Подразумевает ли профессия врача духовное общение с пациентом

Опубликовано: 02.10.2024

Общая культура, профессиональная подготовка, широта интересов и гражданская позиция каждого специалиста определяет уровень социально - экономического и духовного развития современного общества.

Реформирование высшего образования отчетливо выявило существовавшее ранее разделение «целостного образовательного процесса» на учебный (главный) и воспитательный (второстепенный). Длительный период времени существовало глубокое противоречие, проявляющееся в том, что основным критерием в подготовке специалиста были знания, тогда как определяющими факторами успешности профессиональной деятельности являются сформированность, целостность личности и нравственный облик врача.

Концептуальная модель врача-гуманиста, владеющего основами мировоззренческих и психолого-педагогических знаний, рассматривающего человека и его здоровье как величайшую ценность общества и умеющего применить эти знания и умения к конкретному пациенту, является фундаментом воспитательной работы факультета довузовского образования (ФДО). Принципиальная особенность факультета заключается в том, что он является первичным звеном системы воспитательной деятельности в университете, обеспечивающий эффективность функционирования всей системы.

Сделать выбор будущей профессии не легко. Сделать правильный выбор - чрезвычайно трудно, особенно если речь идет о медицинской профессии. Именно поэтому, наряду с подготовкой к успешной сдаче вступительных экзаменов, важной целью работы деканат ФДО считает духовно-нравственное воспитание и помощь слушателям в верном определении своего профессионального пути.

Важнейшими условиями эффективности учебно-воспитательного процесса на факультете являются:

- целенаправленное формирование и обогащение обучающихся профессиональными знаниями и нравственными ценностями, а также знакомство с традициями вуза. Слушатели принимают участие во встречах с заслуженными учеными вуза, обладающими большим опытом практической деятельности и высоким теоретическим и научным потенциалом;

- обеспечение действенной мотивации участия преподавателей вуза в профессиональном и духовно-нравственном воспитании;

- разработка рабочих и образовательных программ, учитывающих специфику требований медицинского вуза;

- разнообразие видов деятельности, обеспечивающих комплексное воздействие на когнитивную, эмоциональную и деятельностно - практическую сферы личности слушателя.

Эффективность данного процесса реализуется за счет функционирования интегративной системы непрерывного образования, включающей в себя взаимодействие факультета со средними специальными учебными заведениями, профильными лицеями и учреждением дополнительного образования - городского Дворца творчества детей и молодежи (клуб «Юный медик»).

Реализация учебно-воспитательного процесса направлена не только на повышение уровня подготовки, формирование желания и умения учиться и работать в психологически трудных условиях, требующих большого эмоционального и физического напряжения и четкой гражданской позиции, но и профессиональной ориентации абитуриентов.

Пробуждению интереса к профессии способствуют: встречи с профессорско-преподавательским составом, посещение клинических подразделений, музеев университета, посещения различных выставок, которые способствуют духовно-нравственному и патриотическому воспитанию будущих врачей.

Значительный вклад в формирование духовной личности врача вносит участие в благотворительных концертах в Областном военном госпитале, где слушатели не просто реализуют культурную программу встреч, но и общаются с ранеными, способствуя их «психологическому» выздоровлению.

Активное участие в культурно-массовых мероприятиях, встречах с ветеранами Великой отечественной войны и тружениками тыла, ветеранами труда университета формируют у будущих врачей чувство патриотизма и уважения к традициям университета, который уже на довузовском этапе становиться для них «alma mater».

Вышеперечисленное формирует у абитуриента образ «идеального врача», любящего и вкладывающего душу в свою профессию, для которого врачевание является не ремеслом, а способностью проявить свой творческий талант, возможностью прикоснуться к тайне бытия, который смотрит на больного как на личность. Такому врачу свойственны: профессионализм, душевная теплота, солидность, ясность изложения мыслей, умение хранить конфиденциальную информацию, милосердие и самоотверженность.

Акцент на духовно-нравственную составляющую в системе учебно-воспитательной работы факультета отражается, в том числе, в результатах анализа ежегодно проводимого анкетирования абитуриентов. Полученные данные позволили составить социально-психологический портрет «идеального врача 21 века» в представлении слушателей и дать оценку их собственных личностных качеств.

По мнению анкетируемых основными качествами врача являются: «доброе отношение к людям» (80%.), «бескорыстие и искренность» (68%), «сочувствие и сострадание» (77%), «профессионализм» (95%), «душевная теплота» (58%), «умение хранить конфиденциальную информацию» (72%) и «самоотверженность» (65%). Выбору профессии врача только у 1% анкетируемых способствует «материальная выгода». Респондентов привлекает, прежде всего, гуманная цель - «сохранение здоровья нации» (80%). Самооценка абитуриентов достаточно высока - около 70% считают, что они обладают качествами, необходимыми для «идеального врача», и достойны работать в данной профессии. При этом большинство подростков отмечают необходимость повышения и углубления знаний в вопросах медицинской биоэтике.

Вышеперечисленное свидетельствует, что принципы, содержание и методы работы, используемые в интегративной системе довузовской подготовки, в целом, соответствуют требованиям развитию духовно-нравственных основ будущего врача.

В данной статье анализируется проблема влияния религиозной веры врача на взаимодействие с пациентом, рассматриваются результаты социологических исследований.

Ключевые слова

Статья

Булудова М.В. , Эфендиева Э.С

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Руководитель: Гришечкина Наталья Васильевна.

Влияние религиозной веры врача на взаимодействие с пациентом

Булудова М.В. , Эфендиева Э.С

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Руководитель: Гришечкина Наталья Васильевна.

Влияние религиозной веры врача на взаимодействие с пациентом

Медицина во все времена была связана с религией, а религия с врачеванием. И это не случайно, поскольку и религия, и медицина стоят у истоков жизни и смерти. «Существование Верховного разума,
а следовательно, и Верховной Воли, я считаю необходимым и неминуемым требованием моего собственного разума, так что если бы я и хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума» - так очертил свое мировоззрение великий хирург Николай Иванович Пирогов. В «Энциклопедическом словаре религии» приводится три значения термина «религиозность», одно из которых – это человеческое стремление действовать за пределами чисто телесных интересов, участвовать в культуре и обществе духовно настроенных людей. Вера есть сознательное признание
чего-либо истинным на основании преобладания субъективной значимости.

Вера — это важнейший компонент внутреннего духовного мира человека. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующем доказательства принятии тех или иных положений, норм, истин. Как внутреннее духовное состояние вера требует от человека соблюдения тех принципов и моральных предписаний, в которые он верит, например: в справедливость, в нравственную чистоту, в мировой порядок, в добро. Религиозная вера таким образом может выступать как основа саморегуляции человека на основе высших безусловных принципов.

Немалое влияние на религиозность оказывает воспитание в семье. В религиозном духе воспитывался Н. И. Пирогов. Об этом знаменитый хирург и анатом сообщает в своем автобиографическом произведении — «Вопросы жизни. Дневник старого врача». Его отец и мать, глубоко верующие люди, по нескольку часов в день посвящали молитве, аккуратно посещали церковь, неукоснительно соблюдали посты. Приобретенная таким путем религиозность, несмотря на свой несколько патриархальный и наивный характер, оказалась весьма живучей. Правда, после того как Н. И. Пирогов вышел из-под влияния семейной среды, его религиозность подверглась испытаниям и не смогла выдержать их. Поступив в Московский университет, Пирогов начал пересматривать свои мировоззренческие принципы. Позже, однако, под влиянием тяжелой болезни, во время ночных бессониц к нему вновь возвращается мысль об уповании на промысел. Сказывалась и гнетущая общественная атмосфера николаевского царствования. Следствием всего этого было то, что привитая воспитанием религиозность вновь начала пробуждаться и дала рецидив.

Д-р Фарр Curlin в своей работе о религиозных и духовных убеждениях врачей приводит результаты опроса американских врачей 2007 года. В нем участвавало 2000 врачей из США. Итоги опроса показали, что:

55 процентов врачей считают, что их религиозные убеждения влияют на их медицинскую практику.

76 процентов верят в Бога (что незначительно отличается от 83 % верующих в общей численности населения).

59 процентов врачей верят в жизнь после смерти.

Выступая основой саморегуляции человека, религиозная вера врача способна влиять на этическое отношение к пациенту. С целью доказать эту гипотезу, в 2007 году в городе Люблин (восточная Польша) было проведено анонимное анкетирование 528 врачей, работающих в 4-х государственных больницах. 93% опрашиваемыех были католики. Количество опрашиваемых разделилось следующим образом – 49 % мужчин и 51 % женщин. Опыт работы опрашиваемых в среднем составлял 17 лет.

Исследование не подтвердило то, что среди женщин больше верующих чем среди мужчин, а также то, что уровень религиозности увеличивается с возрастом. Респондентам задали вопрос о роли веры в Бога в их профессиональной жизни и выборе профессиональной карьеры. 70 % опрошенных согласились, что вера в Бога помогает им легче преодолевать профессиональные трудности. Религиозная вера положительно коррелирует с различными видами отношений к пациентам, особенно с эмпатией.

Религиозная вера может быть важным фактором формирования отношения врачей к пациентам. Она положительно коррелирует с альтруизмом, эмпатией, но не с уважением автономии личности. Люди с очень сильной или очень слабой религиозностью независимот от их религиозной принадлежности декларируют совершенно разные моральные установки.

Таким образом, система здравоохранения и модели взаимодействия врача и пациента должны принимать во внимание религиозную веру врачей. Вылечить болезнь это половина пути, помочь пациенту найти силы жить дальше, вот что самое главное. Врач это психолог который лечит не только физическое тело, но и душу. Важная роль в этом процессе принадлежит религиозной вере.

Литература

Литература:

1. Белорусов, С. А. Психология духовности, веры и религии [Текст] /С. А. Белорусов // Журнал практического психолога. - 1998. - № 6. - С. 21-43

2. Curlin FA, Sellergren SA et al. Physician’s observations and interpretations of the influence of religion and spirituality on health. Arch Intern Med 2007;167:649-654.

3. Jakub Pawlikowski, Jarosław Jerzy Sak , Krzysztof Marczewski, Physicians’ religiosity and attitudes towards patients //Annals of Agricultural and Environmental Medicine 2012, Vol 19, No 3, 503-507.

Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных интересов над материальными. Нравственность – аспект культуры, дающий основание человеческой деятельности, от личности до общества. Посвящение сестёр милосердия при Крестовоздвиженской общине.

Рубрика Медицина
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 10.11.2017
Размер файла 15,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Духовно-нравственная культура в медицине

Александра Витальевна Щипакина

Екатерина Александровна Мигалатий

Руководитель: Ольга Валерьевна Чепчугова

В определенные периоды развития человеческого общества появляются и приобретают повсеместное звучание "крылатые" слова, отражающие тревоги и чаяния людей. В настоящее время такими словами стали "опасность" и "безопасность"

Духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных интересов над материальными - это совсем не значит, что нужно отказаться от материальных благ - это значит только то, что духовное на много порядков выше материального. Духовность нельзя отделять от здоровья - необходим комплексный подход. А если добавить обязательные составляющие: физическое здоровье, здоровую психику, питание, движение, дыхание мы получим целостную систему, где главенствующая роль принадлежит духовности, т.к. она относится к тонкоматериальному миру, который управляет миром материальным, т.е. нашим телом и всем, что нас окружает.

Нравственность - определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы. Разрушение нравственности приводит к распаду, дезинтеграции общества, к катастрофе; смена Н. приводит к изменению социальных отношений. Общество защищает сложившуюся Н. через социальные интеграторы, посредством различного рода социальных институтов, через защиту ценностей культуры.

Самым явным и ярким примером духовности, нравственности являются сестры милосердия. 5 ноября 1925 года прошло первое посвящение сестёр милосердия при Крестовоздвиженской общине, а уже 6 ноября первая группа из 31 человека день отправилась в Севастополь. В течение 1854-55 годов в район боевых действий выехали еще 5 групп сестер милосердия. Оборона Севастополя в период Крымской войны 1853-56гг. вошла в историю города одной из самых ее героических страниц. Среди них была и одна из самых первых русских сестер милосердия - Даша Севастопольская. Настоящее имя удалось установить лишь недавно - Дарья Лаврентьевна Михайлова.[6] 68 из прибывших на фронт женщин были награждены медалью "За оборону Севастополя". Из 120 сестер Крестовоздвиженской обители, которые работали в осажденном Севастополе, 17 погибли при исполнении служебных обязанностей. [5] В 1863 году приказом военного министра было утверждено Положение о сестрах милосердия Крестовоздвиженской общины, назначенных для ухода за больными в военном госпитале. Параллельно с официальным допуском сестер милосердия к организованной медицинской помощи в рамках военного министерства набирала силу деятельность Общества попечения о больных и раненых воинах, основанное в 1867 году. Общество приняло на себя функции по подготовке медицинского персонала, организации госпиталей и сбору пожертвований. В 1876 году Общество получило новый устав и было переименовано в Российское Общество Красного Креста (РОКК). [3]

Все общины сестер милосердия в начале XX века находились в ведении Общества Красного Креста под покровительством овдовевшей императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III и матери Николая II. В 1900 г. ей был вручен диплом Международной выставки Красного Креста в Париже. Особенно много лично ею было сделано в годы Русско-японской и Первой мировой войн по созданию условий для эффективной работы РОКК. Под началом Марии Федоровны все женщины императорского дома принимали участие в организации лазаретов, санитарных поездов, складов белья и медикаментов, приютов и мастерских для увечных воинов и т.д. С начала войны 1914г. вдовствующая императрица, живя под Петербургом в Елагином дворце, активно занималась попечительской деятельностью по линии РОКК. Она регулярно посещала госпитали и лазареты, особое внимание уделяя инвалидам, слепым и калекам. При ее содействии организуются специальные курсы и школы, где раненые после окончания лечения могли овладевать каким-либо ремеслом. [8] Огромная роль в развитии милосердного движения принадлежит великой княгине Елизавете Фёдоровне. духовный милосердие культура

После смерти мужа решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма - Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

Образ идеальной сестры нашел своё отражение в международном кодексе медицинской сестры. Первоначально кодекс был принят Международным Советом Медсестер (МСМ) (International Council Of Nurses (ICN)) в 1953г., затем он несколько раз пересматривался. Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры являются гуманность и милосердие. Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры, призван способствовать консолидации, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в России. Право пересмотра "Этического кодекса" медицинской сестры России и толкование его отдельных положений принадлежат межрегиональной Ассоциации медицинских сестер России.

Около 2 тыс. лет назад это стало принципом лечения: "Primum nоn nосеrе" (Прежде всего не навреди), "Nihil nосеrе" (Ни в коем случае не навреди), что было воспринято как первейшая заповедь медицинского работника: как медсестры, так и врача. В последующем заболевания, связанные с оказанием медицинской помощи, стали называть ятрогении - болезни, имеющие врачебное происхождение. Ятрогении бывают нескольких типов, один из которых психогенный, порождающий заболевания нервной системы человека такие, как: фобии, неврозы, стрессы, но если бы это был разовый стресс…. регулярный стресс подавляет иммунную систему, приводит к депрессии, обострению хронических и появлению новых болезней. Состояние перманентного стресса - прямой путь к развитию сердечно-сосудистых и, увы, онкологических заболеваний.

С другой стороны, пожелания здоровья, слова любви, поддержки и ободрения могут творить чудеса. "Язык мудрых врачует", - сказано в Библии. В знаменитом: "Встань и иди!" Иисус подарил православному человеку мощную формулу здоровья тела как следствия мобилизации потенциальных сил организма, внутренней душевной работы. [4]

Каждому человеку, а особенно будущему работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному. Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его неосторожным высказыванием.

Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заинтересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи.

Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики. Неправильная диагностика, лечение, поведение врача, представителей среднего и младшего медицинского персонала могут привести к физическим и нравственным страданиям пациентов. Недопустимы такие действия медицинского работника, как разглашение врачебной тайны, отказ в медицинской помощи, нарушение неприкосновенности частной жизни и пр.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Медицинская культура как специфическая подсистема общей культуры. Акцент на методологической культуре личности врачующего, логика описания, определения и объяснения познаваемого объекта или процесса. Использование философских категорий в медицине.

статья [175,7 K], добавлен 12.11.2010

презентация [787,6 K], добавлен 12.06.2015

Моральные ценности христианства в профессиональной этике врачей. Формирование монастырской медицины. Деятельность Института сердобольных вдов, Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Развитие медицины в советское время. Присяга и клятва врача.

презентация [446,8 K], добавлен 23.09.2013

Роль христианского мировоззрения в развитии медицины с периода античности до XX века, в т.ч. в России. Заслуга Гиппократа в утверждении начал нравственности в медицинской науке. Морально-этический кодекс медработника. Прогрессирующая утрата доверия.

статья [31,4 K], добавлен 19.09.2016

Становление ухода на Руси X – XVII в.в. Развитие ухода в XVIII в. Сестринский уход в XIX в. Реформирование сестринского образования в начале XX века. В России профессия "сестры милосердия" считалась уважаемой.

реферат [7,0 K], добавлен 23.10.2003

"Мануальная медицина, мануальная терапия" - это научное направление в медицине, состоящее из двух разделов: мануальной диагностики и мануальной терапии. Импульсная (манипуляционная) низкоамплитудная техника. Постизометрическая релаксация.

реферат [15,1 K], добавлен 08.04.2004

Исследование целей деонтологии, сохранения нравственности и борьбы со стрессовыми факторами в медицине в целом. Характеристика совокупности этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей, вопросов соблюдения врачебной тайны.

Врач и нравственные начала профессии

Проблема взаимоотношения медицинской науки и общественной морали всегда привлекала к себе внима­ние общества. Остается актуальной она и сейчас, так как волнует и задевает интересы многих людей. Хотят того медики или нет, но медицинская наука всегда выступает как одна из сторон общественного развития. Врачи как члены общества, хорошо осведомленные о возможностях своей науки, не могут не отстаивать точку зрения, что до­стижения медицинской науки должны использоваться только на благо человека. Каждый из них обязан осозна­вать моральную ответственность перед людьми за свою деятельность и достижения медицинской науки в целом, поскольку приобретенные знания в области медицин­ских специальностей выделяют врача среди других лю­дей. Однако эти знания содержат в себе и другую возмож­ность — нравственного выхолащивания специалиста, циничного отношения к людям и к своим коллегам. И то­гда такой врач способен проявлять циничное отношение к общечеловеческим ценностям, изменить поведение в сторону нарушения моральных и нравственных принци­пов.

К сожалению, в период политических потрясений нравственные ценности в первую очередь подвергаются давлению и испытанию на прочность. В наше время про­изошло стремительное падение морали и нравственно­сти в обществе. Многое из того, что ранее подвергалось осуждению, в настоящее время приемлемо и приобрело уродливые формы. Трудность заключается в отсутствии знаний социальной нормы. Нарушена социальная спра­ведливость. Возникла враждебность, недоверие между по­колениями. Многим людям окружающий мир стал казать­ся враждебным, они считают себя уязвимыми и беззащит­ными. Будущее представляется им непредсказуемым и уг­рожающим. С другой стороны, усилились агрессивные тенденции в обществе. Врачи поликлиник и стационаров попали в трудную ситуацию между неустроенным социу­мом и психологическими проблемами граждан, оказав­шись в ситуации, когда труд медицинских работников продается за бесценок. Усилился процесс миграции насе­ления. Многие пациенты избирают врачей психологиче­ской мишенью, стремясь избавиться от жизненных проб­лем. В этой ситуации врач ежедневно подвергается нрав­ственному испытанию.

В условиях рыночной экономики заработок врача за­частую зависит от распространения дорогостоящих ле­карств и пищевых добавок, чаще зарубежного производ­ства, а также платных услуг. Однако большинство людей все еще имеют низкие доходы или пенсию, на которую трудно прожить. Нравственно ли в таких условиях пред­лагать больному лекарство или услуги, за которые он не в состоянии заплатить? И кем с точки зрения нравственно­сти оказывается врач: гуманистом или вымогателем? Если в первые годы перестройки поликлиники и больницы пу­стовали, то в последнее время поток соматических боль­ных и больных с психическими проблемами увеличился как следствие неблагоприятного разрешения фрустрационной напряженности в обществе. Не имея денег, некото­рые люди не обращаются за медицинской помощью. Не потому ли смертность россиян увеличилась в 1,7 раза, а эмоциональное напряжение они пытаются снять упот­реблением алкоголя и наркотических веществ?

Чтобы понять внутренний мир другого человека, вра­чу самому необходимо помимо профессиональных зна­ний обладать эмпатией и нравственной культурой неза­висимо от конкретной специальности и занимаемой должности. В настоящее время необходимость возрожде­ния общей культуры населения испытывает все общество. Высокая общая культура врача неразрывно связана с вра­чебной этикой, дефицит которой, к сожалению, имеет место. Если врач не стремится понять это и воспитать в себе восприимчивость к чужой боли, сострадание и ми­лосердие к людям, то вряд ли его поступки и деятельность будут нравственными.

Врачи находятся сейчас в трудном положении. Их собственное здоровье оставляет желать лучшего. Как по­казывают наблюдения и исследования, среди врачей вы­ше, чем в популяции населения, процент психосоматиче­ских заболеваний (гипертония, ЖКТ, туберкулез, суици­ды), которые они вынуждены лечить, сидя на рабочем ме­сте. Духовность есть норма здоровой человеческой лич­ности, где эмоциональная сторона приобретает стремле­ние к красоте, воля — к бескорыстным поступкам, альтру­истической деятельности, ум — стремление к идеалам. Зависть, непомерное честолюбие, корыстолюбие не должны быть совместимы с профессией врача в любом случае.

Новое время диктует и новые правила подготовки вра­чей. Формирование личности врача — процесс трудоем­кий и длительный. К сожалению, высшая школа потеряла модель подготовки специалиста. Труд многогранен, сло­жен и труден. Деятельность врача неразрывно связана с необходимостью анализировать и обобщать большой объем информации, связанный с нормой и патологией человека, и делать выводы по вопросам диагностики, ле­чения, реабилитации, социального устройства больных, выбирать программы профилактики. Значение профессиональных знаний и навыков необходимо в любом слу­чае, но в медицине не меньшую роль играют нравствен­ные качества личности. Не случайно эту профессию на­зывают самой гуманной в мире, и, что бы не происходи­ло в обществе, она должна оставаться такой.

Современные условия жизни требуют от выпускников медицинских вузов знаний не только медицины, но и в областях, обеспечивающих активную социальную адапта­цию (экономика, право, социология, менеджмент и др.). Молодые люди, получившие медицинское образование, должны обладать большой самостоятельностью и быть готовы нести личную ответственность за свои действия и за здоровье общества. Врач должен уметь, опираясь на знание законов и правовых норм, отстаивать свои права и защищать интересы пациентов, бороться за здоровый образ жизни.

Получая звание врача и приступая к врачебной дея­тельности, врачи клянутся все нравственные и физиче­ские силы, знания и опыт отдавать охране здоровья чело­века, беречь и развивать традиции отечественной медици­ны, руководствоваться в своей деятельности нравствен­ными принципами. И хотелось бы думать, что для моло­дых врачей это будут не только слова. История россий­ской медицины знает немало примеров беззаветного слу­жения своему делу, интересам общества. Меняется жизнь, в медицину приходят новые технологии и методы обсле­дования и лечения, но незыблемыми должны оставаться гуманизм и высокие морально-нравственные качества личности врача. Чтобы престиж врачебной профессии в обществе не падал, эту эстафету гуманизма и высоких нравственных качеств следует принять молодым.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Роль общения между медицинским работником и пациентом

Без общения невозможно представить себе жизнь человека в обществе. Оно играет огромную роль в жизни и деятельности человека. Все сферы жизни человека развиваются и транслируются именно благодаря правильно построенному общению. Культура, искусство, образование, медицина, право и еще множество областей, которые невозможно представить себе без общения между субъектами и объектами деятельности. Передача опыта от поколения к поколению также происходит с помощью именно общения. Рассмотрим подробнее значение общения медицинского работника с пациентами и его влиянии на эффективность медицинской помощи.

Большинство людей уверено в том, что эффективность лечения их заболевания зависит от медикаментозного воздействия, но несправедливо было бы преуменьшать значение психологического фактора при взаимодействии пациента и медицинского работника.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Психология общения медицинского работника и больного 490 руб.
  • Реферат Психология общения медицинского работника и больного 280 руб.
  • Контрольная работа Психология общения медицинского работника и больного 250 руб.

Огромное влияние на пациента оказывает отношение к нему медработника и правильный настрой в общении - именно они формируют положительное психологическое и эмоциональное состояние пациента.

Особенности взаимоотношений в лечебной деятельности

В процессе лечебной деятельности между медицинскими работником и пациентом формируется особая связь, по словам И. Харди ее можно назвать - «врач, сестра, больной».

В процессе общения неизбежен момент соприкосновения психологических особенностей пациента с психологическими особенностями медицинского работника. Помимо этого двустороннего общения, лицами, которые вовлечены в контакт с пациентом, являются: медсестра, узкие специалисты, специалисты по социальной работе.

Основной целью контактов между медицинским работником и пациентом является оказание медицинской помощи одним из участников общения по отношению к другому. Однако это совсем не означает, что заинтересован в таком взаимодействии только пациент и процесс имеет одностороннюю направленность. Медицинские работники по определению своей профессии не менее заинтересованы в построении конструктивного процесса общения, ведь это является его профессией и от этого зависит результативность его работы. У медицинского работника всегда есть собственные мотивы и интересы выстраивать эффективное общение с пациентом, которые и позволили ему выбирать именно медицинскую профессию.

Условия построения эффективного взаимодействия между медицинским работником и пациентом

Для организации эффективного общения между медицинским работником и пациентом необходимо учитывать все имеющиеся психологические аспекты этого взаимодействия. Изучением этих закономерностей занимается медицинская психология, основной задачей которой является изучение мотивов и ценностей врачей, его представлениях об идеальном пациенте и ожиданий пациента от оказания врачебной помощи.

Основным моментом построения эффективного общения является построение бесконфликтного общения, которое возможно при наличии и у медработника и у пациента коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность – это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, результатом чего являются достижение взаимопонимания между партнёрами и правильное понимание предмета общения.

Коммуникативная компетентность является основной профессионально значимой компетенцией врача и медсестры.

При правильно выстроенном процессе общения между врачом и пациентом с процесс выздоровления идет значительно быстрее, а применяемое лечение более эффективно и имеет меньшее количество побочных действий и осложнений.

Огромную роль в процессе лечения играет умение врача выслушать пациента, это одно из самых необходимых условий для формирования контакта между участниками процесса лечения. Это умение позволяет не только осуществить более точную диагностику, но и наладить психологический контакт с пациентом. Доверие, возникающее между пациентом и медицинским работником, позволяет получить более полную и достоверную информацию о самочувствии пациента.

Виды общения между медицинским работником и пациентом

Выделяются следующие виды общения между медицинским работником и пациентом:

  1. «Контакт масок» - для этого вида характерно формальное общение. Медицинский работник использует определенные «маски» - вежливость, учтивость, скромность. Врачебная деятельность медицинского работника проявляется в незначительной заинтересованности в результатах взаимодействия.
  2. Примитивный вид общения - для данного вида общения характерно оценивание по степени «нужности». Если процесс общения выгоден одной из сторон, то участник активно вступает в контакт, если нет, то общение имеет формальный характер. Интерес к участнику контакта пропадает сразу вслед за получением желаемого результата.
  3. Формально-ролевое – в процессе данного общения регламентируется содержание и средства общения. Личность собеседника не важна, превалирующим является его социальная роль.
  4. Деловое общение - для данного общения характерен учет особенностей личности собеседника, его возраст, настроение, цели посещения помимо основной – лечения болезни. Однако при таком виде общения нет равноправного учета интересов сторон. Врач, рассматривая проблемы больного с точки зрения собственных знаний, самостоятельно принимает решения без согласования с заинтересованным лицом.
  5. Духовное общение - подразумевает возможность затронуть в беседе любую проблему, поделиться интимным вопросом.

Подводя итоги можно сделать вывод, что общение медицинского работника и пациента зависит от профессионализма специалиста, его коммуникативных способностей, особенностей психики и ответственности при выполнении профессиональной деятельности. Однако не стоит забывать и о том, что пациент также должен обладать вышеперечисленными качествами и осознавать, что медицинский работник тоже человек и имеет свои особенности и качества личности.

Читайте также: