкретные профессии (в городе, области), хозяйственных структурах и предприятиях нашего города, о требованиях профессии к личности и организму человека, о нашем учебном заведении и осуществляемой им профессиональной подготовке;

- профессиональное консультирование: анализ и сопоставление возможностей и желания человека с требованиями профессии к его здоровью, знаниям, личностным качествам; рекомендации о наиболее предпочтительных путях трудового самоопределения.

Система профориентационной работы КГУ «Строительно-технический колледж №1, г.Кокшетау» состоит из следующих мероприятий:

- определение количества потенциальных абитуриентов по школам, города и района;

- организация и проведение встреч с выпускниками общеобразовательных школ представителями администрации колледжа, мастерами производственного обучения и преподавателями;

- профессиональные консультации абитуриентов - члены приемной комиссии, заместители директора по производственной, учебной, воспитательной работе, методист, председатели предметно - цикловых комиссий по мере обращения консультируют абитуриентов и их родителей по вопросам профориентации;

- организация дней открытых дверей с целью познакомить выпускников 9-11 классов и их родителей с организацией учебно-воспитательной работы, правилами приёма в колледж; предоставить информацию по подготовке в колледже специалистов по востребованным на рынке труда специальностям и профессиям;

- участие в выставках, в конкурсах профмастерства;

- организация мастер-классов - призвана уточнить образовательный запрос подростка с ООП для принятия адекватного профориентационного решения, вызвать интерес к профессии, специальности, побудить потребность к самосовершенствованию;

- встречи с выпускниками профориентационная работа с привлечением студентов является интересной и дающей хороший результат. Такие студенты направляются в свои бывшие школы, встречаются с «родными» классными руководителями, учителями, администрацией и с их помощью организуют встречи и концерты для выпускников своих бывших школ. Такие встречи всегда вызывают живой интерес и проходят, что называется на «ура»;

- экскурсии на предприятия социальных партнеров и организация производственной практики - социальные партнеры обеспечивают прохождение производственной практики с дальнейшим трудоустройством выпускников (ТОО «Блэк»). Высококвалифицированные специалисты предприятий ежегодно входят в состав комиссий государственной итоговой аттестации выпускников;

- распространение листовок, брошюр о колледже, профессиях и специальностях, реклама в транспорте - издание и переиздание информационно-рекламных материалов (буклетов) для абитуриентов с информацией о колледже специальностях и профессиональной подготовке;

- освещение мероприятий проводимых колледжем на сайте, в социальных сетях и СМИ - размещение материалов для абитуриентов в электронных и печатных СМИ, публикация статей, заметок о жизни колледжа в СМИ г. Кокшетау, поддержание регулярных контактов с органами образования города, района, и области.

Профориентационная работа КГУ «Строительно-технический колледж №1, г.Кокшету» направлена на организацию устойчивых связей между колледжем, образовательными учреждениями района и области, развитие интереса детей с ООП к освоению профессий и специальностей, что в дальнейшем должно способствовать формированию профессиональной компетентности выпускников, повышению качества их подготовки и возможности получения профессии до окончания общеобразовательного учреждения.

Являясь ресурсным центром по внедрению инклюзивных практик, колледж, обучая профессиональным навыкам детей с ООП, предоставляет им шанс на реальное трудоустройство и профессиональную адаптацию к условиям рынка труда. Поэтому важной составляющей работы колледжа по подготовке квалифицированных рабочих кадров, в том числе детей с ООП является их трудоустройство и закрепление на рабочих местах.

Многие выпускники колледжа добились больших профессиональных успехов и успехов в бизнесе, состоялись как личности, работающие на благо всего нашего общества.

В заключение хотелось бы сказать о том, что сегодня в Казахстане, как никогда, востребованы рабочие профессии: создаются хорошие условия труда, предоставляется возможность дополнительного образования и повышения квалификации, сделать профессиональную карьеру. А путь к профессиональному становлению и мастерству детей с особыми образовательными потребностями может начаться в нашем колледже.

Список использованной литературы

1.Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М.: Изд-во МГУ, 1987. – 132.

2. Маллер, А. Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация [Текст] / А. Р. Маллер. - М., 2010. - 123 с.

3.Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. 1990, 83 с.

«ГлавСправ» запускает цикл статей, в которых расскажет о направлениях и перспективах кластерного принципа подготовки кадров. Давайте разберемся, что же кроется за понятием «кластер» и каким образом в Петербурге будет реализована эта идея?

Кластеры и конкурентная экономика


Развитие экономических кластеров и связанная с этим модернизация профессионального образования — тема как никогда актуальная. Идея системы кластеров принадлежит американскому ученому Майклу Портеру. Гарвардский профессор в конце 20 века выдвинул теорию о связи международной конкурентоспособности страны и ее внутренней конкуренции в постиндустриальной экономике. Согласно его исследованиям, для наиболее эффективного развития государству необходимо разделить экономику на отдельные сегменты — кластеры, внутри которых и будет поддерживаться необходимый уровень конкуренции.

Итак, кластер в экономике — это объединение бизнес-структур, научных и образовательных организаций для совместного развития какой-либо отрасли экономики в пределах одного региона. При этом большая роль отводится профессиональному образованию: учреждениям среднего и высшего профессионального образования, соответствию их работы нуждам производственной и социальной сферы экономики.

Именно такой подход был принят правительством России после того, как в 2006 году Майкл Портер провел исследования конкурентоспособности нашей экономики. Как следствие, в 2011 году премьер-министр В.Путин официально объявил о кластерном принципе подготовки кадров, в частности, в Петербурге.

    Преимущества кластерного развития:
  • обеспечение организационного контроля на всех этапах развития кластера;
  • ускорение сроков реализации инвестиционных проектов, экономия начальных затрат участников кластера;
  • уменьшение инвестиционных рисков для участников кластера;
  • повышение эффективности затрат на стимулирование комплексных проектов со стороны бюджета Санкт-Петербурга;
  • ротация высококвалифицированного персонала, возможность системного решения вопросов подготовки, переподготовки, привлечения персонала;
  • увеличение масштабов производства и организации научного сопровождения деятельности предприятий;
  • повышение инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Старт кластерной политики в Петербурге


Как преодолеть дефицит квалифицированных рабочих, технологов и технических специалистов в промышленности? Сможет ли кластерный принцип обеспечить хорошее трудоустройство студентов? Именно это стало главной темой совещания «О подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике» в Политехническом колледже городского хозяйства 23 декабря 2011 года.

В совещании принимали участие первые лица государства и правительства Петербурга: Путин Владимир Владимирович, председатель Правительства РФ, Фурсенко Андрей Александрович, министр образования РФ, Полтавченко Георгий Сергеевич, губернатор Санкт-Петербурга, а также представители высших и средних профессиональных учебных заведений. Участники обсуждали соответствие структуры и качества подготовки рабочих кадров новым требованиям рынка труда.

    По итогам встречи Председателем Правительства РФ В.Путиным был сформулирован перечень поручений, которые призвали:
  1. ускорить разработку и внедрение профессиональных стандартов, выработку важнейших ориентиров для учебных заведений. Это должно ответить на вопрос, каких специалистов, с какими знаниями и навыками эти учебные заведения должны готовить;
  2. создать национальную систему сертификации специалистов для приоритетных отраслей экономики. Профессиональный сертификат должен служить гарантией востребованности на рынке труда, достойного уровня заработной платы, подтверждать высокую квалификацию конкретного человека;
  3. создать стимулы для бизнеса инвестировать в подготовку кадров, в развитие системы профессионального образования;
  4. оказывать за счёт федеральной поддержки, привлечения средств бизнеса содействие развитию начального и среднего образования. Субъекты Федерации должны значительно повысить внимание к этой теме, и не только потому, что она относится к региональной компетенции.
  5. сделать так, чтобы молодёжь видела те перспективы, которые открывает профессиональное образование, возможности, которые создают новая экономика, развитие технологий, как меняется само содержание профессий.

В.Путин особо подчеркнул, что поддерживать систему профобразования на высоком уровне — в интересах самих регионов, т.к. это должно стать базовым условием для их социально-экономического развития и конкурентоспособности.

Первым шагом в этом направлении станет совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающее создание отраслевых кластеров на базе предприятий и профильных образовательных учреждений. Также планируется в срок до 1 мая подготовить предложения по системе общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ для подготовки квалифицированных рабочих и специалистов для реального сектора экономики, созданию сети независимых центров оценки и сертификации квалификации

Региональный аспект


В Петербурге среди приоритетных кластеров можно назвать, прежде всего, машиностроение, радиоэлектронику, фармацевтику и строительство. Эти и другие направления сейчас признаны наиболее важными для инновационного развития нашего города и требуют принципиально нового подхода к подготовке высококвалифицированных кадров.

Нелегкая задача по подготовке кадров для экономики города в свете новой кластерной политики легла на плечи системы СПО. Как подчеркнул В.Путин на совещании 23 декабря, здесь заложены большие перспективы. Но, конечно, потребуется серьезная поддержка как со стороны правительства, так и со стороны будущих работодателей: промышленников и предпринимателей. Кроме обещанной финансовой помощи, для студентов профессиональных лицеев, техникумов и колледжей должны быть организованы аттестации, разработаны особые учебные стандарты, производственные практики и многое другое. Иначе на выходе из ссуза работодатель получит «полуфабрикат», а не квалифицированного специалиста.

Позицию ссузов по этому вопросу в беседе с корреспондентом «ГлавСправ» определил Виктор Павлович Смирнов, директор Санкт-Петербургского технического колледжа управления и коммерции, председатель Совета директоров ссузов Санкт-Петербурга и Лен. области: «Если выпускник плохо подготовлен теоретически, то вина автоматически ложится на учебное заведение. Если же он плохо подготовлен практически, то ответственность распределяется и на учебное заведение, и на то производственное предприятие, где он проходил практику». Правительство полагает, что предприятия реального сектора экономики должны взять на себя часть обязательств по подготовке будущих выпускников учреждений СПО, ответственность за их трудоустройство. Это включает в себя работу по формированию заказа на специалистов и адаптацию образовательных программ для нужд своего производства.

    По предварительным данным, для Санкт-Петербурга определены следующие приоритетные кластеры:
  1. Автомобильный,
  2. Фармацевтической и медицинской промышленности,
  3. Судостроительный,
  4. Радиологический (протонная медицина),
  5. Радиоэлектроники,
  6. Энергомашиностроения и и интеллектуальных энергетических систем,
  7. Информационных технологий (ИТ-кластер),
  8. Городского хозяйства.

Профориентация по-новому

Система профориентации претерпевает некоторые изменения, следуя за течением времени и экономическими преобразованиями страны. Если недавно, выбирая профессиональный путь, выпускник должен был ответить на вопрос «Куда пойти учиться?», то теперь акценты смещаются в сторону «Где потом работать?»

Кластеры создаются по наиболее перспективным направлениям экономики, тем, что сегодня наиболее востребованы в экономике города Санкт-Петербурга, поэтому в них вероятны наиболее серьезные, экономически обоснованные социальные гарантии.

И в этом плане совершенно необходимо участие работодателей в организации процесса профессионального образования, что возможно при участии производственников в разработке учебных стандартов, формировании перечня квалификационных навыков и прочих требований к выпускнику ссуза, участие в Государственной итоговой аттестации студентов, организации практики и многом другом.

Подводя итог, можно сказать: кластерный подход к профессиональному образованию — это совмещение потребностей производства и образовательных программ. Производственными ассоциациями будет формироваться заказ для подготовки высококвалифицированных специалистов в средних профессиональных учебных заведениях и на факультетах СПО в вузах Петербурга.

О том, как принципы кластерной подготовки кадров будут реализованы на практике, читайте в следующих статьях информационного портала «ГлавСправ».

Читайте также: