Почему профессия актера в древней греции давала юридические привилегии и благоволение властей

Опубликовано: 04.07.2024

Древнегреческий театр берет свое начало от народных гуляний в честь бога Диониса.

Изначально Дионис почитался греками как бог производительной силы природы, но несколько позже, когда народ Древней Греции стал возделывать виноградники, он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра.


Эти народные празднества происходили несколько раз в году. На них пели хвалебные песни Дионису, которые назывались дифирамбами.

Из торжественной части праздника родилась трагедия, а из веселой и шутливой – комедия.

Если перевести слова «трагедия» и «комедия» с греческого языка на русский, то они дадут пояснение происхождения греческой драмы.

Слово «трагедия» состоит из греческих слов «трагос» – «козел» и «одэ» – «песнь», т. е. дословно это будет звучать как «песнь козлов», потому что спутниками Диониса были сатиры – козлоногие существа, прославлявшие подвиги и страдания бога.

Слово «комедия» также имеет в своем составе два греческих слова: «комос» – «шествие» пьяной толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, и «одэ» – «песнь». Следовательно, комедия – это «песнь комоса».

Считается, что древнегреческое искусство берет свое начало в мифологии.
По мере развития греческой трагедии ее основой стали повествования не только о жизни Диониса, но и таких героев древности, как Эдип, Агамемнон, Геракл, Фесей и пр.

Таким образом, во все времена греческая трагедия пополнялась сюжетами из мифологии, потому что в ней имелась глубокая художественная выразительность. Греческая мифология образовалась тогда, когда возникло стремление народа объяснить окружающий мир.

В Греции не было замкнутой и могущественной касты жрецов, которая запрещала бы изображать богов в виде людей, она не мешала свободному созданию мифов.
Вот почему все мифы, хотя они и относятся к религиозным сказаниям, изобилуют жизненными мотивами.

Согласно древним историческим документам, греческая трагедия уже во второй половине VI века до н. э. была довольно развитой, потому что использовала богатое наследие эпоса и лирики.

Живший в то время трагик Феспид сделал одно нововведение: он выделил из хора особого исполнителя – актера, которого еще называли «гипокрит» – «ответчик».

Это название показывало, что главная роль в трагедии все еще отводилась хору.
Феспид – это первый афинский трагический поэт.
Его первая пьеса была поставлена весной 534 года до н. э. на великих дионисиях. С тех пор эту дату считают годом рождения мирового театра.

Греческие трагедии раннего периода представляли собой чаще всего лирические кантаты, состоявшие из песен хора и актера. Многие из ранних произведений не дошли до наших дней.

Сюжеты комедий, так же как и трагедий, содержали в себе не только религиозные, но и житейские мотивы, которые со временем стали доминирующими, а потом просто единственными. Но все равно комедии по-прежнему посвящались Дионису.

В праздничных шествиях, помимо песен, стали появляться маленькие комические сценки, в которых актеры разыгрывали чисто бытовые сюжеты (например, кража ворами пищи и вина, визит врача иностранца к больному и пр.).

В это же время к содержанию комедий стали примешиваться элементы социальной и политической сатиры.

Актеры поднимали вопросы политического строя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, ведения войн и т. д.

История театра начинается с античных времен, а точнее, с легендарных времен гомеровской Греции.

Тогда народные обрядовые игры в честь бога Диониса стали предшественниками изначальных форм театра. Несколько позже, в V веке до н. э., в демократических Афинах, считавшихся тогда наиболее прогрессивным государством рабовладельческого мира, наступил расцвет древнегреческого театра.

Римский театр появился значительно позднее, в III—II веках до н. э. В театральном искусстве Древнего Рима довольно отчетливо выразились классовые черты тогдашнего рабовладельческого общества.

При существующих в то время исторических условиях трагический жанр утратил свою народность и героические тона, а комедия приобрела сатирическую направленность. В последнем веке римской истории театра уже просто не существовало, имелись лишь примитивные формы простонародных мимов да пышные, с огромной помпой, зрелища, призванные отвлекать народ от насущных вопросов бытия.

Античный театр – театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, а также ряда стран Ближнего Востока, культура которых развивалась под сильным греческим влиянием в эпоху эллинизма – период, начавшийся в IV веке до н. э. и завершившийся в 30 годы до н. э. завоеванием этих стран Римом.

История античного театра охватывает почти целое тысячелетие.

В эту пору возникло европейское театральное искусство в том его качестве, в каком оно живёт сейчас: появилась драматургия, сформировались основные принципы актёрского искусства, сценическая техника и основы оформления театра и спектакля, возникли стационарные театральные сооружения. Первые театральные представления зародились ещё в глубокой древности, когда наши далёкие предки – охотники и земледельцы собирались на игрища, на празднества, когда устраивали обрядовые действа.

Так на родине театра – в Древней Греции во время шумных праздничных процессий в честь Диониса, бога виноделия, веселья, разыгрывались сценки из его жизни. В них рассказывалось о том, как Дионис принёс в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса с врагами, о его гибели, воскрешении и победе над противниками.

Изображалось торжественное прибытие Диониса из-за моря на увитом плющом корабле, который римляне позднее прозвали корабельной повозкой – «каррус навалис».

Отсюда возникло слово карнавал.

Диониса окружала толпа спутников – ряженых в козлиные шкуры и маски.

Сама маска – это не случайность, это «личина» – символ театра. Ну, а где игра – там должны быть и правила игры, которые тоже формировались постепенно.

Первым важным правилом стало разделение на зрителей и актёров.

Люди поняли, что театральное действо может играть важную общественную роль, собирать людей, соединять их в едином чувстве. Оно может сообщать сразу многим людям что-то очень важное, общезначимое.

Прошло много времени, прежде, чем театр начал жить сам по себе, отделяясь от обряда, от религиозного культа.

Театральные представления стали организовывать специально, появились театральные здания.

Древние театры сооружались под открытым небом и достигали огромных размеров.

Амфитеатр (от греч. amphi - вокруг, theatron - театр)
римское монументальное сооружение для публичных зрелищ, преимущественно эллипсовидного типа.

Сохранились в Риме (Колизей), Помпеях, Вероне, Капуе, Арли (Франция) и др. местах. А. является прототипом современных стадионов.

8. Что происходит, согласно Шпенглеру, когда душа культуры исчерпывает весь свой творческий потенциал? Перерождение этой души в другую культуру нет
9. Какая реальность субстанциализируется в культурологии постмодернизма? Языковая да
12. Когда появляется самостоятельная наука о культуре? В XX веке нет

Файлы: 1 файл

тест по культурол .doc

5. Характеристики какой субстанции человеческой души,по Фрейду, здесь приведены: социальная, надзирающая, стыдящаяся, осуществляющая цензуру, репрессивная?Душа в целом нет

9. Какая реальность субстанциализируется в культурологии постмодернизма? Языковая да

14. Результаты исследования каких наук интегрирует культурология? История, этнография, астрология, математика, филология нет

21. Первоначальный смысл слова "культура" в переводе с латинского языка?Население, заселение нет

24. Что из перечисленного относится к материальной культуре? Орудия труда да

30. По какому принципу осуществляется историческая (линейная) типологизация культуры? По хронологической последовательности да

33. Какие природные факторы влияют на формирование своеобразного восприятия культурного времени народа? Природные циклы – смена дня и ночи, времен года, стихийных явлений да

36. Каким понятием определяется промежуточность, неадаптивность, "пограничность" положения человека между какими-либо социальными группами, а соответственно и типами культуры? Конформизм нет

39. Как называется процесс усвоения новых ценностей и поглощения (полного или частичного) одной культуры другой (как правило, более сильной)? Культурная ассимиляция да

43. Как называется процесс становления человека как биологического вида? Антропогенез да

50. Какова основная функция первобытного искусства? Магико-религиозная да

55. Что изобрели древние египтяне? Колесо нет

58. Что такое "ахимса"? "Невреждение", т.е. отказ от причинения вреда любой живой особи. да

61. Какое высказывание античного философа наиболее точно передает смысл античного антропоцентризма? Протагор: "Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют" да

64. Почему профессия актера в Древней Греции давала юридические привилегии и благоволение властей? Профессиональная деятельность актера приравнивалась к "священнодействию", т.к. театр во многом относился к религиозному культу да

69. Как в Древнем Риме называлась форма рабовладельческой монархии, при которой формально сохранялись республиканские учреждения, а император считался лишь первым среди сенаторов, являясь на деле единодержавным правителем? Республика нет

75. Что является теоретическим источником христианства? Философия неоплатонизма да

87. Что характерно для культуры Северного Возрождения? Религиозность да

91. Выделить один из источников европейского рационализма Нового времени: Математика и астрономия Древнего Востока, с помощью которых создавались ирригационные системы, строились пирамиды и другие "правильные" сооружения и т.п. @Античный космологизм с его признанием логичного, целесообразного, гармоничного устройства Вселенно нет

96. Кто из ученых Нового времени открыл законы относительности движения, падения тел, колебания маятника, а также изобрел телескоп и благодаря этому открыл спутники Юпитера, фазы Венеры, горы на Луне и солнечные пятна? Г. Галилей да

99. Кто из перечисленных деятелей является русским просветителем? Д.Аничков да

111. Когда возникает ислам? V в. до н.э. I в. @VII в. IX в. 112. Какую роль сыграло принятие ислама арабами в Аравии? Экономическое усиление арабских племен в Аравии нет

117. Как в искусстве ислама называется причудливый орнамент, построенный по геометрической сетке с бесконечным повторением одних и тех же мотивов? Арабеска да

118. Из каких обязательных элементов состоит мечеть? Купол, минарет, михраб, квадратный двор, водоем с проточной водой, пятиконечная звезда и полумесяц да

119. Почему в странах ислама существуют особые принципы коммерческой и банковской деятельности (мушарака)? Т.к. Коран провозглашает равенство всех людей и тем самым справедливое распределение богатства в обществе нет

120. Что относится к славянским корням русской культуры? Язычество древних славян да

122. Кого славяне называли волхвами? Жрецов языческих культов и прорицателей да

124. В чем заключается основное назначение иконостаса в русском православном храме? Это алтарная преграда да

125. В чем заключалось влияние татаро-монгольской культуры на русскую культуру? Государственность нет

Количество пропущенных вопросов: 0

Количество вопросов: 30

1. Наиболее характерная черта культурологии 20 века: Религиозность нет

0. Как в культурологии постмодернизма называется знак знаков, или образ, не имеющий глубинных смыслов и основания ни в какой реальности, кроме своей собственной? Симулякр да

101. Какая характеристика наиболее подходит для определения модернизма? Антитрадиционализм да

102. Почему произведения модернистского искусства не рассчитаны на однозначное восприятие и прочтение? В произведениях отражается внутренняя свобода и индивидуальность автора, особое видение и понимание им окружающего мира, что делает невозможным их однозначное толкование да

103. Какая культура ориентируется на "среднего потребителя", стандартное восприятие и "сиюминутные запросы"? Массовая да

107. Представителями какого авангардистского направления в искусстве были В.Кандинский, К.Малевич, П.Мондриан, Р. и С.Делоне, Ф.Купка? Абстракционизм да

108. Характеристики какой эпохи в развитии мировой цивилизации здесь перечислены: переход от производства товаров к производству услуг, преобладание профессионалов и классных специалистов, ведущая роль теоретического знания, ускорение темпов развития и "м Постиндустриальная да

109. Какая культурная ситуация здесь описывается? "Развитие технических средств коммуникаций приводит не к подлинному общению людей, а к культурному смешению, в котором нельзя нащупать живого бытия. Мир видится не как органическое, а как случайное, механи Контркультура нет

112. Почему Коран в религиозном культе используется только на арабском языке? Текст Корана – прямая речь Аллаха, произнесенная по-арабски да

115. Как можно интерпретировать высказывание из Корана: "Бог создал вас и то, что вы делаете"? Как необходимость строгого соблюдения всех правил ислама нет

116. Почему в искусстве ислама существует правило воздерживаться от изображения людей и животных? Считается, что "формовщиком" живого может быть только Аллах, который один способен дать своим творениям душу да

12. Когда появляется самостоятельная наука о культуре? В XIX веке да

123. Какие элементы славянской языческой веры сохранились в русском православии? Аскетичность и многие бытовые ограничения нет

128. Кто является архитектором Екатерининского дворца в Царском Селе? Франческо Бартоломео Растрелли да

129. Как меняются задачи искусства в России на рубеже XIX-XX веков? Искусство стремится выйти за привычные пределы и преобразовать мир по законам красоты да

22. Для какой эпохи характерно понимание культуры как реализации гуманистических идеалов и универсальных возможностей личности? Возрождение да

25. Что из перечисленного относится к духовной культуре? Педагогическая культура да

29. Что такое "субкультура"? Культура в культуре да

3. Какая идея характерна для культурологии ницшеанства? Идея переоценки всех ценностей да

33. Какие природные факторы влияют на формирование своеобразного восприятия культурного времени народа? Природные циклы – смена дня и ночи, времен года, стихийных явлений да

44. Что такое синкретизм первобытной культуры? Объективная и субъективная зависимость первобытного человека от природы и коллектива да

48. Какие предпосылки религии здесь перечислены: ограниченность человеческого познания, синкретичность знаний и заблуждений, отрыв познания от практики, способность сознания человека к творческой фантазии и воображению? Психологические нет

52. Что было не характерно для культур Древнего Востока? Антропоцентризм да

54. Что из перечисленного относится к заупокойному культу в Древнем Египте? Бальзамирование и мумификация да

63. Как определялся идеал красоты в античной Греции? Уравновешенность, естественность, зрелость да

77. В чем заключается основная функция иконописи в христианстве? Религиозная: создание молельных образов, воплощающих сверхчувственные представления в чувственно воспринимаемых формах да

81. Что означает термин "Возрождение" применительно к западноевропейской культуре 14-16 вв.? Синтез нового гуманистического мировоззрения с античными и христианскими идеями да

82. Какое из определений наиболее точно подходит для характеристики принципа гумани зма эпохи Ренессанса? Мировоззрение, основанное на общественном долге человека, провозглашающее гражданственность и патриотизм главными принципами человеческих взаимоотношений нет

85. Что не характерно для итальянского Ренессанса? Светский характер нет

93. В чем заключается смысл феномена Просвещения в западноевропейской культуре 18в.? Провозглашение необходимости "просвещенной веры" и развития религиозного образования нет

Количество пропущенных вопросов: 0

Количество вопросов: 30

10. Как в культурологии постмодернизма называется знак знаков, или образ, не имеющий глубинных смыслов и основания ни в какой реальности, кроме своей собственной? Симулякр да

100. Выделить идею, лежащую в основе стиля романтизм: Мучительные поиски истины, стремление к идеалу и невозможность его достижения да

101. Какая характеристика наиболее подходит для определения модернизма? Антитрадиционализм да

104. Что означает слово "символизм" как название направления в литературе и искусстве конца XIX – начала XХ века? Представление об искусстве как символе непознаваемых сущностей и мистических смыслов, выходящих за пределы реального земного бытия и постигаемых лишь интуитивно да

107. Представителями какого авангардистского направления в искусстве были В.Кандинский, К.Малевич, П.Мондриан, Р. и С.Делоне, Ф.Купка? Абстракционизм да

109. Какая культурная ситуация здесь описывается? "Развитие технических средств коммуникаций приводит не к подлинному общению людей, а к культурному смешению, в котором нельзя нащупать живого бытия. Мир видится не как органическое, а как случайное, механи Возможность противостоять иудеям и христианам нет

111. Когда возникает ислам? V в. до н.э. I в. @VII в. IX в. 112. Какую роль сыграло принятие ислама арабами в Аравии? Обретение арабами единого языка нет

112. Почему Коран в религиозном культе используется только на арабском языке? Текст Корана – прямая речь Аллаха, произнесенная по-арабски да

113. Что такое шариат в арабо- мусульманской культуре? Система религиозных, юридических и моральных норм традиционного ислама да

114. Кто такой Мухаммед для мусульман? Последний из пророков единого Бога, сумевший передать Божественную истину да

116. Почему в искусстве ислама существует правило воздерживаться от изображения людей и животных? Считается, что "формовщиком" живого может быть только Аллах, который один способен дать своим творениям душу да

126. Какие функции были у русских князей до образования государства? Военные да

19. Какая из функций культурологии как науки здесь определена: раскрывает закономерности развития культуры, создает базу для частных культурологических теорий? Методологическая да

25. Что из перечисленного относится к духовной культуре? Педагогическая культура да

44. Что такое синкретизм первобытной культуры? Объективная и субъективная зависимость первобытного человека от природы и коллектива да

48. Какие предпосылки религии здесь перечислены: ограниченность человеческого познания, синкретичность знаний и заблуждений, отрыв познания от практики, способность сознания человека к творческой фантазии и воображению? Антропологические нет

50. Какова основная функция первобытного искусства? Магико-религиозная да

6. Почему, с точки зрения Юнга, архетипы коллективного бессозн ательного наиболее "чисто" и полно выражены в мифах? В мифе коллективное бессознательное выражено напрямую в образно-символической форме да

60. Какое из объяснений больше подходит для даосистского принципа "недеяния" ("у вэй")? Погружение человека в себя, внутреннее созерцание нет

61. Какое высказывание античного философа наиболее точно передает смысл античного антропоцентризма? Протагор: "Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют" да

64. Почему профессия актера в Древней Греции давала юридические привилегии и благоволение властей? Профессиональная деятельность актера приравнивалась к "священнодействию", т.к. театр во многом относился к религиозному культу да

66. Как Аристотель определял процесс освобождения и "очищения" души человека с помощью благотворного влияния поэзии, музыки и трагедии? Агора нет

Как в Древнем Риме называлась форма рабовладельческой монархии, при которой формально сохранялись республиканские учреждения, а император считался лишь первым среди сенаторов, являясь на деле единодержавным правителем?

1) военная диктатура

Вопрос 10.

Как в Древнем Риме назывался дух-покровитель каждой отдельной личности, являвшийся ее жизненной силой?

Тема 6. «Культура средневековья»

Вопрос 1.

Что не относится к основным достижениям средневековой культуры?

1) формирование европейских государств, наций и языков

2) романский и готический стили в искусстве

3) развитие мировой торговли и промышленности

4) появление университетского образования

Вопрос 2.

Выделить основную черту Средневековой культуры:

Вопрос 3.

К основам христианского вероучения не относится:

1) идея триединства Бога

2) идея боговоплощения в сыне

3) идея греховности, воздаяния и искупления грехов

4) идея богоизбранничества одного народа

Вопрос 4.

В чем проявляется христианское мировоззрение в средневековой культуре?

1) рыцарских турнирах

2) поэзии трубадуров

3) романском художественном стиле

Вопрос 5.

Что является теоретическим источником христианства?

2) философия неоплатонизма

3) атомизм Демокрита

4) Ведическое наследие

Вопрос 6.

Что такое Септуагинта?

1) название одной из глав Ветхого Завета

2) название греческого перевода Ветхого Завета (III в. до н.э.) для иудеев, живших за пределами Палестины

3) сокращенное название латинского перевода Библии, вошедшего в повсеместное использование в Западной Церкви начиная с VII в.




4) имя одной из христианских святых

Вопрос 7.

В чем заключается основная функция иконописи в христианстве?

1) историческая: рассказ о жизни Христа, Богоматери, святых и т.п.

2) эстетическая: красота художественных образов

3) религиозная: создание молельных образов, воплощающих сверхчувственные представления в чувственно воспринимаемых формах

4) творческая: поиск индивидуального стиля каждым иконописцем для максимально точного воплощения религиозной идеи

Вопрос 8.

Почему Й.Хейзинга назвал рыцарскую любовь (к Даме сердца) «эстетическим средством украшения жизни»?

1) в такой любви не было никакой опасности, но лишь одни удовольствия

2) рыцарь стремился «красиво умереть» за свою Даму

3) рыцарская любовь имела в основном романтический характер, поэтому «красиво стилизовалась»

4) рыцарская любовь была основной темой куртуазной литературы

Вопрос 9.

Какой элемент рыцарской культуры можно считать исключительно светским?

1) кодекс рыцарской чести

2) рыцарские турниры

3) культ Прекрасной Дамы

4) крестовые походы

Вопрос 10.

Какое сословие в Средние века было носителем смеховой культуры?

Тема 7. «Культура Возрождения»

Вопрос 1.

Что означает термин «Возрождение» применительно к западноевропейской культуре 14-16 вв.?

1) восстановление классической «золотой изящной латыни»

2) отказ от христианских идеалов Средневековья и «воскрешение» идеалов Античности

3) синтез нового гуманистического мировоззрения с античными и христианскими идеями

4) секуляризацию культурной жизни

Вопрос 2.

Какое из определений наиболее точно подходит для характеристики принципа гуманизма эпохи Ренессанса?

1) человеколюбие – провозглашение любви главным принципом человеческих отношений

2) мировоззрение, отделяющее «земного» человека от «религиозного» и провозглашающее атеизм

3) мировоззрение, основанное на личностном самосознании и провозглашающее свободу, творческую самостоятельность и достоинство человека

4) мировоззрение, основанное на общественном долге человека, провозглашающее гражданственность и патриотизм главными принципами человеческих взаимоотношений

Вопрос 3.

Кто из перечисленных деятелей является виднейшим мыслителем-гуманистом - представителем движения внутри культурной элиты Европы 14 – 16 вв.?

1) Фома Аквинский

2) Лоренцо Валла

3) Николай Коперник

4) Джордано Бруно

Вопрос 4.

Что означает «пантеизм» как важная черта ренессансного мировоззрения?

1) обожествление человека

2) признание за Богом единственной роли Демиурга (Творца)

3) отождествление Бога и природы, обожествление природы

4) окончательное отделение Бога и природы

Вопрос 5.

Что не характерно для итальянского Ренессанса?

2) светский характер

4) идеализация личности

Вопрос 6.

Кто из художников итальянского Ренессанса является автором следующих картин: «Мадонна в скалах», «Портрет Джиневры де Бенчи», «Мадонна Бенуа», «Портрет Чечилии Галлерани», «Красавица с повязкой», «Тайная вечеря», «Святая Анна», «Святой Иоанн Креститель»?

1) Сандро Боттичелли

2) Джотто ди Бондоне

3) Леонардо да Винчи

4) Рафаэль Санти

Вопрос 7.

Что характерно для культуры Северного Возрождения?

3) провозглашение свободы нравов

4) прямое влияние античной культуры

Вопрос 8.

Какой характер носило движение Реформации в северной Европе 16-17 веков?

Вопрос 9.

Выделить основную черту протестантской этики:

2) трудолюбие, упорный труд по призванию

3) талион (мстительность)

Вопрос 10.

Почему победившая на севере Европы Реформация ограничила развитие церковного искусства?

1) протестантизм переносит внимание верующего с культа и обрядности на проповедь и личную веру, тем самым отвергая значение художественной образности

2) протестантизм отрицает возможность «достоверного изображения» сверхъестественного мира, а значит и роль искусства в религии

3) протестантизм сознательно противостоит католицизму, отвергая все его методы (в том числе и художественные) воздействия на верующих

4) протестанты не поняли значения искусства в воспитании и поддержании у человека религиозного чувства




В предыдущей статье я писала о значении музыки в жизни древних греков. Поэтому начну с музыки. С ней, самым непосредственным образом, были связаны театральные представления Эллады. Их истоки восходят к традиционным древним праздникам, проводимым в честь бога виноделия Диониса - диони́сиям .

Во время этих народных гуляний инсценировались некоторые сюжеты из мифов, рассказывающих об этом божестве, и исполнялись хвалебные песни в его честь – дифира́мбы .

Представление разыгрывалось ряжеными, которые изображали свиту Диониса - козлоподобных сатиров . Поэтому участники надевали на себя козлиные шкуры.

В 534 г. до н. э. Феспи́д выделил из общего хора участников действа, солиста, который стал называться корифе́ем . Это событие считается датой рождения собственно театра. Позже, драматург Эсхил ввёл в действие второго солиста, а затем Софокл , добавил третьего.

В Древней Греции зародились и сформировались основные театральные жанры:

1. Трагедия – дословный перевод названия – «песнь козла» (от греч. «трагос» - «козел», «одэ» - «песнь»); (Здесь нужно вспомнить о ряженных в козлиные шкуры) . Покровительницей этого театрального жанра считалась Мельпомена - муза трагедии , которую принято изображать с маской печали в руках. (о древнегреческих музах читайте в предыдущей статье ). Считается, что это род драмы родился из той части религиозных мистерий, где разыгрывалась история смерти Диониса.

2. Комедия – происхождение слова от греческого «комос» - шествие ряженых и «одэ» - «песнь»; За этот вид театральных представлений ответственность несла ещё одна Муза, которую звали Талия. Маска в её руках выглядит жизнерадостнее, чем та, что держит Мельпомена. Предполагают, что этот жанр вырос из тех же мистерий, когда разыгрывалась та часть мифа о Дионисе, где он воскресал. Тогда народ уже скидывал козлиные шкуры и маски, и все предавались буйной радости и обильным возлияниям, восхваляя этого бога.

3. С атирова драма (иногда говорят «сатировская драма») или иначе «игривая трагедия» - средний жанр (между трагедией и комедией, но не путать с современной трагикомедией), ближе всего стоящий к изначальным народным праздникам в честь Диониса.

Театральный «марафон» длился четыре дня подряд (в некоторых источниках, говорят о трёх днях), с самого утра до захода солнца, и имел форму состязания драматургов, пьесы которых оценивало жюри. В каждый из дней, на суд выносили пьесы одного из соревнующихся авторов.

Три первых дня в театре играли по три трагедии и одной сатировой драме каждого конкурсанта, а на четвертый день шли постановки нескольких комедий. Очевидно, что предпочтение отдавалось жанру трагедии . Это было связано с эффектом ка́тарсиса , важным для воспитания лучших качеств личности. Сопереживая героям пьесы, испытывая чувство сострадания, душа зрителя словно бы очищалась, а сам он становился возвышеннее и благороднее.

Всё действо в театре было музыкальным , потому корифеи свои монологи не читали, как это происходит сегодня, а пели (произносили нараспев, под аккомпанемент музыкальных инструментов).

Важную роль в таком представлении играл хор , состоящий обычно из 12 – 14 человек. С ним солист вел диалог, хор сообщал о значимых для героев событиях, происходивших как бы вне сцены, создавал определённую эмоциональную атмосферу, готовя зрителя к восприятию коллизий пьесы. Таким образом, хор выступал одновременно и как действующее лицо, и как рассказчик, и как комментатор всего происходящего на сцене.

Интересно, что гражданским долгом было не только посещение театра (для «улучшения» каждого отдельного жителя полиса), но и непосредственное участие граждан в спектакле (и в качестве корифеев, и в составе хора, и как оркестранта, и, особенно, как члена жюри). Это было почётной обязанностью, которой гордились, и которую ещё надо было заслужить.

Древнегреческий театр обычно располагался под открытым небом на склонах естественных холмов.

Места для зрителей размещались полукругом на уступах холма и назывались театро́ном (буквально "место для зрелищ" - отсюда произошло слово «театр»). Актеры выступали на площадке – орхе́стре ("место для плясок") , находящейся внизу. Сценическую площадку замыкало небольшое помещение, служебное по своему предназначению – ске́ния ("палатка"). Здесь хранились костюмы, были простейшие «гримерки», а позже на стену скении, выходящую к зрителям, стали вывешиваться декорации. Передняя часть этой стены и площадка перед ней назывались - проскений ("место перед сценой").

Актёрами в Древней Греции были только мужчины . Часто один актёр во время спектакля играл несколько ролей (в том числе и женские). Для максимально быстрого «перевоплощения» артистов была введена традиция использования масок . Актёр, в таком случае, изображал не конкретного человека, а представлял собой некий типаж, например царя, героя, бога, злодея, слугу, старуху, и т. п.

Кроме того, с помощью масок передавались эмоции: грусть, гнев, веселье, коварство и др. Каждому определённому характеру и настроению соответствовала «своя» маска.

Так, силу и здоровье изображал смуглый цвет лика маски, болезненность — желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый. Гладкий лоб маски должен был выражать весёлое настроение героя пьесы, а крутой — мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актёра.

Чтобы сгладить, а иногда и подчеркнуть, комический эффект от огромных непропорциональных масок надетых на головы актёров, нужно было "увеличить" оптически объём их тел. Для этого использовалась обувь на очень высокой платформе – коту́рны .

Расцвет греческого театра связан с именами выдающихся драматургов - трагиков Эсхи́ла, Софо́кла, Эврипи́да . Незаурядность этих авторов состояла в том, что они стремились не только воспроизвести сюжет известного мифа (мифология лежала в основе содержания каждой трагедии), а, главным образом, старались раскрыть сложный, зачастую противоречивый внутренний мир своих героев.

В трагедиях великих греческих драматургов перед нами предстают яркие личности с сильными характерами, способные на неординарные поступки. В основе пьес лежат конфликты и неразрешимые противоречия, которые герои не в силах преодолеть: неразделённая любовь, голос чести, повороты судьбы, воля богов, родовое проклятие, собственные, разрушающие душу и разум, страсти. Персонажи спектакля, по ходу сюжета, оказывались в ситуации, когда они должны были сделать сложный этический выбор (чаще всего между желаниями и долгом). Это «обнажало» все самые потаённые стороны их души, демонстрируя истинное «лицо» человека, его суть. Таковы, например, « Прометей» Эсхила, «Медея» Эврипида, «Царь Эдип» Софокла .

Жанр комедии в период расцвета театра был связан с творчеством комедиографа Аристофа́на . В его комедиях (например, «Всадники», «Облака» ) царила атмосфера карнавала и безудержного, иногда весьма грубого, непристойного веселья. В своих пьесах он поднимал острополитические темы и высмеивал человеческие нравы.

Итак, зародившийся в Древней Греции театр, стал образцом для развития европейской драматургии в последующие эпохи. Без этого уникального явления не появился бы такой музыкальный синтетический жанр, как опера, и все её последующие вариации, вплоть до мюзикла. Главные принципы этого греческого явления используются в драматургии и по сей день. Но, пожалуй, главное - то, что театр Древней Греции был тем местом, где воспитывались нравы, формировались представления о морали, создавались условия эстетического и этического воспитания лучших сторон личности.

Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Театр в Древней Греции

Театр в Древней Греции

История театра

Театр в Древней Греции

В 534 г. до н.э. драматург Феспис добавил к хору выступление одного актера. Он читал пролог, повествующий миф о боге Дионисе. Позже Херил и Френих добавили диалоги между хором и актером, а Эсхил и Софокл увеличили количество актеров до трех. Так стало возможно развитие действия. Для спектаклей начали создавать декорации и одевать актеров в костюмы и маски.

Пьесы строились на чередовании речевых партий с хоровыми. Пролог начинал трагедию и знакомил зрителей с героями, местом действия, предшествующими событиями. Затем звучала вступительная песнь хора (парод). Далее шло чередование выступлений актеров и хора. В трагедии обязательно присутствовал коммос ‒ совместная партия актера и хора, служащая для передачи эмоционального напряжения. Завершалась пьеса эксодом ‒ уходом хора и актеров со сцены.

Театр в Древней Греции

В один день показывали три трагедии, которые были объединены общим сюжетом. Как правило, это были мифологические события, однако в них угадывались проблемы греческого общества. В комедиях разыгрывали житейские смешные ситуации, часто это была сатира на известных лиц и политических деятелей.

Театр в Древней Греции

Расцветом древнегреческого театрального искусства считаются трагедии Софокла, Эврипида, Эсхила и комедии Аристофана и Менандра. Античные пьесы ставятся в современных театрах и не потеряли своей актуальности.

Театральное действие в Древней Греции

Театр был очень популярен в Древней Греции. Организацией театральных зрелищ занимался один из магистратов города (архонт). Он назначал состоятельного горожанина, который должен был оплатить расходы на хор, костюмы, декорации ‒ это считалось почетным и повышало популярность спонсора среди народа. Наиболее известен был театр, построенный в Афинах. Он вмещал около 17 тысяч зрителей.

Театр в Древней Греции

Театральные действия проходили три раза в год, во время празднования Дионисий. Это были состязания драматургов, которые должны были представить по 4 пьесы: 3 трагедии и 1 сатириковую драму. Вечером исполняли комедии. Состязания длились 3 дня, под конец выбирались победители.

Театр в Древней Греции

Поначалу вход на представления был бесплатным для всех, позднее была введена плата в 2 обола. Со времен Перикла в казне появилась специальная статья расходов на зрелища, из которой оплачивался вход беднякам.

Люди шли на представления семьями, запасаясь на весь день едой. Приходили в театр заранее, чтобы занять лучшие места и пообщаться с соседями. На комедии не допускались замужние женщины.

Актерское мастерство и костюмы

Актером в Древней Греции мог стать любой гражданин. Это считалось почетным. В греческой пьесе было только 3 актера, поэтому часто им приходилось исполнять по нескольку ролей, переодеваясь во время представления.

Театр в Древней Греции

Театр в Древней Греции

Для того, чтобы их было видно издалека, актеры носили обувь на высокой подошве ‒ котурны. Под одежду надевались накладки, чтобы создать объем в некоторых местах для комического или трагического эффекта. Костюм тоже имел значение. Актеры носили хитон с длинными рукавами, спускавшийся до пола, и плащи ‒ длинные или короткие. У комедийных актеров хитоны были короткие. Цари одевали пурпурные плащи, царицы ‒ белые с пурпурной каймой. Одежда изгнанников была грязно-белого цвета, черный считался цветом несчастий. Неудачники носили синие или зеленые плащи, а счастливые люди желтые или красные. Боги или герои выступали со своими узнаваемыми атрибутами: Аполлон с луком и стрелами, Геракл с палицей и львиной шкурой, старики с посохом, цари с жезлом и т.д.

Архитектура древнегреческого театра

Орхестра

В Древней Греции театр располагался на открытом пространстве. Он представлял собой круглую площадку (орхестру) и места зрителей, расположенные полукругом на склоне холма.

Театр в Древней Греции

Изначально орхестра представляла собой место, где приносилось жертвоприношение Дионису. Впервые она появилась у склонов Акрополя в Афинах. На ней танцевали и пели дифирамбы в честь Диониса. В центре орхестры стоял жертвенник. На его ступенях играл флейтист-авлет или стоял актер-протагонист, отвечающий хору. Жертвенник оставался на своем месте и позднее, когда уже о культе Диониса не было речи, как дань традиции.

Места для зрителей ‒ театрон

Театр в Древней Греции

Скена

В V веке до н.э. позади орхестры появляется скена. Первоначально это палатка для переодевания актеров. Позднее скена представляет собой архитектурную конструкцию, примыкающую к орхестре и изображающую храм или дворец. Она представляет собой сценический задник. По бокам к скене пристраиваются проскении для улучшения акустики. В них хранился актерский реквизит, а также они использовались в качестве декораций. Греки использовали расписные декорации и механические машины в своих пьесах. Весь театр был построен таким образом, что в нем сохранялась отличная слышимость так, что на самых высоких местах люди слышали реплики актеров.

Театр в Древней Греции

Древнегреческий театр был уникальным явлением, оказавшим огромное влияние на мировую культуру. Основные принципы античного театра используются и сейчас в драматургии. Тогда и в наше время, театр служил подобием зеркала, в котором общество могло разглядеть свои проблемы и недостатки.

Читайте также: