Почему женщины не работают на мужских профессиях

Опубликовано: 04.07.2024

Быть ли белгородкам дальнобойщицами и авиатехниками

С кувалдой и монтировкой. Нужны ли женщинам мужские профессии
Фото: Владимир Юрченко (архив)

Минтруд предлагает сократить список неженских работ. «БелПресса» узнала, что об этом думают белгородки, работающие в мужских профессиях, и готовы ли мужчины потесниться.

Баннер телеграм Белпрессы

Деление профессий на женские и мужские не условность. Россиянкам официально запрещены 456 опасных и вредных работ. Этот перечень, который действует ещё с 1974 года, в министерстве решили сократить до 98, чтобы женщины могли легально устроиться на мужскую работу и соответственно зарабатывать. Хотя вопрос о вредности профессий спорный: кто поручится, что труд, к примеру, учителя легче, чем у механика?

Эра сварщиц и торфозаготовщиц

Настоящий расцвет феминизма наша страна переживала в 1930-е. Были целые бригады бетонщиц, каменщиц, сварщиц, разнорабочих, торфозаготовщиц, заготовительниц леса. Советские делегатки, орденоноски, бригадирши, стахановки и даже рабкорки (внештатные корреспондентки газет и журналов из числа рабочих) ставили трудовые рекорды наравне с мужчинами.

Великая Отечественная война бросила в одинаково тяжёлые условия всё работоспособное население. Да и после Победы мужчин по‑прежнему сильно не хватало и всё держалось на женских плечах.

На государственном уровне об облегчении трудовой участи женщин задумались только в 1974-м. Тогда утвердили первый перечень тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями. Продиктован он был исключительно заботой о здоровье, точнее о репродуктивной функции.

Документ стал основой ныне действующего перечня. В феврале 2000 года его подписал тогда ещё председатель правительства Владимир Путин. Вальщицы леса, асфальтобетонщицы, трактористки, водительницы автобусов и большегрузов, слесари (или слесарки?) и многие другие остались в прошлом. Хотя с развитием технологий многие профессии наоборот из опасных перекочевали в неопасные. Пришло время пересмотреть взгляды и переработать перечень. Это отнюдь не победа феминизма, а экономическая необходимость.

К примеру, предприятия в моногородах из‑за оттока мужского населения на некоторые вакансии вынуждены брать женщин. Но в их трудовых книжках не указывают истинную должность, в итоге работницы лишаются выплат за вредные условия и надбавок к пенсии.

Мы решили узнать, что думают белгородцы о разделении профессий на женские и мужские.

Виталий Шеин: Травмоопасные профессии – не для женщин

С кувалдой и монтировкой. Нужны ли женщинам мужские профессии - Изображение

— Инициатива о том, включать ли профессию в перечень, исходит от профсоюзов, – рассказывает замначальника управления по труду и занятости населения Виталий Шеин. – Перечень создали не для того чтобы ущемить женщин в правах, а наоборот, чтобы защитить их от тяжёлого и вредного труда. С 1970-х изменилась не только экономика, но и порядок оценки условий труда. В советские годы её как таковой и не проводилось. Вот типовая профессия крановщика, и неважно: на стройке или на ГОКе, хотя условия труда совершенно разные. Сейчас для каждого рабочего места проводят индивидуальную оценку условий труда: свет, шум, вибрация, влияние химических факторов и прочие. По итогу выставляют оптимальные, допустимые, вредные или опасные условия труда. Если работодатель готов создать допустимые условия труда, то даже в неженских профессиях могут работать женщины.

— Нужно ли вообще делить работы на женские и неженские?

— Вопрос в том, готов ли работодатель взять на себя определённые риски несчастных случаев и возможных профессиональных заболеваний. Если готов, а женщина согласна на предлагаемые условия труда, никто не будет препятствовать.

— А лично вы готовы пустить женщин в неженские сферы?

— Зависит от условий работы. Но есть профессии, в которых высок риск травмы для самой женщины и тех, кто рядом. По таким профессиям я поддерживаю запрет.

Олег Трофимов: Оставьте вредные профессии мужчинам

Перечень ещё обсуждается, но позиции по гражданской авиации останутся неизменны. Женщинам нельзя быть авиамехаником и техником, парашютистом, техником по ГСМ и оператором заправочных станций. Им остаётся только внутренняя уборка самолётов.

— За 31 год работы я не встречал женщин-техников или механиков. Постановлением правительства с 2002 года эти профессии женщинам запрещены. Училища не принимают девушек на эти специальности, поэтому до трудоустройства не доходит, – рассказывает начальник инженерно-авиационной службы аэропорта Белгород Олег Трофимов. – Не все работы можно выполнить в ангаре, поэтому механики и техники работают на улице. Они поднимаются на подъёмнике к двигателю, а это выше 15 метров, в дождь, снег, ночь, там невероятный шум. Если надо что‑то поменять, приходится поднимать тяжести, агрегаты весят немало. Персонал дышит испарениями от вредных жидкостей и смазок, выхлопными газами самолётов. В работе масса стрессовых ситуаций, иногда решения надо принимать очень быстро. Многие мужчины не выдерживают такой эмоциональной нагрузки.

— Как вы считаете, нужно ли женщинам официально разрешить работать в тех профессиях, в которых они хотят?

— Разграничение должно быть, тяжёлые и опасные профессии надо оставить мужчинам. Есть женщины-пилоты, и к нам прилетают, но к пилотам другие требования, а инженерно-техническая служба очень сложная, я не готов пустить в неё женщин.

Любовь Артебякина: Никогда на лёгких работах не работала

Любовб Артебякина
Любовб Артебякина / Фото: Ирина Дудка

Любовь Артебякина из села Бубново Корочанского района в 1970–80 годах работала токарем и слесарем. Судя по перечню, женщинам нельзя работать на токарном станке вручную и разбирать и ремонтировать карбюраторы, но об этом Артебякина никогда не слышала.

«В 1972 году три месяца отучилась и пошла токарем, – показывает она трудовую. – Муж работал токарем, ну и мне предложил, там же в выходные, праздники отдыхаешь. Не то что дояркой. Я и пошла».

В токарном цеху было12 работников в две смены, из них две девушки. Дядя Коля учил Любу не бояться токарного круга: наладит, покажет и садится покурить, а она практикуется резцы ботвоуборочной машины точить. Через два года вторую смену токарей сократили, и Любовь Ильинична перешла в слесари.

— Я очень тяжёлую работу делала: разбирала режущие аппараты ботвомашин. Поднимаешь, на стол кладёшь, гайки раскручиваешь, вал железный с размаху бах! И по контейнерам: что в токарный, что в кузнечный, что в сварочный цех. Мужики нормально относились: когда не выбью вал, попрошу – помогут. Оплата сдельная, надо было шевелиться, чтобы заработать. Да, мужская работа, ну и что? Работала 15 лет и дальше б работала, если б не сократили. Пришёл новый управляющий, и нас, обеих женщин, сократил.

— Потому что тяжёлая работа?

— Да гляди‑ка – тяжёлая, кто там о нас беспокоился! В сельхозтехнике вся работа мужская, раз сама пожелала – работай. Какие там поблажки?! А как сократили, я пошла лесокультурницей в лесничество. Сажала саженцы, семена собирала, сучья рубила, веники вязала. И везде сдельная работа, ох и тяжело! Да и что в колхозе легко? Бурак полоть? Коров доить? В столовой школьной 118 детей накормить, из колонки воды наносить? Я никогда на лёгких работах не работала.

Алексей Есауленко: Пусть каждый выбирает профессию по силам

Помимо опасных и физически тяжёлых, в списке неженских – раскройщики кожевенного сырья, сортировщики изделий, полуфабрикатов и материалов, чистильщики изделий. В коллективе староосколького ателье «Обувная клиника» работает десять женщин.

«Раньше кожу раскраивали все вручную, это действительно физически тяжело, – говорит руководитель ателье Алексей Есауленко. – Сейчас раскрой деталей производят прессы или автоматические раскройные комплексы. Вручную делают только по индивидуальным заказам, а это совсем другие масштабы. Поэтому я не могу сказать, что раскройщики кожи – тяжёлая профессия, её можно убрать из списка неженских. Думаю, вообще не стоит делить профессии. Пусть каждый выбирает по своим силам».

Александр Щербаков: Нельзя женщин списывать

Александр работает в МЧС водолазом 15 лет. Суть его работы – это дайвинг. Только, в отличие от туристов, которые так развлекаются на море, Александр опускается на дно за другим: найти тела утонувших людей, поднять автомобили или лодки. Всё это – под давлением воды и в тяжёлом снаряжении.

«В основном ходим по дну, до 20 км в день, бывает. Там грязь, ил, много мусора, темно и холодно. Работаем в любое время года. Чаще всего используем полутяжёлое снаряжение – 50 кг, но бывает, нужна и трёхболтовка, а она 60–70 кг – это такой скафандр, как на старых фотографиях.

В профессии спасателя опасность присутствует всегда. Я испытываю страх при каждом спуске и не поверю, если человек говорит, что не боится. Есть и женщины в нашей профессии. В Ростове мы проходили обучение, там была целая женская команда водолазов. Они работают в таких же условиях, с тем же снаряжением и не хуже ребят. На мой взгляд, женщины больше перестраховываются, прежде чем что‑то сделать, они даже за рулём аккуратнее. Так что нельзя их списывать. Если профессия интересна, почему бы и нет? Пусть каждый занимается тем, чем хочет».

Лидия Найдёнова: Я против запретов

Лидия Найдёнова
Лидия Найдёнова / Фото: Иван Жуков

Лидия Петровна – водитель грузовика. Её шофёрский стаж – 43 года. Профессия эта нравилась с детства, может, потому что родилась на колёсах, в телеге. Устроилась работать в автолавку продавщицей, но поняла, что очень хочет водить сама. Пошла на курсы при Корочанском автотранспортном предприятии. За полгода вызубрила ПДД и устройство машины. Получила права 9 января 1978 года и на следующий день выехала в первый рейс – в Москву. В те годы женщины за рулём встречались редко, а на грузовике – никогда.

«У меня была трёхтонка. Мужчины всегда с уважением относились, старались помочь, подсказать. И не только ребята, с которыми работала. В тот первый рейс приехали мы с напарницей-экспедитором в Москву за комплектующими и не знали, как до Рязанского проспекта добраться. Остановились у поста ГАИ, рассказали, и нас сопроводили до места. Много раз приходилось в дороге самой ремонтироваться, но водители всегда приходили на выручку, мне вообще в жизни везёт с хорошими людьми».

Лидия Петровна и сейчас занимается перевозками, но сама за рулём редко, в основном муж.

«Я против запретов. Пусть каждый человек занимается тем, к чему лежит душа, что ему дано богом. Я шла на работу как на праздник, хотя приходилось и ящики таскать тяжёлые, и на холоде лежать под машиной, ремонтировать. Но свою профессию я не променяла бы ни на какую другую. Едешь и видишь каждый день изменения: как трава выросла, какой закат, это такое удовольствие!»

Шофёрский стаж Лидии Петровны 43 года
Шофёрский стаж Лидии Петровны 43 года / Фото: из личного архива

А как у них

В Китае женщинам закрыты горная инженерия и штурманское дело, запрещено их даже изучать.

Во Франции запрещено поднимать больше 25 кг руками и больше 45 кг с помощью подъёмных устройств, поэтому женщине не устроиться почтальоном, курьером или в сферу логистики.

В Аргентине женщины не могут работать машинистами электропоездов, пожарными, на производствах со взрывоопасными, легковоспламеняющимися и коррозийными материалами, перегонкой спирта, калибровкой и полированием стекла, выделением токсичных испарений и на погрузочно-разгрузочных работах.

В Белоруссии в списке неженских 182 профессии: лесоруб, кузнец, дальнобойщик, сортировщик шкур, плотник и другие.

На Украине для женщин закрыты 450 профессий, в Казахстане – 299, в Молдавии – 29.

i-7

В конце января 2017 года правительство анонсировало пересмотр списка профессий, на которых запрещено использование женского труда. Составленный более 40 лет назад, он был вновь утвержден вначале 00-х лишь с небольшими изменениями тогдашних правителей. В него, как и раньше входит более 450 специализаций, подавляющее большинство которых – это профессии, требующие использования физического труда или вредные для женского здоровья и репродуктивной функции. Но за прошедшие с тех пор 17 лет многое изменилось, в Минтруда, например, уверены, что промышленность стала гораздо менее вредной.

Вместе с тем масса представительниц женского пола сетуют на то, что само наличие такого списка – откровенная дискриминация, хотя чиновники, без тени сомнений называют его одним из аспектов охраны материнства. В преддверии Международного женского дня Карьерист.ру решил выяснить, многие ли представительницы прекрасной половины готовы работать в мужских профессиях, и насколько подобное гендерное разделение вообще актуально сегодня. Напомним, первоначальный смысл 8 Марта состоял в борьбе женщин за равноправие в своих трудовых и прочих правах, о чем мы и хотим очередной раз напомнить.

Женщины, которые смогли

Перечень запрещенных для женщин профессий является прямым наследием советского прошлого – он был введен в законодательство еще в 1974 году и с тех пор практически не изменился. С момента его составления женщинам запрещалось работать в угольных и прочих шахтах, управлять поездами, ковать металл, заниматься обработкой древесины, забивать скот, быть в числе экипажа морских суден, заниматься водолазной работой и т.д. Сегодня чиновники согласны – многие из указанных в списке профессий стали куда более безопасными, и теперь можно поднять вопрос об актуальности гендерных трудовых ограничений. Еще в феврале в Минтруде рассказали, что занимаются обсуждением этого вопроса с профсоюзами и представителями крупного бизнеса. Параллельно с этим ведется экспертная работа – медики определяют влияние профессиональных факторов в отраслевом разрезе.

Невзирая на прямые запреты, отдельным представительницам прекрасного пола все же удалось побороть эту, по их мнению «несправедливость», и не только получить «мужскую» профессию, но и найти работу по ней. Благо, в исключительных случаях законодательство это позволяет: для допуска женщин к опасной работе, работодатель обязан создать для такой сотрудницы безопасные условия, после чего переаттестовать рабочее место.

i-4

Одной из таких героинь, которой удалось сломать сложившиеся стереотипы, стала Оксана Шевалье – единственная в столице женщина-водолаз. В самом спасательном ведомстве женщин достаточно, но всех их не выпускают дальше кабинетов и бухгалтерии, а вот Оксане удалось. Чему, правда, способствовало ее спортивное прошлое, многолетняя подготовка в школе каскадеров и сотни часов обивания порогов чиновничьих кабинетов. МЧСники не могли понять, почему хрупкая с виду девушка желает работать водолазом поисково-спасательной станции. Но после сдачи физических нормативов и экзаменов сомнения отпали, и Оксане разрешили занять желаемую позицию. Чтоб не нарушать нагрузочные нормативы, по которым женщинам нельзя поднимать тяжести более 10 кг, она использует облегченный водолазный костюм, где самое тяжелое – это 7-киллограмовые баллоны. При этом в рамках профессионального развития она регулярно пересдает экзамены и обучается новым профессиям.

Второй такой героиней можно считать Анну Шпенову из Санкт-Петербурга, которая является единственной женщиной-пожарным в России. Попав в общество пожарных и спасателей в 25 лет, Анна и не думала приобретать столь уникальную для женщин профессию, но отличная физическая подготовка и офицерская выдержка, доставшаяся ей от родителей, сделали свое дело. Попав в пожарную часть, Анна долгое время сидела «на подмене» и отвечала на телефонные вызовы, но по мере вникания в дело и сдачи профессиональных экзаменов ее стали брать на настоящие пожары. В одном из таких случаев в ноябре 2014 года Анна спасла жизнь двум женщинам, за что получила медаль «За отвагу при пожаре».

Те, кому не повезло

Впрочем, описанные случаи – не более чем исключение из правил – работодатели практически никогда не идут на уступки женщинам, которые хотят работать наравне с мужчинами. Даже если те прикладывают титанические усилия, как, например, самарчанка Светлана Медведева. В 2005 году девушка окончила Самарский речной техникум по специальности «Судовождение на ВВП и прибрежное плавание». После третьего и четвертого курса Светлана успешно прошла производственную практику, сначала получив квалификацию матроса-моториста, а после – техника-судоводителя, что подтверждают имеющиеся у нее дипломы. Но несмотря на них, устроиться на работу по специальности ей мешает ранее озвученный перечень. Мол, такая работа потребует от нее тяжелых физических нагрузок, в том числе и в машинном отделении, в которое допуск женщин запрещен.

Но девушка не сдавалась: она прошла все российские судебные инстанции, обращалась к президенту, в Минтруд, Минтранс, Минздрав и многие другие инстанции, ее ходатайство было подписано даже руководством ее потенциального работодателя, но какого-либо положительного результата это не дало. В 2016 году Светлана добралась до Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Он, рассмотрев обращение девушки, признал правительственный перечень противоправным и дискриминационным. Эксперты пришли к выводу, что сам факт деления профессий на женские и мужские – это отражение устоявшегося общественного стереотипа о гендерных ролях, что является прямой дискриминацией. Но даже при наличии заключения ООН российские суды не признают противоправность отечественного законодательства, продолжая отказывать девушке.

i-5

Не менее показательным является опыт Анны Клевец, которой 8 лет назад отказали в приеме на работу на должность помощника машиниста петербургского метро. Причиной стал все тот же правительственный список. Мол, работа в управлении составом метро является эмоционально тяжелой для женщин, что негативно отразится на их здоровье. Помимо этого детородной функции якобы угрожают ночные смены, жесткий график, работа под землей, повышенная зашумленность, низкая освещенность и т.д. Этот отказ Анна дважды обжаловала в Верховном суде, но его, сославшись на постановление правительства, признали законным. По этой причине в 2012 году девушка обратилась уже в Конституционный суд, но тот жалобу рассматривать отказался.

Хотя до появления указанного перечня женщин без проблем брали на работу машинистами метрополитена – сказывалась послевоенная нехватка мужчин. Более того, каких-либо научных доказательств вреда особенностей метро на репродуктивную функцию женщины попросту не существует – исследований никто не проводил. Нет, высокие нагрузки, конечно, негативно отразятся на здоровье беременных женщин, но их влияние, так сказать, «на перспективу» деторождения полностью не изучено.

Профессия – материнство

Требование о пересмотре российского перечня «неженских» профессий уже несколько лет предъявляет Международная организация труда. Там в первую очередь говорят про необходимость исключения позиций, которые внесены туда на основании сложившихся в обществе стереотипов, а не в результате реально проведенных исследований вреда. Учитывая тот факт, что за последние 40 лет многие производственные технологии были автоматизированы, ряд работ может быть без вреда здоровью выполняться и женщинами. Специалисты говорят про несбалансированность ситуации на рынке труда: в то время как множество профессий уже давно перестали быть вредными и при этом находятся в перечне, ряд существующих на рынке специальностей никто и не думает туда вносить, несмотря на их очевидный вред здоровью. Например, профессия маляров – ввиду низкой зарплаты малярами работают чаще всего женщины, хотя при этом им приходится постоянно дышать краской, что не может благоприятно отражаться на их здоровье.

i-6

Более того, вредные профессии способны нанести ущерб здоровью в равной степени как мужчинам, так и женщинам, ввиду чего гендерное деление, по мнению правозащитников, нелогично. Защитники трудовых прав женщин уверены, что людям необходимо предоставлять право самостоятельно определять допустимую степень вреда для своего здоровья, когда они выбирают ту или иную профессию. Конституция России предоставляет гражданам равные трудовые права, независимо от полового признака, и их соблюдение не может быть привязано к абстрактным понятиям материнства и вреда для репродуктивной функции. В преддверии 8 Марта этот вопрос приобретает особу актуальность, ведь именно за это боролись Роза Люксембург и Клара Цеткин.

Правозащитники считают, что способность к размножению вообще не должна стоять в качестве одного из аспектов для приема на работу. Во-первых, среди трудящихся женщин огромная часть уже давно стала матерями и не планирует больше рожать, во-вторых, многие по субъективным причинам не собираются этого никогда делать – благо в России роженицами принудительно не становятся. Тем не менее законодательство продолжает диктовать женщинам модель их поведения в обществе, ограничивая их в распоряжении собственными способностями и здоровьем. Остается надеяться, что высказанные ранее инициативы Министерства труда будут воплощены в жизнь, и женщины смогут полноценно реализовывать себя на трудовом поприще, в первую очередь как профессионалы, а не как представительницы прекрасного пола.

Испокон веков считалось, что женский удел – заботиться о доме, растить детей и вести хозяйство. Мужчина же представлялся добытчиком, ответственным за выполнение тяжелой работы. Актуально ли это в современном мире? Или грань между «мужским» и «женским» стерлась?

Традиционные женские специальности

Данные рекрутинговых агентств говорят о том, что сегодня практически все профессии могут освоить как женщины, так и мужчины. Однако есть традиционные должности, которые в большинстве своем занимают представительницы слабого пола:

  • воспитатель;
  • нянечка;
  • швея;
  • медсестра.

Существуют определенные стереотипы, касающиеся пола работника, которые не подкреплены никакими физиологическими обоснованиями. Например, принято, что функции офис-менеджера должны выполнять девушки, а водителем такси может быть исключительно мужчина. Кроме того, часто работодатели ищут сотрудника не только конкретного пола, но даже возраста. Постепенно границы расширяются, но факт остается фактом.

Популярные женские специальности

На сегодняшний день самыми популярными женскими профессиями являются:

  • продавец-кассир;
  • бухгалтер;
  • офис-менеджер;
  • парикмахер;
  • мастер маникюра.

Особенностью нашей страны является то, что многие должности, которые за рубежом считаются подходящими для обоих полов, у нас относят преимущественно к женским. Например:

  • бортпроводник;
  • официант;
  • учитель;
  • оператор колл-центра;
  • экономист;
  • продавец-консультант.

Если за границей, такую работу повсеместно выполняют и мужчины, у нас это скорее исключение, чем правило. Кроме того, в России представительницы женского пола ассоциируются со сферой гостеприимства и туризма. Говоря о турагенте, сотруднике ресепшен и экскурсоводе, мы представляем женщину.

Женщины в нестандартных профессиях

В то же время есть профессии, которые предназначены в основном для мужчин. Даже окончания их названий не оставляют женщинам шансов:

  • водитель такси;
  • токарь;
  • крановщик;
  • летчик;
  • дальнобойщик и т.д.

Однако борьба за равноправие не прошла незамеченной – все больше девушек поступает на технические, строительные, инженерные специальности. А в таких сферах, как политика, юриспруденция, менеджмент женщины уже давным-давно освоились и чувствуют себя полноправными членами.

Известны примеры очень необычных профессий, в которых дамы добились больших успехов:

  • Наталья Рогозина является многократной чемпионкой мира, Европы и России по боксу. Многих девушек может шокировать ее прозвище – мисс Кувалда. Однако она его ни капли не стесняется.
  • Лиза Кулли из Канады стала одной из первых женщин-дальнобойщиков. Несмотря на миниатюрные размеры, она может без труда заменить колесо или отремонтировать фуру.
  • Первой женщиной – капитаном корабля стала Анна Щетинина. Свою карьеру она начинала на должности матроса и смогла вырасти до капитана уже к 27 годам.
  • Сьюззи Вольфф является пилотом Формулы-1. Впервые она участвовала в соревнованиях в далеком 1992 году, а сегодня является тест-пилотом группы «Уильямс».
  • Джорджия Босколо – единственный венецианский гондольер среди 424 мужчин. Она решила пойти по стопам папы и выдержала множество испытаний, чтобы получить возможность заниматься любимой работой.

В последнее время представительницы прекрасного пола стали составлять конкуренцию мужчинам в таких областях, как:

  • ремонт автомобилей;
  • строительные работы;
  • управление токарным оборудованием;
  • инженерные работы.

С течением времени в разделении профессий на «мужские» и «женские» происходят серьезные изменения. Причем это характерно для обоих направлений. Не только женщины переходят в мужские профессии, но мужчины в женские.

Мужчины в женских специальностях

Сегодня и мужчины могут «найти себя» на традиционно женских должностях. Например, уже почти все привыкли видеть представителей сильной половины человечества в качестве:

  • стилистов;
  • парикмахеров;
  • дизайнеров;
  • бортпроводников;
  • учителей младших классов.

Это уже не говоря про огромное количество продавцов, консультантов, кассиров и т.д. Сегодня каждый может найти применение своим способностям и талантам.

Профессии для мужчин и женщин

На сегодняшний день большинство специальностей доступны и женщинам, и мужчинам. Конечно есть сферы, где требуется мужская сила, но это, пожалуй, больше исключение, чем правило.

Крупные биржи труда приводят данные о том, какие должности занимают поровну мужчины и женщины. К ним относятся:

  • юристы;
  • психологи;
  • повара;
  • маркетологи;
  • программисты;
  • ювелиры;
  • специалисты по подбору кадров.

Не уступают дамы и в сферах научных разработок, исследований в областях физики и биологии. Они точно также делают серьезные открытия и пишут научные работы.

Конечно, встретить женщину-шахтера, монтажника, сварщика, лесоруба, моряка или слесаря до сих довольно трудно. Но постепенно грань все больше стирается. И возможно, в скором будущем этим уже будет никого не удивить. Ведь какое-то время назад трудно было себе представить, что представительница слабого пола может руководить корпорацией. А сегодня – это вполне обыденно. Женщины даже занимают пост главы некоторых государств.

Alfred T. Palmer

В Министерстве труда намерены пересмотреть список должностей, на которые нельзя привлекать женщин. Утвержденный в 2000 году правительственный перечень внушителен: в него входит более 450 специальностей, по большей части связанных с использованием физического труда и повышенной концентрацией внимания. В ведомстве решились на пересмотр из-за того, что за прошедшие 17 лет производство стало более автоматизированным. Некоторые женщины считают ограничительный список дискриминацией, однако в Минтруде не разделяют эту точку зрения и связывают запрет на работу по «мужским» специальностям с охраной репродуктивного здоровья будущих матерей. «Лента.ру» узнала, многие ли представительницы лучшей половины готовы идти в «традиционно мужские» профессии, и нужно ли вообще такое деление в профессиональной среде.

Список «неженских» профессий достался нам в наследство от СССР — составленный в 1974 году перечень не претерпел заметных изменений. Документ ограничивал работу женщин в шахтах, в экипажах судов, машинистами поездов, кузнецами, плотниками и забойщиками скота. В Минтруде не исключают, что некоторые из 456 профессий с тех пор стали менее опасными, а значит — запрет на работу для женщин уже не так оправдан. В ведомстве не готовы пояснить, какие именно профессии будут вычеркнуты из списка. «Мы сейчас актуализируем этот перечень при помощи работодателей и профсоюзов. С другой стороны, работаем с экспертами из медицины труда по определению профессиональных факторов, которые могут повлиять на репродуктивное здоровье женщины», — пояснили «Ленте.ру» в пресс-службе Минтруда.

Вопреки существующим ограничениям, в России есть женщины, которым удалось устроиться на «мужскую» специальность. В единичных случаях работодатели соглашаются на это из-за оговорки в перечне: там сказано, что женщину можно взять на опасную работу, если созданы безопасные условия для ее труда. В МЧС трудится много женщин, но почти все они занимаются кабинетной работой. Пожарных и спасателей среди них можно пересчитать по пальцам. Оксана Шевалье работает водолазом поисково-спасательной станции в Строгинской пойме. Она единственная женщина, которую приняли на эту должность в Москве. «Мое желание восприняли как некую прихоть, этакое развлечение. Мужчины не могли сложить в голове этот пазл. В их понимании моя роль была явно лишней и ненужной. Приходилось заниматься волонтерской работой на добровольных началах, но это уже было частью моей жизни, ступенькой к намеченной цели», — рассказала она.

Оксана Шевалье

Ограничения устанавливают норму физической нагрузки для женщин: в час нельзя поднимать и переносить более десяти килограммов. «Водолазный костюм, так называемый "трехболтовый", который долгое время использовали водолазные подразделения, весит более 70 килограммов. Там только на каждой ноге по семь килограммов утяжелителей, на груди свинцовая пластина на 15 тянет, медный шлем тяжеленный. Но сейчас баллон с кислородом — самая тяжелая часть оборудования — весит всего семь кило, так что нормы не нарушаются», — объяснила Оксана.

Впрочем, начальство далеко не всегда готово идти навстречу женщинам, которые решили посвятить себя мужской профессии. Примечателен пример жительницы Самары Светланы Медведевой: четыре года она обучалась вождению водного транспорта в колледже, но получить диплом так и не смогла. Ей отказали в прохождении производственной практики в машинном отделении судна на основании правительственного перечня. Запрет связан с тяжелыми физическими нагрузками и повышенным уровнем шума — все виды работ в машинном отделении женщинам запрещены. Должность боцмана и шкипера также может занимать только мужчина, так как по долгу службы им приходится спускаться в машинное отделение.

Женщина не сдалась: несколько лет она пыталась отстоять в суде свое право стоять у штурвала и дошла до ООН. В марте 2016 года международный комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин рассмотрел ее жалобу и признал нарушением прав само существование подобного списка. В решении комитета сказано, что деление профессий на «женские» и «мужские» нарушает принцип равенства полов, гарантированный российской Конституцией. Более того, влияние работы на судне на репродуктивное здоровье не доказано наукой. Эксперты ООН установили, что запрещенный список отражает «устойчивые стереотипы, касающиеся ролей и обязанностей женщин и мужчин в семье и в обществе», а они, в свою очередь, угрожают «социальному статусу женщин, их образованию и перспективам карьерного роста». Однако эти выводы не помогли Светлане подняться на мостик.


Не получилось и у петербурженки Анны Клевец отстоять в суде свое право работать машинистом в метрополитене. В 2009 году руководство подземки отказало девушке, сославшись на все тот же перечень: работа связана с высокими эмоциональными нагрузками, что губительно для женского здоровья, и постоянно меняющийся график, включающий ночные и дневные смены, а еще длительное нахождение под землей может отразиться на детородной функции. В администрации метро пояснили, что вибрации, шум и плохая освещенность тоже могут сказаться на здоровье будущей матери.

Анна дважды обращалась в Верховный суд, но там не признали за женщиной права на работу машинистом. В суде истица пыталась доказать, что подобное деление противоречит сразу и Конституции, и Трудовому кодексу, в которых гарантируются равные права для мужчин и женщин. Тем более что в метро на менее оплачиваемые должности — дежурных на станциях, уборщиц и билетеров — женщин берут вопреки перечисленным возможным рискам. В 1950-е годы из-за нехватки кадров в метро работали женщины-машинисты, вплоть до появления запретительного перечня в 1974 году.

Впрочем, научных доказательств того, что подобная трудовая деятельность сказывается на фертильности, нет. Безусловно, чрезмерные нагрузки вредны для женщины непосредственно в период беременности, но влияние сменных графиков и повышенных эмоциональных нагрузок на репродуктивное здоровье до конца не изучено. В Трудовом кодексе нет ограничений на работу женщин в ночные часы, например, в медицинских учреждениях, за исключением беременных и кормящих — то есть влияние этого фактора на репродуктивное здоровье в целом как бы не принимается в учет.

О необходимости пересмотра российского перечня последние несколько лет говорят эксперты Международной организации труда (МОТ), рассказывает директор «Центра социально-трудовых прав», доцент кафедры трудового права НИУ ВШЭ Елена Герасимова. В частности, МОТ настаивает на исключении из него профессий, которые попали туда на основе гендерных стереотипов. «С учетом изменившихся технологий женщины могут спокойно выполнять какие-то из этих работ. Ситуация не сбалансирована: многие вредные работы, наоборот, не находятся в списке, но женщины их выполняют. Например, на судостроительных заводах есть должности, связанные с обработкой и покраской деталей судна. Для их выполнения нужно скрючившись сидеть и дышать вредными испарениями, при этом работа считается неквалифицированной и малооплачиваемой. Работают на этих должностях в основном женщины», — отмечает юрист. В то же время находящиеся в списке специальности предусматривают надбавки, пособия и льготы.

Профессии, связанные с риском, могут нанести вред как женскому, так и мужскому здоровью, поэтому не стоит проводить разделение по гендерному признаку, считает общественный деятель, правозащитник Алена Попова. «Разделять профессии на мужские и женские в корне неверно. Каждый сам должен соотносить риски для своего здоровья и думать, устраиваться на эту работу или нет. Все знают, что во время Великой Отечественной войны женщины очень тяжело работали — и справлялись. Мужчины и женщины, безусловно, должны быть равны в трудовых правах, как это сказано в Конституции. У работодателя должно быть четкое обоснование вреда здоровью, которое наносит трудовая деятельность, чтобы граждане сами могли взвешенно принимать решение», — поясняет она.


Репродуктивное здоровье вообще не должно стоять во главе угла при приеме на службу: среди женщин, устраивающихся на работу, есть и те, кто уже обзавелся детьми или по различным причинам не собирается этого делать. «Женская репродуктивная функция, на которую делает упор государство при составлении подобных списков, вменена в обязанность. Но законодатель не может указывать женщине, что ей делать со своей жизнью и здоровьем. Мужчине никто не говорит, что такая-то работа может повлиять на его репродуктивную функцию, равно как никто не ставит ему в обязанность заводить детей. Если женщина хочет рожать и опасается, что специальность ей в этом помешает, она попросту не выберет такую профессию», — резюмирует Попова.

При участии Юлии Сапроновой, Анны Ким и Игоря Кривицкого

Фото:Oswaldo Rivas / Reuters

Иолаина Чавес Талавера (31), Никарагуа, сотрудница пожарной службы: «Когда я только начинала работать пожарным, мужчины, мои коллеги, думали, что я не продержусь долго и не выдержу тренировок. Однако на деле я показала им, что могу выполнять задания на том же уровне. Я считаю, что женщинам стоит бороться против мужского шовинизма в профессиональных сферах. В Никарагуа и испаноязычных странах он все еще распространен».

Фото:Nguyen Huy Kham / Reuters

Пхун Тхи Хай (54), Вьетнам, вместе с 25 женщинами работает на фабрике по производству кирпичей на окраине города Ханой, Вьетнам. Переносит на себе 3 тыс. кирпичей в день: «К сожалению, 54-летняя женщина вынуждена работать на кирпичном заводе, чтобы кормить семью. Занимаясь такой же работой, мужчины получают больше. Я не единственная женщина в поселке, которая работает в поте лица и не имеет при этом ни образования, ни страховки, ни будущего».

Фото:Muhammad Hamed / Reuters

Кавла Шейх (54), Амман, Иордания, слесарь-водопроводчик и сертифицированный тренер: «Домохозяйкам намного комфортнее, когда в отсутствие мужей на вызов сантехника приезжает женщина. Мне кажется, что для решения проблемы гендерного неравенства нужно во всех областях предоставить равные права и мужчинам и женщинам, а последние в свою очередь должны верить в свои способности и навыки, только так мы можем заставить поверить в нас других».

Фото:Григорий Дукор / Reuters

Мария Уваровская, Москва, Россия, пилот: «Женщины способны сделать многое для решения проблем гендерного неравенства».

Фото:Thomas Mukoya / Reuters

Кристин Акот (38), Найроби, Кения, художник по металлу: «У меня бывали случаи гендерной дискриминации на работе, когда я не получала контракты именно из-за того, кто я, и, возможно, из-за моего семейного положения. А мои женщины-коллеги не раз подвергались несправедливому обращению и даже эксплуатации из-за своего пола».

Фото:Navesh Chitrakar / Reuters

Янука Шрестха (25), Катманду, Непал, водитель тук-тука: «Нет никакой разницы, кто водитель — мужчина или женщина. Но на дороге всегда найдется кто-то, кто все время старается быть главным, особенно если видит, что водитель рядом — женщина. Иногда люди даже бранятся мне в спину. Если такое происходит, я остаюсь спокойной и начинаю работать еще усерднее, чтобы доказать, что я способна на то же, что и мужчины».

Фото:Dado Ruvic / Reuters

Лейла Селимович (34), Зеница, Босния и Герцеговина, реставратор мебели: «В моей стране это необычная для женщины профессия, но я не встречала пока никого, кто относился бы к этому негативно. Люди часто удивляются, но по существу заинтересованы только в том, чтобы работа была сделана хорошо».

Фото:Jason Lee / Reuters

Денг Кван (47), Пекин, КНР, занимается отделкой помещений: «Иногда бывают случаи дискриминации. Но с этим ничего не поделаешь. Ты просто перевариваешь это и идешь дальше».

Фото:Regis Duvignau / Reuters

Валери Перрон (53), Андернос-ле-Бен, Франция, ловит устриц: «Не нужно забывать, что женщины — это в том числе и матери, воспитывающие сыновей. В наших силах изменить отношение к женщинам, с детства прививая сыновьям понятия о равенстве мужчин и женщин. Мы должны формировать представление об этом с раннего детства. Мальчик может играть в куклы, а девочки с машинками».

Фото:David Mdzinarishvili / Reuters

Екатерина Квиливидзе (30), Тбилиси, Грузия, военный пилот: «Было сложно в самом начале, я чувствовала по отношению к себе некоторую иронию, цинизм. Я чувствовала, что они (мужчины) не принимают меня. Но, слава Богу, за последние 10 лет отношение в обществе поменялось, и сегодня женщина-пилот — это нормально».

Фото:David Mercado / Reuters

Элизабет Мамани (36), Боливия, журналист на радио: «Когда я начала работать, я чувствовала дискриминацию (от чиновников, которые контролируют допуск прессы на мероприятия). Чтобы противостоять дискриминации, мы, женщины, должны преуспевать в какой угодно сфере».

Фото:Carlos Garcia Rawlins / Reuters

Янис Рейна (30), Каракас, Венесуэла, помощник на АЗС: «Без сомнений, эта работа рассчитана на мужчин, потому что приходится всю смену стоять на улице, в грязи, масле, и всегда ужасно пахнет бензином. Мне пришлось перешить штаны от своей униформы, потому что они мужские и я в них выглядела странно, но я обожаю свою работу. Клиенты мне как родные, они приходят сюда каждый день, и те несколько минут, пока заполняется бак, мы болтаем. Они приходят каждый день потому, что чувствуют себя безопаснее, когда их обслуживает женщина. С такой трудной ситуацией, как у нас в Венесуэле, иметь должность, которая покрывает все твои расходы, — почти что роскошь; но я, помимо прочего, очень горжусь своей работой. Я считаю, что сегодня мы, женщины, должны быть воинами».

Фото:Osman Orsal / Reuters

Серпиль Сигем (44), Стамбул, Турция, водитель электропоезда: «Когда я подавала резюме на должность водителя электропоезда 23 года назад, мне сказали, что это работа для мужчин. Я знала, что если на письменном экзамене я наберу столько же баллов, сколько и кандидат мужского пола, то выберут его. Поэтому я усердно готовилась к экзамену, чтобы получить оценку намного выше, чем у кандидатов-мужчин. По моему мнению, гендерное неравенство начинается в наших головах, когда мы называем какую-то работу или профессию мужской».

Фото:Toru Hanai / Reuters

Томо Ичино (40), Токио, Япония, жрица синтоистского храма: «В большинстве своем люди считают, что быть синтоистским священником — мужское дело. Если ты женщина, то они будут думать, что ты храмовая служанка или священница низшего сана. Люди не знают, что в синтоизме бывают жрицы, так как они считают, что мы не умеем проводить ритуалы. Однажды, когда я закончила дзиитинсай (один из базовых обрядов), меня спросили: «А когда придет жрец?» — рассказала Ичино. «Когда я только начала служить жрицей, я была молодой девушкой, и некоторые люди ощущали благословения по-другому. Они думали: «Я бы предпочел, чтобы это сделал твой дедушка». Сначала я носила светло-зеленое одеяние деда, потому что считала, что лучше быть похожей на мужчину. Но через некоторое время я решила, что не нужно стесняться того, что я жрец женского пола, и начала носить розовую робу, как сегодня. Я чувствую себя намного увереннее, когда не думаю слишком много о том, какого я пола».

Фото:Benoit Tessier / Reuters

Фото:Shamil Zhumato / Reuters

Юлия Аргунова (36), Алма-Ата, Казахстан, инструктор по альпинизму: «Физическая сила дает коллегам мужского пола преимущество на более сложных маршрутах. Но женщины более целеустремленные и усердные. В общем и целом из женщин получаются лучшие преподаватели. Моя основная задача — обучить безопасности при скалолазании».

Фото:Rafael Marchante / Reuters

Габриэла Сантос (26), Лиссабон, Португалия, кучер туристической коляски: «В моей профессии женщиной быть лучше, чем мужчиной. Женщины лучше чувствуют лошадей. Поэтому работодатели предпочитают нанимать женщин. А еще туристы предпочитают коляски, которыми управляют женщины».

Фото:Erik De Castro / Reuters

Филипина Грейс Околь (40), провинция Агусан-дель-Сур, южные Филиппинские острова, водитель экскаватора: «Очень мало женщин-строителей, которые могут водить большие грузовики и экскаваторы. Если мужчины это могут, почему бы и женщинам не уметь? Я лучше, чем мужчины, которые могут водить только грузовики, ведь я еще и экскаватором могу управлять».

Фото:Tyrone Siu / Reuters

Юнико Чун (24), Тайбэй, Тайвань, игровой стример: «Я все время слышу, как люди говорят, что никогда не будут смотреть игровой стрим от женщины, так как те обычно демонстрируют скорее внешность, чем навык игры. Я не такой стример. Я могу играть наравне с мужчинами. Я не использую свое лицо или пол как преимущество».

Фото:Ruben Sprich / Reuters

Дорис Лойтхард (54), президент Швейцарии: «Зарплаты. Разница в доходах мужчин и женщин может достигать 20%. Это происходит со многими женщинами. Прозрачная структура помогает, обсуждения зарплат важны. Среди менеджеров верхнего звена и на руководящих должностях в политике нас, похоже, все еще меньшинство. Я поддерживаю женщин в их стремлении строить карьеру».

Читайте также: