Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог что за профессия и зарплата

Опубликовано: 30.06.2024

Безопасность на железнодорожной дороге в значительной степени зависит от инженера по эксплуатации железных дорог.

Инженер по эксплуатации железных дорог контролирует правильность использования железнодорожного пути, земляного полотна, стрелочных переводов, искусственных сооружений и в случае необходимости принимает меры по организации аварийно-восстановительных и ремонтно-путевых работ, контролируя их выполнение. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

В своей работе данный специалист руководствуется «Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» - важнейшим нормативным актом, регулирующим деятельность РЖД.

Особенности профессии

В обязанности инженера по эксплуатации железных дорог входит:

  • натурный осмотр железнодорожного пути, стрелочных переводов и земляного полотна в установленные срок;
  • проведение проверки железнодорожного пути и стрелочных переводов по утвержденному графику с помощью ручных средств путеизмерения;
  • принятие мер по обеспечению безопасности движения поездов;
  • выявление неисправностей, появляющихся в элементах верхнего строения железнодорожного пути, земляном полотне;
  • проверка и маркировка шпал, требующих замены, измерение износа рельсов и металлических частей стрелочных переводов;
  • ведение установленной отчетности по выявленным неисправностям;
  • контроль за устранением неисправностей и качеством выполненных работ;
  • разработка финансовых планов и календарных графиков по эксплуатации и содержанию железнодорожных подкрановых и подъездных путей и весоизмерительного оборудования;
  • разрешение спорных вопросов с представителями сторонних организаций по вопросам экплуатации и содержания железнодорожного пути.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Стабильная, постоянно востребованная работа
  • Высокий уровень зарплаты

Минусы

  • Сменная работа, приходится работать в выходные и праздники по графику
  • Крайне ответственная работа

Место работы

  • Государственные организации и предприятия по перевозке грузов и пассажиров;
  • транспортные организации и предприятия других форм собственности;
  • службы безопасности движения;
  • транспортно-экспедиционные предприятия и организации;
  • региональные органы управления транспортной и государственной транспортной инспекции. РЖД, метрополитен.

Важные качества

  • ответственность
  • способность грамотно и эффективно организовать труд своего подразделения
  • умение работать в команде
  • быстрая и точная реакция
  • развитое перспективное мышление
  • аналитические способности
  • пространственное воображение
  • хорошая физическая и психологическая форма
  • умение работать самостоятельно при минимальном контроле
  • способность принимать точные, взвешенные и ответственные решения
  • умение анализировать и систематизировать информацию
  • умение находить нестандартные решения в цейтноте
  • умение четко выполнять полученные инструкции
  • постоянное стремление к повышению квалификации
  • освоение технологических изменений и технических новшеств

Обучение на Инженера по эксплуатации железных дорог




Ступеньки карьеры и перспективы

Степень сложности работы и ответственности инженера по эксплуатации железных дорог зависит от уровня его профессиональной квалификации. На начальном этапе молодой специалист работает под руководством опытного инженера, осваивая практические секреты профессии. Для продвижения по карьерной лестнице с повышением категории инженер должен получить степень магистра. Дальнейшие ступеньки карьеры: начальник смены, главный инженер, начальник станции, начальник вокзала. Многие министры путей сообщения начинали свой профессиональный путь с должности стрелочника.

Оплата труда

Зарплата на 25.05.2021

Зарплата инженера по эксплуатации железных дорог, мостов и тоннелей складывается из основной зарплаты с районными надбавками в зависимости от места работы и премиями по итогам месяца, квартала и года по результатам и качеству работ.

Зарплата инженера путей сообщения во многом зависит от места работы, его навыков и способностей. Работающие в государственных учреждениях инженеры путей сообщения обычно получают фиксированную месячную зарплату.

Интересные книги о возникновении и развитии железнодорожного транспорта в России

  • История железнодорожного транспорта России. Том 1. (1836-1917 гг.)
  • История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Том 2. (1917-1945 гг.)
  • История железнодорожного транспорта Советского Союза. Том 3. (1945-1991 гг.)

История развития железнодорожного пути

Первые колейные дороги появились на открытых месторождениях разработки камня, в рудниках и шахтах. Они были выполнены из деревянных брусьев, быстро изнашивались и повозки сходили с пути, что очень осложняло работу. Для уменьшения износа их стали скреплять чугунными или железными полосами.

Первый чугунные рельсы появились в XVIII веке на Александровском заводе в Петрозаводске.

Первая железная дорога со всеми ее основными элементами — насыпями, выемкой, виадуком, мостом — была построена на Алтае горным инженером П.К.Фроловым на Змеиногорском руднике Колывановского камнерезного завода. Первые рельсы изготавливались из чугуна. С течением времени стало ясно, что стальные рельсы изнашиваются меньше и равномернее, чем чугунные. Поэтому в настоящее время во всех странах используют только стальные рельсы с включениями кремния, марганца и других добавок, усиливающих их прочность.

В 1837 г. была построена железная дорога Петербург – Царское Село (г. Пушкин) длиной 27 км. На дороге было сооружено 42 деревянных небольших моста пролетами по 2 – 3 м. Мост через Обводный канал был длиной 25,6 м.

Большим шагом вперед в совершенствовании железнодорожных путей стало строительство в 1842–1851 гг. линии Петербург – Москва протяженностью 651 км.

В 1913 г. протяженность сети железных дорог составляла 71,7 тыс. км. Основная часть сети (83%) находилась в европейской части страны. До Великой Отечественной войны была построена на юго-востоке страны Туркестано-Сибирская магистраль (1452 км).

В послевоенные годы наряду со строительством новых железнодорожных линий проводились большие работы по усилению пути. Начали прокатываться на отечественных заводах и укладываться в путь рельсы тяжелых типов (Р65), внедрялись железобетонные шпалы, бесстыковой путь.

Протяженность железных дорог СССР составляла около 12% протяженности железнодорожных линий мира. Они выполняли более половины грузооборота всех железных дорог, а внутри страны перевозили более 70% грузов.

Грузонапряженность железных дорог СССР не имела аналогов в мире: в 5 раз превышала грузонапряженность дорог США, около 6 раз – ФРГ и Франции, в 15 раз – Англии.

В конце 80-х годов в СССР эксплуатационная длина сети железных дорог составляла около 145 тыс. км. В сеть железных дорог входило 32 дороги, 185 отделений железных дорог, свыше 11000 железнодорожных станций.

Железные дороги связывает в единое целое различные районы, области, края, республики, отрасли народного хозяйства нашего государства. С железнодорожных станций днем и ночью отправляются грузовые и пассажирские поезда. На железных дорогах в особом почете специалисты локомотивного хозяйства, которые водят поезда, управляют ими, ремонтируют тепловозы и вагоны, заботятся об их исправном состоянии и постоянной готовности к перевозкам.

На современных железных дорогах составы ведут мощные локомотивы. Они представляют собой сложные энергетические устройства на колесах, работающие автономно или посредством питания электрическим током. Обучающиеся студенты этого отделения получают глубокие и обширные знания по конструкции локомотивов и их узлов, изучают технологию ремонта и технического обслуживания локомотивного парка.

Главная задача в подготовке специалистов этого профиля - привить профессиональные знания и умения по качественному техническому обслуживанию и ремонту локомотивов, которые обеспечивают надежную и безаварийную работу по перевозке грузов и пассажиров.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

  • на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев
  • на базе среднего (полного) общего образования - 2 года 10 месяцев

Форма обучения: очная и заочная

Приём на заочное отделение проводится на базе 11 классов, срок обучения увеличивается на 1 год относительно очной формы.

Итоговая государственная аттестация: подготовка и защита выпускной квалификационной работы (дипломный проект).

Квалификация: техник

Характеристика профессиональной деятельности выпускников

Область профессиональной деятельности выпускника:

Организация и проведение работ по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава железных дорог.

Объектами профессиональной деятельности являются:

  • детали, узлы, агрегаты, системы подвижного состава железных дорог; техническая документация;
  • технологическое оборудование;
  • первичные трудовые коллективы.

Техник готовится к следующим видам деятельности:

  • эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава.
  • организация деятельности коллектива исполнителей.
  • участие в конструкторско-технологической деятельности.
  • выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих.

Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы:

Техник должен обладать общими компетенциями (ОК), включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Техник должен обладать профессиональными компетенциями по основным видам профессиональной деятельности:

Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава

ПК 1.1. Эксплуатировать подвижной состав железных дорог.

ПК 1.2. Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов.

ПК 1.3. Обеспечивать безопасность движения подвижного состава.

Организация деятельности коллектива исполнителей

ПК 2.1. Планировать и организовывать производственные работы коллективом исполнителей.

ПК 2.2. Планировать и организовывать мероприятия по соблюдению норм безопасных условий труда.

ПК 2.3. Контролировать и оценивать качество выполняемых работ.

Участие в конструкторско-технологической деятельности.

ПК 3.1. Оформлять техническую и технологическую документации.

ПК 3.2 Разрабатывать технологические процессы на ремонт отдельных деталей и узлов подвижного состава железных дорог в соответствии с нормативной документацией.

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Перечень профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках основной образовательной программы СПО
Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов Наименование профессий рабочих, должностей служащих
15859Оператор по обслуживанию и ремонту вагонов и контейнеров
16269Осмотрщик вагонов
16275Осмотрщик-ремонтник вагонов
16783Поездной электромеханик
16856Помощник машиниста дизель-поезда
16885Помощник машиниста электропоезда
16887Проводник пассажирского вагона
18507Слесарь по ремонту локомотивов на пунктах технического обслуживания
18540Слесарь по ремонту подвижного состава

Квалификационная характеристика выпускника

производственно-технологическая - эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов; обеспечение безопасности движения при эксплуатации подвижного состава;

организационно-управленческая - организация работы коллектива исполнителей; планирование и организация производственных работ; выбор оптимальных решений при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций; осуществление контроля качества выполняемых работ по технической эксплуатации подвижного состава; оценка экономической эффективности производственной деятельности; обеспечение техники безопасности на производственном участке;

конструкторско-технологическая - оформление технической и технологической документации для изготовления отдельных деталей и узлов подвижного состава железных дорог.

Выпускник должен уметь:

  • эксплуатировать, обслуживать и ремонтировать подвижной состав в соответствии с требованиями нормативных документов и техники безопасности, а именно: обеспечивать работу подвижного состава в соответствии с его техническими характеристиками;
  • выявлять, определять и устранять неисправности узлов и деталей подвижного состава и анализировать причины их возникновения;
  • выполнять работы, предусмотренные системами технического обслуживания и планово-предупредительными ремонтами;
  • определять объемные и качественные показатели работы производственного участка, организовывать работу производственного коллектива с соблюдением безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды;
  • работать с нормативными и правовыми документами, конструкторско-технологической документацией.

Выпускник должен знать:

  • устройство, принцип действия и конструктивные особенности оборудования подвижного состава;
  • характерные виды повреждений подвижного состава и способы их предупреждения, определения и устранения;
  • организацию труда на рабочих местах; порядок учета выполняемых работ; основы экономики предприятия; правила охраны труда и противопожарной безопасности; правила технической эксплуатации железных дорог и инструкции, регламентирующие безопасность движения, перевозок пассажиров и грузов;
  • регламент действия работников, связанных с движением поездов, в аварийных ситуациях.

Выпускники в дальнейшем могут работать в должности:

  • помощник машиниста тепловоза, электровоза
  • машинист тепловоза
  • машинист-инструктор
  • механик
  • слесарь
  • мастер ремонтного цеха
  • мастер ПТО

Возможности продолжения образования:

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности, подготовлен к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего образования (поступление по результатам экзаменов).


Передвижение на поезде является одним из самых популярных во всем мире и в нашей стране в частности. Профессии, связанные с железнодорожным транспортом, будут востребованы еще долгое время. Некоторым профессиям можно обучиться в колледже или техникуме. Но высшее образование дает больше возможностей для устройства и получения хорошего дохода. Рассмотрим такую специальность, как эксплуатация железных дорог. Кем работать по окончания вуза, где востребованы работники такого профиля?

Что это за специальность?

специалисты жд дорог

Эксплуатация железных дорог – деятельность служб по подготовке и осуществлению перемещения железнодорожного транспорта.

К этой работе относят все действия, связанные с движением транспорта:

  • подготовка и координация перемещения поездов;
  • пассажирские перевозки;
  • работа станций и отделов;
  • грузовая и техническая деятельность;
  • обслуживание железнодорожного состава и транспорта.

специалист жд путей

Эксплуатация железных дорог делится на два вида: коммерческая и техническая. Техническая эксплуатация железных дорог – подготовка и контроль передвижения поездов, организация пассажирских перевозок, разработка станций и узлов.

Коммерческая – подготовка и осуществление коммерческой и грузовой работы, фирменное обслуживание.

Данная специальность доступна только в высших учебных заведениях. Она включает в себя несколько профилей:

  • производственный состав;
  • пассажирский состав;
  • магистральный состав;
  • бизнес и логистика в сфере ЖД транспорта;
  • грузовая и коммерческая работа;
  • безопасность движения и использования ЖД транспорта;
  • ораторская деятельность и экспедирование на ЖД транспорте;
  • сервис на транспорте.


Квалификация, которая будет присвоена выпускнику вуза, – инженер путей сообщения.

Специалисты в этой области организуют передвижение составов по территории страны, регулируют обслуживание путей и коммуникаций, обеспечивают безопасность перемещения пассажиров и грузов.

Для поступления на железнодорожника нужно сдавать ЕГЭ по следующим предметам:

  • русский язык;
  • математика;
  • физика;
  • обществознание.

Важно! Необходимо учесть, что требования различных вузов могут отличаться.

Кем работать


Выпускники получают знания не только в области железнодорожных дисциплин, но и в сфере маркетинга, менеджмента и информационных технологий. Это открывает доступ к еще большему кругу профессий.

Кем можно работать после учебы по данной специальности:

  • руководитель техобслуживания ЖД транспорта;
  • дорожный инспектор ЖД транспорта;
  • инженер по безопасности путей;
  • логист;
  • инженер по осуществлению перевозок и управлению на транспорте;
  • логистик;
  • руководитель по логистике;
  • оператор автоматизированных транспортных линий;
  • диспетчер поездов/специалист по диспетчерскому регулированию ЖД перевозок;
  • специалист по обслуживанию на транспорте;
  • техник интермодальных транспортных решений;
  • транспортный планировщик.

После прохождения необходимых ступеней образования можно преподавать.

Техническая эксплуатация подвижного состава

эксплуатация состава

Не многие знают, что техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог – это отдельная специальность. В отличие от предыдущей, она преподается и в средних специальных учебных заведениях.

Профессии, которые можно получить после обучения, связаны непосредственно с оборудованием, движущимся по рельсам. Эта специальность обобщенная, предыдущая – узкая.

Кем работать после обучения по этой специальности? Поскольку она более широкая, выбор профессий тоже больше.

Система железнодорожного транспорта имеет структурные подразделения. Выбор следует делать исходя из того, в каком подразделении хочется работать. Например, в метрополитене есть разделения на цеха: электродепо, ремонт, эксплуатация. Каждый цех включает в себя несколько профессий.

Это интересно! Выбор профессии: что нужно знать, чтобы стать стюардессой

Один из самых престижных вузов в данной отрасли – МГУПС (МИИТ). Образовательное учреждение готовит специалистов для работы в сфере железнодорожного транспорта. В программе учреждения есть 64 направления и специальности высшего образования и 32 направления и специальности среднего специального образования.

где обучают

Учебное заведение включает в себя:

Университет готовит кадры для 134 профессий. Обучение проводится по формам обучения: очная, очно-заочная, заочная. По программе бакалавриата вуз предоставляет около 2500 бюджетных и около 4500 платных мест. Стоимость обучения в год – от 53000 тысяч рублей.

РЖД обучение

На получении диплома о высшем или среднем специальном образовании обучение не заканчивается. Как в любой другой профессии, нужно постоянно совершенствовать свои навыки. Более того, железнодорожные системы развиваются. Чтобы быть востребованным специалистом, необходимо идти в ногу со временем и знать, как происходит развитие отрасли.


Для этих целей ОАО «РЖД» создаются учебные центры. Актуальную информацию о них предоставляет официальный сайт ведомства. Всего в стране 15 таких учебных центров.

Курсы проводятся для подготовки и переподготовки специалистов, повышения квалификации работников. Помимо этого, есть курсы для обучения второй профессии.

Один из важных вопросов – кто может проходить обучение в этих учебных центрах:

  • работники ОАО «РЖД»;
  • работники, направленные из других учреждений по договору с ОАО «РЖД»;
  • лица, заключившие договор с учебным центром.

Это интересно! Для чего нужна и что это такое физическая культура

Что касается последнего, учебный центр может принимать решения об оказании платных услуг физическим и юридическим лицам от имени ОАО «РЖД».


Также в структуре ОАО «РЖД» есть корпоративный университет. Он создан для руководителей филиалов и подразделений. Обучение проводится по 150 программам. Формы обучения – очная и дистанционная.

Цели корпоративного университета – развитие профессиональных знаний и опыта, дополнение и развитие навыков управленческого персонала. Одно из направлений деятельности – стажировки за границей. Университет сотрудничает с несколькими международными университетами и школами.

Это интересно! Стоит ли идти на таможенное дело и что это за профессия

Работа и вакансии

В целом в России на редкость развитая железнодорожная сеть. Железной дороги нет только в пяти субъектах РФ:

  • Камчатской области;
  • Республике Алтай;
  • Магаданской области;
  • Чукотском автономном округе;
  • Республике Тыва.

где работать

В остальных субъектах пути проходят даже через небольшие города и некоторые поселки. Поэтому железнодорожные работники востребованы везде.

Самая популярная вакансия – дорожный мастер. Примеры некоторых других вакансий в Москве:

  • менеджер отдела логистики (опыт от 3 до 6 лет);
  • инженер-проектировщик (опыт от 1 до 3 лет);
  • специалист по визуальным коммуникациям (опыт от 1 до 3 лет);
  • составитель поездов (без опыта);
  • машинист автомотрисы (без опыта);
  • машинист мотовоза (без опыта).

Это интересно! Выбираем профессию: как можно стать археологом

В некоторых местах есть возможность работы на железной дороге вахтой. Сколько получают эти работники, зависит от конкретного места работы.

железные дороги

Зарплата зависит от региона и населенного пункта. В крупных городах железнодорожник получает больше. Расценки там примерно такие:

  • начальная зарплата на должностях, на которые берут без опыта работы, – 20–30 тысяч рублей;
  • зарплата на должностях, требующих 1–3 года опыта, – 30–45 тысяч рублей;
  • зарплата на должности руководителя отрасли – от 40 тысяч рублей.

Данная работа в России доступна везде, но в небольших городах оплата труда в этой сфере меньше.

Интересный момент! Нельзя не отметить отдельно одну профессию проводник поездов. Чтобы работать проводником, не требуется высшее и среднее специальное образование. Для устройства нужно обратиться в отделение кадров железнодорожного вокзала. Кандидат должен быть старше 18 лет. Также придется пройти трехмесячное обучение.

Полезное видео

Подведем итоги

Работа в России по специальности эксплуатация железных дорог непростая, именно поэтому многие считают ее престижной. Более того, при получении необходимых навыков и опыта работы можно рассчитывать на хороший доход. Выпускники колледжей нередко стремятся продолжить образование и выбирают именно эту специальность.

Данная статья посвящена такой интересной, но и сложной сфере деятельности, как метрополитены и РЖД, а именно специализации "Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог". Поговорим о том, что это за профессия, где можно работать. Поделимся и другими сведениями.

После какого класса школы берут?

Сразу же отметим, что специальность эта обобщенная, и есть она только в железнодорожных техникумах и колледжах. И институтах уже совершенно другие, а точнее, узкопрофильные. Вот смотрите: например, в вузе есть специальности "Локомотивы", "Вагоны", "Организация перевозок на ж/д транспорте" и другие. Видите? Все отдельно. Даже изучение локомотивов на разных факультетах имеет несхожие дисциплины, роды вагонов, локомотивов. А специальность "Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог" является как бы упрощенным и обобщенным вариантом.

техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

Поступать учиться можно после 9 класса. А можно и вообще пойти учиться, даже если у вас высшее образование (естественно, в другой отрасли). Обучают на дневном, вечернем и заочном отделениях. Так что, если возникло острое желание уйти, допустим, из продуктовой сферы в железнодорожную, то примут беспрепятственно. Нужно сдать, помимо диктанта, физику и математику.

А так ли нужно на железной дороге образование?

В настоящее время все чаще требуются специалисты с высшим образованием, несмотря на то, что инженерных должностей гораздо меньше обычных. Именно на такие вот "обычные" должности принимают людей с техническим образованием. Не будем говорить о тех, кого взяли работать в РЖД или в метро с юридическим или зоологическим образованием. Пусть это будет не про нас. Поверьте, эта сфера требует знаний по профилю. Представьте себе, что того же железнодорожника поставят в аптеке за прилавок торговать лекарствами. Знает он много? Нет. Так и в сфере транспорта: нужно разбираться хотя бы в самых азах. В этом и поможет специальность "Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог", которая рассчитана на работников разных профессий.

специальность техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

Объясним на примере, зачем тут нужна учеба. Представьте, что вас приняли на работу оператором ЭВМ, который обязан делать различные операции с локомотивами. Работнику нужно в какой-то момент времени определить, к какой категории можно отнести неисправность, чтобы ремонтные бригады могли знать, к чему готовиться и что чинить. Безграмотный оператор может выбрать абсолютно другую категорию, что приведет к проблемам у всех работников, связанных с ремонтом. Оператор же получит выговор или лишится премии. И это только один пример.

Какие должности?

Теперь посмотрим, что можно предложить выпускнику ж/д техникума с квалификацией "Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог". Кем работать такому человеку? Учитывайте, что на многие должности потребуется пройти медкомиссию, так как сфера транспорта — это вредное производство.

Итак, теперь о должностях. А точнее, сначала разделим на различные предприятия, службы. Как известно, есть железные дороги, а есть метрополитен. Это все одна сфера, одна отрасль. В метрополитене можно работать в электродепо с подвижным составом либо в цехе ремонта, либо в цехе эксплуатации.

профессия техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

На РЖД разделение идет не на цеха, а на структурные подразделения. Поэтому выбирайте заранее: в эксплуатацию или в ремонт. Если есть желание работать на заводе, то однозначно — ремонт.

  • эксплуатация: расшифровка лент, оператор ЭВМ, нарядчик, линейный оператор;
  • ремонт: слесарь, техник, дефектоскопист, осмотрщик, составитель вагонов.

Проводники и машинисты

Может, кто-то спросит сейчас: "А как же машинисты, проводницы? Почему о них не напомнили?". А не напомнили потому, что у них есть свой учебный план. Существуют курсы помощников машиниста, проводников. Машинистов обучают только после того, как те отъездят помощниками нужное количество времени, например, 2 года. У проводниц есть свои отдельные курсы.

Кстати, следует отметить, что в железнодорожных колледжах учатся на помощника машиниста (электропоездов, например). Учиться им на курсах "Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог" совершенно необязательно. Во время обучения все студенты учат теорию, делают лабораторные и бывают на практике.

Стоит ли идти?

Помните, если у вас есть серьезные проблемы со здоровьем: плохой слух, невнимательность, рассеянность, ограниченность движений, неврологические заболевания, очень плохое зрение, больное сердце, слабые сосуды и проблема с давлением, то лучше откажитесь от своей затеи. Профессия "Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог" требует от работника внимательности и наличия хорошего здоровья. Можно, конечно, ради интереса получить образование и быть железнодорожником только по диплому, никто не запретит. Но практику нужно пройти будет обязательно (медкомиссия не нужна, если только не собираетесь сразу отправляться в рейс помощником машиниста или проводником).

техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог кем работать

Вот и перечислены некоторые моменты, связанные с профессией "Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог". Любые нюансы могут возникнуть только во время выбора должности или уже в процессе работы. Зарплата у техника с такой профессией маленькая, а ответственность и психоэмоциональная (или физическая) нагрузка большие.

Так уж вышло, что в России монополия на рынке железных дорог. Поэтому статья о работе в сфере железнодорожного транспорта автоматически превращается в статью о работе в РЖД. Давайте разбираться, что это за компания, кем в ней можно работать и нужно ли…

Подготовить материал помогала бывшая сотрудница РЖД Ольга Проневич.

В этой статье:

Факты про РЖД, о которых вы не задумывались

Масштабы РЖД настолько велики, что нет, пожалуй, ни одного человека, не знающего о существовании этой компании. А масштабная она потому, что государственная (её учредителем и единственным акционером является Российская Федерация) и единственная в своём роде (в России у неё нет конкурентов). Кстати, ОАО «РЖД» входит в тройку мировых лидеров железнодорожных компаний.

То есть работа в РЖД = работа на государство.

Карта-схема железных дорог России обширна. Если видите свой город на карте – вы в игре.

РЖД занимается как пассажирскими, так и грузовыми перевозками. А ещё это не только междугороднее, но и пригородное сообщение. Так что даже если вы просто ездили к бабушке на дачу на электричке, то вы хотя бы раз были пассажиром РЖД.

География железных дорог широкая, поэтому работа в РЖД возможна по всей России. Более того, есть представительства РЖД и в других странах: Северная Корея, Китай, Польша, Чехия, Финляндия, Германия, Венгрия, Эстония, Словакия, Украина, Белоруссия, Франция, Иран.

Цифры, касающиеся возраста работников компании, даже немного удивляют! 42,2% – столько в РЖД молодых сотрудников (до 35 лет).

Но есть и другие важные цифры. На сайте РЖД размещена информация о зарплатах:

Среднемесячная заработная плата работников, занятых на перевозках, в сентябре 2019 г. составила 56 931 руб.

Кто работает в РЖД?

Чем можно заниматься в РЖД

Ответ «перевозить людей и грузы» – неверный. Точнее верный только на 1/9. На самом деле у компании есть огромный круг осуществляемой деятельности:

  1. Перевозка грузов и пассажиров. Сюда входит всё: от общих до военных нужд, от погрузки до охраны груза, от организации логистики до её реализации.
  2. Производство, ремонт, строительство. Это про производство, содержание, эксплуатацию, монтаж, аварийно-восстановительные работы, контроль, касающиеся ж/д составов и сопутствующего оборудования.
  3. Обслуживание инфраструктуры железнодорожного транспорта. К этой сфере относятся услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта и предоставлению железнодорожных путей, а также их эксплуатация, содержание и ремонт.
  4. Проектирование и конструкторская деятельность. Сюда входят разработка конструкторско-технологической документации; изготовление, поставка и обслуживание технологического оборудования; научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные, изыскательские, строительные, строительно-монтажные, ремонтно-строительные, инжиниринговые и прочие работы.
  5. Информация и связь. К этому виду деятельности относятся: услуги связи, маркетинг, сервисные услуги, рекламно-издательская и полиграфическая деятельность, выставки и презентации, обслуживание средств связи и вычислительной техники, разработка автоматизированных систем, обработка данных и многое другое.

Торговля. Здесь не обходится без производства и продажи продовольственных и промышленных товаров, торгово-закупочная и снабженческо-сбытовая деятельность и даже хранение и реализация горюче-смазочных материалов.

Более подробное описание каждого вида работы в РЖД можно найти на сайте компании. По сути, РЖД – это отдельный мир, в котором должны функционировать абсолютно разные механизмы.

Так что работа в РЖД – это не только проводник поезда.

Какие есть вакансии в РЖД?

На данный момент hh.ru предлагает 39 вакансий РЖД в 16 различных профобластях с зарплатой от 25 000 до 125 000 рублей в месяц.

А вот на официальном сайте компании представлено 206 предложений о работе в РЖД. Найти нужное объявление можно, выбрав вакансию, подразделение, регион и зарплату.

Вакансии на сайте РЖД

Кстати, если хотите лучше понять работу проводника РЖД, «проживите» с ним его день:

Где нужно учиться, чтобы получить работу в РЖД?

То, какое нужно образование для работы в РЖД, определяется выбранной вами профессиональной областью. Однако значительная часть специалистов ОАО «РЖД» обучается в профильных учебных заведениях – 9 университетах путей сообщения и 47 техникумах и колледжах железнодорожного транспорта.

Все вузы и ссузы можно также найти на сайте РЖД:

Список вузов и колледжей с железнодорожными специальностями

Обычно для работы в РЖД студенты учатся по следующим направлениям подготовки:

  • Программы высшего образования– "Подвижной состав железных дорог", "Эксплуатация железных дорог", "Системы обеспечения движения поездов", "Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей";
  • Программы среднего профессионального образования – "Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог", "Организация перевозок и управление на транспорте", "Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования", "Автоматика и телемеханика на транспорте", "Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство".

Приятная новость: около 40 тысяч человек учатся в вузах и ссузах по целевым направлениям ОАО «РЖД».

Так что перед поступлением можно рассмотреть и этот вариант, ведь в таком случае ваше обучение будет бесплатным для вас, а после окончания вам будет обеспечено рабочее место.

Мнение сотрудника РЖД

Мы собрали для вас ценные комментарии Ольги Проневич – бывшей сотрудницы дочернего предприятия РЖД, работавшей в компании с 2012 по 2019 год.

Спойлер: они радужнее официальной информации с сайта компании.

Поиск вакансий

В самом РЖД вакансий действительно достаточно мало. И это в основном монтеры пути, машинисты и другие рабочие специальности. У РЖД есть множество дочерних организаций. Например: АО «НИИАС», ООО «ОЦРВ», ООО «ЛайкаСофт», ОАО «ВНИКТИ». Полный список есть здесь. Поэтому самые интересные и современные должности – не на сайте РЖД. Так что вбивайте эти названия на любом сайте поиска работы и ищите подходящие вакансии.

Зарплаты

Зарплаты могут быть очень разными. Если у студента нет опыта или он ищет подработку, то можно рассчитывать на зарплату от 35 000 рублей за 0,5 ставки. Но если человек способный, с амбициями и подвешенным языком, то шансы на хорошую зарплату сильно возрастают. Тогда уже в 25-27 лет можно рассчитывать на годовой бонус в 4-5 месячных зарплат.

Да и в целом у многих компаний РЖД оплата заключается не в ежемесячной зарплате, а в годовых премиях. Так получается, потому что годовой бонус связан с тем, что дочерние компании работают по заказу РЖД, которое обычно оплачивает свои заказы раз в год.

А самые высокооплачиваемые должности сейчас связаны с IT и информационной безопасностью (т.к. РЖД попадает под Закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»).

Преимущества работы в РЖД

  • Гарантия трудоустройства по всей стране (если уж тебя выучили – тебя точно возьмут на работу, притом в любом городе России; так что точно не нужно будет с красным дипломом экономиста идти в условный Макдональдс);
  • Обалденный соцпакет. Свои бесплатные санатории, больницы, детские сады – своё государство в государстве.
  • Отличная стартовая школа жизни. Поскольку от трудового распорядка, правил, инструкций и постановлений зависят реальные жизни людей – молодые люди мгновенно начинают относиться к работе серьезно, перевоспитываются и мужают за считанные месяцы. Что-то типа армии на минималках.
  • Передовые технологии, аналитика, IT и другие модные направления движутся там семимильными шагами. Кое-где не хватает компетенций, но уж бюджета на самые передовые разработки там хватает всегда. Иногда даже чересчур.
  • Во время всей учебы нет проблем с подработкой. Уже курса с третьего можно не разносить пиццу, а работать на полставки на настоящей работе: программист, проводник, администратор сетей, оператор погрузки и т.д.
  • В командировках можно объехать всё страну. Сами работники всегда очень радушные: и накормят, и покатают по примечательным местам. Черное море, Уральские горы, леса Байкала – железная дорога везде.
  • Хорошее место для старта для молодых специалистов. Многие уходили потом Mail.Ru Group, EY и прочие корпорации.

Что ещё нужно знать о РЖД

Ещё это место для творческих, но стрессоустойчивых людей. В РЖД много нерешенных вопросов, которые ждут, когда придёт кто-то одаренный. И карьеру там точно строить можно!

Читайте также: