Потребность в получении профессии это какая потребность

Опубликовано: 03.07.2024

Каждый год тысячи российских выпускников школ решают вопрос, какую профессию выбрать. Хорошо, когда у человека есть определенное призвание, и он буквально с детства знает, что станет, например, музыкантом или спортсменом. Но ведь таких случаев единицы, и большинство абитуриентов выбирают специальность, исходя из ее престижности и востребованности на рынке труда. Так как же определиться с профессией представителям нового поколения?

В нашем обзоре пойдет речь об отраслевой и профессиональной структуре российской занятости и о том, какие профессии пользуются спросом сейчас, а какие станут востребованными в недалеком будущем.

Отраслевая и профессиональная структура российской занятости

С конца 90-х годов прошлого века вместе с кардинальными изменениями в российской экономике стала стремительно меняться и структура профессиональной занятости населения. За прошедшие годы распределение работников между основными отраслями и профессиями изменилось существенным образом, причем это характерно как для спроса, так и для предложения рабочей силы. Самые крупные потери в эти годы испытало сельское хозяйство, где численность работающих сократилась практически на треть. Большие потери понесли обрабатывающая промышленность (-20%), образование (-8%) и добыча полезных ископаемых (-4%) [1] . Остальным отраслям удалось сохранить количество занятых работников на прежнем уровне или даже увеличить его. Главными поставщиками рабочих мест стали сфера финансов (+100%), торговля (+44%), гостиничное хозяйство (+34%), строительство и деловые услуги (по +31%), государственное управление (+21%) [2] . Примерно на 5–10% выросло и количество работающих на транспорте, а также в сфере коммунальных и прочих услуг.

За довольно короткий срок отечественная отраслевая структура занятости приобрела совершенно новый вид. Обрабатывающие производства уступили свое лидерство в качестве самого крупного сектора экономики, доля занятых в них сократилась, а первое место заняла торговля. Интересно, что столь активный отраслевой «передел» обошелся без заметного роста безработицы. Рабочая сила, которая высвобождалась под влиянием технологических и социальных сдвигов из одних секторов экономики, весьма успешно находила свое применение в других.

В целом за 15 последних лет доля первичного сектора экономики (сельское хозяйство и рыболовство) сократилась с 14,1% до 9,4%, вторичного (промышленность и строительство) с 30,4% до 27%, а третичного (сфера услуг) наоборот, выросла с 55,5% до 63,6%.

Общая численность работающих увеличилась с 2000 года на 11,1% [3] . Львиная доля этого прироста пришлась на докризисный период, завершившийся в 2008 году. С этого момента занятость остается практически неизменной. Что касается профессиональной структуры занятости, то за это время больше всего увеличилось количество руководителей — практически в два с лишним раза — с 4,4% до 8,6%, специалистов высшей квалификации — с 15,6% до 20,4%, работников сферы обслуживания — с 11,8% до 14,5%. Квалифицированных рабочих при этом стало меньше на 10%, неквалифицированных — на 20%, а работников сельского хозяйства — почти на 40% [4] .

В итоге доля работников высоких профессиональных квалификаций составила 62% от общего количества занятых, а доля низкоквалифицированных работников — всего лишь 38% [5] . По прогнозам специалистов, в ближайшие годы эта тенденция сохранится.

Топ-10 самых востребованных профессий на сегодня

Еще лет десять назад среди специалистов возникла обеспокоенность по поводу дисбаланса на рынках образовательных услуг и труда. Из 1,2 миллиона выпускников высших ученых заведений около 40% составляли экономисты и юристы, при этом экономика испытывала недостаток в технологах, инженерах, химиках, биологах. Такая ситуация сохраняется и на сегодняшний день. Многие выпускники, имея неверное представление о востребованности той или иной профессии на рынке труда или под давлением родителей, выбирают престижные, на их взгляд, профессии менеджера или юриста. Однако найти работу после получения диплома многие из них не могут, поскольку рынок давно уже перенасыщен специалистами такого рода. По мнению аналитиков портала «Работа@Mail.ru», на сегодняшний день в стране явный преизбыток психологов, дизайнеров, экономистов, управленцев и дефицит врачей, учителей, инженеров и агрономов.

Возможно, при выборе будущей профессии стоит более внимательно проанализировать ее перспективы на рынке. В 2018 году топ-5 профессий для специалистов с высшим образованием выглядит следующим образом [6] :

  • Специалист информационных технологий . Глобальная компьютеризация, ведущая к необходимости создания качественного программного обеспечения, его тестирования и оптимизации, регулярного обслуживания серверов, разработке программ для борьбы с хищением конфиденциальной информации приводит к тому, что специалисты в сфере IT становятся чуть ли не самыми востребованными.
  • Инженер . Из-за санкций экономика России вынуждена развивать собственное производство в самых разных областях — от пищевой промышленности до тяжелого машиностроения. Поэтому и крупные, и небольшие производственные компании и предприятия все активнее приглашают на работу инженеров. По прогнозам аналитиков, спрос на таких специалистов в ближайшие годы будет только расти.
  • Маркетолог-аналитик . На востребованность этой профессии также оказали влияние антироссийские санкции. Желая получать прибыль в непростых условиях экономической нестабильности, торговые компании вынуждены все чаще разрабатывать собственную маркетинговую стратегию, основываясь на анализе текущей ситуации.
  • Сотрудники социальной сферы . В последние десятилетия по причине низкого уровня заработной платы происходит отток молодых специалистов из школ, детских садов, медучреждений. В связи с этим на сегодня наблюдается большое количество вакансий, которые необходимо закрыть.
  • Переводчик . Требования к качеству перевода с иностранных языков постоянно растут. Поэтому людей, имевших отличные оценки по иностранному в вузах, много, а места переводчиков остаются вакантными. Серьезное изучение иностранного языка — реальный шанс трудоустроиться.

Какие специальности будут востребованы в будущем?

Из-за непрерывных изменений в экономике меняется рынок труда, и те профессии, которые казались востребованными еще пять лет назад, в будущем могут оказаться практически ненужными. Точно предсказать, какие именно специальности станут самыми популярными, очень сложно. Например, в 2005 году аналитики заявляли, что через 10 лет в топ востребованных войдут такие профессии, как специалист в области нанотехнологий и космический работник. Десять лет прошли, но на сайтах по поиску работы такие вакансии по-прежнему отсутствуют.

В «Сколково» выпустили очень интересное издание — «Атлас новых профессий», который поможет студентам и их родителям выбрать самую подходящую специальность и при этом быть востребованными на рынке труда. В этом проекте приняли участие почти 2500 экспертов как из России, так и из-за рубежа. Ими были спрогнозированы востребованные профессии по 19 отраслям экономики. Вот несколько профессий из этого атласа, которые появятся на рынке труда до 2020 года:

  • Переводчики между поколениями . Это люди, которые будут помогать создавать коммуникацию между представителями разных поколений. Проблема «отцов и детей» существовала всегда, в последние годы она обострилась, а в будущем, по мнению Тахира Базарова, станет острой настолько, что необходимы будут специальные переводчики, которые будут помогать общаться, вести переговоры по самым различным поводам. Готовить их будут на факультетах социологии, психологии и в вузах, занимающихся подготовкой специалистов для массмедиа.
  • Сити-фермер . Незаменимая профессия в условиях недостатка земель для выращивания овощей и фруктов. Она предполагает обустройство и обслуживание агропромышленных комплексов на стенах и крышах небоскребов. Уже и сейчас в японских и американских мегаполисах существуют сады на крышах.
  • Биотехнолог . По прогнозам, лет через пять биотехнологи будут востребованы практически везде. Такие специалисты будут заниматься заменой имеющихся небиотехнологических решений продуктами биотехнологии. Например, вместо дизельного топлива — биотопливо, строительные биоматериалы вместо привычных бетона и цемента. Одна из уже существующих разработок в этой сфере — биобетон, представляющий собой симбиоз бетонной смеси и семян растений. Правда, подобные предсказания можно было услышать и в 90-х годах прошлого века, но взрывного спроса на биотехнологов как не было, так и нет.
  • Урбанист-эколог . Специализируется в области строительства, энергетики и контроля за состоянием окружающей среды. Этот прогноз звучит разумно в связи с постоянным ужесточением экологических стандартов во всем мире.
  • Лидер сетевых коммуникаций . На сегодня этой профессией фактически заняты уже сотни людей. В интернете существуют тысячи форумов, сообществ, экспертных групп. Чтобы они работали эффективно, необходимы профессиональные модераторы, которых надо готовить. Заниматься этим могут факультеты PR.

Через 10–50 лет, по мнению авторов «Атласа новых профессий», востребованы будут еще более неожиданные специальности:

  • ГМО-агроном . Несмотря на всеобщую борьбу с генномодифицированными продуктами, рано или поздно они все же станут обычным явлением. Натуральные продукты останутся роскошью, производством которых будут заниматься только небольшие фермерские хозяйства и поклонники здорового образа жизни. Возникнет потребность в ГМО-агрономах, специалистах, которые будут заниматься генной модификацией сельскохозяйственной продукции, используя новейшие достижения биотехнологии.
  • Биоэтик . Специалист, обязанный следить за соблюдением этических норм при трансплантации и биомоделировании органов. Возможно, появится целая отрасль законодательства, занимающаяся проблемами в этой сфере.
  • Оператор медицинских роботов . Уже сейчас с помощью высокоточных медицинских роботов проводятся сложнейшие хирургические операции. В будущем возникнет необходимость в специалистах, имеющих глубокие познания как в медицине, так и в IT-технологиях, способных управлять такими роботами.
  • Психиатр-специалист по информационному «перегреву» . Поток информации, которую получает человек ежедневно, в дальнейшем будет только увеличиваться. Последствиями этого может стать эмоциональная перегрузка, ведущая к стрессу и неврозам. К тому же не все умеют отфильтровывать ненужную информацию, поэтому потребуются специалисты, которые будут помогать людям сохранить психическое здоровье в условиях непрерывного и противоречивого информационного потока.
  • Архитектор живых систем . Специалист по проектированию и созданию технологий замкнутого цикла с участием микроорганизмов и генетически модицифицированных организмов. Он будет востребован в городах для расчета мощности биореакторов, разработки проектов городских ферм и системы переработки мусора.

Одновременно с появлением новых специальностей, возможно, исчезнут те, которые сейчас являются на рынке труда самыми обычными и нужными. Например, такую печальную судьбу специалисты предрекают для провизоров, библиотекарей и еще целого ряда профессий. Но не стоит слишком уж доверять прогнозам.

  • 1, 2, 3, 4, 5 http://csr.ru/wp-content/uploads/2017/03/Doklad_trud.pdf
  • 6, 7 https://www.hr-director.ru/article/67102-rynok-truda-v-2018-18-m4


Белоногова Нарцисса Николаевна Ответственный редактор

Од­но­знач­но­го от­ве­та на во­прос о том, как сде­лать пра­виль­ный вы­бор про­фес­сии, как не бы­ло, так и не бу­дет. Но оче­вид­но од­но: ка­кую бы спе­ци­а­ли­за­цию вы ни вы­бра­ли, важ­но стать и оста­вать­ся в ней про­фес­си­о­на­лом. Про­фес­си­о­на­лы не бо­ят­ся конъ­юнк­ту­ры рын­ка и всег­да на­хо­дят свое мес­то — ра­бо­ту по ду­ше и ин­те­ре­сам, удов­летво­ря­ю­щую их по­же­ла­ни­ям к карь­ер­но­му рос­ту и фи­нан­со­во­му до­стат­ку.

Первое высшее образование: какое выбрать, как и где лучше его получить?

Стоимость высшего образования

Стоимость высшего образования: обзор средних цен на обучение в вузах Москвы

Выбор предметов ЕГЭ: какие экзамены выбрать для поступления в вуз?

© 2020 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.









Назад Вперёд

Загрузить презентацию (273 кБ)

Цель: формирование представлений старшеклассников о своих мотивах и потребностях.

Задачи:

  • дать определение понятий «мотивы» и «потребности»;
  • изучить мотивы и потребности на основе самодиагностики;
  • актуализировать необходимость осознания своих мотивов и потребностей в ситуации выбора профессии.

Ход занятия

I. Вводная часть

1. Разминка.

Начнем наше занятие с необычного приветствия. Необходимо закончить фразу: «Привет всем тем, кто хотел бы научиться…», например: рисовать, танцевать, гадать на картах, водить машину… Те, кого заинтересовало предлагаемое дело, отвечают: «Привет!»

2. Вступительная беседа. Целеполагание.

– Много прозвучало разных желаний, но мотивы научиться этому наверняка разные? Например, почему вы хотите научиться водить машину?

– Послушайте следующую цитату: «У рабочих, возводящих Шартский собор, спросили, что они делают. Один говорит: «Я таскаю камни». Другой: «Я зарабатываю на пропитание». Третий: «Я строю храм». Вид деятельности один и тоже, ответы разные. Почему? (у них разные мотивы и потребности)

В трех ответах этих людей, занятых одним общим делом, отражены основные мотивы и потребности.

СЛАЙД 1. Тема сегодняшнего занятия: Мотивы и потребности в профессиональном выборе.

Осознание своих и чужих мотивов и потребностей – дело важное и трудное. А какие профессиональные мотивы и потребности у вас? Вы готовы сейчас сформулировать свои мотивы и потребности в профессиональном выборе? Почему?

Вам необходима помощь в формировании представлений о своих мотивах и представлениях? В связи с этим, какую цель можно поставить на сегодняшнее занятие? (формирование представлений о своих мотивах и потребностях в профессиональном выборе).

II. Основная часть

1. Теоретическая часть. Определение мотивации.

Для каждой профессии существует свой минимальный уровень способностей, позволяющий выполнять профессиональные действия.

– Почему одни специалисты достигают более высокого уровня профессионализма а другие вообще не могут полностью реализовать свой профессиональный потенциал? (мешает отсутствие мотивации, то есть побуждения к деятельности).

СЛАЙД 2. Мотив – побуждение к деятельности. Нет мотива – нет деятельности.

2. Самодиагностика мотивации. Упражнение «За двумя зайцами».

Для того, чтобы определить какие мотивы в профессиональном выборе преобладают у вас, выполним упражнение «За двумя зайцами». Прочитайте суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам. «Я хотел бы, чтобы моя будущая профессия позволила мне…» (см. Приложение 1).

СЛАЙД 3. Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы (профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).

Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (внепрофессиональная мотивация), значит, сейчас для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным).

Если выбранные суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация носит противоречивый характер. Решите, что для вас в сейчас важнее – профессиональное самоопределение или другие вопросы.

– Вы согласны с такой интерпретацией? Соответствуют ли полученные результаты вашим представлениям о себе?

СЛАЙД 4. Помните, как начинается «Сказка о царе Салтане»?

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, говорит одна девица, –
Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир».
«Если б я была царица, говорит ее сестрица, –
Я б на целый мир одна наткала бы полотна».
«Если б я была царица, третья молвила девица, –
Я б для батюшки царя родила богатыря».

Царь в этой сказке поступает как профессиональный менеджер по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее мотивации.

– У первых двух девиц какая мотивация: профессиональная или внепрофессиональная? (профессиональная мотивация, исходя из которой царь их «трудоустроил»: одну сделал ткачихой, а вторую поварихой).

– А у третьей девушки какая мотивация? (ярко выраженная внепрофессиональная мотивация, она не хотела работать, а хотела быть царской женой, поэтому именно ее царь взял в жены).

3. Игра «Сто к одному».

СЛАЙД 5. В основе любой мотивации лежат потребности человека – это ощущение, что чего-то не достает. Подумайте, что для вас важнее всего в данный момент? Учеба? Работа? Личная жизнь? Творчество? Здоровье? Что-то другое?

СЛАД 6. Вам известна телевизионная игра «Сто к одному»? Представьте, что на улице был проведен опрос случайных людей: «Что для вас в жизни главное?»

  1. Здоровье.
  2. Благополучие семьи и близких.
  3. Материальная обеспеченность.
  4. Хорошая работа.
  5. Любовь.
  6. Карьера.
  7. Слава.

– Согласны ли вы с тем, что перечисленные потребности – главные в жизни человека?

4. Теоретическая часть. Определение потребностей. «Пирамида потребностей».

СЛАЙД 7. Американский психолог Абрахам Маслоу разделил все потребности человека на низшие и высшие и расположил их в виде пирамиды:

По мнению А.Маслоу, для большинства людей выход на более высокий уровень невозможен до тех пор, пока не удовлетворена потребность более низкого уровня. Вы согласны с этим?

Вы страдаете от жажды, а в это время вам рассказывают о перспективах нанотехнологий. Вы не спали двое суток, а вас приглашают в ресторан. Вы хотите есть, а вас тянут в консерваторию. Мы испытывает дискомфорт и раздражение от того, что наши актуальные потребности игнорируются. Остальные потребности отступают на второй план как менее актуальные: когда утолим жажду, сможем воспринимать информацию, а, выспавшись, с удовольствием поужинаем.

Позже Маслоу пересмотрел свои взгляды. Ведь только человек способен ради высших целей пойти на многие лишения, пренебречь безопасностью ради любви, поделиться с ближним куском хлеба, отдать жизнь за свои убеждения.

5. Самодиагностика потребностей. Методика «Актуальные потребности».

– А какие потребности преобладают у вас?

Перед вами список важнейших потребностей. Попробуйте расставить их по степени важности для себя: самую важную потребность поставьте под №1, следующую по значимости потребность – под №2 и так далее до №15. Мысленно проговаривайте фразу «Я хочу…»

Расставьте в бланке соответсвующие баллы и определите, какие потребности набрали наибольшую сумму. Группа потребностей, которая набрала наибольшее число баллов, является для вас ведущей. Это необходимо учитывать при выборе профессии и планировании карьеры (см. Приложение 2).

III. Заключительная часть

1. Упражнение «Между «хочу» и «надо».

Считается, что правильно выбранная профессия должна быть интересна и, кроме достойного вознаграждения, приносить удовольствие. Но любая работа, даже самая интересная и любимая, требует напряжения и самоотдачи.

Основные виды деятельности человека – игра, образование, работа, творчество, отдых. Четкой границы между этими видами деятельности нет.

Любая деятельность направляется внешними и/или внутренними мотивами – необходимостью и потребностью.

Возьмите бланк «Между «хочу» и «надо» (см. Приложение 3). Заполните таблицу в соответствии с тем, чем являются для вас игра, образование, работа, творчество и отдых – потребностью и / или необходимостью.

– Какая деятельность будет более эффективна и благотворна для человека? (в основе которой лежат не только внешние, но и внутренние мотивы).

2. Рефлексия занятия. Упражнение «Говорящий мяч».

СЛАЙД 8. По кругу передаем мяч. Тот, у кого мяч в руках, отвечает на любой из предложенных вопросов:

– Какую цель мы ставили на сегодняшнее занятие? Удалось ли ее реализовать?

– Почему важно учитывать свои мотивы и потребности в профессиональном выборе?

Потребность в безопасности и защите — основная потребность, которая мотивирует человека установить разумный порядок, структуру и про- гнозируемость своего окружения.

Потребность в безопасности и защите значительно влияет и на выбор профессии (Ма§1ото, 1987).

Как показывают последние исследования, именно высокая доходность от работы является главным условием выбора профессии в настоящее время. Это связано с тем, что практические соображения обычно выступают доми­нирующим мотивом в выборе профессии среди молодежи. Именно в период экономического спада и массовой безработицы, каковым является насыщенный период развития в России. В это время часто отсутствует возможность посвятить себя любимому делу и приходится выбирать такую профессию, которая позволит найти работу, т. е. пользуется спросом, и даст средства к существованию.

Ранние браки и необходимость содержания семьи также побуждают молодых людей искать работу в иной сфере деятельности, чем та, которую они бы выбрали, если бы у них были «развязаны руки». Художник, например, может работать в каком-нибудь рекламном или информационном агентстве, занимаясь живописью лишь по выходным в качестве хобби, а музыкант — работать в ресторане, посвящая написанию музыки только свободное "от работы время. Другими мотивами профессионального выбора могут быть:

Родительские установки. Дети, находящиеся в центре внимания семьи, могут вырасти зависимыми от потребности в принадлежности к группе, в любви и уважении других (Кое, 1957). В последующие годы они будут очень остро сознавать мнения и отношения окружающих. В результате их привлекают профессии, которые дают им возможность контактировать с людьми и пользоваться их уважением.

Кроме того, семья обычно служит моделью определенного образа жизни и является для человека источником важных жизненных ценностей и убеждений. Так, в западных странах дочерей работающих матерей отличает, как правило, более высокая мотивация достижения и большее стремление сделать карьеру, чем девушек, чьи матери не работают вне дома (Нойшап, 1989).

Необходимость реализовать собственные способности, т. е. добиться самоактуализации. Другими словами, человек делает то, что, как ему кажется, может принести наибольшее удовлетворение и максимально способствовать его личностному росту.

Интерес к профессии. Нередко этот интерес имеет романтический характер, навеянный литературой, увиденным фильмом, телепередачей. В этом случае романтика быстро улетучивается и остаются «суровые будни». Если человек оказывается неподготовленным к ним, то такая работа становится в тягость и обычно заканчивается сменой профессии.

Общественный престиж. Профессия выбирается исходя из соображений ее престижности в обществе.

Полоролевые факторы. Например, женщины реже выбирают научную карьеру из-за сомнения в своих способностях в овладении науками (^аге, & §1еск1ег, 1983). Они предпочитают такие профессии, которые либо позволяют им уделять больше внимания семье (работа с неполным рабочим днем; не требующая много сил и времени, но связанная с ограниченными возможностями продвижения по службе и более низкими заработками), либо традиционно более свойственны женщинам: педагогика, здравоохранение (обычно предполагающие заботу о ком-либо).

Ориентация на сложившуюся систему социальных ценностей, отражающая сознательность выбора профессионального пути. Так, согласно Г. 0л-порту (АПрой, 1961), человек, придающий особое значение теоретической

Женщины обычно предпочитают продЪессии, предполагающие заботу о ком-либо (педагог, врач).


ценности и заинтересованный в раскрытии истины, соответственно

избирает для себя деятельность в области фундаментальной науки или философии.

Человек, придающий особое значение экономической ценности и ценящий то, что полезно и выгодно, выбирает

профессию, которая позволяет «делать деньги».

Субъект, ценящий эстетику, то есть форму и гармонию, воспринимает любые жизненные события с точки зрения привлекательности и уместности и посвящает себя работе, требующей повышенного и активного интереса к эстетическим сторонам жизни.

Для человека с наивысшей социальной ценностью выбор профессии определяется любовью к людям, всяческой заботой о них. В чистом виде социальная установка предполагает альтруистический образ жизни.

Доминирующим интересом политической ценности выступает власть. Профессиональная активность в этом случае не обязательно будет ограничиваться сферой политики. Человек, основной ценностью которого является власть и влияние, будет стремиться к ней в любой сфере деятельности.

Религиозная ценность проявляется в понимании мира как единого целого. Люди, для которых религиозная ценность является ведущей, стремятся соединиться с высшей реальностью мироздания, находя в этом свой смысл существования.

Исследования, проведенные в 1999 г. А. А. Реаном, Т. В. Андреевой, Н. Л. Москвичевой и Н. Н. Киреевой среди студентов 6 факультетов СПбГУ (всего в них принимали участие 287 студентов факультетов журналистики, психологии, экономического, философского, механико-математического и медицинского), показали, что основной мотив, определивший их профессиональный выбор, был обусловлен соответствием специальности способностям и склонностям. Также в качестве основных были названы мотивы: возможность творческой работы и самовыражения и престижность университета (2-е и 3-е места соответственно). Предпочтение первых трех мотивов профессионального самоопределения характерно для всех факультетов без исключения.

Между тем существуют и характерные различия. Так, для студентов факультетов журналистики и экономики на первом месте стоит мотив возможности творческой работы и самовыражения. Кроме того, важным является мотив признания своей специальности современной и престижной.

На медицинском и психологическом факультетах предпочтение отдается мотиву полезности выбранной профессии для общества. Здесь же важна семейная традиция и крайне редко в качестве мотива выбора профессии называется престижность.

Для механико-математического факультета чаще других характерна случайность выбора профессии — 7% от числа опрошенных, в то время как на медицинском факультете таких студентов нет вообще.

Результаты исследования выявили определенную особенность: стремление выбора высокооплачиваемой профессии не проявилось в качестве ведущего мотива ни на одном факультете.

Этап начинаний — время поиска своего места в обществе взрослых и принятия на себя жизненных обязательств, предполагающих стабильное и предсказуемое будущее во всех сферах жизнедеятельности.

Этап упрочения карьеры — период ранней взрослости, когда доминирующей потребностью становится необходимость занять прочное место в выбранной сфере деятельности.

Интересными также представляются данные о том, что для философского и психологического факультетов важен мотив познания себя, окружающего мира, самого процесса учебы, то есть ярко выражен познавательный мотив, а для философов- политологов — мотив большой перспективности выбранной профессии в будущем.

Период выбора профессии, когда молодые люди пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях, обычно к 25 годам заканчивается подбором подходящей работы и началом ее освоения. С 25 лет начинается этап упрочения карьеры, когда доминирующей потребностью становится необходимость занять прочное место в выбранной сфере деятельности.

Человеческий род не смог бы выжить без пищи, тепла, воздуха. Для нормального функционирования мы постоянно в чем-либо нуждаемся, нам что-то требуется. Получения желаемого доставляет удовольствие, приводит к ощущению радости жизни.

Потребности человека

Что такое потребности

Ключевым словом в определении понятия потребности является «нужда».

С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:

  • Дефицит потребности вызывает чувство неудовлетворенности. Потребность - это желаемое, благо.
  • Сопровождение эмоциями: от отрицательных на первом этапе до радостных после того, как потребность реализована. Когда сильно чего-то хочется мы нервничаем, тревожимся, когда получим желаемое - расслабляемся.
  • Фиксация на предмете нуждаемости. Сознание выхватывает из действительности те вещи, которые могут нас удовлетворить. К примеру, если мы голодны, то будем акцентировать внимание на продуктах и запахе еды.

Система потребностей также формируется по особым правилам:

Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.

Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.

Потребности – строго иерархичная структура, одни – первичны, другие-вторичны.

Поступки людей продиктованы наличием определенной потребности, которые являются основным мотиватором деятельности. Мотивация к получению желаемого двигает человека вперед, заставляет действовать. Все что создано людьми за всю историю человечества в политике, экономике, искусстве, науке – это результаты деятельности по удовлетворению потребностей.

Невозможность реализации потребностей может привести к зависимости от их значимости для индивида и к таким различным последствиям:

  • Физической гибели человека. Если не удовлетворена нужда в питании, сне, воде, воздухе, безопасности и т.д.
  • Фрустрации - длительному переживанию, сопряженному с нервным расстройством и способным привести с серьезным психологическим проблемам. Примером служит отсутствие признания заслуг человека со стороны общества.
  • Сублимации - переходу энергии неудовлетворенности в созидание, творчество. К примеру, отсутствие секса замещается тяжелыми спортивными нагрузками.

Таким образом, к потребностям следует прислушиваться и стараться их реализовать.

Какие потребности есть у человека

Человек - один из представителей животного мира, с присущими другим видам инстинктами и нуждами. В тоже время мы обладаем более высоким интеллектом, чувствами, волевыми качествами. Такое сочетание обуславливает наличие потребностей двух уровней: базового и дополнительного (основного и вторичного).

Основные потребности

Эта группа является жизненно важной для человека, как биологического вида. Базовые нужды делятся на две группы.

Физиологические Экзистенциональные
Дыхание, питание, жажда, сон, отдых, продолжение рода, жилище. Комфорт, социальная и правовая безопасность, наличие занятости и т.д.

Физиологические базовые потребности подлежат удовлетворению в первую очередь, так как без них невозможно само существование. Перечисленные вещи и явления присущи человеку с первобытных времен.

Физиологические

Человек старается сделать процесс удовлетворения базовых нужд более комфортным. Если на начальном этапе развития человеческого рода одеждой служили шкуры животных, то сегодня для того, чтобы одеть нас работает целая индустрия.

Базовые потребности могут видоизменяться с возрастом в пользу превалирования одних над другими. Сон, к примеру, имеет большее значение для маленьких детей и пожилых людей, а в молодости мы способны обходиться минимальными часами отдыха и чувствуем себя при этом бодрыми. Секс, как первичная потребность, также, по ряду причин может утрачивать приоритетность с возрастом, а в подростковом возрасте является приоритетным.

Часто возникают вопросы о безопасности как необходимости для существования. Человек всегда испытывал опасность от явлений окружающего мира или других людей. Цунами, сход ледников, нападение диких зверей или других племен - все это заставляло человека защищаться или убегать. Со временем были сформированы целые институты, которые должны защитить отдельного индивида от внешних вторжений (армия, полиция, МЧС). Именно поэтому безопасность является первичной потребностью, мы должны понимать, что наша жизнь и имущество находятся под охраной, защищены.

Потребности экзистенции (существования) появляются по мере взросления индивида и определения им своего места в социуме.

Второстепенные потребности

Если группа первичных нужд необходима для выживания, заложена на генетическом уровне, то вторичные потребности обуславливают определенный уровень качества жизни человека и приходят, трансформируются с жизненным опытом.

В числе вторичных потребностей в теории выделяют следующие:

  • Духовные. К ним можно отнести потребность в получении новых знаний о мире, поиск смысла жизни и своего места в ней, развитие творческих способностей, стремление к гармонии.
  • Социальные – любовь, дружба, взаимодействие с другими людьми, ощущение себя частью социума, отдельной социальной группы (класса, рабочего коллектива, семьи).
  • Престижные. Речь идет о нуждаемости в признании наших успехов, достойной самооценке, уважении со стороны других членов сообществ, в которые мы входим.

Таким образом, первичные потребности являются врожденными и обусловлены физиологией, а вторичные носят психологический характер и развиваются в течение всей жизни.

Виды потребностей

Потребности можно классифицировать по различным основаниям, которых в теории психологии достаточно много. Основные типы деления потребностей представлены в следующем разделе.

Если обобщить все имеющиеся теории, то следует выделить три базовых вида человеческих нужд.

Биологические или физиологические

В числе врожденных потребностей человека, заложенных на генетическом уровне, выделяются такие как:

  • Безопасность пищи и ее вкусовые характеристики.
  • Комфортная внешняя температура и электромагнитный фон.
  • Пригодная для утоления жажды чистая вода.
  • Здоровая экология.
  • Безопасность жизни и жилища.
  • Сексуальная удовлетворенность.
  • Избавление от продуктов жизнедеятельности.

Названные вещи необходимы любому живому существу. Этот набор потребностей практически не видоизменился со времен сотворения мира, поскольку с точки зрения физиологии, мы такие же как миллионы лет назад. Человек стремится к их реализации в первую очередь и незамедлительно.

Духовные

Экзистенциональные нужды исходят из системы общечеловеческих духовных ценностей, в их числе: красота, милосердие, умиротворенность, гармония, покой, искусство. Духовные потребности у каждой личности свои (в отличие от биологических) и меняются с течением времени и приобретением опыта.

В числе духовных потребностей выделяются следующие:

  • Нуждаемость в получении знаний. Зрелый человек понимает, что в целях дальнейшего роста он должен постоянно учиться. Причем расширять границы уже имеющихся навыков и получать новые. Люди поступают в учебные заведения для получения дополнительного образования, ходят на курсы повышения квалификации, овладевают новыми профессиями, осваивают азы живописи и музыки.
  • Потребность в постоянной работе над собой, улучшении своей личности (самосовершенствование). Удовлетворяя эту потребность, мы бросаем курить, садимся на диету, избавляемся от токсичных людей и вредных эмоций. Человек размышляет о том, каким бы он хотел себя видеть через определенный отрезок времени и стремится к этому.
  • Потребность в любви и личном счастье. Подавляющее большинство людей мечтает о наличии рядом близкого человека противоположного пола, создании стабильной семьи. Многие находится в поисках долгие годы, так сильна эта потребность.

Реализация духовных потребностей может осуществляться через самые простые вещи. К примеру, человек уезжает на природу и сидит с удочкой, ловя рыбу. В это время он рефлексирует, успокаивается, приобретает душевную гармонию, удовлетворяя свою потребность в умиротворении и составлении планов на будущее.

Социальные

Этот вид потребностей направлен на понимание своего места в социуме, связан с коллективами людей, социальной и экономической активностью.

Примеры социальных потребностей:

Идентификация личности. Человек позиционирует себя как часть общества с общими присущими социуму или отдельной группе чертами. В тоже время он осознает себя индивидуальной единицей с набором конкретных качеств и характеристик.

Самоутверждение. Мы хотим быть довольны собой, теми действиями и поступками, которые совершаем. Также человеку важно ощущать себя значимым в обществе, пользоваться уважением и одобрением со стороны других людей.

Альтруистические устремления. Индивид гордится поступками, направленными на оказание помощи и содействия другим людям или живым существам. Он нуждается в том, чтобы быть нужным, полезным, даже в условиях отказа от собственных интересов.

Все перечисленные виды потребностей взаимопроникающие, они дополняют друг друга, одни вытекают из других. Например, удовлетворив духовную нужду в получении профессии, мы стремимся достичь в работе успехов, за которые нас похвалят, а это уже социальная потребность.

Виды

Классификации потребностей

В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.

Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.

  • Г. Мюррей - достижения, агрессия, независимость, секс, творчество, понимание, уважение, самопознание.
  • А. Пьерон - новизна, гедонизм, коммуникация, конкуренция, взаимопомощь и другие (всего более 20 видов);
  • Э. Фромм - значимость, самоутверждение, общение, привязанность, самоидентификация.

Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.

В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:

  • Отталкиваясь от природы возникновения потребностей - естественные и культурные.
  • В зависимости от сферы приложения - коммуникативные (общение с другими людьми), когнитивные (потребность в получении новых знаний), потребности в труде и т.д.
  • Применительно к объекту, на который направлена нуждаемость - биологические, материальные, духовные и социальные.
  • Коррелируя к их происхождению - эндогенные (обусловленные внутренними факторами) и экзогенные (зависят от внешних условий).

Как видим, количество потребностей человека многочисленно, полного их перечня на сегодня нет, имеются только обобщенные группы и виды. Самой известной теорией, расставившей все виды нужд человека в порядке приоритетности является «Иерархия потребностей Абрахама Маслоу».

Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.

Пирамида

Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.

В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.

Теории ученых

Потребности являются одним из ключевых понятий в психологии, поскольку на них завязаны и мотивы поступков человека, и формирование образа жизни и наличие невротических переживаний. Теорий проблем потребностей в мире достаточное число.

Суммируя имеющиеся знания обозначим природу потребности, как ее понимали разные ученые:

  • Нуждаемость (Рубинштейн С.Л.).
  • Вынужденная необходимость (Василенко В.А.).
  • Орудие реализации нужды (Леонтьев В.А).
  • Отсутствие желаемого (Магун В.С.).
  • Нарушение стабильного состояния, статуса-кво (Оссовский В.Л.).

Изучением природы потребности мыслители занимались и до фундаментальной науки. Так, индийские йоги первыми обозначили наличие у человека семи чакр, каждая из которых отвечает за удовлетворение конкретной потребности. Философы Демокрит и Платон считали нужды людей основным двигателем прогресса, позволившим сформировать привычку к труду и внятную речь.

Платон первым разделил потребности на низшие (физиологические) и высшие (духовные), полагая, что последние должны усмирять первые. Ученый полагал, что возникновение государственности обусловлено необходимостью организации людей для разделения труда с целью наилучшего удовлетворения потребностей.

В России проблемами возникновения и реализации благ занимались М. Ломоносов и Н. Чернышевский, который обосновал взаимосвязь между познавательной деятельностью человека и его потребностями.

Но как отдельная тема в науке проблема потребностей обозначилась в начале 20 века. Фундаментальную системную работу впервые провел А. Маслоу, американский ученый, который и придумал пирамиду потребностей.

В его теории:

  • Все потребности поделены на 4 вида: полезное, приятное, благородное, святое.
  • «Высшие», благородные потребности удовлетворяются только после получения благ низшего уровня.

Мы от животных отличаемся умом,

Но вот инстинкты в нас порой сильнее.

И коль собаки ты последней голоднее

Иль секса долго не имеешь,

То вряд ли сможешь думать о другом,

О более возвышенном, святом.

Как зверь на всех бросаться будешь,

О принципах морали позабудешь.

В грехи тягчайшие готов впадать,

Чтоб только плоти потакать.

Теория Маслоу является основополагающей, но в то же время ее отдельные постулаты подвергаются сомнению. К примеру, как объяснить подвиги солдат во время войны? Голодные и холодные, они шли в бой ради великой духовной цели – победы. Большинство ученых сходились в мнении о том, что потребность является единственным мотиватором для активной деятельности и движет общество вперед.

Пирамида Маслоу

Формирование потребностей человека

С учетом рассмотренной классификации потребностей можно говорить об особенностях их формирования. Базовые физиологические потребности являются врожденными, переданы нам на генетическом уровне. Человек с ними проживает до самой смерти, без их получения он погибает физически.

Такие потребности нельзя запретить, или насадить насильственно. Первичные нужды не могут быть плохими или хорошими, чистыми или грязными. Недостойными можно считать только способы и методы их удовлетворения. К примеру, человек использует вместо туалета общественное пространство.

Первичные духовные потребности также появляются на свет вместе с человеком. Наличие в жизни любви, близких людей, гармонии, самореализации обязательны для его психического здоровья. Конечно, без перечисленных благ человек не погибнет, но надолго застрянет в рефлексии и фрустрациях.

Вторичные потребности формируются у индивида в несколько этапов.

Младенчество

Все физиологические нужды малышу обеспечивают его родители. Поскольку у ребенка происходит контакт со взрослыми у него еще до полугода возникают социальные потребности: он улыбается, разглядывает погремушки, идентифицирует мать и отца.

Ранее детство

Примерно в возрасте 3 лет у малыша появляется понимание о предметах для удовлетворения потребностей - он осознает нуждаемость в игрушках, определенной пище, конкретной одежде. Познавательные потребности растут, ребенок читает книги, занимается лепкой, рисованием, активно познает мир.

Дошкольный период, младший школьный возраст

У детей значительно расширяется социальное окружение. Помимо мам и бабушек у них появляются свои друзья - детки из детского сада, класса, двора или кружков, куда он начинает ходить. Формируется потребность в коммуникации, признании, взаимопомощи и взаимопонимании.

Подростки

В этом возрасте раскрывается последняя физиологическая потребность - сексуальная. Впервые формируются такие вторичные нужды как самореализация, самосовершенствование. Происходит резкое изменение и расширение познавательных интересов. Подросток стремится к познанию тех вещей и предметов, о которых в ранние периоды жизни даже не задумывался.

На базе оформившейся сексуальной потребности появляются нуждаемость в лице противоположного пола, романтических переживаниях. Нуждаемость в коммуникациях смещается в сторону ровесников, друзей. Родные отходят на второй план.

Считается, что к окончанию подросткового возраста все основные потребности у человека уже оформлены. Дальнейшее их развитие происходит через изменение их содержания и способов достижения.

потребность в труде

Значительную часть времени в нашей жизни занимает труд. Он - в известном смысле - представляет ее основное содержание.

К. Маркс и Ф. Энгельс в работе «Немецкая идеология» первыми ввели термин «Образ жизни». Основоположники научного социализма связывали это понятие непосредственно с трудом: «Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самое свою материальную жизнь. Этот способ производства надо рассматривать не только с той стороны, что он является воспроизводством физического существования индивидов. В ещё большей степени, это - определённый способ деятельности данных индивидов, определённый вид их жизнедеятельности, их определённый образ жизни».

Образ жизни - понятие ёмкое и многогранное. Образ жизни - и повседневный труд, и общественная деятельность каждого из нас. Но это - и быт, и сфера досуга, разнообразные формы отдыха и развлечений. Вместе с тем образ жизни характеризуется и складом мышления того или иного человека, кругом его общения, поведением дома или в обществе.

И все-таки первая, решающая примета «образа жизни» - труд, отношение к труду. По определению, которое даёт энциклопедический словарь, «труд - целесообразная деятельность человека, направленная па видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Труд сыграл решающую роль в формировании и развитии человека.

Представляем ли мы себе свою жизнь без труда? Едва ли найдётся сегодня человек в расцвете сил, который ответил бы на этот вопрос утвердительно.

Хотелось бы напомнить, что, помимо социально обусловленной необходимости, трудовая деятельность человека нужна ему и для нормального, если хотите, здорового функционирования его организма.

Человек при нормальном состоянии своего здоровья, силы, бодрости испытывает известную потребность в нормальной порции труда, в определённой деятельности. Как бы различны ни были отдельные виды полного труда или производительной деятельности, с физиологической стороны это - функция человеческого организма, и каждая такая функция, каковы бы ни были ее содержание и ее форма, по существу есть затрата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств.

Труд - непременное условие здорового долголетия. Человек, занятый умственным или физическим трудом, живёт в определённом ритме. А это, с точки зрения физиологии, крайне важно. Разумеется, ритм работы желательно устанавливать в соответствии с возрастом. Добиться этого, понятно, не просто, но стремиться к такой гармонии необходимо. Решению задачи будет в определённой степени способствовать диспансеризация населения.

И удовлетворение от работы - одна из самых больших радостей человека. Это удовлетворение, которое испытывает каждый из нас, решив трудную проблему, добившись цели, преодолев себя, присуще только человеку. Надо ли доказывать, что особенно ярко это проявляется в искусстве, науке и, конечно же, в спорте.

Итак, работают все. Но работают не одинаково. Почему? Почему одни трудятся больше, другие меньше? Кто-то более творчески, с подъёмом, а кто-то - «от сих до сих». Одни с интересом, другие - «отбывая номер»?

Попробуем разобраться, что заставляет нас трудиться? Мотивов великое множество. Чувство долга. Заработок. Сознание общественной полезности труда. Беспокойство о собственном престиже. Боязнь критики и наказания со стороны руководства. Стремление к продвижению по службе. Удовлетворение от хорошо выполненной работы. И наконец, ещё одно соображение. Наше самочувствие часто связано с ощущением, что мы занимаемся своим делом. Иначе говоря, речь идёт о соответствии выбранной нами работы особенностям нашего организма - нашей психике и физиологии.

Каждый рождается с определёнными природными задатками. Их характер зависит от психофизиологических особенностей организма. Но, с другой стороны, он определяет природную предрасположенность человека к тому или иному роду и виду деятельности.

Безусловно, крайне желательно выявить и изучить ещё в подростковом возрасте задатки человека и предоставить ему возможность заниматься соответствующей работой. Эта проблема была поставлена ещё Платоном, который считал, что каждый должен заниматься своим делом, то есть делом, как бы предназначенным ему судьбой. А любя свое дело, человек будет жить полнокровной, эмоционально насыщенной жизнью, принося максимальную пользу как обществу, так и самому себе.

И наоборот, человек, который под влиянием объективных условий и обстоятельств или не по собственному и, как выясняется, ничем не оправданному желанию занимается делом, которое его не удовлетворяет, не отвечает содержанию его личности, оказывается жертвой этого дела. Свое неудовлетворение он переносит на окружающих - коллег, семью, становится неуверенным в своих силах, страдает морально и физически.

Монтень напоминал: «Умение достойно проявить себя в своём природном существе есть признак совершенства и качество почти божественное. Мы стремимся быть чем-то иным, не желая вникнуть в свое существо, и выходим за свои естественные границы, не зная, к чему мы по-настоящему способны. Незачем нам вставать на ходули, ибо на ходулях надо передвигаться с помощью своих ног».

Об этом писал и К. Маркс в статье «Размышления юноши при выборе профессии»: «Заблуждение относительно наших способностей к определённой профессии. это ошибка, которая мстит за себя, и если даже она не встречает порицания со стороны внешнего мира, то причиняет нам более страшные муки, чем те, какие в состоянии вызвать внешний мир».

Решая чрезвычайно важную и сложную проблему гармоничного слияния личности и ее дела, общество уделяет повышенное внимание профессиональной ориентации молодёжи. Однако пока не созданы социальные условия, позволяющие обеспечить каждого человека местом в наиболее соответствующей ему сфере деятельности, хотя в процессе повышения материального и культурного уровня жизни народа, в ходе научно-технической революции эти возможности расширяются, поскольку большую часть тяжёлой, однообразной, нетворческой работы берут на себя машины и роботы, гибкие производственные системы.

Меняется характер труда. А значит, меняется и характер требований к работнику, к формам проявления его умственной и физической энергии. Усложнения техники и производственно-технологических процессов, развитие автоматизации, «малой» и «большой» механизации производства сопровождаются относительным уменьшением использования физического, мышечного труда человека и, напротив, возрастающей ролью труда умственного, нервно-психической энергии в процессе производства.

Психофизиологические и соматические реакции организма человека нередко оказываются относительно замедленными по сравнению с высокими скоростями работающих механизмов и аппаратов. Отставание биоритмов человека от ритмов производственных процессов, усугубляемое вполне понятным чувством личной ответственности, порождает у рабочего определённую неуверенность в своих силах, портит настроение, заставляет нервничать или, как говорят медики, усиливает психоэмоциональную напряжённость.

Не на своем месте. Пренеприятное чувство!

Здоровье и производительность труда человека зависят от его приспособленности к окружающей среде (в широком смысле слова - с включением в нее искусственной, в том числе производственной, среды). Пока ритм психофизиологических и технологических процессов более или менее соответствовали друг другу, достаточно было «стихийной» биологической настройки организма на изменения в технологических, производственных процессах. Человек справлялся с делом. Чувствовал себя хозяином положения. Был уверен в своих силах, в себе. Теперь же, когда возникла определённая дисгармония, когда его реакции не соответствуют требованиям, предъявляемым делом, его служебными обязанностями, необходима разработка специальных мер, которые устранили бы нежелательные последствия этого «взаимонепонимания». Перед психологией, физиологией и эргономикой труда возникла задача найти средства, которые обеспечили бы необходимую корреляцию между психофизиологическими и технологическими ритмами и не причиняли бы ущерба здоровью рабочего.

Уточнение и изменение условий производства, его планирования в прямой связи с учётом потребностей охраны труда и здоровья - один из важнейших социально-гигиенических принципов развития производства.

Многочисленные исследования показали, что посменная (двух- и трёхсменная) или суточная работа, как правило, не нарушает биологических ритмов, следовательно, человек вполне адаптируется, если эти виды работы имеют определённую цикличность и регулярность, а образ жизни рабочего соответствует потребностям его организма.

Важно, например, чтобы в ночные часы работы имелось полноценное питание, а в дневные часы отдыха сон был продуктивным (глубоким и спокойным).

Физиологически обоснованные ритм и режим работы в значительной степени способствуют повышению производительности труда и рациональному расходованию энергии работающего.

Известно, что механизация и автоматизация производства ведут к определённой ритмичности действий, то есть к периодической повторяемости движений и трудовых процессов. Эта ритмичность должна соответствовать законам физиологической ритмичности человеческого организма. Современная физиология труда исходит из того, что ритм помогает выработке и закреплению рабочего стереотипа и создаёт благоприятные условия для наиболее эффективного координирования деятельности кровообращения, дыхания. График работы конвейера, в частности, должен совпадать с графиком работоспособности рабочих, учитывать «пики» рабочего состояния и вместе с тем неизбежные спады, когда внимание и сосредоточенность рабочего резко снижаются.

Читайте также: