Подросток не может определиться с выбором профессии

Опубликовано: 28.06.2024

Мария Шеина

В 13-18 лет подросток вступает в такой период, когда ему важно определиться с будущей профессией. Как пройти профориентацию подростку?

Начинать процесс профориентации можно уже с 12 лет. Сейчас психологи говорят о том, что к этому времени у человека формируется набор базовых ценностей, которые при правильном подходе ложатся в основу выбора дальнейшей профессии.

Конечно, этот период волнительный для каждой семьи. Родители хотят помочь своим детям сделать верный выбор, поддержать и посоветовать что-то, исходя из своего опыта. Ребята теряются в количестве профессий и в познании самих себя. Это нормально – сделать такой важный выбор в подростковом возрасте очень непросто.

В этой статье я собрала несколько распространенных вопросов, которые я и мои коллеги – тренеры профориентационной программы «Система Выбор» – слышим от родителей детей, учащихся в средней и старшей школе. Я поделюсь своим практическим опытом, исходя из более 500 часов работы с клиентами в профориентации и коучинге.

«Ребенок вообще не знает, чего хочет. Как ему тогда выбрать профессию?»

С вашим ребенком все нормально! Большинство подростков теряются и не могут понять, чем они хотят заниматься в будущем.

Почему это происходит?

Во-первых, сейчас очень много профессий на рынке труда. Только на российском рынке их около 50.000. Причем часть из них появилась совсем недавно, а часть скоро исчезнет (и на смену им придут другие). Сориентироваться в мире, в котором все меняется с бешеной скоростью, очень сложно. Еще несколько лет назад о профессии «таргетолог» в России никто не слышал, а когда спикеры на бизнес-форумах говорили, что скоро интернет-реклама погубит телевизионную, над этими смельчаками смеялись. Сейчас практически каждый предприниматель ищет себе таргетолога для настройки рекламы в социальных сетях.

Во-вторых, многие школьники (а, по моему опыту, и многие взрослые) не задумываются о своих сильных и слабых сторонах, о своих склонностях и способностях, не умеют их распознавать и оценивать.

Как же быть со всем этим?

Моя рекомендация – помогите ребенку узнать как можно больше про профессии. В этом вам может помочь наш портал «Навигатор поступления», образовательные выставки, дни открытых дверей при вузах, а также технопарки – где подросток сможет попробовать себя в различных профессиональных активностях.

Профориентация для подростка – всегда стресс, особенно если ребенок совсем не представляет, кем бы хотел стать. В MAXIMUM мы решаем эту проблему совершенно бесплатно: запишитесь на онлайн-консультацию «Дни бесплатной профориентации». Эксперт проведет для ребенка тест и поможет подобрать профессию в соответствии с его результатами, корректируя их с учетом способностей и желаний ребенка. Только до 31 марта!

«У ребенка много талантов и способностей, как не ошибиться и сделать правильный выбор?»

Я вас поздравляю! Здорово, когда ребенок пробует себя в разных сферах и у него многое получается. Не нужно волноваться, если ваш ребенок не может долго заниматься чем-то одним: чем больше занятий подросток попробует в период взросления (этот период начинается в 11 и заканчивается в 18 лет), тем больше опыта он получит: что-то ему не понравится, что-то покажется скучным, а что-то наоборот зажжет его: так можно будет отсеять многие неподходящие варианты сразу.

Я бы порекомендовала для профориентации подростка познакомиться с профессиями поближе, из первых уст. Например, подросток думает про журналистику, и у него хорошо получается писать. Кроме того, ему интересен веб-дизайн, и он даже проходил курсы по программированию. Помимо этого, подросток заинтересован в психологии. В каждом из этих направлений нужны разные черты характера, способности, навыки и знание разных предметов.

Проблема выбора происходит из-за того, что ребенок имеет слабое представление о том, что на самом деле из себя представляет интересная ему профессия. Подросток думает: «В профессии журналиста главное – это русский язык и литература, а еще умение собирать информацию и оформлять ее в тексты. Это я могу! В веб-дизайне нужна информатика, образное мышление и чувство стиля – тоже присутствует. В психологии нужно знать биологию, иметь высокую эмпатию и уметь слушать и слышать – а ведь я так хорошо поддерживаю своих друзей».

Но все немного сложнее. Сопоставлять практическую профессию с школьными предметами в принципе некорректно, так как школьные учебники построены на голой теории, часто в них нет ничего общего с профессией. Даже школьные учебники истории не рассказывают о профессии историка: по сути они представляют собой рассказы о прошлом, в то время как работа историка заключается далеко не только в чтении древних манускриптов. Что уж говорить об информатике с ее элементарной «Стрелочкой» и презентациями.

Подросток должен познакомиться с выбранными профессиями как можно глубже, поговорить с людьми, которые работают в этой сфере, желательно с несколькими представителями. Так он узнает, что для журналиста мало уметь хорошо писать, нужно быть храбрым, пробивным, общительным и активным, идти на все ради правды или хорошей новости. Работа журналиста часто включает в себя множество монотонного труда, особенно на начальных этапах карьеры. Веб-дизайнеру не достаточно чувства стиля, нужны навыки работы в сложных графических программах, а хорошему веб-дизайнеру, который сможет разработать фирменный стиль компании, желательно также уметь рисовать. Жизнь новичка в веб-дизайне – это не работа на берегу моря где-нибудь на Бали, а множество часто скучных заказов от сервисов по шиномонтажу . Также не стоит забывать, что это работа с людьми – нужно уметь отстаивать свое творчество и доказывать работодателю работоспособность своих идей. Что касается психологии, слишком высокий уровень эмпатии для психолога скорее минус, чем плюс. Человек будет переживать каждую проблему в себе, подключит эмоции и не сможет помочь клиенту – а психолог должен быть объективным и непредвзятым, спокойным и рассудительным. Работа психолога – это не дружеская поддержка, это анализ жизненных ситуаций и поведения человека, помощь в нахождении решения.

В конце месяца интервью можно сверить свои представления и реальность профессионалов и понять, какая область на практике оказалась более подходящей для ребенка.

Насколько родитель должен вмешиваться в процесс профориентации подростка?

Очевидно, что у взрослого человека больше опыта и понимания рынка труда. Как правильно действовать?

Выбор профессии состоит из нескольких элементов. В процессе самоопределения важно обратить внимание на несколько факторов. Первое – понимание своих ценностей и интересов. Второе – понимание своих способностей и оценка своих сильных и слабых сторон. Третье – понимание потребностей рынка и существующих профессий и направлений.

Что может сделать родитель?

А) помочь ребенку с поиском своих интересов и оценкой способностей

Можно пройти профориентационный тест, поработать со специалистом в профориентации, коучем или наставником.

Б) рассказать подростку о существующих профессиях

Можно начать с себя и своих родственников, друзей и знакомых семьи. Пусть подросток возьмет у них интервью о том, чем они занимаются и что нужно, чтобы стать экспертом в их области.

Такое интервью с экспертом – часть нашей профориентационной программы, и оно качественно меняет восприятие подростками мира профессий.

Есть чудесный ресурс – «Атлас новых профессий», на котором вы вместе с подростком можете познакомиться с большим количеством новых профессий.

Роль родителя в процессе профориентации подростка – помочь получить информацию в экспертных источниках и поддержать интерес, а также поделиться своим опытом и обсудить выводы. Это лучшее, что родитель может сделать: не делать выбор «за», а сопроводить ребенка в нахождении его собственного пути.

Желаем вам удачи в этом нелегком, но важном процессе!

Если вашему ребенку тяжело выбрать профессию самостоятельно, запишитесь на онлайн-консультацию «Дни бесплатной профориентации». Эксперт поможет подростку выбрать профессию: проведет специальный профориентационный тест, проанализирует его результаты и подберет подходящий вариант в соответствии с желаниями и способностями ребенка. Индивидуально для каждого!

Наталья Симоненко, основатель образовательного проекта Oyster , дала родителям несколько советов.

К сожалению, это бывает довольно часто: подросток не может выбрать профессию, не знает, куда идти после школы, ничего не хочет. Наталья Симоненко, основатель образовательного проекта Oyster объясняет, что делать родителям в такой ситуации.

Почему дети не хотят делать выбор

Многие подростки в ситуации выбора профессии и учебного заведения испытывают сильнейшую тревогу. Они замыкаются в себе, отказываются обсуждать эту тему с родителями и, по сути, не хотят делать выбор, проявляя избегающее поведение.

Тревога подростка относительно выбора чаще всего обусловлена тем, что он не знает, какие профессии существуют, какие у него есть способности, чего он хочет, каковы его шансы добиться успеха в той или ино области. Бывает и так, что подросток боится взрослеть и принимать решения, за которые ответственность он будет нести сам.

Как предотвратить проблему

В подобной ситуации родители часто начинают паниковать, оказывать давление на детей, придумывая за них разные варианты. В семье появляется напряжение, возникают конфликты. Однако этого можно избежать, если вы изначально будете готовить ребенка к самостоятельному выбору будущего.

Здесь можно придерживаться определенной стратегии. Полезно с раннего возраста позволять детям пробовать разные виды деятельности. Это могут быть кружки, тематические лагеря, самостоятельные игры. Посмотрите, что их увлекает, поддерживайте интересы, помогайте развивать способности. И не заставляйте отказываться от общением со сверстниками и спорта ради интеллектуальной деятельности или творчества.

Хорошо, если к подростковому возрасту ребенок будет знать, какие у него есть сильные стороны, а где для достижения успеха нужно прилагать большие усилия.

Приучайте детей к активной жизненной позиции. Старайтесь организовать их жизнь так, чтобы они сами чаще могли делать выбор. Какую игрушку взять с собой? Какую еду съесть? Что надеть? По мере взросления, усложняйте ситуации выбора. Одновременно будет расти и уровень ответственности.

В средней школе помогите детям найти возможность пообщаться с представителями профессий, которые им интересны. Можно ходить на дни открытых дверей в вузах и колледжах, общаться со студентами и преподавателями. Чем больше подросток знает о профессиях, учебных заведениях и своих способностях, тем ниже уровень неопределенности и, соответственно, уровень тревоги.

Что делать, если ребенок не может выбрать, кем стать

Если ребенку пора выбирать профессию и образование, но он никак не может принять решение, постарайтесь занять позицию помощника. Если вы сами склонны к панике, сперва успокойтесь сами. Определите, что для вас самое страшное в сложившейся ситуации. Что вы можете сделать, чтобы этого не случилось? Что будете делать, если случится?

Поддерживайте ребенка эмоционально, напоминайте ему, что вы рядом и всегда ему поможете. Подросток должен быть уверен, что семья поддержит его в любом случае, что он не потеряет любовь своих родных, если у него что-то не получится.

Будьте честны с собой: чего вы хотите от своего ребенка? Может, вам хотелось бы воплотить в нем свои собственные мечты и амбиции, и вы неосознанно подталкиваете его к выбору, который ему на самом деле не подходит? Если так и если при этом в вашей семье недопустим открытый протест, подросток будет тихо саботировать ваше давление и избегать разговоров о профессии. В такой ситуации ему очень трудно будет сделать выбор.

О чем еще нужно знать

Семье полезно изначально определить границы своих финансовых возможностей в том, что касается оплаты обучения или переезда в другой город. Когда станет ясно, какую финансовую поддержку вам по силам будет оказать, вы сможете рассказать об этом ребенку. Так ему проще будет очертить круг доступных возможностей.

Если вам есть что рассказать о профессиях, интересных вашим детям, будьте честны и открыты. Поделитесь с ними своим опытом, опытом ваших знакомых и друзей. Совсем не обязательно рассказывать только об историях успеха: неудачи тоже важны, ведь они помогают узнать, как преодолеть проблемы и чего можно добиться вопреки трудностям. Неудача — это не катастрофа, а возможность для развития.

Семьям, которые столкнулись с проблемой выбора профессии, полезно вместе продумать последствия всех возможных вариантов. Что, если ребенок не поступит в выбранный вуз? Что ему делать, если это случится? А что делать родителям? Ответы на эти вопросы позволяют вместе приготовиться принимать решения в разных ситуациях.

Очень важно, чтобы ребенок понимал: он делает выбор, который изменит его жизнь на ближайшие несколько лет. Опираться здесь необходимо прежде всего на свои интересы и возможности. Но важно помнить, что этот выбор не конечный: профессию и вуз можно поменять.

Если выбор сделать никак не получается, можно обратиться к специалистам по профориентации, консультантам по выбору вуза.

Если же вы замечаете, что подросток замкнулся в себе, всегда в дурном настроении, плохо говорит о себе, своем будущем и окружающем мире, необходимо обратиться за консультацией к психотерапевту, чтобы исключить депрессию. Ведь на ее фоне крайне трудно делать любой выбор — особенно такой важный.

Многочисленные исследования показывают, что свыше 50% школьников не знают, кем они хотят стать в будущем. Поэтому важной задачей для родителей является помощь в выборе профессии школьникам. Не навязывание своих представлений о том, кем ребёнку нужно быть или что престижно, а именно помощь, нацеленная на то, чтобы раскрыть его истинные желания и развить таланты.

На что стоит обратить внимание при выборе профессии

В этом вопросе необходим вдумчивый и основательный подход. Необходимо учитывать несколько ключевых факторов:

  • Таланты и склонности ребёнка. Если вы не хотите, чтобы ребёнок в будущем ходил на работу «для галочки», создайте для него среду, в которой он сможет раскрыть таланты, и помогите выбрать профессию, которая ему действительно интересна.
  • Мотивация. Именно она во многом определяет, какую профессию выбирают школьники. Нужно понять, что для ребёнка важнее — самореализация, престижность профессии, высокий доход, перспективность развития, популярность и так далее.
  • Образ жизни, продиктованный будущей профессией. Здесь необходимо учитывать график, в котором ребёнку предстоит работать — некоторые профессии подразумевают удалённый или гибкий график работы, в других же присутствие в офисе и строгий график являются обязательными. Кроме того, есть профессии, которые подразумевают переезд в другой регион или активные перемещения (например, нефтедобыча, мореходство, пилотирование самолёта).
  • Готовность к развитию в профессии. При выборе будущей профессии ребёнку важно понимать, готов ли он развиваться в ней в течение ближайших нескольких лет. Специалисты, которые постоянно повышают квалификацию и расширяют компетенции, всегда больше востребованы на рынке труда.
  • Знакомство с профессией. По возможности помогите ребёнку лучше узнать профессию или ряд профессий, которые ему нравятся. Это можно сделать на специальных мастер-классах, днях открытых дверей или на встрече со специалистом в выбранной области.

Учитывая эти факторы, ребёнок подойдёт к выбору профессии более осознанно и сможет лучше понять, в какой сфере ему интересно развиваться.


Тесты по выбору профессии для школьников

Определять профориентацию можно уже с восьмого класса. Тесты на профориентацию — действенный инструмент, помогающий школьнику выбрать подходящую профессию.

Один из главных плюсов тестов на профориентацию — доступность. Сейчас довольно много бесплатных и платных тестов на просторах интернета, которые помогают понять, как выбрать профессию школьнику. Однако важно учитывать тот факт, что качественный тест на профориентацию должен быть построен на основе научной базы и протестирован на большом количестве респондентов. Кроме того, чтобы получить наилучший результат, после теста желательно пройти консультацию у психолога, который подробно разберёт полученную информацию, поможет выявить сильные и слабые стороны ребёнка и даст рекомендации по выбору профессии.

Например, в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» есть тест Skillfolio, который позволяет выявить сильные стороны и таланты ребёнка и понять, как школьнику выбрать будущую профессию. Также выбрать профиль обучения ребёнку помогает тьютор. На основе диагностики Skillfolio тьютор исследует интересы ребёнка и помогает создать индивидуальный образовательный маршрут, чтобы ребёнок мог сконцентрироваться именно на тех предметах, которые для него важны. Кроме того, тьютор консультирует школьника по поводу выбора будущей профессии.

Помощь в выборе профессии школьнику

Выбор профессии для школьников — дело не одного дня. Поэтому крайне не рекомендуется делать это за пару месяцев до поступления в вуз, у ребёнка должно быть время, чтобы он лучше узнал о тех профессиях, которые ему интересны. А родители могут помочь ребёнку с выбором, используя несколько методов:

  • Общение со специалистом, работающим по профессии, которая интересна ребёнку. Можно найти такого специалиста и среди своих знакомых. Важно, чтобы он рассказал ребёнку об особенностях профессии, графике, нюансах работы (например, что необходима подготовка ежедневных/ежемесячных отчётов).
  • Мастер-класс профессионала — ещё один способ пообщаться со специалистом выбранной профессии, узнать о ней изнутри и задать интересующие вопросы.
  • Дни открытых дверей в высших учебных заведениях — возможность лучше изучить выбранный вуз, программу обучения, пообщаться с преподавателями и студентами.
  • Игры на погружение в профессию. Такие игры можно найти в профориентационных парках, например, «Кидбург» или «Мастерславль». Игры помогают почувствовать себя внутри профессии, отработать навыки и взаимодействия. Подходят школьникам от 14 лет.
  • Экскурсии на производство позволяют узнать, как устроен процесс производства, какие технологии и техническое оборудование используется, понаблюдать за работой специалистов.


Резюме

Выбор профессии — ответственный шаг, от которого во многом зависит будущее ребёнка. Постарайтесь помочь ему сделать правильный выбор, чтобы он учился с удовольствием и воплотил свои лучшие качества в выбранной профессии.


Уже весна, а подросток так и не решил, куда будет поступать после выпускных экзаменов? Наш блогер Анна Шиховец пообщалась с психологом и профориентологом Марией Косинец и выяснила, как помочь ребёнку определиться с профессией.

Выбор профессии — это выбор образа жизни. Учитель, бухгалтер, экономист — вы с легкостью можете представить, из чего складывается их день? Мы выбираем не только зарплату, которую «гарантирует» профессия, но и распорядок дня. Будут ли выходные, будет ли работа, которую придется забирать на дом, будут ли перегрузки. По статистике 4 из 10 студентов отчисляются и переходят на другие направления, ведь только после знакомства и обучения они понимают, что выбранная ими сфера — совсем не то, чему хотелось бы уделять время.

Эти 20 вопросов могут быть разделены на два направления: профориентация и самоопределение — умение смотреть вглубь себя, определять, что интересно, чего хочется от жизни, и как эти вещи соотносятся между собой.

1. Какие критерии при выборе работы для меня важны?

Кому-то важен карьерный рост, кому-то деньги, командировки или возможность проводить время с семьей. Выпишите все критерии в столбик — это та основа, на которую можно опираться при выборе профессиональной сферы.

2. Какие формы и виды деятельности для меня в приоритете?

Важно разделять индивидуальную и групповую деятельность: кому-то комфортно работать одному, а кому-то помогать коллегам. Обычно эта разница заметна уже в школе. К ответу на этот же вопрос относятся:

  • Умственный или физический труд;
  • Мало или много общения во время работы;
  • Роль организатора или исполнителя;
  • Применение четких и стандартных решений или творческий подход.

Когда мы разберемся с этими показатели, станет ясно, из чего можно выбирать, потому что большой спектр специальностей вообще отпадает.

3. Чего я хочу и что я могу?

Ориентироваться только на желание при выборе профессии не стоит, надо учитывать и возможности: вряд ли можно стать пианистом, не умея играть на пианино. Пусть подросток подумает, что он готов делать с точки зрения «могу». Например: кто-то не в состоянии заниматься монотонной работой, но хочет быть юристом. Получится? Нет. Качества, которые характеризуют рабочую деятельность, — важный элемент выбора. И здесь подростку потребуется помощь взрослого, способного смотреть правде в глаза.

Еще один важный вопрос — работа на перспективу. Если ребенок выбирает для себя профессию на основе того, что он может на настоящий момент, он себя сильно ограничивает. Есть масса навыков, которым можно научиться прямо сейчас.

4. В каком формате я хочу работать?

Работать в современном мире можно по-разному: компания, фриланс, собственный бизнес. Например, быть судьёй на фрилансе нельзя, а вот юрист-консультантом — можно. Учитель не может работать только два дня в неделю, а репетитор — может.

5. В каких схемах и областях мне интересно работать?

Разделение на естественные и гуманитарные науки давно устарело. Выпускники должны понимать, что ни одна профессия не связана на 100% с конкретным школьным предметом. Ребенку может быть интересна журналистика, но не интересна литература, это нормально. Он может писать тексты про математику или технику, почему нет?


«Сегодня школьников даже в 10–11-м классе не интересует профориентация»

6. Действительно ли я знаю, из чего выбираю?

Обычно подростки всегда выбирают из некоторого ограниченного списка специальностей, знакомых со школы. Его важно максимально расширять. Осознанный выбор — это не выбор из 10 знакомых профессий, это изучение того, что есть в мире. На YouTube масса разборов разной профессиональной деятельности, в интернете — подборок современных профессий.

7. Есть ли смежные специальности с интересующим меня направлением?

Фокусировать все свое внимание на одной конкретной специальности не стоит. Часто ребенок себя ограничивает еще на этапе подготовки к ЕГЭ: математику и физику учить буду, литературу и биологию — нет, они же мне не нужны для поступления. Но такой подход может помешать и на этапе выбора специальности, и потом, когда может потребоваться сменить должность или род деятельности.

8. Чем занимаются представители интересующей меня профессии?

Иногда бывает, что подросток посмотрел фильм про адвоката и ему понравилось. Но кино — это, конечно, не жизнь, там мы видим все самое интересное, рутина остаётся за кадром. Лучше, чтобы ребенок знал о профессии как можно больше: вот я отучусь, приду на работу и что? Например, некоторые студенты после педвуза удивляются, что учителя еще сидят заполняют отчеты после того, как дети ушли из школы. А казалось, что в три часа педагог тоже может идти домой, а летом вообще отдыхать три месяца подряд.

9. Из скольких источников я знаю про интересующую меня профессию?

Только интернет, только слова одного человека, только фильм — это не вариант. Про одну и ту же профессию можно рассказать так, что 100% захочется стать ее представителем и так, что 100% захочется держаться подальше. Часто школы приглашают родителей или партнеров рассказать о своей работе в рамках профориентационного трека. Но всегда важно понимать: такой человек может а) быть ситуативно не удовлетворен работой б) ситуативно вдохновлять и что-либо упускать из внимания. Чем больше источников о профессии изучил ребенок, тем объективнее его выбор.

10. Могу ли я попробовать поработать сейчас?

Конечно, пойти работать в 15 вряд ли получится, но зато можно «прощупать» профессию через компетенции или навыки. Можно элементарно попробовать разобраться с законами страны, если планируешь поступать на юридический, или начать писать в блог, если хочется на журфак.

11. А в моем городе актуальная выбранная специальность?

На этом этапе может произойти корректировка целей. Вариантов, в принципе, не так много: а) сменить вектор, если я принципиально хочу остаться в своем регионе; б) подготовиться к переезду. Конечно, многие компании сейчас работают в онлайне, но новичку найти работу на удаленке не так-то просто.

12. Что я буду делать, если конкуренция на рынке окажется слишком высокой?

В любой период существуют востребованные специальности, как следствие — рынок ими перенасыщен. Решение всегда есть, но окончательный выбор подростка будет зависеть от степени его мотивации. Программист сейчас — востребованная и популярная профессия. Поэтому тем, кто готов работать в этой сфере, должны постоянно развиваться, прокачивать свои навыки.

13. Какие знания, умения и навыки важны для данной профессии?

Вопрос связан отчасти с предыдущим. Мы выбрали профессию, она соответствует всем нашим желаниям и целям, теперь необходимо рассмотреть саму деятельность. Готовы ли вы «прокачиваться» в этом направлении? Готовы ли начать приращение навыка прямо сейчас и потом — постоянно — в будущем? Есть профессии, «застой» в которых означает выбывание из гонки.

14. Будет ли актуальна профессия к тому моменту, когда я окончу вуз?

Изучите рынок труда, университетские программы. Важно понять, будет ли эта деятельность необходима через 5 лет. Чтобы время, потраченное на образование, не было потрачено впустую.

15. Соответствует ли эта профессия всем моим пожеланиям? (1-5 пункт)

С этого момента необходимо вернуться в начало и перепроверить исходные данные. Дело в том, что желания могут корректироваться в любой момент — и это нормально.

10 типичных ошибок при выборе профессии (да, ЕГЭ тут тоже замешан)

Например, иногда ребята выбирают групповую деятельность, потому что она снимает индивидуальную ответственность. Якобы снимает. Изучите выбранную вами профессию еще раз. Каждая наша проба — особенно вопрос № 10 — дает понимание, чего именно ты хочешь. Пока ты ни разу не пробовал управлять командой, ты не поймешь, можешь ли и, что важнее, нравится ли тебе отвечать за макро-процессы, но не делать что-либо руками.

16. Какие минусы есть в этой профессии?

24 часа и 7 дней в неделю нельзя получать удовольствие от работы, как бы нас ни уверяли в обратном. Всегда будут задачи, которые нам нравятся, и задачи, которые нам не нравятся. Осознанный выбор — это понимание всех минусов и согласие с ними. Выпишите и то, и другое, чтобы понять, перевешивают ли конкретные плюсы — минусы?

17. А смогу ли я работать на этой должности 5 лет? А 10?

Каждый день, на протяжении длительного срока, 8 часов в день человек будет заниматься определенной работой. Готов ли он к такому? Достаточно ли многообразны задачи внутри выбранной профессии?

18. А какой вуз выбрать?

Мечты — это прекрасно, но в вашем плане должна быть реальность. Если после школы у вас есть возможность переехать в другу страну и там получать степень «гендерного исследователя» — это хорошо. Если нет, стоит поискать смежные профессии.

19. Какие экзамены надо сдавать? И как повысить шансы на поступление?

Необходимо разобраться не только с ЕГЭ, но и с системой поступления. Узнать, будут ли дополнительные вступительные испытания. Это особенно актуально в творческих специальностях. Иногда для таких испытаний нужны заранее подготовленные материалы. Например, для поступления на журфак нужны опубликованные статьи.

20. Когда надо определиться?

Отведите определенное время на каждый из вопросов. Выбирать специальность в мае выпускного класса — поздно. Поспешные решения или выбор по остаточному принципу вряд ли приведет к чему-то хорошему.

Конечно, начать профориентационную кампанию лучше в 7-8 классе. К началу 11 класса дети по хорошему должны примерно понимать, в каком направлении будут двигаться дальше.

Что делать, если все 20 вопросов пройдены, но четкого ответа на вопрос «Кем я хочу быть» так и не нашлось. Максимально кратко:

  • Читайте про профессии в интернете;
  • Обсуждайте профессии с родителями и знакомыми, не ограничиваясь общими фразами «нравится или не нравится»;
  • Смотрите ролики с представителями профессий;
  • Общайтесь с людьми, которые работают по интересующей специальности;
  • Пробуйте себя в профессии, хотя бы через отработку навыков.

Материал подготовлен по следам лектория, организованного проектом «Родительский университет: PRO-Родители» ГК «Просвещение» и проектом ГЕРОИ при поддержке Фонда Яны Поплавской.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.


Выбор профессии для подростка Содержание · Зачем нужна профориентация · С кем поговорить подростку · Советы для родителей – что на самом деле поможет выбрать профессию правильно? · ТОП 5 профессий будущего · Где ребенок может развить свои умения на практике · Реальные истории для вдохновения Аннотация Как подростки – я и мои друзья, выбирают профессию, что важно для нас и как в этом могут помочь родители. Статья.

Меня зовут Вика, мне 15 лет. В прошлом году я выбирала профессию, проходила тестирование в центре профориентации, и написала об этом статью «Как выбрать профессию ребенку». Прошёл год, но эта тема для меня всё ещё актуальна, а думаю о выборе и хочу поделиться мыслями о том, как подростки – я и мои друзья, выбирают профессию и что важно для нас.
Только треть подростков старшего школьного возраста уже определилась с профессией. Остальные не определились с тем, где они будут учиться после окончания школы и кем хотят работать в будущем.

Зачем нужна профориентация?


С воспитанием ребенка связано много разных моментов. Родители помогают ему научиться ходить, читать, общаться со сверстниками, найти себя в жизни. В каждом возрасте приходится решать свои вопросы, которые актуальны именно сейчас. Перед родителями подростка 12-16 лет, да и перед ним самим встаёт вопрос о выборе профессии. Родители всерьез задумываются о том, что выйдет из их чада? Как определить, что ему действительно интересно и помочь выбрать профессию? Поэтому тема подростковой профориентации становится одной из самых важных. Профориентация – это комплекс мероприятий, цель которых – помочь детям (и не только) выбрать свою будущую профессию. Она может проводиться по-разному: с использованием тестов, с помощью общения с представителями разных профессий, мастер-классов и походов на производства.
Хорошо, когда родители с детства знакомят своё чадо с разными профессиями – тогда в подростковом возрасте у ребёнка уже есть много знаний о ом, кем можно стать, у него «широкий» взгляд и есть большой выбор.

Причём, для этого используются разные, самые простые на первый взгляд, методы:

  • мультики и фильмы
  • разные секции и кружки
  • разговоры о том, кем видит себя ребенок лет через двадцать
  • поездки, посещение интересных фабрик, заводов
  • рассказы и информация о разных профессиях

С кем поговорить подростку


Но даже у самого подготовленного подростка возникает потребность обязательно поговорить о выборе профессии, и не только с родителями. Но с кем?
Во-первых, с психологом.
Тесты по профориентации в интернете – пустая трата времени, если они не подкреплены разговором с опытным специалистом. В центре занятости возле моего дома психолог не только проводит несколько объемных тестов, но ещё и расспрашивает про любые хобби и интересы, даёт советы, куда можно пойти и все это развить. Причем, упоминает о местах где это реально нужно людям. Например, волонтерские центры. Также можно обратиться за помощью и пройти профориентацию с психологом.
Здесь важно, что посторонний человек говорит с тобой о твоих сильных сторонах, задаёт вопросы. Ты не чувствуешь, что тебе хотят навязать своё мнение, есть ощущение, что ты на самом деле выбираешь, а человек рядом - помогает.
Во-вторых, с представителями профессий-фаворитов.
Если интересна не одна профессия, а несколько? Покажите их «под микроскопом». Наверняка, один из родственников или знакомых работает по этой профессии, или имеют к ней отношение. Нужно дать всю информацию о данных профессиях. Рассказать обо всех подводных камнях, но и о плюсах не забыть.
В-третьих, с Вами, родители.
Да-да, и не удивляйтесь. Для меня, например, при выборе профессии в итоге самым главным остается пример родителей. К счастью, у них совершенно разного рода работа. Мой папа – директор компании, которая занимается установкой дополнительного оборудования на автомобили. Эту длинную фразу я заучила в пять лет, и всегда с гордостью ее озвучивала. Он не учился ни в университете, ни в колледже, а сам изучал всю информацию, которая в будущем понадобится ему. Моя мама – парикмахер. И она обожает свою работу. В 90х она с родителями занималась розничной торговлей очками, потом продавала хот-доги в киосках своих родителей. После помогала им со столовой. В парикмахерской у нее прекрасный коллектив на работе, и я не перестаю радоваться, когда вижу ее на любимом месте. У моих бабушки, дедушки и дяди экоусадьба. Это большой комплекс за городом, который включает гостиницу, контактный зоопарк, ресторан, летний лагерь и прочее.
Благодаря моей семье я узнаю о всех тонкостях, самостоятельно оценивая: а подошло бы это мне? Хочу ли я идти по их стопам или выберу свой путь.

Советы для родителей – что на самом деле поможет подобрать профессию правильно?


  1. Покажите, что реально верите в ребенка.
    Это первое и самое главное. Мы сами в себя не очень-то верим, возможно, боимся ответственности и того, насколько большой этот мир. И часто тщательно это скрываем. Ваша поддержка и вера в нас – то что поддерживает!
  2. Если у Вас какие-то проблемы с работой, то стоит поторопиться разобраться с ними.
    Потому что, кроме шуток, Вы подаете плохой пример – ходить на нелюбимую работу, ненавидеть коллектив и начальника… Мы смотрим на вас.
  3. Учите выбирать с самого детства.
    Помогите сохранять и развивать это умение. Доверяйте выбор игры, фильма, варианта для отдыха. Выбрать дело своей жизни – посложнее, но начинайте с маленьких шажков.
  4. Честно поговорите о том, чего ребенок ждет от жизни
    Обсудите, сколько он хочет зарабатывать, какие есть варианты, чтобы этого достичь и прочее. Рассказывайте о своем опыте, ничего не утаивая.
  5. Сходите к специалисту по вопросам профориентации
    На индивидуальную консультацию вместе, или дайте возможность ребёнку пройти тренинг по профориентации. Быть в состоянии выбора, получить помощь специалиста важно для нас.
  6. Ни в коем случае не мешайте выбору
    Помните: Ваши детские мечты и мечты ребенка – не одно и то же. При помощи в выборе учитывайте только его мнение.

Немного о будущем – что ждёт нас?

Сейчас все очень быстро меняется, поэтому курсы на месяц/несколько недель уже стали заменять обучение в ВУЗах.

Выбирая профессию, я изучила вопрос – какие десять лет отрасли будут активно развиваться в ближайшие 10 лет.

Получилось, что это медицина, гостеприимство (гостиничный и ресторанный бизнес), образование, персональные услуги, недвижимость, хозяйство, искусство.

Топ-5 профессий, востребованных в следующем десятилетии


  1. Сити-фермер
    Самая необычная профессия в этом списке. Будет заниматься озеленением крупных городов, ведь уже сейчас люди начинают задумываться о том, что же делать с экологией и загрязненными городами. Лет через десять от этого специалиста будет многое зависеть.
  2. Онлайн-доктор
    При банальной простуде или ОРВИ не очень-то и хочется тащиться в больницу. Просто скажите, что выпить, чтобы выздороветь. Онлайн-доктора именно этим и будут заниматься.
  3. Тренер по mind-фитнесу
    Саморазвитие во все времена было модным, а теперь у Вас будет личный тренер по всему этому делу. Быстро читать или считать в уме трёхзначные числа? «Легко!» – скажет тренер.
  4. Дизайнер человеческого тела
    Протезирование – вещь, о которой мы слышим нередко. А ведь протезы тоже должны быть красивыми!
  5. Бренд менеджер
    «Ты – личность!» – говорит нам новое десятилетие. А личности бренд менеджер нужен обязательно.

Какие профессии исчезнут в ближайшие десять лет?

Благодаря развитию технологий часть профессий станут историей. Что теперь будут делать представители этих профессий – не знаю, но нам точно не надо останавливать свой выбор на этих профессиях.

  • машинист в метро
  • курьер
  • бухгалтер
  • повар
  • кассир
  • таксист
  • сотрудники таможни
  • библиотекари
  • журналисты
  • почтальоны

Где ребенок сможет развить свои умения и лучше разобраться в себе?


Кружками и секциями уже никого не удивишь. Современный мир готовит нас к тому, что полученные знания уже нужно применять в реальном мире.

  1. Филиал «Красного креста» или подобных мед. организаций у Вас в городе.
    Там всегда ищут людей, которые готовы помочь. Их учат первой помощи и прочему – бесценно для того, кто хочет стать врачом.
  2. Волонтерские организации.
    Возможно, им нужен человек, который сделает для них идеальные листовки или напишет лучшие кричалки – а это как раз под силу Вашему п.
  3. Подработка по интересам.
    После четырнадцати лет просто делом чести стало найти себе подработку на лето. Есть даже одна девочка, которая по семнадцать часов работает в пиццерии, это, конечно, много и не совсем правильно. С ней, разговаривать спокойно можно только с утра – потом она вся в работе. Зато мне кажется, что она уже может открыть свое кафе!
  4. Создать свой курс!
    Да-да, сейчас есть множество платформ, на которых есть возможность научить других людей тому, что ты уже знаешь – готовить или строить скворечники? Поделись этим и получи за это деньги. Самый подходящий для этого сайт – Udemy.

Реальные истории для вдохновения

Что меня на самом деле вдохновило.

  1. В прошлом году мы с подругой устроились на подработку в колл-центр. Мы тогда ещё проходили обучение, и пришли чуть пораньше, ожидая на креслах в холле. Рядом с нами сидела девочка, и мы с ней разговорились. Оказалось, что она хочет стать фотографом и собирается купить фотоаппарат на деньги, заработанные ею там. Потом оказалось, правда, что за месяц там можно заработать только на двенадцатую часть этого фотоаппарата. Но, тем не менее: здесь есть четко поставленная цель, и путь к ней. Надеюсь, она получила то, о чем мечтала.
  2. В моем классе учится девочка, которая шикарно делает маникюр и гель-лак. Ногти всех моих одноклассниц – ее произведения искусства. У нее уже есть наработанная база клиентов (к шестнадцати-то годам!). Правда, неловко получилось, когда мама ее парня пыталась заплатить ей за маникюр J.
  3. Какое-то время назад я сама была в центре занятости и проходила тест на профориентацию. Психолог долго расспрашивала, чем мне нравится заниматься. Я рассказала ей, что очень люблю детей, и она рассказала мне о том, как ее племянница учила детей из какого-то волонтерского центра. Сейчас эти дети мне как родные, они всегда бегут обниматься, когда я прихожу давать им уроки английского.

Есть и плохие примеры

  1. Недавно я общалась с парнем, который заканчивает университет, по самой скучной специальности в мире. Я не буду уточнять, по какой, чтобы никого не задеть. Хочу только сказать, что слова про скучную профессию – его собственные. К концу одиннадцатого класса он так и не определился с профессией, так что его родители все решили за него. Что делать дальше – он не знает.
  2. У меня есть знакомая из многодетной семьи. Хочет стать воспитательницей. Так случилось, что ее родители постоянно работают, а она, как старшая дочь, воспитывает всех остальных детей. В качестве наказания, это оказалось для меня шоком, она ставит их на колени. А по поводу будущей профессии говорит так: «Сейчас я делать ничего не хочу, вот выучусь, и тогда пойду работать с детьми».

Как мой дедушка выбрал себе занятие по душе
Как я уже говорила выше, он – владелец контактного зоопарка. С детства он очень любил животных и каждый раз, когда я приходила к нему, он всегда мне что-то про них рассказывал. То даст книгу про рыб, то отвезет на птичий рынок, то мы вместе едем покупать немецких овчарок. Какое-то время у него даже был свой зоомагазин. Рассказывает, что в детстве (лет в пять) продавал ровесникам улиток.

У вас есть подобные истории?
Поделитесь ими в комментариях или просто расскажите своему ребёнку!
Я уверена, они есть у всех. Для меня самое важное в профориентации – это чужой пример, даже если он полон ошибок, на которых можно поучиться. Профориентация – длительный процесс не одного года. Займитесь этим как можно раньше или даже прямо сейчас, чтобы потом радоваться правильно выбранной профессии.

Читайте также: