Почему профессия учителя по в а сухомлинскому требует умения владеть собой

Опубликовано: 28.04.2024

«Учительская профессия, - писал Сухомлинский, - это человековедение, постоянное, не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду. Я твердо убежден, что этот корень закладывается в человеке еще в детстве и отрочестве, закладывается и в семье, и в школе. Он закладывается заботами старших - отца, матери, учителя, - которые воспитывают ребенка в духе любви к людям, уважения к человеку». Именно так формировался педагогический талант самого В.А.Сухомлинского, источник которого - любовь к детям, глубокая вера в возможность воспитания каждого ребенка так, чтобы не нужно было потом исправлять допущенные в раннем детстве ошибки. Терпимость к детским слабостям, понимание тончайших побудительных мотивов и причин детских шалостей, чуткость, забота о ребенке - всю эту мудрость Сухомлинский вынес из собственного детства.

Василий Александрович Сухомлинский разделяет мнение о том, что успех воспитания во многом зависит от личности учителя. "Воспитание - это, прежде всего, постоянное духовное общение учителя и ребенка".

"Каждый ребенок был миром - совершенно особым, уникальным", - записывает Сухомлинский слова, которые мы не раз слышали. Только человек, для которого каждый ребенок на самом деле уникальный мир, только такой человек способен установить тонкие духовные отношения с ребенком, понимать его, чувствовать; только тот и способен воспитывать. "Я глубоко убежден, наиболее точным определением было бы следующее: процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний", - пишет Василий Александрович.

В "Хрестоматии по этике" есть цикл рассказов, раскрывающий роль учителя в становлении личности. На примерах реальной школьной жизни Василий Александрович показывает, что ум без сердечности, знание без нравственности говорят о бездуховности и бедности личности. Он обращает внимание учителей на особую ответственность педагога перед развивающейся личностью, подчеркивает ценность и неизменность влияния личности учителя на становление духовного мира ребенка, на важность эмоциональных связей между учителем и учеником. [5. С.5-11]

"Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений", - пишет К.Д. Ушинский.

"Труд учителя направлен на духовно-нравственное становление детей, то есть на то, что есть наиболее возвышенного в человеке, на открытие в душе ребенка образа Божия, что вернее всего содействует истинному благу людей". Роли учителя в воспитании В. А. Сухомлинский придает решающее значение. Большое внимание уделял педагог всестороннему развитию личности, отмечая ведущую роль чувств в воспитании. Основной акцент ставится на речевую культуру человека, так как она - зеркало духовной культуры. "Язык - духовное богатство народа. Чем глубже человек познает тонкости родного языка, тем тоньше его восприимчивость к игре оттенков родного слова, тем больше подготовлен его ум к овладению языками других народов, тем активнее воспринимает сердце красоту слова".

В. А. Сухомлинский, будучи директором Павлышской средней школы, проводил уроки под открытым небом. Они совершали путешествия в мир природы в такое время и в такие места, где можно было раскрыть богатство восприятий. Дети переживали чувство радости, восторга, удивления. Тонкость восприятия рождала тонкость чувств, развивала благородную человеческую потребность переживать эти чувства. Они были первым толчком к детскому творчеству. Дети писали сказки, составляли маленькие сочинения о природе, познавали многогранный мир с его богатством, красотой и сложностью.




Труд и культура, вся жизнедеятельность современного человека с каждым годом все больше зависят от уровня его духовности, нравственной позиции. Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель: «Выучить, запомнить!». Чем в большей мере на первое место выдвигается эта задача, чем больше она захватывает внутренние силы ученика, тем дальше отходит на задний план задача нравственного воспитания. Вред зубрежки огромен - она невольно уничтожает основные идеи учебного предмета. Уповать только на формальное заучивание готовых формул, на простое увеличение идейного или нравственного содержания в изучаемых предметах и тем самым надеяться, что мы решим все задачи по формированию всесторонне развитой личности, было бы слишком большим упрощением. Подобное воспитание воздействует лишь на логическую, абстрактную систему мышления, не затрагивая область чувства и эмоций человека.

Большая беда, считал Сухомлинский, если воспитатель не умеет выбирать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к сердцу ребенка, если в процессе воспитания норм морали и нравственности мы не вызываем положительных эмоций, подобных тем, которые появляются у человека от соприкосновения с чем-то близким и дорогим. Слово должно быть емким, иметь глубокий смысл, эмоциональную окраску, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника. Ведь если слова, пусть даже самые нужные и красивые, о высокой морали не вызывают эмоций, не волнуют, то они так и останутся пустыми звуками, благими пожеланиями. В том заключается мастерство воспитателя, чтобы разговор с воспитанником вызывал у последнего собственные мысли, переживания, побуждая к активной деятельности.

В воспитательной работе важно и содержание материала, и тон разговора, и время этого разговора, и внешний вид учителя, и манеры его поведения. Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда «мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов». Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов, если они не соответствуют нравственному убеждению воспитателя. Они презирают того, кто пытается выдать темное за светлое, прикрыть мрачное темными словами. Сухомлинский подчеркивал: «Корень многих бед воспитания как раз в том, что зачастую питомца призывают следовать за знаменем, в то время, как это знамя никто не несет».

Именно в этом В.А.Сухомлинский видит высшее предназначение педагога.

Заключение

Мы рассмотрели главные принципы, мысли, идеи Макаренко и Сухомлинского и требованиях к личности учителя. Педагог должен быть гуманистом, считает Макаренко, - ему необходима вера в человека и его добрые, светлые силы. А в своем последнем напутствии выпускникам Павлышевской средней школы, уже смертельно больной, В.А.Сухомлинский так говорил юношам и девушкам, вступающим в жизнь: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше сего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути». В этих словах весь В.А.Сухомлинский - гуманист, мыслитель, педагог.

Актуальны ли его идеи сейчас? Да и можно ли говорить в наше время о педагогической системе, основанной на марксистско-ленинских принципах? Применимы ли принципы Макаренко и Сухомлинского в отношении личности педагога к сегодняшнему дню?

Я думаю, что требования Макаренко и Сухомлинского к личности учителя актуальны во все времена, потому что содержат мысли, которые человечество пронесло через все время своего существования.

Прежде всего, это уже названные требования к учителю быть гуманным человеком, воспринимать ребенка с позитивной стороны. Думаю, особых комментариев эта идея Макаренко не требует.

Большое место в воспитании Макаренко отводит коллективу – как педагогическому, так и ученическому. Эта мысль в полной мере применима к сегодняшнему дню. Макаренко говорит, что педагог должен, прежде всего, воспитывать именно коллектив. А что представляет собой современное общество, хотя бы нашей страны? Его можно образно назвать «толпой одиночек». И насколько же важно для учителя воспитывать именно коллектив детей, всеми своими действиями и поступками приобщать их к мысли, что они – коллектив, крепко спаянный товариществом и дружбой. Если в наше время молодое поколение будет подрастать с мыслями о дружбе, верности, отзывчивости, взаимопомощи, то, может быть, и жизнь в нашей стране станет лучше? И само собой, коллектив учеников может воспитывать только коллектив учителей, поскольку учитель – всегда пример для своего ученика во всем.

«На любви к детям держится мир». Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнес эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский из их числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» - так писал он в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не красивый литературный оборот, а чистая правда.

Все, что мы называем воспитанием, есть великое творчество повторения себя в Человеке. Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и учащегося, - это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества учителя и учащихся. Учителя и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог - руководитель и наставник. Воспитания без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.

Макаренко считал, что педагог должен воспитывать человека-деятеля, строителя нового общества. Во времена Макаренко это будущее общество считалось коммунистическим. Мы можем сделать поправку на то, что сейчас ситуация другая и коммунистическое будущее поставлено под большое сомнение, но ведь многое здесь применимо для наших дней: мы сейчас живем в каком-то промежуточном периоде, и необходимо создать новое, стабильное общество. Не подходит ли здесь идея Макаренко о воспитании учителем человека – строителя нового?

Ну и конечно же, в полной мере могут быть рекомендованы на сегодняшний день идеи Макаренко и Сухомлинского о педагогической цели учителя, отношениях педагогов и воспитанников, самостоятельной работе педагога, его опыте, такому принципу, как «программа-минимум», творчестве учителе и его свободе а также о различных педагогических приемах учителя. На мой взгляд, эти мысли Макаренко и Сухомлинского актуальны в наше время, как и в любое другое, так как пока существует общество, будет существовать и учитель.

Список используемой литературы

1. Беличева А. С. Основы превентивной психологии. –М., 2000 [С. 25-36]

2. Вербова К. В. Кондратьева С. В. Понимание А. С. Макаренко своих воспитанников как эталон педагогической социальной перцепции// Вопросы психологии, № 9, 1998 [С. 13-27]

3. Джуринский А. Н. «История педагогики» [С. 5-7]

4. Кроль Т. Г. «А. С. Макаренко»

5. Кротов В.М. «Развитие идей А. С. Макаренко в теории и методике воспитания» [С. 16-28]

6. Ложечко А. Б. «Воспитатель, учитель, боец»

7. Макаренко А. С. о воспитании. Школьная пресса, 2003 [С. 2-15]

8. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал, 2003. [С. 95-97]

9. Павлова М.П. «Педагогическая система А.С. Макаренко»

10. Пискунов А.И. «История педагогики» [С. 11-17]

11. Профессиональная направленность вопситательной работы в системе педагогического знания. Тезисы докладов. –Благовещенск, 1999

12. Родчанин Е. Г., Зязюн И. А. Об идеалах В.А.Сухомлинского.,1991

13. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем. .,1986[ С. 5-11]

14. Сухомлинский В. А. о воспитании: Школьная пресса, 2003

15. Сухомлинский В. А. О воспитании, 1979.

16. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям, 1998

17. Шабаева М.Ф. «История педагогики» [С. 4-8]

18. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000. – 304с. – (Серия «Учебник нового века»).

19. Жуков А.Д., Канаев Н.М. Образование и наука на пороге III тысячелетия. Новосибирск, 1995. С. 8.

Василий Сухомлинский проработал в школе всю жизнь, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании, чем оказал огромное влияние на отечественную педагогику. Мы просмотрели его не утратившую актуальность книгу « 100 советов учителю » и решили напомнить вам неопровержимые истины, которые Сухомлинский сумел точно и доступно выразить. Но сначала немного о самом выдающемся теоретике и практике педагогики.

Василий Александрович родился в 1918 году в селе Васильевка, ныне Кировоградской области. Он стал заслуженным учителем школы УССР педагогом, член-корреспондентом АПН СССР, кандидатом педагогических наук, лауреатом Государственной премии УССР.

После Полтавского пединститута он устроился учителем украинского языка и литературы в сельскую школу, после стал директором средней школы в поселке Ува Удмуртской АССР, недолго работал чиновником — заведующим Онуфриевским роно, но с 1948 вновь вернулся в школу на должность директора.

Среди его заслуг — создание собственной педагогической системы, которая основывалась на антропологическом подходе. Личность ребёнка ставится во главу угла воспитательных и образовательных процессов. Для педагога было важно развивать врожденные качества ребёнка, его спонтанные реакции и импульсы, при этом воспитывать нужно, считал он, в условиях специально организованного социума. В том числе речь шла о педагогическом коллективе единомышленников.

Знания — это красиво

Василий Сухомлинский исследовал, что может стимулировать познавательную деятельность школьников. По его мнению, только сделав путь к знаниям увлекательным и привлекательным, показав радость познания и счастье новых открытий можно заинтересовать ребенка процессом обучения.

— Для развития у ребёнка эмоциональной восприимчивости большую роль отводил элементам праздничности, красоты, обращал внимание на взаимосвязь нравственного воспитания и обучения. Акцент делался на расширение представлений детей об окружающем мире, развитие у них критичности мышления, на формирование системы моральных ценностей, а также умений и навыков самостоятельного получения и использования информации, — писал о подходе Сухомлинского ведущий в России специалист по методологии, теории и истории образования Михаил Богуславский в статье для Российская педагогическая энциклопедия.

10 цитат о воспитании для учителей и родителей

1. Школа помогает воспитать хорошего человека

Бывают семьи, в которых тяжелая, гнетущая обстановка накладывает неизгладимый отпечаток на всю жизнь человека. Миссия школы, наша с вами важнейшая задача, дорогой коллега, — бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия и давать простор положительным.

2. Любовь исправляет хулиганов

Мне ненавистна скрипучая подозрительность, но отношению к детям, ненавистна формалистическая регламентация требований и запрещений. Это не проповедь разгильдяйства и «свободного воспитания», а твердое убеждение в том, что добро, ласка, любовь — по отношению к ребенку — не абстрактные добро, ласка и любовь, а человечные, реальные, проникнутые верой в человека, — это могучая сила, способная утвердить в человеке все прекрасное, сделать его идеальным. Я не верю в то, что ребенок, которого правильно воспитывают, может стать хулиганом, тунеядцем, циником, существом лживым и развращенным.

3. Индивидуальный подход во главе угла

У меня всегда вызывают досаду и недоумение жалобы кое-кого из учителей: ребенок шалит на уроке, занимается посторонними делами. Да не может этого быть, дорогие товарищи, если вы по-настоящему подумали о том, как заставить трудиться каждого ученика!

4. Учителя — тоже люди

Да, нет времени — это бич педагогического труда. Он бьет не только по школьным делам, но и по жизни семьи педагога. Педагог — такой же человек, как и все люди, ему нужно время для семьи, для воспитания своих детей.

5. Важен фундамент знаний

Тридцать лет работы в школе открыли мне один важный, па мой взгляд, секрет — своеобразную педагогическую закономерность: в средних и старших классах отставание, неуспеваемость появляются главным образом потому, что в годы учения в начальных классах ученик не запомнил на всю жизнь, не сохранил твердо в памяти тех элементарных истин, которые являются как бы фундаментом знаний.

6. Чтение — главный помощник образования

Чтение должно быть тесно связано с учением. Если оно является углублением в факты, явления, предметы, представляющие собой основу для обобщений, сохраняемых в памяти, то такое чтение помогает запоминанию. <…> Учитывая эту очень важную закономерность, я в своей практической работе всегда имею в виду две программы обучения: первая — это обязательный для заучивания и сохранения в памяти материал, вторая — внеклассное чтение, а также другие источники информации.

7. Знания — это не цель, а средство

Стремитесь к тому, чтобы знания учащегося были не конечной целью, а средством, чтобы они не превращались в неподвижный, мертвый багаж, а смысл — в умственном труде школьника, в духовной жизни коллектива, во взаимоотношениях между школьниками, в том живом и непрерывном процессе обмена духовными богатствами, без которого нельзя себе представить полноценного интеллектуального, нравственного, эмоционального, эстетического развития.

8. Понять — это еще не означает знать, понимание — еще не знание

Для того, чтобы были твердые знания, необходимо осмысливание. Приведу пример. На уроке геометрии ученики получают первое представление о тригонометрических функциях. Учитель дает определение двух функциональных зависимостей — синуса и косинуса. Материал не представляет трудностей, как будто бы сразу все понятно. Но понятно — еще не означает, что прочно усвоено. После объяснения дается время для обдумывания нового. Ученики открывают тетради для черновых записей, чертят прямоугольные треугольники, записывают все то, что объяснял учитель, повторяют определения синуса и косинуса, па собственных примерах показывают функциональные зависимости. Здесь как бы сливается повторение знаний с их первым, элементарным применением. Оказывается, что при самопроверке многие учащиеся не могут воспроизвести ход объяснения, повторить его. Убедившись, что забыл то и л и иное звено в объяснении, ученик прибегает к помощи учебника, но прежде чем сделать это он старается все сам припомнить.

9. Проверка тетрадей — общая боль

«Проверка тетрадей поглощает все свободное время». Это слова из письма одной учительницы. Под ним могли бы подписаться тысячи педагогов. <…> Облегчение проверки тетрадей связано с рядом коренных вопросов обучения, но есть некоторые предпосылки этого облегчения. Это, во-первых, выделение на каждом уроке грамматики времени для записи и запоминания слов, в которых могут быть допущены грамматические ошибки; во-вторых, это тщательная, продуманная подготовка к выполнению домашних заданий с целью предупреждения ошибок; в-третьих, надо сказать, что опытный преподаватель языка, литературы, математики, физики имеет свою методику проверки тетрадей; наиболее рациональной, как показывает опыт, является выборочно-периодическая проверка: учитель время от времени берет тетради нескольких учеников; фронтально у всех проверяются только контрольные работы.

10. Каждый учитель мечтает о том, чтобы учение на его уроках было интересным для учащихся.


Как же сделать урок интересным? Все ли уроки могут быть интересными? В чем истоки интереса? Урок идет интересно — это значит, что учению, мышлению сопутствуют чувства приподнятости, взволнованности ученика, удивление, иногда даже изумление перед открывающейся и с т и н о й, осознание и чувствование своих умственных сил, радость творчества, гордость за величие разума и воли человека. Познание само по себе является самым изумительным, удивительным, чудесным процессом, пробуждающим живой и неугасимый интерес. В природе вещей, в их отношениях и взаимосвязях, в движении и изменении, в человеческих мыслях, во всем, что создал человек — неисчерпаемый источник интереса. Но в одних случаях этот источник, как журчащий ручеек, струится на наших глазах — подходи, смотри, и перед тобой открывается изумительная картина тайн природы; в других — источник интереса скрыт в глубине, к нему надо добраться, докопаться, и часто бывает так, что самый процесс «подходов», «подкопов» к сущности природы вещей и их причинно-следственных связей является главным источником интереса. Если вы будете надеяться только па видимые, заметные стимулы, пробуждающие интерес к учению, к урокам, вы никогда не воспитаете подлинного интеллектуального трудолюбия. Стремитесь к тому, чтобы ученики сами открывали источники интереса, чтобы в этом открывании они чувствовали собственный труд и успех — само по себе это представляет один из важнейших источников интереса. Без активного умственного труда немыслимы пи интерес, ни внимание школьников.

В статье рассматривается самопознание и самовоспитание школьников как основа становления настоящего человека, а также излагается методика самовоспитания на примере Павлышской школы.

И.Д. Амбарцумов

Мудрое сердце В.А.Сухомлинского особенно остро переживало за творческое счастье маленького челоека. Великий знаток детской души искренно волновался, что ребёнок, получая в школе многообразные знания, умения, навыки, порой даже не задумывается о самом себе, о своей жизни. Великое дело самопознания и связанного с ним самовоспитания, неведомое ему, да и некоторым потерянным педагогам, лишает человека развития душевно-физических сил. Настойчиво провозглашаемое в восточных религиях самопознание воспринимается многими советскими и современными людьми как совершенно странное, абсурдное, а может быть, даже и эгоистичное дело. В самом деле, что такое самопознание и зачем оно требуется? Понятно и уместно для детей познание природы, литературы, истории, искусства, но себя-то любимого - зачем познавать?

Представим себе человека, который всю жизнь не выходил на улицу, не пробовал своих сил в каком-либо деле и, единственное, сохранял себя всё время в «тепличных» условиях комфорта. При этом, человек этот, естественно, никогда не представлял себе своих возможностей и сил, воображая себя бесконечно хорошим гражданином. Если такого человека поставить в круговорот жизни (а жизнь обязательно поставит его в свой круговорот), какое тогда разочарование обрушится на добропорядочного и милого домоседа! Какая неуверенность в своих силах откроется в нём! Окажется, что он совсем не знал себя! Нет мужества, нет воли, нет веры в себя, и только страх и уныние окружают оторванного от реальности человека, окунувшегося в мятежный круговорот жизни. Слабость, поражение, позор могут привести к самому тяжёлому – к общественному презрению и разочарованию в людях и в себе. «Я такой хороший, - подумает бедный анахорет, - а ко мне так плохо относятся!». Теперь мы начинаем понимать пользу самопознания. Нельзя узнать себя, не пробуя своих сил в каком-либо деле. И это опасно: не знать своих недостатков и, что важнее, не знать своих огромных сил, своих возможностей. «Эх, Семён Семёныч, - говорит известный персонаж фильма, - если б каждый из нас знал, на что он способен!». Самопознание тесно связано с самовоспитанием человека. Не воспитывая себя, себя не узнаешь. Василий Александрович Сухомлинский раскрывает нам тайну, как познать самого себя и как воспитать самого себя.

В своей статье о самовоспитании он говорит: «С чего и когда начинать самовоспитание? ″Победить самого себя – самая нелёгкая победа″ - гласит старинная мудрость. С этого и начинается познание себя, начинается самовоспитание» [4, с.109]. Один мальчик, например, подтягивался на турнике всего один раз или два. Его приятель спортсмен смеялся над «слабаком» и сравнивал его с мешком, наполненным известным составом. Малыш решил, что он во что бы то ни стало, научится подтягиваться. Он прикрепил к ногам якорь от катера и стал силиться подтянуться с грузом. Во время соревнований, уже без якоря, он с лёгкостью подтянулся четырнадцать раз, чем поразил своего насмешливого друга до глубины души (тот подтянулся только одиннадцать раз). Какое счастье переполнило сердце мальчугана – он победил. Но самое главное – он победил себя. Он узнал свои силы, осознал необыкновенные возможности человека. В другой раз, ему помогла учительница по математике. Дело в том, что мальчик получал по всем предметам двойки и тройки. Зинаида Васильевна как-то попросила его остаться; дала задачу и ярко растолковала смысл задачи, а потом добилась ясного понимания мальчика. Паренёк сходу решил задачу и получил первую пятёрку. «Ну вот, - сказала учительница, - Коленька, ты же можешь на пять, теперь всегда так решай!». И Коля старался, пыхтел, и вырвался-таки в хорошисты, а потом и в пятёрочники. Победа над самим собой даёт человеку такое счастье и радость, которые не найдешь нигде - ни в вине, ни в наркотиках, ни в разврате или игре. Подвижники веры считали, что ничто так не продвигает человека в духовной жизни как преодолённое искушение, как победа над собой. Победить себя – самая великая победа. Она вливает в человека силу, даёт веру в себя, формирует мужество. «Если в детстве, - говорит В.А.Сухомлинский, - человек пережил удовлетворение от того, что ему удалось преодолеть свои слабости, он начинает критически относиться к себе. А с этого и начинается познание самого себя» [4, с.113]. Значит, самопознание есть искусство постижения, познания своих возможностей и своих недостатков через апробацию своих сил в каком-либо деле, через преодоление своих слабостей, своей лени, своей расхлябанности. Жизнь ребёнка не должна быть наполнена одними радостями и удовольствиями. Жизнь предъявляет человеку строгие требования. Человек должен, как ёмко сказал один простак, «расти над собой и вести посреди себя разъяснительную работу». В этом и состоит секрет педагогики, счастье самопознания и радость самовоспитания. В своей Павлышской школе В.А.Сухомлинский привлекал детей к возделыванию земли, но он вёл их не на плодородные участки, а на скудные почвы, где плохо росли овощи и зерновые. Это требовало обращения к книгам, к специалистам, к собственному размышлению. Это требовало приложения многих сил. Преодолевая трудности, человек становится настоящим человеком – личностью. Вот почему любил директор Павлышской школы трудных детей – хулиганов и драчунов; они были той почвой, где труднее посадить и вырастить «зерна» добра и истины. И именно здесь формировался, совершенствовался, воспитывался настоящий «солнечный» педагог. Кто не преодолел себя, как может подвигнуть к победе других людей? Радость самовоспитания должны испытать сами учителя. Это придаст им силу, утешение, удовлетворение от своей непростой работы.

Время возможного самовоспитания – это, во-первых, время внеурочное, свободное, неподвластное контролю. Это период времени, когда человек предоставлен самому себе и его никто не видит. И в эти часы он старается каким-то образом выстроить свои дела, т.е. организовать самого себя. Свободное время – необходимое условие для проявления самостоятельности. «В.А.Сухомлинский понимал искусство воспитания, - говорит О.Ю.Срабова, - как умение ″предоставить маленького человека самому себе… только так развивается видение самого себя″ [1, с.84]. Вот почему мы не имеем права занимать всю жизнь ребёнка уроками и домашними заданиями. По мнению В.А.Сухомлинского, лишение ребёнка свободного времени приводит в будущем к печальному результату. Когда выпадет человеку, лишавшемуся в детстве свободы, свободное время, он не поймёт, что с ним делать, как его провести и чем занять себя, не сможет разумно использовать его именно из-за отсутствия опыта свободы, опыта самоорганизации. К сожалению, и учителям сегодня неведомо понятие «свободное время» - всё время занято отчётностью. Это в какой-то степени лишает педагога возможности свободного саморазвития. Об этом сетовал и В.А.Сухомлинский.

По словам великого педагога, лучше начинать приучать детей к самоорганизации с семи до одиннадцати лет, т.е. во время прохождения ими начальной школы. В это время формируется их характер, а значит – привычки и судьба. «Посеешь мысль, - говорит индийская пословица, - пожнёшь поступок, посеешь поступок, пожнёшь привычку; посеешь привычку, пожнёшь характер; посеешь характер, пожнёшь судьбу». Предложите детям самим рано встать, сделать зарядку, принять холодный душ, обтереться снегом, сделать эксперимент в каком-то творческом направлении. И здесь невозможна проверка. Радость победы над собой – лучший учитель и утешитель, лучшая награда и мощный инициатор к дальнейшим победам. Дети сами с радостью расскажут вам о своих победах. То, что достигнуто самостоятельно, особенно ценится. И со временем, то, что раньше требовало огромных усилий, потом приносит непередаваемое удовольствие, так как доброе усилие входит в привычку, становится удобоисполнимым.

Расскажу, как мне самому помог Василий Александрович Сухомлинский. По долгу моей работы в Ленинградском областном институте развития образования я должен читать лекции по основам религиозной культуры и светской этики, по основам православной культуры и истории мировых религий. Для достижения интересных и содержательных лекций мне приходится много готовиться. Кроме того, дети и родители моего города Всеволожска упросили меня преподавать в РКШ (Русская классическая школа) историю, географию и обществознание. Помимо этого, мне приходится выступать на межконфессиональной радиостанции «Мария» с лекциями по Евангелию и Богословию и по другим вопросам нашей христианской жизни. А, кроме того, необходимо строить два дома – для мамы (её дом сгорел) и для своей семьи (мыкаемся по квартирам). Даже для преподавания одного предмета в школе, важно иметь свободное время, серьёзную подготовку, массу методического материала и ежедневную возможность высыпаться. А при преподавании стольких дисциплин и при таких трудоёмких делах между уроками - об отдыхе можно забыть. Ночи стали активным продолжением дня. Думаю, я не одинок в своих трудностях. Вы, мои коллеги и друзья, тоже, наверное, порой теряете силы от перегрузок и дисгармонии.

При изучении наследия В.А.Сухомлинского, я с удивлением узнал, что он для самовоспитания советовал школьникам вставать в шесть часов утра и делать домашнюю работу с шести до восьми часов. «За один час утром, - говорит Василий Александрович, - можно сделать столько, сколько не сделаешь и за три часа днём» [4, с.114]. Я не мог в это поверить. Рискнул проверить данную идею на самом себе. Первый раз в жизни я лёг спать, не приготовившись к урокам (а их было много). Мне, откровенно говоря, было страшно. Проснувшись в шесть часов утра, я приступил к основательной подготовке к урокам по истории, географии и обществознанию для трех разных классов. И действительно, я успел всё сделать (и даже больше) на «пять баллов» и ещё смог в восемь часов вкусно потрапезничать в неспешном ритме. Это меня потрясло. Оказывается можно не готовиться к урокам и спокойно ложиться спать, оставляя на утро все дела и проблемы. Утренние часы в два-три раза плодотворнее дневных и, тем более, вечерних часов.

Сам В.А. Сухомлинский вставал в четыре часа утра. Дело в том, что во время войны у него фашисты зверски убили жену и сына, и он не мог спать по ночам из-за того, что его сердце горело, как факел, лишая его сна. И он стал занимать свой ум ночными (предутренними) занятиями. Он выучил английский, немецкий, французский, испанский, польский, чешский, болгарский и японский языки. И времени всё ещё было много. Он написал сотни статей и множество книг. И времени было всё ещё много. Он изучил все сферы педагогики, занимался целый день с детьми. И времени было всё ещё много. Он познакомился с мировой и российской литературой и периодикой. Его библиотека насчитывала девятнадцать тысяч книг. Таким образом, В.А. Сухомлинский открыл тайну расширения времени. И сумел прожить в два раза дольше (за счёт ночей) и интереснее многих коллег. Он один сделал столько, сколько мог сделать только целый институт. «Ещё при жизни о нём говорили: не человек, а целое научное учреждение. За два десятилетия – 35 книг, сотни научных статей и публицистических статей-раздумий…» [2, с. 7].

Когда я поделился с коллективом учителей этими открытиями, одна красивая статная учительница призналась: «Вы знаете, мне все говорят, что я очень хорошо выгляжу. А теперь я поняла почему. Я каждый день ложусь спать в девять часов». Тут мы вспомнили, что и народная мудрость гласит: «Кто рано встаёт, тому Бог подаёт» и «Утро вечера мудренее». А ведь ещё православные подвижники заметили эту удивительную плодотворность утренних часов. Они все вместе утверждали, исходя из опыта всенощных бдений, что девятый, десятый, одиннадцатый и двенадцатый часы вечера восстанавливают человека в два раза лучше, чем утренние часы. Один час, в таком случае, идёт за два. «От сна восстав, - читаем мы в молитвослове, - полунощную песнь вопию Ти, Спасе…». То есть святые отцы вставали ещё раньше Сухомлинского, прекрасно отдохнув в вечерние часы.
Народ сердцем чувствовал, что полезно и хорошо вставать вместе с солнышком. «Утреннюю работу, - говорили наши отцы и деды, - не оставляй до вечера»; «утро не вечер, другие речи»; «утро погоже, а вечер, как Бог даст»; «голь мудра, берёт с утра»; «как с утра, так и до вечера»; «кто с вечера плачет, поутру засмеётся».

Понимая важность преодоления самого себя, познания самого себя, воспитания самого себя, сам В.А.Сухомлинский весь свой ум, свою силу, свой труд, свою волю, своё сердце отдал детям и увидел в детях эти радостные плоды своего титанического труда. Они были похожи на него, как дети на отца. Поэтому он и детям старался дать возможность увидеть их ум, их волю, их умения в делах их собственных рук. Это огромное счастье – видеть плоды своих рук. «Воспитывать душу школьника, - писал он, - значит добиться, чтобы каждый вложил свою энергию, ум, волю, изобретательность в материальные результаты своего труда, увидел себя в творении своих рук, своей мысли» [4, 117]. Для этого Василий Александрович создал множество кружков, секций, уголков, мастерских , классов самых всевозможных направлений – от авто слесарной мастерской до научно-исследовательских студий. Ребята должны были сами выбрать своё любимое дело. Великий воспитатель поощрял самостоятельный труд. Его воспитанники, например, сами придумывали сказки и другие литературные произведения, сами отгадывали законы природы. Старшеклассники руководили кружками и воспитывали младших. «Лучше всего, - говорил В.А. Сухомлинский, - человек воспитывается тогда, когда он сам кого-то воспитывает» [3, с.41]. Воспитанники В.А.Сухомлинского сами выбирали траекторию своего развития. И это происходило в то время, когда личность человека подавлялась социалистическим коллективом, обществом, безликим и обобщённым понятием «народ». Ещё М.М. Пришвин писал о любви различающей, для которой важна каждая личность, каждый человек, даже каждое животное, а не массы, народ или стадо. «Назовёшь имя, - говорил он, - и животное выйдет из стада, потому что его вызвала любовь различающая». Великий писатель говорил, что для настоящего человека не народ стоит на первом месте, не обобщённое «мужики», «бабы» (такое словоупотребление раньше - до революции - имело положительную окраску) а каждый отдельный человек; мы стали невнимательны к каждому отдельному человеку. Как и М.М. Пришвин, В.А. Сухомлинский, по словам заслуженного учителя РФ О.В. Ковальчук, «предвосхитил те основные тенденции развития обучения и воспитания, которые сегодня определяют стратегию и тактику современных педагогических инноваций… Большое значение Василий Александрович придавал коллективному обучению, но всегда говорил о необходимости индивидуального подхода к каждому ребёнку» [1, с. 15].

Опираясь на всё доброе в конкретном человеке, на весь его положительный свет души, каким бы малым он ни казался людям, В.А. Сухомлинский развивал этот огонёк добра даже в отъявленных, озлобленных детях алкоголиков. Само озлобление сорванцов он воспринимал как недостаток любви. Например, один хулиган и драчун постоянно избивал ребят, вёл себя крайне вызывающе. Уже в третьем классе Павлышской школы он бросил курить и ругаться матом и, благодаря внимательной различающей любви учителя, увлёкся радиоделом и обрёл смысл своей жизни. Само лицо его изменилось, свет доброты и ума засиял в его лице. Гости, позже приезжавшие в школу, не могли поверить, что перед ними стоит бывший жестокий драчун и хулиган.

Учитель, по мнению В.А. Сухомлинского, должен уважать таинственную жизнь души ученика. «Чувствуя любовь учителя, ученик поворачивается к нему лучшими сторонами своей личности, он начинает раскрывать в себе то, что как бы дремало у него где-то в глубине» [1, с.214]. Это поистине гуманная педагогика.
Итак, самовоспитание есть преодоление самого себя и победа над самим собой. Это реализация самого себя в деятельной творческой жизни. Это радость от дела рук своих. Самовоспитание пробуждает самопознание: осознание своего достоинства и своей слабости, осознание новой задачи и средств к её преодолению. Преодоление слабости своей рождает радость, веру в себя, мужество, стойкость к невзгодам, готовность к ударам судьбы, готовность к преодолению новых трудностей, готовность к восхождению к новым вершинам и достижениям. Светлый путь воспитанников Сухомлинского продолжался и в трудовой жизни после окончания школы. Они понимали, что, как говорил их учитель, «воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом» [5, с.14-15]. Из всего встречающегося наследники Сухомлинского извлекали пользу и научение, так как приучены они были к непрерывному самообразованию, самопознанию и самовоспитанию.

1. Векшин Г.А., Карьянова Е.И. Ученик и учитель: доверительные взаимоотношения // В.А. Сухомлинский. Современное прочтение: сб. ст. научно-практической конференции с международным участием. 2-3 октября 2018 г. / науч. ред.: О.В.Ковальчук, А.Е. Марон. – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2018 – 350 с.
2. Григорьев К., Хандрос Б. Павлыш – продолжение легенды. – М.: Знание, 1976г. – 94 с.
3. Сухомлинский В.А. // сб. Антология гуманной педагогики. Переиздание. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002г. – 224 с.
4. Сухомлинский В. Не только разумом, но и сердцем. – М.: Молодая гвардия, 1986 – 134 с.
5. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Издательство политической литературы, 1973 г. – 272 с

В статье рассматривается самопознание и самовоспитание школьников как основа становления настоящего человека, а также излагается методика самовоспитания на примере Павлышской школы.

И.Д. Амбарцумов

Мудрое сердце В.А.Сухомлинского особенно остро переживало за творческое счастье маленького челоека. Великий знаток детской души искренно волновался, что ребёнок, получая в школе многообразные знания, умения, навыки, порой даже не задумывается о самом себе, о своей жизни. Великое дело самопознания и связанного с ним самовоспитания, неведомое ему, да и некоторым потерянным педагогам, лишает человека развития душевно-физических сил. Настойчиво провозглашаемое в восточных религиях самопознание воспринимается многими советскими и современными людьми как совершенно странное, абсурдное, а может быть, даже и эгоистичное дело. В самом деле, что такое самопознание и зачем оно требуется? Понятно и уместно для детей познание природы, литературы, истории, искусства, но себя-то любимого - зачем познавать?

Представим себе человека, который всю жизнь не выходил на улицу, не пробовал своих сил в каком-либо деле и, единственное, сохранял себя всё время в «тепличных» условиях комфорта. При этом, человек этот, естественно, никогда не представлял себе своих возможностей и сил, воображая себя бесконечно хорошим гражданином. Если такого человека поставить в круговорот жизни (а жизнь обязательно поставит его в свой круговорот), какое тогда разочарование обрушится на добропорядочного и милого домоседа! Какая неуверенность в своих силах откроется в нём! Окажется, что он совсем не знал себя! Нет мужества, нет воли, нет веры в себя, и только страх и уныние окружают оторванного от реальности человека, окунувшегося в мятежный круговорот жизни. Слабость, поражение, позор могут привести к самому тяжёлому – к общественному презрению и разочарованию в людях и в себе. «Я такой хороший, - подумает бедный анахорет, - а ко мне так плохо относятся!». Теперь мы начинаем понимать пользу самопознания. Нельзя узнать себя, не пробуя своих сил в каком-либо деле. И это опасно: не знать своих недостатков и, что важнее, не знать своих огромных сил, своих возможностей. «Эх, Семён Семёныч, - говорит известный персонаж фильма, - если б каждый из нас знал, на что он способен!». Самопознание тесно связано с самовоспитанием человека. Не воспитывая себя, себя не узнаешь. Василий Александрович Сухомлинский раскрывает нам тайну, как познать самого себя и как воспитать самого себя.

В своей статье о самовоспитании он говорит: «С чего и когда начинать самовоспитание? ″Победить самого себя – самая нелёгкая победа″ - гласит старинная мудрость. С этого и начинается познание себя, начинается самовоспитание» [4, с.109]. Один мальчик, например, подтягивался на турнике всего один раз или два. Его приятель спортсмен смеялся над «слабаком» и сравнивал его с мешком, наполненным известным составом. Малыш решил, что он во что бы то ни стало, научится подтягиваться. Он прикрепил к ногам якорь от катера и стал силиться подтянуться с грузом. Во время соревнований, уже без якоря, он с лёгкостью подтянулся четырнадцать раз, чем поразил своего насмешливого друга до глубины души (тот подтянулся только одиннадцать раз). Какое счастье переполнило сердце мальчугана – он победил. Но самое главное – он победил себя. Он узнал свои силы, осознал необыкновенные возможности человека. В другой раз, ему помогла учительница по математике. Дело в том, что мальчик получал по всем предметам двойки и тройки. Зинаида Васильевна как-то попросила его остаться; дала задачу и ярко растолковала смысл задачи, а потом добилась ясного понимания мальчика. Паренёк сходу решил задачу и получил первую пятёрку. «Ну вот, - сказала учительница, - Коленька, ты же можешь на пять, теперь всегда так решай!». И Коля старался, пыхтел, и вырвался-таки в хорошисты, а потом и в пятёрочники. Победа над самим собой даёт человеку такое счастье и радость, которые не найдешь нигде - ни в вине, ни в наркотиках, ни в разврате или игре. Подвижники веры считали, что ничто так не продвигает человека в духовной жизни как преодолённое искушение, как победа над собой. Победить себя – самая великая победа. Она вливает в человека силу, даёт веру в себя, формирует мужество. «Если в детстве, - говорит В.А.Сухомлинский, - человек пережил удовлетворение от того, что ему удалось преодолеть свои слабости, он начинает критически относиться к себе. А с этого и начинается познание самого себя» [4, с.113]. Значит, самопознание есть искусство постижения, познания своих возможностей и своих недостатков через апробацию своих сил в каком-либо деле, через преодоление своих слабостей, своей лени, своей расхлябанности. Жизнь ребёнка не должна быть наполнена одними радостями и удовольствиями. Жизнь предъявляет человеку строгие требования. Человек должен, как ёмко сказал один простак, «расти над собой и вести посреди себя разъяснительную работу». В этом и состоит секрет педагогики, счастье самопознания и радость самовоспитания. В своей Павлышской школе В.А.Сухомлинский привлекал детей к возделыванию земли, но он вёл их не на плодородные участки, а на скудные почвы, где плохо росли овощи и зерновые. Это требовало обращения к книгам, к специалистам, к собственному размышлению. Это требовало приложения многих сил. Преодолевая трудности, человек становится настоящим человеком – личностью. Вот почему любил директор Павлышской школы трудных детей – хулиганов и драчунов; они были той почвой, где труднее посадить и вырастить «зерна» добра и истины. И именно здесь формировался, совершенствовался, воспитывался настоящий «солнечный» педагог. Кто не преодолел себя, как может подвигнуть к победе других людей? Радость самовоспитания должны испытать сами учителя. Это придаст им силу, утешение, удовлетворение от своей непростой работы.

Время возможного самовоспитания – это, во-первых, время внеурочное, свободное, неподвластное контролю. Это период времени, когда человек предоставлен самому себе и его никто не видит. И в эти часы он старается каким-то образом выстроить свои дела, т.е. организовать самого себя. Свободное время – необходимое условие для проявления самостоятельности. «В.А.Сухомлинский понимал искусство воспитания, - говорит О.Ю.Срабова, - как умение ″предоставить маленького человека самому себе… только так развивается видение самого себя″ [1, с.84]. Вот почему мы не имеем права занимать всю жизнь ребёнка уроками и домашними заданиями. По мнению В.А.Сухомлинского, лишение ребёнка свободного времени приводит в будущем к печальному результату. Когда выпадет человеку, лишавшемуся в детстве свободы, свободное время, он не поймёт, что с ним делать, как его провести и чем занять себя, не сможет разумно использовать его именно из-за отсутствия опыта свободы, опыта самоорганизации. К сожалению, и учителям сегодня неведомо понятие «свободное время» - всё время занято отчётностью. Это в какой-то степени лишает педагога возможности свободного саморазвития. Об этом сетовал и В.А.Сухомлинский.

По словам великого педагога, лучше начинать приучать детей к самоорганизации с семи до одиннадцати лет, т.е. во время прохождения ими начальной школы. В это время формируется их характер, а значит – привычки и судьба. «Посеешь мысль, - говорит индийская пословица, - пожнёшь поступок, посеешь поступок, пожнёшь привычку; посеешь привычку, пожнёшь характер; посеешь характер, пожнёшь судьбу». Предложите детям самим рано встать, сделать зарядку, принять холодный душ, обтереться снегом, сделать эксперимент в каком-то творческом направлении. И здесь невозможна проверка. Радость победы над собой – лучший учитель и утешитель, лучшая награда и мощный инициатор к дальнейшим победам. Дети сами с радостью расскажут вам о своих победах. То, что достигнуто самостоятельно, особенно ценится. И со временем, то, что раньше требовало огромных усилий, потом приносит непередаваемое удовольствие, так как доброе усилие входит в привычку, становится удобоисполнимым.

Расскажу, как мне самому помог Василий Александрович Сухомлинский. По долгу моей работы в Ленинградском областном институте развития образования я должен читать лекции по основам религиозной культуры и светской этики, по основам православной культуры и истории мировых религий. Для достижения интересных и содержательных лекций мне приходится много готовиться. Кроме того, дети и родители моего города Всеволожска упросили меня преподавать в РКШ (Русская классическая школа) историю, географию и обществознание. Помимо этого, мне приходится выступать на межконфессиональной радиостанции «Мария» с лекциями по Евангелию и Богословию и по другим вопросам нашей христианской жизни. А, кроме того, необходимо строить два дома – для мамы (её дом сгорел) и для своей семьи (мыкаемся по квартирам). Даже для преподавания одного предмета в школе, важно иметь свободное время, серьёзную подготовку, массу методического материала и ежедневную возможность высыпаться. А при преподавании стольких дисциплин и при таких трудоёмких делах между уроками - об отдыхе можно забыть. Ночи стали активным продолжением дня. Думаю, я не одинок в своих трудностях. Вы, мои коллеги и друзья, тоже, наверное, порой теряете силы от перегрузок и дисгармонии.

При изучении наследия В.А.Сухомлинского, я с удивлением узнал, что он для самовоспитания советовал школьникам вставать в шесть часов утра и делать домашнюю работу с шести до восьми часов. «За один час утром, - говорит Василий Александрович, - можно сделать столько, сколько не сделаешь и за три часа днём» [4, с.114]. Я не мог в это поверить. Рискнул проверить данную идею на самом себе. Первый раз в жизни я лёг спать, не приготовившись к урокам (а их было много). Мне, откровенно говоря, было страшно. Проснувшись в шесть часов утра, я приступил к основательной подготовке к урокам по истории, географии и обществознанию для трех разных классов. И действительно, я успел всё сделать (и даже больше) на «пять баллов» и ещё смог в восемь часов вкусно потрапезничать в неспешном ритме. Это меня потрясло. Оказывается можно не готовиться к урокам и спокойно ложиться спать, оставляя на утро все дела и проблемы. Утренние часы в два-три раза плодотворнее дневных и, тем более, вечерних часов.

Сам В.А. Сухомлинский вставал в четыре часа утра. Дело в том, что во время войны у него фашисты зверски убили жену и сына, и он не мог спать по ночам из-за того, что его сердце горело, как факел, лишая его сна. И он стал занимать свой ум ночными (предутренними) занятиями. Он выучил английский, немецкий, французский, испанский, польский, чешский, болгарский и японский языки. И времени всё ещё было много. Он написал сотни статей и множество книг. И времени было всё ещё много. Он изучил все сферы педагогики, занимался целый день с детьми. И времени было всё ещё много. Он познакомился с мировой и российской литературой и периодикой. Его библиотека насчитывала девятнадцать тысяч книг. Таким образом, В.А. Сухомлинский открыл тайну расширения времени. И сумел прожить в два раза дольше (за счёт ночей) и интереснее многих коллег. Он один сделал столько, сколько мог сделать только целый институт. «Ещё при жизни о нём говорили: не человек, а целое научное учреждение. За два десятилетия – 35 книг, сотни научных статей и публицистических статей-раздумий…» [2, с. 7].

Когда я поделился с коллективом учителей этими открытиями, одна красивая статная учительница призналась: «Вы знаете, мне все говорят, что я очень хорошо выгляжу. А теперь я поняла почему. Я каждый день ложусь спать в девять часов». Тут мы вспомнили, что и народная мудрость гласит: «Кто рано встаёт, тому Бог подаёт» и «Утро вечера мудренее». А ведь ещё православные подвижники заметили эту удивительную плодотворность утренних часов. Они все вместе утверждали, исходя из опыта всенощных бдений, что девятый, десятый, одиннадцатый и двенадцатый часы вечера восстанавливают человека в два раза лучше, чем утренние часы. Один час, в таком случае, идёт за два. «От сна восстав, - читаем мы в молитвослове, - полунощную песнь вопию Ти, Спасе…». То есть святые отцы вставали ещё раньше Сухомлинского, прекрасно отдохнув в вечерние часы.
Народ сердцем чувствовал, что полезно и хорошо вставать вместе с солнышком. «Утреннюю работу, - говорили наши отцы и деды, - не оставляй до вечера»; «утро не вечер, другие речи»; «утро погоже, а вечер, как Бог даст»; «голь мудра, берёт с утра»; «как с утра, так и до вечера»; «кто с вечера плачет, поутру засмеётся».

Понимая важность преодоления самого себя, познания самого себя, воспитания самого себя, сам В.А.Сухомлинский весь свой ум, свою силу, свой труд, свою волю, своё сердце отдал детям и увидел в детях эти радостные плоды своего титанического труда. Они были похожи на него, как дети на отца. Поэтому он и детям старался дать возможность увидеть их ум, их волю, их умения в делах их собственных рук. Это огромное счастье – видеть плоды своих рук. «Воспитывать душу школьника, - писал он, - значит добиться, чтобы каждый вложил свою энергию, ум, волю, изобретательность в материальные результаты своего труда, увидел себя в творении своих рук, своей мысли» [4, 117]. Для этого Василий Александрович создал множество кружков, секций, уголков, мастерских , классов самых всевозможных направлений – от авто слесарной мастерской до научно-исследовательских студий. Ребята должны были сами выбрать своё любимое дело. Великий воспитатель поощрял самостоятельный труд. Его воспитанники, например, сами придумывали сказки и другие литературные произведения, сами отгадывали законы природы. Старшеклассники руководили кружками и воспитывали младших. «Лучше всего, - говорил В.А. Сухомлинский, - человек воспитывается тогда, когда он сам кого-то воспитывает» [3, с.41]. Воспитанники В.А.Сухомлинского сами выбирали траекторию своего развития. И это происходило в то время, когда личность человека подавлялась социалистическим коллективом, обществом, безликим и обобщённым понятием «народ». Ещё М.М. Пришвин писал о любви различающей, для которой важна каждая личность, каждый человек, даже каждое животное, а не массы, народ или стадо. «Назовёшь имя, - говорил он, - и животное выйдет из стада, потому что его вызвала любовь различающая». Великий писатель говорил, что для настоящего человека не народ стоит на первом месте, не обобщённое «мужики», «бабы» (такое словоупотребление раньше - до революции - имело положительную окраску) а каждый отдельный человек; мы стали невнимательны к каждому отдельному человеку. Как и М.М. Пришвин, В.А. Сухомлинский, по словам заслуженного учителя РФ О.В. Ковальчук, «предвосхитил те основные тенденции развития обучения и воспитания, которые сегодня определяют стратегию и тактику современных педагогических инноваций… Большое значение Василий Александрович придавал коллективному обучению, но всегда говорил о необходимости индивидуального подхода к каждому ребёнку» [1, с. 15].

Опираясь на всё доброе в конкретном человеке, на весь его положительный свет души, каким бы малым он ни казался людям, В.А. Сухомлинский развивал этот огонёк добра даже в отъявленных, озлобленных детях алкоголиков. Само озлобление сорванцов он воспринимал как недостаток любви. Например, один хулиган и драчун постоянно избивал ребят, вёл себя крайне вызывающе. Уже в третьем классе Павлышской школы он бросил курить и ругаться матом и, благодаря внимательной различающей любви учителя, увлёкся радиоделом и обрёл смысл своей жизни. Само лицо его изменилось, свет доброты и ума засиял в его лице. Гости, позже приезжавшие в школу, не могли поверить, что перед ними стоит бывший жестокий драчун и хулиган.

Учитель, по мнению В.А. Сухомлинского, должен уважать таинственную жизнь души ученика. «Чувствуя любовь учителя, ученик поворачивается к нему лучшими сторонами своей личности, он начинает раскрывать в себе то, что как бы дремало у него где-то в глубине» [1, с.214]. Это поистине гуманная педагогика.
Итак, самовоспитание есть преодоление самого себя и победа над самим собой. Это реализация самого себя в деятельной творческой жизни. Это радость от дела рук своих. Самовоспитание пробуждает самопознание: осознание своего достоинства и своей слабости, осознание новой задачи и средств к её преодолению. Преодоление слабости своей рождает радость, веру в себя, мужество, стойкость к невзгодам, готовность к ударам судьбы, готовность к преодолению новых трудностей, готовность к восхождению к новым вершинам и достижениям. Светлый путь воспитанников Сухомлинского продолжался и в трудовой жизни после окончания школы. Они понимали, что, как говорил их учитель, «воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом» [5, с.14-15]. Из всего встречающегося наследники Сухомлинского извлекали пользу и научение, так как приучены они были к непрерывному самообразованию, самопознанию и самовоспитанию.

1. Векшин Г.А., Карьянова Е.И. Ученик и учитель: доверительные взаимоотношения // В.А. Сухомлинский. Современное прочтение: сб. ст. научно-практической конференции с международным участием. 2-3 октября 2018 г. / науч. ред.: О.В.Ковальчук, А.Е. Марон. – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2018 – 350 с.
2. Григорьев К., Хандрос Б. Павлыш – продолжение легенды. – М.: Знание, 1976г. – 94 с.
3. Сухомлинский В.А. // сб. Антология гуманной педагогики. Переиздание. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002г. – 224 с.
4. Сухомлинский В. Не только разумом, но и сердцем. – М.: Молодая гвардия, 1986 – 134 с.
5. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Издательство политической литературы, 1973 г. – 272 с

В. А. Сухомлинский - это выдающийся педагог-новатор. Он очень любил детей и старался сделать так, чтобы они могли получать не только качественные знания, но и полноценное всестороннее развитие. О его вкладе в педагогику стоит поговорить более детально.

Биография

В сентябре 1918 года в селе Васильевка (сегодня это Кировоградская область Украины) родился мальчик Вася. Он рос в семье сельского плотника и домохозяйки, которая подрабатывала портной. После революции родители пошли трудиться в колхоз. Отец будущего педагога активно занимался общественной деятельностью, был селькором в местной газете. Также он руководил обучением деревообрабатывающему делу. Кроме Василия, в семье было еще трое детей, которые во взрослой жизни стали учителями в сельских школах.

сухомлинский педагогические труды

В 1933 году Сухомлинский поступил на рабфак в Кременчуге. По его окончании стал студентом педагогического института. Параллельно с этим с 17 лет работал учителем заочной школы. В 1938 году окончил Полтавский педагогический институт, куда перевелся из Кременчуга. После окончания обучения пришел на работу в Онуфриевскую среднюю школу на должность учителя украинского языка и литературы.

В 1941 году пошел добровольцем на войну. Но уже в январе следующего года во время защиты Москвы получил тяжелое ранение и чудом не умер. Врачам не удалось полностью удалить осколок в его груди. Это напоминание о войне он проносил в себе всю оставшуюся жизнь. После ранения неоднократно просился на фронт, но комиссия не пропускала его по состоянию здоровья. Поэтому он вернулся на родину, когда враги покинули ее.

1948 год стал переломным в его жизни. Он был назначен директором Павлишской средней школы. Именно в ней и развивались педагогические идеи Сухомлинского. Свой пост он не оставил до конца жизни.

Гуманизм

Одним из первых в советской педагогике о гуманизме заговорил именно В. А. Сухомлинский. На первое место он всегда ставил ребенка с его достоинствами и недостатками. Педагог полагал, что учитель не должен руководить детьми, машинально и в некоторой степени насильно заставлять их учиться. Главная роль педагога - создать все условия для того, чтобы у его подопечных была возможность всесторонне развивать лучшие свои качества.

вклад в педагогическую науку сухомлинского

Если грубо резюмировать основные положения теории Сухомлинского, получится, что не учитель руководит учебным процессом, а его ученики. Но на самом деле все не совсем так. В гуманистическом подходе к педагогике не последнюю роль играет взаимодействие всех, кто причастен к учебному процессу. Поэтому Василий Александрович готовил родителей к будущему обучению их детей.

Коллектив как важное звено в педагогическом процессе

Он всегда проявлял уважение к каждому педагогу, поддерживая положительную атмосферу внутри коллектива. Основные положения педагогической этики В. А. Сухомлинского включают в себя грамотное взаимодействие всех учителей. Поэтому в коллективе не должно быть ссор и распрей. К приходу нового педагога в школу все готовились заранее. Это был настоящий праздник, чтобы показать, что "новичок" стал чем-то большим, чем просто еще одним учителем.

педагогическая деятельность сухомлинского

Как он говорил, только грамотно созданная атмосфера вокруг него поможет стать ребенку полноценной личностью. Ведь он не только познает мир, но и себя в нем.

Основа - народный опыт

Всем, кто плохо знаком с педагогическими идеями Сухомлинского, они могут показаться поверхностными, ведь за основу он взял народную педагогику. На самом же деле она таит в себе многовековой опыт, который люди собирали на примере собственных ошибок и удачных моментов. Эти знания сокрыты в сказках, легендах и песнях.

Вот почему именно сказку педагог выбрал главным инструментом воспитания ребенка. Она воспринимается легче, но имеет колоссальный заряд знаний и моделей поведения. На своих уроках педагог использовал не только народное творчество, но и сам писал сказки и рассказы для того, чтобы объяснить ребятам некоторые важные аспекты жизни, дать им сложный материал в простой форме.

Сухомлинский также не отбрасывал опыт других учителей. Кроме того, он активно анализировал вместе с коллективом все достижения и провалы, чтобы вынести из них самые положительные моменты. Также Сухомлинский постоянно изучал опыт педагогов разных времен и современных учебных заведений. Это позволило ему создать собственную систему, подкрепленную большим педагогическим опытом.

Он говорил: если не заставлять детей учиться, а быть им другом и вместе проводить время с пользой для обеих сторон, можно добиться небывалого успеха. При этом к каждому классному коллективу нужно искать свой подход. Нельзя учить всех детей по одному шаблону. Взаимодействуя с детьми, педагог не только добивается всестороннего их развития, но и сам с ними открывает что-то новое, меняется.

Не учить, а развивать

Вся педагогическая деятельность Сухомлинского была направлена на то, чтобы стимулировать развитие своих учеников. Он старался сделать так, чтобы дети сами захотели узнать что-то новое. И не обязательно, чтобы эти знания были связаны с предметом, который он преподавал.

сухомлинский педагогические книги

Сухомлинский считал победой, если ученики видели что-то необычное в окружающем мире, приходили к таким выводам, которые он сразу мог и не заметить. Педагог никогда не навязывал своей точки зрения. Он говорил, что главное задание учителя - научить ребенка самостоятельно принимать решения и оценивать ситуацию. Он любил, когда дети задавали нестандартные вопросы. Это говорило о том, что ребята стараются понять как можно больше из того, что они видят, с чем сталкиваются в повседневной жизни.

В своей деятельности и теоретических трудах Сухомлинский пропагандировал право детей на выбор. Да, к нему грамотный учитель мог подтолкнуть свой класс. Но даже в таких условиях малыши должны твердо верить, что это они сделали такой осознанный выбор. В этом и заключается суть воспитания по Сухомлинскому - научить детей искать именно те знания, которые им пригодятся в будущем и которыми они будут пользоваться без затруднения.

Воспитание красотой

Это основа педагогической теории Сухомлинского. Если дети не научатся видеть красоту в повседневности, они не смогут стать полноценными личностями. Для этих целей педагог предлагает использовать все, что есть вокруг. Например, он часто ходил со своим классом на природу. Многие могут подумать, что в таких условиях трудно усвоить знания языка или литературы. Но педагог подходил творчески к этому вопросу. Он мог потратить время на то, чтобы изучать с ребятами, как красив луг ранней осенью или весной. Вместе они рассматривали каждую деталь, давали ей описание, подбирали эпитеты и метафоры.

педагогическая теория сухомлинского

Таким же способом учитель давал детям знания по языку, которые основывались на взаимодействии с природой. Если темой рока было изучение какой-то буквы, то они вместе рисовали ее в своих альбомах, искали очертания в окружающих предметах. Так дети видели, что в этом прекрасном мире все взаимосвязано.

Родительский университет

Мы уже упоминали ранее, что педагогические идеи Сухомлинского отдельное место отводят тесному взаимодействию всех людей, задействованных в педпроцессе. В их число входят и родители, с которыми дети проводят большую часть своей жизни.

Чтобы им было понятно, как и чему учить своих малышей, педагогическая деятельность Сухомлинского была направлена и на просвещение мам и пап. Для этого учитель создал при школе Родительский университет. Родители вступали в него за два года до того, как их дети пойдут в школу, и учились до тех пор, пока малыши ее не окончат.

Весь курс родительского университета был рассчитан на 250 часов лекций, на которых им давали знания об особенностях развития школьников, их интересах и предпочтениях в конкретном возрастном периоде. Этот вклад в педагогическую науку Сухомлинского трудно переоценить и сегодня. Ведь не всегда родители могут найти общий язык со своими детьми. А если школа будет давать им основы педагогики и возрастной психологии, семейных конфликтов станет меньше, а школьники смогут учиться и развиваться в благоприятной атмосфере.

основные положения педагогической этики в а сухомлинского

Труд в педагогике

Педагогические идеи Сухомлинского большую роль в развитии ребенка отводили трудовой деятельности. Сам он говорил, что приобщение к такой деятельности нужно начинать с раннего возраста. Но трудится дети должны не столько для получения моральных благ, сколько для морального удовлетворения. При этом допускается легкая физическая усталость, но никак не истощение организма. В этом случае, наблюдая результаты своей деятельности, ребенок будет ощущать и чувство гордости от того, что он сделал общественно полезное дело.

Трудовая деятельность должна быть последовательной и постоянной. Нет никакого смысла от того, что дети иногда что-то делают, воспринимая эту работу, как обязанность, навязанную им старшими. Школьники должны ощущать ответственность от того, что им поручено сделать. Только так можно добиться физической, социальной и духовной гармонии.

Основные работы

За время своей деятельности он написал более 30 разных книг и 500 статей по теории педагогики. Его опыт изучали и до сих пор изучают во многих странах мира. Среди всего богатства знаний, которыми он делился с остальными, стоит выделить такие педагогические книги Сухомлинского:

  • "Сто советов учителю".
  • "Сердце отдаю детям".
  • "Как воспитать настоящего человека".
  • "Родительская педагогика".
  • "Письма к сыну".
  • "Рождение гражданина".

В них он обобщил все свои достижения и наработки педагогического коллектива, которым руководил. Эти труды стали основой гуманистического воспитания во многих современных новаторских учебных заведениях.

Не только педагог, но и писатель

в а сухомлинский

Кроме того, что этот человек был великим педагогом, он еще и написал много сказок и рассказов для детей. Это результат его работы, которая была призвана для того, чтобы объяснить детям моральные и духовные ценности в человеческой жизни. По сути, он создавал литературные произведения не ради самого творчества. Эти сказки появлялись на уроках или для них, чтобы сделать учебный процесс интересным и понятным для своих учеников.

Многие считают эти педагогические труды Сухомлинского практической иллюстрацией его идей. А сказки этого учителя давно стали частью школьных программ во многих странах.

Читайте также: