Почему в лагере так важно было вспомнить и оживить гражданские профессии

Опубликовано: 02.10.2024

Оборудование урока: на доске портрет А.И.Солженицына, проектор, экран, презентации (Приложение 1).

1. Проанализировать повесть А.И.Солженицына.

2. Подвести учащихся к мысли возможности и даже необходимости сохранения человеческого достоинства в любых условиях.

3. Показать связь приведения Солженицына с традициями русской классической литературы.

1. Вступительное слово учителя. (из статьи Лидии Чуковской)

Бывают судьбы, как бы нарочно задуманные и поставленные на подмостках истории каким – то гениальным режиссёром. В них всё драматически напряжено и всё продиктовано историей страны, взлётами и падениями её народа.

Одна из таких судеб, безусловно, судьба Солженицына. Жизненная и литературная.

Жизненная известна. Она совпадает с судьбами миллионов. В мирное время – студент, в военное – солдат и командир победоносной армии, а потом, при новом взмахе сталинских репрессий, - заключённый.

Чудовищно и – увы! – обыкновенно. Судьба миллионов.

1953 год. Сталин умер.

Смерть его сама по себе ещё не воскресила страну. Но вот, в 1956 году, Хрущёв, с трибуны партийного съезда, разоблачает Сталина как палача и убийцу. В 1962 – м прах его выносят из мавзолея. Исподволь, осторожно приподнимается завеса над трупами невинно замученных и приоткрываются тайны сталинского режима.

И тут на историческую сцену выходит писатель. История поручает Солженицыну, вчерашнему лагернику, во весь голос рассказать о том, что было пережито им и его товарищами.

Так страна узнала историю Ивана Шухова – простого русского труженика, одного из миллионов, которого поглотила страшная, кровожадная машина тоталитарного государства.

2. Проверка опережающего домашнего задания (1)

«Как это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно описать весь лагерный мир – одним днём. Конечно, можно описать вот свои десять лет лагеря, а там всю историю лагерей, а достаточно в одном дне всё собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет всё. Эта родилась у меня мысль в 52-м году. В лагере. Ну, конечно, тогда было безумно об этом думать. А потом прошли годы. Я писал роман, болел, умирал от рака. И вот уже… в 59 – м…»

«Задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-51гг. Осуществлён в 1959 сперва как «Щ – 854. Один день одного зека», более острый политически. Смягчён в 1961 – и в таком виде пригодился для подачи в «Новый мир», осенью того же года.

Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско – германскую ( и никогда не сидевшего), общего опыта пленника и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями».

3. Новая тема

Учитель. Попробуем и мы с вами по осколочкам текста сложить картину лагерной жизни.

- Какие строки позволяют читателю увидеть все реалии этой жизни?

«…Прерывистый звон слабо прошёл сквозь стёкла, намёрзшие в два пальца…»

«…дневальные несли одну из восьмиведёрных параш…»

«…Трое суток кандея с выводом…»

«..фонари…Так много их было натыкано, что они совсем засветляли звёзды..»

Проверка опережающего домашнего задания (2):

В лагере, изображённом писателем, своя строгая иерархия:

Есть властвующие начальники (среди них выделяется начальник режима Волковой, «тёмный, да длинный, да насупленный», вполне оправдывающий свою фамилию: смотрит волком, «носится быстро», размахивает кожаной кручёной плёткой). Есть надзиратели (один из них – мрачный Татарин с мятым лицом, являющийся всякий раз «как тать в ночи»). Есть зэки, тоже располагающиеся на разных ступенях иерархической лестницы. Здесь встречаются «хозяева», недурно устроившиеся, мельтешат «шестёрки», доносители, осведомители, самые худшие из заключённых, предающие своих же собратьев по несчастью. Фетюков, например, не стыдясь и не брезгуя, лижет грязные миски, из плевательницы окурки выгребает. Есть «сачки», околачивающиеся в лазарете, «придурки». Встречаются рабски приниженные и обезличенные.

Вывод. Один день от подъёма до отбоя, но он позволил сказать писателю так много, воспроизвести так подробно события, повторяющиеся на протяжении трёх тысяч шестисот пятидесяти трёх дней, что мы можем составить полнейшее представление о жизни Ивана Шухова и о людях его окружавших.

Учитель. Солженицын вскользь пишет о «придурках», «шестёрках», «шаклах» - всего по одному предложению, порой их фамилии или имена говорят больше: Волковой, Шкуропатенко, Фетюков. Приём «говорящих» имён относит нас к произведениям Фонвизина и Грибоедова. Однако писателя больше интересует не столько этот социальный «разрез» лагеря, сколько характеры заключённых , которые непосредственно связаны с главным героем.

Проверка опережающего домашнего задания (3)

Возможный вариант ответа:

Это заключённые, которые не роняют себя и сохраняют своё лицо. Это старик Ю-81, который «по лагерям да по тюрьмам сидит несчётно, сколько советская власть стоит», но при этом не утратил человеческого достоинства. И другой – «жилистый старик» Х-123, убеждённый фанатик правды. Это глухой Сенька Клевшин, бывший узник Бухенвальда, который состоял в подпольной организации. Немцы его за руки подвешивали и палками били, а он чудом выжил, чтобы теперь продолжить свои мучения в советском лагере.

Это латыш Ян Кильдигис, пребывающий в лагере два года из отмеренных двадцати пяти, прекрасный каменщик, не потерявший склонности к шутке. Алёшка – баптист, чистый сердцем и опрятный внешне юноша, носитель духовной веры и смирения. Молится о духовном, убеждённый, что господь с него и других «накипь злую».

Буйновский, бывший капитан второго ранга, командовавший на миноносцах, «ходивший вокруг Европы и Великим северным путём», держится бодро, хотя на глазах «доходит». Способен в трудную минуту принять удар на себя. Готов сражаться с жестокими надзирателями, отстаивая человеческие права, за что получает «десять суток карцера», значит на всю жизнь лишится здоровья.

Тюрин со следами оспы, в прошлом крестьянин, но в лагере сидит 19 лет как сын раскулаченного. Именно поэтому был уволен из армии. Должность у него теперь бригадирская, но для заключённых он словно отец родной. Рискуя получить новый срок, он заступается за людей, оттого-то его уважают и любят, стараются не подвести.

Учитель. Стараясь уничтожить в человеке человека, заключенных лишали имени и присваивали номер. В каком произведении мы уже встречали подобную ситуацию?

(Е.Замятин «Мы»)

Действительно, Е.Замятин ещё в начале века предупреждал людей о том, что может случиться с человеком в тоталитарном обществе. Роман написан как утопия, т.е., место, которого нет, но в середине 20 века она превратилась в реальность.

Учитель. Иван Денисович Шухов. Кто он, главный герой рассказа Солженицына?

Проверка опережающего домашнего задания(4)

Возможный вариант ответа:

Иван Денисович Шухов, сорокалетний крестьянин, вырванный злой волей и из армии, где он честно сражался, как все, за родную землю, и из семьи, где мыкаются без него жена и две дочки, лишившийся любимой работы на земле, такой важной в голодные послевоенные годы. Простой русский мужик из деревни Темгенёво близ Поломни, затерянной в средней полосе России, он ушёл на войну23 июня 1941 года, бился с врагами, пока не попал в окружение, завершившееся пленом. Бежал оттуда с четырьмя другими смельчаками. Шухов чудом пробился к «своим», где ни следователь, ни сам Шухов не могли придумать, какое задание немцев он выполнял, сбежав из плена. В контрразведке долго били Шухова потом предложили выбор. «И расчёт был у Шухова простой: не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживёшь ещё малость. Подпись.» Так «состряпали» ему 58-ю статью, и считается ныне, что Шухов за измену Родине сел. С этим тягостным крестом оказался Иван Денисович сначала в страшном Усть-Ижменском общем лагере, а потом в сибирском каторжном, где на ватные брюки ему нашили лоскут с арестантским номером Щ-854.

Учитель. Как живёт или, вернее сказать, старается выжить главный герой? Какие законы усвоил Шухов за время пребывания в заключении?

«…Шухову крепко заполнились слова первого бригадира Кузёмина….:

- Здесь, ребята, закон – тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать.»

« Не считая сна, лагерник живёт для себя только утром десять минут за завтраком, да за обедом пять, да пять за ужином.»

«..Цезарь курил…Но Шухов не стал прямо просить, а остановился рядом с Цезарем и вполоборота глядел мимо него.»

«Шухов уже сорок лет землю топчет, уж зубов нет половины и на голове плешь, никому никогда не давал и не брал ни с кого, и в лагере не научился…»

«…а Шухов понимает жизнь и на чужое добро брюхо не распяливает…»

«Тоже вот и нож – заработок. За храненье его – ведь карцер.»

«К Шухову деньги приходили только от частной работы: тапочки сошьёшь из тряпок давальца – два рубля, телогрейку вылатаешь – тоже по уговору…»

Вывод. Вот уже восемь лет Иван Денисович Он знает, что следует не опускаться, сохранять достоинство, не быть «придурком», не стать «шакалом», не попасть в «шестёрки», что о себе он должен позаботиться сам, проявив и расторопность, и здравый смысл, и выдержку, и упорство, и смекалку.

Учитель. Что объединяет всех этих людей: бывшего крестьянина, военного, баптиста….

Возможный вариант ответа:

Все они вынуждены постигать дикие нравы и законы сталинской адской машины, стремясь обязательно выжить , но не утратить человеческого облика.

Учитель. Что помогает им не опуститься, не превратиться в животное?

Возможный вариант ответа:

Каждый из них имеет свой стержень, свою нравственную основу. Они стараются не возвращаться к мыслям о несправедливости, не стонать, не задираться, не суетиться, строго рассчитывать каждый свой шаг, чтобы выжить, чтобы сохранить себя для будущей жизни, ведь надежда ещё не угасла.

Учитель. Обратимся к эпиграфу нашего урока «…и чем дальше, тем крепче держался…». Теперь зная довольно много о героях повести, объясните, как вы понимаете это выражение. К кому по-вашему его можно отнести в первую очередь?

Учитель. Попробуем объяснить и вторую строчку эпиграфа. Чьи это слова и как вы их понимаете?

Вывод. Иван Денисович продолжает плеяду героев классической русской литературы. Можно вспомнить героев Некрасова, Лескова, Толстого…чем больше выпадало на их долю испытаний, страданий, лишений, тем крепче духом они становились. Так Шухов старается выжить там, где ничего этому не способствует, мало того старается сохранить себя не только физически, но духовно, потому что потерять человеческое достоинство – значит погибнуть. Но герой вовсе не склонен принимать на себя все удары лагерной жизни, иначе не выжить, об этом и говорит нам вторая строчка эпиграфа.

Учитель. Когда-то Ф.М.Достоевский в романе « Записки из мёртвого дома» описал год жизни на царской каторге и при невольном сравнении с одним днём советской, несмотря на все кандалы и шпицрутены, царская выглядит более милосерднее, если такое слово уместно по отношению к подобного рода объектам. Солженицын выбирает из всех лагерных дней Ивана Денисовича не самый страшный, без сцен издевательств и насилия, хотя всё это незримо, где-то в обрывках фраз, скудном описании присутствует. Но что поразительно, вспомните, с какими мыслями Шухов заканчивает этот день.

Засыпал Шухов вполне удовлетворённый………Прошёл день. почти счастливый…».)

Неужели действительно писатель хочет нас убедить, что в лагере жить можно, что человек может быть счастлив в своём несчастье?

Возможный вариант ответа: В карцер не попал, не заболел, на шмоне не попался, пайку лишнюю «закосил»…отсутствие несчастий в условиях, которые не можешь изменить - чем не счастье?! «На дню у него выдалось много удач..»

Учитель. Одним из приятных моментов этого дня Иван Денисович считал работу. Почему?

Чтение и анализ сцены кладки стены ТЭЦ. (со слов «И не видел больше Шухов ни озора дальнего..» до слов «И наметил он, куда сколько шлакоблоков класть..»; со слов «..Но Шухов не ошибается…» до слов «Такая пошла работа – недосуг носу утереть…».)

- С каким настроением Шухов работает?

- В чём проявляется его крестьянская бережливость?

- Как можно охарактеризовать работу Ивана Денисовича?

- Какие слова предложения свидетельствуют о добросовестном отношении Шухова к работе?

Вывод. Врожденное трудолюбие – это ещё одно качество героя Солженицына, которое роднит его с героями русской литературы 19 века и которое помогает ему выжить. Бывший плотник, а теперь каменщик, он и на территории, огороженной колючей проволокой, работает добросовестно, он по-другому просто не умеет. И именно труд позволяет ему, хотя бы на время, вырваться из лагерного существования, вспомнить себя прошлого, задуматься о будущей жизни и испытать ту редкую в лагере радость, которую способен испытать труженик – крестьянин.

4. Заключительное слово учителя

О таком маленьком и таком большом произведении можно говорить до бесконечности. Сколько раз вы будете перечитывать рассказ Солженицына, столько раз вы будете открывать его по-новому. И это тоже свойство лучших произведений классической русской литературы. Сегодня, заканчивая наш урок, мне хочется вернуться к теме, поставленной в заглавие урока.

В начале прошлого века Анна Андреевна Ахматова написала свой «Реквием» как панихиду по своему замученному, затравленному, погибшему поколению. Александр Исаевич Солженицын написал «Один день Ивана Денисовича» как гимн своему поколению, гимн человеку, который выдержал всё, что уготовило ему «родное» государство, выдержал, выжил, сохранив своё человеческое достоинство. Многие сломались, погибли, но многие остались людьми. Они вернулись, чтобы жить, воспитывать детей и беззаветно любить свою Родину.

5. Домашнее задание

В рамках одного урока обсудить, проанализировать все стороны такого многогранного произведения не возможно. Я предлагаю вам написать сочинение о том, о чём мы не успели поговорить. Что вы смогли увидеть в повести, а мы упустили. К каким выводам вы пришли, а мы не смогли.

1. Почему литературный дебют А. И. Солженицына был воспринят как Событие, как «литературное чудо»?

2. Приведите отзывы читателей о прозе Солженицына. Прокомментируйте их.

3. Почему писатель отдает предпочтение жанру рассказа?

4. Как отразился в рассказе «Один день Ивана Денисовича» лагерный опыт самого Солженицына?

5. В каких случаях автор относится к своим героям с симпатией, в каких – с иронией, а в каких – с неприязнью? Чем вы объясните выбор Шухова на роль центрального героя?

6. Прокомментируйте сцены-столкновения: Буйновский – Волковой, бригадир Тюрин – десятник Дэр.

7. Раскройте нравственный подтекст ситуаций: Шухов – Цезарь.

8. Какую роль в рассказе играют биографии героев?

9. Как Солженицын убеждает, что историю тоталитаризма он ведет не с 1937 года, а с первых послеоктябрьских лет?

История публикации

Авторский замысел родился в 1952 году в Экибастузском Особлаге: «Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал: как нужно бы описать весь лагерный мир – одним днем. достаточно в одном дне собрать как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет все».

Твардовский оценил такой угол зрения, он увидел, чтo отразилось в зеркале одного дня: «Описан один день, но о тюрьме сказано все».

Жанр и название

«Один день Ивана Денисовича» привлек внимание читателей не только своей неожиданной темой, новизной материала, но и своим художественным совершенством.

«Вам удалось найти исключительно сильную форму», – писал Солженицыну Шаламов.

«Избрана малая форма – в этом опытный художник», – заметил Твардовский.

Действительно, в раннюю пору своей литературной деятельности писатель отдавал предпочтение жанру рассказа. Он придерживался своего понимания природы рассказа и принципов работы над ним.

«В малой форме, – писал он, – можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение – работать над малой формой. Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя».

И «Один день Ивана Денисовича» Солженицын относил к жанру рассказа: «Иван Денисович» – конечно, рассказ, хотя и большой, нагруженный». Жанровое обозначение «повесть» появилось по предложению Твардовского, который хотел придать рассказу «больше весу».

Первоначальное название рассказа – «Щ-854». В редакции «Нового мира» родилось окончательное название, по-другому определился и жанр произведения – повесть.

Автор и его герои

Объясните смысл названия рассказа. Как оно сказалось на его сюжете?

Лагерь – это особый мир со своим «пейзажем», своими реалиями: зона, фонари зоны, вышки, вертухаи на вышках, бараки, вагонка, колючая проволока, БУР, начальник режима, кондей с выводом, полный карцер, зеки, черный бушлат с номером, пайка, миска с баландой, надзиратели, шмон, собаки, колонна, объект, десятник, бригадир…

Солженицын воссоздает подробности лагерного быта: мы видим, что и как едят зеки, что курят, где достают курево, как спят, во что одеваются и обуваются, где работают, как говорят между собой и как с начальством, что думают о воле, чего сильнее всего боятся и на что надеются. Автор пишет так, что мы узнаем жизнь зека не со стороны, а изнутри, от «него».

Солженицын создал на страницах своих произведений образ огромной впечатляющей силы – «Архипелаг ГУЛАГ». В документальном фильме «Избранник» показана составленная Солженицыным карта архипелага ГУЛАГ. В одной из ее точек – лагерь «Одного дня…».

Кто такой Иван Денисович?

Иван Денисович Шухов – зек Щ-854, чьими глазами читатель видит лагерь. «Лагерь глазами мужика», – сказал Лев Копелев, передавая Твардовскому рукопись Солженицына. Да, глазами Шухова, потому что глазами Буйновского или Цезаря мы бы увидели лагерь другим.

По признанию автора, «образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с ним в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями».

Восстановите прошлое Ивана Денисовича. Как он попал в лагерь?

Иван Денисович Шухов, простой человек, крестьянин, честно воевавший, в 1941 году оказался в окружении, потом попал в плен. Бежав из плена, Иван Денисович попадает в советскую контрразведку. Единственный шанс остаться в живых – подписать признание в том, что он шпион. Абсурдность происходящего подчеркивается тем, что даже следователь не может придумать, какое же задание было дано «шпиону». Так и написали, просто «задание».

Почему день, описанный в повести, кажется Шухову счастливым? Какие счастливые события происходят с героем?

«Почти счастливый» день не принес особых неприятностей, в этом уже счастье. Счастье как отсутствие несчастья в условиях, которые ты изменить не можешь. В карцер не посадили, на шмоне не попался, табачку купил, не заболел – чего же еще?

Что помогает герою устоять, остаться человеком?

Шухов живет в согласии с собой, он далек от самоанализа, от мучительных размышлений, от вопросов: за что? почему? Этой цельностью сознания во многом объясняется его жизнестойкость, приспособляемость к нечеловеческим условиям.

Приспособляемость Шухова не имеет ничего общего с приспособленчеством, униженностью, потерей человеческого достоинства.

Рассказывая о лагере и лагерниках, Солженицын пишет не о том, как там страдали, а о том, как удавалось выжить, сохранив себя как людей. Шухову навсегда запомнились слова первого его бригадира, старого лагерного волка Куземина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать».

Иван Денисович из породы «природных», «естественных» людей. Он напоминает толстовского Платона Каратаева. Такие люди ценят прежде всего непосредственную жизнь, существование как процесс.

Шухов и в лагере работает добросовестно, как на воле, у себя в колхозе. Шухову доверяют, потому что знают: честен, порядочен, по совести живет. Выстоять ему помогают здравый смысл и трезвый взгляд на жизнь.

Кого автор выделяет из лагерного люда? О ком пишет с симпатией? Кого называет «дерьмом»?

В «Одном дне…» есть лица, о которых автор рассказывает с большой симпатией: это бригадир Тюрин, Шухов, кавторанг Буйновский, латыш Кильдигс, Сенька Клевшин. Они не роняют себя и слов зря не роняют.

Бригадир Тюрин – для всех «отец». От того, как «процентовку» закрыл, зависит жизнь бригады. Тюрин и сам жить умеет, и за других думает.

«Непрактичный» Буйновский пытается бороться за свои права и получает «десять суток строгого». Шухов не одобряет поступка Буйновского: «Кряхти да гнись. А упрешься – переломишься».

Писатель выделяет еще одного героя, не названного по имени. Всего полстраницы занимает рассказ о «высоком молчаливом старике». Сидел он по тюрьмам и лагерям несчетное число лет, и ни одна амнистия его не коснулась. Но себя не потерял.

«Лицо его вымотано было, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться придурком».

«Придурки» – лагерные «аристократы» – лакеи: дневальные по бараку, десятник Дэр, «наблюдатель» Шкуропатенко, парикмахер, бухгалтер, один из КВЧ – «первые сволочи, сидевшие в зоне, людей этих работяги считали ниже дерьма».

Шухову с его здравым смыслом и Буйновскому с его «неумением жить» противопоставлены те, кто «не принимает на себя удар», «кто от него уклоняется». Прежде всего, это кинорежиссер Цезарь Маркович. У него меховая шапка, присланная с воли: «Кому-то Цезарь подмазал, и разрешили ему носить чистую городскую шапку». Все на морозе работают, а Цезарь в тепле в конторе сидит. Шухов не осуждает Цезаря: каждый хочет выжить.

Одна из отличительных черт жизни Цезаря – «образованные разговоры». Кино, которым занимался Цезарь – игра, то есть выдуманная, ненастоящая жизнь, с точки зрения зэка.

Основное эстетическое требование Солженицына

Выражать правду жизни во всей ее полноте! – таково основное эстетическое требование Солженицына. О нем писатель не раз заявлял не только в своих письмах, статьях, автобиографической книге-исповеди «Бодался теленок с дубом», но и в художественных произведениях.

Найдите в повести «Один день Ивана Денисовича» эпизоды, выражающие основное эстетическое кредо автора.

В двух эпизодах повести «Один день Ивана Денисовича» передаются суждения писателя о творчестве Сергея Эйзенштейна.

Фильмы выдающегося советского кинорежиссера – любимая тема разговоров Цезаря Марковича. В первом эпизоде оппонентом московского интеллигента является «жилистый старик», «двадцатилетник, каторжанин по приговору Х-123».

«– Нет, батенька, – говорит Цезарь, – объективность требует признать, что Эйзенштейн гениален. «Иоанн Грозный» – разве это не гениально? Пляска опричников с личиной! Сцена в соборе!
– Кривлянье! – ложку перед ртом задержав, сердится Х-123. – Так много искусства, что уже и не искусство. Перец и мак вместо хлеба насущного! И потом же гнуснейшая политическая идея – оправдание единоличной тирании. Глумление над памятью трех поколений русской интеллигенции. Гении не подгоняют трактовку под вкус тиранов!»

Реплика Цезаря: «…искусство – это не что, а как» – вызвала резкую реакцию собеседника:

«Подхватился Х-123 и ребром ладони по столу:
– Нет уж, к чертовой матери ваше “как”, если оно добрых чувств во мне не пробудит!»

Страстность, с какой ведется этот спор, обнажает эстетические позиции не только участников диалога, но и самого Солженицына.

В другом случае разговор идет о получившем мировую известность фильме Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». Цезаря умиляют находки режиссера: «…пенсне на корабельной снасти повисло, помните?» «Или коляска по лестнице – катится, катится».

Кавторанг Буйновский не разделяет этого восторга, он называет эти «открытия» «кукольным» искусством, далеким от действительности:

«– Да, но морская жизнь там кукольная. Офицеры все до одного мерзавцы… А кто же их (матросов) в бой водил. Потом черви по мясу прямо как дождевые ползают. Неужели уж такие были?»

Приверженец реалистического искусства, Солженицын не принимает всякого рода модернистские ухищрения, о них он писал с явной иронией в рассказе «Пасхальный крестный ход». Писатель получал наслаждение в работе над словом, над «маленькой формой», «оттачивая ее грани».

Слово учителя

Как видим, в авторских характеристиках, коротких, скупых, очень сильно выражен нравственный аспект. Он особенно заметен в сценах-столкновениях: Буйновский – Волковой, бригадир – Тюрин – десятник Дэр. Важное значение имеют и коротенькие эпизоды, раскрывающие взаимоотношения зеков: Шухов – Цезарь, Шухов – Сенька Клевшин. К лучшим страницам повести нужно отнести те эпизоды, которые показывают 104-ю бригаду в работе.

В лице «незлобивого», терпеливого Ивана Денисовича Солженицын воссоздал символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту к людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримость к нравственным порокам.

Судьбы героев повести убеждают, что историю тоталитаризма Солженицын вел не с 1937 года, а с первых послеоктябрьских лет. Об этом говорят лагерные сроки зеков. Безымянный «высокий молчаливый старик» сидит с первых советских лет. Первый бригадир Шухова – Куземин был арестован в «год великого перелома», а последний – Тюрин – в 1933, в «год победы колхозного строя». Наградой за мужество в немецком плену стал десятилетний срок для Сеньки Клевшина… С думой о них, с воспоминаний о них Солженицын начал работу над главной своей книгой «Архипелаг ГУЛАГ», которая открывается посвящением:

ПОСВЯЩАЮ
всем, кому не хватило жизни
об этом рассказать.
И да простят они мне,
что я не все увидел,
не все вспомнил,
не обо всем догадался.

Домашнее задание

1. Выделите автобиографические моменты в рассказе «Матренин двор».

2. Солженицын-пейзажист. Подготовьте выразительное чтение пейзажных зарисовок, стилистический комментарий к ним. С каким описанием ассоциируется название рассказа?

3. Раскройте тему «прошлое и настоящее матрены». Покажите, какую роль в рассказе «матренин двор» выполняет тот и другой план.

4. Назовите других персонажей рассказа. Какую роль они сыграли в судьбе главной героини?

5. Почему был возможен заголовок «не стоит село без праведника»? Раскройте его философский смысл.

Н.В. Егорова, И.В. Золотарева. Литература «оттепели». Творчество А.И. Солженицына. // Поурочные разработки по русской литературе. XX век. 11 класс. II полугодие. М., 2004

В. Лакшин. Иван Денисович, его друзья и недруги // Новый мир. – 1964. – № 1

В мире, профессий – тысячи. Легко ли разобраться в этом многообразии и правильно сделать свой выбор?

Первые профессии, о которые узнаёт ребёнок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец в магазине, водитель автобуса. Ребенок ежедневно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней информацией, поэтому случайные детали иногда представляются существенной чертой профессиональной деятельности родителей.
С детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть множество профессий и выбрать свое дело очень трудно. Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых. Радостно живется тому, кто любит трудиться, любит, когда работа получается хорошо и приносит радость другим. «Кем быть?», «Куда пойти учиться после школы?». Младшие школьники пока затрудняются ответить или дают неуверенные ответы. Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. И лето – это время, где данная работа с детьми может быть организованна в полной мере.

Цель: расширение знаний учащихся о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда.
Задачи:
1. . Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий;
2. Познакомить с особенностями труда людей родного края, с несколькими видами профессий;
3. Показать значение трудовой деятельности в жизни человека;

Содержание деятельности

Данная программа « Путешествие в мир профессий » предусматривает включение детей в различные виды деятельности: игровую, проблемно-ценностное общение, досугово - развлекательную, художественное творчество, спортивно-оздоровительную, экологическую, но приоритетной будет профориентировочная деятельность детей. Через игровую деятельность – конкурсы, викторины, путешествия в мир интересного и занимательного – дети обогатят свои знания. Наблюдения, экскурсии, встречи с интересными людьми будут способствовать развитию у школьников интерес к разным профессиям.

Предполагается использование следующих форм работы с детьми: игровые занятия, познавательные часы, экскурсии, конкурсы, викторины, спортивно-массовые мероприятия.

Методы : беседы, инструктажи, создание воспитательных ситуаций, соревнования, экскурсии, встречи с интересными людьми

Основные направления:

Образовательная деятельность

В условиях летного отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Основные формы работы в этом направлении:

Турниры знатоков, конкурсы, викторины.

Посещение музеев, библиотек, выставок.

Ученики начальной школы недостаточно знают о том уголке страны, где они родились, где живут. Поэтому р еализация программы предполагает краеведческую деятельность: посещение музея сельского поселения, экскурсию на пришкольный участок, знакомство с трудом людей своего края, проведение познавательных часов о природе края.

Этот блок направлен на развитие способностей детей через разные виды деятельности. Мероприятия этого блока: часы творчества,

конкурсы поделок, рисунков, занятия по интересам.

Так как участники программы – дети младшего школьного возраста, поэтому такой вид деятельности, как игра в условиях летнего лагеря, является основным в работе. В работе с детьми будут использованы ролевые игры, подвижные игры, игровые занятия. Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся игры на знакомство «Расскажи мне о себе», «Снежный ком», «Назовись»; игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас», игры на сплочение коллектива «Заколдованный замок», «Да» и «Нет» не говори!» и др.

Основополагающими идеями в работе с детьми летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу работы отряда включены оздоровительные мероприятия. Такие мероприятия направлены на расширение знаний детей о сохранении физического здоровья, на развитие интереса к спорту, они мотивируют детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Проведение различных спортивно-развлекательных мероприятий способствуют созданию положительного психологического фона.

Ежедневная утренняя зарядка

В течение всей смены проводятся профилактические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей. Это и нструктажи для детей о правилах поведения во время летнего отдыха, беседы с медицинским работником, занятия по правилам дорожного движения.

План-сетка мероприятий

Игровая программа «Снова вместе!»

Школа безопасности: инструктажи, беседы о правилах поведения

Викторина «Правила дорожного движения»

Будет оформлен отрядный уголок

Обход доктора «Неболейки»

Встреча с медицинским работником школы.

Укрепление здоровья детей, познакомятся с профессией медицинского работника

Встреча с «Мир профессий». Экскурсия в музей

Познакомятся с профессиями жителей села

Конкурс рисунков «Профессии моих родителей».

Игра «Экологическое ассорти»

Профессия - повар. Экскурсия в школьную столовую.

Познакомятся с профессией повара. Вспомнят правила поведения в природе

Игра – путешествие «Профессия каждая – самая важная»

Экскурсия на почту.

Конкурс загадок о профессиях.

Выставка рисунков, познакомятся с профессией почтальона.

Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца

Познакомятся с профессией продавца

Конкурсно - познавательная программа «Угадай профессию»

Беседа «Все работы хороши – выбирай на вкус!»

День природы. Экскурсия « По лесным тропинкам»

Игра «Поле чудес»

День экологии. «Друг – ШОУ» (о братьях наших меньших)

Тест - рисунок «Кем быть?»

«Мир профессий». Экскурсия в библиотеку

Познакомятся с профессией библиотекарь

«Я б в строители пошел, пусть меня научат!»

Беседа « Мое любимое занятие в свободное время»

Проект «Профессии в моей семье»

Узнают о профессиях родителей

Выставка детского творчества «Профессии вокруг нас». Экскурсия в школьные мастерские

Подведение итогов работы. Веселый калейдоскоп.

Целевая группа

В рамках программы будут участвовать дети 8-9 лет, из различных социальных групп (малообеспеченные семьи, многодетные, неполные)

Ресурсное обеспечение

работники дома культуры;

педагоги дополнительного образования

Материально-техническое оснащение

В распоряжении отряда будут: спортивная площадка, библиотеки, дома культуры, читальный зал школы, классная комната, спортивный зал, спортивный инвентарь, компьютер, проектор, фотоаппарат, площадка для игр.

Внутренний мониторинг реализации программы

И зучение эффективности программы.

Методика изучения удовлетворенности

Анкета «Что мне больше всего понравилось, запомнилось?»

Эмоциональное благополучие воспитанников

Анкета «Мое настроение»

Сформированность благоприятного климата в детском коллективе

Удовлетворенность воспитанников различными сторонами жизни

Методика «Наши отношения» (Фридман Л.М. и др.)

В ходе реализации данной программы ожидается:

1. Познакомились с профессиями повара, медсестры, почтальона, библиотекаря, продавца .

Что можно сказать о таком рассказе, только то, что это очень сложное произведение, помогающее распознать судьбу жертв репрессий. Это показано на примере одного из этих людей испытавших ее на себе.

Солженицын решил написать об этом. И вовсе не стал описывать все об этих днях, освятив лишь один всего день, чтобы понять, чем и как существовали заключенные в лагере. Их мысли, рассуждения, поступки, а порой и просто молчание. Все любая мелочь, любая деталь скрыта в этом дне.

Действующим лицом стал заключенный Шухов Иван Денисович, как и многие в те времена ставший заключенным, потому что просто попал в плен и сумел сбежать оттуда.

Несмотря на несправедливость и тяжелую судьбу Иван Денисович все же не озлобился и не падал духом. Он честно защищал свою Родину, и правда была на его стороне. Он по-прежнему был добр и простодушен.

Кроме главного героя в произведении помелькают и другие действующие лица, как заключенные, так и надзиратели. И каждый образ это каждая грань, которая помогает сквозь призму увидеть лагерную жизнь: жестокость, несправедливость, выживаемость, веру и заботу к ближнему.

Описывая того или иного человека Солженицын подводит читателя к самоанализу всех аспектов, которые необходимо определить для себя.

Описывая даже один день можно увидеть столько передряг, с которыми сталкивается главный герой, что простому человеку «на воле» можно подвергнуться за год, а то и вовсе обойдет стороной.

Автор добился своей публикации спустя время, лишь, когда рукопись дошла до Хрущева. Когда широко разворачивается раскрытие всей подноготной политической власти при Сталине, которая может так жестоко калечить тела и души любого человека кто бы он ни был, звания, чина, ранга и веры.

Главной задумкой автора стало то, чтобы потомки не совершили этой страшной ошибки в будущем, поэтому и введено это произведение в школьную программу для ознакомления, оценки и анализа непростого вопроса.

2 вариант

Проблема преступлений, совершаемых против личности, хорошо известна как герою, так и автору. Правда, раскрытие «лагерной» темы происходит достаточно своеобразно. Тем не менее, повесть автобиографична – иначе и не может быть, ведь только человек, прошедший этот путь, мог настолько реалистично описать сложившуюся ситуацию.

Иван Денисович Шухов – основной персонаж. Автор показывает все чувства и эмоции человека, что был без вины репрессирован. Ранее герой воевал на фронтах ВОВ. Вполне очевидно, что призрачная свобода и ее идеалы были ему близки. Побывал Шухов и в окружении, и в плену, бежал из лагеря.

Особенно поражают моменты, когда Иван Денисович осознает, что вместо поддержки его ожидают обвинения. Он становится чужим среди своих. Читателю заметно, что его возмущают обвинения в шпионаже. Тем не менее, образ очень сильный, волевой. Ведь персонаж не привык роптать и проходит все тяготы и лишения, только теперь в советском заключении.

Достаточно талантливо выражено сформировавшееся годами «безволие» героя – он перестает стремиться к светлому будущему, не верит в чудеса, не испытывает душевных порывов. Все это в нем убито.

Автор показывает, что именно такие люди и нужны властям. Те, что не выражают своего мнения, а живут низменными потребностями. Если же человек пытается опровергнуть существующие нормы и правила, «живет вопреки» - то социум формирует все условия для того, чтобы «сломить» его, заставить думать иначе («так, как нужно»).

Именно в этом заключается конфликт человека (а точнее, личности) и власти. Последняя враждебна человеку – вот, что имеет ввиду Солженицын. Именно подобная мысль проходит красной нитью через все творение.

На самом деле, читателю следует задуматься – ведь время сменилось, а многие предрассудки общества до сих пор имеют место. Да, людей не сажают в тюрьму за свое мнение, однако так называемое инакомыслие до сих пор не поощряется. Те, кто пребывает в оппозиции и видит жизнь по – другому, остаются в меньшинстве. Они могут говорить о своих идеях, пытаться воплотить их – но вряд ли захватят власть. А будут неким подобием плота в огромном, бушующем море, которое рано или поздно поглотит их.

Стоит ли жить «вопреки»? Личное дело каждого. Однако, выбирая «иной» путь, стоит помнить о том, что он может затянуться на целую жизнь, а светлое будущее – увы, призрачно. И, достаточно часто недостижимо.

Также читают:

Картинка к сочинению По повести Один день Ивана Денисовича Солженицына

Популярные сегодня темы

1873 — Валерий Брюсов родился в образованной купеческой семье. И дед, и отец Валерия писали стихи, хотя это не было их основным занятием. Мать Брюсова знала языки, увлекалась чтением книг

Барбос – смесь самой обычной дворняжки с овчаркой. Пса не моют, не подстригают, не чешут, а его уши сильно потрепаны. Барбос совершенно не аккуратен поэтому детишки часто защищают пса от злости взрослых

Когда мне исполнилось 6 лет, я пошла в первый класс. Я очень стеснялась знакомиться с ребятами, поэтому стояла в сторонке. Спустя некоторое время ко мне подошла женщина и спросила, почему я не общаюсь с ребятами

Соня Мармеладова – далеко не единственная героиня, которая в романе обладает собственной «правдой». Носителем оной является и Раскольников. Только вот понятия этих героев об обществе

Наполеон Бонапарт всемирно известная личность, император, яркий политик и полководец, а также всесторонне развитый человек. В исторических летописях сохранились интересные факты из биографии этого человека.

Этим летом Учёба.ру совместно с Центром тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ им. Ломоносова организовали летний профориентационный лагерь «Профессионалы будущего». В рамках лагеря дети проходят психологическое и профориентационное тестирование и на две недели могут погрузиться в разные профессии вместе с ведущими тренерами и экспертами. О том, готовы ли 12-летние подростки к профориентации и что будет, если три гения соберутся вместе, нам рассказали президент центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» Алексей Серебряков, доктор педагогических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Николай Сергеевич Пряжников и Екатерина Саулина, руководитель направления лагерных программ.

Наши эксперты



Николай Пряжников: Профориентация в стране сейчас есть, надо признать. Однако в школах на нее уделяется очень мало времени и она достаточно формальна. Профориентационные центры также ограничены временем. Хотя у них есть и дополнительные услуги, охват школьников все равно не очень большой, и есть определенные ограничения. В лагере можно позволить себе потратить на профориентацию больше времени и уйти от обязательных заформализованных форм. Есть время для полета фантазии, творчества, свободы. Можно обсудить такие деликатные темы, о которых в школе не поговоришь.

Николай Пряжников: Как правило, все настроены очень прагматично: всем нужна рекомендация по выбору профессии, вуза и советы по ЕГЭ. Такая прагматичность понятна, но есть и нечто более важное: какое место занять в мире, какую нравственную позицию? Нужно самоопределение и в таких тонких вещах. Надо признать, что к моменту окончания школы многим школьникам это будет мешать, но когда время позволяет и ничто их не ограничивает, можно разрешить себе самоопределение в более свободном режиме.

Алексей Серебряков: В школах часто детям просто раздают бланки, собирают их, и отчитываются перед руководством о профориентационном мероприятии. В нашем центре все происходит немного по-другому: все погружаются в процесс в течение двух-трех часов, а потом мы говорим о результатах тестирования. Однако после этого обязательно нужна поддержка в самоопределении. В лагере же за две недели дети смогут попробовать себя в разных профессиях, а рядом будут психологи, которые всегда смогут дать им обратную связь, и практики, которые многое расскажут и многому научат. Кроме того, атмосфера будет досуговой: никаких серьезных обязательств. Все должно идти от души, а не от наставлений. Это мы считаем важным и интересным мотивационным компонентом нашего лагеря.

Они думают: «Почему он смог, а я не могу?»

Екатерина Саулина: Для подростка, который хочет начать чем-то заниматься, важно, чтобы вокруг были сверстники-единомышленники, которые вместе с ним этим «болеют». Например, школьник приезжает на iСмену и видит там 30 ребят с таким же интересом. Он испытывает совершенно потрясающие ощущения, дающие желание развиваться в этой области. Вокруг этого начинают завязываться дружеские отношения, переписка. Я вижу задачу лагеря не только в погружении в профессию, но и придании мощного мотивационного стимула двигаться дальше.

Например, один из экспертов, который должен к нам приехать — это мальчик, который уже в 11 классе сделал специальное устройство — протез, который переводит язык глухонемых в текстовый формат. Встреча с такими людьми для школьников открывает новые возможности. Они думают: «Почему он смог, а я не могу?». И тоже могут заняться подобной работой.

Екатерина Саулина: Формирование проектов — это такая игра внутри лагеря. Собираются группы до 5 человек и проживают разные стадии проектной жизни — от идеи до презентации результатов под руководством специалистов. Психологам становится понятно, к какой деятельности у ребенка есть больший потенциал: он — генератор идей, организатор, исполнитель или эксперт, какая компетенция у него развита больше.

Я много занималась проектами для детей именно в тренинговом ключе, связанными именно с коммуникацией и лидерством. Этот лагерь видится мне интересным сочетанием возможности погрузиться в профессию и получить необходимую для подростка психологическую поддержку его личности, потому что ему необходимо уверенно себя почувствовать, не только понять, к чему у него есть интерес, но и понять свои возможности: «Оказывается, я могу организовывать, разрешать конфликты в своей проектной группе, я теперь знаю технологию креативного мышления и могу преодолеть ситуации, когда у меня нет идей, и сделать так, чтобы они появились». Для подростка это очень важно. В чем суть подростка? Потерпел неудачу — мотивация к деятельности пропала. Добился успеха — мотивация появилась. Наша задача — открыть для них ресурсы для успешной деятельности.

Николай Пряжников: Это могут быть игры с большой группой, похожие на тренинги. Особенности моих игровых методик — это карточные технологии. В настольных играх используются элементы этих карт, могут быть расклады из карточек. Опыт показывает, что они эффективнее, чем компьютерные игры. Даже многие программисты отказываются переводить их в электронный формат, потому что в нем получается меньше живого общения. А в лагере есть такая возможность: в игре по этапам мы проигрываем целую жизнь, и в контексте этой жизни обсуждается все, что связано с профессией и семьей. В школе и даже в профориентационных центрах такого общения не получается, потому что клиенты приходят с настроем «подайте нам рекомендацию». Профориентацию понимают как необходимость сделать выбор. А выборов, на самом деле, может быть много.

Николай Пряжников: Многие люди ограничиваются только выбором профессии. Но есть еще и выбор жизненной позиции, под которую мы выбираем профессию. Есть еще вопрос о ресурсах: какие ресурсы помогают достичь успеха? И что такое успех вообще? Это ведь не только деньги. Важнейший ресурс — это воля. Когда у ребенка что-то не получается в игре, он начинает расстраиваться, валять дурака, делать что-то намеренно плохо. Это лучше всяких диагностик: он видит себя в сложной ситуации. Если грамотно с ним работать, можно помочь формировать самообладание, готовность мобилизоваться в сложной ситуации, которая обязательно пригодится в карьере. Просто выбрать, куда поступить — это, конечно, важно, от этого нельзя «отмахиваться», но есть и масса других аспектов, о которых в условиях лагеря можно поговорить.

Алексей Серебряков: Игра — это еще один вклад в понимание себя и своего предназначения.

Николай Пряжников: Традиционно считается, что профориентацию нужно проводить в 8-9-10-11 классах. Однако многие школьники, проходящие профориентацию в старших классах, спрашивают: «А где же вы раньше были?». Пока они маленькие, им нужно пробовать себя в разных сферах, а в рамках одной сферы — в разных ролях. Возьмем науку: одни порождают идеи, другие решают организационные вопросы, третьи — бизнес-задачи. Нельзя представлять себе науку только как сообщество людей, порождающих идеи. Есть такое правило: больше трех гениев не должны собираться вместе — они перегрызутся. В играх дети попопробуют себя, почувствуют, какие из ролей им им ближе. Некоторые считают, что нужно начинать еще с дошкольного возраста, но такое начнется, когда у нас появится время и сложится немного другое отношение к образованию. Так что 12 лет — это нормальный возраст. Боюсь, нам даже придется «ломать» стереотипы у тех, кому исполнилось 12-17 лет. Им хочется конкретики, а в лагере можно размышлять более свободно, чем они привыкли. Важно понять, что сам выбор — это просто элемент профориентационной работы. Гораздо важнее — подготовка к выбору, которая предполагает размышление почти обо всем. Какое место я займу в этом мире? А образование, карьера — это всего лишь скромные средства реализации жизненной позиции.

Екатерина Саулина: Один из аспектов выбора профессии — это интересы. Я часто наблюдаю родителей, которые говорят: «Мой ребенок ничем ярковыраженно не интересуется. Он любит сидеть за компьютером, заниматься спортом. Непонятно, кем ему стать?» Это означает, что у ребенка не произошел процесс перебора разных видов деятельности для того, чтобы его задатки встретились с его мотивацией, с его интересом. Поэтому чем младше ребенок, тем больше сфер деятельности ему надо попробовать. Когда он станет старше, ему нужна будет более узкая направленность, и он внутри одной лагерной смены сможет разобраться, что ему нужно.

в семье должен складываться более сложный сценарий выбора профессии, а не «папа был инженером, значит и сын должен быть»

Алексей Серебряков: Начиная с начальной онлайн-диагностики и заканчивая финальной презентацией проекта, мы отслеживаем траекторию пути каждого школьника. После этого мы делимся увиденным с каждый родителем. Родитель — очень важный субъект при принятии решений, и без него редко обходится профориентационный выбор. Мы хотим донести до родителей, что в семье должен складываться более сложный сценарий выбора профессии, а не «папа был инженером, значит и сын должен быть». Еще один аспект, о котором я хотел бы сказать — в кратких профориентационных мероприятиях часто консультант подводит итоги чрезмерно догматично. В лагере мы стараемся дать ребятам еще и некие инструменты самоопределения. Итог лагеря — не заключение «он будет химиком в области нанотехнологий». Итог должен быть таким, чтобы школьник понял, как делать выбор, понял, что это на всю жизнь, и получил компетенции, которые позволяют ему самому принимать решения.

Николай Пряжников: Это очень важная идея — не только порекомендовать, но и чему-то научить — хотя бы мимнимуму таких средств, как самопознание, выбор и планирование своей жизни. Может, он сразу не поймет, как ему это пригодится, но это хотя бы немного отпечатается в его памяти и потом будет всплывать.

Екатерина Саулина: Для этого и существуют тренинги по трем блокам: коммуникативные, тренинги по управлению временем и стратегическому планированию и тренинги по интеллектуальной продуктивности. Большой акцент делается не столько на то, чтобы думать самому, сколько уметь это делать вместе с другими. Кроме того, важен навык самопрезентации: нужно уметь рассказать о своих идеях так, чтобы заинтересовать других.

Алексей Серебряков: В каждой смене примут участие психологи и тренеры, которые будут работать со школьниками, непосредственно проводить тренинги и отвечать за психологическую безопасность детей. Будут и профильные специалисты, которые помогут детям погрузиться в свою профессиональную среду. Например, в бизнес-смене будут маркетологи, специалисты по управлению проектами и финансами. У нас достаточно сложные критерии подбора специалистов: нужно, чтобы у них были весомые достижения и определенный уровень признания. Например, на iCмену приедет Юрий Рудольфович Нордгеймер, у которого два высших образования — техническое (ИТМО) и психологическое (кандидат психологических наук в области работы с детьми). Все наши специалисты имеют опыт работы с детьми школьного возраста и студентами. В каждой смене пройдут мастер-классы «VIP-эксперты» — признанных специалистов в своей области, которые, например, расскажут детям о том, что такое радиобиология и почему она сейчас актуальна, или о том, что такое управление финансами на глобальном уровне и кто этим занимается. Таким образом, дети будут общаться с психологами, специалистами внутри смены и экспертами.

Екатерина Саулина: Детские психологи поддержат подростков в разных ситуациях их проектной профессиональной жизни. У них может быть и идейный кризис, и кризис отношений внутри команды, и другие сложности, которые происходят в реальных компаниях и в бизнесе. Задача психологов — их поддержать и показать, как такие кризисы преодолеваются.

Читайте также: